Вождение автомобиля и водительское удостоверения (права) для лиц с ограниченными возможностями (инвалидов). Инвалидам разрешат ездить на авто с «механикой

Я стучусь в один из боксов в гаражном кооперативе, которых в Тольятти бесчисленное множество. О том, что я не ошибся адресом, свидетельствуют лишь аккуратные роллетные ворота, белеющие в тусклом свете ртутных ламп. Указателей нет ни на въезде в ГСК, ни на самóм боксе, но это клиентам и не требуется: мир инвалидов тесен - и клиенты находят сюда дорогу.

Рольставни прячутся под потолок, и навстречу мне на инвалидной коляске выезжает Сергей - владелец компании по установке органов ручного управления на обычные автомобили. Когда после аварии у Сергея отнялись ноги, он быстро понял, что существующие конструкции разработаны инженерами, мало знакомыми с реальными нуждами инвалидов. Сначала Сергей разработал механизм для себя, затем с его изобретением ознакомились друзья по несчастью, а сейчас к нему обращаются не только жители Самарской области, но и люди с ограниченными возможностями из соседних регионов.

Конструктив

Что же не так с конструкциями, которые выпускаются годами? Их разрабатывали в то время, когда инвалидам по программе социального страхования предлагали автомобили из числа самых доступных - Оку и классические Жигули, на смену которым пришла Гранта. Ирония судьбы в том, что все конструкции проектировались для машин с механической коробкой передач, а с 2015 года по техрегламенту переоборудовать разрешено только машины с автоматической трансмиссией. Фактически инспектор может остановить автомобиль с наклейкой «Инвалид» и, указав на несоответствие техрегламенту, снять номера и отправить на штрафстоянку.

А как же Ока с электромагнитным сцеплением, которую выпускали в Серпухове? Это были машины серийного производства с оригинальным VIN-кодом, изначально лишенные педалей (их функции выполняли рычаги ручного управления), - но узел показал себя ненадежным. Поэтому многие владельцы были вынуждены устанавливать педали и навешивать дублирующее оборудование.

Еще одна сложность в том, что разработчики решали компоновочные задачи, плохо представляя потребности людей с ограниченными возможностями. Придумали, сертифицировали - и пустили в серию: всё равно Фонд социального страхования распределит эти машины среди инвалидов, которым некуда деваться. Хотя, как считает Сергей, по-хорошему надо такие проекты выставлять на конкурс, чтобы инвалиды могли выбрать наиболее удобную конструкцию, - и именно ее нужно дорабатывать и доводить до конвейера.

Вы никогда не видели навесные комплекты? Они громоздкие, металлоемкие, требуют регулярного обслуживания. Только через десять лет после внедрения разработчики из «Унио Плюс» взялись за модернизацию своей конструкции. А каково инвалидам управляться с тремя рычагами! В иной ситуации приходится бросать руль, чтобы одной рукой выжать сцепление, а второй интенсивно тормозить…

Помимо челнинской фирмы «Унио Плюс» Сергей вспоминает компании Manual-Auto и «Мастер Химичев», базирующиеся, соответственно, в Ставропольском крае и под Челябинском. В выпускаемых ими навесных органах управления функции газа и тóрмоза совмещены в одной рукоятке, но вторая всё равно управляет сцеплением. И размещается эта сложная конструкция справа от руля - иначе будет затруднен доступ на водительское сиденье.

Зарубежные производители тоже предпочитают правостороннее расположение; их оборудование изначально рассчитано только на машины с автоматом и смонтировано не на рулевой колонке, а на полу, с тягами вдоль центрального туннеля. Делают неплохо, но и цена не бросовая - система с установкой тянет на 100 тысяч рублей.

Я с самого начала столкнулся с тем, что ездить на механике мне крайне сложно, - продолжает Сергей. - С иностранными комплектами для машин с автоматом тоже не всё гладко: ручку «газ - тормоз» монтируют у туннеля, поэтому есть риск зажать ее парализованной ногой и лишить подвижности. Конечно, можно, садясь за руль, стягивать конечности ремнем, но нам и без того хватает сложностей. И я разработал конструкцию, которая оказалась удобнее всех аналогов.

