Где поменять свечи накаливания на дизеле. Очистка свечных отверстий. Типовые причины неисправностей

В двигателе внутреннего сгорания свеча зажигания устроена достаточно просто – центральный электрод покрыт мощной керамической изоляцией и до половины вставлен в металлический корпус. Свободный «нижний» торец центрального электрода имеет контакт для подключения высоковольтного провода системы зажигания. А «верхний» торец слегка выступает из кольцевого пояска керамического изолятора и приближается (с небольшим гарантированным зазором) к боковому контакту металлического корпуса. Для установки свечи в цилиндр металлический корпус имеет резьбовую часть и шестигранный поясок (для затягивания свечи ключом).

Свеча накаливания дизельного двигателя устроена практически аналогично – у неё лишь отсутствует боковой электрод, а центральный предназначен не для подачи искры, а для нагрева воздуха в цилиндре двигателя (для этого внутри свечи имеется спираль с высоким омическим сопротивлением).

Другие названия

Правильным «академическим» названием для свечей зажигания будет «искровые свечи зажигания для бензиновых двигателей». Однако в обычной практике чаще используется термин «свечи зажигания» или просто «свечи». Не следует путать искровые свечи зажигания в бензиновом двигателе и свечи накаливания в дизеле!

Назначение свечей

Свечи зажигания обеспечивают воспламенение сжатой топливно-воздушной смеси в цилиндре бензинового двигателя искровым разрядом. Рабочий зазор между электродами свечи составляет порядка 0,7-1,5 мм и «пробить» его электрическим разрядом не составляет труда – но это на воздухе. А вот в цилиндре, наполненном сжатой (очень плотной) и практически не проводящей ток бензо-воздушной смесью для получения искры необходимо прикладывать к электродам свечи напряжение в десятки тысяч вольт! Помимо источника искры свечи выполняют другую важную функцию – участвуют в отводе тепла из камеры сгорания. Эта способность характеризуется калильным числом свечи. Чем оно меньше, тем более «горячая» свеча в процессе работы.

Для быстроходных высокофорсированных двигателей легковых автомобилей применяются только «холодные» свечи (с калильным числом не ниже 17 – по российской классификации). Если свеча не справляется с отводом тепла, то при определённых режимах работы двигателя раскалённый электрод может выступать источником калильного зажигания. То есть когда топливно-воздушная смесь воспламеняется не от искры – в строго необходимый момент, а загорается от контакта с раскалённым изолятором. Калильное зажигание нарушает рабочий процесс двигателя (ухудшает мощность и экономичность) и может привести к серьёзным дефектам деталей поршневой группы и клапанного механизма.

В бензиновом моторе свечи – источник воспламенения смеси, то есть один из ключевых узлов для обеспечения рабочего процесса. А вот в дизеле свечи накаливания служат лишь для первичного разогрева воздуха в цилиндре – с целью облегчить пуск двигателя при низкой окружающей температуре. После успешного запуска и некоторого прогрева двигателя свечи накаливания отключаются и никак не участвуют в рабочем процессе внутри цилиндра.

Признаки неисправности

В целом, свечи зажигания – достаточно надёжный элемент двигателя. Однако жесточайшие условия работы (высокая температура, агрессивное коррозионное воздействие раскалённых газов, эрозия метала под действием напряжения и т.п.) приводят к вероятности появления дефектов. Прежде всего, это касается нагара на электродах свечи и увеличения рабочего зазора между ними. До определённого предела эти неисправности можно устранить (чисткой от нагара и подгибанием бокового электрода для восстановления нормального рабочего зазора). При дальнейшем износе остаётся лишь замена свечей зажигания новыми.

Неисправность свечей зажигания в бензиновом двигателе можно определить по следующим признакам (следует помнить, что это косвенные признаки – их «виновником» могут быть не только свечи!):

  • трудный пуск двигателя (приходится долго удерживать стартёр включённым);
  • двигатель «троит» (ощутима «нечётность» работы мотора по звуку, повышенные вибрации на холостом ходу и подёргивания в движении с низкой скоростью);
  • падение мощности двигателя;
  • существенное повышение расхода топлива (как и концентрации окиси углерода в отработавших газах);
  • «вялый» набор оборотов двигателем.

Во всех перечисленных случаях будет полезно выкрутить свечи зажигания о визуально оценить их состояние (сильно ли покрыты нагаром, нет ли видимых «рытвин» на поверхности электродов) и проверить щупом зазор между электродами. Если восстановить «товарный вид» свечи удаётся, можно попытаться использовать их ещё какое-то время. В противном случае остаётся лишь узнать, сколько стоит замена свечей зажигания в хорошем автосервисе!

