Как определить стертые колодки. Износ тормозных колодок – определяем самостоятельно. Из-за чего изнашиваются колодки

Автомобильные тормоза в процессе работы подвергаются серьезной нагрузке, что естественно, учитывая тяжесть транспортного средства, которое необходимо остановить на любой скорости. Гашение нагрузки приводит к механическому износу деталей тормозной системы, в которой больше других страдают колодки. При нажатии на педаль тормоза они прижимаются к тормозным дискам. Если автомобиль находится в движении, происходит трение, которое невозможно без механического износа.

Согласно рекомендациям, тормозные колодки на автомобилях необходимо менять каждые 10 тысяч километров, чтобы качество торможения автомобиля всегда было максимальным. При этом необходимо отметить, что рекомендации дают средние цифры цикла смены колодок, тогда как у разных водителей изнашиваться механическая деталь тормозов может с разной скоростью. При спокойном стиле вождения колодки могут прослужить до 20 тысяч километров, тогда как при регулярных резких нажатиях на педаль тормоза, они сотрутся до критических значений уже через 4-5 тысяч километров.

Рекомендуем прочитать:

Изношенные тормозные колодки – это опасность для водителя автомобиля, его пассажиров и окружающих людей. Ни в коем случае нельзя отправляться в путь, если неисправны тормоза, и стертые колодки необходимо срочно заменить. Но как определить износ тормозных колодок и необходимость их замены? Это можно сделать прямо из салона автомобиля во время езды или по внешним признакам.

Имеется несколько характерных признаков, которые подскажут водителю, что необходимо задуматься о замене колодок:


Если озвученных признаков недостаточно, чтобы определить износ колодок, можно провести визуальный осмотр.

Водителям рекомендуется через каждые 2-3 тысячи километров проверять состояние тормозных колодок. Для их визуального осмотра необходимо снять колпак колеса и обратить внимание на наличие на колесах или непосредственно тормозных колодках налета. Если имеется серый налет, то из этого можно сделать вывод, что истирается в данный момент накладка колодки. До ее истирания тормозная система будет работать без явных сбоев.

Если в сером налете вы обнаружили частички металла, значит, накладка вышла из строя, и начался процесс истирания металла колодки. В такой ситуации необходимо срочно произвести замену данного компонента тормозной системы.

Плавное торможение автомобиля достигается за счет одновременного срабатывания тормозной системы на всех колесах. Замена колодок предусматривается попарно для передней и задней осей автомобиля. Колодки, расположенные на задней оси машины, менее подвержены износу, чем передние, и их необходимо менять, в среднем, в 3 раза реже.

Рабочее состояние тормозных колодок крайне важно для безопасной езды. Поэтому при покупке подержанного авто, необходимо знать, как проверить исправность данных деталей, а также определить необходимость своевременной замены.

Что влияет на срок службы тормозных колодок

Тормозная колодка имеет две составляющие: корпус; фрикционная накладка. На последнюю приходится основная нагрузка при торможении, поэтому данная часть детали со временем стирается. Согласно правилам контроля технического состояния тормозных колодок, их следует менять через 10 тыс. км. пробега. Но это лишь приблизительный показатель, так как существуют и другие факторы, влияющие на срок службы:

  • качество тормозных колодок. Технология прессования и состав у разных производителей отличаются, что влияет на максимально возможный период эксплуатации;
  • характер вождения автомобиля. Городской режим и постоянное резкое торможение приводят к преждевременному износу колодок;
  • проблемы в работе тормозных цилиндров влекут за собой неравномерное стирание тормозных колодок и неполадки в тормозном диске.

Признаки износа тормозных колодок

Выбирая поддержанный автомобиль, необходимо обратить внимание на признаки износа тормозных колодок, которые можно определить самостоятельно:

  • ручной тормоз фиксируется в дальнем положении. Если рычаг нужно отводить очень далеко, или автомобиль на ручнике съезжает по наклонной поверхности, это говорит об износе задних колодок;
  • слишком длинный тормозной путь;
  • слабое и неэффективное торможение при максимальном нажатии на педаль;
  • слишком резкое торможение и присутствие звука трения метала, также могут свидетельствовать о сильном износе. Это значить, что стерлась фрикционная накладка, и корпус колодки трется о диск;
  • визг автомобиля во время остановки указывает на износ фрикционной накладки. Для этого специально монтируется индикатор. Когда колодка значительно стерлась, индикатор начинает цеплять тормозной диск, вследствие чего и возникает неприятный звук;
  • биение во время резкого торможения. Оно возникает из-за неравномерного стирания тормозных колодок;
  • снижение уровня тормозной жидкости;
  • темный налет на колесе означает, что фрикционная накладка еще есть, а вот металлические вкрапление свидетельствуют о стертой накладке, так как корпус колодки уже царапает диск;
  • если имеется датчик тормозных колодок, то при достижении минимальной толщины накладки на панели управления загорится индикатор.

