Как выбрать шины правильно? Маркировка шин легковых и грузовых автомобилей. Расшифровка. Условные символы на шинах

Несмотря на устоявшиеся стереотипы, шины и покрышки — это не одно и тоже. Эти термины обозначают разные конструктивные элементы автомобильного колеса. Что же будет, если перепутать и вместо шины натянуть на диск покрышку?

Ответ редакции

Еще на заре автомобилестроения пневматические шины изготавливались из нескольких составляющих. Давление воздуха держала резиновая камера, а сверху нее надевалась прочная покрышка из жесткой резины. Позднее на ней появились крошечные грунтозацепы.

Колесо в калошах

В 1910 году американская фирма B. F. Goodrich Company для увеличения прочности стала добавлять в каучуковую смесь высокодисперсный аморфный углерод или попросту сажу. Резина меньше истиралась, но эластичность колеса тут же снизилась. Поэтому инженеры решили делать протектор и покрышку отдельными элементами.

Тогда шины изготавливали из природного сырья и они были белого или бежевого цвета. А протектор с углеродосодержащей сажей внутри оказался черным. В итоге нижняя черная оболочка шин выглядела как калоши. Одноразовый протектор ставили на многоразовые покрышки и эксплуатировали колесо гораздо дольше обычного. Такие черно-белые покрышки можно увидеть и сейчас на отреставрированной технике, а также в кинофильмах двадцатых годов.

Съемный протектор для некоторых разновидностей шин применялся вплоть до шестидесятых годов. Подобные составные колеса в шестидесятые годы изготавливал Ярославский шинный завод для грузовиков ГАЗ. Однако с ростом скорости и нагрузки подобная конструкция оказалась неэффективной.

Для избежания проскальзывания съемного протектора и его срыва стали делать монолитную покрышку. Протектор наваривался сверху, как и другие слои резины. Рудиментом этих технологических процессов сейчас является так называемая вулканизация, при которой старые грузовые шины получают новый протектор.

Совместный труд

Рост скоростей потребовал новой конструкции колеса. Шины пришлось делать бескамерными, так как они лучше выдерживали многочасовые заезды по автострадам со скоростями свыше 120 км/ч. Они не боялись резких торможений и боковых перегрузок во время прохождения поворотов. С появлением бескамерных шин покрышка стала объединять все составляющие резинового колеса.

Современная шина состоит из нескольких основных частей: из каркаса (корда), протектора, а также боковин и бортов, а роль камеры играет внутренний герметизирующий слой. Именно он слезает и крошится, если проехать на спущенных колесах несколько метров. Без этой прослойки колесо понемногу стравливает воздух.

Фото: Shutterstock.com

Основание бортовой зоны бескамерной шины плотно прилегает к диску и обеспечивает ее герметичность. Поэтому диск для бескамерной шины отличается от обычного наличием уплотняющих буртиков на ободе. С нарастанием давления воздуха резина сильнее примыкает к ним и плотно обжимает отшлифованную поверхность. Кроме того, перед установкой буртики смазывают герметиком.

Чтобы протектор шины хорошо держался за асфальт, он должен быть гибким, а вот его основание совсем наоборот. Поэтому сама шина пронизана кордами из разных материалов. В каркасе используют металлическую проволоку, текстильные и даже углеродистые нити. Они препятствуют растяжению материала.

В самых распространенных радиальных шинах нити корда расположены под прямым углом по отношению к бортам. Это позволяет лучше сбалансировать колесо. Но шины нужно защищать от порезов и проколов.

За это отвечает брекерный слой, который представляет собой тонкую «броню», расположенную между протектором и каркасом и защищающую колесо от механических воздействий извне.

Боковая часть шины имеет выпуклые фрагменты, которые тоже защищают покрышку и диск от притираний к бордюрам.

В некоторых моделях колес боковины имеют свои жесткие включения и даже держат нагрузку. На таких покрышках в спущенном виде можно проехать до 80 км. В целом понятие «покрышка» в обиходе стало обозначать шину.

