Трамвай на второстепенной дороге пдд. Когда уступать дорогу трамваям

Многие водители уверены, что трамвай всегда имеет преимущество в движении и пропускают его при любых ситуациях. Однако это не совсем верно и может привести к ДТП, потому что в правилах четко обозначены моменты, при которых именно он обязан пропустить других участников дорожного движения. Итак, в каких случаях нужно уступать дорогу трамваю, а когда этого делать не стоит?

Ситуации, при которых трамвай уступает дорогу

Действительно, практически всегда трамвай идет первым, а исключения составляют всего лишь три случая:

  • если автомобиль едет по главной дороге, а трамвай – по второстепенной. Эта ситуация на 100% подходит под действие правила о том, что при пересечении неравнозначных дорог водитель транспортного средства (любого, без разграничения на виды (пассажирский и т.д.)) идущего по второстепенной полосе обязан уступить дорогу тому, кто движется по главной независимо от того, каково дальнейшее его направление движения;
  • если автомобилю открыт путь зелёным сигналом светофора, а для трамвая горит только зелёная стрелка одновременно с красным или жёлтым сигналом;
  • если автомобиль двигается по дороге, а трамвайный вагон только выезжает из депо.

В принципе, разобравшись, в каких случаях трамвай уступает дорогу автомобилю, проблем в дорожном движении возникать не должно.

Что должен запомнить водитель и самые проблемные вопросы

При равнозначных дорогах, встречном и попутном движении трамвай имеет преимущество перед любым безрельсовым транспортом, и это правило не должен забывать ни один водитель. Вместе с этим нужно запомнить и три описанных выше исключения, в которых электротранспорт уступает автомобилям право проезда первыми.

На первый взгляд ситуации, когда нужно уступать дорогу трамваю, понятны и просты, но на практике водители благодаря трамвайным путям сталкиваются ещё с несколькими трудностями:

  • движение в районе трамвайной остановки (кто кого пропускает);
  • движение по рельсам (допустимо ли это);
  • перекрестки с трамвайными путями и участие дополнительных знаков.

Особенности маневренности на дорогах, содержащих трамвайные пути

Особенно сложными для многих остаются вопросы маневренности на тех участках, на которых есть трамвайные пути. Согласно Правилам, если слева по ходу движения автомобиля проложены рельсы на одном уровне с общим дорожным полотном, тогда для обгона или объезда впереди идущего автомобиля при отсутствии на путях трамвая, водитель может заехать на те участки, которые касаются попутного движения. Выезд на встречное направление категорически запрещен!

Проблемными же остаются вопросы перекрёстков, поворотов и разворотов. Правилами предписано, что для подготовки к повороту/развороту автомобиль переходит на трамвайные пути попутного направления и совершает маневр уже с них (если нет знака «Направления движения по полосе»). При этом важно помнить, что теми же Правилами установлено, что водителю запрещается препятствовать ходу трамвая, который на равнозначных дорогах остаётся главенствующим. В данном случае нужно самостоятельно оценить ситуацию и обратить внимание на отделяющее транспортные средства расстояние:

  • если трамвайный вагон отдалён и автомобиль успевает повернуть, тогда следует так и сделать;
  • если трамвайный вагон близко, то автомобиль должен сбавить скорость и уступить дорогу трамваю, а уже следом за ним переместиться на рельсы.

Что необходимо знать при приближении к трамвайной остановке

Самыми опасными участками дороги, посередине которой проложены трамвайные пути, становятся остановки, поэтому водителю автомобильного транспорта заблаговременно следует оценить ситуацию и определиться: должен ли он остановиться и уступить дорогу переходящим пассажирам или нет?

  1. Если в районе остановки не отведен специальный «островок» для ожидания общественного транспорта, тогда пассажиры остаются до прибытия трамвая на тротуаре, а как только он прибыл и остановился, имеют право переходить через проезжую часть, а водители автомобилей обязаны остановиться и пропустить их. При этом ориентироваться нужно преимущественно на людей, а не смотреть, открыл ли двери водитель трамвая. Современные правила говорят о том, что нужно уступить дорогу пешеходу.
  2. Если в районе остановки есть специальный «островок» для ожидания, то пассажиры ждут общественный транспорт на нем, и никаких помех для движения создаваться не должно.

