Horch. История создания. Автомобиль "Хорьх": история известной марки

Хорьх-850

автомобиль Вальтера Шелленберга

Шелленберг в исполнении Олега Табакова прибывает на аэродром Темпельхоф. В роли его автомобиля – настоящий автомобиль Шелленберга Хорьх-853А. На заднем плане стоит Ан-2 с нанесёнными на него немецкими опознавательными знаками.

На рубеже XIX и XX столетий создание и производство автомобилей стало престижным делом, приносящим деньги и славу. Автомобильные фирмы появлялись сотнями, но сотнями же и разорялись. Их названия, как и имена владельцев, теперь почти всеми забыты, и лишь совсем немногим удалось оставить заметный след в истории автомобиля. Одним из этих немногих был Август Хорьх .
Р одился он 12 октября 1868 года в Виннингене, на Мозеле, в семье кузнеца. В шестнадцать он устроился на вагоностроительный завод в Гейдельберге, где занимался более чем прозаическим делом – ударами кувалды напрессовывал стальные бандажи на колеса. Однако уже в 1900 году он был владельцем собственной автомобильной фирмы, которая, видоизменяясь и преименовываяс, превратилась в ныне существующий бренд Audi. Но сегодня наш рассказ не о нем, а об автомобиле, названном его именем.

Венцом творчества Хорьх а принято считать автомобиль Хорьх-850 . Этот автомобиль создавался как автомобиль для Гитлера. Но Гитлер предпочел 770-й Мерседес. Однако, несмотря на это, всё остальное германское руководство – и Геринг, и Борман, и Гиммлер, и Риббентроп, пользовалось именно этим автомобилем. Более того, если вы не только смотрели фильм «Семнадцать мгновений весны», но и читали одноименную книгу Юлиана Семёновича Ляндреса, более известного под псевдонимом «Семёнов», то вы помните, что книжный Штирлиц, в отличие от киношного, ездил не на Мерседесе-230, а именно на Хорьх е. Действительно, Хорьх в те годы стоил от 13 тысяч 900 до 20 тысяч 850 рейхсмарок, в зависимости от типа кузова, а зарплата штандартенфюрера составляла от полутора до четырёх тысяч, в зависимости от места службы. Тогдашняя рейхсмарка равна нынешним 10,39 долларам. Так что Штирлиц, если бы он не был скрягой, который из скупости не заводил даже любовниц, вполне мог бы себе позволить не ширпотребный «мерин», а роскошный Хорьх , правда, скорее всего, лишь в базовой комплектации. Иначе на него стал бы косо смотреть его шеф Вальтр Фридрих Шелленберг , который сам тогда – в конце 1930-х годов – был еще не бригаде-, а штандартенфюрером. В момент же выхода в свет первого Хорьх а 25-летний Шелленберг был всего-навсего регирунгсратом, что в Германии примерно соответствовало дореволюционному русскому чину . А Хорьх Шелленберг приобрел в апреле 1939 года за 18250 рейхсмарок.
Первый серийный Хорьх-850 вышел из заводских ворот Хорьх-Верке в Цвикау (том самом Цвикау, в котором потом будут делать ) 18 июня 1935 года, и первая его серия сразу же была раскуплена германскими богачами, ждавшими его появления почни полгода, ведь еще 11 февраля его предсерийный образец был представлен на Берлинском автосалоне. Кстати, потом этот предсерийный экземпляр побывал в аварии, после чего был переделан в пожарный автомобиль.
Представительский автомобиль, оснащенный кабриолетным кузовом фирмы «Глезер» со смелой линией крыльев и фарами размером с человеческую голову выглядел весьма величественно. Хорьх-850 имел в длину 5 метров 35 сантиметров, а его радштанд, как называют немцы колёсную базу, составлял 3450 мм. Ширина же автомобиля достигала 183 сантиметров, что в те времена было редкостью.
Плотный тент, мощная печка и плафон освещения салона создавали в кабриолете комфорт, вполне приемлемый даже по современным меркам. Комфот же в лимузине от кузовной фирмы «Эрдманн и Росси» вполне мог бы посоперничать с таковым в автомобилях нашего времени. Конечно, в нем не было тех наворотов, которые присутствуют сейчас, но мягкость сидений и плавность хода делали поездку приятной и неутомительной.
В комплектацию автомобиля были включены радиоприемник, бар, откидной столик, а также комплект из нескольких дорожных чемоданов и зонт с выгравированным на рукоятке фирменным логотипом из четырех колец, как у Ауди. От логотипа Ауди он отличался лишь надписью «Auto Union».
Автомобиль был оснащен рядным восьмицилиндровым двигателем рабочим объемом 4944 куб. см. Диаметр его цилиндров равнялся 87 мм. Ход поршня – 104 мм. Первоначально мощность его составляла 100 л.с., но в 1937 году ее довели до 120. Эта модификация называлась Хорьх-853А . Именно такой автомобиль и приобрел Шелленберг .

Хорьх одного из питерских коллекционеров

По иронии судьбы именно этот автомобиль сыграл в кино самого себя. Помните кадр, когда Шелленберг встречает прилетевшего из Германии СС-обергруппенфюрера Карла Фридриха Отто Вольфа? Это событие действительно имело место 16 марта 1945 года. На аэродроме Темпельхоф Вольфа одновременно ждали две машины: одна – тюремная, с бронированными дверцами и с тремя головорезами из охраны подземной тюрьмы гестапо. Роль этой машины исполнил советский УАЗ-452 . В другом же автомобиле сидел бригадефюрер СС, начальник политической разведки рейха Вальтер Шелленберг . И к трапу самолета шли трое головорезов в черном, с дегенеративными лицами и интеллигентный, красивый, одетый для этого случая в щегольскую генеральскую форму Шелленберг . К дверце приземлившегося "Дорнье" подкатили трап, и вместо наручников руки Вольфа сжали пальцы Шелленберг а. Тюремщики в этой ситуации не рискнули арестовывать Вольфа – они лишь проследили за машиной Шелленберг а. Бригадефюрер СС отвез Вольфа на квартиру генерала Фегеляйна – мужа сестры Евы Браун и личного представителя Гиммлера в ставке фюрера.


