Конические передачи применяются. Силы в зацеплении. Основные параметры, геометрия червячных передач

Лекция 7 КОНИЧЕСКИЕ ЗУБЧАТЫЕ ПЕРЕДАЧИ

П л а н л е к ц и и

1. Общие сведения.

2. Особенности геометрии зубьев и колес.

3. Усилия в зацеплении.

4. Условие работоспособности по контактной и изгибной прочности.

1. Общие сведения

Конические зубчатые передачи предназначены для передачи механической энергии между валами с пересекающимися осями под углом (рис. 7.1).

Эти конструкции и схемы цилиндрических редукторов прямых зубов, конических, червячных винтов и коронок используются ежедневно и по сей день. Однако только в промышленной революции, с изобретением первого станка для изготовления шестеренок, можно было получить зубы с большей точностью, а использование зубчатых колес значительно увеличилось.

Свяжитесь с нами, чтобы узнать, какой тип редуктора наиболее подходит для вашего применения! Передачи могут быть классифицированы в соответствии с типом зубов, общей формой и отношением зубов; Механизмы также можно рассматривать как стержни стойки, такие как короны с бесконечным радиусом, и винты без конца, учитывая, что резьба представляет собой спиральный зуб, который несколько раз наматывается на примитивный цилиндр. В зависимости от положения осей и соответствующих потребностей цилиндрические или конические шестерни изготовлены из прямых зубчатых колес или спиральных или двуствольных зубов.

Наибольшее распространение имеют ортогональные (= 90º) передачи. Конические передачи могут быть прямозубые (рис 7.2) и с круговыми зубьями.


Разновидностью конических передач являются гипоидные передачи, у которых оси вращения колес не пересекаются, а перекрещиваются.

Прямые цилиндрические шестерни используются для передачи движения между параллельными осями. Иногда используются цилиндрические шестерни с внутренними зубьями. Цилиндрические цилиндрические зубчатые колеса используются для передачи движения между параллельными осями и даже между осями всякий раз, когда требуются более мощные передачи, чем те, которые имеют зубчатые зубья с одинаковыми зубьями. В передачах с цилиндрическими зубчатыми передачами со спиральными зубцами создается опора вдоль осей привода, которые должны поддерживаться упорными подшипниками.

Достоинства конических передач – возможность передачи механической энергии между валами с пересекающимися валами.

Недостатки конических передач:

меньшая нагрузочная способность. По опытным данным, она меньше нагрузочной способности передач цилиндрическими колесами до 20 %. Пересечение валов затрудняет расположение опор. Одно из конических колес (как правило, шестерню) располагают консольно, при этом увеличивается неравномерность распределения нагрузки по длине зуба, что приводит к снижению нагрузочной способности;

Когда крутящий момент, который должен передаваться между параллельными осями, имеет значительную величину, используется цилиндрическая цилиндрическая шестерня. Для передачи движения между конкурирующими осями используются конические зубцы: они могут быть прямыми зубьями или когда передаются крутящие моменты В области передачи движения шестерни позволяют получить изменение передаточного отношения между ведомым валом и ведомым валом с помощью зубчатых колес разного диаметра и количества зубьев, а также изменение от направления вращения вала, приводимого в движение относительно проводника, путем вставки ленивого колеса.

необходимость регулирования зацепления в передаче; большая сложность изготовления;

большие нагрузки на опоры из-за значительных осевых нагрузок.

2. Особенности геометрии зубьев и колес

Линии пересечения боковых поверхностей зубьев с делительной конической поверхностью называют линией зубьев .

В зависимости от формы линии зуба различают конические передачи

Механизмы применяются к кинематике для передачи движения на любом типе машины; Они также используются в качестве насосных элементов в шестеренных насосах для жидкостей. Часто в движениях часов или в элементарных приложениях, таких как подъемные машины для животных, имеются шестерни, состоящие из оси, на которой два диска прикреплены к периферии, серия эквидистантных отверстий, в которых они размещены в устойчивой пальцев, как правило, в круглом разрезе. Такие механизмы, называемые белковыми клетками, все еще используются для большой простоты конструкции.

с прямыми зубьями (рис. 7.3, а ), у которых линии зубьев проходят через вершину делительного конуса, с тангенциальными (рис. 7.3,б ) и с круговыми зубьями (рис. 7.3,в ).

Конические колеса с круговыми зубьями характеризуют наклоном зуба

в среднем сечении по ширине зубчатого венца. Угол наклона m – острый угол между касательной в данной точке к линии зуба и образующей делительного конуса.

