Большой расход бензина: причины. Перерасход топлива: Возможные причины

Ваша машина начала потреблять слишком много топлива? Ваш автомобиль расходует больше топлива, чем заявлено производителем? . Большинство из них не связаны с возможными неисправностями автомобиля, которые требуют ремонта. Поэтому каждый из вас может существенно снизить потребление топлива, придерживаясь наших решений и советов.

Скорость враг... Эффективности


Если ваш пробег автомобиля на полном баке стал на много меньше, то самая простая вещь, которую вы можете сделать, чтобы исправить ситуацию, это изменить свой стиль вождения . Например, нажимая на каждом светофоре педаль газа в пол или постоянно превышая максимально установленную скорость движения на 20 км/час, может привести к огромному перерасходу топлива. Попробуйте изменить свой стиль вождения и ездить спокойнее, чтобы проследить, как .

В нашей стране, на некоторых дорогах максимальная разрешенная скорость составляет 130 км/час. Но в большинстве случаев на трассах, как правило, разрешенная скорость составляет 80-100 км/час. В населенных пунктах итого меньше - 40-60 км/час. Если вы , то сможете сэкономить приличное . Не верите?

Сравните расход топлива при разных стилях вождения, и вы убедитесь, что снизив среднюю скорость движения и манеру езды, сможете существенно увеличить запас хода на одном баке .

Круиз-контроль


Если вы часто ездите на большие расстояния между населёнными пунктами по шоссе, то использование круиз-контроля также поможет вам увеличить эффективность автомобиля . Дело в том, что при включенном регулировка дросселя (педали газа) осуществляется компьютерной системой. В отличие от вас, электронная система автомобиля не будет делать перегазовку и набирать резко обороты двигателя без необходимости.

Также двигаясь с круиз-контролем с постоянной скоростью, вы вряд ли будете превышать установленный на круизе максимальной скорости движения, что также улучшит показатель расхода топлива вашего автомобиля .

Снижение веса


Еще самый важный фактор, который влияет на конечное потребление топлива, это вес . Автопроизводители на протяжении всей истории автопромышленности ломают голову, как можно . И надо признать у них это неплохо получается. Особенно последние 10 лет, когда новые технологии позволили применять в автомобильной промышленности легкосплавные материалы, использовать пластик и углеродное волокно.


Как же вы без модернизации автомобиля можете уменьшить его вес? Для начала посмотрите, что вы возите с собой в багажнике и салоне. Проверьте, есть ли у вас вещи, которые существенно прибавляют . У многих водителей в багажники может храниться вещей, вес которых может достигать 50 килограмм и даже больше.

Особенно если там хранятся такие вещи как запасной аккумулятор, высоковольтные провода, канистра, ящик для инструментов, фонари и многое другое. Удивительно некоторые из автолюбителей там часто хранят гантели и другой спортивный инвентарь, который может весить очень много. Все эти вещи существенно прибавляют массу машине, что в итоге влияет на потребление топлива автомобилем.

Попробуйте освободить багажник от тяжелых предметов, и вы удивитесь, насколько ваша машина на самом деле экономичная .

Прогнозируйте заранее события на дороге



К примеру, если вы видите впереди вас светофор, который может в скором времени зажечь красный сигнал, то нет необходимости продолжать двигаться на большой скорости, чтобы перед стоп-линией резко тормозить . Снижайте постепенно скорость заранее.

Ваш автомобиль, постепенно замедляя скорость, будет потреблять гораздо меньше топлива.

В таком случае вы не потеряете инерцию движения автомобиля, и вам не нужен будет сильный импульс для движения с места, при котором, как правило, и расходуется огромное количество топлива.

В том числе обращайте внимание заранее и на светофор впереди вас, на котором горит красный свет. Вы, также, увидев запрещающий сигнал светофора, можете немного снизить скорость движения, чтобы увеличить шансы проехать на зеленый сигнал, который может зажечься пока вы двигаетесь на медленной скорости .

Избегайте работы двигателя на холостом ходу


Хотя мы не можем максимально избавить себя от работы двигателя на холостом ходу, так как при запуске мотора на стоянке, он всегда будет сначала работать на холостом ходу . Мы, тем не менее, .


К примеру, при прогреве автомашины в зимнее время, запустив мотор, выключите обогрев заднего стекла, обдув вентиляционной системы, аудио установку и т.п., которые потребляют лишнюю энергию и приводят к перерасходу бензина или дизельного топлива. Таким образом, вы сократите время прогрева и время работы мотора . Да, конечно вам будет не комфортно без обогрева салона до тех пор, пока полностью не прогреется двигатель, но ради существенной экономии топлива, это того стоит. Дело в том, что при работе двигателя на холостых оборотах расходуется максимальное количество топлива.

Регулярное техническое обслуживание


Все современные транспортные средства по своей сути являются чудом техники со сложным техническим устройством . Особенно, это становится понятным, тогда, когда осознаешь, что многие машины могут служить своим владельцам десятилетия и проезжать огромные тысячи километров. Но для того чтобы любой автомобиль служил долго верой и правдой, .

Особенно это актуально для подержанных автомобилей старше 2-3 года. Помните что, проводя регулярный технический осмотр автомобиля и вовремя, меняя все компоненты, запчасти и расходные части, вы не только продлеваете , но и максимально минимизируйте расход топлива. К примеру, если вы будете своевременно менять воздушный фильтр, салонный фильтр, моторное масло и другие расходники, то сможете предотвратить перерасход топлива, который может образоваться из-за старых компонентов машины.

