Немецкий реактивный бомбардировщик арадо ar 234. Arado Ar.234 Blitz – первый в мире реактивный бомбардировщик

Arado Ar.234 Blitz – первый в мире реактивный бомбардировщик

Среди большого количества интересных авиационных конструкций, которые были созданы во время Второй мировой войны, особое место занимает немецкий самолет с реактивными двигателями Ar.234. Изначально созданный как разведчик, он применялся немцами в роли бомбардировщика, став первым реактивным бомбардировщиком в истории и первым реактивным бомбардировщиком, принявшим участие в боевых действиях. Самолет Ar.234 Blitz (нем. молния) оказал значительное влияние на конструкции самолетов, которые появились после войны в США, СССР, Великобритании и Франции. Реактивные самолеты, созданные гитлеровской Германией, были одним из самых желанных трофеев для союзников, а реактивный самолет Ar.234 был одним из самых разыскиваемых «призов».

Одной из наиболее острых проблем, с которой столкнулось немецкое командование в 1944 году, стало отсутствие у люфтваффе возможности ведения регулярной и подробной разведки Британских островов. Полет над территорией Великобритании в этот период стал равносилен самоубийству. Причиной этому была отлично организованная и очень эффективная английская противовоздушная оборона. Единственным выходом из данной ситуации была бы поставка на вооружение люфтваффе принципиально нового самолета, который обладал бы высокой скоростью и высотой полета, позволяющей избежать встреч с английскими истребителями-перехватчиками, и достаточной дальностью. Перечисленным выше требованиям отвечала лишь одна машина – самолет Ar.234, разработка которого началась еще в 1940 году.

Благодаря своей высокой скорости полета данный разведчик и бомбардировщик мог легко уйти от любых перехватчиков противника и преодолеть самую насыщенную систему ПВО. Достоинства созданного самолета были так высоки, что немецкое верховное командование имело в планах перевооружение всех сохранившихся бомбардировочных эскадр на данную машину. Однако быстрая капитуляция Германии не позволила данным планам осуществиться. Более того, хаос последних месяцев войны не позволил немцам использовать в боевых подразделениях и половину из 210 построенных реактивных самолетов Ar.234 B. Также было построено 8 самолет в версии А, относящихся к прототипам, и чуть более 14 многоцелевых самолетов версии C, которые оснащались 4 реактивными двигателями.

Описание конструкции

Arado Ar.234 В-2 являлся одноместным, двухмоторным, реактивным самолетом, который использовался и как бомбардировщик, и как разведчик. Самолет был выполнен по схеме свободнонесущего высокоплана с трехопорным шасси, которое убиралось в полете. Фюзеляж машины был полностью выполнен из металла и имел конструкцию с 20 шпангоутами, которые соединялись работающей обшивкой и стрингерами. Обшивка была выполнена из дюралюминиевых листов, которые присоединялись к конструкции с помощью заклепок с потайными головками. Для улучшения аэродинамических качеств машины стыки листов дополнительно шпаклевались. В передней части самолета находилась кабина летчика, имеющая достаточно большую площадь остекления.

Летчик попадал на свое место при помощи люка, открывающегося на правую сторону, над кабиной, одновременно он являлся и фрагментом остекления кабины. Если возникала необходимость покинуть самолет с парашютом, люк сбрасывался. С левой стороны фюзеляжа самолета сбоку от кабины располагались ступеньки, которые обеспечивали доступ к посадочному люку. Кресло пилота защищалось сзади бронеспинкой и было приспособлено для размещения в нем сиденьевого парашюта. Кабина самолета была герметичной и оборудовалась катапультируемым креслом.

Все органы управления в виде штурвала и педалей располагались перед летчиком. В крыше его кабины со смещением вправо был расположен перископ RF2B, в более поздних самолетах версии RF2C. Данный перископ позволял пилоту следить за тем, что происходит в задней полусфере, а в случае установки на самолете вооружения использовать его для прицеливания. В бомбардировочной версии машины комплект оборудования в кабине пилота пополнялся еще 2-мя бомбовыми прицелами: Lotfe 7K для горизонтального полета и BZA IB – для бомбардировки с пикирования. Под сидением летчика находилась аптечка, а на консоли слева располагалась ракетница Walter.

Непосредственно под кабиной летчика находился отсек, в котором размещалась передняя стойка шасси. В центральной части фюзеляжа самолета располагались 2 топливных бака, которые разделялись нишами стоек основного шасси. В задней части фюзеляжа располагалось радиооборудование, а также специальный отсек для тормозного парашюта. В разведывательной версии в задней части машины в двух отсеках ставилась фототехника в различных сочетаниях: Rb 20/30 + Rb 75/30 или 2 х Rb 50/30, или 2 х Rb 75/30, которые использовались для угловой и вертикальной съемки.

Крыло самолета Arado Ar.234 обладало трапециевидной формой, было двухлонжеронным и обладало закругленными законцовками. Крыло было полностью металлическим и односекционным. Обшивка крыла была дюралевой. Отдельные листы обшивки крыла прикреплялись к краям лонжеронов и шпангоутов, благодаря чему они не заходили друг на друга и образовывали очень гладкую поверхность крыла. Элероны отклонялись при помощи обычных тяг и были оборудованы триммерами. На задней кромке крыла были смонтированы закрылки с гидравлическим приводом, которые гондолами двигателей разделялись на 2 части.

Шасси самолета было трехопорным и убирающимся. Основные колеса машины, оборудовались тормозами, монтировались на одиночных стойках и убирались вперед. В то же время стойка с передним колесом убиралась назад. Створки переднего и задних колес были двухсекционными. Размер покрышки переднего колеса составлял 560 х 200 мм., размер основных покрышек составлял 935 х 345 мм.

