О нормах отвода земель для размещения автомобильных дорог и (или) объектов дорожного сервиса. Главное управление дорожного хозяйства Оренбургской области Обслуживание полосы отвода дороги в населенном пункте

2. В зависимости от класса и (или) категории автомобильных дорог с учетом перспектив их развития ширина каждой придорожной полосы устанавливается в размере:

1) семидесяти пяти метров - для автомобильных дорог первой и второй категорий;

2) пятидесяти метров - для автомобильных дорог третьей и четвертой категорий;

3) двадцати пяти метров - для автомобильных дорог пятой категории;

4) ста метров - для подъездных дорог, соединяющих административные центры (столицы) субъектов Российской Федерации, города федерального значения с другими населенными пунктами, а также для участков автомобильных дорог общего пользования федерального значения, построенных для объездов городов с численностью населения до двухсот пятидесяти тысяч человек;

5) ста пятидесяти метров - для участков автомобильных дорог, построенных для объездов городов с численностью населения свыше двухсот пятидесяти тысяч человек.

3. Решение об установлении придорожных полос автомобильных дорог федерального, регионального или муниципального, местного значения или об изменении таких придорожных полос принимается соответственно федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства, уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления.

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Решение об установлении придорожных полос частных автомобильных дорог или об изменении таких придорожных полос принимается:

(см. текст в предыдущей редакции)

1) федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства, в отношении частных автомобильных дорог, которые расположены на территориях двух и более субъектов Российской Федерации или строительство которых планируется осуществлять на территориях двух и более субъектов Российской Федерации;

2) уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в отношении частных автомобильных дорог, которые расположены на территориях двух и более муниципальных образований (муниципальных районов, городских округов) или строительство которых планируется осуществлять на территориях двух и более муниципальных образований (муниципальных районов, городских округов);

3) органом местного самоуправления муниципального района в отношении частных автомобильных дорог, которые расположены на территориях двух и более поселений и (или) на межселенных территориях в границах муниципального района или строительство которых планируется осуществлять в границах муниципального района на территориях двух и более поселений и (или) на межселенных территориях в границах муниципального района, а также в отношении частных автомобильных дорог, которые расположены на территориях сельских поселений (за исключением случая, установленного пунктом 3.1 настоящей части);

(см. текст в предыдущей редакции)

3.1) органом местного самоуправления сельского поселения в отношении частных автомобильных дорог, которые расположены на территории сельского поселения (в случае закрепления законом субъекта Российской Федерации за сельскими поселениями вопроса осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов сельских поселений);

4) органом местного самоуправления городского поселения в отношении частных автомобильных дорог, которые расположены в границах городского поселения или строительство которых планируется осуществлять в границах городского поселения;

(см. текст в предыдущей редакции)

5) органом местного самоуправления городского округа в отношении частных автомобильных дорог, которые расположены в границах городского округа или строительство которых планируется осуществлять в границах городского округа.

5. Федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, принявшие решение об установлении придорожных полос автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения или об изменении таких придорожных полос, в течение семи дней со дня принятия такого решения направляют копию такого решения в орган местного самоуправления городского округа, орган местного самоуправления муниципального района, орган местного самоуправления поселения, в отношении территорий которых принято такое решение.

(см. текст в предыдущей редакции)

(см. текст в предыдущей редакции)

7. Обозначение границ придорожных полос автомобильных дорог на местности осуществляется владельцами автомобильных дорог за их счет.

(см. текст в предыдущей редакции)

(см. текст в предыдущей редакции)

8.2. В случае, если для размещения объекта капитального строительства требуется подготовка документации по планировке территории, документация по планировке территории, предусматривающая размещение такого объекта в границах придорожной полосы автомобильной дороги, до ее утверждения согласовывается с владельцем автомобильной дороги. Это согласие должно содержать технические требования и условия, подлежащие обязательному исполнению. При этом получение согласия на строительство, реконструкцию объекта в границах придорожной полосы автомобильной дороги в соответствии с частью 8 настоящей статьи не требуется.

8.3. Уведомление о согласии на строительство, реконструкцию предусмотренного частью 8 настоящей статьи объекта в границах придорожной полосы автомобильной дороги с документацией по планировке территории, предусматривающей размещение объекта капитального строительства в границах придорожной полосы автомобильной дороги, или об отказе в согласовании строительства, реконструкции такого объекта, документации по планировке территории направляется владельцем автомобильной дороги лицу, обратившемуся с заявлением о предоставлении согласия на строительство, реконструкцию такого объекта в границах придорожной полосы автомобильной дороги или о согласовании документации по планировке территории, предусматривающей размещение объекта капитального строительства в границах придорожной полосы автомобильной дороги, в течение тридцати дней со дня поступления указанного заявления. В уведомлении об отказе в согласовании строительства, реконструкции такого объекта, документации по планировке территории должны быть указаны все причины такого отказа.

Методика выполнения работы:

    Изучается выданный картографический материал масштаба 1:10000;

    Проводится установление, выделение и графическое нанесение территорий охранных зон;

    На картографическом материале оформление территорий и нанесение соответствующих границ производится в цвете согласно принятому условному обозначению.