В общем, для подавляющего большинства легковых автомобилей используются бескамерные шины. Но и сейчас можно встретить специальные покрышки, которые эксплуатируются вместе с внутренними камерами. Они устанавливаются на старую историческую технику, на тракторные телеги и даже на велосипеды. Для автомобильных покрышек нужны не только внутренние камеры, но и специальные диски. Категорически нельзя их использовать без камер вместо современных шин. Иначе покрышки не смогут держать давление воздуха.

В кругу автомобилистов слова «шина» и «покрышка» часто употребляются как синонимы. Но, если разобраться, каждое из них имеет собственное значение. Итак, углубимся в терминологию и выясним, чем отличается шина от покрышки.

Общие сведения

Шина – упругая оболочка, обтягивающая обод диска колеса. Предназначается для поглощения колебаний, передающихся колесу в процессе движения транспортного средства. Кроме того, шина обеспечивает оптимальное сцепление колеса с поверхностью дорожного полотна, позволяет уменьшить шум, возникающий при движении автомобиля, и смягчает разрушительное воздействие колеса на дорогу. Частью некоторых шин является покрышка.

Шина на колесе автомобиля

Сравнение

Чтобы лучше понять, в чем состоит отличие шины от покрышки, обратим внимание на некоторые детали. Итак, шина по своему устройству может относиться к одной из двух категорий: камерная и бескамерная. В конструкции камерной шины есть покрышка. Она находится снаружи и представляет собой своеобразный чехол из резины. Именно покрышка в этом случае отвечает за надежность сцепления колеса с дорожной поверхностью и выполняет защитную функцию. Под покрышкой в шине такого типа находится камера, удерживающая сжатый воздух.

Камерная шина является подходящим решением для тех транспортных средств, в отношении которых другой вариант неприемлем. Однако у современных автомобилей колеса уже давно снабжаются шинами другой разновидности – бескамерными, обладающими рядом бесспорных преимуществ. Камера как отдельный элемент в такой шине отсутствует. Ее заменяет специальный герметизирующий слой. А бортовая зона выполняет в своем роде роль покрышки.


Типы шин

Среди основных плюсов «бескамерки» можно назвать отсутствие риска быстрого спуска колеса в случае прокола (в отличие от камерной шины), меньшее нагревание и сравнительную легкость. Важно и то, что во многих ситуациях починить бескамерную шину можно, не снимая колеса.

Но вернемся к главному вопросу и попытаемся предположить, почему происходит путаница с названием наружного элемента колеса. Вероятно, по старой памяти, с тех времен, когда еще выпускались автомобильные колеса с покрышками. Возможно, понятия подменяются и потому, что шина все-таки что-то покрывает, а именно обод диска.

В любом случае не стоит на словах упрощать значение шины, применяя к ней другое название. Зная, в чем разница между шиной и покрышкой, будет правильней употреблять термины согласно их определениям.

Рано или поздно каждый автолюбитель сталкивается с проблемой выбора шин для своего авто. От типа резины зависят многие параметры: устойчивость, манёвренность, длина тормозного пути и другие. Важно понимать, что выбор шин обуславливается в первую очередь тем, к какому классу относится автомобиль, и в какое время года он будет эксплуатироваться. В связи с этим часто возникает вопрос: чем внедорожные шины отличаются от легковых , и как их правильно выбрать?

Основные сведения о выборе шин

Выбирая шины, автовладельцам стоит обратить внимание на скоростные характеристики, управляемость авто и качество сцепления с дорожным полотном, а также на то, чем внедорожные шины отличаются от легковых . Важным параметром является противодействие покрышек аквапланированию, и при этом вождение должно быть максимально комфортным и свободным. Для обеспечения таких параметров необходимо придерживаться некоторых правил при выборе резины.

1) В зависимости от материала, шины могут быть более или менее мягкими. Первые - быстрее изнашиваются, но имеют лучшее сцепление и обеспечивают комфортное вождение на больших скоростях. Вторые - наоборот, дольше служат и более экономичны, но при этом хуже «держат» дорогу.