Некоторые опытные автомобилисты часто в нашей стране гораздо чаще меняют расходные части транспортных средств, чем рекомендуют автопроизводители, считая, что в нашей стране из-за низкого качества топлива, масла, из-за грязи и пыли на дороге необходимо более чаще проводить техническое обслуживание автомобилей.

Отчасти это правильное решение, поскольку уже давно признанный факт, что в России все автомобили имеют гораздо ниже ресурс и срок службы, чем в Европе и США. Поэтому если у вас есть финансовая возможность чаще проводить ТО, то советуем делать это, что увеличит ресурс многих компонентов транспортного средства, а также не будет перерасхода топлива .

Следите за давлением в шинах


Автомобильные шины, как правило, являются одними из самых недооценённых частей автомобиля, хотя на самом деле они являются одними из самых важных компонентов любого транспортного средства . Дело в том, что покрышки единственные компоненты машины, которые соприкасаются с дорожным покрытием.

Также огромную роль на сцепление с дорогой влияет давление в колесах. В первую очередь состояние шин и давление в них, влияет на уровень безопасности на дороге. Но помимо этого давление в колесах также напрямую влияет и на потребление топлива.


К примеру, если колеса перекачены (давление в шинах выше чем рекомендовано производителем), то в результате не только вырастает расход топлива, но и снижается ваша безопасность при движении автомобиля на дороге.

Недокачанные шины (давление ниже уровня рекомендованного производителем) приводят к возрастанию сопротивления качению, увеличивают трение с дорожным покрытием, что в результате приводит к перегреву поверхности покрышек, что естественно отразится на долговечности шин.

Регулярно проверяйте уровень давления в шинах и не допускайте, чтобы значения давления в колесах было ниже или выше чем рекомендованного компанией, которая выпустила ваш автомобиль .

Октановое число


То, что премиум топливо с улучшенной химической формулой может существенно улучшить мощность и экономичность любого автомобиля, это миф . На самом деле октановое число это показатель, характеризующий детонационную стойкость под давлением. То есть чем выше октановое число, тем выше стойкость бензина от самовоспламенения под давлением.

Поэтому если в ваш автомобиль рекомендовано заливать бензин АИ-95, то вы не должны заправлять топливо с большим октановым числом. Поверьте, более высокое октановое число бензина не сможет прибавить вам не мощности, не экономичности. Вы отдадите только больше денег, но взамен ничего не получите.


с более низким октановым числом, чем рекомендует автопроизводитель. К примеру, если производитель рекомендовал заправлять машину бензином марки АИ-98, то, заправив транспортное средство топливом АИ-95, или еще хуже - АИ-92, вы вряд ли сэкономите на стоимости, поскольку экономия на бензине обернется не эффективной работой двигателя и перерасходом топлива. К тому же помимо увеличения расхода топлива и снижения мощности вы также рискуете, что двигатель машины может получить внутренние повреждения.

В общем следуйте строго всем рекомендациям производителя и не заправляйте ваш автомобиль топливом с более низким или с более высоким октановым числом, чем указано в руководстве по эксплуатации транспортного средства .

Заметив увеличение расхода бензина у своего автомобиля, не стоит оставлять этот факт без внимания, в очередной раз обвинив производителей и продавцов топлива. Причин у этой проблемы может быть сотни, причем некоторые из них могут привести к более серьезным последствиям.

Основные причины перерасхода топлива

Повышенный расход бензина может быть обусловлен как техническими неисправностями, так и человеческим фактором. В первом случае перерасход обусловлен нарушением работы элементов топливной системы, системы зажигания, механизмов газораспределения, сцепления и др. Что касается человеческого фактора, то он охватывает все остальные моменты, когда расход зависит исключительно от сознательности водителя.

К техническим причинам повышенного расхода бензина относятся:

  • неправильная регулировка карбюратора (для карбюраторных моторов);
  • засорение воздушного фильтра;
  • неполадки в работе форсунок (для инжекторных двигателей);
  • неправильно выставленный угол опережения зажигания;
  • нарушены зазоры свечей зажигания;
  • неисправность механизма газораспределения, неправильно выставленные клапанные зазоры;
  • износ деталей поршневой группы;
  • износ деталей сцепления или неправильная его регулировка;
  • неисправность датчиков массового расхода воздуха (МРВ) и кислорода (первого и второго лямбда-зонда).

Причинами перерасхода бензина по вине водителя могут быть:

  • «агрессивный» характер езды на машине;
  • включенные приборы освещения, отопления или вентиляции;
  • движение на автомобиле с непрогретым двигателем;
  • неправильно отрегулированный угол развала-схождения колес;
  • низкое давление в шинах;
  • слишком затянутые подшипники ступиц колес или заклинивание тормозных колодок в разведенном состоянии;
  • большая загруженность автомобиля;
  • нарушение аэродинамических свойств машины;
  • использование некачественного бензина или бензина с пониженным октановым числом.

Рассмотрим более детально, как и насколько перечисленные факторы влияют на расход топлива.