Так вот, этим самым автомобилем и был Хорьх-853А , ранее действительно принадлежавший Шелленберг у. Вскоре после вышеописанного события советские войска взяли 1 мая Берлин, а 3 мая Шелленберг прилетел в Копенгаген для ведения переговоров о мире при посредничестве главы Красного Креста герцога Вестерботтенского Густава Адольфа Бернадота. Шестого мая он вылетел в Стокгольм, имея официальные полномочия на заключение перемирия в Скандинавии. Однако английское командование отклонило посредничество шведского Красного Креста, и последняя миссия Шеленберга провалилась.


После капитуляции Германии Шеленберг некоторое время жил на вилле Бернадота в Швеции. Однако уже в июне 1945 союзное командование добилось его выдачи как военного преступника. В ходе судебного разбирательства с него были сняты все обвинения, кроме членства в преступных организациях, а также причастности к расстрелам военнопленных. 11 апреля 1949 приговорён к шести годам тюремного заключения. В декабре 1950 по состоянию здоровья досрочно освобождён. После этого Шелленберг жил в Швейцарии, а затем был вынужден переехать в Италию для проведения операции на печени. Однако накануне операции 31 марта 1952 года он внезапно умер, так и не закончив свои мемуары.
Автомобиль же надолго пережил своего хозяина: оказавшись среди трофеев советских войск. Вскоре его владельцем стал знаменитый советский ас

. Однако для он был оказался не единственным автомобилем. В 1950 ему выделили
, а в 1959 он пересел на Волгу . Неиспользуемый Хорьх долго стоял в гараже, пока в 1968 году не подарил его киностудии «Мосфильм». И вот, во время съемок «Семнадцати мгновений весны» этот автомобиль сыграл сам себя.
Производство Хорьх ов прекратили в феврале 1940 года. Всего было выпущено 768 экземпляров. До наших дней дожили единицы, и одна из этих единиц это автомобиль Шелленберга .


Надев черный мундир с , Штирлиц, позавтракав, вышел из дома. Сев за руль, он хлопнул открывающейся назад передней дверкой и повернул ключ зажигания. 55-сильный шестицилиндровый нижнеклапанный двигатель с рабочим объемом 2229 куб. см завелся лишь с третьей попытки – конструкторы машины в мирном 1935 году не могли даже предположить, в бак их детища будут заливать искусственный бензин, производимый из каменного угля. Именно тогда, в тридцать пятом, главный конструктор мерседесов доктор Ганс Нибель решил усовершенствовать двигатель модели и полностью изменить ходовую часть машины. Вскоре была создана Х-образная рама с двумя поперечными полуэллиптическими рессорами независимой передней подвески и цилиндрическими пружинами задней.

Рейхсминистр народного просвещения и пропаганды Третьего Рейха доктор философии Пауль Йозеф Геббельс любил выдавать себя за аскета. В отличие от своего коллеги по партии Германа Геринга, он не любил крепко выпить, и крепко выругаться, но как и Геринг, Геббельс любил роскошные спортивные автомобили. Их у него было множество, но самым любимым был кабриолет Мерседес 540К. На этом Мерседесе он, отпустив шофера и охрану, ездил в маленький городок Бабельсберг.

Митинг на заводе Михельсона подошел к концу. Ленин сошел с трибуны и, наклонив голову вперед, широкими шагами направился к выходу из гранатного цеха. Пройдя в сопровождении толпы девять саженей, он подошел к ожидавшему его во дворе Роллс-Ройсу. Ленин успел лишь ответить, что своим недавним декретом он отменил грабежи. В этот момент и раздались выстрелы. Две пули попали в Ленина: одна пуля, войдя над левой лопаткой, проникла в грудную полость, повредила верхнюю долю легкого, вызвав кровоизлияние в плевру и застряла в...

Alfa Romeo Giulietta была выбрана Шакалом отнюдь не случайно: ещё в Лондоне, просматривая автомобильные журналы, он выяснил, что из всех машин итальянского производства только Alfa Romeo Giulietta имела мощную стальную раму с глубокой выемкой в центральном ребре жесткости.

Предыдущие дни в русской истории:

→ МИГ-17

→ Вяземская воздушно-десантная операция

→ Январский гром

6 ноября в русской истории → История Москвича

Марка Horch для Германии — это очень значимая вещь, её имя известно во всём мире. Ретро автомобиль Horch 951A изготавливался только для привилегированных граждан, и только по специальному заказу. Шасси этой машины собиралось на заводе Horch и затем поступало в берлинское авто ателье. Собранный и полностью укомплектованный автомобиль Horch 951A в то время (1939 год) стоил просто сумасшедших денег – 20.850 рейхсмарок. К примеру, на эти деньги можно было купить не один благоустроенный дом, или даже целое поместье.

Комфортабельный и роскошный ретро предназначался, в первую очередь, для пассажира, и его владелец вряд ли когда-нибудь сам управлял им. А его владельцем были только высокопоставленные чиновники и государственные служащие, а также первые лица государственного аппарата.

Создатель и основоположник марки Август Хорьх родился в далеком 1868 году. Всё своё детство мальчик тянулся к технике, и, повзрослев, стал учеником основоположника всего автомобилестроения Карла Бенца. В 1898 году Август решает создать свою фирму, и в конце 1899 года даёт ей собственное имя.

Самые Horch имели мощность всего в 4,5 л. с. Они имели литой блок цилиндров, и для того времени это был поистине уникальный ретро автомобиль. Это были ещё открытые автомобили со свечными фонарями вместо фар. В отличие от более поздних моделей, первые автомобили едва достигали скорости 30-ти км/ч.

Со временем фирме потребовалось расширить технологические площади, и она переехала в Цвиккау. В 1901 году Август Хорьх создаёт концерн с названием «Horch», но уже в 1909 году на фоне возникших разногласий с компаньонами, он вынужден покинуть своё детище.

