Общее устройство и принцип работы сцепления. Что такое сцепление. Как работает механический привод сцепления

Трансмиссия служит для передачи крутящего момента от двигателя на ведущие колеса, а также для изменения величины крутящего момента и его направления.

Агрегаты трансмиссии заднеприводного автомобиля распределены вдоль всего кузова и передают крутящий момент от двигателя на задние колеса.

Трансмиссия заднеприводного автомобиля (рис. 29) включает в себя:

Что делать, чтобы знать состояние его сцепления?

Вы также должны знать, что существует несколько типов остановок сцепления, вот оно. Остановка сцепления натянута: здесь остановка делает противоположную работу, фактически, чтобы отключить систему, это остановка, которая тянет механизм, находясь в основании, он должен быть нажат на него. Гидравлическая муфта сцепления: более современная, поэтому более распространенная. Вместо троса сцепления для гидравлического давления без вилки установлен гидравлический шланг. Это позволяет обойтись без вилки сцепления. . Будь то проблема остановки или что-то еще, ваше сцепление отпустит в какой-то момент.

В автомобиле с приводом на передние колеса, крутящий момент не уходит так далеко от двигателя, как в автомобиле с задним приводом. Все агрегаты трансмиссии сконцентрированы под капотом машины и объединены в один большой узел агрегатов. Механизм сцепления «зажат» в кожухе между двумя «монстрами» - двигателем и коробкой передач, которая, в свою очередь, содержит в себе еще и главную передачу с дифференциалом. Поэтому валы привода передних колес выходят непосредственно из картера коробки передач.

Это закон ростовщичества, ничто не бесконечно или неограниченно. Муфта является одной из немногих вещей в автомобиле, которые необходимо изменить или отремонтировать, но есть разные симптомы, которые говорят вам, если проблема связана с остановкой сцепления или остальной частью механизма.

Конструктивные особенности и принцип работы

Вот несколько советов, которые могут привлечь ваше внимание. Первые вещи, которые нужно сделать, и держать двигатель в течение примерно пятнадцати минут, и он заглох. Если это так, хорошо, если двигатель все еще работает, в сцеплении нечего экономить. Во время небольшого круга с небольшой скоростью, попробуйте ускориться внезапно, чтобы совершить обгон. Если скорость двигателя увеличивается, но скорость не такова, что есть проблема. Если ваш автомобиль делает шум, и он останавливается, когда вы экипированы, это, безусловно, прекращается. Если вам нужно прилагать усилия во время разъединения, остановка должна измениться, но не так. Когда педаль сцепления слишком светлая и без сопротивления, и скорость не проходит.

  • Когда вы вернетесь, установите нейтраль и стояночный тормоз.
  • Затем поставьте 4-ю или 5-ю передачу и убедитесь, что автомобиль заглох.
  • Это изменит весь механизм.
Что вы знаете о тяге сцепления?

Трансмиссия переднеприводного автомобиля (рис. 30) включает в себя:

  • сцепление,
  • коробку передач,
  • главную передачу,
  • дифференциал,
  • валы привода передних колес.

Сцепление

Сцепление является первым устройством трансмиссии и предназначено для передачи крутящего момента от маховика коленчатого вала двигателя к первичному валу коробки передач. При этом сцепление позволяет водителю кратковременно прерывать передачу крутящего момента, как бы отделять двигатель от трансмиссии, а затем и плавно их соединять.
Сцепление состоит из: привода и самого механизма сцепления.

Наиболее характерные требования к сцеплению

У вас есть хорошее представление о том, что сцепление с остановкой шума? Если у вас действительно мало знаний и навыков в механике, вы, вероятно, совсем не поймете, о чем говорится, когда вы говорите о сцеплении. И поэтому еще меньше сцепления. Вот почему мы предлагаем вам краткое описание того, что такое пробка и что вам нужно знать об этом.

Муфта - это часть вашего автомобиля, состоящая из двух дисков. С одной стороны у вас есть маховик, с другой стороны от муфты. Когда вы говорите о сцеплении, вы должны знать, что это на 100% необходимо, потому что это предотвращает остановку автомобиля. Действительно, диски прилипают и взлетают.

