Как выключить фары на машине. Автоматическое включение ближнего света фар своими руками: делаем “скандинавский” свет. Можно ли пользоваться противотуманными фарами

Пожалуйста, придерживайтесь соответствующих правил дорожного движения при применении световых устройств.

Во время управления транспортным средством в дождливый день, стекло окна быстро будет охлаждаться и температура у стекла внутри транспортного средства быстро снижаться, поэтому влага, оставшаяся в воздухе будет накапливаться и создавать конденсат. При этом вода будет появляться на внутренней стороне стекла окон. Причина появления конденсата на внутренней поверхности стекла передней фары - таже самая. Другими словами, количество воды, находящейся в воздухе увеличится при росте температуры и в случае снижения температуры, вода будет накапливаться и создавать конденсат, известный как туман.

Если на световой арматуре транспортного средства появляется конденсат то после включения дальнего и ближнего света, конденсат, что появился на стекле передних фар, начнет рассеиваться и исчезнет через 1 час - это является нормальным явлением. Если нет, то внутри может находиться вода. Обратитесь к соответствующей СТО для осуществления ремонта.

При замене электрической лампочки, внимательно проверяйте установку каждой части фары для того, чтобы убедиться в правильности установки и хорошей изоляции! В противном случае могут произойти серьезные последствия из-за попадания внутрь воды или пыли!

Струя воды высокого давления не должна использоваться для мытья моторного отделения, особенно осветительной арматуры. В противном случае, через высокое давление струи части световой арматуры могут ослабиться и отойти, и может намокнуть вентиляционное отверстие, электропроводка и электрические соединители.

В следствие чего, вода, что будет находиться внутри световой арматуры или пар, не рассеются, что приведет к созданию большого количества конденсата.

Габаритные огни

2 совместится с соответствующим символом.

Фара ближнего света

Поверните крайнее кольцо рычага подрулевого переключателя 1 в положение, при котором метка 2 совместится с соответствующим символом. На приборном щитке загорится соответствующая сигнальная лампа.

Фара дальнего света

В случае если уже включен ближний свет, то для включения дальнего света потяните рычаг подрулевого переключателя 1 на себя. На приборном щитке загорится соответствующая сигнальная лампа.

Чтобы вновь включить ближний свет фар, еще раз передвиньте рычаг переключателя на себя.

Противотуманные фары

Примите во внимание, что в случае необходимости включить противотуманные фары, должны быть включены габаритные лампы и фары ближнего света. Обычно, передние противотуманные фары включаются на случай тумана, метели, дождя или в случае серьезной ограниченности видимости.

Поверните среднее кольцо 3

Противотуманные фары включаются, только в том случае если уже включены наружные осветительные приборы. При включении на щитке загорается соответствующая лампа.

Не забывайте выключать противотуманные фары, когда в них нет нужды, чтобы не мешать другим водителям.

Задний противотуманный фонарь

Поверните среднее кольцо 3 рычага подрулевого переключателя в положение, при котором метка 4 совместится с соответствующим символом.

Выключение наружного освещения

Установите крайнее кольцо рычага подрулевого переключателя 1 или 3 в первоначальное положение.

Современный автомобиль увешен внешними световыми приборами, как новогодняя ёлка игрушками. И всем этим надо умело пользоваться. Ошибаются те, кто думает, что включать те или иные световые приборы или не включать, это всё на усмотрение водителя. Девятнадцатый раздел Правил строго регламентирует, когда и что нужно включать. Чтобы со всем этим разобраться, давайте смоделируем реальную поездку.

Итак, мы начинаем движение днём при ясной погоде.

Правила. Раздел 19. Пункт 19.5. В светлое время суток на всех движущихся транспортных средствах с целью их обозначения должны включаться фары ближнего света или дневные ходовые огни.

Правила делят сутки на следующие части:

– Светлое время суток.

– Вечерние сумерки.

– Темное время суток.

– Утренние сумерки.

Движение в светлое время суток при прозрачной атмосфере самое комфортное и безопасное. Тем не менее, даже в светлое время суток водители в силу различных причин могут не увидеть друг друга, и ДТП происходит, что называется, «средь бела дня».

С целью обеспечение бо льшей безопасности Правила обязывают всех водителей во время движения обозначать своё транспортное средство (не только ночью, но и днём! ). При этом днём, то есть в светлое время суток, для обозначения своего транспортного средства водители обязаны включать либо фары ближнего света, либо дневные ходовые огни (если они есть).

Дневные ходовые огни – это новинка, приобретающая в последнее время всё большую популярность, ибо они обладают заметными преимуществами:

– Лучше распознаются.

