Разные токи на фазах двигателя. Трёхфазный двигатель. Работа в однофазной сети

Прежде чем рассматривать проблемы, связанные с запуском трехфазных электродвигателей, обычно используемых для привода различных устройств в холодильных машинах, представляется полезным напомнить некоторые общие положения.
Вначале давайте будем помнить о том, что никогда не следует запускать двигатель только для того, чтобы удовлетворить собственное любопытство и посмотреть, как он работает - любой запуск двигателя требует потребления электроэнергии, за которую нужно платить деньги. Энергия, потребляемая двигателем, всегда должна расходоваться с пользой, например, приводить в движение какое-либо устройство (компрессор, вентилятор, насос и т.п.).
Теперь рассмотрим небольшой двигатель и попробуем расшифровать надписи на шильдике этого двигателя {см. рис. 62.1).
Ph 3 - W 375: указанная надпись означает, что данный двигатель является трехфазным и способен обеспечить выходную мощность на валу 375 Вт.
220 / 380 V: эта надпись означает, что двигатель рассчитан на работу при двух возможных значениях напряжения в сети переменного трехфазного тока - 220 В с подключением обмоток статора по схеме "треугольник" (А) и 380 В с подключением по схеме "звезда" (Y).
1,7 / 1 А: при номинальной нагрузке рабочий ток двигателя должен быть равен 1,7 А для схемы "треугольник" (напряжение сети 220 В) и 1 А для схемы "звезда" (напряжение сети 380 В) (см. рис. 62.2).
Допустим, что данный двигатель используют для привода компрессора. Вспомним, что если меняется давление нагнетания, то потребная мощность на валу компрессора и ток, потребляемый двигателем, также будут меняться (см. раздел 10 "Влияние величины давления нагнетания на силу тока, потребляемого электромотором компрессора "). Если давление нагнетания растет, сила тока также увеличивается, и наоборот.
Рис. 62.2.
Следовательно, действительная сила тока, потребляемого двигателем в данный момент, редко совпадает с силой тока, указанной на шильдике. Вместе с тем, сила тока, потребляемого двигателем, ни при каких обстоятельствах не должна превосходить величину, указанную на шильдике (см. раздел 55 "Различные проблемы электрооборудования ").
Очевидно, что ток, потребляемый двигателем, будет равен 1 А только тогда, когда при напряжении в сети 380 В и подключении обмоток по схеме "звезда" потребная мощность на валу компрессора будет в точности равна 375 Вт (см. рис 62.3).
Рис. 62.3.
Точно также ток, потребляемый двигателем, будет равен 1,7 А только тогда, когда при напряжении в сети 220 В (такое напряжение в сети трехфазного тока в настоящее время встречается довольно редко) и соединении обмоток по схеме "треугольник" потребная мощность на валу компрессора составит точно 375 Вт

В «Хороших старых днях» о единственных источниках несбалансированных фазных токов была либо проблема в двигателе, такая как неуравновешенное количество витков в обмотках, неравномерный воздушный зазор или несбалансированные фазные напряжения. Проблемы обмотки или воздушного зазора, безусловно, связаны с двигателем. С другой стороны, неуравновешенные фазные напряжения являются проблемой энергосистемы. Несбалансированные напряжения обычно приводят к несимметричным токам, которые во много раз больше, чем процент дисбаланса напряжения.

Хотя целью нашего пособия не явлляется проведение расчетов, напомним, что мощность, потребляемая трехфазным электродвигателем из сети переменного тока, может быть найдена по формуле:

