Тягово сцепные устройства прицепов и полуприцепов. Сцепное устройство для легкового прицепа от А до V. Доставка транпортными компаниями

Множество современных автомобилей не оснащены прицепным устройством, что порой создает большое количество неудобств. Прицепное устройство создано для того, что бы расширить функциональные возможности транспортного средства. В основном это относится к перемещению грузов и дополнительных транспортных средств.

В этой статье мы попробуем разобраться в том, что собой представляют прицепные устройства, какими они бывают, а также обозначим их особенности, характеристики и возможности.

1. Что такое прицепное устройство


Прицепное устройство носит несколько названий, в том числе и тягово-сцепное устройство, а также, всеми известное название – фаркоп. Фаркоп – это устройство, которое предназначено для буксировки грузовых и легковых прицепов с помощью тягача.

Другими словами, прицепные устройства предназначены для надежного крепления прицепа к автомобилю, при этом они правильно распределяют нагрузку.


Более того, фаркоп должен обеспечивать безопасность и надежность во время транспортировки, а также не портить внешний вид транспортного средства.

Интересен и тот факт, что подлинное происхождение слова фаркоп так и не установлено. Многие считают, что оно немецкого происхождения. Однако его можно встретить в немецкой терминологии в значении рабочей части железнодорожного рельса. Если соединить два немецких слова, такие как ехать и голова, можно получить звучание фаркопф, откуда сокращение фаркоп. Так или иначе, это одно из объяснений существующего слова.

Еще одно значение слова фаркоп – это приспособление на конной телеге, которое предназначалось для подвешивания багажа. Существует еще одна версия происхождения слова фаркоп, которое предположительно происходит от немецкого слова «воркопф», что в переводе означает перед или пред.

В любом случае, слово настолько вошло в обиход, что некоторые водители даже не знают, что оно означает прицепное устройство.

2. Виды прицепных устройств, их преимущества и недостатки


Еще совсем недавно на автомобилях, которые обладают свойствами повышенной проходимости устанавливали в качестве фаркопа буксирующий крюк, к которому цепляли дышло прицепа. Основным недостатком данного приспособления было то, что во время транспортировки возникали ударные перегрузки, что приводило к скорому выходу из эксплуатации крюка. Более того, сама сцепка предполагала еще ряд сложностей.

Современные прицепные устройства имеют вид шара, радиусом от 25 миллиметров до 58,702 миллиметров. При этом дышло прицепа также оснащают соответствующей сцепной головкой. Преимуществом современных прицепных устройств является возможность принятия тяговых, тормозных и верхних усилий, в случае если прицеп оснащен одной осью.

Фаркопы для легковых автомобилей могут разделяться на виды, в зависимости от типа конструкции, способа крепления, а также максимально допустимой нагрузки. Также фаркопы делятся на группы, в зависимости от типа шара. Среди них наиболее распространенными считаются фаркопы с жестким сварным соединением шарового механизма. Данные устройства устанавливаются на автомобиль на постоянной основе. Это может быть неудобным, в случае если автомобиль представительского класса, а фаркоп портит его внешний вид.

Также существуют фаркопы со съемными шарами, ручные съемные устройства (крюк в виде шара зажимается с помощью болтов), а также полуавтомоматические (крюк закрепляется специальным рычагом). Еще существует отдельный вид фаркопов – это прицепное устройство к мотоблокам.


В целом, прицепное устройство состоит из двух элементов – сцепной шар (на кузове автомобиля) и сцепная головка (для установки на дышло прицепа). Помимо всего прочего стоит обратить внимание на технические характеристики фаркопа. Также при выборе фаркопа нужно знать модель, дату выпуска и тип кузова вашего автомобиля. Также необходимо знать максимальную массу самого прицепа.

3. Появление первых автомобильных прицепов

История появления первых автомобильных прицепов уходит во времена появления первых грузовых автомобилей и датируется 1880 годами, хотя факты говорят об использовании первых паровых тягачей уже в 1853 году.

В целом, основным разработчиком первых прицепов считается австрийская компания Wilhelm Schwarzmuller , которая с 1870 года занималась разработкой и изготовлением повозок и сельскохозяйственной техники. В 1921 году состоялся выпуск первого прицепа для грузового автомобиля, а в 2012 году – начало выпуска полуприцепов.

Так или иначе, производство прицепов было основано нуждами армии во времена Первой Мировой войны. С наступлением мирного времени, они стали обретать популярность в быту.

4. Стоимость прицепных устройств для прицепов и их производители


На сегодняшний день, приобрести фаркоп не сотавляет никакого труда. Для того, что бы приобрести качественный и надежный фаркоп необходимо руководствоваться некоторыми правилами, а именно:

Убедиться в наличии сертификатов соответствия;

Уточнить несколько раз технические характеристики фаркопа, комплектацию и сроки поставки.

Не секрет, что чем больше вопросов вы зададите, тем большим количеством информации будете располагать. А чем больше информации – тем больше шансов выбрать качественный продукт.

На современном рынке фаркопов представлено большое количество производителей, в основном европейских. Самыми крупными и популярными являются:

Thule – считается самой старой и работает на рынке уже более 50 лет, а в 2006 году данная компания поглотила такой бренд, как Brink. Также компания обладает самым большим модельным рядом фаркопов и производит съемный, сварные и условно-съемные устройства;

Auto Hak является польской компанией и работает на рынке с 1976 года. Модельный ряд порядка 700 моделей;

Bosal отличается разнообразием видов фаркопов, от вертикально-съемных до фланцевых. Они также производят фаркопы премиум класса.

