Легковые автомобили опель вермахта. Грузовой автомобиль Opel Blitz: рабочая лошадка Вермахта. Главное – скорость


История Opel Blitz
начинается в начале осени 1930 года, когда был объявлен конкурс на название нового грузовика Opel, приобретенного в 1929 корпорацией Дженерал Моторс. Результаты конкурса были оглашены 25 ноября 1930 на заседании дилеров Opel во Франкфурте-на-Майне. Первые владельцы транспортных средств были частными перевозчиками. Изначально армия не рассматривала эту модель в качестве штатного транспортного средства, так как автомобиль принадлежал американской компании. 28 февраля 1935 года вступили в силу положения, регулирующие размер налога для владельцев транспортных средств как стимул для производителей грузовиков.
Чтобы получить льготы при налогообложении, принадлежащее лицу транспортное средство должно было отвечать следующим условиям:
— соответствующее отношение веса к нагрузке
высокая мощность двигателя
— по крайней мере, 5 передач вперед
высокий клиренс
— длинная колесная база.
Выполняя эти условия во второй половине 1936 года, Opel начинает производство 3-тонного грузовика модели Blitz S (обозначение S произошло от слова Standart, то есть

базовая версия). Изначально, 3-тонный Опель Блиц оснащался двигателем 3,5 литра мощностью 65 л.с., но уже в 1937 году получил новую силовую установку Бьюика с объемом 3,6 литра и мощностью 75л.с. (стоит отметить, что конкурирующие компании в своих проектах планировали выполнить эти условия только к следующему году).
Во время строительства Западного Вала (так называемое линии Зигфрида), возглавлявший проект Фриц Тодт обратился к компаниям и государственным учреждениям с требованием обеспечить 11 тысяч грузовых автомобилей для производственных нужд. Значительная часть транспортных средств составляли именно Opel Blitz , благодаря их хорошей управляемости, надежности и простому дизайну. Благодаря хорошей репутации, которую заработала модификация Blitz -3600 при строительстве Западного Вала, Вермахт принимает решение о закупке этих автомобилей и для военных целей. Первая партия автомобилей количеством 1200 единиц поступила в войска уже в начале 1937 года. Автомобиль прошел все испытания с отличными результатами. Он мог подняться на уклон до 34%, преодолеть водную преграду глубиной до 0,5 м. В марте 1939 года рейхсмаршал Герман Геринг подписал документы с указанием количества необходимых военных грузовиков. Не имевший себе равных в классе 3-х тонных грузовиков, Opel Blitz стал основным грузовым автомобилем немецкой армии.

Opel Blitz 3,6-3600S был произведен во многих модификациях, в зависимости от задач, для которых он предназначался. А именно: стандартная бортовая — для перевозки войск или материалов, пожарный автомобиль, цистерна, огромный лимузин для VIP-персон. Автомобиль с металлическим кузовом мог использоваться как штабной или радиоцентр, техпомощь для ремонта автомобилей, автомобиль для перевозки заключенных, скорая помощь, почтовый автомобиль многое другое. Конструкция транспортного средства развивалась на протяжении всего периода производства. Первоначально увеличилась грузоподъемность и мощность бензинового двигателя, который оказался лучшим вариантом, чем менее надежный и более сложный в использовании дизель. Автомобиль получил высокую оценку бронетанковых подразделений, так как танки и бронемашины использовали тот же тип топлива, что и Opel Blitz. На протяжении всей войны, Opel производил запасные части к своим грузовикам, благодаря чему многие виды ремонта можно было производить в полевых мастерских. Начиная с 1942 года рессоры оснащаются дополнительным листом во избежание частых поломок из за постоянных перегрузок.
В 1940 году Opel ввел еще одно новшество для своего грузовика – привод на обе оси. Эта модификация Opel Blitz получает индекс 3.6-6700А (буква А — от немецкого слова Allrad обозначающее привод на все колеса). Полноприводный Blitz мог подняться на гору с уклоном до 70%. Привод на переднюю ось осуществлялся благодаря редуктору, который находился под управлением водителя в кабине. Очередным инновационным решением была реализация гусеничного привода — эта версия получила название Opel Blitz Maultier . В 1940 году Opel был в состоянии производить только 1000 грузовиков Blitz в месяц, а с каждым последующим месяцем войны, спрос на грузовики только
увеличивался. Производство не успевало удовлетворить спрос, что привело к конфискации грузовиков у гражданских лиц для мобилизации в армию. Нехватка топлива стала причиной поиска новых типов питания транспортных средств. Большинство компаний, производящих грузовые автомобили (включая Opel), начали устанавливать в свои автомобили газогенераторные установки. В период с 1943 по 1944 год за счет использования принудительного труда, производство Opel Blitz удалось увеличить до 2500 единиц в месяц. Выпуск грузовиков Blitz на самом современном в то время заводе в Бранденбурге завершился 6 августа 1944 года, когда производственные мощности были уничтожены американскими бомбардировщиками «Освободитель» с высоты 8000м. В период с июля 1937 г. по август 1944 было выпущено 82 356 автомобилей Oplel Blitz S 3,6-3600, и около 25000 полноприводных версий. Тем не менее, в 1944 году производство грузовиков Opel возобновилось конкурирующей корпорацией Daimler-Benz AG, которая прекратила производство основного соперника Blitz в классе трехтонных грузовиков – Mercedes. Opel Blitz еще некоторое время производился на производственных мощностях Daimler-Benz AG под названием Mercedes L 701.