Итак, если классическое отечественное оборудование является навесным (крепится оно на рулевую колонку), а зарубежные разработки условно назовем напольными, то запатентованный Сергеем механизм предполагает скрытую установку под передней панелью. Есть в его портфолио и традиционная навесная конструкция - но в обоих случаях рычаг управления газом и тормозом размещен слева от руля. Более простую схему демонстрирует Opel Astra хозяина фирмы, а скрытым комплектом оснащен Mercedes-Benz E 220d инвалида-колясочника Алексея, который накатал на нем уже 70 тысяч километров.

Вниз - ускоряешься, вверх - замедляешься. Всё просто, - комментирует Алексей. - Я могу, сидя в неподвижном автомобиле, нажать левой рукой тормоз, чтобы правой передвинуть селектор автомата в «драйв», и спокойно тронуться. А в движении левой рукой управляю со штатного подрулевого рычажка световыми сигналами и - это же Mercedes! - стеклоочистителями.

При этом конструкция очень простая, компактная и прячется под панель так, что снаружи остается только рычаг управления. С педалью тормоза он соединен жесткой тягой с шарнирами, с педалью газа - тросом. Я проехал на этой машине несколько километров по городу, специально не касаясь педалей, - и даже без устойчивого навыка преодолел все светофоры и кольцевые развязки, используя только рычаг.

Если потребуется, рычаг можно снять всего за минуту - и за такое же время вернуть его на место, - комментирует Сергей. - С навесным оборудованием так не получится: люди тратят много времени на его демонтаж, а потом вынуждены заново его настраивать. В моей конструкции механизм скрыт панелью и никому не мешает.

В этом еще одно его достоинство. Традиционные комплекты громоздки, и никто не может предсказать, как они проявят себя в случае аварии - сертификация не предполагает краш-тестов. Представьте, что в современной машине сработает коленная подушка безопасности, а на ее пути окажется мешанина рычагов. А каково в случае аварии приложиться об эти рычаги коленями или руками?

Какие же требования предъявляются к производителям органов ручного управления? -

Наша деятельность не лицензируется, - отмечает Сергей. - Необходимо организовать серийное производство, чтобы выдерживать качество, - и можно получать сертификат в организации, которая выдает сертификаты на запасные части. Мы делаем образцы, оформляем документы, едем в сертификационный орган и получаем сертификат качества продукции. Второй документ - сертификат качества услуг, который дает право устанавливать выпущенное оборудование на автомобили. Для его получения необходимо иметь помещение, инструмент и квалифицированного установщика. Мастер производит монтаж в присутствии инспектора, который составляет заключение и выдает разрешительный документ. Технические условия на свою установку я разрабатывал самостоятельно. Затем мы пригнали Гранту с допоборудованием в московскую лабораторию, где ее сертифицировали за 17 тысяч рублей. А процесс монтажа инспектировал региональный инспектор - здесь, на месте, и обошлось это в восемь тысяч.

Предъявите документы

Для людей с ограниченными возможностями с прошлого года процедура оформления автомобилей с ручными органами управления усложнилась.

Купив автомобиль - обязательно с автоматом, - владелец до посещения установщика должен обратиться в аккредитованный центр НАМИ, который дает заключение о возможности установки выбранного оборудования на конкретную модель. Этот центр расположен в Москве, поэтому обычно заключение делают по фотографии (ориентируясь на сертификат производителя) и затем по почте высылают разрешение на установку. Получив его, инвалид отправляется в ГИБДД и подает заявление о том, что хочет смонтировать на свою машину дополнительные органы управления. С этими двумя документами он обращается к установщику, тот монтирует оборудование, затем инвалид вновь отправляет фото в НАМИ и получает заключение, что транспортное средство безопасно. С новой бумагой, сертификатом установщика и паспортом на устройство автовладелец обращается в ГИБДД, где ему ставят отметку в ПТС и СТС: «С ручным управлением».

Кстати, знаете, какие изменения отражены в документах на переоборудованную машину? Увеличение массы на два килограмма - и всё! Нужно ли тратить столько сил, особенно с учетом того, что машину в НАМИ на самом деле в глаза не видели?