Неисправность свечей накаливания дизеля проявляется в затруднённом пуске двигателя при низкой (меньше +5 °С) окружающей температуре. Если аккумулятор заряжен, стартёр «бодро» вращает двигатель, и нет признаков выпадения конденсата в топливе (то есть используется качественная солярка, которая соответствует сезону и хорошо фильтруется при пониженной температуре воздуха), то сложности с запуском двигателя связаны именно с отказом свечей накаливания. Проверить работоспособность свечей можно с помощью амперметра:

  • со свечи снимается питающий провод и соединяется с одним из контактов амперметра;
  • второй контакт амперметра подключается непосредственно к выводу свечи накаливания (поскольку определяется ток, амперметр – как это и полагается – подключается последовательно в разрыв цепи);
  • включается зажигание – блок управления двигателем должен сразу активировать свечи, то есть подать на них ток;
  • считываются показания амперметра – если величина тока конкретной свечи ниже 12 А, она неисправна.

С помощью мультиметра также можно проверить свечи – если их пассивное сопротивление больше 5 Ом, то вероятен обрыв нагревающей спирали свечи. Во всех перечисленных случаях необходимо провести замену свечей накаливания дизеля.

Замена свечей зажигания (накаливания в дизеле)

В принципе, работа по замене свечей зажигания не представляет ничего сложного:

  • на неработающем двигателе требуется снять высоковольтный провод со свечи зажигания (не следует тянуть за сам провод – только за резиновый защитный колпачок!);
  • с помощью специального ключа или свечной головки выкрутить свечу (для удобства операции может потребоваться карданный переходничок для ключа);
  • на место снятой нужно вкрутить новую свечу (при этом важно не потерять металлическое уплотнительное кольцо). В некоторых случаях для облегчения закручивания свечи рекомендуют смазать резьбу противозадирным средством (однако нельзя допускать, чтобы оно попадало на электроды свечи!);
  • затянуть свечу до плотного прижима через уплотнительное кольцо к головке цилиндров (важно не переусердствовать – чтобы не сорвать «мягкую» алюминиевую резьбу головки!);
  • одеть на свечу высоковольтный провод и плотно натянуть защитный колпачок на контакт.

На практике, этот изначально простейший алгоритм может значительно усложниться – если доступ к свечам зажигания затруднён. К сожалению, компоновки современных бензиновых двигателей (особенно, оппозитных моторов) бывают настолько плотными, что цена замены свечей зажигания должна включать в себя дополнительные работы.

Однако, вопреки расхожему мнению, «половину двигателя» для этого разбирать всё же не требуется! К примеру, на оппозитных моторах Subaruудобнее менять свечи снизу – для этого нужен всего лишь подъёмник и предварительный демонтаж защиты двигателя. Также может понадобиться специальный ключ, поскольку обычные слесарные «не дают развернуться» в тесном пространстве. Для тех, кто скрупулёзно оценивает стоимость замены свечей, рекомендуется ставить не обычные, а иридиевые или платиновые – их ресурс значительно выше стандартных (см. ниже).

Замена свечей накаливания в дизеле легкового автомобиля выглядит следующим образом:

  • автомобиль ставится на ровную поверхность, открывается капот (операцию желательно проводить на холодном двигателе);
  • снимается декоративная пластиковая крышка мотора (в зависимости от модели автомобиля эта операция может отсутствовать );
  • откручивается крепёж и демонтируется верхний кожух головки цилиндров (чтобы облегчить работу также следует вынуть масляный щуп);
  • со свечей накаливания снимаются контактные провода;
  • чтобы выкрутить свечи понадобится стандартный трубчатый ключ;
  • новые свечи устанавливаются взамен старых;
  • остальные операции выполняются в порядке, обратном разборке.

Следует отметить, что перед заменой свечей накаливания нужно убедиться, что неисправность кроется именно в них. Возможно, виновен контактный блок управления или питающий провод свечи. А также сгоревший предохранитель (однако перед его заменой обязательно следует убедиться, что неполадка устранена – иначе новый предохранитель также сгорит!). Оценить исправность свечи накаливания можно с помощью мультитестера или амперметра (см. выше). Кроме того, современные блоки управления двигателем имею функцию самодиагностики, и могут выдавать код ошибки, отражающий дефект свечи.

Что необходимо сделать на автомобиле:

Необходимость частой замены искровых свечей говорит о нарушении рабочего процесса в бензиновом двигателе. В этом случае свечи могут выступать своеобразным «индикатором». Так чёрный налёт свидетельствует о попадании масла в камеру сгорания двигателя (износ поршневых колец, маслоотражательных колпачков или неисправность системы вентиляции картера). Рыже-красный налёт – признак использования низкооктанового топлива, щедро разбавленного железосодержащими присадками.