Ориентировочная стоимость качественного прицепного устройства колеблется от 50 $ до 110 $. Есть, конечно, и бюджетные устройства, стоимость которых не превышает 10 $, но их качество и надежность весьма сомнительны. Цены зависят от фирмы-производителя, именитости бренда, функциональных возможностях устройства, а также его технических характеристик.

Приобретение прицепного устройства позволит вам расширить возможности автомобиля и дополнить его полезным оборудованием. Прежде, чем приобретать выбранный фаркоп сравните цены на разных источниках. Проще всего это сделать на просторах интернета, так вы не потратите лишнее время на посещение автомагазинов и сервисов.


Также, стоит обозначить предназначение фаркопа. В случае если вы не планируете им часто пользоваться, не стоит тратить большие деньги и выбирать популяризированные бренды, но если фаркоп необходим для частого использования и транспортировки весомых грузов, предпочтение стоит отдать известным фирмам, которые зарекомендовали себя на рынке не только как стабильных, но и надежных и качественных производителей и поставщиков.

Прицепы к легковым автомобилям
(С официального разрешения сборника "Полезные страницы" )

При эксплуатации прицепа владельцу не только потребуются специфические навыки вождения, но и пригодятся некоторые знания о его устройстве.

Основные понятия

Прицеп - транспортное средство, не оборудованное двигателем и предназначенное для движения в составе с механическим транспортным средством.
Автомобиль-тягач (далее - автомобиль) - механическое транспортное средство, буксирующее прицеп.
Снаряженная масса прицепа - его собственная масса с запасным колесом (если прицеп им комплектуется), без груза.
Разрешенная максимальная или полная масса - масса снаряженного транспортного средства с грузом, водителем и пассажирами, установленная предприятием-изготовителем в качестве максимально допустимой.

Прицепы к легковым автомобилям делятся на легкие и тяжелые .
Легкие - прицепы с разрешенной максимальной массой не более 750 кг.
Тяжелые - прицепы с разрешенной максимальной массой более 750 кг. В обязательном порядке оснащаются тормозной системой.


Правила регистрации прицепов к легковым автомобилям в РФ

Прицепы к легковым автомобилям в обязательном порядке подлежат регистрации в ГИБДД. При продаже через розничную торговую сеть или при таможенном оформлении на прицеп выдаются паспорт транспортного средства (ПТС), справка-счет и номерной знак "Транзит". В ПТС содержится информация о марке и модели, а также 1 идентификационном номере (VIN), годе выпуска, полной массе, номере кузова и/или рамы. Справка-счет является документом, подтверждающим право владения прицепом. Транзитные номера дают право его транспортировки до места постоянной регистрации. Прицеп должен быть зарегистрирован по месту жительства владельца не позднее 5 суток после его приобретения, снятия с учета или таможенного оформления либо в течение срока действия регистрационного знака "Транзит". При регистрации по месту жительства владельцу выдается свидетельство о регистрации и регистрационный знак.

Прицепы подлежат техосмотру один раз в два года, если с года их выпуска прошло не более 5 лет (включая год выпуска), и один раз в год, если прошло более 5 лет. Месяц представления прицепа на осмотр указывается в талоне технического осмотра. Как правило, он устанавливается таким же, как у автомобиля, с которым прицеп эксплуатируется, либо выбирается в соответствии с последней цифрой государственного регистрационного знака.


Правила эксплуатации

Водители, имеющие категории "В", "С" или "Д" водительского удостоверения, могут эксплуатировать легкий прицеп. При категории "В" можно пользоваться прицепом только в том случае, если его разрешенная максимальная масса не превышает массы снаряженного автомобиля, а сумма разрешенных максимальных масс автомобиля и прицепа не превышают 3500 кг. В противном случае, а также для буксировки тяжелого прицепа, требуется открытие категории "Е" водительского удостоверения.


Оборудование автомобиля-тягача

Для буксировки прицепа автомобиль-тягач должен быть оснащен специальным тягово-сцепным устройством (в дальнейшем - ТСУ) и штепсельной розеткой для питания электрооборудования прицепа. Существуют два основных типа ТСУ:

  • петля-скоба с фиксатором . Состоит из скобы, в которую вдевается кольцо, закрепленное на узле сцепки прицепа и пальца, фиксирующего кольцо в скобе. Широко распространена на грузовых автомобилях и автомобилях с повышенной проходимостью;
  • беззазорное шаровое ТСУ . Состоит из сцепного шара диаметром 50 мм (стандарт в РФ ОСТ 37.001.096-77, международный стандарт ИСО-1103-76) и металлической конструкции, с помощью которой ТСУ жестко крепится к задней части кузова автомобиля.

Различные модели ТСУ могут крепиться к кузову автомобиля через кронштейны бампера и(или) непосредственно к силовым элементам кузова и полу багажника. Среди отечественных автомобилей штатные точки крепления ТСУ имеет только семейство ВАЗ-2108-15. При установке устройства на прочие автомобили предполагается самостоятельная разметка и сверление крепежных отверстий. На большинстве автомобилей перед установкой ТСУ, как правило, приходится снимать задний бампер.

Существуют разборные конструкции ТСУ, позволяющие снимать крюк со сцепным шаром.

Штепсельная розетка закрепляется на специальном кронштейне ТСУ. Она подключается к соответствующим проводам заднего жгута проводки автомобиля (в багажнике вблизи фонарей заднего хода). Цвета проводов жгута, идущих к соответствующим фонарям, указываются в схеме электрооборудования автомобиля. Наиболее распространенная схема контактов розетки ТСУ для легковых автомобилей изображена на рис. 1.

