Как правильно ехать в траверсе на снегоходе. Особенности национальной езды на снегоходах в зимний период. Возможные проблемы при езде на снегоходе

Езда на снегоходе – это безграничное удовольствие, но чтобы Ваш отдых не оказался испорченным не стоит забывать о мерах безопасности. Всегда стоит помнить, что - это не только транспортное средство, но и источник повышенной опасности как для самого райдера, так и для окружающих .

Одежда

Шлем. Отказываться от его ношения крайне не разумно, чем бы Вы это не аргументировали. Защитный шлем эффективно обезопасит голову от травмы. Кроме этого он спасет Вас от сильных ветров. В нем Вы также убережете свои глаза от веток.
Всегда катайтесь в шлеме!
Убедитесь, что Ваш шлем подходит Вам по размеру, а стекло находится в хорошем состоянии и не повреждено. Проверьте ремешок, он должен быть достаточно свободным и не доставлять дискомфорта.
Куртка, перчатки, обувь - все должно быть из линии профессиональной экипировки. Это позволит получить максимально хорошие впечатления от поездки и позволит избежать переохлаждения.

Алкоголь

Считается, что спиртные напитки являются хорошим средством для обогрева организма. Недаром спиртное так и прозвали "горячительным". Но это относится только к первым минутам его употребления. А вот другие его действия могут застать Вас как раз в самом пути. Понижая мышечный тонус, алкоголь в то же время нарушает координацию движений, замедляет реакцию и при всем при этом придает излишнюю самоуверенность. Есть опасность сделать неправильный выбор в критический момент, поддаться чувству усталости или сонливости во время движения. Прием даже малых доз алкоголя нередко ведет к тяжелым последствиям.
Садится за руль только в трезвом состоянии! Снегоход и алкоголь - несовместимые вещи!
То же самое относится и к похмельному синдрому. Алкоголь оказывает "шоковое" воздействие на нервную систему, и организму нужно время, чтобы оправиться от интоксикации. Поэтому садиться за руль не только автомобиля, но и снегохода нужно только по прошествии всех после алкогольных симптомов.

Осторожно! Лед!

Если Вы все-таки решились на езду по льду, по замерзшим водоемам, то стоит это делать не раньше начала второй половины зимы. В это время он уже достаточно крепок. Но при всем этом нужно взять для себя за правило, что расстояние между движущимися снегоходами должно быть максимальным. Так как если лед даст трещину, едущий первым водитель сможет проскочить опасный участок, а вот для следующего за ним товарища все может закончиться плачевно, так как совсем не останется времени на маневры.
На скользких покрытиях необходимо быть крайне внимательным, не допускать заносов, соблюдать дистанцию!

Внимание! Пути!

Пересечение железнодорожных путей КРАЙНЕ НЕ РЕКОМЕНДУЕТСЯ . Но если все-таки возникла такая необходимость, то здесь стоит придерживаться следующего правила. Пересекать железнодорожные пути можно строго под углом в 90 градусов по отношению к ним. Движение по диагонали неминуемо приведет к тому, что снегоход застрянет на рельсах, встав параллельно путям. И хорошо, если у Вас будет время на его извлечение.

Провода!



В отдаленной местности очень часто встречаются между двумя столбами обвисшие провода. Их нелегко заметить, если Вы движетесь на большой скорости. Будьте очень внимательны! Особенно если ездите там, где до Вас никто не проезжал. Кроме электрических проводов опасны ограждения из колючей проволоки, которые могут быть скрыты под снежным покровом.
Не доверяйте кажущейся высоте препятствия - оно может находиться значительно ниже, чем Вы предполагали!
Опасны старые телеграфные линии, линии электропередач. Подъезжая к ним, всегда проявляйте повышенную бдительность. При возникновении препятствия или его признаков - будьте готовы остановиться, снизьте скорость до минимальной.

Опрокидывание

Если Вы движетесь на максимальной скорости, то достаточно небольшого препятствия, чтобы снегоход опрокинулся, и выбросил водителя в том направлении, куда он сам начинает переворачиваться. Внушительная масса снегохода достаточна для причинения человеку самых тяжелых травм.
Опрокидывание может произойти и на склоне. Снегоход наклоняется в сторону склона при движении поперек него. Во время переворачивания есть опасность, что снегоход увлечет водителя под себя.
Чтобы дать снегоходу возможность сохранить равновесие, при движении поперек склона переносите вес на расположенную сверху подножку.
Если снегоход начал переворачиваться - немедленно спрыгивайте в сторону вершины склона!
При заездах в крутые подъемы трезво оценивайте возможности снегохода. Просчитать варианты если заезд не удастся. Располагайтесь стоя - это позволит лучше управлять снегоходом. Высадите попутчика. Но если вы потеряли контроль над массой снегохода - запомните, восстановить его не удастся! Немедленно спрыгивайте в другую сторону!!!
  • Прежде всего, внимательно изучите руководство по эксплуатации своего снегохода. Вы должны досконально понимать, на чем ездите, как этим агрегатом управлять, а так же было бы не плохо понимать, как устранить мелкие неисправности.
  • Перед каждым выездом проводите осмотр снегохода: тормоза, топливо и т.д.
  • Старайтесь не ездить в темное время суток.
  • Избегайте дальних поездок в одиночку.
  • Не гоните, не зная местности, да и вообще, не гоните, если не уверены в себе и в своем снегоходе.
  • Позаботьтесь о маршрутной карте, копию которой следует оставить у родственников или друзей.
  • Возьмите с собой средства связи с заряженными батареями, положите в непромокаемое место, GPS навигатор и компас тоже не повредят.
  • Имейте с собой аварийный комплект: аптечку, спички, саперскую лопатку, топор. ГЛАВНОЕ: в случае непредвиденных неблагоприятных обстоятельств НЕ ПАНИКУЙТЕ (паника погубит Вас быстрее, чем мороз или травма).
  • Не охотьтесь во время движения снегохода (отдача от выстрела «выкинет Вас из седла»).
  • Повторите

