Как правильно называется остановка. Дорожный знак «Автобусная остановка» – жизненные ситуации. Препятствие или нет

Автобусные остановки, фото которых представлены в статье, выступают как специально отведенные общественные места, в которых осуществляется посадка/высадка пассажиров наземного рейсового транспорта общего пользования. Почти все такие участки оборудованы табличками с номерами и расписанием маршрутов, а в некоторых случаях дополнительно присутствует карта района.

Автобусные остановки: ГОСТ

Существуют определенные требования к местам высадки/посадки пассажиров общественного транспорта. Они касаются непосредственного внутреннего и внешнего обустройства участков, а также расстояния, которое должно выдерживаться в таких местах. Автобусная остановка в городе включает в себя:


Посадочная площадка

Ее ширина должна быть не менее 3-х м. На ней осуществляется высадка/посадка пассажиров в транспорт. Длина этого участка должна быть не меньше, чем у остановочной площадки. Величина последней определяется в соответствии с габаритами одновременно находящихся на ней транспортных средств, но не менее 13-ти м. Посадочная площадка должна быть приподнята над поверхностью остановочной на 0.2 м. По границе этих участков оборудуется бордюр. Его продолжают по переходно-скоростным полосам при наличии тротуара, идущего рядом с ними.

Заездной карман

Он обустраивается, если остановка автобусная размещается в зоне примыкания/пересечения дорог, когда переходно-скоростной полосой пользуются как автомобили частного пользования, так и общественный транспорт. Заездной карман включает в себя:

  1. Участки выезда/въезда. Их длина составляет 15 м.
  2. Остановочную площадку.

Классификация

Остановка автобусная может быть:

  1. Постоянной. На эти участки прибытие транспорта осуществляется согласно расписанию. Как правило, через установленные временные промежутки.
  2. По требованию. Транспортное средство на таких участках останавливается по просьбе пассажира. Если человек находится внутри салона и ему нужно выйти, он говорит об этом вслух или нажимает соответствующую кнопку. При нахождении пассажира на остановке нужно поднять руку. В противном случае транспорт проедет мимо. Зачастую на таких участках отсутствует знак "Автобусная остановка".

Указанные типы считаются основными. В практике существуют также полупостоянные остановки автобусов. Транспорт прибывает через установленные промежутки времени на интервальных маршрутах, но на участках посадки/высадки имеет место неравномерное распределение пассажиропотока. Полупостоянная остановка автобусная введена на специализированных маршрутах. Если водитель не видит желающих выйти/войти, то он проедет мимо такого участка. Сравнительно недавно получили распространение так называемые фальшивые остановки. Они оборудуются вблизи больниц и домов престарелых. Такое нововведение позволяет быстро найти пациентов, страдающих расстройством памяти, покинувших медучреждение.

Можно ли останавливаться на автобусной остановке другому транспорту?

Ответ на этот вопрос содержится в ПДД. Согласно правилам, остановка не допускается ближе 15-ти м от участка, оборудованного для маршрутных ТС, обозначенных разметкой 1.17. В случае отсутствия последней расстояние исчисляется от указателя места. По смыслу правила, запрет распространяется во всех направлениях. К примеру, на двухполосной дороге не допускается стоянка и на противоположной стороне, поскольку расстояние будет меньше 15-ти м. Многие водители интересуются, можно ли останавливаться на автобусной остановке впереди общественного транспорта. Такое действие также запрещено правилами. Кратковременная стоянка не допускается ни до, ни после общественного транспорта в специально оборудованных для него местах. Однако из правила есть все же исключение. Можно останавливаться на автобусной остановке для высадки/посадки пассажиров. При этом не должно создаваться помех для движения общественного транспорта.

Объезд через сплошную

По смыслу правил общественный транспорт не считается препятствием. Однако во многих случаях остановка автобусная располагается на двухполосной дороге со сплошной линии. В таких ситуациях общественный транспорт создает помеху для водителей других ТС. При объезде в этом случае последним придется пересечь сплошную. А это, в свою очередь, является нарушением правил. В результате водитель другого ТС может понести наказание по ч. 3 ст. 12.15 КоАП. Санкция по данной части статьи представляет собой административный штраф величиной 1-1.5 тыс. р.

Препятствие или нет?

