Балансирный руль судна. Типы рулей. а - схема гидропривода рулевого устройства типа Атлас с телемоторами; b - поршень гидравлической рулевой машины

Рулевое устройство, составные части и их назначение. Основные типы рулевых приборов.

Рулевое устройство предназначено для удержания судна на курсе или изменение направления его движения. Оно обеспечивает управляемость судна.

На судах применяют рули: обыкновенные, балансирные и полубалансирные.

Руль обыкновенный – это руль, перо которого расположено в корму от оси вращения.

Тем не менее, есть одна или две функции, которые входят в стандартную комплектацию многих современных автомобилей, которые отсутствуют независимо от того, насколько высока вы. Отсутствуют самооосветительные фары и нет автоматических стеклоочистителей, нет двухзонного кондиционирования воздуха и нет внутреннего освещения настроения.

Рисунок на высоких 40-х, если вы делаете больше вождения в городе. Это иронично, когда один из главных пунктов продажи этого стильного фургона заключается в том, что он подрывает крупных соперников на тысячи фунтов. Информационно-развлекательная система с ее маленьким экраном теперь также кажется довольно странным. Но здесь есть что полюбоваться.

По конструкции различают 2 типа рулей: 1-слойные или плоские, опирающихся на рёбра, соединённые с рудерписом, и 2-хслойные, или обтекаемые, у которых перо руля состоит из рамы, обшитой стальными листами. Пустое пространство заполняется деревом или гарпиусом с целью предупреждение коррозии.

Для навешивания обыкновенного руля на рудерпирсе и рудерпосте делаются петли. Отверстия в петлях на рудерпирсе конические, а на рудерпосте цилиндрические. Нижняя петля на рудерпосте не имеет сквозного отверстия и является опорой, воспринимающей вес руля. В подпятнике под штырь кладётся «чечевица». В процессе эксплуатации при износе чечевица заменяется. Для того, чтобы ударом волны руль не был поднят вверх и сорван с петель, 1 из штырей, обычно верхний имеет головку. Такая конструкция позволяет снять руль не входя в док.

Моделирование привлекательно, шасси приятно ездить, многоструйный двигатель тянет хорошо, и в кабине много места. Благодаря современному оборудованию мастерской мы полностью готовы принять любую задачу. По мере того как современные интервалы обслуживания автомобилей увеличиваются, обслуживание автомобиля при необходимости является более важным, чем когда-либо. С некоторыми автомобилями, имеющими интервалы обслуживания на расстоянии двух лет, настоятельно необходимо, чтобы при обслуживании они выполнялись правильно.

Мы гордимся нашим вниманием к деталям и тщательности. С момента, когда ваш автомобиль войдет в нашу мастерскую, он будет поддерживаться только с частицами и смазочными материалами, которые соответствуют строгим стандартам производителя. Все остальное - просто ложная экономика.

Для предупреждения перекладки руля на угол, больший 35 о, устанавливают ограничители: выступы на рудерпирсе и рудерпосте, цепи, выступы на палубе.

Верхней частью рудерпирс соединяется с баллером. Способы соединения могут быть различными, но должно быть выполнено 1-о непременное условие: руль должен сниматься без вертикального сдвига баллера. Наиболее употребительным является фланцевое соединение на болтах. Верхний конец баллера выводится на ту палубу, где расположен рулевой привод.

Из ваших фильтров и салфеток, смазочных материалов, которые входят в ваш двигатель и коробки передач, и даже для мойки на экране, вы можете быть уверены, что он всегда будет от поставщика качества и соответствует спецификации оригинального оборудования. Это в конечном итоге сэкономит вам деньги в долгосрочной перспективе, так как более низкие части с большей вероятностью будут изнашиваться раньше или совсем не работают должным образом - требуют дорогостоящей преждевременной замены.