Силовая установка бомбардировщика Ar.234 включала в себя 2 турбореактивных двигателей (ТРД) Junkers Jumo 004 В-1 с максимальной тягой в 900 кгс каждый. Температура в выходном сопле двигателя доходила до 610°С. Каждый из двух двигателей машины обладал 6 отдельными камерами сгорания, восьмиступенчатым осевым компрессором и одноступенчатой осевой турбиной. При этом сечение выходного сопла регулировалось при помощи подвижного конуса, который прозвали Zwiebel (луковица) из-за его своеобразной формы. Топливная система самолета состояла из 2-х самозатягивающихся баков, находящихся в фюзеляже. Первый из них вмещал в себя 1 800 литров, второй 2 000 литров топлива. Но заполнялись они на 1750 и 1900 литров соответственно. Также под гондолами двигателей можно было дополнительно установить баки для топлива емкостью в 300 литров каждый. Подвесные баки фактически стали стандартом для данного самолета.

Также все машины версий Аr.234 B оснащались автопилотом, которые позволял пилоту во время боевого курса сосредоточиться исключительно на прицеливании. Для выполнения бомбометания с горизонтального полета, а также с пологого пикирования применялся вычислитель BZА-1, который автоматически поворачивал головку прицела на заданный угол. Бомбардировщик в версии Аr.234 B-2 был в состоянии поднять до 1 500 кг. бомб. Одна 500 кг. бомба подвешивалась под фюзеляжем, еще по одной такой бомбе устанавливались под каждой из двигательных гондол. В качестве альтернативного варианта на самолет могла быть установлена 1000 кг. бомба SD-1000, одна 1400 кг бомба РС-1400 или одна 500 кг. бомба под фюзеляжем самолета и две 250 кг. под гондолами двигателей.

Arado Аr.234 B-2 был достаточно устойчив в момент посадки особенно при отсутствии сильного бокового ветра. При этом даже при постоянном удержании тормозов пробег при посадке составлял не менее 1000 метров. С использованием тормозного парашюта пробег удавалось сократить до 635 метров. Определенные трудности у самолета возникали с перезапуском двигателей Jumo-004B после их остановки на высоте менее 4 км и скорости полета менее 400-500 км/ч. При больших скорости и высоте перезапустить двигатель было реально. В случае остановки двигателя на высоте пилот должен был сразу перекрыть топливный кран. В противном случае достаточно быстро двигатель заливался топливом, что могло привести к пожару.

Боевое применение

Первый раз в боевых условиях самолет Arado Аr.234 был использован 2 августа 1944 года. Пилотируемая лейтенантом Эрихом Зоммером машина за 1,5 часа полета сумела сфотографировать весь район высадки союзников в Нормандии. Достаточно эффективно данный самолет использовался люфтваффе с ноября 1944 года в роли разведчика, а с декабря 1944 года и в качестве бомбардировщика. Несмотря на тот факт, что в конце Второй мировой войны по причине хронической нехватки горючего самолеты Аr.234 использовались лишь периодически, они все равно оставались очень сложной целью для перехвата истребителями союзников. В последние месяцы войны из-за своей высокой скорости Ar 234 был, по сути, единственным самолетом-разведчиком Германии, который мог использоваться в условиях тотального превосходства противника в воздухе.

Наиболее показательным примером использования данного самолета является съемка зоны высадки союзников в Нормандии. Лейтенант Эрих Зоммер совершил свой первый боевой полет на новой машине 2 августа 1944 года. Для набора высоты в 10 500 метров ему потребовалось 20 минут. За это время Arado Аr.234 сумел подлететь к району боевых действий. Над Шербургом летчик снизился до рабочей высоты 10 000 м. и на скорости в 740 км/ч начал производить аэрофотосъемку. Автоматика оборудования работала безукоризненно, каждые 11 секунд делая по одному кадру. Видимость во время полета была отличной, но Зоммер не заметил, пытался ли кто-то перехватить его самолет, только где-то далеко внизу постоянно мелькали вспышки разрывов зенитных снарядов. Пилот сумел совершить над зоной высадки 3 прохода, после чего благополучно возвратился на базу в Жювенкуре.

Всего за 1,5 часа немцы смогли добиться того, что не могли узнать вот уже на протяжении десятков дней. За это время самолет сфотографировал основные зоны, удерживаемые англо-американскими войсками, произведя 380 снимков, которые в течение 2-х дней обрабатывали 20 человек. По итогам их обработки был составлен подробный отчет. Практически 2 месяца до этого дня немецкое командование пребывало в полном неведении о том, что же происходило с другой стороны фронта. Все попытки сфотографировать зону высадки при помощи самолетов Jul88 и Do217 вели лишь к их тяжелым потерям. Впоследствии по результатам разведывательных полетов над Нормандией был сделан большой фильм, который позволил оценить количество переправившихся через Ла-Манш войск: около 1,5 млн. солдат и офицеров, почти 1,5 млн. тонн различных грузов, а также около 330 тысяч единиц автотранспорта самых разных типов.

Тактико-технические характеристики Arado Ar.234 B-2

Размеры: размах крыла – 14,1 м., длина - 12,6 м, высота - 4,3 м.
Площадь крыла – 25,5 кв. м.
Масса самолета, кг
- пустого – 5 200
- нормальная взлетная – 8 417
- максимальная взлетная – 9 858
Тип двигателя – 2 ТРД Jumo-004B, тяга 900 кгс каждый.
Максимальная скорость на высоте 6000 метров – 740 км/ч.
Практическая дальность – 1 620 км
Практический потолок – 11 500 м.
Экипаж – 1 человек
Вооружение: 2Ч20-мм пушки MG 151 в хвосте самолета, стреляющие назад (по 200 снарядов на ствол).
Бомбовая нагрузка: до 1 500 кг. на внешней подвеске.

