Римская архитектурная ячейка. Ордер в римской архитектуре. Храмы с крестово-купольной системой

Римское государство проходит сложный путь развития. Оно сначала завоевывает Италию (V-III вв. до н.э.), затем Карфагена (II в. до н.э.) и, наконец, Грецию (II в. до н.э.).

Архитектура Древнего Рима заметно менялась на протяжении всего существования этого могучего государства.

Многие черты легли в основу римского искусства. Предшественниками римлян были этруски. В середине первого тысячелетия они обладали уже собственной культурой. Этрусские храмы имеют сходство с греческими периптерами, но в них сильнее подчеркнут лицевой фасад: перед входом имеется площадка с колоннами, а к ней ведет многоступенчатая лестница. При возведении ворот этруски часто применяют полуциркульную арку, которую греки почти не знали. Их дома имели в центре помещение с открытым квадратным отверстием в кровле посередине и черными от копоти стенами. Видимо там был очаг. Это дало основание назвать данное помещение атриумом (от слова «ater» — «черный»).

Атриум — помещение с отверстием в кровле

В культуре сталкиваются официальное государственное течение эллинизированного общества и народные вкусы, восходящие к италийскому прошлому.

В целом, римское государство обособляется, противопоставляется частному лицу. Оно славилось своей системой управления и правом.

Армия была основой мирового могущества. Верховная власть сосредоточилась в руках полководцев, которые мало считались с общенародными и общегосударственными интересами, а города строились по образцу лагерей.

По воззрениям Витрувия (трактат написан 27-25 гг. до н.э.) архитектура распадается на две категории: конструкция и пропорции (соотношения отдельных частей здания служат ее основой). А эстетическое начало есть лишь в ордере, колоннах, присоединяемых к конструкциям.

В эпоху Августа (30 г. до н.э. — 14 г. н.э.) были построены такие памятники архитектуры, как «квадратный дом» в Ниме (Юж Франция) или храм Фортуны Вирилис, принадлежащие к типу псевдопериптера. Псевдопериптер похож на периптер, но целла отодвинута немного назад. Храм ставится на высокий подиум; к его входу ведет широкая лестница (этим определяется сходство псевдопериптера с этрусскими храмами). Только в римском храме более строго соблюдаются классические формы ордера: каннелированные колонны, ионийские капители, антаблемент.

Мезон Карре «Квадратный дом» в Ниме (Франция). I в. до н. э.

Храм Фортуны Вирилис. I в. до н. э.

Виды жилища богатых горожан

Еще сильнее своеобразие римской архитектуры откликнулось в новом типе жилища в духе эклектизма: италийский атриум и эллинистический перистиль. Наиболее богатые помпейские постройки, такие как дома Пансы, Фавна, Лорея Тибуртина, Веттиев, относятся к этому типу. Перистиль служил больше украшением богатого поместья, чем местом многообразной жизни его обитателей, каким он был в домах Греции.

В отличие от греческого жилища все помещения выстраивались в строгом порядке по сторонам от его главной оси.

Атриум

Перистиль дома Веттиев, вид со стороны большого триклиния.

Портик и садик в доме Лорея Тибуртина

Дом Фавна (Вилла Публия Суллы). Настоящее время

Дом Фавна (Вилла Публия Суллы). Так было раньше

Вилла Публия Суллы (Дом Фавна). Внутренний сад с перистилем и ионическим ордером

Помпеянские виллы чаруют высоким совершенством прикладного искусства. Но там проскальзывает много тщеславия и безвкусной роскоши: роспись стен копиями прославленных греческих картин IV века, подражание египетским плоским украшениям, или, наоборот, создание обманчивого впечатление окон.

Эпоха Августа характеризуется стилизаторством и эклектизмом. К лучшим памятникам этого времени принадлежит Алтарь Мира на форуме. Отличие рельефа сразу бросается в глаза: фигуры поставлены в несколько планов, что придает картинность, но между фигурами не чувствуется пространства, воздуха, световой среды, как в эллинистических рельефах.

Алтарь Мира, построенный в честь богини Мира. Крытый музей.

Рельеф одной из стен алтаря

Классическое течение при Августе было главным, но не единственным. Во II в. до н.э. сторонники ветхозаветной старины выступали против подражания грекам.

Инженерные сооружения. Акведуки

Среди римских памятников существует большой раздел, посвященный инженерным сооружениям.Таким образом появилось много элементов благоустройства городов: мощенная Аппиева дорога, водопровод, акведук.

Гардский мост в Ниме Пон-дю-Гар

Помпеи. Италия

Риме

Свинцовый водопровод

Форум

Искусство становится в руках государей средством упрочнения своего авторитета. Отсюда зрелищный характер архитектурных сооружений, большой размах строительства, пристрастие к огромным размерам. В римской архитектуре было больше беззастенчивой демагогии, чем подлинного гуманизма и чувства прекрасного.

Самым величественным типом построек был форум. Каждый император стремился увековечить себя таким сооружением.

Форум императора Траяна достигает почти размеров афинского акрополя. Но по своему замыслу акрополь и форум глубоко различны. Чопорный порядок, пристрастие к строгой симметрии выражены в огромном масштабе.

Форум императора Траяна. Италия

Римские строители оперировали не объемами, как строители афинского акрополя, а открытыми интерьерами, в пределах которых выделялись небольшие объемы (колонны и храмы). Эта возросшая роль интерьера характеризует римский форум, как ступень большого исторического значения в развитии мировой архитектуры.

Форум, в центре - колонны храма Сатурна, за ними триумфальная арка Септимия Севера

На фото слева изображена Базилика Максенция и Константина - самое большое здание, когда-либо построенное на форуме в 312 г.

Храм Мира, также известный как Форум Веспасиана (латинском: Форум Vespasiani), был построен в Риме в 71 году н. э.

Здание табулария (государственный архив) на форуме, 78 г. до н. э. - самое ранее из дошедших до наших дней сооружений, в котором была применена система римской архитектурой ячейки, сочетавшей в себе два противоположных конструктивных принципа - балочной и сводчатой конструкции.