– Автоматически включаются вместе с запуском двигателя и выключаются, когда двигатель глушится.

– Отличаются экономичностью, высокой надёжностью и долговечностью.

– Продлевают срок службы обычной системы освещения.

Правила выделили дневные ходовые огни в отдельный термин и дали им такое определение:

Правила. Раздел 1. “Дневные ходовые огни” – внешние световые приборы, предназначенные для улучшения видимости движущегося транспортного средства спереди в светлое время суток.

Обратите внимание – дневные ходовые огни обозначают транспортное средство только спереди!

И в светлое время суток это абсолютно правильно.

Днём идущее впереди транспортное средство вам и так хорошо видно (без всякого дополнительного освещения). И в то же время Вы легко, особо не напрягаясь, непрерывно контролируете события сзади, благодаря тому, что у едущего сзади автомобиля включены дневные ходовые огни.

Либо благодаря тому, что у едущего сзади включены фары ближнего света.

Либо благодаря тому, что у едущего сзади включены противотуманные фары.

Ученики. Позвольте, причём здесь противотуманные фары? В пункте 19.5 нет никаких противотуманных фар! В пункте 19.5 говорится только о фарах ближнего света и о дневных ходовых огнях.

Учитель. Да, вы совершенно правы. В пункте 19.5 о противотуманных фарах действительно ничего не говорится. Но о них говорится в пункте 19.4.

вместо ближнего света фар в соответствии с пунктом 19.5 Правил.

Резюмируем:

В светлое время суток на всех движущихся транспортных средствах с целью их обозначения должны включаться:

– либо фары ближнего света;

– либо дневные ходовые огни;

– либо противотуманные фары.

Вы ещё не забыли? Мы двигаемся днём при ясной погоде. Но вот впереди тоннель!

В тоннелях на движущемся транспортном средстве должны быть включены фары ближнего или дальнего света .

Совершенно неважно, короткий тоннель или длинный, есть там искусственное освещение или его нет.

Во всех случаях, двигаясь в тоннеле, водители обязаны включать именно фары ближнего или дальнего света.

И это правильно – в любом тоннеле освещения всегда недостаточно. Да и потом искусственное освещение это не солнце и в любой миг может погаснуть. И тогда дневные ходовые огни или противотуманные фары мало, чем вам помогут. Тут потребуются именно фары (ближнего или дальнего света).

В Билетах есть такая задачка, и здесь вы частенько ошибаетесь:

В тоннеле с искусственным освещением должны быть включены:

1. Фары ближнего света или габаритные огни.

2. Фары ближнего света или дневные ходовые огни.

3. Фары ближнего или дальнего света.

Комментарий к задаче

Некоторые из вас начинают сомневаться – разве можно включать дальний свет в тоннеле? Я же буду всех слепить!

Конечно, если движение плотное (хоть в тоннеле, хоть не в тоннеле), водители обязаны переходить на ближний свет.

Но если слепить некого (хоть в тоннеле, хоть не в тоннеле), кто ж вам запретит включить фары дальнего света. Правила именно это имели в виду.

Выехали из тоннеля, можно продолжить движение на ближнем свете фар,

можно перейти на противотуманки, можно перейти на дневные ходовые огни.

Но вдруг небо затянуло чёрными тучами, всё вокруг потемнело, и пошёл дождь.

Или, скажем так – нет никаких туч, просто наступил вечер, сумерки, ещё не ночь, но видимость стала недостаточной .

Правила. Раздел 19. Пункт 19.1. В условиях недостаточной видимости независимо от освещения дороги на движущемся транспортном средстве должны быть включены фары ближнего или дальнего света .

То есть Правила не делают никакой разницы между движением в тоннеле и движением в условиях недостаточной видимости. И, в общем-то, правильно – в обоих случаях освещённость недостаточная, и требование «должны быть включены фары ближнего или дальнего света» вполне оправдано.

Но, с другой стороны, условия недостаточной видимости это ведь не только снижение освещённости, как, например, в сумерки. Условия недостаточной видимости это ещё и временное ухудшение прозрачности атмосферы, как, например, в тумане – светло, но ничего не видно! Так, может быть, уже пора включить противотуманные фары и задние противотуманные фонари? Посмотрим, что по этому поводу сказано в Правилах:

Правила. Раздел 19. Пункт 19.4. Противотуманные фары могут использоваться в условиях недостаточной видимости с ближним или дальним светом фар .

Правила. Раздел 19. Пункт 19.7. Задние противотуманные фонари могут применяться только в условиях недостаточной видимости.

То есть в условиях недостаточной видимости в первую очередь необходимо включить фары ближнего или дальнего света! При желании к ним можно добавить противотуманные фары, а при необходимости можно ещё и включить задние противотуманные фонари.

