Каким должен быть водитель маршрутки? Как общаются таксисты в разных странах? Преимущества профессии водителя

Каждый второй в современном мире является водителем. Кто-то управляет собственным автомобилем, кто-то крутит руль маршрутки или автобуса, а кто-то является персональным шофером генерального директора или магната.

Для того чтобы стать водителем собственного авто, необходимо получить права в ГАИ, а вот для того, чтобы перевозить других людей, необходимо обладать определенными навыками и личностными качествами.

Описание должности

Персональный водитель часто требуется в больших компаниях. Для того чтобы правильно оценить резюме персонального водителя, менеджер по персоналу должен четко понимать, какие требования фирма предъявляет к должности.

Опыт вождения автомобиля, опыт на схожей позиции и наличие определенных личностных качеств - три блока, которые оценивает эйчар. Рассмотрев каждый из них подробно, можно судить, подходит ли образец резюме персонального водителя.

Обязательные знания

В своей работе водитель отвечает за безопасность передвижения другого человека. Для того чтобы клиенту было комфортно и не страшно ехать в машине, водитель должен знать:

  • ПДД и штрафы за их нарушение;
  • устройство машины, основные характеристики, работу и правила обслуживания узлов и агрегатов;
  • правила и сроки проведения обязательных осмотров;
  • правила ухода за кузовом, салоном, принципы бережного отношения к автомобилю;
  • признаки возникновения неисправностей и способы их самостоятельного устранения;
  • случаи, кода для устранения неисправности необходимо обратиться в сервисный центр;
  • расположение необходимых СТО.

Квалифицированный и опытный водитель не может не знать простых вещей, таких как способы измерения уровня масла, сроки его замены или расположение бачка для охладительной жидкости. Кандидат, в резюме которого указаны ошибочные данные по проведению ТО или правил дорожного движения, не будет соответствовать квалификационным требованиям.

Навыки вождения

В резюме персонального водителя должно быть указано, есть ли у соискателя опыт вождения автомобилей представительского класса. К таким относятся машины марок "Мерседес", "Вольво", "Бентли", "Роллс-Ройс".

Умение управлять таким автомобилем - важный навык, так как такой транспорт оснащен большим количеством дополнительных функций, знание которых водителем гарантирует пассажиру комфорт во время движения. Например, водитель должен знать, как поднимается перегородка между водительским местом и салоном, если того требует ситуация. Долгие поиски необходимой кнопки или совершение некорректных манипуляций нарушают комфорт пассажиров.

Обязанности

Образец резюме персонального водителя должен содержать описание обязанностей, которые ему приходилось выполнять на предыдущих местах работы. Если в резюме указано мало информации, менеджер по персоналу обязан провести интервью, задавая дополнительные вопросы о функциональных обязанностях.

В обязанности входит:

  • обеспечение своевременной подачи автомобиля;
  • обеспечение технической исправности машины;
  • соблюдение мер по обеспечению безопасности вверенного транспортного средства;
  • управление транспортным средством с соблюдением всех ПДД для обеспечения безопасности пассажирам и окружающим;
  • обеспечение технической исправности автомобиля, самостоятельное проведение осмотров;
  • своевременное прохождение осмотров в сервисном центре или техосмотров на станции;
  • содержание двигателя и салона, а также кузова в чистом состоянии, защита их от воздействий внешней среды путем обработки поверхностей специальными средствами;
  • ведение здорового образа жизни, отказ от употребления любых психотропных или наркотических веществ, влияющих на координацию и восприятие реальности;
  • обязательная четкая проработка маршрута следования перед выездом и согласование маршрута с пассажиром или вышестоящим руководством;
  • ведение путевых листов с целью отмечания километража, маршрута следования, расхода топлива;
  • по окончании дня обеспечивает постановку автомобиля в гараж или на стоянку.

Пример резюме персонального водителя должен содержать перечисление должностных обязанностей. Отсутствующие моменты или нехарактерные задания необходимо прояснять с соискателем.

Права

Любая позиция предполагает наличие не только обязанностей, но и прав. Водитель - не исключение.

В своей работе он имеет право на:

  • требование от пассажиров соблюдения ПДД (использование ремней безопасности, перевозка детей в специальных автокреслах, посадка и высадка только в специально разрешенных местах);
  • получение необходимой информации в полном объеме;
  • подачу предложений руководству о повышении безаварийности вождения автомобиля, повышения своей компетентности, совершенствованию работы;
  • требование от руководства условий труда, не противоречащих законодательству;
  • принятие решений в переделах компетенции.

Ответственность

Обычно в резюме персонального водителя не указываются ответственности, которые сотрудник несет перед работодателем. Однако необходимо выяснять, какие предполагались реакции со стороны работодателя в случае чрезвычайных происшествий или поломок.

Водитель несет ответственность за:

  • несвоевременное, халатное выполнение или невыполнение прямых обязанностей;
  • несоблюдение приказов, распоряжений, постановлений, обязывающих к сохранению коммерческой тайны, конфиденциальной информации, личных данных;
  • нарушение трудовой дисциплины, правил трудового распорядка, правил ТБ и ОТ.

Гарантии

Работа персонального водителя хоть и не связана с опасностями, но является трудной и ответственной. В своей работе персональный водитель защищен правилами и положениями компании или договором, который заключается при трудоустройстве. Законы Российской Федерации, трудовое законодательство защищают сотрудника в его работе.

Личные качества

Человек, которому требуется персональный водитель, обладает высоким доходом и часто скверным характером. Водителю приходится подстраиваться под пассажиров, чувствовать их настроения, уметь и выслушать, и поддержать разговор, и помолчать при необходимости.

Личные качества для водителя играют немаловажную роль. Образец резюме на работу персональным водителем должен содержать перечисление ключевых личных качеств кандидата.

Среди важных значатся:

  • стрессоустойчивость;
  • гибкость;
  • умение находить общий язык;
  • эмпатия;
  • порядочность;
  • лояльность;
  • терпимость.

Ввиду специфичности позиции, на которой приходится работать водителю, самым важным качеством является умение хранить информацию. Чтобы не стать источником утечки важных конфиденциальных данных, водитель должен понимать, что все услышанное на работе не подлежит разглашению.

Пример резюме

Обязанности персонального водителя для резюме кандидат часто переписывает из должностной инструкции. Чтобы не было неловких моментов при встрече с работодателем, нужно обязательно вычитывать резюме перед отправкой.

После рассмотрения примера будет понятно, почему такой кандидат не подойдет на должность персонального водителя.

