Транспортные работы. Чем занимается логист в транспортной компании и как получить такую работу

Cтраница 1


Транспортная работа - это количество перевезенного груза или пассажиров на расстояние перевозки за определенное время, определяется в тонно-километрах или в пассажиро-километрах. Транспортная работа подсчитывается умножением перевезенного груза (пассажиров) на расстояние ездки или нескольких ездок за рабочий день. Транспортную работу грузового автомобиля, работающего с почасовой оплатой, оценивают по валовому доходу, а автомобиля-такси - по величине платного пробега.  


Транспортная работа определяется умножением нагрузки в тоннах на пробег в километрах и потому для каждого случая будет равна соответственно: 400 ткм (4 X 100), 300 ткм (3 X 100), 200 ткм (2 X 100), 100 ткм (1 X 100) и О ткм.  

Транспортная работа, выполненная автомобилем за день работы, будет равна сумме тонна-километров по всем ездкам с грузом.  

Транспортная работа (Р и Рп), а также коэффициенты использования пробега (Р) и грузоподъемности (у), количество автомобилей, их средняя грузоподъемность (q) и нормы расхода топлива при определении потребности в топливе известны.  

Транспортная работа измеряется в тонно-километрах для грузовых автомобилей и в паосажиро-километрах для легковых автомобилей и подсчитывается путем умножения веса перевезенного груза в тоннах (количества пассажиров) на расстояние перевозки в километрах.  

Транспортная работа является продукцией автомобильного транспорта и характеризует деятельность всего автохозяйства.  

Транспортная работа ML определяется как скалярное произведение транспортной массы М на векторный путь L. При определении транспортной работы ML первый из сомножителей может быть взят в измеряемых единицах массы, а второй - как действительно пройденный путь или как тарифное расстояние.  

Транспортная работа автобусов исчисляется пассажиро-километрами. Количество пассажиро-кило-метров в междугородном сообщении определяют умножением числа перевезенных пассажиров на расстояние поездки и складывают полученные результаты по каждому рейсу автобуса. При внутригородском и пригородном автобусном сообщении условные пассажиро-километры находят делением выручки от продажи пассажирских билетов на стоимость проезда одним пассажиром расстояния в 1 км.  

Транспортная работа автобусов исчисляется пассажиро-километрами. Часовая производительность автобуса (пасс-км / ч) равна произведению числа пассажиров, находящихся в автобусе, на эксплуатационную скорость. Число пассажиров, находящихся в автобусе, равно числу мест, умноженному на коэффициент наполнения. Часовая производительность может быть получена также делением производительности за рейс на время, затрачиваемое на один рейс.  

Транспортная работа автобусов исчисляется пасса-жиро-километрами. Количество пассажиро-километров в междугородном сообщении определяют умножением числа перевезенных пассажиров на расстояние поездки и складывают полученные результаты по каждому рейсу автобуса. При внутригородском и пригородном автобусном сообщении условные пассажиро-километры находят делением выручки от продажи пассажирских билетов на стоимость проезда одним пассажиром расстояния в 1 км.  

Транспортная работа W и Wa, а также коэффициенты использования пробега р и грузоподъемности у, количество автомобилей, их средняя грузоподъемность q и нормы расхода топлива при определении потребности в топливе известны.  

Транспортная работа газопровода наиболее полно отражает конечные результаты работы объединений. В связи с этим возникает необходимость в разработке научно обоснованных норм расхода ТЭР на транспортировку газа для всех типов газопроводов и КС.  

Транспортная работа грузового автомобиля равна произведению количества перевезенного груза, а транспортная работа автобуса - произведению количества перевезенных пассажиров на расстояние перевозки и выражается в тонно-километрах (ткм) или пассажиро-километрах (пасс. Так, если на грузовом автомобиле перевезено в течение суток 4 т груза на расстояние 150 км, транспортная работа равна 4x150 600 ткм.  

