Как почистить систему охлаждения. Что такое промывка системы охлаждения и когда она необходима? Промывка СОД при помощи специальной химии

(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || ; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-136785-1", renderTo: "yandex_rtb_R-A-136785-1", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script"); s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");

Как промыть систему охлаждения двигателя автомобиля?

Система охлаждения двигателя нуждается в регулярной очистке, поскольку она обеспечивает оптимальный температурный режим работы двигателя.

Симптомы того, что система охлаждения (СОД) нуждается в очистке, следующие:

  • перегрев двигателя;
  • образование внутренних и внешних утечек тосола или антифриза;
  • плохо греет печка;
  • нарушается циркуляция охлаждающей жидкости.

В СОД со временем оседает накипь, которая засоряет трубки радиатора. . Так вот, в тосол может попадать герметик, с помощью которого заклеивают небольшие трещины и отверстия.

Кроме того, в СОД может попадать и масло.

Сама же охлаждающая жидкость тоже нуждается в регулярной замене, особенно тосол. Из-за того, что во время работы двигателя он постоянно нагревается и охлаждается, происходит изменение химического состава - соли идут в осадок, водная основа приводит к постепенной коррозии трубок и металлических элементов как самого радиатора, так и двигателя.

Многие водители считают, что достаточно время от времени просто сливать старую жидкость и заливать новую. Если вы проводили слив тосола, то видели, что он далеко не прозрачный, а бурый от всех этих загрязнений.

В идеале промывку СОД проводить нужно до тех пор, пока из нее не будет выливаться полностью чистая вода.

Важно также проводить и внешнюю очистку радиатора, поскольку он тоже выглядит не самым лучшим образом, на нем оседает много грязи, пыли, насекомых и так далее. Правильным решением будет, конечно, отправиться на СТО. Правда, на сервисе может быть длинная очередь, да и придется заплатить за эту услугу тысячи две рублей, а то и больше, ведь в некоторых моделях для того, чтобы добраться до радиатора, приходится полностью разбирать весь передок.

Как провести очистку радиатора самостоятельно?

В принципе, процедура это не самая сложная. Можно очистить радиатор с помощью автохимии или подручных средств. Промывку проводят после слива тосола. Посмотрим, что предлагает современный рынок.

Данное средство позволяет очень эффективно, а главное быстро, очистить СОД. В его состав входят нейтральные вещества, которые не представляют угрозы для резиновых элементов - сальников и трубок (при условии соблюдения пунктов инструкции), - фосфаты и функциональные добавки.

Применение:

  • открутите пробку бачка или радиатора, откройте кран отопителя салона
  • прогрейте двигатель до 60 градусов, дайте ему поработать не более пяти минут;
  • заглушите мотор и слейте старый антифриз;
  • смешайте содержимое банки с дистиллированной или кипяченной водой (пропорции указаны в инструкции);
  • залейте это все в систему и дайте поработать двигателю 7 минут;
  • слейте всю эту жидкость;
  • повторите промывку простой водой несколько раз до полного вымывания всей грязи.

Средство действительно эффективное, очень хорошо очищает систему. Нужно придерживаться инструкции, иначе эффект будет малозаметен.

Из других средств автохимии можно посоветовать:

  • Mannol Radiator Flush;
  • Liqui Moly Kuhlerreiniger;
  • Jet 100 Xado;
  • ABRO Radiator Flush.

Применяя то или иное средство, обязательно читайте и выполняйте все требования, потому что есть много нареканий, что вот, мол, купил дорогую промывку, а она не помогла. Хотя, как оказалось позже, человек совсем не прочитал инструкцию, или купил подделку.

Также очень хорошее средство - .

Промывка проводится тем же способом, что и выше:

  • сливаете старый антифриз;
  • заливаете ЛАВР в бачок, затем до отметки MIN доливаете теплую воду;
  • даете двигателю поработать 30-40 минут;
  • сливаете средство и несколько раз промываете с помощью дистиллированной воды;
  • заливаете новый антифриз.

Очень хорошо помогает прочистить все трубки радиатора и всю систему. Однако, лимонная кислота эффективно борется только с ржавчиной, тогда как от накипи избавиться она вряд ли поможет. Если в слитом тосоле вы видите не только мелкие частицы ржавчины, но и кусочки накипи, то лучше прибегнуть к двухкомпонентным составам типа Hi-Gear.

(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || ; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-136785-3", renderTo: "yandex_rtb_R-A-136785-3", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script"); s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");

Купите пакетики с кислотой и приготовьте раствор в пропорции 1 к 10 - на литр воды 100 грамм кислоты.

Сама очистка проводится практически так же, как было описано выше, но за мелкими исключениями:

  • сливаете тосол, заливаете приготовленный раствор;
  • даете нагрузку на двигатель - можно оставить поработать на холостых или средних оборотах, или проехаться куда-нибудь, двигатель должен работать не более 40 минут;
  • слить всю жидкость и продолжить промывку уже простой дистиллированной водой до тех пор, пока не сольете чистую воду.

Уксусную эссенцию тоже можно использовать вместо лимонной кислоты.

Кока-кола и пепси-кола

Эта сладкая газировка не только приводит к ожирению и язве, если ее пить без меры, - с ее помощью очень хорошо можно очищать ржавчину, тут она может составить конкуренцию Вэдэшке.

Промывка проводится тем же способом, но длительную нагрузку на двигатель давать не желательно - пусть он покрутит не дольше 5 минут.

Обязательно промойте потом хорошенько всю систему, потому что в кока-коле содержится сахар.

В этих напитках содержится ортофосфорная кислота, которая хорошо борется с ржавчиной, может удалить и накипь, если ее не очень много. Но вот попадание сахара в двигатель может быть чревато некоторыми проблемами. Поэтому, если у вас есть внутренние утечки тосола, старый двигатель, то такими методами очистки лучше не увлекаться .