Опасность применения плохого бензина заключается в его склонности к детонации – это прямая угроза быстрого износа цилиндро-поршневой группы и клапанов. Ну, а рытвины на рабочей поверхности свечи или облом бокового электрода свидетельствуют о том, что детонация уже «поработала» над двигателем (а отломанный контакт благополучно попал в цилиндр!).

Срок службы свечей

Искровые свечи бензиновых двигателей рекомендуется менять через каждые 30 тыс. км пробега. Однако фактическое состояние свечей сильно зависит от условий эксплуатации. При частой работе мотора «вполпедали» (при низкой частоте и нагрузке) вероятно образование нагара и уменьшение ресурса свечей. Износ поршневых колец и проникновение масла в камеру сгорания также увеличивает нагарообразование. Некачественный бензин (особенно современный «железистый», с повышенным содержанием ферроценов) покрывает свечи красным налётом. Всё это может уменьшить ресурс до 15 тыс. км и ниже!

Замена свечей накала на дизельных автомобилях, как правило, проводится не раньше пробега в 60 тыс. км. Следует отметить, что дизельные свечи «трудятся» в более щадящих условиях, что и обеспечивает их повышенную ходимость.

Чем грозит несвоевременная замена

Отказ свечей зажигания делает работу мотора невозможной в принципе. А вот эксплуатация двигателя с неисправными свечами приводит к потере мощности, росту токсичности отработавших газов и ухудшению экономичности двигателя.

Кроме того, неисправные свечи ведут к повышению вибрации двигателя (мотор «троит»), что негативно сказывается на ресурсе опор и трансмиссии. Неработающая свеча в цилиндре приводит к интенсивному смыву масляной плёнки, что не только разжижает масло в картере топливом (значительно сокращая его ресурс), но и увеличивает износ колец и зеркала цилиндра. В итоге сомнительная экономия на замене свечей выливается в приближение капитального ремонта двигателя!

Что касается свечей накаливания, замена их на дизельном двигателе необходима для поддержания способности мотора успешно заводиться в холодное время года. Если свечи дефектны, или вообще неясно их состояние, в самый неподходящий момент можно оказаться у вполне исправного, но не заводящегося дизеля – да ещё с полностью разряженным аккумуляторам от долгих попыток оживить мотор стартёром!

На моторах «классической» конструкции (без электронного управления) определить неисправную свечу довольно просто: можно аккуратно потрогать её во время работы (дефектная свеча будет холодной). Ещё один способ: поочерёдно снимать высоковольтные провода со свечей работающего двигателя. Если характер работы меняется, значит свеча исправно трудилась, пока не сняли провод. Если же звук мотора неизменен – свеча неисправна!

Однако в современных двигателях с электронной системой управления любые манипуляции с высоковольтными проводами (типа «проверки на искру») могут привести к выходу их строя дорогостоящего контроллера впрыска!

В своё время (ещё в эпоху карбюраторных моторов) инженеры искали различные пути увеличения скорости сгорания рабочей смеси в цилиндрах двигателя. Ведь чем больше скорость, тем выше все показатели (включая мощность и экономичность двигателя). При этом в бензиновых моторах всегда существует опасность детонации – самовоспламенения последней части заряда в цилиндре, поджимаемой уже сгоревшими газами, имеющими очень высокую температуру и давление. Особенно ярко этот эффект проявляется если фронт пламени в камере сгорания типа «клин» идёт от широкого конца к сужающемуся.

Именно поэтому для помощи «зажатой» части заряда, в цилиндр устанавливались две свечи зажигания, работающие синхронно. Подобное решение широко практиковалась на моделях «Альфа Ромео», известных своим итальянским спортивным духом. А вообще, идея установки нескольких свечей в один цилиндр пришла из авиации. Правда, для поршневых авиационных моторов это решение диктовалось не столько борьбой с детонацией, а обязательным дублированием всех важных узлов (включая элементы системы зажигания).

Принцип работы свечей накаливания на дизельных двигателях отличается от свечей зажигания бензиновых моторов. При этом от их своевременной замены и правильного монтажа зависит холодный пуск силового агрегата при низких температурах за бортом машины. В этой статье описаны конструктивные особенности указанных изделий, а также способы проведения их диагностики.

Размещение СН внутри двигателя.