Здесь нам придётся сделать небольшое отступление. Опыт работы в автошколе подсказывает мне, что далеко не все ученики имеют чёткое представление о том, какие световые приборы расположены впереди, какие – сзади, как они работают и, вообще, чем отличается фара от фонаря.

Основное назначение фар – освещать дорогу. И они, конечно же, расположены впереди и они белого цвета. Правда, противотуманные фары могут светить и жёлтым светом (считается, что жёлтый свет лучше пробивает туман).

Основное назначение фонарей – обозначать само транспортное средство. И они расположены сзади и все красного цвета. Исключение составляют только фонари заднего хода и освещение номерного знака – они белого цвета.

Кроме этого у автомобиля (мотоцикла) есть ещё габаритные огни. Передние габаритные огни – белого цвета, задние габаритные огни – красного цвета.

Водителю крайне важно знать, как именно согласована работа фар и фонарей. В частности необходимо понимать, что можно включить габаритные огни, не включая фары. Но невозможно включить фары, не включив габаритные огни!

То есть когда мы говорим, что водитель включил габаритные огни, это значит, что впереди горят два белых огня, а сзади – два красных (но фары не горят).

Если мы говорим, что водитель включил фары (неважно какие), это значит, что впереди горят фары, а сзади – два красных габаритных огня.

Но вернёмся к «нашим баранам». Итак, в условиях недостаточной видимости водитель обязан включить фары ближнего или дальнего света (а раз включены фары, значит, сзади обязательно будут гореть красные габаритные огни).

Но при сильном тумане (снегопаде, дожде) дальний свет фар не достигает полотна дороги!

Вот тут-то самое время перейти на ближний и подключить противотуманки. Плоский и широкий пучок света противотуманных фар бьет под пелену тумана, высвечивая не только проезжую часть, но и обочину.

Посмотрите, как хорошо стало видно логотип «автошколадома».

Только не вздумайте двигаться на одних противотуманках. Противотуманные фары высвечивают дорогу в 5-10 метрах от автомобиля. Движение в условиях недостаточной видимости на одних противотуманках опасно и потому Правилами запрещено.

Но есть ещё одна проблема.

В условиях недостаточной видимости задние габаритные огни уже на расстоянии 10 метров превращаются в малозаметные точки, а то и вообще становятся невидны.

В этом случае водителя выручат задние противотуманные фонари. Они горят несравненно ярче, чем габаритные огни.

Именно поэтому Правила разрешают применять задние противотуманные фонари только в условиях недостаточной видимости!

Если включить их при прозрачной атмосфере, вы будете слепить едущих сзади водителей.

В Билетах есть одна задачка про задние противотуманные фонари. Она откровенно провокационная, и вы частенько делаете здесь ошибку:

Сумерки плавно перетекли в ночь. Наступило темное время суток.

Но туман рассеялся. Атмосфера абсолютно прозрачна.

Правила. Раздел 19. Пункт 19.1. В тёмное время суток на движущемся транспортном средстве должны быть включены фары ближнего или дальнего света.

Подчёркиваю! – если Правила говорят: «В тёмное время суток», и ничего не добавляют, значит, на дворе тёмная непроглядная ночь, но и только. Никакого тебе тумана, дождя, снегопада и проч.

Поскольку мы уже с наступлением сумерек двигались с включенными фарами ближнего света, то с наступлением тёмного времени суток нам и делать-то ничего не надо. Правда, остались неясными два момента. Во-первых, разрешается ли пользоваться ночью противотуманными фарами? И, во-вторых, в каких случаях можно использовать фары дальнего света?

Правила. Раздел 19. Пункт 19.4. Противотуманные фары могут использоваться в тёмное время суток на неосвещённых участках дорог совместно с ближним или дальним светом.

Как видим ночью ездить на одних противотуманках Правила категорически запрещают (так же, как и в условиях недостаточной видимости). Но можно добавить противотуманки к фарам ближнего или дальнего света, если дорога неосвещена.

Теперь о том, когда можно использовать дальний свет и когда нельзя.

Мы уже знаем, что и ближний, и дальний свет можно использовать, во-первых, при движении в тоннеле, во-вторых, при движении днём в условиях недостаточной видимости и, в-третьих, при движении ночью, независимо от того, какая тут видимость (достаточная или недостаточная). Осталось только понять, когда можно использовать ближний свет, а когда дальний.

Правила. Раздел 19. Пункт 19.2. Дальний свет фар должен быть переключён на ближний:

– в населённых пунктах, если дорога освещена;

– при встречном разъезде на расстоянии не менее чем за 150 метров до транспортного средства, а также и при большем, если водитель встречного транспортного средства периодическим переключением света фар покажет необходимость этого;

– в любых других случаях для исключения возможности ослепления водителей как встречных, так и попутных транспортных средств.