Возможные причины Примерный перерасход бензина
Технические причины
Неправильно отрегулированный карбюратор 10-40 %
Засорение воздушного фильтра 10 %
Неисправность (засорение) форсунок 10-20 %
Позднее зажигание 1 % (на каждый лишний угол)
Неправильно отрегулированный зазор свечей зажигания до 10 %
Неисправность механизма газораспределения до 20 %
Износ деталей поршневой группы 10 % на 1 сниженную атмосферу компрессии
Износ сцепления 10-15 %
Неисправность датчиков МРВ и кислорода 10-50 %
Причины, вызванные человеческим фактором
«Агрессивная» манера езды 15-50 %
Езда с включенными приборами освещения, отопления, вентиляции 10-20 %
Движение с непрогретым двигателем до 20 %
Неправильная регулировка угла развала-схождения колес до 10 %
Низкое давление воздуха в шинах до 10 %
Слишком затянутые ступицы или заклинившие колодки до 15 %
Чрезмерная загруженность авто 10 % на каждые лишние 100 кг
Нарушение аэродинамических свойств до 15 %
Использование низкокачественного бензина до 5 %

Технические причины перерасхода топлива

Что касается карбюратора, то увеличение потребления топлива может быть причиной:

  • большого уровня бензина в поплавковой камере, что является причиной неправильной регулировки «язычка» поплавка, или нарушением его (поплавка) целостности;
  • засорения жиклеров воздушного торможения;
  • нахождения клапана экономайзера в постоянно открытом положении;
  • неполного открывания воздушной заслонки;
  • несвоевременного отключения системы холостого хода;
  • больше нормы открученного винта регулировки количества топлива.

Все перечисленные проблемы устраняются путем комплексной диагностики и регулировки карбюратора с чисткой и калиброванием жиклеров.

Забитый воздушный фильтр существенно снижает количество воздуха, поступающего в камеры сгорания. Расход топлива при этом, естественно, увеличивается, за счет неконтролируемого обогащения топливной смеси. Проблема устраняется путем замены фильтрующего элемента.

В автомобилях с инжекторными моторами часто причиной повышенного расхода бензина являются проблемы с работой форсунок. Обычно к этому приводит их засорение, из-за чего топливо не распыляется, а, попросту, льется в камеры сгорания. Устранить подобную неисправность можно путем чистки (промывания) форсунок с использованием специальных жидкостей и оборудования.

Существенно влияет на расход и состояние системы зажигания. Неправильно выставленный угол опережения, особенно смещенный в сторону «запаздывания», приводит к тому, что горючая смесь будет воспламеняться слишком поздно и, не успевая полностью сгорать, вылетать в буквальном смысле в трубу.

Примерно то же получится и при неправильно отрегулированных зазорах свечей зажигания, или при перебоях в их работе. Если какая-то из свечей выходит из строя, топливо будет поступать в цилиндр, но не сгорать.

Исправить ситуацию можно путем правильной регулировки зажигания, выставления зазоров, или замены свечей зажигания.

При неисправностях механизма газораспределения (износ толкателей, гидрокомпенсаторов, неправильно выставленные тепловые зазоры клапанов, смешение ремня ГРМ) также может наблюдаться увеличение потребления топлива, причем на фоне падения мощности двигателя. Проблемы с ГРМ устраняются после диагностики методом регулировки клапанного механизма, выставления шкивов распредвала и коленвала по меткам с заменой ремня.

Износ деталей поршневой группы приводит к потере компрессии, что в свою очередь, становится причиной перерасхода бензина. Определяется неисправность путем замера компрессии в каждом из цилиндров. Это самая сложноустранимая причина, ведь, столкнувшись с ней, скорее всего, придется делать капитальный ремонт двигателя.

Неисправность механизма сцепления или неправильная его регулировка ведет к тому, что двигатель не может передавать вращающий момент от маховика на первичный вал КПП в полной мере. Это значит, что частично он будет работать вхолостую, используя топливо неоправданно. Устраняется неисправность заменой или настройкой элементов механизма.

При выходе из строя датчиков МРВ или лямбда-зондов, электронный блок управления двигателем будет получать недостоверную информацию о количестве кислорода в топливной смеси или выхлопных газах, в результате чего в цилиндры будет поступать обогащенная горючая смесь. Проверка и замена датчиков поможет исправить ситуацию.

Причины перерасхода бензина, вызванные человеческим фактором

Очень часто причиной перерасхода бензина становятся действия или бездействие самого водителя. «Агрессивная» манера езды (резкие старты, перегазовки, движение на высокой скорости) существенно увеличивает потребление топлива. Большинство лихачей, конечно, знает об этом, поэтому речь о какой-то экономии тут не идет.

Включенный свет фар, кондиционер, отопитель, мультимедийная система также являются дополнительной нагрузкой на двигатель, вызывающей больший расход топлива. В некоторых случаях, это, конечно, оправдано, ведь не очень-то и поездишь ночью без света, а зимой без отопителя. А вот без постоянно включенного кондиционера или магнитолы с целью экономии можно обойтись.

Что касается непрогретого двигателя, то это палка о двух концах. Если начинать движение с холодным мотором, это даст лишнюю нагрузку на него. Расход топлива, при этом, увеличится до момента нагрева силового агрегата до рабочей температуры. Примерно такое же количество бензина придется потратить, и прогревая двигатель на холостых оборотах. Греть, или не греть, решать, конечно, самому водителю.

Дополнительную нагрузку мотор получит и в случае неправильной регулировки углов установки колес (развала-схождения), низкого давления в шинах, подклинивания колес вследствие «перетяга» ступиц, или же упирающихся тормозных колодок. Все эти факторы приводят к потере инерции автомобиля (наката).