Катание на снегоходе - отличная зимняя забава, однако относиться к этому развлечению следует очень и очень серьёзно.

Неосторожное пользование техникой может привести к самому худшему.

Как кататься без риска для здоровья?

Правило первое , особенно строгое: избегайте соблазна сесть на снегоход после употребления горячительных напитков.

Алкоголь - самая досадная причина трагических случаев на транспорте. Бойтесь расстаться с жизнью или отнять жизнь у кого-то другого.

Подчеркнём, что спиртное опасно не только потому, что оно туманит голову. Увы, горячительные напитки греют только в первые минуты, а потом, напротив, способствуют переохлаждению организма. Сильный ветер, который сначала покажется вам несущественным, может мигом продуть вас до воспаления лёгких.

Правило второе : катайтесь по специальным снегоходным маршрутах. Обычно любители снегоходов ездят по замёрзшим рекам. Кстати, о реках: не доверяйтесь интуиции, оценивая крепость льда. Десять раз подумайте, прежде чем открыть на нём сезон.

Не следует ездить по участкам, на которых снег слишком сильно укатан (например, мимо детских горок) или испещрён проталинами.

Правило третье : будьте внимательны. Не стоит снимать ноги с подножек, размахивать руками, выполнять экстравагантные прыжки. Опасно обгонять другие снегоходы, идущие впереди.

Чтобы ехать без рывков, не допускайте резкого изменения оборотов двигателя. Не гоняйте. Скорость в 70 км/ч - вполне разумный предел, особенно в неидеальных условиях езды.

И ещё один очень важный, хоть и довольно очевидный, совет: всегда надевайте защитный шлем и очки.

Возможные проблемы при езде на снегоходе

Будьте готовы к неприятным сюрпризам, особенно если пользуетесь снегоходом впервые.

У этой машины есть несколько специфических особенностей, о которых желательно знать заранее. Она:

  • почти не имеет наката и быстро останавливается просто при сбрасывании газа, без использования тормоза;
  • чувствительна к смещению центра тяжести (на поворотах желательно немного наклоняться вперёд, чтобы лыжи плоотнее соприкасались со снегом);
  • требует уменьшения оборотов двигателя при пробуксовке.

Если вы замечаете, что под снегом, по которому вы проезжаете, вода, постарайтесь проскочить опасное место, увеличив скорость.

При застревании в сугробе не ленитесь вручную разрыть снег под лыжами так, чтобы они вновь приняли горизонтальное положение.

Провалившись в воду, не паникуйте. Старайтесь держать голову над водой. Ухватитесь за тот участок льда, со стороны которого вы ехали - он уже выдержал ваш вес и вес снегохода. Если течение воды сильное, подогните ноги. Закрепившись, зовите во весь голос на помощь.

Известно что, управление, сидя самое оптимальное положение для водителя. Для этого вы выбираете середину сидения, ноги стоят в стременах, с помощью бедренных мышц и ножных голеностопов происходит амортизация от дорожных ям и впадин, передающаяся телу.

Управление снегоходом полусидя

Если вам предстоит поездка по ухабистой дороге, то это самое правильное решение. Стоя на полусогнутых конечностях, водитель приподнимается, опершись ногами в стремена, выбрав центр тяжести посередине. Для этого положения очень опасно резкое торможение агрегата.

Учимся управлять снегоходом стоя, опираясь на одно колено

Водитель одной ногой стоит в стремени, а согнутому колену другой, опорой является сидение, при этом нужно опасаться резкого торможения.

Встав на подножки, чуть согните конечности для уменьшения силы ударов, это поможет в нужный момент сместить центр тяжести для выполнения маневра.

Управление снегоходов по неподготовленным трассам. Снежный пласт различной толщины при движении с большой скоростью является серьёзной предпосылкой к аварии. Вы даже не разглядите пни и камни на вашем пути, которые припорошены снегом. Нередко появляются проплешины, поросшие неприкрытой высохшей травой, а она опасна для отсека двигателя.