П. 1.2 ПДД содержит указание, что не является помехой транспортное средство, которое остановилось согласно Правилам. Препятствием считается неподвижный объект, расположенный на полосе движения, не позволяющий продолжать движение. К нему относят неисправное либо поврежденное ТС, дефект непосредственно самой проезжей части, разного рода посторонние предметы и так далее. П. 12.4 ПДД говорит о том, что остановка запрещается, если между ТС и сплошной линией расстояние меньше 3-х м. На таких участках также не допускается стоянка. В Приложении 1 к Правилам указывается, что место остановки автобуса (троллейбуса) обозначается знаком 5.16. Может возникнуть ситуация, когда общественный транспорт производит высадку/посадку пассажиров на специально оборудованном участке, но расстояние до сплошной меньше 3-х м. По Правилам, если разметка противоречит значению дорожного знака, то необходимо руководствоваться последним. Таким образом, автобус остановится согласно ПДД. Это значит, что он не является препятствием.

Ч. 4 и 5 ст. 12.15 КоАП

Если остановившийся общественный транспорт не будет являться препятствием, то водитель другого ТС может быть привлечен за обгон. Ответственность в таком случае наступает по ч. 4 и 5 ст. 12.15 КоАП. В них устанавливаются санкции за нарушение правил расположения ТС на проезжей части, обгона и встречного разъезда:

  1. Ч. 4. В ней сказано, что выезд в нарушение Правил на полосу, которая предназначена для встречного движения, или на трамвайный путь встречного направления, кроме случаев, установленных в ч. 3 рассматриваемой статьи, влечет административное взыскание в виде штрафа. Его величина составляет 5 тыс. руб. К водителю может быть применена другая санкция, предусмотренная в ч. 4 - лишение права на управление ТС на 4-6 мес.
  2. Ч. 5 устанавливает наказание за повторное административное нарушение, предусмотренное в ч. 4. В этом случае водителю грозит лишение прав на управление транспортом на год. При фиксации нарушения автоматическим специальным техническим средством, в котором предусмотрена функция видеозаписи, фото- и киносъемки, в качестве санкции предусмотрен штраф. Его величина аналогична той, что установлена в ч. 4 - 5 тыс. руб.

Важный момент

В рассмотренном выше случае противоречия между разметкой и знаком на самом деле нет. Это обусловлено тем, что сплошная линия сама по себе не запрещает остановку. Ее не допускает п. 12.4 ПДД. Таким образом, противоречие возникает между пунктом Правил и дорожным знаком. Этот случай в ПДД не описан и считается неразрешимым противоречием. Соответственно, в данном случае будет действовать ст. 1.5, по которой неустранимые сомнения толкуются в пользу лица, привлекаемого к ответственности. Таким образом, нельзя привлечь водителя по ч. 4 либо 5 ст. 12.15 КоАП.

Правила дорожного движения в РФ подразумевают, что обозначение, которое указывает на место остановки автобуса, обязательно должно иметь двухсторонний знак. Так он заранее информирует водителей, как встречных, так и попутных автомобилей, о том, что на этом участке находится остановка пассажирского транспорта и необходимо принять меры безопасности: осуществлять маневрирование согласно ПДД, снизить скорость, не идти на обгон, а также быть внимательными к ситуации на дороге.

Ссылаясь на пункт ПДД, такой знак определяет ограниченный участок дороги, предназначенный для остановки общественного транспорта: маршрутки, автобуса или троллейбуса.

Знак, обозначающий место остановки автобуса, очень часто вводит в заблуждение начинающих водителей. Не имея большого опыта в управлении машиной, они нередко нарушают правила дорожного движения и получают за это штрафы, поэтому дорожный знак должен находиться в начале обозначаемого участка. Благодаря такому размещению вероятность, что автобус перекроет видимость обозначения для других автомобилей, равна нулю.

В случае если отведенный отрезок превышает типичный размер остановки пассажирского транспорта, его устанавливают еще раз. Помимо таблички новые правила обязывают нанести специальную зигзагообразную разметку вдоль всей территории его действия.

