Типы клемм автомобильных аккумуляторов. Размеры аккумуляторов для авто и другие важные критерии выбора акб. Основные сведения о клеммах АКБ

Одной из важнейших характеристик при выборе аккумуляторной батареи является ее габаритные размеры. На этот показатель стоит обратить особое внимание, так как могут возникнуть трудности при дальнейшем монтаже источника питания в подкапотном пространстве. Бывают случаи, когда из–за акб другого размера не удается подключить клеммы, они банально оказываются короткими. Для того чтобы не столкнуться с такого рода проблемами, ниже будет представлена таблица размеров аккумуляторов для автомобилей.

От габаритов аккумулятора, прежде всего, зависят его мощностные и емкостные характеристики. Эти величины прямо пропорциональны размерам, а значит и емкости батареи.

Также могут отличаться своими размерами клеммы и их расположение на корпусе. Специалисты рекомендуют приобретать аккумуляторы по размерам, которые идентичны размерам первоначально установленного агрегата, желательно того – же производителя.

Современные стандарты аккумуляторов

В настоящее время типоразмеры акб строго регламентированы общепринятыми стандартами качества. Перечислим основные их виды:

  1. Европейский стандарт . По нему производятся аккумуляторы, предназначенные к эксплуатации в автомобилях европейского и нашего, российского производства (в данном случае стоит обратить внимание на полярность клемм, она обычно противоположная).
  2. Североамериканский стандарт . Токоотводы на этих батареях расположены в верхней ее части сбоку на крышке корпуса (в отличие от других акб, у которых токовыводы располагаются вдоль длинной стороны). Клеммы на данных батареях производятся с внутренней резьбой, поэтому поиск подобного экземпляра на рынке РФ будет очень затруднителен. Скорей всего, вам придется заказывать акб напрямую из США, в случае необходимости.
  3. Азиатский стандарт . Размеры аккумуляторных батарей у азиатских производителей коренным образом отличаются от европейских размеров. В автомобилях, производимых в азиатских странах, пространство под капотом намного меньше, по сравнению с остальными авто. Все подкапотное оборудование и двигатель очень плотно скомпонованы. Азиатские аккумуляторы значительно короче и уже конкурентов, но значительно выше их.

Размеры автомобильных аккумуляторов могут зависеть не только от стандарта, но и от страны – производителя. Например, азиатские источники питания, которые производятся в Европе для ее рынка, могут иметь габариты, схожие с европейским. В любом случае, всегда перед приобретением нового источника питания стоит внимательно изучить подкапотное пространство своего автомобиля и все технические нюансы, связанные с ее дальнейшей установкой.

Размеры акб и таблицы с данными

В данном разделе приведем основные цифровые данные, характерные для каждого стандарта при производстве аккумуляторных батарей для автомобилей. Также будут представлены размеры аккумуляторов для авто, таблица 1, 2, 3, 4.

Аккумуляторы европейской сборки

В Европе производят батареи, которые имеют следующие емкостные характеристики – от 40 до 225 Ач (ампер – часов). Размеры акб подразделяются на 2 группы:

  1. Батареи с емкостями 40 – 70 Ач обладают следующими габаритами:
    • Шиpинa – 174 мм.
    • Высoтa – 174 или 189 мм.
    • Длинa – 174 – 241 мм.
  1. Батареи с емкостями 70 – 225 Ач обладают следующими габаритами:
    • Шиpинa – 174 – 239 мм.
    • Высoтa – 174 – 241 мм.
    • Длинa – 277 – 517 мм.


Аккумуляторы азиатской сборки

В Азии производят батареи, которые имеют следующие емкостные характеристики – от 35 до 120 Ач (ампер – часов). Они подразделяются на 2 группы:

  1. Батареи с емкостями 35 – 70 Ач обладают следующими габаритами:
    • Шиpинa – 126 — 174 мм.
    • Высотa – 189 или 226 мм.
    • Длинa – 186 – 260 мм.

  1. Батареи с емкостью 90 – 120 Ач обладают следующими габаритами:
    • Шиpинa – 174 мм.
    • Высота – 224 мм.
    • Длинa – 305 мм.