История Opel Blitz начинается c осени 1930 года, когда был объявлен конкурс на название нового грузовика Opel, приобретенного в 1929 корпорацией Дженерал Моторс. Результаты конкурса были оглашены 25 ноября 1930 на заседании дилеров Opel во Франкфурте-на-Майне. Первые владельцы транспортных средств были частными перевозчиками.

Изначально армия не рассматривала эту модель в качестве штатного транспортного средства, так как автомобиль принадлежал американской компании. 28 февраля 1935 года вступили в силу положения, регулирующие размер налога для владельцев транспортных средств как стимул для производителей грузовиков.

Чтобы получить льготы при налогообложении, принадлежащее лицу транспортное средство должно было отвечать следующим условиям: соответствующее отношение веса к нагрузке – высокая двигателя – по крайней мере, 5 передач вперед – высокий клиренс – длинная колесная база. Выполняя эти условия во второй половине 1936 года , начинает производство 3-тонного грузовика модели Blitz S (обозначение S произошло от слова Standart, то есть базовая версия).

Изначально, 3-тонный Опель Блиц оснащался 3,5 литра мощностью 65 л.с., но уже в 1937 году получил новую силовую установку Бьюика с объемом 3,6 литра и мощностью 75л.с. (стоит отметить, что конкурирующие компании в своих проектах планировали выполнить эти условия только к следующему году). Во время строительства Западного Вала (так называемое линии Зигфрида), возглавлявший проект Фриц Тодт обратился к компаниям и государственным учреждениям с требованием обеспечить 11 тысяч грузовых автомобилей для производственных нужд.

Значительная часть транспортных средств составляли именно Opel Blitz, благодаря их хорошей управляемости, надежности и простому дизайну. Благодаря хорошей репутации, которую заработала модификация Blitz -3600 при строительстве Западного Вала, Вермахт принимает решение о закупке этих автомобилей и для военных целей.


Blitz

Первая партия автомобилей количеством 1200 единиц поступила в войска уже в начале 1937 года. Автомобиль прошел все испытания с отличными результатами. Он мог подняться на уклон до 34%, преодолеть водную преграду глубиной до 0,5 м.

В марте 1939 года рейхсмаршал Герман Геринг подписал документы с указанием количества необходимых военных грузовиков. Не имевший себе равных в классе 3-х тонных грузовиков, Opel Blitz стал основным грузовым автомобилем немецкой армии. Opel Blitz 3,6-3600S был произведен во многих модификациях, в зависимости от задач, для которых он предназначался.

