Журналисты которые пишут на экономические темы. Денис шевчукэкономическая журналистика. Специфика работы журналиста деловых СМИ

В дореформенный период не только идеологическая чистота средств массовой информации, но и финансовая деятельность редакций, тиражная политика жестко контролировалась партийными комитетами. Управление делами ЦК КПСС устанавливало единые цены на бумагу, полиграфические услуги, распространение и доставку газет, а почти всю прибыль забирало себе.

Сегодня ситуация кардинально изменилась. Средствам массовой информации предоставлена полная свобода - политическая и экономическая. Прибыль теперь остается в редакции. Однако политическая свобода для многих средств массовой информации обернулась экономической несвободой. Из-за резко возросших затрат на выпуск в свет журналистской продукции фантастически возросли подписные и розничные цены газет, что привело к падению их тиражей. Дотация государства не покрывает всех издержек журналистского производства, и средства массовой информации вынуждены расширять объем публикации рекламных обращений, одновременно постоянно повышая расценки за аренду рекламного места. Это, в свою очередь, также ведет к потере части подписчиков. Аналогичные трудности испытывают работники радио и телевидения. Судьба средств массовой информации стала зависеть от государственных субсидий, щедрости спонсоров, финансовой поддержки коммерческих структур, стремящихся стать при этом учредителями или владельцами газеты или радио-телеканала. Главенствующую роль стал играть рекламодатель, а не деньги подписчика.

Начался процесс коммерциализации прессы, влекущий за собой негативные последствия, когда ради доходов можно поступиться объективностью в освещении ситуаций и явлений, талантом публициста.

В январе 1992 г. правительство России взяло курс на «шоковую терапию» в экономике: либерализацию цен, приватизацию, быстрый переход к рынку. Инфляция больно ударила не только по интересам российских граждан, но и по экономике свободной прессы. Фантастически выросли и продолжают расти издательские расходы. Полиграфисты, связисты, работая на государственных или акционерных предприятиях, диктуют высокие цены, исходя из собственных интересов, пресекая попытки редакций газет в условиях приватизации стать совладельцами этих предприятий. Себестоимость газет резко пошла вверх, что вынудило редакции адекватно поднять цены, ставшие весьма ощутимыми для читателей. Это, в свою очередь, привело к падению тиражей изданий.

Сокращение тиража ведет к потере части дохода, и редакция, чтобы выжить, уповает на субсидии федеральных и местных властей, финансовую помощь коммерческих структур.

Областная и районная печать дотируется из местного бюджета. В 1995 г. были приняты два важнейших федеральных закона - «Об экономической поддержке районных (городских) газет» и «О государственной поддержке средств массовой информации и книгоиздания Российской Федерации». По первому закону не менее половины затрат на оплату полиграфических услуг, бумаги и услуг связи районным (городским) газетам финансируется из федерального бюджета. А по второму - на три года - с 1 января 1996 по 1 января 1999 г. средства массовой информации (кроме печатных изданий рекламного и эротического характера) освобождаются от налогов на добавленную стоимость и прибыль, а также от таможенной пошлины (действие закона, за исключением таможенных льгот, продлено до 2002 г.).

Однако далеко не все издания получают государственные субсидии, и, не имея возможности достичь экономической независимости, редакции просят дотации у коммерческих структур.

В России к 1998 году сложилась ситуация, когда некоторые центральные издания и телекомпании попали в экономическую зависимость от своих крупнейших акционеров-«олигархов». Так, в сфере влияния Онэксимбанка - газеты «Комсомольская правда», «Известия», «Русский телеграф», журнал «Эксперт»; банк «Менатеп» - главный акционер «Литературной газеты»; руководитель группы банков «Мост-Банк» В. Гусинский через созданную им компанию «Медиа-Мост» курирует хозяйственную деятельность НТВ (независимое телевидение), газеты «Сегодня», журнала «Итоги», радиостанции «Эхо Москвы». Конечно, экономическое воздействие порой сочетается и с политическим, когда тематика и направленность выступлений изданий и телерадиопередач корректируется с учетом интересов «олигархических» групп.

Кроме первой группы газет, получающих дотации от государства, и второй, финансируемой частным капиталом, есть и третья - независимая пресса, самофинансируемая и потому избавленная от давления политических сил или играющих в политику предпринимателей. В этой группе, в частности, - «Коммерсантъ», «Московский комсомолец», «Московские новости», петербургские издания «Санкт-Петербургские ведомости», «Деловой Петербург», «Недвижимость Петербурга», «Реклама-Шанс» и некоторые другие.

Рынок, однако, подобен игровому полю: та или иная «играющая» на нем газета может не удержаться в третьей группе и перейти, если не в первую, то во вторую. А может быть и обратная картина. Все зависит от целеустремленности, энергии и таланта «игроков». Хотя газета и стала коммерческим предприятием, редакции озабочены не ростом прибыли (для многих из них это понятие пока мифическое), а тем, как избежать угрозы банкротства. И жизнь показывает: с одной стороны, важно каждого редакционного работника заинтересовать в получении общего дохода, с другой - двум-трем редакциям неплохо бы объединиться, чтобы легче выдерживать рыночную стихию.

В сегодняшней России пока немного газет, учредители которых - частные или физические лица. Одно из таких изданий - «Общая газета», созданная в августе 1991 года Егором Яковлевым, который так и остался единственным владельцем издания. Учредителями большинства газет стали трудовые коллективы редакций, которые получили разный статус: ТОО (товарищество с ограниченной ответственностью), ООО (общество с ограниченной ответственностью), АО (акционерное общество), АОЗТ (акционерное общество закрытого типа), Издательский дом, Концерн, Холдинг. Нередко редакционные коллективы приглашают в соучредители администрацию региона или коммерческие фирмы. В таких случаях степень свободы редакции особенно зависит от типа связи «редакция - учредитель». Она бывает жесткой («Российская газета», «Правда», петербургские областные «Вести»), мягкой, когда учредитель редко вмешивается в редакционную политику («Санкт-Петербургские ведомости»), и независимой, когда редакция, финансируемая учредителем, получает вольную.

Акционерное общество, созданное «Известиями», называется концерном и потому, что кроме этой газеты, под единым управлением находятся еще и «Финансовые известия» - экономически самостоятельная газета, но подчиняющаяся «материнской» политике. Иные редакции, создав «дочерние» издания, предпочитают именоваться «Издательским домом»: «Издательский дом «Ъ»» (газета «Коммерсантъ» и журнал того же названия), «Издательский дом Натали» (газета и журнал «Натали», газета «Аномалия»). А вот «Издательский дом Шанс» («Реклама-шанс», «Недвижимость Петербурга», «Радио-шанс», ставшее учредителем газеты «Капиталы Петербурга») называет себя холдинговой компанией, ибо взял под свое крыло (крышу) газету для детей «Пять углов», холдинг (от спортивного термина «холдинг» - захватывание в боксе) позволяет снизить риск банкротства благодаря наличию достаточных средств для маневра и малой вероятности, что все редакции, входящие в холдинговую компанию, понесут большие убытки одновременно. Когда редакция петербургской газеты «Час пик» продала контрольный пакет акций «Московскому комсомольцу», став, тем самым, частью холдинговой компании, финансовое положение «Часа пик» укрепилось, опасность закрытия газеты миновала.

Советская суперкомпания Гостелерадио создавалась за счет государственных инвестиций и являлась одновременно и производителем и вещателем. Но с 1988 г. начались трудности из-за недостатка финансирования государственного телевидения. И тогда впервые на советском телеэкране появилась реклама. Объем ее постоянно расширялся. Было принято решение о том, что реклама должна стать децентрализованной. Директор той или иной студии в случае нехватки средств на производство телепрограммы получал право на рекламу и доход от трансляции. Причем установился такой порядок: студия покупает у компании рекламное время по одной цене, а продает его рекламодателям по другой, более высокой. Разница между ними и формировала доход. Это решение стало началом возникновения независимых телепроизводителей России.

Трудности с бюджетным финансированием вызвали необходимость в реформировании «Останкино», и в сентябре 1995 г. Указом Президента РФ оно было преобразовано в Общественное российское телевидение (ОРТ). Финансовую ношу помимо государства приняли на себя соучредители ОРТ - крупнейшие компании: ЛогоВАЗ, Газпром, банки «Столичный», «Менатеп», «Империал»; однако контрольный пакет акций находится в государственных руках (у Госкомимущества, Федеральной службы России по телевидению и радиовещанию, Технического телецентра и ИТАР-ТАСС).

И все же в развитии независимых систем телевещания Россия существенно отстает от ведущих стран мира. Становлению мешает, во-первых, монополизм в структурах, которые предоставляют услуги по распространению телевизионных и радиосигналов из студий компаний до приемников населения (о стоимости телесигнала уже говорилось выше, и никто не контролирует Министерство связи, устанавливающее сверхвысокие цены). Во-вторых, Министерство связи координирует хозяйственную деятельность государственных предприятий связи, передающих сигналы, и в то же время предоставляет лицензии на занятие деятельностью по телерадиовещанию. Такое совмещение в одном государственном органе столь различных функций позволяет ограничивать самостоятельность независимых телекомпаний в развитии собственных систем распространения сигналов. В-третьих, постоянный дефицит федерального бюджета не позволяет достаточно полно финансировать развитие даже государственного телевидения, а тем более инвестировать независимые системы ТВ.

Наконец, нет стабильности и в регулировании деятельности телевидения со стороны государства. Функции такого регулирования временно переданы Федеральной службе России по телевидению и радиовещанию. Но она действует не на основе закона, а на основе подверженных политической конъюнктуре нормативных актов. Опасения (из-за нестабильности) крупных коммерческих структур не позволяют им быть щедрыми на инвестиции в негосударственное телевидение.