В соответствии с выданным техническим заданием охранная зона магистрального трубопровода, транспортирующего сжиженный углеводный газ, будет составлять 100 метров с каждой стороны от оси трубопровода. В переводе на картографический материал это значение будет равно 1см.

1.5 Охранные зоны автомобильных дорог

С целью охраны автомобильных дорог, создания возможностей для их развития, обеспечения условий для их содержания и движения по ним в зависимости от назначения и функционального признака дорог на прилегающих к ним земельных участках создается охранная зона, в пределах которой по решению Правительства для землевладельцев и пользователей земель устанавливаются особые требования.

Ширина охранной зоны на государственных автомобильных дорогах устанавливается в зависимости от их назначения и размещения, но не менее 20 м с обеих сторон от оси автомобильной дороги. Для частных автомобильных дорог ширину охранной зоны устанавливают органы местного публичного управления.

Полоса отвода автомобильных дорог устанавливается в целях обеспечения сохранности и прочности а/д и а/д сооружений. Размер полосы в зависимости от категории:

В полосу отвода а/д, кроме земляного полотна, входят земли, занятые защитными навесами, постоянными линейными сооружениями, служебными жилыми и производственными зданиями, сигнальными и указательными знаками, парапеты, пешеходные и велодорожки, сооружения на съездах и пересечениях дорог, летние тракторные и объездные дороги, и другие специальные сооружения, обеспечивающие прочность земляного полотна.

В пределах а/д устраиваются посадки на полосе отвода а/д. Без согласования с дорожными органами воспрещается производство строительных, геологоразведочных, топографических, горных и изыскательских работ, а так же устройство наземных сооружений. Кроме того, установление дорожных знаков и указателей необходимо согласовывать с органами ГИБДД. Так же запрещается распашка участков, покос травы, рубка и повреждение деревьев.

Для создания нормальных условий эксплуатации федеральных дорог и их сохранности формируют придорожные полосы в виде прилегающих с обеих сторон полосы отвода дороги участков земли, шириной не менее 50м каждый, считая от границы полосы отвода с установлением особого режима использования земель, включающего ограничение хозяйственной деятельности в пределах зон.

    для дорог IV и III категории – 50м;

Для подъездов к столицам республик, центрам краев, областей, округов – придорожная зона 100м.

Придорожная полоса для указанного подъезда начинается не менее чем за 25км до границы города. В границах поселений размещение придорожной полосы устанавливают по границе существующей застройки, но не более чем за 50м и не менее чем за 6м.

В пределах охранных зон а/д запрещается: капитальное строительство сроком больше 10 лет, кроме зданий ГАИ .

Регистрационный N 16969

В соответствии со статьей 25 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 46, ст. 5553; 2008, N 20, ст. 2251; N 30 (ч. 1), ст. 3597; N 30 (ч. 2), ст. 3616; N 49, ст. 5744; 2009, N 29, ст. 3582; N 39, ст. 4532) и пунктом 5.2.53.27 Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 32, ст. 3342; 2006, N 15, ст. 1612; N 24, ст. 2601; N 52 (ч. 3), ст. 5587; 2008, N 8, ст. 740; N 11 (ч. 1), ст. 1029; N 17, ст. 1883; N 18, ст. 2060; N 22, ст. 2576; N 42, ст. 4825; N 46, ст. 5337; 2009, N 3, ст. 378; N 4, ст. 506; N 6, ст. 738; N 13, ст. 1558; N 18 (ч. 2), ст. 2249; N 32, ст. 4046; N 33, ст. 4088; N 36, ст. 4361), приказываю:

1. Утвердить прилагаемый Порядок установления и использования полос отвода автомобильных дорог федерального значения.

2. Установить, что настоящий приказ вступает в силу со дня признания утратившим силу пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 14 апреля 2007 г. N 233 "О порядке установления и использования полос отвода федеральных автомобильных дорог" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 17, ст. 2049; 2009, N 37, ст. 4414).

Министр

И. Левитин

Порядок установления и использования полос отвода автомобильных дорог федерального значения

1. Порядок установления и использования полос отвода автомобильных дорог федерального значения (далее - Порядок) разработан в соответствии со статьей 25 Федерального закона от

8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" 1 (далее - Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ) и пунктом 5.2.53.27 Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 395 2 , и определяет:

процедуру установления полос отвода автомобильных дорог федерального значения в целях размещения таких автомобильных дорог (строительства или реконструкции автомобильных дорог, а также при оформлении прав на земельные участки, занимаемые такими автомобильными дорогами), а также размещения объектов дорожного сервиса;

условия использования полос отвода автомобильных дорог федерального значения.

2. Границы полосы отвода автомобильной дороги федерального значения определяются на основании документации по планировке территории. Подготовка документации по планировке территории, предназначенной для размещения автомобильных дорог федерального значения и (или) объектов дорожного сервиса, осуществляется с учетом утверждаемых Правительством Российской Федерации норм отвода земель для размещения указанных объектов 3 .

3. До 1 января 2012 года при отсутствии документации по планировке территории, предназначенной для размещения автомобильных дорог федерального значения, допускается установление границ полосы отвода автомобильной дороги на основании схемы расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории 4 .