Тормозные колодки обязательно нужно поменять, когда фрикционная накладка станет меньше 5 мм. Для большей уверенности в удовлетворительном состоянии этих деталей рекомендуется показать автомобиль специалисту на СТО.

Рекомендации по эксплуатации и замене тормозных колодок

Чтобы уберечь тормозные колодки от преждевременного износа и обеспечить их исправность, следует придерживаться таких рекомендаций:

  • спокойный стиль вождения, отсутствие частых резких торможений значительно увеличат срок службы колодок;
  • замену нужно проводить либо на оси, либо на всем автомобиле. Недопустима замена только с одной стороны, так как это приведет к серьезным проблемам с торможением;
  • будьте аккуратны в вождении с новыми колодками. Первые пару десятков километров тормоза будут хуже работать, потому что им необходимо время притереться;
  • проводите осмотр колодок во время замены резины с летней на зимнюю и наоборот;
  • меняя колодки, также нужно оценить состояние и необходимость замены дисков и барабанов;
  • проводите регулярную диагностику состояния автомобиля на СТО.

Тщательная проверка тормозных колодок перед покупкой подержанного авто, а также их своевременная замена убережет вас от опасностей во время вождения. Поэтому не забывайте периодически осматривать состояние автомобиля, что гарантирует вам длительный срок его службы.


Доброго времени суток, уважаемые автовладельцы! Такие маленькие, неприметные детали тормозной системы – тормозные колодки. Мы так редко о них думаем, а тем более проверяем их техническое состояние. Уровень тормозной жидкости проверяем систематически, или уровень масла – ежедневно, а вот о тормозных колодках не думаем.

А ведь в итоге, именно они и тормозной диск являются конечным этапом, от исправности и эффективности которого зависит работа всей тормозной системы. Именно износ тормозных колодок влияет на работоспособность тормозов и нашу с вами безопасность. Пора устранять этот пробел, и узнать, как определить износ тормозных колодок.

Вначале для информации. Тормозная колодка состоит из двух основных частей: корпус и фрикционная накладка. Именно фрикционная накладка, выполняя свою основную задачу – торможение тормозного диска, подвергается естественному износу.

В недалёкие времена, когда толщина тормозных колодок становилась меньше допустимой, фрикционные накладки на колодках меняли. Сегодня стало проще заменить саму тормозную колодку. Тормозные колодки рекомендуется менять сразу все на одной оси.

Естественно-неестественный износ тормозных колодок

Любая, постоянно работающая деталь автомобиля, приходит в негодность. Хорошо, если по естественным причинам, от отработанного ресурса. Особенно вопрос касается тормозных колодок, которые работают в более чем интенсивном режиме.

Для разных моделей тормозной системы, у разных производителей, в зависимости от материала фрикционных накладок, существуют свои расчетные сроки износа тормозных колодок и свои параметры. Минимальная толщина тормозных колодок, как правило, указывается производителем на моделях изделий.

Но, для обычного, штатного режима движения, существуют общепринятые среднестатистические нормы износа или времени замены тормозных колодок. Считается, что замена тормозных колодок должна производится на 10-15 тыс. км. пробега. Это не истина. Кому-то может хватать и на 20000, а кому-то и на пять тыс. км. не хватит, если колодки работают в постоянном режиме экстренного торможения.

Помимо естественного износа, существуют и неисправности, которые ускоряют этот самый износ. Например, наступает неравномерный износ тормозных колодок. Почему и как контролируется толщина тормозных колодок?

Основные причины преждевременного износа тормозных колодок

Их не так уж и много. Исключим из причин естественный износ тормозной колодки, и у нас останутся следующие:

  • качественный состав фрикционных накладок. Это зависит только от производителя, и повлиять на эту причину мы не в состоянии;
  • стиль вождения, и как производная – торможение. Режим постоянного аварийного торможения, которым грешат лихачи от светофора до светофора, приводит к досрочному износу тормозных колодок;
  • неисправность тормозной системы, в частности, рабочих тормозных цилиндров. Приводит к неравномерному износу тормозных колодок, и .

Когда обращать внимание на тормозные колодки

Без применения измерений и различного оборудования, только визуальным осмотром вы в состоянии понять, что ресурс тормозных колодок уже подходит к крайней точке или уже выработан. Каким образом? Достаточно просто.