А именно: стандартная бортовая - для перевозки войск или материалов, пожарный автомобиль, цистерна, огромный лимузин для VIP-персон. Автомобиль с металлическим кузовом мог использоваться как штабной или радиоцентр, техпомощь для ремонта автомобилей, автомобиль для перевозки заключенных, скорая помощь, почтовый автомобиль многое другое.

Конструкция транспортного средства развивалась на протяжении всего периода производства. Первоначально увеличилась грузоподъемность и мощность бензинового двигателя, который оказался лучшим вариантом, чем менее надежный и более сложный в использовании дизель.

Получил высокую оценку бронетанковых подразделений, так как танки и бронемашины использовали тот же тип топлива, что и Opel Blitz. На протяжении всей войны, Opel производил запасные части к своим грузовикам, благодаря чему многие виды ремонта можно было производить в полевых мастерских.

Начиная с 1942 года рессоры оснащаются дополнительным листом во избежание частых поломок из за постоянных перегрузок. В 1940 году Opel ввел еще одно новшество для своего грузовика – привод на обе оси. Эта модификация Opel Blitz получает индекс 3.6-6700А (буква А - от немецкого слова Allrad обозначающее привод на все колеса).

Blitz мог подняться на гору с уклоном до 70%. Привод на переднюю ось осуществлялся благодаря редуктору, который находился под управлением водителя в кабине. Очередным инновационным решением была реализация гусеничного привода - эта версия получила название Opel Blitz Maultier.

В 1940 году Opel был в состоянии производить только 1000 грузовиков Blitz в месяц, а с каждым последующим месяцем войны, спрос на грузовики только увеличивался. Производство не успевало удовлетворить спрос, что привело к конфискации грузовиков у гражданских лиц для мобилизации в армию. Нехватка топлива стала причиной поиска новых типов питания транспортных средств.

Большинство компаний, производящих грузовые автомобили (включая Opel), начали устанавливать в свои автомобили газогенераторные установки. В период с 1943 по 1944 год за счет использования принудительного труда, производство Opel Blitz удалось увеличить до 2500 единиц в месяц. Выпуск грузовиков Blitz на самом современном в то время заводе в Бранденбурге завершился 6 августа 1944 года, когда производственные мощности были уничтожены американскими бомбардировщиками «Освободитель» с высоты 8000м.

В период с июля 1937 г. по август 1944 было выпущено 82 356 автомобилей Oplel Blitz S 3,6-3600, и около 25000 полноприводных версий. Тем не менее, в 1944 году производство грузовиков Opel возобновилось конкурирующей корпорацией Daimler-Benz AG, которая прекратила производство основного соперника Blitz в классе трехтонных грузовиков – Mercedes. Opel Blitz еще некоторое время производился на производственных мощностях Daimler-Benz AG под названием Mercedes L 701.

Opel Blitz считается лучшим трехтонным грузовым автомобилем Вермахта, в то же время это единственный грузовик, который выпускался с предвоенных лет вплоть до поражения Германии. Производство осуществлялось на специально построенном автозаводе фирмы Opel в Бранденбурге — «образцовом национал-социалистическом предприятии». С 1944 года к выпуску этого автомобиля подключилась и фирма Daimler-Benz. Из изготовленных 129795 трехтонных грузовиков «Опель-Блиц» примерно 100 тысяч были поставлены Вермахту и войскам СС, остальные использовались в оборонных отраслях народного хозяйства Германии.

«Опель-Блиц» представлял собой двухосный грузовой автомобиль с трехместной металлической кабиной и кузовом, выполненным в виде бортовой платформы с тентом. Некоторые автомобили этого типа комплектовались также кузовами-фургонами, для Африканского корпуса выпускались автомобили без кабины. Установленный перед кабиной 6-ти цилиндровый карбюраторный двигатель жидкостного охлаждения развивал максимальную мощность 68 лошадиных сил. В трансмиссии использовались сухое однодисковое полуцентробежное сцепление и 5-ти ступенчатая коробка передач.

Грузовики выпускались с ходовой частью двух типов: 3,6 — 36S — стандартное исполнение с колесной формулой 4х2; 3,6 — 6700А — полноприводной грузовик с колесной формулой 4х4. Проходимость первого грузовика по проселочным дорогам оценивалась как невысокая, второго — как удовлетворительная (недостатком этого варианта грузовика были сдвоенные задние колеса, значительно увеличивающие сопротивление движению автомобиля).

