Как проверить тормозную систему на авто. Наружный осмотр колес. Симптомы выхода из строя заднего тормозного цилиндра и их проверка

Если отключить двигатель от ведущих колес, то автомобиль продолжит движение по инерции (накатом). Под действием сил сопротивления движению скорость автомобиля будет постепенно снижаться и он наконец остановится. Однако торможение при этом будет происходить на большом участке пути.

Тормозной путь - это расстояние, проходимое автомобилем за время действия на него тормозных сил. Он определяется кинетической энергией, которой обладала машина до начала торможения.

Более эффективным является торможение под действием специально создаваемой внешней силы, называемой тормозной , которая возникает в результате срабатывания тормозной системы. Тормозная система предназначена для снижения скорости движения машины вплоть до полной остановки и обеспечения ее неподвижности во время стоянки. В тракторах тормоза используют также для уменьшения радиуса поворота.

При торможении кинетическая энергия движения машины переходит в работу сил трения между фрикционными накладками и тормозным барабаном или диском, а также между шинами и дорогой и далее преобразуется в теплоту, которая рассеивается в атмосфере.

Выделяют следующие типы тормозных систем.

Рабочая тормозная система обычно приводится в действие усилием ноги водителя, приложенным к педали. Эффективность действия рабочей тормозной системы оценивают по тормозному пути - расстоянию, проходимому автомобилем на горизонтальной сухой дороге с твердым покрытием при торможении от начальной скорости 40 км/ч до полной остановки. Этот критерий в соответствии с ГОСТом, наряду с максимальным замедлением, принят в качестве нормативного измерителя тормозных качеств транспортных средств.

Запасная тормозная система дублирует рабочую тормозную систему. Она может быть менее эффективной. При отсутствии на автомобиле автономной запасной тормозной системы ее функции может выполнять исправная часть рабочей тормозной системы (например, контур тормозного привода передних или задних колесных тормозов) или стояночная тормозная система.

Стояночная тормозная система обеспечивает неподвижность автомобиля во время стоянки и приводится в действие от рычага (рукоятки) рукой водителя. Она должна удерживать полностью груженный автомобиль на уклоне не менее 25%.

Вспомогательная тормозная система обязательна для автотранспортных средств полной массой свыше 12 т, а также для автомобилей и автобусов, предназначенных для эксплуатации в горных районах. Тормоз-замедлитель, ограничивающий скорость движения автомобиля на длительных спусках, выполняется независимым от других тормозных систем.

Современные тракторы имеют рабочую и стояночную тормозные системы, а автомобили и автопоезда - как минимум рабочую, запасную и стояночную.

Эффективность рабочей и запасной тормозных систем оценивают по длине тормозного пути и установившемуся замедлению, а стояночной и вспомогательной - по суммарной тормозной силе, развиваемой этими системами.

Любая тормозная система состоит из тормозных механизмов и тормозного привода. Тормозные механизмы препятствуют вращению колес, вследствие чего между колесами и дорогой возникает тормозная сила. Тормозные механизмы могут быть установлены непосредственно у колес (колесные тормоза) или на вращающихся деталях трансмиссии (трансмиссионные, центральные тормоза). С помощью привода осуществляют управление тормозными механизмами. В некоторых тормозных системах установлены усилители, облегчающие управление, а также другие устройства, повышающие эффективность тормозных систем и устойчивость автомобиля при торможении.

Удобство и легкость управления тормозной системой определяются усилием, прилагаемым к педали или рычагу управления, и ходом педали или рычага (табл. 4.1).

Таблица 4.1

Максимальные значения усилий на тормозной педали

или рычаге и величина их хода

Тормозная система (рис. 4.1) включает тормозные механизмы передних и задних колес 2 и гидравлический тормозной привод, приводимый в действие педалью 1.

К тормозным системам, помимо общих требований к любым механизмам, предъявляют следующие требования (рис. 4.1):

  • ? минимальный тормозной путь или максимальное установившееся замедление (в соответствии с требованиями ГОСТ, Директив ЕС и Правил ЕЭК ООН № 13 и 78);
  • ? сохранение устойчивости при торможении (критериями устойчивости служат линейное отклонение, угловое отклонение, угол складывания автопоезда);
  • ? стабильность тормозных свойств при неоднократных торможениях;
  • ? минимальное время срабатывания тормозного привода;
  • ? силовое следящее действие тормозного привода, т.е. пропорциональность между усилием на педали и приводным моментом;

Рис. 4.1.