Если прицеп шире тягача и закрывает обзор через штатные зеркала заднего вида, то на автомобиле с обеих сторон должны быть установлены зеркала заднего вида на удлиненных кронштейнах. Прицеп должен быть укомплектован двумя противооткатными упорами для установки под колеса при остановке на уклонах.


Классификация прицепов по назначению

Прицепы к легковым автомобилям делятся на универсальные грузовые , предназначенные для перевозки различных грузов, и прицепы специального назначения .

К прицепам специального назначения относятся:

  • самосвалы для перевозки сыпучих грузов;
  • цистерны для перевозки жидкостей;
  • прицепы для перевозки техники - лодок, гидро- или мотоциклов, снегоходов и т.п.;
  • прицепы-автовозы для перевозки автомобилей;
  • туристические прицепы для багажа и комфортного отдыха туристов;
  • прицепы-дачи - с объемным кузовом, предназначенные для отдыха и ночлега туристов на стоянках. Обычно оборудуются газовой плиткой, емкостями для воды, биотуалетом и т.п.;
  • коммерческие прицепы - передвижные павильоны для торговли, оснащенные необходимым оборудованием (холодильником, витриной и т.п.);
  • прицепы для перевозки животных (например, скаковых лошадей).
Устройство прицепов

Основные узлы прицепа - рама, дышло, кузов и подвеска .

Рама универсальных грузовых прицепов обычно выполняется в виде металлической сварной конструкции, состоящей из двух продольных лонжеронов и двух-четырех поперечин. Прицепы для перевозки техники имеют пространственную раму.

Дышло - А-образный или I-образный горизонтальный рычаг, закрепленный на передней стороне рамы прицепа. На дышле находятся узел сцепки, страховочные тросы, складная подставка (у некоторых прицепов).

На дышле может размещаться запасное колесо прицепа. Дышло бывает складным (в сложенном состоянии убирается под днище прицепа) или съемным и оснащается удлинителем для перевозки длинномерных грузов. Некоторые типы складного дышла позволяют, не отсоединяя прицеп от тягача, опрокидывать кузов назад, что удобно при разгрузке сыпучих грузов, например песка.

Кузова универсальных грузовых прицепов бывают металлическими сварными или сборными оцинкованными или окрашенными. Существуют также модели с металлическим каркасом и деревянным полом и бортами. Задний борт, а иногда и остальные, может откидываться, облегчая погрузку и разгрузку прицепа. Некоторые модели имеют надставные борта, увеличивающие полезный объем кузова. Большинство универсальных прицепов снабжено съемным прорезиненным тентом, который монтируется на разборном металлическом каркасе.

Прицепы для перевозки техники вместо кузова оснащаются специальными, как правило, регулируемыми ложементами (полозьями), на которые укладывается перевозимый груз. Наиболее дорогие модели имеют пол и крышу из стеклопластика, а также снабжаются лебедками и опускающейся платформой для удобства погрузки-разгрузки техники.

У прицепов-автовозов кузов представляет собой массивную платформу, приспособленную для надежного крепления транспортируемого автомобиля. Такие прицепы оснащаются мощной лебедкой, упорными стойками, препятствующими опусканию платформы при погрузке, и перфорированными трапами, не позволяющими колесам автомобиля скользить.

Кузова прицепов-дач и коммерческих прицепов изготавливают из многослойных панелей (так называемых сандвич-панелей 2 ), закрепленных на металлическом каркасе.

Кузов туристического прицепа - пластиковый или металлический короб, внутри которого размещается складной палаточный домик.


Подвеска

Прицепы к легковым автомобилям могут быть одноосными или двухосными . Прицеп с двумя осями, расстояние между которыми меньше 1 м, называют прицепом со спаренной осью . На одноосных прицепах наибольшее распространение получили следующие виды подвесок.


Ступицы и колеса

Производители оснащают прицепы ступицами собственной конструкции или используют узел, аналогичный ступице легкового автомобиля (как правило, "Жигулей", "Москвича-2140" или ГАЗ-31029). Некоторые прицепы позволяют использовать два типа колес, как "жигулевские", так и "москвичевские". На колеса прицепов монтируются, как правило, камерные шины, для которых установлены нормы остаточной высоты рисунка протектора шин, аналогичные нормам для шин автомобилей-тягачей (соответственно 1,6 мм для легковых автомобилей). Не допускается установка на одну ось прицепа диагональных шин вместе с радиальными, а также шин с различным рисунком протектора. Необходимое давление в шинах при разном уровне загрузки прицепа иногда указывается в руководстве по эксплуатации последнего.


Тормоза

Прицепы могут оснащаться следующими видами тормозных систем.

Рабочая тормозная система - предназначена для торможения прицепа при буксировке. Она не увязывается с рабочей тормозной системой автомобиля, а вступает в работу в зависимости от нагрузки, действующей на узел сцепки (так называемый тормоз наката инерционного типа ). Система состоит из устройства управления (рис. 2), расположенного на узле сцепки, и колесных тормозных механизмов (обычно барабанных). Когда автомобиль тормозит, прицеп начинает "догонять" его, упираясь в узел сцепки. Это усилие через поршень и систему рычагов и тяг приводит в действие колесные тормозные механизмы. Когда торможение автомобиля прекращается, "толкающая" сила на узел сцепки исчезает и тормозные механизмы прекращают работу. Продольные колебания прицепа, способные вызвать срабатывание тормозной системы, гасятся горизонтальным амортизатором. Такая конструкция позволяет передавать на колеса прицепа тормозное усилие, пропорциональное замедлению автомобиля. При движении задним ходом у большинства прицепов требуется принудительно отключать рабочую тормозную систему, однако существуют модели, механика рабочей тормозной системы которых "различает" режим торможения и движения задним ходом.

