Коэффициент осевого нагружения. Динамической нагрузки на подшипники

Грузоподъемности. Частные случаи определения эквивалентной

Подбор подшипников качения по статической и динамической

Основными критериями работоспособности подшипников качения являются долговечность по усталостному выкрашиванию и статическая грузоподъемность по пластическим деформациям. Расчет на долговечность выполняют для подшипников, вращающихся с угловой скоростью ω≥0,105 рад/с. Невращающиеся или медленно вращающиеся подшипники (с угловой скоростью ω<0,105) рассчитывают на статическую грузоподъемность.

Если требуются особенно высокие нагрузки, роликовые подшипники и плоские сепараторы исключительно подходят. В то время как на роликовых подшипниках опорные элементы отделены друг от друга вращающимися частями, подшипники скольжения перемещают подвижную часть на фиксированный стержень или вал. Согласно конструкции направляющей, скользящий слой наносится на подвижную или жесткую часть. Смазка выполняется с использованием смазочных материалов, которые хранятся в скользящем слое.

Линейные подшипники скольжения являются линейными неподвижными подшипниками для неограниченных ходов. Плоские направляющие - это рельсовые системы, где скользящая поверхность на несущей рейке снабжена скользящей подкладкой с низким уровнем обслуживания.

Проверка и подбор подшипников по статической грузоподъемности.

Если подшипник воспринимает нагрузку находясь в неподвижном состоянии или вращаясь с частотой менее 1 об/мин, то подшипник выбирают по статической грузоподъемности, поскольку при указанном режиме работы исключается усталостное выкрашивание рабочих поверхностей тел и дорожек ка­чения.

Подшипники скольжения имеют низкий износ, могут быть статически загружены, ударопрочны и загрязнены, работают с низким уровнем шума и бега. Не требующие обслуживания подшипники скольжения не нуждаются в смазке, материалы с низким уровнем обслуживания имеют хорошие свойства даже в случае аварийной работы. Благодаря своей многофункциональности специфических характеристик, подшипники скольжения используются во многих областях, особенно, когда они экономии пространства, необслуживаемые, или когда они должны быть просты в уходе, риск недостаточной смазки или смазки нежелательно или недопустимо.

Условие проверки:

Р о < С о,

где Р о - эквивалентная статическая нагрузка;

С о - статическая грузоподъемность (по каталогу на подшипники).

Под статической грузоподъемностью понимают такую статическую нагрузку, которой соответствует общая остаточная деформация тел качения и колец в наи­более нагруженной точке контакта, равная 0,0001 диаметра тела качения.

Р о = X 0 ∙F r + Y 0 ∙F a ,

где Х о и Y o - коэффициенты радиальной и осе­вой статических нагрузок

(по каталогу).

Выбор подшипников по динамической грузоподъемности для предупреждения усталостного разрушения.

Динамическая грузоподъемность и долговечность (ресурс) подшипника

связаны эмпирической зависимостью

где L-ресурс в млн. оборотах;

С - паспортная динамическая грузоподъемность подшипника - это такая постоянная нагрузка, которую подшипник может выдержать в течение одного млн. оборотов без появления признаков усталости не менее чем у 90% из опреде­ленного числа подшипников, подвергающихся испытаниям. Значения С приведе­ны в каталогах;

р - показатель степени кривой усталости (р=3 - для шариковых подшипников, р=10/3 - для роликовых.

Р - эквивалентная (расчетная) динамическая нагрузка на подшипник. Для перехода от количества млн. оборотов в ресурс в часах запишем:

L h = 10 6 ∙L/(60∙n), ч.

Для радиальных шариковых и радиально-упорных шариковых и роликовых подшипников эквивалентную нагрузку определяют по формуле:

Р = (X∙V∙F r + Y∙F a)∙K b ∙K T ,

где F r и F a - радиальная и осевая нагрузки на подшипник;

V- коэффициент вращения кольца (V =1 при вращении внутреннего кольца, V =1,2 - при вращении наружного кольца);

К б - коэффициент безопасности, учитывающий характер внешних нагрузок;

К т - температурный коэффициент;

X и Y - коэффициенты соответственно радиальной и осевой нагрузок.