Разберёмся с каждым из этих требований по отдельности.

1. Дальний свет фар должен быть переключён на ближний – в населённых пунктах, если дорога освещена.

Оставим это требование Правил без комментария. Тут вроде бы и так всё понятно – по городским улицам ночью ездим с ближним светом (если, конечно, они освещены).

Но если заберёмся в такое место, где не видно ни зги, то даже в городе разрешается включить дальний.

2. при встречном разъезде на расстоянии не менее чем за 150 метров до транспортного средства, а также и при большем , если водитель встречного транспортного средства периодическим переключением света фар покажет необходимость этого .

Дальний свет (если он правильно отрегулирован) достигает полотна дороги на расстоянии 90 – 100 метров от автомобиля. Правила с запасом установили минимальное расстояние между сближающимися транспортными средствами – 150 метров. К этому моменту водители обоих транспортных средств обязаны переключить дальний свет фар на ближний, дабы не ослепить друг друга.

Но может случиться так, что у одного из автомобилей фары не отрегулированы, и дальний свет бьёт, что называется, «в небо». В этом случае встречные водители ещё издалека будут просить (мигая своими фарами) перейти на ближний свет. И Правила обязывают водителя это сделать, даже если расстояние между сближающимися транспортными средствами более 150 метров.

3. Дальний свет фар должен быть переключён на ближний – в любых других случаях для исключения возможности ослепления водителей, как встречных, так и попутных транспортных средств .

Дальний свет может создавать проблемы не только для тех, кто едет навстречу, но и для тех, кто двигается впереди в попутном направлении. Для этой ситуации Правила не установили никакого минимального расстояния, но грамотный водитель всегда переключит фары на ближний свет, приближаясь к транспортному средству, едущему впереди.

А кстати! Как должен вести себя водитель при ослеплении светом фар?

Мы уже поговорили об этой ситуации в седьмой теме. Повторим ещё раз. Тёмное время суток.

Дорога вне населённого пункта без искусственного освещения. Навстречу едет автомобиль с включённым дальним светом фар. Только представьте – вы не видите полотна дороги, вы не видите разметку, вы не видите обочину. Это же смертельно опасно!

Самое правильное сейчас – это изобразить вынужденную остановку. То есть знак аварийной остановки выставлять не нужно, только лишь включите аварийную световую сигнализацию и плавно остановитесь, не меняя полосы. Уверяю вас, это самое правильное и безопасное решение. Тем более что и Правила требуют того же:

Правила. Раздел 19. Пункт 19.2. Последний абзац. При ослеплении водитель должен включить аварийную сигнализацию и, не меняя полосу движения, снизить скорость и остановиться.

Ну и, наконец, самые сложные условия движения!

Мало того, что ночь на дворе, так ещё и недостаточная видимость!

На этот случай Правила не придумали ничего нового, ибо все возможности современного транспортного средства уже исчерпаны.

Поэтому в условиях недостаточной видимости порядок пользования внешними световыми приборами один и тот же в любое время суток. Можно включить дальний свет, можно включить ближний, можно добавить противотуманные фары, можно зажечь задние противотуманные фонари.

Другое дело, что опытные водители при движении в сильном тумане, дожде или снегопаде никогда не используют дальний свет. Они прекрасно знают, что в таких условиях дальний свет неэффективен – он попросту не долетает до поверхности дороги, и водитель ничего не видит, кроме тумана, снега или дождя.

В таких условиях самое правильное – это ближний свет плюс противотуманные фары. И, конечно, скорость должна быть такой, чтобы остановочный путь был меньше расстояния видимости.

Особый случай – буксировка!

При буксировке два транспортных средства двигаются как одно целое на близком расстоянии друг от друга. В таком случае и обозначать себя они должны как одно целое.

Буксирующий – впереди, и у него включены фары , буксируемый – сзади, и у него включены габаритные огни .

Правила. Раздел 19. Пункт 19.1. В темное время суток и в условиях недостаточной видимости независимо от освещения дороги, а также в тоннелях на движущемся транспортном средстве должны быть включены следующие световые приборы:

– на всех механических транспортных средствах и мопедах – фары дальнего или ближнего света, на велосипедах – фары или фонари, на гужевых повозках – фонари (при их наличии);

– на прицепах и буксируемых механических транспортных средствах – габаритные огни .

