Снятие рулевой колонки. Обслуживание и разборка рулевой колонки газель в случае неисправностей.

Несколько лет назад машины Газель были признаны лучшим народным коммерческим автомобилем России. И это действительно так – нынешние дороги сложно представить без деловито снующих микроавтобусов или грузовичков известной отечественной марки. Профессиональные шоферы ценят их за надежность и простоту эксплуатации.

Коммерческий транспорт предполагает интенсивное использование, поэтому здесь зачастую агрегаты работают на пределе, что приводит к их поломке. Особые нагрузки приходятся на органы управления, в том числе рулевую колонку автомобиля Газель . Большинство опытных водителей справляются с ремонтом самостоятельно, используя накопленный опыт коллег по цеху.

Устройство системы управления

Инженерами автозавода «ГАЗ» разработана система, основанная на конструкции «винт-шариковая гайка» и состоящая из:

  • руля;
  • карданного вала и шарнира;
  • вала сошки с зубчатым сектором;
  • трубы колонки;
  • подшипников;
  • сальников.

Вал колонки вращается на двух подшипниках, которые в ходе эксплуатации не нуждаются в регулировках. Колесо управления ставится на конические шлицы вала и закрепляется стопорной шайбой и гайкой.

Обслуживание главных узлов

Состояние узлов одной из важнейших систем самым прямым образом влияет на безопасность движения. Те, кто уделяют данному вопросу должное внимание, заранее могут предусмотреть неприятности в пути следования и избежать непоправимого. Осмотр и контроль основных параметров не займет много времени, но сохранит жизнь.

Что нужно проверить прежде всего:

Помимо этого следует провести смазочные работы агрегатов в соответствии с картой смазки автомобиля. Если свободный ход колеса управления превышает 25° для ГАЗ-2705 и ГАЗ-2705 (для автобусов 20°), то нужно отрегулировать затяжку подшипников и зубчатого механизма. На машинах с гидроусилителем обязательно проверить уровень рабочей жидкости в специальном бачке.

Регулировка рулевой колонки Газель перед эксплуатацией


Конструкция узла такова, что позволяет корректировать положение «баранки» по углу наклона и высоте. Для проведения этой операции существует фиксатор, который следует перевести в верхнее положение, установить в удобную позицию колесо управления и возвратить фиксатор на место.

Если стопор перестал выполнять свое предназначение, то необходимо двумя ключами на «13» отвернуть контргайку и затянуть крепеж рукоятки. После чего закрутить контргайку и поставить кожух на штатное место.

Характерные неисправности узлов управления автомобилем

Неполадки этих агрегатов, прежде всего, имеют внешние признаки, которые выражены в:

  • посторонних стуках;
  • увеличении люфта;
  • тугом управлении;
  • вибрации;
  • подтекании жидкости;
  • шуме при работе гидроусилителя.

Причинами вышеописанных неполадок могут быть нарушения правил эксплуатации и неквалифицированное обслуживание. Наиболее часто встречающийся дефект – люфт рулевой колонки Газель, для устранения которого нужно заменить втулки подшипников вала. Для этого узел требуется демонтировать, о чем ниже.

Процедура снятия и разборки

Для начала отключим АКБ и установим передние колеса в положение «прямо». Далее работа идет по пунктам:

  1. Снять накладку и отвернуть гайку крепления руля баллонным ключом на «24».
  2. Демонтировать РК со шлицев вала специальным съемником.
  3. Снять нижнюю часть кожуха, отвернув два винта.
  4. Поставить колонку в верхнее положение и снять верхнюю часть кожуха.
  5. В моторном отсеке вынуть шплинт клина и отвернуть гайку на «13».
  6. Выбить клин с помощью латунной оправки и снять вилку шарнира.
  7. Демонтировать пружинные фиксаторы уплотнителя.
  8. Отвернуть 4 болта крепления колонки и снять с карданным валом.
  9. Снять вилку крестовины с вала и отсоединить.
  10. Демонтировать кронштейн – отвернуть болт и вытащить втулку.

Сборка и установка происходит в обратном порядке. Перед тем, как ставить «баранку», следует убедиться в прямом положении колес. Для выполняющих подобные работы не лишним будет напомнить о соблюдении правил техники безопасности.


Колонка рулевого управления. Колонку рулевого управления () устанавливают в приспособление (), состоящее из опорной плиты 6 в сборе с корпусом 8, неподвижной плиты 5 и рычагом 9 запорного механизма поворотной плиты 2. Поворотная плита 2

крепится к неподвижной плите при помощи вала 5 и имеет возможность поворачиваться на угол 360° по окружности. Различные положения плиты можно фиксировать. На поворотной плите установлены упоры 4 и зажим 1 (трубы колонки).

Трубу колонки рулевого управления устанавливают на призмы 17 и поворотом рукоятки рычага 12 при помощи коромысла 15 и подшипника 16 крепят на приспособлении. Затем снимают кнопку 26 () сигнала, колпак 24 контакта провода, пружину 23 и тарелку 22 пружины контакта провода. Отвернув винт 21 и шурупы 17, снимают изоляционную втулку 18, пластину контакта 16, пружину 15 и тарелку 14 пружины контакта с массой.

