В основе рассказывания по картине лежит опосредованное восприятие окружающей жизни. Картина не только расширяет и углубляет детские представления об общественных и природных явлениях, но и воздействует на эмоции детей, вызывает интерес к рассказыванию, побуждает говорить даже молчаливых и застенчивых.
В методике развития речи обучение рассказыванию по картине (описание и повествование) разработано в достаточной степени детально. Здесь методика опирается на классическое наследие западной и русской педагогики, использованное позднее применительно к работе с детьми дошкольного возраста Е. И. Тихеевой, Е. А. Флериной, Л. А. Пеньевской, Е. И. Радиной, М. М. Кониной и другими. Все они подчеркивали большое значение картинки как для общего развития детей, так и для развития их речи.
Для методики обучения рассказыванию по картине существенное значение имеет понимание особенностей восприятия и понимания картин детьми. Эта проблема рассматривается в работах С. Л. Рубинштейна, Е. А. Флериной, А А Люблинской, В. С. Мухиной. В исследованиях отмечается, что уже в два года ребенок с удовольствием рассматривает картинки и называет их вслед за взрослым.
Е. А. Флерина считает, что у дошкольников восприятие картинки значительно опережает их изобразительные возможности (дети реагируют на содержание и изображение - цвет, форму, построение). Она выделяет в детском восприятии следующие тенденции:
Тяготение ребенка к яркому красочному рисунку;
Желание видеть на картинке все существенные признаки предмета (неузнавание ракурсных построений и неудовлетворенность ими детей 3 - 6 лет);
Затруднения при восприятии светотеневого рисунка;
Затруднения малышей 3-5 лет при восприятии рисунка с ярко выраженной перспективной деформацией предмета;
Положительное отношение к ритмической простоте построения (композиции).
Развитие восприятия рисунка, по данным В. С. Мухиной, происходит по трем направлениям: изменяется отношение к рисунку как к отображению действительности; развивается умение правильно соотносить рисунок с действительностью, видеть именно то, что на нем изображено; совершенствуется интерпретация рисунка, т. е. понимание его содержания.
А. А. Люблянская считает, что восприятию картины ребенка надо учить, постепенно подводя его к пониманию того, что на ней изображено. Это требует узнавания отдельных предметов (люди, животные); выделения позы и места положения каждой фигуры в общем плане картины; установления связей между основными персонажами; выделения деталей (освещение, фон, выражения лиц людей).
С. Л. Рубинштейн, Г. Т. Овсепян, изучавшие вопросы восприятия картины, считают, что характер ответов детей по ее содержанию зависит от ряда факторов. Прежде всего - от содержания картины, близости и доступности ее сюжета, от опыта детей, от их умения рассматривать рисунок. Характер ответов зависит также от характера вопросов, определяющих умственную задачу. По одной и той же картине на вопрос «Что нарисовано?» дети перечисляют предметы и объекты; на вопрос «Что делают на этой картине?» - называют совершаемые действия. На предложение рассказать про то, что нарисовано, дают связное высказывание. Следовательно, если педагог злоупотребляет вопросом «Что это?», требующим перечисления предметов, то он невольно задерживает ребенка на самой низшей стадии восприятия.
В формировании умений описывать картины и составлять рассказы-повествования используются специально разработанные серии дидактических картин разных типов.
Предметные картины - на них изображены один или несколько предметов без какого-либо сюжетного взаимодействия между ними (мебель, одежда, посуда, животные; «Лошадь с жеребенком», «Корова с теленком» из серии «Домашние животные» - автор С. А. Веретенникова, художник А. Комаров).
Сюжетные картины, где предметы и персонажи находятся в сюжетном взаимодействии друг с другом.
М. М. Конина считала, что разные типы картин должны по-разному использоваться в связи с различными задачами обучения родному языку. Предметные картинки располагают к занятиям номенклатурного характера, связанным с перечислением и описанием качеств и особенностей изображенного предмета. Сюжетная картинка наталкивает ребенка на рассказ, связанный с интерпретацией действия.
Серия или набор картин, связанных единым сюжетным содержанием, например (рассказ в картинках) «Рассказы в картинках» Н. Радлова (М., Планета, 1992).
Используются и репродукции картин мастеров искусства:
пейзажные картины: А. Саврасов «Грачи прилетели»; И. Левитан «Золотая осень», «Весна. Большая вода», «Март»; К. Юон «Мартовское солнце»; А. Куинджи «Березовая роща»; И. Шишкин «Утро в сосновом бору», «Сосновый лес», «Рубка леса»; В. Васнецов «Аленушка»; В. Поленов «Осень в Абрамцеве», «Золотая осень» и др.;
натюрморт: К. Петров-Водкин «Черемуха в стакане», «Стакан и яблоневая ветка»; И. Машков «Рябинка», «Натюрморт с арбузом»; П. Кончаловский «Маки», «Сирень у окна».
При отборе картин для рассказывания к ним предъявляется ряд требований:
картина должна быть высокохудожественной;
изображения персонажей, животных и других объектов должны быть реалистическими; условное формалистическое изображение не всегда воспринимается детьми;
следует обращать внимание на доступность не только содержания, но и изображения. Не должно быть картин с чрезмерным нагромождением деталей, иначе дети отвлекаются от главного. Сильное сокращение и заслонение предметов вызывает их неузнаваемость. Следует избегать излишней штриховки, набросочности, незаконченности рисунка.
Одним из приемов, подготавливающих детей к рассказыванию по картине, являются рассматривание и беседа по ее содержанию.
Рассматривание картин, как считает Е. И. Тихеева, преследует тройную цель: упражнение в наблюдении, развитие мышления, воображения, логического суждения и развитие речи ребенка.
Дети не умеют рассматривать картины, не всегда могут устанавливать взаимосвязи между персонажами, иногда не понимают способы изображения объектов. Поэтому необходимо учить их смотреть и видеть предмет или сюжет на картине, развивать наблюдательность. В процессе рассматривания активизируется и уточняется словарь, развивается диалогическая речь: умение отвечать на вопросы, обосновывать свои ответы, самому задавать вопросы. Следовательно, цель беседы по картине - подвести детей к правильному восприятию и пониманию основного содержания картины и одновременно развитие диалогической речи.
Трудности восприятия и понимания детьми картины нередко предопределены типичными методическими ошибками воспитателя: отсутствием вводной беседы и трафаретностью, шаблонностью постановки вопросов.
Роль картинки для детей младшего возраста преимущественно заключается в закреплении и углублении детского опыта и лишь в небольшой мере в его расширении. Картинка для малышей должна приближаться, по словам Е. А. Флериной, к упрощенной реальности.
Рассматривание начинается с внесения картины и молчаливого ее созерцания. Но поскольку малыши не могут молча смотреть на картину, воспитатель поддерживает разговор, обращает их внимание на предмет или персонаж и постепенно развертывает беседу. Основной методический прием здесь - вопросы. Вопросом педагог сразу выделяет центральный образ (Кого вы видите на картине?), затем рассматриваются другие объекты, предметы, их качества. Так последовательно идет восприятие картины, выделяются яркие детали, активизируется словарь, развивается диалог. Вопросы должны быть понятными, направленными на установление связей между частями картины, на постепенное усложнение. Кроме вопросов, используются пояснения, игровые приемы (детям предлагается мысленно и поставить себя на место ребенка, который нарисован, дать имя персонажу; игра «Кто больше увидит?»). Последовательность вопросов обеспечивает целостное восприятие картины, а игровые приемы поддерживают интерес к ней. Такое рассматривание картины приближается к разговору воспитателя с детьми.
Усложненный вид рассматривания - беседа по картине. Он отличается от предыдущего занятия большей целенаправленностью, систематичностью вопросов, последовательностью рассматривания и обязательным участием всех детей.
Здесь используются, кроме вопросов, обобщение педагога, подсказ нужного слова, повторение детьми отдельных слов и предложений. Беседа завершается обобщающим рассказыванием. В такой беседе преобладают хоровые ответы. Молчать и удерживать внимание к картине при индивидуальных ответах детям трудно. Речевые реакции их замедленны.
При рассматривании картин воспитатель учитывает интересы детей, их психологические особенности. Так, если картина динамична («Кошка с котятами»), лучше в первую очередь обратить внимание детей на динамику, действия персонажей (играющий котенок). Если картина яркая, красочная или на ней изображено то, что бросается в глаза, с этого и надо начинать рассматривание («Куры» - яркий петух). Заранее (до занятия) картину малышам показывать не рекомендуется, так как новизна восприятия потеряется, интерес к картине быстро пропадет. Самостоятельное восприятие у малышей развито недостаточно.
В среднем дошкольном возрасте для рассматривания рекомендуются более сложные предметные и сюжетные картины («Подарки маме в день 8 Марта», «Дорогие гости», «На реке», «В гости к бабушке») 1 . Одни из них даются только для рассматривания, другие - для рассматривания и последующего рассказывания.
Беседы по картинам усложняются, дети учатся видеть не только главное, но и детали. В картине «Собака со щенятами», например, обращается внимание не только на собаку и ее щенят, но и на воробьев, их действия. Во время рассматривания можно предложить описать один из объектов, привлечь детский опыт. Так, в беседе по картине «На
реке» надо дать возможность полюбоваться рекой, голубым небом, пароходом, который везет много пассажиров, после чего перейти к рассматриванию находящихся на берегу, спросить, катался ли кто-нибудь на лодке, плавал на пароходе. В заключение можно прочитать рассказ на эту тему.