Привод выключения сцепления

Дальнейшее изучение автомобиля невозможно без понимания термина - привод. Попробуем раз и навсегда с ним разобраться.
В обычной жизни человек самостоятельно, посредством своих ног и рук, перемещается по улице и квартире, прилагает усилия и передает их окружающим предметам. То есть, что-то открывает и закрывает, включает и выключает, и все это без применения всяких там трубопроводов и рычагов.
Когда же в автомобиле надо передать усилие, допустим от водителя к некому механизму или от одного агрегата к другому, то могут возникнуть проблемы. Ведь в машине все надежно закреплено в различных местах кузова, да и водитель не имеет возможности на ходу выйти из-за руля, чтобы допустим руками приоткрыть дроссельную заслонку карбюратора. Для того чтобы автомобиль исправно работал, а водитель находился на своем месте, существует привод механизмов.

Но если вы забудете снаряжение, ваши диски не будут вращаться с одинаковой скоростью, но будут склеены. Это означает, что вы не должны перевозиться без причины, в противном случае вы обязательно повредите и увеличите естественный износ вашего сцепления.

Что такое остановка сцепления? Но потом ничего. Ну, это просто. Муфта состоит из важной части, которая является стопором муфты. Именно эта остановка будет управлять дисками. Известны два основных типа: абатмент гидравлической муфты или упорный абатмент сцепления.

Где купить новую муфту сцепления?

Но прежде всего то, что нас интересует, это симптомы абатмента сцепления. В этом случае его необходимо заменить. Мы видели, что остановка сцепления, которая создает шум, действительно не является хорошим знаком. Это возможность воспользоваться советами профессионала, но и выбрать модель, соответствующую модели вашего автомобиля. Некоторые платформы предлагают совершенно новые запасные части для очень выгодной цены.

  • У вас есть возможность купить трос сцепления в центре автомобиля.
  • Однако в автоцентрах цены, как правило, немного выше.
  • Обязательно укажите свой бюджет, прежде чем совершать покупку.
  • В Интернете можно совершать очень выгодные сделки.
Как только вы слышите шум на тяге сцепления, абсолютно необходимо его заменить.

Представьте ситуацию, когда вам необходимо постоянно что-то закрывать и открывать, а сами вы передвигаться не можете. Если трудно себе это представить, тогда, для начала, привяжите себя покрепче к своему любимому дивану. А теперь попробуйте открыть входную дверь?! Для передачи усилия на расстоянии по «открыванию» и «закрыванию» двери, вам придется применить веревку или палку, дистанционное управление или еще что-нибудь.
Пусть это будет длинная палка, привязанная веревками одним концом к вашей руке, а другим к ручке двери. А дальше дерзайте тяните и толкайте, впуская к себе по одному, толпу приглашенных в гости друзей. В этом случае, палка с веревками и будут являться тем «приводом», который передаст усилие на расстоянии.

Виды корзин сцепления

Действительно, безопасно ездить с этой неисправной частью. Муфта является частью системы трансмиссии, и ее роль заключается в передаче крутящего момента от двигателя к коробке передач, позволяя кратковременно прерывать крутящий момент. Нарушение крутящего момента имеет важное значение для переключения передач и устойчивого старта автомобиля.

Сцепление в "автоматах"

В современных пассажирских вагонах обычно используются односекционные фрикционные предохранители. Они мягко тронуты и управляются либо с помощью рычажной коробки передач, либо в настоящее время с главным образом непрямым гидравлическим управлением. Для больших передаваемых моментов, в случае грузовых автомобилей используются двух - или трехколесные муфты.

В автомобиле практически каждый механизм имеет свой привод, посредством которого он приводится в действие. Привод может состоять из большого количества отдельных узлов и деталей, может быть механическим, гидравлическим или иным.

Привод выключения сцепления (гидравлического типа) состоит из (рис. 31):

  • педали,
  • главного цилиндра,
  • рабочего цилиндра,
  • вилки выключения сцепления,
  • нажимного подшипника,
  • трубопроводов.

