Внутренняя шестеренка. Зубчатые конические колёса. Метод обкатки с применением червячной фрезы

Модуль m и число зубьев z являются основными величинами, определяющими зубчатые зацепления. Значение модулей для всех передач - величина стандартизированная, выраженная, как видно из формулы m = d/z, в миллиметрах. Ниже преведены числовые величины стандартных модулей, применяемые при изготовлении зубчатых колес, по ГОСТ 9563-60 (СТ СЭВ 310-76):

Тем не менее, ни местоположение, ни количество узких мест не могут быть определены, что считается недостатком по сравнению с передней ринометрией. Новая разработка представляет собой 4-фазную риноманометрию, которая дает дополнительную информацию об устойчивости боковой стенки носа. Кроме того, Млинский и Климент подчеркивают преимущества ринорезистометрии. В этом тесте скорость потока, с которой начинается всасывание крыльев носа, может быть определена посредством измерения полного носового сопротивления в корреляции с объемом потока.

1-й ряд, мм.: 0,05; 0,06; 0,08; 0,1; 0,12; 0,15; 0,2; 0,25; 0,3; 0,4; 0,5; 0,6; 0,8; 1; 1,25; 1,5; 2; 2,5; 3; 4,5; 6; 8; 10; 12; 16; 20; 25; 32; 40; 50; 60; 80; 100.

2-й ряд, мм.: 0,055; 0,07; 0,09; 0,11; 0,22; 0,28; 0,35; 0,45; 0,55; 0,7; 0,9; 1,125; 1,375; 1,75; 2,25; 2,75; 3,5; 4,5; 5,5; 7; 9; 11; 14; 18; 22; 28; 36; 45; 55; 70; 90.

При назначении величин модулей первый ряд следует предпочитать второму.

Зубчатые передачи. Общие сведения и классификация зубчатых передач

Механизм, в котором два подвижных звена являются зубчатыми ко лесами, образующими с неподвижным звеном вращательную или поступатель ную пару, называют зубчатой передачей (рис. 1).

Этот метод исследования основан на сравнении испускаемых звуковых волн со звуковыми волнами, отраженными на стенках носовой полости. Это позволяет объективизировать изменения площади поперечного сечения носовой полости. Когда скорость волн и время до отраженного звука регистрируются снова, известно, расстояние от места площади поперечного сечения до носовой апертуры можно рассчитать. Обратимые и структурные стенозы можно дифференцировать независимо для обеих сторон. Стандартные значения определены до настоящего времени.

Недостатком акустической ринометрии является то, что в случае серьезного сужения области носовой апертуры не могут быть сделаны достоверные результаты в отношении задних областей. Кроме того, объемные придаточные пазухи с большой остией, по-видимому, вызывают ложные результаты. Тонус носовой мускулатуры, который варьируется от человека к человеку, может исказить результаты. Хотя методы объективной экспертизы востребованы во времена доказательной медицины, этот метод до сих пор не использовался клинически в значительной степени.

Рис. 1. Виды зубчатых передач: а, б, в - цилиндрические зубчатые передачи с внешним зацеплением; г - реечная передача; д - цилиндрическая передача с внутренним зацеплением; е - зубчатая винтовая передача; ж, з, и - конические зубчатые передачи; к - ги поидная передача

Серен описал регистрацию частот и спектров громкости во время вдохновения как инновационный метод. В случае патологий клапанов с возникновением турбулентных потоков этот метод показывает значительные изменения громкости и частотного спектра, которые могут быть зарегистрированы с помощью микрофона.

Помимо рассмотренных выше обследований, функция лицевого нерва должна оцениваться в отношении симптомов денервации и паралича. Врач также должен обратить внимание на тонус и целостность носовой мускулатуры, которую можно обучить с помощью специальных программ упражнений. Интраназальная электромиография и поверхностная миография перинасальной мускулатуры были описаны как инструментальные методы в этом контексте.

В большинстве случаев зубчатая передача служит для передачи вращательного движения. В некоторых механизмах эту передачу применяют для преобразования вращательного движения в поступательное (или наоборот, см. рис. 1, г).