Не стоит перегружать автомобиль, превышая его полную массу, предусмотренную заводом-изготовителем. Каждый лишний килограмм, причем, неважно в багажнике или прицепе – это несколько миллилитров «лишнего» бензина.

К перерасходу топлива ведут и необдуманные решения по изменению формы кузова (спойлеры, обвесы и др.). Все эти конструкции не учитывались конструкторами при разработке автомобиля, поэтому они, естественно, будут создавать дополнительное сопротивление воздушному потоку в движении, а это также лишняя нагрузка на двигатель.

Ну и, конечно, сам бензин. Говорить о его качестве на наших заправках вряд ли стоит, но то, что применение бензина с более низким октановым числом, чем предусмотрено заводом-изготовителем, приводит к перерасходу, так это точно.

Акценты этой статьи:

  • норм ы расхода ГСМ для автотранспорта установлены действующим законодательством;
  • к базовым нормам применяются повышающие или понижающие корректировочные коэффициенты;
  • при списании топлива в учете надо сравнить фактический и нормативный рас ход топлива.

Почти каждое предприятие в своей хозяйствен-ной деятельности использует автотранспорт. Фактический расход топлива часто отличается от установленной нормы. Причины перерасхода могут быть самые разные: погодные условия, состояние дорог, пробег авто, а также нерациональное использование топлива водителем. Поэтому возникает вопрос: по каким нормам нужно списывать топливо? И как отражать в бухгалтерском и налоговом учете перерасход топлива? Ответы на эти вопросы вы найдете в консультации.

Нормы расхода ГСМ на автотранспорте

Нормы расхода ГСМ для автомобилей утверждены приказом Минтранса от 10.02.98 г. № 43 (далее – Нормы № 43). Там приведены базовые линейные нормы расходов топлива для более чем 1 200 моделей (модификаций) автомобилей, нормы расхода топлива на выполнение транспортной работы и на работу специального оборудования, а также система коэффициентов кор-ректировки нормативных расходов топлива.

Согласно п. 1.1 Норм № 43, на предприятиях могут использоваться следующие нормы и коэффици-енты корректировки:

  • баз овая линейная норма на пробег автомо­биля;
  • норма на выполнение транспортной работы;
  • норма на тонну снаряженной массы;
  • норма на одну поездку с грузом;
  • норма на пробег при выполнении специальной работы;
  • норма на работу спецоборудования, установленного на автомобилях;
  • базовая норма на работу автономного (независимого) обогревателя.

Понижающие и повышающие коэффициенты

К нормам расхода топлива применяются различные корректирующие коэффициенты, которые повышают или понижают нормы. Причины, приводящие к применению таких коэффициентов, приведены в табл. 1 на следующей странице.

Если вам надо применить одновременно несколько корректировочных коэффициентов, тогда вы должны рассчитать суммарный коэффициент корректировки, равный сумме таких надбавок.

Таблица 1

Причины, приводящие к применению коэффициентов корректировок норм расхода топлив а

Повышение норм расхода (п. 3.1 Норм № 43)

Понижение норм расхода (п. 3.2 Норм № 43)

Работа в холодное время года.

Работа в горной местности и/или на маршрутах с холмистым рельефом.

Работа на дорогах со сложным планом.

Работа в городских условиях.

Работа с частыми остановками.

Работа, которая требует снижения скорости.

Работа в карьерах, езда по полям, на лесных или степных участках.

Работа в сверхтяжелых дорожных условиях.

Эксплуатация новых автомобилей и двигателей.

Поездка на автомобиле с длительным сроком эксплуатации.

Почасовая работа грузовых авто.

Учебная езда.

Необходимость поддержания комфортных температурных условий в салоне.

Езда на дорогах общего пользования за пределами города и на дорогах, проходящих через населенные пункты.

Использование специальных транспортных средств, оборудованных специальной звуковой сигнализацией, для выполнения неотложных служебных заданий

Работа за пределами населенных пунктов на дорогах общего пользования.

Эксплуатация городских автобусов в режиме «на заказ» или с другой целью, но не на постоянных маршрутах.

Решение руководства предприятия

Бухгалтерский и налоговый учет

В бухгалтерском учете стоимость израсходованного топлива отражается в зависимости от цели использования автотранспорта и списывается с кредита субсчета 203 «Топливо» в дебет соот-ветствующих субсчетов (15, 20, 23, 28, 91–94).

В налоговом учете правила признания расходов описаны в п. 138.4, 138.5 Налогового кодекса (далее – НК):

  • расходы, формирующие себестоимость реализованных товаров, выполненн ых работ, предоставленных услуг, признаются расходами того отчетного периода, в котором признаны дохо-ды от реализации;
  • прочие расходы признаются расходами того отчетного периода, в котором о ни были понесены.

Из этого следует вывод:

  • стоимость ГСМ, включенных в себестоимость произведенной продукции (выпо лненных работ, предоставленных услуг) и в первоначальную стоимость приобретенных товаров, попадет в состав расходов предприятия только в периоде признания доходов от реализации такой продукции (товаров, работ, услуг);
  • затраты на приобретение ГСМ, стоимость которых включена в состав прочих расходов предприятия (административных, расходов на сбыт, прочих операционных расходов), участвуют в расчете базы налог ообложения в том периоде, в котором они были понесены (т. е. в пери-оде списания израсходованных ГСМ с баланса).