В отличие от силовых агрегатов, работающих на бензине, дизельные двигатели не имеют СЗ, в них установлены свечи накаливания (сокращенно, далее в тексте СН). Они служат нагревательным элементом, основная функция которого – подогрев камеры сгорания для упрощения холодного пуска мотора. Воспламенение топливо – воздушной смеси в дизельных движках происходит из-за образования высокого давления внутри камеры сгорания при окончании такта сжатия, когда поршень доходит до верхней мертвой точки. Воспламенение топливной смеси, возможно, только при подогретом горючем. Летом, температура за бортом автомобиля достаточная, подогрев не нужен, а зимой, если температура воздуха меньше +5 0 С необходимо прогревать камеру сгорания. С этой целью, для каждой камеры монтируются СН. Стержень изделия располагается в предкамере, его окончание достигает границы завихрения рабочей жидкости, создаваемой с помощью форсунки. Подача электрического тока на свечную спираль производится автоматически при повороте ключа зажигания. Разогреваются изделия до нужной температуры и прогревают, таким образом, камеру и попадающий в нее воздух.

Учтите, есть типы дизельных моторов, не имеющие СН. В большинстве случаев это автодвигатели приводящие в действие промышленное оборудование либо тихоходные тракторные движки. В таких случаях применяется специальная нагревательная решетка, встроенная во впускной коллектор, она заменяет СН.

В автомобиле присутствует специальный блок управления СН. При проворачивании ключа зажигания в рабочее положение, происходит подключение свечей к аккумулятору, при этом на приборной панели загорается индикатор, который при полностью прогретом моторе тухнет, указывая, что автодвигатель готов к пуску.

Разновидности


Конструктивные особенности стержня из керамики

Различают такие типы свечных изделий:

  • закрытого типа, при этом спираль может быть открыта либо размещена внутри защитного кожуха;
  • открытого типа.

В первом варианте нагревательный элемент помещен в свечной корпус, заполненный специальным порошком, проводящий тепло. Разделяют изделия со спиралью, выполненной из металла либо из керамики.

Основным достоинством керамических изделий есть достижение максимальной температуры прогрева за очень короткий период. При этом обеспечивается лучший пуск автодвигателя без прогрева, снижается количество токсичных газов выхлопа, возрастает срок службы свечных элементов и движка. Срок службы свечи увличивается, та как помещенный в кожух нагревательный элемент не окисляется, плюс он защищен от механических воздействий.

Калильные изделия открытого типа располагаются в камере сгорания, для их эффективной работы топливная смесь должна поступать на раскаленную часть стержня.

По времени достижения рабочей температуры калильные свечи разделены таким образом:

  • обычные, прогрев изделия происходит менее 1 мин;
  • быстродействующие, нужная температура достигается в течение 10 сек.;
  • саморегулируемые, их прогрев происходит за 5 сек.

В последнем варианте скорость прогрева достигается благодаря присутствию двух свечных спиралей. Такие изделия очень эффективны в работе и имеют длительный эксплуатационный период, что позволяет им вытеснять с прилавков авторынка первые два вида свечей.

Диагностика в домашних условиях


Одна из разновидностей конструкции СН.
  1. Штепсель
  2. Печатная плата с электроникой
  3. Корпус свечи накаливания
  4. Нагревательный стержень накаливания
  5. Высоковольтное соединение
  6. Измерительная диафрагма
  7. Набивка

Проверить необходимость замены свечей накаливания на дизельном двигателе можно несколькими способами:

  1. Используя аккумулятор. Для проведения диагностики, придерживайтесь последовательности:
  • возьмите изолированный провод, длина которого 50 см;
  • переверните свечу так, чтоб нагревательный элемент оказался вверху и установите его центральный электрод на «+» клемму аккумулятора;
  • подсоедините «-» клемму АКБ с корпусом свечи, используя электропровод;
  • об исправности свечи можно судить по степени ее прогрева, если нагревательный элемент быстро прогреется хоть на 50%, то изделие исправно, в ситуациях, когда разогревается только кончик нагревательного элемента стоит заменить свечу.

Из недочетов данного метода можно выделить необходимость выкручивания каждого свечного устройства, при этом может понадобиться демонтаж некоторых элементов автомобиля, препятствующих доступу к СН.

  1. Применяя мультиметр. Используя этот способ можно не извлекать свечи. Для проведения диагностики, проведите следующие манипуляции:
  • отсоединяете от калильных изделий токопровод центрального электрода;
  • подсоедините к центральному свечному электроду плюсовой щуп мультиметра, минусовым щупом прикоснитесь к боковой части корпуса;
  • установите прибор в положение омметр;
  • при отсутствии показаний на дисплее прибора можно говорить о пробое нагревательного элемента - свеча требует замены.

Недочетом указанного метода есть диагностика изделий, имеющих слабый накал. При тестировании прибор укажет, что пробой отсутствует, при этом прогрев камеры сгорания будет недостаточным.