При нажатии на педаль сцепления, усилие ноги водителя, через шток и поршень, передается жидкости, которая, в свою очередь, передает давление от поршня главного цилиндра на поршень рабочего. Далее шток рабочего цилиндра перемещает вилку выключения сцепления и нажимной подшипник, который и передает усилие на механизм сцепления. Когда же водитель отпустит педаль, то под воздействием возвратных пружин все детали привода займут исходные позиции.

Принцип работысцепления с гидравлическим приводом

  • В зависимости от среды, в которой работают сухие влажные работы.
  • Конические диски с одним диском с одним диском.
Муфты также могут быть разделены в соответствии с типом силовой связи между приводом и секцией привода. Фрикционная центробежная пружинная коническая дисковая пластина. . Однодисковая система сцепления состоит из частей, описанных на рисунке ниже. Маховик установлен на валу от коленчатого вала двигателя. Он изготовлен из железного сплава, и его поверхность гладкая, потому что она служит поверхностью трения для двустороннего маховика.

В гидравлическом приводе сцепления автомобилей ВАЗ применяется тормозная жидкость «Нева», «Роса», «Томь» и аналогичные им. Однако при покупке жидкости или, по крайней мере, перед тем как заливать ее в бачок привода, стоит прочитать то, что написано на этикетке флакона. А разрешается ли ее смешивать с той жидкостью, которая уже залита в гидроприводе сцепления вашего автомобиля? Как правило, ответ бывает положительным, но существуют жидкости, которые не подлежат смешиванию с другими.
На переднеприводных автомобилях Волжского автозавода используется механический привод, где педаль сцепления связана с вилкой выключения с помощью металлического троса.

Поскольку мы хотим передать крутящий момент от двигателя к маховику, этот фланец маховика должен быть прижат к маховику. На другой стороне фрикционного диска ламелла представляет собой нажимную пластину, а также гладкую поверхность как маховик. Эта диафрагма толкает пружину диафрагмы, которая крепится к нажимной крышке. Крышка давления навинчивается на маховик, так что пружина может оказывать давление на нажимную пластину. В центре фрикционной ламели имеется щелевое отверстие, в которое вал вставлен из коробки передач.

Работа сцепления автомобиля

Выключение сцепления осуществляется поворотом вилки переключателя. Вилка поддерживается с возможностью вращения осевым упорным подшипником, который предназначен для предотвращения вращения всей муфты при нажатии на пружину диафрагмы. Нажимная пластина перестанет нажиматься на маховик, и маховик будет прерван, что приведет к переводу маховика на вал редуктора.

Механизм сцепления

Механизм сцепления представляет собой устройство, в котором происходит передача крутящего момента за счет работы сил трения. Именно механизм сцепления позволяет кратковременно разъединять двигатель и коробку передач, а затем вновь плавно их соединять. Элементы механизма заключены в картер сцепления, который крепится к картеру двигателя.

1. приводное колесо сцепления - маховик, 2. колесо маховика, 3. направляющий подшипник, 4. ведомая пластина сцепления - фрикционное колесо, 5. ведомый ступица колеса, 6. демпфирующая вибрация крутящего момента, 7. амортизационная пружина торсионной вибрации, 8. сцепление, муфта сцепления, 10-я муфта сцепления, муфта сцепления, 12-я пружина сцепления, 13 экран сцепления, 14-й рычаг рычага, 15-й рычажный винт, 16 пружинная пружина, переключающая втулка, 18. стопорный подшипник, 19 вилка отключения.

Муфта передает крутящий момент другим частям редуктора. Отключая его при переключении передач, мы прерываем движение автомобиля в краткосрочной перспективе. Медленно сцепление, сцепление и опрокидывание позволяют двигателю двигаться плавно. Операция сцепления показана на рисунке ниже. Крутящий момент его сопротивления первоначально превышает крутящий момент двигателя. Таким образом, сцепление начинает скользить, а частота вращения двигателя уменьшается по мере увеличения редуктора.