Для подшипников с цилиндрическими роликами формула для определения эк­вивалентной динамической нагрузки имеет вид:

Р = F r ∙V∙K b ∙K T .

Значения коэффициентов X и Yберут в зависимости от значения отношения F a / V∙F r . Осевая сила не оказывает влияния на величину эквивалентной нагруз­ки до тех пор, пока величина отношения не превысит определенного значения коэф-фициента влияния осевого нагружения e . Поэтому при F a /V∙F r ≤ e расчет ведут на действие только радиальной нагрузки, т.е. X=l, Y=0 . Если F a /V∙F r >e, то X и Y берут в справочниках для конкретного подшипника. Нужно отметить, что коэффициент е для роликовых конических и шариковых радиально-упорных подшипников с углами контакта α>18° постоянен для конкретного подшипника независимо от нагрузки, а для шариковых однорядных подшипников с углом контакта 18° и меньше выбирается в зависимости от соотношения F x /C 0 . Здесь С о - статическая грузоподъемность подшипника.

В радиально упорном подшипнике от действия радиальной силы возникает дополнительная осевая нагрузка S. Ее значение для шариковых радиально-упорных подшипников определяется S=e∙F r , а для конических роликоподшипников - S=0,83∙e∙F r . Выше отметили, что радиально-упорные подшипники устанавли­вают попарно. Существует несколько схем установки. Рассмотрим наиболее часто встречающуюся схему - установку подшипников с осевой фиксацией «враспор».


Рисунок 68

Торцы внутренних колец подшипников упираются в буртики вала, аторцы наружных колец - на элементы корпуса агрегата. Обозначим полные осевые нагрузки на подшипники через F a 1 и F a 2 . Эти силы с одной стороны не могут быть меньше осевых составляющих от радиальных сил, т.е.

F al ≥S 1 , F a 2 ≥S a 2

В то же время они должны быть не менее суммарных внешних осевых нагрузок на подшипники:

F a1 ≥F x + S 2 , F a2 ≥S 1 -F x .

Очевидно то, что большее значение из двух удовлетворяет оба неравенства.

Расчет подшипников качения на долговечность проводят в следующей последовательности:

Определяют радиальные опорные реакции для каждой опоры;

Выбирают схему расположения и тип подшипника исходя из условий работы, действующих нагрузок;

По посадочному диаметру вала выбирают конкретный подшипник по каталогу и выписывают d, D, С, С о, X, Y, е;

Определяют эквивалентную динамическую нагрузку на подшипники:

Р = (X∙V∙F r + Y∙F a)∙K b ∙K T ;

Определяют расчетную долговечность наиболее нагруженного подшипника:

L h = (С/Р) р ∙10 6 /(60∙n), час.

и сравнивают с требуемой долговечностью. Если L h < L h треб то можно:

а) сменить подшипник на более тяжелую серию;

б) сменить тип подшипника на более грузоподъемный;

в) увеличить диаметр вала;

г) предусмотреть меньший срок службы и замену подшипника.

Расчет подшипников качения на заданный ресурс

Исходные данные: F r1 , F r2 - ра­диальная нагрузка (радиальная реакция) каждой опоры двухопорного вала, Н: F a -внешняя осевая сила, действующая на вал, Н; n- частота вращения кольца (как пра­вило, частота вращения вала), об/мин; d - диаметр посадочной поверхности вала, ко­торый берут из компоновочной схемы, мм; L" sa , L" sah - требуемый ресурс при необхо­димой вероятности безотказной работы подшипника соответственно в млн. об. и ли в ч; режим нагружения; условия эксплуата­ции подшипникового узла (возможная пе­регрузка, рабочая температура и др.).

Условия работы подшипников весьма разнообразны и могут различаться по вели­чине кратковременных перегрузок, рабочей температуре, вращению внутреннего или наружного кольца и др. Влияние этих фак­торов на работоспособность подшипников учитывают введением в расчет эквивалент­ной динамической нагрузки (19) - (22) до­полнительных коэффициентов.

Подбор подшипников качения выполня­ют в такой последовательности.

1. Предварительно назначают тип и схему установки подшипников.

