Что лучше: шипы или "липучка". Все что нужно знать о зимней резине. Теоритическое сравнение: какие зимние шины шипованные или нешипованные лучше всего? Аргументы по поводу применения

Скоро, поверьте, очень скоро, наступят первые холода, затем зима, и все автолюбители побегут покупать зимнюю резину, если, конечно, не купили заранее. Затем нужно будет заехать на шиномонтаж, переобуться, и только потом уже наслаждаться безопасной ездой. И это правильно.

Их нужно приобретать повыше, чем выше тем лучше. В некоторых дворах иногда только убирается снег, поэтому рекомендую купить саамы высокий протектор, хоть он и немного снижает скорость. Но зимой особо и не погоняешь! Зато проходимость значительно увеличится.

Если вы один раз купите качественные шины, вы сможете получить возможность ездить 3-5 сезонов подряд, вы будете уверены, что при любой температуре на улице ваш автомобиль будет приспособлен к выполнению всех разворотов, поворотов и других маневров, которые могут потребоваться от него в разных ситуациях. Скоро, поверьте, очень скоро, наступят первые холода, затем зима, и все автолюбители побегут покупать зимнюю резину, если, конечно, не купили заранее. Затем нужно будет заехать на шиномонтаж, переобуться, и только потом уже наслаждаться безопасной ездой. И это правильно.

Зимой ездить на летних шинах практически невозможно. Есть, конечно, умельцы (я сам раньше ездил) еды по снегу на летней резине, но это очень опасно для своей жизни и жизни других участников дорожного движения.

Есть основные причины, по которым нужно переобуть резину. Во-первых, на улице обычно большое количество снега. Так как не везде и не всегда вовремя убирают снег так, чтобы это устраивало водителя. Всегда найдется часть неубранной дороги, где снег и не думали убирать (думают, что мы сами разъездим).

И если такой участок один на тридцать километров, нам может хватить этого, чтобы застрять на нем и потратить драгоценное время. А вытащить своего железного коня из снега без зимней резины не так просто.

Во-вторых, хуже снега бывает только лед.

Лед появляется везде, особенно если после дождя ударит мороз. А езда по ледяной дороге гораздо больше опасна, чем езда по заснеженной. И не думайте, что если придется, вы сможете резко затормозить или объехать препятствие.

В общем, машину к зиме нужно готовить. Иначе вы будете себя за рулем чувствовать весьма неуверенно.

Уверенности на зимней дороге вам добавят заранее купленные зимние шины с шипами. Чем они хороши? Такие шины незаменимы при езде по льду, у них прекрасное сцепление с дорогой.

Практика показывает, что чем больше на шине шипов, тем лучше сцепление с дорогой и, соответственно, выше параметры безопасности. Но не забывайте при выборе шипов обратить внимание и на рисунок протектора.

Хороший рисунок протектора поможет вам легко передвигаться практически по любой дороге. Лучше приобретайте качественные шины, если хотите ездить и ничего не опасаться.

А как быть со снегом, спросите вы? Это правда, что со снегом шипы справиться почти не в силах. Поэтому, чтобы не застрять в сугробе, есть хорошее средство - протекторы.

Их нужно приобретать повыше, чем выше, тем лучше. В некоторых дворах иногда только убирается снег, поэтому рекомендую купить саамы высокий протектор, хоть он и немного снижает скорость. Но зимой особо и не погоняешь! Зато проходимость значительно увеличится.

Продается сразу готовая шипованная шина, но можно провести шипование в автосервисе. Но не забывайте, что шины для этого должны быть зимними.

Почему зимние? Потому что они более мягкие и на холоде так быстро не твердеют, как летние. На очень твердых шинах ездить совсем невозможно, поэтому правильный выбор шины определит и комфортность ваших будущих поездок.

Если вы один раз купите качественные шины, вы сможете получить возможность ездить 3-5 сезонов подряд, вы будете уверены, что при любой температуре на улице ваш автомобиль будет приспособлен к выполнению всех разворотов, поворотов и других маневров, которые могут потребоваться от него в разных ситуациях.