Причем это далеко не все сложности, которые приходится преодолевать. Заключение о допуске инвалида к управлению автомобилем дает врач из медкомиссии, который в зависимости от возможностей будущего водителя указывает вариант управления - например, левой рукой и правой ногой или только руками. Здесь кроется еще одна проблема: чтобы инвалиду разрешили сесть за руль, необходимо развить на динамометре определенное нормативами усилие, - если после травмы руки слабы, за руль не пустят.

Скажете, такое ограничение - ради всеобщей безопасности? Так ведь требования писали, когда слаще вазовской «восьмерки» ничего не было. А теперь все автомобили - с усилителем рулевого управления, автоматом, системой стабилизации, и для управления ими не надо быть чемпионом по армрестлингу. Нормативы нужно пересматривать!

При этом инвалиды водят, как правило, аккуратнее обычных водителей. И понятно почему. Представьте, какие мучения их ожидают, если произойдет ДТП: нужно выбраться из машины на месте, потом мотаться в ГИБДД и страховую... И хотя сейчас госучреждения оборудуют пандусами, сделаны они для галочки, а не для людей.

А какова реальная потребность в машинах с органами ручного управления? Сейчас фирма Сергея производит не меньше 100 комплектов в год. В рамках программы Фонда социального страхования оборудуют по 30–60 машин в разных городах. Частные заказчики из Башкирии, Оренбурга, Пензы и Саратова приезжают в Тольятти два-три раза в месяц. Около 50 навесных комплектов с левосторонним рычагом управления уходят почтой для установки в сертифицированных центрах.

Органы управления для скрытой установки Сергей пока готов монтировать только у себя - он дает трехлетнюю гарантию на изделия и работы. Сейчас такими комплектами интересуется половина покупателей, благо разница в ценах не критическая: навесное оборудование на иномарку обходится в 14–15 тысяч рублей, а скрытое, вместе с монтажом, - в 20–25 тысяч. Комплект для трехпедальных Грант без монтажа стоит 12 тысяч, для тех, что с автоматом, - на пару тысяч дешевле.

Если оценивать спрос, то объем производства мог бы составить 30 тысяч комплектов за десять лет. Но для этого придется искать в регионах партнеров, нацеленных не на сверхприбыль, а на социальную сторону проекта. И выходить на автомобильных производителей - сначала тех, кто развивается на российском рынке. Потом, возможно, левосторонний рычаг с легким и компактным механизмом для скрытой установки придется по душе инвалидам, живущим за рубежом.

категорий М1 и N1, предназначенным для лиц с ограниченными физическими возможностями .

(пункт 15 Приложения № 3 к ТР ТС 018/2011)

15.1. Транспортные средства, предназначенные для лиц с ограниченными физическими возможностями, должны иметь адаптированные органы управления.
15.2. В отношении транспортных средств, предназначенных для лиц с ограниченными физическими возможностями, применяются все
требования настоящего технического регламента для соответствующей категории транспортного средства. Особенности применения требований к
эффективности тормозных систем установлены в пункте
15.3. При проверке эффективности рабочей и запасной тормозных систем усилие на ручном органе управления рабочей тормозной системы
должно быть не менее 65 Н и не более 275 Н, при этом рабочий ход органа управления должен быть в сторону от водителя.
При превышении величины усилия на ручном органе управления проводятся дополнительные испытания с начальной скоростью
торможения менее 80 км/ч, и определяется максимальная начальная скорость с заданной эффективностью торможения, при которой усилие на
ручном органе управления не превысит 275 Н. Эта скорость должна быть рекомендована изготовителем как максимальная разрешенная скорость
транспортного средства.
В руководство по эксплуатации транспортного средства вносится предупреждение о недопустимости превышения максимальной
разрешенной скорости в связи с возможным возрастанием усилия на органе управления рабочей тормозной системой, которое может быть не
реализовано водителем с ограниченными физическими возможностями.
15.4. Органы управления, адаптированные для лиц с ограниченными
физическими возможностями:
15.4.1. Должны обеспечивать удобство доступа в салон транспортного средства и на рабочее место водителя;
15.4.2. Должны иметь возможность регулировки для индивидуальной адаптации под конкретного водителя;
15.4.3. Должны соответствовать требованиям Правил ЕЭК ООН № 12-03 и 21-01 в отношении травмобезопасности;
15.4.4. Не должны мешать друг другу при одновременном манипулировании несколькими органами управления при совершении
управляющих воздействий;
15.4.5. Не должны препятствовать возможности управлять транспортным средством при помощи штатных органов управления (при
наличии);
15.4.6. Не должны ухудшать доступность и удобство пользования другими органами управления транспортным средством.
15.5. Рабочий ход органов управления должен обеспечивать неизменность рабочей позы водителя при выполнении управляющих
воздействий.
15.6. Привод органов управления должен обеспечивать надежную передачу и плавное изменение усилий без люфтов, заеданий и рывков и
траекторию движения органов управления без заметных деформаций элементов и звеньев приводов.
15.7. Усилие на ручном органе управления скоростью движения транспортного средства не должно превышать 35 Н.