Между тем, образование и развитие независимых систем телерадиовещания даст возможность наиболее полно реализовать конституционные права граждан на получение информации, что придает проблеме особую актуальность.

Любой редакции, и особенно газетной, важно знать рынок, а именно совокупность существующих и потенциальных покупателей газеты. Для какого читателя выпускается издание, как завоевать популярность, добиться того, чтобы весь тираж раскупался полностью?

Редакцию газеты или телерадиокомитет можно рассматривать как коммерческое предприятие - самостоятельный, с правами юридического лица, субъект хозяйствования, действующий в условиях самофинансирования и стремящийся получить прибыль путем реализации товара, хотя этот товар и необычный - интеллектуальный, идеологический. Следовательно, как и любое коммерческое предприятие, редакция средств массовой информации встроена в рыночную экономическую систему. Тогда можно придти к следующему определению: экономика журналистики - это совокупность общественных отношений в области производства, распределения, обмена и потребления результатов журналистской деятельности на основе рыночного механизма хозяйствования. Последний предполагает прежде всего конкуренцию на информационном рынке. Цель редакции, чтобы этот рынок - совокупность существующих и потенциальных покупателей информации - позитивно принял продукт ее творческого производства, что может привести к более интенсивному обмену «товар-деньги» и увеличению активной доли рынка за счет вербовки потенциальных читателей, телезрителей, радиослушателей. Предприятию важно выпускать только те товары, которые непременно купит потенциальный потребитель. То есть следует освоить маркетинг как искусство движения товаров от производителя к потребителю, стратегию действий фирмы, превращающую нужды потребителя в доходы фирмы. Маркетинг средств массовой информации - это искусство движения журналистской информации к массовой аудитории с целью удовлетворения ее нужд и потребностей и получения средством массовой информации максимально возможного дохода.

Газетный маркетинг ставит такие же цели: редакция стремится получить максимальную прибыль прежде всего за счет наиболее полного удовлетворения читательских потребностей. С одной стороны, она добивается роста доходов в результате роста популярности газеты (а он возможен в случае удовлетворения читательских потребностей); с другой - пытается снизить издательские и редакционные расходы. Иначе говоря, газета превратилась в предприятие, а вся пресса не только тесно связана с экономикой, освещая ее проблемы, но и стала ее частью. Использование важнейших аспектов рыночной системы в прессе поможет обеспечить стабильную, безубыточную работу редакционных коллективов, избежать опасных коллизий в ходе рыночной конкуренции на информационном поле.

В распоряжении редакции есть так называемый комплекс маркетинга - набор поддающихся контролю переменных факторов, совокупность которых следует использовать, чтобы вызвать ответную, положительную реакцию со стороны читателей. Первый элемент комплекса - это товар-газета, ее репутация, содержание, оформление. Второй элемент - цена экземпляра издания (для подписчиков и розничной продажи может быть разной). Она находится между верхним пределом (выше которого читателю покупать газету становится накладно) и нижним (когда выпускать издание для редакции убыточно). Оптимальный номинал устанавливается с учетом возможного восприятия читателями, конкурентами, на основе ощущаемой ценности газетного издания. Некоторые редакции применяют такой психологический прием: продают газету не за 1 рубль, а за 95 копеек, и она раскупается быстрее. Третий элемент - каналы распространения газеты: подписка, розница. Дороговизна услуг монополистов - Министерства связи и Роспечати вынуждает редакции искать альтернативные, но более дешевые пути. Их находят и в центре и на периферии. В Санкт-Петербурге, например, коммерческая фирма «Петербург-экспресс» занята распространением (подпиской и доставкой) семи ведущих газет города. Многие редакции прибегают к помощи уличных распространителей: газеты, полученные по оптовой цене, они продают у станций метро по договорной, делая свой маленький бизнес. Наконец, последняя, четвертая составляющая маркетингового комплекса - методы стимулирования сбыта. На решение этой проблемы нацелены различные редакционные акции: конкурсы, лотереи, читательские конференции, страхование каждого десятого подписчика и т.п.

Опираясь на комплекс маркетинга, редакция может реализовывать его принципы.

    Во-первых, прежде чем предлагать рынку издание, нужно исследовать читательский рынок (установить его потенциальную емкость, характер и размеры спроса на газету) и взвесить собственные возможности производства и сбыта (каковы у редакции ресурсы - финансовые, материальные, технические, творческие, каков начальный, стартовый капитал).

    Во-вторых, исследовав рынок, редакция должна найти в нем нишу, в которой можно будет продать газету с меньшими трудностями. Сегментирование рынка - это разбивка его на четкие группы читателей, для которых могут потребоваться отдельные издания (сегмент рынка - это совокупность потребителей-читателей, одинаково реагирующих на один и тот же набор побудительных стимулов маркетинга).

    В-третьих, весьма важно в найденном сегменте, рыночной нише «застолбить» товар-газету, укрепить позиции издания , тем более, если в той же нише нечто похожее продают и конкурирующие издания.

    В-четвертых, редакция должна гибко реагировать на требования изменчивого читательского спроса .

    В-пятых, нельзя забывать об инновации , постоянном обновлении и совершенствовании содержания и оформлении газеты, технологии и организации ее производства, ибо в противном случае можно потерпеть неудачу с позиционированием издания на рынке.

    В-шестых, следует планировать стратегию риска , чтобы смягчить остроту рыночной конкуренции.

а) Исследование рынка

Редакция выпускает газету, предназначенную для определенных слоев или групп общества, т.е. планирует расчетную аудиторию . Но читают ее большее или меньшее число людей, и эта реальная аудитория количественно не совпадает с расчетной - все зависит от уровня популярности издания. Высокий авторитет последнего может привлечь столько читателей, что реальная аудитория окажется больше расчетной, т.е. источником прироста становится потенциальная аудитория . Исследование читательского рынка и позволяет выявить объемы потенциальной, расчетной или реальной аудитории, что весьма важно при определении и корректировке модели газеты.

На первом этапе исследований для выяснения размера и состава потенциальной аудитории, если речь идет о создании общеполитической газеты, необходим территориальный анализ населения региона, где намечено ее выпускать: возможный тираж можно спланировать, зная информацию об общей численности жителей, распределении их по городам, поселкам и деревням, об интенсивности информационных потоков. Важен и демографический анализ: в поле зрения находятся возраст, национальность, пол, образование, удельный вес мигрантов. А при планировании специальных изданий необходимо знать те социальные слои, которым будет предназначена газета. Для выпуска газеты, предназначенной женщинам, конечно, надо знать, сколько женщин проживает в регионе; если планируется газета для пенсионеров, то необходимы сведения о людях преклонного возраста, способных купить и читать ее.

А какая часть населения способна выписать или купить газету? Для ответа на этот вопрос нужен анализ социальных характеристик населения, их профессиональной структуры: какова доля домохозяек, безработных, каковы доходы, доля обеспеченных и живущих за чертой бедности, в каких областях производства работают люди, как много их в коммерческих структурах и на государственных предприятиях. Необходимо также выяснение данных об экономической и культурной жизни региона: сколько в нем промышленных предприятий, какая продукция выпускается, сколько банков, коммерческих структур, какова торговая сеть, велика ли доля аграрного сектора в экономике? Это особенно актуально, если создается деловая газета, имеющая специфическую аудиторию, в которой преобладают коммерсанты и предприниматели.

И, конечно, нужен психографический анализ особенностей населения (стиль жизни, нравы, обычаи, традиции, семейные отношения), всего того, что влияет на формирование информационных потребностей.

Через несколько месяцев после выпуска новой газеты, когда устоятся ее основные характеристики, следует приступить ко второму этапу маркетингового исследования - изучению реальной аудитории издания. И здесь возникают вопросы, на которые надо получить ответы: какую часть потенциальной аудитории составляют реальные читатели, где в регионе читают газету, а где нет; в каких городах и селах ее выписывают, а где только покупают в киосках или у частных распространителей, а куда она вообще не доходит; сколько читателей ее выписывают, покупают или берут газету у знакомых, какова величина нереализованной часта тиража в разных городах и районах, чем это объясняется? Ответы дадут информацию не только о достоинствах и недостатках системы продвижения и распространения газеты, но и о том, как принимают ее разные части аудитории, к примеру, горожане или сельские жители. Демографический и социальный анализы покажут, представители каких социальных групп, возрастов, полов, национальностей проявляют интерес к газете, кого одна удовлетворяет, а кто от нее отказывается.

Наконец, необходимо приступить к третьему этапу исследований: можно ли увеличить число читателей, расширить реальную аудиторию за счет потенциальной. Ответ на это могут дать отклики читателей на опубликованные газетой анкеты: насколько интересны и психологически верны тематика, язык и стиль публикаций; помогают ли они изменить жизнь к лучшему; какие тематические направления нужно усилить; что можно изменить во внешнем облике газеты; каковы предложения и пожелания журналистам и т.д. Если исследование покажет, что в новых экономических условиях часть читателей не сможет приобрести газету, то следует изменить тираж и цену экземпляра.

С целью увеличения реальной аудитории следует внести коррективы в модель издания. И здесь, в дополнение к анализу собственной газеты, необходимо изучить особенности конкурирующих изданий, услугами которых пользуются жители региона: сколько экземпляров распространяют они по подписке, а сколько через розничную торговлю, чем они привлекают внимание читателей, каковы у них недостатки и проблемы.

Дополнительным источником информации могли бы быть письма читателей. Но интерес последних к переписке с редакцией заметно ослаб: во-первых, потому что, согласно ст. 42 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации», редакция не обязана отвечать на письма граждан и пересылать эти письма организациям и должностным лицам для принятия мер, во-вторых, потому что посылать письмо, а пишут, в основном, люди пожилые, пенсионеры, стоит нынче дорого.