Молочная сыворотка разъедает и ржавчину и накипь. Если накипи очень много, то молочные кислоты в сыворотке просто размягчат ее.

Принцип очень простой:

  • сливаете тосол;
  • заливаете, предварительно процеженную через марлю, сыворотку;
  • ездите на машине день-два;
  • сливаете сыворотку и несколько раз промываете систему дистиллированной водой.

Способ действительно помогает. Это самое доступное средство на деревне, трактористы так прочищают радиаторы своей сельхоз техники. Можно также воспользоваться сухой сывороткой, которая продается в виде порошка.

Что еще нужно знать о промывке радиатора?

Не нужно увлекаться различными народными средствами типа кока-колы или уксуса (к молочной сыворотке это не относится).

На фото видны трубки радиатора до очистки и после.

Не забывайте также, что использование агрессивных химических соединений может привести не только к образованию трещин в резиновых элементах, но и в самом радиаторе. Поэтому, промывку проводите лицензированными средствами, а в качестве охлаждающей жидкости используйте рекомендуемый производителем антифриз.

Ну и не забывайте о внешней промывке и продувке радиатора. Кстати, радиатор можно защитить от внешних загрязнений с помощью специальной сетки. А в зимний период радиатор можно утеплить, чтобы двигатель не мерз и легче заводился с утра.

2 видео-ролика, на которых показывают, как промыть радиатор и систему охлаждения двигателя.


(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || ; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-136785-2", renderTo: "yandex_rtb_R-A-136785-2", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script"); s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");

Большинство производителей рекомендуют проводить замену охлаждающей жидкости и осуществлять промывку системы не реже, чем раз в два года. Если не сделать это вовремя, мотор начинает перегреваться, что ведет к возникновению неисправностей, а в некоторых случаях даже к выходу из строя силового агрегата.

Чтобы таких проблем не возникло, необходимо своевременно выявить возникновение загрязнения охлаждающей системы.

Когда необходима промывка узлов?

Прежде чем подбирать средство для промывки радиатора системы охлаждения двигателя, необходимо определиться, нужна ли процедура вообще. Как уже было сказано выше, очистка проводится не реже, чем раз в два года. Но, иногда, необходимость в промывке возникает несколько чаще. Признаками этого будут служить следующие симптомы:

  1. Двигатель постоянно перегревается;
  2. Помпа работает плохо;
  3. Вентилятор охлаждения двигателя работает на повышенных оборотах;
  4. Возникают проблемы с работой печки.
  5. При сильном загрязнении возможно закипание охлаждающей жидкости

Если проявляются данные признаки, необходимо слить охлаждающую жидкость. Следы ржавчины, темный цвет, пятна жира - вот признаки того, что необходимо срочно промыть систему охлаждения двигателя. В данной ситуации потребуется использование кислотных (щелочных) растворов или специализированных средств.

В случае, если жидкость имеет светлый оттенок без признаков серьезных загрязнений - промывку можно не проводить, либо ограничиться использованием кипяченой или дистиллированной воды.

Забит радиатор охлаждения двигателя: чем промыть

Когда необходимость очистки установлена, нужно выбрать средство, которым будет промываться система. Вот несколько наиболее популярных вариантов.

Промывка системы охлаждения водой

Пожалуй, самая доступная и недорогая жидкость для промывки системы охлаждения двигателя - это обычная вода. Разумеется, она должна быть очищенной (лучше использовать дистиллированную воду, или, если ее нет, прокипятить обычную в течение 20 минут).

Перед промывкой необходимо подготовить автомобиль. Делается это так:

  1. Автомобиль ставится на ровную поверхность и оставляется на некоторое время (необходимо дать мотору остыть);
  2. Капот открывается и фиксируется;
  3. Под радиатором ставится емкость для слива жидкости;
  4. Сливные пробки выворачиваются, а антифриз сливается из двигателя и из радиатора.

Непосредственно очистка узлов достаточно проста. Сначала промывочная жидкость для системы охлаждения двигателя заливается в радиатор. Далее мотор запускается (он должен работать на протяжении 15-20 минут). Теперь можно слить воду. Если она окажется мутной и грязной - необходимо повторить промывку (возможно, потребуется сделать это несколько раз).

Кислоты для промывки системы охлаждения

Рассказывая про средства для промывки системы охлаждения двигателя, нельзя не упомянуть о различных кислотных составах. Пожалуй, это один из лучших вариантов очистки. Существует целый ряд кислот, которые можно использовать в автомобиле:

Лимонная кислота

Как известно, лимонная кислота является отличным растворителем. Если необходимо очистить систему охлаждения - достаточно разбавить вещество водой и залить смесь в авто.

Важно! Раствор для промывки должен иметь слабую кислотность. Большинство автомобилистов растворяют лимонную кислоту в воде из расчета 1:50.

Наиболее эффективно данный раствор работает при температуре 60-90°C. Поэтому после заливки двигатель запускают и прогревают. Спустя некоторое время работы, жидкость сливается. После этого осуществляется промывка водой (аналогично описанной выше).

Смешав 5 литров воды и 1 килограмм 36% молочной кислоты, можно получить еще один эффективный очиститель системы охлаждения двигателя. Перед заливкой в машину, раствор прогревают до 30-40°C. После прогрева мотора до рабочей температуры, смесь сливают, а систему охлаждения промывают водой.

В качестве молочной кислоты можно использовать молочную сыворотку. Она отлично подходит для очистки систем отечественных автомобилей (для лучшей очистки можно поездить на машине несколько часов), а вот с иномарками следует быть более осторожным, хотя многие владельцы уже испытали такой способ и никаких нареканий он не вызвал.

Соляная кислота

Если встает вопрос о том, чем эффективно промыть систему охлаждения двигателя - ничто не сравнится с соляной кислотой. В то же время, при всей своей эффективности, она может быть крайне опасна для работоспособности двигателя. Используемый раствор должен содержать не более 2% данного вещества.

