Какие машины разрешат покупать российским чиновникам

Депутат Госдумы, глава юридической службы КПРФ Вадим Соловьев готовит проект закона о внесении изменений в ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Поправка подразумевает введение ценовой детализации при проведении государственных тендеров на покупку и аренду служебных автомобилей. По предложению парламентария, стоимость покупки автомобиля предлагается ограничить суммой 2 млн рублей. Для годовой аренды также предлагается сумма 2 млн рублей с учетом всех сопутствующих трат на парковку, обслуживание, бензин и заработную плату водителя.

В условиях антироссийских санкций и непростой ситуации в экономике, считает Соловьев, со стороны чиновников крайне безответственными являются приобретение и аренда дорогих автомобилей.

Осенью прошлого года депутаты уже пытались ограничить стоимость автомобилей для чиновников. Вячеслав Лысаков, Ольга Тимофеева и Виктор Климов вносили соответствующий законопроект, ограничивающий стоимость авто суммой 3 млн рублей. Документ даже был 22 ноября прошлого года принят в первом чтении, однако до второго чтения он так и не дошел.

Мы будем вносить поправку, чтобы автомобиль стоил не дороже 2 млн рублей. В большинстве регионов и в муниципалитетах катастрофическая нехватка средств. И получается, что на дорогие служебные автомобили у них деньги есть, а на ЖКХ и другие социальные вопросы нет, - сказал Соловьев. - Поэтому в условиях кризиса с точки зрения экономии средств такие ограничения надо вводить.

Парламентарий напомнил, что в советское время было четкое и логичное разграничение по марках автомобилей в соответствии в занимаемой должностью.

Региональные и федеральные власти уже пытаются вводить свои ограничения на закупку служебного автотранспорта. Так, губернатор Ульяновской области Сергей Морозов издал распоряжение, которым ограничил стоимость авто для высокопоставленных чиновников региона суммой в 1 млн рублей, для госслужащих рангом ниже - в 700 тыс рублей.

В октябре премьер-министр Дмитрий Медведев подписал постановление правительства, которым введено ограничение по тратам федеральных чиновников в том числе и на транспорт. Согласно ему, руководитель федерального органа власти и его заместитель (за некоторыми исключениями) не могут тратить на приобретение автомобиля сумму свыше 2,5 млн рублей, руководители структурных подразделений - более 1,5 млн рублей.

Вместе с тем, чиновники по прежнему не ограничивают себя в покупке дорогих авто, а кроме того, многие ведомства теперь не покупают автомобили, но все чаще тратят миллионы рублей на аренду автомобилей класса люкс.

Так, столичный департамент межрегионального сотрудничества, национальной политики и связей с религиозными организациями заказывает для своего руководителя Юрия Артюха автомобиль бизнес-класса для ежедневного использования. Как отмечается в тендерной документации, автомобиль будет необходим главе департамента 21,5 часа в сутки, вне зависимости от того, будни это или выходные. На годовую аренду одного автомобиля из бюджета чиновники готовы потратить 8,5 млн рублей. При этом, согласно техническому заданию, исполнитель берет на себя расходы по обслуживанию автомобиля (оплата страховки, бензин, зарплата водителей), оплату парковки на территории правительства Москвы и мэрии.

Еще один заказ, вызвавший недовольство общественности, разместил департамент территориальных органов исполнительной власти (ДТОИВ). Руководители и сотрудники ведомства согласны перемещаться на автомобилях исключительно бизнес-класса, на годовую аренду которых из бюджета выделяется более 20 млн рублей. При этом в техзадании сразу же ограничиваются марки машин: BMW 740Li и 528i и Nissan Teana. Автомобили будут обслуживать департамент 299 дней в году в течение 13,5–16,5 часа ежедневно.

Председатель Национального антикоррупционного комитета Кирилл Кабанов уже подготовил два письма (есть в распоряжении «Известий») в мэрию с просьбой провести проверку этих заказов московских департаментов. Как рассказал «Известиям» сам Кабанов, проверка должна быть проведена по двум пунктам: ценообразование и попытка ухода от требований по приобретению автомобилей российской сборки.