Секреты управления снегоходом по глубокому снегу

Когда машина начинает зарываться в рассыпчатом снеге, так как на рыхлой поверхности хорошо себя ведут только , измените курс вашего движения на кривую с большим радиусом, ищите место с уплотнённым снегом. Не буксуйте на месте, это не поможет, а вы ещё глубже закопаетесь в снег. Вытащите машину на нетронутый пласт снежного покрова, предварительно заглушив мотор. Ногами протопчите дорожку перед машиной, примерно около двух метров. Сначала заведите мотор, встаньте в стремена и постарайтесь расшатать машину с одного бока на другой, вместе с тем добавляя плавно обороты. По подножкам перемещайтесь взад или вперёд, в зависимости от глубины погружения переда или зада снегохода.

Ни при каких обстоятельствах не подкладывайте что-либо под гусеницу снегохода и старайтесь уберечь ноги от попадания во вращающиеся части двигателя.

Движение на снегоходе по льду

Избегайте трасс, которые проходят по замёрзшим рекам и озёрам, если есть возможность, методом опроса местных жителей узнайте толщину льда и возможные съезды и выезды на берег.

Не рискуйте переправляться по тонкому льду, когда имеется реальная опасность провалиться под лёд. На ледяном покрове у снегохода сцепление движителя со льдом весьма незначительно, а управляемость так плоха, что в любой момент может возникнуть неуправляемый занос.

Выбираясь на ледяной наст рек и озёр, всегда снижайте скорость, рассчитывайте оставшееся расстояние до нужной точки остановки правильно. Будьте особенно бдительны при езде в сумерки и ночью.

Движение на снегоходах по размокшему снегу

Места, где есть намокший снег обычно определяются по тёмной колее от лыж или саней, это особенно опасно, когда там начинает выступать вода, в таком случае нужно быстро покинуть лёд и выехать из реки или озера. Помните, что выехать своим ходом из раскисшего снега весьма сложно, а порой это, вообще, не представляется возможным.

Особенности в управлении снегоходом в солнечный день

При солнечном свете в заснеженной местности вероятность усталости глаз сильно возрастает. Снежный наст, сверкая при свете солнца, сильно ослепляет глаза, что ничего не стоит просмотреть густой кустарник или овраг. Чтобы такого не случилось, не рискуйте, не забывайте пользоваться противосолнечными очками со специальными фильтрами.

Дальние поездки лучше совершать в компании друга или приятеля, но только не одному. У вас может кончиться горючее или вы наткнётесь неожиданно на бурелом и серьёзно повредите снегоход. Знайте, что за 30 минут снегоход проехал расстояние, которое вы пешком не пройдёте за весь день. Не забывайте, что на дворе зима, не рискуйте своим здоровьем, отправляясь в дальний путь в одиночку.

Чтобы ощущения от сафари на снегоходах носили только положительный характер, примите к сведению следующие , касательно безопасности управления снегоходом.

При управлении снегоходом КАТЕГОРИЧЕСКИ ЗАПРЕЩЕНО:

Вождение снегохода в состоянии алкогольного опьянения;

Спускать ноги с подножек;

Движение стоя или сидя на коленях;

Езда по поверхности без снега (очень плотный снег, голый лед);

Обгон впереди идущего снегохода.

Выполнение данных правил сделает Вашу поездку

Прежде чем тронуться с места при управлении снегоходом. убедитесь, что путь в направлении движения свободен и плавно нажимайте на рычаг газа до момента начала движения снегохода. Для избежания рывков при ускорении или сбрасывании газа не допускайте резкого изменения оборотов двигателя.

Для торможения снегохода следует отпустить рычаг газа, затем плавно нажать на рычаг тормоза. Пользоваться тормозом следует, в основном, при необходимости экстренной остановки и на крутых спусках. В остальных случаях при управлении снегоходом достаточно своевременно сбросить газ, так как снегоход почти не имеет наката и быстро теряет скорость.

Останавливать снегоход лучше на плотном снегу. Если снег рыхлый, необходимо развернуться и встать на свой след.

На поворотах и разворотах управляя снегоходом необходимо снижать скорость в зависимости от радиуса поворота. При повороте на плотном снегу (наст, укатанный снег), перенесите центр тяжести тела вперед, что обеспечит лучшее сцепление лыжи со снегом, снизьте скорость до минимума; на рыхлом снегу - наклоните корпус в сторону поворота.

При пробуксовке гусениц уменьшите обороты двигателя до восстановления сцепления гусениц со снегом. Повышение оборотов в этом случае вызывает дополнительную пробуксовку и «зарывание» снегохода.

Если снегоход застрял в снегу. следует освободить от снега пространство под носком лыжи и установить ее горизонтально. Затем плавно начать движение снегохода.

Помните! Чем выше скорость, тем меньше у Вас времени для принятия решения в сложной ситуации.

Во время езды на снегоходе с пассажиром у Вас уменьшается возможность маневрировать, потому что у снегохода увеличивается вес и изменяется центр тяжести. Уменьшите скорость и оставляйте больше места для маневров.

Если вы попали в водяную яму (вода под снегом), добавьте газ и не останавливайтесь. Остановка возможна не ранее чем через 500 метров.

Пересечение автомобильных дорог происходит согласно Правилам Дорожного Движения.

Движение в колонне (2-3 и более машин):

Необходимо соблюдать дистанцию не менее 50 метров.

Обязательно выполнение следующих условных знаков инструктора.

Левая рука вверх - остановка;

Левая рука влево - поворот налево;

Левая рука вверх, согнута в локте - поворот направо.