Из грузовиков, поставлявшихся вооруженным силам, полноприводным был каждый четвертый. На шоссе грузовики обоих типов развивали довольно высокую скорость — 90 км/ч. Топливный бак вмещал 92 литра бензина, запас хода по шоссе составлял 400 километров. Во фронтовых частях Вермахта и войск СС грузовики «Опель-Блиц» использовались не только для перевозки личного состава и грузов, но и как шасси для установки 20-ти и 30-ти миллиметровых зенитных автоматических пушек.

На базе этого же шасси было создано множество специальных машин — передвижных радиостанций, санитарных автомобилей, различных мастерских, автобусов и так далее. Кроме грузовика «Опель-Блиц» грузоподъемностью 3 т., выпускались унифицированные с ним автомобили меньшей грузоподъемности и с менее мощным двигателем. В общей сложности имелось 16 типоразмеров этого грузовика.

Опель Блитц зачастую и по праву называют самым массовым грузовиком Вермахта. Именно на таких машинах, горланя «Auf der Heide blüht ein kleines Blümelein!», ехали на восток солдаты Гитлера (очень сентиментальный марш, в котором поётся про цветочек). И если все мы более-менее знакомы с нашей военной техникой и машинами союзников, то немецкие грузовики для большинства из нас настоящая Terra Incognita. А ведь тут есть, на что посмотреть и есть, чему удивиться. Итак, знакомьтесь: Opel Blitz.

Бизнес на два фронта

Как думаете, кому мы должны быть «благодарны» за грузовик для немцев? Да, угадали – нашим союзникам из-за океана. Нам американцы по ленд-лизу привозили Студебеккеры, а в Германии в это время тысячами штамповали Блитцы, которые выходили с конвейеров, построенных специалистами GM. Справедливости ради отметим, что особого желания сотрудничать с нацистами у американцев не имелось, но выбора у них не было – под капотом стоит бьюиковский мотор, хоть и без соответствующей маркировки. К 1928 году Опель уже входил в состав GM, а с 1930 года под капотами грузовиков этого производителя уже стояли как немецкие, так и американские моторы. С 1934 года основной продукцией завода в Бранденбурге стал грузовик, построенный для военных нужд.

Заслуживает внимания история выбора названия для будущего грузовика. Был объявлен конкурс, где среди требований к «имени» автомобиля значились следующие условия: оно должно быть информативным, легко произноситься на немецком и иностранных языках, иметь не более пяти букв. По результатам голосования полутора миллионов немцев грузовик получил название Blitz – «молния».

В 1940 году предприятие было национализировано, и это означало окончательный переход Опеля на военные рельсы. Линейка машин начиналась с лёгких автомобилей с грузоподъёмности в одну тонну и заканчивалась тяжёлыми 3,5-тонными машинами. И если первых было крайне мало, то полуторатонные и трёхтонные машины стали самыми популярными военными грузовиками немецкой армии. Машина, побывавшая у нас на тест-драйве, является «полуторкой», оборудованной как «техничка». Однако мотор, шасси и другие основные системы у неё точно такие же, как у бортового грузовика. С этих агрегатов мы и начнём знакомство с Блитцем.

1 / 5

2 / 5

3 / 5

4 / 5

5 / 5

Главное – скорость!

Внешность грузовика типична для автомобилей того времени, ничего революционного в ней не найти. Но он красив – немецкое командование стремилось продемонстрировать на этом грузовике мощь Рейха всему миру. И уж если воевать – то с комфортом. Видимо, так думали немцы, надеясь на этом Опеле доехать до Москвы.

Есть в этой машине некоторые детали, установка которых на военный грузовик кажется некоторой роскошью. Например, заглушка отверстия для заводной ручки в решётке. Тем более нелогичными кажутся такие решения если учесть, что каркас кабины деревянный и далеко не самый крепкий. Он «дышит», поэтому, например, точно отрегулировать замки дверей практически невозможно. Внутри кабины установлена симпатичная пепельница (правда, она была далеко не всегда и не везде), а вот гораздо более нужный электростартер был не во всех грузовиках. У нас он есть, но всё же позволим себе вспомнить одну связанную со стартером байку.