По тендеру департамента межрегионального сотрудничества муниципальный депутат района Северное Измайлово Дмитрий Барановский подготовил отдельное обращение в ФАС, так как, по его мнению, такой автомобиль «имеет избыточные потребильские свойства» и противоречит федеральному закону «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (44-й ФЗ).

Второй тендер так же ждет оценка со стороны антимонопольного органа.

«Прошу проверить обоснованность закупок ДТОИВ города Москвы на сумму более 20 млн рублей на оказание услуг по аренде автомобилей с водителями. В конкурсной документации незаконно ограничиваются наименования поставляемой на конкурс техники, все системы и описание конкретизированы до марки - это BMW 740Li. Это видно из технической документации данного конкурса, - пишет в своем обращении в УФАС по Москве муниципальный депутата района Тропарево-Никулино Владимир Гарначук. - Производится закупка услуг по аренде премиального автомобиля с явно излишними характеристиками и с явным нарушением в виде ограничения по марке предоставляемого автомобиля. Прошу проверить законность приобретения услуг по данному конкурсу и возможные нарушения антимонопольного законодательства при его проведении».

В департаменте территориальных органов исполнительной власти не предоставили комментарий по этой закупке.

Проблема действительно существует. Сейчас мы вместе с ОНФ проводим мониторинг сайта государственных закупок и с каждым случаем выявления завышенного тендера на аренду служебного автомобиля пытаемся разобраться отдельно. Но поскольку никаких законов такие тендеры не нарушают, то и повлиять мы можем только на репутацию объявившего тендер чиновника, - прокомментировал ситуацию с закупками машин для чиновников член комитета Госдумы по транспорту Александр Васильев.

Муниципальные чиновники, чувствуя безнаказанность, не стесняются искать разные способы урвать свою долю бюджетных денег. Если их ограничивают в одном из этих способов, они будут искать всё новые и новые, - считает эксперт Национального антикоррупционного комитета Илья Хандриков. - Поэтому ограничения, конечно, нужны, но нужны и санкции. Как карается воровство во всех иных случаях, так логично карать и за подобные траты. Для эффективного решения этой проблемы нужны более серьезные и жесткие меры.

По словам координатора общества «Синие ведерки» Петра Шкуматова, чиновники поняли, что вскоре может вступить в силу запрет на приобретение и аренду дорогих служебных автомобилей, поэтому ищут способы его обойти. Например, не покупать, а заказывать услуги на предоставление дорогих машин с водителем.

Для контроля за чиновниками необходимо принимать закон, который будет определять предельные расходы на одного чиновника и расходы на транспорт, командировки в зависимости от бюджета, выделяемого на департамент, - сказал Шкуматов.

Имеют ли право бюджетное, казенное учреждение и органы местного самоуправления приобретать бывший в употреблении автомобиль у юридических, физических лиц или у индивидуальных предпринимателей? Если имеют право, то каков механизм приобретения? Каков порядок приобретения указанного автомобиля в случае, когда его цена будет находиться в пределах 100 тыс. руб., и в случае, когда его стоимость будет превышать указанный предел?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Субъекты, указанные в вопросе, не лишены права приобрести автомобиль, бывший в употреблении. Осуществление закупки должно производиться в соответствии с положениями от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".