Выйдя из состава владельцев концерна «Horch», Август Хорьх строит новый завод, но уже под брендом Audi. В 1932 году компания Audi слилась с Horch, DKV и Wanderer. Все вместе эти компании образовали единый авто союз, получивший логотип в виде четырёх колец (знакомый нам логотип Audi). Подробнее об можете прочитать здесь.

История рождения бренда Audi довольно интересна. Младший сын Августа увлекался изучением латыни, и когда, во время дискуссии, между будущими компаньонами встал вопрос о названии нового автомобиля, он заметил, что фамилия Хорьх и слово Audi на разных языках (немецкий и латинский) означают одно и то же (слушать, слышать). Вот так, с его подачи, родился этот всемирно известный бренд.

Но на этом история фирмы Horch не закончилась. Она продолжила своё существование и после Великой Отечественной Войны, оказавшись на восточной стороне Германии. Немцы решили сохранить своё достояние, свою национальную гордость, и до середины 50-ых годов прошлого века выпускали-таки машины под брендом Horch, но затем, вернувшись к своему создателю и основоположнику Августу Хорху, бренд постепенно сошел на нет, перейдя в название «Trabant» (Трабант).

Сидя за рулём ретро автомобиля Horch, этой вершины изобретательских способностей мастера, чувствуешь себя превосходно! Удобное и мягкое кресло обшито кожей, и сделано это неспроста. Всё дело в том, что должность шофёра подразумевала под собой грязные условия работы, будь то масло или бензин, и чтобы обивка меньше пачкалась, кресло водителя обтягивали кожей. На панели приборов, довольно много всевозможных ручек, кнопок, переключателей, имеется, кстати, и ламповый радиоприёмник.

Практически каждый агрегат ретро автомобиля Horch отслеживается прибором. Ко всему прочему, на панели имеются часы, спидометр, температуры масла и температуры двигателя, указатель уровня топлива, ручки управления освещением (резистор), кнопки стеклоочистителя, даже прикуриватель.

Для указания поворота в ретро автомобиле Horch использовались красные флажки, выскакивающие из ниш в случае включения их водителем. Для управления дроссельной заслонкой из салона приспособлена специальная ручка, сейчас бы это назвали круиз-контролем. Поставив нужную частоту оборотов , водитель мог несколько расслабиться и отпустить педаль акселератора. Но, что характерно, в ретро автомобиле Horch 951A нет печки, видимо конструкторы рассчитывали на мягкий климат Германии и на тёплый воздух, поступающий из двигательного отсека.

Пассажирский салон ретро автомобиля Horch в корне отличается от водительской части по качеству отделки. Здесь применялись только самые дорогие материалы из велюра, и диван и двери были обиты этой тканью. Ещё в пассажирском салоне для повышения комфорта имеются пепельницы, размещается бар со спиртными напитками, и высокопоставленные пассажиры могли в любое время обслужить себя, наслаждаясь поездкой в полной мере.

Даже вопреки указам Гитлера «Об экономии редких металлов», во всём внешнем виде автомобиля Horch прослеживается наличие большого количества блестящих хромированных деталей. Это и обрамление решётки радиатора, зеркала, залицовки, фары и ещё много всевозможных мест, где применяется хром. Подобные элементы дизайна, как бы, намекали на статус хозяина автомобиля Horch 951A. Для этой машины было сделано исключение.

Все основные политические деятели Германии ценили эту марку, что положительно сказывалось на её развитии, ежегодно в фирму вкладывалось колоссальное количество денежных средств. Именно таких ретро автомобилей Horch было выпущено всего 4 штуки, теперешняя цена на эти раритеты весьма и весьма высока. Если обратиться к европейским каталогам, то начальная стоимость такой машины составляет от 700 тыс. евро.

Ко всем своим талантам, Август Хорьх был ещё и пионером многих конструкторских новшеств. Ему принадлежит идея карданной передачи, а также левостороннего расположения руля и многие другие решения, кардинально изменившие представления изобретателей и конструкторов об автомобилестроении.

Под капотом этого ретро автомобиля находится мощностью 120 л. с., разгоняющий машину до скорости 160 км/ч. Размещённая за двигателем система передач (коробка перемены передач и карданный вал), обеспечивает машине безупречную плавность хода. И двигатель, и система передач сбалансированы на столько, что практически исключают вибрацию, всё это было достигнуто благодаря величайшему мастерству изобретателя.

Коробка ретро автомобиля Horch 951A имеет функцию «OverDrive». Планировалось, что ретро автомобили, помимо неспешной и размеренной езды, будут эксплуатироваться и в спортивном режиме. Такие КПП ставились как на 951-е, так и на 853-е (кабриолет) Хорхи, правда, выпускались они не долго, и в не большом количестве.

В принципе, в те давние годы было уже всё придумано и продумано, и сейчас изобретения прошлых лет широко применяются в современном автомобилестроении, только уже с учётом современных технологий и современных технических возможностей.

Крепкие руки нужны везде. Будь то переезд, перевозка мебели, погрузочно-разгрузочные работы и т.д и т.п., без услуг грузчиков не обойтись. Услуги грузчиков в Москве теперь предоставляются специализированными фирмами. Например, на сайте http://utilizatsiya-mebeli.ru/uslugi-gruzchikov вы можете заказать сильных и крепких ребят, которые справятся с любой поставленной задачей в максимально короткие сроки и на высочайшем профессиональном уровне.

В середине 1930-х руководство Вермахта создало концепцию оснащения армии тремя типами полноприводных автомобилей — легким, средним и тяжелым. Они должны были унифицироваться и производиться сразу несколькими автозаводами. Так возникла своеобразная школа конструирования военных внедорожников, которую иногда называют немецкой. Концепция предполагала конструировать все модели армейских вездеходов по одной схеме: в основе — лонжеронная рама, обе подвески - независимые, обязательное наличие блокируемого межосевого дифференциала, ширина передней и задней колеи одинаковая, кузов простых форм с тентованным верхом. Силовой агрегат каждой производителю разрешалось использовать свой, унифицированный с легковыми и грузовыми моделями.