Форма зуба может использоваться для изготовления зубчатых колес путем фрезерования на многоосевых универсальных обрабатывающих центрах. Форма зубьев шестерни рассчитывается с помощью математического моделирования производственного процесса. Трехмерные геометрии, полученные при моделировании, идентичны трехмерным геометриям, которые экспериментально измеряются на реальных цилиндрических или конических зубчатых колесах. Выход представляет собой профиль зуба, который может развиваться для цилиндрических зубчатых колес или острых конических колес для подгонки ног.

Передачи с прямыми зубьями имеют начальный линейный контакт

в зацеплении, передачи с круговыми зубьями – точечный.


Угол наклона для передач с прямым зубом составляет m = 0º, для передач с круговым зубом принимаютm = 35º. Наличие наклона зуба повышает плавность работы, контактную прочность и прочность на изгиб, но увеличивает нагрузки на опоры и валы.

Это имеет первостепенное значение для оценки силы нога и кипы. Модель контакта позволяет лучше понять форму, которую будут использовать зубчатые колеса, и это особенно полезно для конических зубчатых колес, что позволяет оптимизировать тишину и вызвать операцию. Кроме того, помехи или столкновения автоматически контролируются. Любые несоосности с идеальным монтажным положением также могут быть легко идентифицированы априорно. Результаты моделирования можно сравнить с методами контроля тока, где реальная площадь контакта оценивается с помощью теста низкой прокатки на специальных испытательных стендах.

Конические колеса с круговыми зубьями обладают большой несущей способностью, работают с меньшим шумом по сравнению с прямозубыми.

Для повышения износостойкости и сопротивления зубьев заеданию смещение исходного контура выравнивают удельные скольжения в граничных точках зацепления. Шестерню и колесо выполняют с одинаковыми значениями смещений, но с разными знаками: шестерню – с положительным смещением, а колесо – с отрицательным.

Таким образом, контактная область хорошо видна со стороны зуба и поэтому может быть оценена. Если размер и расположение контакта не соответствуют техническим требованиям, дизайн зуба может быть легко изменен. Многие клиенты использовали анализ контактов в течение нескольких месяцев. Согласно собранным данным, результаты этих анализов отражают почти 100% экспериментальных.

В свете многих конических зубчатых колес, сделанных сегодня на основе показаний, представленных симуляциями, можно сказать, что классические регулировки и модификации звездочки и колес, которые обычно необходимы, могут быть полностью устранены. Корпуса редукторов изготовлены из ковкого чугуна для высокой жесткости и хорошего демпфирования вибрации.

Основные геометрические параметры зацепления конического коле-

са приведены на рис. 7.4. Это углы делительного конуса 1 и2 ; внешнее конусное расстояниеR e – длина отрезка образующей делительного конуса от его вершины до внешнего торца;R m – среднее конусное расстояние;b – ширина венца зубчатого колеса, ограниченного двумя дополнительными конусами – внешним и внутренним.

Полный выходной вал с шпоночным пазом Один или двухсторонний выходной вал полый с гладким выходным валом канавки с зажимным кольцом. Охлаждающий вентилятор система водяного охлаждения внутри зубчатый редуктор антиконденсация блокировка направление вращение лабиринтные уплотнения высокопрочные подшипники датчики температуры и вибрации разделенные смазочные системы верхний подшипник.


На фланцах фланца на валу с помощью реактивного рычага. . Коническое снаряжение - очень широкий предмет в его типах и целях, и стоит рассказать о его дифференциации в зависимости от формы зубов.

Пересечение делительных конусов с дополнительными конусами определяют диаметры делительных окружностей конического зубчатого колеса. Различают внешний d e и среднийd m делительные диаметры.

de 2

dm 2

dm 1

Резка прямых зубов намного проще, чем наличие наклонного или арочного зуба, но всегда есть чем заняться, потому что самый заметный дефект в прямых зубах - это больший шум на рабочем месте. Если машина работает там, где мы хотим снизить уровень шума, лучше использовать другой профиль зуба, несмотря на более высокие издержки производства.

Как оказалось, конические редукторы с арочными зубами имеют еще одно преимущество перед бесшумной работой. Увеличенная рабочая длина линии сотрудничества зубов приводит к распространению давления на большую площадь. Совместное использование зубьев делает слайды всегда одинаковыми, и это улучшает условия смазки, так как масляная пленка поддерживается на протяжении периода зацепления зуба и никогда не бывает сухого трения. Эта передача характеризуется более высокой равномерностью передачи, что приводит к уменьшению вибрации и шума, а более высокая эффективность поддерживается одновременно.

de 1

ШЕСТЕРНЯ

Передаточное число (мгновенное передаточное отношение) конической передачи вычисляют по формуле

Эти преимущества особенно очевидны на высоких скоростях, и эта передача также может работать как редукторный двигатель. Поскольку материал зубчатых колес чаще всего используется непрерывно после термообработки благодаря благоприятным параметрам контакта и прочности на изгиб. После предварительной обработки зубчатые колеса подвергаются термообработке, а затем обрабатываются детали. Для улучшения качества зубов большая твердость зуба получается из твердости колеса.