Cтоит отметить, что американский стандарт полностью идентичен европейскому. Подбор аккумулятора в данном сегменте можно осуществить, изучив таблицы 1 и 2. Изменение в конструкции этих акб может зависеть от клемм.

Размерность клемм

Размер аккумулятора никак не соответствует размерам его клемм, поэтому при выборе источника питания следует также обращать внимание на них тоже. Стандартным для большинства автомобилей является диагональное расположение токовыводов. Какой аккумулятор выбрать?

Подавляющее количество источников питания европейской и отечественной сборки имеют клеммы, похожие на столбики. Они могут различаться диаметром (плюсовая клемма всегда больше минусовой!), бывают стандартные и более меньшего диаметра. Стандартные клеммы также можно встретить на азиатских авто, конкретно — на японских. В Европе и России распространены более массово клеммы с меньшим диаметром.

Стоит отметить, что на рынке присутствуют и клеммы других типоразмеров, такие как: винтовые, под болты, плоскоугольные и другие. При выборе аккумулятора намного проще обратить дополнительное внимание на клеммы, чем в последствие заменять подводящие контакты.

Одним из важных габаритных параметров источника питания является банальное соответствие посадочного места размерам самой батареи. Также стоит обратить внимание на механизм закрепления, в некоторых случаях оно отсутствует. Как правило, при эксплуатации автомобиля по нашим разбитым дорогам, срок службы незакрепленного источника питания в разы короче. Также при дтп такая батарея может вылететь в любом направлении и причинить большой ущерб.

Как выбрать подходящую акб с первого раза?

В идеале, лучшим вариантом будет наличие под рукой вашего б/у аккумулятора. В наши дни магазины с автотоварами расположены на каждом углу, поэтому можно выбрать наиболее подходящий и подъехать прямо к нему. Далее уже сразу определится с дальнейшей покупкой.

  • Необходимо точно определить все технические характеристики (мощность, емкость и т. д.).
  • Далее стоит подобрать батарею аналогичного типа , что и бывшая акб.
  • Особое внимание нужно уделить габаритам , можно даже буквально измерить их линейкой.
  • Обязательно изучить клеммы .
  • Посмотреть тип крепления .
  • Выбрать акб по способу заряда . Зарядка аккумулятора должна быть в норме. Здесь можно немного сэкономить, купив «сухозаряженную» батарею и зарядить ее уже в домашних условиях.
  • Остается только внимательно осмотреть аккумуляторную батарею на предмет механических повреждений.

Подводя итоги данной статьи, можно сказать, что размер аккумулятора является одним из главных характеристик при его приобретении. Если мощностные данные обычно встречаются многократно и запоминаются легко, то габариты, форма клемм и место посадки источника питания не так уж легко запомнить. Придерживаясь инструкцй, которые были раскрыты в данном тексте, вам намного проще будет приобрести подходящую батарею для вашего авто.

Причины замерзания электролита

О состоянии заряженности стартерной АКБ однозначно можно судить по величине плотности электролита и НРЦ в состоянии покоя.

НРЦ заряженной батареи равно 12,7-12,9 В, а в разряженном не более 12,0 В.

Глубокий разряд батареи при эксплуатации может произойти при наличии неисправности в системе элек-трооборудования. При этом напряжение 12-вольтовой батареи может снизиться до 6 В и даже ниже. Чем глубже разряд, тем ниже плотность электролита. Количество активной массы и электролита сбалансированы для получения заданной емкости АКБ. Поэтому в конце разряда плотность электролита снижается до значения 1,08-1,10 г/см3. Из рис. 1 видно, что электролит полностью заряженной батареи (1,28 г/см3) замерзнет при температуре минус 65°С, а полностью разряженной (1,10 г/см3) уже при минус 7°С. Это значит, что при нормальной для России зимней погоде (до минус 30°С) может замерзнуть электролит у батареи, разряженной на 45-50% (1,19— 1,20 г/см3). Поэтому изготовители батарей считают недопустимой эксплуатацию батарей со степенью заряженности ниже 75% (плотность электролита 1,24 г/см3 или НРЦ 12,6 В).