Особенности знака

Обозначение «Место остановки автобуса» подразумевает, что на месте его исполнения:

  1. При наличии одного знака и без разметки запрещена парковка автомобиля в радиусе 15 метров до и после самого обозначения.
  2. Запрещено разворачиваться в местах остановки общественного транспорта в крайнюю полосу и из нее.
  3. Строго наказывается исполнение опасных маневров, включая проезд задом, обгон и любое перестроение ТС.
  4. На противоположной крайней полосе останавливаться можно.
  5. Также разрешается разворачиваться непосредственно перед знаком.
  6. Если на зону нанесена зигзагообразная разметка 1.17, правила еще более ясны. Они гласят, что для стоянки или исполнения маневров не подходит зона маркировки, а также 15 метров до и после нее.
  7. В ПДД есть одно исключение, говорящее о том, что автомобиль, который не препятствует движению общественных транспортных средств, может совершить быструю остановку, посадку или высадку пассажиров сроком не больше пяти минут. Парковка же на длительный период запрещена.

Обратите внимание, что эти правила действуют на территории только тех стоянок для автобусов, которые обозначены соответствующей табличкой или дорожной маркировкой. Если их нет, то стоянку и маневры на данных отрезках дороги ПДД допускают.

Скопления ожидающих людей и обустройство на тротуаре без символьных обозначений не дают права считать эту зону местом остановки маршрутного транспорта.

Какие предусмотрены штрафы

Водитель, который нарушил правила в зоне действия дорожного знака о месте остановки автобуса и был пойман сотрудникам автоинспекции, будет вынужден заплатить штраф размером приблизительно в тысячу рублей п. 3.1 ст. 12.19 КоАП. Если данное правонарушение имело место в Москве, Питере и их регионах, размер штрафа увеличивается втрое (п. 6).

КоАП РФ, Статья 12.19. Нарушение правил остановки или стоянки транспортных средств

3. Остановка или стоянка транспортных средств на пешеходном переходе и ближе 5 метров перед ним, за исключением вынужденной остановки и случая, предусмотренного частью 6 настоящей статьи, либо нарушение правил остановки или стоянки транспортных средств на тротуаре, за исключением случая, предусмотренного частью 6 настоящей статьи,влечет наложение административного штрафа в размере одной тысячи рублей

В особых случаях дело может и не ограничиться одним лишь денежным взысканием. Если машина будет оставлена более чем на 5 минут на участке, обозначенном стоянкой общественного транспорта (или в 15 метрах до и после), представители ГИБДД имеют полно право ее с таких незаконных парковочных мест. При таком развитии событий владельцу машины повезет, если он будет находиться неподалеку и сам отгонит авто. В противном же случае на его плечи ляжет еще и обязанность оплаты за транспортировку и хранение машины на спецстоянке.

Важные нюансы

Часто водителям удается избежать денежных трат. Такое случается, если на месте предполагаемой остановки нет никаких знаков и дорожной маркировки. Тогда водители указывают инспекторам ГИБДД, что данная фактическая остановка маршрутного транспорта никак не обозначена, а значит, правил они не нарушали и причин применять к ним административное наказание в виде штрафов нет.

Чаще всего на месте стоянки нет знаков по причинам:

  • остановка новая и их еще не успели установить;
  • их демонтировали, а замену пока не поставили.

Любой из этих поводов может освободить водителя от административных взысканий.

Вступая в полемику с инспектором и имея беспрекословные доводы своей невиновности, владельцы авто часто убеждают его не выписывать штраф. Но если представитель ГИБДД все равно стоит на своем, то достаточно записать на видео или сделать фото места предполагаемого нарушения. Важно, чтобы на готовом материале было видно, что остановка не обозначена ни знаком, ни разметкой. Когда дело дойдет до судебных разбирательств, судья в любом случае примет сторону водителя, так как он действовал в рамках закона и ПДД.

ОСТ 218.1.002-2003

СТАНДАРТ ОТРАСЛИ

АВТОБУСНЫЕ ОСТАНОВКИ НА
АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГАХ.
ОБЩИЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ

МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА ДОРОЖНОГО ХОЗЯЙСТВА
(РОСАВТОДОР)

Москва 2003

1. РАЗРАБОТАН Техническим комитетом по стандартизации ТК 418 «Дорожное хозяйство», Государственным предприятием «Росдорнии».

ВНЕСЕН Управлением инноваций и технического нормирования в дорожном хозяйстве Государственной службы дорожного хозяйства Министерства транспорта Российской Федерации.

2. ПРИНЯТ И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ распоряжением Государственной службы дорожного хозяйства Министерства транспорта Российской Федерации от 23.05.2003 № ИС-460-р.

3. ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

СТАНДАРТ ОТРАСЛИ

Автобусные остановки на автомобильных дорогах

Общие технические требования

Bus stops on roads

General technical requirements

Дата введения 2003-06-01

1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

Настоящий стандарт устанавливает общие технические требования к элементам автобусных остановок, правилам их размещения на автомобильных дорогах и их обустройству техническими средствами организации дорожного движения.

2. НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ

В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие нормативные документы:

3.5.2. Дорожную одежду на переходно-скоростных полосах следует предусматривать равнопрочной с дорожной одеждой основных полос движения.

3.5.3. Сопряжение переходно-скоростных полос с обочиной следует предусматривать через краевые укрепительные полосы шириной 0,75 м на дорогах I и II категорий и шириной 0,5 м - на дорогах III - IV категорий.

3.6. Заездной карман

3.6.1. Заездной карман для автобусов устраивают при размещении остановки в зоне пересечения или примыкания автомобильных дорог, когда переходно-скоростная полоса одновременно используется как автобусами, так и транспортными средствами, въезжающими на дорогу с автобусным сообщением.

3.6.2. Заездной карман состоит из остановочной площадки и участков въезда и выезда на площадку. Размеры остановочной площадки принимают в соответствии с требованиями п. , а длину участков въезда и выезда принимают равной 15 м.

3.6.3. Дорожную одежду на заездных карманах следует предусматривать равнопрочной с дорожной одеждой основных полос движения.

3.7. Разделительная полоса

3.7.1. Разделительная полоса служит для отделения остановочной площадки и переходно-скоростных полос от основных полос проезжей части.

3.7.2. Разделительную полосу устраивают на дорогах I -б - III категорий по всей длине остановочной площадки и в обе стороны за ее пределами на расстоянии 20 м.

3.7.3. Ширина разделительных полос для дорог I -б и II категории должна составлять 0,75 м, а для дорог III категории - 0,5 м.

3.7.4. Разделительные полосы устраивают на одном уровне с прилегающими полосами движения и их границы обозначают с помощью разметки 1.16.2 и 1.16.3 по ГОСТ Р 51256 .

3.8. Тротуары и пешеходные дорожки

3.8.1. Тротуары и пешеходные дорожки устраивают в направлении основных потоков пассажиров от посадочных площадок до существующих тротуаров или пешеходных дорожек, а при их отсутствии - на расстоянии не менее расстояния боковой видимости.

3.8.2. Ширину тротуаров или пешеходных дорожек принимают не менее 1,5 м.

3.13. Контейнер и урны для мусора

3.13.1. На дорогах I - III категории на автобусной остановке в санитарной зоне размещают контейнер, а у автопавильона и на площадке ожидания устанавливают урны для мусора. Одну из урн размещают с внешней стороны боковой стенки (границы) павильона, а другую на площадке ожидания в месте размещения скамьи.

3.13.2. На дорогах IV категории размещают одну урну для мусора рядом с павильоном или у скамьи.

3.14. Технические средства организации дорожного движения

Автобусная остановка должна быть оборудована дорожными знаками, разметкой, светофорами и ограждениями в соответствии с ГОСТ 10807 ; ГОСТ Р 51256 ; ГОСТ 25695; ГОСТ 23457 и разделом .

3.15. Освещение автобусных остановок

3.15.1. Автобусные остановки на дорогах I - III категорий, находящиеся в пределах населенных пунктов, должны иметь электрическое освещение. Нормы освещения автобусных остановок должны соответствовать требованиям СНиП 23-05-95 .

3.15.2. Состояние осветительных установок должно соответствовать требованиям ГОСТ Р 50597 .

3.16. Размещение торговых киосков и рекламы

3.16.1. Торговые киоски допускается размещать за пределами посадочных площадок и площадок ожидания.

3.16.2. Элементы автобусной остановки не следует использовать для размещения рекламы.

3.16.3. В непосредственной близости от автобусной остановки запрещается размещение средств наружной рекламы, которые могут ограничивать видимость автобусной остановки водителям, приближающимся к остановке, и пешеходам, находящимся на остановке.

4. ТРЕБОВАНИЯ К РАЗМЕЩЕНИЮ АВТОБУСНЫХ ОСТАНОВОК

4.1. I -а категории

4.1.1. Автобусные остановки на дорогах I -а категории размещают вне пределов земляного полотна.