  • 1 - педаль тормоза; 2 - колесные тормозные механизмы; 3 - стояночный (трансмиссионный тормоз); 4 - остов автомобиля; 5 - соединительные трубопроводы; 6 - главный тормозной цилиндр
  • ? отсутствие органолептических явлений (слуховых, обонятельных);
  • ? надежность всех элементов тормозных систем. Основные элементы (тормозная педаль и ее крепление, главный тормозной цилиндр, тормозной кран и др.) должны иметь гарантированную прочность, не должны выходить из строя на протяжении гарантированного ресурса; также должна быть предусмотрена сигнализация, оповещающая водителя о неисправности тормозной системы;
  • ? при работе с прицепом тормоза прицепа должны начинать торможение чуть раньше, чем тормоза тягача;
  • ? в тормозных системах универсальных тракторов должно быть раздельное управление тормозами левого и правого бортов.

Тормозные свойства машин в значительной степени определяют безопасность движения на дорогах. Поэтому большое внимание уделяется эффективности и надежности тормозных систем.

Как указывалось ранее, тормозная сила возникает между дорогой и колесом в результате того, что тормозной механизм препятствует его вращению. Направление тормозной силы противоположно направлению движения автомобиля. Тормозная сила тем больше, чем сильнее тормозной механизм препятствует вращению колеса. Ее максимальное значение зависит от сцепления колеса с дорогой и вертикальной реакции действующей от дороги на колесо:

Л тах - Ф-^2’

где ф - коэффициент сцепления колеса с дорогой.

Чем больше коэффициент сцепления ф, тем больше может быть тормозная сила. Так, на асфальтовой сухой дороге (ф = 0,8) торможение более эффективно, чем на той же дороге во время дождя (ф = 0,5). Лучшее сцепление колеса с дорогой происходит при его качении.

Тормозная сила, умноженная на радиус колеса, образует тормозной момент. Если тормозной момент больше момента по сцеплению, то колеса блокируются - перестают вращаться (100%-ное скольжение). Такой режим называют торможением юзом. Когда колесо блокируется и скользит по дороге, коэффициент сцепления уменьшается на 20...30 %. При этом режиме резко снижается коэффициент сцепления колеса с дорогой как в продольном, так и в поперечном направлении (колесо не может воспринимать боковые силы). В данном случае тормозной путь увеличивается, а машину может заносить. Особенно опасна неодновременная блокировка колес. Следовательно, при торможении колесо надо удерживать на грани блокировки, не допуская юза.

Для получения максимального значения Р т тах следует делать все колеса тормозящимися, т.е. использовать вертикальные реакции, действующие на все колеса автомобиля. Вертикальные реакции на передних и задних колесах автомобиля меняются вследствие изменения нагрузки, особенно у грузовых автомобилей, автопоездов и автобусов. Кроме того, при торможении по мере увеличения замедления вертикальные реакции на передних колесах возрастают, а на задних - уменьшаются. Для повышения эффективности торможения тормозные силы должны меняться в соответствии с изменением вертикальных реакции на колесах.

Различают аварийное (экстренное) и служебное торможение. Аварийное торможение производится обычно до полной остановки машины с максимальной для данных условий интенсивностью. Обычно число аварийных торможений составляет 5... 10 % от общего числа торможений. Служебное торможение применяют для плавного уменьшения скорости автомобиля или его остановки в заданном месте. Его выполняют с небольшой интенсивностью (замедление составляет 1... 1,5 м/с 2). Служебное торможение также может осуществляться двигателем. При этом водитель уменьшает или прекращает подачу топлива в цилиндры двигателя и тормозная сила создается за счет трения в двигателе и агрегатах трансмиссии. Наиболее часто используемый способ служебного торможения - торможение двигателем и тормозами одновременно.

Процесс торможения можно условно разделить на несколько этапов (рис. 4.2), каждый из которых характеризуется временем реакции водителя t v , срабатывания тормозного привода t п,



Рис. 4.2. а - изменение ускорения (замедления) во времени;

б - изменение скорости машины

движения автомобиля с заданным замедлением t x и оттормажи-вания? 0 .

