Чем отличается колесо от шестерни. Зубчатое колесо. Какими зубчатые колеса могут быть по форме зубьев

Зубчатое колесо или Шестерня – это важнейшая деталь, которая применяется в механизмах зубчатой передачи и выполняет основную функцию - передает вращательное движения между валами, при помощи зацепление с зубьями соседней шестерни. Выглядит шестерня как диск с конической или цилиндрической поверхностью на которой на равном расстоянии расположены зубья. В зубчатой передаче шестерней называют малое зубчатое колесо с небольшим количеством зубьев, а большое - зубчатым колесом. В случае применения пары шестерен с одинаковым количеством зубьев, ведущую называют шестерней, а ведомую – зубчатым колесом. Но чаще всего все зубчатые колеса и малые и большие называют шестернями (шестеренками).

Какими зубчатые колеса могут быть по форме зубьев?

Ник Уэдон объясняет, почему быть зубчатым колесом не является таким незначительным достижением. Первым и самым впечатляющим видом для посетителей на экскурсию по мельнице Брикстон является то, что паруса тянутся в небо. Но что связывает их с тяжелыми серыми жерновами на втором этаже ниже?

Передача движения с парусов, размашистая с величественной скоростью до вращения мельницы на высокой скорости, стала возможной благодаря нескольким наборам зубчатых колес или зубчатых передач. На рисунке показаны два из этих колес - большое цилиндрическое колесо и каменная гайка.

Заурядно используют шестерни парами с различным количеством зубьев, этот механизм зубчатой передачи позволяет преобразовать число оборотов валов и вращающий момент. Передаточное число - это отношение чисел оборотов валов в минуту, определяется отношением диаметров шестерен или отношением чисел из зубьев. К стати, число зубьев на колесах влияет на плавность хода передачи, чем их число больше, тем плавнее ход передачи. Ведущей шестерней называется та, вращение которой передается извне, а ведомой называют шестерню, с которой снимается вращающий момент. Если диаметр ведущей шестерни больше, то вращающий момент ведомой шестерни уменьшается за счёт пропорционального увеличения скорости вращения, и наоборот.

Что называется зубчатым колесом?

Но жернова в Месопотамских ветряных мельницах приводились непосредственно парусами, прикрепленными к камню, без использования зубьев. Для тонкой муки вам нужны быстрые жернова, но эти ранние камни могут вращаться только с той же скоростью, что и паруса, что может измениться с появлением зубчатых колес.

Одно из первых применений зубчатых колес восходит к построению колесниц в древнем Китае. Использование автоматических навигационных устройств не является чем-то новым! Это была рабочая механическая модель небес. Часы отличались высокой точностью к зубчатым передачам, поскольку зубчатые колеса различного размера были связаны с руками, которые шли на разных скоростях.

Изобретение Шестерни

Изобретатель шестерни не известен, в истории шестерни упоминаются Ктезибием он использовал древнее зубчатое колесо в своих водяных часах во II веке до нашей эры, а так же упоминает в своем сочинении о применение шестерен Архимедом в III веке до н.э. Есть данные о использовании шестерен Римлянами в начале новой эры. В работах Леонардо да Винчи, в чертежах некоторых механизмов присутствуют шестерни с формой зуба близкой к современной.

Зацепление зубчатых колес разных размеров позволяет умножать мощность и скорость от одного конца механизма до другого. В часах секундная стрелка идет примерно в 60 раз быстрее, чем минутная стрелка, от одного и того же источника питания. Это все равно было бы довольно медленным для поворота камней, поэтому больше передач на дне главного вала будет приводить камни в четыре раза быстрее, то есть в двенадцать раз быстрее, чем паруса. Если бы все машины были соединены через зубчатые колеса, это привело бы к тому, что камни превращались в две обороты в секунду.

Области применения шестерен

Шестерни применяются в различных, сложных и простых механизмах в машиностроении, судостроении, в пищевой и горнодобывающей промышленности, а так же: в буровых установках, железно дорожных вагонах, в подъемных кранах, в автомобильных дифференциалах, коробке передач, танках, лебедках, шестеренных гидромашинах – насосах, часах и в прочих механизмах.

Для тех, кто помнит, используя проигрыватели, это примерно 120 оборотов в минуту - в два с половиной раза скорость 45 синглов. Таким образом, ветряная мельница не просто предлагает уроки ветроэнергетики и фрезерования: зубчатые колеса являются примером силы математики и техники.