Компания: ООО «Автотранс», 02.2015 г. - 04.2015 г. Уволился по собственному желанию.

Отрасль: пассажирские перевозки по городу.

Должность: водитель маршрутки.

Обязанности: обилечивание пассажиров, выезд на маршрут, заправка автомобиля, ремонт мелких поломок.

Пожелания: хочу работать личным или персональным водителем директора или его жены на хорошей машине.

К сожалению, водители маршрутного транспорта - не самые стрессоустойчивые и доброжелательные в своей массе люди. Такой кандидат, у которого маленький опыт работы и завышенные ожидания к будущему работодателю, не будет соответствовать требованиям к позиции.

Опытный водитель

Рассматривая резюме опытного водителя, сразу можно понять, что кандидат обладает всеми необходимыми навыками и качествами. Даже стиль написания резюме персонального водителя руководителя будет выделяться среди всей массы откликов. Достойный кандидат составит CV подробно, приложит контактные телефоны для рекомендаций (там, где это возможно), укажет не только основные обязанности, но и успехи, которые могли быть в его работе.

Компания: ООО «Транс-Нефт-Ресурс», 2002-2014 гг.

Должность: семейный водитель, личный водитель генерального директора.

Причина увольнения: выезд руководителя на ПМЖ за пределы РФ.

Обязанности:

  • своевременная подача автомобиля в нужное место;
  • выезд ночью по распоряжению руководства;
  • осуществление развозок гостей, членов семьи (2 детей - 3 года и 11 лет) в указанное место;
  • командировки с руководством в пределах РФ;
  • заполнение путевого листа, подача отчетности о неисправностях;
  • ремонт автомобиля, прохождение обязательного техосмотра;
  • контроль состояния автомобиля, всех узлов и агрегатов;
  • осуществление своевременной замены необходимых запчастей;
  • уход за кузовом автомобиля и салоном.

Достижения: в результате четкого планирования маршрута сократил потребление топлива на 20 %.

Личные качества: четкость, пунктуальность, ответственность, стрессоустойчивость, мобильность, умение молчать и хранить информацию.

Дополнительные сведения: стаж безаварийного вождения 35 лет, опыт вождения автомобилей премиум-класса ("Бентли", "Мерседес", "Вольво").

15.03.2018

Возможно, вы всерьез задумались о том, чтобы попробовать себя в качестве водителя такси. Но раньше никогда в такси не работали и поэтому не знаете, получится ли у вас, ваше ли это занятие или вам лучше рассмотреть другие профессии. Для принятия правильного решения предлагаем вам ознакомиться с данной статьей. В ней вы сможете узнать, какими качествами желательно обладать, чтобы быть успешным таксистом, довольным своей работой и заработком.

Прежде всего, водитель такси должен быть ответственным человеком. Ведь он отвечает за безопасность свою и пассажиров, а также за состояние вверенного ему автомобиля. Хорошего таксиста отличает аккуратный стиль вождения с продуманными маневрами, стремление и умение предсказывать дорожную ситуацию и поведение других участников движения. Кроме того, водитель просто обязан ответственно подходить к анализу своего состояния, контролировать его и не позволять себе принимать заказы, будучи крайне уставшим.

Кроме того, внимательность – качество, которое также необходимо таксисту. Это требуется не только с целью соблюдения ПДД (нужно всегда замечать знаки, разметку и др.), но и для ориентации на местности. Только внимательный водитель, обладающий к тому же хорошим пространственным мышлением, не пропустит нужный поворот, въезд во двор, не забудет прочитать комментарий клиента, в котором зачастую содержится полезная информация о месте подачи автомобиля.

Тому, кто работает в такси, не обойтись и без самодисциплины. Ведь это работа с гибким графиком, обычно предполагающая, что водитель сам будет определять, когда ему брать заказы, а когда отдыхать. Это является безусловным преимуществом, позволяющим самостоятельно планировать свое время, исходя из комфортного режима, а также совместить работу с выполнением своих дел. Но следует понимать, что такая свобода подходит только дисциплинированным людям. В противном случае человек слишком долго будет находиться в режиме отдыха, и ему будет сложно заставить себя выйти на линию. Это выльется в плачевный результат по окончании смены, когда посчитают количество выполненных заказов и выдадут зарплату – увы, в таком случае она скорее всего не порадует.
Помимо ответственности, внимательности и самодисциплины, водителю такси крайне желательно быть коммуникабельным, обладать навыками общения с людьми. Следует помнить, что такси относится к сфере услуг, а значит, именно люди определяют успешность и прибыльность бизнеса и в конечном итоге возможность его дальнейшего существования. Умение ясно выражать свои мысли, слушать и слышать, быть вежливым и дружелюбным оставляет положительное впечатление у пассажиров от поездки и побуждает их в будущем сделать заказ машины в той же компании. Кроме того, во многих популярных сервисах по заказу такси внедрена система оценки водителя. Любой пассажир, совершивший поездку, может оценить ее, и данная оценка повлияет на общий рейтинг таксиста, что, в свою очередь, отразится на количестве предлагаемых ему заказов или даже вообще на возможности принимать заказы от данной фирмы.

В ходе работы в такси востребованы также такие качества, как гибкость, дипломатия и неконфликтность. Различные ситуации, к примеру, опоздание на заказ, попадание в дорожную пробку, проблемы с нахождением адреса подачи и другие зачастую вызывают негативные эмоции у пассажиров. Бывает и так, что и при отсутствии объективных причин клиент изначально настроен на конфликт ввиду своего характера или текущего настроя. В таких случаях умение водителя выслушать и объяснить свою позицию, при этом аккуратно подобрав выражения и сгладив острые углы, положительно скажется на поведении и настроении пассажира. А это способствует комфортному состоянию и самого водителя. Ведь работа гораздо приятнее, если не нервничать по пустякам и вместо того, чтобы раздувать конфликт, быстро разрешать его.

Таким образом, хороший таксист – это профессионал, сочетающий в себе такие качества как ответственность, внимательность, самодисциплина и организованность, а также коммуникабельность, вежливость, дружелюбие, умение находить общий язык с людьми. Но если вы всё еще сомневаетесь, стоит ли вам работать водителем такси, на самом деле лучше просто попробовать! Вы не потратите много сил и времени, зато будете знать наверняка, и вполне вероятно, что вам подойдет и понравится данная профессия. К примеру, в нашей компании прием на работу осуществляется очень быстро (1-2 дня), после этого новых водителей обучают и дают всю необходимую информацию, а зарплату выплачивают после каждой смены. В итоге вы сможете буквально за неделю (отработав несколько смен) сформировать свое собственное мнение по поводу

Если вы считаете, что, научившись перемещать автомобиль с одного места на другое, постигли все премудрости науки управления автомобилем, то должны вас огорчить: это не так. Настоящее мастерство проверяется в экстремальных ситуациях, с которыми вам, возможно, еще не приходилось сталкиваться. Но ведь это может случиться. Тогда вы узнаете, что это такое, но будет уже поздно.

