Обучение вождению гидроциклов и маломерных судов, общие сведения, лоция

Многие отдыхающие на Иссык-Куле хоть раз, да желали прокатиться на заманчивых, шумных и быстрых скутерах, которые предлагают как аттракцион местные «бизнесмены». К сожалению, взяв с клиента деньги, хозяева гидроцикла практически ничего не рассказывают о технике безопасности и мастер-классы для впервые севших за руль на воде не проводят. И это, невзирая на то, что должен производиться полный инструктаж, за который нередко те же владельцы скутеров берут с клиента роспись, подтверждающую что человек заплатил и с условиями проката согласен. Единственное, что упоминают арендодатели, помогая надеть отдыхающему жилет, так это тот факт что, если клиент что-нибудь потеряет, сломает или умудрится утопить водный байк, то от крупного штрафа ему не уйти.

Во избежание испорченного отдыха наших читателей K News собрал правила управления гидроциклами и рекомендации о том, как правильно кататься.

Экипировка важна и для профи, и для новичков!

Готовясь к поездке на скутере, обязательно наденьте спасательный жилет. Без него нельзя ездить ни новичкам, ни профессионалам. Каким бы опытным ни был водитель, удар волны или другие форс-мажорные ситуации могут выбить его из «седла», причем на очень даже немаленькое расстояние. Удар о воду при этом может быть довольно мощным, а его последствия - самыми плачевными. Судите сами: что может произойти в воде с потерявшим сознание человеком? Правильно, скорее всего, не будь на нем спасательного жилета, человек этот пойдет ко дну…

Жилеты для водных мотоциклов, к слову, особые - они не особо объемные и не надуваются воздухом. Спасательный атрибут шьется из спецматериалов, плотно прилегает к телу и не мешает езде.

При поездке на скутере лучше оставить все свои вещи на берегу. Шляпу, очки, обувь, полотенце и прочие атрибуты пляжника брать с собой за руль не стоит. Желательно избавиться от всего, что может отвлечь ваше внимание от наводной езды. Оставить аксессуары на суше следует и пассажирам, иначе велик риск потерять вещи - сильный ветер в лицо, затяжные повороты, а нырять за потерянными мелочами на 5-7-15 метров вглубь вряд ли кто-нибудь станет.

Завершая процесс экипировки, проверьте, плотно ли закреплен браслет ключа на запястье. В случае если вы случайно отпустите руль - или вообще свалитесь со скутера в воду, — ключ должен остаться на вашей руке, а не в замке зажигания. Тогда водный мотоцикл остановится, и вы с легкостью сможете вернуться за руль. В противном случае мотоцикл будет бороздить водные просторы, пока у него не кончится топливо.

Катаясь на скутере, легко «влететь»

Оседлав водоплавающего «железного коня», не спешите жать газ до отказа. Знаменитый девиз здесь может сыграть с вами злую шутку.

Дело в том, что основой двигателя данного вида транспорта является пропеллерный мотор, который находится в задней нижней части гидроцикла. Лопасти хоть и небольшие, но на мелководье все же могут задеть дно, тем более что при старте скутер немного встает на дыбы, приподнимаясь своей передней частью, соответственно, задняя опускается ближе ко дну. При этом хозяева водного мотоцикла подгоняют его поближе к берегу, чтобы отдыхающим было удобно на него взбираться.

Чтобы избежать повреждения двигателя недешевого гидроцикла и чтобы не платить потом громадный штраф за испорченный пляжный аттракцион, не газуйте при старте. Усевшись за руль и проверив экипировку, трогайтесь очень аккуратно. Несколько раз поверните ручку газа и верните ее в исходное положение. Скромный старт и последующий холостой ход позволят вам вывести гидроцикл на достаточную для полноценного старта глубину. Тут уже и газуйте в свое удовольствие.