В 1944 году попавший в окружение немецкий батальон бросил 16 Блитцев только потому, что наши ребята вовремя спёрли заводные ручки, а заводить машины «с толкача» не было ни времени, ни возможности. За достоверность факта ручаться не могу – если так всё и было, то это уже неплохо.

Однако вернёмся к нашей решётке радиатора. Перед ней располагаются не более привычные для нас жалюзи, а мягкая заслонка, которую можно без труда опустить или поднять прямо с водительского места цепочкой, проведённой в кабину. Два стержня с «шишками» на крыльях – это не что иное как указатели габаритов. Конструкция простая, но надёжная, таким «парктроникам» можно доверять смело.

1 / 3

2 / 3

3 / 3

Над форточками расположены небольшие «крылышки» ветровиков, и это вызвало у меня восхищение немецким конструкторским гением: военного водителя, сидящего за деревянной дверцей грузовика с бензобаком под мягким местом, в первую очередь берегли, видимо, от сквозняков и капелек дождя. В общем, неплохой ход немецкой пропаганды: всё для людей! В итоге в автомобиле было хоть и опасно, но приятно ехать. Забегая вперёд скажу, что есть и стеклоподъёмники, при рассказе о конструкции которых реставратор автомобиля долго искал нужные слова, уместные в печати. Они так сложно устроены, что вспомнить точное количество блоков и шестерён механизма привода оказалось делом невыполнимым. За руль мы ещё сядем, а сейчас посмотрим мотор Блитца.

1 / 2

2 / 2

На машинах устанавливались шестицилиндровые агрегаты объёмом 3,6 литра, такие же, как на легковом Opel Admiral, и 2,5-литровый мотор, как на Opel Kapitän. Наш мотор как раз такой и развивает 53 л.с. Повторимся: конструктивно это мотор американский и в годы производства подвергался только очень незначительным изменениям. Это весьма неплохой верхнеклапанный двигатель, имеющий один, но серьёзный недостаток: он любит хорошее топливо.


С дефицитом такового на Восточном фронте немцы столкнулись достаточно быстро, поэтому на автомобилях после 1942 года степень сжатия, изначально равную шести, понизили. Наш автомобиль довоенный, 1938 года, и его мотор таких изменений не претерпел. По своим характеристикам 3,6-литровые моторы Блитца были очень похожи на двигатели наших ЗИСов, если бы не одно «но». Блитц с таким агрегатом мог идти по шоссе со скоростью до 90 км/ч, а ЗИС – до 50. Ключевое слово здесь – «шоссе». Немецкие конструкторы допустили серьёзную промашку, надеясь встретить в СССР хорошие дороги. Главная передача (абсолютно «легковая»: 4,3:1) позволяла ехать быстро по дороге, но в реалиях советских «направлений» она оказалась совсем не к месту. Проходимость грузовика получилась явно недостаточной.


За рулём Блитца

Органы управления в нашей машине отличаются от таковых на военных машинах наличием рычажка указателей поворотов, которых не было в армейском исполнении. В остальном всё практически то же самое, поэтому воспользуемся уникальной возможностью поиграть в какого-нибудь Ганса или Фридриха, посаженного Гитлером за руль Опеля. Места вполне достаточно для шофёра и одного пассажира, а вот педальный узел совсем не обрадовал. Привыкнуть к нему можно, но все педали торчат очень высоко, а расстояние между ними невелико. В тяжёлых сапогах большого размера, наверное, было не очень удобно, что вызывает, признаюсь, небольшое злорадство: машина-то вражеская…


Но в остальном всё достаточно симпатично. Два центральных прибора – спидометр и указатель уровня топлива, объединённый в комбинацию с манометром давления масла. Центральная часть приборной доски занята замком зажигания, странным образом совмещённым с переключателем света. Контрольные лампы, указатель температуры воды, «флажок» включения указателей поворотов (он дублирует подрулевой переключатель) вокруг замка зажигания расположены в каком-то безумном хаосе и очень не похожи на всё по-немецки аккуратное. Обод руля тонкий, но крутить его удобно. Запускаем мотор педалью стартера и едем.