Зубчатые передачи - наиболее распространенный тип передач в современном машиностроении и приборостроении; их применяют в широких диапазонах скоростей (до 275 м/с), мощностей (до десятков тысяч киловатт).

Желание улучшить носовое дыхание является одной из наиболее распространенных причин, заявленных пациентами, которые видят оториноларинголога. Основными причинами нарушения носового дыхания являются перегородки и гипертрофия носовых турбин. Однако в течение последних 20 лет обнаружение того, что нарушения области носового клапана также играют важную роль в совокупности причин нарушения носового дыхания, становится все более важным. Однако выявление и лечение расстройств носового клапана требует подробных анатомических и физиологических знаний в соответствии с приведенными выше объяснениями.

Основные достоинства зубчатых передач по сравнению с другими передачами:

Технологичность, постоянство передаточного числа;

Высокая нагрузочная способность;

Высокий КПД (до 0,97-0,99 для одной пары колес);

Малые габаритные размеры по сравнению с другими видами передач при равных условиях;

Большая надежность в работе, простота обслуживания;

Точный анализ настоящего расстройства области носовых клапанов находится в начале развития специфической для пациента терапии. Ниже будут представлены современные подходы к лечению нарушений носового клапана в более узком смысле. Мы сознательно воздерживаемся от описания методов коррекции передних частей перегородки и головки нижней турбины, которые находятся в начале лечения, хотя, строго говоря, они относятся к области носового клапана. Лечение заболеваний области носовых клапанов преследует следующие цели.

Расширение угла носового клапана, стабилизация подвижной боковой стенки, коррекция стенозов мягких тканей, хряща или кости. Расширение области носового клапана было проведено в течение длительного времени с использованием самоорганизующихся расширителей, которые носят, когда они не публикуются. Вначале они изготавливались из проволоки, резины, целлулоида или других материалов.

Сравнительно малые нагрузки на валы и опоры.

К недостаткам зубчатых передач следует отнести:

Невозможность бесступенчатого изменения передаточного числа;

Высокие требования к точности изготовления и монтажа;

Шум при больших скоростях; плохие амортизирующие свойства;

Громоздкость при больших расстояниях между осями ведущего и ведомого валов;

В настоящее время в основном используются три разных расширителя. Внешний расширитель прикреплен к наружному носу в смысле листовой пружины и значительно расширяет носовое отверстие и поперечное сечение области носового клапана. Они изготовлены из силикона и вызывают значительно повышенную ингаляционную и выдольную вентиляцию носа путем расширения носовой апертуры.

Поэтому использование внутренних расширителей носа для этого показания необходимо оценивать критически. Стабилизация подвижной боковой носовой стенки предназначена для предотвращения клинически значимого явления всасывания с нарушением носового дыхания. Во многих случаях стабилизация сопровождается увеличением угла носового клапана. Согласно закону Пуазейля, это приводит к явному увеличению скорости потока носа даже в случае незначительных изменений. Нарушения носового клапана представляют собой сложную проблему с различными причинами.

Потребность в специальном оборудовании иинструменте для нарезания зубьев;

Зубчатая передача не предохраняет машину от возможных опасных перегрузок.

Зубчатые передачи и колеса классифицируют по следующим признакам (см. рис. 1):

По взаимному расположению осей колес - с параллельными осями (цилиндрические, см. рис. 1, а-д), с пересекающимися осями (ко­нические, см. рис. 1, ж-и), со скрещивающимися осями (винтовые, см. рис. 1, е, к);

Поэтому необходимо, чтобы у обработанных хирургов головы-шеи был опыт в отношении нескольких хирургических методов, чтобы выборочно решить настоящие проблемы. Ниже приведены наиболее важные методы. Трансплантат может быть вставлен через открытый или в редких случаях через закрытый доступ. Он расположен на перегородке, которая должна быть осторожно уменьшена в случае необходимости и прокладывает боковые хрящи с обеих сторон в подслизистом кармане. Весенний эффект хряща растягивает подвижную боковую стенку носа.

