Штраф за превышение допустимой нагрузки на ось. Штрафы для крупногабаритных грузов. Определяется это несколькими признаками

Грузовой автотранспорт ежедневно перевозит огромные тяжести по всей России и за её пределами. Но вес этот имеет и ограничения. Для тех, кто не соблюдает Закон, предусмотрен штраф за перегруз грузового автомобиля.

В чем заключается опасность перегруза?

Статистика утверждает: 20% грузовиков на наших дорогах ездят с перегрузом. Это наносит вред дорожному полотну, а государству не компенсируется причиненный ущерб. При этом большинство водителей может даже не догадываться о перегрузе своего автомобиля, ведь грузоотправители «любят» указывать в накладных искаженные сведения о товаре.

Опасность перегруза грузового автомобиля заключается и в следующем:

  1. Из-за удлинения тормозного пути грузовика повышается вероятность аварийных ситуаций и заноса автомобиля, особенно в гололед и дождь.
  2. При незакрепленном грузе есть вероятность опрокидывания, что создает опасность для других участников дорожного движения.
  3. Повышенный расход топлива и масла, сильный износ деталей и узлов автомобиля.

Допустимые нагрузки на оси автомобиля

Необходимо понимать, что нагрузка на ось транспорта определяется его производителем, а вот ограничения накладываются нормативно-правовыми документами, то есть законодательно. Сумма нагрузок на оси составляет допустимую нагрузку на транспорт.

Грузовые автомобили по классификации бывают двух видов:

  • Группы «А». Используются только на трассах 1, 2 и 3 категории. Допустимая нагрузка на ось – от 6 до 10 тонн (зависит от расстояния между осями).
  • Группы «В». Используются на дорогах любых категорий. Нагрузка на ось – от 4,5 до 6 тонн.

Согласно ГОСТ Р 52051-2003 «Механические транспортные средства и прицепы. Классификация и определения» в Российской Федерации транспорт, предназначенный для перевозки грузов, бывает следующих видов:

  • N1 – малотоннажные (до 3,5 тонн);
  • N2 – среднетоннажные (от 3,5 до 12 тонн);
  • N3 – большегрузные (свыше 12 тонн).

Для одиночных автомобилей при расстоянии между осями от 2,5 метров нагрузка на ось не должна превышать:

  • 6 тонн – для дорог, рассчитанных на осевую нагрузку 6 тонн/ось;
  • 10 тонн – для дорог, рассчитанных на 10 тонн/ось.

Здесь же отметим, что максимальная длина автопоезда, согласно Правилам перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 года № 272, составляет 20 метров.

Важно: на транспортных коридорах в странах ЕС разрешены более высокие нагрузки (например, вес до 40 тонн в Германии и Польше, до 44 тонн – в Словакии).

Штраф за перегруз

Чтобы лучше понять, каким может быть штраф за перегруз, обратимся к статье 12.21.1 КоАП РФ. В ней несколько частей, каждая из которых устанавливает ответственность за конкретные превышения нормы провоза груза.

Перегруз по осям

Административная ответственность за перегруз по осям может быть следующей:

  1. Перегруз транспортного средства или превышение допустимой нагрузки на ось ТС более 2% (но менее 10%) при отсутствии специального разрешения или нарушение требований, указанных в специальном разрешении, на величину более 2% (но менее 10%) влекут штраф:
    • от 1000 до 1500 рублей – для водителя ТС;
    • от 10000 до 15000 рублей – для должностных лиц, ответственных за перевозку;
    • от 100000 до 150000 рублей – для юридических лиц;
    • от 150000 рублей при автоматической фиксации правонарушения средствами записи – для собственника (владельца) ТС.
  2. Превышение допустимой массы ТС или допустимой нагрузки на ось ТС более 10% (но менее 20%) без специального разрешения влечет наложение штрафа:
    • от 3000 до 4000 рублей – на водителя ТС;
    • от 25000 до 30000 рублей – на должностных лиц, ответственных за перевозку;
    • от 250000 до 300000 рублей – на юридических лиц;
    • от 300000 рублей при автоматической фиксации правонарушения средствами записи – на собственника (владельца) ТС.
  3. Перегруз транспортного средства или превышение допустимой нагрузки на ось ТС более 20% (но менее 50%) при отсутствии специального разрешения влечет штраф:
    • от 4000 до 5000 рублей – для водителя ТС или лишение его права управления ТС на срок от 2 до 4 месяцев;
    • от 30000 до 40000 рублей – для должностных лиц, ответственных за перевозку;
    • от 300000 до 400000 рублей – для юридических лиц;
    • 400000 рублей при автоматической фиксации правонарушения средствами записи – для собственника (владельца) ТС.
  4. Движение тяжеловесного или крупногабаритного ТС с превышением массы ТС на величину более 50% без разрешения или с превышением массы ТС или нагрузки на ось ТС, указанной в разрешении, более чем 50% влечет наложение административного штрафа:
    • от 7000 до 10000 рублей – для водителя ТС или лишение его права управления ТС на срок от 4 до 6 месяцев;
    • от 45000 до 50000 рублей – для должностных лиц, ответственных за перевозку;
    • от 400000 до 500000 рублей – для юридических лиц;
    • от 500000 рублей при автоматической фиксации правонарушения средствами записи – для собственника (владельца) ТС.