Механизм сцепления состоит из (см. рис. 31):

  • картера и кожуха,
  • ведущего диска (которым является маховик коленчатого вала двигателя),
  • нажимного диска с пружинами,
  • ведомого диска со специальными износостойкими накладками.

Ведомый диск, связанный с первичным валом коробки передач, постоянно прижат к маховику нажимным диском под воздействием очень сильных пружин. За счет огромных сил трения между маховиком, ведомым и нажимным дисками, все это вместе, как единое целое, вращается при работе двигателя. Но это только тогда, когда водитель не трогает педаль сцепления, независимо от того едет ли или стоит на месте его автомобиль.
А для начала движения машины, необходимо прижать ведомый диск, связанный с ведущими колесами (через первичный вал коробки передач и другие составляющие трансмиссии), к вращающемуся маховику, то есть - включить сцепление (рис.32), привести его в состояние монолита. И это сложная задача, так как угловая скорость вращения маховика составляет 20 - 25 оборотов в секунду, а скорость вращения ведущих колес ноль.

Основные части дисковой фрикционной муфты

Частота вращения двигателя увеличивается и транспортное средство разгоняется.

В настоящее время почти так называемые которые мы делим на гидравлические и гидравлические. Прямые системы, в которых механизм переключения управляется стальным кабелем, находятся в убытке.

Виды сцепления и принцип их работы

В гидравлической системе педаль сцепления работает гидравлически с помощью вилки сцепления. Гидравлический контур состоит из ролика сцепления, управляемого педалью сцепления. Давление, оказываемое на педаль роликового сцепления передается сцепления приводом ролика напорного трубопровода, который, в основном, расположенной вне коробки передач. Когда давление подается на валик сцепления, управляющий стержень, который перемещает переключающую вилку, начинает двигаться.

Давайте вместе подумаем, как это сделать? Представьте, что вы опоздали на поезд и он уже начал движение. При грамотных действиях сначала вы его догоняете, двигаясь параллельно, затем хватаетесь за поручень, и когда ваша скорость окончательно уравняется со скоростью поезда, то можно уже и запрыгивать в вагон.
Но вам может присниться кошмарный сон, в котором вы, двигаясь наперерез поезду, пытаетесь сразу попасть в движущийся вагон. Конечно промахиваетесь и, не попадаете в больницу, только потому, что вовремя просыпаетесь в холодном поту. Зато после этого начинаете всегда правильно отпускать педаль сцепления, только в три этапа.

Полностью гидравлическая версия. Это означает, что им не нужна отдельная вилка, подшипник отпуска, направляющая втулка и валик сцепления. Полная система расположена на ступице клиновой муфты относительно пружины диафрагмы. Преимущество над гидравлическими версиями заключается в том, чтобы сохранить вес и размеры механизма управления. Преимуществом является также большая свобода размещения гидравлической линии в моторном отсеке.

Гидравлическая жидкость, необходимая для работы механизма выключения сцепления, обычно имеет общий бункер вместе с тормозной системой. Полностью гидравлические системы также оснащены дифференциальным клапаном, который предотвращает передачу вибраций двигателя на педаль сцепления. Ограничитель импульсного крутящего момента также предусмотрен, чтобы гарантировать, что, если педаль сцепления внезапно отпущена, он не передает весь крутящий момент двигателя в двигательную систему. Контрольные и управляющие ролики оснащены датчиками, которые информируют блок управления об их текущем движении.

На первом этапе работы по включению сцепления - приотпускаем педаль, то есть даем возможность пружинам нажимного диска подвести ведомый диск к маховику до их легкого соприкосновения (догнали поезд). За счет сил трения диск, проскальзывая некоторое время относительно маховика, тоже начнет вращаться, а ваш автомобиль потихоньку ползти.

В дополнение к более низким ценам, пластмассовые отливки легче и лучше устойчивы к внешним воздействиям. В общем, срок службы сцепления значительно влияет на способность к движению, обработку и эксплуатацию автомобиля. Перегрузка муфты происходит, когда транспортное средство неуправляемо треснуто, когда транспортное средство вытягивается или втягивается, или когда оно неуправляемо ускоряется при движении на крутом холме и тому подобное. В этих случаях существует большое трение между маховиком и маховиком, что вызывает чрезмерный перегрев всей муфты, а также высокий износ ламелей.