4. Принятие решений по образованию земельных участков из земельных участков, находящихся в федеральной собственности или государственная собственность на которые не разграничена, в целях размещения автомобильной дороги федерального значения, в том числе для формирования полосы отвода такой автомобильной дороги, осуществляет Федеральное дорожное агентство.

5. Организация и проведение работ по образованию земельных участков в целях размещения автомобильной дороги федерального значения осуществляется владельцами автомобильных дорог.

6. В случаях, предусмотренных утвержденной в установленном порядке проектной документацией на строительство или реконструкцию автомобильных дорог федерального значения при необходимости изъятия, в том числе путем выкупа, земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимости для нужд Российской Федерации в целях размещения автомобильной дороги федерального значения, в том числе для формирования полосы отвода такой автомобильной дороги, принятие решений об изъятии, в том числе путем выкупа, для федеральных нужд земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества для указанных целей, осуществляется Федеральным дорожным агентством 5 .

7. Организация работ по изъятию, в том числе путем выкупа, земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимости для указанных целей осуществляется владельцами автомобильных дорог федерального значения, в том числе с учетом особенностей, установленных статьей 37 Федерального закона от 17 июля 2009 г. N 145-ФЗ "О государственной компании "Российские автомобильные дороги" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" 6 (далее - Федеральный закон от 17 июля 2009 г. N 145-ФЗ).

8. Подготовка ходатайства о переводе земельных участков в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения (далее - земли транспорта) в целях установления полосы отвода автомобильной дороги федерального значения для размещения такой автомобильной дороги и (или) объектов дорожного сервиса осуществляется владельцами автомобильных дорог федерального значения в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Перевод земельных участков в категорию земель транспорта в целях установления полосы отвода автомобильной дороги федерального значения для размещения такой автомобильной дороги и (или) объектов дорожного сервиса осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

9. Предоставление земельных участков, которые находятся в федеральной собственности или государственная собственность на которые не разграничена, в целях установления полосы отвода автомобильной дороги федерального значения для размещения такой автомобильной дороги и (или) объектов дорожного сервиса, а также при оформлении прав на земельные участки, занимаемые автомобильными дорогами федерального значения, осуществляется Федеральным дорожным агентством в соответствии с законодательством Российской Федерации с учетом особенностей, установленных статьей 36 Федерального закона от 17 июля 2009 г. N 145-ФЗ.

10. В границах полосы отвода автомобильной дороги федерального значения запрещаются 7:

1) выполнение работ, не связанных со строительством, с реконструкцией, капитальным ремонтом, ремонтом и содержанием автомобильной дороги, а также с размещением объектов дорожного сервиса;

2) размещение зданий, строений, сооружений и других объектов, не предназначенных для обслуживания автомобильной дороги, ее строительства, реконструкции, капитального ремонта, ремонта и содержания и не относящихся к объектам дорожного сервиса;

3) распашка земельных участков, покос травы, осуществление рубок и повреждение лесных насаждений и иных многолетних насаждений, снятие дерна и выемка грунта, за исключением работ по содержанию полосы отвода автомобильной дороги или ремонту автомобильной дороги, ее участков;

4) выпас животных, а также их прогон через автомобильные дороги вне специально предусмотренных для указанных целей мест, согласованных с владельцами таких автомобильных дорог;

6) установка информационных щитов и указателей, не имеющих отношения к обеспечению безопасности дорожного движения или осуществлению дорожной деятельности.

11. Осуществление деятельности в границах полосы отвода автомобильной дороги федерального значения допускается при условии, что такая деятельность (при обычных условиях ее осуществления) не повлечет за собой:

1) загрязнение полос отвода автомобильных дорог, включая выброс мусора вне специально предусмотренных для указанных целей мест;

2) использование водоотводных сооружений автомобильных дорог для стока или сброса вод;

3) выполнение в границах полос отвода автомобильных дорог, в том числе на проезжей части автомобильных дорог работ, связанных с применением веществ, которые могут оказать воздействие на уменьшение сцепления колес транспортных средств с дорожным покрытием, а также без соблюдения требований пожарной безопасности;

4) создание условий, препятствующих обеспечению безопасности дорожного движения;

5) повреждение автомобильных дорог или осуществление иных действий, наносящих ущерб автомобильным дорогам либо создающих препятствия движению транспортных средств и (или) пешеходов;

6) нарушение других установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации требований к ограничению использования автомобильных дорог федерального значения и их полос отвода, а также к обеспечению их сохранности.

12. Запрещается вырубка лесных насаждений, расположенных на земельных участках в границах полос отвода автомобильных дорог федерального значения, отнесенных к категории земель транспорта, за исключением случаев, когда такая деятельность осуществляется в рамках выполнения работ по:

строительству и реконструкции автомобильных дорог федерального значения в соответствии с утвержденными проектами строительства, реконструкции, капитального ремонта таких автомобильных дорог.

13. В пределах полосы отвода автомобильной дороги федерального значения допускается прокладка и переустройство инженерных коммуникаций, устройство пересечений автомобильных дорог железнодорожными путями на одном уровне, устройство пересечения или примыкания другой автомобильной дорогой и размещение объектов дорожного сервиса.