Мы также не работаем на полной или небольшой основе, как многие наши конкуренты. Вы не можете быть обязаны, например. как условие гарантии, чтобы ваш автомобиль обслуживался франчайзинговым дилером. Пока используются части подлинного или эквивалентного качества и соблюдается график обслуживания изготовителя, вы имеете право обслуживать ваш автомобиль там, где хотите.

Для того, чтобы предотвратить поступление воды в корпус судна через вырез для прохода баллера, он помещается в гельмпортовую трубу, соединение которой с наружной обшивкой и настилом палубы делается водонепроницаемым.

Использование обтекаемых рулей позволяет уменьшить сопротивление воды при движении судна. Благодаря этому повышается управляемость судна и уменьшается мощность, затрачиваемая на перекладку руля.

Поскольку риманы используют только качественные детали и смазочные материалы и строго следуют рекомендациям производителя, это позволяет нам безопасно поддерживать ваш автомобиль, даже если он совершенно новый, не отрицательно влияя на вашу гарантию. Единственная часть вашего автомобиля, которая контактирует с дорогой, но часто наиболее игнорируется.

Четыре пятна резины размером с открытку - единственные части вашего автомобиля, которые соприкасаются с дорогой, которая несет ответственность за так много - часто являются самой пропущенной частью автомобиля. Это неудивительно, однако, учитывая множество вариантов, когда дело доходит до выбора того, какие шины подходят для вашего автомобиля. Премиум, качество и бюджетные бренды. Летние, зимние или всесезонные шины. Производитель омологированных шин.

Рама пустотелого руля состоит из рудерпирса, наружного обода и нескольких рёбер. Листы обшивки соединяются с рамой при помощи сварки.

Навешивание обыкновенного 2-хслойного руля производится так же, как и 1-слойного, но делают 2 штыря, что позволяет максимально приблизить перо руля к рудерпосту (его также делают обтекаемым). Он является неподвижной частью пера руля – контрруль. Эта конструкция позволяет увеличить скорость судна на 5-6%.

У нас есть знания и опыт, чтобы обсудить ваши требования и порекомендуем шины, которые мы считаем наиболее подходящими для ваших нужд. Баланс колес абсолютно важен в любое время на автомобиле - не только при установке новых шин. Если вы испытываете вибрацию в своем автомобиле, есть все шансы, что ваши колеса не сбалансированы. Если у вас только что установлены шины, вполне вероятно, что ваши колеса не сбалансированы правильно.

Несбалансированные колеса не только вызывают дискомфорт и раздражение езды от такого вибрационного рулевого колеса, но и ускоряют износ колесных подшипников и компонентов подвески. Принимая головную боль из управления несколькими транспортными средствами.

а) Обыкновенный плоский руль имеет ось вращения у передней кромки руля. Перо руля 9, изготовленное из толстого стального листа, с обеих сторон подкреплено ребрами жесткости 8. Они отлиты или откованы заодно с утолщенной вертикальной кромкой руля – редерпирсом 7 – с петлями 6, в которых надежно закреплены штыри 5 руля, навешиваемого на петли 4 рудерпоста 1. Штыри имеют бронзовую облицовку, а петли рудерпоста – бакаутовые втулки. Нижний штырь рудерпирса входит в углубление пятки ахтерштевня 10, в которое для уменьшения трения вставляется бронзовая втулка с закаленной стальной чечевицей на дне. Пятка ахтерштевня через чечевицу воспринимает на себя давление руля.

Почему бы не позволить Риманам управлять вашим флотом? Если ваша компания управляет автопарком, вы узнаете, сколько времени требуется для администрирования, особенно если вы в настоящее время используете более одного поставщика услуг. Пожалуйста, свяжитесь с нами, если вы хотите получить дополнительную информацию о том, как мы можем помочь.

Все остальное, что мы можем вам предложить. Сохранение вашей системы кондиционирования воздуха вашего автомобиля является относительно простым процессом; и в то время как это не влияет на пригодность для дорожного движения транспортного средства, игнорирование обслуживания системы может привести к дорогостоящему ремонту или даже к проблемам со здоровьем.