Этот перечень, действующий с 6 января, довольно долго ждали гаишники. Хотя в конечном итоге им нужна лишь только справка: годен - не годен. Возможность допуска водителя к управлению автомобилем устанавливает медицинская комиссия. На основании собранных данных она определяет возможность предоставления такого права соискателю или непредоставления его.

Список ограничений по-прежнему прост. Однако в него закрались некоторые нюансы. Например, управлять автомобилем нельзя людям с умственной отсталостью. Неважно, что под эту категорию подходят и те, кто не может сложить 2+2, а также те, кто не может отличить право от лево. Понятие умственная отсталость с медицинской точки зрения включает весьма широкий круг отклонений в психике - от банальной депрессии до неадекватного восприятия действительности.

Можно понять, почему за руль нельзя садиться людям, страдающим эпилепсией, эта болезнь обозначена по квалификации G40. Любой приступ будет чреват аварией. Можно понять, почему нельзя садиться за руль тем, кто болен психическими болезнями в связи с употреблением различных веществ.

Нельзя сесть за руль тем, кто страдает всякими депрессиями или порывами, если это подтверждено медицинским заключением. У психиатров это называется расстройства настроения (аффективные расстройства).

В старых медицинских требованиях большинства подобных медицинских запретов просто не было. А теперь есть.

Но самое интересное - это запрет на управление транспортными средствами тем, у кого код заболевания соответствует F60 - F69 - расстройства личности и поведения в зрелом возрасте, в том числе и так называемые сексуальные аномалии.

Под этим имеются в виду в том числе трансвестизм, трансексуализм, фетишизм, эксгибитионизм, вуайеризм... Количество всяких разных поведений сексуального характера - огромно. И каждый владелец такого отклонения не имеет права управлять автомобилем. Эта тема довольно спорная. Совершенно непонятно, каким образом страсть к переодеванию в женское белье или мужское платье влияет на качество управление автомобилем.

Но список противопоказаний составлял минздрав. Чем руководствовались в этом ведомстве - пока не понятно. Возможно, просто забыли подчистить список и исключить из него те отклонения, которые никак не влияют на безопасность дорожного движения.

Медицинские показания отличаются для тех, кто управляет машинами с ручным управлением или машинами с автоматической трансмиссией. Также требования распространяются на машины, которыми управляют водители со слепотой одного глаза и при использовании водителем медицинских изделий для коррекции зрения.

Медицинские ограничения установлены в зависимости от категории и типа транспортных средств. Отдельно установлены требования к автомобилям с ручным управлением. Это касается тех, кто лишен какой-либо конечности.

Впервые прописаны требования к управлению автомобилями с автоматической коробкой передач. Теперь у некоторых инвалидов появилось право управлять автомобилями с автоматической трансмиссией.

Но как бы то ни было, эти ограничения уже вступили в силу. В ГИБДД придерживаются мнения, что права выдаются тем, кто предоставил соответствующую справку. А если справки нет, то права не выдаются. В то же время к медицинским работникам у ГИБДД не может быть претензий. Ведь инспекторы выдают права на основании медицинской справки. А устанавливать достоверность документа инспектор не обязан.

21 июля 2016г. вступает в силу решение Совета Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) о внесении изменений в технический регламент Евразийского Союза «О безопасности колесных транспортных средств», которые инициировал заместитель председателя комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Михаил Терентьев.