Использованы источники:
www.airpages.ru/lw/ar234.shtml
www.airwar.ru/enc/bww2/ar234.html
www.pro-samolet.ru/samolety-germany-ww2/reaktiv/194-ar-234-bliz
www.aviawarworld.ru/news/arado_ar_234_blitc_molnija/2011-11-10-46

Среди большого количества интересных авиационных конструкций, которые были созданы во время Второй мировой войны, особое место занимает немецкий самолет с реактивными двигателями Ar.234. Изначально созданный как разведчик, он применялся немцами в роли бомбардировщика, став первым реактивным бомбардировщиком в и первым реактивным бомбардировщиком, принявшим участие в боевых действиях. Самолет Ar.234 Blitz (нем. молния) оказал значительное влияние на конструкции самолетов, которые появились после войны в США, СССР, Великобритании и Франции. Реактивные самолеты, созданные гитлеровской Германией, были одним из самых желанных трофеев для союзников, а реактивный самолет Ar.234 был одним из самых разыскиваемых «призов».

Одной из наиболее острых проблем, с которой столкнулось немецкое командование в 1944 году, стало отсутствие у люфтваффе возможности ведения регулярной и подробной разведки Британских островов. Полет над территорией Великобритании в этот период стал равносилен самоубийству. Причиной этому была отлично организованная и очень эффективная английская противовоздушная оборона. Единственным выходом из данной ситуации была бы поставка на вооружение люфтваффе принципиально нового самолета, который обладал бы высокой скоростью и высотой полета, позволяющей избежать встреч с английскими истребителями-перехватчиками, и достаточной дальностью. Перечисленным выше требованиям отвечала лишь одна машина – самолет Ar.234, разработка которого началась еще в 1940 году.


Благодаря своей высокой скорости полета данный разведчик и бомбардировщик мог легко уйти от любых перехватчиков противника и преодолеть самую насыщенную систему ПВО. Достоинства созданного самолета были так высоки, что немецкое верховное командование имело в планах перевооружение всех сохранившихся бомбардировочных эскадр на данную машину. Однако быстрая капитуляция Германии не позволила данным планам осуществиться. Более того, хаос последних месяцев войны не позволил немцам использовать в боевых подразделениях и половину из 210 построенных реактивных самолетов Ar.234 B. Также было построено 8 самолет в версии А, относящихся к прототипам, и чуть более 14 многоцелевых самолетов версии C, которые оснащались 4 реактивными двигателями.

Описание конструкции

Arado Ar.234 В-2 являлся одноместным, двухмоторным, реактивным самолетом, который использовался и как бомбардировщик, и как разведчик. Самолет был выполнен по схеме свободнонесущего высокоплана с трехопорным шасси, которое убиралось в полете. Фюзеляж машины был полностью выполнен из металла и имел конструкцию с 20 шпангоутами, которые соединялись работающей обшивкой и стрингерами. Обшивка была выполнена из дюралюминиевых листов, которые присоединялись к конструкции с помощью заклепок с потайными головками. Для улучшения аэродинамических качеств машины стыки листов дополнительно шпаклевались. В передней части самолета находилась кабина летчика, имеющая достаточно большую площадь остекления.

Летчик попадал на свое место при помощи люка, открывающегося на правую сторону, над кабиной, одновременно он являлся и фрагментом остекления кабины. Если возникала необходимость покинуть самолет с парашютом, люк сбрасывался. С левой стороны фюзеляжа самолета сбоку от кабины располагались ступеньки, которые обеспечивали доступ к посадочному люку. Кресло пилота защищалось сзади бронеспинкой и было приспособлено для размещения в нем сиденьевого парашюта. Кабина самолета была герметичной и оборудовалась катапультируемым креслом.

Все органы управления в виде штурвала и педалей располагались перед летчиком. В крыше его кабины со смещением вправо был расположен перископ RF2B, в более поздних самолетах версии RF2C. Данный перископ позволял пилоту следить за тем, что происходит в задней полусфере, а в случае установки на самолете вооружения использовать его для прицеливания. В бомбардировочной версии машины комплект оборудования в кабине пилота пополнялся еще 2-мя бомбовыми прицелами: Lotfe 7K для горизонтального полета и BZA IB – для бомбардировки с пикирования. Под сидением летчика находилась аптечка, а на консоли слева располагалась ракетница Walter.


Непосредственно под кабиной летчика находился отсек, в котором размещалась передняя стойка шасси. В центральной части фюзеляжа самолета располагались 2 топливных бака, которые разделялись нишами стоек основного шасси. В задней части фюзеляжа располагалось радиооборудование, а также специальный отсек для тормозного парашюта. В разведывательной версии в задней части машины в двух отсеках ставилась фототехника в различных сочетаниях: Rb 20/30 + Rb 75/30 или 2 х Rb 50/30, или 2 х Rb 75/30, которые использовались для угловой и вертикальной съемки.

Крыло самолета Arado Ar.234 обладало трапециевидной формой, было двухлонжеронным и обладало закругленными законцовками. Крыло было полностью металлическим и односекционным. Обшивка крыла была дюралевой. Отдельные листы обшивки крыла прикреплялись к краям лонжеронов и шпангоутов, благодаря чему они не заходили друг на друга и образовывали очень гладкую поверхность крыла. Элероны отклонялись при помощи обычных тяг и были оборудованы триммерами. На задней кромке крыла были смонтированы закрылки с гидравлическим приводом, которые гондолами двигателей разделялись на 2 части.

Шасси самолета было трехопорным и убирающимся. Основные колеса машины, оборудовались тормозами, монтировались на одиночных стойках и убирались вперед. В то же время стойка с передним колесом убиралась назад. Створки переднего и задних колес были двухсекционными. Размер покрышки переднего колеса составлял 560 х 200 мм., размер основных покрышек составлял 935 х 345 мм.