Транспортные работы на трассе. Схемы движения (маршруты). Транспортирование труб и трубных секций. Особенности транспортировки в горной местности. Критерии выбора оптимального маршрута движения. Погрузочно-разгрузочные работы. Для сооружения трубопроводов на трассу доставляют и развозят по ней трубы, секции трубопроводов, стальную запорную арматуру (краны, задвижки), железобетонные крупногабаритные изделия, изоляционные материалы, монтажное оборудование, механизмы и другие специальные грузы. Основной объём транспортируемых грузов составляют трубы и секции трубопроводов. К отдельным пунктам трассы грузы доставляются железнодорожным, водным и автомобильным транспортом. Трубы, секции трубопроводов и другие длинномерные и крупногабаритные грузы развозят по трассе специальным автотранспортом.

Организация перевозок автомобильным транспортом зависит от характера перевозок и расстояния возки. Система движения выбирается так, чтобы производительность была наибольшей, а себестоимость – наименьшей.

Маршрутом называется путь следования автомобилей или автомобильных поездов при перевозках. Наиболее распространены маршруты: маятниковый и кольцевой. Иногда еще различают радиальные и петлевые маршруты, но они могут быть представлены как частные случаи перечисленных.

Маятниковый маршрут представляет собой неоднократно повторяющееся следование автомобилей или автопоездов по одному направлению от места погрузки к месту разгрузки. В обратном направлении транспортные средства могут двигаться с грузом или без него. В последнем случае коэффициент использования не превышает 0,5.

Кольцевой маршрут – движение транспорта в одном направлении по замкнутой линии, на которой расположены точки погрузки и разгрузки.

Длина маршрута – это путь, проходимый автомобилем или автопоездом от начального до конечного пункта.

В условиях трубопроводной трассы перевозки совершаются по маятниковым и кольцевым маршрутам. Однако наибольшее распространение имеет маятниковый маршрут. После сварки секции трубопровода развозят в обе стороны на трассу, так как каждая база обслуживает обычно участки трассы, прилегающие к ней с обеих сторон. Трубы, доставляемые на трассу, обычно имеют одинаковый диаметр и одинаковый вес единицы длины. На автомобиль или автопоезд грузится несколько труб. Развозка сваренных секций трубопровода с баз по трассе выполняется автопоездами-плетевозами. Для доставки труб и различных грузов используют железнодорожный, автомобильный, гусеничный, водный и воздушный виды транспортных средств. На участках со сложным дорожным условием (заболоченные участки, горная местность) следует использовать транспортные средства на гусеничном ходу.



При чередовании заболоченных и сухих участков в целях максимальной реализации скоростных показателей колесных трубоплетевозов необходимо в транспортной схеме и ППР предусмотреть промежуточные площадки с необходимым оборудованием для перегрузки труб и секций труб с колесных на гусеничные транспортные средства.

При перевозке труб и секций труб в зимнее время по ледяным переправам через водные преграды учитывают толщину и качество льда, наличие снежного покрова на льду и на берегах, трещин и полыней. При перевозке труб с заводским изоляционным покрытием под канаты поперечной увязки необходимо подкладывать коврик-прокладку для предотвращения механических повреждений покрытия, труботранспортные средства следует оборудовать специальными устройствами типа ПИТ-200, кониками ПП-31, снабженными амортизирующими прокладками. На объектах строительства со сложными дорожными условиями для доставки грузов используют вертолеты. Целесообразность применения вертолетов определяется исходя из технико-экономических показателей различных видов транспортных средств. Трубы на трассу наиболее часто доставляются по железной дороге. К сроку разгрузки на железнодорожной станции подготовляются и оборудуются разгрузочные площадки, подаются автокраны, бригады такелажников, автотранспорт и разрабатывается детальный график производства разгрузочно-транспортных операций. Транспортировка труб длиной 6-12 м по железной дороге производится в полувагонах или на платформах. Разгружаются трубы на станциях кранами. В комплекте оборудования для разгрузки, кроме кранов, должна быть моторизованная маневровая лебедка с тяговым усилием 1,5-2 т. для передвижения железнодорожного состава по путям и подачи вагонов под разгрузку. При отсутствии лебедки используют маневровый локомотив.

Работа автотранспорта при перевозке труб и секций в горных условиях имеет много особенностей. Важнейшие из них – крутые подъёмы и спуски, повороты дороги с малыми радиусами и узкие дороги. На крутых подъемах обычные автомобильные поезда-трубовозы часто не обладают достаточной тягой, на длинных подъемах автомобильные двигатели перегреваются. Это приводит к нарушению планомерной организации перевозок, так как на крутых участках приходится выполнять перегрузку труб. В ряде случаев перевозка становится невозможной.