После очистки промывочная смесь сливается. Далее, как и в предыдущих случаях, заливается вода. При заключительной промывке в воду можно добавить присадку, которая создаст защитную пленку.

Кока-кола

Пожалуй, один из самых необычных растворителей, чем промыть систему охлаждения двигателя от накипи можно довольно эффективно - это кока-кола. Все потому, что в состав напитка входит ортофосфорная кислота.

Важно! Концентрация углекислоты в кока-коле очень высока, поэтому перед использованием из жидкости необходимо удалить газы. Также, в ней очень много сахара, который сам может засорить систему. Чтобы этого избежать, можно провести повторную очистку содой.

Щелочные растворы

Чем лучше промыть систему охлаждения двигателя, как не щелочным раствором? В качестве такого очистителя можно использовать соду (пищевую или каустическую).

Если после слития в антифризе присутствуют маслянистые или жирные пятна - для чистки системы охлаждения лучше всего подойдет сода. Промывка осуществляется также как и в предыдущих случаях: раствор заливается вместо ОЖ, а автомобиль запускается на несколько минут. Далее осуществляется промывка дистиллированной водой.

Если выбор пал на каустическую соду - необходимо обратить внимание на несколько важных моментов. Смесь делается из расчета 1:20 (сода растворяется в дистиллированной воде). При этом средство не рекомендуется использовать для чистки алюминиевых деталей. В идеале, перед тем, как использовать очиститель системы охлаждения, радиатор следует снять.

Специализированный промывочный состав

Многие автомобилисты считают, что лучшая промывка системы охлаждения двигателя - это специализированные средства. С этим действительно можно согласиться. При сильном загрязнении охлаждающей системы, многие растворы-заменители вряд ли смогут провести полноценную очистку всех узлов (особенно в том случае, если требуется очистка подержанного авто). В такой ситуации лучше использовать заводские промывочные жидкости.

Стоимость раствора обычно не превышает 100 рублей. Жидкость продается в концентрированной форме, поэтому ее необходимо разводить водой (пропорции при этом указывает сам производитель). Таким образом, одной упаковки хватает сразу на несколько процедур. Процесс очистки не отличается особой сложностью, поэтому промывку можно провести самостоятельно.

Специализированные средства не имеют в составе агрессивных веществ, способных отрицательно сказаться на работоспособности деталей автомобиля. Кроме того, после использования раствора не требуется повторная промывка системы охлаждения.

Все покупные промывочные жидкости можно разделить на несколько типов:

  1. Кислотные;
  2. Щелочные или солевые;
  3. Нейтральные (отрицательное влияние на системы автомобиля минимально);
  4. Двухкомпонентные (промывка осуществляется в два этапа).

Как и в случае с растворами самостоятельного приготовления, каждый тип жидкости больше подходит для устранения определенного типа загрязнения. Многие смеси просто заливаются в бачок, после чего автомобилисту не нужно думать об очистке на протяжении 1000-2000 километров.

Нужна для поддержания нормальной рабочей температуры силового агрегата в процессе его работы. Мотор охлаждается путем принудительного отведения излишних температурных показателей от его составных деталей и узлов. Тем самым обеспечивается оптимальный тепловой режим. При отсутствии нормального охлаждения, двигатель перегревается и может получить как отдельные повреждения, так и полностью выйти из строя. Поэтому важно следить за исправным состоянием охлаждающей системы и своевременно проводить диагностические мероприятия и устранения различных неполадок.

Образование накипи внутри

Одна из причин, когда силовой агрегат может перегреваться - это засорение системы различными отложениями и накипью, при которых нарушается нормальная циркуляция тосола. Разнообразные технологические способы и средства для промывки системы охлаждения двигателя снижают риск возникновения данной проблемы.

Зачастую влиянию накипи подвержены радиатор, печка разнообразные патрубки и сама рубашка блок-картера.

При длительной эксплуатации автомобиля, в пределах двух лет, на внутренних стенках элементов системы образуются солевые отложения, ржавчина, накипь и продукты распада применяемого тосола.

Когда промывать?

Прежде чем промыть СОД, важно определиться со степенью загрязнения и убедиться в необходимости проведения данного процесса. Производить очистку СОД мотора рекомендуется примерно раз в два года либо когда рабочий температурный режим силовой установки превышает оптимальное значение.

Независимо от того, какого качества антифриз или тосол используются в качестве ОЖ, все равно по истечении определенного периода времени они теряют свои физические и химические характеристики - происходит распад жидкости на отдельные группы химических составляющих.

При этом одна группа оседает на стенках полостей системы в виде налета, а иные компоненты переходят в осадок, тем самым частично закупоривая каналы.

Наличие накипи препятствует нормальному процессу теплоотдачи, а различные пробки из мусора не позволяют жидкости полноценно циркулировать по системе. В результате этого значительно снижается КПД. Так сказать, народные и специальные средства для промывки системы охлаждения двигателя отлично справляются с различными осадочными образованиями. Они часто используются в качестве восстановления работоспособности всех элементов системы.

Методы промывки двигателя

В зависимости от степени загрязнения существует несколько вариантов :

  • С применением дистиллированной воды, кипяченой и с добавлением в нее кислоты.
  • С использованием специальной жидкости для промывки системы охлаждения двигателя.

Правильно подобранное средство и метод влияет на качество очистки и вывода из СОД отложений и засора.

Определение степени засорения

Степень засорения можно определить по качеству ОЖ. Для этого ее сливают с двигателя.

Когда антифриз имеет темно-коричневый цвет, элементы ржавчины и жировые пятна - двигатель имеет сильное загрязнение.

В данной ситуации, чтобы очистка имела положительный характер, нужно использовать воду с добавлением кислот или же специализированные промышленные средства для промывки системы охлаждения двигателя.