Постоянно совершенствуйте свое водительское мастерство

Поэтому давайте разберемся, что такое мастерство управления автомобилем. В самом общем виде его можно представить как сумму трех слагаемых (табл. 1).

Первая составляющая включает навыки, овладев которыми вы сможете быстро и правильно передвигаться на автомобиле в условиях, когда другие участники движения вам не мешают. Проще говоря, когда их нет. Владение этими навыками надо довести до автоматизма. Только после этого можно переходить ко второй составляющей, в которую входят навыки, необходимые для безопасного движения. Здесь от вас потребуется не только хорошая координация движения рук и ног, но главное - умение заранее выявлять возникающие на дороге опасности защищаться от них. Освоив эти навыки, вы подниметесь на вторую ступень мастерства. Третья ступень самая сложная. Поднявшись на нее, вы сможете защитить себя от любых неожиданностей, связанных с автомобилем, дорогой, погодой и т. д.

Теперь вы немного представляете, какими навыками должен обладать отличный водитель. Более подробный разговор о каждом из них будет в последующих уроках. А сейчас немного психофизиологии, или о том, кто может стать отличным водителем.

Учитывайте свои психологические особенности

Психофизиологические особенности каждого из нас заложены от рождения, и изменить их трудно, а некоторые и невозможно. Но знать их необходимо хотя бы для того, чтобы понять, какое влияние они могут оказать на ваши успехи в освоении водительского мастерства.

Вы прошли медкомиссию и имеете медицинскую справку, разрешающую управлять транспортным средством определенной категории. Это значит, что у вас нет каких-либо значительных отклонений, не позволяющих водить автомобиль. Но это совсем не говорит об отсутствии некоторых недостатков, которые могут повлиять на вашу безопасность. Они есть у каждого, и их надо хорошо знать.

Результаты исследования, проведенного в США, показали, когда водителей, неоднократно совершавших происшествия, проинформировали об имеющихся у них психофизиологических недостатках, аварийность у них снизилась на 2/3. Зная свои недостатки, вы сможете компенсировать их за счет определенного стиля вождения и большей осторожности в некоторых ситуациях.

Какие психофизиологические недостатки, влияющие на безопасность управления автомобилем, наиболее распространены?

90% всей информации водитель получает с помощью зрения. Поэтому знать особенности своего зрения очень важно. По данным Американской оптической ассоциации, по меньшей мере 35% водителей имеют опасные дефекты зрения и не знают об этом. А знаете ли их вы?

Какова острота вашего зрения? Если у вас не 100-процентное зрение, необходимо управлять автомобилем только в очках, позволяющих четко видеть обстановку. Не ленитесь хотя бы раз в год проверять остроту зрения и, если надо, менять очки.

Хорошо ли вы видите ночью? Есть люди, которые днем видят отлично, а ночью при плохом освещении значительно хуже. Проверить свою способность видеть в темное время суток можно с помощью следующего теста Проводить его надо днем в хорошо освещенной комнате.

Если на расстоянии 5 м вы сумеете точно описать только первый ряд фигур, изображенных на рис. 1, то лучше ограничить ночные поездки либо обратиться к окулисту за более подробной консультацией. Если вы хорошо видите нижний ряд, значит, все в порядке.

Ваши адаптационные способности

Для восстановления способности видеть обстановку при ослеплении фарами встречного автомобиля требуется в среднем 7-8 с. Сколько времени для этого требуется вам, можно узнать с помощью уже знакомого теста. Но проведите его несколько иначе. Перед тем как смотреть на рис. 1, пристально посмотрите на источник очень яркого света, который должен находиться непосредственно перед вашими глазами. После этого переместите взгляд на рис. 1 и включите секундомер. Если не более чем через 10 с вы будете видеть фигуры так же, как до ослепления, то все нормально. Если это время больше, то вам лучше избегать ночного вождения, особенно на плохо освещенных участках, где возможно ослепление встречным транспортом. Управляя автомобилем ночью, старайтесь как можно меньше смотреть на ярко освещенные объекты. Более подробные рекомендации вы найдете в уроке 7.

Боковое зрение.

Способность наблюдать обстановку впереди и при этом следить за тем, что происходит сбоку, для вас очень важна. Особенно при движении в условиях города, где опасность часто появляется сбоку. Эта способность определяется величиной пространства справа и слева от вас, которое вы можете видеть, держа голову прямо и смотря строго вперед. Проверить ее самостоятельно можно следующим образом (рис. 2). Встаньте, держа голову прямо и смотря на любой объект, находящийся в метрах десяти прямо перед вами. Разведите руки в стороны так, чтобы они образовали прямую линию. Начинайте их сводить, не опуская вниз. Как только вы сможете видеть их боковым зрением, замрите и определите угол между их положением, которое они занимают, и исходным. Если он более 20°, у вас плохое боковое зрение.

Некоторые люди имеют так называемое тоннельное зрение . Они могут видеть только в пределах угла не более 40°. Это чрезвычайно опасно при вождении, так как обстановка по бокам автомобиля остается вне поля зрения. Компенсировать недостатки бокового зрения можно за счет повышения внимательности и осторожности при проезде участков, где возможно неожиданное появление опасности сбоку. Это выезды со двора, пересечение дорог, места, где пешеходы переходят дорогу. Если у вас плохое боковое зрение, наблюдайте за местами, где возможно появление опасности сбоку, с помощью поворота головы, а не краем глаза.

При движении в городе вам приходится одновременно следить сразу за несколькими объектами: светофорами, участниками движения, знаками и т. п. Насколько хорошо это у вас получается, зависит от способности к быстрому распределению и переключению внимания . Проверить ее можно с помощью таблицы Шульте-Платонова (табл. 2, 3). Постарайтесь как можно быстрее отыскать в табл. 2 все числа от 1 до 49. Включите секундомер. Начали. Если вы затратили на это менее 60 с - отлично; если более 80 с - плохо.

Таблица 2

Попробуйте выполнить еще одно более сложное задание. В табл. 3 отыщите все цифры, набранные жирным и обыкновенным шрифтом. Искать их надо следующим образом: сначала жирную единицу, потом обыкновенную, далее жирную двойку, потом двойку обыкновенную и так далее до 24. Если время менее 80 с - отлично, более 100 с - плохо.