Обоснование вывода:
Прежде всего отметим, что органы местного самоуправления, казенные и бюджетные учреждения осуществляют любые закупки товаров, работ, услуг в соответствии с положениями от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) (п. 3 ч. 1 ст. 1, п. 6 ст. 3, ч. 1 ст. 15 указанного Закона).
В свою очередь, N 44-ФЗ предусматривает возможность закупать товар, не являющийся новым (то есть бывший в употреблении). Эта возможность буквально следует из ст. 33 указанного закона, устанавливающей правила описания заказчиком объекта закупки в документации о закупке. В соответствии с Закона N 44-ФЗ поставляемый товар должен быть новым товаром (товаром, который не был в употреблении, в ремонте, в том числе который не был восстановлен, у которого не была осуществлена замена составных частей, не были восстановлены потребительские свойства) в случае, если иное не предусмотрено описанием объекта закупки. Каких-либо особых требований для случаев приобретения автомобильного транспорта не содержит ни N 44-ФЗ, ни иные нормативные правовые акты законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Таким образом, заказчик вправе приобрести транспортное средство, бывшее в употреблении (с пробегом), при условии, что соответствующие указания о товаре содержатся в документации о закупке, а также в проекте контракта (смотрите также Министерства экономического развития РФ от 31.07.2015 N Д28и-2235, Министерства экономического развития РФ от 30.12.2015 N Д28и-3862).
В соответствии с Закона N 44-ФЗ заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее также - контрагент).
Согласно Закона N 44-ФЗ заказчик выбирает способ определения контрагента в соответствии с положениями главы 3 "Осуществление закупок" этого Закона. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.
Закона N 44-ФЗ предусмотрено, что заказчик во всех случаях осуществляет закупку путем проведения открытого конкурса, за исключением случаев, предусмотренных ст.ст. 56, 57, 59, 72, 83, 84 и 93 этого федерального закона.
Таким образом, приоритетным способом определения контрагента для целей осуществления закупок в соответствии с N 44-ФЗ является открытый конкурс. Вместе с тем Закона N 44-ФЗ устанавливает, что заказчик обязан проводить электронный аукцион в случае, если осуществляются закупки товаров, работ, услуг, включенных в перечень, установленный Правительством РФ, за исключением случаев закупок товаров, работ, услуг путем проведения запроса котировок, запроса предложений, осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) с учетом требований N 44-ФЗ.
Соответствующий Перечень (утвержден Правительства РФ от 21.03.2016 N 471-р) включает позицию "Средства автотранспортные, прицепы и полуприцепы" (код 29 по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК034-2014 (КПЕС 2008), принятому и введенному в действие Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст).
Поэтому мы полагаем, что закупка автомобиля должна производиться заказчиками, указанными в вопросе, путем проведения электронного аукциона либо путем проведения запроса котировок, запроса предложений, осуществления закупки у единственного контрагента в случаях, когда это возможно в соответствии с положениями N 44-ФЗ. Применение открытого конкурса в этой ситуации неправомерно (смотрите также Минэкономразвития России от 20.05.2015 N Д28И-1440, ФАС России от 02.12.2015 N К-1659/15, от 14.05.2015 N ).
Относительно возможности использования в приведенной ситуации иных способов определения контрагента, помимо проведения электронного аукциона, отметим следующее:
1) В соответствии с Закона N 44-ФЗ заказчик вправе осуществлять закупки путем проведения запроса котировок в соответствии с положениями параграфа 3 главы 3 этого Закона при условии, что начальная (максимальная) цена контракта не превышает пятисот тысяч рублей.
2) Закупка товара путем проведения запроса предложений может осуществляться лишь в случаях, перечисленных в Закона N 44-ФЗ. Исходя из этой нормы, закупить автомобиль путем проведения запроса предложений возможно лишь при условии, что поставка такого же товара являлась предметом контракта, расторгнутого заказчиком в соответствии с Закона N 44-ФЗ, или объектом закупки путем проведения электронного аукциона, который был признан несостоявшимся в соответствии с Закона N 44-ФЗ.
3) Исчерпывающий перечень оснований закупки товаров, работ и услуг у единственного контрагента содержится в Закона N 44-ФЗ. Этот перечень не предусматривает возможность закупки автомобиля у единственного поставщика, кроме случая, когда сумма закупки не превышает ста тысяч, а для определенных категорий заказчиков - четырехсот тысяч рублей (п.п. 4, 5 названной части).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
кандидат юридических наук Широков Сергей

Ответ прошел контроль качества

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Дмитрий Медведев ввел новые ограничения для госзакупок чиновников: теперь ограничения по мощности и цене автомобилей - до 200 лошадиных сил (л. с.) и до 2,5 млн руб.- будут распространяться на услуги аренды, лизинга и вызова такси. Новые правила также распространятся на ФГУПы, которых в РФ около 1,2 тыс. Ранее эксперты предупреждали, что запрет на закупки дорогих машин можно будет обойти с помощью аренды и лизинга.