Аналогичными соображениями стоит руководствоваться и по возвращении к берегу: газ необходимо отпустить еще на глубине, а приближаясь к суше (на расстоянии примерно в 5-7 метров от берега) и вовсе необходимо заглушить гидроцикл. Силы инерции вам вполне хватит, чтобы аккуратно и красиво припарковаться.

Плавные повороты и контакт с пассажиром - залог отличной поездки

Если за рулем скутера вы никогда прежде не сидели, то со стороны вам наверняка казалось, что в управлении водным байком нет ничего сложного. Забегая вперед, до вашей первой попытки порулить, скажем: это - заблуждение. Во-первых, этот скоростной транспорт, как и любой другой, не потерпит ошибки водителя, а, во-вторых, управление техникой на водной глади кардинально отличается от вождения по дорогам.

Наводная скорость от скорости наземной отличается даже по ощущениям. Учтите, что резкий газ с легкостью может выбить вас из равновесия. Сначала почувствуйте, как набирает скорость гидроцикл, какое он оказывает давление на вас при ускорении, при поворотах, и только когда освоитесь и поймете, как подстраиваться под скорость «скакуна», начинайте газовать.

Почувствовав скорость и драйв, постарайтесь не терять бдительность. Не противьтесь течению - ехать с большой скоростью против волн не желательно. Почему? Да потому что элементарные законы физики: гидроцикл будет прилегать к поверхности воды меньшей плоскостью днища, от чего его начнет швырять то вверх, то вниз, то вправо, то влево. На высокой скорости байк начнет прыгать по волнам, как взбесившийся конь. Приземляться с первого раза получается далеко не у всех, а значит, возрастает риск вашего падения в воду, при этом можно запросто опрокинуть гидроцикл, а то и вовсе его утопить - перспектива не самая радужная, согласитесь.

Не стремитесь также ускоряться на поворотах. Хотите почувствовать скорость - делайте это по прямой, при спокойной воде или по течению, а в повороты лучше входить на минимальной скорости и по максимально широкой дуге.

Если вы берете с собой в поездку пассажира, то предупреждайте его о предстоящем повороте или о резком ускорении. Его реакция будет достаточно сильно влиять и на вас, и на гидроцикл. Если, не зная о повороте, пассажир неправильно наклонится и начнет падать, то он может уронить за собой и вас или, того хуже, попасть под скутер.

ПДД актуальны и на воде

Перед отплытием внимательно осмотрите гидроцикл. У него не должно быть видимых повреждений, руль должен легко поворачиваться, а все открывающиеся сегменты должны быть под замком. На транспорте не должно быть ничего лишнего. Обратите внимание на уровень бензина в баке и на работу приборной панели. Если вдруг что-то окажется не в порядке, это может стоить вам не только бесполезно потраченных денег, но и обвинений со стороны хозяев техники в том, что вы устроили поломку вы во время катания.

Катаясь на воде, придерживайтесь уже известных вам правил ПДД. Здесь идет речь о пловцах, они - как пешеходы на дорожной зебре. Людей в воде необходимо либо объезжать на минимальной скорости (без газа), либо пропускать, если ваши маршруты пересеклись. Случаи наезда гидроцикла на человека в воде нередко приводят к летальному исходу, а ответственность водителя здесь будет такая же, как и на дороге.

Встречая иной транспорт на воде, избегайте к нему приближаться. Мудро соблюдая дистанцию, вы исключите риск столкновения, а кроме того избежите качки из-за волн, образуемых сторонним мотором. При совершении поворота, разворота, резкой остановки оглянитесь кругом и оцените ситуацию: не приведет ли ваш маневр к столкновениям с кем-то или чем-то.

При первых поездках не отъезжайте далеко от берега, чтобы в случае чего спасателям было проще до вас добраться.

И, кстати, уточняйте у арендодателей скутера, прогрет ли двигатель машины: чтобы газовать на полные обороты гидроцикл тоже нужно прогреть.