Важно: наложение административного штрафа по ст. 12.21.1 КоАП РФ более двух раз может привести к лишению судом водителя права управления ТС на срок от 6 месяцев. Дополнительные ограничения по перегрузу действуют на дорогах отдельных регионов РФ в летний период, учитывайте и это.

Искажение сведений о массе груза

За искажение сведений о массе груза тоже предусмотрена административная ответственность. Такими нарушениями являются:

  • недостоверные сведения о массе груза в документах;
  • неуказание в накладной информации о сроке, дате действия или номере специального разрешения;
  • отсутствие в транспортной накладной информации о маршруте перевозки, если это повлекло нарушения, предусмотренные ч. 1, 2, 4 ст. 21.1 КоАП РФ.

Вышеперечисленное влечет наложение административного штрафа:

  • от 1500 до 2000 рублей - на физических лиц;
  • от 15000 до 20000 рублей – на должностных лиц;
  • от 200000 до 300000 рублей – на юридических лиц.

Действия, повлекшие нарушения, предусмотренные ч. 3, 5, 6 ст. 12.21.1 КоАП РФ, влекут административный штраф:

  • 5000 рублей – для физических лиц;
  • 25000-35000 рублей – для должностных лиц;
  • 350000-400000 рублей – для юридических лиц.

Несоблюдение требований знаков

Штраф за несоблюдение требований знаков – это санкции, предусмотренные ч. 11 ст. 12.21.1 КоАП РФ. Нарушение требований дорожных знаков, запрещающих движение ТС, общая масса или нагрузка на ось которых превышает указанные на знаке цифры, при отсутствии специального разрешения наказывается штрафом в размере 5000 рублей.

Часто задаваемые вопросы

Вопросы о перегрузе часто волнуют и водителей легковушек. Поговорим об этом далее.

Есть ли штрафы за перегруз легкового автомобиля?

Ответственность за перегруз ТС по осям, согласно КоАП РФ, предусмотрена только для грузовиков. Но не стоит думать, что легковой автомобиль можно заполнить «под завязку» людьми или грузом. Перегруз легковушки плохо влияет и на ее техническое состояние. В первую очередь сокращается срок службы рам, амортизаторов и лонжеронов.

Максимально нагрузив свой легковой автомобиль, владельцы руководствуются только личными интересами, забывая об окружающих и неудобствах, которые они доставляют. Ведь переполненная легковушка – это настоящая угроза для всех. Усадить и перевезти в своём легковом автомобиле лишних пассажиров – еще один соблазн для водителей.

Важно: информация о максимальном количестве людей, перевозить которых разрешено в конкретном транспортном средстве, указана в документах на автомобиль.

Безопасность в движении – вот чем продиктовано предельное количество пассажиров в салоне ТС. Лишние пассажиры, кроме перегруза, могут создавать помехи для водителя, что не позволяет нормально управлять автомобилем. Согласно правилам каждый человек в салоне должен фиксироваться ремнем безопасности. Если его кому-то не хватило – это нарушение, за что существует административная ответственность.

Стоит обратить внимание и на перевозку в легковом автомобиле детей. Мнение о том, что 4 пассажирских места в легковушке предназначены для взрослых, а ребенка можно перевезти «на руках» – ошибочно.

Важно: дети – это такие же пассажиры, как и взрослые. Не стоит пренебрегать их правами! Располагайте ребенка на отдельном сидении, пристегивайте его ремнем безопасности. Для тех, кому не исполнилось 12 лет, предусмотрены специальные автокресла разных категорий, используйте их.

Наличие в легковом автомобиле лишнего груза можно установить визуально по следующим признакам:

  1. Обзор водителя закрыт грузом.
  2. ТС «проседает».
  3. Автомобиль при движении задевает бампером дорогу.
  4. Части груза выступают за пределы ТС, что создает помехи для других.

В такой ситуации инспектор ДПС имеет право осуществить остановку транспортного средства и выписать штраф водителю. Административное наказание за перегруз легкового автомобиля накладывается согласно КоАП РФ. Передвижение автомобиля с грузом, превышающим допустимую нагрузку для категории ТС, или если это мешает водителю нормально управлять, наказывается штрафом в 500 рублей.

За лишнего пассажира предусмотрены другие нормы:

  1. штраф 500 рублей – для пассажира;
  2. штраф 1000 рублей – для водителя ТС.

Важно: общий штраф в размере 1500 рублей за перегруз автомобиля людьми накладывается на лицо, управляющее ТС. Количество «лишних» людей в салоне на это не влияет, поскольку имеет место факт нарушения правил перевозки пассажиров. За перевозку ребенка ненадлежащим образом, например, «на коленках», назначается штраф в размере 3000 рублей.

Как рассчитать нагрузку на ось грузового автомобиля?

Самый простой способ узнать общий вес и определить, как происходит распределение нагрузки по осям грузового автомобиля, – это взвешивание. Используются 2 способа:

  1. Статический – автомобиль заезжает и останавливается на специальной платформе весов, оборудованной тензометрическими датчиками (датчиками усилия). Метод дает точные данные, погрешность – 0,01%.
  2. Динамический – грузовик проезжает по поосным весам со скоростью не более 5 км/ч. Фиксируется вес каждой оси и самого автомобиля. Способ простой, но его погрешность - от 0,5% до 3%, что в некоторых случаях бывает критично, ведь граница превышения максимальной нагрузки на ТС составляет 2%.