Трансплантат фиксируется с использованием медленно абсорбируемых тонких швов сначала в медиальной области в области перегородки, а затем в боковой области. Возможна комбинация с «разбрасывательными трансплантатами» в случае ревизионной ринопластики с обширной медиализацией боковой стенки носа. Недостатками техники являются необходимый большой трансплантат, возможный дефект подъема в области ушной раковины и возможно видимое расширение внешнего носа. Эта проблема может возникнуть после резекции хрящево-костного горба с парамедианными и боковыми остеотомиями для закрытия «открытой крыши».

По расположению зубьев относительно образующих колес - прямозубые, косозубые, шевронные и с криволинейным зубом;

По конструктивному оформлению - открытые и закрытые;

По окружной скорости - тихоходные (до 3 м/с), для средних скоростей (3-15 м/с), быстроходные (св. 15 м/с);

По числу ступеней - одно- имногоступенчатые;

По расположению зубьев в передаче и колесах - внешнее, внутрен­нее (см. рис. 1, д) и реечное зацепление (см. рис. 1, г);

В этом случае эта медиализация боковой стенки носа вызывает сужение внутреннего носового клапана. В этом случае наиболее подходит седативный хрящ. Однако, по словам Ортена и нашего собственного опыта, это приводит к незначительному увеличению поперечного сечения внутреннего носового клапана только потому, что угол носового клапана изменяется только незначительно. «Распространяющие трансплантаты», однако, могут гармонизировать носовую спинку после резекции горба. В отдельном случае «трансплантаты-разбрасыватели» также могут использоваться с одной стороны только для того, чтобы компенсировать незначительные асимметрии в хрящевой области носовой спинки в случае больших перегородок, которые трудно исправить.

По форме профиля зуба - с эвольвентными, круговыми;

По точности зацепления. Стандартом предусмотрено 12 степеней точности. Практически передачи общего машиностроения изготовляют от шестой до десятой степени точности. Передачи, изготовленные по шестой степени точности, используют для наиболее ответственных случаев.

Из перечисленных выше зубчатых передач наибольшее распространение получили цилиндрические прямозубые и косозубые передачи, как наиболее простые в изготовлении и эксплуатации.

Фиксацию трансплантатов проводят с использованием медленно абсорбируемых тонких матрасных швов. Помимо аутологичных материалов сегодня используются прессованные «трансплантаты-разбрасыватели» из пористого полиэтилена. Преимуществом является сокращение продолжительности операции. Однако существуют характерные недостатки посторонних веществ, которых избегают при использовании аутологичного хряща.

Особенно пригодны хрящевые трансплантаты, взятые из ушной раковины, которые имеют достаточный внутренний стресс. Этот птоз может вызвать сужение внутреннего и наружного носового клапана. Кроме того, турбулентные части потока увеличиваются с повышением сопротивления воздушного потока. В этом случае подъем носа через реконструкцию или поддержание хрящевой структуры приводит к успеху. Методы швов, которые - помещены между хрящом алара и носовой костью - поднимают наконечник носа, могут использоваться альтернативно или дополнительно. «Крепление стойки» представляет собой часть восстановительных мер.

Преимущественное распространение получили передачи с зубьями эвольвентного профиля, которые изготавливаются массовым методом обкатки на зубофрезерных или зубодолбежных станках. Достоинство эвольвентного зацепления состоит в том, что оно мало чувствительно к колебанию межцентрового расстояния.

Другие виды зацепления применяются пока ограниченно. Так, циклоидальное зацепление, при котором возможна работа шестерен с очень малым числом зубьев (2-3), не может быть, к сожалению, изготовлено современным высокопроизводительным методом обкатки, поэтому шестерни этого зацепления трудоемки в изготовлении и дороги; новое пространственное зацепление Новикова пока еще не получило массового распространения, вследствие большой чувствительности к колебаниям межцентро­вого расстояния.