Стояночная тормозная система - предназначена для затормаживания прицепа на стоянке, как вместе с автомобилем, так и отдельно от него. Состоит из рычага стояночного тормоза, аналогичного ручному тормозу автомобиля, который действует на привод рабочей тормозной системы.

Аварийная тормозная система - предназначена для аварийного затормаживания прицепа при нарушении сцепки с тягачом. Выполняется в виде дополнительного страховочного троса, включающего привод колесных тормозных механизмов в случае обрыва ТСУ во время движения.

Согласно ПДД, тормозной путь автомобиля с прицепом, как оборудованным рабочей тормозной системой, так и без нее, при торможении на ровном сухом асфальте со скорости 40 км/ч до полной остановки должен быть не более 13,6 (14,5) м 3 .


Световая сигнализация и электрооборудование прицепов

Все прицепы оснащаются приборами световой сигнализации . К обязательным приборам относятся:

  • два задних указателя поворота оранжевого цвета;
  • два задних стоп-сигнала красного цвета;
  • два задних габаритных фонаря красного цвета;
  • фонарь освещения номерного знака белого цвета;
  • один или два задних противотуманных фонаря красного цвета 4 ;
  • два задних треугольных световозвращателя красного цвета (вершины треугольников должны быть направлены вверх);
  • два передних белого цвета;
  • два боковых нетреугольных световозвращателя оранжевого цвета.

Кроме того, прицепы шире 1,6 м должны иметь два передних габаритных фонаря белого цвета, а прицепы длиннее 6 м - два боковых габаритных фонаря оранжевого цвета.

Питание электроприборов осуществляется от автомобиля через розетку на ТСУ. Для этого к дышлу прицепа крепится штепсельная вилка. Как правило, электропроводка прицепов выполняется по однопроводной схеме: минус ("масса") - на кузове прицепа, а плюс - по проводам).

Прицепы-дачи и коммерческие прицепы оснащаются внутренним электрооборудованием: освещением салона (дежурное освещение 12 В), бортовой вилкой и кабельной розеткой для подключения к внешней сети 220 В, распределительным щитом, освещением витрины, принудительной вытяжной вентиляцией и другим дополнительным оборудованием. Электрооборудование таких прицепов обычно выполняется по двухпроводной схеме.


Рекомендации

При выборе прицепа к легковому автомобилю следует обратить внимание на следующее:

  • его габариты должны соответствовать предполагаемому месту хранения прицепа;
  • одинаковый типоразмер колесных ступиц прицепа и автомобиля позволит обходиться одним запасным колесом. В противном случае придется возить дополнительное запасное колесо.

Сразу после покупки прицеп следует укомплектовать домкратом. Многие прицепы не имеют на кузове штатных гнезд для установки домкрата, и использование большинства штатных автомобильных домкратов оказывается затруднительным. Такие прицепы лучше всего поднимать гидравлическим телескопическим или ромбическим домкратом с удлиненным воротком, подставляя его под рычаг или балку подвески прицепа.


При установке ТСУ на автомобиль желательно:
  • обработать отверстия под его крепеж антикоррозионным составом (например, "Мовилем");
  • подключая розетку ТСУ к проводке автомобиля, пропаять и тщательно заизолировать все соединения;
  • обильно смазать сцепной шар пластичной смазкой (например, "Литолом-24");
  • закрыть сцепной шар колпаком, что снизит налипание на него пыли и песка, приводящих к абразивному износу шара и узла сцепки. Кроме того, это поможет не испачкаться, загружая или разгружая багажник автомобиля. Самодельный колпак можно изготовить, например, из теннисного мяча.
во многом определяет безопасность движения. Груз следует размещать равномерно таким образом, чтобы его центр тяжести находился над осью (или между осями) прицепа. Смещение центра тяжести вперед вызовет излишнюю нагрузку на ТСУ и всю заднюю часть автомобиля, снижая сцепление управляемых колес с дорогой. Смещение назад приведет к подъему задней части автомобиля, что снизит сцепление с дорогой задних колес. Чем выше центр тяжести груза, тем более склонен прицеп к продольной и поперечной раскачке, ухудшающей управляемость. Весь груз должен быть надежно закреплен.

Предельно допустимая нагрузка на шар ТСУ указывается в руководстве по эксплуатации прицепа и автомобиля и, как правило, составляет от 30 до 90 кг. Нагрузку несложно измерить с помощью напольных весов. Для этого следует установить доску длиной 35-45 см одним торцом под узел сцепки, а другим - на напольные весы. Для корректировки развесовки загруженного прицепа можно использовать мелкий груз и запасное колесо.

Управление автомобилем с прицепом имеет ряд существенных отличий от обычного вождения.

При обслуживании прицепа особое внимание следует уделять узлу сцепки. Причиной стука в области ТСУ может быть люфт между узлом сцепки и сцепным шаром. Если нет индикатора износа, то люфт определяется на соединенном с автомобилем прицепе резким вертикальным раскачиванием дышла.