Что же касается анализа производственно-сбытовой деятельности издания, то здесь необходимы исследования рынка ресурсов: в чем источники денежных ресурсов редакции, где найти журналистские кадры (на факультете журналистики или в других газетах), как пригласить на работу технических специалистов - машинисток, программистов, корректоров, рекламных агентов и т.д.; с каким издательством заключить договор на выпуск газеты; какой техникой оснастить редакцию; где достать бумагу, какой сортности и по какой цене; в каком информационном агентстве покупать информацию и фотоснимки; кому доверить распространение издания и т.д.

б) Сегментирование

Для кого делается газета (товар)? На кого должно быть рассчитано издание? Ответом на эти вопросы и станет найденный редакцией сегмент, или рыночная ниша, где газету продавать значительно легче. При этом учитываются такие аспекты, как географический (региональный), психографический (образ жизни, тип личности, статус покупателя); поведенческий (повод для покупки, отношение к товару, готовность к его восприятию, осведомленность, заинтересованность); демографический (пол, размер и стаж семьи, доход, занятия, образование, религия, национальность и т.д.).

Раньше читающая публика, хотя и имела разные тематические интересы (профессиональные, возрастные, связанные с увлечениями и т.д.) была объединена вокруг более или менее унифицированных газет. И если прежде читатели «Правды» или «Известий» мало чем отличались друг от друга, то теперь это во многом разные аудитории, и сейчас трудно представить себе читателя «Известий», который перешел бы на чтение «Правды», и наоборот. Но наряду с существенной ломкой взглядов, размежеванием идеологических позиций расширился диапазон ориентации, точек зрения на проблемы текущей политической и экономической жизни России. Это вызывает потребность в расширении информационного рынка.

И в ближайшее время будет происходить взаимный поиск: читатель методом проб будет искать «свою» газету, максимально отвечающую его запросам, газеты же будут стремиться иметь стабильную, пусть не многомиллионную, но хорошо освоенную и изученную аудиторию. Политическое «лицо» газеты в современных условиях во многом определяется отношением к рыночным структурам и их представителям: предпринимателям, банкирам, биржевикам, собственникам, фермерам, кооператорам и т.д. Этот читательский сегмент вызвал к жизни деловую прессу, позволил прочно стать на ноги таким изданиям, как «Коммерсант» и «Деловой мир».

Часть населения, испытывающая ностальгию по недавнему прошлому и коммунистическим ценностям, образует свой сегмент, на который ориентируются «Правда», «Советская Россия» или «Молния» - орган Российской коммунистической рабочей партии. А, скажем, у «Независимой газеты» иная рыночная ниша - издание рассчитано на интеллектуальную элиту и управленцев высокого ранга.

Углубление демократизации в стране, развитие рыночных структур ведут к появлению новых сегментов, требующих информационного обеспечения. Среди них, в частности, рынок сельских читателей, который пока не всегда замечают журналисты-издатели: создавая в городе - районном центре газету, они ограничивают круг ее распространения городской чертой.

Практика дает нам примеры удачной сегментации рынка: процветание газет «Совершенно секретно», «Аномалия», «Спид-Инфо», выдерживающих инфляционные катаклизмы, поскольку интерес к этим изданиям со стороны определенных читательских групп не пропадает. Время доказывает стойкость читательских интересов: одним нравится деловая пресса, другим - развлекательная, третьи ищут спортивные новости. Учитывая подобные особенности, некоторые редакции, чтобы привлечь часть потенциальной аудитории, стали выпускать приложения, адресованные конкретным читательским сегментам.

в) Позиционирование , связанное с сегментированием, - это определение характерных черт товара, отличающих его от аналогичных изделий-конкурентов укреплением позиции товара в конкретном сегменте. В 1993 г. в рыночную нишу, где господствовали газеты «Коммерсантъ-Дейли» и «Деловой мир», неожиданно вторглись «Финансовые известия». Их учредителями были редакции «Известий» и ведущей бизнес-газеты мира «Файнэншл таймс». «Финансовые известия» выдержали конкуренцию и скоро превратились в респектабельное издание тиражом 270 тыс. экз. Редакционная команда, средний возраст которой 30 лет, благодаря надежности публикуемой информации и компетентности комментариев, сумела завоевать доверие читателей. Практически в каждом номере «Финансовых известий» обозрения, посвященные ведущим отраслям экономики, дается анализ статистической информации. Особое место занимает оперативный материал о состоянии дел на мировых сырьевых, товарных, фондовых и валютных рынках, предоставляемый редакцией «Файнэншл таймс», сведения о деятельности ведущих мировых фирм и компаний, полученные из первоисточников.

В то же время в сравнительно больших читательских сегментах мирно уживаются газеты-соперницы, если имеют небольшие тиражи. Так, в Санкт-Петербурге в 1996 г. выходили 7 изданий медицинского профиля: «Будьте здоровы!», «Здоровье без тайны», «Медицина Петербурга», «Панацея», «Человек и здоровье», « В аптеках города», «Здравницы Петербурга-2».

г) Инновация

Первый номер газеты «Коммерсантъ» вышел 8 января 1990 г. Редакция помещалась тогда в крохотной комнатке. Через три года был создан издательский дом «Коммерсантъ». Все четыре этажа редакции начинены компьютерами и современными технологиями. За стеклянными дверями трудятся менеджеры: заведующие отделами, выпускающие редакторы номеров, в огромных выгородках (корреспондентских залах) работают репортеры, рерайтеры, верстальщики. А в шести зданиях комплекса разместились 10 служб, которые поддерживают газету технически и информационно.

Многие редакции также перешли на компьютерные верстку и набор своих изданий; стали выпускать электронную версию газет: рекламные объявления или важные статьи записывают на дискеты, которые затем продают желающим, что служит дополнительным источником дохода редакций.

Важна инновация не только технологическая, но и организационная, содержательная, оформительская. Издательский дом «Калейдоскоп» все газеты выпускает только в цветном варианте, аргументированнее стали публикации «Невского времени». Идет поиск новых форм организационной работы: в «Вечернем Петербурге» упразднили отделы и ввели должности редакторов газетных полос, а петербургскую «Смену» делают пять творческих групп - каждая занята номером определенного дня недели. Организационная инновация может идти и иначе.

Создание в крупных редакциях отделов маркетинга - это тоже пример инновации. Планируя связанные с газетным рынком мероприятия, редакционные маркетологи не забывают и о коммуникационной политике в газетном маркетинге - о рекламе самой газеты. Они стремятся сделать рекламное обращение к читателю доходчивым, убедительным.

Мы рассмотрели вопросы маркетинга периодической печати. Но подобные проблемы присущи и электронной прессе. Исследования реальной аудитории ведутся здесь даже активнее, чем в газетах. Рейтинги телепередач регулярно публикуются в различных изданиях. На крупных телецентрах организованы солидные социологические службы.

Журналистика в сфере радио имеет два направления: информационное и музыкальное. Придерживаясь первого, «Эхо Москвы» стало самой политизированной станцией: не случайно она была немедленно закрыта и даже арестована в первый день известного путча - 19 августа 1991 г. Сугубо информационными являются и некоторые специализированные станции, например, московское «Авторадио». Ее программа: дать максимально оперативно всю необходимую для человека за рулем информацию - состояние улиц, введение ограничений, преступность, аварийность на дорогах, экологические проблемы города и области, работа службы сервиса, оказание помощи, юридические вопросы. Вся программа идет в прямом эфире, пронизана музыкой и самыми разнообразными новостями.

Для большинства же радиостанций главным является трансляция музыки, радиоклипов: от ритма, его оглушающей жесткости, аудитория в конце концов устает. Перенасыщение ритмом может привести к перемене потребности. Тот же эффект несет и обилие однотипной информации, особенно если ее передают бездумно, радостным тоном сообщая даже о гибели людей, катастрофах, взрывах на предприятиях.

Избежать снижения интереса радиослушателей можно, если содержательную сторону деятельности новых радиостанций обогатить проблемным, художественным вещанием, организовать обмен мнениями, проводить радиодискуссии. Когда крупнейшая радиокомпания «Радио-1» в сентябре 1995 г. открыла фестиваль радиотеатра, названный «рампа у микрофона», рейтинг станции быстро пошел вверх. Радиослушателей привлекли музыкальные и драматические театральные спектакли, радиооперы, которые «Радио-1» начало транслировать 6-7 раз в неделю. Творческий поиск ведет и «Эхо Москвы»: одной из первых она начала транслировать сериалы, делая их вместе с Би-Би-Си по договору о совместной деятельности.

С финансовой точки зрения в современной российской журналистике наблюдаются следующие модели функционирования СМИ:

    а) по вложенному уставному капиталу: государственные, зависимые от частного капитала, независимые, совместные (редакция - фирма или властная структура), российско-зарубежные;

    б) по организационной структуре: редакция или дирекция телерадиокомпании, товарищество с ограниченной ответственностью (ТОО), общество с ограниченной ответственностью (ООО), акционерное общество закрытого типа (АОЗТ), акционерное общество (АО), холдинг, издательский дом, концерн.

Не имея достаточных собственных средств и субсидий государства, неудовлетворенные доходами от рекламы, редакции обращаются за помощью к коммерческим структурам, часто попадая в зависимость от них. Процесс этот идет поэтапно:

    а) поиск спонсора, который становится соучредителем;

    б) превращение СМИ в акционерное общество открытого типа;

    в) скупка акций АО, приобретение контрольного пакета крупной финансово-политической труппой.

Наметившаяся тенденция к слиянию финансово-промышленных групп ведет к концентрации в частных руках большого числа крупных газет и электронных СМИ, а совершенствование информационных технологий также создает предпосылки для интеграции СМИ в единую систему. Все это может привести к установлению жесткого глобального контроля над источниками и каналами информации, а значит и над массовым сознанием.