Удобный, но дорогостоящий вариант, позволяющий всегда знать о степени загруженности автомобиля, – приобретение тягача с системой мониторинга.

Сам термин «нагрузка на ось» - это давление массы автомобиля на дорожную поверхность колесами одной оси. Чтобы рассчитать нагрузку на ось, необходимо понимать, что масса автомобиля равна сумме нагрузок на переднюю и заднюю оси (для двухосного ТС). Но нагрузка на заднюю ось грузового автомобиля будет всегда больше, чем на переднюю. Передняя ось нагружается весом кабины и силовым агрегатом, задняя – весом перевозимого груза.

Важно: термин «максимальная осевая нагрузка» означает нагрузку от полной массы автомобиля, оказываемую на самую нагруженную ось. Этот параметр мы видим на дорожных знаках 3.12 «Ограничение массы, приходящейся на ось транспортного средства».

Перегруженные транспортные средства – это угроза не только для водителя, пешеходов и других участников дорожного движения. В первую очередь от этого страдает дорожное полотно. Каждый автомобилист должен правильно рассчитывать массу допустимого груза и понимать, что он несет ответственность за соблюдение правил дорожного движения.

За последнее время значительно увеличилось количество грузовых автомобилей на автодорогах нашей страны, что привело к быстрому износу дорожного покрытия. Ни для кого не секрет, что дороги разбиваются из-за проезда по ним грузового транспорта, который имеет большой перегруз.

Для расчета массы грузового ТС используется нагрузка по осям, причем общая сумма будет считаться как сумма нагрузки на переднюю и задние оси. Основная и большая нагрузка приходится на задние оси. Так как на передней лежит только кабина с мотором, а на задних — все остальное — кузов и перевозимый груз.

При всем этом в 2018 году перегруз является основным нарушением грузовых автомобилей, за которое предусмотрены различные штрафы.

В большинстве случаев, дальнобойщик хочет заработать больше денег с каждой перевозки груза, в связи с этим многие и берут дополнительный груз. При этом мало кто задумывается, что это небезопасно и может привести ко нехорошим последствиям.

Перегруз во многих случаях приводит с следующему:

  • износ частей у самого грузового автомобиля: шин, сцепления, тормозной системы и пр.,
  • порча дорожных покрытий,
  • увеличение количества аварий.

За счет того, что автомобиль везет перегруз, вероятность возможных ДТП значительно возрастает. Это объясняется тем, что у груженной фуры тормозной путь при экстренном торможении возрастает в разы. Управлять ею также становится сложно. Отсюда и возрастает риск ДТП.

В ПДД предусмотрены ответственность и штрафы в случае нарушения правил перевозок, которые могут быть вызваны как перегрузом, так и несоблюдением установленных знаков. В зависимости от конкретного правонарушения штрафы могут различаться. Рассмотрим некоторые примеры.

Каждая автомобильная дорога строится по ГОСТам, также с учетом требований возводятся мосты и другие дорожные сооружения. При этом во всех случаях предусматривается максимальная нагрузка. В связи с этим в ПДД были введены понятия допустимой и разрешенной нагрузки на ось у автомобилей. Во время движения машины вся тяжесть передается на дорожное покрытие через ее оси. Поэтому для контроля перегруза в России начали использовать как оценку нагрузки на каждую ось, так и общую допустимую массу.

Все ТС разделяются на две группы:

  • группа А — разрешено ездить только по автодорогам 1, 2 и 3 категорий (это не скоростные дороги),
  • группа Б — допускается двигаться по всем типам автодорог (в том числе и по автомагистралям).

Допустимые нагрузки на оси представлены в таблице:

В зависимости от расстояния между осями (до 1 м, до 2 м и больше 2 м) для каждой группы автомобилей предусмотрен допустимый и максимальный вес (т). В случае, если эти требования по нормативным и максимально разрешенным установленным значениям будут нарушены, то на всех ответственных лиц будут наложены штрафы, которые предусмотрены ст. 12.21.1 адм. кодекса РФ.

При данном нарушении предусматриваются штрафы 1 000-1 500 рублей водителю, 10 000-15 000 должностному лицу и 100 000-150 000 рублей юрлицам.

Не стоит забывать и о погрешности, которая прописана в ПДД. Так, максимальное превышение перегруза для любых грузовых автомобилей ограничено 5%. В пределах данного значения допускается перевес, но если он будет больше, то инспектор вправе составить протокол.

Как определить, что имеется перегруз?

Следует обратить внимание, что ни один сотрудник ГИБДД не сможет определить на глаз вес автомобиля. Для этого используются специальные стационарные посты либо переносные платформы для взвешивания каждой оси автомобиля. Если машина везет какой-либо груз, то у водителя имеются сопроводительные документы, где указан вес.

Когда возникают подозрительные и спорные ситуации, сотрудники ГИБДД просят проехать для разбирательства на пункт взвешивания. В случае, если во время взвешивания оказывается, что имеется перегруз больше 5%, то это будет явным нарушением.