Если слитая жидкость охлаждения имеет светлый оттенок, без явных признаков разнообразных осадков и помутнения, то в таком случае достаточно лишь промыть систему прокипяченной водой или дистиллированной.

Промывка с использованием воды

Стоит отметить, что производить процесс замены ОЖ и промывку системы охлаждения необходимо на холодном двигателе, с применением средств индивидуальной защиты. Первым делом нужно снять крышку с расширительного бачка ОЖ. Затем откручиваем болты слива жидкости из системы, которые находятся в картере двигателя и в радиаторе и ждем пока тосол полностью не сольется. Закручиваем болты обратно и заливаем в машину обычную прокипяченную или дистиллированную воду. Запускаем двигатель и оставляем его поработать на низких оборотах на протяжении пятнадцати -двадцати минут.

После этого воду нужно слить. Если она будет грязной - процедуру следует проводить повторно до момента, когда она не будет чистой. Только потом можно заливать в двигатель новый охлаждающий препарат.

Удаление засора с применением кислот

Когда в отработанной жидкости имеются мелкие элементы накипи, то в таком случае для промывки целесообразно использовать более действенное средства, а именно воду с добавлением в нее кислот. В качестве добавки можно использовать обычную уксусную и лимонную, молочную или каустик.

Промывка системы охлаждения двигателя лимонной кислотой

Эффективность этого способа зависит от процентного соотношения кислоты в воде, а также от наличия определенной температуры двигателя. Оптимальное действие ее на отложения происходит при температурах от шестидесяти до девяноста градусов.

Способ промывки такой же, как и при использовании обычной воды, но с одним нюансом - данная жидкость для промывки системы охлаждения двигателя должна иметь высокую температуру. Поэтому после того, как ее залили в двигатель, нужно его прогреть до рабочей температуры.

Промывка таким способом проводится на протяжении получаса, а при необходимости повторяем процесс. После систему необходимо промыть обычной дистиллированной водой.

Использование уксуса

При использовании в качестве промывочного материала столового уксуса также следует соблюдать пропорции во время приготовления раствора. Обычно рекомендуется на десять литров воды добавить пол-литра девятипроцентного уксуса. Далее приготовленную смесь заливают в систему охлаждения, прогревают мотор до рабочей температуры и глушат его. После чего необходимо поставить авто на простой примерно на восемь - десять часов. После слива промывки определяем результат, а при надобности повторяем операцию. По окончании работ двигатель нужно промыть водой дистиллированной.

Сода каустическая

Этот тип средства для промывки системы охлаждения двигателя используется в основном для очистки радиаторов и печки. Стоит отметить, что каустик можно применять только на деталях, изготовленных из меди или латуни, алюминиевые радиаторы промывать содой каустической не рекомендуется. Также данный моющий материал не используется в качестве чистки рубашки охлаждения агрегата.

Раствор каустика делается следующим образом - на один литр дистиллированной воды добавляют пятьдесят грамм соды каустической. Перед обязательно демонтируется с автомобиля.

Молочная сыворотка

Сыворотка - это отличная промывка системы охлаждения двигателя. Отзывы опытных водителей - прямое подтверждение этому факту. Благодаря своим химическим свойствам и компонентам, она легко растворяет окаменевшую накипь и осадок, одновременно не подвергает агрессивному воздействию различные резиновые комплектующие СО.

Перед применением ее отцеживают через мелкое сито. Далее заливают в мотор и используют сыворотку как основную жидкость охлаждения приблизительно одну тысячу километров пробега транспортного средства. При таком методе промывки следует периодически проверять состояние сыворотки и следить за рабочей температурой силового агрегата.

Промывка системы охлаждения двигателя кока-колой

В связи с тем, что в состав этого напитка входит кола отлично подходит в качестве промывочного материала. Но у него есть и свои недостатки. Во-первых, это наличие в напитке большого количества сахара, который, в свою очередь, может оставаться в системе и повторно ее засорить. Поэтому после использования колы нужно проводить повторную промывку СОД водой.

Второй недостаток - это большая концентрация углекислоты, которая высвобождается при нагреве этой «промывки». Для предотвращения повреждения составляющих частей системы при использовании колы рекомендуется удалить из нее газы.

Химические средства

Часто автомобилисты сталкиваются с проблемой: чем промыть СО - народными способами или же все-таки применяя сертифицированные средства? Как правило, всевозможные промывочные «заменители» могут не дать желаемого результата, особенно если речь идет о подержанном авто. В таких случаях желательно использовать специальные заводские промывки, так называемые семиминутки. Такое название они получили за счет небольшого времени осуществления операции удаления накипи. В состав химических очистителей входят компоненты, которые отлично справляются со своей задачей, тем самым не нанося вреда силовой установке.

К одним из таких промывок относится средство торговой марки «Хай-Гир». Промывка системы охлаждения двигателя Hi-Gear даст желаемый результат и всего лишь за несколько минут. Так, с применением данного средства восстанавливается нормальная циркуляция жидкости охлаждения по патрубкам и радиатору. Исключается возможность перегрева мотора в момент простоя в пробках. Предотвращает от разрушения резиновые детали системы благодаря высокоактивным составляющим препарата.

Промывка не имеет в составе агрессивных кислот, а после ее использования не нужно повторно промывать СОД. К тому же одной упаковки может хватить на несколько процедур. Данный препарат добавляется в воду, которая заливается в двигатель, и всего в течение семи минут происходит промывка системы охлаждения двигателя. Цена промывочного материала вполне доступна и составляет около ста рублей. Причем саму очистку можно проводить самостоятельно - без лишних затрат.

Независимо от модели и марки машины процесс удаления отложений и накипи в СОД практически одинаков.

Промывка системы охлаждения двигателя ВАЗ осуществляется так же, как и на импортных автомобилях, с одной лишь разницей: ввиду простоты конструкции силового агрегата, процесс менее трудоемкий и затратный.

