Зажигание на 16 клапанных моторов 2112. Общие сведения об автомобилях. Причины увеличения расхода топлива

Многие владельцы автомобиля ВАЗ 2110 с 16-клапанным мотором сталкивались с тем, что мотор начинал троить. Этот эффект может проявляться при разных обстоятельствах: на холодную или горячую, или в постоянном режиме. Почему троит двигатель ваз 2110 инжектор 16 клапанов, и какие причины возникновения неисправности разберем в этой статье.

Причины возникновения неисправности

Двигатель класса ВАЗ может троить из-за отсутствия одно с компонентов, который способствует сгоранию топливной смеси - горючее, воздух или искра. Если вышел со строя один из узлов, который отвечает за подачу этих элементов, то мотор может дергаться, «чихать», глохнуть или заводится, а потом останавливаться.

Конечно, многие автолюбители рекомендуют обращаться к опытным автомобильным механикам, но по большей мере каждый автомобилист пытается выяснить причину и устранить ее самостоятельно. Так, какие же могут быть причины возникновения эффекта троения:

  • Некачественное топливо.
  • Забитая система подачи горючего.
  • Воздух не попадает в нужном количестве в камеру сгорания.
  • Отсутствует искра.

Диагностика двигателя

Перед тем, как начать ковыряться в железе, стоит обратиться к программному обеспечению автомобиля и понять, может причина кроется в выходе со строя одного из датчиков силового агрегата или в так называемом сбое ПО.

Итак, для того, чтобы получить доступ к программному обеспечению автомобиля автомобилисту потребуется некоторое оборудование и материалы. Для начала стоит узнать, какой блок управления двигателем установлен на транспортном средстве. Для этого необходимо заглянуть в сервисную документацию или расшифровать номер кузова.

Вторая опция доступна не всем, а поэтому стоит идти по пути малейшего сопротивления. На 16-клапанный силовой агрегат ВАЗ 2110 могут устанавливаться следующие типы электронных блоков управления двигателем:

  • Январь 4/4.1.
  • Bosch M1/5/4 (N).
  • Январь 5.1.Х.
  • Январь 5.1.Х New
  • Bosch MP7.0H.
  • VS 5.1.
  • Bosch MM7.9.7.
  • Bosch 7.9.7+.
  • Январь 7.2.
  • Январь 7.2 New.

В зависимости от того, какой ЭБУ установлен на автомобиле стоит выбирать программное обеспечение для диагностики и ремонта программного обеспечения. Также, в процессе не обойтись без дата-кабеля USB, который называется OBD II. Ну и для выполнения непосредственной диагностики и руководства процессом - портативный компьютер или планшет.

Приступим непосредственно к процессу диагностики и устранению неисправностей. Устанавливаем на планшет соответствующую программу, которая позволит не только синхронизироваться с ЭБУ, но и даст возможность провести полноценную диагностику.

После установки программного обеспечения, подключаем кабель к планшету и блоку управления. Программа должна провести автоматическое распознавание оборудования и синхронизироваться. Затем, запускаем программу диагностики и ждем результатов.

Проанализировав полученные данные можно понять, какое состояние оборудования и существуют ли проблемы. Обычно, диагностика показывает вышедшею со строя датчики, которые необходимо заменить.

После замены стоит обнулить накопившиеся ошибки и попробовать, изменилась ли работа двигателя. Если этого не произошло и причина осталась, то стоит перейти непосредственно к поиски причин в железе.

Устранение троения

Почему троит двигатель ВАЗ 2110. Поскольку, компьютерная диагностика и замена поврежденных элементов результата не дала, то стоит проверить механику, которая послужила причиной неисправности.

Топливная система

В последнее время многие владельцы автомобилей стали жаловаться на появившееся троение, хотя транспортное средство почти новое. Возникновение такой неисправности связано в первую очередь с некачественным горючим, которое продается на АЗС.

Такой бензин негативно влияет не только на всю топливную систему, но и на состояние камеры сгорания. Так, вследствие долгой эксплуатации такой «жижи» прогорают клапаны и поршни, а маслосъемные кольца приходят в негодность.

Если обнаружилось, что было залито некачественное топливо, то рекомендуется прочистить всю систему.

Для начала стоит исследовать состояние топливного насоса, а точнее сеточного фильтра размещенного на нем. Именно забитый элемент может пропускать топливо не в достаточном количестве. Поэтому, рекомендуется заменить элемент, тем более его стоимость низкая и доступная.

Следующий элемент, который стоит проверить являются форсунки. Они могут забиваться не только вследствие использования некачественного горючего, но и изнашиваться в процессе эксплуатации. Загрязненность форсунок дает бедную смесь, которая может стать причиной троения. Чистка элементов проводится на специальном стенде, поэтому для качественной очистки рекомендуется обращаться к специалистам.

Подача воздуха

Загрязненность системы подачи воздуха может привести к тому, что мотор начинает задыхаться и появляется троение. Так, рекомендуется исследовать состояние воздушного фильтра, поскольку если он забитый - это препятствует получению двигателем необходимого количества кислорода.

Следующий узел, выход которого со строя может привести к троению становится дроссельная заслонка. Это элемент в процессе эксплуатации может засоряться или изнашиваться. Так, заклинивание детали приведет к постоянному одному потоку воздуха, которого может быть мало или много для эксплуатации моторов. Поэтому, диагностика и чистка запчасти периодически просто необходима.

Искрообразователь

В этом узле важную роль отыгрывают свечи зажигания и высоковольтные провода. Неисправность этих двоих элементов и является причиной возникновения многих проблем, таких как троение. Поэтому, для устранения поломки необходимо демонтировать элементы с транспортного средства.

Свечи зажигания сначала проверяются на наличие трещин и физически видимых повреждений и лишь затем на наличие искры. Так, черные или замасленные контакты могут сказать о состоянии мотора.

Для устранения причин необходимо прочистить контактную группу и установить элементы на место. Если отсутствует искра или имеют трещины, то стоит заменить поврежденные запасные части, предварительно проверив новые, и выставив необходимые зазоры.

Высоковольтные провода осматриваются на наличие пробоев изоляции, а также замеряется сопротивление. Обычно, на Жигулевские моторы рекомендуется устанавливать высоковольтные провода производства «Тесла», сопротивление в которых должно составляя около 5 оМ. Замер проводится при помощи обычного мультиметра.

Вывод

Возможные причины возникновения троения на шестнадцатиклапанном ВАЗ 2110 определены, а также описаны варианты решения возникнувшей проблемы. Если ничего не получилось, то стоит обратиться в автосервис, возможно, придется снимать головку блока и осматривать состояние клапанов и поршневой группы. Может двигатель просит сделать капитальный ремонт.