14. В границах полос отвода автомобильных дорог федерального значения допускается прокладка или переустройство инженерных коммуникаций владельцами таких инженерных коммуникаций или за их счет на основании:

согласия владельца автомобильной дороги федерального значения, выданного в письменной форме, на прокладку либо переустройство инженерных коммуникаций, содержащего обязательные для исполнения технические требования и условия, если такие прокладка либо переустройство не потребуют переустройства указанных объектов в случае реконструкции автомобильной дороги федерального значения;

договора, согласно которому осуществляется прокладка либо переустройство инженерных коммуникаций, заключаемого владельцами таких инженерных коммуникаций с владельцем автомобильной дороги, при условии, что если прокладка или переустройство инженерных коммуникаций в границах полосы отвода автомобильной дороги влечет за собой реконструкцию или капитальный ремонт автомобильной дороги, ее участков, такие реконструкция, капитальный ремонт осуществляются владельцами инженерных коммуникаций или за их счет;

разрешения на строительство, выдаваемого подведомственным Федеральному дорожному агентству федеральным государственным учреждением, являющимся владельцем такой автомобильной дороги, в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2004 г. N 190-ФЗ "Градостроительный кодекс Российской Федерации" 8 (далее - Градостроительный кодекс Российской Федерации), Федеральным законом от

8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ и Федеральным законом от 17 июля 2009 г. N 145-ФЗ (в случае, если для прокладки или переустройства таких инженерных коммуникаций требуется выдача разрешения на строительство).

15. В границах полос отвода автомобильных дорог федерального значения, переданных в доверительное управление государственной компании "Российские автомобильные дороги", и необходимых для размещения инженерных коммуникаций допускается прокладка или переустройство инженерных коммуникаций владельцами таких инженерных коммуникаций при наличии соглашения об установлении сервитута в отношении таких земельных участков.

16. Проектирование прокладки или переустройства инженерных коммуникаций в границах полос отвода автомобильных дорог федерального значения допускается на основании согласия владельца автомобильной дороги федерального значения, выданного в письменной форме, на планируемое размещение таких инженерных коммуникаций, содержащего обязательные для исполнения технические требования и условия.

17. Строительство, реконструкция, капитальный ремонт являющихся сооружениями пересечения автомобильной дороги федерального значения другой автомобильной дорогой или примыкания к автомобильной дороге федерального значения другой автомобильной дороги, в том числе в полосе отвода автомобильной дороги федерального значения, допускаются при наличии разрешения на строительство, выдаваемого подведомственным Федеральному дорожному агентству федеральным государственным учреждением, являющимся владельцем автомобильной дороги федерального значения, в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ и согласия, выданного в письменной форме владельцем автомобильной дороги федерального значения. В случае, если при реконструкции автомобильной дороги федерального значения потребуется переустройство пересечений и примыканий, расходы на выполнение такого переустройства несет лицо, в интересах которого осуществляются строительство, реконструкция, капитальный ремонт, ремонт пересечений и примыканий.

Размещение указанных объектов в пределах полосы отвода автомобильной дороги федерального значения, переданной в доверительное управление государственной компании "Российские автомобильные дороги", осуществляется с учетом особенностей, установленных Федеральным законом от 17 июля 2009 г. N 145-ФЗ.

Ремонт пересечений и примыканий автомобильных дорог федерального значения осуществляется при наличии согласия, выданного в письменной форме владельцем автомобильной дороги федерального значения, включающего в себя в том числе согласование порядка осуществления работ по ремонту указанных пересечений и примыканий и объем таких работ.

В соответствии с частью 5.1 статьи 20 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ согласие в письменной форме владельца автомобильной дороги федерального значения должно содержать технические требования и условия, подлежащие обязательному исполнению лицами, осуществляющими строительство, реконструкцию, капитальный ремонт и ремонт пересечений и примыканий.

18. Устройство пересечений автомобильных дорог железнодорожными путями на одном уровне и на разных уровнях осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ, федеральным законом о железнодорожном транспорте, федеральным законом о безопасности дорожного движения, требованиями технических регламентов, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации 9 .

19. Размещение вновь возводимых объектов дорожного сервиса в границах полосы отвода автомобильной дороги федерального значения осуществляется в соответствии с документацией по планировке территории, требованиями технических регламентов и соблюдением следующих условий:

1) расстояние от планируемого к размещению подъезда, съезда, примыкания к объекту дорожного сервиса до ближайшего:

мостового перехода не должно быть менее 1000 метров;

железнодорожного переезда в одном уровне не должно быть менее 250 метров;

существующего примыкания другой автомобильной дороги или иного объекта должно быть не менее:

600 метров - на автомобильных дорогах второй и третьей категорий;

100 метров - на автомобильных дорогах четвертой категории;

50 метров - на автомобильных дорогах пятой категории;

2) выбор места размещения объектов дорожного сервиса должен осуществляться на участке автомобильной дороги с уклоном, не превышающим 40%;

3) объекты дорожного сервиса не должны ухудшать видимость на автомобильной дороге федерального значения и другие условия обеспечения безопасности дорожного движения и использования этой автомобильной дороги. Минимальные расстояния для обеспечения боковой видимости приведены в приложении к настоящему Порядку;

4) объекты дорожного сервиса должны быть обустроены в соответствии с техническими требованиями и условиями, выдаваемыми владельцем автомобильной дороги федерального значения, площадками для стоянки и остановки транспортных средств, подъездами, съездами и примыканиями, обеспечивающими доступ к ним, а также оборудованными переходно-скоростными полосами.