Осторожно! В случае перехода проезжей части пассажирами, не стоит терять бдительность. К сожалению, не все из них знают и соблюдают Правила дорожного движения, а водитель по закону несет ответственность всегда, т.к. он управляет средством повышенной опасности.

Нарушение Правил, и когда нужна юридическая помощь

Выше рассмотрены самые частые и распространенные ситуации, которые помогут вам правильно вести себя в пути, понять, когда и кому стоит уступить, чтобы избежать нарушений Правил дорожного движения. Но случаи бывают разные, особенно, когда кто-то из участников не понимает всех нюансов или, когда участники пользуются противоречащими друг другу знаками и пунктами Правил.

Все ситуации требуют отдельного рассмотрения, поэтому имеет смысл обратиться за помощью к специалисту в области автоправа. Тем более не обойтись без юридической помощи, если нарушение Правил привело к ДТП и судебному разбирательству.

Глава 1

Общие положения

Дорога

2.15. дорога - комплекс инженерных сооружений либо полоса земли , предназначенные и используемые для движения в установленном порядке транспортных средств и пешеходов ;

2.78. элементы дороги - одна или несколько проезжих частей дороги, трамвайные пути, тротуары, пешеходные и велосипедные дорожки (за исключением велосипедных дорожек, расположенных обособленно от дороги), посадочные площадки , расположенные на проезжей части дороги и предназначенные для посадки (высадки) пассажиров в маршрутное транспортное средство, островки безопасности , выделенные конструктивно или линиями горизонтальной дорожной разметки, разделительные зоны, разделительные полосы, настилы железнодорожных переездов и обочины ;

Элементы дороги

2.55. проезжая часть дороги - элемент дороги, предназначенный для движения транспортных средств и в случаях, предусмотренных настоящими Правилами, - для движения пешеходов ;

2.75. усовершенствованное покрытие - покрытие дороги из асфальтобетонных или цементобетонных смесей, из щебеночных, гравийных, шлаковых или других минеральных материалов, обработанных органическими или минеральными вяжущими материалами, а также из штучных материалов: брусчатки, булыжника, клинкера, мозаики и т.п.;

Дорога с усовершенствованным покрытием

Дорога без усовершенствованного покрытия

2.50. полоса движения - любая из продольных полос проезжей части дороги, обозначенная или не обозначенная горизонтальной дорожной разметкой и имеющая ширину, достаточную для движения транспортных средств (за исключением одноколейных) в один ряд ;

2.57. разделительная зона - выделенный горизонтальной дорожной разметкой элемент дороги, разделяющий смежные проезжие части и не предназначенный для движения или остановки транспортных средств и пешеходов вне специально обозначенных мест;

2.58. разделительная полоса - выделенный конструктивно элемент дороги, разделяющий смежные проезжие части и не предназначенный для движения или остановки транспортных средств и пешеходов вне специально оборудованных и обозначенных мест;

2.10. газон - участок земли с естественным или искусственно созданным растительным , преимущественно травяным, покровом ;

Очень легко запомнить, где полоса, а где зона при помощи запоминалки: Наша зона - без газона, полоса - коси коса!

2.72. тротуар - элемент дороги , примыкающий к проезжей части или отделенный от нее газоном, предназначенный для движения пешеходов и велосипедистов в соответствии с настоящими Правилами;

2.17. дорожное движение - движение пешеходов и (или) транспортных средств по дороге, в том числе стоянка и остановка в пределах дороги, и связанные с ним общественные отношения;

2.65. технические средства организации дорожного движения - устройства , конструкции и изображения, применяемые на дорогах для регулирования дорожного движения, обеспечения его безопасности и повышения пропускной способности дорог;

2.45. перекресток - место пересечения, примыкания или разветвления дорог на одном уровне . Граница перекрестка определяется воображаемыми линиями, соединяющими соответственно противоположные, наиболее удаленные от центра перекрестка начала закруглений проезжих частей дорог. Не являются перекрестками пересечения с велосипедными, пешеходными дорожками и дорожками для всадников ;

2.33. обозначенный перекресток - перекресток, перед которым на данной дороге установлен дорожный знак (знаки) приоритета ;