Отправляясь в поездку на снегоходе, следует одеваться в теплую, удобную, не стесняющую движения одежду. Ведь с учетом приличной скорости снегохода и скорости ветра температура окружающего воздуха будет ощущаться значительно более низкой, чем на самом деле.

Права на квадроцикл и на снегоход - как получить

Для начала разберемся с тем, какие же права нужны на квадроцикл и снегоход:

4. Удостоверение тракториста-машиниста (тракториста) подтверждает наличие права на управление самоходными машинами следующих категорий:

I - внедорожные мототранспортные средства;

Все внедорожные мототранспортные средства относятся к категории А I, т.е. для управления квадроциклом или снегоходом на законных основаниях Вам потребуется удостоверение тракториста-машиниста категории A I (А один).

Как получить права на снегоход или квадроцикл?

Рассмотрим подробнее, как получить права на снегоход или квадроцикл:

11. К сдаче экзаменов на право управления самоходными машинами допускаются лица:

а) достигшие возраста:

16 лет - для самоходных машин категории «А I»;

2. Для получения прав тракториста-машиниста необходимо пройти медицинскую комиссию и получить специальную медицинскую справку, в которой должно быть указано, что Вы годны к управлению самоходными машинами (а не обычными автомобилями) соответствующей категории.

3. Для подготовки на категорию A I не обязательно проходить обучение в автошколе. Подготовиться к экзамену можно и самостоятельно:

в) прошедшие профессиональную подготовку или получившие профессиональное образование по профессиям (специальностям), связанным с управлением самоходными машинами установленных категорий. Допускается самостоятельная подготовка для получения права на управление самоходными машинами категорий «А I» и «В»;

Экзамен в гостехнадзоре

Рассмотрим особенности прохождения квалификационного экзамена в гостехнадзоре. По многим параметрам экзамен этот похож на квалификационный экзамен в ГИБДД, однако есть и некоторые отличия.

1. Экзамен состоит из двух частей: теоретической и практической.

2. Теоретическая часть принимается по билетам, утвержденным министерством сельского хозяйства РФ. Естественно, при самостоятельной подготовке к получению прав водителя квадроцикла или снегохода следует найти эти билеты и подробно их прорешать несколько раз.

3. Если Вы не сдадите теоретическую часть сразу, повторный экзамен будет назначен не ранее чем через неделю. То же самое нужно сказать и о практической части.

Обратите внимание! Если кандидат 3 раза подряд не сдает практический экзамен, он должен в обязательном порядке пройти дополнительное обучение. Причем на следующую пересдачу необходимо предоставить документ об этом.

Т.е. если плохо подготовиться самостоятельно, придется переучиваться уже на коммерческой основе.

Результаты теоретического экзамена действительны в течение 3х месяцев, после чего теорию также нужно пересдавать повторно.

4. Практический экзамен в свою очередь также состоит из двух частей: «автодрома» и «города».

4.1. Автодром включает следующие упражнения:

начало движения с места на подъеме (эстакада); разворот при ограниченной ширине территории при одноразовом включении передачи (разворот в ограниченном пространстве); постановка самоходной машины в бокс задним ходом (въезд в бокс задним ходом); агрегатирование самоходной машины с прицепом (прицепной машиной); торможение и остановка на различных скоростях, включая экстренную остановку;

4.2. Что касается второго этапа, то на нем проверяются:

б) на втором этапе - соблюдение правил безопасной эксплуатации, Правил дорожного движения Российской Федерации, умение выполнять на самоходной машине маневры в реальных условиях (для колесных самоходных машин - в том числе в условиях реального дорожного движения), а также оценивать эксплуатационную ситуацию и правильно на нее реагировать.

Думаю, на практике получить права на квадроцикл или снегоход не составит особого труда, т.к. эти транспортные средства пока что не столь популярны, как автомобили, и огромных очередей в гостехнадзоре ожидать не следует.

Как Вы уже поняли, к экзамену не сложно подготовиться и самостоятельно (особенно при наличии собственного квадроцикла). Однако если это вызывает трудности, можно пойти и в автошколу. В настоящее время многие организации предлагают пройти однодневный курс обучения, после чего получить права категории A I.

Ну и последнее. Если Вы получите права на квадроцикл, то их же можно будет использовать и для управления снегоходом. Ну и наоборот.

Казалось бы, все очень и очень просто: приехал в магазин, выбрал снегоход, дождался ближайших выходных, сел и поехал. Техника новая, надежная, безопасная, качество у нее отменное и технические характеристики тоже на высоте. Что же еще нужно?

Чтобы оправдать Ваши ожидания, машине требуется пройти процедуру ввода в эксплуатацию, только тогда она сможет продемонстрировать Вам пик своих возможностей и доставить Вам немало приятных впечатлений. У разных производителей снегоходов разработаны свои рекомендации, касающиеся выпускаемого ими модельного ряда.

Разработчики компании Polaris советуют перед первой поездкой на аппаратах такого класса, как 800 ASSAULT RMK 146, залить полный бак масла и топлива в пропорции 1:40. Оптимальным вариантом для этого случая они считают заливку полусинтетического масла Polaris Premium, поскольку именно он способствует ускорению процедуры первоначальной обкатки.