Ограничения внесены в новую редакцию постановления (№927), принятого в сентябре 2015 года. Напомним, тогда Дмитрий Медведев запретил руководителям министерств закупать за госсчет автомобили дороже 2,5 млн руб. и смартфоны дороже 15 тыс. руб. В марте 2016 года это постановление уточнили, введя лимит мощности для автомобилей глав ведомств (200 л. с. для арендуемых автомобилей и 150 л. с.- для такси).

Заявленная цель постановления - не допустить закупки товаров и услуг «с избыточными потребительскими свойствами». Кроме того, в Белом доме готовятся лимитировать размер контрактов на телекоммуникационные услуги, офисные приложения и информационную безопасность - такие графы есть в постановлении, но конкретных цифр в нем пока не указано. Постановление распространили помимо федеральных ведомств также на закупки федеральных государственных унитарных предприятий (ФГУП): в РФ их 1,2 тыс., по данным Росимущества, причем в следующие три года из них должны быть акционированы 318.

Новая редакция постановления - третья по счету попытка ограничить мощность и стоимость закупаемых автомобилей. Ранее эксперты предупреждали, что запрет на закупки дорогих машин можно будет обойти с помощью аренды и лизинга (см. “Ъ” от 7 сентября 2015 года) - новое постановление закрывает эту возможность.

Отметим, ранее правительство уже пыталось нормировать предельные цены на товары для собственного потребления чиновников - автомобили и предметы мебели. Такие нормы есть в законе о госзакупках, но Счетная палата не раз заявляла, что система нормирования не работает. Как отметил заместитель главы Минфина Алексей Лавров, с 2017 года контролировать начальные максимальные цены контрактов готовится казначейство - но для этого нужен каталог товаров, работ и услуг, создание которого откладывается минимум на два года (см. “Ъ” от 24 ноября и 30 сентября).

По данным Минэкономики, объем рынка госзакупок с января по сентябрь составил 3,2 трлн руб. (на такую сумму министерства и подведомственные организации заключили контракты), аналогичные показатели были в 2015 году. Из этой суммы в 2016 году 56 млрд руб. (меньше 2%) пришлось на «услуги, связанные с сухопутным транспортом». Среднее снижение цен при госзакупках составило 8,9%.

Софья Окунь


Минэкономики не хочет делить закупочные полномочия с Минфином


В конце ноября Минэкономики выступило против предложения «Открытого правительства» передать регулирование сферы закупок Минфину и взамен предлагает Белому дому расширить полномочия самого экономического министерства. ФАС при этом позицию Минфина и «Открытого правительства» поддерживает. Участники рынка считают, что такое ведомственное перетягивание полномочий не решит реальных проблем закупочной отрасли.

Руководители в ранге министра и замминистра не смoгут передвигаться на машинах дороже 2,5 млн руб. и мощностью более 200 л.с. Руководители подразделений ведомств смогут рассчитывать лишь на автомобиль не дороже 1,5 млн руб. Помимо машин аналогичные ограничения введены и для других закупок.

Премьер-министр Дмитрий Медведев подписал правительственное постановление, вводящее серьезные ограничения на бюджетные закупки для чиновников ряда товаров, в том числе автомобилей. Соответствующий документ был подготовлен Минфином, чтобы для госслужащих не приобретались товары и услуги с избыточными потребительскими свойствами.

Согласно тексту приложения к правилам закупки чиновниками товаров, руководители российских федеральных органов власти начиная с 2016 года не смогут приобрести для себя служебный автомобиль мощностью более 200 л.с. и дороже 2,5 млн руб. Руководство федеральных агентств будет вынуждено довольствоваться служебными автомобилями такой же мощности, но не дороже 2 млн руб. Руководитель и замы структурных подразделений федерального государственного органа смогут позволить приобрести автомобиль, стоимость которого не превышает 1,5 млн руб.

Таким образом, закон впервые устанавливает верхнюю планку стоимости машин, приобретаемых чиновниками за счет бюджетных средств.