2.11. главная дорога - дорога, обозначенная дорожными знаками «Главная дорога», «Пересечение со второстепенной дорогой», «Примыкание второстепенной дороги», «Автомагистраль» или «Дорога для автомобилей», по отношению к пересекаемой (примыкающей), дорога с усовершенствованным покрытием по отношению к дороге без такого покрытия , дорога с гравийным покрытием по отношению к грунтовой, любая дорога по отношению к выездам с прилегающих территорий или жилых зон . Наличие на второстепенной дороге непосредственно перед перекрестком участка с покрытием (усовершенствованным или гравийным) не делает ее равной по значению с пересекаемой;

2.79. эстакада - инженерное сооружение для поднятия одной дороги над другой в месте их пересечения , а также для размещения на определенной высоте дороги, которая не имеет съездов на другую дорогу ;

2.29. населенный пункт - территория, въезды на которую и выезды с которой обозначены дорожными знаками «Начало населенного пункта» и «Конец населенного пункта» или дорожными знаками «Начало границы населенного пункта» и «Конец границы населенного пункта» ;

2.32. обзорность дороги - объективная возможность видеть дорожную обстановку с места водителя ;

2.7. видимость дороги - максимальное расстояние в направлении движения, на котором с места водителя можно распознать элементы дороги и технические средства организации дорожного движения перед транспортным средством и правильно ориентироваться при управлении им;

2.35. ограниченная обзорность дороги - обзорность дороги, ограниченная геометрическими параметрами дороги, придорожными инженерными сооружениями, насаждениями и прочими объектами, а также транспортными средствами ;

2.63. темное время суток - промежуток времени , который начинается после захода солнца и заканчивается с восходом солнца ;

Человек

2.77. участник дорожного движения - физическое лицо, находящееся в пределах дороги в (на) транспортном средстве или вне его, за исключением регулировщика и работника, выполняющего в установленном порядке на дороге ремонтные и другие работы ;

К регулировщику приравнивается сотрудник Военной автомобильной инспекции Вооруженных Сил Республики Беларусь в экипировке (форменной одежде повышенной видимости с элементами из световозвращающего материала, с диском с красным сигналом (световозвращателем) и свистком) при обеспечении движения организованных транспортных колонн , в состав которых входят транспортные средства, принадлежащие Министерству обороны, Министерству внутренних дел, Комитету государственной безопасности, Государственному пограничному комитету, другим войскам и воинским формированиям Республики Беларусь;

2.8. водитель - физическое лицо, управляющее транспортным средством, самоходной машиной, за исключением лица, обучаемого управлению механическим транспортным средством, самоходной машиной (сдающего квалификационный практический экзамен на право управления механическим транспортным средством, самоходной машиной ).

2.74. управление транспортным средством - воздействие на органы управления транспортного средства, приведшее к изменению его положения относительно первоначального ;

2.44. пассажир - непричастное к управлению транспортным средством физическое лицо, находящееся в (на) транспортном средстве , а также входящее (садящееся) в (на) транспортное средство или сходящее (высаживающееся) с транспортного средства;

2.39. организованная пешеходная колонна - группа пешеходов, обозначенная в соответствии с настоящими Правилами, имеющая руководителя и передвигающаяся по определенному маршруту ;

2.14. дети - несовершеннолетние участники дорожного движения , возраст которых известен либо очевиден по внешним признакам другим участникам дорожного движения;

Транспортные средства

2.69. транспортное средство - устройство, предназначенное для движения по дороге и для перевозки пассажиров, грузов или установленного на нем оборудования ;

Транспортные средства
Механические Немеханические
Автомобили Мопеды Мотоциклы Троллейбусы Трамваи Колесные тракторы Велосипеды Гужевые транспортные средства Прицепы
Легковые Грузовые Автобусы

2.54. прицеп - транспортное средство, предназначенное для движения в составе с механическим транспортным средством ;

2.26. механическое транспортное средство - транспортное средство, приводимое в движение двигателем ;

Трамвай в системе дорожного движения – участник особый и особенный. Этот факт бесспорен, поэтому в городском цикле для движения рельсового транспортного средства до определенного исторического момента выделялась центральная часть дороги.

Это подтверждает особый статус трамвая, который ему придавали еще в советское время. Ведь «рельсовик» считался неким апогеем общественного транспорта. Думалось многим, что больше в сфере перевозки пассажиров уже ничего придумать будет невозможно.