Однако его можно также использовать отдельно для поднятия наконечника носа. Используются аутологичные хрящевые трансплантаты или предварительно сформированные имплантаты из пористого полиэтилена. Преимуществом является высокая жесткость имплантатов в сочетании с малой толщиной материала.

Для стабилизации области носовой лоскут через открытую ринопластику формуемый, но стабильный титановый имплантат в виде клипа помещают на хвостовые концы боковых хрящей таким образом, чтобы большая часть имплантата перекрывалась черепной конец аларного хряща. Следует избегать перфорации слизистой оболочки носа, чтобы уменьшить риск отказа материала.

Прямозубые колёса (около 70%) применяют при невысоких и средних скоростях, когда динамические нагрузки от неточности изготовления невелики, в планетарных, открытых передачах, а также при необходимости осевого перемещения колёс.

Косозубые колёса (более 30%) имеют большую плавность хода и применяются для ответственных механизмов при средних и высоких скоростях.

Стоматологические стенозы в области пирообразного отверстия могут быть тщательно вырезаны с помощью сверла через разрез орального вестибюля. Следует избегать повреждения слизистой оболочки эндоназа, чтобы избежать последующего стенозирования носовой апертуры в контексте заживления ран. Мягкие части можно нанести и зафиксировать на костях с помощью скважин.

После операции все пациенты должны использовать противозачаточные назальные эмульсии для лечения слизистой, чтобы избежать инкрустации, отеков и раневых инфекций в смысле местной раневой помощи. 5-7 дней антибактериальной терапии указаны для пациентов с хрящевыми трансплантатами или аллопластическими имплантатами.

Шевронные колёса имеют достоинства косозубых колёс плюс уравновешенные осевые силы и используются в высоконагруженных передачах.

Конические передачи применяют только в тех случаях, когда это необходимо по условиям компновки машины; винтовые - лишь в специальных случаях.

Колёса внутреннего зацепления вращаются в одинаковых направлениях и применяются обычно в планетарных передачах.

Носовой клапан: обзор анатомии, визуализации и физиологии. Люфтвеж. Внутренний носовой клапан: пересмотрен с объективными фактами. Все об обрушении назального клапана. Конечный элементный анализ воздушного потока в носовом клапане. Понимание носовых дыхательных путей: принципы и практика.

Функциональное анатомическое исследование отношения носовых хрящей и мышц к области носовых клапанов. Однако мужчины, часто выбирая современные последовательные коробки передач, спрашивают, часто ли они используют режим ручного управления, чтобы ответить: «Кто?».

Введение

    1 Цилиндрические зубчатые колёса 2 Конические зубчатые колёса 3 Реечная передача (кремальера) 4 Коронные колёса 5 Другие 6 Изготовление зубчатых колёс
      6.1 Метод обкатки
        6.1.1 Метод обкатки с применением гребёнки 6.1.2 Метод обкатки с применением червячной фрезы 6.1.3 Метод обкатки с применением долбяка
      6.2 Метод копирования (Метод деления) 6.3 Горячее и холодное накатывание 6.4 Изготовление конических колёс 6.5 Моделирование
    7 Ошибки при проектировании зубчатых колёс
      7.1 Подрезание зуба 7.2 Заострение зуба

Литература

Давайте попробуем оценить сильные и слабые стороны основных редукторов. Традиционная механическая коробка передач продолжает доминировать в маломощном, относительно недорогом сегменте автомобилей. Это простая, чрезвычайно надежная, высокопроизводительная передача. Что делает механизм менее сложным, тем он более надежным. Экономичная механическая коробка передач также означает более медленный топливный бак.

Кто-то не знает, как переключать передачи во времени и точно. Как ни парадоксально, мы найдем тех, кто не найдет логической связи между скоростью двигателя, скоростью движения и приводом. Тем временем, водители Азара никогда не откажутся переключаться с самих передач и, следовательно, с механическими коробками передач, и будут повышать свой профессионализм каждый раз, когда они покидают трассу.