Размещение объектов дорожного сервиса в границах полосы отвода автомобильных дорог федерального значения, переданных в доверительное управление государственной компании "Российские автомобильные дороги", осуществляется с учетом особенностей, установленных Федеральным законом от 17 июля 2009 г. N 145-ФЗ.

20. Принятие решений по образованию земельных участков, расположенных в границах полос отвода автомобильных дорог общего пользования федерального значения, предназначенных для размещения объектов дорожного сервиса, и предоставлению их для размещения объектов дорожного сервиса осуществляет Федеральное дорожное агентство, а в отношении автомобильных дорог федерального значения, переданных в доверительное управление государственной компании "Российские автомобильные дороги", - государственная компания.

Организация и проведение работ по образованию таких земельных участков осуществляется владельцами автомобильных дорог.

Земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги федерального значения для размещения объектов дорожного сервиса предоставляются Федеральным дорожным агентством или владельцем автомобильной дороги.

21. В случаях строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов дорожного сервиса, размещаемых в границах полосы отвода автомобильной дороги федерального значения, разрешение на строительство выдается в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ:

подведомственным Федеральному дорожному агентству федеральным государственным учреждением, являющимся владельцем автомобильной дороги, в границах полосы отвода которой планируется осуществить строительство, реконструкцию, капитальный ремонт таких объектов;

Федеральным дорожным агентством в случаях строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов дорожного сервиса, размещаемых в границах полосы отвода автомобильной дороги федерального значения, переданной в доверительное управление государственной компании "Российские автомобильные дороги".

22. В соответствии с частью 7 статьи 22 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ за оказание услуг присоединения объектов дорожного сервиса к автомобильной дороге федерального значения взимается плата на основании заключаемого с владельцем автомобильной дороги договора о присоединении объекта дорожного сервиса к такой автомобильной дороге.

23. При присоединении объекта дорожного сервиса к автомобильной дороге федерального значения владелец такой автомобильной дороги информирует собственников (владельцев) присоединяемых объектов о планируемых реконструкции, капитальном ремонте автомобильной дороги федерального значения и о сроках осуществления таких реконструкции, капитального ремонта.

24. Реконструкция, капитальный ремонт и ремонт примыканий объектов дорожного сервиса к автомобильным дорогам федерального значения допускаются при наличии согласия, выданного в письменной форме владельцем автомобильной дороги, на выполнение указанных работ, содержащего обязательные для исполнения технические требования и условия.

25. В случае реконструкции автомобильной дороги федерального значения переустройство объектов дорожного сервиса и (или) подъездов, съездов, примыканий к указанным объектам, осуществляется владельцами таких объектов в соответствии с техническими требованиями и условиями, выдаваемыми владельцем автомобильной дороги.

1 Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 46, ст. 5553; 2008, N 20, ст. 2251; N 30 (ч. 1), ст. 3597; N 30 (ч. 2), ст. 3616; N 49, ст. 5744; 2009, N 29, ст. 3582; N 39, ст. 4532.

2 Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 32, ст. 3342; 2006, N 15, ст. 1612; N 24, ст. 2601; N 52 (ч. 3), ст. 5587; 2008, N 8, ст. 740; N 11 (ч. 1), ст. 1029; N 17, ст. 1883; N 18, ст. 2060; N 22, ст. 2576; N 42, ст. 4825; N 46, ст. 5337; 2009, N 3, ст. 378; N 4, ст. 506; N 6, ст. 738; N 13, ст. 1558; N 18 (ч. 2), ст. 2249; N 32, ст. 4046; N 33, ст. 4088; N 36, ст. 4361.

5 Пункт 5.4.1(1) Положения о Федеральном дорожном агентстве, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июля 2004 N 374 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 31, ст. 3264; 2006, N 16, ст. 1747; N 37, ст. 3880; 2008, N 8, ст. 740; N 17, ст. 1883; N 42, ст. 4825; N 46, ст. 5337; 2009, N 4, ст. 506; N 6, ст. 738; N 18 (ч. 2), ст. 2249; N 33, ст. 4081; N 36, ст. 4361).

6 Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 29, ст. 3582.

8 Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 1 (ч. 1), ст. 16; N 30 (ч. 2), ст. 3128; 2006, N 1, ст. 10; N 1, ст. 21; N 23, ст. 2380; N 31 (ч. 1), ст. 3442; N 50, ст. 5279; N 52 (ч. 1), ст. 5498; 2007, N 1 (ч. 1), ст. 21; N 21, ст. 2455; N 31, ст. 4012; N 45, ст. 5417; N 46, ст. 5553; N 50, ст. 6237; 2008, N 20, ст. 2251; N 20, ст. 2260; N 29 (ч. 1), ст. 3418; N 30 (ч. 1), ст. 3604; N 30 (ч. 2), ст. 3616; N 52 (ч. 1), ст. 6236; 2009, N 1, ст. 17; N 29, ст. 3601; N 48, ст. 5711.