Время реакции водителя включает в себя время психической реакции t" p (оценка обстановки и принятие решения) и время физической реакции?" (перенос ноги с педали подачи топлива на тормозную педаль и выбор свободного хода педали тормоза). Продолжительность этого промежутка времени (0,2...1,5 с и более) во многом определяется психофизическим состоянием водителя. Время срабатывания тормозного привода (0,2...0,4 с при гидравлическом и 0,4...0,6 с при пневматическом приводе) зависит от времени запаздывания t a и времени нарастания замедления t я. Время оттормаживания привода составляет 0,2...0,5 с.

В соответствии с этими этапами остановочный путь 5 0 складывается из пути 8 р в, проходимого машиной в течение времени реакции водителя, времени срабатывания тормозного привода и тормозного пути 5 Т.

По данным статистики, дорожно-транспортные происшествия, обусловленные неисправностями тормозной системы автомобиля, составляют 40...45% всех аварий, происходящих по техническим причинам (приведены в табл. 4.2).

Основные неисправности

Таблица 4.2

Неисправность

Причины ее возникновения

Увеличенный рабочий ход педали тормоза

Утечка тормозной жидкости из колесных цилиндров через уплотнительные кольца толкателя регулятора давления; наличие воздуха в тормозной системе; повреждение резиновых уплотнителей в главном тормозном цилиндре; повреждение резиновых шлангов гидропривода тормозов; повышенное торцевое биение тормозного диска (более 0,15 мм)

Недостаточная эффективность торможения

Замасливание накладок колодок тормозных механизмов; заклинивание поршней в колесных цилиндрах; полный износ накладок тормозных колодок; перегрев тормозных механизмов; применение колодок с несоответствующими накладками;

неправильная регулировка привода регулятора

давления; потеря герметичности одного из контуров (сопровождается частичным провалом педали тормоза)

Окончание табл. 4.2

Неисправность

Причины ее возникновения

Неполное расторма-

живание всех колес

Отсутствие свободного хода педали тормоза; увеличенное выступание регулировочного болта штока вакуумного усилителя относительно плоскости крепления главного цилиндра; разбухание резиновых уплотнителей главного цилиндра вследствие попадания в жидкость бензина, минеральных масел и т.п.; заклинивание поршня главного цилиндра

Притормаживание одного из колес при отпущенной педали

Поломка или ослабление стяжной пружины колодок заднего тормоза; заедание поршня в колесном цилиндре вследствие коррозии; разбухание уплотнительных колец колесного цилиндра из-за

попадания в жидкость горюче-смазочных материалов; нарушение положения суппорта относительно тормозного диска при ослаблении болтов крепления направляющей колодки к поворотному кулаку; неправильная регулировка стояночного

Занос или увод автомобиля в сторону при торможении

Заклинивание поршня колесного цилиндра; закупоривание какой-либо стальной трубки вследствие вмятины или засорения; загрязнение или замасливание дисков, барабанов и накладок; неисправность регулятора давления; нарушение угла установки колес; разное давление в шинах; не работает один из контуров тормозной системы (сопровождается ухудшением эффективности торможения)

Увеличенное усилие на педали при торможении

Неисправность вакуумного усилителя; повреждение шланга, соединяющего вакуумный усилитель и впускную трубу двигателя, или ослабление его крепления на штуцерах; разбухание уплотнителей цилиндров из-за попадания в жидкость горючесмазочных материалов

Писк или вибрация тормозов

Ослабление стяжной пружины тормозных колодок заднего тормоза; чрезмерная овальность тормозных барабанов; замасливание фрикционных накладок; износ накладок или включение в них инородных тел; чрезмерное (более 0,15 мм) биение тормозного диска или его неравномерный износ (ощущается по вибрации тормозной педали)

От правильного действия автомобильных тормозов зависит безопасность езды. Следовательно, надобно хоть раз на какое-то время проконтролировать действие тормозного механизма. Это позволит более быстро разоблачить всевозможные неполадки в тормозном устройстве. Как без приборов проверить тормоза и проконтролировать правильность действия автомобильных тормозов? Сейчас расскажем.

Для того чтобы проверить тормозной механизм авто, не нужно ехать в какие то специализированные ремонтные мастерские. Достаточно будет широкий отрезок грунтовой дороги без деревьев и оврагов на обочинах. Чтобы тест тормозов был эффективен, прежде всего, следует удостовериться, или в тормозной конструкции есть достаточно много жидкости, она локализуется в специальном бачке.

