Mazda Sollers построит во Владивостоке моторный завод

Статус резидента ТОР позволил СП увеличить размер планируемых инвестиций в проект с 2 млрд до 3 млрд руб. и «запланировать создание дополнительной производственной инфраструктуры», приводятся в сообщении слова гендиректора, основного владельца «Соллерса» Вадима Швецова.

Проектная мощность (50 000 шт. в год) будущего производства двигателей после перехода в ТОР не изменилась, остаются прежними и планируемые сроки запуска производства – конец 2018 г., рассказал «Ведомостям» представитель «Соллерса». «Инвестиции мы увеличили, потому что приняли решение за свой счет построить новое здание производственного корпуса для двигательного завода, – рассказывает он. – Ранее предполагалось, что само здание (коробка) будет строиться за счет средств особой экономической зоны, но процесс оказался настолько длинным, что сроки запуска производства двигателей оказались под угрозой».

Сроки запуска завода зафиксированы в специальном инвестиционном контракте, подписанном с Минпромторгом в 2016 г., поясняет собеседник. Этот контракт гарантирует неухудшение налоговых условий для компании на время действия контракта (до конца 2023 г.), допуск к различным госпрограммам поддержки. Помимо прочего это субсидии для частичной компенсации расходов на транспортировку машин с Дальнего Востока в центральные регионы России. До 2015 г. для «Мазда Соллерс мануфэкчуринг рус» также действовали льготы на ввоз автокомпонентов, но компания их потеряла, не выполнив условия соглашения о промсборке по вводу мощностей.

Ранее предполагалось, что моторный завод будет построен в особой экономической зоне (ОЭЗ) во Владивостоке, созданной в 2014 г. Среди предполагавшихся льгот – режим свободной таможенной зоны, сниженные налоги на прибыль и др. Компания «Соллерс – Дальний Восток» стала управляющей компанией этой зоны. Но ОЭЗ так и не заработала – резидентов нет, инфраструктура появится только в 2019 г., следовало из данных РосОЭЗ. Весной 2017 г. Швецов попросил премьера Дмитрия Медведева разрешить вместо ОЭЗ зарегистрировать новые предприятия компании на ТОР. Правительство согласилось и в июле расширило границы «Надеждинской» для охвата проекта «Мазда Соллерс мануфэкчуринг рус». А особую экономическую зону решено закрыть, рассказал «Ведомостям» человек, знакомый с менеджерами «Мазда Соллерс мануфэкчуринг рус». Представитель Минэкономразвития не стал это комментировать. Чиновник из финансово-экономического блока федерального правительства подтвердил, что соответствующее поручение есть.

Для резидентов ТОР действует пониженная ставка налога на прибыль – до 5% в первые пять лет, от 10% – на следующую пятилетку (базовая ставка в России – 20%), режим свободной таможенной зоны и проч. Но льготы в рамках ТОР будут только для двигательного проекта, пояснил представитель «Соллерса». Резидентом ТОР стала «Мазда Соллерс мануфэкчуринг рус», «но мы там будем вести раздельный учет». Эти преференции «улучшают для нас экономику проекта, но сроки окупаемости все равно несколько выросли», сказал он, не раскрывая деталей. В 2016 г. «Мазда Соллерс мануфэкчуринг рус» получила 1,7 млрд руб. чистой прибыли (против убытка в 1,57 млрд руб. годом ранее) при выручке в 26,58 млрд руб., по данным «СПАРК-Интерфакса».

В дни второго Восточного экономического форума (ВЭФ), проходящего во Владивостоке, у совместного предприятия Mazda Sollers Manufacturing Rus было два заметных события. Во-первых, очень своевременно в присутствии высоких гостей был выпущен 100-тысячный российский автомобиль Mazda. Официально им стал кроссовер СХ-5, производящийся дальневосточным заводом вместе с седаном Mazda 6. А второе событие носит не демонстрационный, а деловой характер: 2 сентября Mazda Sollers и Минпромторг РФ подписали специальный инвестиционный контракт на строительство моторного производства во Владивостоке.

Об этом проекте говорилось давно — он даже был включен Минэкономразвития в план развития промышленно-производственной особой экономической зоны поблизости от владивостокского Дальзавода в бухте Золотой Рог. Однако теперь моторный завод обрел форму специального инвестиционного контракта (СПИК) в рамках постановления Правительства РФ №708 от 16.07.2015. Любопытна суть СПИКов: они заключаются между российским правительством и инвестором, при этом последний гарантирует вложение денег (не менее 750 миллионов рублей) и создание рабочих мест, а правительство обещает ему меры стимулирования деятельности и, главное, стабильные условия ведения бизнеса.