В случае обмана, когда водитель намеренно предоставляет документы с неправильными данными о габаритах и перевозимой массе груза, то для него предусмотрен штраф 5000 руб. Для должностных лиц и юрлиц штрафы за перегруз составят до 35 и до 400 тысяч соответственно.

Для того чтобы водитель имел право двигаться с перегрузом, ему нужно получить разрешающие сопроводительные документы. Такие документы можно получить в специальных организациях. В зависимости от параметров, превышающих весовые ограничения и габаритов, во время сопровождения могут быть задействованы даже сотрудники ГИБДД, которые будут следить за безопасностью во время передвижения.

Штраф за несоблюдение знака 3.12

Во время проезда различных участков дорог России применяются специальные ограничительные меры для автомобилей, движение с перегрузом по ним запрещено. На таких участках устанавливаются запрещающие знаки 3.11 и 3.12. Это ограничительные знаки для ТС по полной массе и для каждой оси в отдельности.

Для всех грузовых автомобилей распределение массы происходит следующим образом:

  • для двухосных - треть на перед, а две трети на зад;
  • для трехосных - на каждую ось поровну, т. е. по трети.

Как правило, такие знаки можно встретить перед въездом на всех мостах, а также перед временными сооружениями. Грузовиков с перегрузом они не выдержат, поэтому для таких авто движение запрещено.

Если будут нарушены знаки 3.11 или 3.12, то лицу, управляющему таким ТС, будет выписан штраф от 2000 до 2500 рублей.

Совсем нечасто, но в жизни случается так, что водитель на большегрузе нарушает знаки и все равно движется по не предназначенному для него мосту. При этом конструкции в следствие этого рушатся.

Перегруз легкового автомобиля

Довольно часто встречаются ситуации, когда легковой автомобиль перегружен багажом, вес которого значительно превышает разрешенный лимит. Также часто распространены случаи, когда в обычном автомобиле перевозится превышающее количество пассажиров. Так, вместо пяти разрешенных человек, например, таксисты могут посадить на заднее сидение четыре или пять. Такие перевозки не допускаются.

Несмотря на то что в отличие от грузовых автомобилей, для которых в ПДД предусмотрены правила перевозки и штрафы за перегруз, для легковых в них ничего не прописано. Поэтому инспекторы ГИБДД могут выписать штраф за непристегнутый ремень (1 000 руб.), т. к. на заднем сиденье предусмотрено всего три ремня, то остальным их не хватит.

Что касается неправильной перевозки грузов, например, перегруз легкового прицепа, то при нарушении на основании статьи 12.21 КоАП предусмотрен штраф 500 руб.

Такой же штраф будет выписан и тому водителю, который нарушит правила при транспортировке и буксировке.

В заключение

Во время транспортировки грузов, вес которых избыточен, водителям необходимо не забывать, что в случае выявления и подтверждения данного факта, с сотрудниками полиции договориться не получится. За явный факт перегруза, который не соответствует имеющимся накладным, придется расплачиваться серьезными штрафами либо нанимать знающего и толкового автомобильного юриста.

Одним из главных факторов, который негативно воздействует на дорожное покрытие и повышает вероятность возникновения аварии, является перегруз автомобиля. Причем эта вероятность существует как для грузового, так и для легкового автомобиля.

Какие конкретно риски существуют в случае перевоза на авто тяжелых грузов и какое наказание за это может последовать – об этом далее в статье.

Штраф за перегруз легкового авто

Легковой автомобиль выделен в отдельную категорию, поскольку требования к нагрузке осей и штрафы за это, установленные для грузовика, на него не распространяются. Но это не значит, что легковую машину можно безнаказанно нагружать по максимуму – это тоже является нарушением, ведь все риски и опасности в этом случае остаются теми же.

ВАЖНО! Применить штраф инспектор может только в том случае, если количество перевозимых в салоне пассажиров превышает допустимый предел.

Данный предел устанавливается заводом-изготовителем, но для его определения необязательно смотреть специальную документацию на авто. Определить максимально допустимое количество пассажиров можно и по наличию ремней безопасности – для каждого из них полагается один ремень.

Если данные требования не будут соблюдаться, к водителю будет применена следующая ответственность:

  • штраф в размере 500 руб . – за несоблюдение правил перевозки;
  • штраф величиной в 1000 руб . – за каждого пассажира в салоне, который не пристегнут.

То есть если посадить в четырехместную машину четырех пассажиров, то один из них окажется без ремня безопасности, поэтому водителю придется заплатить 1500 руб . Однако в некоторых случаях штраф может и не применяться – получится обойтись только предупреждением.

При перегрузе легкового авто так же, как и в случае с грузовым, оказывается негативное воздействие на различные детали и агрегаты, что приводит к их быстрому износу и повышает вероятность аварии. Для избежания всего этого нужно тщательно проверять вес перевозимого груза (особенно это касается водителей грузовиков) и убедиться, чтобы фактические данные совпадали с теми, что указаны в документации на товар. В противном случае избежать крупного штрафа не получится.