Для этого необходимо проверить щупом ее уровень и — когда он есть низкий — дополнить такой самой жидкостью, которая предварительно была влита в тормозной механизм. Помните, что это обязана быть тормозная жидкость, рекомендованная производителями данного автомобиля.

Как без приборов проверить тормоза и обследовать — не завоздушена ли тормозная система автомашины

Следующей деятельностью является проверка, нет ли воздуха в тормозном механизме автомобиля. В том числе обследовать эластичные тормозные провода, дабы один из проводов от старости либо в результате механического повреждения не стал слишком «эластичным».

Тест заключается в сильном и энергичном надавливании педали тормоза при неподвижном автомобиле и неработающем двигателе. Более или менее в половине такой операции вы должны ощутить твердое сопротивление педали. Если педальный механизм не оказывает такого сопротивления, может это свидетельствовать о неполадке в тормозной системе авто, требующей интервенции специалиста-механика.

Дальнейшая ревизия автомобильных тормозов

Если тест прошел успешно, следующим ревизионным шагом будет на упомянутой раньше дороге разогнать своего «железного коня» до скорости не больше чем пятьдесят километров в час, после чего резко затормозить, до момента блокировки колес. Внимание — ABS должен быть выключен! Чтобы это сделать, достаточно будет вынуть соответствующий предохранитель.

После блокирования колес, быстро отпустите педаль тормоза, при этом, не допуская, до того чтобы транспортное средство полностью остановилось. Отпечатки торможения, которые останутся на песке, должны для каждой пары колес начинаться и заканчиваться в том же самом месте. Если любое из колес, особенно передних, было заблокировано позже, чем то что находится по противоположной стороне автомобиля или вообще не было заблокировано — визит в мастерскую вам обеспечен. В такой самый способ можно проверить действие ручного тормоза.

Другой способ испытания автомобильного тормозного устройства

О том, или автомобиль тормозит с достаточной силой, можно удостовериться немного другим методом. На сухом и гладком асфальте в месте, где не создаст угрозу это прочим пользователям дороги, остро притормозить. Лучше всего это будет сделать на территории большого, пустого авто-паркинга. При скорости тридцать километров в час с включенной ABS (если есть), проезжая по простой дороге, нужно крепко нажать на тормозную педаль.

Если при таком варианте колеса автомобиля не будут заблокированы, должен он остановиться не дальше, чем пять-шесть метров от места, в котором на асфальте появятся следы от торможения (часто, к сожалению очень трудны к замечанию). Результат этого тестового метода следует трактовать как ориентировочный.

Поэтому не забывайте — только исследование в диагностической станции позволяет более точно определить состояние тормозной конструкции вашей автомашины.

Статья о проверке тормозной системы и ее компонентов, важные нюансы проверки и работы механизмов. В конце статьи - интересное видео о работе тормозной системы машины.

Содержание статьи:

Исправная тормозная система автомобиля не может гарантировать стопроцентную безопасность для водителя - дорога полна неожиданностей, но, тем не менее, если с тормозами у вас все в порядке, вы всегда сможете вовремя остановить машину, чтобы предотвратить потенциальное ДТП. И такая возможность не раз спасала водителям и жизнь, и здоровье.

Поэтому постарайтесь содержать тормозную систему вашей машины в полной исправности, а для этого регулярно ее поверяйте. О том, как это делается, мы сейчас и поговорим.

Диагностика компонентов тормозной системы


Нет ничего проще такого действия, как остановка машины – надавил на педаль тормоза или в отдельных случаях дернул рычаг «ручника». Но при этом надо понимать, что за этими внешне простыми движениями кроется сложная цепочка механизмов, действующих своевременно и слаженно.

В процессе торможения транспортного средства задействованы десятки элементов, многие из которых скрыты от визуального наблюдения, и добраться до них можно только после снятия оборудования. Однако это потребуется лишь в том случае, если с остановкой машины возникают серьезные проблемы.

