История развития французской философии. Философия и её роль в обществе Философия французского Возрождения


Текст 2 Никита распахнул дверь и сел на крыльцо. К самым ногам подкатился ручеек, коснулся ног и побежал дальше по своим делам. Никита осторожно опустил в его воды кораблик-щепку и долго смотрел ему вслед. А потом резко встал, улыбнулся солнышку, ручейку. Боль отступила, и в душе запело стозвоном: Весна пришла! (А. Толстой) 5




Тезис – положение, кратко излагающее какую-нибудь идею, а также одну из основных мыслей лекции, доклада, сочинения, или, другими словами, это основная мысль текста, которую нужно доказать. Доказательство – подтверждение какого-нибудь положения фактами или доводами, или, другими словами, это примеры, доказывающие основную мысль текста. Вывод – итог рассуждения. Обычно вывод совпадает с той мыслью, которая была высказана в начале текста. Иногда вывод отсутствует, потому что он очевиден и его может сделать сам читатель. 7




Мама – самое священное слово на земле! Человек рождается и умираетс этим словом. Хлебороб благодарно произносит: "Спасибо, кормилица-мать". Солдат, смертельно раненный, шепчет: "За Родину-мать!" Все самые дорогие святыни названы и озарены именем матери. 9
















На Руси подарки всегда любили, умели находить в них тайный смысл и счастливые вести. В многочисленных сказочных преданиях говорится о подаренном ноже, на котором проявляется кровь, если его обладатель попадал за морем в беду. Или о том, как по подаренному кольцу жених узнает свою невесту. Также не случайно в сказках большинство чудесных предметов герой не находит, а получает в дар: будь то клубок, указывающий дорогу или кольцо, исполняющее желания. 17










Чем дарят, тем не корят. Кого люблю, того и дарю. Кого любишь, того сам даришь, а не любишь, и от него не примешь. Малое принимайте, а большому сроку дайте. На малом не взыщите, большого не ищите. Дар не купля: не хаят, а хвалят. Подарки принимать, так отдариваться. И малый подарок не наклад. Дома-то и не голод, да подарок дорог. Не дорог подарок, дорога любовь. Дорог подарочек не выпрошенный. Не люба кума и гостинцы не милы. Даровое лычко лучше купленного ремешка. От матушки отопочки, от батюшки ошметочки, и то почти за подарочек. Разорился парень бедный: купил девке перстень медный. Даровому коню в зубы не смотрят. Дорого яичко к Христову дню. 22


Подарок не обсуждают, принимают с благодарностью то, что дарят. Так говорят, когда кто- либо получил в подарок какую- нибудь вещь, которая не очень нравится и которую сам бы не выбрал. Но об этом не принято говорить в лицо дарителю. Пословицу объясняют старинным обычаем внимательно осматривать зубы лошади при ее покупке, так как по ним легко определить возраст: у старой лошади зубы обычно стерты (сравните фразеологизм: зубы съесть на чём-либо так говорят об опытном, много пожившем и искушенном жизнью человеке, но первоначально же данное выражение употреблялось в отношении старой лошади). 23




Есть у меня внучка. Однажды она говорит: - У Веры в субботу день рождения. Она пригласила меня в гости. Нужно купить ей какой-нибудь подарок. Что бы ей подарить? Мама начала давать добрые советы, но тут в разговор вмешался я: - А у моих друзей в детстве был неписанный закон: в дни рождения дарить только то, что сделано своими руками. - Ну, знаешь, дедушка! В нашем классе скажут, что я жадная и что я плохая подруга, - сказала внучка. 25


26


Выбранный с любовью подарок узнается сразу по стремлению угадать вкус адресата, по оригинальности замысла, по самой манере преподносить подарок. (А.Моруа) Каждый подарок, даже самый маленький, становится великим даром, если ты вручаешь его с любовью. (Д.Уолкот) Ценность подарка определяется скорее его уместностью, нежели ценой. (Ч.Уорнер) Три вещи составляют достоинство подарка: чувство, уместность и способ преподнесения. (Соммери) Дарите исподволь - и цену дар удвоит: То, как вы дарите, самих подарков стоит. (П.Корнель) 27