Закалка, науглероживание или азотирование дает вам более высокую твердость, что приводит к более высоким допустимым напряжениям, передаче и износостойкости. Используя более качественные материалы, редуктор меньшего размера может быть сконструирован и иметь определенное количество энергии, но нет ничего свободного, и в этом случае зубы делаются перед надлежащей тепловой или термохимической обработкой, потому что материал будет слишком тяжелым, и это будет очень сложно. Последующая термообработка приводит к деформации профиля, и поэтому требуется шлифование рабочих поверхностей.

de 2

dm 2

de 1

dm 1

Конические шестерни имеют особенности, которые позволяют использовать его в сельском хозяйстве. В этом разделе будут обсуждаться конические шестерни с прямыми зубами, и стоит вспомнить, что это вариант угловой передачи, т.е. тот, чьи оси чаще всего пересекаются под прямым углом, в котором оба коаксиальных колеса конические.

Открытые конические шестерни обычно не используются для переноса большой мощности, а передаточные числа колеблются от 1 до 4, хотя существуют решения, где этот параметр достигает 5 и связан с углом конуса, который будет обсуждаться в все остальное. Сфера применения зубчатых колес стр. 5 Материалы и методы обработки стр. 8 Технологические элементы стр. 10 Цилиндрические зубчатые колеса стр. 11 Цилиндрические зубчатые колеса с прямыми зубьями стр. 11 Цилиндрические зубчатые колеса с наклонными зубьями стр. 13 Конические шестерни стр. 15 Сборка зубчатых колес с цилиндрическими шестернями стр. 20.

tgδ1

где d e 1 ,d e 2 ,d m 1 ,d m 2 и1 ,2 – соответственно внешние, средние делительные диаметры и углы делительных конусов шестерни и колеса;Z 1 иZ 2 – число зубьев шестерни и колеса.

Осевая форма зуба. Зубья конических колес в зависимости от изменения размеров их нормальных сечений по длине выполняют трех осевых форм (рис. 7.5):

Передача, состоящая по меньшей мере из одной пары передач, называется шестерней. Как правило, шестерни и вращательные движения между двумя валами, или, в некоторых случаях, только вращение, передаются через шестерню. Механизмы - это части машин, которые имеют свои зубы на периферии, которые регулярно располагаются на теоретических поверхностях, называемых катящимися поверхностями. Протез представляет собой профилированную поверхность, состоящую из последовательности отверстий и зубьев, расположенных на периферийной поверхности передаточного колеса.

осевая форма I – нормально понижающиеся зубья (рис. 7.5,а ). Вершины делительного конуса и конуса впадин совпадают, высота ножки зуба пропорциональна конусному расстоянию. Применяют для прямых зубьев,

а также ограниченно для круговых при m 2 мм иZ 1 2 Z 2 2 = 20–50;

осевая форма II – нормально сужающиеся зубья (рис. 7.5,б ). Вершина конуса впадин расположена так, что ширина дна впадины колеса постоянна, а толщина зуба по делительному конусу пропорциональна конусному расстоянию. Эта форма обеспечивает оптимальную прочность на изгиб во всех сечениях, позволяет одним инструментом обрабатывать сразу обе поверхности зубьев колеса, что повышает производительность при нарезании зубчатых колес. Является основной для колес с круговыми зубьями. Применяют в массовом производстве;

В зацеплении зубы колеса проникают в пустоты между зубьями другого колеса. Они называются зубчатыми колесами, колеса, которые имеют на их периферии серию отверстий одинаковой формы и размера, называемые зубцами или зубьями колес. Зубы отделены друг от друга отверстиями, в которые входят зубья спаривающего колеса.

Для сборки цилиндрических зубчатых передач требуются следующие основные операции по подготовке колес, валов и туш, в которых они установлены; сборка колес на валу; проверка взаимодействия. Механизмы с коническими зубчатыми передачами используются для передачи движения и мощности между двумя конкурирующими деревьями, которые создают определенный угол между ними. В большинстве случаев угол между осями вала равен 90 °.