Городская планировка

Римские города, как Остия в Италии или Тимград (в Африке), похожи строгой правильностью своего плана на военные лагери. Прямые улицы окаймлены рядами колонн, сопровождающих всякое движение по городу. Улицы завершаются огромными триумфальными арками. Жить в таком городе означало всегда чувствовать себя солдатом, быть в состоянии мобилизации.

Тимград — древнеримский город в Северной Африке, расположенный на территории современного Алжира. 100 г. н. э.

Триумфальные арки

Новым типом римской архитектуры были триумфальные арки. Одна из лучших — арка Тита. Арки воздвигались для того, чтобы служить воспоминанием о победах среди поколений. В построении этой арки существует два типа ордера: один подразумеваемый — на котором покоится полуциркульная арка, отделенная от него карнизом; другой ордер, обозначенный могучими полуколоннами, поставлен на высокий подиум и придает всей архитектуре характер напыщенной торжественности. Оба ордера пронизывают друг друга; карниз первого сливается с карнизами ниш. Впервые в истории архитектуры здание складывается из отношения двух систем.

Пристрастие римлян к впечатлению тяжести и силы сказывается в арке Тита в огромном антаблементе и аттике. Резкие тени от карниза придают напряженность и силу архитектурным формам.

Амфитеатры

Амфитеатры служили ареной занимательных и эффектных зрелищ для многолюдной толпы: выступлений гладиаторов, кулачных состязаний. В отличие от греческих театров, они не давали высоких художественных впечатлений. Например, здание Колизея, которое имело 80 выходов и это позволяло зрителям быстро заполнять ряды и так же быстро выходить. Внутри Колизей производит неотразимое впечатление своей ясностью и простотой форм. С наружной стороны он был украшен статуями. Весь Колизей выражал сдержанность, одновременно с внушительностью. Ради этого три его открытых яруса увенчаны четвертым, более массивным, расчлененным всего лишь плоскими пилястрами.

Колизей (амфитеатр Флавиев) в наши дни. Год строительства -80 н. э.

Исходный облик Колизея

Колизей внутри

В сооружении Пантеона был использован весь многовековой опыт римского строительства: его двойные стены с бутовой массой внутри, разгрузочные арки, купол диаметром и высотой 42 м. Такого огромного художественно оформленного пространства ранее не знала архитектура. Особая сила Пантеона — в простоте и в целостности его архитектурных композиции. В нем нет сложной градации масштабов, нарастания черт, которые придают повышенную выразительность.

Термы

Потребности городской жизни создали в середине I в. н.э. новый тип зданий — термы. Эти здания отвечали различным нуждам: начиная с культуры тела и кончая потребностью в умственной пище, размышлениях в одиночестве. Снаружи термы имели малопримечательный вид. Главное в них — . При большом многообразий форм плана, строители их подчиняли симметрии. Стены были облицованы мрамором — красным, розовым, пурпурным или нежно-зеленым.

Руины термы императора Каракаллы (Антониновые термы). III век (212-217 годы)

Римским искусством завершается история античного искусства.

Лекция № 6. Тема: Архитектура Древнего Рима (первая часть.)1. Этрусское строительное искусство и архитектура (VII-III вв.до н.э.)
2. Архитектура Римской республики (510-27гг. до н.э.)
2.1 Общественно-политические и социальные предпосылки формирования архитектуры.
2.1 Строительные материалы, техника и конструкции.
3. Основные типы архитектурных сооружений.
3.1 Инженерные сооружения: мосты, акведуки, дороги, оборонительные стены (римская
стена Сервия – 378-352г. до н.э., акведук Аппия Клавдия – 311г. до н.э., акведук
Марция – 144 г. до н. э.)
3.2 Форумы: форум Романум, форум Цезаря, форум императора Августа, форум
Веспасиана, форум Нервы, форум Траянум, форум Мира.
3.3 Общественные здания: курии, табуларии, базилики (базилика Максенция 306-312),
ростральные колонны, палестры, термы, театры).
3.4 Культовые сооружения: храмы
Литература: 1. ВИА (12т.) – 2т. ; http://www.designw.ru/drevrum.html
2. ВИА (2т.) – 1т.
3. Бартенев, Батажкова. «Очерки истории архитектурных стилей».
4. Саваренская Т.Ф. «История градостроительного искусства»
5. ru.wikipedia.org/.../Файл:Roman_Emperor_map.jpg3.
6. http://www.roman-glory.com/05-01-01
7. http://historic.ru/books/item/f00/s00/z0000002/map08.shtml

Древняя Италия.

Границы Римской империи.

Римская империя II в. н.э.

1. Этрусская культура.

В истории этрусской культуры различают три основных периода:
Первый период – архаический – VII в. начало V в. до н.э.
Сильное влияние Греции. Характерен высокий уровень строительной техники.
Инженерные, оборонительные, общественные сооружения возводятся из камня.
Второй период – V-IV вв. до н.э. постепенный упадок могущества этрусков.
В архитектуре нет новых поисков и решений.
Третий период – середина IV-III вв. до н.э.
Этрурия попадает в подчинение Рима. Взаимодействие эллинских и
эллинистических влияний, выразившихся в развитии жилого дома, военного
строительства, введение греческих ордерных форм в качестве декора.
Этрурия представляла собой союз 12 городов-государств.
Господство аристократии: правящая группировка – военно-жреческая знать.

Глоссарий
Тумулус (гробница) – насыпной курган
Дромос – погребальная камера под тумулусом
Гробницы могут быть: а) из отдельных каменных блоков
б) высечены в форме тумулуса в туфовых скалах
в) подобие прямоугольных домиков
Подиум – высокое основание этрусского храма
Атрий (атриум) – центральное помещение этрусского и римского дома,
обычно с отверстием в покрытии
Комплювий (комплювиум) – прямоугольное отверстие в крыше атрия над
имплювием
Имплювий (имплювиум) – плоский бассейн посредине атрия, куда с крыши
стекала вода
Курии – здания судов
Табуларий – государственный архив
Базилики – здания для судебных разбирательств, торговых сделок
Ростра – нос побеждённого корабля (на форуме – трибуна для оратора)
Урбос (город) – территория внутри стен
Помериум – внешняя граница города
Пуццолана – вулканический песок
Терракота – жёлтая или красная обожжённая гончарная глина

1. Этрусский храм. Реконструкция. 2. Гробницы (Рим, Тарквиний)

Этрусский храм.