Поперечный профиль зуба

Зубчатые колеса в мельнице Брикстона имеют название: тормозное колесо, ватер, большой шпоры и каменный гайка. Каждая пара состоит из колеса с металлическими зубцами, которые сцепляются с колесом с деревянными зубьями. Такое расположение было более спокойным и избегало риска возникновения искр, пылящих пылью в воздухе, - это одна из многих опасностей для занятого мельника.

Отношение вращающих моментов можно определить, рассматривая силу, с которой зуб одного колеса воздействуют на зуб другого. Полагаем, что контакт двух зубьев находится в точке на линии, соединяющей оси валов двух колес. В общем случае, сила будет иметь как радиальную, так и касательную составляющие. Радиальную составляющую можно отбросить: она только давит сбоку на вал и не способствует вращению. Его вызывает касательная составляющая. Вращающий момент равен произведению касательной составляющей на радиус. Таким образом, мы видим, что большее колесо испытывает больший момент, а меньшее - меньший. Отношение вращающих моментов равно отношению радиусов. Это как в случае с отношением скоростей, только наоборот. Больший момент соответствует меньшей скорости, и обратно. Тот факт, что отношение моментов обратно пропорционально отношению скоростей также может быть выведено из закона сохранения энергии . Здесь мы пренебрегли влиянием трения на отношения моментов. Отношение скоростей действительно определяется отношением числа зубьев или размеров, но трение делает отношение моментов меньшим, чем обратное отношение скоростей.

Большой размер тормозного колеса, который управляет всеми остальными, важен: если бы он был намного меньше, парусам пришлось бы превращать машины. То же самое можно сказать о велосипедах и автомобилях. При настройке самое большое зубчатое колесо используется для движения, и как только есть хороший импульс, переключения передач могут позволить поддерживать ту же скорость, используя меньшую мощность. Этот объект никогда не разрабатывался на ветряных мельницах.

Во время работы зубчатые колеса ветряной мельницы всегда задействованы, так как разъединение и зацепление с различными передачами при фрезеровании быстро приведет к повреждению износа зубьев и будет опасным для оператора. В дополнение к приводным машинам, ветряная мельница содержит еще один набор зубьев, которые помогают верхушке здания вращаться, превращая паруса в ветер. Этот раздел называется крышкой, узнаваемой по конструкции деревянной конструкции, похожей на перевернутую лодку.

В вышеизложенных рассуждениях мы упомянули о «радиусе» зубчатого колеса. Так как фактически колесо не является кругом, а представляет собой неровный круг, у него нет радиуса. Однако можно считать, что в паре сцепленных колес каждое из них имеет эффективный радиус, который называется радиусом делительной окружности, и является радиусом таких гладких колес, чьи радиусы будут давать такое же отношение скоростей, которое выдают данные колеса. Радиус делительной окружности может считаться неким «средним» радиусом зубчатого колеса, где-то между радиусами окружности выступов и окружности впадин. Если вам нужен реферат , то много материала на различные темы вы найдёте на сайте "http://mir-prekrasen.net".

Крышка сидит на вершине кирпичной стены башни на плоском стальном кольце, которое хранится в смазке. Удерживаемый своим собственным мертвым весом, колпачок сдерживается от скольжения сбоку направляющими колесами, установленными против верхней части внутренней стены.

Набор винтов в кольце вокруг верха стены позволяет рукоятке в колпачке, чтобы заставить ее вращаться. Рукоятка кривошипа прикреплена к большому зубчатому колесу, чтобы облегчить движение маленького колеса против неподвижных зубьев. Несмотря на собственную передачу, требуется два человека, чтобы повернуть ручку. Каждый поворот рукоятки поворачивает колпачок на две градусы, а это означает, что на 90 оборотов рукоятки нужно надеть колпачок в противоположную сторону.

При рассмотрении вопроса о радиусе делительной окружности, всплывает тот факт, что точка контакта зуба одного колеса с зубом другого меняет свое положение во время их взаимодействия; также меняется и направление силы. В результате отношение скоростей (и моментов) в общем случае не постоянное, если детально рассмотреть ситуацию по всей длительности нахождения пары зубьев в контакте. Отношения скоростей и вращающих моментов, описанные в начале раздела верны только в первом приближении, как долговременные средние; их значения в отдельных положениях зубьев могут быть различными.

Цепочки - шестерни продолжают все

Но для оригинальных мельников это было бы частью «ежедневного измельчения»!