1. Я думаю (считаю, полагаю), что… По-моему, прав… Я убеждён (уверен), что… Я не могу согласиться с тем, что… Мне кажется (думается), что… 2. Могу сказать (возразить), что… Сам себе противоречит… Во-первых, … Во-вторых, … В-третьих, … 3. Хочется подчеркнуть (сказать ещё раз)… Итак… Таким образом… Следовательно… Я понял, что… 28


29


Что касается маленьких именинников и именинниц, то им принято дарить игрушки, конфеты и хорошие детские книги. В выборе игрушек и книг нужно сообразоваться не только с возрастом, но и также с наклонностями ребёнка и тоже необходимо подмечать, какого рода игрушки и книги более всего ему нравятся. 30


Не поздравить с днём ангела дедушку или бабушку, отца или мать, брата или сестру или вообще близкого родственника и даже своего хорошего знакомого было бы верхом невнимания и неприличия со стороны непоздравившего. Особенно больно было бы это старшим членам семейства по отношению к младшим, то есть если внук или внучка, сын или дочь не поздравили своих дедушку или бабушку, мать или отца. Забывчивость в этом случае не извинительна и равносильна невниманию. 31


Если внук или внучка, сын или дочь живут в разных городах с дедушкой, бабушкой, отцом или матерью и пространство, разделяющее их, не позволяет лично поздравить дорогого именинника или именинницу, то внук, внучка, сын или дочь должны непременно послать поздравительное с днём ангела письмо. Причём следует позаботиться, чтобы письмо это пришло как раз вовремя, то есть в самый день ангела того, кому оно адресовано. Разумеется, что письмо может быть заменено поздравительной телеграммой. 32


Делать кому-нибудь подарки, не состоя с ним в родстве или будучи его задушевным другом, не принято. Особенно неприличным считают подарки посторонних мужчин дамам или девицам. Исключение в этом случае оставляют только букеты и конфеты. Дарить цветы всегда позволительно и везде принято. 33



Общей чертой является противоборство материалистического и идеалистического подходов. Первый из них толкует основания бытия как материальные, второй - как идеальные. В истории философии первую концепцию бытия дали древнегреческие философы 6 - 4 веков до нашей эры - досократики. Для них бытие совпадает с материальным, неразрушимым и совершенным космосом. Космос - понятие, впервые введённое Пифагором для...

https://www.сайт/journal/141362

На возможность познания объективного мира в принципе, чем сразу противопоставил себе многих естествоиспытателей и философов . В XX веке представление об агностицизме было несколько видоизменено, преимущественно под влиянием его критики, в основном... от религиозного фундаментализма к светскому устройству существовала в Западной Европе в 18 веке . Именно в тех условиях становление философии агностицизма было направлено против господства религиозного мировоззрения. Философские работы Юма и Канта...

https://www..html

Противоречит разумному. В некоторой степени абсурдность тождественна иррациональности. Откуда следует, что философия абсурда - иррациональная и эстетическая. Абсурд может пониматься двумя принципиально разными способами: ... века в Англии и начало 20 века в остальных странах. В латентном виде лингвистический абсурд, видимо, существовал в фольклоре многих стран (например, у нас: "ехала деревня мимо мужика..."). Нас же интересует абсурд экзистенциальный. Знакомство с ним мы начнём с датского философа ...

https://www.сайт/journal/140967

Подмена личностного начала индивидуальным, а индивида - родом (тотальностью), органицизм в социологии. "Исторический" вариант Философии жизни (В. Дильтей, Г. Зиммель, Х. Ортега-и-Гасет) исходит в интерпретации "жизни" из непосредственного... новых форм; субстанция жизни - чистая "длительность", изменчивость, постигаемая интуитивно. Теория познания Философии жизни - разновидность иррационалистического Интуитивизма,динамика "жизни", индивидуальная природа предмета невыразима в общих понятиях...

