Как проверить авто на радиацию. Атомная технология. Как проверить машину из Японии на радиацию. — В чем заключается эта процедура

Несмотря на то, что с момента землетрясения в Японии аварии на атомной станции «Фокусима» прошло больше двух лет, последствия этих событий до сих пор сказываются. Одно из проявлений — предметы с повышенным фоном радиации, в том числе — автомобили и их компоненты.

Россия, особенно регионы Дальнего Востока и Сибири, является одним из основных потребителей подержанных авто из Японии. Это связано в первую очередь с доступностью подобных машин, их надёжностью и удобством обслуживания. Часть автомобилей попадает в страну после их покупки на аукционах уже конкретными владельцами, часть ввозится компаниями для последующей продажи. Но и те, и другие проходят таможенную проверку, которая в том числе включает и различные экспертизы. Японским автомобилям и компонентам уделяется особое внимание с точки зрения проверки на радиацию.

Фонит или не фонит

Так Федеральная Таможенная Служба (ФТС) 1 августа сообщила о том, что Владивостокская таможня совместно с управлением Роспотребнадзора в июле 2013 года выявила 13 объектов с повышенным радиационным фоном, среди которых, в основном, подержанная техника и запчасти к ней. По данным ФТС, число загрязненных объектов постепенно уменьшается: в 2011 году в квартал в среднем выявлялось 90 объектов, в 2012 - 75, в 2013 - в первом квартале найдено 59, во втором - 43. После дополнительных проверок принимается решение по каждому такому объекту. Причём оно не всегда бывает отрицательным, то есть некоторые машины разрешается ввезти на территорию страны. С момента аварии на атомной электростанции «Фукусима-1» принято решение о запрете ввоза на территорию России 591 объекта, а всего было выявлено 697 объектов с повышенным радиоактивным фоном.

Со своей стороны Японская Ассоциация автопроизводителей (JAMA) начала собственную проверку уровня радиации автомобилей, произведенных в стране. То есть, каждый автомобиль, предназначенный для экспорта, тщательно исследуется на наличие опасных радионуклидов. По данным японского Министерства финансов, в 2012 году Япония экспортировала 131 999 подержанных автомобилей в Россию, и 300 единиц «фонящих» объектов составляют очень маленькую их часть.

«Россия является крупнейшим рынком подержанных автомобилей из Японии, и это единственная страна, которая продолжает жаловаться на радиоактивное заражение и отправляет машины обратно. Учитывая различные торговые барьеры, которые Россия наложила на Японию, как высокие тарифы на импорт, они просто не хотят иметь импортированных японских автомобилей», - рассказал изданию The Wall Street Journal Japan Ютака Шиота (Yutaka Shiota), управляющий директор ассоциации экспортеров подержанных автомобилей Японии.

Проверять или не проверять

Япония установила допустимую норму радиации на отметке 0,3 МкЗв/ч (микрозиверт в час). Но для экспортируемых в Россию автомобилей этот показатель составляет 0,2 МкЗв/ч, потому что Токио хочет избежать дополнительных расходов в случае возврата. Одна из самых больших «партий» из Toyota Corolla Fielder, Toyota Probox и Honda HR-V была ввезена теплоходом «Трэвинд Глори» из Японии 23 июля 2013 года. По информации ФТС , уровень ионизирующего излучения на объектах составляет 0,15, 0,19 и 0,17 МкЗв/ч соответственно и превышает уровень естественного фона примерно вдвое (0,08 МкЗв/ч).

У человека естественный усредненный радиационный фон обычно лежит в пределах 0,10-0,16 МкЗв/ч. Норма - значение не превышающее 0,20 МкЗв/ч. Безопасным уровнем считается порог в 0,30 МкЗв/ч. То есть все ввезённые автомобили в принципе соответствуют допустимой норме и могут эксплуатироваться.

Для тех же, кто хочет быть уверенным в собственной безопасности, появились компании, которые за сравнительно небольшие деньги проверяют автомобиль на наличие радиационного фона. Услуга стоит около 1500 рублей и распространена в крупных городах Дальнего Востока, Сибири и Урала.