К концу 1930-х годов фирма Horch, с 1932 года входящая в концерн Auto Union, имела немалый опыт создания военных машин, поэтому назначение ее головным разработчиком среднего и тяжелого семейств внедорожников было вполне логичным шагом. Приняв за основу свои первые опытные полноприводные штабные машины моделей «740» и «770» образца 1932-1934 годов, фирма представила в 1937 году свой первый образец нового среднего семейства и быстро приступила к его производству. Новая машина получила индекс «901».

Если сравнивать этот вездеход с аналогами того времени, то, скорее всего, на эту роль подойдет американский тяжелый внедорожник Dodge WC.

Выпускался «901-й» сразу в трех местах — на входивших в концерн Auto Union заводах Horch и «Wanderer», а также на производственных площадях фирмы «Opel», которую немцы с началом войны национализировали у американской корпорации «General Motors». Продукция марок Horch и «Wanderer» носила индекс 901, а вот «Opel» обозначался литерами «MPI». Еще одним отличием «опелевского» варианта стал более слабый 6-цилиндровый мотор мощностью 68 л.с. при 2800 об/мин, унифицированный с другими моделями фирмы. Он устанавливался и на легковой «Admiral», и на грузовой «Blitz».

Новый многоцелевой вездеход Horch-901 был выполнен на типовом рамном шасси с постоянным полным приводом колес. В качестве силового агрегата был выбран V-образный 8-цилиндровый мотор с горизонтальными клапанами объемом 3.5 литра, развивавший мощность 80 л.с. – подобные моторы использовались и на легковых гражданских моделях «Horch-830BL» и «930V». Электрооборудование внедорожника было 6-вольтовым – как у большинства автомобилей конца 1930-х годов. Автомобиль комплектовался синхронизированной механической 4-ступенчатой коробкой передач, 2-ступенчатой раздаточной коробкой, а также блокируемым межосевым дифференциалом.

Независимая подвеска 18-дюймовых колес была выполнена на двойных поперечных рычагах и пружинах, барабанные колесные тормоза диаметром 350 мм снабжались гидроприводом. Обе независимые подвески с рычагами и пружинами, примененные для наилучшего восприятия автомобилем неровностей грунта, вынудили конструкторов использовать карданные шарниры. Защита их (шарниров) от пыли и грязи возлагалась на специальные резиновые пыльники – гармошки, но в условиях бездорожья они очень часто рвались и терялись, что приводило к преждевременному выходу из строя карданов.

В подвеске Horch-901 использовалась сложная система централизованной смазки, состоявшая из большого количества масленок и медных трубок, при помощи которых масло поступало к нескольким десяткам точек подвески машины.

Интересной деталью автомобилей серии Horch-901 являлись два запасных вспомогательных вращающихся колеса, играющих роль опорных катков. Располагаясь в специальных полукруглых нишах, они помогали преодолевать сложный рельеф пересеченной местности, а также брустверы и окопы.

Horch 901 и «его близнецы» являлись одними из самых популярных германских внедорожников времен Второй Мировой войны. Они участвовали во всех кампаниях Вермахта с самого начала военных действий Германии и до ее капитуляции. Автомобиль выпускался в различных модификациях и имел очень широкую сферу применения: транспортировка орудий, разведка, перевозка раненых, использовался также как носитель тяжелых пулеметов и радиостанций…

В зависимости от назначения различные модификации «901-х» имели некоторые отличия, порой даже заметные, как в конструкции кузова, так и в трансмиссии. Итак, в соответствии с автомобильной классификацией Вермахта, Horch-901поставлялся для армии в следующих вариантах: Kfz.12 – исполнение с тентованным кузовом без дверей – использовался как многоцелевой тягач; Kfz.15 и Kfz.16 – тентованные варианты с дверями (со съемными стеклами) – использовались для разведки; Kfz.17 – полевая радиостанция, прокладчик телефонных линий, саперная, санитарная. В зависимости от исполнения и года выпуска автомобили Horch-901 имели полезную нагрузку 600-980 кг и полную массу 3300-3680 кг.

В 1940-1942 годах на базе модернизированных «901-х» (Horch-901 Typ 40) была собрана партия из 50 элитных 5-местных полноприводных штабных, представительских или парадных автомобилей «Тип 40 Кабриолет» или Kfz.21 для высших военных чинов. Внешне они почти не отличались от обычных гражданских престижных кабриолетов с открытыми 4- дверными кузовами, но их военное предназначение выдавали высокая посадка, 18-дюймовые вездеходные шины, светомаскировочные фары, специальные звуковые сигналы, запасные канистры на подножках, дополнительные багажники, сцепные крюки для буксировки прицепов или орудий.

При модернизации модели в 1940 году решили отказаться от вспомогательных колес. Опыт эксплуатации автомобиля показал, что армии необходима более просторная машина. Так появился модернизированный вариант Horch 901 Typ 40. Избавившись от третьей пары навесных колес, появилась возможность расширить кузов. Запаску оставили только одну — закрепленную в салоне с левой стороны. Последнее диктовалось уже экономией резины, поскольку Германия во время войны постоянно испытывала дефицит каучука. Теперь в салоне могли разместиться продольно в ряд сразу три бойца, что повысило общую вместимость автомобиля до восьми человек.

Кроме того, была изменена форма самих дверей, благодаря чему, в салон стало проще забираться — важный фактор в условиях боевых действий. Модернизация коснулась также и силовой установки - под капотом установили более мощный мотор объемом 3.8 литра, развивавший мощность 90 л.с. при 3600 об./мин. С ним тяжелый автомобиль мог разгоняться до 95 км/ч. Также Typ 40 получил 12-вольтовое электрооборудование.

Всего до 1943 года было изготовлено около 31 тыс. автомобилей серии «901» и «MPI» различных модификаций, из них на долю «Хорьха» пришлось чуть менее 15 тысяч. После войны они исчезли довольно быстро – сказались сложность конструкции, отсутствие запчастей и должного ухода. Тем не менее. это были вторые по распространенности легковые немецкие армейские автомобили после VW-82.