Этрусский храм располагался
на высоком основании – подиуме.
Строился по принципу фронтальной
композиции: один из торцов
здания являлся главным фасадом
и украшался глубоким портиком.
Внутреннее помещение – целла,
делилось на три части, посвящавшиеся
божествам.
В конце VI в. до н. э. этрусский царь
Тарквиний Старый возводит на
Капитолийском холме в Риме большой
храм, имевший три ряда колонн.
Типично: богатство скульптурного
и живописного убранства, а также
яркая полихромия.

1. Этрусский жилой дом. 2. Этрусская урна в виде дома.

2. Архитектура Римской республики.

Три основных периода в развитии культуры Древнего Рима:
- Царский период – 753-510 гг. до н.э.
- Республиканский период – 510-27 гг. до н.э.
- Императорский период – с 27 г. до н.э. по 476г. н.э.
«Римский народ», т.е полноправное население Рима делилось на:
роды – курии (объединения родов) – трибы (племена).
Всё население, находившееся вне этой родовой организации, называлось плебсом.
Народные собрания происходили по куриям, в них участвовали только патриции.
Власть царя ограничивалась Сенатом и народными собраниями.
Постепенно патриции становятся господствующим классом, владеющим земельными
наделами и рабами. Плебеи превращаются в средних землевладельцев и
ремесленников.
Клоака Максима – древнейшее гидротехническое сооружение Рима.
Царь Сервий Туллий (578-553 гг. до н.э.) – оборонительные стены
После изгнания царя Тарквиния Гордого в Риме был установлен Республиканский
строй. Власть сосредоточилась в руках двух, ежегодно избираемых консулов.

Холмы Рима.

Дата основания Рима.
21 апреля 753 г. до н.э.
Холмы Рима
Капитолий
Палатин
Квиринал
Виминал
Эсквилин
Целий
Авентин
Яникул
Ватикан

Конструкции, строительные материалы.

Арочные, сводчатые конструкции.
Клинчатые (распорные) конструкции
арок и сводов.
«Полигональная» – неправильная
кладка (инцерт) из камня (11 а)
«Нормальная» – квадровая кладка
(ретикулат) стен из правильных
блоков с кратными размерами сторон
(60х60х120/180 см) (11 б)
Римский бетон – раствор из:
извести +
песок с каменным щебнем +
гидравлические добавки в виде вулканического песка – пуццолана
Цилиндрические, полусферические
своды.
Армирование кирпичным каркасом.
Деревянные конструкции, опалубки.
11а
11 б

Типы сводов. Римская ордерная ячейка.

Типы сводов.
Литая кладка с каменным наполнителем
называлась греческим словом «эмплектон».
Римская ордерная ячейка.

1. Ним. Акведук Агриппы. 2. Римский военный лагерь.

Кардо – северо-южное направление
Декуманус-максимус – западно-восточное
направление

Дом Пансы.

Перистильный двор
Атриум
Дом Пансы.

Руины форумов в Риме.

Римские форумы. План.

Форум Романум: 1.храм Весты,
2-храм Кастора и Поллукса,3- храм
Цезаря, 4-храм Антонина и Фаустины
5-базилика Эмилия,6-базилика Юлия
7-Ростра,8-арка Септимия Севера,
9-храм Сатурна,10-храм Веспасиана
11-храм Конкордии (Согласия), 12 –
Табуларий,
М
А)Форум Цезаря: 13-храм Венеры
Б)Форум Нервы: 14-храм Минервы
12
9
А
7-
С)Форум Августа: храм Марса Ультора
С
8
Б
6
5
3
2
1
4
К
М)Форум Траяна: 16-базилика Ульпия
17-колонна Траяна,18,19-библиотеки,
20-храм Траяна, 21-вход на рынок
Траяна
К) Форум Мира

Какие принципы использовались в градостроительстве этрусков?
Дать определение понятию «подиум».
В чём принципиальное отличие этрусского храма от греческого?
Какие основные строительные материалы использовались этрусками?
Как называется прямоугольное отверстие в покрытии этрусского жилого дома?
Что такое имплювиум?
Как называется внутренний закрытый дворик в центре городского дома этруска?
Что такое пуццолана?
Что представляет собой римская ордерная ячейка?
Какие системы перекрытия использовали римские архитекторы?
Какие строительные материалы применяли в строительстве римские зодчие?
Назвать самую большую базилику Древнего Рима.
Какие инженерные сооружения возводились в Древнем Риме?
Какую ориентацию имели города в Римской империи?
Каково принципиальное различие (с точки зрения визуального восприятия) римского
и греческого храмов?
17. Какие типы сооружений в Риме можно отнести к общественным?
18. Что такое «форум» в древнем Риме?

    Переложение греко-доричского ордера на римский манер. Соединений греческий и римских традиций.

    Зарождение теории архитектуры.

    Деление ордеров на полный и не полный. Если в нижней части колонный есть пьедестал – полный, нет – не полный.

    Весь ордер делится на 19 частей: 3/19 – антаблемент, 4/19 – пьедестал, 12/19 – колонна. R колонны – модуль.

Тосканский о́рдер - архитектурный ордер, возникший в Древнем Риме на рубеже I века до н. э. и I века н. э. Является упрощенным вариантом дорического ордера, от которого отличается гладким фризом и колонной без каннелюр.

А́ттик (от др.-греч. ἀττικός) - декоративная стенка, возведённая над венчающим сооружение карнизом. Аттик часто украшается рельефами или надписями.