Для целей налогового учета самое важное – доказать хозяйственность километража. Так, согласно п. 138.2 НК налоговые расходы признаются на основании первичных документов, подтверждающих фактические затраты налогоплательщика и их связь с его хоздеятельностью.

Кроме того, необходимо сделать расчет и сравнить нормативный и фактический расход топлива. Если фактический расход не превышает норму, то в состав расходов предприятия спокойно попадает вся стоимость фактически израсходованного топлива. Если же фактический расход превышает нормативный, тогда в состав налоговых расходов вы сможете включить только стоимость ГСМ в пределах норм (пп. «и» пп. 138.8.5, п. 140.3 НК).

Какие последствия по НДС возникают в случае сверхнормативного расхода ГСМ?

Предприятию придется признать условную поставку на сумму такого перерасхода, то есть начислить налоговые обязательства по НДС исходя из стоимости приобретения топлива (пп. «г» п. 198.5 НК).

Нужно ли включать стоимость перерасхода топлива в налогооблагаемый доход водителя и удерживать НДФЛ, начисленный на сумму перерасхода?

Если перерасход топлива возник не по вине работника, то оснований для удержания НДФЛ нет.

Однако возникший по объективным причинам (сложные погодные условия, техническое состояние авто и др.) перерасход должен быть подтвержден документально. Например, актом о техническом состоянии автомобиля с выводами комиссии, в котором указана причина перерасхода и фактический расход топлива.

Если будет доказано, что перерасход топлива произошел по вине работника, тогда предприятие может взыскать с него стоимость такого топлива. Например, удержать стоимость бензина из его зарплаты. При этом рекомендуем оформить документы, подтверждающие вину работника: нужна объяснительная записка работника и его заявление на удержание этой суммы, а также приказ о дисциплинарном взыскании.

А если вина работника доказана, однако предприятие не станет взыскивать с него стоимость перерасхода топлива, тогда придется удержать с работника НДФЛ, начисленный на стоимость перерасходованного топлива. Ведь в этом случае стоимость бензина будет считаться допблагом, полученным от работодателя (пп. 164.2.17 НК). При этом база налогообложения определяется с учетом натуркоэффициента (п. 164.5 НК).

Списание топлива в учете

На предприятии ООО «Весна» (находится в г. Днепропетровске) в ноябре 2014 года для исполнения служебных обязанностей (поездок по городу) административного персонала использовался автомобиль Mitsubishi Pajero. Согласно данным путевых листов расход ГСМ составил 350 л (в связи с техническим состоянием автомобиля), пробег – 1 660 км.

Пользуясь Нормами № 43, рассчитаем нормативный расход бензина для этого автомобиля:

базовая линейная норма – 14,8 л/100 км пробега;

повышающие коэффициенты:

– за работу в холодное время года – 2 % (пп. 3.1.1.1 Норм № 43);

– за работу в условиях города – 15 % (пп. 3.1.4 Норм № 43).

Нормативный расхода топлива согласно п. 4.1 Норм № 43 рассчитывается по формуле

Qн = 0,01 х Нs х S х (1 + 0,01 х K),

где Qн – нормативный расход топлива, л;

Нs – базовая линейная норма расхода топлива, л/100 км;

S – пробег автомобиля, км;

K – суммарный корректировочный коэффициент, %.

Подставим в эту формулу значения из нашего примера:

= 0,01 х 14,8 х 1 660 хx (1 + 0,01 х 17) = 287,45 л.

Таким образом, перерасход составил 62,55 л (350 л – 287,45 л).

Отразим данные по перерасходу в табл. 2.

Таблица 2

Наименование и цена (грн/л)

Фактическое количество (л)/стоимость (грн.)

По норме: количество (л)/стоимость (грн.)

Сверх установленных норм (перерасход) (л)/стоимость (грн.)

Бензин – 15,00

Бухгалтерский и налоговый учет при перерасходе топлива

(грн.)

Первичныедокументы

Бухгалтерский учет

Налоговый учет

Списано топливо

Путевой лист

Отражен сверхнормативный расход топлива

Путевой лист, учетные регистры

Начислены налоговые обязательства по НДС (938,25 х 20 %)

Налоговая накладная

1. Стоимость перерасхода топлива:

в бухгалтерском учете – списывается на прочие операционные расходы;

налоговом учете – не включается в состав расходов, так как считается, что такие ГСМ не были использованы в хозяйственной деятельности. Также предприятие должно начислить налоговые обязательства по НДС на стоимость перерасхода.

2. Если перерасход топлива возник не по вине работника, то причину перерасхода необходимо документально зафиксировать и пояснить. Тогда стоимость «лишнего» топлива не надо будет удерживать с работника и облагать НДФЛ.

Налаженный контроль расхода топлива на предприятии - это одно из обязательных условий эффективной работы транспортного департамента. Затраты на закупку ГСМ составляют львиную долю расходной части бюджета таких структурных подразделений, и потому их стоит минимизировать - в первую очередь за счет исключения злоупотреблений.

Организация системы контроля расхода топлива на предприятии (СКРТ) должна включать целый комплекс мероприятий. Но ключевым аспектом все равно будет установка специального оборудования, способного фиксировать фактические затраты горючего в автоматическом режиме, при минимальном влиянии персонала на этот процесс.