Зависимость температуры замерзания электролита от его плотности

Поэтому можно однозначно утверждать, что образование льда во всех или нескольких ячейках батареи говорит о том, что АКБ в процессе эксплуатации разрядилась значительно ниже уровня, допустимого согласно инструкции по эксплуатации. Причинами низкой заряженности могут быть:

- неисправности генератора, регулятора напряжения,

- замыкания в проводке,

- большой отбор мощности нештатным оборудованием и т.п.

Если же замерзает электролит только в одной из шести ячеек АКБ, это говорит о том, что именно в этой ячейке, вероятно, имеется короткое замыкание разноименных пластин, которое приводит к саморазряду данного аккумулятора. При этом в остальных ячейках электролит не замерзает, его плотность остается нормальной. Если это происходит во время гарантийного срока, значит, причиной замыкания является дефект. Поэтому такая батарея должна быть предъявлена в сервисный центр или продавцу для установления вида дефекта с целью замены на новую исправную батарею. При холодной погоде (температура значительно ниже нуля) доливать дистиллированную воду в АКБ для восстановления уровня электролита в ячейках следует только перед выездом автомобиля или во время заряда от стационарного устройства. Это исключит замерзание доливаемой воды до того как она успеет перемешаться с холодным электролитом.

Инструкция для тех, кто ничего не понимает в автомобильных аккумуляторах, но хочет, чтобы машина в любое время года заводилась с пол оборота.

Содержание статьи "Как выбрать аккумулятор для легкового автомобиля?"

Батарея питает автомобиль не только в тот момент, когда работает двигатель. Без тока машину даже с «сигналки» не снять. Чтобы не оказаться в ситуации, что авто превратилось в безжизненную железяку, надо знать «возраст» действующего аккумулятора.

Жизненный цикл батареи в среднем составляет 4 года. Точнее сказать невозможно: он может прослужить 7 лет или не протянуть и трёх. Факторов, влияющих на долгожительство аккумулятора, множество. Лучше просто по истечении 4 лет быть готовым, что однажды утром машина не заведётся, независимо от погодных условий.

Что надо знать, чтобы подобрать новую батарею для автомобиля - расскажем ниже.

Выбор аккумулятора по емкости

Ёмкость аккумулятора оценивается в ампер часах. Она показывает способность батареи давать определенный ток в течение конкретного времени. Так, емкость 75 ампер часов означает, что АКБ может давать ток в один ампер в течение 75 часов (или в 3 ампера в течение 25 часов).

Аккумулятор емкостью 75 Ам/ч

Ёмкость прописывается в инструкции по эксплуатации автомобиля, сервисной книжке или на табличке под капотом. Если документы давно утеряны и надпись не читается, то выбрать можно, исходя из объема двигателя: чем больше «движок», тем выше ёмкость батареи. На легковых автомобилях она колеблется от 38 до 225 Ам/ч.

Например: объем двигателя от 1 до 1,6 л - ёмкость 55 Ам/ч; двигатель от 1,3 до 1,9 л - ёмкость 60 Ам/ч; от 1,4 до 2,3 л - ёмкость 66 Ам/ч; от 1,6 до 3,2 л - ёмкость 77 Ам/ч и так далее.

Ни экономить на маленькой ёмкости, ни делать «как лучше», то есть покупать аккумулятор бОльших параметров - не стоит. Воспользуйтесь рекомендацией производителя.

Чем больше емкость аккумулятора, тем дольше можно крутить стартер, если мотор не заводится в холодную погоду.

Типы полярности АКБ

Бывает прямая и обратная . Откройте капот и посмотрите, где расположены клеммы. Если плюсовая (рядом с ней должен быть нарисован соответствующий символ) находится справа, то у батареи обратная полярность. Её ещё называют европейской. Если положительная клемма - слева, то полярность прямая или «российская».

Если вы всё-таки перепутаете полярность, то полюсные провода могут не дотянуться до нужных клемм.

Как выбрать аккумулятор по виду транспортного средства?

Тут все просто. Типы делятся по видам транспорта: мото , легковой , грузовой и тяговый . Самый маломощный - мотоциклетный аккумулятор. Тяговые батареи используются на электротранспорте.


Легковые


Грузовые


Мото


Тяговые

Виджет товаров

Типы клемм автомобильных аккумуляторов

Их три: «европа» , «азия» и «под болт» . Отличают их размеры и форма.