осевая форма III – равновысокие зубья (рис. 7.5,в ). Образующие конусов делительного, впадин и вершин параллельны. Высота зубьев постоянна по всей длине. Применяют для неортогональных передач с межосевым углом

40º и круговыми зубьями при Z 1 2 Z 2 2 60.

При сборке шестерни с коническими зубчатыми колесами оба колеса должны быть расположены так, чтобы концы конусов находились в точке, а генераторы рисунка протектора совпадали. Реализация этого поселения является отражением передачи конических зубчатых колес.

Коробка передач представляет собой шестерню, состоящую из двух зубчатых колес, которая передает через зубцы, которые последовательно и непрерывно соприкасаются - вращение и крутящий момент между двумя валами. Механизмы имеют широкое применение в механических коробках передач благодаря своим преимуществам.

Основные геометрические соотношения. В конических зубчатых колесах с осевыми формами I и II высота зуба, а следовательно, и модуль зацепления увеличиваются от внутреннего к внешнему дополнительному конусу (рис. 7.5, а , б ). Для удобства измерения размеры конических колес принято определять по внешнему торцу зуба.

Максимальный модуль зубьев – внешний окружной модуль m te получают на внешнем торце колеса.

Ниже приведены основные геометрические соотношения для конических зубчатых передач (рис. 7.4).

Внешние делительные диаметры шестерни и колеса:

d e 1 =m te Z 1 ,d e 2 =m te Z 2 .

Внешнее конусное расстояние

R e (0,5d e 1 )2 (0,5d e 2 )2 0,5d e 1 1i 2 .

Ширина зубчатого венца: b =K be R e . Для большинства конических передач коэффициент ширины зубчатого венцаK be = 0,285. Тогда

b = 0,285 0,5d e 1 1i 2 = 0,143d e 1 1i 2 .

Среднее конусное расстояние

R m =R e – 0,5d =R e – 0,5 0,285R e = 0,857R e .

Из условия подобия (рис. 7.4) следует

d e 1d m 1. R e R m

Тогда средний делительный диаметр шестерни

d m 1 d e 1 R m 0,857d e 1 .

Модуль окружной в среднем сечении m tm = 0,857m te .

Модуль нормальный в среднем сечении для кругового зуба (m = 35º)

m n =m tm cosm ≈ 0,702m te .

Углы делительных конусов

Для конических зубчатых колес с прямыми зубьями в качестве расчетного принимают внешний окружной модуль m te , для конических зубчатых колес с круговыми зубьями средний нормальный модульm n в середине зубчатого венца.

Одной и той же зуборезной головкой можно нарезать конические колеса с модулями, изменяющимися в некотором непрерывном диапазоне. Поэтому допускается использовать нестандартные значения модуля.

Эквивалентное колесо. Для прямозубой передачи профили зубьев конического колеса на среднем дополнительном конусе близки к профилям зубьев цилиндрического прямозубого колеса с делительным эквивалентным диаметромd v .

Дополнив развертку среднего дополнительного конуса на плоскость до полной окружности, получим эквивалентное цилиндрическое колесо с числом зубьев Z v и делительным диаметром

d v= m nZ v.

Рассмотрим связь между делительными эквивалентным диаметром d v и среднимd m :

d v=

Из равенства m n Z v

зависимость для определения

эквивалентного числа зубьев

Z v=

т. е. фактическое коническое прямозубое колесо с числом зубьев Z в прочностных расчетах можно заменить цилиндрическим с эквивалентным числом

зубьев Z v .

Для передачи с круговыми зубьями профили зубьев конического колеса в нормальном сечении близки к профилям зубьев эквивалентного цилиндрического прямозубого колеса. Эквивалентное число зубьев Z vn получают двойным приведением – конического колеса к цилиндрическому и кругового зуба к прямому зубу:

Z vn = cos δ cos3 βm .

3. Усилия в зацеплении

В конической передаче местом приложения силы F n (рис. 7.6), действующей перпендикулярно поверхности зуба, считают сечение на середине ширины зубчатого венца.

Силу F n раскладывают на составляющие:F t ,F r иF a . Окружная силаF t 1 на шестерне

F t 1 =2 T 1 10 3 ,d m 1

где T 1 – вращающий момент, Н м;d m 1 – средний делительный диаметр, мм.

В прямозубой передаче для определения составляющих запишем промежуточное выражение (αw = 20º угол зацепления)

R =F t tg αw .

Радиальная сила на шестерне

F r 1 = R cos1 =F t tg αw cos1 .

Осевая сила на шестерне

F a 1 = R sin1 =F t tg αw sin1 .