И этих проблем можно избежать в принципе, если регулярно проверять систему торможения на наличие потенциальных неисправностей. Для того, чтобы провести такого рода проверку, необходимы следующие действия:

  • Убедитесь в исправности антиблокировочной системы при наличии таковой. Сделать это несложно: на приборной панели автомобиля имеется целый комплекс диагностических индикаторов, среди которых вы обязательно найдете ту лампочку, которая укажет на текущее состояние ABS. Если при запуске двигателя эта лампа вспыхивает и тут же гаснет, это означает, что электронный блок управления просканировал антиблокировочную систему и не нашел изъянов в ее работе. Если же индикатор загорается и не гаснет или не загорается вообще, то это нужно воспринять как тревожный сигнал, призывающий проверить ABS на наличие неполадок.
  • В системе торможения имеются тормозные шланги и вакуумный усилитель, которые также подлежат проверке, и проверять их нужно регулярно. Но если вы пользуетесь автомобилем старой советской модели, то на нем вакуумного усилителя может и не быть. Для проверки вакуумного усилителя многократно надавите на тормозную педаль и, продолжая держать ступню на педали, запустите мотор. При усилителе, не имеющим повреждений, педаль должна «утопиться» на небольшую глубину. Если такого не случилось, но при этом вы услышали в салоне шипение, то поторопитесь заменить усилитель.
  • Проанализируйте герметичность тормозной системы авто. Это сделать несложно: сядьте на водительское сидение и многократно нажмите на тормозную педаль. Если все в порядке, вы ощутите сопротивление во время нажатия, то есть, педаль не будет «проваливаться». Более того, с каждым новым нажатием сопротивление педали будет возрастать. Все эти признаки будут свидетельствовать о том, что с герметичностью тормозной системы у вас все в порядке. Но если при многократном нажатии на педаль тормоза сопротивление не изменится или уменьшится, знайте, что тормозная система перестала быть герметичной.
  • Необходимо проанализировать свойство и уровень тормозной жидкости. Чтобы это сделать, вам нужно поднять крышку капота, найти емкость с тормозной жидкостью и посмотреть, в какой степени эта емкость заполнена. То есть, количество тормозной жидкости не должно превышать максимального уровня (ориентируйтесь по специальным отметкам) и опускаться ниже минимальной точки. При этом заострите внимание на запахе тормозной жидкости: гарью она пахнуть не должна. Кстати, здесь же вы сможете обнаружить разгерметизацию тормозной системы. При наличии таковой тормозная жидкость начнет покидать бак, и вы такой утечки не сможете не обнаружить.
  • Для полной проверки тормозной системы есть смысл исследовать диски и колодки. Сделайте это обязательно! Необходимо убедиться в отсутствии износа этих механизмов. Некоторые колодки оснащены датчиками износа, которые предоставят вам объективную информацию. При отсутствии сигнального оборудования степень износа колодок можно определить визуально. Для этого оцените толщину фрикционной накладки, которая не должна быть меньше одного-двух миллиметров. Также не забудьте проверить, насколько изношены тормозные диски.

Проверка колес, ручного тормоза и тормозов в процессе езды

Проверяем колеса


Осматривая колеса, знайте, что они должны быть совершенно сухими, причем как снаружи, так и внутри. С особой тщательностью осмотрите внутренние поверхности колес, используя смотровую яму. Малейшее присутствие на колесах маслянистых следов послужит тревожным сигналом протекания рабочего цилиндра системы торможения.

Ручной тормоз


Проверяя тормозную систему автомобиля, было бы несправедливо забыть о ручном тормозе, который тоже является частью этой системы и подлежит проверке. Хороший, качественный «ручник» не позволит откатываться машине назад на дорожном уклоне в 23%. При этом вам необходимо посчитать, при каком количестве щелчков в процессе поднятия рычага ручного тормоза машина фиксируется в неподвижном положении. В самом идеальном случае «ручник» срабатывает за 3-4 щелчка.

Тормоза в движении


После визуальной проверки тормозов не забудьте протестировать тормоза в движении. Для этого разгоните машину на открытом отрезке дороги примерно до скорости 50-60 км/ч и после этого резко нажмите на тормозную педаль.

Важно! Проверку тормозной системы в процессе движения можно производить только после того, как вы убедились в исправности всех ее компонентов!


Что касается размера тормозного пути, то он у каждой машины свой и, как правило, зависит от состояния дорожного покрытия, от шин, от веса автомобиля и от многих других причин.

Примечание: при наличие в машине системы ABS процесс торможения будет несколько иным - при резком нажатии на педаль вы почувствуете обратную отдачу, которая будет проявляться в качестве специфической вибрации. А если на машине установлена система курсовой устойчивости, то в этом случае при резком торможении на «торпедо» начнет работать индикатор, сообщающий о работе этой системы.

В заключение отметим, что систему торможения автомобиля можно проверить с помощью специального стенда диагностики, который предоставит объективную информацию относительно состояния тормозной системы.