Европейский тип клемм наиболее распространен. Их главное отличие - они расположены в углублениях ниже уровня крышки. Диаметр клемм типа «европа»: плюсовой электрод имеет толщину 19,5 миллиметров, а минусовой - 17,9.


Европа

Азиатские клеммы тоньше - их диаметр 12,7 и 11,1 миллиметров. Электроды находятся на поверхности плоской крышки.


Азия

Будьте внимательны. Если «азиатскую» батарею на «европейскую» машину еще можно установить, потому что полюсные провода можно отрегулировать с помощью переходников. А вот «европейский» аккумулятор на «азиатку» не встанет.

Клеммы «под болт» - американский стандарт . Они могут находиться на боковой стенке аккумулятора и сверху. Болт, соединённый с проводом, продевается в отверстие клеммы и фиксируется гайкой. Такой же тип клемм используются на мото и лодочных аккумуляторах.


Америка

Напряжение (В)

Напряжение полностью заряженного автомобильного аккумулятора должно быть равно 12.65 В.

Ток холодного пуска

Пусковой ток, его еще называют ток холодной прокрутки, - это максимальный ток, который может отдавать батарея в течение 30 секунд при температуре -18°С. Он нужен, чтобы завести автомобиль. Чем ниже температура воздуха на улице, тем больше надо потратить энергии аккумулятору, чтобы запустить двигатель машины.

Ток холодного пуска зависит от ёмкости аккумулятора и измеряется в амперах. Чем больше ёмкость, тем выше пусковой ток. Для среднего бензинового двигателя значения пускового тока составляют примерно 500 ампер. Для дизельных двигателей - не менее 600 ампер.

Здесь, как и в случае с ёмкостью, рекомендованные значения указывает производитель в инструкции по эксплуатации автомобиля. В любом случае, показатели пускового тока новой батареи не должны быть ниже тех, которые указаны на предыдущем аккумуляторе.

Допускается, если значения пускового тока буду несколько выше рекомендованных производителем. Это позволит избежать проблем с запуском двигателя зимой при температуре ниже минус 15°С.


Ток холодного пуска

Подобрать аккумулятор по размерам

Самый безотказный способ не ошибиться с габаритами аккумулятора - измерить тот, который на данный момент установлен в вашей машине. Или же посмотреть эти данные на этикетке.

Тип крепления

Аккумулятор в автомобиле может крепиться сверху прижимной планкой - это называется верхний тип крепления .


Крепление сверху

Второй вариант - нижний тип крепления , когда батарея фиксируется снизу пластиной. Такие модели в основании имеют «юбку», то есть выступы. Самый простой вариант узнать, какой тип крепления подразумевается на вашей машине - достать «родной» аккумулятор.


Крепление снизу

3 400 руб.

Аккумулятор автомобильный ATLAS DYNAMIC POWER MF42B19FL 6СТ-38 обр. 38Ач обр.

Вид - легковые. Полярность - обратная. Напряжение 12 В. С газоотводом. Тип нижнего крепления - B01 . Пусковой ток 370 А. Обслуживание - необслуживаемые. Ёмкость 38 А-ч. Тип клемм - Euro. С ручкой для переноски. Вес: 18.0 кг. Размеры 220х136х187 мм.

купить в интернет-магазине AutoAKB

возможен самовывоз

видеообзор

3 450 руб.

Аккумулятор автомобильный Varta Blue Dynamic A13 6СТ-40 обр. с бортом (42B19L) 540 125 033 313 2 40Ач обр.

Ручка для переноски. Вид - легковые. Обслуживание - необслуживаемые. Тип клемм - Asia. С номинальным напряжением 12В. С емкостью 40А-ч. Полярность - обратная. Тип нижнего крепления - B01 . Газоотвод. С током холодной прокрутки 330А. С шириной: 129 мм. С высотой: 225 мм. С длиной: 189 мм. С весом: 10.0 кг.

купить в интернет-магазине AutoAKB

возможен самовывоз

видеообзор фото

4 550 руб.

GigaWatt Аккумулятор автомобильный GIGAWATT G68JR 6СТ-60 обр. (80D26L) 68Ач обр. 568 404 055

Тип клемм - Euro. Напряжение 12 В. Тип нижнего крепления - B01 . Вид - легковые. Пусковой ток 550 А. С ручкой для переноски. Полярность - обратная. Обслуживание - обслуживаемые. Ёмкость 68 А-ч. Размеры 220х175х260 мм.