Силовая установка бомбардировщика Ar.234 включала в себя 2 турбореактивных двигателей (ТРД) Junkers Jumo 004 В-1 с максимальной тягой в 900 кгс каждый. Температура в выходном сопле двигателя доходила до 610°С. Каждый из двух двигателей машины обладал 6 отдельными камерами сгорания, восьмиступенчатым осевым компрессором и одноступенчатой осевой турбиной. При этом сечение выходного сопла регулировалось при помощи подвижного конуса, который прозвали Zwiebel (луковица) из-за его своеобразной формы. Топливная система самолета состояла из 2-х самозатягивающихся баков, находящихся в фюзеляже. Первый из них вмещал в себя 1 800 литров, второй 2 000 литров топлива. Но заполнялись они на 1750 и 1900 литров соответственно. Также под гондолами двигателей можно было дополнительно установить баки для топлива емкостью в 300 литров каждый. Подвесные баки фактически стали стандартом для данного самолета.

Также все машины версий Аr.234 B оснащались автопилотом, которые позволял пилоту во время боевого курса сосредоточиться исключительно на прицеливании. Для выполнения бомбометания с горизонтального полета, а также с пологого пикирования применялся вычислитель BZА-1, который автоматически поворачивал головку прицела на заданный угол. Бомбардировщик в версии Аr.234 B-2 был в состоянии поднять до 1 500 кг. бомб. Одна 500 кг. бомба подвешивалась под фюзеляжем, еще по одной такой бомбе устанавливались под каждой из двигательных гондол. В качестве альтернативного варианта на самолет могла быть установлена 1000 кг. бомба SD-1000, одна 1400 кг бомба РС-1400 или одна 500 кг. бомба под фюзеляжем самолета и две 250 кг. под гондолами двигателей.

Arado Аr.234 B-2 был достаточно устойчив в момент посадки особенно при отсутствии сильного бокового ветра. При этом даже при постоянном удержании тормозов пробег при посадке составлял не менее 1000 метров. С использованием тормозного парашюта пробег удавалось сократить до 635 метров. Определенные трудности у самолета возникали с перезапуском двигателей Jumo-004B после их остановки на высоте менее 4 км и скорости полета менее 400-500 км/ч. При больших скорости и высоте перезапустить двигатель было реально. В случае остановки двигателя на высоте пилот должен был сразу перекрыть топливный кран. В противном случае достаточно быстро двигатель заливался топливом, что могло привести к пожару.


Боевое применение

Первый раз в боевых условиях самолет Arado Аr.234 был использован 2 августа 1944 года. Пилотируемая лейтенантом Эрихом Зоммером машина за 1,5 часа полета сумела сфотографировать весь район высадки союзников в Нормандии. Достаточно эффективно данный самолет использовался люфтваффе с ноября 1944 года в роли разведчика, а с декабря 1944 года и в качестве бомбардировщика. Несмотря на тот факт, что в конце Второй мировой войны по причине хронической нехватки горючего самолеты Аr.234 использовались лишь периодически, они все равно оставались очень сложной целью для перехвата истребителями союзников. В последние месяцы войны из-за своей высокой скорости Ar 234 был, по сути, единственным самолетом-разведчиком Германии, который мог использоваться в условиях тотального превосходства противника в воздухе.

Наиболее показательным примером использования данного самолета является съемка зоны высадки союзников в Нормандии. Лейтенант Эрих Зоммер совершил свой первый боевой полет на новой машине 2 августа 1944 года. Для набора высоты в 10 500 метров ему потребовалось 20 минут. За это время Arado Аr.234 сумел подлететь к району боевых действий. Над Шербургом летчик снизился до рабочей высоты 10 000 м. и на скорости в 740 км/ч начал производить аэрофотосъемку. Автоматика оборудования работала безукоризненно, каждые 11 секунд делая по одному кадру. Видимость во время полета была отличной, но Зоммер не заметил, пытался ли кто-то перехватить его самолет, только где-то далеко внизу постоянно мелькали вспышки разрывов зенитных снарядов. Пилот сумел совершить над зоной высадки 3 прохода, после чего благополучно возвратился на базу в Жювенкуре.

Всего за 1,5 часа немцы смогли добиться того, что не могли узнать вот уже на протяжении десятков дней. За это время самолет сфотографировал основные зоны, удерживаемые англо-американскими войсками, произведя 380 снимков, которые в течение 2-х дней обрабатывали 20 человек. По итогам их обработки был составлен подробный отчет. Практически 2 месяца до этого дня немецкое командование пребывало в полном неведении о том, что же происходило с другой стороны фронта. Все попытки сфотографировать зону высадки при помощи самолетов Jul88 и Do217 вели лишь к их тяжелым потерям. Впоследствии по результатам разведывательных полетов над Нормандией был сделан большой фильм, который позволил оценить количество переправившихся через Ла-Манш войск: около 1,5 млн. солдат и офицеров, почти 1,5 млн. тонн различных грузов, а также около 330 тысяч единиц автотранспорта самых разных типов.


Тактико-технические характеристики Arado Ar.234 B-2

Размеры: размах крыла – 14,1 м., длина - 12,6 м, высота - 4,3 м.
Площадь крыла – 25,5 кв. м.
Масса самолета, кг
- пустого – 5 200
- нормальная взлетная – 8 417
- максимальная взлетная – 9 858
Тип двигателя – 2 ТРД Jumo-004B, тяга 900 кгс каждый.
Максимальная скорость на высоте 6000 метров – 740 км/ч.
Практическая дальность – 1 620 км
Практический потолок – 11 500 м.
Экипаж – 1 человек
Вооружение: 2×20-мм пушки MG 151 в хвосте самолета, стреляющие назад (по 200 снарядов на ствол).
Бомбовая нагрузка: до 1 500 кг. на внешней подвеске.