В настоящее время можно наблюдать, как с наступлением зимы - а порой даже и не зимы, а самых первых холодов - множество автолюбителей начинают в экстренном порядке заменять шины, в которые «обута» их машина. Это вполне понятно. Не «переобувшись», ездить по дорогам зимой практически невозможно из-за двух причин. Первая из них - это большое количество снега. Далеко не всегда и далеко не везде снег убирается на таком уровне, чтобы это могло устроить водителя. И потом, всегда можно найти такой участок дороги, где снег не убран. Даже если этот участок всего один на сто километров, этого вполне достаточно, чтобы там застрять и потратить много времени, вытаскивая из снега автомобиль, который не оборудован специальной зимней резиной. Во-вторых, еще хуже, чем снег, это лед. Лед образуется практически повсеместно, если после дождя или оттепели внезапно следует мороз. Езда по обледеневшей дороге представляет собой существенную опасность, потому что в этом случае нет никакой гарантии, что в случае необходимости можно будет осуществить резкий поворот или торможение. Если машину не подготовить должным образом к зиме, то она будет чувствовать себя очень неуверенно при езде по заледенелым трассам, как и водитель, который ею будет управлять.

Чтобы всего этого избежать, сейчас, к счастью, есть такая возможность, как приобретение шин с шипами. Шипованные шины хороши, в первую очередь, тем, что помогают ездить по льду, потому что с большим количеством шипов не составляет никакого труда обеспечить сцепление с дорогой, даже если она, по большей части, ледяная. При этом практика показывает, что «шипов много не бывает»: чем их больше, тем лучше сцепление и тем выше параметры безопасности. Правда, помимо количества шипов, нужно обращать внимание также и на рисунок. Грамотно составленный рисунок на поверхности делает качественные шины, как, например, шины зимние Dunlop, очень хорошо приспособленными к передвижению практически по любой поверхности. Так что лучше всего приобретать именно качественные шины, потому как именно они являются самыми надежными и позволяют ездить, ничего не опасаясь.

В то же время, как быть со снегом? Действительно, со снегом шипы сами по себе справиться практически не в силах. Но чтобы не завязнуть в сугробе, есть другое хорошее средство - протекторы. При этом протекторы лучше всего приобретать повыше, чтобы пропорционально повышалась и глубина снега, из которого сможет в случае чего выбраться автомобиль. А поскольку в некоторых дворах снег вообще убирается только от случая к случаю, то протектор можно взять и самый высокий. Правда, он несколько снижает скорость, но в большинстве случаев по зимним дорогам гонять и так не приходится. А вот проходимость высокие протекторы увеличивают очень значительно.

Стоит заметить, что можно не только купить уже «готовую» шипованную шину, но и провести так называемую ошиповку в автосервисе. Однако же, очень важно учитывать, что шины для ошиповки должны быть зимними. Зимние шины являются намного более мягкими и не твердеют так сильно, как летние, предназначенные, основном, для использования в условиях высоких температур. А поскольку на чрезмерно твердых шинах ездить практически невозможно, то правильный выбор шины определяет и комфортность всех будущих поездок. Приобретя качественные шины, можно получить возможность ездить несколько сезонов подряд, точно зная, что при любой температуре окружающей среды автомобиль будет способен выполнить все развороты, повороты и другие маневры, которые от него могут потребоваться в разных ситуациях.

Основные отличия зимних шипованных шин от нешипованных.
Как влияет сезон и условия на эксплуатацию шин.

Зимние и летние шины

Зимняя шина отличается от летней составом резиновой смеси и рисунком протектора. Зимняя резина должна быть более мягкой для того, чтобы не "дубеть" при отрицательных температурах и сохранять свою эластичность.

Зимние шины лучше заменить на летние, когда дневная температура продолжительное время превышает +10С. Более мягкий состав резины зимних шин компенсирует уменьшение полезной площади их пятна контакта в сравнении их с летними шинами, но ведёт к повышенному их износу при движении по асфальту.

Кроме того, на асфальте, особенно мокром, в сравнении с летними шинами, зимние шины снижают курсовую устойчивость и управляемость, комфортабельность и тормозные качества автомобиля. Происходит это в первую очередь из-за своеобразного рисунка протектора, состоящего в основном из образованных разнонаправленными канавками крупных блоков, рассечённых многочисленными ламелями - мелкими тонкими прорезями. Зимой блоки, проминая верхний слой укатанного снега или льда, врезаются в него гранями, значительно улучшая сцепление с дорогой, а ламели усиливают это воздействие, цепляясь за шероховатости снежного и ледяного покрова своими гранями.

При движении по типичной для городов шуге (растопленной снежно-ледяной смеси), образуемые глубокими канавками блоки продавливают её слой, доставая до твёрдой части дорожного покрытия и обеспечивая тем самым надёжное сцепление колёс.