Не рискуя сильно ошибиться, можно принять, что для небольших двигателей коэффициент мощности coscp = 0,8. С учетом этого можно найти значение мощности, потребляемой нашим двигателем из сети переменного тока в соответствии с данными, указанными на шиль-дике
При напряжении в сети трехфазного тока 220 В (и подключении обмоток по схеме "треугольник") потребляемый ток равен 1,7 А. Следовательно, потребляемая мощность составит: 220 х 1,7 х л/3 х 0,8 = 520 Вт.
При напряжении в сети трехфазного тока 380 В (и подключении обмоток по схеме "звезда") потребляемый ток равен 1 А. Следовательно, потреблляемая мощность составит: 380 х 1 х VI х 0,8 = 520 Вт.
Из этих расчетов можно сделать два любопытных вывода 3 х 380 V *х»
1) Двигатель потребляет (округленно) и выдает одну и ту же мощность независимо от напряжения сети (естественно, выбор подключения обмоток - "звезда" или "треугольник" - должен соответствовать напряжению, иначе двигатель либо сгорит, либо его вал будет вращаться с пониженным числом оборотов). Ниже мы разовьем эту тему более подробно.

Используемое соотношение близко к 8: Другими словами, дисбаланс напряжения 1% может создать несимметричные фазные токи на 8%. Очень ненаучный способ взглянуть на проблему заключается в следующем. Однако, если нагрузка такая же, но фазовые токи не сбалансированы, общее число трех добавленных вместе всегда будет больше, чем сумма сбалансированных токов. В этом случае токи могут составлять 5, 3 и 1 для всего этого. Это очень ненаучный способ взглянуть на него, но он точно описывает эффект. Это означает, что высокий ток на одной ноге не означает, что остальные две ноги будут уменьшены на равную величину.

2) Потребляемая из сети мощность (здесь 520 Вт) больше, чем полезная мощность на валу (здесь 375 Вт), значение которой указано на шильдике. Значение мощности, указанное на шильдике, соответствует максимальному значению, которое может быть достигнуто на валу данного двигателя.
В последнем выводе не будем забывать, что обмотки статора двигателя представляют собой обыкновенные медные провода. При пропускании через них электрического тока они нагреваются точно так же, как любой электронагревательный прибор. Следовательно, часть подведенной к двигателю электрической энергии тратится не на вращение ротора двигателя, а на нежелательный нагрев обмоток: эта часть энергии представляет собой потери.

Способы соединения обмоток

Можно сказать, что несимметричные токи всегда приводят к более высокой рабочей температуре, сокращению срока службы двигателя и снижению эффективности. Следующий вопрос: «Что создает неуравновешенные токи?» В прошлые годы, если двигатель не был проблемой, источником неуравновешенных токов были несбалансированные фазные напряжения.

В сегодняшнем мире есть другие проблемы, которые часто не обнаруживаются при простых тестах напряжения. Одной из проблем растущей озабоченности является искажение напряжения, вызванное гармониками в токах силовой системы. Это может произойти, если в общей области есть нагрузки, которые выводят нелинейные токи из энергосистемы, они могут создавать искажение напряжения в синусоидальной волне нормального напряжения, что, в свою очередь, может приводить к несимметричным токам в двигателях, даже когда разности фазных напряжений не обнаруживаются вольтметром.

В нашем примере двигатель потребляет из сети 520 Вт, а на валу выдает только 375 Вт. Отсюда следует, что потери, составляющие 520 - 375 = 145 Вт, служат только тому, чтобы нагревать окружающую среду
Напомним, что коэффициент полезного действия (КПД) г] двигателя равен отношению полезной мощности на валу к мощности, потребляемой из сети. В нашем примере КПД г] = 375 / 520 = 0,72.
Это означает, что только 72% энергии, потребляемой нашим двигателем, расходуется на совершение полезной работы. Это указывает также на то, что 28% энергии, потребляемой из сети (и, следовательно, оплачиваемой нами), рассеивается, не принося никакой пользы.

Теперь вернемся к проблеме подключения обмоток трехфазного двигателя. Тип двигателя, рассматриваемый в нашем примере, в настоящее время является наиболее распространенным в Европе. Осматривая клеммную коробку этого двигателя, можно увидеть 6 клемм, условно обозначенных буквами U-V-W и Z-X-Y
ВНИМАНИЕ: клеммы нижнего ряда имеют обозначения, не соответствующие алфавитному порядку следования букв (то есть не XYZ, a ZXY - буква X находится в середине).
Теперь, если мы с помощью омметра проверим порядок подключения обмоток к этим клеммам, то получим картину, представленную на рис. 62.9.
В данном двигателе, широко используемом в европейском оборудовании, имеются три обмотки, подключенные изготовителем двигателя к следующим клеммам: U-X; V-Y; W-Z.