Введение

Зубчатые колёса

Зубча?тое колесо? , шестерня? - основная деталь зубчатой передачи в виде диска с зубьями на цилиндрической или конической поверхности, входящими в зацепление с зубьями другого зубчатого колеса. В машиностроении принято малое зубчатое колесо с меньшим числом зубьев называть шестернёй , а большое - колесом. Однако часто все зубчатые колёса называют шестерня?ми.

Работа цилиндрической зубчатой передачи

Зубчатые колёса обычно используются па?рами с разным числом зубьев с целью преобразования вращающего момента и числа оборотов валов на входе и выходе. Колесо, к которому вращающий момент подводится извне, называется ведущим , а колесо, с которого момент снимается - ведомым . Если диаметр ведущего колеса меньше , то вращающий момент ведомого колеса увеличивается за счёт пропорционального уменьшения скорости вращения, и наоборот . В соответствии с передаточным отношением, увеличение крутящего момента будет вызывать пропорциональное уменьшение угловой скорости вращения ведомой шестерни, а их произведение - механическая мощность - останется неизменным. Данное соотношение справедливо лишь для идеального случая, не учитывающего потери на трение и другие эффекты, характерные для реальных устройств.

Движение точки соприкосновения зубьев с эвольвентным профилем;
слева - ведущее, справа - ведомое колесо

Шестерённая гидромашина

1. Цилиндрические зубчатые колёса

Параметры зубчатого колеса

1.1. Поперечный профиль зуба

Профиль зубьев колёс как правило имеет эвольвентную боковую форму. Однако, существуют передачи с круговой формой профиля зубьев (передача Новикова с одной и двумя линиями зацепления) и с циклоидальной. Кроме того, в храповых механизмах применяются зубчатые колёса с несимметричным профилем зуба.

Параметры эвольвентного зубчатого колеса:

    m - модуль колеса, тёмное и светлое колёсо имеют одинаковый модуль. Самый главный параметр, стандартизирован, определяется из прочностного расчёта зубчатых передач. Чем больше нагружена передача, тем выше значение модуля. Через него выражаются все остальные параметры. Модуль измеряется в миллиметрах, вычисляется по формуле:
    z - число зубьев колеса p - шаг зубьев (отмечен фиолетовым цветом) d - диаметр делительной окружности (отмечена жёлтым цветом) da - диаметр окружности вершин тёмного колеса (отмечена красным цветом) db - диаметр основной окружности - эвольвенты (отмечена зелёным цветом) df - диаметр окружности впадин тёмного колеса (отмечена синим цветом) haP+hfP - высота зуба тёмного колеса, x+haP+hfP - высота зуба светлого колеса

В машиностроении приняты определенные значение модуля зубчатого колеса m для удобства изготовления и замены зубчатых колёс, представляющие собой целые числа или числа с десятичной дробью: 1 ; 1,25 ; 1,5 ; 1,75 ; 2 ; 2,5 ; 3 ; 3,5 ; 4 ; 4,5 ; 5 и так далее до 50 .

Высота головки зуба - haP и высота ножки зуба - hfP - в случае т. н. нулевого зубчатого колеса (изготовленного без смещения, зубчатое колесо с "нулевыми" зубцами) (смещение режущей рейки, нарезающей зубцы, ближе или дальше к заготовке, причем смещение ближе к заготовке наз. положительным смещением , а смещение дальше от заготовки наз. отрицательным ) соотносятся с модулем m следующим образом: haP = m; hfP = 1,2 m , то есть:

Отсюда получаем, что высота зуба h (на рисунке не обозначена):

Вообще из рисунка ясно, что диаметр окружности вершин da больше диаметра окружности впадин df на двойную высоту зуба h . Исходя из всего этого, если требуется практически определить модуль m зубчатого колеса, не имея нужных данных для вычислений (кроме числа зубьев z ), то необходимо точно измерить его наружный диаметр da и результат разделить на число зубьев z плюс 2:

1.2. Продольная линия зуба

Прямозубые колёса

1.2.1. Прямозубые колёса

Зубчатое колесо от часового механизма

Прямозубые колёса - самый распространённый вид зубчатых колёс. Зубья расположены в радиальных плоскостях, а линия контакта зубьев обеих шестерён параллельна оси вращения. При этом оси обеих шестерён также должны располагаться строго параллельно.