Цепи на горных велосипедах

Цепи на велосипедах на треккинге. Это правильно. Механизмы, также называемые зубчатыми колесами, являются основными элементами передачи энергии между деревьями. Они позволяют уменьшить или увеличить крутящий момент с минимальными потерями энергии и увеличить или уменьшить скорость, без потери энергии, для того, чтобы не ускользнуть. Изменение скорости и кручения осуществляется в соотношении примитивных диаметров.

Фактически можно выбрать такие формы зубьев, которые давали бы действительно постоянное отношение скоростей, как в короткие промежутки времени, так и долговременно. В зубчатых передачах хорошего качества так обычно и сделано, так как колебания вызывают нежелательную вибрацию и оказывают дополнительную нагрузку на зубья, что может вызвать их поломку под большой нагрузкой на высокой скорости. Постоянное отношение скоростей необходимо для точности в зубчатых передачах приборов, стационарных и наручных часах. Эвольвентный профиль зуба один из тех, что обеспечивают постоянное отношение скоростей, и он является наиболее распространенным в наши дни. Определенное отношение скоростей, как следствие наличия зубьев, дает зубчатым передачам преимущество над другими приводами (такими, как фрикционные и клиноременными) в точных механизмах, таких как часы, которые основаны на точном отношении скоростей.

Увеличивая вращение, крутящий момент уменьшается и наоборот. Таким образом, в паре шестеренок, у большей из них всегда будет меньшее вращение и будет передавать больший крутящий момент. Меньшая передача всегда имеет более высокое вращение и меньший крутящий момент. Движение зубов между ними осуществляется таким образом, что в примитивном диаметре нет скольжения, существует только аппроксимация и снятие. В других частях фланга имеется скользящее и катящееся действие. Отсюда следует, что периферийные скорости примитивных окружностей обоих колес равны.

В случаях, когда источник движения и его приемник в непосредственной близости друг от друга, зубчатые колеса также имеют преимущество над другими приводами благодаря малому числу необходимых деталей; обратная сторона заключается в том, что зубчатые колеса более дороги в изготовлении и необходимость в смазке повышает стоимость эксплуатации. Редуктор это не усилитель или сервомеханизм. Закон сохранения энергии определяет, что количество энергии, выдаваемое выходным зубчатым колесом или валом, никогда не превышает энергию, приложенную к входному колесу, вне зависимости от передаточного отношения. Работа равна произведению силы и пройденного пути, поэтому небольшому зубчатому колесу необходимо покрыть большее расстояние в процессе, и воздействовать с большей крутящей силой или вращающим моментом, чем это было бы в случае, если зубчатые колеса были бы одного размера.

На следующем рисунке показан наиболее распространенный тип механизма, называемый цилиндрическим зубчатым колесом, в цилиндрических передачах. Термин «шестерня», хотя он может использоваться для обозначения только одного из элементов, обычно используется для обозначения передачи. Передача передач состоит из двух или более элементов. Когда две шестерни находятся в контакте, мы называем шестерню самой маленькой и самой короной. Деноминация не имеет никакого отношения к тому, что один элемент является двигателем, а другой - перемещенным, но только с размерами.

Также имеет место некоторая потеря выходной мощности вследствие трения. Используя качественные хорошо смазанные зубчатые колеса промышленного производства, сделанные в соответствии с запросами рынка, можно добиться снижения потерь энергии до двух процентов и ниже. Прямозубые цилиндрические колеса наиболее простой, и по всей видимости, наиболее распространенный тип зубчатого колеса. Их основная форма - цилиндр или диск (диск это всего лишь короткий цилиндр). Зубья выступают радиально , и у этих «прямо нарезанных колес» образующие поверхности зуба расположены параллельно оси вращения.

Проблемы с цилиндрическими зубьями. Рафаэль Антонио Компарси Оранж. На рисунке показана передача цилиндрическими зубчатыми шпорами. Это просто демонстрационная схема, но она показывает, как зубы контактируют. Когда кривошип в нижнем повороте, правый элемент передает мощность влево.

Передача цилиндрическими зубчатыми зубцами. Выражение «мощность передачи» является обобщением закона сохранения энергии. Это означает, что один из элементов выполняет работу с другой, с определенной скоростью. По-видимому, вся энергия передается, но реальность показывает, что ее часть теряется при скольжении между зубами. Передающая мощность может не описывать назначение редукторной передачи в большинстве инженерных приложений. Желательно передавать определенный крутящий момент, то есть способность прилагать усилия к выходу передачи.