Например, если вы должны были обнаружить несимметричные токи двигателя и провести измерения с помощью цифрового вольтметра на трех фазах, они могут быть очень близки друг к другу. Естественная тенденция в этих условиях заключалась бы в том, чтобы обвинить двигатель в этой проблеме. Когда это происходит, необходимо сделать еще один шаг, чтобы определить или отклонить двигатель как источник проблемы. Тест состоит в том, чтобы повернуть все 3 фазы. Перемещение всех трех ножек будет поддерживать вращение двигателя в том же направлении.

Токи регистрируются на каждой ветке линии электропередачи до и после изменения соединений. Если высоковольтная нога остается на фазе линии электропередачи, проблема заключается в проблеме энергоснабжения, а не в проблеме с двигателем. Если, однако, он движется с ногами двигателя, то это проблема двигателя. Этот тест будет определять проблему как источника питания, так и двигателя. Здесь мы внимательно рассмотрим первый сегмент в типичной трехфазной двигателе и системе привода: от источника питания на входе привода к самому приводу, концентрируясь на входных измерениях.

Внимание! В исправном двигателе все три обмотки абсолютно одинаковы. Поэтому сопро-msH тивление обмоток, измеренное между клеммами при U-X; V-Y; W-Z при снятых клеммах должно быть одним и тем же (в противном случае в обмотках либо произошел обрыв, либо короткое замыкание).
Напомним, что сопротивление измеренное между клеммами верхнего ряда U и V, V и W, W и U, должно быть равно бесконечности, так же, как и для нижнего ряда (в противном случае можно говорить о том, что между двумя соседними обмотки есть короткое замыкание). Кроме того, сопротивление, измеренное между каждой из клемм и корпусом двигателя, также должно быть равно бесконечности (в противном случае, можно говорить о замыкании обмотки на массу). Все эти неисправности были рассмотрены нами в разделе 53 "Однофазные двигатели".

Это приложение содержит общие проблемы для измерений, используемых для их диагностики. Мы покажем вам, какие инструменты следует использовать для данной ситуации и как применять их к проблеме, чтобы вы могли быстрее и точнее решать проблемы. Вот несколько блоков в типичной трехфазной системе привода.

Работа в случае пропадания одной фазы

Во-первых, вход привода - это мощность переменного тока, поступающая в привод от сети. Во-вторых, привод и его выход, где преобразователь переменного тока в постоянный ток, фильтр постоянного тока и инвертор постоянного тока переменного тока обеспечивают трехфазную мощность двигателя. Обратите внимание, что эта статья посвящена устранению неисправностей трехфазных двигателей и приводов. Введение в входные измерения При устранении неполадок в системе, такой сложной, как двигатель и привод, иногда трудно понять, с чего начать. Проверяя напряжение питания, ток и частоту, вы можете исключить проблемы, которые могут повлиять на двигатель или прерывания, что может сэкономить время и привести к более быстрому разрешению проблемы. Кроме того, путем идентификации более или менее напряженных условий вы можете избежать неприятного отключения схем неисправности привода и возможного повреждения самого двигателя. в нескольких местах. На рисунке 2 показаны разные входные точки, идущие от главного входа в систему к подпанели или разъединителя на вход питания на приводе. Потенциально каждая из этих точек измерения может обеспечить разные результаты, поскольку на точки измерения могут влиять другие нагрузки на цепи. Точки входа, идущие от основного служебного входа к подпанели или разъединителя, к входу питания на приводе. чтобы сделать входные измерения: установить, что имеется достаточная мощность для питания двигателя и системы привода. Установить, что мощность имеет подходящее качество. Чтобы убедиться, что нагрузка на диск не оказывает негативного влияния на качество питания в системе в целом. Например, чтобы убедиться, что двигатель не генерирует гармоники или создает провалы, которые могут нарушить другие операции.