Полоса отвода – термин, применимый для обозначения тех участков земли, где возможно устройство конструктивных элементов дороги. При выделении полосы дороги не рассматриваются качество и категория земельного участка.

Кроме собственно дорог на полосе отвода можно устроить объекты, обеспечивающие сервис, а также сооружения, необходимые для корректного функционирования трассы. Полоса отвода – это граница земель, отведенных для транспортных средств.

Дороги и термины

Под придорожной полосой принято понимать такую территорию, которая с двух сторон непосредственно примыкает к месту, предназначенному для движения автотранспорта. В границах придорожной территории действует специальный строгий режим использования каждого квадратного сантиметра площади. Необходимо обустроить участки таким образом, чтобы перемещение на автомобиле было по возможности безопасным. Кроме того, полоса отвода устраивается с расчетом на предстоящую реконструкцию и даже капитальный ремонт. Участок создаётся таким образом, чтобы упростить задачи обслуживания трассы, гарантировать максимально длительную сохранность дороги. Профессиональный подход к отведению земельного участка обязательно учитывает развитие шоссе в будущем, оценивая все возможные перспективы.

Дороги и законы

Придорожная полоса отвода не требуется, если дорога прокладывается в населенном пункте. Во всех остальных случаях при отведении участка земли необходимо проанализировать перспективы возможного нарастания потока машин и расширения трассы.

Действующие стандарты:

  • 75 метров для 1 и 2 категорий;
  • 50 метров для 3 и 4 категорий;
  • 25 метров для 5 категории.

При обустройстве обязательно учитываются СНиП. Автомобильные дороги – места повышенной опасности, поэтому вопросы надежности и качества выходят на первое место.

Дополнительные стандарты

При создании дорог, которыми бы соединялись столицы и административные центры, а также Москва, СПб с другими городами, трасс, которые бы соединяли общие федеральные дороги, полосы отвода необходимо делать 100 метров.

150 метров – стандарт, действующий для тех участков, которые предназначены для окружного объезда крупных населенных пунктов (тех, где поживают от 250 000 человек и более).

Управляющий орган конкретного субъекта выбирает границы при учете СНиП. Автомобильные дороги – зона ответственности федералов, муниципалов, регионалов, чиновников местного уровня. Этим занимается исполнительная власть. Дороги и их границы – задача органов местного самоуправления либо тех, которые ведают государственным дорожным имуществом.

Практические аспекты

Составляет проект полосы отвода заинтересованное лицо. В некоторых случаях это оформляется в рамках государственного контракта, если речь идет о дороге, которая затем будет в собственности государства. При необходимости обустройства частной трассы задачи проекта берет на себя собственник.

Сделать проект «на коленке» не получится, придется обратиться к специалистам. Проектировщики разработают полный пакет сопроводительной документации, на основании которого уполномоченный орган местной власти принимает решение о согласовании либо отправляет на доработку. Лишь после полного оформления пакета документов и получения виз всех заинтересованных сторон можно будет приступать к работам. Заплатить за все придется, очевидно, собственнику.

А кто может этим заниматься?

Придорожная территория – это не то место, которое может обустраивать кто угодно. К работам допускаются только настоящие профессионалы, ведь от этого зависит, насколько безопасной и надежной будет трасса.

В работе должны быть задействованы инженеры-проектировщики, инженеры-строители, имеющие специализацию, предполагающую именно строительство автомобильных дорог. Нет строгих критериев отбора конкретных работников, исполняющих указания прорабов, но предпочтение стоит отдавать тем, кто уже имел дело с созданием трасс. Задачи сложные, требуют применения специальной техники, поэтому обучиться с нуля откровенно непросто.

Нюансы

Полосы отвода выделяются в пользование постоянное, то есть эксплуатация не имеет четко оговоренного срока. А вот дополнительная ширина полосы отвода, которую получают строители для ведения работ, выдается только на заданный промежуток времени, – пока ведутся работы по созданию трассы.

Производится отвод полос в строгом соответствии с тем, как движется строительство. Для каждого этапа – свой участок. То, какие именно полосы и когда отводятся, определяется проектной документацией.

Выбор земельного участка под полосу отвода производится в соответствии с земельным законодательством, действующим на текущий момент. Также разработаны положения по восстановлению земель, обязательные к учету, так как при создании трассы происходит сильное разрушение природного слоя грунта. Кроме того, действуют иные нормативные акты, включая местную документацию, которые обязательны к учету для корректного выделения и создания полос отвода автомобильной дороги. Категория дорог и то, насколько много будет полос, – ключевые факторы, определяющие конкретную величину. Кроме того, учтены должны быть боковые резервы и выемки, откосы, если таковые заложены проектной документацией.

Подводя итоги

Создание автомобильной дороги – непростая задача, требующая исключительно ответственного подхода. При строительстве новой трассы обязательным условием становится правильное создание проекта, учитывающее не только требования настоящего времени, но и перспективы ближайших десятилетий.

Правильная аргументация при требовании земель у государства гарантирует, что строители получат в свое распоряжение необходимое количество метров вдоль строящейся дороги. Это поможет безопасно расположить используемый в работах транспорт и гарантировать качество самой дороги. Полосы отвода, создаваемые при этом, будут в будущем залогом безопасности автомобилистов на трассе.