Обломы

Обломы- архитектурные элементы, различные по своему поперечному сечению - профилю, расположенные по горизонтали (на цоколях, в карнизах, междуэтажных поясах или тягах, базах колонн), иногда по наклонной (в карнизах фронтонов), кривой (архивольты арок, нервюры) или ломаной (обрамления порталов, окон) линии:

    полочка (прямоугольное сечение). Для полочки, расположенной в пьедестале колонны, зачастую используется название плинт

    полка (более широкое прямоугольное сечение)

    валик или торус (полукруглое сечение)

    вал или торус (более широкое полукруглое сечение)

    четвертной вал (сечение в виде четверти окружности)

    каблучок (сечение содержит выпуклую и вогнутую дуги с выпуклой дугой наверху). Используется в капителях и карнизах

    гусёк (очертание сечения составлено из двух дуг окружностей, образующих рукописную строчную букву Г (г))

    выкружка (сечение содержит вогнутую часть окружности или кривой)

    слезник (сложный профиль, состоящий из полки и жёлоба)

Композитный ордер – соединение Ионического и Коринфского ордеров.

Римская архитектурная ячейка - композиционный элемент архитектуры древнеримских зданий. Состоит из арки, пяты которой опираются на пилоны, и обрамляющих ее колонн, обычно на пьедесталах, с антаблементом. Римская архитектурная ячейка демонстрирует разъединение несущих частей (стена, пилон, арка) и декоративных, оформляющих фасад (колонны с антаблементом).

Акведук – система арок, для поддержания на высоте проложенный водопровод.

Псевдопериптер (от псевдо... и периптер), тип античного храма. В П. интерколумнии наружной колоннады на боковых и заднем фасадах закрыты стеной, из которой колонны выступают наполовину своего диаметра. П. были распространены в Древнем Риме.

Трансформация стереобата в подиум.

Пиля́стра (также пиля́стр, итал. pilastro от лат. pila «колонна», «столб») - вертикальный выступ стены, обычно имеющий базу и капитель, и тем самым условно изображающий колонну.

Пантео́н (др.-греч. πάνθειον - храм или место, посвящённое всем богам, от др.-греч. πάντες - все и θεός - бог) - «храм всех богов» в Риме, памятник центрическо-купольной архитектуры периода расцвета архитектуры Древнего Рима, построенный в 126 году н. э. при императоре Адриане на месте предыдущего Пантеона, выстроенного за два века до того Марком Випсанием Агриппой.Латинская надпись на фронтоне гласит: «М. AGRIPPA L F COS TERTIUM FECIT», что в переводе звучит как: «Марк Агриппа, сын Луция, избранный консулом в третий раз, воздвиг это».

Окулос – окно в крыше Пантеона, диаметр 6м.

Эксе́дра (греч. έξέδρα, сиденье за дверями) - полукруглая глубокая ниша, обычно завершаемая полукуполом. В ней стояли статуи богов.

Кессон - элемент членения потолка или внутренней поверхности свода.

Триумфа́льная а́рка - архитектурный памятник, представляющий собой большую торжественно оформленную арку. Триумфальные арки устраиваются при входе в города, в конце улиц, на мостах, на больших дорогах в честь победителей или в память важных событий.

Пьедеста́л (фр. piédestal, от итал. piedistallo из piede «нога» и stallo «место») - то же, что и подиум; художественно оформленное основание, на котором устанавливают произведение. Древние римляне использовали пьедесталы как основания для колонн на площадях и форумах (например, колонна Траяна, колонна Марка Аврелия) для придания им большей величественности, а также в качестве подножий колонн триумфальных арок.

Пилон (от греч. πυλών - ворота, вход). Пилястры, расположенные на краях арки.

Антервольт - часть плоскости стены между обрамлением, архивольтом арки и находящимся над ней карнизом, либо между архивольтами двух соседних арок. Похожее на треугольник поле часто заполняется декоративным рельефом, росписью, мозаикой, розетками.

Ризали́т (перевод итал. risalita «выступ») - часть здания, выступающая за основную линию фасада и идущая во всю высоту здания. Эти архитектурные элементы обычно симметричны по отношению к центральной оси здания. Различают также средние, боковые и угловые ризалиты. У древнеримских триумфальных арок – надпись.

Розе́тка, розе́тта (от фр. rosette, буквально «розочка») в архитектуре - мотив орнамента в виде лепестков распустившегося цветка или нескольких листьев, одинаковых по форме, расположенных симметрично и радиально расходящихся из сердцевины.

Древнеримский дом. Дом – домус.

    Нет архитектурных изысков;

    Окно – отверстие в кровле;

    Бассейн под окном – имплювий;

    Атриум – большой зал.

    Таберны – лавки.

    Таблинум – место хозяина дома.

Многоэтажные дома для бедных – инсулы.

Жильё для богатых – загородные виллы.

Табуларий – городской архив.

Трибуна – место выступления ораторов.

Форум - главная городская площадь, рынок и центр народных собраний в древнеримских городах. Таким главным таким местом в Риме был Forum Romanum, находившийся между Капитолийским и Палатинским холмами. Это был также главный римский рынок.

Субструкция (от лат. substructio – основание) - опорная конструкция, служащая основанием той или иной части сооружения. В древнеримских театрах поддерживали зрительные ряды с местами.

Колизей (от лат. colosseus - громадный, колоссальный) или амфитеатр Флавиев (лат. Amphitheatrum Flavium) - амфитеатр, памятник архитектуры Древнего Рима, наиболее известное и одно из самых грандиозных сооружений древнего мира, сохранившихся до нашего времени.

    Построен при императоре Веспасиане.

    Строительство с 72 по 80 г. н.э.

    В плане эллипс, расчитан на 10.000 зрителей.

    Фасад разбит на римские ячейки с иерархией ордеров:

4. Пилястры – коринфский ордер на сплошной стене. антаблемент

3. Коринфский

2. Ионический ордер

1. Дорический

Термы - общественные бани в Древнем Риме. Они занимали огромные участки земли и представляли собой сложный комплекс различных строений с большим количеством помещений. Огромные внутренние залы основного здания, имевшего симметричный план, были перекрыты сводами и куполами. Интерьеры терм отличались богатством декора, роскошью архитектурной отделки. Термы, помимо собственно бань, имели и другие помещения: спортивные залы, залы для собраний, места для прогулки под открытым небом или под портиками, библиотеку, небольшой театр, художественную галерею и др.