https://www.сайт/journal/141011

Бытия и какую-нибудь одну сущность" (VI, 1, с. 108), Аристотель отвечает, что "первая философия " - эта "наука философа " - имеет своим предметом "сущее вообще", "сущее как таковое", "сущее просто", что... и вечные сущности. В вопросе об отношении таких нематериальных сверхприродных сущностей и физических сущностей и скрывается, по-видимому, основной вопрос философии в философии Аристотеля. В целом Аристотель - панлогист. Он, как и Парменид, к которому Аристотель ближе, чем к Гераклиту, - сторонник...

https://www.сайт/journal/144911

Статье мы ориентируемся на «Йогу-сутру» и наиболее авторитетный комментарий, принадлежащий философу Вьясе, «Йога-бхашья» (V в. н.э.). Философия йогиПриступая непосредственно к философии классической йоги, выделим две основополагающих категории, которые заключают в себе все... в самой йоге, выросших из своей классической формы. В период активной колонизации Востока европейскими странами, философия йоги начинает пробираться на Запад. С ней знакомятся ученые Европы, Америки и России. Появляются и...


^ 16. Французские философы-материалисты.

Из французский материалистов наиболее известен Дени Дидро – и выделялся он именно своей организаторской, общественной и другой, в том числе литературной, деятельностью, Дидро был организатором работы над "Энциклопедией". В то время начинается интерес кразного рода словарям, и Дидро получает заказ от одного издателя на перевод с английского языка энциклопедического словаря, чрезвычайно популярного в Англии. Он берется за работу, но понимает, что словарь имеет множество недостатков, и предлагает издателю написать собственный словарь, который в конце концов разрастается до 35-томной "Энциклопедии". Это первое в истории человечества энциклопедическое издание, в котором были собраны и обобщены все научные, философские, религиозные, культурные, литературные и т.п. знания. Главной целью издания была цель просветительская, способствование прогрессу. "Энциклопедия" была завершена и пользовалась огромной популярностью, несмотря на многотомность и дороговизну. Было продано несколько тысяч экземпляров - очень большой тираж для Франции того времени.

Работа над книгой заняла почти всю жизнь Дидро - с 1751 по 1780 гг. (умер он в 1784 г.). Кроме статей в "Энциклопедии", перу Дидро принадлежат множество работ, в том числе и литературные ("Племянник Рамо", "Монахиня" и др.). Среди философских произведений наибольшую известность приобрели небольшая работа "РазговорД"Аламбера и Дидро", в которой сформулировано мировоззрение Дидро, и "Письмо о слепых, предназначенное зрячим", где Дидро впервые выразил свои мысли как зрелый философ, избавившийся от некоторых своих сомнений. Поскольку Дидро учился в иезуитской школе, ему прочили карьеру священника. Некоторое время он считал себя христианином и был деистом, но в последней работе открыто выражает материалистическое, атеистическое мировоззрение.

В наиболее систематической форме принципы материализма изложены в работе Гольбаха "Система природы". Хотя первой работой, ставшей манифестом французских материалистов, стала работа Ламетри "Естественная история души" (а наиболее нашумевшей была его же работа "Человек-машина").

В частности, Гольбах утверждает, что материя - это единственная, никем не сотворенная, вечно существующая субстанция. Следовательно, нет и Бога-Творца. Определение Гольбаха звучит так: "Материя есть все то, что воздействует на наши чувства".

Представления о материи французских материалистов мало чем отличаются от современных (скажем, диалектико-материалистических): о том, что материя объективна, что объективны и первичные и вторичные качества (возражение Галилею, Локку, Беркли и др.), что кроме материи нет ничего; материя состоит из атомов, которые движутся в результате причинно-следственных связей;что материя делима, находится в постоянном движении, обладает различными свойствами (непроницаемость, протяженность, способностью к самодвижению - хотя Энгельс и критиковал французских материалистов за их метафизичность, говоря, что они не видели источника движения материи, но эта критика не совсем справедлива, поскольку принцип самодвижения все же они признавали, отрицали диалектику, но в действительности это, скорее, их заслуга, чем недостаток). Движение есть способ существования, вытекающий из сущности материи; материя движется благодаря собственной энергии; материя вечна; движение так же вечно, как и материя, а все, что существует, есть результат движения материи, в том числе и все духовные идеальные явления в настоящем мире. Покой есть лишь некоторая форма движения, поэтому он также есть свойство материи. Материя существует в виде природы; природа есть некое единое целое; все явления природы связаны друг с другом, и связь эта выражается в виде законов природы. Законы существуют не только в материальном неорганическом мире, но и в органическом мире и в человеческом обществе, поэтому ничто не происходит случайно, все имеет свою причину и в обществе, и в природе. Кроме движущих причин, нет никакой другой причины, в т.ч. целевой; цель природы находится в самой себе, ибо вне природы нет ничего. Вначале существовала только неорганическая природа, потом из нее возникла органическая (здесь опять парадокс: что значит "вначале"? Если материя вечна, то почему жизнь возникает на каком-то определенном этапе? Даже Гераклит был более последователен, говоря, что мир то сгорает, то опять возникает). У французских материалистов часто можно увидеть очевидные нелепости, как в случае с возникновением жизни в вечном мире.