Типичные для рисунка протектора летних шин широкие продольные канавки у зимних шин встречаются редко.

Зимние шипованные шины

Шипованная шина при внешней похожести на нешипованную зимнюю шину отличается от неё не только наличием самих шипов. Прежде всего, из-за необходимости их монтажа у неё более жёсткий состав резины протектора, что несколько ухудшает сцепление шины с дорогой. Этот недостаток, а также уменьшение пятна контакта из-за наличия шипов, обычно компенсируется увеличением числа ламелей. При длительном движении по асфальту наличие шипов ведёт к разрушению шины, поэтому её делают с большей толщиной протектора и, вследствие этого, более тяжёлой.

В продаже часто встречаются зимние шины без шипов, в которых предусмотрены места для их установки. Если сразу после приобретения шипы не будут установлены и начнётся эксплуатация шины без них, это приведёт к её повышенному износу на сухом покрытии. Кроме того, из-за характерных для шипованной шины материала и рисунка протектора, положительные качества такой шины снизятся. Поэтому шину предназначенную для ошиповки лучше эксплуатировать в ошипованном виде.

Особенности шипованных шин

Замена обычных зимних шин на шипованные при движении по укатанному снегу и, особенно, по льду, ведёт к улучшению динамики, курсовой устойчивости и тормозных свойств автомобиля. Но на асфальте перечисленные свойства меняются на противоположные.

Поэтому выбор между обычными и шиповнными зимними шинами неоднозначен и зависит от условий их применения.

Если сравнить два одинаковых автомобиля: один с шипованными шинами , другой - с близкими по рисунку, но нешипованными зимними шинами, можно отметить следующее. При движении по льду, в зависимости от его состояния, при установленных шипованных шинахпроисходит уменьшение тормозного пути и возрастание разгонной динамики (на 10-15%), а курсовая устойчивость улучшается примерно на треть. На укатанном снегу преимущества шипов не так заметны: в некоторых случаях (тёплая погода, тонкий слой снега) их может не быть и вовсе, а в среднем шипы, при движении автомобиля по заснеженной дороге, улучшают динамические и тормозные свойства на 2-3%. В большинстве случаев экономичность двигающегося по снегу и льду автомобиля при замене зимних нешипованных шин на шипованные не изменится, но примерно на 10% уменьшится акустический комфорт, а плавность хода ухудшится приблизительно на треть.

На асфальте картина иная - шипованная шина утрачивает преимущества перед нешипованной зимней шиной и проигрывает ей практически по всем параметрам. При её применении до 10% возрастает длина тормозного пути, ухудшается динамика, курсовая устойчивость и экономичность, продолжает падать комфорт. Кроме того, при трогании автомобиля на асфальте наблюдается пробуксовка ведущих колёс.

Конструкция и эксплуатация зимних шипованных шин

Раньше силовой элемент шипа автомобильных шин - стержень - впаивали или запрессовывали в его корпус. Теперь запрессовка стержней практически вытеснила их впайку, хотя в последнем случае шип получался прочнее и долговечнее.

Сами изготовители шин редко занимаются установкой шипов, хотя и такое случается. Западноевропейские компании часто поручают это своему официальному российскому партнёру, поэтому в магазинах широк выбор готовых шипованных шин.

Обычно на шину ставят от 90 до 120 шипов. Причём нельзя провести чёткую зависимость между их количеством и изменением характеристики шины. Устанавливают шипы так, чтобы они образовывали не одну, а несколько дорожек движения. Над поверхностью протектора шип выступает примерно на 1,5мм.

Так называемые "плавающие шипы" позволяют варьировать это значение в зависимости от покрытия - под ними располагают "подкладку", которая при соприкосновении с асфальтом сжимается, и он частично втягивается в протектор. Кроме того жёсткость такой "подкладки" варьируется в зависимости от температуры окружающего воздуха.

Следует упомянуть, что после установки новых шипованных шин первые 200км не стоит превышать скорость более 60км/ч, а отказаться от резкого трогания и торможения лучше на протяжении 1000км.

Автоновости дня, 11 ноября 2013, 14:58

Выбирать зимние шины для своего автомобиля нужно в соответствии с условиями, в которых они будут эксплуатироваться. Не стоит забывать и о стране, в которой вы планируете использовать те или иные покрышки. Например, Япония, Польша и Германия запрещают применение для езды шипованных шин. Это обусловлено тем, что они наносят большой урон дорожному покрытию автомагистралей. А в Бельгии можно ездить на шипованных шинах, но только не выше шестидесяти километров в час.