Использованы источники:
www.airpages.ru/lw/ar234.shtml
www.airwar.ru/enc/bww2/ar234.html
www.pro-samolet.ru/samolety-germany-ww2/reaktiv/194-ar-234-bliz
www.aviawarworld.ru/news/arado_ar_234_blitc_molnija/2011-11-10-46

Ar 234 B-2 Blitz

Основные характеристики

Кратко

Подробно

6.7 / 6.7 / 6.3 БР

1 человек Экипаж

3,7 тонн Вес пустого

9,4 тонн Взлётный вес

Лётные характеристики

11 000 м Максимальная высота

сек 28,5 / 28,5 / 0,0 Время виража

Км/ч Скорость сваливания

Воздушно-реактивный тип

воздушная система охлаждения

Скорость разрушения

1 000 км/ч конструкции

400 км/ч шасси

Подвесное вооружение

3 x 250-кг бомба SC250JA Набор 1

3 x 500-кг бомба SC500K Набор 2

1 x 1000-кг бомба SC1000L2 Набор 3

2 x 250-кг бомба SC250JA
1 x 1000-кг бомба SC1000L2 Набор 4

Экономика

Описание

Напишите введение к статье в 2-3 небольших абзаца. Кратко расскажите об истории создания и боевого применения самолёта, а также о его ярких особенностях и применении в игре. Вставьте скриншоты машины в разных камуфляжах. Если начинающий игрок плохо помнит технику по названиям, он сразу поймёт, о чём речь.

Основные характеристики

Летно-технические характеристики

Расскажите о том, как самолёт ведёт себя в воздухе. Максимальная скорость, манёвренность, скороподъёмность и максимально допустимая скорость пикирования - важнейшие характеристики самолёта. Особенное внимание обратите на РБ и СБ, поскольку в аркадных боях физика упрощена и отсутствует флаттер.

Живучесть и бронирование

Напишите о живучести самолёта. Отметьте, насколько уязвим пилот и протектированы ли баки. Опишите бронирование, если оно есть, а также уязвимость системы охлаждения двигателя.

Вооружение

Курсовое вооружение

Опишите курсовое вооружение самолёта, если оно есть. Расскажите, насколько пушки и пулемёты эффективны в бою, а также какие ленты лучше использовать. Если курсовое вооружение отсутствует, удалите этот подраздел.

Подвесное вооружение

Опишите подвесное вооружение самолёта: дополнительные пушки под крыльями, бомбы, ракеты и торпеды. Особенно этот подраздел важен для бомбардировщиков и штурмовиков. Если подвесного вооружения нет, удалите подзаголовок.

Оборонительное вооружение

Оборонительное вооружение состоит из турельных пулемётов или пушек, обслуживаемых стрелками. Если оборонительное вооружение отсутствует, удалите этот подраздел.

Применение в бою

Опишите приемы игры на самолёте, особенности использования в команде и советы по тактике. Воздержитесь от создания "гайда" - не навязывайте единственную точку зрения, но дайте читателю пищу для размышлений. Расскажите о самых опасных противниках и дайте рекомендации по борьбе с ними.

Достоинства и недостатки

Достоинства:

Недостатки:

Историческая справка

Расскажите об истории создания и боевого применения самолёта. Если историческая справка получится большой, вынесите её в отдельную статью и добавьте сюда ссылку на неё при помощи шаблона main . В конце обязательно укажите ссылки на источники.

Медиа

Прекрасным дополнением к статье станут видеогайды, а также скриншоты из игры и фотографии.

См. также

  • ссылка на семейство техники;
  • ссылки на приблизительные аналоги в других нациях и ветках.
  • тема на оф. форуме игры;
  • страница на Википедии;
  • страница на Airwar.ru;
  • другая литература.
· Немецкая реактивная авиация
Me.262

Arado Ar.234 «Blitz»

Потерпев поражение в воздушном сражении за Англию, Люфтваффе утратило возможность совершать безнаказанные разведывательные полеты над Британскими островами. Такое положение было признано недопустимым, и уже в конце 1940 года фирма «Арадо» получила заказ на разработку скоростного разведывательного самолета, способного на большой скорости преодолевать систему ПВО Англии и уклоняться от атак истребителей противника.

Уже в начале 1941 года директор фирмы «Арадо» Вальтер Блюм предложил несколько оригинальных проектов такого самолета, из которых Министерство авиации Германии выбрало наиболее консервативный — ArЕ-370, который и послужил основой для разработки скоростного разведчика Ar-234. В соответствии с проектом Блюма самолет представлял собой цельнометаллический высокоплан, под консолями прямого крыла которого планировалось установить два турбореактивных двигателя Юмо-004. Кроме реактивных двигателей особенностью самолета было то, что для увеличения дальности полета конструкторы решили отказаться от шасси и снабдили самолет трехколесной стартовой тележкой.

По достижении высоты примерно 60-100 м тележка должна была отделяться от самолета и опускаться на землю на парашюте для повторного использования. Посадка самолета должна была осуществляться с помощью тормозного парашюта на выдвигающуюся из фюзеляжа подпружиненную посадочную лыжу. Небольшие вспомогательные лыжи были смонтированы и в нижней части мотогондол двигателей. Кабина пилота располагалась в передней части сравнительно узкого фюзеляжа. Она имела большую площадь остекления, обеспечивающую хороший обзор вперед и по сторонам. Для обзора задней полусферы предполагалось использовать перископ. Кабина была обеспечена наддувом воздуха, а кресло пилота было катапультирующимся.