В старшем дошкольном возрасте в беседе по картинам особое внимание обращают на более детальное рассматривание в силу большей сложности содержания. Картина может рассматриваться по частям. Вначале - главное, затем детали, которые дети должны заметить сами. Для последующих описаний следует обратить внимание на интерьер, фон, пейзаж. Е. И. Тихеева советовала стремиться к тому, чтобы рассматривание картин способствовало развитию эстетических чувств. Важно также, чтобы ребенок образными словами выразил свое личное отношение к воспринимаемому пейзажу, реке, лесу. В связи с этим можно подобрать с детьми эпитеты, сравнения.
Так, при рассматривании картины «Осенний день», говоря о двух мальчиках, идущих в школу, можно спросить: «Как вы думаете, о чем они могут разговаривать?» По картине «Зимние развлечения» для активизации воображения можно задать такой вопрос: «Если подойти поближе к месту, где веселится детвора, что можно услышать?» События, о которых говорят дети, будут связаны со звуковыми впечатлениями: слышно, как на морозе хрустит снег; слышен смех детей, веселые крики. Дети потом включают эти факты в свои рассказы.
Повысит детскую активность предложение самим задавать вопросы. Так в учебную деятельность детей вводится элемент самостоятельного поиска. Эти вопросы учитываются при дальнейшем рассматривании. Например, на занятии по картине «Ежи» загадывается загадка про ежа. Детям напоминают, что они уже много знают про ежей (чем питаются, как свертываются клубочком, как сердито фыркают). Затем предлагается подумать, что бы им хотелось еще узнать про ежей, и задать вопрос . У детей может появиться желание узнать, как ежи делают норки, какими ежата родятся и быстро ли растут. Далее они рассматривают картину, которая помогает получить ответ на эти вопросы. Своими пояснениями воспитатель уточняет представления детей. В конце беседы правомерно спросить: «Что нового вы узнали из беседы?» (Пример Э. П. Коротковой.)
Для активизации речи и мышления использовались такие приемы, как задание детям подумать («О чем вы еще хотели бы узнать?»), указание, в какой форме его выполнить («Задайте вопросы»), подведение детей к обобщению («Что нового вы узнали?»).
Развитию творчества способствует прием придумывания детьми названия картины, обсуждения его, выбора наиболее удачного, сравнения с настоящим названием.
Следовательно, рассматривание картин подготавливает детей к составлению описаний и рассказов-повествований. От уровня содержательности рассматривания картины зависит эффективность последующего обучения детей связным высказываниям. Если содержание картины не вызывает затруднений, на одном занятии можно одновременно решать две задачи - рассматривания картины и рассказывания по ней.
В методике развития речи выделяется несколько видов рассказов детей по картине.
1. Описание предметных картин - это связное последовательное описание изображенных на картине предметов или животных, их качеств, свойств, действий, образа жизни.
2. Описание сюжетной картины - это описание изображенной на картине ситуации, не выходящей за пределы содержания картины. Чаще всего это высказывание типа контаминации (дается и описание, и сюжет).
3. Рассказ по последовательной сюжетной серии картин. По существу ребенок рассказывает о содержании каждой сюжетной картинки из серии, связывая их в один рассказ. Дети учатся рассказывать в определенной последовательности, логически связывая одно событие с другим, овладевают структурой повествования, в котором есть начало, середина, конец.
4. Повествовательный рассказ по сюжетной картине (условное название), по определению К. Д. Ушинского, «рассказ, последовательный во времени». Ребенок придумывает начало и конец к изображенному на картине эпизоду. От него требуется не только осмыслить содержание картины и передать его в слове, но и с помощью воображения создать предшествующие и последующие события.
5. Описание пейзажной картины и натюрморта, навеянное настроением, часто включает элементы повествования. Вот пример описания картины И. Левитана «Весна. Большая вода» ребенком 6,5 лет: «Растаял снег, и затопило все кругом. Деревья стоят в воде, а на горке домики. Их не затопило. В домиках живут рыбаки, они ловят рыбу».
В обучении детей рассказыванию по картине выделяют несколько этапов.
В младшем дошкольном возрасте осуществляется подготовительный этап, который ставит своей целью обогатить словарь, активизировать речь детей, научить их рассматривать картины и отвечать на вопросы по их содержанию.
В среднем дошкольном возрасте детей учат рассматривать и описывать предметные и сюжетные картины сначала по вопросам воспитателя, а затем по его образцу.
В старшем дошкольном возрасте возрастает мыслительная и речевая активность детей. Дети самостоятельно или с небольшой помощью воспитателя описывают предметные и сюжетные картины, составляют сюжетные рассказы по серии картин, придумывают начало и конец сюжету картины.
К рассказыванию по картине дети младшего возраста подводятся постепенно, через другие занятия, на которых учатся воспринимать содержание картинки, правильно называть изображенные на ней предметы и объекты, их качества, свойства, действия, отвечать на вопросы и с их помощью составлять описание. Этой цели служат дидактические игры с предметными картинками: малыши должны подобрать пару к указанной картинке, назвать предмет, сказать, какой он, что с ним делают.
«Игра в прятки» - картинки прячут (расставляют по разным легко доступным местам), дети находят их, приносят и называют.
В работе с малышами используются предметные и сюжетные картины, близкие опыту детей, вызывающие эмоциональный отклик: «Кошка с котятами», «Собака со щенятами», «Корова с теленком», «Наша Таня». Основной вид занятия по картине в младшей группе - беседа. Перед показом картины выясняют опыт детей, вызывают интерес к ней. В беседе можно выделить такие части: рассматривание картины (о методике его проведения см. выше) и рассказ воспитателя о ней.
У детей постепенно формируют умение связно, последовательно рассказывать о содержании картины с помощью вопросов воспитателя, его дополнений, вместе с ним по логической схеме: «Кошка Мурка лежит на...(коврике). У нее маленькие...(котята). Один...(котенок)...» и т. д. В процессе такого рассказывания активизируется словарь детей (котята, лакать, мурлыкать, корзинка с клубками). Занятие заканчивается небольшим обобщающим рассказом воспитателя, который объединяет детские высказывания. Можно прочитать какой-либо авторский рассказ. Так, картине «Куры» по содержанию соответствует рассказ К. Д. Ушинского «Петушок с семьей». Потешки, загадки, короткие стихи могут быть использованы в самом начале, в ходе беседы, при ее завершении.
Важно мотивировать речевую деятельность: показать картину и рассказать о ней новенькой девочке, кукле, своей любимой игрушке, маме. Можно предложить еще раз внимательно посмотреть на картину, запомнить ее и дома сделать рисунок. В свободное время надо рассмотреть рисунок и предложить ребенку рассказать о нем. В конце четвертого года жизни становится возможным переходить к самостоятельным высказываниям детей. Как правило, они почти полностью воспроизводят образец рассказа воспитателя с небольшими отступлениями.
Средний дошкольный возраст характеризуется становлением монологической речи. На этом этапе продолжается обучение описанию предметных и сюжетных картин. Процесс обучения и здесь идет последовательно. Рассматриваются и описываются предметные картинки, проводится сравнение изображенных на картине предметов и животных, взрослых животных и их детенышей (корова и лошадь, корова и теленок, свинья и поросенок).
Примеры сравнений, сделанных детьми: «У свиньи хвост большой, как веревка, закорючкой, а у поросеночка хвостик маленький, закорючечкой, как тонюсенькая веревочка». «У свиньи на носу пятачок большой, а у поросеночка маленький пятачочек».
Проводятся беседы по сюжетным картинам, заканчивающиеся обобщением, которое делает воспитатель или дети. Постепенно дети подводятся к связному последовательному описанию сюжетной картины, в основе которого первоначально лежит подражание речевому образцу.
Для рассказывания даются картины, которые рассматривались в младшей группе, и новые, более сложные по содержанию («Медвежата», «В гости к бабушке»).
Структура занятий проста. Вначале дети молча рассматривают картину, затем проводится беседа, уточняющая основное содержание и детали. Далее дается образец и предлагается рассказать о содержании картины. Необходимость образца объясняется недостаточным развитием связной речи, бедностью словаря, неумением последовательно излагать события, поскольку еще нет четкого представления о структуре повествования. Образец учит последовательности изложения событий, правильному построению предложений и соединению их друг с другом, отбору необходимой лексики. Образец должен быть достаточно коротким, преподноситься живо, эмоционально.
Вначале дети воспроизводят образец, а позднее рассказывают самостоятельно, внося в рассказ свое творчество.
Приведем пример образца рассказа по картине «Кошка с котятами». «У одной маленькой девочки была кошка Мурка с котятами. Однажды девочка забыла убрать корзинку с клубками пряжи. Пришла Мурка с котятами и улеглась на коврике. Один из котят, белый с черными пятнышками, тоже лег возле своей мамы-кошки и уснул. Серенький котеночек проголодался и стал жадно лакать молоко. А рыженький котенок-шалунишка прыгнул на скамеечку, увидел корзинку с клубками, толкнул ее лапкой и уронил. Покатились клубочки из корзины. Увидел котенок, как катится синий клубок, и стал с ним играть».
Для начала можно предложить одному ребенку описать понравившегося ему котенка, другому ребенку - описать кошку, а затем рассказать про всю картину.