Отвернув гайку 1, снимают рулевое колесо 2 и удаляют из шпоночного паза шпонку 3. Расконтрив шайбу 12, отвертывают гайку 13.

Отвернув винты 6, снимают с трубы 10 колонки контактное устройство 7 сигнала в сборе. Постукивая легкими ударами молотка с медным бойком в торец нижнего конца вала 9, подают вал вперед и вынимают его из трубы колонки. Затем выпрессовывают из трубы 10 подшипник 4 и уплотнительное кольцо 11 с обоймой и сальником в сборе. Для выпрессовки подшипника применяют съемник (), который состоит из двух захватов 6, корпуса 5, упора 4, вала 3, передвижного груза 2 и рукоятки 1. Перед выпрессовыванием захваты 6 вводят через отверстие подшипника 4 () во внутреннюю полость трубы рулевой колонки и вращением рукоятки 1 () разводят их до упора в стенки трубы. Перемещая груз 2 по валу 3 и ударяя в подпятник рукоятки 1, выпрессовывают подшипник.

Рис. 150. Детали колонки рулевого управления:

1_ гайка; 2- рулевое колесо; 3- шпонка; 4- подшипник; б - пружинная шайба;

6_винт; 7 - контактное устройство; 8 - крышка; 9 - вал; 10- труба колонки; 11-уплотнительное кольцо; 12 - стопорная шайба; 13 - гайка; 14 - тарелка пружины контакта с массой; 16 - пружина; 16 - пластина контакта; 17 - шуруп; 18 - изоляционная втулка; 19 - шайба; 20 - пружинная шайба; 21 - винт; 22 - тарелка пружины контакта привода; 23 - пружина; 24 - колпак контакта привода; 25 -кольцо контактного устройства; 26 - кнопка сигнала; 27 - винт; 28 - переключатель указателя поворота; 29 - разжимное кольцо; 30 - стопорное кольцо



Рис. 151. Приспособление для разборки и сборки колонки рулевого управления:

1 - зажим; 2 - поворотная плита; 3- неподвижная плита; 4- упор; 5 -вал; 6 - опорная плита; 7 - втулка вала; 8 - корпус опорной плиты; 9 - рычаг запорного механизма поворотной плиты; 10- упор: 11-упор пружины; 12 - рычаг; 13 - пружина; 14 - сферическая шайба;

15 - коромысло; 16 - подшипник; 17-призма; 18 - подкладка

Рис. 155. Стенд для разборки и сборки рулевого механизма:



1-основание стенда; 2-неподвижная плита; 5 -поворотная плита; 4 - приспособление для крепления картера рулевог о механизма; д--рычаг запорного механизма поворотной плиты; 6 - плита приспособления; 7 - штифт установочный; 8 - корпус; 9 - втулка; 10- пружина; 11 - прнхват с рукояткой в сборе; 12-палец-фиксатор; 13 - упор

и переставляют крышку 20 плоскостью разъема вверх. Из гнезда съемником вынимают игольчатый подшипник 21 и при помощи оправки из гнезда крышки выпрессовывают сальник 38, упорные кольца 22, наружную уплотнительную манжету 23 и снимают крышку 20 с подставки.

Узел клапана управления в сборе с промежуточной крышкой, винтом и поршнем-рейкой разбирают следующим образом. Промежу-

Рис. 156. Стенд для разборки и сборки узлов рулевого механизма

Отключаем аккумуляторную батарею выключателем «массы».
Для удобства последующей сборки устанавливаем передние колеса в положение прямолинейного движения.

Поддев отверткой, снимаем декоративную накладку.

Удерживая рулевое колесо от проворачивания, головкой «на 24» отворачиваем гайку.



Рулевое колесо стягиваем со шлицев вала специальным съемником. Если съемника нет, то оставляем гайку на резьбе заподлицо с торцом резьбовой части вала.

Коленями поджимаем обод снизу и ударами молотка по торцу вала через латунную оправку сбиваем рулевое колесо со шлицев.



Окончательно отвернув гайку,...

…снимаем рулевое колесо с вала.


Шлицевой отверткой отворачиваем два винта, стягивающие кожухи рулевой колонки.


Снимаем верхний кожух.



Переводим рулевую колонку в крайнее верхнее положение (см. Регулировка положения рулевой колонки).

Отклоняем верхнюю кромку кожуха на себя до выхода его фиксатора из прорези колонки…


…и снимаем кожух, смещая его вверх.


Рулевую колонку можно снять с автомобиля отдельно, отсоединив от рулевой колонки крестовину вала.



Для этого придется выбивать клин из вилки на весу, что неудобно. Поэтому, рекомендуем колонку снимать с карданным валом в сборе.

В моторном отсеке пассатижами вынимаем шплинт из отверстия клина.


Ключом «на 13» отворачиваем гайку, оставляем ее на резьбе заподлицо с торцом клина.


Молотком через латунную оправку выбиваем клин и, окончательно отвернув гайку,…


…вынимаем его.


Снимаем вилку шарнира с вала рулевого механизма.