Для самостоятельной проверки нужно или искать дозиметр у знакомых, или арендовать (около 1000 рублей в сутки), или приобрести самостоятельно. На рынке существует масса предложений подобных приборов, которые отличаются точностью измерений, количеством воспринимаемых излучений, и прочими характеристиками. Стоимость самого простого бытового дозиметра начинается от 4000 рублей, а профессиональные стоят около 20000 и выше.

А если «фонит»?

Если автомобиль ещё не куплен и дозиметр показывает на нём пусть и небольшой, но радиоактивный фон, то от него лучше отказаться. Сложнее поступить, если автомобиль был заранее выбран и оплачен. Теоретически от него можно отказаться, потеряв некоторую сумму денег, которая обычно прописывается в договоре на поставку. Но при низких показателях радиации можно оставить машину себе. Ведь существуют целые города, в которых природой заложен повышенный радиационных фон - поселения в высокогорных районах, или в зонах с полезными ископаемыми с примесями урана или тория.

Срок существования опасного радиационного фона определён двумя годами. По истечении этого срока воздействие должно снижаться. Но на некоторых объектах след радиации держится дольше. Автомобиль состоит из разных деталей, которые могут нести различный фон. Кузов наименее подвержен воздействию и легче отмывается (существуют специальные растворы, снижающие уровень радиации). Большее излучение «впитывают» различные детали из пластика и резины. И если у автомобиля есть хоть небольшое отклонение от нормы, на нём нужно поменять салонный и воздушный фильтры.

На востоке России были обнаружены подержанные японские автомобили, подвергшиеся заражению радиоактивными частицами. Как считает сотрудник французского института IRSN Филипп Дюбио, промышленная продукция действительно может оказаться зараженной.

Как сообщает агентство AFP со ссылкой на заявления представителя таможни во Владивостоке, в России были выявлены подержанные автомобили, подвергшиеся заражению радиоактивными частицами. Машины были заражены изотопами цезий-137 и уран-238. Руководитель службы по чрезвычайным ситуациям и кризисному руководству Института радиационной защиты и ядерной безопасности Филипп Дюбио (Philippe Dubiau) рассказывает о том, какие риски может повлечь за собой заражение промышленной продукции.

La Tribune: Возможно ли вообще такое заражение машин?

Филипп Дюбио: Да. Высвобожденные во время взрыва на электростанции «Фукусима» радиоактивные частицы цезия-137 действительно могли попасть на эти машины. В то же время заражение ураном-238 кажется мне маловероятным, ведь выброса этого вещества в атмосферу не было.

- Каким образом могли быть заражены автомобили?

Подержанные машины зачастую держат снаружи, в результате чего некоторые из них могли подвергнуться заражению. Радиоактивные частицы также могли скопиться на колесах. Множество высвобожденных при взрыве частиц осело на почве, и шины могли уловить радиоактивную пыль.

- Какую продукцию это может затронуть?

Все товары, которые контактируют с воздухом. Наиболее подвержены этому, разумеется, пищевые продукты, которые выращиваются на открытом воздухе, а затем попадают к нам в организм. Тем не менее, хранящиеся снаружи промышленные товары также могут получить дозу радиоактивных частиц.

Кроме того, зараженной может оказаться упаковка, на нее может попасть радиоактивная пыль, однако тут все зависит от близости упаковочных предприятий к АЭС «Фукусима».

- Каковы риски возможного контакта с зараженными радиацией предметами?

Что касается машин, опасность может представлять лишь попадание частиц в организм. Для этого потребуется вдохнуть или проглотить радиоактивные частицы, например, проведя рукой по машине, а затем сунув палец в рот. Для предотвращения подобных ситуаций, всем, кто занимается работой с грузами во французских портах и больше всего подвержен такому риску, были выданы перчатки. Внешнее заражение путем излучения практически невозможно. Для этого нужно находиться в непосредственной близости от его источника, то есть самой атомной станции.

Может ли время транспортировки товаров из Японии во Францию уменьшить их потенциальную опасность для здоровья по прибытии на место назначения?