Подведем итог

Исходя из вышеперечисленного, можно отметить, что охлаждения от засорений не так уж сложно. Главное при этом - соблюдать технику безопасности, с умом использовать средства промывки, это же касается и верного приготовления растворов. Используя жидкость для промывки системы охлаждения двигателя заводского производства, важно хорошо ознакомиться с инструкцией по ее применению и предназначению.

Итак, мы выяснили, какие средства для промывки системы охлаждения двигателя лучше подойдут.

Вопрос, чем промыть систему охлаждения двигателя , интересует автовладельцев, столкнувшихся с проблемами . Существует как народные средства очистки (лимонная кислота, молочная сыворотка, “Кока-Кола” и прочие), так и современные технологичные составы. О тех и других вариантах остановимся подробнее.

Средства для очистки системы охлаждения от масла, ржавчины и отложений

Как часто делать промывку

Перед тем как мы перейдем к непосредственному описанию тех или иных средств, хотелось бы напомнить, насколько важно делать регулярную промывку системы охлаждения автомобиля. Дело в том, что в зависимости от используемой охлаждающей жидкости на стенках трубок, из которых состоит , накапливается ржавчина, масляные отложения, продукты разложения антифризов, а также накипь. Все это приводит к затруднению циркуляции ОЖ и уменьшению теплоотдачи. А это всегда плохо сказывается на характеристиках двигателя и повышает износ его отдельных деталей с риском их преждевременного выхода из строя.

Грязный радиатор

Стоит отметить, что промывка системы может быть как внутренней, так и внешней (внешняя очистка подразумевает промывку радиатора снаружи от имеющихся на его поверхности частичек грязи, пыли, насекомых). Рекомендуется делать внутреннюю промывку системы охлаждения не реже одного раза в год . Лучше всего это делать весной, когда уже нет морозов, а впереди предстоит жаркое лето.

На некоторых машинах на приборной панели имеется лампочка с изображением радиатора, свечение которой может свидетельствовать не только о понижении уровня , но и том, что его пора менять. Это может служить сигналом и к тому, что пришло время чистки системы охлаждения. Также существует ряд косвенных признаков наступления необходимости такой очистки:

Значок радиатора, сигнализирующий о неполадках в системе охлаждения

  • частые перегревы двигателя;
  • проблемы в работе помпы;
  • замедление реакция на сигналы реостата (инерционность);
  • показания высокой температуры от соответствующего датчика;
  • проблемы в работе “печки”;
  • вентилятор всегда работает на повышенных оборотах.

Если мотор сильно греется - то пришло время подбирать средство для того, чтобы промыть , и выбирать для этого время и возможности.

Народные средства промывки охлаждающей системы

Как мы указывали выше, существуют два типа средств для промывки - народные и специальные. Начнем с первых, как более дешевых и проверенных.

Лимонная кислота

Использование лимонной кислоты для очистки охлаждающей системы

Самая обычная лимонная кислота, разведенная в воде, способна очистить трубки радиатора от ржавчины и грязи. Особенно она эффективна в случае, если в качестве охлаждающей жидкости используется обычная вода, поскольку кислотные составы эффективны против ржавчины, а щелочные - против накипи . Однако помните, что раствор лимонной кислоты не в состоянии убрать значительные загрязнения.

Состав раствора следующий - 20-40 граммов вещества растворите в 1 литре воды, а если загрязнения сильные, то количество кислоты на один литр может быть увеличено до 80-100 граммов (больший объем создается в аналогичной пропорции). Идеальным вариантом считается, когда при добавлении кислоты в дистиллированную воду уровень pH находится в районе 3 .

Сама процедура очистки проста. Необходимо слить всю старую жидкость и залить новый раствор. Далее нужно разогреть двигатель до рабочей температуры и оставить ее на несколько часов (а лучше на ночь ). Далее слить раствор из системы и посмотреть на его состояние. Если он очень грязный, то процедуру нужно повторить еще 1-2 раза до тех пор, пока жидкость не будет достаточно чистая. После этого нужно обязательно промыть систему водой. Далее залить средство, которым вы планируете пользоваться в качестве охлаждающей жидкости.

Уксусная кислота

Использование уксусной кислоты для очистки системы охлаждения

Действие этого раствора аналогично описанному выше. Раствор уксусной кислоты отлично подходит для промывки системы охлаждения от ржавчины. Пропорции раствора следующие - пол-литра уксуса на ведро воды (10 литров). Процедура очистки аналогичная - сливаем старую жидкость, заливаем новую и прогреваем машину до рабочих температур. Далее нужно оставить автомобиль с запущенным двигателем на 30-40 минут с тем, чтобы в радиаторе произошла химическая очистка. Далее нужно слить чистящую жидкость и посмотреть на ее состояние. Повторять процедуру до тех пор, пока жидкость не станет чистой. Далее нужно промыть систему кипяченной или дистиллированной водой, после чего залить охлаждающую жидкость, которую вы планируете использовать на постоянной основе.

Fanta

Использование Фанты для очистки системы охлаждения

Аналогично предыдущему пункту. Однако здесь существует важное отличие. Дело в том, что в отличие от Coca-Cola, где применяется ортофосфорная кислота, в “Фанте” используется лимонная кислота , которая обладает меньшим очищающим эффектом. Поэтому некоторые автовладельцы для очистки охлаждающей системы заливают ее вместо антифриза.

Что касается времени, в течение которого нужно так ездить, то все зависит от степени загрязненности системы. В частности, если она не очень загрязнена, и чистка делается больше для профилактики, то достаточно дать поработать двигателю в течение 30-40 минут на холостых оборотах. Если вы хотите хорошо вымыть застаревшую грязь, то можно покататься так 1-2 дня, после чего залить в систему дистиллят, покататься еще, слить его и посмотреть на его состояние. Если дистиллят грязный - повторять процедуру до тех пор, пока система не очистится. В конце не забудьте хорошенько промыть ее водой и залить новый антифриз.