При перевозке труб в горных условиях требуется очень надежно крепить трубы. Крепят их стойками коника и винтовым зажимом. Применение винтового зажима исключает смещение труб в продольном направлении в сторону прицепа-роспуска при подъеме и перемещение труб в сторону кабины при спуске с горы. Укладка на балку коника прицепа-роспуска дополнительного деревянного бруса значительно увеличивает сопротивление скольжению трубы относительно коника и препятствует ее смещению. В горных условиях на крутых подъёмах и труднопроходимых участках трассы хорошо зарекомендовали себя тракторные поезда, трубовозы и плетевозы. Тракторные поезда преодолевают крутые подъёмы без разгрузки труб. Тракторы-тягачи особенно необходимы в случае преодоления крутых подъёмов после дождя или мокрого снега, когда груженые автомобильные трубовозы одни двигаться не могут.

В качестве тягача часто используют тракторы с лебедкой. Лебедка применяется как тяговое устройство на коротких подъёмах большой крутизны. Подъём трубовоза осуществляется при помощи тягового троса лебедки.

При затяжных подъёмах трактор используют как дополнительный тягач. При этом буксирный трос крепят одним концом к трактору, а другим концом к буксирному крюку гружёного автомобиля. Для преодоления крутых подъёмов при неблагоприятной погоде приходится применять два или три трактора Т-108.

На труднодоступных участках трассы используют автопоезда с автомобилями МАЗ-200 и МАЗ-501 для перевозки секций.

В состав погрузочно-разгрузочных и транспортных работ входят:

· выгрузка труб из железнодорожных вагонов;

· транспортировка труб на трубосвар. базы или в места складирования;

· складирование труб на прирельсовой площадке и секций труб на ТБ.

· погрузочно-разгрузочные работы на трубосварочной базе и трассе.

Погрузочно-разгрузочные, грузоподъемные и транспортные средства выбираются в зависимости от весовых характеристик применяемых труб.

При складировании труб:

· площадь складов должна обеспечивать размещение труб, проход людей, проезд транспортных и грузоподъемных средств;

· на площадках под склады труб предусматриваются уклоны 1,5-2° и другие мероприятия, обеспечивающие отвод атмосферных осадков и грунтовых вод;

· склады должны иметь сквозной или круговой проезды шириной не менее 4,5 м для транспортных и грузоподъёмных средств;

· между смежными штабелями труб должны быть оставлены проходы шириной не менее 1 м;

· трубы укладывают в штабель рядами по вертикали и располагают их в седловинах между труб нижележащего ряда;

· при укладке в штабеля трубы располагают в поперечном направлении к проезжей части склада;

· трубы разного диаметра, изолированные и неизолированные, хранят раздельно;

· трубы Dн > 300 мм следует укладывать штабелями высотой не более 8 м с помощью автоматических захватов при отсутствии рабочих на штабеле.

Склады по назначению и вместимости подразделяют на прирельсовые, базисные и притрассовые, а по рядности расположения труб – высокорядные с высотой штабеля труб более 3 м и низкорядные с высотой штабеля труб менее 3 м.

Высокий уровень механизации погрузочно-разгрузочных, транспортных, складских операций, сокращение площадей складирования, уменьшение трудозатрат и повышение качества хранения труб обеспечивает высокорядное складирование с применением сборно-разборных стеллажей СР-1421. Прирельсовые склады предназначены для приёма и разгрузки труб из железнодорожных вагонов. Они предназначены для временного складирования и накопления труб. Притрассовые склады устраивают на трубосварочных базах. Они предназначены для временного хранения труб и секций перед их вывозкой на трассу.

Техническую базу автотранспорта образуют: подвижной состав (автомобили, полуприцепы, прицепы и т.д.); дороги; автотранспортные предприятия.