Переднеприводные автомобили ВАЗ десятого семейства (седан ВАЗ-2110, универсал ВАЗ-2111 и хэтчбек ВАЗ-2112) комплектовались различными движками. Среди них были карбюраторные и впрысковые, 8 и 16-клапанные.

Зажигание применялось также двух видов: от центрального распределительного модуля или с использованием самостоятельных катушек зажигания. Вниманию читателя предлагается один из этих моторов: двигатель ВАЗ 2112, начало выпуска 1997 г.

Паспортные данные

Первоначально 12-й выпускался в 2-х исполнениях: 21120 и 21124. Характеристики 16-клапанного двигателя ВАЗ 2112 этих модификаций приводятся в следующей таблице.

Из таблицы следует, что технические характеристики двух версий довольно близки, за исключением более высокого крутящего момента у 120-го мотора.

Силовой костяк

Двигатель ВАЗ 2112 создавался не с чистого листа. Его конструктивная схема с 16-клапанным газораспределительным механизмом (ГРМ) повторяет модель 2110, а блок цилиндров (БЦ) является копией «восьмерочного» (21083). В этом можно убедиться, сравнив их геометрические параметры: диаметр расточек и межосевые расстояния.

Правда, блоки не взаимозаменяемы, поскольку отличаются диаметром винтов крепления головки блока цилиндров (ГБЦ). В отличие от деталей 21083 и 2110 БЦ имеет дополнительные масляные каналы в коренных опорах для подачи масла к смазывающим форсункам. Через эти устройства осуществляется дополнительная смазка нижней части цилиндровых поверхностей, а также охлаждение днища поршней.

Теперь немного о том, чем отличаются между собой 120-й и 124-й моторы. ВАЗ 21120 содержит БЦ 2112 с высотой 194,8 мм, а 21124 - БЦ 11193. Высотный параметр последнего составляет 197,1 мм (так называемый «высокий» блок). 124-й коленвал более длинноходный по сравнению с 12-м. У мотора 2112 колено имеет размер 35,5 мм (ход 71), а у 21124 - 37,8 мм (ход 75,6). В результате рабочий объем 124-го исполнения составляет 1,6 литра, против 1,5 - у 120-го.

Различаются между собой и поршни. На тех и других имеются цековки для обеспечения выхода клапанной тарелки. Однако на 120-м двигателе их глубина является обманчивой. Она рассчитана только на штатное функционирование ГРМ, а в случае обрыва зубчатого ремня «встреча» клапанов с поршнями становится неминуемой. У 124-го привода с этим все в порядке, устранение инцидента потребует только замены ремня без разборки силового агрегата.

Замена поршней у мотора 21120 124-ми позволит избежать неприятностей, сопутствующих обрыву ремня. Правда, мощность двигателя ВАЗ 2112 окажется несколько меньшей.

Другие отличия

Движки отличаются также конструктивным исполнением «вдоха». 120-й впуск состоит из двух алюминиевых деталей: коллектора («рога») и ресивера, соединенных между собой резиновыми гофрами. Агрегат 21124 «украшает» впускная система, выполненная из пластика и состоящая из единой детали.

По-разному устроена система зажигания. ВАЗ 2112 оснащен модулем распределителя зажигания, а на 21124 для каждого цилиндра установлены индивидуальные катушки. В связи с различиями систем впуска и зажигания отличаются между собой и клапанные крышки.

1,6-литровый агрегат имеет еще некоторые отличия от собрата: регулятор давления перенесен с топливной рампы в насос, катализатор расположен непосредственно у ГБЦ, имеется 2 датчика кислорода (Евро-3) вместо одного (Евро-2) у 1,5 литрового. Раздельная конструкция кожуха ГРМ упрощает замену зубчатого ремня.

Часто спрашивают: где находится заводской номер двигателя на ВАЗ 2112? И действительно, номер, расположенный под воздушным фильтром, обнаружить довольно трудно. Находится он на заднем торце БЦ, под корпусом термостата. Чтобы найти нужные цифры, требуется освободить крепление воздушного фильтра и несколько отклонить его в сторону.

Возможные неисправности

Моторный агрегат 12-го семейства при правильном уходе работает безотказно, ведь базовая конструкция создавалась в сотрудничестве с немецкой компанией Porsche, являющейся авторитетом в области двигателестроения. Единственным «косяком» является использование ременной зубчатой передачи. Д

ело даже не в ней, а в том, что вазовцы упорно не хотят учитывать российские реалии. Применение зубчатого ремня требует качественных запчастей, о чем у нас, к сожалению, приходится только мечтать. Да и регламентированное обслуживание не все проводят, полагаясь на известный русский «авось».

Ведь сделали же в 124-м движке нормальные цековки на головках поршней, и - нет проблемы, в то время как мотор 2112, как и некоторые другие двигатели ВАЗ страдает врожденной болезнью под названием - «гнет клапана». Остальные неисправности типичны для многих ДВС, в том числе и вазовских движков:

  • Двигатель 2112 подтраивает. Неисправность следует искать в распределительном модуле, высоковольтных проводах, свечах зажигания.
  • Неустойчивая работа на холостом ходу (ХХ). В этом случае проверяют регулирующее устройство, датчики положения коленвала и дроссельной пластины. Необходимо почистить последнюю. Если поиски не дали результата, вероятней всего, отказал ДМРВ.
  • Глохнет привод на ХХ или в движении (во время переключения передач). Это может являться следствием загрязнения дроссельного механизма, его датчика (ДПДЗ) или РХХ.
  • При запуске мотор «не схватывает». Если виноват не стартер или АКБ, неисправность следует искать в системе зажигания либо питания.
  • Стучат гидрокомпенсаторы или, что гораздо опаснее, коренные либо шатунные вкладыши. К этому обычно приводит снижение давления масла в двигателе.
  • Медленно прогревается моторный агрегат. Необходимо проверить состояние охлаждающей жидкости и действие термостата.
  • Плохо тянет мотор, рабочий процесс сопровождается вибрациями. Целесообразно произвести диагностику силового агрегата.
  • Недостаточное давление масла - причин может быть несколько. Одна из них - несвоевременная замена масла в двигателе ВАЗ. При длительной эксплуатации может выйти из строя масляный насос.

Если горит индикатор - нет давления масла, движение следует прекратить до выяснения неисправности, в случае необходимости прибегнуть к услугам эвакуатора.