Кто же мог в годы советских пятилеток предположить, что с «лихих девяностых» так начнет фартить Горьковскому автомобильному заводу и его «газельной» линейке?

Но трамвайное наследство советской эпохи в наших городах все еще дает о себе знать. Вот здесь и возникает серьезная проблема взаимоотношений рядового автолюбителя и трамвая.

Когда трамваю отдана середина дороги, «простой смертный» водила, поворачивая налево или двигаясь на разворот, вынужден пересекать трамвайные пути, расположенные посредине проезжей части дороги.

Одно замечание: именно посредине, ибо в некоторых более «поздних» трамвайных городах (то есть там, где трамвайное движение было организовано во второй половине XX века) такой проблемы не стоит. Или она не так остра.

Поворачивая направо или налево, мы вынужденно пересекаем такие «боковые» трамвайные пути. А вот что делать с теми, которые занимают центральную часть дороги?

Давайте разберемся. Тем более что много времени для этого не понадобится.

Как пересекать трамвайные пути при повороте налево и развороте

Основной вопрос не в том, можно ли нам – «сирым и убогим» – пересекать трамвайные пути. Конечно, можно. Двигаться же надо. Но вот какова при этом методика их пересечения? Здесь может быть только два способа:

1) с предварительным перестроением на трамвайные пути попутного направления и последующим поворотом налево (или разворотом);

2) , то есть поворот налево (или разворот) осуществляется прямо из «своей» полосы.

Как правильно выполнить поворот налево и разворот при наличии трамвайных путей попутного направления

На самом деле обозначенный нами «главный вопрос» решается элементарно, ибо содержат прямое указание на разрешение такой ситуации. Это пункт 8.5. Давайте его процитируем:

«При наличии слева трамвайных путей попутного направления, расположенных на одном уровне с проезжей частью, поворот налево и разворот должны выполняться с них, если знаками 5.15.1 или 5.15.2 либо разметкой 1.18 не предписан иной порядок движения. При этом не должно создаваться помех трамваю».

Если перевести с юридического на русский, то выглядит это так: при повороте налево и на разворот на трамвайные пути, расположенные слева, выезжать и можно (точнее – нужно!), и нельзя.

Опять дилемма? Ничего подобного. Правила однозначно трактуют ситуацию и регламентируют наши действия. Если трамвайные пути расположены:

  • во-первых, слева от нас;
  • во-вторых, в одной плоскости с нашей проезжей частью;
  • в-третьих, это трамвайные пути именно попутного направления;

то правильным вариантом поворота налево или разворота для нас будет предварительный выезд на трамвайные пути попутного направления (с последующим пересечением трамвайных путей встречного направления под углом 90 градусов) .

Естественно, что при этом мы не должны своими действиями создавать помех трамваю. Грубо говоря, подъезжая к месту поворота налево или разворота, мы должны будем пропустить попутный трамвай и только после этого перестроиться на его пути, чтобы впоследствии (пропустив встречный трамвай) благополучно завершить задуманный маневр. Надеюсь, не усложнили!

Это – наши действия в так называемом «чистом» виде. Но есть еще один вариант развития событий.

Не секрет, что ПДД предусматривают установку и разметки. Среди них есть большое и разнообразное семейство «братьев»-знаков (5.15.1 и 5.15.2) и одной «сестрички»-разметки (1.18).

И вот они-то как раз и вносят серьезные коррективы в наши действия.

При их наличии на проезжей части, водитель должен воздержаться от выезда на трамвайные пути попутного направления. Методика наших действий здесь предписана знаками и/или разметкой. Грубо говоря, что показывают знаки и разметка, то мы и выполняем — без выезда на трамвайные пути .

Интересно было бы задаться вопросом: «А почему?».

Когда знаков и разметки нет, водитель должен определять свое положение на проезжей части самостоятельно (в соответствии с пунктом 9.1 ПДД). Поэтому водителю в таких условиях и не возбраняется занимать крайне левое положение, даже если оно будет располагаться и на трамвайных путях.

При наличии же знаков и разметки количество полос уже оговорено, направления движения из них регламентированы. Поэтому водитель не может своими действиями нарушать уже установленный порядок движения.

Как выходит, все максимально просто и наглядно!