Способы хищений ГСМ и других махинаций с топливом

Чтобы эффективно контролировать расходование топлива коммерческим транспортом, необходимо иметь хотя бы поверхностное представление о том, как может осуществляться его хищение. Существует довольно много способов:

  1. Слив бензина или дизельного топлива. Этот способ – самый простой. Он предполагает фактическую кражу горючего из топливных баков. Слитое топливо либо используется в личных целях, либо продается.
  2. Использование чеков о заправке. Если заправка осуществляется не на предприятии, а самим водителем с последующим отчетом в бухгалтерию, то недобросовестный сотрудник может приобрести чеки у третьих лиц. После предъявления чеков водитель получает финансовую компенсацию.
  3. Махинации с одометром. Если автомобиль не оборудован современными навигационными системами и бортовыми самописцами, то путем относительно простых манипуляций величина суточного пробега может завышаться. После этого водитель использует один из двух способов, описанных выше: либо покупает чеки, либо сливает и продает «излишек» бензина.

Кроме того, к злоупотреблениям относится и нецелевое использование служебного либо коммерческого транспорта. При отсутствии должного контроля водитель может выполнять рейсы без отчета, присваивая оплату за них. В этом случае увеличивается расход ресурса автомобиля и расход ГСМ (бензина/дизельного топлива, масла и т.д.).

Как видите, способов обмана предприятия довольно много. При этом организация несет потери не только из-за перерасхода горючего, но и из-за того, что транспорт либо простаивает, либо эксплуатируется нецелевым способом.

Системы контроля расхода топлива на предприятии

Чтобы избежать описанных выше злоупотреблений, контроль расхода ГСМ на предприятии должен носить системный характер. Внедрение комплекса контрольных процедур – как организационных, так и технических - позволит снизить расходы на закупку горючего, а также на профилактическое обслуживание и ремонт самой техники.

Для контроля расхода топлива могут применяться самые разные методики:

Топливные карты

Ранее для децентрализации закупки горючего использовались топливные талоны. Но они обладали существенным минусом: их можно было легко подделать. Таким образом, создавалась почва для злоупотреблений, описанных выше.

Альтернативной талонам на сегодняшний день служат топливные карты . У них есть ряд особенностей:

  • Учет на карте ведется не в денежных единицах, а в литрах. Т.е. на рейс выделяется определенный объем горючего, конвертировать который в финансы будет в разы сложнее, чем при использовании талонов.
  • Существуют как универсальные карты, так и карты, рассчитанные на определённый вид топлива. Это также усложняет махинации.
  • Наконец, получить информацию о списании объемов топлива с карты можно в любое время – эти сведения доступны онлайн. Это также облегчает контроль и затрудняет хищения.

Кроме того, карты весьма удобны в использовании: они защищены пин-кодом, а при утере или краже их можно заблокировать.

В целом же переход на карты для топлива повышает и уровень безопасности: водителю не приходится возить при себе большие суммы денег.

Контроль расхода топлива и мониторинг транспорта ГЛОНАСС/GPS

Впрочем, несмотря на всю эффективность, система топливных карт все еще оставляет возможности для махинаций. Именно поэтому внедрять ее стоит параллельно с системой GPS/ГЛОНАСС мониторинга транспорта .

Такой подход предусматривает оборудование всего автопарка, выполняющего коммерческие рейсы, GPS трекерами с подключением к общей системе мониторинга. Это позволяет:

  • В режиме реального времени отслеживать перемещение каждой единицы транспорта.
  • Контролировать соблюдение маршрутов, повышая водительскую дисциплину и заблаговременно пресекая злоупотребления.
  • Исключить использование служебного автотранспорта в личных целях.
  • Повысить уровень безопасности движения.

Эффективность работы этой системы достаточно высока. Контроль расхода топлива и мониторинг транспорта позволяют отслеживать все перемещения максимально точно. Поэтому руководитель предприятия либо транспортного департамента может в любой момент узнать, где находится тот или иной автомобиль - а значит, завысить расход горючего будет предельно сложно.

Системы контроля уровня топлива

И все же наиболее эффективной мерой по предотвращению хищений горюче-смазочных материалов, приписок и злоупотреблений будет применение специальных систем, включающих:

  • программное обеспечение;
  • систему передачи информации;
  • датчики топлива , отслеживающих уровень горючего в баке.

Работают такие системы по такому алгоритму:

  • В бак для горючего устанавливается датчик, фиксирующий фактический уровень топлива и регистрирующий изменение этого уровня.
  • Датчик присоединяется к основному GPS трекеру системы (терминалу мониторинга транспорта), расположенному в кабине автомобиля. Этот блок пломбируется, что исключает вмешательство в его работу.
  • Система мониторинга передает информацию об уровне горючего на сервер – и владелец может следить за расходом ГСМ и периодичностью заправок в удаленном режиме.

При работе модуля используются ресурсы систем глобального позиционирования ГЛОНАС/GPS, что позволяет контролировать перемещения автомобиля и соотносить эти данные с информацией, поступающей от емкостных датчиков в топливных баках.

Плюсы систем контроля расхода топлива

Внедрение комплексных систем контроля расхода топлива на предприятии обеспечивает целый ряд преимуществ:

  • Эффективную борьбу со злоупотреблениями (это повышает не только финансовую эффективность организации, но и дисциплину в целом).
  • Контроль закупок и расходования ГСМ, обеспечивающий сокращение затрат.
  • Оптимизацию использования автотранспорта за счет минимизации простоев и нецелевых рейсов.
  • Получение объективной информации об использовании автопарка.
  • Снижение уровня аварийности и травматизма (оно также обеспечивается за счет дисциплинирующего эффекта и отсева сотрудников, склонных к злоупотреблениям).