Правила запретили буксируемому включать фары даже в темное время суток и даже в условиях недостаточной видимости (только габаритные огни!). И в этом есть своя логика. Ведь у буксируемого ещё и будет включена аварийка:

Правила. Раздел 7. Пункт 7.1. Аварийная световая сигнализация должна быть включена при буксировке (на буксируемом механическом транспортном средстве).

Чтобы обозначить своё транспортное средство этого вполне достаточно, а освещать ему ничего не нужно – впереди максимум в 6-ти метрах едет буксирующий.

В Билетах есть одна такая задачка, и здесь вы частенько ошибаетесь:

Какие внешние световые приборы должны быть включены в тёмное время суток и в условиях недостаточной видимости независимо от освещения дороги, а также в тоннелях на буксируемых транспортных средствах?

1. Дневные ходовые огни.

2. Габаритные огни.

3. Задние противотуманные фонари.

Все случаи, когда на транспортном средстве должны включаться фары, прописаны в специальном разделе ПДД. Что нужно учитывать, чтобы не возникло спорных моментов на дороге?

Дальний свет на автомобиле

В темное время ближний или дальний свет обязателен. Без этого штрафа не избежать.
Дальний свет включаем в темное время суток, при недостаточной видимости и в туннелях. При этом Правила допускают пользоваться в этих случаях и ближним светом.

Дальний переключаем на ближний в следующих случаях:

При встречном разъезде (за 150 метров до встречного автомобиля);

При встречном разъезде на большем расстоянии, если водитель встречного автомобиля «поморгал» вам фарами;

Во всех случаях, когда ваш дальний может ослепить водителей встречных;

В населенных пунктах, если дорога освещена.

Можно воспользоваться дальним светом и при обгоне. Пункт 19.11 ПДД позволяет водителю «поморгать» дальним для предупреждения об обгоне.

Ближний свет на автомобиле

Многие водители забывают включать ближний свет днем. Инспекторы ДПС, как правило, ограничиваются устным замечанием и напоминают о необходимости соблюдать ПДД.

Ближний свет фар, как и дальний, включаем ночью, в туннелях и при недостаточной видимости. Днем включаем ближний или ДХО (пункт 19.5 ПДД).

Кроме этого, пунктом 19.3 установлена возможность использования ближнего света при остановке и стоянке в темное время суток на неосвещенных участках или в условиях недостаточной видимости. В этом случае ближний свет используется как дополнение к габаритным огням.

Противотуманки на автомобиле

Противотуманки можно использовать в условиях недостаточной видимости, а также в ночное время на неосвещенных участках вместе с дальним или ближним светом фар. Передние противотуманные фары, кроме того, можно использовать и самостоятельно (вместо ближнего света или ДХО) при движении в светлое время суток (пункт 19.4 ПДД).

Стоит отметить, что ПДД разрешают использовать задние противотуманные фары исключительно в условиях недостаточной видимости.

Обращаю внимание, что сам термин «недостаточная видимость» (видимость дороги менее 300 м в условиях тумана, дождя, снегопада и тому подобного, а также в сумерки) подразумевает лишь ухудшение видимости в связи с погодными условиями. Ни извилистая дорога, ни растущие вдоль обочины деревья (ограничивающие обзор и видимость), ни здания и сооружения к недостаточной видимости никакого отношения не имеют.

Не забудьте еще, что ПДД запрещают совмещать задние противотуманки со стоп-сигналами.

Спорные моменты

Если в темное время суток на автомобиле не горят фары, то для инспектора ДПС это 100%-ный повод остановить вас.

Давайте рассмотрим типичные случаи, когда инспектор ДПС обвиняет водителя в нарушении правил пользования световыми приборами.

В КоАП РФ за подобное нарушение предусмотрена ответственность в виде предупреждения или штрафа в 500 рублей (статья 12.20).

1. Вы видите в засаде экипаж ДПС и предупреждаете других водителей «морганием» дальним светом. Такие действия не возбраняются, так как прямого запрета на них в ПДД нет.

2. Ночью при въезде в населенный пункт по освещенной дороге вы не переключились на ближний. За это вас обоснованно привлекут к ответственности, так как необходимость переключиться на ближний установлена пунктом 19.2 ПДД. Если же дорога не освещена, можно продолжить движение на дальнем свете.

3. В светлое время суток для обозначения транспортного средства на дороге вы едете с передними противотуманками и так же проезжаете туннель. На выезде вас останавливает инспектор. Наказание будет справедливым. Ведь согласно пункту 19.4 противотуманки допускается использовать вместо ближнего света, тогда как пункт 19.1 говорит о необходимости включить дальний или ближний при проезде туннеля.

К слову, такая же ситуация и при движении с ДХО. Въезжая в туннель, нужно включить ближний или дальний. С ДХО по тоннелю ехать нельзя.