  • . Снижение уровня в бачке может свидетельствовать о том, что износились тормозные колодки или тормозные диски;
  • при резком (экстремальном) торможении на средней скорости в 60-80 км. вы ощущаете биение. Это происходит вследствие неравномерного износа тормозной колодки или диска;
  • поведение педали тормоза. Слишком резкое торможение или замедленное, т.е. выходящее за рамки штатного (привычного) нажатия, должно вас насторожить;
  • пыль от фрикционных накладок (тормозная пыль) на дисках с явно заметными признаками металлической стружки. А если процесс торможения вдобавок сопровождается и скрежетом, то… уже пора проверять толщину тормозной колодки или вообще, наличие фрикционной накладки (хотя, об отсутствии накладки вы услышите сразу);
  • датчик тормозных колодок, при его наличии. Принцип действия датчика прост. Во фрикционной накладке вмонтирован сердечник из мягкого металла. При износе тормозной колодки до минимума, происходит замыкание цепи, и индикатор в панели управления показывает водителю о необходимости замены колодок.

В случае с датчиком, есть одно существенное «но». Датчик тормозных колодок не всегда может срабатывать. Это связано с тем, что провод находится в постоянном контакте с водой (влагой), и из-за коррозии, может прийти в негодность.

Т.е. можно применить поговорку: « На датчик надейся, но сам не плошай». Даже имея на борту датчик тормозных колодок, визуальное определение износа тормозных колодок вам не помешает, да и времени много не займет. Это же наша безопасность – исправные тормоза, и времени в таком случае не жалко.

Удачи вам, при определении уровня износа тормозных колодок и во время движения.

Замена колодок в машине – регулярная процедура, так как их износ определяет качество торможения. Расскажем как самостоятельно определить критический износ колодок автомобиля и необходимость их замены.

Обычно у грамотных водителей, которые привыкли ездить без резких остановок, колодки прослужат 30-50 тысяч километров или намного больше. Стоит оговориться, что ориентироваться на количество пройденного пути следует не всегда. Стиль езды у каждого водителя свой. У любителей агрессивного движения они потребуют замены в два раза быстрее. Кроме того, многое зависит от качества самих накладок или производителя. Также влияет состояние тормозных дисков машины. Если на них есть коробления, «волны» или трещины - они серьёзно сокращают срок службы накладок тормозов.

Какие бывают признаки износа?

Чтобы начать искать причины неполадок в тормозах машины, для начала нужно проверить необходимое давление в шинах . Если какое-то колесо спущено, то возможно причина именно в нём. Отсюда неадекватные реакции при торможении автомобиля.


При резком торможении ощущается биение.

Под самый конец службы накладки стираются неравномерно. В этот период могут возникать сколы или трещины на фрикционном слое. Износившаяся колодка создает шум и биение при торможении. Для этого, например, при подъезде к красному сигналу светофора необходимо обратить внимание на присутствие биения на педали тормоза. Если отпустили педаль тормоза и биение прекратилось - значит точно виноваты колодки. Если уровень износа максимальный, то должны также услышать противный писк. Этот шум создают противоизносные пластины, которые напоминают водителю о необходимости замены.

Стоит отметить, что такой эффект может возникать и вследствие износа тормозного диска. В этом случае требуется его проточка или замена.

Тормозная система ведет себя неадекватно.

Слишком слабые, или наоборот, чрезмерно резкие тормоза могут свидетельствовать об износе колодок. В первом случае можно заметить, что педаль тормоза при нажатии опускается ниже чем обычно или торможение не такое интенсивное (педаль вялая при нажатии). А если колеса резко блокируются, то возможно, фрикционная накладка износилась совсем и происходит трение металла о металл. Это очень опасно для тормозных дисков, т.к. они при такой работе они изнашиваются мгновенно.

Если педаль тормоза полностью проваливается, то причина в тормозной жидкости . Возможно она полностью отсутствует (вытекла) или её минимальный уровень в бачке главного цилиндра под капотом.

Тормозная пыль на колесных дисках с примесью металлической стружки.

В некоторых случаях при движении износа накладок тормозов не замечается. Стоит заглянуть под колпак колеса. Если налет равномерно темный (угольный) – у колодки еще сохранена накладка. Если в налете видны блестящие металлические вкрапления – накладка стерлась и царапает диск. При такой картине – нужно незамедлительно менять колодки. Данный способ контроля практически неприменим для легкосплавных колесных дисков и вентилируемых тормозов.

Все вышеперечисленные способы проверки являются косвенными. Оптимальным способом оценки необходимости замены колодок является их визуальный осмотр в авто сервисе или самостоятельно. Для этого придётся снимать колёса с машины. В специальное отверстие через суппорт оцените толщину фрикционного слоя. Она должна быть приблизительно более 5-10 мм. Проверить накладки в задних барабанных тормозах без их разборки - невозможно. Во время этой процедуры также осмотрите тормозные диски и барабаны, оценит состояние шлангов тормозной системы.