Штраф для грузового автомобиля

За нарушение установленных выше требований к водителю будет применяться штраф в соответствии со ст. 12.21.1 Кодекса об административных правонарушениях РФ в размере:

  • 1,5-2 тыс. руб. – в общих случаях;
  • 10-15 тыс. руб. – для нарушителей, которые являются должностными лицами;
  • 250-400 тыс. руб. – для предприятий.

ВАЖНО! В некоторых случаях штраф может применяться и при отсутствии у водителя специального разрешения на перевозку крупногабаритных грузов, если оно является обязательным.

Заплатить при этом придется от 2 до 500 тыс. руб. Кроме этого, штраф может быть наложен и в том случае, если водитель проигнорировал знак 3.11 или 3.12. Данные знаки ограничивают движение автомобилей с определенной полной массой или нагрузкой на каждую ось. Штраф за нарушение составляет 2-2,5 тыс. руб.

Еще одно нарушение касается предоставления недостоверной информации относительно габаритов груза, что стало причиной нарушения правил его перевозки. За это полагается штраф в сумме 5 тыс. руб. Для юрлиц и предпринимателей эта цифра возрастает до 250-400 тыс. руб.

ВАЖНО! Для получения информации о точной массе перевозимого груза проводится специальная процедура – контрольное взвешивание (замер). Определять эти данные «на глаз» инспектор ГИБДД не может.

Что представляет собой перегруз

Перегруз автомобиля (вне зависимости от того, легковой он или грузовой) – это такое явление, при котором нагрузка на переднюю и (или) заднюю ось транспортного средства превышает установленный предел. Осевая нагрузка, в свою очередь, это давление, которое оказывает та или иная ось на дорожное покрытие из-за высокой массы перевозимого груза.

Общая масса снаряженного автомобиля состоит из двух компонентов:

  • вес самого ТС;
  • масса транспортируемого груза.

ВАЖНО! При этом общая нагрузка авто высчитывается путем сложения давления передней и задней оси.

На практике соотношение между осями неодинаковое и большая нагрузка всегда приходится на заднюю, поскольку там расположен грузовой отсек. Максимально допустимая масса для каждого автомобиля определяется заводом изготовителем и указывается в соответствующих документах.

Возможные риски при перегрузе автомобиля

Ограничение по предельно допустимому весу груза, перевозимого в автомобиле, вводится не случайно. В случае нарушения установленных требований водителя ожидает серьезная опасность, которая может заключаться в следующем:

  1. Разбивание дорог. Это первая и главная причина, по которой запрещается перегружать автомобиль. Повреждение дорожного покрытия является не просто ущербом, но также повышает вероятность возникновения аварий, в том числе с участием других транспортных средств.
  2. Вероятность возникновения аварии при езде на старых мостах и конструкциях. Это также может привести к тому, что покрытие просто не выдержит давления и может быть разрушено, создавая опасность как водителю, так и другим автомобилям и людям.
  3. Удлинение торможения. Перегруженный автомобиль будет медленнее останавливаться, что может стать рискованным в случае угрозы ДТП. При резком торможении автомобиль может занести из-за повышенной неустойчивости авто. Особенно это опасно, если дорога мокрая и скользкая (при дождливой погоде или в гололед).
  4. Высокий износ частей самого автомобиля (сцепления, шин, тормозной системы). На плохой дороге или при неаккуратном управлении у автомобиля могут просто лопнуть рамы или амортизаторы.

ВАЖНО! Кроме всего этого, существует вероятность, что груз может выпасть из машины. Это также является аварийным риском, особенно если груз относится к категории опасных.

Это лишь основные факторы, подтверждающие, насколько рискованным может оказаться перегруз ТС. С целью предотвращения всех этих ситуаций к нарушителям может применяться штраф. Поэтому для отдельных категорий авто установлены максимально допустимые габариты и массы перевозимого груза, нарушать которые запрещено.

Максимально допустимая нагрузка на ось у грузового авто

В ГОСТах, в соответствии с которыми строятся дороги в РФ, содержатся требования относительно максимально возможной на них нагрузки. Такие же требования имеются и в Правилах дорожного движения, в соответствии с которыми все авто делятся на две категории:

  • группа А – они не могут двигаться по скоростным дорогам, для них допускается использование только автодороги 1, 2 и 3 категорий;
  • группа Б – такие ТС могут двигаться по любым видам автомобильных дорог, вне зависимости от их типа.

Для перечисленной выше максимальной нагрузки в законе предусмотрена допустимая погрешность в размере 5% . Все, что выше этого предела, уже считается нарушением.

Проведение контрольного взвешивания

Данная процедура проводится на контрольных пунктах проверки веса, которые специально устанавливаются на дорогах. Взвешивание может проводиться одним из данных способов:

  1. В динамике – в этом случае автомобиль взвешивается без остановки. Скорость движения при этом не должна превышать 5км/ч. Для определения массы машины используются поосные автомобильные весы. Основной недостаток этого способа – наличие погрешности при получении данных. В зависимости от ситуации она составляет от 0,5 до 3%.
  2. В статике – при этом машина полностью прекращает движение. Такое взвешивание позволяет наиболее точно определить полную массу транспортного средства.

Если в результате проведения процедуры было выявлено превышение закрепленного законом предела, по данному факту составляется акт в установленной форме. На основании данного документа к водителю применяется административная ответственность в виде штрафа, указанного выше.