20 апреля депутат обратился к министру Минпромторга Денису Мантурову по вопросу внесения изменения в технический регламент в Евразийской Экономической комиссии.

«Запрет для инвалидов на вождение автомобилей с механической коробкой передач является дискриминирующим. Сегодня автомобиль для инвалидов является важным средством независимого образа жизни. Многие управляют автомобилем с механической коробкой передач. Однако в 2015 году вступил в силу технический регламент Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств», который напрямую запрещает использование автомобиля, предназначенного для инвалида, с механической трансмиссией или без антиблокировочной тормозной системы с 01 июля 2016 года. И вот теперь в это решение внесены коррективы, которые ждали многие инвалиды-автолюбители», — отметил Михаил Терентьев.

11 июля Совет Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) одобрил внесение изменений в технический регламент Союза «О безопасности колесных транспортных средств». Речь идет об исключении из «колесного» техрегламента требования по обязательному оснащению выпускаемых в обращение легковых автомобилей (категории M1) и легкого коммерческого транспорта (N1), предназначенных для людей с ограниченными физическими возможностями, автоматической трансмиссией.

Также исключаются требования об обязательном оснащении автоматической трансмиссией и антиблокировочной тормозной системой находящихся в эксплуатации транспортных средств при внесении изменений в их конструкцию, связанных с адаптацией автомобилей для управления этими категориями граждан.

До недавнего времени транспортные средства, используемые лицами с ограниченными физическими возможностями здоровья, в соответствии с требованиями техрегламента Союза должны были иметь в том числе автоматическую трансмиссию и антиблокировочную тормозную систему. Эти нормы имеют свои «плюсы». Однако эксперты стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС) посчитали, что «минусов» больше. Прежде всего, нужно говорить о невозможности использования лицами с ограниченными физическими возможностями здоровья автомобилей, оснащенных механической трансмиссией и не имеющих антиблокировочную тормозную систему.

Положительный эффект от принятия решения состоит в том, что это позволит снизить цену автомобиля для лиц с ограниченными физическими возможностями здоровья при переоборудовании личного транспорта. Решение также позволит обеспечить личным транспортом наибольшее число таких людей по государственным социальным программам, направленным на поддержку лиц с ограниченными физическими возможностями здоровья.

Решение вступит в силу по истечении 10 календарных дней с даты его официального опубликования.

Городская инфраструктура в России создает множество проблем для комфортной жизни людям с ограниченными возможностями. Причем ввод новых объектов, адаптированных для инвалидов, ситуацию не меняет, все определяется давно построенными сооружениями. Общественный транспорт также системно не подготовлен для лиц с ограниченными возможностями.

Соответственно, возможность водить личный автомобиль может кардинально поменять жизнь таких людей. И это часто реально – современные автомобили легко управляемы и могут быть оснащены различными средствами, помогающими рулить ими.

В 2013-2016 года прошла большая реформа получения водительского удостоверения, в том числе, изменения затронули медицинские требования к водителям. Были систематизированы различные ограничения в водительских правах. Изменились требования к вождению автомобиля и водительским удостоверениям (правам) для лиц с ограниченными возможностями (инвалидов).

В целом ситуация стала более понятной и прозрачной для людей с ограниченными возможностями, как это все работает на практике – другой вопрос (жду от вас отзывов).

Какие ограничения к вождению по медицинским показаний имеются

Ограничения по медицинским показаниям управления транспортными средствами всех категорий и подкатегорий, проставляются в разделе 14 водительского удостоверения и указываются в кодированном виде.

Список ограничений по состоянию на апрель 2017 года следующий:

MC - медицинские показания к управлению транспортным средством с ручным управлением;

AT - медицинские показания к управлению транспортным средством с автоматической трансмиссией;

APS - медицинские показания к управлению транспортным средством, оборудованным акустической парковочной системой;

GCL - медицинские показания к управлению транспортным средством с использованием водителем транспортного средства медицинских изделий для коррекции зрения;

HA/CF - медицинские показания к управлению транспортным средством с использованием водителем транспортного средства медицинских изделий для компенсации потери слуха.