Въезжая в туннель, всегда включаем ближний или дальний свет фар. Ни дневные ходовые огни, ни отдельно горящие противотуманные фары не подойдут.

4. Если вы в темное время суток не переключаетесь с дальнего на ближний при встречном разъезде, наказание будет справедливым. Даже если встречные вас об этом не просят, пункт 19.1 ПДД говорит о необходимости перехода на ближний не менее чем за 150 метров от встречного автомобиля.

5. Днем в населенном пункте вы двигаетесь с дальним светом фар. В этом случае состава нарушения нет, так как прямой запрет на использование дальнего света в населенном пункте один - темное время и освещенная дорога.

6. Движение по городу в темное время суток с ДХО повлечет за собой штраф. В этом случае ПДД однозначно требуют включать либо ближний (если дорога освещена), либо дальний, если освещения в населенном пункте нет.

7. Если на автомобиле не работает одна фара (не важно, ближний свет или дальний), к ответственности вас привлекут уже по другой статье - часть 1 статьи 12.5 КоАП РФ (наказание такое же - предупреждение или штраф 500 рублей).

Найдите органы управления фарами. Место расположения будет разниться в зависимости от марки автомобиля, но существует несколько общепринятых мест размещения элементов управления. Обратите внимание на приборную панель или рычаг управления возле рулевого колеса.

  • Некоторые производители помещают отдельную панель управления фарами непосредственно под торпедой слева от водителя. Чаще всего такое исполнение встречается в больших авто с большей площадью торпеды. Найдите небольшую панель с поворотной ручкой. Стандартные символы индикатора фонарей должны располагаться на разном расстоянии по кругу.
  • Другие производители размещают элементы управления фарами на рычагах, прикрепленных к основанию рулевого колеса. Рычаг может располагаться слева или справа от руля, а поворотная ручка управления фарами будет находиться ближе к краю рычага. Такая ручка управления фарами будет иметь стандартные символы.

Найдите положение «ВЫКЛ». По умолчанию элемент управления фарами установлен в положение «ВЫКЛ». Обратите внимание на символ, обозначающий это положение, а также на его положение на ручке, чтобы в нужное время вы смогли отключить фары.

  • Положение «ВЫКЛ» обычно располагается в крайней левой стороне или в нижней части поворотной ручки. В качестве символа используется открытый или незаштрихованный круг.
  • Сегодня многие транспортные средства оснащаются «габаритными огнями», которые автоматически включаются при включении двигателя и выключении основных фар. Если при выключенных передних фарах вы все равно видите свет в передней части автомобиля, то это должны быть габаритные огни.
  • Всегда отключайте фары перед отключением двигателя. Если они останутся включенными при выключенном двигателе, то произойдет разрядка аккумулятора, после чего вы не сможете завести двигатель. Если вы забудете выключить фары и полностью разрядите аккумулятор, то завести машину вы сможете лишь толчком или от чужого аккумулятора.
  • Переключите ручку на правильный символ. Зажмите поворотную ручку управления между большим и указательным пальцами и поворачивайте до нужного положения. Положения обозначены разными символами, при этом вы должны ощущать щелчки при переключении разных положений.

  • Практическая проверка. При наличии сомнений проверьте опытным путем, как ваш автомобиль реагирует на переключение ручки в разные положения.

    • Если у вас есть помощник, попросите его или ее постоять перед машиной. Откройте окно, чтобы вы могли слышать помощника, затем переключайте поворотную ручку в разные положения. После каждого положения делайте паузу и спрашивайте помощника о том, какой свет включен.
    • Если у вас нет помощника, то припаркуйтесь возле гаража, стены или другого строения. Затем переводите поворотную ручку в разные положения и смотрите, как свет будет отражаться на поверхности перед вами. Вы сможете определить все положения по яркости отражаемого света.
  • Правильное использование света. Фары следует включать при низкой видимости. Если вы не можете рассмотреть участок дороги на расстоянии 150-300 метров перед вами, то пора включить фары.

    • Ночью фары всегда должны быть включены. При плотном движении используйте ближний свет, а в остальных случаях – дальний свет.
    • Также включайте фары на рассвете и в сумерках. Даже несмотря на некоторое естественное освещение, темные тени от зданий и других сооружений могут помешать увидеть другие транспортные средства. В эти часы необходимо включать как минимум ближний свет.
    • Включайте противотуманные фары в плохую погоду: дождь, снегопад, туман или пыльные бури. Не включайте дальний свет, поскольку в таких условиях отражение и яркость дальнего света фар может ослепить других водителей.
  • В современном автомобиле установлены целых 8 разных световых приборов (есть ещё подсветка заднего номерного знака, но в данном случае она нам не интересна). И эти 7 световых приборов: фар, фонарей, противотуманок и прочего нам необходимо использовать по-разному в зависимости аж от 8 условий. Давайте перечислим световые приборы и условия их использования на 2019 год!