Не все радиоактивные вещества одинаково ведут себя с течением времени. Концентрация йода-131, который может привести к раку щитовидной железы, сокращается вдвое каждые 8 дней. Другими словами, если какой-либо товар подвергся заражению месяц назад, то сегодня концентрация йода-131 в нем будет ниже в 16 раз. С цезием-137 дела обстоят совсем иначе. Сокращение его концентрации в два раза занимает 30 лет. Во время последних замеров во Франции нами были выявлены очень слабые следы этого вещества, которое попало в атмосферу еще во время аварии на Чернобыльской АЭС в 1986 году. То есть, будь то корабль или самолет, время транспортировки никак не отразится на радиоактивности цезия-137. Тем не менее, в наших портах осуществляются проверки с помощью специальных рамок и переносных измерительных приборов, и к настоящему моменту нам не известно ни об одном проблемном случае.

Доза облучения свыше 1 микрозиверт в час вызывает смертельные телесные повреждения: лейкозы, раковые опухоли, стремительное развитие лучевой болезни. Также возможны генные мутации и хромосомные аберрации, которые проявятся на потомках. Обезопасить себя можно - достаточно проверить автомобиль на радиацию, а также рабочее место и квартиру. Те места, где человек проводит практически все время.

Специалисты нашей компании проводят точные замеры радиации, которую излучает автомобиль. В работе используется высокоточное оборудование, исследование занимает не более получаса. Результат - данные об излучении и возможность локализации конкретных деталей машины, которые вызывают всплески. Обслуживаем все районы Москвы и Московской области. Работаем с физическими и юридическими лицами. Цена услуги рассчитывается индивидуально.

Цена услуги - 1 000 рублей (c выездом специалиста 2 500р)

*Для уточнения стоимости - звоните!

Работаем по Москве и всей Московской области, возможен выезд в другие регионы.

Особенности проверки авто на радиацию

Обследование автомобиля осуществляется дозиметром и радиометром. Приборы сертифицированы, имеют необходимые документы. В процессе проверки замеряются гамма-излучения и уровень радона. По факту проведенной экспертизы выдается официально заключение о степени опасности транспортного средства. Дополнительно могут потребоваться измерения альфа и бета-излучений, чтобы полноценно проверить авто на радиацию.

Показатели радиации - МкЗв/ч:

  • Безопасно. 0,15-0,19.
  • Относительно безопасно. 0,2-0,6.
  • Зона повышенного внимания. 0,61-1,2.
  • Опасная зона. Более 1,21.

Если по результатам проверки уровень радиации превышает максимальный порог - 0,3 МкЗв/ч - необходимо принять срочные меры о частичной нейтрализации угрозы.

Снижение радиационного фона

В 2011 году на японской атомной электростанции «Фукусима-1» произошла авария с последующим мощным выбросом радиации. Трагедия косвенно сказалась на отечественном автомобильном рынке: более 40% иномарок в России - японского производства. Во избежание возвратов заводы в Японии обязались проверять автомобили на радиацию. Однако на практике машины с опасной дозой излучения все же проникают в РФ.

Самое безопасное решение - отказаться от покупки автомобиля, проверка которого показала повышенный уровень радиации. Существование фона - два года. Только по истечении этого срока воздействие снижается. Но это в большей степени относится к металлическим запчастям: пластик сильнее поддается радиоактивному влиянию. Существуют специальные жидкости, которые снижают радиацию. Кроме того, если есть отклонения от нормы - необходимо заменить воздушный фильтр и максимум пластиковых деталей.

Эффективно проверим автомобиль радиацию. Предоставляем подробное заключение, которое можно приложить к документам при продаже машины. Оставить заявку на просчет можно на сайте или по телефону.

— Владимир Алексеевич, по данным таможенников, гамма-излучение в 49 автомобилях, задержанных на посту Владивостока, превышено в 2-6 раз. Насколько это опасно?

— Если радиационный фон превышен в шесть раз, мощность излучения составляет 6-8 мкЗв/ч на 1 килограмм массы. Предел техногенной зоны - 1 мЗв. Соответственно, человеку нужно где-то пару месяцев поездить, чтобы получить радиоактивное облучение.

— Водитель не будет находиться в автомобиле постоянно. Каким образом он получит облучение?