купить в интернет-магазине AutoAKB

возможен самовывоз

5 150 руб.

Аккумулятор автомобильный Varta Blue Dynamic E23 6СТ-70 обр. (80D26L) 570 412 063 313 2 70Ач обр.

Газоотвод. Тип клемм - Asia. Ручка для переноски. С током холодной прокрутки 630А. Вид - легковые. С емкостью 70А-ч. Тип нижнего крепления - B01 . С номинальным напряжением 12В. Обслуживание - необслуживаемые. Полярность - обратная. С шириной: 175 мм. С высотой: 220 мм. С длиной: 261 мм. С весом: 17.0 кг.

в интернет-магазине AutoAKB

возможен самовывоз

видеообзор фото

5 400 руб.

Аккумулятор автомобильный BANNER Power Bull P50 41 6СТ-50 обр. 50Ач обр.

С ручкой для переноски. Вид - легковые. Напряжение 12 В. Обслуживание - необслуживаемые. Пусковой ток 420 А. Ёмкость 50 А-ч. Полярность - обратная. Тип нижнего крепления - B01 . С длиной: 202 мм. С высотой: 225 мм. С шириной: 173 мм.

в интернет-магазине AutoAKB

возможен самовывоз

видеообзор

5 700 руб.

Аккумулятор автомобильный Medalist Standart 80D26L 6СТ-75 обр. 75Ач обр.

С номинальным напряжением 12В. Вид - легковые. Тип нижнего крепления - B01 . Ручка для переноски. Полярность - обратная. С током холодной прокрутки 680А. Обслуживание - необслуживаемые. Газоотвод. С емкостью 75А-ч. Тип клемм - Euro. Ширина: 173 мм. Длина: 260 мм. Высота: 225 мм. Вес: 16.0 кг.

в интернет-магазине AutoAKB

возможен самовывоз

фото

5 700 руб.

Solite Аккумулятор автомобильный SOLITE 95D26R 6СТ-85 прям. 85Ач пр.

Напряжение 12 В. Пусковой ток 650 А. С ручкой для переноски. Полярность - прямая. Тип клемм - Asia. Вид - легковые. Обслуживание - необслуживаемые. Ёмкость 85 А-ч. Тип нижнего крепления - B01 . С шириной: 220 мм. С высотой: 175 мм. С длиной: 261 мм.

в интернет-магазине AutoAKB

возможен самовывоз

6 000 руб.

Аккумулятор автомобильный BANNER Power Bull P60 62 6СТ-60 обр. (75D23L) 60Ач обр. 013560620101

Вид - легковые. С номинальным напряжением 12В. Ручка для переноски. Полярность - обратная. Тип нижнего крепления - B01 . С емкостью 60А-ч. С током холодной прокрутки 510А. Обслуживание - необслуживаемые. С высотой: 220 мм. С шириной: 173 мм. С длиной: 230 мм.

в интернет-магазине AutoAKB

возможен самовывоз

видеообзор

5 900 руб.

GigaWatt Аккумулятор автомобильный GIGAWATT G91R 6СТ-91 обр. (105D31L) 91Ач обр.

С ручкой для переноски. Тип нижнего крепления - B01 . Полярность - обратная. Обслуживание - обслуживаемые. Пусковой ток 740 А. Тип клемм - Euro. Вид - легковые. Ёмкость 91 А-ч. Напряжение 12 В. Размеры 220х172х302 мм.

в интернет-магазине AutoAKB

возможен самовывоз

фото

6 000 руб.

Аккумулятор автомобильный Totachi KOR 75D23FL 6СТ-65 обр. с бортом 65Ач обр. 4589904524271

Обслуживание - необслуживаемые. С емкостью 65А-ч. С током холодной прокрутки 580А. Полярность - обратная. Тип нижнего крепления - B01 . С номинальным напряжением 12В. Вид - легковые. Ручка для переноски. С высотой: 173 мм. С длиной: 232 мм. С шириной: 225 мм.

в интернет-магазине AutoAKB

возможен самовывоз

6 400 руб.