  1. Используя изолированный провод. Схема проверки следующая:
  • снимите изоляционный слой, около 2 см с каждой стороны провода (длина которого до 1 м);
  • отсоедините свечи от подающего провода и шины;
  • закрепите один конец изоляционного провода на «+» клемму АКБ, а вторым прикоснитесь к центральному контакту свечи.
  • на исправной свече возникает искра, если изделие слабо накаливается, то искра незначительная.

Отсутствие искры указывает на полностью неисправную свечу. Недочетом указанного метода есть возможность проверки свечей на автомобилях старого образца, «без мозгов».

Заключение

Сколько свечей накаливания на дизельном двигателе зависит от конструктивных особенностей автомобиля. Существую моторы, работающие на ДТ, оснащенные непосредственным впрыском, они не имеют предкамер и СН.

Установка СН на дизеля позволяет улучшить пуск мотора после длительного простоя либо при низкотемпературных показателях за бортом машины. Эти изделия позволяют улучшить условия образования рабочей смеси. Современные СН могут продолжать работать непродолжительное время после пуска автодвигателя, таким образом, снижается количество вредных веществ в выхлопных газах, а также стабилизируется процесс горения. При установившейся работе мотора они выполняют дополнительную функцию - улучшают распыление топлива. Поток горючего разбивается, ударяясь об свечной наконечник, это улучшает возникновение завихрений в камере сгорания.

Эти небольшие устройства подогревают воздух в камерах сгорания еще до того момента, как дизель будет запущен. Эти детали увеличивают ресурс агрегата, спасая его от огромных нагрузок в холодную погоду.

Вторые роли

После запуска и прогрева силового агрегата, свечи получают второстепенные роли - они помогают распылять топливо. Горючее, попадающее в камеру сгорания при помощи форсунки, сталкивается со свечей. Создает эффект завихрения. Это улучшает образование смеси.

Устройство и виды

Деталь по форме похожа на те, что используют в бензиновых двигателях. Но свечи накала не вырабатывают искр.

В основе свечи лежит нагревательный элемент - металлическая, либо керамическая спираль. Одна такая деталь может разогреться до температуры в 1350° меньше чем за секунду.

Нагреватель из металла

Металлический нагревательный элемент - это две спирали. Одна - нагревательная, вторая - регулировочная. Функция первой - максимально быстрый разогрев наконечника. Вторая защищает деталь от сильных перегревов. Это возможно, потому что при увеличении температуры повышается сопротивление на регулировочной спирали.

Свободное пространство между нагревательной трубкой и двумя спиралями заполнено изолятором. Он также выполняет несколько задач - защищает спираль от различных механических повреждений и эффективно передает тепло. Свеча с металлической деталью способна разогреться до 1000°.

Керамический нагреватель

Эта конструкция похожа на металлическую по принципу действия.

Конструктивная особенность ее в том, что спираль заключена в керамическую оболочку. Из-за этого такой элемент быстрее нагреется. Мощность данной свечи тоже выше.

Принцип работы

Итак, нагревательный элемент расположен на цилиндрах силового агрегата, там, где случаются завихрения топливной смеси. Когда водитель поворачивает ключ в замке, на свечу подается напряжение и она очень быстро нагревается. Это можно видеть по индикатору на приборной панели.

Для полного запуска свечи должно пройти около 5 секунд.

Затем она полностью раскаляется и прогревает камеры сгорания агрегата, а также воздух, поступающий в них. Но этих секунд хватит лишь на саморазогрев свечи. Чтобы разогреть воздух и холодные детали блока цилиндров, а также его головку, возможностей данной детали недостаточно.

Так, главная функция - подогреть топливо до таких температур, при которых оно сможет беспрепятственно испариться и воспламениться посредством компрессии.

Система управления

Управляет работой реле либо ЭБУ или отдельный блок. Электронный блок может подавать разное напряжение на свечу, а также контролировать температуру. На работу электроники и реле влияют датчики температуры ОЖ, а также частоты вращения коленвала.

В современных дизелях свечи, кроме предпускового подогрева, обеспечивают дополнительно накал после запуска. Эта функция позволяет существенно снизить уровень шума в тот момент, когда топливо горит на непрогретом агрегате.

Неисправности и их признаки

Свечи, как и любые другие детали, выходят из строя. Определить это можно по слабому нагреву спирали, замыканию сердечника на массу, замыканию между сердечником и центральным стержнем, перегоранию или же разрыву спирали.

Во многих случаях требуется накала на

Слабый нагрев можно обнаружить по уровню накала спирали контрольных элементов. Спираль на таком элементе должна полностью разогреться за 50 секунд. Если аккумулятор в нормальном состоянии, тогда причина неисправности может быть в плохом контакте.