2. Для назначенного подшипника из ка­талога выписывают следующие данные:

Для шариковых радиальных и радиально-упорных с углом контакта а<18° значения базовых динамической С r и ста­тической С оr радиальных грузоподъемностей;

Для шариковых радиально-упорных углом контакта а≥18° значение С r , а из табл. 64 значения коэффициентов X радиальной, Y осевой нагрузок, коэффициента осевого нагружения:

Для конических роликовых значений С r , Y и е, а также принимают X=0,4 (табл. 66).

3. Из условия равновесия вала и условия ограничения минимального уровня осевых нагрузок на радиально-упорные подшипники определяют осевые силы F a1 , F a2 .

4. Для подшипников шариковых радиальных, а также шариковых радиально-упорных с углом контакта а<18° по табл. 64 в соответствии с имеющейся информацией находят значения X, Y и е в зависимости от

f 0 F a /C or или F a /(izD w 2).

5. Сравнивают отношение F a /(VF r ) с коэффициентом е и окончательно принимают значения коэффициентов X и Y: при F a /(VF r )≤e принимают X = 1 и Y=0, при F a /(VF r )>e для подшипников шариковых радиальных и радиально-упорных окончательно принимают записанные ранее (в п.1 и 4) значения коэффициентов X и Y.

Здесь V - коэффициент вращения кольца: V = 1 при вращении внутреннего кольца подшипника относительно направления радиальной нагрузки и V= 1, 2 при вращении наружного кольца.

Для двухрядных конических роликовых подшипников значения X, Y и е – по табл. 66.

6. Вычисляют эквивалентную динамическую нагрузку:

Радиальную для шариковых радиальных и шариковых или роликовых радиально-упорных

Р r =(VXF r +YF a )K Б K T ;(27)

- радиальную для роликовых радиальных подшипников:

P r =F r V К Б К Т ;(28)

- осевую для шариковых и роликовых упорных подшипников:

P а =FаК Б К Т (29)

- осевую для шариковых и роликовых упорно-радиальных подшипников

P a =(XF r +YF a )K Б K T . (30)

Значение коэффициента К Б безопасно­сти принимают по табл. 69, а температур­ного коэффициента К Т - в зависимости от рабочей температуры t раб подшипника:

t раб , °С

≤100

1,05

1,10

1,15

1,25

1,35

Характер нагрузки

Область применения

Маломощные кинематические редукторы и приводы. Механизмы ручных кранов, блоков. Тали, кошки, ручные лебедки. Приводы управления

Легкие толчки; кратко­временные перегрузки до 125% номинальной на­грузки

1,0-1,2

Прецизионные зубчатые передачи. Металлорежущие станки (кроме строгальных , долбежных и шлифоваль­ных). Гироскопы. Механизмы подъема кранов. Электро­тали и монорельсовые тележки. Лебедки с механическим приводом. Электродвигатели малой и средней мощности. Легкие вентиляторы и воздуходувки

Умеренные толчки; виб­рационная нагрузка; кратковременные пере­грузки до 150% номи­нальной нагрузки

1,3-1,5

Зубчатые передачи. Редукторы всех типов. Механизмы передвижения крановых тележек и поворота кранов. Бук­сы рельсового подвижного состава. Механизмы поворота кранов

То же, в условиях повы­шенной надежности

1,5-1,8

Механизмы изменения вылета стрелы кранов. Шпиндели шлифовальных станков. Электрошпиндели .

Нагрузки со значитель­ными толчками и вибра­циями; кратковременные перегрузки до 200% но­минальной нагрузки

1,8-2,5

Зубчатые передачи. Дробилки и копры. Кривошипно-шатунные механизмы. Валки и адъюстаж прокатных ста­нов. Мощные вентиляторы и эксгаустеры

Нагрузка с сильными ударами; кратковремен­ные перегрузки до 300% номинальной нагрузки

2,5-3,0

Тяжелые ковочные машины. Лесопильные рамы. Рабо­чие роликовые конвейеры крупносортных станов, блюмингов и слябингов. Холодильное оборудование