Во время первых выездов необходимо периодически проводить тщательный осмотр масляных шлангов и замерять уровень масла. Несложный процесс контроля поможет Вам удостовериться в том, что в моторном масле не образуются пузырьки воздуха, и оно течет абсолютно свободно.

Вводя новый снегоход в эксплуатацию, не следует удерживать его на высоких оборотах постоянно, а лучше всего изменять давление на рычаг управления дросселем. При варьировании скорости движения притирка деталей происходит гораздо быстрее и на деталях, установленных с плотной посадкой, уменьшается трение. После полного израсходования первого бака моторного масла, можно будет сменить его марку и залить в следующий раз, например Polaris VES Gold Plus.

Первые часы после запуска двигателя Вашего снегохода, он будет работать в специальном режиме, предусмотренном конструкторами в блоке управления для наиболее эффективного введения машины в эксплуатационный период. Помните, что не стоит долго держать Вашего «коня» на стенде на холостых оборотах. Выпускайте его как можно быстрее в реальные условия, на снежные трассы и бездорожье, туда, где Вы предполагаете использовать снегоход в дальнейшем.

Технические специалисты компании Yamaha напоминают Вам о необходимости первой замены моторного масла в новых снегоходах своего модельного ряда сразу после отметки в 500 миль первоначального пробега. Новые их яркие представители снегоходостроения такие, как Apex X-TX, оснащены опцией специального напоминания о том, что настал момент смены масла и затем на приборной доске Вы сможете видеть пройденный путь с момента появления этого напоминания.

Новаторская система выпуска EXUP нового 4-тактного двигателя на выходе дает в любых режимах стабильную полку крутящегося момента и точность реакции на газ. Инженеры Yamaha рекомендуют бережно обращаться с курком во избежание острых реакций двигателя и повышения плавности хода. Для полного укрощения и раскрытия всех «талантов» Вашего мощного «зверя» по кличке Apex, Вам придется заправиться несколько раз.

Консультация BRP

Купив снегоход марки BRP Ski-Doo с новой модификацией двигателя 800R E-TEC, например одну из моделей MXZ Renegade Backcountry X, MXZ X-RS или Summit X 163, необходимо учесть, что оптимальное рабочее состояние машины будет достигнуто после расходования первых 120 литров моторного топлива. В блоке управления отмечается каждый миллилитр проходящего через инжекторы топлива. Первые 80 литров уйдут на запуск нормального режима системы зажигания, а следующие 40 - потребуются для нормализации процесса подачи масла.

Начинающий водитель должен освоить приемы безопасного управления снегоходом, тренируясь на ровной снежной трассе и двигаясь на небольшой скорости.

Перед тем, как тронуться с места, Вы должны знать, как остановить снегоход. Для снижения скорости и полной остановки снегохода отпустите рычаг газа и плавно нажмите на рычаг тормоза, который расположен на руле слева. Затем поверните ключ зажигания в положение "1" (зажигание выключено). В аварийной ситуации Вы можете быстро остановить снегоход, нажав на кнопку выключателя экстренного останова двигателя, который расположен на руле справа около рычага газа, и одновременно нажать на рычаг тормоза. Помните, что снегоход обладает инерцией и не может остановиться мгновенно. Тормозная эффективность снегохода зависит в большой степени от глубины и плотности снега и состояния ледяного покрова. При интенсивном торможении снегохода, которое сопровождается блокировкой гусеничной ленты тормозом, возможна потеря курсовой устойчивости и боковое скольжение снегохода.

Посадка водителя, а также продольное и поперечное распределение веса тела водителя сильно влияют на ходовые качества снегохода. Водителю и пассажиру запрещается во время движения снегохода снимать ноги с подножек и тормозить или опираться ногами на снег.

Как правило, лучшей посадкой для водителя с точки зрения удобства управления снегоходом и равновесия является посадка сидя. Тем не менее, в некоторых особых условиях движения используются и другие посадки: езда полусидя, с опорой на одно колено или стоя.

Не совершайте прыжки на снегоходе с естественных трамплинов. Оставьте эти трюки профессиональным каскадерам. Будьте всегда осмотрительны и ответственны.

Превышение безопасной скорости может представлять смертельную опасность. При движении на высокой скорости у Вас не остается достаточно времени, чтобы адекватно среагировать на изменившуюся

ситуацию. Всегда выбирайте такую скорость, которая в конфетных условиях движения (состояние трассы, погодные условия) обеспечивает безопасность.

Управление снегоходом сидя

Для езды по знакомой ровной снежной трассе оптимальной для водителя является посадка сидя. При этой посадке водитель занимает среднее положение на сиденьи, а ступни ног расположены на подножках. Мышцы бедер и голеней ног помогают смягчать удары от неровностей трассы, которые передаются туловищу.

Управление снегоходом полусидя

При езде по неровным трассам удобно использовать посадку полусидя. При этой посадке туловище водителя приподнято на полусогнутых ногах. Ступни ног перенесены назад и опираются на подножки примерно под центром тяжести тела. Используя эту посадку, следует остерегаться резких торможений снегохода.