К подвижному составу автомобильного транспорта относятся автомобили различных модификаций, полуприцепы и прицепы. Автомобиль-тягач с прицепом или полуприцепом называют автопоездом. Автомобили можно разделить на: грузовые, пассажирские и специальные. К грузовому подвижному составу относят универсальные бортовые всех марок и специализированные по видам груза рефрижераторные, автоцистерны, фургоны, панелевозы, лесовозы и др. К пассажирскому подвижному составу относят автобусы и легковые автомобили. Отдельно выделяют грузопассажирские автомобили, создаваемые обычно на базе легковых автомобилей, но предназначенные для перевозки как пассажиров, так и небольших партий грузов.

К специальному подвижному составу относятся транспортные автомобили, приспособленные для выполнения различных технических функций — автокраны, передвижные электростанции и компрессоры, пожарные, санитарные, коммунальные. В отдельную подгруппу выделяют спортивные автомобили.

Автомобили различают также по роду двигателя (внутреннего сгорания , карбюраторные , дизельные , газобаллонные , газотурбинные , электрические), по грузоподъемности (особо малой (до 0,5 т), малой (0,5 - 2 т), средней (2 - 5 т), большой (5 - 15 т) и особо большой (свыше 15 т)), вместимости (автобусы и легковые автомобили), максимальной конструкционной скорости движения , числу ведущих колес (двухосные, трехосные и т. д., переднеприводные, заднеприводные), максимальной нагрузке на дорогу от осей автомобиля, габаритной длине, ширине и высоте автомобиля и автопоезда. Тягачи разделяют на седельные и буксирные. Выделяют также внедорожные автомобили (карьерные, лесовозные, а также автомобили повышенной проходимости).

По назначению автомобили бывают: транспортные; специальные; спортивные.

Транспортные - предназначены для перевозки грузов и пассажиров.

Специализированные - для выполнения технических функций.

Спортивные - для достижения рекордов скорости и демонстрации технических достижений.

Основные технико-эксплуатационные достоинства автомобильного транспорта:

1. Маневренность и большая подвижность, мобильность;

2. Доставка грузов или пассажиров «от двери до двери» без дополнительных перегрузок или пересадок в пути следования;

3. Автономность движения транспортного средства;

4. Высокая скорость доставки;

5. Широкая сфера применения по территориальному признаку, видам груза и системам сообщения;

6. Более короткий путь следования по сравнению с естественными путями водного транспорта.


Относительные недостатки автомобильного транспорта:

1. Большая себестоимость;

2. Большая топливо-энергоемкость, металлоемкость;

3. Низкая производительность единицы подвижного состава (130 - 150 тыс. т-км в год);

4. Наибольшая трудоемкость (на 1 транспортное средство требуется не менее 1 водителя);

5. Загрязняет окружающую среду.

Основные показатели работы автомобильного транспорта: объем перевозок грузов, т; грузооборот, т/км; средняя дальность перевозки 1 т груза, км; объем перевозок пассажиров; пассажирооборот, пассажиро-км; средняя дальность поездки 1 пассажира, км. и т.д.

Пропускная способность определяется максимальным количеством тон груза или числом пассажиров, которое может быть перевезено на автомобильном транспортном средстве за определенный промежуток времени. Она может быть выражена и числом транспортных единиц.

Работа подвижного состава автомобильного транспорта оценивается системой технико-эксплуатационных показателей, характеризующих качество или количество выполненной им работы.

Качественные показатели - характеризуют степень использования грузового автомобильного транспорта:

Коэффициент использования грузоподъемности автомобиля;

Среднее расстояние ездки автомобиля с грузом;

Среднее расстояние перевозки 1 т груза;

Коэффициент использования пробега автомобиля;

Техническая и эксплуатационная скорости;

Коэффициент использования автопарка, выпуск автомобилей на линию, тех. готовности;

Время нахождения в наряде.

Количественные показатели - характеризуют результативность работы подвижного автомобильного грузового транспорта:

Количество ездок;

Общее расстояние перевозок;

Пробег автомобиля с грузом;

Объем перевозок;

Транспортна работа (грузооборот).

Основные показатели, характеризующие работу автомобильного транспорта (кроме общетранспортных), следующие.

Бюджет времени автомобилей определяется в автомобиле-днях АД или автомобиле-часах At . Общий бюджет времени нахождения автомобилей в хозяйстве АД хоз складывается из времени пребывания автомобиля в технически исправном состоянии, т. е. готовым к эксплуатации АД гэ и времени нахождения в ремонте или ожидания ремонта АД р :

АД хоз = АД гэ + АД Р; At хоз = At гэ + At p .