Человек - продукт природы, и его познавательная способность есть следствие материальной организации. Нет никакой способности познания, отличной от материальной познавательной способности; все познается через чувства. Разум есть также высшая форма организации материи. Характерны последовательный сенсуализм, критика учения о врожденных идеях. Душа представляет собой чистую доску. Истина есть адекватное отражение внешнего мира; критерием истины является опыт. И так далее. Практически во всем последующие материалисты, в том числе и диалектического пошиба, будут повторять положения французских материалистов.

Более интересны (в смысле своей необычности, но не в смысле полезности) социально-этические взгляды французских материалистов. Здесь они не столь едины и отличаются друг от друга по некоторым воззрениям, хотя в чем-то и сходились: в атеизме, отрицании нематериальности души, ее бессмертия, божественного происхождения морали. Но в чем именно состоит мораль, в чем смысл жизни человека - здесь были и расхождения.

Наиболее парадоксальным и эпатирующим общество был Ламетри. Поскольку, по его мнению, душа смертна, то нужно по-другому взглянуть и на мораль. Религиозной концепции нравственности не существует, ибо нет вечной жизни, а мораль существует постольку, поскольку нравственное чувство врождено. Существует некий нравственный закон, как и законы природы. Этот нравственный закон есть даже у животных, а поскольку человек есть порождение животного мира, то здесь нет ничего странного, просто человек - высшая форма развития животного.

Далее Ламетри несколько отходит от этой концепции и в работе "Человек-машина" высказывает своеобразные и отличные от других материалистов мысли, склоняясь в сторону гедонизма. Ламетри был врачом, поэтому его исследования человека с точки зрения его физиологии было следствием его профессионального интереса. Ламетри развивал точку зрения Декарта: животное есть некоторая "машина", которая действует по своим законам. Никакой души (растительной, животной или какой-то другой) или чего-то еще, что выдумывали различные метафизики и богословы, просто не существует. У человека же есть душа, но организм его действует по тому же принципу, как и организм животных и, следовательно, независим от души.

Это концепция психо-физического параллелизма и дуализма (есть материальная субстанция и духовная субстанция, не зависящие друг от друга и существующие в гармонии лишь в Боге, непосредственно же сами по себе они независимы и друг на друга не воздействуют). Поэтому законы материальной субстанции справедливы только для материального мира, а законы духовной субстанции - для мира духовного. Ламетри развивает в определенном направлении эту концепцию: поскольку души как отдельной нематериальной субстанции не существует, то и человек есть, соответственно, тоже "машина" - в том смысле, что все процессы в человеке обусловлены причинно-следственными связями, они необходимы и не зависят ни от какой свободной воли или душевного порыва, а также других проявлений духовной субстанции. В человеке абсолютно все есть следствие его материальности: и мысли, и эмоции, и все остальное. Таково жесткое, последовательное выражение материалистической концепции, которое впоследствии будет разрабатываться многими учеными, особенно психологами, в 20 веке (Фрейд и др.).

Для Ламетри характерен гедонизм: нужно искать критерий счастья и цель жизни человека среди материального составляющего человека, а потому таким критерием является чувственное наслаждение, являющееся главным для человека. Поэтому нравственность как таковая есть понятие вымышленное, предрассудок, совесть также бесполезна, нужно освободить человека от ее угрызений и объяснить людям, что это понятие несуществующее, ибо все люди нравственны постольку, поскольку все ищут наслаждения.