Управление снегоходом стоя с опорой на одно колено

Одна нога опирается стопой на подножку снегохода, а другая согнута в колене и опирается на сиденье. Используя эту посадку, следует остерегаться резких торможений снегохода.

Управление снегоходом стоя

Поставьте ступни обеих ног на подножки. Ноги в коленных суставах должны быть согнуты, чтобы лучше амортизировать толчки и удары, передаваемые на туловище. Езда стоя улучшает обзор спереди снегохода и позволяет водителю быстро смещать центр тяжести тела в любую сторону в соответствии с условиями движения и предпринимаемым маневром снегохода. Используя эту посадку, следует остерегаться резких торможений снегохода.

Разновидности трасс и условий движения

Движение по подготовленным трассам

При езде по подготовленным трассам оптимальной для водителя и пассажира является посадка сидя. Не превышайте установленную допустимую скорость движения. Держитесь правой стороны, не виляйте по трассе, смещаясь от одного края к другому и обратно.

Движение по неподготовленным трассам

Неподготовленная трасса может пролегать по неровному снежному покрову. Движение по неподготовленным трассам на высокой скорости опасно. Снизьте скорость движения. Остерегайтесь камней и пней, частично покрытых свежевыпавшим снегом. Несмотря на наличие снежного покрова, глубина которого может достигать нескольких десятков сантиметров, на трассе иногда встречаются места с непокрытой сухой травой. Очищайте гусеничный движитель и полости моторного отсека от набившейся травы и мусора.

Движение по глубокому снегу

При движении по глубокому рассыпчатому снегу снегоход может начать увязать. В этом случае следует изменить направление движения и, двигаясь по кривой большого радиуса, постараться найти участок с более прочным снежным покровом. Если Ваш снегоход все же застрял, избегайте интенсивного буксования гусеничного движителя, так как это приводит к дальнейшему погружению машины в снег. Заглушите двигатель и вытяните снегоход на нетронутый участок снежного покрова. Затем протопчите колею перед снегоходом, уплотнив снег ногами. Обычно бывает достаточно подготовить колею длиной полтора-два метра. Снова пустите двигатель. Примите положение "стоя" и осторожно раскачивайте снегоход из стороны в сторону, одновременно плавно и медленно нажимая на рычаг газа. В зависимости от того, какая часть снегохода оказалась сильнее погружена в снег (передняя или задняя), переместите ступни ног на противоположный конец подножки (соответственно назад или вперед). Не подкладывайте никакие подручные предметы под гусеничную ленту. Следите за тем, чтобы никто не находился спереди и сзади снегохода, когда двигатель работает. Во избежание травмирования держите ноги подальше от гусеничной ленты и вращающихся деталей гусеничного движителя.

Движение по ледяному покрову

Движение на снегоходе по льду замерзших озер и рек может представлять опасность для жизни. Остерегайтесь таких трасс. Находясь на незнакомой местности, перед тем как пересекать по льду реку или озеро, наведите справки у местных жителей относительно состояния ледяного покрова, убедитесь в наличии удобных съездов и выездов на берег. Никогда не пытайтесь переправиться через водную преграду по тонкому льду, который может не выдержать вес груженого снегохода. Переправа по льду может быть очень опасной, если вы не соблюдаете определенные меры предосторожности. Снегоход обладает на льду плохой управляемостью. Необходимая для разгона, поворота или торможения снегохода сила сцепления гусеничной ленты со льдом значительно ниже, чем со снежным покровом. На льду снегоход обладает минимальной управляемостью, поэтому всегда существует реальная опасность неуправляемого заноса и разворота снегохода. Двигаясь по льду, снизьте скорость и будьте внимательны. Не рискуйте и всегда оставляйте себе достаточно свободного места для безопасной остановки снегохода или совершения поворота. Особенно важно соблюдать эти меры предосторожности при движении на снегоходе в темное время суток.

Движение по плотному снегу

Ни в коем случае нельзя недооценивать опасность движения на снегоходе по уплотненному снежному покрову. В этих условиях сцепление гусеничной ленты и лыж с опорной поверхностью может оказаться недостаточным. Рекомендуется снизить скорость движения и избегать интенсивных разгонов, резких поворотов и экстренного торможения.

Преодоление подъемов

Для преодоления подъемов сначала потренируйтесь на пологих склонах, потом переходите на более крутые.

При преодолении холма, где выбор маршрута ограничен, Вам следует выбрать для подъема наиболее доступный склон. Такой холм приходится преодолевать в конкретном месте. Примите положение "стоя" и предварительно разгоните снегоход на горизонтальном участке пути. При въезде на подъем уменьшите подачу топлива в двигатель, чтобы предотвратить буксование гусеничного движителя. Не выезжайте на вершину холма на большой скорости. Будьте готовы к тому, что там могут оказаться какие-либо препятствия, другие транспортные средства или люди.