Коэффициент технической готовности парка

Коэффициент использования парка

.

где АД раб — автомобиле-дни работы автомобиля на линии.

Коэффициент использования пробега автомобиля β а равен отношению расстояния пробега с грузом L гр к общему пробегу автомобиля за время оборота:

Среднесуточный пробег автомобиля К сс определяется отношением общего пробега автомобиля за определенный период времени t к автомобиле-дням работы автомобиля на линии за тот же период:

.

В общий пробег автомобиля входит расстояние пробега с грузом порожняком L пор и нулевой пробег L 0 , т. е. расстояние пробега от гаража до места работы и возврата автомобиля в конце смены в гараж.

Показатели транспортной работы определяют преиму­щества и особенности того или иного вида транспорта. Одни по­казатели характеризуют возможности транспорта, другие позво­ляют потребителю оценить и выбрать наиболее приемлемый ва­риант транспортного обслуживания.

Показатели позволяют оценить:

– размеры работы, например объем и дальность перевозки, грузо- и пассажирооборот, грузонапряженность, плотность транс­портной сети, транспортную подвижность населения, произво­дительность труда, трудоемкость;

– технико-эксплуатационные характеристики, например провозную и пропускную способности, сроки и скорости доставки, производи­тельность транспортных средств;

– экономические (стоимостные) данные и результаты, напри­мер тарифы и цены на транспортные услуги, стоимость основных производственных фондов, удельные капитальные вложения, се­бестоимость перевозок, рентабельность, стоимость грузовой мас­сы в процессе перевозки, прибыль.

Объем перевозок грузов (Qт) – это число тонн перевозимой про­дукции в единицу времени. Объем перевозок может быть местным для транспортного участка или пункта и транзитным. Единицей вре­мени может быть любой период: сутки, неделя, декада, месяц и год.

Таблица 3. Перевозки грузов по видам транспорта 1 , (млн. тонн)

Транспорт – всего

в том числе по видам:

железнодорожный

автомобильный

трубопроводный

внутренний водный

воздушный

1 Перевозки грузов и грузооборот автомобильного, морского и внутреннего водного транспорта организаций всех видов экономической деятельности; по морскому и внутреннему водному транспорту за 1992 г. – транспорт общего пользования.

Объем перевозки пассажиров (Qпacc) – это число пассажиров, перевезенных в единицу времени.

Показатели объемов перевозок (отправлений) грузов и пассажиров измеряются, соответственно, в тоннах и коли­чеством пассажиров.

Таблица 4. Перевозки пассажиров по видам транспорта общего пользования, (млн. человек)

Транспорт – всего

в том числе по видам:

железнодорожный

автобусный 1

таксомоторный

трамвайный

троллейбусный

метрополитены

морской 1

внутренний водный 1

воздушный

1 По автобусному транспорту с 2000 г. – включая перевозки пассажиров и пассажирооборот, выполненный автобусами, привлеченными к работе на маршрутах общего пользования; по морскому и внутреннему водному транспортувключая данные по организациям всех видов экономической деятельности.

Объем перевозок координируется с основными показателями всех отраслей экономики. Он позволяет судить о качестве транспортного обслуживания отраслей экономики, сравнивая объемы производ­ства товаров или численность жителей с учетом подвижности насе­ления с объемами перевезенных грузов или пассажиров.

На железнодорожном транспорте учитывается также число по­груженных вагонов в целом и по отдельным грузам.

Грузооборот (Рт/км) – количество транспортной работы при пе­ревозке определенных объемов на определенные расстояния.

Грузооборот – произве­дение количества перевезенных грузов (т) и расстояния, на ко­торое они перемещаются (км). Измеряется в тонно-километ­рах (т/км), т.е. перемещение 1 тонны груза на 1 километр.

Максимальный объем грузооборота отечественного транспорта – 5890 млрд. т/км был достигнут в 1990 г. Затем в годы экономического кризиса он стал стремительно сокращаться (почти в 2 раза) и лишь начиная с 1999 г. его рост возобновился (табл. 5).