Таблица 3

Если качество внимания у вас на высоте, то можно не бояться напряженного городского движения. Однако это не освобождает вас от необходимости изучения приемов правильного наблюдения за обстановкой (урок 4). Получив плохую оценку, не расстраивайтесь: это можно компенсировать, доведя до совершенства навыки ориентации в дорожном движении и проявляя повышенную осторожность (не ездить с большой скоростью) в сложных и необычных условиях движения.

Слух нужен водителю для того, чтобы услышать опасность, которую трудно увидеть, например, предупреждающий об опасности звуковой сигнал, звук двигателя и шин обгоняющего автомобиля, сирену «скорой помощи», скрип тормозов. Человек с нормальным слухом может слышать слова, сказанные обычным голосом, на расстоянии 6 м. Если у вас пониженный слух, то старайтесь компенсировать его за счет зрения. Кроме того, не включайте громко радио или магнитофон, держите свое окно всегда приоткрытым.

Время реакции - важное, но далеко не самое главное, как многие считают, качество водителя. Нередко люди с отличной реакцией попадают в происшествия чаще других. Почему? Из-за того, что сначала делают, а потом думают. Поэтому если у вас не очень хорошее время реакции, не расстраивайтесь: ничего страшного в этом нет. Вы можете с успехом компенсировать его за счет умения прогнозировать опасность заранее и четко обработанных навыков управления автомобилем в критических ситуациях (урок 9).

Тест на определение времени реакции.

Возьмите полоску картона длиной 12 см, шириной 3 см и попросите кого-нибудь подержать ее так, чтобы нижний конец находился между большим и указательным пальцами вашей правой руки. Тот, кто держит полоску, должен неожиданно для вас отпустить ее, а вы поймать между пальцами. Если не успели, значит, не стоит вам обольщаться в отношении своей реакции.

Даже самые отличные способности и совершенные навыки не спасут вас от несчастья, если вы не будете избегать опасных состояний.

Алкоголь - ваш враг № 1

Не будем в очередной раз агитировать вас за трезвость. Думаем, что вам небезынтересно ознакомиться с научными данными по некоторым наиболее часто возникающим вопросам пития.

Завесят ли степень и скорость опьянения от вида спиртного напитка? Степень опьянения зависит, во-первых, от количества выпитого, а во-вторых, от содержания в нем алкоголя. Когда речь идет о количестве выпитого, нельзя не принимать во внимание и его качество. Так, например, углекислота способствует всасыванию алкоголя. Поэтому скорость и степень опьянения при употреблении напитка, содержащего углекислоты или смешанного с газированной водой, быстрее и больше, чем при употреблении обычного. Быстрее всего алкоголь всасывается из напитков, содержащих до 10% алкоголя, т. е. в первую очередь из вина, и сравнительно медленнее из напитков с меньшей или большей концентрацией алкоголя. Очень распространенным является мнение, что содержание алкоголя в пиве незначительно и поэтому можно пить его даже за рулем. Для опровержения этого достаточно указать на то, что в 1 л пива содержится столько же алкоголя, сколько в 400 г вина или 100 г водки.

Предохраняет ли от опьянения смешивание крепкого спиртного напитка с водой или соком? Нет. Независимо от того, что смешивается со спиртным напитком, количество алкоголя в нем остается прежним.

Можно ли взбежать опьянения, если, перед тем как пить, хорошо поесть? Алкоголь растворяется в крови без участия органов пищеварения. И хотя сытый желудок несколько замедляет скорость растворения алкоголя в крови, опьянение наступит все равно, только несколько позже.

От чего зависит степень опьянения? С одной стороны. от количества выпитых спиртных напитков и их крепости, а с другой- от массы тела пьющего и времени, прошедшего с момента выпивки. В теле более массивного человека содержится и большее количество воды. Поэтому при одинаковой дозе спиртного процент содержания алкоголя будет больше у того, кто весит меньше.

Можно ли ускорить процесс выведения алкоголя из организма? На отрезвление человека реально влияет только время. Организм освобождается от алкоголя путем его окисления и последующего выведения. Печень выводит около 90% алкоголя. Небольшое количество алкоголя выводится через легкие, потовые железы, почки. На окисление алкоголя необходимо время. Поэтому ни один из таких способов, как холодный душ, прогулка на свежем воздухе, чашка черного кофе, не ускоряет процесс выведения алкоголя из организма.

Когда можно садиться за руль? Если вы выпили, придется повременить с вождением. Сколько ждать, вам скажет табл. 4, в которой содержатся усредненные данные о времени выведения алкоголя из организма. Учтите, что плохое настроение (или состояние) может увеличить указанные значения почти в 2 раза. Поэтому на всякий случай накиньте себе еще несколько часов про запас.

Таблица 4

И еще один жизненно важный вопрос. По каким признакам можно опознать нетрезвого водителя, движущегося в транспортном потоке рядом с вами? Предлагаем вам изучить табл. 5.

Таблица 5

Степень опъянения

Признаки

Сильно превышает скорость. Часто меняет полосу движения без необходимости. Часто обгоняет. Движется зигзагообразно. Поздно включает сигналы поворота.
Проезжает на желтый и красный сигналы светофора. Останавливается на зеленый сигнал. Начало движения резкое, глушит двигатель при трогании. Движетя неоправденно медленно, часто вблизи бордюра.
Заезжает на бордюр или тротуар. Поворачивает не с той полосы движения. Выезжает или движется по встречной полосе. При остановке у светофора выезжает на перекресток. Не подает предупредительных сигналов.

Старайтесь держаться от такого водителя подальше и не повторяйте его ошибок.

Остерегайтесь утомления

Если вы хорошо отдохнули перед поездкой, то первые признаки усталости могут появиться примерно через 4 ч непрерывного движения. Через 8 ч качество вождения резко ухудшается: появляются лишние движения, скорость становится неравномерной, предметы начинают казаться расположенными дальше, чем на самом деле. Возможно, у вас критический час наступает несколько раньше или позже. Но все равно не стоит пытаться доехать, например, от Москвы до Ленинграда без отдыха. Определить степень усталости вы можете с помощью табл. 6, разработанной эстонскими специалистами.