На втором этапе удерживаем ведомый диск от какого-либо перемещения, то есть на две - три секунды удерживаем педаль сцепления в средней позиции для того, чтобы скорость вращения маховика и диска уравнялись (ухватились за поручни вагона). Машина при этом немного увеличивает скорость движения.

На третьем этапе - маховик вместе с нажимным и ведомым дисками уже вращаются вместе без проскальзывания и с одинаковой скоростью, 100%-но передавая крутящий момент к коробке передач и далее на ведущие колеса автомобиля (запрыгнули в вагон). Это соответствует состоянию механизма сцепления включено, автомобиль едет. Теперь остается только полностью отпустить педаль сцепления и убрать с нее ногу.
Если при начале движения педаль сцепления резко бросить, то автомобиль «прыгнет» вперед, а двигатель заглохнет. В худшем же варианте, что-нибудь еще и сломается, так как в этот момент возникает сильная ударная волна, которая многократно увеличивает нагрузки на все детали двигателя и агрегаты трансмиссии.

Для выключения сцепления водитель нажимает на педаль, при этом нажимной диск отходит от маховика и освобождает ведомый диск, прерывая передачу крутящего момента от двигателя к коробке передач (рис. 33). Нажимать на педаль сцепления следует достаточно быстрым, но не резким, спокойным движением до конца хода педали.

Действия водителя по выключению и включению сцепления в течение поездки (при стартах автомобиля, остановках и переключениях передач) повторяются очень много раз, и особенно в условиях городского движения. Однако, освоив работу с педалью сцепления в три этапа, позже это войдет в незаметную полезную привычку, которая обеспечит плавность хода автомобиля, комфортность пассажирам и увеличение ресурса не только деталей сцепления, но и всего автомобиля в целом.

Основные неисправности сцепления.

Сцепление ведет (выключается не полностью) из-за большого свободного хода педали сцепления, перекоса нажимного подшипника, коробления ведомого диска или поломки пружин.
Для устранения неисправности следует отрегулировать свободный ход педали, удалить воздух из гидропривода, заменить неработоспособные диски и пружины.

Сцепление пробуксовывает (включается не полностью) из-за малого свободного хода педали, замасливания или износа фрикционных накладок ведомого диска, поломки пружин.
Для устранения неисправности необходимо отрегулировать свободный ход педали, промыть или поменять диски, пружины.

Сцепление включается резко вследствие заеданий в механизме привода, задирах на рабочих поверхностях дисков, маховика и разрушения фрикционных накладок ведомого диска.
Для устранения неисправности следует заменить неисправные узлы привода, устранить задиры на поверхностях дисков, заменить ведомый диск.

Подтекание тормозной жидкости в приводе выключения сцепления возможно из главного или рабочего цилиндров, а также в соединительных трубках.
Для устранения неисправности следует визуально определить место утечки и заменить неисправные узлы, с последующей прокачкой всего гидропривода (удалить из него воздух).

Эксплуатация сцепления.

При эксплуатации автомобиля необходимо периодически проверять уровень в бачке, питающем жидкостью гидравлический привод сцепления. Если уровень окажется меньше нормы, то его обязательно следует восстановить, долив тормозной жидкости. В противном случае, когда ее уровень понизится до нуля, усилие вашей ноги на педали сцепления будет передаваться в никуда.

Пониженный уровень жидкости или неправильная регулировка сцепления может привести к тому, что передачи на вашем автомобиле будут включаться с огромным усилием или вообще включаться не будут. И если, при полностью нажатой педали сцепления, вам все-таки удастся впихнуть первую передачу, то автомобиль самопроизвольно начнет медленное движение, хотя по результатам всего предыдущего разговора в данный момент двигатель отделен от ведущих колес. Здорово, да? Все стоят на красный сигнал светофора, а вы уже едите!