При создании полосы отвода обязательно необходимо учитывать, что эта территория активно используется, чтобы обустраивать сервисные точки. Для них, в свою очередь, придется делать инфраструктуру. При учете будущего развития территорий уже в проекте дороги можно гарантировать, что полосы окажутся достаточными по своему размеру, надёжными и полностью удовлетворяющими требованиям не только на момент строительства, но и в будущем.

Автомобильная дорога является объектом, принадлежащим к транспортной инфраструктуре. Предназначение ее - движение транспортных средств. Включает данный объект в себя всю совокупность земельных участков в пределах так называемой полосы отвода автодороги, а также конструктивные элементы и необходимые дорожные сооружения, расположенные на этих участках или под ними. Данные конструкции относятся к технологической части.

Предназначение автомобильной дороги - обеспечивать непрерывное, безопасное и круглогодичное движение транспорта согласно расчетных скоростей, установленных габаритов и нагрузок при заданной интенсивности движения на всем сроке службы.

автомобильной дороги - что это такое?

Этим термином обозначается выделяемая на местности полоса. Назначение ее - расположение на ней дороги, а также постройка любых вспомогательных сооружений и высадка придорожных зеленых насаждений. Понятие временной полосы отвода включает то пространство, которое отведено под устройство бокового резерва, карьера, стройплощадки (при необходимости) и после окончания строительного процесса будет рекультивировано и возвращено землепользователю.

Земляным полотном именуют комплекс грунтовых сооружений инженерного назначения, существующий в форме выемок, насыпей и т. д. Предназначение их - служить основанием для так называемой дорожной одежды автодороги. Возведение земляного полотна производится из грунта (местного или привозного) при условии обеспечения его устойчивости, включая откосы, обочины и подстилающие естественные грунты.

В структуру земляного полотна входят также те водоотводные сооружения, которые с ним связаны, - дренажные устройства, канавы, кюветы, резервы.

А что такое дорожная одежда?

Так называют многослойную конструкцию, которую укладывают поверх земляного полотна. Она служит для приёма нагрузки от движущегося транспорта и передачи ее грунту. Устраивается дорожная одежда как на проезжей части, так и на обочине дороги.

Конструкция ее выполняется согласно специальному расчету. Состоит она из нескольких слоев - покрытия, его основания вместе с дополнительным слоем. Дорожная одежда может быть жесткой (цементно-бетонной) или нежесткой (песочной, битумной, щебневой и т. п.).

Жесткое - то покрытие, основание которого - монолитное (из цемента, бетона) или же сборное из армированных бетонных плит. Если бетона в составе слоев конструкции не предусмотрено, такая считается нежесткой.

На расположенном ниже фото - полоса отвода автомобильной дороги.

Все по проекту

Давайте теперь рассмотрим, на каких принципах строятся основные расчеты, согласно которым ведется строительство новых автомобильных дорог, а также реконструкция старых. Как известно, для грамотной организации абсолютно любого процесса требуется правильный алгоритм. Это относится и к проектированию новой конструкции, например, автодороги. Основным рычагом в данном случае выступает принцип стандартизации компонентов проектирования, которое ведется на основе имеющихся регламентированных документов.

Как и в любой отрасли строительства, проектирование и прокладка автомобильной дороги производится по нормам имеющихся государственных стандартов. Геометрия строящейся дороги размечается согласно техническим требованиям, касающимся заданных условий эксплуатации.

Согласно смыслу приведённого выше определения, полоса отвода автомобильной дороги подразумевается в виде некоторой площади участка, прилегающего непосредственно вплотную к ней. Именно здесь происходит размещение главных конструктивных элементов пути следования и здесь же, как правило, располагают и объекты, назначение которых - сервисное обслуживание "дорожного" профиля.

На чем основаны запреты

В то же время полоса отвода автомобильной дороги с двух сторон окружена прилегающими придорожными полосами. Данное зарезервированное пространство запрещено к использованию для посторонних объектов. Чем же это вызвано?

Данный запрет базируется на ряде немаловажных факторов, а именно:

1. Возможности будущей перепланировки дороги или ее расширения.

2. Обеспечении удобства и доступности в случае возникновения необходимости работы по реконструкции объекта.

3. Доступности полотна для очистки его в условиях зимней погоды.

Главные размеры

Давайте рассмотрим те параметры, согласно которым происходит проектирование вышеуказанной полосы отвода для участка автодороги. Границы данной территории устанавливают в зависимости от ряда нормализованных параметров, с помощью которых возможна планировка будущего участка. Площадь объекта принимается шириной, зависящей напрямую от того, к какой категории принадлежит проектируемый путь. Каковы же эти значения?

  • Для дорог 5-й категории ширина составляет 25 м.
  • автомобильной дороги 4 категории, как и 3-й, имеет размер 50 м.
  • Наиболее широкой является полоса автодороги, принадлежащей к 1-й либо 2-й категории. Значение этого параметра в данном случае равно 75 м.

В отдельных случаях принятые значения могут быть подвержены корректировке. Например, если автомобильная дорога связывает между собой федеральные центры, подъездная ширина полосы отвода ее принимается равной 100 метрам.