  • Наконец, двигатель и привод.
  • Содержание здесь плохо переводится на однофазные двигатели.
Вы должны приступить к диагностике на входной стороне моторного привода, потому что напряжение, ток и частота электричества, которые питают двигательную систему с переменной скоростью, могут повлиять на ее работу в краткосрочной перспективе, а также на ее долговечность и надежность в долгосрочной перспективе.

Например, при напряжении в сети 220 В трехфазного переменного тока обмотки двигателя должны быть подключены к сети по схеме "треугольник". Для этого с помощью перемычек следует соединить попарно клеммы U-Z, V-X и W-Y соответственно.
Зная, что концы обмоток подключены к клеммам U-X, V-Y и W-Z определить, в какой последовательности запитываются обмотки при их подключении по схеме "треугольник" (при напряжении в сети трехфазного тока 220 В).

Каково номинальное напряжение, ток и частота?

Номинальное напряжение, ток и частота питания - это три основных измерения напряжения, подаваемого на двигатель в нормальных рабочих условиях. В общем, «номинальный» означает «названный». Таким образом, номинальное напряжение представляет собой именованное напряжение части электрооборудования; другими словами, напряжение, при котором устройство предназначено для работы. Фактические значения могут варьироваться от номинальных значений; номинальные значения служат основой для сравнения с выполненными вами измерениями.

Решение на следующей странице...

Решение упражнения 1
Подключение по схеме "треугольник".

При подключении по схеме "треугольник" в соответствии с рис. 62.10 видно, что фаза L1 подводится к клемме U, а клеммы Z и U соединены перемычкой.
Концы одной обмотки подключены к клеммам Z и W, другой - к клеммам U и X. Таким образом, подключение фазы L1 выглядит так, как показано на рис. 62.11.
Теперь рассмотрим подключение фазы L2. Эта фаза подключается к клемме V, а клеммы V и X соединятся перемычкой.
Концы третьей обмотки подключены к клеммам V и Y. Таким образом, подключение фаз L1 и L2 соответствует схеме на рис. 62.12.

Работа в однофазной сети

Номинальное напряжение питания, ток и частота - это характеристики напряжения, подаваемого на двигатель в нормальных условиях эксплуатации. Вы можете выполнить эти измерения с помощью цифрового мультиметра и токового зажима, как и в однофазной цепи, но сделать измерения с помощью трехфазного анализатора качества электроэнергии облегчит работу. Одновременное измерение трех фаз может также выявлять взаимодействия между фазами, которые невозможно увидеть при однофазных измерениях. Обязательно правильно подключите анализатор качества мощности к типу схемы.

Завершая рассмотрение, отметим, что фаза L3 подключается к клемме W. При этом клеммы W и Y соединены перемычкой.
Полностью схема подключения "треугольник" представлена на рис. 62.13. На нем мы видим, что обмотки при этой схеме подключения расположены в форме треугольника, отсюда и произошло название схемы.

62. ТРЕХФАЗНЫЕ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛИ 62.1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

Используя анализатор качества электроэнергии, подключенный к входу привода, сначала измерьте входную сторону привода. Затем, при необходимости, измерьте на входе в службу. Размер отклонения от номинала, который считается приемлемым, зависит от локали, но, как правило.

Если напряжение постоянно слишком высокое, проконсультируйтесь с электрической утилитой. Сделайте это, сравнивая ваши текущие измерения с номинальной мощностью автоматического выключателя. Чтобы обнаружить проблемы, которые происходят в течение более длительного периода времени, чем ваши первоначальные измерения, используйте анализатор качества электроэнергии или рекордер качества электроэнергии для регистрации любых нарушений качества электроэнергии в цепи в течение более длительного периода измерения или до следующего сбоя. Если все измерения напряжения, тока и частоты находятся в допустимом диапазоне, проверьте дисбаланс напряжения и тока.