Как это может случиться и почему машина едет? Ответ прост любая машина требует к себе постоянного внимания, она любит смазку и ласку. А если по делу, то описанная неприятность называется - сцепление ведет (с этим выражением вы уже встречались - в неисправностях). Суть происходящего следующая. В то время когда ведомый диск сцепления не должен иметь контакта с маховиком, он все-таки за него немного цепляется, и соответственно часть крутящего момента передается на вал коробки передач и далее на ведущие колеса. Каковы причины того, что диск не полностью отходит от маховика? Их несколько и почти все из них требуют вмешательства специалиста или вашей решимости не только испачкать руки, но и освоить Руководство по ремонту и эксплуатации вашего автомобиля.

На этом проблемы со сцеплением не заканчиваются. Так как каждый раз, отпуская педаль сцепления, мы заставляем обе поверхности ведомого диска сильно тереться о железный маховик и не менее железный нажимной диск, то естественно боковые поверхности ведомого диска изнашиваются. Это нормальный процесс, предусмотренный конструкцией автомобиля, и ведомый диск является расходным материалом. Однако наступает в жизни, опять же не очень смешной момент, когда все уже давно уехали с того самого перекрестка с красным сигналом светофором (после включения зеленого), а вы все еще стоите на месте. Хотя и первая передача включена, и педаль сцепления наверху, и газуете вы так, что у проезжающих мимо водителей сердце кровью обливается. Но износ накладок ведомого диска оказался настолько велик, что теперь он не зажимается между маховиком и нажимным диском с должным усилием, и пробуксовывая не передает крутящий момент от двигателя к трансмиссии. Описанное явление имеет и свое название сцепление пробуксовывает.

Конечно, здесь описан пример совсем уж глухого и слепого водителя, потому что машина намного раньше предупреждала его о том, что несмешной случай может произойти в ближайший месяц. Еще раньше на подходе к максимальному износу, ведомый диск начал пробуксовывать, сначала на четвертой передаче, затем на третьей и так далее. А вообще, при нормальной грамотной эксплуатации автомобиля, замена ведомого диска сцепления требуется после 80 тыс. км. пробега и более. Однако не все водители мастера вождения, и износ диска может наступить значительно раньше. Начало критического износа легко определить, двигаясь на четвертой передаче со скоростью 40 45 км/ч. Если при активном нажатии на педаль газа обороты двигателя начинают увеличиваться, а машина продолжает движение с постоянной скоростью, то в подтверждение своей догадки вы еще и унюхаете специфический запах подгорающих накладок диска. Значит, пора покупать диск и искать автосервис подешевле или понадежней, кому что больше подходит.

Неоднократно в этой книге упоминалось, и будет упоминаться о том, что автомобиль пытается с вами разговаривать, он заранее предупреждает о своих недугах и болячках с помощью звуков, вибраций и запахов.

Ну, например, что это там шелестит в районе сцепления и перестает шелестеть при полностью нажатой педали сцепления. А этот звук означает, что вы должны готовится к замене выжимного подшипника. А что это там постукивает, поскрипывает, попахивает и так далее. И неважно, что у вас новый Фольксваген , он точно также как и старый Запорожец подвержен износу, а тем более на наших родных (нельзя сказать любимых) дорогах. Поэтому прислушивайтесь и принюхивайтесь к своей машине!

О стиле вождения автомобиля разговор уже был, и он будет продолжаться. Резкие старты и ускорения машины, постоянное держание ноги на педали сцепления при движении (болезнь таксистов) неправомерны и ведут к износу не только сцепления, но и других агрегатов автомобиля.

Укорачивает срок службы сцепления и еще одна не очень мудрая привычка. Это когда водитель удерживает педаль сцепления в нажатом состоянии на все время остановки перед красным сигналом светофора. Грамотным ожиданием разрешающего сигнала светофора, по многим причинам, будет нейтральная передача и полностью отпущенная педаль сцепления.