Mazda Sollers вложит заметно больше: два миллиарда рублей. И создаст "не менее 609" рабочих мест. Плановая мощность будущего завода — 50 тысяч двигателей в год, а срок действия инвестиционного контракта — до декабря 2023-го. Интересно, что, согласно 708-му постановлению, срок действия СПИКов ограничивается моментом выхода проекта на запланированную операционную прибыль. То есть по задумке завод начнет приносить деньги через семь лет.

Плановая продукция — бензиновые моторы Mazda Skyactiv-G, а в число операций, помимо сборки, включена «механическая обработка базовых деталей двигателя». Уточнений пока нет, но, согласно плану Минэкономразвития, уровень локализации автокомпонентов в ОЭЗ должен быть не ниже 30%. Но зачем дальневосточному сборочному заводу 50 тысяч двигателей в год? Как мы помним, 100-тысячная машина на нем выпущена только что, а производство началось ровно четыре года назад. Следовательно, мощность моторного производства как минимум вдвое превысит потребности сборочного.

Ответ — вновь в плане Минэкономразвития: оказывается такая мощность установлена «в том числе с целью экспорта на автозаводы в страны АТЭС», то есть базирующейся в Сингапуре организации Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества. Она объединяет 21 государство, а самые видные члены — США, Китай, Япония, Корея, Мексика, Австралия и, конечно же, Россия. Маздовские автозаводы есть в семи странах-членах АТЭС, но, разумеется, в Японию, Китай, Таиланд и Мексику, имеющие собственные мощные моторные производства, российские двигатели не пойдут. А речь наверняка идет о более мелких сборочных заводах в Малайзии, Тайване и, что самое вероятное, Вьетнаме.

Как выяснил "Ъ", дальневосточное СП "Мазда-Соллерс" не успело в срок построить цеха, необходимые для локализации производства Mazda, и лишилось таможенных льгот на ввоз комплектующих. В "Соллерсе" винят отсутствие инженерной инфраструктуры и задержки с созданием ОЭЗ во Владивостоке. Эксперты полагают, что на фоне падающих автопродаж в России японский инвестор мог опасаться того, что вложения в расширение производства не окупятся.


Действие соглашения о промышленной сборке СП японской Mazda и "Соллерса" "Мазда-Соллерс" приостановлено, рассказали "Ъ" в Минэкономики, дальнейшее его применение невозможно "в связи с его ненадлежащим исполнением". После завершения периода крупноузловой сборки (SKD, первая стадия соглашения), который длится 30 месяцев, СП должно было перейти на мелкоузловую сборку (CKD), но не представило в срок акт ввода в эксплуатацию необходимых мощностей (цеха сварки, окраски и сборки кузова), объясняет источник "Ъ", знакомый с ситуацией.

"Мазда-Соллерс" выпускает во Владивостоке модели Mazda 6 и Mazda CX-5. Выручка СП по МСФО за первое полугодие упала на 43%, до 11,3 млрд руб., чистый убыток — 637 млн руб. против прибыли 363 млн руб. годом ранее. По данным Ассоциации европейского бизнеса, за январь--август продажи Mazda в России сократились на 43%, до 17,8 тыс. машин, в августе — на 21%, до 2,9 тыс. машин.

В "Соллерсе" подтвердили приостановку действия соглашения, объявив себя "заложниками ситуации". В компании сообщили, что не успели с мощностями для CKD, поскольку Владивосток неразвит с точки зрения "строительной инфраструктуры и инженерных коммуникаций". В 2013 году "Соллерс" предлагала создать в Приморье промышленно-производственную ОЭЗ, рассчитывая, что это способствует развитию и госфинансированию инфраструктуры. Решение о создании ОЭЗ было принято в августе 2014 года, но средства поступили только в начале этого сентября, говорят в "Соллерсе". Так, в компании признают, что запуск CKD произойдет даже "не в следующем году". В "Соллерсе" говорят, что еще год назад предупредили Минэкономики и Минпромторг о грядущей задержке с переходом на CKD. Но в Минэкономики сообщили, что никаких официальных заявлений от компании не поступало, в Минпромторге оперативных комментариев не дали.

"Мазда-Соллерс" подписала соглашение о промсборке еще по "старым правилам" — с более щадящими требованиями по локализации и объемам производства, чем новые правила, действующие для соглашений, подписывавшихся после февраля 2011 года. Но СП активизировало соглашение лишь в октябре 2012 года. Для компании по специальному поручению Владимира Путина было сделано исключение: Mazda обещала способствовать социально-экономическому развитию Дальнего Востока. СП обязалось запустить предприятие полного цикла с локализацией 30% мощностью не менее 25 тыс. автомобилей в год под льготный ввоз компонентов (пошлины 0-5%, без льгот в среднем составляют около 15%) и режим SKD. Соглашение действует до конца 2020 года. Период SKD у компании истекал в мае. Сейчас "Мазда-Соллерс" платит импортные пошлины, признают в "Соллерсе". Ряд источников "Ъ" на авторынке уверяет, что СП с первого полугодия лоббирует некий механизм компенсации ввозных пошлин на несколько лет вперед, но никаких решений принято не было. В "Соллерсе" это не подтверждают.