Более последовательно разрабатывал этические взгляды Клод Адриан Гельвеций в работе "О человеке". Согласно Гельвецию, также не существует никакой врожденной нравственности (эту мысль разделял и Дидро), не врожден и порок. И добродетель и порок есть результат воспитания, поэтому именно от общества зависит, каким будет человек. Воспитание всемогуще, человек всем ему обязан. Воспитание Гельвеций понимает широко: это не только увещевательные слова родителей и педагогов, но совокупное воздействие окружающего мира - и общества, и природы.

Основой воспитательного процесса, по Гельвецию, является физическая чувствительность человека к боли и к наслаждению. Именно через восприятие того и другого человек начинает понимать, что для него хорошо, а что плохо. Каждому человеку свойственна любовь к себе, которая есть глубочайший импульс человеческой деятельности. Из любви к себе через чувствительность к боли и наслаждению вырастают все страсти. Интересы, смысл жизни, стремление к счастью - все вырастает через чувствительность к боли и наслаждению.

Апологию страстей Гельвеций нарочито выпячивает, противопоставляя ее христианскому учению о страстях, о том, что человек должен уметь управлять своими страстями. По Гельвецию, страсти нужно культивировать и понимать их необходимость, поскольку они движут миром.

Гельвеций проводит анализ разных страстей. Например, такие страсти, как интересы, перекликаются с выгодой и пользой и приводят к развитию общества и появлению частной собственности. Налицо попытка вывести мораль и все нравственные предписания из природы самой по себе, отход от той точки зрения, что мораль существует как некоторое не зависящее от природы установление. Христианская церковная мораль (даже пантеистическая и деистическая) французским материалистам была чужда, поскольку они боролись не просто против Церкви, а против религии. Любая религия, по их мнению, есть результат обмана, невежества и человеческого страха, но в конце концов все это реализуется в результате интересов и страстей некоторых людей. То есть религия вырастает из обмана одних людей другими - теми, кто понимает, что своими силами удержать людей в повиновении не удастся, поэтому придумывают всемогущее существо, которое все может и всегда все видит, и держат в повиновении при помощи этого существа темный, невежественный и суеверный народ. В страхе и надежде на посмертное воздаяние угнетенные люди пытаются найти свое счастье.

Таким образом, возникает формула: "Религия есть опиум для народа". Обращаю ваше внимание на предлог "для", поскольку отличие марксистско-ленинской концепции, о которой мы будем говорить позднее, от концепции французских материалистов состоит в отмене предлога "для". По Марксу и всем остальным, "религия есть опиум народа". Это коренное отличие в вопросе о происхождении религии: никто народ не обманывает, он сам придумывает себе этот опиум. Если спроецировать Марксово понимание возникновения религии на понимание французских материалистов, то вполне возможна фраза "Религия есть опиум для народа" - с этой формулой, я думаю, согласились бы и Дидро, и Гольбах, и Гельвеций.

Философские воззрения французских материалистов достаточно поверхностны и выражают скорее точку зрения обыденного сознания, а не философски мыслящего ума. Проблемы познания, вторичных и первичных качеств, законов природы и т.д. для них как бы не существуют, они их обходят, считая как бы само собой разумеющимися. Поэтому в этом плане идеи французских материалистов не оказали сколько-нибудь серьезного влияния на последующую философскую мысль.

А вот их социально-политические воззрения оказали влияние, и достаточно серьезное, поскольку французская демократия - то, что образовалось в результате претворения в жизнь идей французских просветителей во время Французской буржуазной революции, - явилась образцом для демократии большинства стран. И то, что сейчас на Земле существуют цивилизованные правовые государства, есть результат реализации идей французского Просвещения.