Искусство раннего Христианства - произведения живописи, скульптуры и декоративно-прикладного искусства, созданные для нужд христианских общин начиная с апостольских времен (нач. 4 в.) и до упрочения византийской культуры в 6 в.

Катакомбное искусство - один из самых основных аспектов раннехристианского искусства, росписи раннехристианских катакомб, в основном катакомб Рима. Изображение Христа, как доброго пастыря.

Бази́лика (базили́ка) (греч. βασιλική - царский дом) - тип строения прямоугольной формы, которое состоит из нечётного числа (1, 3 или 5) различных по высоте нефов.

Христианский храм – помещение для молитвы. Богатый интерьер храма, простой экстерьер.

Алтарь - (лат. «возвышенное место») – восточная, главная часть храма, в которой находятся престол, жертвенник, епископская или священническая кафедра. Доступен только для священника. Храм – земля, алтарь – Рай.

Престо́л в храме - стол, находящийся в середине алтаря, для совершения на нём Евхаристии.

Нартекс (Притво́р) - пристройка перед входом в храм (то же, что прона́ос у греков, передняя проходная часть античного храма). Может устраиваться с западной, южной и северной сторон храма. Обычно отделяется от храма стеной с дверным проемом.

Раннехристианские базилики. Базилика Св. Петра в Риме (на предположительном месте захоронения апостола).

Вход – подобие триумфальной арки. Двор (перестильный двор) – атриум. В центре атриума водоём или фонтан для ритуала омовения. На фасаде нет декора, только ритм окон.

В базиликах был плоский потолок (плоскоперекрытые), видны деревянные стропила.

Неф (фр. nef, от лат. navis - корабль) - вытянутое помещение, часть интерьера (обычно в зданиях типа базилики), ограниченное с одной или с обеих продольных сторон рядом колонн или столбов, отделяющих его от соседних нефов.

Трансе́пт (от позднелат. transeptum из лат. trans «за» и лат. septum «ограда») - поперечный неф в базиликальных и крестообразных по плану храмах, пересекающий основной (продольный) неф под прямым углом. Окончания трансепта образуют апсиды, выступающие за пределы основной части здания.

Апси́да (от др.-греч. ἁψίς, род. падеж ἁψῖδος - свод), абси́да (лат. absis) - выступ здания, полукруглый, гранёный или прямоугольный в плане, перекрытый полукуполом (конхой) или сомкнутым полусводом. Впервые апсиды появились в древнеримских базиликах.

Архитектура Византии.

Строительство новой столицыКонстантином Великим и перенос резиденции римских императоров в Константинополь. Строительство Константинополя по Римскому образцу.

Новая задача – строительство купольных храмов, для проведения обрядов. Купол на парусах – новое конструктивное решение (Собор Св. Софии в Константинополе – Айя - София).

Купол подчёркивает центр храма.

Собор Св. Софии в Константинополе

Собор Св. Софии – дворцовый собор, включён в территорию дворца Императора. Купольная Базилика (d купола – 51 м., h – 50 м). Строительство велось 6 лет.

Увенчан 1 большим куполом и 2-мя полукуполами – конхами.

Применена конструкция: Купол на парусах. Парус – сферический треугольник.

Кóнха (от греч. κόγχη - раковина) - элемент древневизантийской храмовой архитектуры, представляющий собой перекрытие в форме полукупола над полуцилиндрическими частями зданий, такими как апсида или ниша.

Храмы с крестово-купольной системой

Кресто́во-ку́польный храм (в литературе также встречается вариант написания «крестовокупольный») - архитектурный тип христианского храма, сформировавшийся в Византии и в странах христианского востока в V-VIII вв. Стал господствующим в архитектуре Византии с IX века и был принят христианскими странами православного исповедания в качестве основной формы храма. В классическом варианте представляет собой прямоугольный объем, центр которого разделен 4 столбами на 9 ячеек. Перекрытием служат крестообразно расположенные цилиндрические своды, а над центральной ячейкой, на подпружных арках, возвышается барабан с куполом.

Крестово-купольный храм с обнажённым крестом:

Церковь-мавзолей в Равенне

Крестово-купольный храм на 2-х опорах с вписанным крестом:

Собор Св. Софии в Салониках

Крестово-купольный храм на 4-х опорах с вписанным крестом:

Церковь 12 апостолов в Салониках

Закома́ра (от др. русского комара - свод) -полукруглое или килевидное завершение наружного участка стены (прясла), воспроизводящее своими очертаниями прилегающий к ней внутренний цилиндрический (коробовый, крестовый) свод.

Плинфа (от греч. πλίνθος - «плита») - характерный для византийского зодчества тонкий обожжённый кирпич, ширина которого примерно равнялась длине. Применялась в строительстве Византии и Древней Руси.

Размеры 30х30х4 см.

Икона (перевод. как облик) – условное изображение святого, настраивающее молящегося на молитвенный лад, посредник между человеком и богом.

Романский стиль - художественный стиль, господствовавший в искусстве Западной Европы (а также некоторых стран Восточной Европы) в X-XII вв. (в ряде мест и в XIII в.), возродившийся на основе традиций Древнего Рима. Один из важных этапов развития средневекового европейского искусства. Термин "романский стиль" был введён в начале XIX в.

Сходства с Римской архитектурой: цилиндрические своды, циркульная арка, римский колонный (ордера).

Особенности романских храмов:

    Отказ от деревянных перекрытий

    Толстые стены (до 6 метров), толстые своды (до 2 метров)

    Каменные своды

Изменения храмов:

    Каменные своды

    Центральные нефы – цилиндрические, боковые – крестовые

    Трансепт смещён, планы стали более крестообразные

    Колонны – массивные столбы

    Световая средокрестная башня (обычно 8 гранная), на пересечении трансепта и центрального нефа

    Капеллы – маленькие часовенки. Алтарь окружает венок из капелл

    Под алтарём крипта – подземный храм.

Капелла - (позднелат capella, итал. capella – часовня) – в католической и англиканской архитектуре небольшое сооружение или помещение для молитв одного знатного семейства, для хранения реликвий, размещения певчих и т.д. Капеллы находились в храмах (в боковых нефах или вокруг хора – “венец капелл” в готической архитектуре), а также в замках и дворцах. Строились также отдельно стоящие капеллы (например, Сикстинская капелла).