Из-за задержки с поставкой турбореактивных двигателей первый полет опытного образца самолета состоялся 15 июня 1943 года, за ним последовали еще семь опытных образцов серии, получившей обозначение Ar-234А. Все самолеты этой серии поднимались в воздух с использованием стартовой тележки, однако после того, как вследствие отказа парашютной системы две тележки были разбиты при ударе о землю, было принято решение оборудовать самолет нормальным убирающимся в полете колесным шасси. В пользу такого решения говорило также то, что находящийся на аэродроме на стартовой тележке самолет обладал лишь ограниченной подвижностью, а после приземления его подвижность вообще равнялась нулю. Представлялось маловероятным, что аэродромный персонал сможет оперативно освобождать посадочную площадку при последовательной посадке даже небольшой группы таких самолетов.

Особенностью первой опытной серии было также то, что шестой и восьмой самолеты этой серии в опытном порядке были оснащены четырьмя двигателями. При этом на шестом самолете двигатели были установлены в отдельных мотогондолах, а на восьмом — сблокированы попарно. Позже эта схема была реализована на серийных боевых самолетах серии С.

Начиная с третьего опытного самолета и на всех последующих под каждой консолью крыла могла устанавливаться гондола с ракетным стартовым двигателем Вальтера 109-500. Каждый двигатель развивал тягу 500 кг и работал в течение 30 секунд. После взлета самолета гондолы с двигателями сбрасывались с парашютами и могли использоваться повторно.

10 марта 1944 года совершил полет первый самолет серии В. Он отличался, прежде всего, наличием трехстоечного колесного шасси с носовым колесом. Все стойки шасси в полете убирались в фюзеляж, ширина которого была несколько увеличена по сравнению с самолетами серии А.

Самолеты серии В являлись уже полноценными боевыми машинами и выпускались в двух вариантах: Аг-234В-1 — разведывательный вариант и Аг-234В-2 — вариант бомбардировщика. Оба самолета имели по два турбореактивных двигателя Юмо-004В с тягой 900 кг каждый, вес пустого самолета составлял 5200 кг, максимальный взлетный — 9400 кг. На высоте 6000 м самолеты развивали скорость 738 км/час. Разведывательные самолеты в качестве защитного вооружения имели 2 × 20-мм авиапушки, жестко установленные в хвостовой части самолета, защитой бомбардировщиков была только высокая скорость.

Первое боевое применение Аг-234 состоялось в качестве разведывательного самолета 2 августа 1944 года. Пользуясь исключительными скоростными данными своего полета лейтенант Эрих Зоммер в течение длившегося примерно полтора часа полета совершил то, что не могли сделать обычные самолеты-разведчики Люфтваффе в течение двух месяцев: он сфотографировал всю зону высадки войск союзников в Нормандии.

По данным 380 аэрофотоснимков дешифраторы смогли наконец-то оценить масштабы вторжения: на континент к тому времени уже было высажено более миллиона солдат и офицеров, миллион тонн грузов и почти 300000 танков и грузовиков. А генеральный штаб вермахта в это время все еще ожидал высадки союзников на побережье Па-де-Кале, считая десант в Нормандии лишь отвлекающим маневром… Боевое использование бомбардировщиков Ar-234Б-2 было начато в последние месяцы 1944 года в составе эскадры KG-76.

Самолеты этой модификации могли нести бомбовую нагрузку до 2000 кг, а бомбометание с большой высоты в горизонтальном полете могло осуществляться с помощью оригинального автопилота «Patin». Его использование заключалось в следующем: пилот в ручном режиме управлял самолетом до тех пор, пока удаление от цели составит примерно 35 км. После этого он включал автопилот, отстегивал плечевые привязные ремни, отклонял штурвал вправо и наклонялся к бомбардировочному прицелу. Управление прицелом через вычислительное устройство было соединено с автопилотом, так что единственное, что должен был делать пилот, это удерживать цель в перекрестии прицела, а автопилот в это время управлял самолетом. После достижения самолетом точки бомбометания сброс бомб выполнялся автоматически. После бомбометания пилот принимал обычную позу для управления самолетом, пристегивал плечевые ремни, выключал автопилот и брал управление самолетом на себя.

В декабре 1944 года самолеты-бомбардировщики Ar-234В-2 поддерживали немецкие войска во время наступления в Арденнах, в марте 1945 года бомбили стратегически важный мост через Рейн в районе Ремагена, который американские войска захватили неповрежденным, выполняли боевые задания и на советско-германском фронте, однако интенсивность их боевой деятельности, как и всей Германской авиации, была очень низкой — сказывалась нехватка горючего.

В марте 1945 года советские войска подошли к городу Альт-Лённевитц, где находился завод фирмы «Арадо», выпускавший Ar-234. Завод был взорван саперами войск СС, поставившими таким образом точку в серийном производстве этих самолетов. К этому времени частям Люфтваффе было передано 210 самолетов Ar-234В и 14 Ar-234С. В ходе серийного производства самолет непрерывно совершенствовался, были созданы следующие его модификации:

Ar-234А — опытная серия из 8 самолетов, у которых вместо колесного шасси использовалась отделяющаяся стартовая тележка. Ar-234В-0-20 предсерийных самолетов без катапультируемых кресел и наддува кабины, для интенсивных испытаний. Ar-234В-1 — разведывательный вариант, который мог быть оборудован двумя фотоаппаратами Rb 50/30 или Rb 75/30; в другом варианте — Rb 50/30 и Rb 20/30. Ar-234В-2 — вариант бомбардировщика с максимальной бомбовой нагрузкой 2000 кг, располагающейся на бомбодержателях ETC 503 в нижней части гондол двигателей.