Экономическое бремя средств массовой информации можно облегчить, если СМИ войдут в единое акционерное общество с монополистами, диктующими высокие цены на бумагу, полиграфические услуги, распространение газеты, а для электронных СМИ - на распространение сигнала.

Тактика рыночного поведения газеты, тиражная и ценовая политика редакции определяется с помощью эффективного инструмента - маркетинга.

Рынок - это не только совокупность существующих и потенци­альных покупателей товара или услуги, в более широком плане он опре­деляется как совокупность социально-экономических отношений в сфе­ре обмена, посредством которых осуществляется реализация товаров. Рынок может существовать только в том случае, когда он одновременно включает следующие рынки: а) рынок средств производства; б) рынок потребительских товаров; в) рынок интеллектуальных продуктов (откры­тия, изобретения, передовые идеи...); г) финансовый рынок; д) рынок рабочей силы [ 1 ].

Понятие «рынок» подчас используется метафорически - говорят о «рынке идей», «политическом рынке», а иногда и о рынке как синониме механизма самоорганизации общества .

На этапе перехода к рынку идеологические проблемы в журналисти­ке уступили место экономическим. Рентабельность, балансовая и чистая прибыль, маркетинг, менеджмент - эти и другие понятия ворвались в мир редакций газет, телерадиокомпаний. А в учебных планах факультетов и отделений журналистики университетов страны появилась дисциплина «эко­номика журналистики». Однако пока еще не дано определения этому по­нятию. Известно, что экономика вообще (от греческого oikonomia - уп­равление домашним хозяйством), - с одной стороны, хозяйство страны, включающее соответствующие отрасли и виды производства и обмена, с другой - исторически определенная совокупность производственных от­ношений, экономический базис общества. Согласно политэкономическому словарю, экономика - «важнейшая область общественных отношений по поводу производства, распределения, обмена и потребления результатов человеческой деятельности, а также эффективного использования имею­щихся ресурсов» . Примерно такую же трактовку дают и современные зарубежные экономисты: экономика - это наука, которая изучает пове­дение человека с точки зрения отношения между его целями и ограничен­ными средствами, допускающими альтернативное использование (Р. Ко-уз); это исследование поведения людей в процессе производства, распреде­ления и потребления материальных благ и услуг в мире ограниченных песурсов (Кемпбелл Р., Макконел, Стенли Л. Брю). Экономическая система - это система взаимосвязанных принципов, форм, методов, организационно-правовых институтов ведения хозяйства. Государственная экономика - экономическая система, в основе которой лежит административно-командный механизм координации экономической деятельности, а рыночная экономика - это экономическая система, осно­ванная на рыночном механизме координации экономической деятельности: товарно-денежные отношения широко развиты и носят всеобщий характер; согласование производства и потребления осуществляется через механизм ценообразования; свободная динамика цен зависит от несоответствия спро­са и предложения; существуют условия для конкуренции между товаропро­изводителями, и действуют противозатратный и санирующий механизмы. Различают макроэкономику - науку об экономике как едином целом и микроэкономику - науку об отдельных рынках и экономических аспектах, когда исследуются отрасль, фирма, цены, товарные услуги.

С другой стороны, редакцию газеты или телерадиокомитет можно рассматривать как коммерческое предприятие - самостоятельный, с пра­вами юридического лица, субъект хозяйствования, действующий в услови­ях самофинансирования и стремящийся получить прибыль путем реализа­ции товара, хотя этот товар и необычный - интеллектуальный, идеологи­ческий. Следовательно, как и любое коммерческое предприятие, редакция СМИ встроена в рыночную экономическую систему. Тогда, критически оценивая различные общие дефиниции, можно придти к следующему оп­ределению; современная экономика журналистики - это совокупность общественных отношений в области производства, распределения, обме­на и потребления результатов журналистской деятельности на основе рыночного механизма хозяйствования. Последний предполагает, прежде всего, конкуренцию на информационном рынке. Цель редакции, чтобы этот рынок - совокупность существующих и потенциальных покупателей информации - позитивно принял продукт ее творческого производства, что может привести к более интенсивному обмену «товар-деньги» и увели­чению активной доли рынка за счет вербовки потенциальных читателей, телезрителей, радиослушателей.

ЧАСТЬ 1

Глава 1. Поиск информации журналистом

1.1. Информационные отношения в открытом обществе: принципы, правила, нормы

1. Открытое общество опирается на идею о том, что право человека быть полностью информированным обо всем, что происходит в стране и мире, является всеобщим и фундаментальным и любое изъятие из этого права должно быть объяснено и обусловлено законодательными актами. Право быть информированным требует свободного распространения информации и мнений. Ограничения в отношении распространения новостей и информации противоречат интересам международного понимания, означают нарушение Всеобщей декларации прав человека, Устава ЮНЕСКО и Заключительного акта совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе и несовместимы с Уставом ООН. Свободный доступ людей к средствам массовой информации и другим официальным и неофициальным источникам информации должен быть гарантирован.

2. Общественно значимая информация – это информация, которая удовлетворяет потребности граждан в знании и понимании общественных процессов. Общественно значимая информация способствует просвещению народа, стимулирует прогресс и помогает решению стоящих перед нами сложных экономических, научных и социальных проблем. Общественно значимая информация принадлежит народу, который имеет право доступа к ней за исключением оговоренных в законе ограничений. Формой проявления общественной потребности в информации является общественный интерес, для удовлетворения которого создаются специальные информационные институты.

3. Общественность имеет право доступа к общественно значимой информации. Открытый и беспрепятственный доступ к общественно значимой информации является основой справедливого управления и свободного общества. Государственные ведомства должны гарантировать открытый, своевременный и беспрепятственный доступ к общественно значимой информации. Гражданам должна быть предоставлена возможность доступа к общественно значимой информации, независимо от формы ее хранения, без специальной подготовки или опыта.

4. Органы власти обязаны принять соответствующие меры для обеспечения права на получение информации. Эти меры должны предусматривать, чтобы властные структуры в случае отказа от предоставления информации указывали причину в письменном виде в разумно короткое время, а также предоставляли право рассмотрения обоснованности и законности отказа независимым органам, в том числе юридическое рассмотрение в том или ином виде. Органы власти должны обеспечить широкое разнообразие источников доступа, как частных, так и государственных, к общественно значимой информации и не должны допускать, чтобы высокие цены на информационные услуги препятствовали доступу граждан к общественно значимой информации.

5. Органы власти должны гарантировать доступ граждан к общественно значимой информации, независимо от места их проживания и работы. Для решения этой задачи должны использоваться национальные информационные сети, программы типа депозитарных библиотек и другие способы. Государственные ведомства должны периодически пересматривать подобные программы, а также используемые технологии для того, чтобы обеспечить такое положение, при котором доступ к общественно значимой информации оставался бы недорогим и удобным для общественности.

6. Органы власти должно обеспечить полноту, сохранность, распространение, размножение и перераспределение имеющейся в их распоряжении общественно значимой информации независимо от формы ее существования. Сохраняя общественно значимую информацию, государственные ведомства гарантируют свою подотчетность обществу и возможность доступа общественности к информации об их работе. Любое ограничение распространения или любое другое действие в отношении общественно значимой информации должно быть строго определено законом.

7. Органы власти должны соблюдать конфиденциальность лиц, пользующихся или запрашивающих информацию, а также соблюдать право невмешательства в частную жизнь в отношении лиц, информация о которых имеется в правительственной документации.

8. Существование множества независимых средств массовой информации отвечает интересам любого общества. В тех случаях, когда по какой-то причине общество не может обеспечить существование большого числа независимых средств массовой информации, существующие информационные каналы должны отражать разные точки зрения.

9. Доступ журналистов к различным источникам новостей и мнений – официальным и неофициальным – не должен подвергаться никаким ограничениям. Этот доступ неотделим от доступа людей к информации. Никакой цензуры над печатью, какие бы формы произвольного контроля над информацией и общественным мнением она ни принимала, не должно быть. Право людей на доступ к новостям и информации не должно ущемляться. Во всех законах и решениях, относящихся к праву получения информации, в первую очередь необходимо учитывать общественный интерес к получению этой информации.

10. Каждое ограничение свободы самовыражения или информации должно быть предписано законом. Закон должен быть общедоступным, определенным, конкретным и ясным с тем, чтобы позволить каждому отдельному лицу предвидеть, является ли то или иное действие противоправным. Закон должен предусматривать адекватные гарантии против нарушения его требований, в том числе оперативное, полное и эффективное юридическое рассмотрение обоснованности ограничения независимым судом или органом правосудия.

11. Никто не может стать объектом преследования за разглашение информации, полученной на государственной службе, если общественная значимость этой информации перевешивает ущерб от ее раскрытия.

12. Каждый имеет право получать информацию от властных структур, в том числе информацию, относящуюся к национальной безопасности. Любые ограничения на получение такой информации не могут вводиться, если только правительство не продемонстрирует, что такое ограничение предписано законом и действительно необходимо для защиты законных интересов национальной безопасности.

13. Государство не может отказывать в доступе ко всей информации, относящейся к национальной безопасности, но должно обозначить в законе только те конкретные и узкие категории информации, которые необходимо оставлять закрытыми в законных интересах национальной безопасности.

14. Никто не может быть наказан под предлогом национальной безопасности за раскрытие информации, если это раскрытие не наносит действительного ущерба и, по всей вероятности, не может причинить ущерб законным интересам национальной безопасности; или общественная значимость этой информации перевешивает ущерб от ее раскрытия. Защита национальной безопасности не может быть использована как основание для принуждения журналиста раскрыть конфиденциальный источник информации.