Если замкнут сердечник на массу, то это приведет к перегреву, а затем и перегоранию контрольных элементов, добавочных сопротивлений или же свечей, которые находятся между нерабочим и контрольным элементом. Также из-за неисправности могут отключиться элементы, которые расположены за проблемной деталью. Поэтому очень важно знать, как проверить свечи накала, как затем их при необходимости заменить.

Типовые причины неисправностей

Частая и популярная неисправность - перегорание спирали. Обнаружить эту проблему можно по тому, что контрольный элемент не нагревается. Если же замкнуть металлическим проводником клеммы свечи, то можно увидеть искрение.

В этом случае необходимо замена свечей накала на дизельных авто.

Зачастую такая неисправность, как перегорание, может случаться из-за высоких токов накала, либо слишком высокой температуры газов, что вызвана большим количеством нагара на стенках цилиндра. Особенно быстро спираль разрушается вследствие коррозии.

Разрывы нагревательной спирали - последствия проблем в системе питания. Это связано с несвоевременным впрыском, слишком низким давлением впрыска, а также другими с другими неисправностями. В это случае уже необходимо обследование и ремонт дизелей.

Проверка свечей

При теплой погоде за окном выход из строя элементов накала практически незаметен. Другое дело - зима. Существует два метода проверки. Каждый из них требует инструментов, навыков, приборов.

Как проверить свечи накала: способ №1

Для испытаний нужен изолированный провод. Затем свечу переворачивают так, чтобы нагреватель оказался вверху. Центральный электрод устанавливают на «+» аккумулятора. Проводом соединяют минусовую клемму и корпус свечи. Если элемент раскаляется быстро, то эта деталь исправна. Накала нет или раскаляется лишь кончик - требуется замена свечей накала на дизельных авто.

Способ №2

Часто нет ни времени, ни инструментов для извлечения элементов из ГБЦ. Так, поможет мультиметр.

Прибор ставят в режим измерения сопротивлений. Но перед этим от свечи отсоединяют провод на центральный элемент. Далее - плюс мультиметра соединяют с центральным электродом, минус - к боковой части корпуса. Показаний нет - необходима замена свечей накала на дизельных авто.

Замена

Чтобы демонтировать, а затем установить новую свечу на дизельных агрегатах, необходимо применить специальный инструмент, это головка под М10. Кроме того, установку следует выполнять только при наличии динамометрического ключа.

Демонтаж выполняется строго по порядку. Первым делом необходимо выяснить, где находятся свечи накала в конкретном двигателе. Затем с них снимаются провода, а колодец прочищается сжатым воздухом. Далее - важно обработать элемент смазкой или любым другим средством от прикипания. После этого в колодец заливают немного масла. Потом при помощи специального ключа отворачивают свечи - крутить стоит плавно, без резких ударов и нагрузок. Место, откуда была демонтирована деталь, очищается и устанавливается новая свеча накала. Цена ее зависит от производителя, но в любом случае она небольшая. Для автомобилей импортного производства она составит от 600 до 900 рублей по текущему курсу.

Иногда в процессе демонтажа могут возникать некоторые проблемы. Бывает ситуация, когда часть изделия удается выкрутить, а вторая так и остается торчать в головке блока цилиндров. Иногда даже после танцев с бубнами вокруг проблемы элемент отказывается выкручиваться. Не стоит пытаться выкорчевать свечу - здесь лучше обратиться туда, где выполняют ремонт дизелей.

Немного отличается от бензинового. Воспламенение топливно-воздушной смеси у него происходит не от искры свечи зажигания, а от сжатия. Чтобы завести мотор, особенно зимой (а у дизельного силового агрегата «зима» начинается при температуре около + 5 градусов), необходимо прогреть камеру сгорания. Для этой цели служат штифтовые и керамические свечи накаливания.

Эти устройства способны в течение нескольких секунд разогреть воздух в зоне впрыска до температуры от 850 до 1000 градусов Цельсия. Когда мотор запустился, они продолжают работать до тех пор, пока температура охлаждающей жидкости не поднимется до 75 градусов по Цельсию.

Типы свечей накаливания

Штифтовые

Свечи накаливания для дизеля бывают двух типов:

  • штифтовые;
  • керамические.

Они имеют схожую конструкцию, отличие заключается в рабочем элементе. В штифтовых, рабочим элементом является штифт накаливания из термокоррозийного стержня, плотно запрессованный в корпус свечи. Внутри него находится уплотненный порошок оксида магния и спиральная нить.


Электрическая схема такой свечи довольно проста. Ток подается на головку, от нее по токопроводящему стержню к металлической нити накаливания, состоящей из двух резисторов — нагревательной и регулирующей спиралей.

  1. Сопротивление первой постоянное, не зависящее от температуры;
  2. вторая спираль имеет положительный температурный коэффициент.