Косозубые колёса

1.2.2. Косозубые колёса

Косозубые колёса являются усовершенствованным вариантом прямозубых. Их зубья располагаются под углом к оси вращения, а по форме образуют часть спирали. Зацепление таких колёс происходит плавнее, чем у прямозубых, и с меньшим шумом.

    При работе косозубого колеса возникает механическая сила, направленная вдоль оси, что вызывает необходимость применения для установки вала упорных подшипников; Увеличение площади трения зубьев (что вызывает дополнительные потери мощности на нагрев), которое компенсируется применением специальных смазок.

Шевронные колёса

В целом, косозубые колёса применяются в механизмах, требующих передачи большого крутящего момента на высоких скоростях, либо имеющих жёсткие ограничения по шумности.

1.2.3. Шевронные колеса

Шевронные колёса решают проблему осевой силы. Зубья таких колёс изготавливаются в виде буквы «V» (либо они получаются стыковкой двух косозубых колёс со встречным расположением зубьев). Осевые силы обеих половин такого колеса взаимно компенсируются, поэтому отпадает необходимость в установке валов на упорные подшипники. При этом передача является самоустанавливающейся в осевом направлении, по причине чего в редукторах с шевронными колесами один из валов устанавливают на плавающих опорах (как правило - на подшипниках с короткими цилиндрическими роликами). Передачи, основанные на таких зубчатых колёсах, обычно называют «шевронными».

Секторная передача с внутренним зацеплением

1.3. Зубчатые колёса с внутренним зацеплением

При жёстких ограничениях на габариты, в планетарных механизмах, в шестерённых насосах с внутренним зацеплением, в приводе башни танка, применяют колёса с зубчатым венцом, нарезанным с внутренней стороны. Вращение ведущего и ведомого колеса совершается в одну сторону. В такой передаче меньше потери на трение, то есть выше КПД.

1.4. Секторные колёса

Секторное колесо представляет собой часть обычного колеса любого типа. Такие колёса применяются в тех случаях, когда не требуется вращение звена на полный оборот, и поэтому можно сэкономить на его габаритах.

1.5. Колёса с круговыми зубьями

Передача на основе колёс с круговыми зубьями (Передача Новикова) имеет ещё более высокие ходовые качества, чем косозубые - высокую нагрузочную способность зацепления, высокую плавность и бесшумность работы. Однако они ограничены в применении сниженными, при тех же условиях, КПД и ресурсом работы, такие колёса заметно сложнее в производстве. Линия зубьев у них представляет собой окружность радиуса, подбираемого под определённые требования. Контакт поверхностей зубьев происходит в одной точке на линии зацепления, расположенной параллельно осям колёс.

2. Конические зубчатые колёса

Конические колёса в приводе затвора плотины

Во многих машинах осуществление требуемых движений механизма связано с необходимостью передать вращение с одного вала на другой при условии, что оси этих валов пересекаются. В таких случаях применяют коническую зубчатую передачу. Различают виды конических колёс, отличающихся по форме линий зубьев: с прямыми, тангенциальными, круговыми и криволинейными зубьями. Конические колёса с прямым зубом, например, применяются в автомобильных дифференциалах , используемых для передачи момента от двигателя к колёсам.

3. Реечная передача (кремальера)

Реечная передача (кремальера)

Cистема Романа Абта (нем. Roman Abt ), применяется в зубчатой железной дороге

Реечная передача (кремальера) применяется в тех случаях, когда необходимо преобразовать вращательное движение в поступательное и обратно. Состоит из обычной прямозубой шестерни и зубчатой планки (рейки). Работа такого механизма показана на рисунке.

Зубчатая рейка представляет собой часть колеса с бесконечным радиусом делительной окружности. Поэтому делительная окружность, а также окружности вершин и впадин превращаются в параллельные прямые линии. Эвольвентный профиль рейки также принимает прямолинейное очертание. Такое свойство эвольвенты оказалось наиболее ценным при изготовлении зубчатых колёс.