2) Рисунок протектора выбирается исходя из стиля вождения и дорожных условий. Чем он глубже, тем лучше управляемость в плохую погоду, но страдает «лёгкость» авто на сухой трассе. При этом для летней резины характерны специальные канавки - ламели, для оттока воды от пятна соприкосновения с дорожным покрытием. На зимних шинах ламели используют только для движения по мокрому снегу.

3) Во избежание поломок авто необходимо правильно подобрать типоразмер покрышек, который указан в технической характеристике автомобиля.

Чем внедорожные шины отличаются от легковых

Вышеописанные правила справедливы как для легковых авто, так и для внедорожников. Но к последним предъявляется ещё и ряд повышенных требований. Значительно больший вес предполагает установку шин с укреплённым каркасом и боковой частью. Движение на городских дорогах предполагает выбор шоссейных или люксовых шин, которые обеспечат бесшумное движение без потери скорости. Передвигаясь по бездорожью, необходимо использовать внедорожные шины. Они имеют прочный каркас и специальный протектор для надёжного контакта с трассой любого характера. А если передвигаться по дорогам с обилием грязи, лучшим выбором окажутся высокопрофильные шины. Их особый протектор обеспечивает «выталкивание» гряди из-под колёс, а высокий профиль - увеличенный клиренс.

Наш интернет-магазин сайт предоставляет широкий ассортимент шин с различными параметрами, которые обеспечат вам безопасное и комфортное вождение в любое время года и в любую погоду. А при необходимости вы можете получить консультацию, чтобы сделать правильный, рациональный выбор.

Для того, чтобы выбрать подходящие покрышки, автолюбитель должен понимать, чем одни шины отличаются от других. Дорогие и дешевые шины могут внешне выглядеть абсолютно одинаково, однако стоит понимать, что отличие в них заключается в таких важных и не заметных глазу не специалиста вещах, как материал из которого они сделаны, и технология их производства.
Эти факторы и являются основными при определении цены. Некоторую роль в формировании цены играет так же и бренд производителя, который может быть разрекламирован, а значит в стоимость изделия уже изначально входят расходы на рекламу.

Как правило, дорогие шины, обладают свойствами, которые отличают их от более дешевых моделей. К ним можно отнести:

  • уменьшение уровня шума, производимого шинами;
  • улучшенное сцепление с дорогой (улучшенная управляемость);
  • увеличение срока службы (уменьшенная истираемость);
  • меньший вес (обеспечивает более динамичную езду);
  • уменьшение тормозного пути транспортного средства;
  • уменьшение расхода топлива.

Состав автомобильных шин

Чем дороже шины, тем, как правило, они мягче, чем их более дешевые аналоги. Это связано с тем, что в их состав входит более десятка компонентов.

Мягкость резины обеспечивается за счет процентного соотношения в ней такого материала, как каучук. Это дорогой компонент, поэтому производители недорогих шин включают его в состав своих изделий в гораздо меньшем количестве. Из-за этого дешевые шины на ощупь более твердые и «дубовые».

Состав компонентов, из которых делают шины, производители держат в строжайшем секрете. Однако имеются и основные компоненты, которые входят в состав: как уже было отмечено ранее, это каучук (40-60%) , сажа (30%) , кремневая кислота, сера, масла, селика, экологические смеси и др.

Различия шин по рисунку протектора

Шины различаются также по рисунку протектора. Он может быть симметричным, асимметричным или направленным.

Во время установки симметричных шин нет никаких особенностей и отличий. Их рисунок выполнен абсолютно симметрично и не имеет отличий с разных сторон, в отличии от асимметричных. На ассиметричных указано какой стороной наружу и во внутрь необходимо производить их установку.

Асимметричный продольный рисунок шин пользуется большим спросом у автовладельцев, несмотря на более высокую стоимость. Это объясняется их свойствами при управлении транспортным средством – улучшенные свойства при выбросе снега и воды из-под колеса, а, следовательно, более надежное сцепление с дорогой.