  • Напряжение должно быть в пределах плюс-минус 10 процентов от номинала.
  • Ток не должен превышать номинальную нагрузку.
  • Частота должна быть в пределах 5 Гц номинала.
  • Если напряжение слишком низкое, проверьте, перегружена ли локальная цепь.
В идеале напряжения, которые вы измеряете на каждой фазе трехфазной системы, должны быть одинаковыми.



План:

    Введение
  • 1 Режимы работы
  • 2 Режимы работы (подробно)
  • 3 Способы соединения обмоток
  • 4 Работа в однофазной сети
  • 5 Работа в случае пропадания одной фазы
  • 6 Электрозащита

Введение

Трёхфазный двигатель

Трёхфазный двигатель - электродвигатель, который конструктивно предназначен для питания от трехфазной сети переменного тока.

Это также верно для текущих измерений. Поскольку дисбаланс напряжения или тока может привести к простою или повреждению двигателя, важно научиться интерпретировать эти измерения. Несбалансированность возникает, когда трехфазные напряжения или ток различаются по величине. От двух до трех процентов дисбаланса напряжения может вызвать проблемы с диском.

Выражая величину дисбаланса напряжения или тока в процентах, вы можете просто и быстро описать размер проблемы одним числом. Чтобы получить процент дисбаланса, разделите наибольшее отклонение, измеренное на одной фазе, на среднее из трех фаз и умножьте на. Пять вольт, деленное на 485 вольт, равно 0, 01, что дает дисбаланс напряжения 1перс при умножении на. Не менее двух процентов дисбаланса напряжения на входе электродвигателя может вызвать выемку напряжения и чрезмерный ток в одной или нескольких фазах, идущих к двигателю.

Представляет собой машину переменного тока, состоящую из статора с тремя обмотками, магнитные поля которых сдвинуты в пространстве на 120° и при подаче трехфазного напряжения образуют вращающееся магнитное поле в магнитной цепи машины, и из ротора - различной конструкции - вращающегося строго со скоростью поля статора (Синхронный двигатель) или несколько медленнее его (Асинхронный двигатель).

Несбалансированность напряжения также может привести к отключению защиты от перегрузки по току двигателя. Текущий дисбаланс - это мера разности тока, потребляемого двигателем на каждой ветви трехфазной системы. Коррекция дисбаланса тока помогает предотвратить перегрев и ухудшение изоляции электродвигателя. Ничья на каждой ноге должна быть равной или близкой к равной. Одной из причин дисбаланса тока является дисбаланс напряжения, который может вызывать дисбаланс тока вдали от дисбаланса напряжения.

Когда происходит дисбаланс тока при отсутствии дисбаланса напряжения, ищите другую причину текущего дисбаланса, например, неисправную изоляцию или фазу, закороченную на землю. Текущий дисбаланс рассчитывается так же, как дисбаланс напряжения. Это в 100 раз больше максимального отклонения тока от среднего, деленного на средний ток трех фаз. Таким образом, если измеренный ток составляет 30 ампер, 35 ампер и 30 ампер, среднее значение составляет 7 ампер, а текущий дисбаланс равен.

Наибольшее распространение в технике и промышленности получил асинхронный трёхфазный электродвигатель с короткозамкнутой обмоткой ротора , также называемой «беличье колесо». Под выражением "трехфазный двигатель" обычно подразумевается именно этот тип двигателя, и именно он описывается далее в статье.

Принцип работы двух и многофазных двигателей был разработан Николой Теслой и запатентован. Доливо-Добровольский усовершенствовал конструкцию электродвигателя и предложил использовать три фазы вместо двух, используемых Н. Теслой. Усовершенствование основано на том, что сумма двух синусоид равной частоты различающихся по фазе дают в сумме синусоиду, это дает возможность использовать три провода (в четвертом "нулевом" проводе ток близок к нулю) при трех фазной системе против четырех необходимых проводов при двухфазной системе токов. Некоторое время усовершенствование Доливо-Добровольского было ограниченно патентом Н.Теслы, который к тому времени успел его продать Д. Вестингаузу.