Таблица 5. Грузооборот по видам транспорта, (млрд. тонно-километров)

Транспорт – всего

в том числе по видам:

железнодорожный

автомобильный

трубопроводный

внутренний водный

воздушный

Для России с ее значительными континентальными пространствами, суровым климатом и крупными перевозками грузов на большие расстояния первостепенное значение имеют всепогодные виды наземного транспорта, отличающиеся наименьшими удельными издержками грузоперевозок, большой пропускной способностью и высокими скоростями.

Поэтому в условиях России наиболее экономичны и эффективны для массовых перевозок грузов на большие расстояния железнодорожный и трубопроводный транспорт, на них и падает основной объем грузооборота – 93% в 2007 г.

Пассажирооборот (Рпacc/км) – количество транспортной рабо­ты по обслуживанию пассажиров, т.е. транспортная работа по пе­ревозке пассажиров.

Пассажирооборот – произведение количества пе­ревезенных пассажиров (человек) и расстояния, на которое они перемещаются (км). Измеряется в пассажиро-километрах (пасс/км), т.е. перемещение одного пассажира на 1 километр.

Размеры пассажирооборота зависят от транспортной подвижности населе­ния, т.е. числа поездок в год, приходящихся на одного жителя, и средней дальности поездок, а также от уровня жизни населения (табл. 6).

Таблица 6. Пассажирооборот по видам транспорта общего пользования, (млрд. пассажиро-километров)

Транспорт – всего

в том числе по видам:

железнодорожный

автобусный

таксомоторный

трамвайный

троллейбусный

метрополитены

внутренний водный

воздушный

Грузо- и пассажирооборот являются для экономики вторичны­ми показателями, но для транспорта они очень важны, так как на их основе проводится расчет необходимого количества транспорт­ных средств для перевозки данного объема грузов с учетом конк­ретных условий эксплуатации, количества топлива, запасных ча­стей и других затрат, необходимых предприятию для нормальной работы.

Средняя дальность перевозки (Lcp), измеряемая в километрах, – это отношение суммарного грузооборота к общему объему пере­возки груза или суммарного пассажирооборота к объему перевоз­ки пассажиров:

Lср = Рт-км / Qт

Можно определить среднее расстояние как частное от деления суммы грузовой и пассажирской работы на общий объем перево­зок грузов и пассажиров. Этот показатель характеризует сферы де­ятельности данного вида транспорта.

Грузо- и пассажиронапряженность (έ) – характеристика степе­ни загрузки работой определенного участка транспортной сети (т-км/км):

έ = Рт-км / Lэкспл

где Lэкспл – длина эксплуатационной сети, на которой осуществ­ляются перевозки.

Грузо- и пассажиронапряженность – очень важный показатель, дающий основу для определения возможностей повышения про­пускной и провозной способностей сети. Если значение этого по­казателя велико – идет интенсивная эксплуатация (использова­ние) участка сети. Чрезмерное увеличение значения данного по­казателя лишает сеть резерва по пропуску дополнительных транс­портных средств, а следовательно, усложняет работу транспорта на данном участке. В таких ситуациях возможна или необходима трансформация (изменение) сети путем строительства дополни­тельных участков в том же направлении, расширения дорог и тому подобных мероприятий. Слишком малое значение данного пока­зателя говорит о неэффективности использования участка сети и может служить основанием для закрытия данного направления.

Железнодорожный транспорт России работает с большой грузо- и пассажиронапряженностью, исчисляемой 15,5 млн. приведен­ных т-км/км (для сравнения: на автомобильном транспорте этот показатель составляет 0,8 млн. приведенных т-км/км), что лишает некоторые железные дороги возможности пропуска поездов с по­вышенной скоростью из-за отсутствия резерва.

Сложение грузовой и пассажирской работы в их абсолютных величинах несколько неправомерно, поэтому применяют поня­тие приведенной продукции с использованием коэффициента при­ведения грузовой работы к пассажирской.

Сроки выполнения перевозки обычно измеряются в сутках. При рыночных отношениях и применении логистических принципов построения транспортного процесса данный показатель имеет пер­востепенное значение.

Себестоимость перевозок определяется затратами, необходимы­ми для производства единицы транспортной работы. Она измеря­ется в копейках или рублях на тонно-километр (пассажиро-километр).