Также реечная передача применяется в зубчатой железной дороге.

Цевочная передача

Коронная шестерня

4. Коронные колёса

Коронное колесо - особый вид колёс, зубья которых располагаются на боковой поверхности. Такое колесо обычно стыкуется с обычным прямозубым, либо с барабаном из стержней (цевочное колесо), как в башенных часах.

5. Другие

6. Изготовление зубчатых колёс

Метод обкатки

6.1. Метод обкатки

В настоящее время является наиболее технологичным, а поэтому и самым распространённым способом изготовления зубчатых колёс. При изготовлении зубчатых колёс могут применяться такие инструменты, как гребёнка, червячная фреза и долбяк.

6.1.1. Метод обкатки с применением гребёнки

Нарезание зубчатого колеса методом обкатки на зубофрезерном станке с помощью червячной фрезы

Червячная фреза

Режущий инструмент, имеющий форму зубчатой рейки, называется гребёнкой. На одной из сторон гребёнки по контуру её зубьев затачивается режущая кромка. Заготовка нарезаемого колеса совершает вращательное движение вокруг оси. Гребёнка совершает сложное движение, состоящее из поступательного движения перпендикулярно оси колеса и возвратно-поступательного движения (на анимации не показано), параллельного оси колеса для снятия стружки по всей ширине его обода. Относительное движение гребёнки и заготовки может быть и иным, например, заготовка может совершать прерывистое сложное движение обката, согласованное с движением резания гребёнки. Заготовка и инструмент движутся на станке друг относительно друга так, как будто происходит зацепление профиля нарезаемых зубьев с исходным производящим контуром гребёнки.

6.1.2. Метод обкатки с применением червячной фрезы

Помимо гребёнки в качестве режущего инструмента применяют червячную фрезу. В этом случае между заготовкой и фрезой происходит червячное зацепление.

6.1.3. Метод обкатки с применением долбяка

Зубчатые колёса также долбят на зубодолбёжных станках с применением специальных долбяков. Зубодолбёжный долбяк представляет собой зубчатое колесо, снабжённое режущими кромками. Поскольку срезать сразу весь слой металла обычно невозможно, обработка производится в несколько этапов. При обработке инструмент совершает возвратно-поступательное движение относительно заготовки. После каждого двойного хода, заготовка и инструмент поворачиваются относительно своих осей на один шаг. Таким образом, инструмент и заготовка как бы «обкатываются» друг по другу. После того, как заготовка сделает полный оборот, долбяк совершает движение подачи к заготовке. Этот процесс происходит до тех пор, пока не будет удалён весь необходимый слой металла.

6.2. Метод копирования (Метод деления)

Дисковой или пальцевой фрезой нарезается одна впадина зубчатого колеса. Режущая кромка инструмента имеет форму этой впадины. После нарезания одной впадины заготовка поворачивается на один угловой шаг при помощи делительного устройства, операция резания повторяется.

Метод применялся в начале XX века. Недостаток метода состоит в низкой точности: впадины изготовленного таким методом колеса сильно отличаются друг от друга.

6.3. Горячее и холодное накатывание

Процесс основан на последовательной деформации нагретого до пластического состояния слоя определенной глубины заготовки зубонакатным инструментом. При этом сочетаются индукционный нагрев поверхностного слоя заготовки на определенную глубину, пластическая деформация нагретого слоя заготовки для образования зубьев и обкатка образованных зубьев для получения заданной формы и точности.

6.4. Изготовление конических колёс

Технология изготовления конических колёс теснейшим образом связана с геометрией боковых поверхностей и профилей зубьев. Способ копирования фасонного профиля инструмента для образования профиля на коническом колесе не может быть использован, так как размеры впадины конического колеса изменяются по мере приближения к вершине конуса. В связи с этим такие инструменты, как модульная дисковая фреза, пальцевая фреза, фасонный шлифовальный круг, можно использовать только для черновой прорезки впадин или для образования впадин колёс не выше восьмой степени точности.