— Радиоактивная пыль, которой покрыты эти автомобили, содержит в себе элемент цезий-137. Он выводится из организма до 70 суток.

— Есть информация, что на автомобилях также превышена поверхностная доза бета-излучения. Каким образом это может сказаться на тех, кто находится снаружи?

— Радиоактивная пыль может попасть на кожу, может попасть в легкие. Это уже внутренне облучение, от него просто так не избавиться

— Какова будет степень поражения водителя, эксплуатирующего «загрязненный» автомобиль?

— Поскольку дозы воздействия будут малыми, то видимых следов наподобие «ядерного загара», отслоения кожи или выпадения волос не будет. Однако увеличивается в разы риск онкологических заболеваний. Это могут быть внутренние органы, кожа — в зависимости от того, на какую часть тела оказывалось большее воздействие. Ну и, конечно, общее ухудшение здоровья.

— Возможна ли процедура очистки загрязненных автомобилей?

— Да, но это довольно дорогостоящее занятие.

— В чем заключается эта процедура?

— Автомобиль проходит под очень мощной струей воды. Таким образом мы очищали радиоактивный чернобыльский металл. Вопрос только, куда потом девать эту «грязную» воду.

— Японские власти утверждают, что все автомобили подвергаются проверке. Каким образом эти машины были загрязнены?

— Это мог быть дождь или туман, или ветер, который дул из зараженного района.

— А откуда вообще могла возникнуть эта партия?

— Вероятно, это какие-нибудь частники-перегонщики. Юридические лица в нынешней ситуации строго следят за контролем.

— Некоторые дилеры сегодня запаслись дозиметрами, чтобы наглядно показывать клиентам «чистоту» продаваемых автомобилей. Насколько эта мера оправданна?

— Большой нужды в этом нет, поскольку новые автомобили ввозятся в контейнерах, а подержанные преимущественно на грузопассажирских паромах открытого типа и больше открыты внешним воздействиям.

— Япония производит не только машины, но и комплектующие, электронику, даже одежду. Почему ажиотаж именно вокруг автомобилей?

— Я не могу сказать, насколько эти отрасли японской промышленности обеспечены экспертами. Проблема такая есть. Если у вас в компьютере окажется источник радиоактивного излучения, в этом будет мало хорошего. Проверять надо все.

— На ваш взгляд, что следует делать с этими автомобилями дальше?

— Я думаю, что гораздо выгоднее с экономической точки зрения отправить их обратно в Японию. Ведь не все же автомобили, которые идут оттуда, заражены. Значит, есть возможность ввозить нормальные. Вот пусть и ввозят.

Несмотря на то, что с момента землетрясения в Японии аварии на атомной станции «Фокусима» прошло больше двух лет, последствия этих событий до сих пор сказываются. Одно из проявлений - предметы с повышенным фоном радиации, а том числе автомобили и их компоненты. Авария на АЭС «Фукусима-1». Хроника и последствия

Россия, особенно регионы Дальнего Востока и Сибири, является одним из основных потребителей подержанных авто из Японии. Это связано в первую очередь с доступностью подобных машин, их надёжностью и удобством обслуживания. Часть автомобилей попадает в страну после их покупки на аукционах уже конкретными владельцами, часть ввозится компаниями для последующей продажи. Но и те, и другие проходят таможенную проверку, которая в том числе включает и различные экспертизы. Японским автомобилям и компонентам уделяется особое внимание с точки зрения проверки на радиацию.

Фонит или не фонит

Так Федеральная Таможенная Служба (ФТС) 1 августа сообщила о том, что Владивостокская таможня совместно с управлением Роспотребнадзора в июле2013 года выявила 13 объектов с повышенным радиационным фоном, среди которых в основном подержанная техника и запчасти к ней. По данным ФТС, число загрязненных объектов постепенно уменьшается: в 2011 году в квартал в среднем выявлялось 90 объектов, в 2012 - 75, в 2013 - в первом квартале найдено 59, во втором - 43. После дополнительных проверок принимается решение по каждому такому объекту. Причём оно не всегда бывает отрицательным, то есть некоторые машины разрешается ввезти на территорию страны. С момента аварии на атомной электростанции «Фукусима-1» принято решение о запрете ввоза на территорию России 591 объекта, а всего было выявлено 697 объектов с повышенным радиоактивным фоном. СМИ: Жалобы на «фонящие» японские авто поступают только из России