Для предупреждения смещения руля вверх один из штырей, обычно верхний, на нижнем конце имеет головку. Верхняя часть рудерпирса соединяется с баллером 2 руля специальным фланцем 3. Фланец несколько смещен от оси вращения, поэтому образуется плечо и облегчается поворот пера руля. Смещение фланца позволяет во время ремонта пера руля снять его с петель рудерпоста без подъема баллера, разобщив фланец и развернув перо и баллер в разные стороны.

Одним из самых простых способов поддержания кондиционирования воздуха является регулярное использование его. На самом деле мы рекомендуем оставлять его круглый год. Многие считают, что кондиционирование воздуха охлаждает воздух - на самом деле он высыхает в воздухе, что, кроме его очевидных преимуществ летом, также делает его более эффективным при размораживании вашего автомобиля зимой.

Если система не используется регулярно, влажность может накапливаться в трубах и вентиляционных отверстиях, что способствует росту плесени, грибков и бактерий. Это может привести к тому, что система пахнет, как старые носки, и может даже вызвать боль в горле и головные боли.

Обыкновенные плоские рули просты по конструкции и прочны, но создают большое сопротивление движению судна, поэтому требуется большое усилие для их перекладки. На современных судах применяют обтекаемые, балансирные и полубалансирные рули.

б) Перо обтекаемого руля представляет собой сварной металлический водонепроницаемый каркас, обшитый листовой сталью.

Хладагент в системе обычно просачивается примерно на 10% в год при естественном расходе. Неиспользование системы регулярно предотвращает циркуляцию смазочного материала системы и заставляет хладагент просачиваться быстрее, чем обычно, когда уплотнения будут высыхать.

Благодаря нашей системе кондиционирования воздуха ваша система работает максимально эффективно. Мы извлекаем хладагент из системы, а затем проводим испытание под давлением, чтобы проверить наличие утечек. Если тест не удался, мы рассмотрим причину утечки и оценку для ремонта. Во время обслуживания все шланги и компоненты будут проверяться, и все остатки будут удалены из ребер конденсатора.

Перу придают обтекаемую форму и иногда устанавливают на нем дополнительно специальные наделки – обтекатели. Рудерпост также делают обтекаемым.

в) Убалансирного руля часть пера смещена от оси вращения к носу судна. Площадь этой части, называемой балансирной, составляет 20 – 30% всей площади пера. При перекладке руля давление встречных потоков воды на балансирную часть пера содействует повороту руля, уменьшая нагрузку на рулевую машину.

Для оптимальной эффективности мы также рекомендуем заменить сушилку-приемник или фильтр. Мы можем поставлять и адаптировать широкий спектр буксировочных решений к любому транспортному средству, которое может их принять. Если вы выбираете съемный стиль буксировочного бара, а ваш бампер требует разрезания, чтобы принять установку, наш кузовной цех может поставить и нарисовать панель, которая покрывает зазор, когда беговая дорожка не используется.

Многие люди не думают, что трейлеры нуждаются в техническом обслуживании. Но уверены ли вы, что тормоза действительно работают на вашем трейлере? Когда в последний раз кто-то проверял, что огни на задней панели все еще работают или смазывают прицепное устройство?

г) Полубалансирный руль отличается от балансирного тем, что его балансирная часть имеет меньшую высоту, чем основная.

Рули балансирный и полубалансирный – это рули, у которых перо руля располагается по обе стороны оси вращения. Эти рули требуют меньших усилий для перекладки. Часть площади, расположенной в нос от оси вращения, - балансирная часть руля. Отношение площади балансирной части ко всей остальной – степень балансировки и выражается в %. На современных судах степень балансировки равна 20-30%

Мы можем проверять, обслуживать и ремонтировать ваш трейлер так же, как и ваш автомобиль. И точно так же, как и ваш автомобиль, мы также можем собрать и переустановить ваш трейлер, если вам потребуется. В наши дни это необычно для автомобилей без большинства технологий, которые могут потребоваться. Если, однако, ваш автомобиль не оборудован такими предметами, мы можем поставить и поместить их для вас.