Для работы при повышенных температурах применяют подшипники со специальной стабилизирующей термообработкой изготовленные из теплостойких сталей. Для подшипников, работающих при переменных режимах нагружения, задаваемых циклограммой нагрузок и соответствующими этим нагрузкам частотами вращения (рис. 27), вычисляют эквивалентную динамическую нагрузку при переменном режи­ме нагружения

где Р i и L i - постоянная эквивалентная на­грузка (радиальная или осевая) на i-м ре­жиме и продолжительность ее действия в млн. об . Если L i задана в ч-L hi , то ее пере­считывают на млн. об. с учетом частоты вращения n i , об/мин:

Если нагрузка на подшипник изменяется по линейному закону от Р min до Р max , то эквивалентная динамическая нагрузка



Рис. 27.Аппроксимация нагрузок и частот вращения

Известно, что режимы работы машин с переменной нагрузкой сведены к шести типовым режимам нагружения (см. ГОСТ 21354-87. Передачи зубчатые цилиндриче­ские эвольвентные внешнего зацепления. Расчет на прочность): 0 - постоянному; I -тяжелому; II - среднему равновероятному; III- среднему нормальному; IV - легкому; V - особо легкому.

Для подшипников опор валов зубчатых передач, работающих при типовых режимах нагружения, расчеты удобно вести с помо­щью коэффициента эквивалентности К E :

Режим работы

0,63

0,56

При этом по известным максимальным, длительно действующим силам F r1max , F r2 max , F Amax (соответствующим максимальному из длительно действующих вра­щающему моменту) находят эквивалентные нагрузки :

по которым в соответствии с п.п . 2-6 ведут расчет подшипников, как при постоянной нагрузке.

7. Определяют скорректированный по уровню надежности и условиям примене­ния расчетный ресурс подшипника, ч :

(31)

где С - базовая динамическая грузоподъем­ность подшипника (радиальная С r или осевая С а ), Н; Р - эквивалентная динамическая нагрузка (радиальная Р r или осевая, а при переменном режиме нагружения или Р Еа ), Н; k - показатель степени: k для шариковых и k = 10/3 для роликовых подшипников; n - частота вращения кольца, об/мин; а 1 - коэффициент, корректирующий ресурс в зависимости от необходимой надежности (табл. 68); а 23 - коэффициент, характеризующий совместное влияние на ресурс особых свойств подшипника и условий его эксплуатации (табл. 70).

Базовый расчетный ресурс подтверждают результатами испытаний подшипника на специальных машинах и в определенных условиях, характеризуемых наличием гидродинамической пленки масла между контактирующими поверхностями колец и отсутствием повышенных перекосов колец подшипника. В реальных условиях эксплуатации возможны отклонения от этих условий, что приближенно и o ценивают коэффициентом а 23 .

При выборе коэффициента а 23 различают следующие условия применения подшипника:

1 - обычные (материал обычной плавкой, наличие перекосов колец, отсутствие надежной гидродинамической пленки масла, наличие в нем инородных частиц);

2 - характеризующиеся наличием упругой гидродинамической пленки масла в контакте колец и тел качения (параметр Δ≥2,5); отсутствие повышенных перекосов в узле; сталь обычного изготовления;

3 - то же, что в п.2, но кольца и тела качения изготовлены из стали электрошлакового или вакуумно-дугового переплава.

Подшипники

Значения коэффициента а 23 для условий применения

Шариковые (кроме сферических)

0,7 ... 0,8

1,2 ... 1,4

Роликовые с цилиндрическими роликами, шариковые сферические двухрядные

0,5 ... 0,6

1,0... 1,2

Роликовые конические

0,6 ... 0,7

1,1 ... 1,3

Роликовые сферические двухрядные

0,3 ... 0,4

0,8 ... 1,0

Машины, оборудование и условия их эксплуатации

Ресурс, ч

Приборы и аппараты, используемые периодически (демонстрационная аппаратура, бытовая техника, приборы)

300 ... 3000

Механизмы, используемые в течение коротких периодов времени (сельскохозяйственные машины, подъемные краны в сборочных цехах, легкие конвейеры, строительные машины и механизмы, электрический ручной инструмент)

3000 ...8000

Ответственные механизмы, работающие с перерывами (вспомогательные механизмы на силовых станциях, конвейеры для поточного производства, лифты, нечасто используемые металлообрабатывающие станки)