Ar-234С — серийная версия с четырьмя двигателями BMW 003A-1; было изготовлено 19 самолетов, первый из которых поднялся в воздух 30 сентября 1944 года. Ar-234С-1 — четырехмоторный аналог В-1, но с полным наддувом кабины и вооруженный двумя пушками MG-151/20 калибра 20 мм для обстрела задней полусферы. Ar-234С-2 — четырехмоторный аналог В-2.

Ar-234С-3 — многоцелевой вариант, с 21-го по 25-й экземпляр выпускался с увеличенной и перепроектированной кабиной, вооруженный как С-1, но с двумя дополнительными пушками MG-151/20 калибра 20-мм; бомбовая нагрузка на трех бомбодержателях ETC 504; вес пустого — 5200 кг, максимальный взлетный вес 11000 кг, максимальная скорость на высоте 6000 м 855 км/час, потолок 11000 м, дальность 1230 км. Ar-234C-3/N — проект двухместного ночного истребителя с двумя передними пушками MG-151/20 калибра 20 мм и двумя пушками МК 108 калибра 30 мм; оборудован радаром FuG 218 (Neptun) V.

Ar-234C-4 — вооруженный вариант самолета-разведчика с двумя фотоаппаратами и четырьмя пушками MG-151/20 калибра 20 мм. Ar-234С-5-28-й по счету самолет с расположенными рядом креслами пилота и оператора бомбометания. Ar-234С-6 — проект двухместного разведчика. Ar-234С-7 — ночной истребитель, подобный C-3/N, но с сантиметровым радаром FuG 245 Bremev 0. Ar-234C-8 — проект одноместного бомбардировщика с двумя двигателями Юмо 004D (Jumo 004D) тягой 1080 кг.

Ar-234D — самолеты с 31-го по 40-й, построенные в конце войны с силовой установкой из двух двигателей Хейнкель-Хирт (Heinkel-Hirth) Hes ОНА тягой по 1300 кг. Ar-234D-1 — проект самолета-разведчика с двигателями Хейнкель-Хирт HeS ОНА. Ar-234D-2 — проект бомбардировщика с двигателями Хейнкель-Хирт Hes ОНА. Ar-234Р — проектные серии ночных истребителей. Ar-234Р-1 — двухместный самолет с четырьмя двигателями BMW 003А-1; одна пушка MG-151/20 калибра 20 мм и одна пушка МК-108 калибра 30 мм. Ar-234Р-2 — двухместный самолет с кабиной, защищенной 13-мм броневой плитой. Ar-234Р-3 — оснащенный двигателями HeS ОНА вариант Р-2, но с двумя пушками MG-151/20 и двумя МК-108. Ar-234Р-4 — такой же, как и Р-3, но с двигателями Юмо 004D. Ar-234Р-5 — трехместный вариант с двигателями HeS ОНА, одной пушкой MG-151/20 и четырьмя пушками МК-108.

Кроме того, в конце войны проводились эксперименты по использованию Ar-234С в качестве самолета-носителя самолетов-снарядов V-l (Fi-103). При этом самолет-снаряд размещался на фюзеляже Аг-234С или буксировался им на короткой жесткой сцепке.

Проект реактивного двухдвигательного разведчика Ar 234А закончили в конце.1941 г. (первоначальное обозначение проекта Ar Е370). В техническом задании RLM не предусматривался групповой старт этих самолетов, поэтому для увеличения запасов топлива и снижения веса машины конструкторы фирмы отказались от применения нормального шасси. Вместо этого под фюзеляжем была установлена убирающаяся лыжа, для обеспечения устойчивости при посадке под гондолами двигателей предусмотрели небольшие опоры. Для взлета самолет устанавливался на сбрасываемой стартовой тележке, посадка осуществлялась на подфюзеляжную лыжу.

Впервые самолет поднялся в воздух 15 июня 1943 г., позднее машина была потеряна. Второй экземпляр Ar 234V2 взлетел 27 июля, но разбился при дальнейших испытаниях. Третья машина Ar 234V3 использовалась для отработки взлета со стартовыми ускорителями HWK 501, ее кабина оснащалась катапультным креслом для пилота, при испытаниях самолет получил тяжелые повреждения. Четвертый и пятый самолеты находились в резерве. На первых четырех экземплярах устанавливались ТРД Jumo 004А тягой 840 кгс, пятая машина имела двигатели Jumo 004В-0 с такой же тягой, но весившие меньше на 100 кг.

На шестой и восьмой машинах установили по 4 двигателя BMW 003А тягой по 800 кгс, эти машины испЫтывались в качестве прототипов машин Ar 234С. На шестой машине двигатели размещались в отдельных гондолах, на восьмой — в спаренных гондолах. Первый полет шестой машины состоялся 8 апреля 1944 г., в дальнейшем она проходила войсковые испытания на фронте. Седьмую машину, впервые взлетевшую 10 июля 1944 г., потеряли при испытаниях.
Оборонительное вооружение на самолетах Ar 234А не предусматривалось, поскольку считалось, что самолет, обладая большим запасом скорости, легко оторвется от истребителей противника. В задней части фюзеляжа самолета располагались отсеки фотооборудования и тормозного парашюта. Однако в связи с принятием решения о строительстве машин серии В дальнейшие работы по серии А прекратили.
Проектирование самолета серии В началось в декабре 1942 г., т. е. еще до начала летных испытаний машин серии А. В техническое задание внесли изменение: самолет должен был быть многоцелевым и взлетать с любого аэродрома, в том числе и в группе. Поэтому вместо стартовой тележки и лыжи конструкторы предусмотрели нормальное трехколесное шасси, которое применялось во всех последующих сериях, в качестве силовой установки использовались два двигателя Jumo 004В-2.