Для всех остальных сотрудников центрального аппарата правительства, а также сотрудников территориальных органов служебные автомобили и вовсе не предусмотрены.

«Постановление направлено на повышение эффективности госзакупок и исключение возможности растраты бюджетных средств», — отмечается на сайте правительства.

Стоит отметить, что кроме легковых автомобилей требования по закупкам ужесточены, например, для мебели и смартфонов, оргтехники и других товаров.

Так, например, цена приобретаемого для министра или замминистра за счет бюджета смартфона не должна превышать 15 тыс. руб. Для помощников — не больше 10 тыс. руб., а для специалистов — 5 тыс. руб.

Напомним, что законодательно ограничить чиновников в бюджетных тратах на автомобили впервые предложил оппозиционер Алексей Навальный. Он предлагал ввести предельный лимит в 1,5 млн руб. На сайте «Российской общественной инициативы» (РОИ) его предложение собрало необходимые 100 тыс. подписей, но рабочая группа при правительстве тем не менее отказалась вносить предложение Навального на рассмотрение кабинета министров.

Вскоре после инициативы Навального ограничить чиновников в закупках шикарных автомобилей решили и депутаты Госдумы. Так, в ноябре 2013 года в нижней палате парламентарии единогласно одобрили в первом чтении закон, ограничивающий максимальную стоимость автомобилей для чиновников суммой в 3 млн руб. Речь шла не только о покупке таких машин, но и о набиравшей тогда популярность аренде транспортных средств. Однако законопроект так и не был принят.

«Постановление направлено на повышение эффективности госзакупок и исключение возможности растраты бюджетных средств, — отмечается на сайте правительства.

Заместитель председателя комитета Госдумы по экономической политике Виктор Климов отмечает, что эта система ограничений разрабатывалась долго и тяжело. «В результате эти предельные суммы вызывают споры, кто-то считает, что слишком много, кто-то — наоборот, — рассказал «Газете.Ru» один из авторов думского законопроекта Климов. — Да, курсы валют сделали иномарки в России более дорогими, но даже с учетом этого верхнего предела вполне хватит на то, чтобы чиновник мог купить комфортную безопасную машину. Такой предел позволяет отсечь закупку совсем уж роскошных люксовых машин».

В июле 2014 года, чтобы поддержать отечественных автопроизводителей, правительство РФ ввело запрет на госзакупку машин и автомобильной техники, которые не производятся в России.

Приобретаемый автомобиль с тех пор должен иметь определенный уровень локализации: от 30 до 40%. Кроме того, правительство пообещало увеличивать требуемый уровень локализации — до 60-70% к 2018 году.

Между тем нехватки автомобилей, подходящих под ограничения при закупках, чиновники пока не испытывают. Например, в Калининграде на предприятии «Автотор» собираются представительские седаны BMW, а в Калуге на мощностях Volkswagen производятся престижные модели Audi A6 и A8. Активно закупаемые для госслужащих Ford Mondeo и Focus также собираются в России.

Однако с наступлением кризиса эти представительские автомобили заметно подорожали. Все автокомпании, работающие в России, уже несколько раз поднимали цены. Повышение цен, по мнению экспертов, будет продолжаться и дальше.

Таким образом, не исключено, что вскоре люксовые модели немецких марок могут перешагнуть вводимый сейчас порог в 2,5 млн руб.

Для примера: любимая чиновниками BMW 5-Series пока еще укладывается в установленный лимит, поскольку стоит 2 млн 390 тыс. руб. А вот рассчитывать на седан 7-Series чиновники со следующего года уже не смогут, поскольку мощность самого скромного двигателя на этой модели составляет 265 л.с., а стоимость превышает 5 млн руб.

Источник: http://www.gazeta.ru/
Метки: Россия Транспорт Законы Власть Чиновники Законы

Посетителей:8346

Наш законопроект предлагает внесение изменений в ряд существующих Федеральных законов и установление запрета для чиновников, сотрудников госкорпораций и компаний под государственным контролем покупать легковые автомобили стоимостью свыше 1,5 миллиона рублей, что позволит значительно повысить эффективность расходования бюджетных средств и средств юридических лиц с государственным (муниципальным) участием.