Вместо заключения

Вот, собственно, и все. Чтобы проще запомнить правильность действий в этой ситуацию, выведем универсальную формулу: поворачивая налево или на разворот, всегда предварительно выезжаем на трамвайные пути попутного направления (пропустив трамвай). А если есть знаки и разметка, то поворачиваем только по их стрелкам (как они и показывают).

Безаварийной вам езды, доброго гаишника и «зеленой улицы»!

P.S.: Мы не стали рассматривать мотивацию создателей Правил, когда они регламентировали наши действия в подобных дорожных ситуациях. Поверьте на слово: это сделано для обеспечения нашей максимальной безопасности!

Видео — поворот налево должен выполняться с трамвайных путей:

Однако если есть среди читателей пытливый ум, мегамозг, — пишите, мы рассмотрим и этот – очень простой – вопрос.

Видео — примеры правильного и неправильного поворота налево при наличии трамвайных путей попутного направления:

Может заинтересовать:


Уникальный автомобильный сканер Scan Tool Pro

Дорога с трамвайными путями
02.09.2012

АВТОШКОЛА ЧЕЛЯБИНСКА ПРОСПЕКТ

Преимущество трамвая

Думаю, каждый из вас знает, что трамвай почти всегда имеет преимущество по отношению к автомобилям. Но выезжать на дорогу с мыслью "почти всегда" – не годится. Давайте окончательно определимся с теми случаями, когда трамвай едет первым и когда он должен ждать.

После тщательного изучения всех пунктов ПДД, где говорится о трамваях, можно сделать следующие выводы:

Трамвай всегда едет первым, кроме трех конкретных случаев .

Водитель трамвая обязан уступить вам дорогу, когда:

1. Он выезжает из депо, а вы движетесь по дороге (рис. 109).

Рис. 109. Трамвай выезжает из депо

2. Он находится на второстепенной дороге, а вы на главной (рис. 110).

Рис. 110. Трамвай на второстепенной дороге

3. Он движется в направлении, указанном зеленой стрелкой, включенной в дополнительной секции светофора одновременно с желтым или красным сигналом, а вы движетесь на обычный зеленый сигнал (рис. 111).

Рис. 111. Трамвай движется "на стрелку"

Если все эти ситуации вам понятны, то при встрече с трамваями на дороге проблем у вас быть не должно.

А сейчас предлагаю полистать страницы этой книги и, в каждый перекресток, который будет вам попадаться, мысленно добавить один-два трамвая, посмотреть, подумать и самому себе ответить на вопрос: "Надо ли уступать этому трамваю в данной ситуации?".

На реальной дороге то же самое. Когда вы приближаетесь к перекрестку, на котором вам предстоит пересечь трамвайные пути, необходимо заранее проиграть в уме возможную встречу с трамваем. Причем планировать свои действия надо с учетом выводов, сделанных в этой главе, а не с мыслью: "Он большой и железный".

Движение по дороге с трамвайными путями

На дорогах с трамвайными путями посередине проезжей части вас ждут целых три неприятности – остановки трамвая, перекрестки и сами трамвайные пути, вернее, проблемы, связанные с их использованием для движения.

Начнем с остановок (рис. 112 и 113). Прежде чем вы вплотную подъедете к остановившемуся на своей остановке трамваю, вам надо решить для себя один важный вопрос: "Должен ли я уступать дорогу пешеходам-пассажирам, переходящим проезжую часть от тротуара к трамваю и обратно?" Решение же этого вопроса зависит от наличия посадочной площадки (рис. 112 и 113). В первом случае (рис. 112) из-за отсутствия посадочной площадки пассажиры вынуждены ожидать трамвай на тротуаре. Далее, когда трамвай приедет и остановится, пешеходы имеют право переходить проезжую часть, и вы обязаны уступить им дорогу.

Рис. 112. Уступите пешеходам

Во втором случае (рис. 113) преимущество на вашей стороне! Пешеходы-пассажиры обязаны ожидать трамвай на посадочной площадке, причем, переходя дорогу, они не должны создавать помех движению транспорта.

Рис. 113. Уступать не надо

Все вышеизложенное относится также и к пассажирам, которые выходят из трамвая. В первом случае они могут сразу же переходить проезжую часть дороги, а во втором – должны остаться на посадочной площадке.