Ft 2

Fr 2

Fa 2

Fr 1

Ft 1

Fa 1

Силы на колесе (рис. 7.6):

Fr 2 = Fa 1 , Fa 2 = Fr 1 .

В передаче с круговым зубом во избежание заклинивания зубьев при значительных зазорах в подшипниках необходимо обеспечить направление

осевой силы F a 1 на ведущей шестерне к основанию делительного конуса. Для этого направление вращения ведущей шестерни (если смотреть со стороны вершины делительного конуса) и направление наклона зубьев должны совпадать. Шестерня вращается против часовой стрелки, т. е. влево, и зуб шестерни левый.

В передаче с круговым зубом при соблюдении этого условия: радиальная сила на шестерне

Такие же знаки в формулах будут при вращении по часовой стрелкe ведущей шестерни с правым зубом.

Силы на колесе:

Fr 2 = Fa 1 , Fa 2 = Fr 1 .

4. Условие работоспособности по контактной

и изгибной прочности

Прочностной расчет конической передачи основан на допущении, что несущая способность зубьев конического колеса такая же, как у эквивалентного цилиндрического с той же длиной b зуба и профилем, соответствующим среднему дополнительному конусу (среднему сечению зуба). Прочность зубьев определяется зависимостями

H H ,

F F ,

где H – контактное напряжение;F – напряжение изгиба; H и F – соответствующие допускаемые напряжения.

Для проверочного расчета вывод формулы в параметрах эквивалентной цилиндрической прямозубой передачи по среднему дополнительному конусу (см. рис. 7.4) имеет вид

H = Z м Z HZ

K HF t(i v1)

bdv 1

где i v – передаточное число эквивалентной

цилиндрической

передачи;

Н – коэффициент, учитывающий влияние на несущую способность передачи вида конических колес.

Передаточное число эквивалентной цилиндрической передачи

dv 2

dm 2

cos δ1

i cos δ1

dv 1

cos δ2

dm 1

cos δ2

Учитывая, что cos 1 = sin2 , a tg2 =i , получим

i v i sin δ2 i 2 . cos δ 2

Диаметр эквивалентной цилиндрической шестерни

Заменяя функцию косинуса функцией тангенса:

cos δ1

1 tg2 δ

и имея в виду, что tg δ1 1 i , аd m 1 0,857d e 1 , запишем

d v 1 d m 1 . cos δ1

2T 103

Ft 1

B 0,143d e 1

Подставив в формулу (7.1) значения i v ,d v 1 ,

0,857d e 1

с учетом условия прочности σ H σ H и рекомендуемых числовых значенийZ м ,

Z H иZ , получим формулу для проверочного расчета стальных конических

зубчатых передач

σH 6,7 104

KH T1

K HK α K Hβ K Hv.

Значения коэффициента K α назначают так же, как и для цилиндрических зубчатых передач.

Коэффициент K H учитывает неравномерность распределения нагрузки по длине контактных линий.

В конических передачах шестерню располагают консольно, при этом вследствие меньшей жесткости консольного вала и деформаций опор повышена неравномерность распределения нагрузки по длине контактных линий в зацеплении. По этой причине конические колеса по сравнению с цилиндрическими работают с бóльшим шумом. С целью повышения жесткости опор валы устанавливают на конических роликовых подшипниках.

Для конических колес с прямыми зубьями

K H βK H 0 β;

с круговыми зубьями, при условии K H β 1, 2,

K H β KH 0 β ,

где K H 0 β коэффициент, выбираемый по таблицам или графикам для цилиндрических зубчатых передач в зависимости от значения коэффициента

относительной ширины ψ bd b , твердости зубчатых колес и расположе-d e 1

ния передачи относительно опор. Для конических передач

ψbd 0,166i 2 1.

Значение коэффициента K Hv внутренней динамической нагрузки для передач с круговыми зубьями принимают таким же, как и для цилиндрических косозубых передач. Для конических прямозубых передачK Hv назначают так же, как для цилиндрических прямозубых, но с условным понижением степени точности на единицу (например, для фактической степени точности 7 значениеK Hv принимают по степени точности 8).

Решив зависимость (7.2) относительно d e , получим формулу проектировочного расчета для внешнего делительного диаметра шестерни стальных конических зубчатых передач

d e 1 1650

KH T1

i σ 2

Просмотр: эта статья прочитана 29732 раз

Pdf Выберите язык... Русский Украинский Английский

Краткий обзор

Полностью материал скачивается выше, предварительно выбрав язык


Механическая передача - механизм, превращающий кинематические (n) и энергетические параметры (P) двигателя в необходимые параметры движения рабочих органов машин и предназначенный для согласования режима работы двигателя с режимом работы исполнительных органов.