Рациональная тактика преодоления открытого холма состоит в том, что снегоход въезжает на склон под углом и движется по зигзагообразной траектории. На каждом прямолинейном участке траектории (траверзе) машина движется вдоль склона и одновременно поднимается в гору. В конце прямолинейного участка снегоход разворачивается и движется в обратном направлении вдоль уклона, снова постепенно набирая высоту. Для преодоления склона холма примите положение "стоя с опорой на колено". Ваша нога, опирающаяся на бортовую площадку снегохода, должна всегда находиться со стороны вершины холма (со стороны верхнего борта машины). При разворотах снегохода в конце участков зигзагообразной траектории соответствующим образом изменяйте свою посадку на снегоходе. Преодолевая подъем, поддерживайте постоянную безопасную скорость.

При преодолении склонов любого типа, если движение вверх становится невозможным, не разворачивайте снегоход на ходу. Выключите двигатель и включите стояночный тормоз. Освободите лыжи, разверните снегоход носом в сторону подножия холма. Запустите двигатель и, плавно нажимая на рычаг газа, спуститесь к подножию холма.

Преодоление спусков

Безопасное движение под гору требует, чтобы Вы постоянно сохраняли возможность полностью контролировать движение снегохода. При спуске с крутых склонов займите такое положение, чтобы центр тяжести Вашего тела находился как можно ниже. Держитесь обеими руками за руль снегохода. Слегка нажимая на рычаг газа, поддерживайте устойчивую работу двигателя в процессе спуска с горы. Если снегоход стал разгоняться и скорость увеличилась до опасного значения, осторожно притормозите машину. Тормозить следует легкими частыми нажатиями на тормозной рычаг. Никогда не допускайте блокировки гусеничной ленты тормозом.

Движение вдоль склона

При движении снегохода вдоль склона, а также при подъеме или спуске с холма по зигзагообразной траектории следует придерживаться следующих правил. Водитель и пассажир должны перераспределить вес тела на борт снегохода, который находится со стороны вершины холма. Это позволит более надежно удерживать снегоход в равновесии при поперечном крене. Предпочтительная посадка - "стоя с опорой на колено". Нога, которая опирается на ступню, должна располагаться со стороны вершины холма, а нога, опирающаяся коленом на сиденье, - со стороны подошвы холма. Можно использовать также посадку "полусидя". Будьте наготове, чтобы быстро перенести вес тела в ту или иную сторону. Если Вы почувствовали, что снегоход начал скользить боком вниз, слегка направьте руль в сторону скольжения. Восстановив равновесие, вернитесь на прежний курс. Новичкам и малоопытным водителям снегоходов не рекомендуется двигаться вдоль склонов и преодолевать крутые склоны.

Движение по размокшему снегу

Перед переправой по льду через водную преграду разведайте наличие участков с размокшим снегом. Если колеи, которые оставляют лыжи, темнеют и на дне колей выступает вода, немедленно сверните со льда на берег. Всегда старайтесь избегать движения по размокшему снегу. Куски льда и брызги воды могут отбрасываться назад и попадать на снегоходы, движущиеся вслед за Вами. Вывести снегоход из размокшего снега бывает достаточно сложно, а в некоторых случаях невозможно.

Движение в тумане или во время снегопада

Иногда Вы можете попасть в туман или в плотный снегопад, когда видимость сильно ухудшается. Всегда лучше воздержаться от поездки на снегоходе в условиях плохой видимости. Если Вы вынуждены двигаться в тумане или во время сильного снегопада, снизьте скорость до безопасного значения. Внимательно следите за трассой, чтобы вовремя заметить неожиданное препятствие. Поддерживайте безопасную дистанцию до впереди идущего снегохода. Это позволит несколько улучшить условия наблюдения и иметь запас по времени для принятия решения и реализации управления.

Движение по незнакомой местности

Если Вы попали в незнакомую местность, двигайтесь с особым вниманием и осторожностью. Снизьте скорость так, чтобы иметь возможность надежно и своевременно распознать неожиданное препятствие на вашем пути, которое может представлять потенциальную опасность: забор или столбы изгороди, ручей, пересекающий трассу, крупные камни, неожиданная ложбина, проволочные растяжки и множество прочих препятствий. Любое из названных препятствий может прервать Вашу поездку и стать причиной серьезного травмирования. Даже двигаясь по наезженной трассе, будьте предельно осторожны и внимательны. Скорость движения должна быть такой, чтобы Вы успевали оценивать обстановку за ближайшим поворотом трассы или за переломом продольного профиля трассы.

Слепящее действие солнца

В солнечный день могут возникнуть различные проблемы, связанные с "ослеплением" и усталостью глаз. Сверкающий на солнце снег иногда настолько затрудняет наблюдение за трассой, что Вы можете не заметить лощину, ров или другое опасное препятствие. При ярком солнце обязательно надевайте солнцезащитные очки с цветными светофильтрами.

Скрытые препятствия

На местности могут попадаться препятствия, скрытые под слоем снега. Свернув с подготовленной трассы или двигаясь по лесной дороге, снизьте скорость снегохода и будьте бдительны. Слишком высокая скорость движения может превратить в очень опасное даже весьма незначительное препятствие. Удар о небольшой камень или пенек чреват потерей контроля над снегоходом и возможным трав-мированием водителя и пассажира. Во избежание ненужного риска снизьте скорость и двигайтесь по наезженным трассам. Это обеспечит безопасность движения.