Обратите внимание, что если в трубопроводе печки есть мелкие дыры или трещины, но грязь их “затянула”, то при промывке эти дыры могут открыться и образуется течь.

Молочная кислота или сыворотка

Отличный вариант для промывки охлаждающей системы двигателя автомобиля - это молочная кислота . Однако существенная проблема заключается в том факте, что достать молочную кислоту на сегодняшний день очень непросто. Но если вам удастся достать это вещество, то ее можно заливать в радиатор в чистом виде и некоторое время поездить на ней (или дать машине постоять с запущенным двигателем).

Более доступной альтернативой молочной кислоте является молочная сыворотка. Она обладает аналогичными свойствами по очистке радиатора и других элементов системы охлаждения. Алгоритм использования сыворотки такой:

Использование молочной сыворотки

  • заранее приготовить около 10 литров сыворотки (желательно домашней, а не из магазина);
  • процедить весь купленный объем 2-3 раза через марлю с тем, чтобы отфильтровать крупные куски жира;
  • предварительно из радиатора слить имеющуюся там охлаждающую жидкость, а на ее место влить сыворотку;
  • проехать с ней километров 50-60;
  • сливать сыворотку необходимо в горячем состоянии, чтобы грязь не успела опять прилипнуть к стенкам трубок (соблюдайте при этом осторожность! );
  • дать двигателю остыть;
  • залить в радиатор заранее прокипяченную воду;
  • запустить двигатель, дать ему нагреться (около 15-20 минут);слить воду;
  • дать остыть двигателю;
  • залить антифриз, который планируете использовать на постоянной основе;
  • выпустить воздух из системы, при необходимости долить еще охлаждающей жидкости.

Обратите внимание, что сыворотка имеет свои очищающие свойства в течении 1-2 часов. Поэтому упомянутые 50-60 км необходимо проехать за это время. Дольше ездить не имеет смысла, так как сыворотка смешивается с грязью, находящейся в системе.

Каустическая сода

Это вещество в народе называют по-разному - гидроксид натрия, “едкая щелочь”, “едкий натр”, “каустик” и так далее.

Вещество можно использовать лишь для очистки медных радиаторов (в том числе для радиатора печки). Содой нельзя чистить алюминиевые поверхности.

В соответствии с официальной инструкцией завода-изготовителя медных радиаторов действовать необходимо по следующему алгоритму:

Каустическая сода

  • снять с автомобиля радиатор;
  • промыть его внутренности простой водой и продуть сжатым воздухом (не превышая давление в 1 кгс/см2) до состояния, когда из радиатора будет вытекать чистая вода;
  • приготовить около 1 литра 10%-го раствора каустической соды;
  • нагреть состав минимум до +90°С;
  • залить в радиатор приготовленный состав;
  • дать ему настояться 30 минут;
  • слить раствор;
  • в течение 40 минут промывать внутренности радиатора горячей водой и продувать горячим воздухом поочередно (при этом давление не должно превышать 1 кгс/см2) в направлении обратном направлению движения работы насоса .

Помните, что каустическая сода вызывает ожоги и разъедает живые ткани. Поэтому работать необходимо на улице в перчатках и респираторе.

В результате химической реакции из труб радиатора может показаться белая пена. Если это произошло - не пугайтесь, это нормальное явление. Герметичность системы охлаждения после очистки необходимо проводить на холодном двигателе, так как горячая вода быстро испаряется, и найти предполагаемое место течи будет проблематично.

Среди так называемых народных средств существует ряд таких, которые не рекомендуются к использованию, несмотря на то, что некоторые автовладельцы все же пользуются ими, и они в отдельных случаях даже помогают. Приведем несколько примеров.

Coca-Cola

Использование Coca-Cola в качестве очистителя

Некоторые автомобилисты для того, чтобы промыть систему охлаждения от масла, эмульсии, накипи и ржавчины используют Coca-Cola. Дело в том, что в ее составе имеется ортофосфорная кислота , с помощью которой можно легко избавиться от упомянутых загрязнений. Однако кроме кислоты, в этой жидкости имеется большое количество сахара и углекислого газа, которые могут привести к определенным проблемам.

Если вы решите использовать “Колу” в качестве очищающей жидкости, то лучше предварительно выпустить из нее углекислый газ, чтобы в процессе расширения он не нанес вреда отдельным узлам двигателя. Что касается сахара, то после использования жидкости, необходимо тщательно промыть систему охлаждения обычной водой.

Также помните, что ортофосфорная кислота может нанести вред пластиковым, резиновым и алюминиевым деталям охлаждающей системы. Поэтому “Колу” можно держать в системе не дольше 10 минут!

Fairy

Некоторые автолюбители для промывки охлаждающей системы от масла используют популярный бытовой жироочиститель Fairy или его аналоги. Однако его использование связано с рядом проблем. Во-первых, его состав предназначен для борьбы с пищевым жиром, и с моторным маслом он попросту не справится. А даже если и попытаться залить его в радиатор, то вам придется заливать и “кипятить” двигатель несколько десятков раз.

Calgon и его аналоги

“Белизна”

Особенность “Белизны” состоит в том, что в ее составе имеется гипохлорит натрия, который разъедает алюминий. И чем выше температура жидкости и рабочей поверхности, тем быстрее происходит коррозия (по экспоненциальному закону). Поэтому ни в коем случае не заливайте в систему различные средства для удаления пятен, в особенности те, где имеется хлорка и связи на ее основе (в том числе “Мистер Мускул”).

“Крот”

Известный в узких кругах “Крот” выполняется на основе каустической соды. Соответственно, им нельзя обрабатывать алюминиевые радиаторы и другие поверхности. Он подходит только для чистки медных радиаторов (в частности, радиаторов печки) и лишь сняв его, прогнав по системе такой очиститель вы убьете все резиновые сальники и уплотнители.