Тип кузова открытый с тентом
Число дверей 4
Число мест 5
Длина, мм 4 740
Ширина, мм 1 850
Высота, мм 2 050
Колесная база, мм 3 100
Колея передняя, мм 1 532
Колея задняя, мм 1 532
Дорожный просвет, мм 250
Масса снаряженная, кг 2 600
Полезная нагрузка, кг 700
Тип привода полный (постоянный)
Коробка передач 4-ст. мех.)
Раздатка 2-ст.
Тип двигателя карб.
Система охлаждения жидкостная
Объем двигателя, л. 3.517
Число цилиндров V8
Мощность двигателя, л.с. (об./мин.) 80 (3500)
Макс. скорость, км/ч 90

Полное название: Horch
Другие названия: Horch AG
Существование: 1904 - 1932 гг.
Расположение: Германия: Цвиккау
Ключевые фигуры: Аугуст Хорьк - основатель
Продукция: легковые автомобили и автомобили премиум-класса
Модельный ряд:

Название автомобильной фирмы «Horch» происходит от фамилии её основателя – талантливого инженера и успешного предпринимателя Аугуста Хорьха. Автомобили, выпускавшиеся немецкой фирмой, имели то же название. Предприятие собирало разноплановые легковые авто. Были среди них и эксклюзивные экземпляры, по праву отнесённые к категории «премиум-класса».

Квалификацию инженера Хорьх получил после завершения обучения в техническом университете города Миттвайд в Саксонии. Молодой специалист приобрёл немалый опыт в автомобилестроительной отрасли, работая на предприятии Карла Бенца. Ему посчастливилось трудиться в отделе машиностроения в г. Мангейме.

Соответствующее образование, полученный опыт, природный талант и желание творить позволили Аугусту Хорьху открыть собственную компанию. Компания прошла регистрацию в Кёльне 14.11.1899. Спустя несколько лет (10.05.1904) фирма перегистрировалась в Цвиккау. С это дня она стала именоваться иначе: «August Horch Automobilwerke GmbH». Из компании собственного имени Хорьху пришлось уйти в связи с неразрешимыми разногласиями между ним и акционерами. Новую компанию Аугуст назвал «Audi».

По сути, обе его компании назывались одинаково. Для немцев слово «Horch!» означало призыв: «Послушай!». В переводе с латыни «Audi» звучало точно так же.

Один из четырёх

Компания Хорьха стала одной из тех четырёх, которые объединились в 1932-м в концерн Auto Union.

Кроме компании Хорьха, специализирующейся на автомобилях «высшего класса», членами концерна стали: «Audi», «Wanderer» и «DKW».

Две первые фирмы занимались выпуском машин «среднего класса», последняя -«DKW» - недорогих транспортных средств с двухтактными моторами.

Таким образом концерн захватил абсолютно весь авто рынок. Логотипом объединившихся фирм стала композиция из четырёх переплетающихся колец, по одному на каждую «материнскую» компанию.

«Horch» - это вовсе не «Audi»

Неосведомлённые жители Советского Союза ошибочно полагали, что «Horch» и «Audi» - одна и та же фирма. Просто раньше она носила одно название, а позже переименовалась.

Аналогичная информация поступала из специализированных СМИ. Подобное заблуждение распространяли журналисты в публикациях на протяжении нескольких десятков лет.

Каждый член «Автомобильного союза» («Auto Union») устанавливал на своих изделиях эмблему единства – 4 кольца, поверх которых значилась надпись концерна - «Auto Union».

В послевоенные годы четвёрка распалась и постепенно три компании прекратили существование. «Выжила» лишь «Ауди». Оставшись в одиночестве, она не стала менять эмблему, разумно полагая, что её собственная в виде единички, давно забыта, а «кольца» узнаваемы и почитаемы. Так «Ауди» получила в наследство раскрученный бренд, с которого осталось убрать лишь верхнюю часть – название «Auto Union», что ею и было сделано.

Компания «Horch» в послевоенные годы

Немало легковых автомобилей Хорьха досталось победителям. Трофейные машины появились и с Советском Союзе. Известно, что обладателем нескольких «Horch» был сам Георгий Жуков.

Заводы «Horch» оказались на землях, подконтрольных Советскому Союзу. На восстановленных производственных мощностях приступили к разработке авто представительского класса. Опытный образец Horch 930S оборудовали понтонным кузовом.

После национализации фирму стали именовать Народным предприятием. «Хорьх Цвиккау» вошло в состав ИФА – автопроизводителей Восточной Германии.

Перед предприятием стояла задача по выпуску грузовых машин. За основу был взят A1500. Этот грузовик выпускал «Auto Union» до войны. Из прототипа следовало разработать трёхтонный грузовичок. Задание было выполнено: завод стал массово выпускать машины марки «Horch H3» с 1947 года.

Через два года был освоен выпуск нового грузовика марки «Н3А» и трактора модели «RS01». Армейские джипы и грузовые машины средней грузоподъёмности на заводе появились к середине пятидесятых.

О том, что предприятие имеет немалый опыт в производстве авто представительского класса «вспомнили» в 53-м. Выпуск солидных авто «Horch P240» пришёлся на 1956-й.

Марка «Horch» перестала существовать в последний весенний месяц 1958-го, при очередном переименовании предприятия. С этого времени вся продукция получила название «Заксенринг».

В 1907-м компания Horch выпустила автомобиль с 6-цилиндровым мотором рабочим объемом 7800 см3 мощностью 65 л.с., но он не имел ожидаемого успеха.