Выталкиваем пружинные фиксаторы уплотнителя вала.


Головкой «на 12» отворачиваем четыре болта крепления рулевой колонки…


…и снимаем ее в сборе с карданным валом.


Снимаем вилку крестовины с вала рулевой колонки (аналогично снятию вилки шарнира с вала рулевого механизма) и отсоединяем от рулевой колонки..


Карданный вал в сборе.



Снимаем с рулевой колонки выключатель зажигания (см. Замена выключателя зажигания).

Удерживая болт ключом «на 12», ключом «на 13» отворачиваем гайку.


Вынимаем болт и втулку.



Отвернув второй болт крепления (он без втулки),…

Снимаем кронштейн рулевой колонки.



Собираем и устанавливаем снятые детали в обратном порядке.
Нижний кожух крепится:

Г-образным выступом за болт рулевой колонки,…


…и плоским выступом за прорезь рулевой колонки.



Рулевое колесо в положении прямолинейного движения устанавливаем на шлицы рулевого вала, убедившись, что колеса не повернулись в сторону.


В данной статье мы хотим поделится с вами такой полезной информацией, как снятие и установка рулевой колонки. Для начала следует объяснить, что рулевая колонка в общем из себя представляет и каковы её функции в вашем авто.

Рулевая колонка - специфический кожух из пластика, внутри которого расположен вал рулевого колеса. Одной из основных функций, которую она выполняет, является гарантия безопасности для водителя и пассажиров в автомобиле в случае его столкновения с какими-либо препятствиями, а также передача усилий, которые прилагаются к рулю, беспрепятственного, простого и лёгкого вращение вилки рулевого колеса и непосредственное обеспечение сильного крепления.

Схема деталей рулевой колонки ВАЗ 2110:


Приступим к пошаговому описанию процесса замены данной детали. Работу следует проводить в случае замены деталей и узлов рулевого управления ВАЗ 2110, 2111, 2112 (Жигули) или при выполнении демонтажа панели приборов.

Снятие рулевой колонки: пошаговое руководство для ВАЗ 2110

1. Снять провод с клеммой «минус» с аккумуляторной батареи.



2. Поддеть накладку крышечки выключателя звукового сигнала (рекомендовано выполнять это действие с помощью отвёртки). Затем снимаем крышку рукой.



3. При помощи крестообразной отвёртки вывернуть оттуда два самонарезающих винта. После чего полностью извлечь крышку сигнала авто.



4. Снова при помощи той же самой крестообразной отвёртки отвернуть три шурупа от подвижного контакта подачи сигнала. Далее необходимо произвести снятие звукового сигнала, предварительно отсоединив при этом провод.



5. Внимание: отворачивайте, но не до конца гайку крепления рулевого колеса головкой на 24.

6. Потяните в своём направлении рулевое колесо, и снимите его выполняя все действия покачивающими движениями. Будьте внимательны, ведь гайка может очень резко сорваться. Для начала советуем Вам обезопасить от этого лицо и глаза. После того, кок гайка немного освободилась, полностью отверните её.



7. В случае, когда руль автомобиля прикреплено достаточно плотно, что мешает Вам его беспрепятственно снять, попросите друга или соседа помочь. Наносите удары через выколотку из мягкого метала по торцу рулевого вала Вашего авто, в тот момент, как помощник будет тянуть рулевое колесо по направлению вверх.

8. Если появится необходимость заменить контактное кольцо в рулевом колесе, для начала отсоедините проводок.



9. После чего отверните три винта, при помощи той самой крестообразной отвёртки, снимите кольцо.

10. Снимите выключатель зажигания и блок подрулевых переключателей (смотрите ).

11. С помощью ключа на 13, отверните болт на нижнем фланце эластичной муфты (которая находится под педалями).



12. Отверните два болта, которые находятся в креплении кронштейна вала рулевого управления. Выполняя это действие, будьте внимательны, ведь они имеют головки посерьезнее, нежели болты, которые попадались до этого. Для легшего выполнения рекомендуем при их отворачивании наносить зубилом не слишком сильные удары в тангенциальном направлении.

13. Отверните две гайки с заднего крепления при помощи тринадцатого ключа.

14. Теперь можно произвести снятие рулевой колонки, стягивая её при этом со шлицев приводной шестерни.



15. По надобности замените промежуточный вал рулевого управления на снятой детали. В ходе выполнения этого пункта отверните гайку болта при помощи двух тринадцатых ключей и извлеките оттуда болт.



17. Щипцами разведите стопорное кольцо (для лучшей регулировки усилий затяжки рулевой колонки) и снимите его.

18. И, наконец, последнее: снять со шлицев рычаг фиксатора, затем поставить его в нужном направлении. Читайте статью, как на автомобиле ВАЗ правильно. Для её настройки достаточно снять только облицовочный кожух.

После замены необходимых деталей, производить обратную сборку рулевой колонки необходимо в порядке, обратном снятию.

Вот и закончилось снятие рулевой колонки на автомобиле ВАЗ. Надеемся, Вам помогут наши советы в ремонте авто.

Смотрите видео, если есть стук в рулевой рейке (её ремонт во втором видео):