Аккумулятор автомобильный Medalist 95D26L 6СТ-85 обр. 85Ач обр.

С ручкой для переноски. Полярность - обратная. Ёмкость 85 А-ч. Вид - легковые. Тип нижнего крепления - B01 . Пусковой ток 730 А. Обслуживание - обслуживаемые. Напряжение 12 В. С длиной: 261 мм. С высотой: 175 мм. С шириной: 225 мм.

в интернет-магазине AutoAKB

возможен самовывоз

фото

6 950 руб.

Аккумулятор автомобильный ATLAS DYNAMIC POWER MF59518 6СТ-95 обр. 95Ач обр.

Вид - легковые. Полярность - обратная. Газоотвод. Тип нижнего крепления - B01 . С номинальным напряжением 12В. Тип клемм - Euro. С емкостью 95А-ч. Обслуживание - необслуживаемые. С током холодной прокрутки 640А. Ручка для переноски. Ширина: 172 мм. Высота: 220 мм. Длина: 302 мм. Вес: 21.8 кг.

в интернет-магазине AutoAKB

возможен самовывоз

6 850 руб.

Delkor Аккумулятор автомобильный DELKOR 75D23L 6СТ-65 обр. 65Ач обр.

Ёмкость 65 А-ч. С ручкой для переноски. Пусковой ток 580 А. Вид - легковые. Обслуживание - необслуживаемые. Полярность - обратная. Тип нижнего крепления - B01 . Напряжение 12 В. С шириной: 173 мм. С длиной: 232 мм. С высотой: 225 мм.

в интернет-магазине AutoAKB

возможен самовывоз

7 200 руб.

Solite Аккумулятор автомобильный SOLITE 115D31R 6СТ-95 прям. 95Ач пр.

С током холодной прокрутки 750А. С емкостью 95А-ч. С номинальным напряжением 12В. Вид - легковые. Обслуживание - необслуживаемые. Полярность - прямая. Тип нижнего крепления - B01 . Газоотвод. Ручка для переноски. Тип клемм - Euro. С шириной: 173 мм. С длиной: 306 мм. С высотой: 225 мм. С весом: 21.0 кг.

в интернет-магазине AutoAKB

возможен самовывоз

фото

7 100 руб.

Аккумулятор автомобильный Varta Blue Dynamic G7 6СТ-95 обр. (115D31L) 595 404 083 313 2 95Ач обр.

С ручкой для переноски. С газоотводом. Вид - легковые. Обслуживание - необслуживаемые. Полярность - обратная. Пусковой ток 830 А. Тип нижнего крепления - B01 . Ёмкость 95 А-ч. Тип клемм - Euro. Напряжение 12 В. Вес: 20.0 кг. Размеры 225х173х306 мм.

в интернет-магазине AutoAKB

возможен самовывоз

видеообзор фото

7 100 руб.

Аккумулятор автомобильный Varta Blue Dynamic G8 6СТ-95 прям. (115D31R) 595 405 083 313 2 95Ач пр.

С током холодной прокрутки 830А. С емкостью 95А-ч. С номинальным напряжением 12В. Вид - легковые. Обслуживание - необслуживаемые. Полярность - прямая. Тип нижнего крепления - B01 . Газоотвод. Ручка для переноски. Тип клемм - Euro. С шириной: 173 мм. С длиной: 306 мм. С высотой: 225 мм. С весом: 20.0 кг.

в интернет-магазине AutoAKB

возможен самовывоз

Для нормальной работы электросистемы автомобиля нужно обеспечить надежное ее соединение с аккумуляторной батареей — это обеспечивается специальными клеммами. Все об аккумуляторных клеммах, их типах, конструкции, особенностях и применяемости, а также об их правильном выборе и монтаже читайте в статье.

Что такое клемма АКБ?

(аккумуляторной батареи, стартерной батареи) — электротехническое изделие автотракторного назначения; клемма большого сечения для подключения бортовой сети транспортного средства (ТС) к клеммам аккумуляторной (стартерной) батареи.