^ 11. Средневековая философия: патристика

Средневековье - это господство теологии, религиозного миросозерцания смешанного с богословием. Философия средневековья это служанка теологии, она обязана толковать Священное Писание, формулировать догматы Церкви и выводить доказательства существования Бога. Одновременно развивается логика, становление понятия личности (спор о различии ипостаси и сущности) и спор о приоритете единичного или общего (реалисты и номиналисты)

В развитии средневековой философии выделяют три этапа: патристика (П- VI в.в.); анализ возможностей слова (7-10 век) и схоластика (11-14 век) . ПАТРИ́СТИКА (от греч. pater, лат. pater - отец), термин, обозначающий совокупность теологических, философских и политико-социологических доктрин христианских мыслителей 2-8 вв. - т. н. отцов церкви.

ПАТРИСТИКА возникает как реакция на преследования христиан со стороны римских властей и критику его верований рядом античных авторов (Цельс, Порфирий и др.).

Ранний период ПАТРИСТИКИ - апологетика (II-III вв.).

При общей ориентации на Священное Писание ее представители (Иустин, Афинагор, Ириней Лионский, Тертуллиан, Климент Александрийский, Ори ген и др.) дают полемические трактовки основных положений христианства, обсуждают вопросы об отношении к античной культуре, о соотношении веры и знания, христианства и философии.

Одни апологеты (Татиан, Ириней, Тертуллиан) относились к античной культуре отрицательно и утверждали, что христианство всецело дано в учении апостолов и Священном Писании и не нуждается в обосновании при помощи разума.

Другие (Иустин, Климент, Ориген) рассматривали христианство как высшую ступень античной культуры, прежде всего философии (отвергая античную религию и материалистические учения).

Вера, согласно Клименту, должна опираться на разум и защищаться с помощью философии.

Для ПАТРИСТИКИ этого периода была характерна борьба с нехристианскими течениями и возникшими в лоне христианства ересями (гностицизм, арианство, несторианство и др.).

Начало христианской теологии положил Ориген (хотя впоследствии некоторые его идеи - о предсуществовании душ, о множественности миров, об итоговом спасении всех людей - были отвергнуты церковью); основы христианской культуры и педагогики заложены Климентом Александрийским.

После признания христианства государственной религией наступает период утверждения и обоснования христианской догматики, систематизации церковной доктрины (IV-V вв.).

Восточные Отцы церкви (Афанасий Великий, каппадокийский кружок - Василий Великий, Григорий Назианзин (Григорий Богослов) и Григорий Нисский; Иоанн Златоуст, псевдо-Дионисий Ареопагит) отличаются большей склонностью к мистицизму, подчеркивают необходимость «обожения» человека.

Для западной ПАТРИСТИКИ (Амвросий Медиоланский, Иероним Стридонский, Августин Аврелий) характерен практически правовой уклон, акцент на падшую природу человека.

ПАТРИСТИКА этого «золотого века» занималась обоснованием учения о Троице, осмысливала тезис о двуединой природе Христа, разрабатывала космологические, антропологические, религиозно-этические проблемы.

Евсевий Кесарийский начал исследование истории церкви и формирования ее догматики. Иероним заложил основы экзегетики, создал первую латинскую патрологию («отечник»), Августин развернул величественную христианскую философию истории. В этот период разрабатываются канонические правила для духовенства и монашества. Отцы церкви стремятся искоренить языческие зрелища - театр, стадион, цирк - и празднества.

Завершается ПАТРИСТИКА творчеством писателей VI-VIII вв. (Леонтий Византийский, Максим Исповедник, Иоанн Дамаскин), которые осуществляли стабилизацию догматики и кодификацию наук под эгидой теологии, обрабатывая и систематизируя накопленные представления. Их считают первыми схоластами (Схоластика).

Поздней ПАТРИСТИКЕ присуща некоторая «окостенелость» мысли.

В целом ПАТРИСТИКА способствовала распространению и торжеству христианства в Европе.

Большинство представителей ПАТРИСТИКИ были бескомпромиссными борцами за свои убеждения, яркими полемистами. Их сочинения составили ядро Священного Предания исторических церквей.