Время — деньги

Ну, и напоследок - несколько дельных советов о договоре проката водного мотоцикла:

  • Уточните, на сколько минут вы арендуете скутер;
  • Перед поездкой сами засеките время (да-да, недобросовестные хозяева, ворующие у отдыхающих время катания, - не миф);
  • Переспросите (можно даже и несколько раз), за что именно вы расписываетесь;
  • Постарайтесь договориться о том, чтобы заплатить после поездки - если скутер окажется неисправным или возникнут прочие проблемы, нервных споров о возврате денег можно будет избежать;
  • Поинтересуйтесь у хозяев байка, каков объем двигателя у транспорта, с какой скоростью он едет и как быстро набирает обороты (это позволит вам подготовиться и заранее узнать, чего можно ждать от ручки газа).

Ответ: Прежде всего, заметим, что гидроцикл относится к маломерным судам, эксплуатация которых исключает их свободное использование. Иными словами, нельзя твоему гостю, не имеющему прав и доверенности от тебя, сесть за руль скутера и начать «бороздить водоем». Впрочем, давай по порядку.

Покупка и эксплуатация водного мотоцикла сродни покупке и эксплуатации автомобиля. Посуди сам: надо зарегистрировать гидроцикл в Государственной инспекции по маломерным судам (ГИМС), ежегодно уплачивать транспортный налог, один раз в пять лет (раньше - ежегодно) проходить в ГИМСе технический осмотр, иметь судоводительские права. Эксплуатация аквабайка без соблюдения указанных условий невозможна!

Итак, ты купил водный мотоцикл. С договором купли-продажи, товарным чеком или справкой-счетом и руководством по эксплуатации (на русском языке!), квитанцией об уплате 1100 рублей за регистрацию, паспортом и свидетельством ИНН необходимо явиться в ГИМС (в Москве она находится на ул. Чаплыгина, д. 15, стр. 5) и написать заявление о регистрации (заполнить регистрационную карточку). ГИМС, в свою очередь, выдаст тебе судовой билет и присвоенный твоему гидроциклу регистрационный номер. Кстати говоря, если аквабайк не будет зарегистрирован, то за это грозит штраф в размере от 500 до 1000 рублей.

За водный мотоцикл придется ежегодно платить транспортный налог. Надо сказать, что сумма налога весьма приличная! В Москве с 2014 года за гидроцикл мощностью до 100 л. с. размер налога составляет 250 (раньше - 125) рублей за 1 л.с. Если мощность мотора составляет свыше 100 л.с., то за 1 л.с. нужно будет выложить 500 (раньше - 250) рублей. И это при том, что на автомобиле человек ездит круглый год, а на водном мотоцикле катается лишь несколько месяцев! В-общем, аквабайк - дорогая игрушка. Если аквабайк прошел сертификацию на заводе-изготовителе, то техосмотр при регистрации не проводится - достаточно лишь представить гидроцикл в натуре на предмет соответствия предъявленным документам.

Если же твой гидроцикл не прошел сертификацию на заводе-изготовителе, то перед регистрацией придется пройти технический осмотр. Причем, если раньше можно было привезти аквабайк в ГИМС на прицепе, то сейчас осмотр осуществляется и на суше, и на воде. Тебе придется согласовать с инспектором ГИМСа время и место осмотра. Сначала маломерное судно осматривается на плаву, а затем после подъема на берег.

Наконец, ты должен получить права, пройдя курс вождения гидроцикла. Учиться можно самостоятельно, а экзамен сдается только в ГИМСе, где и выдается удостоверение на право управления судном. Сдать нужно будет теоретическую, а потом и практическую часть. Управление водным мотоциклом без прав наказывается штрафом в размере от 1000 до 1500 рублей.

Ограничения по перемещению, конечно, есть. Использовать можно только ту водную территорию, где разрешены поездки на маломерных судах. При этом ГИМС следит за соблюдением правил. Например, скорость движения твоего аквабайка вблизи пляжей не должна превышать 15 км/час. Ты и твои гости должны быть одеты в спасательные жилеты, а ключ зажигания гидроцикла должен быть соединен с рукой водителя чекой. В этой связи, возможно, имеет смысл вступить в водный клуб и использовать его водную базу.