Для нарезания более точных конических колёс используют способ обкатки в станочном зацеплении нарезаемой заготовки с воображаемым производящим колесом. Боковые поверхности производящего колеса образуются за счёт движения режущих кромок инструмента в процессе главного движения резания, обеспечивающего срезание припуска. Преимущественное распространение получили инструменты с прямолинейным лезвием. При прямолинейном главном движении прямолинейное лезвие образует плоскую производящую поверхность. Такая поверхность не может образовать эвольвентную коническую поверхность со сферическими эвольвентными профилями. Получаемые сопряжённые конические поверхности, отличающиеся от эвольвентных поверхностей, называют квазиэвольвентными.

6.5. Моделирование

Моделирование (продолж. 1м35с) другая версия.

7. Ошибки при проектировании зубчатых колёс

Зуб, подрезанный у основания

Подрезание зуба

7.1. Подрезание зуба

Согласно свойствам эвольвентного зацепления, прямолинейная часть исходного производящего контура зубчатой рейки и эвольвентная часть профиля зуба нарезаемого колеса касаются только на линии станочного зацепления. За пределами этой линии исходный производящий контур пересекает эвольвентный профиль зуба колеса, что приводит к подрезанию зуба у основания, а впадина между зубьями нарезаемого колеса получается более широкой. Подрезание уменьшает эвольвентную часть профиля зуба (что приводит к сокращению продолжительности зацепления каждой пары зубьев проектируемой передачи) и ослабляет зуб в его опасном сечении. Поэтому подрезание недопустимо. Чтобы подрезания не происходило, на конструкцию колеса накладываются геометрические ограничения, из которых определяется минимальное число зубьев, при котором они не будут подрезаны. Для стандартного инструмента это число равняется 17. Также подрезания можно избежать, применив способ изготовления зубчатых колёс, отличный от способа обкатки. Однако и в этом случае условия минимального числа зубьев нужно обязательно соблюдать, иначе впадины между зубьями меньшего колеса получатся столь тесными, что зубьям большего колеса изготовленной передачи будет недостаточно места для их движения и передача заклинится.

Заострение зуба

Для уменьшения габаритных размеров зубчатых передач колёса следует проектировать с малым числом зубьев. Поэтому при числе зубьев меньше 17, чтобы не происходило подрезания, колёса должны быть изготовлены со смещением инструмента - увеличением расстояния между инструментом и заготовкой.

7.2. Заострение зуба

При увеличении смещения инструмента толщина зуба будет уменьшаться. Это приводит к заострению зубьев. Опасность заострения особенно велика у колёс с малым числом зубьев (менее 17). Для предотвращения скалывания вершины заострённого зуба смещение инструмента ограничивают сверху.

Литература

Под ред. Скороходова Е. А. Общетехнический справочник. - М.: Машиностроение, 1982. - С. 416. Гулиа Н. В., Клоков В. Г., Юрков С. А. Детали машин. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - С. 416. - ISBN -5 Богданов В. Н., Малежик И. Ф., Верхола А. П. и др. Справочное руководство по черчению . - М.: Машиностроение, 1989. - С. 438-480. - 864 с. - ISBN -7 Справочник конструктора-машиностроителя: В 3 т. / Под ред. И. Н. Жестковой. - 8-е изд., перераб. и доп.. - М.: Машиностроение, 2001. - Т. 2. - 912 с. - ISBN 5), ББК 34.42я2, УДК 621.001Фролов К. В., Попов С. А., Мусатов А. К., Тимофеев Г. А., Никоноров В. А. Теория механизмов и механика машин / Колесников К. С. - Издание четвёртое, исправленное и дополненное. - М.: Издательство МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2002. - Т. 5. - С. 452-453, 456-459, 463-466, 497-498. - 664 с. - (Механика в техническом университете). - 3000 экз. - ISBN -8 Леонова Л. М., Чигрик Н. Н., Татаурова В. П. Зубчатые передачи. Элементы расчета и конструирования: Методические указания. - Омск: Изд-во ОмГТУ, 2005. - 45 с.