Перед каждым выездом необходимо:

  • проверить наличие смазки в механизме узла сцепки;
  • проверить и при необходимости устранить регулировкой люфт между узлом сцепки и сцепным шаром;
  • отрегулировать давление в шинах;
  • убедиться в надежности соединения страховочных тросов или цепей;
  • проверить работу приборов световой сигнализации прицепа.

Редакция благодарит за помощь в подготовке материалов заводы-изготовители прицепов, предоставившие технические данные для сводной таблицы .


1 Некоторые заводы-изготовители не присваивали прицепам VIN; возможна запись "год выпуска не установлен"; в случае отсутствия сведений от производителя полная масса может не указываться; номер кузова и/или рамы может отсутствовать (в этом случае ставится отметка "б/н").
2 Например, наружная сторона - окрашенный алюминий или пластик, наполнитель - теплоизолирующий материал, внутренняя сторона - фанера.
3 Для транспортных средств, производство которых было начато до 1.01.1981 г.
4 Допускается эксплуатация ранее выпускавшихся прицепов, в которых прибор не предусмотрен заводом-изготовителем.

Лекция 3. СЦЕПНЫЕ УСТРОЙСТВА АВТОПОЕЗДОВ. ПРИЦЕПНОЙ СОСТАВ

Сцепные устройства автопоездов предназначены для соединения автомобиля-тягача с прицепным составом, передачи тягового усилия, а у седельно-сцепного устройства и для передачи значительной вертикальной нагрузки от полуприцепа на тягач.

Общие требования к сцепным устройствам:

– высокая надежность;

– обеспечение соответствующей типу устройств гибкости автопоезда;

– возможность быстрой и безопасной сцепки и расцепки;

– амортизация нагрузок в сцепном устройстве при движении автопоезда;

– уменьшение этих нагрузок и придание им благоприятного характера.

Сцепное устройство прицепа изображено на рисунке 3.1. и имеет треугольную форму с разнесенными шарнирами для перемещения конца дышла с петлей в вертикальной плоскости. Для фиксации дышла в положении для движения по прямой устроен стопор, а для удержания в горизонтальном положении – лебедочный механизм с тросом, оборудованным крюком.

Рис. 3.1.Сцепное устройство прицепа: 1 – дышло; 2 – сцепная петля; 3 – палец; 4 – кронштейн; 5 – стопор; 6 – механизм лебедки; 7 – трос; 8 – крюк

1. Тягово-сцепные устройства состоят из разьемно-сцепного, аморти­зационно-поглощающего механизмов и деталей крепления.

По международному стандарту ISО 1102-75 тягово-сцепное устройство шкворневого типа должно обеспечивать в вертикальной плоскости угол гибкости не менее ±20°, в горизонтальной – не менее ±75°, вокруг продольной оси сцепного устройства – не менее ±25°.

Основным классификационным признаком тягово-сцепных устройств является конструкция основной сопрягаемой пары. Различают:

– крюковые – пара крюк-петля;

– шкворневые – пара шкворень-петля;

– шаровые – пара шар-петля.

Дополнительный признак – тип упругого элемента амортизационно-поглощающего механизма:

– витые цилиндрические пружины;

– кольцевые пружины;

– резиновые элементы.

Наиболее распространены в нашей стране крюковые устройства с упругим резиновым элементом, изображенным на рисунке 3.2.

Рис. 3.2.Тягово-сцепное устройство автомобиля тягача КамАЗ-5320: 1 – масленка; 2 – крюк; 3 – ось защелки крюка; 4 – собачка защелки; 5 – ось собачки; 6 – защел­ка; 7 – гайка; 8 – цепочка шплинта; 9 – упругий элемент; 10 – гайка крюка; 11 – шплинт; 12 – защитный кожух; 13, 14 – шайбы; 15 – корпус; 16 – крышка корпуса

Защелка, стопорящаяся собачкой, препятствует самоотпиранию крюка, а резиновый элемент предварительно сжат и имеет нелинейную характерис­тику, поэтому его жесткость когда автопоезд трогается с места относительно невелика, а при движении возрастает, т. е. оптимизирует нагрузку при работе крюка.


Недостатком крюковых устройств является быстрый износ зева крюка, что приводит к его поломке и появлению поперечных колебаний автопоезда.

Шкворневые полуавтоматические тягово-сцепные устройства при снижении гибкости автопоезда значительно упрощают и делают безопасной процесс сцепки и расцепки автопоезда, обеспечивают беззазорную сцепку или очень малый зазор. При вхождении петли прицепа в вилку шкворень автоматически опускается, фиксируя сцепку (петля приподнимает шкворень и спускает затвор). Шкворень фиксируется предохранителем.

Размеры тяговых крюков стандартизованы: пять типоразмеров в зависимости от полной массы буксируемого прицепа (не более):

0 – 3 000 кг,

1 – 8 000 кг,

2 – 17 000 кг,

3 – 30 000 кг,

4 – 80 000 кг.

Тяговые крюки и сцепные петли отковывают из сталей 40, 45 и др. Твердости сопрягаемых поверхностей: у тягового крюка не менее 45 HRC Э, а у петли 35 HRC Э.

Диаметр шкворня и отверстия сцепной петли – 50 мм.

2. Седельно-сцепные устройства состоят из разъемно-сцепного механизма, обеспечивающего гибкость автопоезда и деталей крепления.

Основной классификационный признак седельно-сцепных устройств –конструкция сопряженной пары. Различают:

– шкворневые устройства;

– роликовые устройства.