В порядке усложнения по картине «Собака со щенятами» можно дать образец описания одного щенка, а другого пусть дети описывают самостоятельно по аналогии. Педагог помогает пояснениями, которые касаются последовательности описания, словаря, связи предложений. По этой же картине дается план описания всей картины, а речевой образец предлагается в конце занятия.
Следующий этап работы - рассказывание по серии сюжетных картин (не более трех) - возможен при наличии у детей умения описывать картины. Рассматривается и описывается каждая картина из серии, затем высказывания детей объединяются в один сюжет воспитателем или детьми. Причем уже в процессе рассматривания выделяются начало, середина, конец развивающегося во времени сюжета. Для этой цели наиболее подходит серия «Как Миша потерял варежку» 1 .
В старшем дошкольном возрасте задачи обучения монологической речи на занятиях с картинами усложняются. Дети должны не только понимать содержание картины, но и связно, последовательно описывать всех персонажей, их взаимоотношения, обстановку, используя разнообразные языковые средства, более сложные грамматические конструкции. Основное требование - большая самостоятельность в рассказах по картинам.
Описанию и сравнению предметных картин;
Описанию сюжетных картин;
Повествованию по серии сюжетных картин. Занятие начинается с рассматривания или повторного
просмотра картин, уточняющего основные моменты сюжета. В зависимости от умений детей, уровня владения ими описанием или повествованием педагог использует разные методические приемы: вопросы, план, речевой образец, коллективное рассказывание, обсуждение последовательности повествования, творческие задания.
Основным приемом обучения по-прежнему остается образец. По мере овладения детьми речевыми умениями роль образца меняется. Образец дается уже не для воспроизведения, а для развития собственного творчества. В какой-то мере подражание остается - дети заимствуют схему построения текста, средства связи, языковые особенности. В связи с этим возможны варианты применения образца: он касается одного эпизода картины или отдельных персонажей; образец дается по одной из двух предлагаемых для рассказывания картин; предлагается в виде начала (дети продолжают и заканчивают его); может даваться после нескольких детских рассказов, если они однообразны; может вообще не использоваться или заменяться литературным текстом. В последнем случае необходимы другие приемы руководства детьми.
Например, шин в виде вопросов и указаний. Так, по картине «Зимние развлечения» (автор О. И. Соловьева) детям предлагается рассказать сначала о том, как дети лепят снежную бабу, затем о тех, кто заботится о птицах, далее как катаются с горки и, наконец, что делают другие дети.
В старшей группе продолжается обучение построению рассказа по серии сюжетных картин. Такой вид рассказывания способствует развитию умения выстраивать сюжетную линию высказывания, формирует представления о его композиции, активизирует поиск образных средств выражения и способов внутритекстовой связи.
Разработаны различные варианты предъявления картин для составления коллективного рассказа по сюжетной серии 1:
На доске выставляют набор картинок с заведомо нарушенной последовательностью. Дети находят ошибку, исправляют ее, придумывают название рассказа и содержание по всем картинкам;
Вся серия картинок находится на доске, первая картинка открыта, другие закрыты. После описания первой открывают по порядку следующую, каждая картинка описывается. В конце дети дают название серии, отбирают самое удачное. Такой вариант развивает воображение, умение предвидеть развитие сюжета;
Дети размещают в нужной последовательности неправильно расположенные картинки, затем составляют рассказ по целой серии. Они договариваются между собой, кто в какой последовательности будет рассказывать (закрепляется представление о композиции рассказа).
Методику предъявления картин можно варьировать и дальше. Каждый вариант решает ряд задач: формирования представлений о композиции, развития умений описывать сюжет, предвидеть его развитие, придумывать начало и середину, когда известен конец, и др.
Рассказы по серии сюжетных картин подготавливают детей к творческому рассказыванию по картине, к придумыванию начала и конца к изображенному эпизоду.
В подготовительной к школе группе дети должны уметь самостоятельно составлять описания и повествования по картинам, с правильной передачей содержания, с соблюдением соответствующей структуры, с использованием образной речи.
Для обучения используются все типы картин и все виды детских рассказов. Особое внимание уделяется самостоятельности и творчеству. В качестве речевого образца часто используется художественное произведение: короткие рассказы Л. Н. Толстого, К. Д. Ушинского, Е. Чарушина, В. Бианки.
В этой группе продолжается обучение рассказыванию по серии картин, проводится рассказывание по многоэпизодным картинам («Зимние развлечения», «Летом в парке», «Улица города»). Рассматривание картин осуществляется по частям, используются творческие задания, детям предлагают самим задавать вопросы; словарь активизируется, обогащается образными выражениями (эпитеты, сравнения, метафоры). Воспитатель может начать рассказ об одном из эпизодов, дети продолжат. Можно использовать указания, кому начинать, о чем рассказать сначала, в какой последовательности развивать сюжет. После таких пояснений и указаний дети принимают участие в коллективном рассказывании.
Э. П. Короткова рекомендует организовывать составление рассказов и придумывание сказок по юмористическим картинкам. Она советует так проводить рассматривание, чтобы было обеспечено содержание для рассказов. Начало беседы должно быть не традиционным, а несколько необычным («Почему на картину весело смотреть?» или «Чем вас развеселила картина?»).
Для придумывания творческого рассказа-повествования (последовательного во времени) берется знакомая детям картина («Шар улетел», «Новенькая», «Подарки маме к 8 Марта»), уточняется ее содержание, составляется описание. Затем детям предлагают придумать, что могло быть до того, например, как девочка Таня пришла в детский сад (по картине «Новенькая»).
Пока дети не овладеют умением придумывать начало и конец к картине, можно подсказывать завязку для развития сюжетной линии («Может быть, Таня часто видела, как дети играют на участке детского сада, как им весело, и ей тоже захотелось быть с ними. А может быть, однажды пришла мама с работы и сказала: «Завтра, Танюша, пойдешь в детский сад». Таня обрадовалась или огорчилась? Как она собиралась?»).
Сразу после этого можно придумать и концовку. Воспитатель или дети обобщают детские рассказы в одно повествование. Возможно составление коллективного рассказа. Задача воспитателя - давать четкие указания. Задание рассказать про то, что нарисовано, ведет к описанию сюжета, задание придумать начало и конец к сюжету обязывает ребенка сочинить что-то новое.
Для поддержания интереса детей к описанию картин М. М. Конина советовала использовать составление и отгадывание загадок.
Особый интерес представляют занятия с использованием репродукций пейзажных картин и натюрмортов кисти мастеров искусства. Методику их рассматривания и описания разработала Н. М. Зубарева 1 . Остановимся кратко на особенностях этой методики.
Воспринимая пейзаж или натюрморт, лети должны увидеть красоту изображенного, найти слова для передачи прекрасного, эмоционально откликнуться, взволноваться тем, чем взволнован художник, осознать свое отношение к воспринимаемому.
Рассматривание пейзажных картин необходимо сочетать с наблюдениями природы (осенний и зимний лес, небо, оттенки цветов зелени при различном солнечном освещении и т. д.) и с восприятием поэтических произведений, описывающих природу. Запас непосредственных наблюдений над явлениями природы помогает детям воспринимать произведения искусства и испытывать эстетическое наслаждение.
Н. М. Зубарева рекомендует оригинальные приемы рассматривания пейзажных картин. Повышает эмоциональное восприятие картины рассматривание ее в сопровождении музыки («Золотая осень» И. Левитана и «Октябрь» П. И. Чайковского). Сама форма занятия вызывает у детей радость, удовлетворение.
Одновременное рассматривание двух картин разных художников на одну и ту же тему («Березовая роща» И. Левитана и А. Куинджи) помогает детям увидеть различные композиционные приемы, которыми пользуются художники для выражения своего замысла. Предложение мысленно войти в картину, осмотреться вокруг, прислушаться стимулирует творчество и дает полноту ощущения образа. Далее организуется описание картин детьми.
Аналогичная работа проводится по рассматриванию и описанию натюрморта. Эстетическому восприятию его способствует рассматривание посуды, цветов, овощей, фруктов, знакомство с их цветом, формой, фактурой, запахом и составление из них «живых натюрмортов» на столе. Так дети подводятся к описанию натюрморта («Цветы» Д. Налбандяна, «Сирень» И. Левитана).
Конспект НОД в старшей группе по развитию речи
на тему «Составление сюжетного рассказа по картине «Мы играем в кубики. Строим Дом.»
Дата: 23.10.2018
Воспитатель : Нагд-Али Юлия Игоревна
Цель : учить составлять сюжетный рассказ по картине.
Материал: картина «Мы играем в кубики. Строим дом»; медведь (мягкая игрушка); картинки с изображениями животных (предметов), в названиях которых есть звуки [ш] и [ж]; счетные палочки.
Ход занятия .
Воспитатель : Ребята, посмотрите кто к нам пришел в гости! Это Мишка! Давайте сядем на стулья и поприветствуем его! Мишке очень хотелось бы с нами поиграть, он очень любит слушать сказки и рассказы. Давайте составим для него рассказ? Посмотрите на картину.
Вопросы:
- Кто нарисован на этой картине?
- Что делают дети?
- Как можно назвать эту картину?
- Что делает этот мальчик?
- Как можно сказать об этом по-другому?
- Что делает другой мальчик?
- А по-другому как можно сказать?
- Что делает девочка?
- А по-другому как об этом сказать?