Соответственно, первое что нужно сделать для получения водительского удостоверения пройти водительскую медкомиссию, получить медсправку и понять ваш случай. Какие ограничения наложит ваш диагноз можно посмотреть в постановлении правительства (там имеется перечень диагнозов). После получения водительской медицинской справки станет понятно водительское удостоверение для управления какими транспортными средствами вы можете получить.

Перечень заболеваний с медицинскими показаниями

Цитата из постановления правительства с перечнем заболеваний.

О ПЕРЕЧНЯХ МЕДИЦИНСКИХ ПРОТИВОПОКАЗАНИЙ, МЕДИЦИНСКИХ ПОКАЗАНИЙ И МЕДИЦИНСКИХ ОГРАНИЧЕНИЙ К УПРАВЛЕНИЮ ТРАНСПОРТНЫМ СРЕДСТВОМ

I. Медицинские показания к управлению транспортным средством с ручным управлением (отметка MC в водительском удостоверении)

1. Деформация стопы, значительно затрудняющая ее движение.
2. Укорочение нижней конечности более чем на 6 см (за исключением случаев, когда конечность не имеет дефектов костей, мягких тканей и суставов, объем движений сохранен, длина конечности от пяточной кости до середины большого вертела бедра составляет более 75 см).
3. Ампутационные культи обоих бедер.
4. Ампутационные культи обеих голеней.
5. Культя бедра или голени одной конечности при значительном нарушении двигательных или статических функций другой нижней конечности (ампутационная культя стопы, деформация, сосудистое заболевание, поражение крупных периферических нервных стволов и др.).
6. Стойкая деформация или заболевание нижних конечностей, таза или позвоночника, значительно затрудняющее стояние и ходьбу (анкилозирующий полиартрит нижних конечностей, тяжелый кифосколиоз и спондилит с явлениями компрессии, псевдоартроз, эндартериит II и III степени, слоновость и др.).
7. Паралич и парез нижних конечностей при возможности сидения.
8. Повреждение нервно-сосудистого пучка одной нижней конечности со значительными трофическими нарушениями (обширные незаживающие язвы).

II. Медицинские показания к управлению транспортным средством с автоматической трансмиссией (отметка ATв водительском удостоверении)

9. Отсутствие верхней конечности или кисти.
10. Отсутствие нижней конечности или стопы.
11. Деформация кисти или стопы, значительно затрудняющая движение кисти или стопы.
12. Культя бедра или голени при одновременном отсутствии одной из верхних конечностей.
13. Отсутствие пальцев или фаланг, а также неподвижность в межфаланговых суставах:
а) отсутствие 2 фаланг большого пальца на руке;
б) отсутствие или неподвижность 2 или более пальцев на правой руке или полного приведения хотя бы одного пальца;
в) отсутствие или неподвижность 3 или более пальцев на левой руке или полного приведения хотя бы одного пальца.
14. Остаточные явления поражения центральной нервной системы в виде гемиплегии.

III. Медицинские показания к управлению транспортным средством, оборудованным акустической парковочной системой (отметка APS в водительском удостоверении)

15. Слепота одного глаза.

IV. Медицинские показания к управлению транспортным средством с использованием водителем транспортного средства медицинских изделий для коррекции зрения(отметка GCL в водительском удостоверении)

16. Аномалия рефракции, снижающая остроту зрения ниже разрешенной, при условии повышения остроты зрения в очках или контактных линзах до разрешенного уровня.

V. Медицинские показания к управлению транспортным средством с использованием водителем транспортного средства медицинских изделий для компенсации потери слуха(отметка HA/CF в водительском удостоверении)

17. Болезни уха и сосцевидного отростка, снижающие слух ниже разрешенного уровня, при условии улучшения слуха с использованием технических средств реабилитации (слуховой аппарат, речевой процессор) до разрешенного уровня.

Использование автоматической коробки передач как медицинское ограничение

Принципиальный момент в проведенной реформе что была добавлена автоматическая коробка передач как одно из медицинских ограничений. В ходе реформы получение водительского удостоверения автоматическая коробка полностью уравнена с механической (вы может выбрать как вам учиться), это существенно упрощает обучение.