Ремонт и обслуживание силового агрегата

В качестве примера приводится конкретный случай проведения ремонтных работ. Ремонт двигателя ВАЗ 2112 потребовался по нескольким показаниям: приходится постоянно доливать тосол, моргает контрольный индикатор смазки, щелкают гидрокомпенсаторы. Предварительно провели замер компрессии, показавший разницу по цилиндрам до двух атмосфер.

В процессе разборки были определены причины неисправности:

  • прогар прокладки ГБЦ, в результате чего тосол уходил в один из цилиндров;
  • коррозия привалочной плоскости ГБЦ;
  • износ вкладышей коренных шеек коленвала;
  • износ направляющих выпускных клапанов;
  • спекание внутренностей катколлектора.

Описание процедур по восстановлению мотора:

  1. фрезеровка плоскости головки и привалочной плоскости блока;
  2. перепрессовка направляющих втулок выпускных клапанов;
  3. механическая обработка (без притирки) клапанных седел;

Установка новых деталей:

  • поршни размерной группы C (вместо родных B);
  • поршневые кольца;
  • вкладыши коленвала и упорные полукольца;
  • сальники и прокладки;
  • помпа охлаждения;
  • маслосъемные колпачки;
  • металлическая прокладка ГБЦ от Приоры;
  • зубчатый ремень в комплекте с натяжным роликом фирмы Power Grip;
  • гидротолкатели INA;
  • свечи NGK;
  • «паук» 4-1 из нержавейки;

Часто спрашивают: какое масло лить в ВАЗ 2112? В описываемом случае после сборки было залито моторное масло Лукойл Люкс 10W40.

Замена масла на ВАЗ 2112 требует 3,3 литра жидкости, а при сопутствующей замене фильтра - 3,4, хотя полный объем системы смазки составляет 3,6 л.

Возможности тюнинга

Любителей «прохватить» интересует вопрос: сколько лошадиных сил может дополнительно получить тюнинговый движок? Тюнинг двигателя марки 2112 выполняют по-разному:

  • замена кулачковых валов на тюнинговые (СТИ-1, СТИ-2, СТИ-3.1, Стольников 8.9) вкупе с установкой облегченной ШПГ, увеличенных дроссельных заслонок и «штанов» 4-2-1 позволит форсировать 120-й движок до 120 л. с;
  • если доработать ГБЦ и поставить широкофазные распредвалы, прибавка составит 130 - 140 л. с;
  • установка коленвала с длинным кривошипом (37,8 мм), доработка камеры сгорания в ГБЦ и применение Т-образных клапанов поднимет мощность до 150 л. с.

Фанаты «классических» жигулей устанавливают двигатель ВАЗ 2112 на заднеприводные машины: ВАЗ-2105, −2107. Чтобы агрегат мог расположиться под капотом, вырезают даже часть перегородки моторного отсека.

Поколение 12-х движков оказалось «долгоиграющим». Кроме вышеописанных марок, позднее были разработаны и другие: ВАЗ-21126, −127, −129. Их и сегодня ставят на автомобили LADA Priora, LADA Kalina, LADA Granta.

На данном автомобиле устанавливается 4-х тактный инжекторный мотор. Нередко таким же двигателем оснащается ВАЗ-2110, ВАЗ-2111 и 2112. В целом же это модификация ДВС, устанавливаемого на 2112. Модернизация заключалась в увеличении объема до 1,6 литра, в то время как предшественник мог похвастаться только 1,5 литровым мотором. Помимо этого стояла и еще одна задача – улучшить экологические показатели до европейских норм.

Конечно, двигатель ВАЗ-21124 оснащается электронным блоком управления. Обычно устанавливается система Bosch M7.9.7 или «Январь» 7.2. Соответственно, первая немецкой компании, а вторая - отечественной. Данные системы управления заточены под нормы токсичности Евро-3 и Евро-4. Для каждой свечи зажигания имеется своя катушка. В целом же такое решение было принято для того, чтобы не было необходимости использования высоковольтных проводов, да и в целом надежность системы зажигания возросла. Годы выпуска – (2004 – наши дни) Материал блока цилиндров – чугун Система питания – инжектор Тип – рядный Количество цилиндров – 4 Клапанов на цилиндр – 4 Ход поршня – 75,6мм Диаметр цилиндра – 82мм Степень сжатия – 10,3 Объем двигателя ВАЗ 21124 – 1599 см. куб. Мощность двигателя 21124 – 89 л.с. /5000 об.мин Крутящий момент – 131Нм/3700 об.мин Топливо – АИ95 Расход топлива - город 8,9л. | трасса 6,4 л. | смешанн. 7,5 л/100 км Расход масла – 50 г/1000 км Двигатель 21124 масло: 5W-30 5W-40 10W-40 15W40 Сколько масла в двигателе ВАЗ 21124: 3.5 л. При замене лить 3.2 л. Ресурс двигателя 21124: 1. По данным завода – 150 тыс. км 2. На практике – 200-250 тыс. км ТЮНИНГ Потенциал – 400+ л.с. Без потери ресурса – до 120 л.с. Двигатель устанавливался на: ВАЗ 21104 ВАЗ 21114 ВАЗ 21123 «Купе» ВАЗ 21124 ВАЗ 2114 Супер Авто (211440-24)

Неисправности и ремонт двигателя 21124

Автоваз продолжает развивать 16 клапанные моторы и в 2004 году произошла замена движка ВАЗ 2112 на 124 мотор. В нем применяется калиновский высокий блок, он выше на 2,3 мм по сравнению со старым блоком 2112, увеличился ход поршня с 71 мм до 75,6 мм, за счет этого объем стал равняться 1,6 л. На этом же блоке за воздушным фильтром, над кожухом КПП находится площадка, на которой выбит номер двигателя ваз 21124. За счет адаптации 124 мотора под нормы Евро-3 повысились его экологические показатели, появилась тяга на низах, двигатель стал более спокойным и чуть шумнее двенадцатого. Двигатель 2110 124 1,6 л. инжекторный рядный 4-х цилиндровый с верхним расположением распределительных валов, газораспределительный механизм имеет ременный привод. Ресурс мотора 21124, по данным завода изготовителя составляет 150 тыс. км, на практике моторы ходят около 200 и даже 250 тыс.км. На этом моторе решена проблема 16-клапанных движков – двигатель ВАЗ 21124 не гнет клапана, для этого на днище поршня имеются лунки и со стандартными валами или спортивными с умеренным подъемом, бояться владельцу нечего. Из недостатков необходимо раз в 15 тыс. км подтягивать ремень ГРМ, Если троит двигатель ваз 21124, раздается стук или шумит, не стоит бояться, это обычная ситуация для Автоваза. По общим отзывам двигатель 124 считается одним из лучших вазовских моторов и рекомендуется к покупке, особенно если планируются серьезные доработки. В 2007 году вышел новый мотор, заменивший собой 124-й движок - всем известный приора мотор. Помимо того, на базе 124 двигателя, компанией Супер-Авто выпускался 1.8 литровый двигатель ВАЗ 21128 , о нем также сказано кое что)