Двигатели работают в узком диапазоне частот вращения и моментов, рабочие машины - в широком.

Т ипы механических передач .

  • зубчатые передачи (цилиндрические, конические),
  • винтовые (винтовые, червячные, гипоидные),
  • с гибкими элементами (ременные, цепные),
  • фрикционные (за счет трения, применяются при плохих условиях работы).

По способу передачи движения:

  • движение с вала на вал передается за счет сил трения (фрикционные, ременные, червячные),
  • движение передается зацеплением (зубчатые, цепные, винтовые, с зубчатыми ремнями, червячные).

О сновные и производные параметры механические передач

Независимо от типа и конструкции в любой механической передаче можно выделить два вала, называемые в направлении передачи мощности входным (ведущим) и выходным (ведомым)

Основные параметры - параметры входного и выходного валов - мощность P (кВт) и частота вращения n (мин-1).

Производные параметры:

В зависимости от соотношения параметров входного и выходного валов передачи делятся:

  • на редукторы (понижающие передачи) - от входного вала к выходному уменьшают частоту вращения (n1 > n2) и увеличивают крутящий момент (Т1 < Т2);
  • на мультипликаторы (повышающие передачи) - от входного вала к выходному увеличивают частоту вращения (n1 < n2) и уменьшают крутящий момент (Т1 > Т2).

Зубчатые передачи .

Преимущества:

  1. Компактность.
  2. Возможность передавать большие мощности (до 1000 квт).
  3. Наибольшие скорости вращения (до 30 м/с).
  4. Постоянство передаточного отношения.
  5. Наибольший ККД (0,98..0,99 в одной ступени).

Недостатки:

  1. сложность передачи движения на значительные расстояния;
  2. жесткость передачи;
  3. шум во время работы;
  4. необходимость в смазке.

Классификация.
По расположению валов:

  • с параллельными осями (цилиндрические с внутренним и внешним зацеплениям),
  • с пересекающимися осями (конические),
  • с перекрестными осями (винту, гипоидные, червячные, колесо-рельс).

Пары зубчатых колес образовывают степень (модуль одинаковый для обеих колес).

Ведущее колесо - шестерня 1.
Ведомое - колесо 2

Для ЗП характерное значение передаточного числа u в одной ступени. Поэтому для реализации больших передаточных чисел чаще всего используют многоступенчатые зубчатые редукторы. Они размещаются в отдельном корпусе и выполняются как самостоятельные изделия. Серийное изготовление на заводах разрешает получать широкую номенклатуру редукторов, которые применяются в поводах общего машиностроительного назначения.

Цилиндрические передачи

Цилиндрические зубчатые колеса бывают с внешним и внутренним зацеплением. В зависимости от угла наклона зубьев выполняют прямозубые и косозубые колеса. Косозубые цилиндрические передачи нарезаются тем же режущим инструментом, на тех же станках, по такой же технологии, что и прямозубые. При этом заготовку поворачивают на угол, поэтому зубья располагаются не по образующей делительного цилиндра, а под углом к ней.

С увеличением угла β повышается прочность косозубых передач. Вследствие наклона зубьев, получается как-бы колесо больших размеров, или при той же нагрузке уменьшаются габариты передачи. Поэтому в современных передачах косозубые колеса получили преобладающее распространение.

В отличие от прямых, в которых нагрузка на зубья прикладывается мгновенно, косые зубья входят у зацепление не сразу по всей длине, а постепенно. Косозубое колесо не имеет зоны однопарного зацепления. Это определяет плавность работы косозубого зацепления, снижение шума и дополнительных динамических нагрузок по сравнению с прямозубым зацеплением.

Однако, в косозубых передачах появляется дополнительная осевая сила, направленная вдоль оси вала и создающая дополнительную нагрузку на опоры. Для уменьшения этой силы ограничивают угол наклона 8...20 0 , применяют редукторы с раздвоенной ступенью. Этот недостаток исключен в шевронной передаче.

Конические передачи

Конические зубчатые передачи применяют в тех случаях, когда оси валов пересекаются под некоторым углом, чаще всего 90 0 .

Конические передачи более сложны в изготовлении и монтаже, чем цилиндрические, вследствие следующих причин:

  1. Для нарезания конических колес требуются специальные станки.
  2. Необходимо выдерживать допуски на углы при вершинах конусов.
  3. При монтаже нужно обеспечивать совпадение вершин конусов.
  4. Сложнее выполнять колеса той же точности, что и цилиндрические.
  5. Пересечение валов усложняет расположение опор вследствие того, что одно из конических колес располагается, как правило, консольно.
  6. В коническом зацеплении действуют осевые силы, усложняющие конструкцию опор.