Автомобили с ручным управлением

Потребность в автомобилях с ручным управлением велика, существует три принципиальных варианта как купить такой автомобиль:

1. Производители выпускают автомобили в комплектации с ручным управлением и адаптированные для инвалидов с конвейера;
2. Автомобильные компании предлагают варианты переоснащения автомобиля;
3. Есть независимые компании, которые готовы переоснастить практически любой автомобиль на ручное управление.

В России основным вариантом стал третий, есть множество сервисных фирм готовых переоснастить автомобиль и помочь с согласованием, например, компания «UNIO +»

Второй вариант так же доступен, например, оснащение своих автомобилей предлагает концерне VW и Skoda (традиционно дружественная к инвалидам марка)

Первый вариант (адаптированный автомобиль с конвейера) я не смог найти. Естественно наряду с новыми автомобилям могут интересны автомобили с пробегом.

Автомобили для инвалидов бесплатно

Предоставление автомобиля за счет госсредст было законодательно прекращено в 2005 году, ранее некоторым категориям инвалидов бесплатно предоставляли автомобиль Ока и Таврия. Поставки автомобилей были нерегулярными и часто предлагали денежную компенсацию за неоказанную поставку. Довелось прочесть про некоторые инициативы, в том числе региональные, но в нынешних экономических условиях это скорее популизм чем реальное предложение

Правила дорожного движения и инвалиды

Правилами дорожного движения установлены требования к оборудованию транспортного средства в случае управления им лицом, которому присвоена инвалидность. И ряд преимуществ при движении по дороге. Отдельные правила касаются инвалидов-пешеходов, которые передвигаются в инвалидных колясках без двигателя.
Инвалидами признаются люди, имеющие медицинские заболевания, прошедшие процедуру присвоения инвалидности по результатам медико-социальной экспертизы (МСЭ). До принятия соответствующего решения, человек инвалидом не считается.

Для получения преимуществ на дороге инвалид должен установить особенный знак «инвалид» - в виде квадрата желтого цвета со стороной 150 мм и изображением символа. Это право водителя, а не обязанность. Устанавливается он спереди и сзади транспортного средства, когда автомобиль управляется инвалидом 1 и 2 группы, а также на транспортные средства, которые перевозят инвалидов или детей-инвалидов.

Инвалид в автомобиле: преимущества на дороге

ПДД прямо предусмотрено, что на транспортные средства, которые управляются инвалидами 1 и 2 групп, перевозящие таких инвалидов, детей-инвалидов, не распространяется действие следующих знаков:

3.2. Движение запрещено
3.3. Движение механических средств запрещено
3.38. Стоянка запрещена
3.29. Стоянка запрещена по нечетным числам месяца
3.30. Стоянка запрещена по четным числам месяца

Автошколы для инвалидов

Как инвалиду выбрать автошколу, научиться водить и получить водительское удостоверение можно прочитать в специальном материале:

Темы инвалидов за рулем и получение инвалидами водительских удостоверений на Рулимс предложила и поддержала

Если Рулимс помог вам (упростил получение водительского удостоверения или позволил сэкономить в чем-то) помогите и ему, буду благодарен за любые суммы, перевести можно как с банковской карты, так и из Яндекс.Деньги (необходимо выбрать нужный способ оплаты). Полученные средства позволят развить ресурс, поднимать новые темы и возможно предложить новые сервисы.

Если вы не можете воспользоваться предлагаемыми способами перевода, поддержите близкий мне Благотворительный фонд Предание. У них доступны практически все имеющиеся способы приема средств.

Также можно помочь опубликовав ссылку на Рулимс () в вашей любимой социальной сети, блоге или форуме (особенно был бы благодарен за блоги и форумы, заранее огромное спасибо). Так же буду благодарен за участие в группах в социальных сетях и исключительно благодарен за перепосты интересных вам материалов в ваши блоги и форумы. Для развития проекта так же очень полезны ваши комментарии и примеры из вашего опыта. Для комментариев лучше зарегистрируйтесь на Рулимс. Форма регистрация на сайте максимально простая, предполагаются сервисы только для зарегистрированных пользователей. Подробней почитать как можно помочь ресурсу можно на странице .