Тюнинг двигателя 21124

Чип тюнинг 124 мотора рассматривать нет смысла, на стандартной машине это ощутимых изменений не внесет, прошивка нужна, для более тщательной и правильной настройки, после доработки двигателя, с нее и начнем. Самый простой и стандартный способ как увеличить мощность двигателя 21124, это заменить распредвалы на Стольников 8.9 280 или Нуждин 8.85, поставить прямоточный выхлоп 4-2-1, ресивер и заслонку 54-56 мм это даст нам в сумме более 120 л.с., а для более эффективной работы моторчика, поршневую меняем на облегченную приоровскую. Это дополнительно повысит мощность и снизит расход топлива. В случае когда этих цифр недостаточно, рекомендуется доработать ГБЦ и поставить злые широкофазные валы, что на выходе даст 150+ л.с.

Компрессор на ВАЗ 21124 16V

В качестве альтернативы, а так же для получения схожей мощности во всем диапазоне, нужно ставить компрессор. Самый распространненый компрессор для ВАЗа это питерский кит на базе ПК-23, но в сети полно видео по компрессорам как на 8 клапаннике, так и на шеснаре, в одном из самых известных видео, владелец мотора на компрессоре доступно объясняется все нюансы установки и что требуется для успешной реализации проекта на примере восьмиклапанного мотора. Данный компрессор может быть установлен и на 16 клапанный двигатель.

Видео установка турбокомпрессора на ВАЗ

Наращивать мощность без использования турбины можно и до 200+ л.с., с применением 4-х дроссельного впуска, но наиболее оптимальные, пригодные для городского использования, варианты это вышеописанные методы.

4 дроссельный впуск на ВАЗ 21124

Для повышения стабильности работы движка и отклика педали газа ставят 4 дросселя. Суть в том, что каждый цилиндр получает свою дроссельную заслонку и благодаря этому пропадают резонансные колебания воздуха между цилиндрами. Имеем более стабильную работу мотора от низов до верхов. Самый народный метод это установка 4-х дроссельного впуска от Toyota Levin на ВАЗ. Необходимо приобрести: сам узел, изготовить коллектор-переходник и дудки, дополнительно к этому нужен фильтр нулевик, форсунки, ДАД (датчик абсолютного давления), регулятор давления топлива и прошивка. Так же в продаже встречаются готовые комплекты 4-х дроссельного впуска, которые вполне годятся к использованию. Учитывая запредельные обороты, рекомендуется заменить тяжелую поршневую 124-го мотора на легкую приоровскую, широкофазные валы(не менее 280), доработанную ГБЦ, выхлоп паук 4-2-1 на 51 трубе или больше. С правильной конфигурацией 124-й движок выдает порядка 180-200 л.с. К недостаткам можно отнести сокращение ресурс двигателя и это неудивительно, ведь движки на дудках крутятся более 8000-9000 и более об/мин. Так что постоянных поломок и ремонта вам не избежать.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ НА САЙТЕ

Следы смазки на внутреннем ободе колеса или на крышке рукава полуоси свидетельствуют о разрушении или потере эластичности манжеты полуоси. Для ее замены снимают колесо, ступицу и крышку рукава полуоси. ...

Автомобили Kia Rio довольно популярны на территории России. Это одни из самых бюджетных иномарок, которые доступны в продаже с хорошим выбором комплектаций. Бензиновые двигатели 1.6 Kia Rio устанавливаются на автомобили, как с механической, так и с а...

Двигатель 2GR был разработан в 2005 году, как замена 3MZ-FE, на базе 4-х литрового 1GR, путем уменьшения хода поршня с 95 мм до 83 мм. (Путем корректировки геометрии были созданы и 3GR, 4GR, 5GR). Блок цилиндров 2GR...

ВАЗ-2112 стал последним в линейке 10-й модели. Это современная и динамичная машина, в которой значительно улучшились эксплуатационные, а также внешние показатели. Стоит сказать, что это самое продаваемое авто. Покупатели привлекаются низкими ценами, отличной ремонтопригодностью, а также высокой практичностью.

История модели

Десятое семейство переднеприводных моделей Волжского завода началось в 1995 году, с модели 2110 с кузовом седан. Затем в 1998 году на заводе запустили сборку универсала - 2111. В 99-м завод стал выпускать хетчбеки.

В первые годы выпуска для 2110 использовали 1,5-литровый шестнадцатиклапанный двигатель. В то время это был максимум возможностей завода.

В 2000 году завод представил новую версию хетчбека - ВАЗ-2112, 16 клапанов. По сравнению с обыкновенной восьмиклапанной версией автомобиль имел больше мощности и динамичности. Модель сразу же покорила автолюбителей, внешность ее была спортивной.

Комплектации

Автомобиль выпускался и предлагается в комплектациях «Люкс» и «Норма». «Норма» от люксовой версии отличается лишь тем, что не было маршрутного компьютера, противотуманных фар, комплекта легкосплавных дисков, системы очистки фар.

«Норма» оснащена электрическими стеклоподъемниками для всех четырех окон, центральным замком, приводом дистанционного открытия багажника, рулевой колонкой с возможностью регулировок по высоте, иммобилайзером.

Что самое интересное, ни в одной из комплектаций (насколько дорогими они бы ни были) нет кондиционера. По сегодняшним меркам это достаточно большой минус, из-за которого водители все чаще смотрят в сторону подержанных иномарок.

Внешний вид и устройство кузова

Что касается габаритов, то ВАЗ-2112 (16 клапанов) уменьшился в длину на 93 мм. Это изменение произошло в районе заднего свеса. Но при этом размер колесной базы не трансформировался. Длина кузова составила 4170 мм. А высота 1676 мм и ширина 1430 мм остались традиционными для «десятого» семейства. Линия верха на этом кузове очень плавно превращается в достаточно короткий задний свес и большое антикрыло. Эта конструкция позволила разработчикам сделать автомобиль более управляемым.

Если сравнить этот хетчбек с более классическими моделями ВАЗ, то стоит отметить, что «двенашка» имеет лучшие аэродинамические характеристики и современный внешний вид. Модель является очень популярной у любителей тюнинга.