4.1.2. Въезды на остановки вне пределов земляного полотна и выезды на основную дорогу могут быть как совмещенные, так и раздельные. Въезды и выезды на таких остановках устраивают в соответствии со строительными нормами для пересечений и примыканий автомобильных дорог.

4.1.3. У пересечений автомобильных дорог на разных уровнях в целях обеспечения безопасности и удобства пересадок автобусные остановки располагают в секторе пересечения, ближайшем к путям движения основных пешеходных потоков.

4.1.4. На дорогах I -а категории автобусные остановки располагают не чаще чем через 3 км.

4.2. Размещение автобусных остановок на дорогах I -б - III категории

4.2.1. Автобусные остановки располагают на прямых участках или на кривых с радиусом не менее 1000 м для дорог I -б и II категорий, 600 м - для дорог III категории и 400 м - для дорог IV категории.

4.2.2. Продольные уклоны в местах размещения автобусных остановок не должны превышать 40 %.

4.2.3. В местах размещения остановок должно быть обеспечено расстояние видимости для остановки автомобиля для дорог соответствующих категорий.

4.2.4. Автобусные остановки смещают по ходу движения на расстояние не менее 30 м между ближайшими стенками павильонов. При наличии пешеходных переходов в разных уровнях их можно располагать непосредственно за пешеходным переходом.

4.2.5. В зонах пересечений и примыканий дорог автобусные остановки располагают от пересечений на расстоянии не менее расстояния видимости для остановки автомобиля.

Допускается размещать остановки для автобусов, движущихся в противоположных направлениях, до или после пересечения или примыкания со смещением их по ходу движения на расстояние не менее 30 м между ближайшими стенками павильонов.

4.2.6. На дорогах I -б - III категорий автобусные остановки располагают не чаще чем через 3 км, а в курортных районах и густонаселенной местности - 0,4 км.

5. ОБУСТРОЙСТВО АВТОБУСНЫХ ОСТАНОВОК ТЕХНИЧЕСКИМИ СРЕДСТВАМИ ОРГАНИЗАЦИИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

5.1. Расстановка дорожных знаков

Автобусные остановки оборудуют дорожными знаками по ГОСТ 10807 , которые размещают по ГОСТ 23457 .

Знак 1.20 «Пешеходный переход» устанавливают при наличии нерегулируемого наземного пешеходного перехода на расстоянии 150-300 м перед ним. На участках дорог, проходящих через населенные пункты, знак устанавливают на расстоянии 50-100 м только перед теми переходами, расстояние видимости которых менее 150 м.

Знаки 5.8.3 «Начало полосы» и 5.8.5 «Конец полосы» устанавливают перед началом участка отгона переходно-скоростных полос автобусных остановок.

Знак 5.9 «Полоса для маршрутных транспортных средств» устанавливают в начале полосы, предназначенной для движения маршрутных транспортных средств.

Знак 5.12 «Место остановки автобуса и (или) троллейбуса» устанавливают в начале посадочной площадки. При наличии на остановочном пункте павильона допускается устанавливать знаки на павильоне (вне населенных пунктов на высоте до 3,0 м) над его краем, обращенным в сторону приближающихся к остановочному пункту маршрутных транспортных средств, или на самостоятельной опоре на уровне этого края.

При необходимости указания протяженности остановочной площадки, не имеющей ярко выраженных признаков, или обозначения нескольких расположенных друг за другом остановочных пунктов, допускается применять знак 5.12 с табличкой 7.2.1 «Зона действия», на которой указывают соответственно длину остановочной площадки или суммарную длину всех остановочных площадок. Для этого допускается использовать нижнюю часть поля знака. Знак при этом устанавливают в начале остановочной площадки.

Знак 5.12 должен быть двусторонним. Односторонние знаки допускается применять вне населенных пунктов на участках дорог с разделительной полосой, на которых отсутствует движение пешеходов вдоль дорог.

На автобусных остановках на внутренней стороне стенки автопавильона размещают информацию о маршрутах движения автобусов в соответствии с ГОСТ 25869.

Знаки 5.16.1 и 5.16.2 «Пешеходный переход» устанавливают у мест, выделенных для организованного перехода пешеходов через проезжую часть.