Шкворневые устройства бывают:

– однозахватные;

– двухзахватные;

– автоматические;

– полуавтоматические;

– не обеспечивающие устранение зазора;

– обеспечивающие устранение зазора с ручной или автоматической его регулировкой.

Наиболее широко распространено двухзахватное, полуавтоматическое, без устранения зазора седельно-сцепное устройство, показанное на рис. 3.3.

На подрамнике тягача закреплены два кронштейна, в проушины которых с резинометаллическими втулками входят две оси седла. Втулки обеспечивают амортизацию и поворот седла в поперечном направлении до 3°. Поворот седла в продольной плоскости свободен.

Два захвата установлены на осях и фиксируются запорным кулаком со штоком и пружиной, защелкой с пружиной, а также предохранительной планкой.

Рис. 3.3.Седельно-сцепное устройство автомобиля-тягача. КамАЗ-5410: 1 – ось предохранительной планки; 2 – предохранительная планка; 3 – кронштейн; 4 – седло; 5, 9, 10 – масленки; 6 – ось шарнира; 7, 16 – пружины; 8 – ось захвата; 11, 13 – захваты; 12 – шплинт; 14 – рычаг; 15 – запорный кулак; 17 – защелка.

Горизонтальная гибкость автопоезда обеспечивается возможностью поворота шкворня в захватах.

При сцепке шкворень, после входа в захваты, закрывает их, а кулак, войдя в пазы захватов, фиксирует соединение.

При расцепке необходимо вывести кулак из пазов захватов, которые свободно раскрываются и "выпускают" шкворень.

За рубежом широко распространены однозахватные седельно-сцепные устройства с косой прорезью на захвате для удержания шкворня. Захват поворачивается на оси и в закрытом положении фиксируется от поворота запорным кулаком.

Расчет тягово-сцепного прибора сводят к расчету тяговых крюков и вилок.

Диаметр тягового стержня рассчитывают, исходя из максимальных нагрузок (вес автомобиля) и допустимых напряжений, рог тягового крюка, имеющий форму кривого бруса, рассчитывают по напряжениям в наиболее опасном сечении (несколько ниже зева крюка), возникающими при действии изгибающего момента и растяжения.

При работе седельно-сцепного устройства возникают силы, направлен­ные на смятие опорной площади под замок (поверхность захвата, взаимодействующей с запорным кулаком). Другой расчет – на срез пальцев (осей) захватов. Расчеты подробно излагаются во втором учебном вопросе.

Добрый день, уважаемый читатель.

(или тягово-сцепное устройство) - специальный элемент автомобиля, предназначенный для закрепления прицепа. Если говорить простым языком, то фаркоп - это крючок, на который надевается прицеп. То есть если фаркопа нет, то и прицеп использовать невозможно.

За последние годы законодательство претерпело множество изменений, в том числе касающихся и использования дополнительного оборудования, и читатели сайт все чаще присылают вопросы по поводу того, насколько законным является использование фаркопа.

Напомню, что за самовольное изменение конструкции в 2020 году можно получить не только , но и .

Нужна ли регистрация фаркопа в ГИБДД в 2020 году?

В данном случае все зависит от самого фаркопа и от имеющихся на него документов:

  • Если документы на фаркоп есть , то водителю не нужно обращаться в ГИБДД для внесения изменений в свидетельство о регистрации. Можно просто установить фаркоп и спокойно эксплуатировать автомобиль с прицепом.
  • Если документов нет либо их невозможно восстановить, то установка фаркопа является изменением конструкции, которое следует зарегистрировать в ГИБДД.

Примечание. Необходимые документы для фаркопа будут рассмотрены ниже.

Например, если оригинальный фаркоп установлен на автомобиль на заводе, то никаких дополнительных действий при обращении в ГИБДД для постановки машины на учет предпринимать не нужно. Если у ГИБДД возникнут какие-то вопросы по поводу ТСУ в будущем, можно будет в любой момент запросить документы у автопроизводителя и отстоять собственную правоту.

С другой стороны, если фаркоп изготовлен самостоятельно и просто приварен к кузову автомобиля, то это является изменением конструкции. Для его регистрации нужно обратиться в ГИБДД. Причем далеко не факт, что разрешение на установку в итоге удастся получить.

Напомню, что алгоритм внесения изменений в конструкцию транспортного средства рассмотрен в отдельной статье:

Он подразумевает, что автовладелец должен 7 раз обращаться в различные организации, т.е. довольно трудоемок.

В связи с этим на практике возможен и такой вариант. Если тягово-сцепное устройство на машине уже установлено, а документов на него нет и восстановить их невозможно, то может оказаться проще, быстрее и дешевле купить новый фаркоп с документами , чем пытаться оформить в ГИБДД изменение конструкции автомобиля.

Документы на фаркоп легкового автомобиля

В 2020 году в России действует . Именно этому документу должны соответствовать транспортные средства и установленное на них оборудование.

Рассмотрим пункт 77 раздела 4 главы V технического регламента:

77. Транспортные средства не подлежат проверке в следующих случаях:

1) при установке на транспортное средство компонентов:

  • предназначенных для этого транспортного средства и прошедших оценку соответствия в составе данного транспортного средства, что подтверждено документацией изготовителя компонентов;
  • предусмотренных изготовителем транспортного средства в эксплуатационной документации;

2) при серийном внесении изменений в конструкцию на основании разработанной и согласованной в установленном порядке конструкторской документации, если на ее основе была выполнена оценка соответствия внесенных изменений.