Стремясь получить максимальную прибыль от каждого рейса, владельцы грузовых ТС часто допускают их перегруз. Машина, загруженная «под завязку», становится источником повышенной опасности во время движения и негативно влияет на дорожное покрытие. В связи с этим власти серьёзно подходят к контролю движения тяжеловесных машин по дорогам, и нарушителей ждёт штраф за перегруз грузового автомобиля.

Транспортировка крупных грузов по автотрассам РФ производится в соответствии с профильной нормативно-правовой базой. Основным законом в данном направлении является ФЗ № 257 от 2007 года, согласно которому на движение по дорогам грузовика, превышающего допустимую массу более чем на 2,5% возможно при условии получения спецразрешения.

Согласно законодательству, в случае превышения допустимой нагрузки на ось ТС при передвижении по автотрассам перевозчик должен согласовать данный момент с контролирующими органами. Согласуется маршрут движения автомобиля и размер возмещения наносимого дорожному покрытию вреда.

Критерии определения перегруза автомобиля

Предельно допустимая нагрузка на дорожное покрытие устанавливается Правительством РФ на федеральном и местном законодательном уровне, а также собственниками некоторых участков трассы. Контролю подлежат общая масса и нагрузка на ось автомобиля. Последний показатель указывает массу давления колёс оси на дорожное полотно.

Предельно допустимые нагрузки установлены в вышеназванном Постановлении и зависят от категории транспорта:

  • для двухосных одиночных – 18 тонн;
  • для трёхосных одиночных – 25 тонн (28 тонн для прицепных);
  • для четырёхосных одиночных – 32 тонны (36 тонн для прицепных);
  • для пятиосных одиночных – 35 тонн(40 тонн для прицепных);
  • для шестиосных и выше прицепных – 44 тонны.

Перегрузом считается превышение данных показателей. Кроме массы при расчёте перегруза производится оценка показателя нагрузки на колёсные оси. Указанную нагрузку рассчитывают по определённой формуле, учитывающей количество осей, типа колёс и массы самого ТС. Данные расчёты автоматизированы и произвести их можно при помощи онлайн-калькуляторов.

Инспектор ГИБДД, выявивший нарушение, составляет протокол. Основным, но не единственным критерием для определения размера штрафа, является степень перегруженности в процентах по отношению к данным значениям.

Способы контроля веса ТС

Контроль соблюдения разрешённой массы груза производится при помощи специальных пунктов с установленным на них весовым оборудованием. Контрольные весовые пункты расположены на основных трассах, по которым производится перемещение крупнотонажных грузов.


Весовой контроль производится в двух режимах:

  • Динамический. Осуществляется во время проезда ТС со скоростью 5 километров в час по весовой платформе, оснащённой специальными датчиками. Во время движения датчики последовательно фиксируют показатели нагрузки на каждую ось. Погрешность динамического измерения в среднем составляет 3-4%.
  • Статический. Более точный способ измерения, осуществляемый после въезда ТС на платформу. Данный способ измеряет массу автомобиля и нагрузку на оси.

Существуют также мобильные весовые платформы, с помощью которых инспектора ГИБДД могут установить факт перегруза на любом участке дороги. И отклоняться от маршрута водителю не придётся.

Важный момент контроля перегруза – допустимая погрешность при взвешивании ТС. Законом установлена предельная величина в 5 %. Если оборудование допускает большие погрешности или не имеет документов о поверке в метрологической лаборатории, выписанный инспектором штраф можно оспорить.

Размер штрафов за перегруженный автомобиль

Вопросы назначения наказаний за движение перегруженного автомобиля по автотрассам регулируются статьёй КОАП 12.21.1. Штрафы назначаются за превышение суммарной массы автомобиля и груза, определяемой выданным разрешением на перевозку и специальными знаками, установленными на конкретной трассе.

Функции контроля и назначения наказаний возложены на инспекторов ГИБДД. Сумма зависит от того, кому выписывают штраф , поскольку за данное нарушение предполагается наказание для водителя, владельца ТС и организации, которая осуществляет погрузку.

Размеры штрафов в 2018 году следующие:

  • Перевозка крупногабаритного груза без наличия специального разрешения, отклонение от заданного в разрешении маршрута – для водителя 2000-2500 рублей либо лишение прав на полгода, для должностных лиц – 15000-20000 рублей, для юридических лиц – 400000-500000 рублей.
  • Перегруз в размере менее 10% штрафуется суммой от 1 до 1,5 тысяч рублей для физических лиц, от 100 до 150 тысяч рублей для юридических лиц.
  • Перегруз от 10 до 20% предусматривает штраф для физических лиц – 3-3,5 тысячи рублей, для должностных лиц– 20-25 тысяч рублей, для юридических лиц – 200-250 тысяч рублей.
  • Превышение максимального порога массы груза от 20 до 50% штрафуется в размере 4-5 тысяч рублей для физических лиц, 30-40 тысяч рублей для отвечающих за перевозку лиц, 300-400 тысяч рублей для физических лиц.
  • Перегруз от 50% и выше будет стоить 7-10 тысяч рублей либо лишение прав на 4-6 месяцев для физических лиц, 40-50 тысяч рублей для лиц, отвечающих за перевозку, 400-500 тысяч рублей для юридических лиц.
  • Для ИП или организаций, осуществляющих погрузку, предусмотрен штраф в размере от 80 до 400 тысяч рублей, в зависимости от процента перегруза.