15. Любое ограничение свободы самовыражения или информации, которое органы власти желают оправдать требованиями национальной безопасности, должно действительно исходить из этой цели и органы власти должны доказать, что конечным результатом явится защита законных интересов национальной безопасности.

Для доказательства, что ограничение свободы самовыражения или информации действительно необходимо для защиты законных интересов национальной безопасности, правительство должно продемонстрировать, что:

– самовыражение или информация по данному вопросу представляет серьезную угрозу законным интересам национальной безопасности;

– вводимое ограничение предусматривает наименьшие ограничительные меры защиты этих интересов;

– ограничение согласуется с демократическими принципами.

Самовыражение может караться, как угрожающее национальной безопасности, только если правительство может продемонстрировать, что:

– самовыражение имеет целью призыв к насильственным действиям;

– может привести к таким насильственным действиям;

– имеется прямая и непосредственная связь между самовыражением и возможностью таких насильственных действий.

16. Мирное осуществление права на свободу самовыражения не должно рассматриваться как угроза национальной безопасности или подвергаться ограничениям и наказанию.

Не составляет угрозу национальной безопасности самовыражение, которое:

– выступает за ненасильственное изменение политики правительства или самого правительства;

– представляет собой критику страны, государства или его символов, правительства, государственных ведомств или деятелей, а также зарубежной страны, государства или его символов, правительства, государственных ведомств или деятелей;

– представляет возражение или выступает в поддержку возражения, в силу религии, соображений совести или убеждений, против призыва на военную службу или военной службы как таковой; конкретного конфликта или угрозы применения силы для разрешения международных споров;

– направлено на передачу информации о предполагаемых нарушениях международных норм, касающихся прав человека или международного гуманитарного права.

Никто не может быть наказан за критику страны, государства или его символов, правительства, государственных ведомств или деятелей, а также зарубежной страны, государства или его символов, правительства, государственных ведомств или деятелей, если только эта критика или оскорбление не направлено на подстрекательство к насильственным действиям или же не могут повлечь такие действия.

1.2. Основные понятия и определения в сфере правового регулирования доступа к информации

Проблема выработки в информационной сфере единой терминологии является отнюдь не менее важной проблемой, чем нахождение компромиссных путей законодательного регулирования некоторых экономических и политических сторон. Учитывая, что последние год-два происходит молниеносное развитие новых и, в основном, конвергированных средств телекоммуникаций и внедрение их в жизнь, правовое же закрепление каждого коммуникационного новшества происходит, как известно, по другим временным меркам, в силу обязательства соблюдения установленного длительного законодательного процесса. Каждая услуга, предоставляемая каким-либо новым коммуникационным средством, предоставляет большую, чем это было раньше, возможность быстрого получения необходимой как устной, так и документированной информации. Однако не стоит забывать, что огромный процент населения, в том числе должностных лиц законодательных и исполнительных органов, психологически еще не готовы к существованию новых технологий.

Главный же вопрос, на который хотелось бы ответить, состоит в том, надо ли разрабатывать новую терминологию в информационном законодательстве, следуя по пути вносимых жизнью изменений политических, идеологических и технологических или не вносить изменений в уже существующие определения и понятия, а переносить их в новые законопроекты? Идеальным же направлением в сфере разработки и совершенствования информационного законодательства будет являться внесение в законопроекты иных определений новых сторон информационной сферы и заполнение пробелов в терминологии.

Так, при разработке законопроекта, направленного на регулирование доступа к информации, стоит остановиться на нескольких определениях, вокруг которых возникло достаточно много споров. Эти вопросы важны так же, как и закрепление в законопроекте механизма доступа и получения информации.

Общественный интерес

Споры среди юристов и журналистов о том, что же все-таки является общественным интересом и существует ли в законодательстве определение этому понятию, до сих пор не умолкают. В уголовном, конституционном праве, в некоторых нормах избирательного законодательства и, конечно же, в информационном законодательстве, часто даются ссылки на общественный интерес при отсутствии самого понятия общественного интереса. Вольная трактовка понятия общественного интереса позволяет в некоторых случаях манипулировать поведением многих людей. Нормами законодательства определено, что «к информации с ограниченным доступом запрещено относить документы, накапливаемые в открытых фондах и библиотек и архивов, информационных системах органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, организаций, представляющие общественный интерес или необходимые для реализации прав, свобод и обязанностей граждан». В соответствии с Законом «О средствах массовой информации» журналист обязан получать согласие на распространение в СМИ сведений о личной жизни гражданина от самого гражданина или его законных представителей за исключением случаев, когда это необходимо для защиты общественных интересов. В очередном комментарии к Конституции оговаривается, что общественный интерес представляет та информация, которая касается регулирования избирательной кампании. Гражданин, выступая в качестве избирателя, участника референдума, организатора демонстрации и манифестаций, должен иметь возможность доступа к официальным документам, регулирующим данные отношения. Во многих нормативных актах упоминается также не общественный, а законный интерес, понятие которого не определено.

Надо отметить, что общественный интерес и законный интерес – синонимичные понятия, поскольку возможность раскрытия информации, представляющей общественный интерес, закреплена рядом норм законодательства.

Документ

Определение документа как «материального объекта с зафиксированной на нем информацией в виде текста, звукозаписи или изображения, предназначенного для передачи во времени и пространстве в целях хранения и общественного использования», существует в Федеральном законе от 29.12.94 № 77 «Об обязательном экземпляре документа» (статья 1).

В уголовном праве распространено понятие документа как «надлежащим образом оформленный материальный носитель каких-либо сведений, предназначенный для удостоверения юридически значимых факта или события (информация, отраженная на бумаге, фото, кино-, аудио– или видеопленке, пластмассе, существующая в виде компьютерной записи или в иной воспринимаемой человеком материальной форме)».

Официальный документ

В том же Федеральном законе «Об обязательном экземпляре документов» официальный документ определен как «произведение печати, публикуемое от имени органов законодательной, исполнительной и судебной власти, носящее законодательный, нормативный, директивный или информационный характер».

Должностное лицо

Вокруг определения должностного лица также возникало немало споров. Однако, если обратиться к Уголовному кодексу РФ, то на вопрос: кто же является должностным лицом, можно получить ответ. Под должностным лицом понимается лицо, выполняющее организационно-распорядительные и административные функции только в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях и занимающее должности, установленные конституциями или уставами субъектов РФ (статья 285, гл.30). Указом Президента РФ от 11.01.95 года «О реестре государственных должностей федеральных государственных служащих» четко определены группы всех должностных лиц в РФ.

1.3. О доступе к информации, находящейся в распоряжении государственных ведомств

Комитет министров, исходя из положений статьи 15.b Устава Совета Европы,

Принимая во внимание, что задача Совета Европы состоит в достижении большего единства государств-членов,

Принимая во внимание важное значение получения общественностью в демократическом обществе достаточной информации по общественно-значимым вопросам,

Принимая во внимание, что доступ общественности к информации предполагает укрепление доверия общества к правительству,

Принимая во внимание в связи с этим, что необходимо приложить максимальные усилия к наиболее полному доступу общественности к информации, находящейся в распоряжении государственных ведомств,

Нижеследующие принципы распространяются на физические и юридические лица. В реализации этих принципов должны приниматься во внимание интересы разумного и действенного правительства. Если эти интересы потребуют корректировки или исключения одного или более принципов, будь то в частном случае, либо в определенных областях государственного управления, максимальные усилия должны тем не менее прилагаться к достижению наиболее возможной степени доступа к информации.

I. Каждый человек, находящийся под юрисдикцией государства-члена имеет право получения по запросу информации, находящейся в распоряжении государственных ведомств, за исключением законодательных органов и органов судебной власти.

II. Для обеспечения доступа к информации следует принять соответствующие эффективные меры.

III. В доступе к информации не может быть отказано под предлогом, что обратившийся за информацией не имеет специальных интересов в данной области.

I V. Доступ к информации обеспечивается на основе равных прав.

V. Упомянутые принципы подлежат ограничению только в случаях, необходимых в демократическом обществе для защиты легитимных интересов общества (как, например, национальная безопасность, общественная безопасность, общественный порядок, экономическое благосостояние страны, предотвращение преступлений и предотвращение разглашения информации, полученной конфиденциально), а также для защиты частной жизни и других легитимных частных интересов, но при этом с учетом особого интереса каждого человека к информации в распоряжении государственных ведомств, которая касается его лично.

VI. Каждое обращение за информацией должно рассматриваться в разумные сроки.

VII. Государственное ведомство, отказывающее в предоставлении информации, должно объяснить причину отказа в соответствии с законом или практикой.

VIII. Каждый отказ в предоставлении информации может быть обжалован.

При принятии Рекомендации № R (81) 19 в соответствии со ст. 10.2 регламента сессий заместителей министров представители Италии и Люксембурга зарезервировали за собой право предоставить своим правительствам решение, придерживаться ли этой рекомендации.

1.4. Извлечения из нормативных актов о доступе к информации

Конституция РФ

Статья 29

4. Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется Федеральным законом.

5. Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается.

Закон РФ «О средствах массовой информации»

Статья 1. Свобода массовой информации

В Российской Федерации поиск, получение, производство и распространение массовой информации,

не подлежат ограничениям, за исключением предусмотренных законодательством Российской Федерации о средствах массовой информации.

Статья 38. Право на получение информации

Граждане имеют право на оперативное получение через средства массовой информации достоверных сведений о деятельности государственных органов и организаций, общественных объединений, их должностных лиц.

Государственные органы и организации, общественные объединения, их должностные лица предоставляют сведения о своей деятельности средствам массовой информации по запросам редакций, а также путем проведения пресс-конференций, рассылки справочных и статистических материалов и в иных формах.