Независимый эксперт по автомобильной отрасли Сергей Литвиненко полагает, что при существующем производстве инфраструктурные аспекты не должны являться препятствием для расширения производства, но все зависит от особенностей конкретной промплощадки. Владимир Беспалов из "ВТБ Капитала" связывает задержку скорее с "неопределенным состоянием" дальневосточного проекта "Соллерса" (компания производила также модели Ssangyong и Toyota). Эксперт предположил, что у Mazda могли возникнуть опасения по окупаемости инвестиций в локализацию, которая имеет смысл лишь при росте объемов продаж. А поскольку перспективы российского рынка остаются неясными, под вопросом и необходимость в расширении производства, говорит господин Беспалов.

В октябре 2017 года завод «Мазда Соллерс Мануфэкчуринг Рус» отметил свой первый юбилей - 5-летие с момента запуска производства. За эти годы компания выпустила около 130 000 автомобилей Mazda. Юбилейный 2017 год год ознаменовался для предприятия стартом производства обновленного кроссовера Mazda CX-5, получением статуса резидента ТОР «Надеждинская» и началом строительства нового завода по производству двигателей Mazda семейства SkyActiv-G.

Компания «Мазда Соллерс Мануфэкчуринг Рус» - совместное предприятие компаний Mazda Motor Corporation (Япония) и ПАО «СОЛЛЕРС» (Россия), созданное на принципах партнерства 50/50. 5 лет назад - года во Владивостоке было запущено серийное производство первой модели - кроссовера Mazda CX-5 , подготовка производственной линии по выпуску которой велась совместно командой российских и японских специалистов. года модельный ряд предприятия пополнился седаном Mazda6 .

Автомобиль Mazda CX-5, собранный на "Мазда Соллерс Мануфэкчуринг Рус", покидает территорию завода для постановки на склад готовой продукции.

Погрузка готового автомобиля Mazda CX-5 в вагоны для отправки в регионы России на железнодорожной эстакаде завода

Автомобили Mazda CX-5 и Mazda6 на складе готовой продукции завода "Mazda Соллерс Мануфэкчуринг Рус".

Слесарь механосборочных работ на линии сборки автомобилей Mazda CX-5 во время нанесения VIN номера.

Ковейер

Лазерная диагностика нового автомобиля Mazda CX-5 на стенде развала схождения в цехе завода "Мазда Соллерс Мануфэкчуринг Рус".


Зона инспекции лакокрасочного покрытия (бестеневая зона) в цехе завода "Мазда Соллерс Мануфэкчуринг Рус".

--
Соллерс у меня в блоге
(Некоторые посты уже история ):

Производство владивостокской Mazda на конвейере совместного русско-японского предприятия ООО «Мазда Соллерс Мануфэкчуринг Рус» началось еще в октябре 2012 года. Первой моделью, сошедшей с конвейера завода, стала Mazda CX-5, позже модельный ряд завода пополнился флагманской моделью Mazda6.

По итогам 2015 года на заводе было выпущено 24 185 автомобилей Mazda, а в середине февраля 2016 года с конвейера сошел 90 000-й автомобиль. В 2016 году Mazda и Sollers планируют открыть во Владивостоке производство двигателей.
--
Под катом большой фоторепортаж о том, как собирают эту самую владивостокскую Мазду.

Производство владивостокской Mazda на конвейере совместного русско-японского предприятия ООО «МАЗДА СОЛЛЕРС Мануфэкчуринг Рус» началось еще в 2012 году. Первой моделью, сошедшей с конвейера завода, стала Mazda CX-5, позже модельный ряд завода пополнился флагманской моделью Mazda6. В 2016 году с конвейера завода сошел 100-тысячный автомобиль.

С начала 2017 года предприятие приступило к выпуску автомобилей, оборудованных системой «ЭРА-ГЛОНАСС».
--
Под катом- ставший уже традиционным ежегодный фоторепортаж с производства

--
Спасибо за внимание!
--
-Использование фотоматериала разрешается только при моем личном согласии.
-Если вы используете фотографии в некоммерческих целях не забывайте ставить активную ссылку на мой журнал.
-Все снимки, размещенные в этом журнале, моего авторства, если не написано обратное.
-Текстовое описание объектов использовано из открытых источников