Важно. При отсутствии разрешения на перевозку груза в дополнение к штрафам ТС отгоняется на штрафстоянку. Дальнейшее движение по автотрассе в данной ситуации невозможно.

Некоторые нюансы назначение наказания за перегруз

Власти РФ пристально следят за организацией перевозки крупных грузов по дорогам, однако система далека от совершенства. Система контроля устраивает ГИБДД и перевозчиков, но зачастую крайними в ситуации с перегрузом остаются водители. Именно они рискуют потерять права и получить солидный штраф, при этом, даже не догадываясь о реальном весе груза.

Специфика дел о перегрузе такова, что водителям трудно разобраться во всех нюансах назначения штрафов. Судебная практика показывает, что водители часто становятся жертвами недобросовестных работодателей. Поэтому при назначении штрафа рекомендуется разобраться во всех нюансах с помощью опытного адвоката и по возможности оспорить наказание.

Специальное разрешение на перевозку грузов

Для осуществления транспортировки крупных грузов по автотрассам страны владельцы ТС обязаны получать специальное разрешение. Документ выдаётся федеральными, региональными и местными властями субъектов РФ.

Разрешение выдаётся на 1-10 перевозок. В документе указывается маршрут следования автомобиля, характер груза, сроки транспортировки. Максимальный срок действия документа – 3 месяца.

Заявление о выдаче разрешения подаётся в одну из следующих организаций, в зависимости от маршрута движения:

  • Росавтодор – для проходящих через несколько регионов маршрутов.
  • Минтранс конкретного субъекта федерации – для передвижения по автотрассам муниципального и местного значения.
  • Муниципалитет – для маршрутов в пределах города, района или населённого пункта.
  • Собственнику участка дороги.

Разрешение является платным. Цена его устанавливается властями субъекта РФ. Средства, полученные от выдачи разрешений, используются на восстановление покрытия автодорог, разрушенного крупнотонажным транспортом. Размер оплаты разрешения складывается из установленной собственниками дороги платы и госпошлины.

Документ оформляется в сроки от 11 до 15 дней. За это время маршрут согласуется с собственниками дорог, которые оценивают предполагаемый ущерб, и сотрудниками ГИБДД, контролирующими движение транспорта по данному участку дороги.

С целью сохранения качества автодорог, государство постоянно ужесточает контроль над перемещением по ним крупнотонажных грузов. Количество контрольных весовых пунктов постоянно увеличивается, поэтому недобросовестные перевозчики рискуют получить штраф за перегруз грузового автомобиля в случае несоблюдения правил перевозки.

На видео подробно рассказывается о том, какой штраф предусмотрен за перегруз грузового автомобиля.

Штраф за перегруз грузового автомобиля ожидает каждого владельца транспортного средства, нарушившего установленные законодательно весовые нормы. Перегруженная машина как отрицательно влияет на покрытие дорожного полотна, так и представляет угрозу жизни людей.

Перегруз — это превышение величины предельно допустимой нагрузки на дорожное покрытие. Показатели устанавливаются Правительством РФ на местном и государственном уровне, а так же владельцами некоторых участков дорог .

Контроль ведётся как общей массы автотранспорта, так и нагрузки на его оси.

Нагрузка на ось указывает силу давления колёс на дорожное покрытие. Этот параметр показывает степень ущерба, который наносится дорожному полотну.

Нагрузка рассчитывается индивидуально для каждого автомобиля и зависит от:

  • собственной массы транспортного средства;
  • количества осей;
  • типа колёс;
  • межосевого расстояния.

Грузовой автотранспорт подлежит следующей классификации:

  1. Группы А. Разрешено использовать исключительно на дорогах 1, 2 и 3 категории;
  2. Группы В. Разрешено эксплуатировать на дорогах всех категорий.

Таблица разрешенной нагрузки на 1 ось автомобилей:

Интервал между передней и задней осью ТС Максимальная нагрузка на 1 ось для категории «А» ТС Максимальная нагрузка на 1 ось для категории «В» ТС
до 100 см. 6 тонн 4,5 тонн
100-135 см. 7 тонн 5 тонн
135-165 см. 8 тонн 5,5 тонн
165-200 см. 9 тонн 5,7 тонн
свыше 200 см. 10 тонн 6 тонн

Основной закон, контролирующий транспортировку крупных грузов по дорогам России ФЗ No 257 от 2007 года указывает, что при превышении допустимой массы грузового автотранспорта на 2,5%, для возможности его передвижения по дорогам страны, следует получить специальное разрешение на перегруз. При оформлении последнего будет согласован маршрут движения и определена сумма возмещения ущерба, нанесённого дорожному покрытию.

Транспортировка крупногабаритных, тяжеловесных и опасных грузов должна производиться без нарушения специальных правил. Ответственность за нарушение норм определена в статьях 12.21.1 ч.2 и 12.21.2 КоАП России.

Наказание назначается, если не было оформлено специальное разрешение или были нарушены описанные в нем условия.