Полностью оцинкованный кузов «десятки», ставший в свое время очень популярным, все-таки подвергается коррозии. Многие владельцы новых автомобилей не посчитали нужным выполнить антикоррозийную обработку. Днище очень быстро ржавело до дыр.

Интерьер и салон

В интерьере ВАЗ-2112 (16 клапанов) - все лучшее от двух братьев. Здесь соединились самые лучшие характеристики салона универсала. Спинки задних кресел разделяются на две части. Каждую из них можно сложить. Так значительно увеличивается объем багажника. И это единственное достоинство. В салоне все скромнее, чем в любых иномарках таких же классов и тех же годов.

Владельцы говорят, что мало света как в салоне, так и на приборной панели. Все панели, казалось бы, отлично собраны, но вот все равно где-то что-то поскрипывает. Центральный тоннель рядом с ручным тормозом оснащен кнопками для управления стеклоподъемником - считается, что пользоваться этим не очень удобно. Для пассажиров сзади таких опций нет - в базовой комплектации даже механических ручек не предусмотрено.

Еще один минус, как считают владельцы автомобиля ВАЗ-2112 (16 клапанов), - полное отсутствие хоть какой-нибудь звукоизоляции. При движении с включенной музыкой отчетливо слышно, как трудятся двигатель и гидроусилитель.

Большая беда - неимоверно тесный блок педалей.

От края тормоза до консоли - чуть более 10 см. Многие жалуются на этот очень узкий проем. Для того чтобы работать с педалью газа, приходится вывернуть ногу боком. А если не вывернуть, то при зажатии педали акселератора нога цепляет тормоз. В 2110 с этим все в порядке. Может быть, причина здесь в том, что платковая накладка сделана более выпуклой? Возможно.

А передние кресла выполнены удачно. Они дополнительно оснащены поддержкой сбоку. Но и тут все не так однозначно. Многие жалуются на неудобные регулировки. Но крупные люди отлично помещаются в салон и в водительское кресло - это достоинство, так как места немного.

Еще одной положительной чертой считается маленькая высота полки багажника. Стоит открыть пятую дверь, и ничто не мешает погрузке.

В машине хорошая обзорность. Но зеркалом в салоне пользоваться не слишком удобно из-за больших стоек и наклона стекла. Задние пассажиры тоже отмечают отличные характеристики в этом плане. Но мало места над головами сзади.

Ходовая часть и рулевое управление

Основная претензия к ходовой - излишняя мягкость. Это все из-за переработанной системы подвески. Но многим водителям не хватает обратной связи. И при этом машина отлично управляется. Немного повернув рулевое колесо, вы сразу почувствуете результат. По инерции этот хетчбек во много раз превосходит и седан, и универсал. Но вращать руль при малых скоростях довольно тяжело. Вина в этом полностью ложится на гидроусилитель. Он снижает усилие, однако машина не делается от этого более послушной.

Ездовые характеристики достаточно уверенные. На льду автомобиль управляется. ABS здесь, конечно, нет. Тормоза с вакуумным усилителем и дисками - спереди, а сзади - барабанные. Тормозят - и хорошо.

Двигатель ВАЗ-2112 (16 клапанов)

В качестве силового агрегата инженеры использовали кое-что новое. Создавали агрегат не заново, а на базе Он сохранил все геометрические характеристики 83-го, однако при этом полностью отличается от него как по мощности, так и по другим характеристикам. В разработке его принимали участие именитые автомобильные бренды. Двигатель отличается высокой экономичностью. Среди минусов - слабый крутящий момент на низких оборотах. Также владельцы пишут в отзывах о слабом ременном приводе, если оборвется ремень ГРМ.

ВАЗ-2112 (16 клапанов) имеет объем двигателя 1,5 л. Мощность, которую он может выдать, - 93 л. с. Крутящий момент составляет 133 Нм на 3300 об. Что касается экологических норм, то мотор разработан под "Евро-3". На каждый цилиндр работает по 2 клапана. Один - на впуск, второй - на выпуск.

Особенности конструкции

Четырехтактный двигатель автомобиля ВАЗ-2112 (инжектор 16 клапанов) отличается рядным расположением цилиндровой и Коленчатый вал в этом агрегате общий для двух распределительных валов. Система охлаждения на основе жидкости, закрытого типа. Циркуляция охлаждающей жидкости принудительного типа. Смазочная система комбинированная.

Блок цилиндров, шатуны, поршни

Двигатель ВАЗ-2112 (16 клапанов) оснащен блоком, отлитым из чугуна высокой прочности. С первого взгляда кажется, что он полностью аналогичен модели 21083. Но это не так. Основное отличие - меньший на 10 мм диаметр болтов головки. Другие приливы под датчики системы впрыска и другая технология хонингования.

Шатуны изготовлены из стали методом ковки. Они отличаются двутавровым сечением. Эти же шатуны можно найти на 2110.

Поршни стальные, полые, плавающие. Палец имеет диаметр 22 мм. Длина - 60,5 мм.

Головка ВАЗ-2112 (16 клапанов)

Это совершенно новая ГБЦ. В ней работает два распределительных вала. Создана она при поддержке специалистов из «Порше». Так, два вала работают от зубчатого привода. Они отлично защищены от загрязнений и пыли. В клапанном приводе применили гидротолкатели, и теперь больше нет необходимости в ручной

Клапанная группа

Расположены они в два ряда V-образно. Конструкция их напоминает модель 2110, однако диаметр тарелок и стержней уменьшенный. Каждый клапан имеет по одной пружине.

ВАЗ-21124

Также на «двенашки» ставили агрегат 21124. Здесь объем 1,6 л, мощность - 89 л. с., крутящий момент - 131 Нм. также представляет собой распределенный впрыск. Двигатель поддерживает "Евро-3" и "Евро-4".

Этот двигатель является продолжением линейки 2112. Увеличить объем удалось при помощи коленчатого вала с большим радиусом кривошипа при том же диаметре цилиндра. Блок цилиндров здесь также имеет увеличенную высоту.

Здесь смогли решить проблему загиба клапанов, а характеристики находятся на спортивном уровне.

Система зажигания

В качестве сердца системы используется электронный модуль. Автовладельцы много пишут о том, что он достаточно проблемный. Следует очень тщательно подбирать свечи для него.

Зажигание ВАЗ-2112 (16 клапанов) имеет с двумя катушками. Одна служит для работы первого и четвертого цилиндров, вторая - для второго и третьего. При проблемах в модуле искра пропадает попарно. Сама по себе система не обслуживается и не ремонтируется. Управление ею целиком и полностью отдано контроллеру.