Знак 5.16.1 устанавливают справа от дороги, знак 5.16.2 - слева. На дорогах с разделительной полосой, где каждая из проезжих частей имеет три или более полос движения, знак 5.16.2 устанавливается слева от каждой из проезжих частей на разделительной полосе.

Знаки 5.16.1 и 5.16.2 устанавливаются так, чтобы знак 5.16.2 находился у ближней границы перехода относительно приближающихся к переходу транспортных средств, а знак 5.16.1 - у дальней.

Знаки 5.16.1 и 5.16.2 не должны быть удалены от линии границы перехода в сторону приближающихся к переходу транспортных средств на расстояние более 1 м.

Ширину пешеходного перехода, заключенного между створами установки знаков 5.16.1 и 5.16.2, определяют в соответствии с .

Знаки 5.16.1 допускается размещать на оборотной стороне знака 5.16.2.

Знаки 5.17.1, 5.17.2 «Подземный пешеходный переход» и 5.17.3, 5.17.4 «Надземный пешеходный переход» устанавливают у лестничных сходов пешеходных тоннелей и мостиков навстречу основным пешеходным потокам.

5.2. Нанесение дорожной разметки

Автобусные остановки оборудуют дорожной разметкой по ГОСТ Р 51256 , которую наносят по ГОСТ 23457 .

Разметку 1.1 применяют для обозначения границы полосы движения в зоне заездного кармана на протяжении остановочной площадки.

Разметку 1.8 применяют для обозначения границы между полосой разгона или торможения и основной полосой движения. Ее наносят от начала отгона переходно-скоростной полосы до разделительной полосы, отделяющей остановочную площадку и часть переходно-скоростных полос от основных полос движения.

Разметку 1.16.2 и 1.16.3 применяют для обозначения разделительной полосы, отделяющей остановочную площадку и часть переходно-скоростных полос от основных полос движения.

Разметку 1.2.1 применяют для обозначения края проезжей части (краевая линия) на переходно-скоростных полосах и в карманах для остановки автобусов, а также на въездах и выездах с автобусной остановки при ее размещении вне пределов земляного полотна дороги. Разметку наносят на расстоянии 0,1-0,2 м от края покрытия переходно-скоростной полосы, кармана, въезда и въезда со стороны обочины. При наличии бордюра разметку 1.2.1 не наносят.

Разметку 1.11 применяют для обозначения мест выезда и выезда из заездного кармана. При этом прерывистая линия должна быть обращена в сторону въезжающих в карман и выезжающих из него автобусов.

Разметку 1.14.1 и 1.14.2 применяют для обозначения наземных пешеходных переходов. Тип разметки выбирают в зависимости от ширины пешеходного перехода по ГОСТ Р 51256 , а его ширину - в зависимости от интенсивности движения пешеходов в соответствии с .

Разметку 1.1 7 применяют для обозначения остановочной площадки автобусов и наносят на всей ее длине.

Разметку 1.23 применяют для обозначения переходно-скоростных полос, предназначенных исключительно для движения маршрутных транспортных средств. Первую разметку наносят в начале участка торможения, а вторую - через 20 м.

Разметку 2.7 наносят на боковые поверхности бордюра посадочной площадки и пешеходного накопительного островка.

5.3. Установка пешеходных ограждений

5.3.1. Для упорядочения движения пешеходов на автобусных остановках, имеющих надземные или подземные пешеходные переходы, устанавливают пешеходные ограждения, размещаемые от границы посадочной площадки до пешеходного перехода через проезжую часть.

5.3.2. На разделительной полосе дорог I категории пешеходные ограждения устанавливают на разделительной полосе на расстоянии по 100 м в обе стороны от места расположения подземного или наземного пешеходного перехода.

5.3.3. При необходимости допускается установка пешеходных ограждений на автобусных остановках с наземными пешеходными переходами. При этом ограждения размещают от начала посадочной площадки до ближайшей границы пешеходного перехода.