Кри́пта (от др.-греч. κρυπτή - крытый подземный ход, тайник) - в средневековой западноевропейской архитектуре одно или несколько подземных сводчатых помещений, расположенных под алтарной и хоральной частями храма и служащее для погребения и выставления для почитания мощей святых и мучеников. Другое название крипты - «нижняя» церковь.

Пало́мничество (от латин. palma «пальма»; от пальмовой ветви, с которыми жители Иерусалима встречали Иисуса Христа) - путешествие к Святой земле и другим географическим местностям, имеющим сакральное значение для христианской веры с целью поклонения и молитвы; вообще хождение верующих к святым местам на поклонение. Богомольца, совершающего такое путешествие, называют паломником или пилигримом (от латин. peregrinus «чужеземец, странник»).

Возникновение монастырей на пути паломников к святым местам. Монастыри могли строить храма, т.к. обладали властью и деньгами.

Монастыри начинают собирать реликвии. Места для реликвий, для привлечения паломников в монастырь.

Реликварий (латин. Reliquarium, от reliquiae) - вместилище для хранения ценных реликвий, которые имеют религиозное сакральное значение. Реликвариями называются иногда наперсные кресты, заключающие в себе частицы мощей.

Поперечный разрез дороманской базилики:

Крестовый свод:

Запалубка - заполнение пространства над нервюрами свода кирпичом или мелким камнем.

Шелыга (щалыга) - верхняя линия или хребет свода. Также - непрерывный ряд замковых камней (ключ свода).

Щека свода (люнет) - торец свода, его срез.

Щековая арка - подпружная боковая арка крестового свода, расположенная по сторонам прямоугольника его плана.

Щековая стена - торцовая стена помещения, перекрытого цилиндрическим сводом, нагрузки не испытывает.

Распалубки - выемка в цилиндрическом своде в виде сферического треугольника. Образуется пересечением двух взаимно перпендикулярных цилиндрических поверхностей (обычно разного радиуса). Может быть либо частью крестового свода, либо дополнительным сводом, врезаным в цилиндрический или зеркальный. Устраивается над дверными и оконными проёмами при расположении верхней точки проёма выше пяты свода.

Паруса - сферический треугольник, обеспечивающий переход от квадратного в плане подкупольного пространства к окружности купола.

Подпружная арка - упорная арка, укрепляющая или поддерживающая свод.

Ребристые своды:

Крестовый вспарушенный свод (ребристый, нервюрный, гуртовый):

В диагональном сечении эллипс.

Романская связанная система:

1 большой крестовый центральный свод + 2 малых боковых свода.

Ви́мперг (нем. Wimperg от Windberg - защита от ветра) - остроконечный щипец над порталами и оконными проёмами готических зданий. Как правило, увенчивался крестоцветом, часто украшался резьбой, краббами и другими декоративными элементами.

Портал перспективный - строит. разновидность портала в виде нескольких уходящих в глубину уступов, уменьшающихся в размерах.

Архиво́льт (итал. archivolto, лат. arcus volutus - «обрамляющая дуга») - обрамление арочного проёма, выделяющее дугу арки из плоскости стены. Как правило, служит элементом декорирования фасадов и интерьеров. Описанием архивольта также может служить лепной архитрав, или криволинейная тяга, обрамляющая лицевую поверхность арки или окна.

Аркату́ра (от нем. Arkatur, фр. arcature - ряд арок) - ряд декоративных ложных арок на фасаде здания или на стенах внутренних помещений. Основным видом является слепая аркатура (слепая аркада), состоящая из элементов, пластически наложенных на поверхность стены. В отдельных случаях между аркатурой и стеной остаётся малое (непроходимое) пространство. Аркатура также бывает расчленённой и непрерывной. Последняя может иметь вид аркатурного пояса или фриза, дополненного колонками на кронштейнах.

Кубическая капитель (подушка) – тип капителей, использовавшихся при строительстве храмов в Романском архитектурном стиле

Стиль косматеско - декоративный стиль в архитектуре, типичный для средневековой Италии и в особенности Рима.

Стиль характерен для скульптуры, а также предметов религиозной обстановки (колонны, надгробия, канделябры, порталы и т. д.) и предполагает широкое использование штучной мозаики. Примечательны полы в стиле косматеско из белого мрамора с инкрустациями в виде геометрических узоров (квадраты, параллелограммы, круги из темного мрамора), окруженных полосами из красного и зелёного порфира. Материалом для работ Косматов часто служили античные колонны.

Слово «косматеско» происходит от фамилии семьи мраморщиков Космати (итал. Cosmati), представители которой работали в Риме и окрестностях в XII и XIII веках. Мастера использовали классическое наследие в сочетании с византийскими и раннехристианскими традициями. Позднее другие семьи каменотёсов Италии переняли традицию Косматов.

Такие храмы Рима как:

Мозаика в Санта-Мария-Маджоре

Сан-Клименте, пол и канделябр (ок. 1130 года)

Сан-Паоло-фуори-ле-Мура, канделябр (ок. 1170-90 годов)

Санта-Мария-Маджоре

Монастырский храм Сан-Миниато-аль-Монте.

Баптистерий (лат. baptisterium, от др.-греч. βαπτίζω - «крестить», крестильня, крещальня) - пристройка к церкви или отдельное здание, предназначенное для совершения крещения. Внутри баптистерия располагается крестильная купель, как правило, достаточно большого размера, чтобы в неё мог погрузиться взрослый человек, либо даже несколько людей. Баптистерии известны не ранее IV века и первоначально были довольно больших размеров. Часто они служили для подготовки готовившихся принять крещение, а иногда и для собрания христианской общины.

Окно тележное колесо – форма окна, использованная в строительстве храмов германии в период романики.

Компонила – в преводе с итальянского – колокольня. Например, Пезанская компонила (Пезанская башня). В италии компонила не была архитектурна связана со зданием храма.