Видео о работе тормозной системы автомобиля:

Безотказная качественная работа тормозной системы – это залог безопасного вождения и гарантия того, что если водитель среагирует, он сможет остановить автомобиль и избежать дорожно-транспортного происшествия или свести к минимуму последствия от него. Время от времени необходимо проверять тормозную систему на надежное срабатывание, особенно если автомобиль постоянно эксплуатируется в городе, где водитель практически не передвигается на высоких скоростях и не прибегает к экстренному торможению. Также необходимо проверить тормозную систему при покупке автомобиля «с рук», и в рамках данной статьи мы рассмотрим, как это сделать.

Как проверить исправность тормозной системы самостоятельно

Чтобы остановить автомобиль, водителю достаточно нажать на педаль тормоза или в экстренных случаях дернуть ручник. Два этих действия только кажутся простыми, но для их грамотного исполнения десятки деталей должны сработать слаженно. Не до всех элементов, действующих при торможении машины, можно добраться без снятия агрегатов, но это и не нужно, если не наблюдается проблем с остановкой автомобиля во время движения. Чтобы проверить тормозную систему на наличие критических проблем, достаточно сделать следующее:

  1. Убедиться, что работает ABS, если системой оснащен автомобиль. На панель приборов выводится ряд диагностических лампочек, среди которых имеется индикатор, который указывает на наличие или отсутствие неисправностей антиблокировочной системы. Если при старте мотора лампочка ABS загорается и быстро гаснет, это говорит о том, что ЭБУ провел проверку и не обнаружил ошибок в работе системы. В ситуации, когда лампочка не загорается вовсе или горит постоянно, нужно проверить антиблокировочную систему и индикатор на наличие проблем;
  2. Проверить вакуумный усилитель и тормозные шланги. Стоит отметить, что на старых российских автомобилях вакуумный усилитель чаще всего отсутствует;
  3. Протестировать герметичность тормозов. Для этого нужно сесть в автомобиль и несколько раз нажать на педаль тормоза. Она не должна «проваливаться», и водитель будет ощущать сопротивление при нажатии. После нескольких нажатий подряд педаль должна стать еще более тугой. Если этого не произошло, и сопротивление осталось на прежнем уровне или педаль стала «мягче», это указывает на нарушение герметичности тормозной системы;
  4. Проверить уровень и качество тормозной жидкости. Для этого откройте капот, найдите бачок с тормозной жидкостью и убедитесь, что он заполнен ею не выше максимальной отметки и не ниже минимальной. Также важно, чтобы жидкость не пахла гарью.
    Обратите внимание: Если имеет место разгерметизация тормозной системы, тормозная жидкость будет вытекать из бачка, что сложно не заметить;
  5. Осмотрите колодки и диски. Обязательно нужно убедиться, что отсутствует износ тормозных колодок. Большинство колодок имеют индикаторы износа, по которым можно сделать соответствующие выводы. Если таких индикаторов нет, можно руководствоваться правилом, что толщина фрикционной накладки должна быть не менее 1-1,5 мм. Также важно проверить на износ тормозные диски.

К тормозной системе автомобиля также относится ручной тормоз, и за его состоянием необходимо следить. Исправный ручник должен не давать откатиться автомобилю на уклоне в 23%. Кроме того, нужно посчитать количество щелчков, которые проходят при поднятии ручника для фиксации автомобиля. Идеально, чтобы ручник затягивался в 3-4 щелчка. В ситуации, когда ручник не держит, нужно его подтянуть, а также проверить состояние колодок ручного тормоза.

ПРОВЕРКА ТОРМОЗНОЙ СИСТЕМЫ В ДВИЖЕНИИ

Помимо визуального осмотра элементов тормозной системы и их диагностики, можно протестировать работу тормозов в движении.

Важно: Проверку тормозной системы в движении можно выполнять только после того как вы убедились, что отсутствуют явные проблемы с ее компонетами.

Для тестирования тормозной системы в движении, нужно на свободном участке дороги разогнать машину до скорости в 40-50 километров в час, после чего резко нажать на педаль тормоза и проследить за процессом торможения автомобиля. Если система торможения и рулевое управление работают идеально, а также нет проблем с шинами, машину в процессе замедления не должно «сносить» в одну из сторон. Длина тормозного пути на каждом автомобиле индивидуальная, и она зависит от веса машина, состояния дорожного полотна, качества шин и многих других факторов.