Редакция имеет право запрашивать информацию о деятельности государственных органов и организаций, общественных объединений, их должностных лиц. Запрос информации возможен как в устной, так и в письменной форме. Запрашиваемую информацию обязаны предоставлять руководители указанных органов, организаций и объединений, их заместители, работники пресс-служб либо другие уполномоченные лица в пределах их компетенции.

Статья 40. Отказ и отсрочка в предоставлении информации

Отказ в предоставлении запрашиваемой информации возможен, только если она содержит сведения, составляющие государственную, коммерческую или иную специально охраняемую законом тайну. Уведомление об отказе вручается представителю редакции в трехдневный срок со дня получения письменного запроса информации. В уведомлении должны быть указаны:

1) причины, по которым запрашиваемая информация не может быть отделена от сведений, составляющих специально охраняемую законом тайну;

2) должностное лицо, отказывающее в предоставлении информации;

3) дата принятия решения об отказе. Отсрочка в предоставлении запрашиваемой информации

допустима, если требуемые сведения не могут быть представлены в семидневный срок. Уведомление об отсрочке вручается представителю редакции в трехдневный срок со дня получения письменного запроса информации. В уведомлении должны быть указаны:

1) причины, по которым запрашиваемая информация не может быть представлена в семидневный срок;

2) дата, к которой будет представлена запрашиваемая информация;

3) должностное лицо, установившее отсрочку;

4) дата принятия решения об отсрочке.

Статья 47. Права журналиста

Журналист имеет право:

1) искать, запрашивать, получать и распространять информацию;

2) посещать государственные органы и организации, предприятия и учреждения, органы общественных объединений либо их пресс-службы;

3) быть принятым должностными лицами в связи с запросом информации;

4) получать доступ к документам и материалам, за исключением их фрагментов, содержащих сведения, составляющие государственную, коммерческую или иную специально охраняемую законом тайну;

5) копировать, публиковать, оглашать или иным способом воспроизводить документы и материалы при условии соблюдения требований части первой статьи 42 настоящего Закона;

6) производить записи, в том числе с использованием средств аудио– и видеотехники, кино– и фотосъемки, за исключением случаев, предусмотренных законом;

7) посещать специально охраняемые места стихийных бедствий, аварий и катастроф, массовых беспорядков и массовых скоплений граждан, а также местности, в которых объявлено чрезвычайное положение; присутствовать на митингах и демонстрациях;

8) проверять достоверность сообщаемой ему информации;

Журналист пользуется также иными правами, предоставленными ему законодательством Российской Федерации о средствах массовой информации.

Статья 48. Аккредитация

Редакция имеет право подать заявку в государственный орган, организацию, учреждение, орган общественного объединения на аккредитацию при них своих журналистов.

Государственные органы, организации, учреждения, органы общественных объединений аккредитуют заявленных журналистов при условии соблюдения редакциями правил аккредитации, установленных этими органами, организациями, учреждениями.

Аккредитовавшие журналистов органы, организации, учреждения обязаны предварительно извещать их о заседаниях, совещаниях и других мероприятиях, обеспечивать стенограммами, протоколами и иными документами, создавать благоприятные условия для производства записи.

Аккредитованный журналист имеет право присутствовать на заседаниях, совещаниях и других мероприятиях, проводимых аккредитовавшими его органами, организациями, учреждениями, за исключением случаев, когда приняты решения о проведении закрытого мероприятия.

Журналист может быть лишен аккредитации, если им или редакцией нарушены установленные правила аккредитации либо распространены не соответствующие действительности сведения, порочащие честь и достоинство организации, аккредитовавшей журналиста, что подтверждено вступившим в законную силу решением суда.

Аккредитация собственных корреспондентов редакций средств массовой информации осуществляется в соответствии с требованиями настоящей статьи.

Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации»

Статья 4. Основы правового режима информационных ресурсов

1. Информационные ресурсы являются объектами отношений физических, юридических лиц, государства, составляют информационные ресурсы России и защищаются законом наряду с другими ресурсами.

Статья 6. Информационные ресурсы как элемент состава имущества и объект права собственности

1. Информационные ресурсы могут быть и негосударственными и как элемент состава имущества находятся в собственности граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и общественных объединений. Отношения по поводу права собственности на информационные ресурсы регулируются гражданским законодательством Российской Федерации.

2. Физические и юридические лица являются собственниками тех документов, массивов документов, которые созданы за счет их средств, приобретены ими на законных основаниях, получены в порядке дарения или наследования.

3. Российская Федерация и субъекты Российской Федерации являются собственниками информационных ресурсов, создаваемых, приобретаемых, накапливаемых за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, а также полученных путем иных установленных законом способов.

Государство имеет право выкупа документированной информации у физических и юридических лиц в случае отнесения этой информации к государственной тайне.

Собственник информационных ресурсов, содержащих сведения, отнесенные к государственной тайне, вправе распоряжаться этой собственностью только с разрешения соответствующих органов государственной власти.

4. Субъекты, представляющие в обязательном порядке документированную информацию в органы государственной власти и организации, не утрачивают своих прав на эти документы и на использование информации, содержащейся в них. Документированная информация, представляемая в обязательном порядке в органы государственной власти и организации юридическими лицами независимо от их организационно-правовой формы и форм собственности, а также гражданами на основании статьи 8 настоящего Федерального закона, формирует информационные ресурсы, находящиеся в совместном владении государства и субъектов, представляющих эту информацию.

5. Информационные ресурсы, являющиеся собственностью организаций, включаются в состав их имущества в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

Информационные ресурсы, являющиеся собственностью государства, находятся в ведении органов государственной власти и организаций в соответствии с их компетенцией, подлежат учету и защите в составе государственного имущества.

6. Информационные ресурсы могут быть товаром, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

7. Собственник информационных ресурсов пользуется всеми правами, предусмотренными законодательством Российской Федерации, в том числе он имеет право:

назначить лицо, осуществляющее хозяйственное ведение информационными ресурсами или оперативное управление ими;

устанавливать в пределах своей компетенции режим и правила обработки, защиты информационных ресурсов и доступа к ним;

определять условия распоряжения документами при их копировании и распространении.

1. Государственные информационные ресурсы Российской Федерации являются открытыми и общедоступными. Исключение составляет документированная информация, отнесенная законом к категории ограниченного доступа.

законодательные и другие нормативные акты, устанавливающие правовой статус органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений, а также права, свободы и обязанности граждан, порядок их реализации;

документы, содержащие информацию о чрезвычайных ситуациях, экологическую, метеорологическую, демографическую, санитарно-эпидемиологическую и другую информацию, необходимую для обеспечения безопасного функционирования населенных пунктов, производственных объектов, безопасности граждан и населения в целом;

документы, содержащие информацию о деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, об использовании бюджетных средств и других государственных и местных ресурсов, о состоянии экономики и потребностях населения, за исключением отнесенных к государственной тайне;

документы, накапливаемые в открытых фондах библиотек и архивов, информационных системах органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, организаций, представляющие общественный интерес или необходимые для реализации прав, свобод и обязанностей граждан.

Статья 12. Реализация права на доступ к информации из информационных ресурсов

1. Пользователи – граждане, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации и общественные объединения – обладают равными правами на доступ к государственным информационным ресурсам и не обязаны обосновывать перед владельцами этих ресурсов необходимость получения запрашиваемой ими информации. Исключение составляет информация с ограниченным доступом.

Доступ физических и юридических лиц к государственным информационным ресурсам является основой осуществления общественного контроля за деятельностью органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных, политических и иных организаций, а также за состоянием экономики, экологии и других сфер общественной жизни.

2. Владельцы информационных ресурсов обеспечивают пользователей (потребителей) информацией из информационных ресурсов на основе законодательства, уставов указанных органов и организаций, положений о них, а также договоров на услуги по информационному обеспечению.

Информация, полученная на законных основаниях из государственных информационных ресурсов гражданами и организациями, может быть использована ими для создания производной информации в целях ее коммерческого распространения с обязательной ссылкой на источник информации.

3. Порядок получения пользователем информации (указание места, времени, ответственных должностных лиц, необходимых процедур) определяет собственник или владелец информационных ресурсов с соблюдением требований, установленных настоящим Федеральным законом.

Перечни информации и услуг по информационному обеспечению, сведения о порядке и условиях доступа к информационным ресурсам владельцы информационных ресурсов и информационных систем предоставляют пользователям бесплатно.

4. Органы государственной власти и организации, ответственные за формирование и использование информационных ресурсов, обеспечивают условия для оперативного и полного предоставления пользователю документированной информации в соответствии с обязанностями, установленными уставами (положениями) этих органов и организаций.

Оружие против бедности

Многие журналисты ссылаются на то, что экономика, мол, интересна только узкому кругу людей. Но так говорят, чаще всего, чтобы скрыть неумение и нежелание писать на экономические темы. Да, писать об экономике, образовывать и просвещать население гораздо сложнее, чем спекулировать на политических скандалах. Мгновенной и громкой журналистской славы на экономике в Кыргызстане пока не заработаешь. Это трудно: нужно самим понимать происходящее, понимать так, чтобы быть способным объяснить это своим читателям и зрителям. Нужно читать учебники и справочники, специализированные журналы, вести многочасовые беседы с экспертами, чтобы «выловить» в их профессиональном сленге зерно, нужное и полезное читателю и зрителю.

Журналист, безусловно, выполняет миссию и, безусловно, являет собой некий ресурс воздействия на общество, именуемый четвертой властью. Но какой характер носит этот ресурс? Какого рода посыл его усилий? Каковы суммарный результат и конечная цель – разрушительные или же созидательные? Если оставаться только в политическом поле и продолжать игнорировать экономику, то посыл будет разрушительным. Пресса будет не помогать стране богатеть и развиваться, а отвлекать население на политические дрязги, будоражить инстинкты толпы и настраивать общество в целом на самобичевание и самоедство. Если же посыл созидательный, то нужно садиться за рабочие столы с желанием научиться самому и научить свою аудиторию понимать, любить экономику и пользоваться всеми возможностями, которые она предоставляет.