Ну и все прежние рекомендации тоже остаются в силе. Грубая работа с педалями, движение с максимальными нагрузками, на безумной скорости, а также по плохой дороге на современных автомобилях с мощным двигателем, укорачивают срок службы всех частей автомобиля и сцепления в том числе.

В любом автомобиле основным узлом является силовая установка – она обеспечивает преобразование энергию сгорания топлива в механическую энергию – вращение коленчатого вала. Вся работа силовой установки направлена только на получение этого вращения. Но для движения автомобиля получение вращения недостаточно. Условий движения автомобиля очень много – ему нужно начать движение, где должно обеспечиваться максимальное тяговое усилие, после набрать скорость, где уже тяговое усилие не так важно, но требуется высокая скорость вращения, а также автомобиль должен менять скорость движения быстро меняя скорость вращения и тяговое усилие. Двигатель автомобиля этого обеспечить не может, поскольку скорость вращения коленчатого вала находится в определенном диапазоне и силовой установкой менять скорость и тяговое усилие никак не получится.

Поэтому в конструкцию автомобиля входит еще один немаловажный элемент – трансмиссия. Именно она обеспечивает передачу вращения от силового агрегата на ведущие колеса. При этом, входящая в состав трансмиссии коробка передач позволяет менять тяговое усилие и скорость вращения, подающиеся на ведущие колеса. Классическая механическая коробка передач состоит из валов и шестерен разных диаметров. Ввод в зацепление определенных шестерен позволяет изменять усилие и скорость.

Но вращение от двигателя подается на трансмиссию постоянно. Это вращение делает невозможным во время движения выводить из зацепления одни шестерни и вводить другие. Поэтому в конструкцию трансмиссии включен еще один элемент – сцепление.

Сцепление предназначено для кратковременного разъединения силовой установки и КПП. В результате работы сцепления коробка отсоединяется от мотора, то есть, вращение коленчатого вала перестает подаваться на коробку, что позволяет вводить без проблем нужные шестерни.

На легковых авто с механическими КПП распространение получило однодисковое сухое сцепление. Состоит такое сцепление из ведущего диска, помещенного в корзину, ведомого диска, выжимных рычагов или диафрагмы, выжимного подшипника и привода. Все это закрывает сверху картер сцепления.

Принцип работы


Принцип работы сцепления автомобиля

Принцип работы такого сцепления довольно прост: корзина вместе с ведущим диском жестко закреплена на маховике коленчатого вала. Сам диск может перемещаться относительно корзины, но он подпружинен. Между ведущим диском и маховиком помещен ведомый диск. На этот диск нанесены фрикционные накладки, значительно повышающие трение. По центру ведомого диска расположена ступица. В ней проделано отверстие со шлицами. В ступицу входит ведущий вал коробки передач, а шлицевое соединение обеспечивает надежное, но подвижное соединение – диск может перемещаться по валу, но при этом вращение будет передаваться постоянно.


Когда необходима передача вращения от мотора на КПП, сцепление отпущено. В таком положении ведущий диск за счет давления пружин поджимает ведомый диск к маховику. Наличие фрикционных накладок обеспечивает значительную силу трения, ведомый диск не проскальзывает относительно ведущего диска и маховика. А поскольку ведомый диск связан с валом КПП шлицевым соединением, то производится передача вращения.


Чтобы отсоединить КПП от мотора, водитель нажимает на педаль сцепления. При помощи привода он воздействует на выжимной подшипник. Тот, перемещаясь, начинает давить на выжимные рычаги или диафрагму, в результате чего ведущий диск отходит внутрь корзины, преодолевая усилие пружин. Он перестает поджимать ведомый диск к маховику, из-за чего передача вращения прекращается, что дает возможность переключить передачу на КПП.

Сцепление также помогает плавно начать движение. При постепенном отпускании педали, ведущий диск плавно увеличивает давление на ведомый диск. При малом усилии ведомый диск начинает принимать вращение, но из-за недостаточного поджатия, он проскальзывает. По мере отпускания педали сцепления и поджатия ведомого диска, он все больше принимает вращение, а проскальзывание уменьшается.