Воспитатель : А теперь придумайте рассказ по этой картине. Сначала скажите, как он называется. Потом расскажите, где играют дети, что они делают. Придумайте для своего рассказа интересный конец – что будут делать дети дальше.
(Дети придумывают и рассказывают. Если они затрудняются придумать концовку, воспитатель предлагает образец: «Дети построили дом и поселили в нем своих кукол. Хорошо куклам в красивом и уютном доме.»
Воспитатель: Молодцы! Какой интересный рассказ вы придумали. И Мишке он очень понравился. А теперь давайте отдохнем немного.
Физкультминутка :
Вверх рука и вниз рука
Вверх рука и вниз рука.
Потянули их слегка.
Быстро поменяли руки!
Нам сегодня не до скуки. (Одна прямая рука вверх, другая вниз, рывком менять руки.)
Приседание с хлопками:
Вниз - хлопок и вверх - хлопок.
Ноги, руки разминаем,
Точно знаем - будет прок. (Приседания, хлопки в ладоши над головой.)
Крутим-вертим головой,
Разминаем шею. Стой! (Вращение головой вправо и влево.)
И прохладная синяя тень.
Воспитатель: А теперь давайте поиграем.
Игра «Эхо»
Воспитатель: Я буду произносить звуки громко, вы повторяйте их потише. Глаза закройте. (звуки [ж] и [ш] поочередно)
Послушайте, как говорили другие дети, подумайте можно ли так сказать?
- Папа, это лошадке подметки подбивают.
- Папа, тут дрова недавно пилили: вон на снегу пилилки валяются.
- Я немножко открыла глаза и смотрела шепотом.
- Мамочка, я тебе люблю громок-громко.
Дети исправляют ошибки.
Воспитатель: А сейчас придумайте сами небылицы или путаницы, а другие будут их распутывать. (Дети делятся на две команды)
Игра «Назови одним словом»
Воспитатель: Решал ученик задачу и никак не мог ее решить. Думал он долго, но все-таки решил ее! Какая ему попалась задача? Какое из этих слов наиболее точное? Про что мы говорим тяжелый, тяжелая, тяжелые? (дети отвечают)
Послушайте стихотворение Е. Серовой и подскажите мне нужные слова.
Подскажи словечко
Гладко, плавно лился стих,
Вдруг споткнулся и притих,
Ждет он и вздыхает.
Чтобы снова в добрый путь
Стих потек, как речка,
Помоги ему чуть-чуть,
Подскажи словечко.
Говорю я брату:
Ох! С неба сыплется горох!
Вот чудак, - смеется брат,-
Твой горох ведь это …(град).
От кого, мои друзья,
Убежать никак нельзя?
Неотвязно в ясный день
Рядом с нами бродит… (тень).
Воспитатель: А теперь придумайте рассказ, чтобы в нем были такие слова: большой, огромный, громадный; маленький, крошечный, малюсенький; бежит, мчится, несется; идет, плетется, тащится.
Итог занятия.
Воспитатель: Ребята, мишке очень понравилось с нами играть и слушать наш рассказ. А вам понравилось? Что больше всего вам запомнилось?
Юлия Петрова
Составление рассказа по картине «Новый дом»
Возрастная группа : средняя
Программное содержание :
1. Развивать речь, конструкторские способности.
2. Формировать умение отвечать на вопросы, составлять рассказ по сюжетной картине .
3. Воспитать интерес к речевым занятиям.
Оборудование : Картина «Мы строим дом» О. Р. Гофман, большой грузовик с кубиками, схема постройки домика из кубиков, аудиозапись «В машине…»
Интеграция : речевое развитие, познание, художественно-эстетическое развитие.
В группу въезжает грузовик с кубиками в кузовке. Чтение воспитателем стихотворения :
Кубик красный, кубик синий,
Подвозите на машине.
Подвозите на машине,
Кубик красный, кубик синий.
Слушание аудиозаписи : песня «В машине, в машине…»
Посмотрите какой грузовик к нам приехал? (большой, красивый) А какого он цвета? (кузов-синий, кабина -красная)
Правильно. А колеса какие? (черные)
А что привез грузовик? (кубики) Какие кубики? (большие, маленькие)
Они яркие, разноцветные. Какого они цвета? (красные, зеленые, желтые)
А сейчас посмотрите, что за картина у нас тут висит ? Картина называется «Мы строи дом»
Кого вы видите на картине ? (детей) Где на картине находятся дети : на улице или в детском саду (в детском саду) Как вы догадались? (окно, мебель)
Ребята, а что делают дети на картине ? Для чего им кубики? (строить)
Малыши в детском саду построили дом из кубиков. А какой у них получился дом? (высокий, большой, красивый)
Давайте рассмотрим , как дети строят дом. Посмотрите на мальчика в синем комбинезоне. Он привез кубики в большом грузовике. Мальчик сидит на полу рядом с грузовиком, наверное, он сейчас будет выгружать кубики.
- Расскажите мне сами про мальчика в синих шортах (Он сидит на полу. У него красный подъемный кран. Он поднимает синий кубик)
Теперь посмотрите на девочку. Что она делает? (Девочка стоит за домиком. У нее в руках Мишка. Она хочет посадить Мишку в домик. Мишка будет жить в домике)
Хорошо. А что делает мальчик в красных полосатых брюках? (Он везет грузовик с кубиками)
Верно. Он везет грузовик с кубиками. У грузовика желтый кузов и черная кабина. А что вы видите на картине слева ? (Там стоит шкаф, в нем лежат игрушки) А что находится за детьми? (Окна, висит картина ) Посмотрите, какая уютная группа. Хорошо детям в детском саду!
Вправо тук, тук, тук! Влево тук, тук, тук!
Впереди тук, тук, тук!
Строим, строим новый дом !
Вырос дом, огромный дом.
Будем дружно жить в нем!
Ребята, давайте сядем и еще раз посмотрим на картину . Послушайте мой рассказ : «Мы строим дом»
Пришли дети утром в детский сад и решили построить дом. Они взяли красный подъемный кран и два больших грузовика. В грузовики они погрузили разноцветные кубики.
Мальчик в синем комбинезоне привез кубики в большом грузовике. Он сидит на полу рядом с домом и будет выгружать кубики.
Мальчик в полосатых шортах тоже сидит на полу. У него красный подъемный кран. Он поднимает синий кубик.
Девочка стоит за домиком, она хочет посадить в домик большого коричневого Мишку.
А мальчик в красных брюках везет к дому свой грузовик с кубиками. У грузовика черная кабина и желтый кузов.
Дети строят дом все вместе. У них получился красивый, высокий дом. Детям хорошо в детском саду. (пересказ рассказа детьми )
Давайте мы тоже построим дом из этих кубиков. Посмотрите на картину (показ схемы постройки домика из кубиков)
(Самостоятельная деятельность детей, анализ работы, поощрения)
Итог ООД :
1. Ребята, а вам хорошо в детском саду?
2. Трудно ли было составить рассказ по картине ?
3. Кто затруднился в постройке дома по схеме?
Список литературы :
1. Развитие речи В. В. Гербова
2. Развитие речи О. С. Ушакова
3. Конструирование Н. Ф. Тарловская, Л. А. Топореова
Публикации по теме:
«Составление рассказа по картине «Лошадь с жеребенком». НОД в старшей группе Вид НОД: Коммуникация Тема: Рассказывание по картинке «Лошадь.
Конспект итоговой НОД «Составление рассказа по картине «Ежи»» для детей второй младшей группы Задачи: Образовательные: Продолжать вовлекать детей в разговор во время рассматривания картины. Формировать умения вести диалог с педагогом:.
Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста. Составление описательного рассказа по картине Тема: «Составление описательного рассказа по картине А. Саврасова «Грачи прилетели»». Цель: формирование умения составлять описательный.
Конспект НОД по коммуникации. Составление рассказа по картине «Лиса с лисятами» Конспект непосредственно - образовательной деятельности по коммуникации подготовила: воспитатель Кудряшова Вероника Аркадьевна Тема: Составление.
Конспект НОД по речевому развитию. Составление рассказа по картине «Ежи» с детьми средней группы. Мадоу №223 г. Ульяновск, Воспитатель Гомзова В. С. Цель: 1. Продолжать учить детей составлять небольшой рассказ (из 5-6 предложений) с элементами.
Конспект НОД в подготовительной к школе группе «Составление рассказа по картине И. И. Левитана «Март» Конспект НОД в подготовительной к школе группе «Составление рассказа по картине И. И. Левитана «Март» Цель: Организовать деятельность детей.
Конспект занятия в младшей группе. Составление описательного рассказа по картине «Коза с козлятами» Образовательные области: «Речевое развитее», «Познавательное развитие». Задачи: 1. Закреплять умение детей составлять описательный рассказ.
Украина
Житомирская область
г.Бердичев
ДОУ №15 «Ромашка»
Учитель-дефектолог в группе для детей с ЗПР
Ирина Ивановна Стецюк
Картина – один из главных атрибутов учебного процесса на этапе дошкольного детства. ее положительные преимущества над другими дидактическими средствами достаточно подробно раскрыто в методических пособиях и учебниках по воспитанию (М. М. Конина, Е. П. Короткова, О. И. Радина, Е. И. Тихеева, С. Ф. Руссова и др.). Коротко можно определить только основные значения (схема 3).