Принцип ее работы заключается в том, что чем выше температура мотора, тем меньше температура нагрева свечи (когда регулирующая спираль нагревается, ее сопротивление растет, и на нагревательную спираль подается меньший ток). Такая свеча нагревается до 850 градусов, время ее работы составляет от 4 секунд до двух минут и зависит от температуры мотора и параметров самой свечи.

Продолжительность подогрева горючего регулирует блок управления, контролирующий показания датчика температуры охлаждающей жидкости. На панели приборов имеется контрольная лампа, сигнализирующая о том, что работает подогрев. Когда она гаснет – двигатель готов к запуску. Существует два варианта включения свечей накаливания: ключ зажигания поворачивается во второе положение, либо предпусковой подогрев включается, когда открыта водительская дверца. Свечи, продолжающие работать после запуска мотора, помогают сократить время прогрева и обеспечивают более полное сгорания топлива, снижая тем самым выбросы вредных веществ.

Керамические

Керамические свечи накаливания – это второй тип подогревающих устройств. Ее электрическая схема не отличается от предыдущей. Рабочим элементом такой свечи является керамический стержень, внутри которого находится керамический нагревательный элемент. В течение двух секунд происходит нагрев стержня до 1000 градусов, в результате чего обеспечивается быстрый запуск дизеля, как у бензинового силового агрегата, без характерной для большинства дизельных моторов «раскачки».

Напряжение разогрева не постоянно, оно имеет три фазы. На этапе быстрого прогрева оно составляет от 9,8 до 11,5 В, стержень при этом нагревается до максимально возможной температуры. Когда заводится двигатель, подаваемое напряжение постепенно снижается до уровня, ниже напряжения бортовой сети автомобиля: во второй фазе до 7 В, в третьей – до 5.


Помимо этих трех фаз существует режим промежуточного накаливания, предназначенный для восстановления сажевого фильтра . Это помогает улучшить условия сгорания в процессе восстановления.

Керамические свечи накаливания имеют ряд преимуществ перед штифтовыми с нагреваемой спиралью. Наиболее значимые – это более высокая температура нагрева, которая обеспечивает лучшую работу свечей при холодном пуске, меньшая токсичность отработавших газов, более долгий срок службы, большая эффективность (их температура нагрева при равном напряжении значительно выше).

Часто производители устанавливают на дизельные моторы свечи с встроенным датчиком давления. Его показания помогают скорректировать температуру нагрева свечи и повысить ее эффективность.

Проверка состояния свечей накаливания

За состоянием свечей накаливания необходимо тщательно следить и своевременно их менять, особенно если автомобиль эксплуатируется зимой (насколько часто менять укажет автопроизводитель). Во-первых, перед зимой нужно проверить их работоспособность, поскольку даже одна неработающая свеча не позволит завести мотор при отрицательной температуре. Если проверка таковую выявила, то лучше менять весь комплект, поскольку и остальные в скором времени могут выйти из строя.

Существует два безопасных способа проверить свечи. Первый требует участия двух человек. Потребуется вывернуть форсунки, после чего один человек будет смотреть в колодцы, а второй повернет ключ в предстартовое положение. Работающие свечи станут красными от нагрева. Однако такой метод подойдет не всем, т.к. на некоторых двигателях через колодцы форсунок свечи попросту не видны.

Второй способ проверить исправность свечей – при помощи мультиметра. Нужно выбрать режим проверки замыкания цепи, после чего одним щупом прикоснуться к корпусу свечи, а другим – к ее шляпке. Если цепь окажется замкнутой, то она работает, в противном случае ее необходимо менять.


На многих современных автомобилях проверка свечей накала выполняется в режиме самодиагностики, а схема электропроводки дополняется индикатором на приборной панели, сигнализирующем о поломке.

В нормальных условиях эксплуатации менять свечи накала необходимо в среднем раз в 60 тысяч км. Если же машина постоянно эксплуатируется в предельных режимах, то не лишним будет проверить их работоспособность, хотя бы раз в сезон, а менять или с учащенным интервалом, или по выходу из строя.

Менять свечи накала нужно с осторожностью. Они довольно хрупкие и часто ломаются при попытке вывернуть. Если такое случится, то придется везти автомобиль на СТО или самостоятельно снимать головку блока, чтобы высверлить сломанную свечу и нарезать новую резьбу.

Признаки и причины неисправности свечей накаливания

Часто бывает так, что двигатель ни с того ни с сего, начинает запускаться с трудом и неровно работает, будучи холодным. Попутным симптомом может быть выхлоп белого цвета. Как правило, причина кроется в поломке свечей накала. Если они недавно менялись, и их срок службы не подошел к концу, скорее всего, дело в заводском браке, и перестала работать одна из свечей. Нужно проверить все и заменить неисправную. Заметить неисправность летом довольно сложно. Она начинает проявляться с понижением температуры окружающей среды.