Это эпоха перехода к буржуазным отношениям от феодализма. Начинают развиваться торговля, банковское дело, возрастает значение городов. Поскольку буржуазные отношения предполагают новую экономику, то это эпоха ВГО. В 16 веке начинается Реформация церкви. Это ведет к секуляризации сознания. Всевластие церкви подорвано. Происходит открытие книгопечатания. Главный момент: переход от теоцентризма к антропоцентризму. В литературе встречается понятие гуманизм. Николай Кузанский, который развивал диалектические мысли в рамках схоластики (15 век). Он говорит о противоречивости всего сущего. Понятие космос (мир) – микрокосмос (человек), которые появились ещё в античности. Он говорит, что противоположности могут переходить друг в друга. Он размышляет о строении человеческого разума, делит ум на рацио и интеллект. Рацио не может охватить противоположности, а интеллект может. Рацио – антидиалектический ум, интеллект – диалектический. Развивается натурфилософия. В середине 16 веке выходит книга Коперника о движении небесных тел. На смену геоцентрического мировоззрения приходит гелиоцентрическое. Противоречие с церковной доктриной, вывод: солнце не является центром Вселенной. Этот вывод сделал философ Джордано Бруно. Бруно говорит о бесконечности Вселенной. Он говорит, что душа после смерти тела создает себе новое тело. Ввел понятие героического энтузиазма. Для натурфилософии характерны идеи диалектики и бесконечности.

Никола Макиавелли размышлял на тему свободы. Основное произведение – «Государь». Он размышляет о политической власти, её задачах, природе и высказывает новые мысли: нет идеальных форм правления, а форма правления должна соответствовать реальности. Сам он республиканец, но считает, что современные люди не готовы жить в республике. «Цель оправдывает средства».

Государь имеет право отступать от добра. В этом проявилась другая черта гуманизма – индивидуализм. Суть – абсолютизация значения самостоятельности отдельной личности. Никола является типичным выразителем социально-философских взглядов во всей её противоречивости. Никола воспевает авантюристов, он представитель фатализма. Удача улыбается человеку, склонному к риску.

Философская антропология эпохи Возрождения.

Антропологические идеи – самые важные. Представитель – Дж. Пико дела Мирандола. Посвятил себя сравнению священных книг. Каждая религия содержит в себе долю истины. Поэтому он находился в сложных отношениях с церковью. Произведение – «Речь о достоинстве человека (900 тезисов)», где он излагает принципы светского гуманизма. Ввел понятие промежуточность. Человек находится между небом и землей. Человек обладает особым достоинством. Формулирует главное качество, отличающее человека – способность к самоопределению. Творчество высоко ценится в этот период.

Эпоха Возрождения не просто следование идеалам античности, а эпоха, определяющаяся переходом к буржуазным отношениям, которые отличаются кричащим противоречием.

Философия Нового Времени (17–18 века).

    специфика эпохи

    проблема метода философии

    социально-философские и антропологические взгляды эпохи.

Это эпоха Просвещения. Буржуазные отношения распространяются на другие европейские страны. Это время революций. Время начала НТП. Слияние научного творчества и промышленности. Бурное развитие научного знания. Отсюда главный интерес в философии переносится в сферу гносеологии. Царит культ разума. Просвещение продолжает тенденции предыдущей эпохи, например, освобождение сознания от всевластия церкви. Появляется интерес к знанию, освоению новых земель. Возрождение рассматривает мир больше с эстетической точки зрения, а эпоха Нового Времени рационалистична. Характерна рассудочность, сухость, умеренность. Продолжает господствовать антидиалектический метод в целом, который предполагает развитие вещей вне связи с другими. Это обусловлено развитием наук, накоплением знаний.

Английский мыслитель – Френсис Бэкон, был канцлером Англии, был обвинен в мошенничестве, после наказания углубился в философию. Он является представителем эмпиризма. Бэкон видит главную тему в том, чтобы найти универсальный метод познания. Критикует схоластику, античную философию за то, что знание было оторвано от практики. Главное произведение – «Новый органон». Он называет новый метод методом индукции, то есть от единичного к общему. Благоносные и светоносные опыты. Бэкон критикует и примитивное, прямолинейное применение эмпиризма. Истинный мыслитель должен быть подобен пчеле, собирая факты перерабатывать их в теоретическое знание. Выделяет 4 типа идолов – конечных факторов:

    Идолы рода.

    Идолы пещеры – субъективизм познания.

    Идолы площади, проистекающие из необходимости общаться с другими людьми.