Значение картины как дидактического средства
образования дошкольников
Виды картин, используемых в образовательном процессе дошкольного учреждения
Картины, рисунки, иллюстрации к литературным и фольклорным произведениям применяют в образовательном процессе как средство умственного (ознакомление с окружающей средой, развитие воображения, восприятия, внимания, мышления, речи, формирование интеллектуальных способностей, сенсорное развитие), эстетического (развитие художественно- эстетического восприятия, формирование эмоциональной чувствительности, обогащение эмоционально-чувственной сферы) и речевого воспитания (развитие художественно-коммуникативных способностей, стимулирования инициативы выражения, овладения различных типовсвязнойречи).
Картины для работы с детьми различают по следующим критериям: формат (демонстрационные и раздаточные), тематика (мир природный или предметный, мир отношений и искусства), содержание (художественные, дидактические; предметные, сюжетные), характер (реальное, символическое, фантастическое, проблемно-загадочное, юмористическое изображение) и функциональный способ применения (атрибут для игры, предмет обсуждения в процессе общения, иллюстрация к литературному или музыкальному произведению, дидактический материал в процессе обучения или самопознания окружающей среды и т. д.).
В отечественной и зарубежной психологии (исследования Г. А. Люблинской, В. С. Мухиной, Г.Т. Овсепян, С. Л. Рубинштейна, Бине, Штерн и др.) есть различные подходы к объяснению особенностей восприятия и понимания детьми содержания картин, одновременно общее для этих подходов – это определение некоторой периодизации в развитии готовности ребенка к восприятию картины. Она проходит три стадии: называния, или перечисления, описания и интерпретации.
Ученые определяют ряд факторов, влияющих на глубину и адекватность восприятия детьми картин. Из них: уровень художественно-эстетического восприятия ребенка, его жизненный и художественный опыт, доступные для понимания содержание и тематика картины, а также правильно организованный процесс рассматривания картины. Особенности восприятия и осознания детьми картин учитываются в методике обучения рассказывания по содержанию картины.
Методика проведения каждого из пяти видов занятий имеет свою специфику, однако все они содержат обязательные структурные части – организацию восприятия, рассмотрение детьми картины и обучение составлению рассказа по ее содержанию. Производительность второй части занятия определенной степени зависит от результативности первой, т.е. от того, насколько эффективно организован процесс восприятия. Итак, педагог для осуществления правильного управления умственной и речевой деятельностью детей на этих занятиях должен овладеть методикой обучения рассмотрения картины и методикой обучения рассказа по ее содержанию.
Многочисленные наблюдения и анализ работы педагогов с картиной позволили выделить типичные ошибки по организации процесса восприятия детьми картин.
Вопросы – почти единственный методический прием в первой части занятия.
Дошкольникам трудно находиться длительное время в статическом положении, которого требует беседа по вопросам. Применение игровых приёмов, эмоционально-образных пластических этюдов, творческих заданий и т.д. активизирует процесс восприятия, способствует повышению его результативности
Количество вопросов подбирается по принципу «Чем больше, тем лучше».
Количество вопросов по содержанию картины в зависимости от возраста детей может изменяться от 3-4 в младшем возрасте до 8 – 10 в старшем. Важно не количество, а их разнообразие.
Подавляющее большинство вопросов имеют репродуктивный характер, т.е. являются вопросами об очевидном. Чрезмерное увлечение ими тормозит процесс мышления, гасит интерес к картине.
Вопросы по содержанию картины должны возбуждать мысли. Детям нравится чувствовать себя умными, им нравится всякие неожиданности, загадки. Именно поисковая деятельность является более естественной для дошкольного возраста. Итак, не следует предпочитать вопросы об очевидном даже в младшем возрасте. Вопрос следует ставить так, чтобы заставить ребенка искать ответ через анализ увиденного.
Педагоги нередко подбирают типовые, трафаретные вопросы, связанные с констатацией того, что изображено на картине, и установлением простейших связей между элементами изображения.
Такие вопросы делают занятия от начала обреченными, причем становится невозможной любая инициатива, лишним оказывается и активность и самостоятельность, оригинальность мысли каждого участника занятия. В таком пассивном интеллектуальном, эмоциональном состоянии вряд ли стоит ожидать от детей интересных собственных рассказов. Они способны только подражать образцу рассказа воспитателя и ждать, скучая, окончания занятия.
Следовательно, с целью активизации интеллектуальной и речевой деятельности детей в процессе восприятия картины, нужно тщательно продумать первую часть занятия.
В младшем возрасте ограниченное время занятия, возрастные особенности физического и психического развития детей не позволяют проводить вступительную беседу, кстати, в ней нет необходимости еще и потому, что обычно содержание картин для самых младших оказывается очень простым. Достаточно обратиться к собственному опыту детей, связанному с содержанием картины, например: «Вам нравится строить из кубиков? Как часто вы строите? “Или” Помните, мы собирали осенние листики на площадке? », Или« Вы видели настоящего живого петуха? Расскажите, как это произошло », или« Вы держали в руках маленьких котят? ». Актуализация эмоциональных переживаний, соответствующие ассоциации помогут детям более адекватно воспринять картину.
Уместным будет также использование загадки о главном персонаже картины, припоминание небольших, желательно знакомых детям стихотворений, соответствующих содержанию картины.
В среднем дошкольном возрасте картины по содержанию становятся сложнее, следовательно, цель вводной беседы – актуализация приобретенных детьми знаний, нужных для обсуждения картины. Обращение к собственному и коллективному опыту детей, решения проблемной ситуации, близкой к отраженной на картине, лексико-грамматические упражнения на подбор слов определенного лексического поля, – эти и другие методические приемы подготовят детей к восприятию и пониманию картины.
Содержание, тематика картин, использующих в старшем дошкольном возрасте, требуют предоставить занятиям большего познавательного и эстетического акцента. Во вступительной беседе уместной может быть краткая информация о жизни и творчестве художника – автора картины, ее жанр, обобщающая беседа о времени года, жизни животных, человеческих отношениях и т.д., т.е. то, что настраивает детей на восприятие картины. Обращение к собственному опыту детей, участие в полилоге, соответствующему теме занятия, лексико-грамматические упражнения также активизируют умственную и речевую деятельность дошкольников, побуждают их к инициативности.
Одно из центральных мест в структуре занятия занимает беседа по картине, что происходит после ее молчаливого рассмотрения детьми.
Как уже отмечалось, вопрос является главным методическим приемом в обучении детей рассмотрения картины. Основную группу вопросов, которую педагог готовит заранее, должны составлять вопросы об общем содержании, характере картины, а также касающиеся описания действий главных персонажей картины, и вопросы, направленные на анализ эмоционального состояния, средств выражения экспрессии, на эстетическую оценку изображенного.
Часть здесь составляют репродуктивные вопросы, так сказать констатирующего характера.
Нередко педагоги не задумываются над тем, побуждают поставленные вопросы ребенка к развернутому (причем не искусственному, а естественному) ответу, к связной речи в форме логических суждений. Так, шаблонные вопросы «Что вы видите на картине?» Или «Что изображено на картине?» Требуют от ребенка короткого однословного ответа или перечисления отдельных элементов. Разум ребенка в процессе такого ответа «спит». Следовательно, нет смысла ждать от него и активных речевых действий.
Уместнее проблемные вопросы, требующие от ребенка поиска ответа на самой картине, аналитических действий, которые находят выход в самостоятельно составленном малышом суждении. Проиллюстрирую сказанное описанием типовой ситуации. Педагог демонстрирует детям картину «Зимние развлечения», спрашивает: «Какое время года изображено на картине?». Такой же шаблонный ответ: «Зима», или искусственное, тоже шаблонное: «На картине изображено время года зима» (так научили отвечать расширенно воспитатели). Никакой интеллектуальной и речевой активности, ведь очевидные хорошо известные признаки зимы (снег, санки, лыжи, катки). Ребенок просто это констатирует. А если заменить вопрос, переформулировать его, мы заставим его вглядеться в картину, находя на ней не шаблонную, всем заранее известную, а собственный ответ, выявить наблюдательность, внимательность, умение мыслить. Причем это не обязательно может быть вопрос, например: «Как художник на картине показывает, что день не очень холодный, приятный?», А утверждение-провокация: «Я считаю, что накануне была сильная метель. Вы поняли, как я об этом догадалась? ». Для ответа на этот вопрос, мало сказать о снеге, надо еще и найти следы прошлой непогоды. Вопрос: «Как вы считаете, на картине выходной или будний день? Объясните, как вы это поняли », – также требует от детей активных аналитических действий, а воспитатель помогает сформулировать им самостоятельные высказывания:« я считаю, что …», «потому что …»,« если бы это был выходной, тогда бы …». Развернутый ответ становится естественным результатом интеллектуально-речевой активности: ребенок мыслит и высказывает свое мнение нешаблонно, потому что это его собственное мнение, для формулировки которого он добирал языковые средства сам или с помощью педагога.
Приведу фрагмент занятия – беседа по содержанию картины «Расчистка улиц от снега» (серия Н. Зеленко «Картины по ознакомлению с окружающим для дошкольных учреждений»).
– Я считаю, что накануне был сильный снегопад. Вы догадались, как я это поняла? Как, какими словами можно сказать о городе в снегу? (Засыпанный снегом, украшенный снегом, покрыт снегом.)
– Все: пешеходы, водители, дети, дворники, деревья, животные – одинаково рады такому большому снегу? Объясните, почему вы так считаете.