Теперь о надувных лодках. На гребные (без мотора) суда удостоверение о праве на управление не требуется. Если надувная лодка с мотором, то все зависит от мощности мотора. Если на надувной лодке установлен мотор мощностью до 8 киловатт (10,88 л.с.), то она не относится к маломерным судам и ее не нужно регистрировать. Права на управление необходимо получить, если мощность двигателя лодки составляет более 5 л.с.

Остались вопросы по теме? Задавай в комментариях. Новые вопросы присылай на адрес c пометкой «Вопрос адвокату».

Любой отдых – это не только расслабление на солнце и купание в море. Необходимо уметь проводить время активно, ведь только так можно получить массу впечатлений и испытать невероятный прилив адреналина. Так, одним из самых интересных видов экстремального отдыха является катание на аквабайке. Данный аппарат (его еще называют гидроциклом) предназначен для езды по водной глади с «ветерком». И в последние годы это не только развлечение. В последние годы все чаще устраиваются соревнования с участием гидроциклов.

Естественно, назвать данный способ отдыха доступным и дешевым язык не поворачивается. Но ведь нам это и не нужно, не правда ли? На отдыхе можно просто покататься – этого будет достаточно, чтобы получить порцию ярких впечатлений. Высокая скорость, драйв, огромное количество брызг и прыжки на волнах… Катание на гидроцикле – это буря эмоций.

Водный мотоцикл – это серьезная техника, которая часто отличается по своим техническим показателям и функциональности. К примеру, гидроциклы бывают сидячими и стоячими. Что касается применения, то стоячие аппараты часто применяются для игры в аквафутбол. Вы можете себе представить всю динамику столь экстремального занятия? Сидячие же гидроциклы больше подойдут для катания ради удовольствия и профессиональных гонок. На них можно делать самые различные трюки и прыжки.

Современный гидроцикл способен развить невероятную скорость – до 120-140 км/час за короткий промежуток времени. Это возможно, благодаря мощному двухтактному мотору, который управляется современной электроникой. Сам гидроцикл, несмотря на свой компактный внешний вид, очень устойчив на воде. Сиденье на аппарате двухместное. На водном мотоцикле предусмотрен водомет и руль, который по конструкции похож на руль мотоцикла.

Размеры гидроцикла могут быть различными (в зависимости от модели) - от 2 до 4,5 метров в длину. Масса изделия – около 100 килограмм. Корпус гидроцикла чаще всего изготовлен из качественного стекловолокна, что позволяет быстро и качественно отремонтировать аппарат при необходимости.

Запас бензина в гидроцикле довольно внушительный - объем бензобака составляет около 50 литров. По вместительности современные гидроциклы могут быть одно-, двух- и четырехместными. По типу - спортивными, прогулочными и класса «люкс».

Перед тем, как садиться за руль такого аппарата, необходимо научиться управлять транспортным средством. Не лишним будет изучить правила безопасности, которые многими туристами игнорируются. В частности, на поворотах желательно снижать скорость. На больших волнах разгоняться нельзя – это очень опасно. И самое главное – необходимо следить за людьми в воде, чтобы ни на кого не наехать (что случается очень часто).

Если не выполнять требования безопасности, то катание на гидроцикле может закончиться травмой или даже трагедией. С данной техникой необходимо обращаться очень аккуратно. При этом на воде могут возникать самые непредвиденные ситуации – повышается вероятность столкновения с катерами, катамаранами или даже пловцами. Частыми спутниками малоопытных любителей экстрима являются ушибы, переломы и более серьезные травмы. Почти всегда проблемы появляются, когда человек садится за руль гидроцикла в нетрезвом состоянии.