1. Режимы работы

Асинхронный двигатель, согласно принципу обратимости электрических машин, может работать как в двигательном, так и в генераторном режимах. Для работы асинхронного двигателя в любом режиме требуется источник реактивной мощности.

В двигательном режиме при подключении двигателя к трехфазной сети переменного тока в обмотке статора образуется вращающееся магнитное поле, под действием которого в короткозамкнутой обмотке ротора наводятся токи, образующие электромагнитный момент вращения, стремящийся провернуть ротор вокруг его оси. Ротор преодолевает момент нагрузки на валу и начинает вращаться, достигая подсинхронной скорости (она же и будет номинальной с учетом момента нагрузки на валу двигателя).

В генераторном режиме при наличии источника реактивной мощности, создающего поток возбуждения, асинхронная машина способна генерировать активную мощность.


2. Режимы работы (подробно)

Пуск - вектор результирующего магнитное поля статора равномерно вращается с частотой питающей сети, делённой на количество отдельных обмоток каждой фазы (в простейшем случае - по одной). Таким образом, через любое сечение ротора проходит магнитный поток, изменяющийся во времени по синусу. Изменение магнитного потока в роторе порождает в его обмотках ЭДС. Так как обмотки замкнуты накоротко и сделаны из проводника большого сечения ("беличье колесо"), ток в обмотках ротора достигает значительных величин и, в свою очередь, создаёт магнитное поле. Так как ЭДС в обмотках пропорциональна скорости изменения магнитного потока (то есть - производной по времени от синусной зависимости - косинусу), наведённая ЭДС беличьего колеса и соответственно результирующее магнитное поле (вектор) ротора на 90 градусов "опережает" вектора статора (если смотреть на направления векторов и направление их вращения). Взаимодействие магнитных полей создаёт вращающий момент ротора.

Электроэнергия, подводимая к электродвигателю в режиме пуска и полного торможения, тратится на перемагничивание ротора и статора, а также на активное сопротивление току в обмотке ротора. (Эквивалентно работе понижающего трансформатора с коротким замыканием вторичной обмотки).

Холостой ход - после начала движения, с увеличением оборотов ротора, его скорость относительно вектора магнитного поля статора будет уменьшаться. Соответственно будет уменьшаться и скорость изменения магнитного потока через (любое) сечение ротора, соответственно уменьшится наведённая ЭДС и результирующий магнитный момент ротора. В отсутствие сил сопротивления (идеальный холостой ход) угловая скорость ротора будет равна угловой скорости магнитного поля статора, соответственно разница скоростей, наведённая ЭДС и результирующее магнитное поле ротора будут равны нулю.

Электроэнергия, подводимая к электродвигателю в режиме холостого хода, не потребляется (индуктивная нагрузка). Эквивалентно работе понижающего трансформатора на холостом ходу (или короткозамкнутыми вторичными обмотками, расположенными вдоль сердечника)

Двигательный режим - среднее между полным торможением и холостым ходом. Полезная нагрузка и механические потери не позволяют ротору достичь скорости магнитного поля статора, возникающее их относительное скольжение наводит некоторую ЭДС и соответствующее магнитное поле ротора, которое своим взаимодействием с полем статора компенсирует тормозной момент на валу.

Механическая характеристика асинхронного двигателя является "жёсткой", то есть при незначительном уменьшении оборотов крутящий момент двигателя возрастает очень сильно - "стремится поддерживать номинальные обороты". Это хорошее свойство для приводов, требующих поддержания заданной скорости независимо от нагрузки (транспортёры, погрузчики, подъёмники, вентиляторы).

Электроэнергия, подводимая к электродвигателю в двигательном режиме, потребляется (частью, обозначаемой "косинус фи") на совершение полезной работы и нагрев двигателя, остальная часть возвращается в сеть как индуктивная нагрузка. "Косинус фи" зависит от нагрузки на двигатель, на холостом ходу он близок к нулю. В характеристике двигателя указывается "косинус фи" для номинальной нагрузки.