1 / 5

2 / 5

3 / 5

4 / 5

5 / 5

Сразу чувствуется, что передаточное число подобрано не слишком удачно. Для того, чтобы тронуться с места, мотор приходится крутить. Динамика разгона неплохая, но поддерживать обороты приходится постоянно. Как только они падают, машина становится вялой и безжизненной, как больной воспалением лёгких цыплёнок. Наверное, это простительно легковому автомобилю, но никак не военному грузовику.

Глушитель расположен под водителем, и труба «выхлопушки» выведена на эту же сторону. В левое ухо влетает рёв мотора, никак не услаждающий слух. Но ехать можно, и комфорта здесь, к сожалению, больше, чем в нашей . В первую очередь это связано со временем: между разработкой ГАЗ-АА и Блитцем почти десять лет, и конструкция немецкого грузовика более совершенна. В полной мере это относится и к тормозам: у «полуторки» привод механический, да ещё и со своеобразными причудами, а на Блитце – гидравлический. Педаль, конечно, давить приходится со значительным усилием, но «немец» хотя бы останавливается, где планируешь, а не где получится.

Обзор неплох, но в первую очередь это преимущество нашей «технички»: при разворотах я смотрел в заднее стекло кабины, в грузовике с высоким бортом или фургоне я такой возможности был бы лишён. Боковые зеркала имеют регулировку даже по вылету, но они традиционно маленькие, и их использование радости не приносит.

Передачи переключаются чётко, но задняя почему-то расположена как на наших «девятках» – до конца влево и вперёд. Никакой защиты от ошибки при переключении нет, но мои опасения «промазать» с поиском первой передачи, спрятанной между задней и третьей, не оправдались: пользоваться четырёхступенчатой коробкой легко и удобно. Напомним, что «собачка», выполняющая роль «защиты от дурака» при включении задней скорости, есть и на наших «полуторках», и на ленд-лизовском

Opel Blitz - самый известный полноприводный грузов во Второй мировой войне

Opel Blitz - один из самых массовых, а потому известных грузовиков Второй мировой. Конечно, эту машину очень хорошо знали и у нас. А вот полноприводная версия известна меньше, хотя это, пожалуй, один из самых совершенных военных автомобилей того грозного времени.

Первые трофейные немецкие машины, конечно же, вызывали у наших солдат и офицеров огромный интерес. И не только потому, что до конца 1941-го любой трофей Красной армии выглядел редкостью - в основном это наши бойцы, отступая, оставляли свою матчасть противнику. Немецкие машины удивляли и просто как явление автомобильной техники, как правило - куда более совершенной, чем советская. Ну а таких машин, как полноприводный Blitz, у нас попросту не было.

Шлите молнию

История одного из главных участников Второй мировой начиналась во вполне еще мирном 1930-м. Компания Opel, годом раньше ставшая собственностью заокеанского концерна GM, запуская в производство серию грузовиков грузоподъемностью от 1 т, думала в первую очередь отнюдь не о рейхсвере - в те годы армия Германии была в загоне и не отличалась ни силой, ни обеспеченностью. Стране просто нужны были недорогие, но крепкие и надежные грузовики.

Коммерческие машины и ныне редко нарекают именами собственными, а уж в те годы это и вовсе было необычно. Тем более что имя Blitz («Молния») подходило, скорее, спортивному автомобилю, а то и истребителю. Но молния от Opel, подчеркнутая формой логотипа на решетке радиатора, тоже была вполне мирной (на легковых Opel все 1930-е и вовсе ставили стилизованный дирижабль). Об ассоциации с руной «зиг» - эмблемой охранных отрядов СС - в самом начале 1930-х никто, в том числе и руководство Opel, еще не задумывался. А зря…

Новые времена для модели Blitz, да и для всей фирмы, настали совсем скоро. В 1935-м в Бранденбурге построили ультрасовременный завод специально для выпуска грузовиков. Их рейху и вермахту теперь нужно было все больше и больше. В широкой гамме моделей главным стал 3-тонный автомобиль 1937 года.