5.4. Установка пешеходных светофоров

5.4.1. Пешеходные переходы на автобусных остановках оборудуют пешеходными светофорами типа П.1 или П.2 по ГОСТ 25695 в случаях, когда:

Автобусные остановки размещаются у пересечений и примыканий с регулируемым движением;

Автобусные остановки размещаются вне пересечений и примыканий дорог с интенсивностью движения в каждые из любых 8 ч рабочего дня не менее 600 ед./ч (для дорог с разделительной полосой - 1000 ед./ч) и не менее 150 пешеходов пересекают проезжую часть этой дороги в каждый из тех же 8 ч, а также когда за последние 12 месяцев на переходе совершено не менее трех наездов на пешеходов;

5.4.2. Светофоры П.1 и П.2 устанавливают на тротуарах с обеих сторон проезжей части, а при наличии накопительного островка на разделительной полосе - и на нем, если число полос движения в одном направлении более четырех.

Рис. Б.6. Разметка дорог у автобусных остановок на дорогах II - IV категорий

Первый заместитель генерального директора ГП «Росдорнии»А.В. Лебедихин

Руководитель разработки

В.Д. Белов

Ключевые слова: автобусные остановки на автомобильных дорогах; требования к элементам автобусных остановок; правила размещения и оборудования

Дорожный символ «Автобусная остановка» употребляют для обозначения участка трассы либо авто дороги, где останавливается общественная маршрутка. Узнаем, как должен вести себя шофер, если на дороге увидел этот указатель.

1. Дорожный символ «Автобусная остановка» это большая ответственность
Дорога с дорожным знаком «Остановка автобуса», согласно ПДД Рф, должна в неотклонимом порядке иметь двухстороннее выполнение. Это делают с той целью, чтоб встречные и попутные авто были заблаговременно ознакомлены об остановке пассажирского транспорта и могли сделать все меры безопасности. Например, снижали скорость, совершали маневрирование по ПДД, не совершали обгон и были внимательны на дороге.

ПДД допускают такую возможность, как использовать данный символ совместно с дорожной разметкой, которая расчерчена желтоватой ломаной линией в горизонтальном направлении. В данном случае она обозначает участок либо место, на котором водители останавливают свои транспортные маршрутные средства. Символ «Остановка автобуса» на водителя налагает огромную ответственность.

Согласно разделам 12 и 8 ПДД в местах, где есть остановка транспортных автомобилей, не допускаются такие маневры: разворот, остановка и стоянка, движение задним ходом, до и после остановки на расстоянии 15 метров. Такое правило имеет свое исключение, когда шофер своим транспортным средством не препятствует движению тс, едущих по маршруту, то ему для посадки и посадки пассажиров разрешается делать остановку в зоне, где действует символ «Автобусная остановка». К тому же, шофер должен держать в голове и знать, что на местности населенного пт, он должен уступить дорогу маршрутному транспорту.

2. Дорожный символ «Автобусная остановка» при различных ситуациях
Жизнь — непростая штука и каждый может попасть в неприятную ситуацию. Например, представим таковой случай на трассе, который подпадает под действие знака «Остановка автобуса». Шофер задумался о кое-чем, сделал остановку, движение задним ходом, разворот либо принял направление за главную дорогу, из-за чего не уступил остановку маршрутке либо автобусу. Таковой маневр может попасть в поле зрения сотрудника дорожно-постовой службы. Если там есть остановка маршрутных автомобилей, но не соблюдается такая формальность участков, в виде знака либо разметки, то шофер не нарушил ПДД, означает, на него не будут наложены санкции административного нрава.

3. Беседа с инспектором, как обосновать, что шофер невиновен
Обладатель автотранспорта на месте должен ненавязчиво разъяснить сотруднику дорожно-постовой службы это событие, почему он так поступил в дорожной ситуации. К тому же, шофер должен на камеру мобильного телефона снять на видео либо сфотографировать остановку маршрутного транспорта, на которой нет соответственного указателя «Остановка автобусная остановка» либо нет разметки — ломаной желтоватой полосы. После этого водителю будет проще обосновать в зале суда свою невиновность и выиграть судебное дело.

Даже если находится символ «Автобусная остановка», шофер избежит ответственности в этом случае, если указатель при проезде был закрыт от просмотра. В городке это нередко случается — ветки дерева, столб либо маркетинговый щит, могут отчасти либо на сто процентов закрывать знаки. Правда, свою невиновность будет тяжело обосновать, необходимо будет обосновывать, что данный указатель по сути не просматривается. Остальное будет задачей транспортной прокуратуры, куда и необходимо будет обратиться.