8000 ... 12000

Машины для односменной работы с неполной нагрузкой (стационарные электродвигатели, редукторы общепромышленного назначения)

10000 ... 25000

Машины, работающие с полной нагрузкой в одну смену (машины общего машиностроения, подъемные краны, вентиляторы, распределительные валы, конвейеры, полиграфическое оборудование)

25000

Машины для круглосуточного использования (компрессоры, шахтные подъемники, стационарные электромашины, судовые приводы, текстиль­ное оборудование)

≥40000

Непрерывно работающие машины с высокой нагрузкой (оборудование бумагоделательных фабрик, энергетические установки, шахтные насосы, оборудование торговых морских судов, карусельные печи)

100000

Здесь Δ - параметр режима смазки - ха­рактеризует гидродинамический режим смазки подшипника (относительную толщину смазочной пленки).

Формулы расчета ресурса справедливы при частотах вращения свыше 10об/мин до предельных по каталогу, а также если P r (или P a ), а при переменных нагрузках Р rmax (или P amax ) не превышают 0,5С r (или 0,5Ca).

8. Оценивают пригодность намеченного размера подшипника. Подшипник пригоден, если расчетный ресурс больше или равен требуемому :

L sah ≥L sah ′.

В некоторых случаях в одной опоре ус­танавливают два одинаковых радиальных или радиально-упорных однорядных под­шипника, образующих один подшипнико­вый узел. При этом пару подшипников рассматривают как один двухрядный под­шипник. При определении ресурса по формуле п. 7 вместо Сr подставляют базо­вую динамическую радиальную грузоподъемность С rсум комплекта из двух подшип­ников: для шарикоподшипников С rсум =1,625 Сr , для роликоподшипников С rсум =1,714Сr. Базовая статическая ради­альная грузоподъемность такого комплекта равна удвоенной номинальной грузоподъ­емности одного однорядного подшипника C 0rcум =2С 0r .

При определении эквивалентной на­грузки Рr значения коэффициентов X и Y принимают как для двухрядных подшипни­ков: для шарикоподшипников по табл. 64; для роликоподшипников - по табл. 66.

Пример 1. Подобрать подшипники ка­чения для опор выходного вала цилиндри­ческого зубчатого редуктора (рис. 28). Час­тота вращения вала n=120об/мин. Тре­буемый ресурс при вероятности безотказной работы 90%: L 10ah ′=25000ч. Диаметр посадочных поверхностей вала d=60мм. Максимальные, длительно действующие силы: F r1max =6400Н, F r2mах =6400Н, F Amax =2900H. Режим нагружения - II(средний равновероятный). Возможны кратковременные перегрузки до 150% но­минальной нагрузки. Условия применения подшипников - обычные. Ожидаемая тем­пература работы t p аб =50°С.

Решение. 1. Для переменного типового режима нагружения II коэффициент экви­валентности К E =0,63 (см. п.6).

Вычисляем эквивалентные нагрузки, приводя переменный режим нагружения к эквивалентному постоянному:

F r1 =K E F r1 max =0,63·6400=4032Н;

Рис. 28. Расчетная схема к примеру 1

F r2 =K E F r2max =0,63 ·6400=4032 Н ;

F A =K E F Amax =0,63 ·2900=1827 Н .

2. Предварительно назначаем шариковые радиальные подшипники легкой ce рии 212. Схема установки подшипников: 2а (см. рис. 24) - обе опоры фиксирующие; каждая фиксирует вал в одном направлении.

3. Для принятых подшипников по каталогу находим: С r =52000Н, С оr =31000H, d=60мм, D=110мм, D w =15,88мм.

4. Для радиальных шарикоподшипников из условия равновесия вала следует F a1 =F A =1827Н, F a2 =0. Дальнейший расчет выполняем для более нагруженного подшипника опоры 1.

5. По табл. 58 для отношений D w cosа /Dpw =15,88cos0°/85=0,19 находим значение f 0 =14,2; здесь Dpw =0,5(d+D )=0,5(60+110)=85мм. Далее по табл. 64 определяем значение коэффициента е для отношения f 0 F a1 /С оr =14,2×1827/31000=0,837:е=0,27.