Экономическая журналистика должна перестать быть неким элитарным собранием кучки экспертов, которые пишут весьма сложные и длинные статьи для столь же малой кучки продвинутых читателей. То, что пишется на экономические темы в популярных изданиях, должно выглядеть совершенно иначе. Одной перепечатки кусков пресс-релизов ведомств и корпораций не хватит для выполнения образовательной и аналитической функции прессы. Нужны настоящий анализ и прогноз, но представленный в популярной, доходчивой форме.

Как такового научного определения экономической журналистики нет. Однако есть предложения, высказанные во время работы над данным учебным пособием. Обобщая эти предложения, можно сформулировать первое определение экономической журналистики в Кыргызстане.
Итак, экономическая журналистика – это поиск, анализ и изложение информации об экономике, что позволяет любому человеку принять верное решение для защиты своих материальных интресов . Иными словами, экономическая журналистика - это оружие против бедности .

Здесь вы найдете работы по экономической журналистике, либо разработанные мной лично, либо при моем непосредственном участии, либо по моей инициативе:

Освещение экономических тем в средствах массовой информации. Пособие для студентов вузов. Одобрено МОНиК Кыргызской Республики. Б.: Принтхаус, 2008.

Данное учебное пособие – самый первый шаг, первая в истории Кыргызской Республики попытка создать инструмент обучения будущих журналистов экономике. Это коллективный труд известных в республике экономистов и преподавателей журналистики, которые задались целью изложить важные экономические знания простым, доступным языком в ракурсе интересов средств массовой информации.

Пособие состоит из двенадцати тем, актуальных для экономического развития Кыргызстана. При этом каждая тема содержит теоретические основы вопроса, исторический экскурс, анализ современных проблем и, частично, описание перспектив. В таком виде пособие позволяет студенту факультета журналистики и молодому журналисту быстро сориентироваться в сущности и проблемах темы и не допустить при подготовке материала смысловых и фактологических ошибок.

Учебное пособие «Освещение экономических тем в средствах массовой информации (экономическая журналистика)» рассчитано на студентов старших курсов факультетов журналистики, которые уже владеют минимальным набором профессиональных навыков и знаний. Само пособие позволяет студентам определить наличие или отсутствие интереса к освещению вопросов экономического развития и способствует их дальнейшей специализации и выбору будущего места работы. Это особенно актуально в связи с увеличением в Кыргызстане спроса на издания, имеющие экономическую тематическую направленность.

Главная цель пособия – помочь будущим журналистам понять, что экономика – это ежедневная жизнь каждого кыргызстанца, а не нечто абстрактное, сложное, а потому массовому читателю неинтересное. Пособие поможет будущему журналисту полюбить экономику как материальное выражение взаимоотношений людей и помочь своему читателю (зрителю) найти свое место и улучшить качество своей жизни.

Корпоративное управление: фокус интересов СМИ. Пособие для будущих и действующих журналистов. Б.: Ега-Басма, 2009.

Пособие возникло как естественное продолжение курса лекций, который был прочитан крупнейшими кыргызстанскими экспертами и практиками в ходе реализации проекта Пресс-клуба Кыргызской фондовой биржи «Развитие корпоративного управления через образование и диалог», профинансированного Центром поддержки частного предпринимательства (CIPE).

Лекторы коснулись различных тем развития корпоративного управления, начиная от его воплощения в формах государственного устройства (корпоративное управление как школа демократии), заканчивая применением принципов корпоративного управления в банках.

Каждая тема пособия снабжена минимально необходимым журналисту глоссарием, некоторые содержат примеры статей и комментарии к ним.

Пособие не претендует на исчерпывающее освещение всех аспектов корпоративного управления, однако охватывает важнейшие из них.

Внимательное изучение пособия позволит действующему и будущему журналисту понять и принять принципы корпоративного управления, видеть успешные и неудачные примеры их применения в ежедневной жизни, а также направлять своего клиента – читателя, зрителя на пути применения своих прав и возможностей в мире корпорации как одной из величайших идей цивилизации.

Региональная экономическая журналистика. Пособие для будущих и действующих журналистов (в работе).

Пособие предназначено журналистам, работающим над экономическими темами в региональных СМИ. Пособие охватывает важнейшие аспекты местного экономического развития: управление местным бюджетом и муниципальной собственностью; стратегическое планирование местного экономического развития; основы законодательства КР о доступе к информации и соответствующие инструменты для работы журналиста в этом направлении; примеры статей и сих детальным разбором; типичные ошибки и многое другое, включая глоссарий.
Пособие состоит из двух частей: непосредственно учебника и практикума. Соответственно, вам придется скачивать два файла.

Корпоративные войны и поглощения. О вреде и пользе скандала (финансовые пирамиды). Программа, презентации и задание обучающего семинара для журналистов.

В программе семинара следующие темы: Ментальный разрыв, или Новая миссия кыргызстанских журналистов. Особенности фондового рынка в Кыргызстане. Далеко от КУ до УК? Корпоративные войны и поглощения. Передел собственности и рейдерские захваты. О вреде и пользе скандала. Будущее рынка: к чему следует готовиться прессе? Источники информации. Работа в группах «Ловим блох в тексте» (анализ экономической статьи). Типичные ошибки журналистов

Подготовка специального репортажа на экономические темы. Презентации и задание обучающего семинара для журналистов

В программе семинара следующие темы: Специальный репортаж на экономические темы. Аналитическая функция СМИ. Практическое занятие (работа в группах).

Авторы издания «История мировой журналистики» называют эту тенденцию «коммерциализацией журналистики», под которой понимаются структурные и содержательные перемены в медийной сфере, порожденные воздействием факторов информационного рынка. В журналистике, ориентированной на коммерческий успех, распространено представление, что журналист и пресса обслуживают определенный рынок, в то время как представители других социокультурных моделей журналистики декларируют свою обращенность к гражданину, общественному мнению, либо личности читателя.

О коммерциализации в журналистике также стали говорить на рубеже XIX-XX веков, и это было связано не только с притоком инвестиций, но и с повышением социального статуса и роли прессы. Именно тогда О.Уайлд сказал: «Нами управляют журналисты». Как только пресса стала выгодным инструментом для ведения бизнеса, на нее экстраполировались все его основные черты. В частности, с целью получения прибылей создавалась массовая пресса Херстом, Пулицером, Хармсуортами и другими, для которой денежные выгоды были важнее объективности и реальных интересов читателя.

Главным механизмом получения прибыли была реклама. Если в 1880-е годы доходы издателей газет наполовину состояли из средств, полученных от продажи тиража, и наполовину – от платы за публикацию коммерческих объявлений, то к 1910 году рекламные доходы составляли уже 65 процентов от общего объема поступлений. Реклама была тем дороже, чем больше был тираж издания. Ориентация на рейтинг вызвала к жизни сенсационность, скандальность, фальсификацию непроверенных сведений, заказные материалы, размещение рекламных материалов под видом редакционных, несоответствие заголовка содержанию, коррупцию и другие пороки.

В 1970-е годы опора на официальную и корпоративную информацию вызвала к жизни такое явление, как «Паблик рилейшнз». Создание новой индустрии имело целью воспользоваться возможностями, которые предоставила журналистика. Обработанные пресс-релизы, «упакованная» информация, заказные экспертные заключения позволили ПР-специалистам формировать новости, выгодные их клиентам, которые могли теперь избегать риска, особенно связанного с живым общением. ПР стал одним из важных препятствий к получению объективной информации. Широкие права, полученные гражданами в XX веке, сделали «риски демократии» слишком большими. Потребовались скрытые механизмы обработки информационного потока. ПР явился одним из ключевых механизмов такого рода. Владельцы прессы могли только поддерживать появление новой индустрии, которая позволяла бесплатно наполнять газеты информацией. В начале XXI века ПР-материалы составляют по разным оценкам от 40 до 70 % новостей американских газет.



В 80-е годы эра «профессиональной автономии» журналистов в западных странах, особенно в США, подошла к концу. Главными причинами этого были постоянное ослабление антимонопольных законодательств и развитие технологий, которые позволили значительно усилить коммерческую составляющую СМИ. В конце XX века инвестиции в телевизионную индустрию стали сопоставимыми с вложениями в наиболее капиталоемкие отрасли промышленности – нефтяную, машиностроительную, сталелитейную и другие. Появляется понятие медиа-индустрии, на которую распространяются свойственные бизнесу схемы управления и маркетинга, традиции и схемы производства. Формируются привычные подходы, появляется понятийный аппарат. Как отметил профессор Калифорнийского университета Мануэль Кастельс, «медиа-бизнес стал глобальным, обладающим капиталом, талантами, технологией и корпоративной собственностью, опутывающей весь мир за пределами национальных государств». Медиапотребление в США к концу XX века достигло в среднем 11 часов в день. Медиасистема становится не просто механизмом информационного диктата капиталистического консенсуса, но и неотъемлемой частью экономики.



Технологические революции только обострили противоречия, связанные с приходом бизнеса в журналистику. Внедрение технологий происходило на принципах экономии на качестве, что вело к увольнениям, закрытию корреспондентских пунктов, использованию большого количества ПР-материалов, тривиальных недорогих сюжетов, ориентацию на прямое обслуживание нужд владельцев и рекламодателей. Фактически разделение редакционной и коммерческой составляющих сошло на нет. Журналистика окончательно превращается в компонент сферы услуг с соответствующими «профессиональными» стандартами.