К ним относятся, но не ограничиваются. Стереосистемы и медиацентры Навигационные блоки Телефонные комплекты Парковочные датчики Вспомогательное освещение. Замена рулевых передач, сопел, защитных очков - это три, казалось бы, разных частей, и все они сочетают в себе механизм рулевого управления автомобиля, и все, как и любая другая часть подвески или шасси, должны быть аккуратными, ведь наш механизм рулевого управления автомобиля является одним из наиболее непосредственно воздействующих на ваши элементы безопасности поэтому рулевой механизм должен поддерживаться и поддерживаться аккуратно.

Руль называется балансирным , если высота его балансирной части равна высоте главной части руля. Если балансирная часть имеет по оси баллера меньшую высоту, чем главная часть, то такой руль – полубалансирный.

Балансирный руль навешивается на ахтерштевень, не имеющий рудерпоста. Руль навешивается на 2-е петли в верхней части и подпятнике, но может быть и иная конструкция: руль удерживается баллером, который имеет подпятник в нижней части гельмпорта. Часто встречается балансирный подвесной руль. Перо такого руля вообще не имеет опор и удерживается только баллером, который в свою очередь лежит на упорных и опорных подшипниках.

Возможные неисправности рулевого колеса

Сегодня мы покажем вам и расскажем вам о возможных неисправностях рулевого управления - рулевых механизмах и терминалах рулевого механизма и их замене, а также о защите рулевого управления и замене рулевых передач. Нестабильная машина на дороге - это первый признак «усталой» или сломанной подвески автомобиля - и в случае общего отказа рулевого механизма. Если вы чувствуете, что автомобиль нестабилен или звук передних колес автомобиля находится в дороге - спешите появляться мастерам и проверьте подвеску и механизм рулевого управления автомобиля.

Активный руль представляет собой обтекаемый руль, снабжённый небольшим гребным винтом. При перекладке руля к возникающей на пере силе добавляется сила упора винта. Для повышения эффективности винт помещают в направляющую насадку. Винт вращается от электромотора, помещённого в каплевидную наделку на пере руля. Мощность установки колеблется от 50 до 700л.с. При аварии главных машин можно использовать рулевой винт, судно сохранит ход 4-5 узлов.

Изменение защиты тяги рулевого колеса

Наиболее распространенные проблемы с отключением рулевого колеса обсуждаются ниже. Рулевая колонка тянет обе стороны друг на друга. Движущиеся части, без сомнения, смазываются специальными жидкостями и защищены от внешней влаги, гравия и грязи, защищающей резину. Защитная рулевая резинка покрывает кронштейны рулевой колонки. Их распределение состоит в том, чтобы держать колеса на том же уровне, что и автомобиль, двигаясь вверх и вниз. Они состоят из металлического и металлического яблока внутри - круга, который должен жестко двигаться с рукавами рулевого колеса.

Носовые подруливающие устройства . В носовой части судна делаются поперечные туннели, в которых размещаются небольшие гребные винты. Диаметр подруливающих винтов достигает 2м, мощность мотора до 800л.с. Для изменения направления струи применяют систему заслонок, а также реверсирование гребного винта.

Подруливающие устройства обеспечивают управляемость на малом и заднем ходах, позволяя перемещаться даже лагом. Могут применяться на самых различных судах.

Ниже изображена рулевая колонка, как она выглядит, и одна сторона колонны покрыта защитной резиной, а именно: она закрывает и закрывает рулевые колеса под ними. Рулевая колонка - защитный рулевой механизм резиновый. Рулевой вал с защитной резиной как с дыхательным аппаратом, так и без него. Нет необходимости ошибаться, потому что защитная резина универсального рулевого колеса часто удаляется, что не имеет дыхания, поэтому резина надевается быстро или даже уменьшается, когда рулевое колесо полностью скручено.