Тормозной путь автомобиля, обутого в шиповку, на сухой дороге выше на восемь процентов, чем тот же тормозной путь транспорта, имеющего обычные шины. Зато езда по гололеду совершенно безопасна для шипованных покрышек и их тормозной путь на нем процентов на двадцать-тридцать ниже.

Если вы намереваетесь купить зимние шины на шиповке, помните, что сначала их нужно обкатывать. Где-то двести- триста первых километров вы должны ездить без резких торможений, маневров. Стоит привыкнуть и к некоторому шуму и гулу, который издают шипы. Зачастую, именно по этой причине автомобилисты не любят такую резину.

Для водителей, которые всю зиму ездят в городе, где дороги, как правило, чистятся, необходимости обзаводится шипованными покрышками, нет. Конечно, это не касается автомобилей, которым приходится ездить в зимнее время года по заснеженным, занесенным и скользким трассам, расположенных за городом. В этом случае однозначно – шиповка.

Чтобы сделать езду немного мягче, покупайте зимние шины небольшого радиуса, но имеющие высокий профиль. На узких шинах есть возможность набирать более высокую скорость и выдавливать дорожную, снежную кашу – шугу. При этом, сцепление с дорогой не теряется.

Многими автомобилистами уже оценены хорошие свойства шины Bridgestone , где соотношение стоимости и качества изделий является наиболее оптимальным. Более внимательно отнеситесь к покупке уже бывших в употреблении шин. Понятно, что зарубежные производители умеют делать качественные изделия из хорошей резины, которая служит очень долго, но все таки, всему есть предел. Со временем резина устаревает и теряет свою эластичность. Помните, что предельный срок службы для российской резины составляет пять лет, для импортной – десять. Этот срок может быть сокращен из-за неправильного хранения покрышек. В любом случае, ознакомьтесь с маркировкой на боковой поверхности покрышки. Количество цифр должно быть четыре, где первые две означают неделю, а вторые – год выпуска изделия. Если цифр только три, то имейте в виду, что подобные экземпляры были выпущены в восьмидесятых-девяностых годах.

Чтобы купленная резина служила вам долго; храните её в сухом месте, куда никаким образом не проникают химические реагенты или их вредные испарения. После их использования, помойте шины, удалив все загрязнения и соль, тщательно вытрите. Храните их подвешенном состоянии.

Как шины должны работать на зимней дороге - как присоски или как когти?

Сейчас многие водители, прочитав название статьи, наверняка подумали: «Что может быть очевиднее? Конечно, шипы! Фрикционная резина создана для европейских и южных стран, где зимы мягкие и теплые. А с нашими родными морозами и гололедом безопасность могут обеспечить только шипованные колеса!».

Но не все так однозначно. Даже компания Nokian - эксперт в области зимней резины для экстремальных условий - выпускает и фрикционные, и шипованные модели, яркими представителями которых являются соответственно зимние шины Nokian Hakkapeliitta R2 и Nokian Hakkapeliitta 8 .

Давайте разбираться, что к чему.

Физика льда и назначение шипов

Шипованные зимние шины нужны для того, чтобы обеспечивать надежное сцепление протектора со льдом и укатанным снегом.

Факт : Никакие липучки не смогут обеспечить на льду и укатанном снегу такое же надежное сцепление, как шипы.

Почему? Лед - он скользкий и очень плотный. Его нельзя продавить. Значит, для того, чтобы зацепиться за него, его обязательно нужно разрушить чем-то острым и прочным.

Шипами. Но никак не мягкой резиной. Все очень просто.

Факт: Тормозной путь у липучек всегда на 50 - 70% больше, чем у шипованной зимней резины.

Это доказано в ходе многих тестов. Это же правило действует и относительно знаменитых финских покрышек HKPL 8 и HKPL R2. Например, если на определенной скорости в определенных условиях вы нажмете на педаль «тормоз» и проедете на шипах 50 метров, то на фрикционных покрышках в тех же условиях - 80 метров, а то и больше. А это - длина примерно 5 - 6 автомобилей, которые можно и помять, попав в крайне неприятную ситуацию.

Если взять одни из лучших фрикционных шин Nokian Hakkapeliitta R2 SUV и сравнить их с какими-нибудь таксебешными китайскими шипованными, то «китайцы» выиграют в безопасности.