Вот только знают ли все это пешеходы? Поэтому вы должны быть готовы к плавной заранее спланированной остановке в любой из рассмотренных ситуаций!

В то же время нельзя останавливаться просто из-за того, что трамвай стоит на своей остановке посередине дороги. Как правило, неоправданное торможение и необдуманная остановка провоцируют пешеходов на нарушение ПДД, а также приводят к закономерной аварии с ударом сзади.

И еще об одном. Не создавайте заторов на дорогах!

Это я о том, что некоторые из водителей, остановившись в ситуации,

изображенной на рисунке 112, стоят до тех пор, пока трамвай не начнет движение.

Такое требование было записано в "Правилах уличного движения", которые закончили свое существование в 1973 году!!!

В ныне действующих ПДД требование одно – уступите дорогу пешеходам!

Поэтому ориентироваться надо не на "бездушную железяку", а на людей! Если трамвай стоит на своей остановке, но при этом нет ни одного пешехода-пассажира, которому вы могли бы создать помеху – можете спокойно (но осмотрительно) начинать движение!

Теперь об использовании трамвайных путей. Можно ли по ним двигаться, если вся дорога забита машинами? А как делать разворот, заезжать на рельсы или не надо?

Ответы на эти вопросы есть. Если открыть ПДД и внимательно изучить все пункты, в которых содержится информация на данную тему (п. 9.6, 8.5 и др.), то для участка дороги между перекрестками можно будет сделать интересный вывод.

В том случае, когда слева от вас, в одном уровне с проезжей частью расположены трамвайные пути, к существующим на проезжей части дороги полосам движения как бы добавляется еще одна – трамвайные пути попутного направления (рис. 114).

Рис. 114. Маневрирование на дороге с трамвайными путями

Давайте суммируем извлеченную из ПДД информацию на эту тему.

На участке дороги между перекрестками (при отсутствии знаков 5.15.1, 5.15.2) водителю:

1 . Разрешено двигаться по трамвайным путям попутного направления:

При обгоне и объезде (траектория "А" – рис. 114),

При интенсивном движении, когда все полосы проезжей части дороги заняты (траектория "Б" ),

2. Предписано выезжать на трамвайные пути попутного направления:

При подготовке к повороту налево и развороту (траектория "В" ),

3. Запрещено :

Выезжать на трамвайные пути встречного направления (траектория "Г" ),

Создавать помехи движению трамваев попутного направления (см. рис. 118–119).

В то же время, если на дороге установлены знаки 5.15.1, 5.15.2 " Направления движения по полосам (полосе)" или, например, композиция знаков 3.1 "Въезд запрещен" вместе с табличкой 8.14 "Полоса движения" (рис. 115), то, конечно же, вы должны подчиняться знакам и двигаться только по указанным полосам. Будем считать, что с теорией этого вопроса мы разобрались. Только зачем все это, где здесь практика?

Рис. 115. Маневрирование на дороге с трамвайными путями и знаками

Поверьте, это и была практика! Все, что изображено на этих рисунках, вы должны увидеть и понять на реальной дороге, соответственно планировать свои действия и поступать согласно действующим Правилам.

К сожалению, есть еще одна проблема. Несмотря на то что п. 8.5 ПДД претерпел изменения аж в 1994году, многие водители "со стажем" об этом не знают до сих пор! Значит, кроме планирования своих действий в соответствии с информацией, изложенной в этой главе, вам надо еще постараться спрогнозировать возможное поведение водителей соседних автомобилей!

Трамвайные пути на перекрестке

И опять здесь проблемы с информацией. Это все тот же пункт 8.5 ПДД, об изменениях в котором знают не все водители "со стажем". А ведь на перекрестках (при отсутствии знаков 5.15.1, 5.15.2) поворот налево и разворот по ныне действующим ПДД разрешается выполнять только с трамвайных путей попутного направления! (рис. 116 и 117).

На рисунке 116 проезжая часть в нашем направлении официально имеет только две полосы движения – правую и левую. Но непосредственно перед перекрестком левая полоса перемещается на трамвайную линию попутного направления. Это означает, что к двум полосам добавляется еще одна, и теперь у вас – три официальных полосы. Причем бывшая левая полоса превратилась в среднюю! А со средней полосы движение разрешено только прямо! Поэтому, собираясь повернуть налево (или сделать разворот) на этом перекрестке, вы должны перестроиться на трамвайную линию попутного направления! Кстати, из этого же положения, как и с обычной левой полосы, разрешается продолжить движение прямо.