Итак, существуют 2 случая, при которых фаркоп можно не регистрировать в ГИБДД:

  • При серийном внесении изменений в конструкции. В данном случае речь идет об установке ТСУ на заводе.
  • При установке фаркопа в качестве дополнительного оборудования, если одновременно выполняются 2 условия:
    • Изготовитель предусмотрел установку фаркопа в эксплуатационной документации. В данном случае речь идет о руководстве по эксплуатации , которое выдается при покупке любого автомобиля. Откройте данный документ и найдите раздел, посвященный использованию прицепа. Если такой раздел есть, то все в порядке.
    • Фаркоп должен иметь документацию изготовителя, подтверждающую, что он предназначен для использования именно на автомобиле Вашей модели и прошел оценку соответствия.

Таким образом, список необходимых документов для использования фаркопа:

  • Руководство по эксплуатации автомобиля.
  • Документы на фаркоп, подтверждающие, что он подходит для автомобиля нужной модели.
  • Сертификат на фаркоп, подтверждающий, что он соответствует требованиям Технического регламента.

Обратите внимание, возить указанные документы с собой и предъявлять их сотрудникам ГИБДД Вы не обязаны . Их можно хранить и дома. Просто если у сотрудника ГИБДД возникнут вопросы по поводу фаркопа, сразу же скажите ему, что все необходимые документы у Вас есть и тягово-спцепное устройство установлено законно. Обычно этого бывает достаточно. Если полицейский все же решит оформить , то Вы сможете оспорить его на основании имеющихся документов.

Что делать, если документов на ТСУ нет?

Если у Вас отсутствуют перечисленные выше документы на фаркоп, то обратитесь к производителю этого оборудования с целью получения копий. Уважающие себя организации предоставляют копии документов без особых проблем.

Обратиться можно:

  • в электронной форме - через сайт организации;
  • лично - через официального представителя в Вашем городе;
  • по почте - заказным письмом.

Если восстановить документы не удается, то остается либо вариант с покупкой нового сцепного устройства, либо официальное внесение изменений в конструкцию через ГИБДД.

Примечание. Некоторые организации предлагают купить пакет документов на фаркоп . Рекомендую подобные предложения игнорировать, т.к. документы производителя есть только у самого производителя. Если такие документы будут выданы другой организацией, то они будут поддельными.

Что делать, если планируется покупка фаркопа?

Если Вы только планируете установить на машину тягово-сцепное устройство, то Вы обратились к данной статье вовремя.

Что делать, если фаркоп уже установлен?

Если хотя бы одного из документов нет, следует обратиться к производителю фаркопа и запросить их. Как показывает практика, производители без проблем высылают недостающие документы.

Обратите внимание, если Вы покупаете автомобиль бывший в употреблении и имеющий фаркоп, то документы нужно забрать у предшествующего собственника. В противном случае ГИБДД может потребовать демонтировать оборудование перед регистрацией автомобиля.

Подведем итоги данной статьи:

  1. Большая часть фаркопов сопровождается необходимыми документами, т.е. их установка может быть произведена без регистрации в ГИБДД .
  2. Если документы на сцепное устройство отсутствуют, то их следует запросить у производителя.
  3. Если получить документы невозможно, то остается либо демонтировать фаркоп, либо оформить его как изменение конструкции ТС.

Удачи на дорогах!

Александр-208

Добрый день. А как отнесется инспектор ГИБДД к фаркопу со съёмным крюком? Крюка нет, розетка торчит, а всё остальное является усилителем бампера.

Александр , здравствуйте.

В данном случае часть фаркопа (розетку) нужно рассматривать также, как целый фаркоп. То есть если документы есть (на весь комплект, или только на розетку), то проблем с ГИБДД не будет. Если документов нет, то розетка является самовольным изменением конструкции и может вызвать вопросы ГИБДД.

Удачи на дорогах!

Дмитрий-473

Очередной способ отъёма денег у населения. Всю жизнь все ездили с фаркопами и ни кому дела небыло, а тут раскусили. Все кто живёт в областях имеют фаркопы на машинах и прицепы- надо и мусор со двора вывезти и стройматериал привезти. Это в больших городах прицепы не нужны. Так что под удар наших властей поподают жители глубинки " самые богатые". Только разобрались со знаком "шипы", а сколько денег с людей содрали и всё шито крыто теперь за фаркопы взялись!!!

Купил в автосалоне шевроле нива 2123-55 в 2014 с доп.опциями в том числе форкоп (ш/нива)Ступино. Выдали толко заказ наряд на установку.В 2015 автосалон закрыли.и там документов не найдут.говарит через 3 года уничтожили. Как быть? Копия ОТТС ЕСТЬ (Я скопировал)..

Евгений-272

Всю жизнь все ездили с фаркопами и ни кому дела небыло, а тут раскусили.

"Всю жизнь" фаркопы выпускали "пару" фирм-изготовителей, а сейчас наверное только ленивый их не изготавливает и не устанавливает (всё образно). Это нужно, прежде всего, для того, чтоб исключить недобросовестных изготовителей и установщиков. Вот для этого и проводят эту "регистрацию" фаркопов, проверяя при этом соответствующие документы. Вы-же не хотите, чтоб вам на встречку выехал один прицеп?

Анвар , а какую проблему Вы хотите решить в настоящий момент?

Если Вы хотите получить документы на фаркоп, то обратитесь к производителю данного фаркопа.