Машина для тех лет была весьма совершенной. Симпатичная 3-местная кабина, двигатель - 6-цилиндровый объемом 3,6 л, способный выдать 75 л.с. Точно такой же мотор ставили на легковой флагман фирмы Opel - Admiral. В паре с мотором работала 5-ступенчатая коробка передач. Грузовик оснащали гидравлическими амортизаторами и тормозами. На шоссе базовый Blitz разгонялся до 90 км/ч - очень много для тех лет - и, в зависимости от условий, расходовал от 26 до 35 л бензина на 100 км.

Такие машины стали в вермахте одними из наиболее массовых. Но военные, конечно же, хотели иметь и полноприводный вариант - предстояли компании в разных частях света, где автобанов, а иногда и приличных шоссе, не было.

И не два, а все четыре

Некоторые немецкие автомобильные историки писали, что полноприводный Blitz 3,6-6700А (А означало Allroad, «полноприводный») в 1938м начали проектировать вовсе не для вермахта. Вот уж не верится! Такая машина была просто необходима вермахту и СС, планы рейха по захвату все новых территорий были уже ясны. А кому, как ни компании Opel с ее инженерным и производственным потенциалом, делать подобный автомобиль? Тем более что с 1940

Базу автомобиля по сравнению с моноприводным уменьшили на 150 мм (у стандартного грузовика - 3600 мм). Кабину вместе с двигателем сместили вперед. Дорожный просвет остался таким же, как у моноприводного грузовика, - 225 мм. Для внедорожника, конечно, не очень много, но приемлемо. Задние колеса остались двухскатными. Благодаря хорошей тяге машина преодолевала подъем до 70 градусов.

В трансмиссию полноприводного Blitz вмонтировали двухступенчатую раздаточную коробку с передаточным отношением 1:1,93. Причем переключаться с верхнего ряда на нижний можно было даже на ходу, через двойной выжим сцепления, - очень большая редкость для тех лет.

Расход топлива, конечно, подрос и по заводским данным достигал на бездорожье 40 л/100 км. Впрочем, полноприводные Opel Blitz ждало такое бездорожье, на котором считать литры - просто бессмысленно. Но бак увеличили по сравнению со стандартным грузовиком на 10 л - до 92. На шоссе полноприводный грузовик достигал скорости 80–85 км/ч.

После испытаний, которые вызвали у представителей вермахта чувство, близкое к восторгу, в 1940-м автомобиль запустили в серийное производство. Первые не менее успешные жизненные испытания выпали уже в начале 1941-го в Африке - на службе в корпусе Роммеля. Ну а вскоре полноприводным «молниям» предстояли тесты посерьезней - нашими дорогами и климатом.

Тяготы и лишения

Полноприводный Opel Blitz у немцев явно получился лучше планируемого блицкрига. Легкая молниеносная война обернулась кровавой затяжной битвой, испытывавшей на прочность людей и машины так, как никто и никогда прежде не испытывал.

Пусть и технически совершенные, но разношерстные немецкие военные автомобили осенью 1941-го стали утопать в грязи, затем отказывались заводиться на российских морозах. В этих условиях полноприводные модели стали большим дефицитом и в вермахте, и в войсках СС.

И это - несмотря на далеко не идеальную проходимость (тут сказались и двускатные колеса , и невеликий дорожный просвет), а также сниженную до 68 л.с. мощность (немцам приходилось экономить дефицитное топливо). Но аналогов у Opel Blitz 3.6-6700А было мало.

Помимо бортовых грузовиков на полноприводных шасси делали цистерны-заправщики, различные спецкузова, включая полевые кухни, ставили зенитки. Такие пушки представляли особую опасность для авиации Красной ар мии и союзников, поскольку появлялись там, где их не ожидали.