Видео - когда надо менять колодки?

Выбираются колодки по состоянию автомобиля, необходимости, стилю езды, предпочитаемому бренду и сумме, которую автолюбитель готов на них потратить. Важно помнить, что менять их нужно часто, примерно после 30 – 50 000 км пробега, не дожидаясь полного износа. Если это время упустить, можно получить более серьезные проблемы, которые приведут к существенным затратам или выходу автомобиля из строя.

При невысоком бюджете чаще всего останавливают свой выбор на изделиях от ABE, JP Group, LPR, Delphi. Сторонники спортивного стиля при управлении машиной предпочитают таких производителей, как Ferodo, Brembo. Для спокойных поездок в условии городов лучше всего подходит продукция от Bosch, Remsa, TRW и ATE.

В тормозной системе накладки колодок играют огромную роль. Несвоевременная их замена может привести к полному отказу тормозов при экстренном торможении. В статье обозначены основные признаки износа тормозных накладок.
К металлической основе тормозных колодок плотно прикреплёны накладки - , благодаря которому происходит процесс торможения. От состояния тормозных накладок напрямую зависит безопасное торможение автомобиля. Накладки тормозных колодок используют в своей работе силу трения. При торможении машины эта деталь вступает во взаимодействие с металлическим барабаном и поглощает кинетическую энергию транспортного средства. В результате она преобразуется в тепловую энергию и рассеивается в воздухе.

Основные признаки износа тормозных накладок:

1. Большинство тормозных планок оснащается электронным или механическим индикатором. На панели отражается степень износа накладок и необходимость их замены.

2. Важным показателем изношенности является толщина накладки . При толщине меньше 5мм их однозначно нужно менять. Если этого не сделать, поршень тормозного цилиндра будет постоянно появляться из пыльника. Это приведет образованию ржавчины на зеркале поршня. После замены колодок ржавчина попадет на уплотнительный сальник тормозного поршня. В результате появится течь из цилиндра. Его также придется менять. Кроме того, понадобится выполнить прокачку тормозов.

3. Появление шумов, стуков, вибрации при торможении также свидетельствует об износе накладок.

4. Для задних колодок актуальным показателем износа накладки является увеличенный ход рычага ручного тормоза . Это требует обязательной проверки колодок.

5. Скрежет при остановке автомобиля означает, что фрикционный материал колодок стерся до самого металла.

6. Снижение уровня тормозной жидкости .

7. Биение в районе колес говорит о неравномерном износе. Это может привести к необходимости замены барабана колеса или дисков.

8. Необычное поведение педали тормоза .

9. Появление тормозной пыли на дисках .

10. Увеличение тормозного пути и времени на остановку автомобиля. Данный показатель свидетельствует о полном или неравномерном износе накладок.

Срок службы накладок тормозных колодок

→ Износ накладки тормозной колодки можно определить также при осмотре состояния тормозов через специальное окошко в барабане. Именно регулярный осмотр тормозных накладок позволяет понять необходимость их замены. Правильно определить состояние фрикционного слоя можно также с помощью штангенциркуля.

→ Производители обычно указывают количество километров пробега для определения износа накладок в колодках. Также они всегда предоставляют данные о минимально допустимой толщине, которая указывается на упаковке.
По нормам износа накладки тормозных колодок или сами колодки нужно менять примерно через каждые 15 тысяч км. пробега. Однако этот показатель является условным. Многое зависит от манеры вождения автомобилем. Так, заметно сокращает срок службы накладок постоянное использование режима экстренного торможения. Вследствие неисправности тормозной системы наладки колодок могут выйти из строя раньше времени.
Время износа во многом зависит от массы транспортного средства. На машине массой более 1800 кг замену накладок нужно будет производить раньше по сравнению с небольшим легковым автомобилем.

→ Срок службы тормозных накладок во многом зависит от материала, из которого они изготовлены. Некачественный состав может привести к раннему износу деталей.

Замена тормозных накладок

При износе тормозной накладки можно поменять колодки, а можно заменить сами накладки. Как правило, замена тормозных накладок возможна в барабанных тормозных механизмах. Что касается дисковых тормозных механизмов, то в них накладки к колодкам приклеиваются заводским способом и замене отдельно от колодок не подлежат.

Для замены тормозных накладок можно приобрести специальный ремонтный комплект , в который входят рассверленные и расточенные детали. При этом не нужно иметь особых навыков или специальное оборудование для выполнения данной работы. Водителю понадобится только молоток и зубило. С помощью данного набора можно в любых условиях выполнить монтаж новых тормозных накладок. При этом расточка колодки под определенный размер барабана или их сверление больше не нужны. Это позволяет сэкономить время и средства.