Существует мнение о том, что бизнес в журналистике является рычагом создания конкурентной среды, плюрализма мнений и контроля за властью. Схема вроде бы проста – работай быстро и эффективно, получай прибыль и радуй зрителей и читателей. Однако не стоит преувеличивать роль бизнеса в создании плюрализма мнений и его независимость от государства. В западных государствах бизнес неразрывно связан с государством (вспомним акции на 6 миллионов долларов в «Тайм-Уорнер», которыми владеет К.Пауэлл, председательство в ФКС его сына Майкла или премьерство итальянского телемагната Берлускони), создавая тем самым олигархическую цепь круговой поруки, где государство и бизнес находятся в одной упряжке. Многие современные американские медиа-корпорации тесно связаны с ВПК США, и их не надо слишком громко призывать отстаивать его интересы. Контролю над властными структурами и созданию конкурентной среды бизнес предпочитает уход от острых проблем, монополизацию и слияние с властью.

Но в основном, крупный бизнес и власть составляют одну упряжку. Бизнес, не связанный с государственными структурами, – это небольшой, маловлиятельный капитал, который предпочитает не ссориться с властью, чтобы избежать проблем. Это приводит к тому, что масс-медиа, принадлежащие капиталу, все реже размещают острые материалы, предпочитая им выхолощенные сюжеты и облегченную информацию.

В условиях, когда редакторы и журналисты охвачены «рейтинговым помешательством», требования рынка приобретают силу закона. Стремление постоянно добиваться высокого рейтинга выливается в своего рода теневую цензуру - негласную, но эффективную ограничительную систему, заставляющую журналистов отказываться от освещения «неудобных» проблем лишь по той причине, что такого рода публикации не способны привлечь широкую аудиторию. Ожидания большей части аудитории, формируемые коммерческими СМИ, не простираются дальше легковесных публикаций, ориентированных на «среднего» потребителя информации с поверхностными вкусами. Американский исследователь Л. Беннетт выявил, что в 1990-е гг. количество криминальных новостей в СМИ США увеличилось в 7 раз, хотя за этот период преступность в стране существенно сократилась. С американского телевидения исчезают публицистика и документалистика, с другой стороны, оно исправно пополняет конвейер развлекательных программ и обращается к таким беспроигрышным темам, как спорт или криминал. Культивируется инертность аудитории, поощряется переход к «здоровым» инстинктам от реальных жизненных проблем. Статистика, отражающая специализацию газетных журналистов в США в 1990-е гг., свидетельствует о том, что 19% от общего числа газетчиков специализировались на освещении спортивной тематики, 13% - политических проблем, 8% - криминальных происшествий, 7% - деловой жизни и лишь 4% - на освещении социальных вопросов, 4% - проблем образования. Такая подстройка существенно подрывает развивающий, просветительский потенциал массовых коммуникаций, удерживая аудиторию в наезженной колее стандартных идей, мифов, подавляя ее творческие возможности, духовную самостоятельность – т.е. качества, необходимые сознательным и активным гражданам демократического общества.

Организация любого СМИ нацелена на достижение высокой эффективности – как в финансово-экономическом, так и в идеологическом отношении. Если рассматривать только экономическую сторону вопроса, то необходимо отметить, что для достижения высокой рентабельности управление газетами и журналами, радио- и телестанциями строится на тех же принципах, что и менеджмент промышленных предприятий. Среди направлений дальнейшего развития - сегментация рынка новостей и раздел сфер влияния, ограничение конкуренции, достижение финансового равновесия внутри монополистических объединений СМИ, разделение труда и рационализация производства.

В настоящее время основные доходы любого печатного издания складываются из:

· средств, вырученных от распространения тиража;

· государственного финансирования и льгот;

· участия в коммерческой деятельности в различных ее формах;

· пожертвований и т.д.

Основу денежных поступлений составляют доходы от рекламы. Например, в Испании доходы СМИ от рекламы насчитывают около 80% всех доходов, в США – 75%, во Франции – около 60%. Ни одна американская газета не согласится на меньшее соотношение, чем 40% редакторского материала на 60% рекламного, хотя предпочтительнее соотношение 50/50.

В июле-августе прошлого года разразился еще один скандал, связанный с завышением некоторыми компаниями тиражей своих газет. Были замешаны четыре газеты трех компаний: "Ньюсдей" и "Ой" "Трибюн компани", "Даллас морнинг ньюс" "Белоу корпорейшн" и "Чикаго сан-таймс" - "Холлингер интернэшнл". Они завышали тиражи, отсылая сведения в Бюро по учету тиражей, с целью установления более высоких ставок за рекламу. Доверие к газетам было подорвано, ситуация вызвала раздражение рекламодателей, и они потребовали компенсации. Газетные компании были вынуждены вернуть им деньги. Это довольно солидные суммы; в частности, "Белоу корпорейшн" вернула рекламодателям 23 млн дол. за "Даллас морнинг ньюс", "Трибюн компани", по оценкам, 80-95 млн за "Ньюсдей" и "Ой". Скандал с завышением тиражей вынудил ряд газетных компаний принять меры по ужесточению их проверок, а Бюро по учету тиражей - по усилению контроля за правильностью предоставляемых ему сведений. Формула "Trust but verify" - "доверяй, но проверяй" стала в прошлом году очень актуальной в газетной печати. Скандал с завышением тиражей коснулся в первую очередь рекламодателей четырех газет, но до конца года случаев обмана больше выявлено не было, и какого-то негативного влияния на общие доходы газет от рекламы он не оказал.

Расходы на рекламу в стране выросли, и это отражение оживления в экономике страны. Экономический рост сказался, в частности, на увеличении объема классифицированной рекламы в газетах, в особенности объявлений о найме на работу и купле-продаже недвижимости. После двух трудных лет, когда наблюдалось падение доходов от рекламы, в 2001 г. - на 9% до 44,3 млрд. дол, и в 2002 г. - на 0,5% до 44,1 млрд., в 2003 г. доходы начали медленно расти и составили 44,4 млрд. (рост на 1,9%). В 2004 г. рост доходов от рекламы был более значительным и, по оценкам, должен был составить 4,1% - до 46 млрд. 793 млн дол.

Для понимания такого неотъемлемого компонента коммерческой журналистики, как реклама, простые формулы, скажем, «реклама – гарантия независимости СМИ», не могут считаться подходящими. Как пишет С.Кара-Мурза (С.Кара-Мурза. Манипуляция сознанием. М., 2000), «главным является рынок образов, даже такой товар, как автомобиль, сегодня есть, прежде всего, не средство передвижения, а образ, который представляет его владельца. Рынок образов диктует свои законы, и их продавец (телекомпания) стремится приковать внимание зрителя к своему каналу. Если это удается, он берет плату с остальных продавцов, которые рекламируют свои образы через его канал». На Западе реклама дает 3/4 дохода газет и почти 100 % доходов телевидения (в США реклама занимает около 1/4 эфирного времени). Даже европейские государственные каналы в большой степени финансируются за счет рекламы (например, для системы Франс-2/ Франс-3 установлен высокий рекламный потолок в 500 миллионов долларов, до которого они не дотягивают, а доходная часть бюджета почти наполовину заполняется поступлениями от рекламы).

В изданиях Запада рекламная деятельность строго отделена от собственно журналисткой. В большинстве стран запрещена так называемая ползучая реклама, завуалированная под редакционные сообщения или новости. Во многих странах – законом, в некоторых – обычаями и судебными прецедентами. Для того, чтобы у редакционных сотрудников не возникло желания писать так называемые заказные материалы, существуют особые административные правила, обязательно соблюдаемые всеми редакциями.

Реклама традиционно поддерживает развлекательные телепрограммы и передачи в «прайм тайм» – самое дорогое вечернее эфирное время. За 1990-е гг. объем вечерней рекламы достиг в США в среднем 15 минут 44 секунд на час вещания. Первое место среди американских эфирных компаний занимает ABC, рекламное время на которой в «прайм тайм» составляет 16 минут 27 секунд на час вещания. Выходящий на этом канале комедийный сериал «Спортивный вечер» стал передачей, наиболее насыщенной рекламой (19 минут 13 секунд в час).

Еще одной тенденцией развития мировой журналистики является сращивание информационного бизнеса с финансово-промышленным капиталом. Это явление прослеживается практически во всех странах мира, включая Россию. Опыт самой мощной в информационном плане страны – США – проанализирован и обобщен в монографии Е.Ч. Андрунас «Информационная элита: корпорации и рынок новостей» (М., 1991). Автор приходит к серьезным выводам. Для самых мощных информационных монополий практически не существует границ. Это не только компания Р.Мэрдока, но и «Тайм-Уорнер», «Ганнет», ведущие телесети. «В этой связи, - отмечает Андрунас, - вновь встает вопрос о плюрализме, но теперь уже в международном масштабе. Конечно, сам по себе он не нов, поскольку засилье американских программ на телеэкранах мира – это проблема, которая обсуждается не одно 10-летие. Но создание глобальных информационных систем придает проблеме новую остроту... Но, соглашаясь с критикой транснациональных монополий, нельзя не замечать и огромной прогрессивной роли, которую они могут и должны сыграть в формировании единой человеческой общности, преодолевая барьеры между странами, ломая стереотипы и предрассудки. Именно транснациональные структуры СМИ, наряду с экономической интеграцией, должны стать основой взаимосвязанного и взаимозависимого мира».

Экономисты, анализируя важнейшие движущие силы преобразования медиа-экономики, выделяют в связи с этим, по крайней мере, четыре макроэкономических фактора. В их число входят:

региональная интеграция национальных экономик (например, Европейский Союз);

возникновение мира, свободного от идеологий, что заставляет государства действовать более прагматично;

развитие технологий;

развитие глобальной экономики, которая стимулируется глобальной конкуренцией.