    Итак, в автомобиле есть так называемые внешние световые приборы. К ним относятся:

    1. фары: ближний свет;
    2. фары: дальний свет;
    3. задние фонари;
    4. противотуманные фары (ПТФ);
    5. задние противотуманные фонари;
    6. габаритные огни;
    7. дневные ходовые огни (ДХО).

    А среди условий включения тех или иных световых приборов в ПДД существуют следующие:

    1. светлое время суток;
    2. тёмное время суток: освещённая дорога;
    3. тёмное время суток: неосвещённая дорога;
    4. условия недостаточной видимости;
    5. стоящее/движущееся авто;
    6. прицеп/буксируемое авто;
    7. населённый/не населённый пункт.

    Испугались? На самом деле не всё так страшно. Давайте узнаем, когда и в каких случаях нужно включать , противотуманные фары, дальний или ближний свет фар и габариты. Данные актуальны на 29 Марта 2019 года. Для удобства рассмотрим правила пользования светом автомобиля в зависимости от времени суток и других условий, и ответим на некоторые насущные вопросы. А в конце статьи приведём таблицу как простой способ запомнить, когда какие световые приборы необходимо включать на машине.

    Какой свет использовать днём?

    Днём, а именно, в светлое время суток нам можно пользоваться дневными ходовыми огнями (19.5 ПДД). Но вместо ДХО (не только если они не установлены в автомобиле, но и по желанию водителя) можно использовать ближний свет фар или противотуманные фары (19.4 + 19.5 ПДД).

    В светлое время суток (при условии, что нет условий недостаточной видимости) нужно включать:

    • дневные ходовые огни;
    • ближний свет фар;
    • противотуманные фары (но не совместно с ближним светом или ДХО).

    В светлое время суток нельзя включать:

    • дальний свет фар;


    Какой свет использовать в тёмное время суток?

    Тёмное время суток в ПДД определено как "промежуток времени от конца вечерних сумерек до начала утренних сумерек" (1.2 ПДД). Таким образом, в тёмное время суток входит полностью ночь, вечер от конца сумерек и утро до начала рассвета.

    В тёмное время суток нужно включать:

    • ближний или дальний свет фар в движении (см. ниже в каких условиях нельзя использовать дальний свет);
    • габаритные огни при остановке или стоянке на дороге, а также на прицепах и буксируемых автомобилях;
    • противотуманные фары - только на неосвещённых участках дорог и только совместно с ближним или дальним светом фар.

    Также в тёмное время суток можно включать при наличии специальную фару-прожектор при условии движения вне населённого пункта и при отсутствии встречных автомобилей.

    В тёмное время суток запрещено использовать:

    • дальний свет фар:
      • в населённых пунктах, если дорога освещена,
      • если встречный транспорт ближе 150 метров до Вас или даже если дальше и при этом моргает Вам фарами,
      • в любых других случаях, когда есть возможность ослепить водителей (именно водителей, а не пешеходов) встречных и попутных машин;
    • противотуманные фары - на освещённых дорогах или на неосвещённых без ближнего или дальнего света фар;
    • дневные ходовые огни;
    • задние противотуманные фонари.

    Какой свет использовать в условиях недостаточной видимости (в тумане)?

    Условия недостаточной видимости также определены в Правилах, поэтому никакой неясности тут нет. Эти условия включают в себя видимость водителя менее 300 метров при тумане , в сумерках, в дождь, снегопад и тому подобное. В общем, если видимость дороги составляет приблизительно менее 300 метров, единственного случая, когда на данный момент ночь, то это и есть условия недостаточной видимости.


    В условиях недостаточной видимости нужно включать:

    • ближний или дальний свет фар в движении (см. выше в описании освещения в тёмное время суток, в каких условиях нельзя использовать дальний свет);
    • габаритные огни при остановке и стоянке - ближний свет фар, противотуманные фары или задние противотуманные фонари совместно с габаритными огнями могут быть также включены в условиях недостаточной видимости (в отличие от тёмного времени суток).
    • противотуманные фары - только совместно с ближним или дальним светом фар (и на дорогах любой освещённости, в отличие от тёмного времени суток).
    • задние противотуманные фонари (это единственное условие, в котором можно ими пользоваться).

    В условиях недостаточной видимости нельзя пользоваться:

    • противотуманными фарами без ближнего или дальнего света фар;
    • дневными ходовыми огнями.