Со своей стороны Японская Ассоциация автопроизводителей (JAMA) начала собственную проверку уровня радиации автомобилей, произведенных в стране. То есть, каждый автомобиль, предназначенный для экспорта тщательно исследуется на наличие опасных радионуклидов. По данным японского Министерства финансов, в 2012 году Япония экспортировала 131 999 подержанных автомобилей в Россию, и 300 единиц «фонящих» объектов составляют очень маленькую их часть.

«Россия является крупнейшим рынком подержанных автомобилей из Японии, и это единственная страна, которая продолжает жаловаться на радиоактивное заражение и отправляет машины обратно. Учитывая различные торговые барьеры, которые Россия наложила на Японию, как высокие тарифы на импорт, они просто не хотят иметь импортированных японских автомобилей», - рассказал изданию The Wall Street Journal Japan Ютака Шиота (Yutaka Shiota), управляющий директор ассоциации экспортеров подержанных автомобилей Японии.

Проверять или не проверять

Япония установила допустимую норму радиации на отметке 0,3 МкЗв/ч (микрозиверт в час). Но для экспортируемых в Россию автомобилей этот показатель составляет 0,2 МкЗв/ч, потому что Токио хочет избежать дополнительных расходов в случае возврата. Одна из самых больших «партий» из Toyota Corolla Fielder, Toyota Probox и Honda HR-V была ввезена теплоходом «Трэвинд Глори» из Японии 23 июля 2013 года. По информации ФТС, уровень ионизирующего излучения на объектах составляет 0,15, 0,19 и 0,17 МкЗв/ч соответственно и превышает уровень естественного фона примерно вдвое (0,08 МкЗв/ч).

У человека естественный усредненный радиационный фон обычно лежит в пределах 0,10-0,16 МкЗв/ч. Норма - значение не превышающее 0,20 МкЗв/ч. Безопасным уровнем считается порог в 0,30 МкЗв/ч. То есть все ввезённые автомобили в принципе соответствуют допустимой норме и могут эксплуатироваться.

Для тех же, кто хочет быть уверенным в собственной безопасности, появились компании, которые за сравнительно небольшие деньги проверяют автомобиль на наличие радиационного фона. Услуга стоит около 1500 и распространена в крупных городах Дальнего Востока, Сибири и Урала. Трагедия в Японии. Как уберечься от облучения?

Для самостоятельной проверки нужно или искать дозиметр у знакомых, или арендовать (около 1000 руб. в сутки) его, или приобретать самостоятельно. На рынке существует масса предложений подобных приборов, которые отличаются точностью измерений, количеством воспринимаемых излучений, и прочими характеристиками. Стоимость самого простого бытового дозиметра начинается от 4000 рублей, а профессиональные стоят около 20000 и выше.

А что если «фонит»

Если автомобиль ещё не куплен и дозиметр показывает на нём пусть и небольшой, но радиоактивный фон, то от него конечно лучше отказаться. Сложнее поступить, если автомобиль был заранее выбран и оплачен. Теоретически от него можно отказаться, потеряв некоторую сумму денег, которая обычно прописывается в договоре на поставку. Но при низких показателях радиации можно оставить машину себе. Ведь существуют целые города, в которых природой заложен повышенный радиационных фон - поселения в высокогорных районах, или в зонах с полезными ископаемыми с примесями урана или тория.

Срок существования опасного радиационного фона определён 2 годами. По его истечении воздействие должно снижаться. Но на некоторых объектах след радиации держится дольше. Автомобиль состоит из разных деталей, которые могут нести различный фон. Кузов наименее подвержен воздействию и легче отмывается (существуют специальные растворы, снижающие уровень радиации). Большее излучение «впитывают» различные детали из пластика и резины. И если у автомобиля есть хоть небольшое отклонение от нормы, на нём нужно поменять салонный и воздушный фильтры.