Данные зубчатые колеса зацепляются подобающим образом, только если они установлены на параллельных валах. Косозубые цилиндрические зубчатые колеса - усовершенствование по сравнению с прямозубыми. Образующие зубьев не параллельны оси вращения, а расположены под углом. Так как колесо круглое, то отклонение на угол вызывает то, форма зуба представляет собой участок винтовой линии. Расположенный под углом зуб входит в зацепление постепенно, в отличие от прямого. Это приводит к тому, что косозубые колеса работают более плавно и тихо, чем прямозубые. Косозубые колеса допускают возможность использования непараллельных валов. Пара косозубых колес может зацепляться при двух способах ориентации валов: либо по сумме, либо по разности углов зубьев колес.

Передачи могут быть классифицированы в соответствии с относительным положением осей вращения. Ни параллельно, ни пересекается. Внутренний контакт. Параллельная винтовая передача. Неподвижная прямая стойка и шестерня. Проблемы терминологии зубчатых колес На следующем рисунке показаны некоторые термины, используемые в шпоночных передачах.

Глубина или высота стопы: радиальное расстояние между примитивной окружностью и окружностью стопы. Толщина зуба: толщина зуба измеряется в примитивной окружности. Передний шаг: длина зуба и пространство, измеренное на примитивной окружности. Передний модуль: Обратный «диаметральный рисунок», примитивный диаметр, деленный на количество зубьев.

Эти конфигурации еще называются параллельной и скрещивающейся соответственно. Параллельная более традиционна. При ней винтовые линии пары сцепленных зубьев соприкасаются на общей касательной, и контакт между зубьями проходит (в общем случае) по кривой на некотором участке их длины. В скрещивающейся конфигурации винтовые линии не соприкасаются по касательным, и между поверхностями зубьев контакт происходит в точке. Из-за небольшой площади контакта, скрещивающиеся косозубые колеса могут быть использованы только при слабых нагрузках.

Филе или округление: маленький луч, который соединяет профиль зуба с окружностью стопы. Шестерня: самое маленькое снаряжение для любого. Большую передачу называют только шестерню или корону. кв. Примитивная точка: точка, касающаяся ритмических окружностей колес. Контактная траектория: траектория, прослеживаемая точкой контакта зуба с зубом. Это также угол между линией действия и общей касательной.

Основная окружность: мнимая окружность, используемая в эвольвентной передаче, для создания эвольвентной формы, формирующей профиль зубов. Список значений, используемых для «диаметрального тона». Действие зубчатого зуба Фундаментальный акт действия зубов.

Достаточно часто косозубые колеса входят в пары, где угол винтовой линии одного колеса противоположен по знаку углу другого; их можно назвать колесами с правой и левой винтовыми линиями равных углов. Если подобная пара сцепляется параллельно, то два равны, но противоположных угла дадут ноль: угол между валами равен нулю, значит, валы параллельны. Если пара сцепляется «накрест», то угол между валами будет равен удвоенному значению угла их винтовых линий.

В противном случае оба профиля будут разделены, таким образом. Таким образом, соотношение между угловыми скоростями и приводной шестерней или отношением скоростей контакта с зубьями. Эта точка делит линию центров, и ее положение определяет отношение скоростей между двумя зубами. Таким образом, выражение является основным законом действия винтика зубчатого колеса.

Коэффициент постоянной скорости. Эти два круга называются первичной окружностью, а отношение скорости равно обратному отношению диаметра первичных окружностей. Чтобы получить ожидаемое соотношение скоростей двух пар зубьев, нормальная линия их профилей должна проходить через соответствующую примитивную точку, которая определяется соотношением скоростей. Два профиля, удовлетворяющие этому требованию, называются сопряженными профилями.

Следует отметить, что «параллельные» косозубые колеса не нуждаются в параллельных валах - так получается, только если углы их винтовых линий равны по модулю, но противоположны по знаку. Здесь имеется в виду параллельность (квази-параллельность) зубьев, а не положение валов. Как отмечалось в начале, косозубые колеса работают более плавно, чем прямозубые. Когда колеса параллельные, каждая пара зубьев сначала входит в контакт в одной точке на одной стороне зубчатого колеса; движущаяся кривая контакта на поверхности зуба постепенно увеличивается. Вплоть до всей ширины зуба в некоторой момент времени. Наконец, она убывает до того момента, когда зубья теряют контакт в единственной точке на противоположной стороне колеса. Таким образом, сила распределена равномерно.