– Обратите внимание на машину. Вы знаете, как она называется? (Снегоуборная.) Объясните, для чего она? (Если дети не знают точного названия, можно предложить образовать слово-название.) Придумайте, какое название может иметь такая машина.
– Расскажите, как работает эта машина? Кто из людей участвует в уборке снега? (Водитель, дворники, рабочие.)
– Обратите внимание на мальчиков. Как вы считаете, мальчики только идут на прогулку, или уже возвращаются? Объясните свое мнение. Если бы мы могли послушать их разговор, что бы мы услышали? (Составление диалога.)
– А теперь посмотрим на женщину с ребенком. Расскажите о них. Как вы считаете, кто из них первым увидел машину, о чем они говорят? (Составление диалога.)
Лексико-грамматическая упражнение «Продолжи предложение».
– Давайте поиграем. Я буду начинать предложение, а вы его будете продолжать. Но для этого надо очень внимательно всмотреться в картину.
Я считаю, что на картине изображено начало дня, потому, что …
Возможно, на картине вечер, потому что …
Кажется, скоро снова пойдет снег, потому что …
Даже в младшей группе беседа за картиной будет более результативной, если вопрос будет побуждать малышей к поисково-аналитической деятельности, а не к простой констатации.
Для примера приведу беседу по картине «Строим дом» из серии «Играем» Нины Батуриной. Напомним ее содержание. На картине трое малышей (два мальчик и девочка) заканчивают строить дом для куклы. Один из мальчиков украшает здание флажком, другой – грузит строительный материал, а девочка везет машину с кукольным имуществом.
Педагог (после рассмотрения картины) позволяет им свободно выразить свои впечатления, мнения по поводу изображенного, не спешит с вопросами, чтобы не подавить их инициативу. Далее приглашает внимательно рассмотреть картину, предлагает детям дать имена персонажам, побуждает к ответу: «Расскажите, что делают дети на картине?».
Дети. Они строят дом.
Для куклы дом строят. Кукла будет жить, как построят.
В наборе вопросов далее, как правило, рассматриваются действия каждого из персонажей: «Что делает мальчик в синей рубашке? Что делает девочка? »И другие. Ответы на такие вопросы очень быстро утомляют детей, ведь следствие активность сохраняют лишь единицы, а все остальные тихо ждут, когда закончится занятие. Чтобы этого не произошло, следует задавать вопросы, которые возбуждают интеллектуальную, а соответственно и речевую активность детей.
Проиллюстрируем сказанное фрагментом занятия.
Воспитатель. Как вы считаете, мальчики еще только начинают или уже заканчивают строить? Как вы это поняли?
Дети. Когда еще только начинают, тогда только кубики, а дома не ¬ имеет, а там – дом.
– Они уже построили.
– Дом уже такой большой.
– Вова уже флажок ставит, а она мебель привезла.
– У них уже мало осталось конструктора, а когда строят, надо много.
Воспитатель. Как вы думаете, Коля привез строительный материал или отвозит его?
Саша (делает жест рукой). Привез – это когда сюда. Он складывает кубики на машину. Они уже построили, им больше не надо кубиков.
Воспитатель. Давайте поиграем. Если бы мы решили построить такой же дом для куклы, чтобы я вам должна сказать: «Привезите или отвезите?» Когда вы начинаете строить, вы привозите, приносите, или отвозите кубики?
Дети (показывают руки). Так – приносим, а на машине – привозим.
После уточнения и проговаривание детьми глаголов, воспитатель предлагает поиграть – подготовить тот строительный материал, который нужен, чтобы свести именно такое сооружение после занятия. Такое игровое задание позволяет ненадолго переключить внимание детей на отдельные детали, чтобы сохранить интерес к занятию и удовлетворить их потребность действовать активно. Кроме того, это эффективная лексико-грамматическое упражнение. Воспитатель назначает (по очереди) «главного строителя», который должен назвать нужный материал (форму, цвет, количество): «Одну большую зеленую пирамидку, синюю, и две поменьше», а кто-то из детей (по очереди) – найти их в игровом шкафу. После 5-6 задач, воспитатель снова привлекает внимание детей к картине.
Воспитатель. А теперь очень сложный вопрос. Внимательно рассмотрите мебель, которую привезла Оля, скажите, сколько кукол будет жить в доме? Как вы это поняли?
Дети. Много.
– Там одна кровать и стульчик …
– Маленькие сами не живут, она с мамой и папой будет жить. Только взрослые могут сами жить.
– Там всего по одному. А в холодильнике может много еды лежать.
– Она еще привезет стульчик, просто в машине больше нет места.
Другим вариантом игровой упражнения может быть предложение детям «порулить» процессом построения – подсказать персонажам, как следует действовать дальше. Воспитатель помогает каждому ребенку построить фразу-обращение, команду героям картины: «Вова, поставь над окошком еще одну пирамидку. Будет красиво ». Это помогает сохранить интерес малышей к картине, обеспечивает условия для их инициативных умственных и речевых действий.
В старшем дошкольном возрасте беседу по содержанию картины можно начинать с анализа ее первичной или поиска более удачной, точного названия: «Картина называется «Зимние забавы ». Как вы считаете, почему именно так она называется? Что означает слово «забава»? »- Обращается к детям воспитатель после молчаливого рассмотрения. – «Как, по вашему мнению, можно было бы назвать ее по-другому? Объясните свой вариант ». Это позволяет детям понять, оценить картину в целом, чтобы дальше перейти к более подробному его рассмотрению.
Вопрос относительно действий и характеров персонажей облегчают для детей выделение частей картины, способствуют более глубокому ее рассмотрению. Эффективным приемом, кроме вопросов, есть творческое задание «виртуальные диалоги», которое помогает мысленно войти в ситуацию, что изображено на картине.
Приведу пример беседы по содержанию картины «Праздник на лесной опушке» (обложка журнала «Шмель» № 2,2001).
– Дети, рассмотрите внимательно картину и вспомните ваш день рождения. Скажите, чем ваш праздник похоже, а чем отличается от нарисованного.
– Как вы считаете, праздник только начинается или уже давно продолжается? Объясните, как вы это поняли?
– Расскажите, как вы догадались, кто из зверей именинник? Сколько лет ему исполнилось? (Воспитатель помогает детям построить фразу-доказательство, используя слова «во-первых», «во-вторых», «кроме того» и т.д.).
– Как вы считаете, от кого принес поздравительную телеграмму Шмель? Что в ней написано?
– День рождения – веселый праздник, которому рады все – гости и сам именинник. Однако взгляните внимательно, кое-кто имеет не очень праздничное настроение. Объясните, почему. Как бы вы успокоили малышей, которые поссорились из пирожка: «Оставь себе этот пирожок, потому что на столе …». Что можно сказать о лисенке и волчонке, какие они?
– Вы догадались, кто из зверей на празднике самый маленький? Да, это зайчонок. Возможно, он рано проснулся, чтобы поздравить свою сестренку Заю, потом так радовался, помогал готовиться к празднику, устал и уснул прямо за столом, не дождавшись торта. Как вы считаете, что сделает мама-зайчиха? (Оставит кусочек торта малышу, а его отнесет в кроватку.)
– Как вы думаете, какие подарки приготовили черепаха и улитка? Что может быть в большой и малой коробках? ”
– Мамочка приготовила для гостей многое вкусного. Назовите, чем угощаются гости.
– Но главный на столе – торт, украшенный, кремом, черникой и земляникой. Посчитайте, на сколько кусочков его надо разделить, чтобы хватило всем. Не забудьте про маленького соню. Как, по вашему мнению, кусочки должны быть одинаковыми по размеру, чем?
Упражнения, игровые и логические задачи:
а) игра «Школа разведчиков» – задание на наблюдательность исообразительность: кому из зверей требуется высокий стульчик?
– Ежик принес огромный букет. Из каких цветов он его составил?
– Кто еще поздравил Заю цветами?
б) упражнение «Виртуальные диалоги»-представим себе, как могли поздравить именинницу ее друзья, что они ей говорили, желали. Не забудьте изменить голос на тот, от кого вы хотите поздравить Заю.
в) творческое задание «Выход за пределы изображенного» – мама и Зая с самого утра готовились встречать гостей.
Представим, как они совещались, кому какие блюда будут приятными. О чем они говорили? Мамочка сказала: «Придет белочка, так давай …». Зая предложила: «А для енотика давай приготовим …»
Нередко дети испытывают трудности в составлении самостоятельного рассказа, в таких случаях уместно использовать прием сопряженной (смежной) речи (взрослый начинает фразу, а ребенок ее продолжает), это поможет детям подбирать реплики, поддерживать диалог. Если вернуться к занятию по картине «Строим дом», то эта его часть выглядела.так:
Воспитатель. Если бы мы могли быть рядом с детьми, мы бы услышали о чем они разговаривают. Как вы считаете, о чем говорит Оля мальчикам? Давайте …
Дети. … Быстрее строить. Кукла хочет домой
Воспитатель. Коля, увози…
Дети. … Скорее конструктор.
Воспитатель. Пусть у дома …
Дети. … Будет красиво и чисто.
Воспитатель. А ей Вова что отвечает? Подожди, я сейчас …
Дети. … Только флажок поставлю. Он на крыше стоит. И мы пойдем пить чай.
Одними из самых сложных для детей выявляются вопросы, связанные с оценкой эмоционального состояния, описанием настроения, личностным качествам и т.д.. Причиной тому может быть маловато нужных для определения эмоционального состояния слов и словосочетаний. Стимулами в этом случае могут быть пластические этюды, предложения повторить движения, мимику, позу героя картины, попытаться войти в его положение и рассказать об этом словами.