Рис. 116. Левая полоса переместилась на трамвайные пути!

Во втором случае (рис. 117) перед перекрестком установлены знаки 5.15.1 (или 5.15.2) "Направления движения по полосам (полосе)". Значит, вы обязаны следовать указаниям знаков и выезжать на трамвайные пути сейчас запрещено!

Думаю, что у тех из вас, кто все-таки заглянул в указанные пункты ПДД, касающиеся правил использования трамвайных путей, возник один вопрос. А как же быть с трамваем попутного направления?

Рис. 117. Выезд на трамвайные пути – запрещен!

С одной стороны, при отсутствии знаков 5.15.1 и 5.15.2 "Направления движения по полосам (полосе)", перед поворотом налево или разворотом Правила обязывают нас выехать на трамвайные пути (рис. 116). И вместе с тем эти же Правила требуют от нас "не создавать помех движению трамваев"! А если как раз в это время сзади приближается трамвай? Что делать?

Ответ, конечно, есть. Чтобы не нарушать правила, вам придется стать ясновидящим и немного заглянуть в будущее (рис. 118 и 119).

Рис. 118. Перестроение на трамвайные пути перед трамваем

Если вы уверены в том, что успеете повернуть до того, как трамвай упрется в багажник вашей машины, то можете выезжать на трамвайные пути перед ним (рис. 118). А если вы в этом не уверены, то надо плавно снизить скорость, пропустить трамвай вперед и затем уже перестраиваться на рельсы (рис. 119). Какой же вывод можно сделать о дорогах с трамвайными путями посередине?

Правильно, первое время лучше избегать поездок по таким дорогам. А уж если так случилось, что судьба занесла вас на одну их них, то, по крайней мере, воздержитесь от поворотов налево и разворотов. Вполне достаточно и оставшихся двух направлений – прямо и направо.

Рис. 119. Перестроение на трамвайные пути после проезда трамвая

А теперь представь, что тебе предстоит поездка на трамвае. Знак, которым обозначается трамвайная остановка, ты уже знаешь. По дороге к остановке ты должен соблюдать известные тебе Правила дорожного движения .

А вот сама трамвайная остановка отличается от автобусной. Ты, конечно, помнишь, что на автобусной остановке посадка и высадка происходят с тротуара и на тротуар.

Трамвайная же остановка выглядит по-другому. Дело в том, что трамвайные рельсы обычно проходят по середине дороги. Значит, с тротуара сесть в трамвай невозможно.

Существует два типа трамвайных остановок. Одна из них имеет посадочную пло-щадку, которая приподнята над проезжей частью и отделена от неё ограждением.

У трамвайных остановок другого типа нет приподнятых площадок, и находятся они на тротуаре.

Сперва познакомимся с теми случаями, когда на трамвайной остановке есть приподнятая посадочная площадка. Как тебе до неё добраться?

Ты, конечно, помнишь, что идти через дорогу нужно, соблюдая Правила дорожного движения. Если пешеходный переход регулируется светофором, необходимо дождаться разрешающего зелёного сигнала. Только тогда можно идти к трамвайной остановке. Бывает и так, что ты стоишь на тротуаре, а к остановке подходит трамвай. Тебе хочется быстрее побежать к нему, но не спеши! Если на светофоре го-рит красный свет, идти ни в коем случае нельзя! Ведь для едущих по дороге машин в это время горит зелёный свет и ты можешь оказаться на их пути.

Если пешеходный переход нерегулируемый, идти по нему можно, только если ты уверен, что машины находятся далеко и ты в безопасности.

Итак, ты перешёл улицу и оказался на трамвайной остановке. И хотя она специально приподнята над проезжей частью для безопасности и удобства пассажиров, всё-таки это опасное место. С одной стороны — проезжая часть, по которой едут машины. С другой — рельсы, по которым движется трамвай. Сама площадка неширокая, и если вести себя неосторожно, то можно оказаться в опасной ситуации. Особенно внимательным надо быть, если площадка не огорожена. Ни в коем случае на ней нельзя бегать, толкаться и играть.