6. Отношение F a /F r =1827/4032=0,45, что больше е=0,27. По табл. 64 для отношения f 0 F a1 /C or =0,837 принимаем Х=0,56, Y=1,64.

7. Эквивалентная динамическая радиальная нагрузка по формуле (27) при V=1 (вращение внутреннего кольца); К Б =1,4 (см. табл. 69); К Т =1(t раб <100°С)

Рr =(1·0,56·4032+1,64·1827)1,4·1=7356Н.

8. Расчетный скорректированный ресурс подшипника по формуле (31) при а 1 =1 (вероятность безотказной работы 90%, табл. 68), а 23 =0,7 (обычные условия применения, табл. 70), k=3 (шариковый подшипник)

9. Так как расчетный ресурс больше требуемого: L 10ah >L 10ah ′(34344>25000), то предварительно назначенный подшипник 212 пригоден. При требуемом ресурсе надежность выше 90%.

Пример 2. Подобрать подшипники для опор вала редуктора привода цепного кон­вейера (рис. 29). Частота вращения вала n=200об/мин. Требуемый ресурс при вероятности безотказной работы 90%:

L 10ah ′=20000ч. Диаметр посадочных поверхностей вала d=45мм. Максимальные, длительно действующие силы: F r1max =9820Н, F r2max =8040Н, F Amax =3210Н. Режим нагружения - III (средний нормальный). Возможны кратковременные перегрузки до 150% номинальной нагрузки. Условия применения подшипников обычные. Ожидаемая температура работы t раб =45°С.

Решение. 1. Для переменного типового режима нагружения III коэффициент экви­валентности К E =0,56 (см. п.6).

экви­валентному постоянному:

2. Предварительно назначаем кониче­ские роликовые подшипники легкой серии - 7209А. Схема установки подшипников: 2а (см. рис. 24) - обе опоры фиксирующие: каждая фиксирует вал в одном направле­нии.

R =62700Н, е=0,4, Y=1,5.

4. Минимально необходимые для нор­мальной работы радиально-упорных под­шипников осевые силы:

Рис.29. Расчетная схема к примеру 2

Примем F a1 –F a1min =1826Н; тогда из условия равновесия вала следует: F a2 =F a1 +F A =1826+1798=3624Н, что больше - F a2min =1495Н, следовательно, осевые реакции опор найдены правильно.

5. Отношение F a1 /F r1 =1826/5499=0,33, что меньше е=0,4. Тогда для опо­ры 1: Х=1, У=0.

Отношение F a2 /F r2 =3624/4502=0,805, что больше е=0,4. Тогда для опо­ры 2: X=0,4, У=1,5.

6. Эквивалентная динамическая ради­альная нагрузка для подшипников при V=1; К Б =1,4 (см. табл. 69) и К Т =1 (t раб <100°С) в опорах 1 и 2.

7. Для подшипника более нагруженной опоры 2 вычисляем по формуле (31) рас­четный скорректированный ресурс при а 1 =1 (вероятность безотказной работы 90%, табл. 68), a 23 =0,6 (обычные условия применения, табл. 70) и k=10/3 (роли­ковый подшипник)

8. Так как расчетный ресурс больше требуемого: L 10ah >L 10ah ′(21622>20000), то предварительно назначенный подшип­ник 7209А пригоден. При требуемом ресур­се надежность несколько выше 90%.

Пример 3. Подобрать подшипники для опор вала червяка (рис. 30). Частота вращения вала 920об/мин. Требуемый ресурс при вероятности безотказной работы 90%:

L 10ah ′=2000ч. Диаметр посадочных по­верхностей вала d=30мм. Максимальные, длительно действующие силы: F r1 max =1000Н, F r2 max =1200Н, F Amax =2200Н.

Рис. 30. Расчетная схема к примеру 3

Режим нагружения - 0 (постоянный). Воз­можны кратковременные перегрузки до 150% номинальной нагрузки. Условия при­менения подшипников - обычные. Ожи­даемая температура работы t раб =65°С.

Решение. 1. Для типового режима на­гружения 0 коэффициент эквивалентности K E =1,0.