Аккумуляторные клеммы выполняют несколько функций:

  • Электрическое соединение АКБ со стартером, генератором и иными потребителями тока, а также с "массой" транспортного средства;
  • Возможность быстрого монтажа и демонтажа стандартных и подходящих для данного автомобиля аккумуляторных батарей;
  • Обеспечение надежного электрического контакта при активной эксплуатации ТС в различных условиях;
  • Защита от неправильного подключения АКБ и (иногда) от короткого замыкания.

Именно с клемм АКБ начинается бортовая электросистема автомобиля, трактора и прочей техники, поэтому важную роль играет их качество, надежность и электрические характеристики. При неисправности клеммы должны быть заменены, а, чтобы сделать верный выбор этих деталей, следует подробно разобраться в их видах, конструкции, особенностях и применяемости.

Типы и конструкция аккумуляторных клемм

Клеммы АКБ отличаются применяемостью, конструкцией, материалом изготовления и некоторыми особенностями.

В первую очередь, изделия можно разделить на четыре класса по способу монтажа и, соответственно, применяемости:

  • Ножевые типа "мама" — для соединения с АКБ, оснащенными ножевыми клеммами;
  • Винтовые — для соединения с АКБ, имеющими различные типы плоских клемм с отверстием под винт/болт;
  • Накидные — для соединения с аккумуляторами, имеющими цилиндрические или конические клеммы;
  • Универсальные винтовые и накидные — для соединения с батареями, оборудованными цилиндрическими или коническими клеммами с поперечным отверстием.

Наиболее широкое применение в автотракторной технике находят накидные клеммы — в дальнейшем речь пойдет именно о них. Хотя многое сказанное о накидных клеммах справедливо для винтовых и универсальных (это касается материала изготовления, способа соединения с проводом и т.д.). Здесь же укажем, что ножевые клеммы используются для подключения маломощных аккумуляторов (в том числе на мототехнике), а винтовые — на некоторых автомобилях зарубежного производства, маломерных судах и т.д.

Накидные клеммы, независимо от типа и применяемости, имеют принципиально одинаковое устройство. Это цельная или составная деталь, на одной стороне которой находится петля или зажим для монтажа на клемме, а на обратной стороне — наконечник для соединения с проводом.

Клеммы могут иметь накидную часть различных типов:

  • Ω-образная скоба — выполнена в виде хомута, на задней стороне которого предусмотрены отверстия под винт для фиксации клеммы и монтаж провода;
  • Скоба с поперечным винтовым зажимом — скоба с расположенным в передней части болтом/винтом с гайкой, которым осуществляется фиксация на аккумуляторной клемме;
  • Скоба с продольным винтовым зажимом — скоба с расположенным сбоку винтом.

По конструкции наконечника клеммы делятся на две группы:

  • С зажимным (винтовым) наконечником;
  • С компрессионным (обжимным) наконечником.

Наконечники первого типа представляют собой различные варианты винтов с гайками, винтов с прижимными планками и винтов, расположенных в каналах. Конец провода фиксируется в наконечнике прижимом одного или двух винтов/болтов — это наиболее простое по конструкции решение, которое позволяет снять и заменить провод без применения специального инструмента.

Наконечники второго типа выполнены в виде глухой короткой трубки, в которую вставляется конец провода и обжимается. Такой наконечник имеет свои сложности и особенности монтажа (довольно трудно равномерно и качественно обжать провод, не имея навыка), однако он обеспечивает наиболее полный контакт с проводом.

При этом наконечники бывают двух типов по количеству подключаемых проводов:

  • Один или два провода — один стартерный и один генераторный, один на "массу";
  • Три и более проводов — дополнительные провода для подключения отдельных потребителей тока.

Обычно дополнительные провода имеют малое сечение, поэтому они подключаются к наконечникам уменьшенного размера.

Клеммы АКБ изготавливаются из различных материалов: свинца, латуни и бронзы, латуни с оловянно-висмутовым покрытием, меди, алюминия, цинка с омеднением и других.

Свинцовые клеммы. Изготавливаются из свинца, имеют стальные зажимные винты/болты и другие детали. Наиболее совместимы со свинцовыми клеммами на аккумуляторной батарее, но обладают повышенным электрическим сопротивлением и при разряде АКБ могут ухудшать работу электросистемы. Кроме того, свинцовые клеммы обладают низкой механической прочностью и интенсивно разрушаются под воздействием негативных факторов окружающей среды.