Ожидая трамвая на приподнятой посадочной площадке, не стой близко к рельсам или к проезжей части улицы.

Если к остановке подошёл нужный тебе трамвай, подожди, пока он откроет двери, но встань сбоку, чтобы не мешать пассажирам выходить из него.

Правила поведения пассажиров трамвая

Когда ты оказался в салоне трамвая, ты стал пассажиром. Вести себя ты должен в соответствии с определёнными правилами.

Нельзя препятствовать открыванию и закрыванию дверей. Ими управляет водитель трамвая. Ни в коем случае нельзя пытаться открывать двери трамвая самостоятельно. Это очень опасно для тебя и других пассажиров и может испортить сами двери. Не стоит и прислоняться к дверям — ведь они по какой-либо причине могут открыться на ходу, и ты можешь упасть наружу.

Очень опасным местом в трамвае является сочленение вагонов в центре салона. Здесь располагаются специальные устройства, позволяющие трамваю поворачивать.

Не прислоняйся к ним! И никогда не просовывай в пространства за ограждениями руки или ноги! При повороте их может зажать! Ты рискуешь получить тяжёлую травму или даже погибнуть!

Другие правила поведения в салоне трамвая знакомы тебе по правилам поведения в автобусе или троллейбусе.

Когда ты вышел из трамвая, то опять становишься пешеходом. Постарайся, прежде всего, отойти от дверей, чтобы не мешать выходить другим пассажирам. Но не спеши бежать через дорогу на тротуар.

Сначала определи, где ты находишься. Если ты сошёл с трамвая на приподнятую посадочную площадку, рядом с которой находится регулируемый пешеходный переход, то идти на тротуар можно только по зелёному сигналу светофора! Будь осторожен — ведь перед тобой проезжая часть дороги, а за спиной трамвайные пути. То есть ты находишься между машинами и трамваем. Если тебе надо перейти на противоположную сторону, тоже дождись зелёного сигнала светофора.

Если же трамвайная остановка расположена рядом с нерегулируемым пешеходным переходом, то иди на тротуар только тогда, когда убедишься, что справа от тебя нет едущих машин.

Если тебе надо перейти на противоположную сторону улицы — обязательно пропусти трамвай, на котором ты приехал. Если же всё-таки ты начал переходить дорогу, обязательно помни:

Стоящий трамвай следует обходить только спереди!

В этом случае ты сможешь увидеть, приближаются ли справа к месту перехода трамвай или другие транспортные средства. Ведь если ты будешь обходить трамвай сзади, ты их не увидишь и можешь внезапно выйти на дорогу перед машинами или встречным трамваем.

В тех случаях, когда трамвайная остановка не имеет приподнятой посадочной площадки, вести себя надо иначе. Ожидать трамвая в этом случае можно только на тротуаре! Нельзя стоять на поребрике и тем более на проезжей части дороги! Идти на посадку в трамвай можно только тогда, когда трамвай полностью остановится.

Но перед тем как выйти на проезжую часть, убедись, что машины тебя пропускают. При этом ты должен знать, что водители обязаны пропустить пешеходов только тогда, когда они идут к трамваю со стороны дверей.

И ещё одно правило: до тех пор, пока трамвай не остановится, машины имеют право ехать! Уступать дорогу пешеходам в этом случае водители не обязаны. Так что лучше не торопись к трамваю, если машины продолжают движение. Лучше опоздать к трамваю, чем оказаться под колёсами автомобиля!

Внимательным необходимо быть и при выходе из трамвая на остановке, не имеющей приподнятой посадочной площадки. Ведь как только трамвай опять начнёт движение, могут поехать и автомобили. Поэтому нельзя задерживаться на проезжей части дороги! Но прежде чем идти к тротуару, внимательно осмотрись и убедись, что машины готовы пропустить тебя.

Ещё надо знать, что на дороге с трамвайными путями больше опасностей, чем на обычной дороге с двусторонним движением. Почему? Ты знаешь, что когда переходишь дорогу, то опасно останавливаться посередине — ведь ты оказываешься между машинами, которые едут и спереди, и сзади. А когда ты переходишь улицу с трамвайными путями, то можешь оказаться между вагонами, движущимися в разных направлениях. Это небезопасно, ведь трамвайные вагоны шире, чем трамвайная колея.