Нагрузочная способность конической прямозубой передачи составляет приблизительно 85% цилиндрической.

Конические передачи получили широкое распространение вследствие того, что из условия компоновки необходимо располагать валы под углом.

Для повышения нагрузочной способности конических колес применяют колеса с непрямыми зубьями.
На практике наиболее распространены конические колеса с тангенциальными и круговыми зубьями. Тангенциальные зубья направлены по касательной к некоторой воображаемой окружности радиусом е и составляют с образующей конуса угол 25..30 0 . Круговые зубья располагаются по дуге окружности а, по которой движется инструмент при нарезании зубьев.

Червячные передачи

Червячные передачи применяют для передачи движения между перекрещивающимися осями, угол между которыми, как правило, составляет 900. Движение в червячных передачах передается по принципу винтовой пары или по принципу наклоненной плоскости.

Преимущества:

  • большие передаточные отношения;
  • высокая кинематическая точность;
  • самоторможение.

Недостатки:

  • низкий ККД;
  • износ, заедание;
  • использование дорогих материалов;
  • требования к высокой точности сборки.

В червячной передаче, в отличие от зубчатой, окружные скорости на червяке и на колесе не совпадают. Они направлены под углом 900 и отличаются по значению. При относительном движении начальные цилиндры скользят. Большое скольжение является причиной снижения ККД, повышенного износа и заедания.

КПД червячной передачи ниже КПД зубчатых передач.

Для снижения износа применяют специальные антифрикционные пары материалов: червяк - сталь, венец червячного колеса − бронза, реже из латунь или чугун.

Для охлаждения червячных передач увеличивают площадь охлаждения корпуса, используют вентиляторы или дополнительную систему охлаждения.

Методы изготовления зубчатых колес

  • копирование,
  • накатка,
  • обкатка.

При изготовлении методом копирования используются пальцевая или дисковая модульная фреза, профиль которой соответствует профилю впадин зубчатого колеса. Вращаясь, фреза перемещается в направлении боковой образующей зуба. За каждый шаг фрезы вдоль оси колеса нарезается одна впадина. После этого колесо поворачивается. Потом процесс повторяется. Этот метод малопродуктивен и нуждается в большом количестве режущего инструмента. К методам копирования также принадлежат: отливка, штампование, протягивание, строгание.

Метод накатки - зубчатое инструментальное колесо накатывает зубья колеса, материал которого достаточно эластичный (в холодном или горячем стане). Используется для мелкомодульных колес

При методе обкатки для нарезания колес используется инструментальная рейка. Преимущество в том, что одним и тем же инструментом можно изготовить колеса с любым количеством зубьев общего модуля.

Метод обкатки (долбяком, рейкой, червячной фрезой) заключается в том, что режущему инструменту и заготовке придается то относительное движение, которое имели бы зубчатые колеса, находясь в зацеплении.

Если при изготовлении зубчатого колеса средняя (делительная) линия режущего инструмента касается делительной окружности заготовки колеса, то нарезаются колеса без смещения. Если средняя линия рейки смещается относительно центра заготовки нарезаются колеса со смещением (положительное (от центра) - увеличиваются размеры колеса, толщина зубца, зуб упрочняется; отрицательное (к центру) - используется для уменьшения межосевого расстояния, уменьшения габаритов, при этом возможно подрезание зубьев).

Передачи с гибкими звеньями

Для передачи движения между сравнительно далеко расположенными друг от друга валами применяют механизмы, в которых усилие от ведущего звена к ведомому передается с помощью гибких звеньев. В качестве гибких звеньев применяются: ремни, шнуры, канаты разных профилей, провод, стальная лента, цепи различных конструкций.

Передачи с гибкими звеньями могут обеспечивать постоянное и переменное передаточное отношения со ступенчатым или плавным изменением его величины.

Для сохранности постоянства натяжения гибких звеньев в механизмах применяются натяжные устройства: натяжные ролики и пружины, противовесы и т.п.

Виды передач

1 По способу соединения гибкого звена с остальными:

  • фрикционные;
  • с непосредственным соединением;
  • с зацеплением.

2 По взаимному расположению валов и направлению их вращения:

  • открытые;
  • перекрестные;
  • полуперекрестные.