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О внесении дополнений в законодательные акты Российской Федерации, касающихся установления предельной начальной (максимальной) цены автомобиля при размещении заказов на поставку товаров для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений, а также при осуществлении закупок товаров отдельными видами юридических лиц.

Статья 1
Дополнить Федеральный закон от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, № 30, ст. 3105; 2007, № 17, ст. 1929, № 31, ст. 4015; 2009, № 19, ст. 2283; 2010, № 19, ст. 2291) статьей 19.2 «Ограничения закупки отдельных видов товаров, работ и услуг» следующего содержания:
«1. Не допускается размещение заказов, предметом которых является передача в собственность, владение и (или) распоряжение автомобилем для государственных, муниципальных нужд и нужд бюджетных учреждений, начальная (максимальная) цена единицы которого превышает полтора миллиона рублей, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

2. На основании распоряжения Правительства Российской Федерации отдельному заказчику может быть предоставлено право размещения заказа, предметом которого является передача в собственность, владение и (или) распоряжение автомобилем для государственных, муниципальных нужд и нужд бюджетных учреждений, начальная (максимальная) цена единицы которого превышает полтора миллиона рублей. При этом в таком распоряжении должны быть указаны наименование заказчика, которому предоставляется такое право, количество автомобилей с указанием начальной (максимальной) цены за автомобиль с ее обоснованием в соответствии со статьей 19.1 настоящего федерального закона, источник финансирования, а также обоснование выдачи такого разрешения.

3. Правительство Российский Федерации вправе определить достаточные требования к отдельным видам товаров, работ и услуг и (или) установить перечень отдельных видов и (или) категорий товаров, работ, услуг, на которые не допускается размещение заказов без соответствующего распоряжения Правительства Российской Федерации
Для целей настоящей статьи под достаточными требованиями понимаются требования к количеству, качеству, потребительским свойствами и иным характеристикам товаров, работ и услуг, позволяющие обеспечить государственные и муниципальные нужды, но не приводящие к закупкам товаров, работ и услуг, которые имеют избыточные потребительские свойства или являются предметами роскоши в соответствии с законодательством Российской Федерации.»

Статья 2
Внести в статью 3 Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, № 30, ст. 4571; № 50, ст. 7343) следующие изменения:

1) дополнить частью 4.1 следующего содержания:
«4.1. Не допускается осуществление закупок, предметом которых является передача в собственность, владение и (или) распоряжение автомобилем, начальная (максимальная) цена единицы которого превышает полтора миллиона рублей, за исключением случаев, предусмотренных абзацем 3 настоящей части.
Для целей настоящей статьи под легковыми автомобилями понимаются транспортные средства, предназначенные главным образом для перевозки людей и багажа и конструктивно имеющие помимо места водителя до восьми мест для пассажиров.
На основании распоряжения Правительства Российской Федерации отдельному заказчику может быть предоставлено право осуществления закупки, предметом которого является передача в собственность, владение и (или) распоряжение автомобилем, начальная (максимальная) цена единицы которого превышает полтора миллиона рублей. При этом в таком распоряжении должны быть указаны наименование заказчика, которому предоставляется такое право, количество автомобилей с указанием начальной (максимальной) цены за автомобиль с ее обоснованием, источник финансирования, а также обоснование выдачи такого разрешения.»

2) дополнить пунктом 4.2. следующего содержания:
«4.2. Правительство Российский Федерации вправе определить достаточные требования к отдельным видам товаров, работ и услуг и (или) установить перечень отдельных видов и (или) категорий товаров, работ, услуг, на которые не допускается размещение заказов без соответствующего распоряжения Правительства Российской Федерации.
Для целей настоящей статьи под достаточными требованиями понимаются требования к количеству, качеству, потребительским свойствами и иным характеристикам товаров, работ и услуг, позволяющие удовлетворить потребности юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 настоящего федерального закона, но не приводящие к закупкам товаров, работ и услуг, которые имеют избыточные потребительские свойства или являются предметами роскоши в соответствии с законодательством Российской Федерации».

Президент Российской Федерации