В конце 1944 г. разведчик Арадо Ar 234В-1 поступил на вооружение в подразделение опытных самолетов высшего командования люфтваффе (Versuchverband Ob.d.L.). Затем ими комплектовались разведывательные «зондеркоманды» «Хехт» и «Шперлинг», на базе которых в 1945 г. были сформированы эскадрильи 1(F) 33, 1(F) 100 и 1(F) 123, выполнявшие разведывательные полеты над Англией. Был разработан также истребительный вариант этой машины, у которой под фюзеляжем в специальных обтекателях устанавливались две неподвижные пушки MG 151.

Бомбардировщик Ar 234В-2 стал первым серийным самолетом с неподвижным оружием для стрельбы назад. Это было вызвано появлением у союзников в последние годы войны высокоскоростных, но маломаневренных реактивных истребителей, у которых линия погони в воздушном бою приближалась к прямой, поэтому наиболее вероятной для истребителя являлась атака бомбардировщика с хвоста. Прицеливание при оборонительной стрельбе бомбардировщика осуществлялось через перископический прицел PV-1В, установленный в верхней части кабины летчика. Для облегчения взлета тяжело нагруженной машины под крылом с внешних сторон двигателей могли подвешиваться стартовые ускорители тягой по 500 кгс каждый, что почти вдвое сокращало разбег.

Самолетами Ar 234В-2 в январе 1945 г. комплектовалась бомбардировочная эскадра KG 76. Небольшое количество Ar 234 также было на вооружении «Команде Бонов», эти машины использовались в качестве ночных истребителей. Всего до конца войны построили 210 самолетов серии В, кроме того, предполагалось использовать Ar 234В в качестве буксировщика крылатой ракеты Fi 103, которая оснащалась сбрасываемым двухколесным шасси и креплением для буксира, такие испытания проводились в Рехлине.

Помимо этого фирма «Арадо» разрабатывала следующие версии самолета серии С, у которого устанавливались четыре ТРД BMW ООЗА, сдвоенные под каждой консолью крыла:
Ar 234С-1 — одноместный разведчик,
вооружение — 4 неподвижные пушки MG 151 (две в носовой части фюзеляжа для стрельбы вперед и две в хвостовой части фюзеляжа, направленные назад);
Ar 234С-2 — одноместный бомбардировщик, аналогичен предыдущей версии;
Ar 234С-3 — одноместный бомбардировщик и ночной истребитель с четырьмя пушками MG 151 (в варианте истребителя две пушки располагались в носовой части фюзеляжа, а две — в обтекателях под фюзеляжем стволами вперед), в носовой части фюзеляжа должен был устанавливаться радиолокатор FuG 218 «Neptun»;
Ar 234С-4 — одноместный разведчик с двигателями BMW 003С,
вооружение 4 пушки MG 151 (две в носовой части фюзеляжа, две в обтекателях под фюзеляжем для стрельбы назад — стволами к хвосту);
Ar 234С-5 — двухместный бомбардировщик с двигателями BMW003C;
Ar 234С-6 — одноместный разведчик на базе предыдущей версии;
Ar 234С-7 — двухместный ночной истребитель, оснащенный 4 двигателями HeS ОНА тягой по 1350 кгс и радиолокатором FuG 245 «Bremen» в носовой части фюзеляжа,
вооружение — две 30-мм пушки МК 108 и две пушки MG 151;
Ar 234С-8 — одноместный бомбардировщик с двумя двигателями Jumo 004D тягой по 1050 кгс.

Всего до конца войны из этой серии построили 10 опытных и 14 серийных машин, которые использовались в качестве ночных истребителей в «Командо Бонов». Ar 234С испытывался также в качестве носителя ракеты Hs 294, помимо этого отрабатывалась методика запуска крылатой ракеты Fi 103 со спины Ar 234С, для чего использовалась специальная качалка, которая поднимала Fi 103 в момент запуска над самолетом-носителем.
Были также разработаны проекты самолетов серий D, Е, F и Р, которые до конца войны не были реализованы. Конструкторы фирмы разработали новое серповидное крыло переменной стреловидности (от 37° у корня крыла до 25° у его законцовок). Для испытания этого крыла предназначался Ar 234V16 с двумя двигателями BMW 003R (сочетание обычного ТРД BMW ООЗА с ракетным двигателем BMW 718, способным в течение 3 минут развивать тягу до 1225 кгс). Крыло уже было готово к установке на самолет, но в апреле 1945 г. английские войска заняли завод, и перед отступлением немцы крыло уничтожили.
24 февраля 1945 г. у деревни под Зегельсдорфом из-за остановки одного двигателя совершил вынужденную посадку реактивный бомбардировщик Арадо Ar 234В-2. На следующий день деревню захватили американские войска, и самолет стал первым, попавшим в руки союзников.

После окончания войны две трофейные машины (Арадо Ar 234В и Ar 234С) вывезли для изучения в Советский Союз.

Характеристики разведывательного самолета Арадо Ar 234В «Blitz» («Молния»):
экипаж — 1 человек,
силовая установка — 2 ТРД Jumo 004В-2 тягой по 900 кгс,
размах крыла — 14,41 м и его площадь — 26,4 м2,
длина самолета — 12,64 м,
высота — 4,3 м,
вес пустого — 5228 кг,
взлетный вес — 8850 кг,
максимальный взлетный вес — 9500 кг,
максимальная скорость — 742 км/ч на высоте 6000 м, посадочная скорость — 146 км/ч, максимальная дальность с подвесными баками емкостью 4360 л — 1890 км,
время набора высоты 8000 м — 18 мин,
практический потолок — 9200 м,
вооружение — 2 пушки MG 151 и до 1500 кг бомб.

СПАСИБО ЗА РЕПОСТ СТАТЬИ, ДРУЗЬЯ!