Ременные передачи

Ременная передача состоит из двух шкивов, закрепленных на валах, и ремня, охватывающего эти шкивы. Нагрузки передается за счет сил трения, возникающих между шкивами и ремнем вследствие натяжения последнего.

В зависимости от формы поперечного перереза ремня различают передачи:

  • плоскоременную;
  • клиноременную;
  • круглоременную.

Наиболее широкое применение получили клиноременные передачи, вследствие увеличения тяговой способности вследствие повышения зацепление со шкивом (приблизительно в 3 раза). Наибольшее преимущество наблюдается в передачах с зубчатыми (поликлиновами) ремнями.

Преимущества:

  • возможность передачи движения на значительные расстояния (до 15 м и более);
  • плавность и бесшумность работы;
  • защита механизмов от колебаний нагрузки вследствие упругости ремня;
  • защита механизмов от перегрузки за счет возможного проскальзывания ремня;
  • простота конструкции и эксплуатации (передача не требует смазки).

Недостатки:

  • повышенные габариты (при равных условиях диаметры шкивов в 5 раз больше диаметров зубчатых колес);
  • непостоянство передаточного отношения вследствие проскальзывание ремня;
  • повышенная нагрузка на валы и их опоры, связанное с большим предварительным натяжением ремня (в 2-3 раза больше, чем у зубчатых передач);
  • низкая долговечность ремней (1000-5000 часов).

В ременных передачах имеют место два вида скольжения:

  • упругое скольжение, существующее при любой нагрузке;
  • буксование, возникающее при перегрузке.

Упругое скольжение является причиной непостоянства передаточного отношения и увеличения затрат на трение.

Критерии трудоспособности и расчета ременных передач:

  1. тяговая способность, обусловленная силой трения между ремнем и шкивом;
  2. долговечность ремня, который ограничивается разрушением ремня от усталости.

Для обеспечения тяговой способности необходимо предварительное натяжение ремня, которое на практике приводит к снижению долговечности ремня, зависящей также от характера и частоты цикла изменения напряжений (частоты пробегов ремня).

Цепные передачи

Цепная передача основана на принципе зацепления цепи и звездочек. Цепная передача состоит из

  • ведущей звездочки;
  • ведомой звездочки;
  • цепи, которая охватывает звездочки и зацепляется за них зубьями;
  • натяжных устройств;
  • смазывающих устройств;
  • ограждения.

Преимущества по сравнению с ременной передачей:

  • Большая нагрузочная способность;
  • Отсутствие скольжения и буксование, обеспечивающее постоянство передаточного отношения (среднего за оборот) и возможность работы при кратковременных перегрузках.
  • Принцип зацепления не требует предварительного натяжения цепи. Цепные передачи могут работать при меньших межосевых расстояниях и при больших передаточных отношениях.

Недостатки:

  • звенья располагаются на звездочке не по окружности, а по многоугольнику. Отсюда:
  • износ шарниров цепи,
  • шум и дополнительные динамические нагрузки,
  • необходимость обеспечения смазки.

Область применения:

  • при значительных межосевых расстояниях (при скоростях меньше 15-20 м/с, до 25 м/с применяют пластинчатые цепи (набор пластин с двумя зубообразными выступами, принцип внутреннего зацепления);
  • при передаче от одного ведущего вала нескольким ведомым,
  • когда зубчатые передачи неприменимы и ременные ненадежны.

По сравнению с ременными передачами более шумные, а редукторах применяют на тихоходных ступенях.

Типы цепных передач

По типу применяемых цепей:

  • роликовая,
  • втулочная (легкая, но большой износ),
  • роликовтулочная (тяжелая, меньше износ),
  • зубчатые пластинчатые (плавность работы).

Основной причиной потери работоспособности цепных передач является износ шарниров цепи. Срок службы цепи увеличивается при увеличении длины цепи, увеличении числа зубьев ведущей звездочки. Однако, увеличение числа зубьев ведущей звездочки приводи к повышению вероятности потери зацепления. При уменьшении числа зубьев ведущей звездочки увеличиваются динамические нагрузки, удары, износ цепи.

Формат: pdf

Размер: 835 КВ

Язык: русский, украинский

Пример расчета прямозубой цилиндрической передачи
Пример расчета прямозубой цилиндрической передачи. Выполнен выбор материала, расчет допускаемых напряжений, расчет на контактную и изгибную прочность.


Пример решения задачи на изгиб балки
В примере построены эпюры поперечных сил и изгибающих моментов, найдено опасное сечение и подобран двутавр. В задаче проанализировано построение эпюр с помощью дифференциальных зависимостей, провелен сравнительный анализ различных поперечных сечений балки.