Место остановки общественного транспорта - специально оборудованный участок, используемый для посадки/высадки пассажиров троллейбусов, автобусов, маршрутных такси, трамваев. Правила его оборудования, а также основные элементы устанавливаются госстандартами. Рассмотрим далее, какой должна быть остановка общественного транспорта.

Ключевые элементы

Участок, в пределах которого расположена остановка общественного транспорта, включает в себя:

  1. Площадки для подъезда, ожидания и посадки.
  2. Переходно-скоростные полосы.
  3. Павильон.
  4. Скамьи.
  5. Урны для мусора.
  6. Техсредства организации движения.
  7. Освещение.
  8. Пешеходные дорожки, тротуары.

На дорогах I-III кат. на участках оборудуется также туалет.

Общие характеристики

В простейшем случае ближайшая остановка общественного транспорта обозначается соответствующим знаком. Например, для автобусных пунктов - это зн. 5.16. Как правило, остановка общественного транспорта в городе оборудуется навесом от дождя. Почти всегда в павильоне присутствует табличка с графиком движения. В некоторых случаях на участках оборудуются пункты по продаже билетов. В крупных мегаполисах на остановках присутствует наружная реклама. В пределах зоны, относящейся к участку, наносится разметка, запрещающая автомобилистам парковаться.

Требования для пунктов на I а

Остановка общественного транспорта должна находиться за пределами земляного полотна. Допускается устройство как раздельных, так и совмещенных въездов и выездов на основную дорогу. При их оборудовании необходимо руководствоваться строительными нормами, предусмотренными для примыканий и пересечений автодорог. Остановки должны размещаться на расстоянии не меньше 3 км. У пересечений автодорог на различных уровнях для обеспечения удобства пересадок и безопасности пункты посадки/высадки пассажиров располагают в секторе, находящемся рядом с путями движения пешеходных потоков.

Правила для участков на автодорогах категории I б - III

Остановка общественного транспорта должна находиться на прямой местности. Допускается устройство пункта на кривом участке, с радиусом не меньше 1 тыс. м для дорог I б - II кат., 600 м - III и 400 - IV кат. Продольный уклон в месте остановки не должен быть больше 40 %. В зоне посадки/высадки пассажиров необходимо обеспечить расстояние видимости для парковки автомобиля. Остановки смещают по ходу дорожного движения не менее чем на 30 м между ближайшими перегородками павильонов. На участках примыканий и пересечений автодорог пункты высадки/посадки располагают на равное или большее, чем предусмотренное для обеспечения видимости парковки автомобиля, расстояние. Разрешается размещать остановки для транспорта, двигающегося в противоположном направлении, до либо после примыкания/пересечения. При этом они смещаются по ходу своего движения не менее чем на 30 м между рядом расположенными стенками павильонов. В общих случаях остановки размещаются через каждые 3 км. В густонаселенных или курортных районах расстояние между пунктами сокращается до 400 м.

Классификация

Остановка общественного транспорта может быть:

  1. Постоянной. Прибытие ТС осуществляется по расписанию, как правило, через определенные временные промежутки.
  2. По требованию. Транспортное средство останавливается по просьбе пассажира. Гражданин, которому нужно выйти, может нажать на специальную кнопку или сказать о своем желании вслух. Человек, который ожидает прибытия транспорта на остановке, поднимает руку, сигнализируя о том, что ему нужно сесть в ТС.

Как правило, не обозначаются специальными знаками. В некоторых регионах, однако, такие пункты отличаются от обычных. К примеру, в Москве название остановочного участка по требованию подчеркивается или рядом с наименованием присутствует соответствующее указание. Проезд от такого пункта может устанавливаться вне предусмотренного тарифа.

Дополнительно

В настоящее время оснащаются полупостоянные остановки. Прибытие ТС на такие пункты осуществляется через фиксированные временные промежутки. При этом на таких остановках пассажиропоток распределяется неравномерно. Такие участки посадки/высадки располагаются за пределами населенных пунктов с целью обеспечения безопасности или вводятся на специализированных маршрутах. Если водитель не увидит на остановке желающих сесть в ТС или никто из пассажиров не захочет выйти, то он не остановится. В последнее время стали распространены фальшивые пункты. Они обустраиваются недалеко от домов престарелых, больниц. Такие остановки помогают быстро обнаружить пациентов, страдающих краткосрочной потерей памяти или иными патологиями и самовольно покинувших учреждение.