    Какой свет использовать в тоннеле?

    ПДД регламентируют обязательность включения в тоннелях (пункт 19.1). Правило здесь простое: условия использования тех или иных световых приборов такие же, как в тёмное время суток.

    Когда можно пользоваться "аварийкой"?


    Аварийная сигнализация - это тоже считается световым прибором, и ПДД чётко регламентируют возможность их использования. Итак, "аварийку" нужно включать:

    • при попадании в ДТП вместе со знаком аварийно остановки (2.5 ПДД + 7.1 ПДД);
    • при возникновении ситуации, когда Ваш автомобиль представляет опасность;
    • при вынужденной остановке в том месте, где остановка запрещена (совместно со знаком аварийной остановки);
    • при буксировке на буксируемом автомобиле;
    • если Вас ослепил встречный транспорт.

    Когда можно моргать фарами?

    Да, чаще всего водители моргают фарами (одно или несколько кратковременных переключений фар с ближнего или ДХО на дальний) при предупреждении о сотрудниках ДПС встречным автомобилям. Однако, ПДД рекомендуют это делать совсем в других случаях. В каких же:

    • для предупреждения других участников дорожного движения о начале обгона;
    • если Вас ослепляет встречное транспортное средство.

    При этом, нигде в Правилах не указан прямой запрет моргать фарами. Тем не менее, сотрудниками ДПС это может быть расценено как нарушение ПДД, вследствие чего можно легко заработать штраф в размере 500 рублей. Подумайте сами, ведь при моргании Вы включаете дальний свет, а его включать в большинстве случаев запрещено.

    Как видите, всё очень просто! Но давайте ещё больше упростим эти Правила использования световых приборов и представим всё в наглядном табличном виде.

    Условия/свет Светлое время Тёмное время суток, освещённые участки дорог населённых пунктов Тёмное время суток, неосвещённые участки дорог Тоннель Недостаточная видимость
    Ближний свет + + + + +
    Дальний свет - - + + +
    Противотуманные фары + 1 - + 2 - + 2
    Дневные ходовые огни + - - - -
    Задние противотуманные фонари - - - - +

    Сноски по таблице:

    1. Вместо ближнего света фар
    2. Только совместно с ближним или дальним светом фар

    И, напоследок, официальная выдержка из актуального ПДД 2019 года главы 19 о внешних световых приборах.

    19. Пользование внешними световыми приборами и звуковыми сигналами.

    19.1. В тёмное время суток и в условиях недостаточной видимости независимо от освещения дороги, а также в тоннелях на движущемся транспортном средстве должны быть включены следующие световые приборы:

    • на всех механических транспортных средствах - фары дальнего или ближнего света, на велосипедах - фары или фонари, на гужевых повозках - фонари (при их наличии);
    • на прицепах и буксируемых механических транспортных средствах - габаритные огни.

    19.2. Дальний свет должен быть переключен на ближний:

    • в населённых пунктах, если дорога освещена;
    • при встречном разъезде на расстоянии не менее чем за 150 м до транспортного средства, а также и при большем, если водитель встречного транспортного средства периодическим переключением света фар покажет необходимость этого;
    • в любых других случаях для исключения возможности ослепления водителей как встречных, так и попутных транспортных средств.

    При ослеплении водитель должен включить аварийную сигнализацию и, не меняя полосу движения, снизить скорость и остановиться.

    19.3. При остановке и стоянке в тёмное время суток на неосвещённых участках дорог, а также в условиях недостаточной видимости на транспортном средстве должны быть включены габаритные огни. В условиях недостаточной видимости дополнительно к габаритным огням могут быть включены фары ближнего света, противотуманные фары и задние противотуманные фонари.

    19.4. Противотуманные фары могут использоваться:

    • в условиях недостаточной видимости с ближним или дальним светом фар;
    • в тёмное время суток на неосвещённых участках дорог совместно с ближним или дальним светом фар;
    • вместо ближнего света фар в соответствии с пунктом 19.5 Правил.

    19.5. В светлое время суток на всех движущихся транспортных средствах с целью их обозначения должны включаться фары ближнего света или дневные ходовые огни.

    19.6. Фарой-прожектором и фарой-искателем разрешается пользоваться только вне населённых пунктов при отсутствии встречных транспортных средств. В населённых пунктах пользоваться такими фарами могут только водители транспортных средств, оборудованных в установленном порядке проблесковыми маячками синего цвета и специальными звуковыми сигналами, при выполнении неотложного служебного задания.

    19.7. Задние противотуманные фонари могут применяться только в условиях недостаточной видимости. Запрещается подключать задние противотуманные фонари к стоп-сигналам.