Другие смеси

Некоторые автолюбители для чистки используют смесь лимонной кислоты (25%), соды (50%) и уксуса (25%). Однако не рекомендуем вам поступать также, поскольку она очень грубая и разъедает резиновые и пластмассовые детали.

Данные чистящие средства допустимы лишь если нужно промыть радиатор печки и вы не предусматриваете гонять жидкость по всей системе охлаждения.

Специальные жидкости для промывки радиатора

Перечисленные выше средства, конечно же, можно использовать, чтобы промыть радиатор и охлаждающую систему автомобиля, однако они уже изжили себя как морально, так и технологически. В настоящее время производители автохимии предлагают потребителям широкий ассортимент различных чистящих средств, стоящих вполне разумных денег, то есть, доступных рядовому автовладельцу.

Виды жидкостей

Существует несколько видов чистящих жидкостей для радиаторов, которые делятся по химическому составу. В частности:

  • Нейтральные . Такие жидкости не содержат агрессивных веществ (в частности, щелочей и кислот). Поэтому они не способны отмыть значительные загрязнения. Как правило, нейтральные составы используют в качестве профилактики.
  • Кислотные . Как понятно из названия, основой их состава являются различные кислоты. Такие жидкости отлично подходят для очистки неорганических соединений.
  • Щелочные . Здесь основа - щелочи. Отлично подходят для устранения органических загрязнений.
  • Двухкомпонентные . Они производятся на основе как щелочей, так и кислот. Таким образом, их можно использовать в качестве универсального очищающего средства, чтобы промыть систему охлаждения от накипи, ржавчины, продуктов распада антифриза и других соединений.

Не используйте одновременно два разных средства. Ограничьтесь одним! Также не используйте очень концентрированные щелочные или кислотные составы, поскольку они могут повредить резиновые и пластиковые элементы системы.

Популярные жидкости

Представляем для вас обзор наиболее популярных в нашей стране жидкостей для промывки системы охлаждения автомобиля, а также некоторые отзывы автолюбителей, которые использовали ту или иную жидкость. Надеемся, что приведенная ниже информация окажется полезной для вас, и вы будете знать, чем лучше промыть систему охлаждения.

ТОП 3 лучших жидкостей для промывки системы охлаждения

LAVR Radiator Flush

LAVR Radiator Flush Classic . LAVR - российский бренд автохимии. Средство LAVR Radiator Flush Classic - отличное решение для промывки системы охлаждения любого автомобиля. Каталожный номер продукции - LN1103. Приблизительная стоимость упаковки объемом 0,43 литра - 3...5$, а упаковки 0,98 литра - 5...10$.

Бутылки объемом 430 мл вам будет достаточно для использования в системе охлаждения общим объемом 8...10 литров. Состав заливают в систему, и доливают теплой водой до отметки MIN. После этого двигатель должен поработать около 30 минут на холостом ходу. Далее средство удаляют из системы и промывают дистиллированной водой в течение 10...15 минут при запущенном двигателе на холостых оборотах. После этого можно заливать новый антифриз.

К полезным свойствам средства относится увеличение срока службы антифриза на 30...40%, эффективное удаление накипи, продуктов разложения антифриза, ржавчины, грязи. Содержит ингибитор коррозии, увеличивает ресурс помпы и термостата.

7-минутная промывка Hi-Gear Radiator Flush

Hi-Gear Radiator Flush - 7 minute . Производится в США компанией Hi-Gear. Реализуется в странах СНГ, а также Европы и Америки. Промывка системы охлаждения Hi-Gear - очень популярное средство у автомобилистов во всем мире. Артикул - HG9014. Цена одной банки объемом 325 мл составляет около 4...6$.

Баллончика объемом 325 мл вам будет достаточно, чтобы промыть охлаждающую систему объемом до 17 литров. Средство можно использовать для чистки систем охлаждения легковых и грузовых автомобилей. Отличительная особенность - малое время работы, а именно 7 минут .

К полезным свойствам средства относится то, что оно на 50...70% увеличивает эффективность работы радиатора, устраняет перегревы стенок цилиндров, восстанавливает циркуляцию охлаждающей жидкости, уменьшает вероятность перегрева двигателя, защищает сальник помпы. Средство не содержит кислот, не требует нейтрализации, не агрессивно к пластмассовым и резиновым деталям.

LIQUI MOLY Kuhler-Reiniger

LIQUI MOLY Kuhler-Reiniger . Это популярное средство от известной немецкой компании-производителя автохимии. Его можно использовать в любых системах охлаждения и нагрева. Не содержит агрессивных щелочей и кислот. Приблизительная цена баллончика объемом 300 мл - 6...8$. Артикул - 1994.

Отлично подойдет для автовладельцев, желающих промыть систему охлаждения двигателя от масла, эмульсии и ржавчины. Банки объемом 300 мл хватает для создания 10 литров очищающей жидкости. Средство добавляют к охлаждающей жидкости и оставляют двигатель запущенным на 10...30 минут. После этого проводят чистку системы и заливают новый антифриз.

Чистящее средство растворяет жировые, масляные и известковые отложения, убирает загрязнения и осадки. Вещество нейтрально к пластмассам, резине, совместимо с любыми охлаждающими жидкостями. Не содержит агрессивные кислоты и щелочи.

Как правило, на упаковке каждого средства для очистки системы охлаждения вы найдете инструкцию по его применению. Обязательно ознакомьтесь с ней перед непосредственным использованием.

Это далеко не полный список средств для очистки охлаждающей системы автомобилей, которые реализуются в магазинах нашей страны. Однако мы остановились лишь на более популярных из них, поскольку они зарекомендовали себя лучше других. Любое из перечисленных средств можно использовать для промывки системы, например, когда в антифриз попало масло .