    Прежде чем Август Хорьх основал собственное предприятие в Кёльне-Эренфельде, он в 1896-1899 годах работал конструктором у Карла Бенца. Его первый автомобиль имел 2-цилиндровый двигатель мощностью 5 л.с. и карданный привод ведущих колес. За ним последовала вторая модель, тоже с 2-цилиндровым мотором, но мощностью в 10 л.с.
    В 1902 году производство перевели в Райхенбах. Там через год изготовили первый автомобиль с 4-цилиндровым мотором и карданной передачей. В 1904 году Хорьх перебрался в Цвиккау, Саксония, где началась сборка модели "18/22PS". С этим автомобилем связано первое спортивное достижение "Хорьха" — победа в пробеге на приз Херкомера в 1906 году. С 1905 года выпускалась более мощная машина "35/40PS" с двигателем рабочим объемом 5800 см3 и самосмазывающимися карданными шарнирами.
    Постепенно автомобили Хорьха приобрели известность благодаря одной мелочи: нижнюю часть шасси защищал от камней, грязи и водяных брызг стальной лист.
    В 1907-м компания Horch выпустила автомобиль с 6-цилиндровым мотором рабочим объемом 7800 см3 мощностью 65 л.с., но он не имел ожидаемого успеха. Акционеры ополчились на Хорьха и заставили его покинуть собственную фирму. В результате Хорьху пришлось основать там же в Цвиккау другую фирму "Хорьх", вскоре переименованную в Audi. Среди многочисленных моделей, которые продолжали выпускать на "Хорьхе", надо отметить разработанное его бывшим владельцем семейство из семи машин с 4-цилиндровыми моторами рабочим объемом 1588; 2080; 2608; 3175; 4700; 6395 и 8440 см3 с типичной для "хорьхов" конструкцией с нижними выпускными и верхними впускными клапанами, перекочевавшей и на все первые "Ауди". Позднее были проведены испытания бесклапанного двигателя с золотниковым распределением "Найт" (Knight), но от него отказались из-за сложной конструкции. После ухода Хорьха руководство фирмой взял на себя Георг Паульманн.
    После войны программа "Хорьх" оставалась весьма обширной. В 1921 году на автомобильной выставке в Берлине демонстрировались модели "8/24", "10/30", "15/45", "18/55", "25/60" и "33/80PS". В 1923-м на фирму пришел знаменитый Пауль Даймлер. Его руководство привело к появлению эффективного 4-ци-линдрового верхнеклапанного мотора рабочим объемом 2630 см3. В 1926 году Даймлер создал автомобиль "Хорьх-303" с 8-цилиндровым 60-сильным двигателем рабочим объемом 3132 см3 с двумя верхними распределительными валами, ставший основой новой гаммы. Затем его объем увеличили до 3378 и 3950 см3.
    В конце 20-х годов П. Даймлер покинул "Хорьх". Его пост занял Фриц Фидлер, под чьим руководством был разработан новый ряд 8-цилиндровых двигателей объемом 3-5 л с верхним распределительным валом, которые устанавливались на автомобилях серии "400". В начале 30-х началось производство престижных машин серии "600" с 6-литровым двигателем V12 мощностью 120 л.с. Автомобили "Хорьх" к тому времени обеспечили себе прочное место на рынке роскошных моделей, привлекая внимание клиентов особой прочностью, солидностью и низкими ценами. В 1933 году появилась знаменитая серия "830" с двигателями V8 рабочим объемом в 3004; 3249; 3517 и 3823 см3 и мощностью 70-92 л.с., выпускавшаяся до 1939 года. В эту программу входила также модель "853" с рядным 8-цилиндровым двигателем в 4946 см3 и мощностью 100 л.с., а улучшенная версия "951" развивала 120 л.с. при 3400 об/мин. В 1933-1939 годах на заводе "Хорьха" выпускался один из самых совершенных гоночных автомобилей своего времени Auto Union.
    После второй мировой войны городок Цвиккау, в котором располагался "Хорьх" остался в советской зоне оккупации. Завод был национализирован, и на роскошных лимузинах поставили крест. Но в середине 50-х там выпустили небольшую партию моделей среднего класса марки "Заксенринг" с 6-цилиндровым мотором, после чего предприятие перевели на массовое производство неказистого пластмассового "Трабанта".