Фаркоп – тяговое сцепное устройство, предназначенное для транспортировки прицепов или трейлеров с помощью автомобиля. ТСУ устанавливается на многие транспортные средства заводом изготовителем. Однако некоторые автомобилисты самостоятельно монтируют эти элементы. Перед выполнением установки, нужно знать о том, какие требования ГИБДД, предъявляет к фаркопу в 2019 году.

Фаркоп на авто, имеет несколько видов:

  • Сварной.

Прочно крепится к автомобилю. Наиболее опасен для участников дорожного движения, его использование на легковых автомобилях запрещено.

  • Складной.

Это приспособление имеет в своей конструкции шарниры, благодаря которым устройство легко сложить и убрать под автомобильный бампер. Некоторые компании производят складные ТСУ с электрическим приводом, управление которым происходит непосредственно из салона автомобиля.

  • Съемный.

ТСУ устанавливается с помощью защелкивания специального замка. Съемный фаркоп – наиболее безопасное тяговое приспособление для эксплуатации. Деталь легко установить и также легко снять, поэтому такой вид ТСУ популярен у автомобилистов.

При выборе ТСУ необходимо учитывать размеры детали. В противном случае транспортное средство может быть не допущено к эксплуатации.

Можно ли устанавливать на машину

Закон не запрещает устанавливать ТСУ на автомобиль, однако это является изменением конструкции транспортного средства, которые нужно легализовать. В противном случае водитель подвергается наказанию со стороны сотрудников ГИБДД.

Измененные багажники и фаркопы согласуют в ГИБДД. Это делается для того, чтобы внесенные изменения в конструкцию авто, не угрожали безопасности водителя, и прочих участников дорожного движения. Выполняя монтаж ТСУ самостоятельно, следует учитывать требования правил дорожного движения, касательно установки дополнительного оборудования на транспортное средство.

Юридические правила установки

Положения установки фаркопа и его последующей регистрации в ГИБДД, регулируются технический регламент «О безопасности колесных транспортных средств» ТР ТС 018/2011. Это правило ПДД ввели 1 января 2015 года.

Если завод-изготовитель предусмотрел места для крепления ТСУ, а также внес это оборудование в список дополнительных приспособлений для машины, тогда его монтаж не является изменением конструкции транспортного средства, и не требует регистрации. Однако инспектору при проверке, понадобится предъявлять паспорт на фаркоп, и его сертификат соответствия.

Если машина переоборудуется самостоятельно, то для этого, надо получить соответствующее разрешение в ГИБДД. В противном случае авто не будет допущено к эксплуатации, так как его использование без прицепа, снизить безопасность других участников дорожного движения. Поэтому, после внесения изменений, их ставят на учет.

После переоборудования, с собой понадобится возить паспорт ТСУ, отметкой о его монтаже, копию сертификата соответствия, а также акт о проделанной работе.

В каких случаях установка запрещена

Правомерность эксплуатации легкового автомобиля, оснащенного фаркопом, регулируется сотрудниками Государственной Инспекции Безопасности Дорожного Движения. Если дополнительное оборудование установлено на машине не по правилам, или несет потенциальную угрозу жизни и здоровью участников дорожного движения, то, накладывается запрет на езду, на таком автомобиле. В соответствии с ПДД, машину с прицепным оборудованием нельзя использовать если:

  1. Монтаж выполнен не по правилам, было допущено серьезное вмешательство в конструкцию авто. При установке тяговых устройств, не предусмотренным производителем транспортного средства, деталь соединяют с кузовом авто с помощью сварки или саморезов, отверстия под которые делают самостоятельно. Однако это запрещено правилами дорожного движения.
  2. Прицепное приспособление сильно выпирает за пределы бампера. Это создает угрозу для сзади едущих машин, при столкновении, позади идущий транспорт получит гораздо больший урон.
  3. Неприспособленность машины к буксировке прицепов или трейлеров. Каждый автомобиль имеет максимальную грузоподъемность, на некоторых моделях, производители не предусматривают использование трейлеров или прицепов. Установка фаркопа, и его использование по назначению, может уменьшить срок эксплуатации авто, и привести к возникновению чрезвычайных аварийных ситуаций.
  4. Отсутствие нужных документов. При условии, что монтаж и тип прицепного оборудования, соответствует правилам, нужно обзавестись соответствующими документами, и поставить изменения в конструкции на учет. В противном случае такой тюнинг будет считаться незаконным.

Требуемые документы

После постановки переделанной машины на учет, автомобилист получает ряд документов, которые ему нужно иметь при себе, для подтверждения законности установки ТСУ:

  • Сертификат соответствия на фаркоп.

Внесение изменений согласовывают в госавтоинспекции. После успешной регистрации в ГИБДД, водитель получает свидетельство о постановке измененного ТС на учет.

  • Акт выполненных работ.
  • Паспорт на тяговое дополнительное оборудование, с пометкой от автосервиса, в котором проходила установка.

Также в бардачке должны находиться водительские права, документы на машину и ПТС, в него заносятся пометки о пройденных техосмотрах.

Если водитель отказывается регистрировать изменения в конструкции машины, то на него накладывается административный штраф.

Штрафы

При самостоятельной установке ТСУ, нужно знать, какое наказание ждет водителя за использование тягового приспособления без регистрации. Нарушение карается предупреждением либо штрафом.

Установка дополнительного тягового приспособления на машину, позволяет использовать транспортное средство в качестве тягача для прицепов и трейлеров. Однако монтаж должен осуществляться по всем правилам. Только в этом случае удастся избежать постоянных штрафов, и нанесения вреда жизни и здоровью других участников дорожного движения.