Рулевые усилители затвора соединяют защитный кожух дроссельной заслонки друг с другом, вращая одну сторону, одна сторона вытягивает воздух с противоположной стороны, которая сжимается одновременно, в противном случае она дует, когда воздух с противоположной стороны рулевого вала оттягивает ее, сжимая ее. Во многих случаях резина рулевого вала имеет амортизаторы в транспортных средствах, оснащенных гидроусилителем руля.

Секторный привод со штуртросовой передачей . На баллере вместо прямого румпеля закреплён сектор. Каждая ветвь штуртроса по специальной канавке обегает сектор и крепится на его ступице. При такой конструкции в нерабочей ветви штуртроса слабина устранена. Величина центрального угла сектора должна быть такой, чтобы штуртрос не имел больших изломов. Обычно он равен двойному углу перекладки руля, т.е. 70 о.

Заменить рулевой шток

Рулевая колонка - вытяните защитную резину вместе с дыханием. В таком состоянии рули проходили через небольшие отверстия в городе. Изображение на рулевом колесе и как оно выглядит, как показано на рисунке ниже. Эти стержневые наконечники являются одними из самых надежных для японских автомобилей, и мы рекомендуем те, которые мы рекомендуем. Ниже мы добавим видеоматериал, в котором имеется выступающий выступ рулевого колеса, и мы также слышим звук, идущий от сломанного кончика рулевого прицепа.

Правда, мы хотели бы заметить, что при замене рулевого колеса желательно использовать специальные инструменты для снятия рулевого шпинделя, чтобы их долго не забивать молотком или крюком. Это удаление наконечника сопла может повредить резиновую защиту и сам наконечник, если он не намерен менять новый, но заменять только на другие части шасси, такие как подшипники колес, полуосные шарниры или нижние рычаги подвески.

При ремонте руля в море его требуется закрепить в определённом положении. Для этого на рулевом приводе имеется тормоз. На сектор устанавливают тормозную дугу, к которой винтовым приводом прижимают тормозную колодку.


В секторном приводе с зубчатой передачей зубья располагаются по дуге сектора и зацепляются с шестернёй, связанной с рулевым приводом. Зубчатый сектор свободно сидит на баллере и связан с прямым румпелем, закреплённым на баллере жёстко, через буферные пружины. Такая связь предохраняет зубья сектора и шестерни от поломки при ударах волны в перо руля.


В настоящее время широкое применение получают гидравлические приводы , являющиеся разновидностью румпельного привода. На прямом продольном румпеле установлен ползун, который соединяется штангами с поршнями цилиндров. Цилиндры соединены с насосом, приводимым в движение электродвигателем. При перекачки жидкости из 1-го цилиндра в другой поршни перемещаются и разворачивают румпель. В систему привода включен перепускной клапан. При ударе волны в перо руля в 1-ом из цилиндров создаётся избыточное давление, жидкость по дополнительному трубопроводу через перепускной клапан поступает в другой цилиндр, выравнивая давление. Таким образом смягчаются рывки румпеля.


Для переведение в действие рулевых приводов используют паровые машины и электродвигатели. На больших судах, как правило, применяют ручные приводы, устанавливаемые в рулевой рубке. Для облегчения перекладки руля между штурвалом и барабаном рулевой машины включают зубчатую или червячную передачу.

=Матрос II класса (стр.56)=


Рулевое устройство служит для изменения направления движения судна, обеспечивая перекладку пера руля на некоторый угол в заданный промежуток времени.

Основные элементы рулевого устройства показаны на рис. 54.

Руль – основной орган, обеспечивающий работу устройства. Он действует только на ходу судна и в большинстве случаев располагается в кормовой части. Обычно на судне один руль. Но иногда для упрощения конструкции руля (но не рулевого устройства, которое при этом усложняется) ставят несколько рулей, сумма площадей которых должна быть равной расчетной площади пера руля.