    Идолы театра – заблуждения, возникающие из-за повторения чужих мыслей и слов.

Освободиться от идолов можно с помощью индуктивного метода. Бэкон принимает классификацию наук.

Другой философ – Рене Декарт. Его последователями являются все рационалисты вплоть до наших дней. Он выступает за рациональное познание. Разум сам должен отличить истину от заблуждения. Он предложил метод дедукции – от общего к частному. Ввел понятие врожденные идеи. В онтологии Декарт выступает как дуалист: протяженность (материальное начало) и мышление (духовное). В человеке эти два начала соединяются. Он уподобляет все явления к механизмам. Это направление называется механицизм. В духе дуализма Декарт развивает гносеологию. Декарт верит, что реальность есть, она объективна.

В 17 веке появляются два направления: индукция и дедукция. В этом проявляется антидиалистический характер мышления.

Джон Локк – представитель эмпиризма. Важнее в познании не разум, а чувства. Эти чувства дают адекватную картину реальности. Направление – сенсуализм. «Нет ничего в познании, чего не было бы в ощущении» – лозунг. Близок к материализму.

В 18 веке появляется субъективно-идеалистическое учение, основанное на принципе сенсуализма. Джордж Беркли. Утверждает, что материи нет, только совокупность чувств. Отрицает материальный мир.

17–18 века развивается философия общества, это связано с исторической реальностью. Это время – эпоха буржуазных революций. Господствует механицизм. Наиболее наглядно проявляется в французской философии. Господствует антидиалектический метод. Локк оставил ценные мысли в антропологии. Он создал систему воспитания, получившую название – «английский джентльмен». Человек от рождения – чистая доска (tabularasa), всё приобретенное получает в процессе воспитания. Оптимистический взгляд на природу человека.

Томас Гоббс – «Левиафан», посвященное социальной философии и антропологической проблематике. Гоббс разрабатывает концепцию государства – договорная. Гоббс имеет пессимистический взгляд, говорит, что люди – эгоисты, и изначальным состоянием является война всех против всех. Государство – добровольное ограничение свободы людей, человек – существо общественное. На его идеях отражается английская революция. Он считает, что народ имеет право на изменение общественного строя. Близок к материализму.

Материалистическая линия продолжается французскими философами 18 века. Большинство философов этого направления пишут произведения не форме трактатов, а в форме статей в газетах, энциклопедиях, художественных произведений. Франсуа Вольтер направляет критику против французского абсолютизма и католической церкви. Вольтер – представитель деизма – промежуточное мировоззрение между атеизма и религии. Бог создал мир, но не вмешивается в его развитие. Дает идею естественных прав человека. Человек имеет право на счастье, свободу, и если эти права отняты, то это говорит о том, что общество неправильно устроено. Эти идеи стали характерны для философов-энциклопедистов: Вольтер, Д. Дидро, Ж.Ж. Руссо, Ш. Монтескье, Гельвеций. Задача энциклопедистов – популяризация научных знаний. У каждого философа были свои онтологические взгляды. Дидро ближе всех к материализму, является сторонником атомизма. Политические взгляды неоднородны. Кто-то является сторонником конституционной монархии, кто-то – республиканец. Руссо принадлежит произведение об общественном договоре, где он развивает идею народного суверенитета. Жан тоже сторонник естественных прав человека. Вплотную подошли к идее исторического прогресса. Общество больше прогрессирует, если в нем развита наука, образование и просвещение. Также отдают внимание политической и правовой жизни общества. Больше других этим занимается Шарль Монтескье. Разрабатывает концепцию разделения властей. Вносит идею обязанности государства перед гражданами. Монтескье считает, что законодательство зависит от географических условий, так как эти условия определяют дух народа. Произведение – «О духе закона».

Ж. Лометри – «Человек – машина».

Клод Гельвеций: «О человеке» и «Об уме». Человек прежде всего разум. Взаимодействие чувств и разума – основная тема философов Франции.

В преддверии революции Руссо выступил с лозунгом: «Назад к природе!» У него есть «Трактат о воспитании». Придерживается теории естественных последствий. Идеалом воспитания Руссо считает жизнь на лоне природы, в сельской местности.