Все эти преимущества делают инвестиции в закупку контрольного оборудования и внедрение системы контроля расхода топлива и ГСМ весьма выгодными!

Учет расхода ГСМ по документам

Помимо действенной системы мониторинга расхода ГСМ для достижения максимального эффекта необходимо внедрение единых правил и стандартов учета. Как правило, основой для бухгалтерской части учета является положение «О бухгалтерском учете и отчетности».

Документами, подтверждающими расход топлива для осуществления коммерческой деятельности предприятия, являются:

  • путевые листы;
  • прилагаемые к ним товарно-транспортные накладные.

В первичных документах обязательно должна содержаться такая информация:

  • величина пробега;
  • масса перевозимого груза;
  • сведения о заправках.

На основании этих данных рассчитывается нормируемый расход ГСМ для конкретного транспортного средства.

Расходы на горючее могут учитываться двумя способами:

  • Для производственных целей - в составе материальных затрат;
  • Для управленческих и организационных целей - в составе прочих расходов, связанных с основной деятельностью.

В любом случае необходимо экономическое обоснование и документальное подтверждение этих расходов. Использование топливных карт упрощает учет расхода ГСМ и формирование отчетности – но в любом случае необходимо контролировать оборот документов, получаемых от процессингового центра.

Наладить эффективно работающий контроль расхода топлива на предприятии непросто: он должен включать целый комплекс организационных и технических решений. Но и временные, и финансовые затраты на внедрение системы отслеживания расхода горючего быстро окупаются, в первую очередь – за счет сведения к минимуму уровня хищений и снижения затрат на закупку ГСМ.

Специалисты нашей компании подберут оптимальный вариант отслеживания и управления расходом топлива на Вашем предприятии. В списке наших услуг есть как готовые решения, так и разработка индивидуальных систем контроля.

Если компания приняла решение учитывать фактические расходы на топливо, то ей следует утвердить, каким образом она будет контролировать обоснованность расходов на списание ГСМ. Организация вправе самостоятельно установить нормы расхода топлива, а также сезонные надбавки.

Нормы расхода топлива Минтранса РФ последний раз подвергались редакции в июле 2015 года (). В список были добавлены марки легковых и грузовых автомобилей отечественных и зарубежных стран с 2008 года выпуска и значения зимних надбавок к нормам расхода топлива в части, касающейся Крымского федерального округа.

Коэффициенты к нормам расхода топлива следующие. Если в городе проживают:

  • свыше 5 миллионов человек - норму можно увеличить до 35 процентов;
  • от 1 до 5 миллионов человек - до 25 процентов;
  • от 250 тысяч до 1 миллиона человек - до 15 процентов;
  • от 100 до 250 тысяч человек - до 10 процентов;
  • до 100 тысяч человек (при наличии регулируемых перекрестков, светофоров или других знаков дорожного движения) - до 5 процентов.

В последней редакции норм расхода топлива Минтранса РФ компаниям также разрешено применять повышающие коэффициенты, если у машины большой пробег или если она находится в эксплуатации свыше пяти лет. До этого повышенные нормы расхода топлива применялись только для старых автомобилей с большим пробегом.

Нормы расхода топлива и налоговый учет

По общим правилам компания не обязана применять нормы расхода топлива Минтранса РФ, так как в нет требования о нормировании расходов на бензин (). Затраты на горюче-смазочные материалы компания может учитывать как материальные расходы () или включать в прочие расходы, связанные с содержанием служебного транспорта ().

Однако зачастую установленные нормы больше подходят для идеальных условий, чем для реальных, поскольку фактический расход топлива зачастую превышает нормы расхода топлива Минтранса РФ Тем не менее компании используют рекомендованные нормы, а не собственно разработанные.

Если компания примет решение учитывать фактические расходы на топливо, то ей следует утвердить, каким образом она будет контролировать обоснованность расходов на списание ГСМ. Для этого достаточно составить приказ, в котором сослаться на распоряжение Минтранса России, записать марки автомобилей и рассчитать лимиты. При разработке собственных норм расхода топлива следует отталкиваться от транспортных условий (качества дорог, скорости движения), учитывать загруженность машины, ее техническое состояние. Также следует учитывать климатические условия, наличие кондиционера или климат-контроля в машине. Например, в зимнее время расход топлива будет значительно выше, и к установленным базовым нормам следует применять надбавки, которые зависят от климатических районов ( , утв. (далее - Методические рекомендации)). Так, для Москвы Минтранс РФ установил предельную величину зимней надбавки не более 10 процентов на период с 1 ноября по 31 марта.

Период применения зимних надбавок к норме расхода топлива и их величина должны быть оформлены распоряжением региональных органов власти. Если такого распоряжения нет, то период применения зимних надбавок, а также их величину должен установить руководитель компании своим приказом.

Образец приказа о нормах расходования топлива в компании

Приказ

На основании контрольных замеров расхода топлива (акт от 21.12.2016 № 1) и руководствуясь (в редакции ),
Приказываю:
1. Ввести в действие с 01.01.2017 следующую норму расхода дизельного топлива для автомобиля "Мерседес-Бенц" в период с 1 апреля по 31 октября - 13 литров на 100 км пробега.
2. В зимний период (с 1 ноября по 31 марта) применять повышающий коэффициент - 10%. Итоговая "зимняя" норма расхода топлива для автомобиля "Мерседес-Бенц" составляет 14,3 литра на 100 км пробега.
3. Контроль за исполнением приказа оставляю за собой.