Генераторный режим возникает при принудительном увеличении оборотов выше "идеального холостого хода". При наличии источника реактивной мощности, создающего поток возбуждения, магнитное поле ротора наводит ЭДС в обмотках статора и двигатель превращается в источник активной мощности (электрической).


3. Способы соединения обмоток

  • Звезда - начала всех обмоток соединяются вместе и соединяются с "нулем" подводимого напряжения. Концы обмоток подключаются к "фазам" трёхфазной сети. На схеме изображения обмоток напоминают звезду (катушки по радиусу направлены из центра).
  • Треугольник - начало одной обмотки соединяется с концом следующей - по кругу. Места соединения обмоток подключаются к "фазам" трёхфазного напряжения. "Нулевого" выхода такая схема не имеет. На схеме обмотки соединены в треугольник.

Схемы не имеют особых преимуществ друг перед другом, однако "звезда" требует большего фазового напряжения, чем "треугольник" (для работы в номинальном режиме). Поэтому в характеристике трёхфазного двигателя указывают два номинальных напряжения через дробь (как правило, это 220/380 или 127/220 вольт).

Работающие по схеме "треугольник" двигатели можно соединять по схеме "звезда" на время пуска (для снижения пускового тока) посредством специальных пусковых реле.

Начала и концы обмоток выведены на колодку "два на три" вывода так, что:

  • для соединения в "звезду" требуется соединить весь один ряд из трёх выводов - это будет центр ("ноль"), остальные выводы подключаются к фазам.
  • для соединения в "треугольник" требуется соединить попарно все три ряда по два провода и подключить их к фазам.

Для смены направления вращения трехфазного электродвигателя необходимо поменять местами любые две фазы из трех в месте подключения питания к двигателю.


4. Работа в однофазной сети

Может работать в однофазной сети с потерей мощности (не нагруженный на номинальную мощность). При этом для запуска необходим механический сдвиг ротора, либо фазосдвигающая цепь, которая обычно строится или из ёмкости или из индуктивности или из трансформатора.

При однофазном запуске на одну из обмоток подаётся напряжение (ток) через ёмкость или индуктивность, которая сдвигает фазу тока:

Вперёд на 90° - при включении в цепь емкости,

Назад на 90° - при включении в цепь индуктивности,

(без учёта потерь). После запуска напряжение с фазосдвигающей обмотки снимать нельзя. Снятии с фазосдвигающей обмотки напряжения эквивалентно работе трёхфазного двигателя с обрывом одной из фаз, так же при возрастании, даже не очень значительном, тормозного момента на валу двигатель остановится и сгорит.

В некоторых случаях, при питании от однофазной сети, запуск осуществляется вручную проворотом ротора. После проворота ротора двигатель работает самостоятельно.

Трёхфазный двигатель приспособлен к трёхфазной сети, а к однофазной сети лучше подходит двухфазный двигатель со сдвигом фазы во второй обмотке либо через конденсатор (конденсаторные двигатели), либо через индуктивность.


5. Работа в случае пропадания одной фазы

Запуск возможен только в случае соединения обмоток "звездой" с подключением нулевого провода (что не является обязательным для работы). Если нагрузка не позволит двигателю запуститься и развить номинальные обороты, то из-за увеличения тока в обмотках и уменьшения охлаждения он выйдет из строя через несколько минут (перегрев, пробой изоляции и короткое замыкание).

Продолжение работы будет при любом типе соединения обмоток, но так как при этом перестаёт поступать примерно половина энергии, то продолжительная работа возможна только при загрузке двигателя значительно менее чем на 50%. При большей (номинальной) нагрузке увеличение тока в работающих фазах неминуемо вызовет перегрев обмоток с дальнейшим пробоем изоляции и коротким замыканием. Это одна из частых причин преждевременного выхода из строя асинхронных двигателей.