Латунные и бронзовые клеммы. Изготавливаются из латуни и бронзы определенных марок, обладают высокой механической прочностью и низким электрическим сопротивлением. Однако имеют существенный недостаток — при контакте со свинцовой клеммой образуют гальваническую пару, между разнородными металлами протекают химические реакции, приводящие к образованию окислов на поверхности клемм. В результате со временем контакт между клеммами ухудшается, а сами они разрушаются.


Латунные клеммы с оловянно-висмутовой полудой. Изготавливаются из латуни и имеют сплошное покрытие оловянно-висмутовым или иным припоем, который снижает интенсивность химических реакций при установке на аккумуляторную батарею и продлевает срок службы изделия.


Медные клеммы. Наилучшее решение сточки зрения электротехнических характеристик, так как медь обладает высокой электропроводностью и практически не влияет на сопротивление цепи при любых токах. Однако для них характерны все описанные выше недостатки, поэтому чаще используются медные клеммы с покрытиями, в том числе и золотым. Данные клеммы сегодня широко применяются для тюнинга автомобилей — при установке мощных аудиосистем высокого класса и другого оборудования.


Алюминиевые, цинковые и иные клеммы с защитным покрытием. Это не слишком распространенная группа клемм, они имеют малый вес, но вследствие наличия покрытия обладают довольно высокой стоимостью и их установка не всегда оправдана.

Клеммы АКБ с пластиковой защитой

Для всех аккумуляторных клемм серьезную опасность представляют различные факторы окружающей среды, поэтому для дополнительной защиты могут применяться пластиковые или резиновые чехлы, защитные короба и иные приспособления.

Клеммы АКБ делятся на два типа по назначению: положительные (плюсовые) и отрицательные (минусовые). Также они разделяются на группы для транспортных средств с напряжением в бортовой сети 6, 12 и 24 вольта.

В заключении укажем, что сегодня существует большое разнообразие клемм с дополнительным функционалом: со встроенным индикатором напряжения, специальной защитой от коррозии, винтами для быстрого монтажа/демонтажа и другие. Однако в целом их конструкция не отличается от описанной выше, поэтому рассматривать их отдельно мы не будем.

Размеры и применяемость клемм АКБ

На рынке представлены клеммы для различных типов АКБ , наиболее распространены два стандарта:

  • Euro (Type 1) — клемма "+" диаметром 19,5 мм, клемма "-" диаметром 17,9 мм;
  • Asia (Type 3) — клемма "+" диаметром 12,7 мм, клемма "-" диаметром 11,1 мм.

Размеры присоединительных наконечников клемм рассчитаны для проводов сечением 8-12 кв. мм, но бывают варианты для проводов увеличенного сечения.

Как правильно выбрать и заменить клемму АКБ

Выбор клемм следует делать, исходя из типа установленного аккумулятора, условий эксплуатации автомобиля и особенностей его электросистемы.

Сначала нужно определить тип АКБ — "Евро" или "Азия", и выбрать клеммы соответствующего размера. Затем можно выбрать клемму по количеству подсоединяемых к наконечнику проводов — в большинстве случаев достаточно стандартных клемм с одним и двумя проводами. Если же на машине есть дополнительное оборудование, то могут потребоваться детали с возможностью подключения трех проводов и более.

Что касается металла изготовления клемм, то вариантов здесь масса. Стандартное решение — недорогие свинцовые детали. Однако для продления их срока службы рекомендуется периодически контролировать прочность монтажа и очищать от загрязнений. При несколько большем бюджете можно выбрать латунные или бронзовые клеммы простые или с оловянно-висмутовой полудой. А когда важно обеспечить высококачественное подключение, имеет смысл покупать медные клеммы, в том числе и с защитным покрытием. Изделия этой группы имеют высокую стоимость, однако их покупка будет оправдана.

Монтаж клемм следует выполнять в соответствии с рекомендациями производителя. Прежде всего нужно зачистить контактные клеммы на аккумуляторе и зашкурить внутренние поверхности клемм (особенно, если они окрашены), при монтаже необходимо прочно затягивать винты и обеспечивать надежное крепление проводов. Выполнив все условия, вы получите надежный электрический контакт и нормальную работу электросистемы автомобиля.