Таблица 6

Легкое утомление снимается небольшим отдыхом, умыванием, купанием, разминкой, крепким чаем. Для средней и тяжелой степени усталости все это бесполезно, помогает только сон. Если вы все-таки вынуждены ехать, несмотря на усталость, двигайтесь с меньшей, чем обычно, скоростью и с большей дистанцией. Когда долго едете по шоссе и обстановка вокруг однообразная, меняйте скорость каждые 15-20 мин, не смотрите в одну точку, чаще перемещайте свой взгляд, откройте окно. Это даст возможность не привыкать к скорости и сохранять активность.

А теперь еще несколько (хотя и прописных) истин, выполнение которых позволит вам избежать происшествий, связанных с утомлением:

перед поездкой спите не менее 7 ч; не принимайте успокоительных лекарств; не пытайтесь проехать 500-600 км сразу; если можете, обходитесь без ночных поездок; если курите в автомобиле, то почаще проветривайте салон; не переедайте перед дорогой.

Эмоции: плохие и хорошие

Для водителя наиболее опасны любые сильные эмоции (положительные и отрицательные), которые он не может контролировать. Управлять автомобилем можно, только научившись управлять своими эмоциями. Отрицательные эмоции могут вызвать уныние, положительные - перевозбуждение. И то и другое способствует возникновению происшествий. Изучение событий, предшествующих 40 ДТП со смертельным исходом, проведенное американскими специалистами, показало, что 31 из 40 погибших водителей испытал незадолго до гибели эмоциональный стресс: семейную ссору, конфликт на работе, известие о гибели близкого человека и т. п.

Совсем исключить стрессовые ситуации невозможно, но не поддаваться их пагубному влиянию - в вашей власти. Для этого надо освоить приемы саморегуляции и аутотренинга. Предлагаем несколько простых, но достаточно действенных приемов, позволяющих поднять ваш тонус при кратковременных остановках.

Кто больше зевнет? Поднимите обе руки вверх, потянитесь и с удовольствием зевните. Опустите руки. Потом еще раз поднимите их и зевните. И так не менее восьми полноценных зевков.

Давайте погримасничаем. Представьте себе, что хотите передразнить обезьянку. Чем больше различных рожиц вы можете изобразить, тем лучше. Это отличный расслабляющий и тонизирующий массаж.

Точечный массаж. Помассируйте скулы круговыми движениями большим и указательным пальцами. Если при нажатии ощущается боль, то это признак истощения нервной системы, и вам требуется хороший отдых.

Повысить внимательность. Это можно сделать, наблюдая за яркими, желательно желтыми или красными, объектами, слушая быструю и ритмичную музыку, пососав кислую конфету.

Если вы перевозбуждены и чувствуете неосознанную тревогу, смотрите на окружающую обстановку, небо, облака, дышите спокойно, глубоко, равномерно, включите мажорную мелодичную музыку, расслабьте мысленной командой мышцы лица, шеи, плечевого пояса.

Никогда не садитесь за руль, прежде чем не обретете душевного равновесия.

Не злоупотребляйте лекарствами.

Большинство лекарств, которые вы употребляете от головной боли, простуды, аллергии или для успокоения, могут привести вас в сонное состояние.

Тонизирующие таблетки, улучшив на некоторое время ваше состояние, впоследствии могут привести к нервозности, головокружению, неспособности концентрировать внимание, ухудшению зрения.

Лекарства нельзя принимать вместе с алкоголем. Результат может быть самый печальный.

Курить за рулем можно, но лучше не делать этого. О том, что курить вредно, знают все. Поэтому мы ограничимся несколькими рекомендациями тем, кто, зная о вреде курения, все же продолжает курить:

1. Отправляясь в путь, положите сигареты в такое место, откуда их легко взять.
2. Проверьте исправность прикуривателя. Если он не работает, возьмите с собой зажигалку, а не спички.
3. Откажитесь от чехлов из синтетической ткани.
4. Не прикуривайте при движении по сложному участку и от зажигалки (спички) ночью.
5. Крепко держите сигарету, не давайте ей упасть.
6. Окурок гасите только в пепельнице, не выбрасывайте его в окно.

Учитесь на чужих ошибках

Чтобы стать отличным водителем, надо учиться. Относится это не только к тем, кто пока вообще не умеет управлять автомобилем или только недавно начал этим заниматься, но и к тем, чей водительский стаж выражается двузначной цифрой.

По данным статистики, более половины всех совершаемых происшествий приходится на водителей со стажем менее 3 лет. Второй пик аварийности наблюдается у тех, кто имеет стаж 4-5 лет. Происшествия с особо тяжелыми последствиями совершают главным образом водители со стажем более 10 лет.

Да, как видите, учиться надо всем. «Но когда?» - спросите вы. «Когда вам удобнее, но лучше постоянно». - «Где?» - «Везде, где только можно». - «Как?» Об этом и пойдет речь в последующих уроках. По данным исследований, водитель, обучающийся только на собственных ошибках, приобретает необходимый опыт, проехав не менее 100 тыс. км. При обучении на чужих ошибках высокий уровень мастерства формируется значительно раньше. Своих ошибок, конечно, не избежать и в этом случае, но по количеству и тяжести последствий они будут несоизмеримо ниже.

Многочисленные исследования показывают, что обычно причинами происшествий являются не все совершаемые водителями ошибки, а только некоторые, их можно назвать типичными. Какие из них наиболее характерны для вас, зависит от того, сколько вы уже самостоятельно проехали, а также от некоторых других ваших характеристик.

Каков ваш стаж? Если, двигаясь задним ходом и поворачивая руль, например влево, вы не очень уверены, что и автомобиль поедет в ту же сторону, можно точно сказать, что ездить вы начали совсем недавно. Для вас начинается самое приятное, но и нелегкое время. Бурная радость первых успехов сменяется неутешной печалью неудач. Все интересно и непривычно ново. Автомобиль дает вам шанс пережить второе детство, но теперь уже водительское. К сожалению, дорога не прощает шалостей, а автомобиль - не такая уж безобидная игрушка. Поэтому придется попотеть, чтобы овладеть мастерством вождения.

Если на вашем спидометре уже больше 5 тыс., но менее 25 тыс. км, то причины ошибок, которые вы совершаете, связаны прежде всего с недостаточным уровнем знаний и навыков. Пока вы освоили только начальные навыки техники управления автомобилем. Вы уже достаточно спокойно можете передвигаться на автомобиле без чьей-либо помощи, но пока еще плохо чувствуете опасности, возникающие на дороге, не очень хорошо знаете, откуда и когда их ждать. Попадание в критическую ситуацию может стать для вас роковым, так как навыки, необходимые для выхода из таких ситуаций, находятся в зачаточном состоянии.