Видео: Принцип работы сцепления

Чтобы при выжиме сцепления и последующим переключением передач, при отпускании педали сцепления не было ударных нагрузок при резкой подаче вращения, ступица ведомого диска закреплена на нем не жестко. Она соединяется при помощи демпферных пружин, которые выравнивают возникающие крутильные колебания.

Классификация

Это было описана конструкция и принцип работы однодискового сухого сцепления. Однако их существует несколько видов, со своими определенными особенностями. Вообще даже введена целая классификация типов сцепления.

Эта классификация делит сцепления по типу привода, используемому трению, количеству ведомых дисков, механизму отжатия ведущего диска.

Существует несколько типов привода сцепления. Самый первый и простой привод – механический. В нем задействуется система рычагов и тяг, или же привод может быть тросовый.

Есть привод гидравлический. В таком приводе в качестве рабочего элемента используется жидкость. В конструкцию входят два цилиндра – главный связан с педалью сцепления, а рабочий – с вилкой, которая перемещает выжимной подшипник.

Видео: Сцепление автомобиля (учебное видео)

На некоторых грузовых авто применяется пневматический привод, в качестве рабочего элемента которого выступает сжатый воздух. У такого привода педаль сцепления связана с краном управления. При воздействии на педаль, водитель открывает кран, и воздух под давлением поступает в пневматическую камеру, связанную с вилкой.

Есть также и комбинированные приводы, которые совмещают в себе несколько типов описанных выше приводов (к примеру – гидромеханический привод).

Классификация по используемому трению делит сцепления на сухие и в масляной ванне. Сухие, такое как описано выше, работает в воздушной среде. На многих мотоциклах же применяется сцепление, которое помещено в масляную ванну.

Что касается классификации по количеству ведомых дисков, то встречаются однодисковые, двухдисковые и многодисковые сцепления. Однодисковое описано выше. В двухдисковом применяется два ведомых диска и два ведущих диска – промежуточный и ведущий. Принцип работы такого сцепления идентичен однодисковому, разница только в количестве дисков и механизме срабатывания. Существуют многодисковые сцепления, которые получили распространение на мотоциклах.

По механизму отжатия сцепления делятся на рычажные и диафрагменные. В рычажных сцеплениях отжим ведущего диска производится подпружиненными рычагами, на которые и воздействует выжимной подшипник. В диафрагменном же сцеплении роль пружин и рычагов выполняет диафрагма, сделанная из пружинистого металла.

Основные неисправности сцепления

Конструкция сцепления не включает значительное количество составляющий, поэтому и ломается оно не так часто. И все же в сцеплении тоже бывают неисправности.

Видео: Как определить износ корзины и маховика

Поскольку самое большое распространение на легковых авто получило однодисковое сухое сцепление, то рассмотрим самые частые неисправности, которые случаются с ним:

  1. Пробуксовка сцепления. Обычно возникает такая неисправность из-за неправильной регулировки привода. Из-за поджатия выжимного подшипника, он не позволяет ведущему диску полностью прижать ведомый диск к маховику, в результате чего появляется проскальзывание. Сопровождается такая неисправность характерным запахом жженных фрикционов в салоне, затрудненностью переключения передач. Сильный износ фрикционов, или их повреждение тоже может сопровождаться такими симптомами;
  2. Сцепление «ведет». Данная проблема тоже возникает из-за неправильной регулировки. В данном случае выжимной подшипник не способен полностью отжать ведущий диск из-за увеличенного зазора между подшипником и вилкой. Верный признак того, что сцепление «ведет» — это продолжение движения авто после полной остановки и выжима сцепления при включенной 1-й передаче;
  3. Гул со стороны картера сцепления. Повышенный шум в данном узле может создавать только один элемент – выжимной подшипник. Шуметь он может либо в результате пробуксовки, либо же из-за чрезмерного износа;

Бывают и другие неисправности со сцеплением, но они встречаются гораздо реже, чем описанные выше. Так, проблемы со сцеплением могут возникнуть из-за разрушения диафрагмы или пружин выжимных рычагов, значительного износа демпферных пружин и т. д.