В системе работает несколько датчиков. Это датчик положения коленчатого вала, который отдает сигнал в ЭБУ, а затем «электронный разум» рассчитывет, как работать катушкам. В образовании смеси и зажигании работает знакомый многим ДМРВ, охлаждающей жидкости, датчик детонации. Так же работают и другие датчики ВАЗ-2112 (16 клапанов). Например, датчик кислорода, отработанных газов.

Типичные неисправности двигателя

Многие автолюбители, владеющие "железным конем" с мотором 2112, жаловались на деформацию клапанов при обрыве ГРМ. Это типичная неисправность. Ремонт простой. Нужно просто сменить поршни на те, что стоят на 21124. Там проблема решена, но в качестве платы за это снизится мощность. Если нет желания терять в этом показателе, нужно постоянно следить за ремнем. Слушайте звуки. Сначала ролики пищат, затем шуршат.

Кроме того, двигатель может троить. Как бороться с этим неприятным явлением? Проверяйте уровень компрессии, модуль зажигания, провода. Если плавают обороты, тогда можно подозревать дроссельную заслонку, датчики положения коленвала, ДМРВ.

Отмечают еще одну неисправность. Она может возникать на холостых оборотах и на ходу. Мотор при смене передачи иногда глохнет. Очистите дроссельную заслонку или ее датчик.

Если агрегат вовсе не заводится, то проверьте стартер и батарею.

Также может барахлить зажигание или система питания.

При должном уходе за этим двигателем автомобилю ВАЗ-2112 (16 клапанов) ремонт не понадобится. Просто следуйте регламенту производителя и регулярно проводите обслуживание. Все инструкции об основных операциях не вызовут затруднений.

Цены

В самом начале за этот хетчбек просили больше, чем за другие модели. Он считался довольно дорогим. Возможно, причина тому - электрические стеклоподъемники и замок. Однако чуть позже цены снизились, а комплектации и оснащения стали побогаче.

На сегодняшний день в среднем на автомобиль ВАЗ-2112 (16 клапанов) цена составляет от 90 до 250 тысяч рублей в зависимости от комплектации, тюнинга, двигателя. Автомобиль пригоден для различных изменений, поэтому владельцы дорабатывают его.

По отзывам пользователей, наиболее оптимальная стоимость - порядка 150 тысяч рублей. Так как на этом уровне предлагается отнюдь не хлам.

Итак, мы выяснили, какие имеет автомобиль ВАЗ-2112 технические характеристики, цену, отзывы и комплектации. Удачной покупки!

Схема системы управления 16-клапанным двигателем

[Схема показана на примере автомобиля с двигателем 21124 (1,6i 16V). На двигателе 2112 (1,5i 16V) вместо четырех катушек установлен модуль зажигания; датчик концентрации кислорода установлен в приемной трубе; в системе питания регулятор давления установлен на топливной рампе а в системе улавливания паров имеется предохранительный клапан (подробнее см ниже).]: 1 - выключатель зажигания; 2 - главное реле; 3 - аккумуляторная батарея; 4 - воздушный фильтр; 5 - колодка диагностического разъема; 6 - щиток приборов; 7 - тахометр; 8 - контрольная лампа неисправности системы управления двигателем; 9 - спидометр; 10 - датчик иммобилайзера с индикатором; 11 - блок управления иммобилайзера; 12 - электровентилятор системы охлаждения двигателя; 13 - реле электровентилятора; 14 - электронный блок управления (ЭБУ); 15 - датчик температуры охлаждающей жидкости; 16 - форсунка; 17 - датчик положения распределительного вала (датчик фаз); 18 - катушка зажигания; 19 - дроссельный узел; 20 - датчик положения дроссельной заслонки; 21 - датчик массового расхода воздуха; 22 - регулятор холостого хода; 23 - свеча зажигания; 24 - датчик концентрации кислорода; 25 - датчик скорости автомобиля; 26 - датчик положения коленчатого вала; 27 - датчик детонации; 28 - шкив коленчатого вала; 29 - топливный фильтр; 30 - реле топливного насоса; 31 - топливный бак; 32 - топливный модуль; 33 - сепаратор; 34 - гравитационный клапан; 35 - обратный клапан; 36 - адсорбер; 37 - клапан продувки адсорбера

Схема системы управления 8-клапанным двигателем

[Схема показана на примере автомобиля с двигателем 21114 (1,6i 8V). На двигателе 2111 (1,5i 8V) датчик концентрации кислорода установлен в приемной трубе, в системе питания регулятор давления установлен на топливной рампе, в системе улавливания паров топлива имеется предохранительный клапан; вместо катушки зажигания установлен модуль зажигания (подробнее см. ниже).]: 1 - выключатель (замок) зажигания; 2 - главное реле; 3 - аккумуляторная батарея; 4 - воздушный фильтр 5 - колодка диагностического разъема; 6 - щиток приборов; 7 - тахометр; 8 - контрольная лампа неисправности системы управления двигателем 9 - спидометр; 10 - датчик иммобилайзера с индикатором; 11 - блок управления иммобилайзера; 12 - электровентилятор системы охлаждения двигателя; 13 - реле электровентилятора; 14 - электронный блок; управления (ЭБУ); 15 - датчик температуры охлаждающей жидкости; 16 - катушка зажигания; 17 - свеча зажигания; 18 - датчик положения распределительного вала (датчик фаз); 19 - ; форсунка; 20 - дроссельный узел; 21 - датчик положения дроссельной заслонки; 22 - датчик массового расхода воздуха; 23 - регулятор холостого хода; 24 - датчик концентрации кислорода; 25 - датчик скорости автомобиля; 26 - датчик положения коленчатого вала; 27 - датчик детонации; 28 - шкив коленчатого вала; 29 топливный фильтр; 30 - реле топливного насоса; 31 - топливный бак; 32 - топливный модуль; 33 - сепаратор; 34 - гравитационный клапан; 35 - обратный клапан; 36 - адсорбер; 37 - клапан продувки адсорбера

Система управления двигателем включает и выключает топливный насос, контролирует количество воздуха, поступающего в цилиндры двигателя, впрыскивает необходимое количество топлива во впускной трубопровод, управляет жирообразованием на свечах зажигания, корректирует угол опережения зажигания, регулирует частоту вращения коленчатого вала на холостом ходу, управляет электровентилятором системы охлаждения двигателя. Система управления двигателем - электронная, с распределенным фазированным впрыском топлива (то есть топливо впрыскивается во впускной трубопровод каждого цилиндра в соответствии с рабочим циклом двигателя) [На части двигателей 2111 впрыск нефазированный.]. Система состоит из следующих элементов:

Электронный блок управления;

Датчики:

1) датчик положения коленчатого вала;
2) датчик положения распределительного вала [На автомобилях с фазированным впрыском.];
3) датчик положения дроссельной заслонки;
4) датчик детонации;
5) датчик температуры охлаждающей жидкости;
6) датчик массового расхода воздуха;
7) датчик скорости автомобиля;
8) датчик концентрации кислорода (или двух датчиков для ЕВРО III);
9) датчик неровной дороги (для ЕВРО III);

Исполнительные устройства:

1) главное реле;
2) реле топливного насоса;
3) форсунки;

4) катушка зажигания или модуль зажигания [Модуль зажигания устанавливался на автомобилях с двигателями 2111 первых лет выпуска, на автомобилях с двигателями 21124 установлены четыре индивидуальные катушки.];
5) регулятор холостого хода;
6) реле электровентилятора системы охлаждения;
7) контрольная лампа неисправности системы управления двигателем;
8) клапан продувки адсорбера;

Соединительные провода;

Колодка диагностического разъема.

В систему управления двигателем также интегрированы:

Автомобильная противоугонная система;

Спидометр;

Тахометр.

Электронный блок управления (ЭБУ)

Главный управляющий элемент системы - электронный блок управления (ЭБУ), или, как часто его называют, - контроллер с встроенным микропроцессором. По сути ЭБУ - это специализированный мини-компьютер, в котором установлена только одна программа - управление двигателем, а датчики и исполнительные устройства образуют периферийное оборудование этого компьютера. Блок получает и анализирует сигналы датчиков. На основе полученных данных блок рассчитывает управляющие команды и выдает их на исполнительные устройства. В блоке имеется три типа памяти [В конструкцию ЭБУ заводом-изготовителем могут быть внесены изменения.]: постоянное запоминающее устройство (ПЗУ), оперативное запоминающее устройство (ОЗУ) и перепрограммируемое запоминающее устройство (ППЗУ).

Расположение элементов системы управления двигателем 21124 (1,6i 16V) в моторном отсеке

: 1 - датчик положения коленчатого вала; 2 - датчик концентрации кислорода; 3 - датчик скорости автомобиля; 4 - регулятор холостого хода; 5 - датчик положения дроссельной заслонки; 6 - датчик массового расхода воздуха; 7 - место установки датчика температуры охлаждающей жидкости (на корпусе термостата); 8 - катушка зажигания четвертого цилиндра; 9 - катушка зажигания третьего цилиндра; 10 - катушка зажигания второго цилиндра; 11 - катушка зажигания первого цилиндра; 12 - место установки датчика положения распределительного вала; 13 - клапан продувки адсорбера

Расположение элементов системы управления двигателем 2112 (1,5i 16V) в моторном отсеке

[Декоративная накладка двигателя снята.]: 1 - клапан продувки адсорбера; 2 - место установки датчика положения коленчатого вала в приливе блока цилиндров; 3 , 4, 5 и 7 - высоковольные провода свечей зажигания соответственно первого, второго, третьего и четвертого цилиндров; 6 - датчик положения дроссельной заслонки и регулятор холостого хода (установлены на корпусе дроссельной заслонки); 8 - модуль зажигания; 9 - датчик массового расхода воздуха; 10 - место установки датчика температуры охлаждающей жидкости (под воздушным фильтром на корпусе термостата); 11, 12, 13 и 14 - форсунки соответственно четвертого, третьего второго и первого цилиндра; 15 - место установки датчика положения распределительного вала

Расположение элементов системы управления двигателями 2111 и 21114 (8V) в моторном отсеке

[Показано на примере двигателя 21114 со снятой декоративной накладкой. На двигателе 2111 расположение элементов аналогичное.]: 1 - клапан продувки адсорбера; 2 - место установки датчика положения коленчатого вала в приливе блока цилиндров; 3 - форсунка; 4 - датчик положения дроссельной заслонки и регулятор холостого хода (установлены на корпусе дроссельной заслонки); 5 - датчик положения распределительного вала; 6 - датчик массового расхода воздуха; 7 - датчик температуры охлаждающей жидкости (под воздушным фильтром на корпусе термостата); 8 - свечи зажигания; 9 - модуль зажигания; 10 - высоковольтные провода свечей зажигания; 11 - датчик детонации

ПЗУ - память энергонезависимая (то есть информация в памяти сохраняется при отключении питания) и представляет собой микросхему ("чип") [В конструкцию ЭБУ заводом-изготовителем могут быть внесены изменения.]. Микросхему устанавливают на плату блока через разъемное соединение - специальную колодку, а не припаивают, как другие элементы. Сделано это с целью унификации ЭБУ для различных моделей автомобилей. В ПЗУ хранится программа вычислений и необходимые для расчета данные (параметры двигателя, передаточные отношения трансмиссии и другие характеристики). Эта информация индивидуальна для каждой модификации автомобиля.

ЭБУ, блок управления иммобилайзером, предохранители и реле системы управления двигателем расположены под консолью панели приборов.

Примечание.

Правая накладка консоли панели приборов снята.

Предупреждение!

Неквалифицированное перепрограммирование ПЗУ или перестановка микросхемы от другой модели автомобиля (так называемый чип-тюнинг) может привести к нарушениям в работе двигателя, к выходу из строя элементов системы управления двигателем, повреждению двигателя.

В процессе работы ЭБУ контролирует исправность всех элементов и цепей системы управления двигателем. Обнаружив неисправность, ЭБУ переводит систему управления двигателем на резервный режим работы и включает контрольную лампу неисправности двигателя на щитке приборов. Двигатель при этом может продолжить работу (кроме случая неисправности датчика положения коленчатого вала, см. ниже), что позволяет доехать до места ремонта своим ходом. Коды обнаруженных неисправностей ЭБУ записывает в ОЗУ. Там же хранится оперативная информация, которую микропроцессор ЭБУ использует при расчетах. При отключении аккумуляторной батареи от бортовой сети автомобиля вся информация, хранящаяся в ОЗУ, будет удалена.

В ППЗУ хранятся коды противоугонной системы автомобиля (иммобилайзера). Этот тип памяти энергонезависим. После активации иммобилайзера ЭБУ блокирует работу системы управления двигателем при попытке запуска двигателя без специальных электронных ключей.