Наш совет:

  1. Обратите внимание на то, правильно ли вы выполняете различные действия по управлению автомобилем. Следите, чтобы ваши неправильные действия не перешли в опасную привычку, которую потом устранить значительно сложнее, чем сейчас.
  2. Старайтесь ездить на автомобиле постоянно; это позволит быстрее и лучше закрепить правильные навыки.
  3. И еще в начальный период соблюдайте правило трех НЕ: не совершайте продолжительных поездок; не злоупотребляйте движением в сложных условиях (ночью, в плотном транспортном потоке, в сильный дождь, гололед); не пользуйтесь автомобилем в состоянии спешки или в плохом настроении.

Основная причина неприятностей, которые могут случиться с вами в диапазоне между 25 и 60 тыс. км пробега, - это та большая разница между тем, как вы оцениваете свое мастерство, и тем, каково оно в действительности. О прежней неуверенности нет и речи, с автомобилем вы уже на «ты». Кажется, что знаешь и умеешь все. Но так ли это? Многочисленные эксперименты, проведенные с использованием специальных тестов, показывают, что в действительности мастерство большинства водителей этой категории (в особенности имеющих стаж от 2 до б лет) почти в несколько раз хуже, чем им это представляется. В то же время экспериментально подтверждено, что, чем выше самооценка мастерства, тем выше скорость движения, тем больше опасных маневров. Вот здесь и кроется опасность. Создавая себе и другим неоправданные сложности, водитель, переоценивающий себя, беспомощен, он не сможет справиться с ними: мастерство еще не то. К сожалению, избежать этих опасных иллюзий мало кому удается. Поэтому общий совет такой: будьте всегда бдительны и осторожны; не гоните; не отвлекайтесь от дороги; пореже обгоняйте; начиная сложный маневр, увеличьте внимание. А главное, совершенствуйте свое мастерство, приближая реальность к желаемому. В этом вам помогут наши уроки.

Если вы молоды

Вам нет еще и 22 лет. Прекрасный возраст. Кажется, что все по плечу и нет ничего невозможного. Отличное зрение, время реакции минимальное. Но почему же данные статистики аварийности не столь оптимистичны?

Молодые водители в возрасте до 20 лет попадают в происшествия в 10 раз чаще, чем водители среднего возраста. Не хотим вас расстраивать, но это не случайность.

Какие качества, по мнению социологов, наиболее характерны для молодых? Беззаботность, пренебрежение любыми нормами и правилами, импульсивность, тяга к скорости и риску, желание быть во всем первым.

Эти же качества наиболее часто фигурируют в исследованиях по безопасности движения как причины происшествий с молодыми водителями.

Поэтому хорошо бы:

  • побольше ответственности и не только за себя, но и за других;
  • поскорее понять, что без соблюдения Правил дорожного движения невозможны согласованные действия всех участников, а значит, и их безопасность;
  • сначала думать, а потом действовать, а не наоборот;
  • получать удовольствие не от быстрой, а от грамотной езды;
  • учитывать не только свои, но и чужие интересы.

Если вам за 50

За плечами большой жизненный опыт, и в том числе водительский. Да, опыт - великое дело. Но к сожалению, даже он не в состоянии компенсировать некоторые психофизиологические изменения. Надеемся, что ваше здоровье в порядке. Вы бодры и чувствуете себя, как 30летний. Однако, как показывают исследования, после 50 лет мало кому удается избежать повышения колебаний кровяного давления, увеличения времени реакции, уменьшения остроты зрения (особенно ночного) и некоторых других изменений. Это вовсе не значит, что за руль садиться нельзя. Многие ездят успешно до глубокой старости. Но при этом они учитывают свой возраст и приспосабливают к нему свой стиль вождения.

  • не давайте вовлекать себя в ситуации, требующие быстрых действий;
  • внимательно следите за сменой сигналов светофора; как можно меньше перестраивайтесь из одного ряда или транспортного потока в другой;
  • избегайте участков со сложной и непривычной организацией движения;
  • избегайте движения в интенсивном транспортном потоке, движущемся с большой скоростью.
При подготовке данной статьи использовались материалы сайта www.kabriolet.ru

Наука и Медицина | Science & Medicine – Самые интересные новости, события, открытия, достижения в области Науки и Медицины. Забытая и не известная информация, поднятая из глубины веков. Глубинная Информация.

Сайт создан с целью популяризации Науки и Медицины, и никому не известных научных открытий, и экспериментов, которые хоть каким-нибудь образом смогут повлиять на развитие Науки и Медицины в целом. Читайте, Предлагайте, Делитесь: "ВКонтакте" , "В Одноклассниках" . Жители планеты обязаны это узнать!

"Глубинная Книга"

Согласитесь, понятие настоящий водитель – излишне претенциозно и, как минимум, предполагает не объективную, а субъективную оценку. Куда более уместным будет определение: грамотный, профессиональный. То есть, водитель, способный справиться с подавляющим числом проблем, связанных с автомобилем, а также, доставляющий минимум проблем другим водителям и пешеходам, по праву может быть отнесен к категории настоящих профессионалов. И все же, какие характеристики и навыки выделяют опытных представителей оных из общей массы агрессивных, паникующих, раздраженных и неуверенных в себе участников дорожного движения?

Нет, это не ум и не ощущение вседозволенности, которые в сочетании с бесшабашностью часто, хотя и выручают из опасных ситуаций на дороге, но при этом провоцируют, если не аварии, то уж сердечный приступ у пешеходов и других водителей – однозначно. А вот чувство опасности , предупреждающее о близкой неприятности, хорошая реакция, внимательность и адекватность, вне всяких сомнений, положительно сказываются на мастерстве каждого индивида за рулем. Разумеется, совершенствовать свои навыки не только можно, но и нужно. Ведь именно они, профессиональные навыки, и являются той совокупностью необходимых качеств, которые и отличают настоящего аса, конечно иногда может возникнуть ситуация, когда необходимо купить справку для водительских прав , чтобы сохранить время.

Причем стать им может любой из нас, вне зависимости от гендерной или возрастной принадлежности, достаточно иметь навыки и своеобразный талант вождения. Говоря о таланте, подразумевается умение чувствовать машину , хорошо ориентироваться в ее техническом состоянии, способность грамотно управлять своим «железным конем», постоянно повышая уровень собственного профессионализма. Не секрет, что даже настоящий автомобилист не застрахован от попадания в аварии. Поскольку ситуация на дороге зависит не только оттого, насколько хорошо мы водим машину, но и от адекватности других водителей, а также – банального человеческого фактора. Ведь внезапный форс-мажор со здоровьем или сон от усталости предвидеть крайне сложно. Хотя, прислушиваясь к собственному самочувствию, а также при сонливости – просто съезжая на обочину дороги в случае усталости, мы, возможно, слегка задержимся в пути, но предотвратим возможные неприятности.