Основной элемент руля – перо. По форме поперечного сечения перо руля может быть: а) пластинчатым или плоским, б) обтекаемым или профилированным.

Преимущество профилированного пера руля в том, что сила давления на него превосходит (на 30% и более) давление на пластинчатый руль, что улучшает поворотливость судна. Отстояние центра давления такого руля от входящей (передней) кромки руля меньше, и момент, необходимый для поворота профилированного руля, также меньше, чем у пластинчатого руля. Следовательно, потребуется и менее мощная рулевая машина. Кроме того, профилированный (обтекаемый) руль улучшает работу винта и создает меньшее сопротивление движению судна.

Форма проекции пера руля на ДП зависит от формы кормового образования корпуса, а площадь – от длины и осадки судна (L и Т). У морских судов площадь пера руля выбирается в пределах 1,7-2,5% от погруженной части площади диаметральной плоскости судна. Ось баллера является осью вращения пера руля.

Баллер руля в кормовой подзор корпуса входит через гельм- портовую трубу. На верхней части баллера (голове) крепится на шпонке рычаг, называемый румпелем, служащий для передачи вращательного момента от привода через баллер на перо руля.


Рис. 54. Рулевое устройство. 1 – перо руля; 2 -баллер; 3 – румпель; 4 – рулевая машина с рулевым приводом; 5 -гельмпортовая труба; 6 – фланцевое соединение; 7 – ручной привод.


Судовые рули принято классифицировать по следующим признакам (рис. 55).

По способу крепления пера руля с корпусом судна различают рули:

а) простые – с опорой на нижнем торце руля или со многими опорами на рудерпосте;

б) полуподвесные – с опорой на специальном кронштейне в одной промежуточной точке по высоте пера руля;

в) подвесные – висящие на баллере.

По положению оси вращения относительно пера руля различают рули:

а) пебалапсириые – с осью, размещенной у передней (входящей) кромки пера;

б) полубалансирные – с осью, расположенной на некотором расстоянии от передней кромки руля, и отсутствием площади в верхней части пера руля, в нос от оси вращения;




Рис. 55. Классификация судовых рулей в зависимости от способа крепления их с корпусом и расположения оси поворота: а – небалансирные; б- балансирные. 1 – простой; 2 – полуподвесной; 3 – подвесной.


в) балансирные – с осью, расположенной так же, как у полу- балансирного руля, но с площадью балансирной части пера на всю высоту руля.

Отношение площади балансирной (носовой) части ко всей площади руля называется коэффициентом компенсации, который у морских судов лежит в пределах 0,20-0,35, а у речных 0,10-0,25.

Рулевой привод представляет собой механизм, передающий на руль усилия, развиваемые в рулевых двигателях и машинах.

Рулевая машина на судах приводится в действие электрическими или электрогидравлическими двигателями. На судах длиною менее 60 м разрешается вместо машины установка ручных приводов. Мощность рулевой машины выбирается исходя из расчета перекладки руля на предельный угол до 35° с борта на борт за 30 сек.

Рулевой привод предназначается для передачи команд от штурмана из рулевой рубки к рулевой машине в румпельное отделение. Наибольшее применение находят электрическая или гидравлическая передачи. На малых судах применяются валиковые или тросовые приводы, в последнем случае этот привод называют – штуртросовым.


Рис. 56. Активный руль: а – с конической передачей на винт; б – с электромотором водяного исполнения.


Контрольные приборы следят за положением рулей и исправным действием всего устройства.

Приборы управления передают приказания рулевому при управлении рулем вручную. Рулевое устройство – одно из самых важных устройств, обеспечивающих живучесть судна.

На случай аварии рулевое устройство имеет дублирующий пост управления рулем, состоящий из штурвала и ручного привода, расположенных в румпель- ном отделении или вблизи от него.

На малых ходах судна рулевые устройства становятся недостаточно эффективными и порой делают судно совершенно неуправляемым.