Если откажут сразу две, то двигатель, скорее всего, совсем не удастся запустить. Одновременный отказ большего количества свечей маловероятен, и придется проверить электропроводку или блок управления.

Свеча может перестать работать в нескольких случаях: она выработала свой ресурс, есть неполадки в топливной аппаратуре или электропроводке. В первом случае выполняется проверка и замена всего комплекта свечей, в остальных потребуется поочередно проверить форсунки, реле управления, провода.

СТО Автопрайд выполняет работу по замене свечей накала на дизеле Рено Меган, а также других иномарок, качественно и по доступным ценам.

Рассмотрим вопросы о замене свечей накаливания на дизельном двигателе самостоятельно и в автосервисе, которые чаще всего возникают у автолюбителей.

Выбор свечей накаливания для дизельного двигателя Рено Меган 2 – можно ли подобрать аналоги?

При выборе элементов зажигания, стоит придерживаться таких рекомендаций:

  1. Выбор элементов зажигания должен склоняться к оригинальным, серийным изделиям, подходящим под определенные параметры двигателя. Кодовое обозначение свечей накаливания для дизельного двигателя под Рено Меган 2 таково: «Renault 8200490950».
  2. Некачественные аналоги могут негативно сказаться на работе двигателя и привести к дальнейшему ремонту топливной системы. Советуют аналогичные элементы накаливания под номерами: «Bosch 0 250 202 022», «Beru 8200464077».
  3. Для дизельного мотора электроды рассчитаны на работу при высоком давлении и экстремальным подогревом. Они имеют другую конструкцию и номинальное напряжение. Главное требование – чтобы минимальное напряжение составляло 11 вольт. Такие свечи пойдут к 1,5 и 2.0 двигателям.
  4. специальной техникой для диагностики под названием «Renault — Clip» . Мастер должен знать, что ошибка будет отмечена на оборудовании как «df025».

Выбрать свечи накаливания для дизельного двигателя Рено Меган 2 можно самостоятельно — или обратиться за помощью к высококвалифицированным специалистам.

Замена свечей накала на дизельном Renault Megane II самостоятельно – поэтапная инструкция

Процесс замены элементов зажигания проходит обычно в несколько этапов.

Придерживайтесь такой инструкции, если будете менять свечи сами:

Этап 1. Раскрываем двигатель, снимаем крышку

Для этого смотрим на картинку и откручиваем все детали: два фиксатора, отмеченные красные цветов в кругу, болт на 10 и болт на 8, отмеченные красным цветом в квадрат.

Сдвигаем крышку, сделанную из пластика, с движка, в свою сторону.

Должно получиться так:

Этап 2. Определяем, где находятся свечи накаливания

На картинке видно, где они расположены:

Этап 3. Освобождаем свечи от проводов

Для этого воспользуйтесь ключом трубчатым на 8 или 10.

Лучше выкручивать провода на разогретом движке, ведь блок состоит из пористого материала, а свеча — из плотного, коэффициент расширения должен быть выше, чтобы легче выкрутить элементы.

Этап 4. Замена свечей зажигания

Ставим в пазы новые свечи, подключаем к ним провода, закрываем крышку.

Всё в таком же порядке, в каком и откручивали.

На что обратить внимание при замене свечей накаливания на дизельном Рено Меган 2?

Многие опытные автомобилисты делятся советами и хитростями, позволяющими правильно поменять свечи накаливания.

Расскажем о них:

  • Менять свечи лучше перед зимним периодом.
  • Самый первый признак испорченных элементов зажигания – плохой запуск движка.
  • Проверить свечи можно оммометром. Напряжение должно быть – 0,6 Ом.
  • Большого усилия для откручивания и закручивания свечей не нужно прикладывать. Максимум сила не должна превышать 40Nm.
  • Если вы не уверены в неисправности свечей, лучше проведите диагностику в салоне.
  • Перед тем как выкрутить свечи, пропылесосте грязь, которая возможно будет осыпаться со свечных колодцев в цилиндры.
  • Обращайте внимание на нагревание свечи. Как правило, за 4-5 секунд должен нагреться равномерно весь кончик свечи.
  • В дизельных двигателях частенько происходит загрязнение резьбы сажей. Применять лучше ВД 40, средство не поможет.

Если у вас возникли трудности при замене свечей накаливания, можете обратиться к специалистам.

Сотрудники «АвтоПрайд» выполняют работу по и замене свечей накала качественно, диагностируя авто и выявляя причину неисправностей, за короткое весьма время и по доступным ценам.