Несмотря на то, что возможны многие формы зубов, только два удовлетворяют основному закону, и они имеют общее применение: циклоидный и эволюционный профиль. Эволюция имеет важные преимущества, ее легко сделать, и центральное расстояние между двумя эвольвентными передачами может меняться без изменения отношения скорости. Таким образом, не требуется тесная толерантность между положением осей, что делает наиболее используемую конъюгированную кривую инволютивной.

Следующие примеры относятся к эвольвентным цилиндрическим зубчатым колесам. Эвольвентное слово используется из-за контура внутренней кривой зубчатого колеса. Механизмы имеют много терминов, параметров и принципов, и одним из наиболее важных понятий является отношение скорости, которое представляет собой отношение скорости вращения моторного редуктора и ведомой шестерни.

В случае с прямозубым колесом ситуация иная. Когда пара зубьев сходится, немедленно возникает линия контакта по всей длине зуба. Это вызывает ударную нагрузку и шум. Прямозубые колеса на высоких скоростях производят характерный «жалобный вой» и не способны к передачи таких же больших моментов, как косозубые, из-за того, что их зубья воспринимают ударную нагрузку. Тогда как прямозубые колеса используются при небольших скоростях и когда можно подавить шум (а косозубые требуются, когда заложены высокие скорости, мощности или требуется снижение шума). Скорость считается высокой, когда скорость по делительной окружности (окружная скорость) превышает 5000 футов в минуту.

Если 15-зубчатая передача - двигатель, а ведомая шестерня имеет 30, коэффициент скорости равен. Самая используемая кривая для профиля зубчатого колеса - это эвольвент круга. Эта кривая представляет собой траекторию, нарисованную точкой на линии, когда линия вращается без скольжения по окружности круга. Его также можно определить как путь, нарисованный концом веревки, который первоначально обертывается вокруг круга, когда веревка разматывается из круга. Круг, чья эвольвента порождается, называется базовым кругом.

Чем ниже примитивный диаметр, тем более выраженная эвольвента будет. Чем больше примитивный диаметр, тем менее выраженным будет эвольвента, пока в шестерне бесконечного примитивного диаметра эвольвент не будет прямой. В этом случае профиль зуба будет трапециевидным, с наклоном только угол наклона.

Недостатки косозубых колес - в возникающем давлении вдоль оси колеса, которое необходимо уравновесить установкой радиально-упорного подшипника, а также в повышенном трении скольжения между входящими в зацепление зубьями, из-за чего часто прибегают к специальным присадкам в смазку. Двойные косозубые колеса, изобретенные Андре Ситроеном (которые еще называют шевронными) решают проблему осевой силы, которая возникает у одиночных косозубых колес, тем, что они имеют зубья, расположенные в форме буквы «V». Каждое колесо в шевронной передаче может быть рассмотрено, как два стандартных, но зеркально отраженных и соединенных воедино косозубых колеса. Это устраняет осевое усилие, так как каждая половина колеса испытывает его в противоположном направлении.

В зависимости от того, как сопрягаются противоположно направленные зубья в середине шевронного колеса, установка может быть такой, что вершина зуба сопрягается с вершиной другого, или же установка в шахматном порядке, когда вершина зуба сопрягается с впадиной другого. При старом методе изготовления шевронные колеса имели центральную канавку, разделяющую два противоположно-направленных ряда зубьев. Это было необходимо, чтобы позволить сход шевера. Конические колеса, по существу, имеют коническую форму, хотя в действительности колесо не продолжается до вершины ограничивающего его конуса. При зацеплении двух конических колес вершины их конусов лежат в одной точке, в ней же пересекаются оси валов. Угол между валами может быть любым, кроме нуля и 180 градусов. Конические зубчатые передачи с равным количеством зубьев и прямым углом между осями валов называются miter gears.

Зубья конического колеса могут быть прямо-нарезанными, как у прямозубых цилиндрических колес, или же иметь различную другую форму. У «спиральных» конических колес зубья изогнуты по своей длине, а также расположены под углом, аналогично зубьям косозубого цилиндрического колеса, если сравнивать с прямозубым. «Спиральные» конические передачи имеют те же преимущества и недостатки, что и косозубые цилиндрические колеса по сравнению с прямозубыми. Прямозубые конические передачи в основном используются только на скоростях ниже 5 метров в секунду (1000 футов в минуту), или для небольших колес - 1000 оборотов в минуту. Коронообразное колесо это особая форма конического колеса с зубьями, установленными под прямым углом к торцу, и по своему положению они напоминают зубцы короны. Коронообразное колесо может точно зацепляться только с другим коническим колесом, хотя можно иногда увидеть их и с прямозубыми колесами.