Понятно, что умения и мастерство проявляются не только в благоприятных погодных условиях, но и при любой неприятной погоде. Не только на качественном дорожном полотне, но и при наличии ям, сельской щебенке, а то и практическом бездорожье, поскольку некоторые из отечественных дорог считаются таковыми по чистому недоразумению. Когда водитель умело управляет транспортным средством, не тратя даже милисекунды на выбор методики вождения с учетом специфики дороги, можно не сомневаться, что он обладает отличными навыками и талантом.

Однако этого недостаточно, поскольку никак не удастся обойтись без знания строения автомобиля, его особенностей, преимуществ и недостатков. Лишь будучи уверенным в своих силах, можно не опасаться постоянных проблем в пути. Очень важно уметь быстро выявить даже незначительные отклонения в функционировании машины. Ну и особо важным аспектом является великолепное знание правил дорожного движения. От того, насколько Вы умеете и считаете обязательным их применять, как в стандартной, так и в сложной ситуации, сделает безопасным и Ваше передвижение, а также — передвижение обычных пешеходов и других водителей.

По материалам: http://med-group.com.ua/prices/spravka-028o/

Популярные статьи

  • О свободной энергии сейчас говорят много. Что означает термин "свободная"? Получается, что традиционная энергетика - это "не свободная", то есть "рабская"? Действительно, это... under
  • Эта система коррекции обмена веществ была мной окончательно собрана и опробована как единое целое в 1989 году на моей родной... under
  • Предлагаемая книга – сокращённая интернет-версия, обновлённый выпуск. Прошу прощения за ошибки и недоделки, следующий выпуск будет лучше, ведь, по сути, эта... under
  • Питер А. Линдеманн "Секреты свободной энергии холодного электричества" Введение С тех пор, как я узнал о работах Эдвина Грея, более чем четверть века тому назад... under
  • Подлинная Таблица Менделеева Глава из статьи: В.Г. Родионов. Место и роль мирового эфира в истинной таблице Д.И. Менделеева 6. Argumentum ad rem То, что... under
  • Идею, заложенную в ниже описываемом устройстве, пытаются реализовать многие. Суть ее такова: есть постоянный магнит (ПМ) - гипотетический источник энергии, выходная катушка... under
  • Эту рукопись дал мне мой знакомый. Он был в США и на уличной распродаже в Нью-Йорке купил себе старый пожарный шлем... under
  • Глава 2. "Розеттский камень" Нижеследующая глава является выдержкой из первой главы книги Джерри Вассилатоса "Секреты технологии Холодной войны: Проект HAARP, и что за... under
  • Бог Ра от Египтян или............ Или как у славян откусывают историю! Весь научный, весь культурный мир считает, что Ра - это имя Бога... under
  • Ну, что здесь поделаешь, - люблю я магниты до одурения, и всё тут... Причём, я и корни этой платонической отследить могу. Корни... under
  • Глава 3. "Проверяя секреты Теслы". Прежде чем вернуться к разговору о схемах холодной энергии Эда Грея, я хотел бы уделить немного времени современным... under

Основными психофизиологическими качествами, по которым определяют пригодность к вождению автомобилями, являются ощущение, восприятие, психомоторная реакция, внимание, эмоционально-волевая реакция, оперативное мышление и специальные личностные факторы:

    ощущение - отражение в сознании человека отдельных свойств предметов и явлений материального мира, которые непосредственно влияют на органы чувств (различают ощущение зрительные, слуховые, обонятельные, кожные, двигательные, вибрационные и др.);

    восприятие - уровень развития органов чувств, точность определения пространственных отношений и временных интервалов, скорость переработки информации;

    психомоторная реакция - скорость и точность реакции водителя в критических ситуациях, четкая психомоторная координация;

    внимание - широкий объем и распределение внимания, его скорая переключаемость и стойкость, правильная организация внимания при выполнении маневра;

    эмоционально-волевая реакция - эмоциональная стойкость, высокий уровень развития волевых качеств (самообладание, решительность, настойчивость);

    оперативное мышление - скорость оценки дорожной обстановки и принятия решений, способность к быстрому профессиональному прогнозированию, хорошая оперативная память и ее готовность;

    личностные факторы - активность и направленность личности, склонность к технике, инициативность, смекалка, дисциплинированность, интерес к профессиональной работе водителя. Недостаточное развитие одних психофизиологических особенностей водителя может компенсироваться развитием других и проявляться лишь в сложных дорожных условиях, когда предотвращение аварии и разрядка острой дорожной ситуации зависят от скорости оценки ситуации, умения применить навыки управления автомобилем, от скорости и от точности реакции, самообладания, решительности и настойчивости. Мастером своего дела можно считать только того водителя, который умеет правильно и быстро оценивать дорожную обстановку, предусмотреть ее возможные изменения и никогда не попадать в сложные ситуации, а при невозможности избежать их, - максимально разрядить опасную обстановку.

Опыт и мастерство водитель добывает постепенно, другие же качества характера - чувство ответственности за безопасность других людей, способность сосредоточиться только на управлении автомобилем, выдержка и восприимчивость к информации - он должен воспитывать в себе с самого начала вождение.

Из основных психофизиологических качеств водителя особенно следует выделить внимательность и скорость реакции к соответствующим действиям на воспринятую информацию.

Внимательность - способность сосредоточить внимание на выявленном объекте опасности, сделать его полный обзор и оценить ситуацию. При средних высоких скоростях движения водитель может обозревать десятки объектов, но детально рассмотреть он может только один объект. Водителю важно уметь вовремя сосредоточить свое внимание на основном объекте опасности, который может потребовать принятие срочных мер для предотвращения аварии. При управлении автомобилем необходимо постоянно оценивать переменчивые дорожные условия и обстановку движения, чтобы вовремя определить новый режим движения.

Одним из важнейших навыков водителя, которые обеспечивают безопасность движения, является скорость реакции - закономерный ответ организму на внешнее влияние.

Процесс реакции можно подразделить на три фазы: оценка обстановки, принятия решения и выполнения соответствующих действий. Время реакции водителя при управлении автомобилем измеряется коротким промежутком от момента восприятия опасности к началу действий, направленных на ее устранение. Время реакции зависит от вида реакций - сложной, простой и в опасной зоне.