Выводы

Как видите, выбор средств для очистки ОС достаточно широк. Рекомендуем вам использовать профессиональные средства , а не различные народные методы которыми пользуются что бы промыть систему охлаждения двигателя в домашних условиях, когда нет возможности купить спец средства. Так вы убережете охлаждающую и другие системы вашего автомобиля от возможных поломок и продлите срок их эксплуатации. Поскольку различные кислоты разъедают не только осадок, но некоторые компоненты и детали ОС.

Также помните, что если вы хотите перейти с одной марки антифриза на другую, то при этом вам нужно обязательно промыть охлаждающую систему чистой дистиллированной водой. Это является самым простым и дешевым методом профилактической очистки ОС.

Рано или поздно, но все автовладельцы сталкиваются с проблемой ухудшения качества работы системы охлаждения и необходимости ее чистки.
Признаками этого могут служить:

  • повышение температуры на датчике;
  • вентилятор, работающий без перерывов;
  • проблемы в работе помпы;
  • частая «завоздушенность» системы;
  • плохая работа «печки».

Частой причиной возникновения этих проблем может быть засорение самой системы охлаждения (СО). Даже если всегда применялись тосол или антифриз, то со временем в СО скапливаются продукты разложения этих жидкостей, которые могут закупорить соты радиатора и откладываться на шлангах и патрубках системы.

В результате ухудшается движение охлаждающей жидкости по системе, что дополнительно нагружает вентилятор и помпу. Во избежание этих проблем необходимо минимум раз в 2 года производить полную чистку СО.

Чистка СО осуществляется как внешняя, так и внутренняя.

Внешняя чистка СО подразумевает промывку или продувку ребер радиатора от скопления пуха, грязи, остатков насекомых. Промывка проводится под небольшим давлением во избежание механического повреждения сот радиатора. Кроме того производится продувка и протирание влажной тряпкой лопастей и корпуса вентилятора.

Целью внутренней очистки СО является устранение накипи, ржавчины и продуктов разложения антифриза из системы. Внутреннюю чистку СО лучше доверить профессионалам на специальных стендах. Но часто не хватает времени или финансов на посещение СТО.

Для самостоятельной чистки СО производителями автохимии разработаны специальные промывочные средства. Их можно разделить на четыре категории:

  • кислотные;
  • щелочные;
  • двухкомпонентные;
  • нейтральные.

Накипь и ржавчина убираются кислотными промывками. Продукты разложения охлаждающих жидкостей смываются щелочами. Двухкомпонентные промывки используются для глубокой очистки СО и воздействуют на все виды загрязнения. Кислотная и щелочная жидкости заливаются поочередно.

В нейтральных промывках используются катализаторы, растворяющие все загрязнения до коллоидного состояния, исключающего засорения сот радиатора продуктами распада. Удобство применения нейтральных промывок в том, что они просто добавляются в антифриз и не останавливают эксплуатацию автомобиля.
Используя промышленные промывки СО, обязательно следует проводить все этапы работ согласно инструкции. Несоблюдение инструкции может привести к плачевным результатам.

Народные методы промывки системы охлаждения

Существуют народные методы чистки СО. Так как они менее затратны, то пользуются особой популярностью. Однако не стоит забывать, что при использовании таких средств необходимо соблюдать крайнюю осторожность и технику безопасности, так как в чистящие составы входят кислоты и щелочи.

Промывка СО с помощью лимонной кислоты

Раствор лимонной кислоты позволяет очистить патрубки и соты радиатора от незначительной ржавчины. Раствор лимонной кислоты изготавливается в расчете 20-40 гр кислоты на 1 литр дистиллированной воды. При больших скоплениях ржавчины концентрация раствора увеличивается до 80-100 гр на 1 литр воды.

Порядок действий при чистке лимонной кислотой

  1. Слить антифриз с охлажденного двигателя и радиатора.
  2. Залить подготовленный раствор до нижней отметки в расширительном бачке.
  3. Завести двигатель, довести до рабочей температуры, не глушить 10-15 мин., оставить на 6-8 часов (желательно на ночь).
  4. Полностью слить раствор.
  5. Промыть СО дистиллированной водой. Если слитая вода грязная, промывку повторить.
  6. Залить свежий антифриз.

Промывка СО с помощью уксусной кислоты

Раствор уксусной кислоты изготавливается из расчета 50 гр на 1 литр воды. Порядок промывки тот же, что и при использовании лимонной кислоты. Запущенный двигатель лучше подержать 30-40 мин.

Промывка СО сывороткой

  1. Подготовить 10 литров сыворотки (лучше домашней).
  2. Процедить сыворотку через несколько слоев марли, чтобы удалить крупные частицы.
  3. Полностью слить охлаждающую жидкость.
  4. Залить в расширительный бачок процеженную сыворотку.
  5. Завести двигатель и проехать не менее 50 км.
  6. Сливать сыворотку только горячей, во избежание прилипания грязи к стенкам патрубков.
  7. Остудить двигатель.
  8. Тщательно промыть СО дистиллированной водой до полной чистоты сливаемой жидкости.
  9. Залить новый антифриз.

Чистка радиатора каустической содой

Важно! Использование каустической соды возможно только для промывки медных радиаторов. Алюминиевые радиаторы промывать содой запрещено.

Для удаления грязи из радиатора используется 10% раствор каустической соды.

  1. Снять с автомобиля радиатор.
  2. Нагреть один литр подготовленного раствора до 90 градусов.
  3. Залить в радиатор горячий раствор и держать там 30 мин.
  4. Слить раствор.
  5. Поочередно промывать радиатор горячей водой и продувать воздухом при небольшом давлении в направлении, противоположном движению антифриза. Промывку проводить до появления чистой воды.
  6. Установить радиатор на автомобиль, и подсоединить патрубки.
  7. Залить свежий антифриз.

При отсутствии дистиллированной воды можно пользоваться просто кипяченной водой.