Таким же данный параметр принимается и тогда, когда речь идет о полосе отвода автомобильной значения или функция ее - организация объездной траектории города, численность населения которого - до 250000 человек. В том случае, если число жителей превышает указанную цифру, габаритный размер принимается равным 150 м.

Иногда задают вопрос - сколько метров полоса отвода автомобильной дороги в населенном пункте? Но уже из определения видно, что в городах и селах устройства ее не требуется. Согласно нормам проектирования полоса отвода автомобильной дороги в населенном пункте не предусмотрена.

Как ограничивается внедорожное пространство

Данный вспомогательный участок может иметь различную структуру. Если рассматривать наиболее простой случай, то конфигурация придорожной площадки подразумевает насыпь, подошва которой своей полосой соответствует нормативно узаконенной ширине отвода. Верхняя часть насыпи служит непосредственно для движения автомобилей. Примыкающая площадка составляет не менее чем по 3 м с обеих сторон.

Увеличение основного размера полосы отвода возможно путем ввода следующих конструктивных элементов и дополнений:

1. Боковых резервов.

2. Нагорных канав.

3. Кюветов.

4. Банкетов.

Проектируя автомобильную дорогу и рассчитывая ширину рассматриваемого участка, всегда принимают во внимание ее уровень. При более высоком расположении ширина полосы отвода автомобильной дороги - это расстояние между крайними нижними точками подошвенных откосов. В противоположном случае в качестве того же параметра принимается ширина необходимой для обустройства выемки, измеряемая в разрезе между кромками внешних откосов поверху.

Что говорят стандарты

Нормы отвода создавались на основе характерных параметров насыпи. Имея в распоряжении цифровое значение высоты полотна и размер откоса (крутизну его катетов), можно относительно легко рассчитать данный параметр для автомобильных дорог разного класса с учетом степени оснащения их дополнительными компонентами.

Цифровых показателей в обозначении нормы может быть один, два или три. В компактном и ёмком виде информацию можно представить подобным образом: 36/32/60. Как же расшифровывается данный набор цифр?

Цифры первого разряда характеризуют ширину территории отвода, при которой учитывается боковая видимость отличного качества. Второе число обозначает ту ширину, которая требуется для участка отвода при проектной конфигурации кюветов. Последнее число - ширина, которая требуется в случае размещения по бокам резервов.

Как ограничивается использование данной территории

В пределах зарезервированной под полосу отвода территории запрещается осуществлять ряд действий, а именно:

1. Организовывать и проводить любой вид деятельности, не имеющий непосредственного отношения к ведению дорожных работ.

2. Располагать любые здания, предназначение которых не связано с дорожным обслуживанием.

3. Распахивать землю.

4. Валить деревья.

5. Производить выпас животных.

7. Устанавливать указатели, несущие второстепенную информативную функцию.

В случае обладания нормативными цифрами параметров каждой полосы отвода процесс проектирования новой дороги происходит значительно проще и быстрее. Но не следует забывать о том, что данный стандарт не распространяет свои требования на определённые участки. К таковым можно отнести места подходов к мостам и тоннелям, путь, проложенный по гористой местности или в дорожно-климатической зоне.

Что по факту представляет собой эта полоса

На любой из трасс (точнее, на ее обочине) полоса отвода автомобильной дороги - это участок земли, занятый лесопосадками, разного рода водоотводящими сооружениями, линиями электропитания и связи и снегозащитными заборами. Чаще всего пределы ее обозначены при помощи специализированных знаков. Установку последних ведут в тех местах, где дорожное полотно изгибается. Расстояние между ними - не менее четверти километра.

По своей сути полоса отвода автомобильной дороги - это самостоятельный инженерный объект, требующий отдельного проектирования. До процесса воплощения в реальность вся относящаяся к делу техническая информация обязана храниться в распоряжении специальных дорожных служб.

Выше мы уже упоминали о ширине полосы отвода автодороги в зависимости от принадлежности к определенной категории. То есть фактически она не может быть менее 25 м шириной. В тех местах, где необходимо возведение защитных сооружений, ширина ее подлежит изменениям с учетом параметров каждого из них.

Границы полосы отвода автомобильной дороги - это что?

Чем же очерчиваются рамки полос отвода, и какие факторы влияют на данный процесс? Основана процедура на требованиях планового характера, касающихся формирования автомобильных путей совместно с объектами дорожного сервиса.

Наиболее важные параметры, согласно которым и вычисляются данные пределы, включает в себя список, состоящий из:

1. Величины угла земляного откоса.

2. Наличия (отсутствия) боковых резервов.

3. Имеющихся требований по технике безопасности.

4. Числа полос движения.

6. Требуемой высоты насыпи либо глубины обустраиваемой выемки.

Имеются ли какие-то ограничения?

Внедрение упомянутых выше норм в деле проектирования отводной дорожной полосы испытывает на себе действие ряда ограничений. Их разрешается не соблюдать на определённых участках дорог. Каких именно?

1. Тех, при прокладке которых не требуется оформление проектных документов.

2. Обладающих откосами, превышающими по высоте 12-тиметровый уровень.

3. Расположенных в горной либо значительно пересечённой местности, среди водоемов, в зонах пойм и вблизи тоннелей, мостов и путепроводов.