Проходимость Blitz с литерой А в индексе, по сути, была даже лучше, чем у полугусеничных Opel Maultier («Мул»). Они, как, впрочем, и все подобные машины, будучи тихоходными и прожорливыми, плохо управлялись в густой грязи, зимой же к списку проблем добавлялось подклинивание забитых льдом и снегом гусениц.

Вермахту, несущему все большие потери, требовалось и все больше автомобилей. А одними из лучших были именно Opel Blitz. Уже с 1942 года военные и, как пишут историки, даже сам Гитлер склоняли концерн Daimler-Benz к постановке на производство в Мангейме Opel Blitz вместо более нежных и менее надежных собственных грузовиков. Концерн из гордости, естественно, упирался. Но в июле 1944-го его додавили. В Мангейме начали сборку Mercedes -Benz L701, представляющих собой Opel Blitz с упрощенной полудеревянной кабиной. Вовремя! 6 августа 1944-го завод Opel в Бранденбурге разбомбили так, что производить грузовики он больше не мог. С этого момента их собирали только в Мангейме. Планировали развернуть выпуск Opel и на заводе фирмы Borgward, но так и не успели. Не реализовали и более раннюю идею построить завод в Риге.

Ну а на полноприводный вариант в 1944-м у немцев уже попросту не хватало сил и ресурсов. Их производство прекратили, изготовив 24 981 экземпляр.

К концу войны многие Blitz служили уже не только в вермахте, но и в Красной армии. Трофейные машины шли на запад и дошли до Берлина, а некоторые из них повоевали еще и на Дальнем Востоке. Но уже в середине войны полноприводные Opel больше не выглядели техническим чудом - с ними успешно конкурировали американские Studebaker US6, которых в Красной армии теперь было в достатке.

После войны трофейные Opel, в том числе серии А, еще довольно долго работали в народном хозяйстве СССР. Причем в бережных руках, особенно в Прибалтике, отдельные машины ходили аж до конца 1970-х! Правда, как правило, уже с отечественными узлами и агрегатами.

Модель Blitz стала одной из первых, с которой компания Opel, вернувшаяся в лоно концерна General Motors, начала послевоенное производство. Это был уже другой грузовик, не имевший полноприводной версии. Правда, через десять лет после войны, в 1956-м, фирма Opel выставила на конкурс бундесвера легкий полноприводный автомобиль по имени Blitz A. Но конкурс он проиграл и в производство не пошел. Для фирмы эта потеря оказалась, конечно, куда меньшей, чем те, что она понесла во время Второй мировой. Не то хорошо, что новый полноприводный автомобиль не встал на конвейер, а то, что тем машинам, что опередили его в конкурсе, не пришлось воевать…

Технические характеристики Opel Blitz 3.6-6700А
ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Масса снаряженная/полная, кг 3350/6100
Длина/ширина/высота, мм 5950 / 2340 / 3180
Колесная база, мм 3450
Колея спереди/сзади, мм 1630/1642
Дорожный просвет, мм 225
Размерность шин 7,25–20
ДВИГАТЕЛЬ
Тип и кол-во цилиндров Бензиновый, Р6
Рабочий объем, см 3 3626
Мощность, л.с. (кВт) при об/мин 68/50 при 3000
Крутящий момент, Нм при об/мин 200 при 1800
Коробка передач Механическая 5-ступенчатая
Раздаточная коробка 2-ступенчатая
Тип полного привода Подключаемый
Максимальная скорость, км/ч 80
Расход топлива на шоссе, л/100 км 31–40

Их и наш

Самым прямым аналогом Opel Blitz 3.6-6700А был немецкий же трехтонный Mercedes -Benz L3000A с 75-сильным дизелем. Машина для военного применения на Восточном фронте оказалась слишком нежной и не очень надежной. В 1940–1943 годах выпустили примерно 2500–3000 экземпляров.

Единственным советским аналогом полноприводного Blitz стал ЗИС-32. Грузовик с задними двухскатными колесами мог перевозить 2500–3000 кг груза. Мотор в 73 л.с. позволял развивать до 65 км/ч. Но в 1940–1941 годах построили лишь 197 таких автомобилей. После эвакуации завода советская промышленность не могла производить столь сложную модель.