Эффективным дополнением к беседе по содержанию картины является модифицированая методика восприятия изображенного на картине различными органами чувств, разработанная русским ученым И. М. Мурашковской. Методика построена на принципах теории решения изобретательских задач ТРИЗ и направлена на формирование у детей умений воспринимать изображение через мнимые возможные ощущения от соприкосновения с различными объектами, воображаемые звуки, вкусы и ароматы и обучения передавать в связном высказывании.
Последовательность упражнений по этой методике может быть такой.
1. Выделение объектов, изображенных на картине: «Как настоящим исследователям вам все нравится изучать, рассматривать, слушать. Если так, то ваша рука может быстро и легко превратиться в зрительную (или слуховую) трубу. ее надо только составить так, чтобы образовалась трубка, и в дырочку можно было бы что-то увидеть (услышать). А теперь попробуем посмотреть в трубу и назвать только один любой предмет на картине, все равно большой он или маленький ».
2. Установление разного уровня взаимозависимостей между объектами: «Как прекрасно, что вы как исследователи уже умеете увидеть даже самую мелкую, самые незначительные вещь и назвать ее. Однако ничто не существует само собой. Все с чем связано. Попробуем соединить два любых предмета на картине между собой, определить их связь, почему они важны друг для друга ».
3. Представление объектов через восприятие их различными анализаторами: «Представьте, что наша картина необычная, которые к ней прилагаются специальные наушники (перчатки), через которые, когда их одеваете, вы можете услышать все звуки (коснуться чего-то) на картине. Представим, что надели такие наушники, послушаем внимательно и скажем, что, какие звуки, слова вы услышали ».
Последний этап может быть не просто следующим, а самостоятельным этапом. Можно предложить детям сосредоточиться на отдельных объектах картины, найти мнимые варианты возможных звуков и слов (Аналогично ароматов, ощущений и т.п.), определяющих эти звуки, ощущения, имитировать, составить диалоги от имени персонажей. Поощрение детей к выполнению этих творческих задач обеспечит высокий уровень интеллектуальной, эмоциональной, речевой активности, позволит сохранить в течение всего занятия хорошее настроение и живой интерес детей к процессу восприятия, и, что немаловажно, желание выразить свои впечатления в собственные рассказы.
Следовательно, успешность, продуктивность второй части занятия, то есть качество детских рассказов во многом зависит от продуманной, тщательно проведенной первой части занятия, которая обеспечивает глубокое восприятие и осознание детьми картины.
Традиционно в методике развития речи детей ведущим приемом обучения рассказыванию по картине считается образец рассказа педагога. Постепенно, в зависимости от возрастных возможностей детей, готовности в процесс составления связного высказывания, способности выполнять эту задачу самостоятельно, образец рассказа изменяется от полного – на начальных этапах обучения, далее к частичному, образцу-дублеру – в среднем дошкольном возрасте. В обучении старших дошкольников образец используют лишь иногда, когда того требует ситуация. Детей учат составлять план рассказа. Сначала воспитатель вместе с детьми подробно анализирует составленный им план, потом предлагает составлять план самостоятельно, то есть осуществляется постепенный переход от полного подражания образца к осознанию или полусознательного подражания алгоритма действий, самостоятельного составления рассказа.
Хотя такое применение образца как приема обучения рассказыванию в общей картине дошкольного образования выглядит логично, однако воспитанники нередко оказываются «привязанными» к нему, что не могут избавиться от него даже в старшем дошкольном возрасте. Положительной чертой образца является то, что, с одной стороны, он выступает ориентиром, показывает детям, как надо составлять рассказ. Кроме того, при условии чрезмерного увлечения образцом происходит торможение самостоятельной мысли и инициативы ребенка в подборе языковых средств его адекватного выражения.
Не отказываясь от образца как приема обучения, однако результативными считаем структурно-синтаксическую схему описательного и сюжетного повествования (разработан Л. Г. Шадрин), сопровождающая речь и такой прием, как рассказ командами.
Многим воспитателям бывает сложно избежать типичных ошибок в процессе управления рассказыванием детей. Проанализируем основные из них.
Рассказ, составленная воспитателем, считается образцовым примером для подражания, поэтому детей заставляют слушать 6-7 однотипных рассказов. Такие занятия становятся скучным, малоприятным испытанием как для детей, так и для воспитателей.
Некоторые воспитатели ошибочно подменяет понятия «речевая активность» узким по содержанию понятием «говорения», поэтому для обеспечения «высокого уровня речевой активности» на занятии заставляют детей бездумно повторять, проговаривать готовые тексты (слова, фразы). Однако, как доказывают ученые, овладение родным языком, формирование речевых умений возможно только при условии активной, то есть самостоятельной, сознательной речевой практики, что позволяет человеку проявить свою индивидуальность. Следовательно, задача воспитателя проявляется в том, чтобы, только ориентируя, помогая и поддерживая, дать возможность каждому ребенку рассказать по-своему, выявить через самостоятельное повествование свое естество, самовыразиться.
Воспитатели стараются, чтобы детский рассказ воспроизводил содержание всей картины.
Предметная, а тем более сюжетная картина имеет сколько элементов, нюансов, что рассказы о каждом из них и всю картину в целом могут быть разнообразными и неповторимыми. Однако нередко воспитатели требуют только полного описания картины, на который ребенок из-за своей недостаточной подготовленности редко бывает способен.
Следовательно, единственный выход – повторить образец рассказа воспитателя. Во второй части занятия сначала следует предлагать рассказы о частях, деталях картины по инициативе детей: «О чем бы ты хотел рассказать?» Или «Возможно, ты хотел бы рассказать о маленькой киске?». Затем можно предложить составить коллективный или индивидуальный рассказ, отражающий общее содержание картины. При таких условиях каждый ребенок сам выбирает для себя посильную задачу, а не выполняет навязанное извне.
Воспитатели считают невозможным вмешиваться в рассказ ребенка, мол, тем самым мы лишаем его самостоятельности.
Одним из важнейших принципов организации учебной деятельности, что влияет на ее производительность, результативность, является принцип успешности. Сущность его заключается в том, что каждый ребенок должен учится, чувствуя свою успешность, тогда он будет это делать охотно. Ощущение успеваемости определяется многими факторами, среди которых соответствие задачи возможностям ребенка, а также тактичное, ненавязчивое сопровождение детских действий со стороны взрослых. Чувствуя добро ¬ доброжелательно поддержку, заинтересованность, ребенок ведет себя увереннее, охотно принимает помощь воспитателя, который должен быть лишь связующим фоном, чтобы не гасить детской инициативы.
В управлении рассказыванием по содержанию картины воспитатели боятся выйти за пределы изображенного, мало используют словесное творчество.
Выполнение творческих заданий, составление виртуальных диалогов в первой части занятия привносит в рассказы детей интересные подробности, оригинальные сюжетные линии. Если дети испытывают трудности в исполнении творческих заданий, можно предложить сначала коллективное сюжетосложение, пока дети не проявят готовности к самостоятельному выполнению задач такого типа. Сохранение, запись рассказов с последующим оформлением в виде книжечки, альбома, открытки и т.п. является дополнительным стимулом их активности.
Важное значение приобретают в процессе обучения рассказыванию по картине оценка и анализ рассказов детей. В младшем дошкольном возрасте оценка должна быть только положительной.
В среднем возрасте воспитатель анализирует рассказы детей, подчеркивая, прежде всего, на положительных моментах и коротко выражает предложения по улучшению качества рассказа. К анализу можно поощрять детей, предлагая им подобрать более точное слово, составить более удачно высказывание: «Дети, вы обратили внимание, как Саша сказал о … А как иначе можно было сказать? Скажите об этом по-своему ».
Дети старшего дошкольного возраста активно участвуют в анализе собственных рассказов и рассказов своих товарищей. Этот момент на занятии следует использовать для совершенствования связной речи детей, направляя их на более удачную лексическую замену, подбор и проговаривания дополнительных вариантов относительно характеристики образа, сюжетной линии, построения предложения, структуры повествования. То есть это не просто указание на ошибки, а признание других вариантов высказывания.
Методика обучения рассказыванию по содержанию картины постоянно обогащается новыми творческими находками воспитателей, интересными методами и приемами управления речевой деятельностью детей. Важно, чтобы за подбором, сочетанием разнообразных методических способов мы не забывали, что картина – это лишь эффективное средство, а главное на занятии – ребенок, развитие которого мы должны направлять и сопровождать.
Поскольку основные методические рекомендации по методике организации обучения рассказыванию по картине мы уже определили, рассмотрим специфику проведения занятий по составлению сравнительного описания двух картинок, игрушек или предметов и методика обучения рассказыванию по серии сюжетных картин.
На первом этапе обучения описательный рассказ мало похож на монолог. В начале занятия воспитатель обращает внимание детей на игрушки, предлагает рассмотреть их, выбрать одну и рассказать о ней. Потом общается с ребенком (детьми) и своими репликами подсказывает содержание и оформление высказывания.
Воспитатель. У меня мишка.
Ребенок. А у меня цыпленок.
Воспитатель. Мой мишка большой, толстый, его кожа темного цвета, мохнатая.
Ребенок. А мой цыпленок маленький, желтенький, у него перышки. Он, как маленький комочек.