Провода

Всегда остерегайтесь лежащих на земле или низко расположенных проводов. Авария может быть вызвана наездом на провода, лежащие в поле, на проволочные растяжки столбов, стоящих вблизи трассы движения, на цепи и канаты ограждений на опасных участках дорог. В местах, где имеется вероятность встретить на трассе провода, необходимо снижать скорость.

Прохождение поворотов

В зависимости от состояния снежного покрова или трассы может применяться один из двух способов поворота снегохода. В большинстве случаев для уверенного прохождения криволинейных участков трассы необходимо отклонять тело в сторону центра поворота. Перераспределение веса тела в поперечном направлении и дополнительная нагрузка на внутренний борт снегохода создают нужный крен гусеничной ленты. Чтобы дополнительно нагрузить внутреннюю относительно центра поворота лыжу, нагнитесь и сместите тело максимально вперед. Иногда развернуть снегоход на глубоком снегу удается только вручную. Не перенапрягайтесь, воспользуйтесь посторонней помощью.

Пересечение дорог

В некоторых случаях Вам придется пересекать дорогу, проложенную по насыпи. Выберите такое место, где Вы сможете подняться по уклону насыпи земляного полотна наиболее безопасно. Привстаньте с сиденья и разгоните снегоход лишь до такой скорости, которая необходима для успешного преодоления уклона насыпи. Въехав на насыпь, полностью остановите снегоход на обочине и пропустите транспорт, следующий по дороге в обоих направлениях. Пересеките дорожное полотно в перпендикулярном направлении. При съезде с дорожной насыпи вниз переместите центр тяжести тела и точки опоры ног максимально назад. Помните, что снегоход не рассчитан для движения по жестким дорожным покрытиям, и усилия на руле могут возрасти.

Пересечение железнодорожных путей

Запрещается двигаться на снегоходе вдоль железнодорожного полотна. При пересечении железнодорожных путей остановите снегоход и оглядитесь. В условиях недостаточной видимости прислушайтесь, не приближается ли поезд.

Движение в ночное время

Суточное изменение условий естественной освещенности влияет на способность водителя визуально оценивать обстановку на трассе движения и на видимость Вашего снегохода для других участников движения. Вождение снегохода в ночное время нежелательно. Перед поездкой проверьте исправность и функционирование приборов освещения и сигнализации. Рассеиватели фары и заднего фонаря должны быть чистыми. Скорость движения должна быть такой, чтобы Вы успели вовремя затормозить и остановиться при появлении перед снегоходом опасного предмета или препятствия. Двигайтесь ночью только по подготовленным трассам и никогда не съезжайте с них на незнакомую местность. Избегайте движения по замерзшим рекам и озерам. Помните, что проволочные растяжки, изгороди из колючей проволоки, канатное ограждение дорог, ветви деревьев и другие подобные препятствия трудно заметить ночью. Никогда не отправляйтесь в ночную поездку на снегоходе в одиночку. Имейте с собой исправный фонарь аварийной сигнализации. Держитесь подальше от жилых районов, чтобы не нарушать покой людей.

Движение снегоходов в группе

Перед тем как отправиться в путь, выберите лидера группы и замыкающего. Все участники поездки должны знать предложенный маршрут движения и конечный пункт назначения. Убедитесь в наличии всех необходимых инструментов, запасных частей и принадлежностей на борту снегохода. У Вас должно быть достаточно топлива и моторного масла, чтобы добраться до пункта назначения. Никогда не обгоняйте на трассе лидера группы, а также другие снегоходы, идущие впереди. Для визуальной сигнализации об опасности или изменении направления движения используйте установленные сигналы (например, отмашку рукой). При необходимости оказывайте помощь другим водителям снегоходов.

При движении снегоходов в группе особенно важно соблюдать безопасную дистанцию между машинами. Всегда поддерживайте такую дистанцию до впереди идущего снегохода, которая позволит Вам в случае необходимости остановить свой снегоход без неприятных последствий.

Перед остановкой снегохода подайте знак следующим за Вами водителям, подняв вверх над головой правую или левую руку. Поворот влево обозначают вытянутой левой рукой, которая поднята в горизонтальное положение. Для предупреждения о правом повороте поднимите согнутую в локте левую руку. При этом плечо руки должно располагаться горизонтально, а предплечье - вертикально. Каждый водитель снегохода должен предупреждать едущих сзади о предпринимаемых им маневрах.

Перевозка пассажира

Если Вы везете пассажира, то Вы должны предварительно объяснить ему основные правила безопасности при езде на снегоходе. Проинструктируйте пассажира о необходимости крепко держаться за рукоятки. Неожиданный ухаб на трассе движения может привести к падению пассажира со снегохода. Объясните пассажиру необходимость наклоняться вместе с Вами к центру поворота, чтобы удерживать снегоход от опрокидывания. Двигаясь на снегоходе с пассажиром, будьте особенно осторожны. Уменьшите привычную скорость движения и периодически проверяйте состояние Вашего пассажира.

Предпримите дополнительные меры предосторожности, если перевозите на снегоходе подростка или ребенка. В этом случае следует двигаться еще медленнее. Периодически контролируйте посадку ребенка: он должен крепко держаться за рукоятки, а ступни его ног должны находиться на подножках. Разгоняйтесь и тормозите плавно.