Обратите внимание: Если автомобиль оснащается системой ABS, процесс его торможения будет несколько отличаться. Резко нажав на педаль, водитель почувствует, что происходит обратная отдача в виде своеобразной вибрации. Когда автомобиль также имеет на борту систему курсовой устойчивости, при резком торможении на панели приборов время от времени начнет загораться индикатор, сигнализирующий о ее работе.

Стоит отметить, что тормозную систему большинства современных автомобилей можно также проверить при помощи диагностического стенда, который укажет на наличие неисправностей, если они имеются.

Чтобы тормозная система всегда была в норме, необходимо постоянно контролировать ее составляющие. Так как тормозные колодки работают исключительно «на трение», то они изнашиваются быстрее остальных частей. Нельзя точно сказать, когда произойдет износ, условно эксплуатационный срок их работы равняется от 8 до 15 т. километров пробега при нормальной езде без «лихачества». Проверка тормозных колодок позволяет приблизительно понять, когда производить замену.

Тормозная система

Каждый транспорт оснащен:

  • тормозным механизмом ;
  • стояночным тормозом ;
  • запасным тормозом . Применяется в экстренных случаях, при отказе основных тормозов. В легковых автомобилях обычно это реализовано за счет разделения тормозной системы на несколько контуров по диагонали или перед/зад.

Система тормозов состоит из привода и механизма торможения имеющего барабан или диск, а также тормозные колодки. Барабанные тормоза теперь используются реже, хотя они служат дольше по времени. Сегодня почти во всех машинах идет дисковое тормозное устройство, такая система считается фиксированной и имеет суппорт и две устойчивые в одном положении колодки. Когда происходит нажатие на педаль тормоза, они сдавливают диск. Встречается еще и системы с плавающей колодкой, они устроены сложнее. Во время торможения поршень суппорта задевает одну из них, она отходит, прислоняется к диску и сдвигает его к другой, после чего происходит зажим.

Тормозная колодка имеет две составляющие: каркас и фрикционную накладку. Если говорить коротко, то именно накладка выполняет основную задачу торможения, своим трением останавливая тормозной диск. Передние тормозные колодки изнашиваются в два-три раза быстрее задних. Все потому, что большая нагрузка во время торможения приходится на механизм передних колес, идет перераспределение веса машины на переднюю ось. На скорости износа непосредственно отражаются:


Примечательно, что в зимнее время года замена производится реже, это говорит о том, что зимой происходит мало маневров во время движения.

Признаки износа

Порой, чтобы просто оценить состояние накладок, лезть в тормозную систему вовсе не обязательно. Многих интересует, как проверить тормозные колодки, не снимая колеса? Определить износ можно по следующим признакам:


Проверка колодок без снятия колеса

Проверить износ тормозных колодок несложно, особенно когда на транспортном средстве стоят литые диски с большими отверстиями, через которые виден тормозной узел. Как правило, видна только наружная колодка. Если определять ее толщину визуально, то критической считается 1,5–2 миллиметра. Когда, даже не снимая колеса, вы заметили, что толщина накладки меньше 5-ти миллиметров - это повод для замены. Если отверстия на колесе слишком маленькие, а тормозной механизм плохо виден нужно приступить к демонтажу колеса. Когда ничего не мешает обзору легко оценить состояние второй накладки и попутно тормозного диска.

Правильный процесс проверки колодок и диска

Перед проверкой просмотрите таблицу показателей допустимых размеров частей тормозного механизма. Когда данные совпадают, начните производить замену. Процесс делится на следующие этапы:


Производить замену деталей нужно если:

  • накладки в масле;
  • изделия тоньше 1,5 мм;
  • накладки неплотно соединены с основанием;
  • диски нужно заменить, если есть царапины или деформация формы.

Замена передних тормозных колодок

Замена задних тормозных колодок

Процесс замены почти такой же:

  1. Чтобы обездвижить авто ставим его на передачу. Включать ручник нельзя, так как он прижмет колодки к диску, и произвести замену не получится. Для безопасности ставим бруски под колеса.
  2. Убираем колесо, направляющие штифты устраняем ключом №12.
  3. Снимаем барабан.
  4. Отсоединяем от колодок пружины.
  5. Достаем переднюю колодку, рычаг привода убираем от троса и снимаем. Также проделать с задней.
  6. Теперь новые детали устанавливаем в точности до наоборот.