Воспитатель. Мой мишка косолапый, у него четыре короткие лапки.
Ребенок. А у моего цыпленка только две лапки с пальчиками …
Воспитатель. Медвежонку нравится малинка и мед.
Ребенок. А цыпленок ищет себе червячков и ест пшено.
Постепенно, когда дети овладели сравнительным способом сопоставления в паре со взрослым, воспитатель предлагает выполнить задание самостоятельно. В первой части занятия воспитатель организовывает рассматривание игрушек (предметов, картинок), направляя процесс восприятия вопросами в такой последовательности: сначала просит назвать предметы, выделить несколько существенных признаков каждого, потом просит сказать, чем отличаются эти предметы, и только потом – чем они похожи. Важно мотивировать задачу, чтобы активизировать интеллектуальную и речевую деятельность ребенка, сделать ее привлекательной, интересной для детей. Например, можно предложить поиграть в игру «Бюро находок», в котором хранятся потерянные вещи. Желательно подобрать к занятию 4-5 пар предметов, похожих по нескольким признакам, например, два автомобиля, двух зайцев, две куклы, два игрушечные домики, две вазы для цветов. В первой части занятия дети выбирают для себя игрушку, рассматривают ее, называют отдельные признаки по вопросами воспитателя. Затем взрослый берет на себя роль очередного бюро находок, а дети по желанию – клиенты бюро, которым надо доказать, что именно эта игрушка, а не похожая на нее другая, принадлежит им.
Проиллюстрирую сказанное следующим диалогом.
Воспитатель. Возможно, вы не этого зайчика потеряли, ведь у нас два зайчики?
Ребенок (рассматривает двух зайчиков). Нет, это мой зайчик. Видите, мой зайчик маленький, а тот – больше. У моего НЕТ бантика, а у этого зайчика есть синий бантик на шее. Мой зайчик умеет вращать лапками, а этот зайчик не умеет.
В старшем дошкольном возрасте для сравнительного описания уместно использовать не только предметы, игрушки, но и репродукции пейзажных картин. Для сравнения лучше выбирать картины, на которых одни и те же природные явления (дождь, снег, оттепель, жара), но картины отличаются по настроению, характеру, способам изображения. Можно также сравнивать картины одного художника или различных художников, на которых объекты природы изображены в разное время года. Логическая структура занятия остается по-прежнему: сначала последовательное рассматривание картин с вопросами, затем сопоставление, причем сначала выделяются противоположные признаки, а затем – признаки по сходству. Предлагаю ознакомиться с занятием, на котором детей учат делать сравнительное описание двух пейзажных картин. Конспект приведены в журнале «Шмель» (№ 3,2000 г.)
Эффективная методика обучения рассказыванию по серии картин. Современная методика применения серий сюжетных картин для развития связности речи старших дошкольников разработана русским методистом А. А. Смирновой, которая не только разработала серии картин, но и предложила эффективную методику стимулирования связной речи детей. Автор учитывала, что в процессе восприятия дети фиксируют внимание на сюжете, действиях и отношениях персонажей, выразительности образов. Поэтому серия картин предусматривала последовательное развертывание сюжетной линии, четко выделены композиционные части рассказа (первая картинка – начало, завязка, вторая, третья – середина, раскрытие основного содержания, четвертая или пятая – заключение), чтобы при переходе от картины к картине были смысловые и грамматические связи между частями высказывания (картинками). Методика проведения этого вида занятий отличается пятью способами подачи детям картин. Раскроем эти варианты.
Так, первый способ предполагает последовательное рассмотрение картин, из которых открыта в начале занятия только первая. Прежде чем открывать следующую, воспитатель предлагает детям догадаться, что на ней изображено. Только когда фантазия детей оказывается исчерпанной, воспитатель открывает ее. Это позволяет поддерживать интерес к занятию продолжительное время. К каждой из картин воспитатель подбирает 1-2 вопроса и 1-2 лексико-грамматических задания (упражнения, игры, творческие задания). За каждой картиной составляется рассказ, который постепенно увеличивается: сначала только по содержанию первой картинки, затем – первой и второй, затем – первой, второй и третьей и т.д.
Второй способ заключается в одновременном представлении детям всех картинок, которые они сами должны разместить в логической последовательности. Затем занятия происходит по стандартной схеме – последовательное рассмотрение каждой картины за вопросами и составление рассказов.
Третий способ – три первые картины закрыты, последняя открытая. В первой части занятия – коллективные творческие фантазии детей про начало рассказа. Далее последовательно открываются картины и составляются рассказы.
Четвертый способ отличается тем, что в начале занятия открываются первая и последняя картинки. После фантазирования о содержании средних картинок, дети последовательно рассматривают все картинки и составляют по них рассказы.
Пятый способ характеризуется открытием картинок через одну. Методика занятия сохраняет логику. Заметим, что практика применения этого вида занятий убедительно доказывает, что наиболее эффективным способом организации рассказывания есть рассказ командами. Это не только способ обеспечения высокой речевой активности (в занятии принимают участие 12-16 детей), но и средство развития связности как качества рассказа и стимулирования творчества – каждая команда не повторяет предыдущие рассказы, а составляет собственный.
В перспективном планировании желательно чередовать различные виды занятий по обучению рассказыванию.
RSS или Email . Также присоединяйтесь к нашей группе по логопедии в
ГККП «Ясли-сад № 96» города Павлодара – ЦГР «Радуга» отдела образования и спорта города Павлодара, акимата города Павлодара.
Воспитатель:
Солоденко З.В.
Занятие по развитию речи
во второй младшей группе.
Тема : Составление рассказа по картине «Дети играют в кубики». «Игрушки»
Цели : Уметь составлять рассказ по картине по образцу воспитателя.
Задачи: Содействовать развитию связной речи у детей, формировать умение рассматривать картину, акцентируя внимание на сюжете; развивать мышление, внимание, умение отвечать на вопросы взрослого; воспитывать умение слушать друг друга.
Материал : Картина «Дети играют в кубики», мольберт, мяч.
Ход занятия :
Актуализация опорных знаний по теме «Игрушки»
Игра с мячом «Приветствие» (в кругу).
Ребята, что у меня в руках?
Какой этот мяч?
Что с ним можно делать?
Давайте поиграем с ним так: назовём ему своё имя и свою любимую игру. Я начну: «Меня зовут Зоя Викторовна, я люблю играть с мячом и с конструктором» - передаю детям, где каждый ребёнок участвует, а я помогаю им правильно сформулировать ответ.
Пальчиковая игра «Апельсин».
Мы делили апельсин. Много нас, а он – один!
Эта долька - для ежа, эта долька - для чижа,
Эта долька - для утят, эта долька - для котят,
Эта долька – для бобра…а для волка – кожура!
Он сердит на нас, беда! Разбегайтесь, кто куда!
(дети выполняют действия по тексту)
Лексико-грамматическое упражнение
У меня на столе разные игрушки. Давайте рассмотрим их и назовём. (Юла, мяч, кукла, машинка, кубики, матрёшка)
Подойдите к столу, возьмите ту игрушку, которая вам понравилась. Назовите её и расскажите, как с ней можно играть.
МЯЧ – КАТАЮТ, ЛОВЯТ, БРОСАЮТ.
КУКЛУ – КОРМЯТ, КАЧАЮТ, ОДЕВАЮТ и т.д.
Активизация словаря:
Рассматривание картины (дети сидят на стульчиках).
Ребята, я вам предлагаю рассмотреть одну картину.
Что вы видите на картине? (ответы детей)
Кто это? (указкой показывает на детей, изображённых на картине)
Что делают дети?
С чем они играют?
Давайте рассмотрим внимательнее! Кто это? (девочка)
Как вы догадались, что это девочка? (на ней надето платьице, а на голове красивый бантик)
Что делает девочка? (делает постройку из кубиков)
Сравнение объектов на картине:
А это кто? (мальчик)
А как вы догадались, что это мальчик? (у него короткие волосы, он одет в зелёную рубашку и шорты)
Что делает этот мальчик? (тоже играет с кубиками вместе с девочкой)
А здесь кого мы видим? (указывает на другого мальчика)
Это тоже мальчик? Почему вы так решили? (да, потому что он так же одет в рубашку и шорты, а волосы короче, чем у девочки)
Как же нам их различать, чтобы было удобнее рассказывать? (у этого мальчика рубашка красного цвета)
Что можно сказать про мальчика в красной рубашке? (у него в руках верёвочка от грузовой машины)
А что находится в грузовике? (кубики)
А зачем этот мальчик привёз в машинке кубики? (чтобы их стало больше и можно было бы ещё что-нибудь построить)
Какие они молодцы: играют все вместе и друг другу помогают!
А как вы думаете, где они играют? (в садике или в детской комнате)
5. Работа по развитию связной речи
А теперь давайте вместе составим рассказ по картине! Я начну, а вы мне помогайте!
«В красивой, светлой комнате играют дети. Мы видим одну…девочку и двух …мальчиков. Они играют в …кубики и строят из них…дом. Дети играют спокойно и …дружно, друг другу помогают – значит они какие ребята? – хорошие, заботливые и воспитанные!» (ответы детей могут варьироваться)
6. Рефлексия:
Ребята, что вы сегодня делали на занятии?
Что вам понравилось?
А мне понравилось, как вы сегодня отвечали на вопросы, и как мы вместе составили рассказ по картине! Спасибо вам! Молодцы!