Выбор шин в зависимости от времени года

При покупке автомобильных шин, необходимо определиться в какое время года будет эксплуатироваться транспортное средство.

Если температура воздуха во время эксплуатации будет опускаться ниже 7 градусов по Цельсию, то летние шины уже не подойдут.

В зависимости от погодных условий, шины делятся на летние, зимние и всесезонные. Они отличаются по составу и рисунку протектора.

Необходимо подбирать шины под конкретный стиль езды.

Летние шины бывают для комфортной езды, скоростной езды. Как правило, производители маркируют их словом комфорт, спорт и т.д. Они отличаются по составу и рисунку протектора.

Как выбрать зимние шины

Зимние шины бывают шипованные и нешипованные.

Шипованные шины

Предназначены для езды по утрамбованному снегу и льду, обеспечивает высокий коэффициент сцепления с данными видами покрытия. Это позволяет водителю контролировать ситуацию даже при наклоне дороги. Они подходят для автомобилей с передним приводом – предотвращают попадание в занос и пробуксовку.

Следует отметить, что для езды зимой по очищенным от снега и льда дорогам такие шины не подходят. На асфальте они не обеспечивают необходимого сцеплении и даже проскальзывают, а также обладают повышенными шумовыми свойствами.


Нешипованные шины

Подходят для езды зимой практически во всех дорожных условиях, кроме льда и сильно утрамбованного снега. Они минимизируют занос, однако, не способны удержать автомобиль при большом наклоне дороги. Подходят также для езды в межсезонье.

Каким должен быть радиус и ширина резины?

Радиус шин

Он выбирается в зависимости от диаметра колеса, который предусмотрен заводом-изготовителем автомобиля и размера диска. Чем меньше размер диска, тем больше должна быть высота профиля резины.

Ширина резины

Для полноприводных и переднеприводных автомобилей ширина шин должна быть одинаковой на всех колесах, и она предусмотрена заводом-изготовителем транспортного средства.

Для конкретной модели автомобиля есть определенные типоразмеры (указаны в инструкции по эксплуатации). Для зимней езды более предпочтителен выбор резины более узкой, а для летней более широкой.

На мощные автомобили с задним приводом для езды в теплое время года на заднюю пару колес ставят шины шире, чем на переднюю.

Маркировка шин легковых и грузовых автомобилей. Расшифровка

Есть еще такие показатели, которые следует учитывать при выборе шин: индекс нагрузки и индекс скорости.

Индекс нагрузки на шины (таблица)

Он определяется по специальной таблице. Показатель нагрузки – это тот максимальный вес, который допустим при максимальной скорости автомобиля на одну шину.

индекс 70-80 80-90 90-100 100-110
масса (кг) 335-450 450-600 600-800 800-1090

Индекс скорости шин (таблица)

После того, как мы определились какие именно шины нам необходимы, можно заняться непосредственно их выбором и заказом. В этом нам поможет маркировка, которая имеется на шинах. Рассмотрим конкретный пример маркировки:

195 – ширина профиля. Обычно указывается в дюймах или мм. В данном случае это 195мм.
65 – показатель указывается в процентах соотношения высоты профиля к его ширине.
R радиальный тип каркаса шины.
15 – диаметр шины. Указывается в дюймах.
91 максимальная нагрузка на шину. Смотрим на таблицу – это 600кг.
Т максимальная скорость, которую можно развивать на ТС, используя данные шины.
Маркировка шин M и S что означает?
M+S – в данном случае брались за пример зимние шины. Эта маркировка обозначает грязь и снег (Mud+Snow).

Могут быть также указаны буквы AS, которые обозначают, что шины всесезонные (All Season), или Aw (All Weather), означает, что шины можно использовать в любую погоду.

Стоит обратить внимание, что лучше покупать проверенные временем и другими водителями марки автомобильных шин, и лучше это делать в проверенных местах, так как подделки автомобильных шин, к сожалению, не редкость в наше время. Сэкономив на шинах, можно потом пожалеть об этом на дороге.