Особенности готических храмов:

    Соборы стали выше (100 – 160 м)

    Соборы стали вместительнее. Проведение многочисленных молитв и собраний (10 – 20 тыс.чел)

    Мысленное разделение пространсва

    Увеличена площадь остекления

    Уменьшена площадь перед собором(до минимума)

    Более дешёвое строительство, в отличие от храмов романского периода.

Новое конструктивное решение – крестовые ребрестые своды . Отказ от циркульной арки. Уменьшение силы бокового распора. Конструкция как декор.

Стрельчатые арки. Стрельчатые своды:

6-ти частные своды:

Звёздчатый свод: Сетчатый свод:

Разрез готического храма:

Пина́кль (фр. pinacle, от лат. pinnaculum - крылышко; щипец, конёк) в романской и готической архитектуре - декоративная башенка, часто увенчиваемая остроконечным фиалом. Пинакли ставились в основном наверху контрфорсов, также на уступах контрфорсов и башен, на коньках и столпах стен. Конструктивной функцией пинакля является пригруз опоры аркбутана, чтобы предотвратить ее сдвиг. Для данной цели пинакли нередко утяжеляли свинцом.

Контрфо́рс (фр. contre force - «противодействующая сила») - вертикальная конструкция, представляющая собой либо выступающую часть стены, вертикальное ребро, либо отдельно стоящую опору, связанную со стеной аркбутаном. Предназначена для усиления несущей стены путем принятия на себя горизонтального усилия распора от сводов. Внешняя поверхность контрфорса может быть вертикальной, ступенчатой или непрерывно наклонной, увеличивающейся в сечении к основанию.

Аркбута́н (фр. arc-boutant) - один из типов используемых в церковной архитектуре контрфорсов в форме наружной полуарки, передающей горизонтальное усилие распора от сводов постройки на опорный столб и расположенной за пределами основного объёма здания.

Нарастающий - в связи с неуклонной экспансией Рима - от столетия к столетию размах строительных начинаний и укрупнение масштабов отдельных сооружений потребовали создания новой строительной техники, предоставляющей архитектору более широкие возможности по сравнению со стоечно-балочными конструкциями греков. Это расширение архитектурных возможностей было достигнуто благодаря внедрению и разработке сводчатых конструкций и использованию нового материала-бетона . Сводчатая конструкция из тесаного камня и из бетона уже в период Римской республики создает совершенно новое общее лицо архитектуры, способствует появлению новых типов архитектурных сооружений и преображает традиционные типы, унаследованные от старины или заимствованные у эллинизма. Технические достижения Республики станут основой для Римской архитектурной революции, начавшейся при императоре Нероне и завершившейся при императоре Адриане при строительстве Пантеона, вершины Римской архитектуры.

Тесаный камень был незаменимым спутником римского бетона и применялся, главным образом, для усиления углов, притолок и арок. Из камня вытесывались части ордера и другие архитектурные детали.Наиболее примечательно диференцированное и глубоко продуманное уже в архитектуре Республики применение разнообразных каменных пород с учетом не только их природных свойств, но и стоимости их обработки и доставки. Отсюда соединение различных пород в одном и том же сооружении, на одном и том же фасаде, в зависимости от нагрузки, декоративной роли и условий выветривания буквально каждого блока.

Бетон . Широкое распространение в Риме бетона объясняется, с одной стороны, дешевизной материала и быстротой выполнения крупных работ из него, с другой стороны - возможностью применения в бетонном строительстве малоквалифицированного дешевого рабского труда. Римский бетон был очень качественным и прочным, и обладал рядом пластических преимуществ и замечательных технических качеств для различных экспериментов с архитектурными формами.

Кирпич . Для массового жилищного строительства применялся воздушно-сухой кирпич. Прекрасно обожженный плоский кирпич вытесняет сырец из городского строительства;в сочетании с бетоном и в комбинации с тесаным камнем мелкого формата будет характерен для архитектуры Империи.

Арка и свод должны считаться вкладом Рима в сокровищницу мирового зодчества, так как только в римско-италийской архитектуре арка и свод приобрели ведущее значение и стали играть роль главного архитектурного средства, а не второстепенного конструктивного элемента. Для сооружения сводов, почти одновременно с камнем римляне начали применять бетон - этот универсальный материал, из которого с одинаковой простотой и быстротой выкладывались и простая стена, и сложнейший свод. Свод позволяет создать устойчивые сложные системы, в которых более низкие помещения, крытые сводами меньшего пролета, подпирают главные помещения более значительных, нередко грандиозных размеров. Этот основной принцип всего римского сводостроения и сочетания объемов был известен уже строителям Республики. Криволинейные формы - новое слово в архитектуре, новое движение взгляда, новые акценты. Новая эстетика.

Купол . Принципы сводостроения были применены при Республике также и для создания полусферического купола. Технологически сложные и большие купола стали строить во время Римской архитектурной революции, когда купола стали использовать при строительстве храмов и больших общественных сооружений.

Октавиан Август закладывает предпосылки развития имперской архитектуры. Масштаб, авкустовский классицизм. Начинается активная строительная деятельность. Светоний: «Август принял Рим кирпичным, а оставил мраморным». Изменение сути. Был - убогий, скромный, а стал эллинистическим городом.

При Нероне Пожар 64 года, уничтоживший более двух третей Рима, расчистил поле для реконструкции города, необходимость которой ощущалась уже давно. В результате пожара появилась возможность положить начало перепланировке некоторых районов столицы с широкими улицами, обрамленными портиками. Городская теснота стала причиной умножения количества капитальных инсул - многоэтажных жилых домов с наемными помещениями, заменивших собой многоэтажные же, но весьма опасные в пожарном отношении дома, строившиеся на деревянном каркасе.Площадь, занятая массовым жилищем, быстро увеличивалась, число индивидуальных домов уменьшалось и немногочисленные дома богачей сохранялись преимущественно на окраинах города.

Последующие поколения императоров будут продолжать строительство масштабных сооружений, несущих идеологическую функцию прославления императорской власти. Конечно, при таком размахе было необходимо использовать технику римского бетона.