Перед тем, как прокатиться на гидроцикле, необходимо надеть спасательный жилет, внимательно выслушать инструктаж, который должен провести специалист в данном вопросе. Управлять гидроциклом можно только в трезвом состоянии – это закон. У выпившего человека существенно ухудшается реакция, он неадекватно реагирует на происходящее. Важно убедиться, что в бензобаке есть достаточный запас топлива (в противном случае можно «зависнуть» где-то далеко от берега).

Катание на гидроцикле – это по-настоящему памятное мероприятие. И в ваших силах сделать все возможное, чтобы оно запомнилось только с лучшей стороны.

Стенд-ап, или, как его называют у нас, стоячий гидроцикл - это прежде всего «история про спорт». Пару часов езды на таком агрегате заменят тебе тренировку в спортзале: основная нагрузка здесь приходится на ноги и спину. Cтенд-ап идеально подходит, как для акробатических кульбитов, так и для просто «погонять». Yamaha SuperJet 700 - один из немногих выпускаемых стенд-ап аквабайков в мире и единственная стоячая модель в линейке гидроциклов Yamaha. Внутри у него 700-кубовый двухтактный двигатель мощностью 73 л.c. На первый взгляд немного, но за счет своего веса - всего 139 кг - и маневренности «Суперджет» может конкурировать с более мощными гидроциклами.

На суше

Освоить управление стоячего гидроцикла можно за пару дней, но без опытного инструктора тут не обойтись. В моем случае - это Чемпион России по аквабайку 31-летний Давид Джалагония и отец чемпиона - Александр Николаевич - председатель спортивной ассоциации водно-моторного спорта «Черное море». Давид объясняет на берегу технику безопасности. Последовательность такая:

1. Надень шлем и спасательный жилет. Вода - это, конечно, не асфальт, но в падении на большой скорости приятного все равно мало: ушибы, переломы и растяжение связок. В общем, лучше не рисковать.

2. Закрепи ремешок с чекой безопасности на спасательном жилете или надень его на запястье. Это нужно для того, чтобы после твоего падения в воду аквабайк не ушел в свободное плавание. Дело в том, что сама чека закрепляется в выключателе двигателя, который находится на руле, и, вылетая, глушит аппарат.

3. Держись подальше от мелководья. Гидроцикл движется за счет водомета - насоса, который засасывает воду из-под днища, а потом мощным потоком выбрасывает ее через узкое сопло. На мелководье в водомет могут попасть камни и мусор и повредить его.

4. Соблюдай дистанцию. В противном случае ты рискуешь столкнуться с другими аквабайкерами или проехаться по головам купающихся. Помни, что на большинстве гидроциклов отсутствуют тормоза - остановка происходит за счет сопротивления воды.

На воде

Cамое сложное для новичка - встать на «Суперджет». Особенности этого процесса уже в воде мне объяснил Александр Джалагония.

Ложишься животом на посадочную платформу гидроцикла. Возьмись за руль, оперевшись локтями на боковые стенки аквабайка. Плавно, указательным пальцем, нажимаешь на гашетку акселлератора и набираешь скорость. Когда машина станет устойчивой, не отпуская газ, подтягиваешься на руле и резким рывком встаешь на колени. Помни, что стенд-ап аквабайк устойчив только на ходу. Сбавишь обороты, гидроцикл завалится на бок - и ты уже за бортом!

Сначала я боялся открыть газ и набрать скорость, поэтому при каждой попытке встать на колени гидроцикл сбрасывал меня в воду. В какой-то момент я решил ездить лежа, но быстро понял, что это плохая идея. От такого катания уже через 15 минут начинает ныть спина и руки.

Получилось встать на колени - отлично! В молитвенной позе можно комфортно ездить и получать от этого удовольствие. В таком положении катайся до тех пор, пока не почувствуешь баланс.

Сколько времени займет этот этап - зависит только от тебя. Если до этого ты уже катался на чем-нибудь, что требует умения держать равновесие, то тебе будет проще освоиться со стенд-ап аквабайком.