Генеральный директор Иванов И.И.

Расход топлива в бухгалтерском учете

В бухгалтерском учете ГСМ списывают на себестоимость продукции (работ, услуг) для производственных предприятий или в расходы на продажу для торговых предприятий. Списание выполняют на основании первичных документов:

  • путевого листа (списывают используемое топливо);
  • акта на списание ГСМ (списывают прочие смазочные материалы).

С помощью путевых листов можно не только подтвердить производственную необходимость расходов, но и зафиксировать расстояние, которое было пройдено автомобилем или другим автотранспортным средством, а также определить показатели для расчета объема использованных ГСМ.

К учету горюче-смазочные материалы принимают по фактической стоимости.

Списание ГСМ может производиться следующими методами:

  • по средней себестоимости;
  • по себестоимости первых по времени приобретения запасов (ФИФО).

Способ списания по себестоимости каждой единицы для горюче-смазочных материалов на практике не применяется. Используется в основном способ по средней себестоимости, когда стоимость остатка материала складывается со стоимостью его поступления и делится на суммарное количество остатка и поступления в натуральном выражении.

Для отражения на счетах бухгалтерского учета горюче-смазочных материалов используют аналитический счет 10, к нему отрывают субсчет 10.3.

Приход отражают проводками:

ДЕБЕТ 10-3 КРЕДИТ 71
- оприходовано приобретенное топливо через подотчетное лицо на основании авансового отчета;

ДЕБЕТ 10-3 КРЕДИТ 60
- оприходовано приобретенное через поставщика топливо;

ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 60
- принят НДС к учету на основании счета-фактуры от поставщика;

ДЕБЕТ 68 КРЕДИТ 19
- принят НДС к зачету.

Списание горюче-смазочных материалов может производиться из расчета использованного количества (фактического или нормативного). Это количество умножается на стоимость единицы, и полученную сумму списывают проводкой:

ДЕБЕТ 20 (23, 25, 26, 44, 91) КРЕДИТ 10-3
- списано израсходованное топливо.

ПРИМЕР

Московская компания в январе закупила бензин в количестве 200 л по стоимости 38 руб.
Остаток бензина на начало месяца у организации был 70 л по средней себестоимости 45 руб.
Бензин в количестве 20 л был использован для заправки автомобиля марки Lada Granta 219060 1.6 (ВАЗ-11183). Организация использует автомобиль только для служебных перевозок управленческого персонала.
В соответствии с учетной политикой организации применяется оценка материалов по средней себестоимости.

Рассчитаем среднюю себестоимость списания за январь:

(70 л x 45 руб. + 200 л x 38 руб.) : (70 л + 200 л) = 39,81 руб.

1) Рассмотрим вариант списания по факту.

В соответствии с путевым листом за январь сделаны отметки: горючее в баке на начало рейса - 50 л, выдано - 30 л, осталось после рейса - 51 л.
Рассчитаем фактическое использование:

50 + 30 - 51 = 29 л.

Сумма к списанию:

29 л x 39,81 руб. = 1154,49 руб.

ДЕБЕТ 26 КРЕДИТ 10
- 1154,49 руб. - списание бензина на основании бухгалтерской справки-расчета.

2) Рассмотрим вариант списания по норме.
В путевом листе сделаны отметки о пробеге: на начало рейса - 7600 км, в конце - 7850 км. Пройдено 250 км.

Для списания бензина по норме используем формулу:

Qн= 0,01 х Hs х S х (1 + 0,01 х D),

где: Qн - нормативный расход топлива, л;
Hs - базовая норма расхода топлива, л/100 км;
S - пробег автомобиля, км;
D - поправочный коэффициент (его значения приведены в п. 5 Методических рекомендаций и в приложении № 2 к ним).
По таблице в подп. 7.1 Методических рекомендаций по марке автомобиля находим Hs. Он равен 8,4 л.
Для Москвы поправочный коэффициент D = 35%.
За работу в зимнее время D = 10%.
При использовании климат-контроля при движении автомобиля D = 7%.

Считаем расход бензина:

0,01 x 8,4 л x 250 км x (1 + 0,01 x 52) = 31,92 л.

Сумма к списанию: 31,92 л x 39,81 руб. = 1270,74 руб.

ДЕБЕТ 26 КРЕДИТ 10
- 1270,74 руб. - списание бензина.

Так как автомобиль используется в качестве служебного, в рамках налогового учета в обоих случаях расходы на ГСМ прочими расходами. Величина расходов будет равна суммам, зафиксированным в бухгалтерском учете.

Напоследок хочется напомнить, что, прежде чем списать горюче-смазочные материалы и правильно отразить их данные в бухгалтерском и налоговом учете, необходимо помнить следующее.

Расходы должны быть экономически обоснованы. В случае со списанием на производство ГСМ нормы расходования должны быть установлены приказом руководителя предприятия и отражены в учетной политике.

Расходы должны быть документально подтверждены, то есть применительно к данной теме расход топлива должен быть подтвержден путевыми листами автомобильного транспорта.

Необходимо соблюдать все правила в части учета ГСМ начиная с момента их приобретения, определения фактической себестоимости при приобретении и списании на производство.

Екатерина Горохова , главный бухгалтер компании "НАФКО-Консультанты"