Вычисляем эквивалентные нагрузки:

2. Предварительно назначаем шарико­вые радиально-упорные подшипники лег­кой серии - 36206, угол контакта α=12°. Схема установки подшипников: 2а (см. рис. 24) – обе опоры фиксирующие; каждая фиксирует вал в одном направлении.

3. Для принятых подшипников из ката­лога находим: С r =22000Н, С or =12000Н, d=30мм, D=62мм, D w =9,53мм.

4. Минимально необходимые для нор­мальной работы радиально-упорных под­шипников осевые силы в соответствии с формулами (24), (25):

для опоры 1

Находим осевые силы, нагружающие подшипники.

Примем F a1 =F a1min =347Н, тогда условия равновесия вала следует: F a2 =F a1 +F A =347+2200=2547Н, что больше F a2min =431Н, следовательно, осевые реакции опор найдены правильно.

5. Дальнейший расчет выполняем более нагруженной опоры 2. По табл. для отношения D w cos α/D pw =9,53×cos12°/46=0,2 находим значение f 0 =14 , здесь D pw =0,5(d+D )=0,5(30+62)=46. Далее по табл. 64 определяем значение коэффициента е для отношений f 0 iF a2 /С or =14·1·2547/12000=2,97:е=0,49 (определено линейным интерполировав для промежуточных значений "относительной осевой нагрузки" и угла контакта). Отношение F a2 /F r2 =2547/1200=2,12, что больше е=0,49. Тогда для опоры (табл. 64): Х=0,45; Y=1,11 (определённым линейным интерполированием для значений "относительной осевой нагрузки" 2,1 и угла контакта 12°).

6. Эквивалентная динамическая радиальная нагрузка по формуле (27) при V=1, К Б =1,3 (см. табл. 69) и К Т =1 (t раб <100°С)

7. Расчетный скорректированный ресурс, при а 1 =1 (вероятность безотказной работы 90%, табл. 68), а 23 =0,7 (обычные условия применения, табл. 70) и k=3 (шариковый подшипник)

8. Так как расчетный ресурс больше требуемого: L 10ah > L10ah′ (2317>2000), то предварительно назначенный подшипник 36206 пригоден. При требуемом ресурсе надежность несколько выше 90%.

Пример 4. Вычислить скорректирован­ный расчетный ресурс роликовых конических подшипников 1027308А фиксирующей опоры вала червяка (рис. 31). Частота вращения вала n=970об/мин. Вероятность безотказной работы 95%. Максимальные, длительно действующие силы: F rmax =3500Н, F Amax =5400Н. Режим нагру­жения - I(тяжелый). Возможны кратковременные перегрузки до 150% номиналь­ной нагрузки. Условия применения под­шипников - обычные. Ожидаемая темпера­тура работы t раб =85°С.

Решение. 1. Для переменного типового режима нагружения I коэффициент эквива­лентности K E =0,8 (см. п.6).

Вычисляем эквивалентные нагрузки, при­водя переменный режим нагружения к экви­валентному постоянному:

2. Для роликоподшипника конического с большим углом конусности - условное обозначение 1027308A- по каталогу С r =69300Н, е=0,83.

3. Подшипниковый узел фиксирующей опоры червяка образуют два одинаковых роликовых радиально-упорных конических подшипника, которые рассматривают как один двухрядный подшипник, нагружен­ный силами F r и F a =F A . Для комплекта из двух роликоподшипников имеем С r сум =1,714С r =1,714·69300=118780Н.

4. Отношение F a /F r =4320/2800=1,543, что больше е=0,83. Определим значение угла контакта α (табл. 66):

α=arctg (e/1,5)=arctg (0,83/1,5)=28,96°.

Тогда для двухрядного роликового радиально-упорного подшипника:

Х=0,67;

Y=0,67ctgα=0,67ctg28,96º=1,21.

5. Эквивалентная динамическая радиальная нагрузка по формуле (27) при V=1; К Б =1,4; К Т =1

6. Расчетный скорректированный ресурс а 1 =0,62 (вероятность безотказной работы 95%, табл. 68), а 23 =0,6 (табл. 70) и k=10/3 (роликовый подшипник)

Рис. 31. Расчетная схема к примеру 4