Но ведь фрикционные шины лучше ведут себя зимой на асфальте!

Это - один из самых частых аргументов, который можно услышать от многих водителей. Ведь в больших городах, например, в Москве, зимой дороги чистят до асфальта. А на нем, как известно, липучки ведут себя лучше, чем колеса с шипами.

Да, это на самом деле так. Но:

Факт: Тормозной путь фрикционной резины на асфальте максимум на 10% короче, чем шипованной.

При этом, как мы помним, на льду липучки тормозят на 50 - 70% хуже, чем зимние покрышки с шипами. Отдать предпочтение тем самым 10% и пожертвовать пятьюдесятью? Мы не будем резюмировать эти цифры, каждый водитель сделает собственный выбор.

Есть и еще одна интересная подробность.

Факт: Часто шипованные зимние шины ведут себя на асфальте не хуже, а иногда - даже лучше, чем фрикционные.

Основное различие между летней и зимней автомобильной резины состоит в том, что зимняя всегда мягче. Иначе при понижении температуры менее +5°С она бы стала твердой, как ледышка, вообще бы не держала сцепление и истерлась уже после пары поездок.

Но мягкая резина плохо ведет себя на асфальте. Поэтому, чем жестче протектор зимних шин, тем лучше они ведут себя на расчищенной дороге.

По жесткости шипованные колеса выигрывают у фрикционных. Иначе шипы просто не могли бы держаться в толще мягкой резины. Почему не сделать более жесткими липучки? Тогда они совсем перестанут держать и без того неважное сцепление с обледенелыми дорогами.

Конечно, зимние шины Нокиан HKPL R2 и другие колеса скандинавского типа обладают этим недостатком в значительно меньшей степени. И все же обладают.

Шипы имеют значение на двух видах зимнего дорожного покрытия:

На льду и укатанном снегу;

На асфальте.

На рыхлом снегу наличие ошиповки вообще никак не влияет на качество езды.

Таким образом, целесообразно оценивать сочетание шипов или липучек с асфальтом или льдом. Наилучшим будет сцепление фрикционной резины с асфальтом. Если принять длину тормозного пути в данном случае за единицу, то мы получим следующую картину:

Липучки и асфальт - 1;

Шипы и асфальт - 0,8 - 0,9;

Шипы и лед - 4;

Липучки и лед - 7.

Что это значит? Фрикционная резина является одновременно и лучшей, и худшей. Шипованная находится «посерединке». Да, колеса без шипов обеспечат хорошее сцепление на асфальте. Но, как только водитель съедет на лед, сцепление с дорогой резко снизится. В такой ситуации можно и растеряться - тормозной путь увеличится в 7 раз!

При использовании шипов длина тормозного пути во время езды по асфальту и по льду отличается в среднем в 3 - 4 раза. Изменения не так ощутимы. Водителю легче подстроиться.

На что стоит ориентироваться при выборе покрышек?

Преобладание на дороге асфальта или льда не может быть в данном случае определяющим критерием. В любом городе всегда есть и то, и другое. На примерную работу дорожных служб рассчитывать не стоит.

Факты:

1. При выборе зимней резины нужно в первую очередь ориентироваться на температуру. Если она будет ниже 20°С, то стоит отдавать предпочтение шипам и зимним шинам Nokian или другим нордического типа.

2. Второй критерий - характер дорожного покрытия. Если вы живете в сельской местности или небольшом городе и в основном ездите по рыхлому снегу, то, вполне возможно, для вас подойдут и фрикционные колеса.

Что об этом говорит европейское законодательство?

Пока российские водители спорят о том, какая резина лучше, европейские законы давно уже установили в этом отношении четкие и однозначные требования.

Европейский климат отличается мягкостью. Температуры здесь низкие. Шипы никак не улучшают сцепление с дорогой, зато наносят большой вред асфальту. Поэтому они запрещены законом. И какие бы качественные покрышки (пусть даже европейская Nokian Hakkapeliitta 8) ни были установлены на вашей машине, в большинство европейских стран вас на них не пустят.

А на Скандинавском полуострове ситуация прямо противоположная. Здесь можно получить штрафные санкции за нешипованную Nokian Hakkapeliitta R2 и другие липучки.

Каково резюме? Мы не будем его делать, хотя оно и напрашивается само собой. Мы поделились фактами, а каждый автовладелец сделает для себя выбор сам.