Римляне полностью переосмысляют греческое наследие : если греческие строения - это архитектура экстерьера, то римская - архитектура внутреннего пространства, которое ативно осваивается, расширяется, расчленяется и структурируется. Настенные росписи привносят тенонику, системность и иерархию стены, экседры, ниши, кесоны - тоже примеры освоения пространства, его расширения, осмысления.

Римская архитектурная ячейка - композиционный элемент архитектуры древнеримских зданий. Состоит из арки, пяты которой опираются на пилоны, и обрамляющих ее колонн, обычно на пьедесталах, с антаблементом. В отличие от архитектуры Древней Греции, где ордерные элементы были связаны с конструкцией здания, римская архитектурная ячейка демонстрирует разъединение несущих частей (стена, пилон, арка) и декоративных, оформляющих фасад (колонны с антаблементом). Римляне, заимствовав у эллинов колонну, лишили ее конструктивной функции и превратили в украшение фасада. Арка и свод создают боковой распор, по этой причине колонны оказались бы непрочными и могли рухнуть, если их нагрузить всей тяжестью криволинейного перекрытия. Древнеримские строители освободили колонну от нагрузки и перенесли тяжесть перекрытия на массив стены здания.

Излюбленный в Риме мотив аркады - совершенно другая ритмика, другое движение. Ещё 1 сущностное отличие от греков.

Результатом развития техники и мысли римских строителей является Пантеон с его громадным куполом, наложенной ордерной декорацией и глубокой семантической насыщенностю (внутреннее пространство как Вселенная).

Архитектура внутреннего пространства - это ещё и новое осознание человеком себя внутри этой архитектуры.Без достижений, завоеванных римским умом и римской архитектурной революцией, была бы немыслима архитектура последующих поколений, в особенности культовая архитектура христианства и ислама, развивающая внутреннее пространство помещения как сосредоточение божественного духа.

Билет 21. Термы римлян.

Билет 22. Архитектура римских гробниц.

Билет 23. Жилая архитектура эпохи Империи.

Билет 24. Архитектура Италии в эпоху Империи.

Арочно-ордерная ячейка (ордерная аркада и аркада на колоннах)

1 Вариант ответа (более простой)

римская архитектурная ячейка - сочетание массивных опор, соединенных аркой, и приставленных к ним полуколонн, которые несут антаблемент, проходящий выше арки.

О ́ рдерная аркада - ряд арочных проемов в стене с применением архитектурного ордера. Ордер частично или полностью теряет своё конструктивное значение - антаблемент является частью стены и перестает быть перекрытием, лежащим на колоннах. Колонны теряют несущую функцию и превращаются в полуколонны (или пилястры). Ордерная аркада представляет собой тектоническое сочетание аркады на пилонах, на пролеты которой наложена ордерная колоннада.

Аркада (от фр. arcade) - ряд одинаковых по форме и размеру арок, опирающихся на колонны или на прямоугольные, или квадратные столбы - устои. Устои могут быть украшены пилястрами или полуколоннами, поддерживающими венчающий аркаду антаблемент.

2 Вариант ответа из книги.

применение



Аркада на колоннах

Ордерная аркада

Пример: Колизей

32. Колизей

Материалы: Колизей построен из туфа; наружные стены сложены из более твердого травертина. Кроме того, для конструкции сводов и стен широко использовались кирпич и бетон. Кладка выполнена с большим мастерством.

Размещение в структуре города : Став императором, Веспасиан решил реконструировать центр Рима и упрочить собственный культ, искоренив память о своем предшественнике Нероне. Оставалась нерешённой непростая проблема: что делать с дворцом Нерона, Золотым домом, как его называли, который вместе с прилегающим парком занимал в центре Рима площадь в 120 гектаров. Веспасиан решил разместить в нём имперские учреждения, а озеро возле дома засыпать и построить амфитеатр.

Назначение: Одной из вершин римской архитектуры является амфитеатр Флавиев, или Колизей (75 - 82 гг. н.э.). Это огромное сооружение, вмещавшее около 50000 зрителей, предназначалось для гладиаторских боев и травли зверей. Устройство игр было средством завоевания популярности и отвлечения римского населения от его реальных интересов.

Объемно – пространственная композиция : В плане Колизей представляет собой эллипс (длина 188 м). В центре его находилась эллиптическая арена, отделенная высокой стеной от мест для зрителей. Вокруг арены, постепенно повышаясь, располагались разделенные широкими проходами места для зрителей, образующие четыре яруса. Система галлерей и множество входов способствовали быстрому заполнению и освобождению здания. Для защиты зрителей от солнца над всем амфитеатром на высоких мачтах, укрепленных на стене четвертого яруса, натягивался тент(веларий).

Декор : Внутреннее убранство Колизея изобиловало мраморными облицовками и стуковыми украшениями; в пролетах арок второго и третьего этажа, вероятно, помещались статуи. «Фасад» Колизея представляет собой грандиозную трехъярусную аркаду; в качестве четвертого яруса над ней высится мощная каменная стена, расчлененная пилястрами коринфского ордера.

Конструкции : В Колизее нашла свое выражение характерная для римского зодчествасистема многоярусной аркады ,составляющей своего рода каркасную конструкцию здания, и элементов ордера - полуколонн, примыкающих к арочным столбам и несущих антаблемент, назначение которого - отделять один ярус аркады от другого. Римский архитектор в данном случае применяет ордер не только как средство пропорционального членения фасада), но и как средство для выявления тектонических закономерностей, лежащих в основе архитектурного образа. Полуколонны и антаблементы образно выявляют конструктивное значение многоярусной аркады: примыкающая к арочному столбу полуколонна более красноречиво, нежели сам столб, выражает его опорное значение; в свою очередь антаблемент как бы усиливает несущую способность арки. Ширина арочных проемов и столбов в Колизее одинакова во всех трех ярусах, однако благодаря тому, что полуколонны нижнего яруса выполнены в формах строгого тосканского ордера, полуколонны среднего яруса - в формах более легкого по пропорциям ионического ордера, а полуколонны верхнего яруса - в формах нарядного коринфского ордера, создается необходимое для тектонической логики архитектурного сооружения впечатление постепенного убывания тяжести и облегчения верхней части здания.