При движении автомобиля перед водителем могут возникать всевозможные препятствия и опасности. Чтобы предотвратить возникшую опасность, водитель должен правильно оценить ее и выбрать наиболее эффективное действие: остановить автомобиль, объехать объект опасности, проехать мимо него с увеличенной скоростью. Такая оценка в совокупности и выбор способа действия являют собой сложную реакцию.

Время сложной реакции водителя - с момента появления перед водителем опасности (или препятствий) к ответу на него действием, которое загодя не определил и к выполнению которого не был подготовлен, - представляет 0,8с, а при испуге, нездоровье, усталости после многочасовой работы – 1с из и более.

Простые, загодя определенные действия водителя в ответ на какую-либо опасность или препятствие называются простой реакцией.

Водитель может и должен всегда стремиться перевести сложную реакцию в простую. Однако, невзирая на то что простая реакция быстрее, чем сложная, ее время (0,4...0,6 с), потому что содержит в себе и время на мышечное движение водителя - перенос правой ноги из педали дроссельной заслонки на педаль тормоза.

Реакция в опасной зоне занимает особенное место. Она протекает с момента появления перед водителем какой-либо опасности (или препятствия), к восприятию которой водитель заблаговременно подготовился, к ответу на них простым, загодя определенным действием, к осуществлению которого водитель уже подготовлен. В чем заключается подготовка? В том, что водитель, определив место возможного появления опасности (или препятствия), загодя готовится к ее предотвращению. Поскольку такие действия водитель производит на подъезде к возможному месту опасности, то это время (0,2...0,3 с) называется временем реакции в опасной зоне. Реакция в опасной зоне предусматривает заблаговременную подготовку к восприятию и действию. Путь, проходной автомобилем за время разных видов реакций водителя при скорости 36 км/ч, показан на рис. 5.6.

Рис. 5.6. Путь автомобиля, пройденный за время разных видов реакции водителя

Важнейшим условием многолетней успешной работы водителя является его физическая подготовка. Известно, что занятие любым видом спорта положительно влияет на организм человека. Для водителей наиболее благоприятны гимнастика, спортивные игры, лыжи, плавания, гребли, легкая атлетика. Занятие спортом содействуют развитию основных качеств, полезных в профессиональной деятельности водителя. Занятие такими видами спорта, как настольный теннис, большой теннис, стрельба, помогут водителю улучшить периферическое и центральное зрение, повысить его остроту.

Специфические условия работы водителя требуют от него одинаковой работоспособности и хорошего самочувствия в течение всего изменения. Поэтому перед работой он должен хорошо выспаться. Ему необходим непрерывный сон длительностью не менее 7 час, чтобы чувствовать себя бодрым, физически полноценным работником.

Приступая к работе, полезно выполнить сложные упражнения на координацию нервных центров, которые возбуждают, непосредственно управляют важными функциями. Систематическое занятие гимнастикой способствуют укреплению здоровья и улучшению координации движений.

Необходимая физкультурная пауза, выполняемая через 3, 5, 7 час езды. Задание паузы - предупредить развитие усталости, ускорить течение окислительно-восстановительных процессов, способность поддерживать рабочий ритм, темп, концентрацию внимания. Физкультурную паузу нужно проводить с появлением первых признаков снижения работоспособности.

При длительной езде по автомагистрали, где отсутствуют пересечения в одном уровне с другими дорогами, где нет сигнализации (светофоров) и можно двигаться на высоких скоростях, возникает специфический вид усталости - дорожный гипноз. Он характеризуется сонливостью, невнимательностью, недомоганием, отчужденностью, ослаблением рефлексов, замедлением времени реакции. В таком случае необходимо остановить машину, выйти на свежий воздух, пройтись и выполнить несколько физических упражнений: повороты, наклоны, вращения туловища и председателя, прогибания у поясницы, сгибания и разгибания рук и ног.

При выполнении физических упражнений нужно помнить, что малая нагрузка не оказывает никакого влияния на организм. Благоприятный эффект достигается только при нагрузке средней величины. Достаточно объективным показателем для определения степени нагрузки является пульс. При средней нагрузке частота пульса растет на 30 % (при частоте пульса в состоянии покоя 70 ударов в 1 мин число ударов после упражнений средней нагрузки составит 70 + 21 = 91 уд.)

Для того, чтобы водитель в любых условиях мог обеспечить безопасность движения, он должен неуклонно соблюдать режим труда, отдыха и питания. Правилами дорожного движения запрещается управлять транспортным средством в состоянии усталости, если это состояние может повлиять на безопасность движения. Поэтому управлять автомобилем можно до тех пор, пока не наступит усталость.

Удлинение времени поездки более 8 час вызывает изменения в организме даже у опытных водителей. Об этом свидетельствует и статистика несчастных случаев, количество которых особенно резко растет после 10 часов непрерывной работы за рулем.

Между двумя длительными поездками (до 8 ч) должен быть как минимум 10 часовой отдых, который включает 7...8 ч нормального сна. Если поездка была длительной (более 8 ч), то после нее отдых должен быть не менее 12 часов. Усталость резко растет в условиях недосыпания: водители начинают засыпать уже через 3...5 часов движения.

Важный фактор снижения усталости - использование в поездке кратковременных перерывов. Установлено, что более целесообразные кратковременные перерывы после относительно кратковременной езды, чем длительные перерывы после длительной поездки. Поэтому рекомендуется делать 10 минутный перерыв после первых 3 часов движения, а потом через каждые 2 ч. Эти перерывы лучше использовать для активного отдыха. При непрерывном управлении автомобилем более 5 ч необходимый отдых длительностью 30 мин.

Характерным симптомом усталости является сонливость. Сон за рулем приводит к дорожно-транспортным проишествиям с чрезвычайно тяжелыми последствиями. Засыпание при управлении автомобилем быстрее наступает в ночное время, чаще всего между 24 и 5 часами утра. Засыпанию способствует отсутствие нормального сна перед ночной поездкой, например, когда время отправления в туристические поездки назначают на 4-5 часов утра. В этих условиях водитель выезжает в длительную поездку, прервав нормальный сон, и через 3-4 год движения у него наступает опасная сонливость. Выезжать в длительную многочасовую поездку можно только после нормального отдыха и хорошо выспавшись.

В напряженном труде водителя на его психическое состояние влияет этика собственного поведения и поведения других участников движения, а также взаимодействие водителя с пешеходами. Выезжая на линию, водитель с самого начала должен настроить себя на доброжелательное отношение ко всему окружающему: пропустить водителя, который спешит, или пешехода, ехать без спешки и нервозности.