Удельные капиталовложения – это совокупность единовремен­ных затрат, направленных на создание новых или реконструкцию либо модернизацию действующих основных фондов (постоянные устройства и подвижной состав для работы транспорта), прихо­дящихся на 1 т или 1 т-км. Стоимость, например, двухпутной железной дороги на 30–40 % выше, чем однопутной, и сопоста­вима по стоимости с автомобильной дорогой 1-й и 2-й категорий. Затраты на постоянные сооружения и подвижной состав (в %) соотносятся на железнодорожном транспорте как 60:40; на авто­мобильном транспорте – 30:70; на воздушном транспорте – 20:80; на трубопроводном транспорте – 90:10. Дорогим считается под­вижной состав воздушного и морского транспорта.

Стоимость грузовой массы , находящейся на транспорте при пере­возке грузов, зависит от цены груза и длительности (сроков) дос­тавки. Показатель очень важный, так как это – оборотные средства (вложенные в товар для его реализации и возврата при продаже для дальнейшего производства) и на период перевозки они являются омертвленным капиталом грузовладельца. Данным показателем можно оценивать качество работы транспорта.

Производительность труда – это отношение транспортной рабо­ты к числу занятых в ней работников. Измеряется производитель­ность труда в тонно-километрах (пассажиро-километрах) на одного человека, например производительность труда на трубопроводном транспорте – 12 млн. т-км/чел., на автомобильном транспорте – 140–160 тыс. т-км/чел., на речном транспорте – 2 млн. т-км/чел.

Производительность транспортного средства может быть рас­считана при необходимости определения эффективности данного типа подвижного состава.

Трудоемкость – показатель, обратный производительности тру­да. Он дает информацию о затрате трудовых ресурсов для произ­водства единицы транспортной работы на данном виде транспорта.

Плотность транспортной сети определяется частным от деле­ния суммы длин эксплуатируемых участков дорог данного вида транспорта на общую площадь территории, на которой они рас­положены. Практически все виды транспорта имеют более густую сеть в европейской части страны. В городах обычно наибольшая плотность дорог приходится на центральные части. В настоящее время плотность сетей в городах не соответствует мощности пото­ка транспортных средств, что отрицательно сказывается на каче­стве обслуживания жителей.

Пропускная способность дороги – это максимальное количество транспортных средств, которые могут проследовать в единицу вре­мени через сечение дороги. Можно определять пропускную способ­ность мест перегрузки, например порта водного транспорта.

Провозная способность дороги – это общее количество тонн гру­зов (пассажиров), перевозимых на данном участке в единицу вре­мени.

Пропускная и провозная способности дороги – очень важные по­казатели для характеристики возможностей транспортной сети и сте­пени ее использования. Они определяются габаритами сети, прежде всего шириной, качеством дорожного покрытия на автомобильных дорогах, глубиной фарватера на водных видах транспорта, степенью прочности железнодорожного полотна и т.д., а также организацией дорожного движения. На основе этих показателей решаются вопросы о развитии сети и ее необходимых параметрах, а также о реорганиза­ции дорожного движения. В крупных городах при увеличившейся ин­тенсивности движения автомобильного транспорта городские дороги не обеспечивают достаточной пропускной способности, что снижает скорость транспортного потока и требует реорганизации всего дорож­ного движения. Так, в Москве построено 3-е кольцо для автомобильно­го транспорта, которое позволит сократить транзитные перевозки по центру города, Московская кольцевая дорога реконструирована и по­зволяет большему количеству автомобилей ехать с повышенной, но допустимой по условиям безопасности скоростью движения (в левом крайнем ряду разрешена скорость до 100 км/ч).

Отношение суммарных транспортных издержек к полной стоимости продукта у потребителя называется коэффициентом транспортной слагающей . Чем меньше этот коэффициент, тем рациональнее размещается производство, тем транспортабельнее продукция. Это особенно важно при решении проблем оптимизации территориальной организации производительных сил.

Существует ряд специфических и интегральных показателей для более детальной характеристики работы подвижного состава каж­дого вида транспорта в определенных условиях эксплуатации, например среднее время оборота вагона на железной дороге, чи­стая интенсивность грузовых работ на морском транспорте. Такие показатели рассматриваются детально в курсах по эксплуатации конкретного вида транспорта.