Для повышения маневренности на современных судах некоторых типов (промысловых, буксирах, пассажирских и специальных судах и кораблях) устанавливают активные рули, поворотные насадки, подруливающие устройства или крыльчатые движители. Эти устройства позволяют судам самостоятельно выполнять сложные маневры в открытом море, а также проходить без вспомогательных буксиров узкости, входить на акваторию рейда и гавани и подходить к причалам, разворачиваться и отходить от них, экономя на этом время и средства.

Активный руль (рис. 56) представляет собой перо обтекаемого руля, на задней кромке которого установлена насадка с гребным винтом, приводящимся в движение от валиковой кони- ческой передачи, проходящей через пустотелый баллер и вращающийся от электродвигателя, установленного на голове баллера. Существует тип активного руля с вращением винта от электродвигателя водяного исполнения (работающего в воде) вмонтированного в перо руля.

При перекладке активного руля на борт работающий в нем винт создает упор, разворачивающий корму относительно оси поворота судна. При работе гребного винта активного руля на ходу судна скорость судна увеличивается на 2-3 узла. При остановленных главных двигателях от работы гребного винта активного руля судну сообщается малый ход до 5 узл.

Поворотная насадка, установленная вместо руля, при перекладке на борт отклоняет отбрасываемую гребным винтом струю воды, реакция которой вызывает разворот кормовой оконечности судна. Поворотные насадки преимущественно находят применение на речных судах.

Подруливающие устройства выполняются обычно в виде туннелей, проходящих через корпус, в плоскости шпангоутов, в кормовой и носовой оконечностях судна. В туннелях размещается гребной винт, крыльчатый или водометный движитель, создающие струи воды, реакции которых, направленные от противоположных бортов, разворачивают судно. При работе кормового и носового устройства на один борт судно перемещается лагом (перпендикулярно диаметральной плоскости судна), что очень удобно при подходе или отходе судна от стенки.

Крыльчатые движители, установленные в оконечностях корпуса также увеличивают маневренность судна.

Рулевое устройство подводной лодки обеспечивает более разнообразные ее маневренные качества. Устройство предназначается для обеспечения управляемости подводных лодок в горизонтальной и вертикальной плоскостях.

Управление подводной лодкой в горизонтальной плоскости обеспечивает плавание лодки по заданному курсу и осуществляется вертикальным и рулями, площадь которых несколько больше площади рулей надводных судов и определяется в пределах 2-3% от площади погруженной части диаметральной плоскости лодки.

Управление подводной лодкой в вертикальной плоскости на заданной глубине обеспечивается при помощи горизонтальных рулей.

Рулевое устройство горизонтальных рулей состоит из двух пар рулей с их приводами и передачами. Рули делаются парными, т. е. на одном горизонтальном баллере располагаются по бортам лодки два одинаковых пера руля. Горизонтальные рули бывают кормовыми и носовыми в зависимости от места расположения по длине лодки. Площадь кормовых горизонтальных рулей больше площади носовых рулей в 1,2-1,6 раза. Благодаря этому эффективность кормовых горизонтальных рулей в 2-3 раза выше эффективности носовых. Для увеличения момента, создаваемого кормовыми горизонтальными рулями, их обычно располагают за винтами.

Носовые горизонтальные рули на современных подводных лодках являются вспомогательными, их делают заваливающимися и устанавливают в носовой надстройке выше ватерлинии, чтобы не создавать дополнительного сопротивления и не мешать управлению лодкой при помощи кормовых горизонтальных рулей на больших скоростях подводного хода.

Обычно на полной и средней скорости подводного хода управление подводной лодкой производится при помощи одних кормовых горизонтальных рулей.

При малой скорости хода управление лодкой кормовыми горизонтальными рулями становится невозможным. Скорость, при которой лодка теряет управляемость, называется инверсивной скоростью. На этой скорости лодка должна управляться одновременно кормовыми и носовыми горизонтальными рулями.

Основные составные элементы рулевого устройства горизонтальных рулей и вертикальных рулей однотипны.



| |