Август Хорьх основатель Horch

    АвгустХорьх открыл в 1899 году, после стажировки у Карла Бенца, собственную фирму. Она называлась "Ноrche". Через неcколько лет он разругался с акционерами и в том же городе Цвиккау основал еще одно автомобильное производство опять же имени себя самого. Две компании "Хорьх" на соседних улицах - это нонсенс, проблему пришлось решать в суде. Конфликт разрешился: немецкий глагол "horche" и латинский "audi" суть одно и то же - в переводе оба означают "слушай". Хорьх решил назвать новую компанию по латыне. Так родилась на свет фирма "Audi".
    Август Хорьх родился 12 октября 1868 года в Виннингене, на Мозеле, в семье кузнеца. Семья жила небогато, и уже в тринадцать лет мальчик был вынужден бросить школу, чтобы помогать отцу. В шестнадцать он устроился на вагоностроительный завод в Гейдельберге, где занимался более чем прозаическим делом - ударами кувалды напрессовывал стальные бандажи на колеса. Потом сменил еще несколько мест работы.
    В двадцать лет он получил возможность серьезно учиться. Осенью 1888 года поступил в Саксонское инженерное училище в Миттвайде.
    После окончания училища Хорьх работал на литейном заводе в Ростоке, а затем - в конструкторском бюро лейпцигской судостроительной фирмы, где занимался двигателями торпедных катеров. Здесь, в Лейпциге, Хорьх в 1896 году впервые увидел, автомобиль - Benz Velo. Это произвело на него впечатление, и он обратился с письмом к Карлу Бенцу с просьбой принять его на работу. В ответ его пригласили в Мангейм. Хорьх получил у Бенца должность руководителя производства и занимал ее три года.
    Хорьх заручился финансовой поддержкой одного богатого промышленника и основал в Эрендфельде, под Кельном, фирму A. Horch & Со. Штат компании первоначально составлял одиннадцать человек. В 1900 году из ворот предприятия вышел первый автомобиль Хорьха. Его двухцилиндровый мотор мощностью 4-5 л.с. отличался тихой и ровной работой. Двигатель располагался спереди, привод на задние колеса осуществлялся кожаным ремнем. Коробка передач была сблокирована с главной передачей.
    В 1903 году фирма переехала в Цвиккау. Хорьх нашел дополнительные средства, и уставный капитал акционерного общества достиг 140 тыс. марок. Завод выпустил Horch Model 4 с четырехцилиндровым мотором рабочим объемом 2600 см3 и мощностью 14-17 л.с. Автомобиль полностью отвечал требованиям начала века - двойное зажигание от магнето и аккумулятора, трехступенчатая коробка передач, пневматические шины.
    В 1906 году автомобили из Цвиккау экспонировались в Берлинском и Парижском автосалонах, а годом позже был представлен первый шестицилиндровый Horch с двигателем рабочим объемом 8 л мощностью 60 л.с.
    Хорьх был одним из тех, кто прекрасно понимал рекламное значение автогонок. На соревнованиях за руль автомобиля садились известный немецкий автомобилист доктор Штёсс и сам конструктор. Когда в 1906 году появилась модель ZD с четырехцилиндровым (5800 см3) двигателем мощностью 40 л.с., на ее шасси построили спортивный кузов торпедо.
    В 1911 году фирма представила ряд новых моделей. Одна из них - В10/28 с 28-сильным двигателем участвовала во второй Австрийской альпийской гонке. Водителями были сам Хорьх, Граумюллер и Ланге. Комадна закончила дистанцию без штрафных очков. В том же году увидел свет С14/35 - самый прославленный автомобиль фирмы. "Четверка" рабочим объемом 3500 см3 мощностью 35 л.с. позволяла ему легко разгоняться до 100 км/ч. На этом Audi-С в 1912 году был выигран переходящий альпийский приз, и машина получила имя "Alpensieger" - покоритель Альп. Модель С выпускали до 1925 года - всего изготовили 1116 экземпляров.
    На последнем предвоенном Audi-G8/22 стоял мотор рабочим объемом 2071 см3 мощностью 22 л.с. Сравнительно недорогая модель понравилась покупателям - до 1926 года построили 1122 таких машин. В 1914 году на автомобилях фирмы был выигран командный приз альпийских гонок.
    До 1914 года Хорьх активно занимался конструированием. Но отношения с акционерами складывались не слишком хорошо. В начале войны хорошо известный тогда инженер смог занять административные посты в государственных и окологосударственных структурах. Он стал членом наблюдательного совета "Feldkraftwagen" - фирмы, имеющей монопольное право на продажу подержанных армейских автомобилей, членом наблюдательного совета Общества по закупке горючего, занял место в правлении Союза немецких производителей автомобилей и в комиссии по стандартизации. А в конце 1916-го Хорьх, вместе с профессором Хоффманном, доктором фон Опелем и Й. Фольмером, вошел в комиссию по подготовке производства немецких танков.
    В 1922 году Брауншвейгский технологический институт присвоил Хорьху звание почетного доктора инженерных наук. В 20-х годах Хорьх исполнял обязанности наблюдателя Ассоциации автомобильных производителей Германии, где, в частности, отвечал за связи со спортивными обществами.
    Кризис начала 30-х подтолкнул ряд немецких фирм к созданию концерна Auto-Union. Наряду с DKW и Wanderer сюда вошли также Horch и Audi.
    В третьем рейхе Хорьх оказался вполне ко двору. К нему, как одному из патриархов немецкого автомобилестроения, благосклонно относилась нацистская элита. Он по-прежнему заседал в Совете министерства. В 1942 году семидесятичетырехлетнего Хорьха избрали вице-президентом наблюдательного совета Auto-Union, но концерну, как и рейху, к тому времени оставалось жить уже недолго.
    При том, что Хорьх в гитлеровской Германии был на виду, занимал важные должности, он не вступил в национал-социалистскую партию, и, видимо, это спасло его после войны от преследований. Тихо уйдя в отставку, Хорьх до последних дней отличался сварливым, неуживчивым характером. Окончил он свой путь 3 февраля 1951 года в Мюнберге, в Баварии.

Первая компания Horch

    Первую автомобильную компанию Аугуст основал в Кельне в 1901 году. Назвал её «Horch», по своей фамилии. Через два месяца сложились неблагоприятные обстоятельства, не хватило денег на развитие проекта. Из-за чего он был вынужден через год переехать в Рейхенбах. Затем, по той же причине, через 2 года компания переехала в Цвиккау. Все причины этих переездов были финансовые.
    В 1901 году Хорьх создал прототип своего первого четырёхцилиндрового автомобиля. Уже через два года, в 1903-м, он запустил его в серийное производство. А в 1907-м году увидела свет первая серийная модель с шестицилиндровым двигателем.
    Автомобили Хорьха оказались более технологически продуманными по сравнению с лидерами серийного автомобилестроения того времени — автомобилями марок Benz и Mercedes.
    Но финансовые проблемы вынудили Аугуста преобразовать свою компанию в закрытое акционерное общество. Целью было привлечение дополнительного финансирования для развития производства.

Вторая компания Horch

    Созданную компанию он назвал "Horch Automobil-Werke GmbH " ("Производство автомобилей Хорьха"). Логотип компании выглядел как "HoRcH". Но она стала прямым конкурентом покинутой им компании. Они затеяли судебные разбирательства о правомерности использования его фамилии в названии марки, но ранее зарегистрированной.
    После судебного разбирательства, инициированного со стороны первой компании, суд обязал Аугуста изменить название своей новой компании и постановил, что "Horch" является зарегистрированной торговой маркой, которая принадлежит предыдущим партнёрам, в следствии чего Аугуст Хорьх более не имеет право использовать "Horch" в названии своей компании.

Упадок популярности компании Horch

Интересно что Хорьх 853 по каталогам выпускался с 1936 года... Это предсерийная модель 1935 года. По разным данным Хорьх-853 было сделано около 600-1200 штук.