Если стабильно катаешься на коленях - значит ты готов эволюционировать в «Аквабайкера Прямостоящего». В полуприсяде ставишь на посадочную платформу сначала ведущую ногу (та, которой ты обычно отталкиваешься, катаясь на коньках), потом другую и поднимаешься. Затем переставь ведущую ногу чуть вперед, а корпус занеси над рулем. Это сделает гидроцикл более устойчивым и не позволит ему лишний раз подпрыгивать на волнах.

Подняться с колен действительно не так просто, хотя бы потому, что на большой скорости делать это страшно, а на маленькой просто бессмысленно. Ты постоянно падаешь, материшься, пробуешь снова, опять падаешь. Мне удалось встать на «Суперджете» только под конец второго дня, но это определенно стоило натертых коленок и ноющих от усталости рук.

Итак, новый гидроцикл выбран и успешно приобретен и теперь ждет-не дождется, когда хозяин наконец-таки испытает его в деле. Однако чтобы радость и удовольствие от долгожданной покупки не были испорчены неожиданными форс-мажорами, владельцу гидроцикла перед первым полевым испытанием своего нового любимца необходимо ознакомиться с общими рекомендациями по эксплуатации.

Существует свод правил, которым должны неукоснительно следовать все любители активного отдыха и называется он «техника безопасности». Не стоит забывать, что гидроцикл - это не игрушка, а полноценное транспортное средство, которое также, как и автомобиль, может попасть в аварию и причинить вред здоровью. Более того, даже послужить причиной летального исхода… Тем не менее, предотвратить трагедию достаточно просто: для этого водитель гидроцикла должен осознавать свою ответственность и с осторожностью относиться к управлению своим водным транспортом.

Нужно отметить, что современные, высокоскоростные гидроциклы отличаются хорошей маневренностью . Однако из-за возможности резкого ускорения и движения с большой скоростью могут быть опасны и для своего владельца и для окружающих людей. Учиться управлению гидроциклом стоит на хорошо изученном водоеме, без сильного течения и купающихся, расположившихся поблизости. Желательно, первое испытание новой машины провести под руководством инструктора. Оптимальное всего пройти полноценный курс по правилам безопасного вождения и эксплуатации маломерных судов и получить не только ценные знания и навыки «общения» со своим гидроциклом, но и соответствующее удостоверение. Не лишним будет также изучить требования действующих местных нормативных документов по эксплуатации маломерных судов.

До первой водной прогулки следует прочитать инструкцию и техническое описание, прилагаемые к гидроциклу. Соблюдение требований производителя является залогом длительной и успешной эксплуатации транспортного средства. Также не лишним будет хотя бы поверхностно изучить конструкцию гидроцикла, чтобы иметь возможность самостоятельно диагностировать неполадки и проводить мелкие ремонтные работы.

Перед тем, как опустить гидроцикл на воду, необходимо ознакомиться с предписаниями табличек, размещенных возле выбранного водоема. Не стоит скептично относиться к ним! Ни для кого не секрет, что предписание «купаться запрещено» в нашей стране мало кого останавливает, однако к требованию «катание на гидроциклах запрещено» следует прислушаться. Поскольку за подобными табличками может скрываться что угодно, от высоких водорослей и близкого дна до резких течений и неожиданных купающихся.

Неопытным владельцам туристических и утилитарных гидроциклов не следует «брать на борт» пассажиров. Сперва, необходимо научиться легко и непринужденно управлять своим транспортным средством и только потом взваливать на свои плечи ответственность за здоровье и жизни других людей. Этому правилу необходимо следовать неукоснительно. Для привыкания к реакциям гидроцикла на управляющие команды водителя некоторым необходимо всего одно-два учебных занятий, а другим - намного больше. Все зависит от индивидуальных особенностей каждого человека.

Важно: не стоит доверять управление гидроциклом друзьям и родственникам, если они не имеют нужных навыков вождения. Категорически запрещено сажать за руль водного байка детей (а если уж очень хочется покататься с ребенком, то стоит купить ему детский гидроцикл или посадить между двумя родителями на многоместном туристическом).