Кто платит штраф за перегруз

Законодательство определяет следующих ответственных лиц, которыми была превышена разрешённая нагрузка на ось:

  1. Грузоотправитель . Им может выступать частное лицо, юридическое лицо и индивидуальный предприниматель.

Ответственность грузоотправителя за перегруз автомобиля в таблице:

  1. Перевозчик . Им может выступать ИП, юридическое лицо и должностное лицо-контролер, обязанное проверить отсутствие перегруза транспортного средства.
Размер перегруза ТС Сумма штрафа
для водителя для должностных лиц, отвечающих за транспортировку груза для Юр. Лиц собственникам груза
свыше 2 тонн, но до 10% 1-1,5 тыс. руб. 10-15 тыс. руб. 100- 150 тыс. руб. 150 тыс. руб.
свыше 10 тонн, но до 20% (при наличии спецразрешения) 3-3,5 тыс. руб. 20-25 тыс. руб. 200-250 тыс. руб. 250 тыс. руб.
свыше 10 тонн, но до 20% (без наличия спецразрешения) 3-4 тыс. руб. 25-30 тыс. руб. 250-300 тыс. руб. 300 тыс. руб.
свыше 20 тонн, но до 50% (при наличии спецразрешения) 4-5 тыс. руб. 30-40 тыс. руб. 300-400 тыс. руб. 400 тыс. руб.
свыше 20 тонн, но до 50% (без наличия спецразрешения) 5-10 тыс. руб. 35-40 тыс. руб. 350-400 тыс. руб. 400 тыс. руб.
свыше 50% 7-10 тыс. руб. 45-50 тыс. руб. 400-500 тыс. руб. 500 тыс. руб.

Водитель перегруженного транспортного средства будет привлечён к ответственности за то, что проехал под соответствующий запрещающий знак.

В соответствии с примечанием к статье 12.21.1. КоАП индивидуальный предприниматель, ведущий предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несёт административную ответственность наравне с юридическим лицом. Другими словами размер штрафа для ИП будет назначен не как для физического лица, а как для юридического лица.

Помимо наложения штрафных санкций инспектор ГИБДД имеет право запретить дальнейшее передвижение транспортного средства до момента, пока нарушение не будет устранено, а так же определить перегруженное ТС на штрафную стоянку.

Допустим, если груз можно разделить, автомобиль будет задержан до тех пор, пока часть его не будет перемещена в другую машину. Если груз неделим, будут приняты иные меры.

Когда нарушение будет зафиксировано не сотрудником ГИБДД, а средством автоматического контроля, на владельца автотранспорта будет наложена максимальная штрафная санкция. Допустим, если устройство видеофиксации определит перегруз транспорта в 32%, владелец должен будет уплатить штраф в сумме 400 000 рублей.

Автомобили марки “ГАЗель”:

  • разрешённая максимальная масса не превышает 3,5 тонны;
  • управлять транспортным средством может водитель обладающей категорией “B” в водительском удостоверении;
  • на него не распространяется действие знака «Движение грузовых автомобилей запрещено», если масса на знаке не указана.

Нормы ст. 12.21.1. КоАП применяются к Газелям при нарушении допустимых норм нагрузок на оси.

При расчёте штрафа за перегруз Газели учитывается:

  1. Величина превышения допустимой массы автомобиля.
  2. Расстояние между осями автотранспорта.
  3. Фактическая нагрузка на заднюю ось (она всегда нагружена больше).
  4. Процент превышения фактической нагрузки над максимально возможной.
  5. Лицо, которому будет назначена ответственность за нарушение установленных норм.

Водителя Газели могут привлечь к общей ответственности за нарушение порядка грузоперевозок по ст. 12.21. с наложением предупреждения или штрафа 500 рублей.

В отношении легкового автомобиля правила перегруза по осям не применяются.

Инспектор ГИБДД имеет право оштрафовать водителя за нарушение:

  • любых правил грузоперевозок;
  • правил перевозки людей.

В легковом автомобиле запрещено перевозить большее количество пассажиров, чем это предусмотрено в его технической документации.

Штраф за перегруз пассажиров составит :

  • 500 рублей за каждого «лишнего» пассажира;
  • 1000 за каждого не пристёгнутого пассажира .

Для неучтённых людей в технической документации ремни безопасности не предусмотрены.

Например, если в машине перегруз людей в количестве 2 человек, то штрафная санкция составит 500+1000+500+1000=2000 рублей.

Как доказать невиновность и оспорить штраф за перегруз

Отменить штраф за перегруз машины можно в судебном порядке при наличии одного из следующих условий:

  1. Протокол правонарушения был составлен некорректно с наличием ошибок.
  2. Весы, использованные в процессе проведения контроля, небыли сертифицированы.
  3. Есть документы подтверждающие отсутствие перегруза. Например, результаты контрольного взвешивания перед отправкой ТС.
  4. В период правонарушения, автомобилем например, на правах аренды, пользовалось иное лицо. В данном случае штраф буден назначен непосредственно на фактического нарушителя.

Есть доказательства, что присутствует факт нарушения при вынесении постановления. Например, весовой контроль на месте не проводился. Доказательством может служить как показания свидетелей, так и видеосъёмка.