    Концерн Auto Union AG имел эмблему в виде четырех соединенных вместе кругов. Это символизировало объединение всех типов автомобилей - автомобиль Horch класса люкс, большой и представительный Audi, автомобили «Wanderer» среднего размера и совсем небольшой «DKW».
    Имя Хорх перестало быть известным в 1957 году. В этом году предприятие, которое еще в 1947 году было национализировано, получило название Sachsenring Kaft Pahrzeug und Motorenwerk Zwickau /Sa.
    Выпуск автомашины Horch P2M был прекращен в 1958 году. Это был первый немецкий многоцелевой автомобиль, который приняла на вооружение народная армия ГДР. В 50-х годах в ГДР несколько увеличился воинский контингент Советского Союза. Это привело к тому, что увеличилась потребность в автомобилях. В рамках СЭВ в ГДР поставлялись автомобили советского производства.
    Но у вооруженных сил ГДР потребность в автомобилях постоянно увеличивалась. Кроме того, те автомобили, которые поставлялись из СССР, стали устаревать. Национальная промышленность Германии постепенно возрождалась, потенциал ее повышался. ГДР была уже в состоянии самостоятельно удовлетворить потребность своих вооруженных сил в автомобилях.
    Все это привело к тому, что разработчики вспомнили о чертежах предыдущих автомобилей фирмы Хорх и обратились к ним. В результате работы с этой документацией появился на свет автомобиль, называвшийся «Р3» с колесной формулой 4х4. Изначально этот автомобиль предназначался для пограничных войск ГДР и народной армии. Основная часть автомобилей, выходивших с заводов, отправлялась именно туда. Кроме того, автомобили использовались в лесном хозяйстве страны, пожарной охраной и народной милицией.
    Большинство заводов ГДР были переведены на производство советских военных внедорожников. В 1966 году производство Р3 было прекращено. За все время было выпущено около 3000 автомобилей.

Автомобильная компания Horch и Audi

Хорьх этот известен как настоящий Суперстар Советского и Российского кино - снялся более чем 25 фильмах: "Здравствуйте! Я Ваша тётя!", "Бархатный сезон", "Операция кооперация", "Вариант Омега".

    Аугуст Хорьх закончил Саксонский технический университет в Миттвайде. Сначала он получил место в компании Карла Бенца в Мангейме, а позже возглавил отдел конструирования автомобилей. Свою собственную фирму «Horch & Cie. Motorwagen Werke» Хорьх основал 14 ноября 1899 года в городе Кёльн. 10 мая 1904 года в Цвиккау фирма была перерегистрирована под названием «August Horch & Cie. Motorwagenwerke AG».
    В 1930-1940-х годах входила, вместе с другими немецкими фирмами Wanderer, Audi и DKW, в состав концерна Auto Union
    Многие люди на территории бывшего СССР ошибочно полагают, что «Horch» — старое название фирмы «Audi». Но «Horch» — не «Audi» и не «Ауто Унион», это одна из четырёх фирм («Horch», «Wanderer», «DKW», «Audi») создавших ещё одну в 1932 году: «Auto Union» («Автомобильный союз»). Причём все четыре учредителя должны были носить знаменитые четыре кольца «Auto Union», означавшие союз этих четырёх фирм. То есть каждое кольцо означало одну компанию. В разное время после войны фирмы «Horch» , «Wanderer» и «DKW» прекратили своё существование, а фирма «Audi» отказалась от своей первоначальной эмблемы, но оставила себе разрекламированные четыре кольца концерна «Auto Union», убрав надпись Auto Union с колец.
    И «Horch» , и «Audi» основал один человек — Август Хорьх. В начале 20-го века из-за финансово-правового конфликта с акционерами компании «August Horch Automobilwerke GmbH» сам Август Хорьх был вынужден уйти из фирмы, носящей его фамилию, и основать совершенно другую компанию — «Audi».
    В названиях двух автомобилестроительных компаний, основанных одним человеком, прослеживается игра слов: императив «Horch» на простонародном немецком диалекте значит «Слушай», «Audi» — то же самое по-латыни.
    Во время Второй мировой войны компания «Horch» выпускала и военную автотехнику. В СССР автомобили «Horch» попали уже как трофеи или в качестве репарации. Многие известные люди Германии и СССР владели автомобилями фирмы Horch . Например, у маршала СССР Георгия Жукова было несколько подобных трофейных машин. Последние «Хорьхи» были выпущены в 1950-х годах на территории будущей ГДР.

Audi как альтернатива Horch

    1910 год стал годом рождения Audi, нового названия, которое сейчас знает весь мир. Хорьх переименовывал свою компанию в "Audi Automobilwerke GmbH" (Производство автомобилей Ауди). Слово "Audi" является переводом с немецкого на латинский его фамилии Horch - "Внимание".
    Некоторые думают, что AUDI это аббревиатура. Но это латинское слово, его перевод "Внимание", по-немецки "Horch" тоже "Внимание". Однокоренные слова с латинской основой - "аудитория" или "аудит".
    В августе 1928 датский инженер Йорган Расмуссен из DKW приобрёл контрольный пакет акций в Audi-Werke. В июне 1932 им были объединены производственные мощности Audi, DKW, Horch и Wanderer. Новую компанию называли Auto Union AG — Союз Автопроизводителей Германии.
    Логотип новой компании представлял из себя четыре пересекающихся кольца. Каждое кольцо символизировало каждую из четырёх входящих в союз компаний. Этот логотип, затем упрощённый до четырёх колец, и стал логотипом Audi в настоящее время.
    Закат
    В новой компании Auto Union Аугуст Хорьх стал членом наблюдательного совета директоров.
    Наследие
    Начиная с середины прошлого века и до настоящего времени Ауди известна как производитель технологически передовых "суперавтомобилей", которые высоко ценятся во всём мире. И это больше, чем Аугуст Хорьх мог бы предположить.
    Он являлся почётным гражданином Цвиккау и почетным профессором в Брауншвейгском Техническом Университете до смерти в 1951 году. В 1937 была издана его автобиография под названием "Ich Baute Autos" ("Я делал автомобили").

Закрыть