Гипоидные зубчатые колеса напоминают спиральные конические, за исключением того, что оси валов смещены, а не пересекаются. Рабочие поверхности, представляются коническими, но для компенсации смещения вала, они фактически описывают гиперболоиды при вращении. Гипоидные колеса почти всегда проектируют для работы с перпендикулярными валами. В зависимости от того, в какую сторону смещен вал относительно направления зуба, контакт между зубьями гипоидных колес может быть даже более плавным и постепенным, чем у спиральных конических. Кроме того, можно спроектировать шестеренку с меньшим числом зубьев, чем у спиральной конической, и в результате передаточные отношения 60:1 и выше полностью осуществимы, используя одно сопряжение гипоидных колес.

Червяк напоминает винт. Его можно отнести к косозубым колесам, но угол винтовой линии обычно довольно большой (примерно равен 90 градусам) и его корпус достаточно протяженный в осевом направлении; и это те самые характеристики, которые придают ему винтообразные качества. Червяк обычно входит в зацепление с заурядно выглядящим дискообразным зубчатым колесом, который называют «шестеренкой», «колесом», «червячной шестеренкой», или же «червячным колесом». Главнейшее свойство сочетания червяка и червячного колеса - возможность получения высокого передаточного отношения с использованием очень малого числа деталей в небольшом рабочем пространстве. На практике, передаточные отношения у косозубых передач ограничены 10:1, в то время как у червячных они могут быть от 10:1 до 100:1, а иногда и 500:1. Между червячном колесом и червяком из-за большого угла винтовой линии последнего наблюдается значительное трение, что приводит к потерям, и КПД передачи обычно меньше 90%, а иногда и меньше 50%.

Отличие червяка от косозубого колеса наглядно проявляется, когда, по крайней мере, один зуб может удержаться на полном обороте по винтовой линии . В таком случае это червяк, иначе - косозубое колесо. Червяк может иметь несколько, и даже один зуб. Если зуб удерживается на нескольких полных оборотах по винтовой линии, то получается, что у червяка более одного зуба, однако это один и тот же зуб, растянутый по длине червяка. Червяки делятся на однозаходные и многозаходные. В сочетании червяка и колеса, червяк всегда приведет в движение колесо. Но если попытаться привести в движение червяк, то это может и не получиться. Это вышеописанное свойство называется самоблокировкой. Самоблокировка может быть и преимуществом, например, когда требуется установить положение механизма поворотом червяка, и чтобы механизм его сохранял. Настроечные колеса струнных музыкальных инструментов работают сходным образом. Рейка это зубчатый брусок или пруток, который можно считать зубчатым сектором с бесконечно большим радиусом кривизны.

Вращающий момент может быть преобразован в линейную силу при зацеплении рейки с шестеренкой: она вращается, а рейка движется по прямой линии. Подобный механизм используется в автомобилях для преобразования вращения рулевого колеса в движение соединительных тяг вправо и влево. Рейкам также отводится важное место в геометрии зубчатого зацепления, где, к примеру, может быть точно определена форма зубьев взаимозаменяемого набора зубчатых колес для рейки бесконечного радиуса , а также вывести формы зубьев для колес определенных радиусов. Как упоминалось в начале статьи, достижение постоянного отношения скоростей зависит от профиля зуба. Трение и износ работающих вместе зубчатых колес также зависят от профиля зуба.

Существует великое множество профилей зубьев, которые дают постоянное отношение скоростей, и во многих случаях, выбирая произвольную форму зуба, можно разработать такой профиль зуба для сопряженного колеса, что получится постоянное отношение скоростей. Хотя в наше время повсеместно используются в основном два профиля с постоянным отношением скоростей. Это циклоида и эвольвента. Циклоидальный профиль был более распространен вплоть до конца первого десятилетия девятнадцатого века; c тех пор её значительно потеснила эвольвента, особенно при построении кинематических цепей приводов.

Циклоида в некотором роде более интересная и «гибкая» форма; хотя эвольвента имеет два преимущества: она легче в изготовлении и допускает смещение центров зубчатых колес в некоторых границах без потери постоянства отношения скоростей. Циклоидальные зубчатые колеса работают соответствующим образом только если расстояние между центрами в точности правильное. Они до сих пор применяются в механических часах. Для изготовления зубчатых колес применяют различные сплавы цветных металлов, чугуны, порошковые материалы и даже пластик. Однако наиболее часто применяют сталь, благодаря высокой удельной прочности и небольшой стоимости.