Датчик положения коленчатого вала (ДПКВ) предназначен для формирования сигналов, по которым ЭБУ синхронизирует свою работу с тактами рабочего процесса двигателя. Поэтому часто этот датчик называют датчиком синхронизации. Действие датчика основано на принципе индукции - при прохождении мимо сердечника датчика зубьев шкива коленчатого вала в цепи датчика возникают импульсы напряжения переменного тока. Частота появления импульсов соответствует частоте вращения коленчатого вала. Зубья расположены по окружности шкива (через 6°). Два из них отстоят друг от друга на угловом расстоянии 18°. Сделано это для формирования в цепи датчика опорных сигналов - своеобразных точек отчета, относительно которых ЭБУ определяет положение коленчатого вала - верхние мертвые точки в первом/четвертом и втором/третьем цилиндрах. Работа двигателя с неисправным датчиком положения коленчатого вала невозможна. Датчик положения коленчатого вала ремонту не подлежит - в случае неисправности он заменяется в сборе.

Датчик положения коленчатого вала

Датчик положения распределительного вала (ДПРВ) предназначен для формирования сигнала, по которому ЭБУ определяет верхнюю мертвую точку (ВМТ) поршня первого цилиндра при такте сжатия. Иногда этот датчик называют датчиком фаз. Принцип действия датчика основан на эффекте Холла. Когда через прорезь в торце датчика проходит выступ кольца, закрепленного на шкиве распределительного вала впускных клапанов, датчик подает на ЭБУ электрический сигнал. При неисправности ДПРВ электронный блок управления переводит систему на резервный режим работы.

Датчик положения распределительного вала - это электронный прибор, который не подлежит ремонту. В случае неисправности датчика его следует заменить.

Датчик положения распределительного вала установлен в заглушку головки блока цилиндров на 8-клапанных двигателях (2111 и 21114)

Датчик положения распределительного вала установлен на головке блока цилиндров возле задней крышки ремня ГРМ на 16-клапанных двигателях (2112 и 21124)

Датчик детонации (ДД) - пьезоэлектрический, реагирует на вибрацию двигателя, установлен на передней стенке блока цилиндров. По сигналам датчика ЭБУ определяет момент возникновения детонации при работе двигателя и в соответствии с этим корректирует угол опережения зажигания. При неисправности ДД электронный блок управления переводит систему на резервный режим работы.

Датчик детонации

Датчик массового расхода воздуха (ДМРВ) пленочного типа, установлен между воздушным фильтром и дроссельной заслонкой. По сигналу датчика ЭБУ рассчитывает количество воздуха, поступающего в цилиндры двигателя. При неисправности ДМРВ электронный блок управления переводит систему на резервный режим работы.

Датчик массового расхода воздуха

Датчик положения дроссельной заслонки (ДПДЗ) установлен на корпусе дроссельной заслонки и связан с осью дроссельной заслонки. ДПДЗ представляет собой переменный резистор, сопротивление которого зависит от угла положения дроссельной заслонки. По сигналу ДПДЗ электронный блок управления определяет величину открытия дроссельной заслонки. При неисправности ДПДЗ электронный блок управления переводит систему на резервный режим работы.

Датчик положения дроссельной заслонки

Регулятор холостого хода (РХХ) - это запорный клапан с приводом от шагового электродвигателя. РХХ установлен на корпусе дроссельной заслонки. ЭБУ, подавая управляемый сигнал на РХХ, регулирует частоту вращения коленчатого вала двигателя на холостом ходу, при запуске и прогреве двигателя.

Регулятор холостого хода

Датчик концентрации кислорода подает выходной сигнал, по которому ЭБУ определяет концентрацию кислорода в отработавших газах. По полученным данным ЭБУ корректирует количество топлива, впрыскиваемого в цилиндры двигателя, тем самым поддерживая оптимальную пропорцию смеси воздуха с топливом (это необходимо для эффективной работы каталитического нейтрализатора). Чувствительный элемент датчика концентрации кислорода расположен в потоке отработавших газов (перед каталитическим нейтрализатором). Работоспособность датчика возможна только при нагреве его чувствительного элемента до температуры не ниже 300°С. Для сокращения времени прогрева в датчик встроен нагревательный элемент. На двигателях 2111 и 2112 датчик установлен в нижней части приемной трубы, а на двигателях 21114 и 21124 - в верхней части выпускного коллектора. Расположение датчика на коллекторе позволяет сократить время прогрева датчика до рабочей температуры.

Датчик концентрации кислорода:

1 - соединительная колодка; 2 - жгут проводов; 3 - уплотнительное кольцо; 4 - чувствительный элемент с отверстиями для подвода отработавших газов

На автомобилях, удовлетворяющих требованиям норм токсичности ЕВРО III, в систему выпуска отработавших газов после нейтрализатора встроен второй датчик концентрации кислорода.

Предупреждение!

Наличие в отработавших газах соединений свинца и кремния может привести к выходу из строя датчика концентрации кислорода. Поэтому не допускается использование этилированного бензина. При ремонте двигателя нельзя применять герметик с большим содержанием силикона (соединения кремния), пары которого могут попасть через систему вентиляции картера в цилиндры и далее в выпускной тракт. Следует использовать герметик, на упаковке которого специально указано, что он безопасен для датчика концентрации кислорода.

Датчик температуры охлаждающей жидкости (ДТОЖ) - полупроводниковый прибор - термистор, электрическое сопротивление которого меняется при изменении температуры окружающей среды. ДТОЖ установлен в корпусе термостата. По сопротивлению датчика ЭБУ оценивает температурный режим двигателя. Полученные данные используются при расчете большинства управляющих команд для элементов системы управления двигателем, а также для включения электровентилятора системы охлаждения двигателя. При неисправности ДТОЖ электронный блок управления переводит систему на резервный режим работы.

Датчик температуры охлаждающей жидкости с медным уплотнительным кольцом

Датчик скорости автомобиля установлен на коробке передач. Принцип действия датчика основан на эффекте Холла. По импульсам, вырабатываемым датчиком, ЭБУ рассчитывает скорость автомобиля. Сигнал с датчика поступает также на спидометр.

Датчик скорости автомобиля

На двигателе 21124 используются четыре катушки зажигания . Они установлены непосредственно на свечах зажигания. Это исключает снижение мощности искры из-за утечек тока (такое возможно при повреждении изоляции высоковольтных проводов).

Катушка зажигания двигателя 21124:

1 - выводы для подсоединения колодки жгута проводов; 2 - проушина для крепления катушки; 3 - резиновое уплотнительное кольцо; 4 - наконечник для соединения со свечой зажигания

На двигателе 21114 установлена катушка зажигания, которая представляет собой две двухвыводные катушки зажигания, выполненные в едином корпусе. Искрообразование происходит в двух цилиндрах одновременно (1-4 и 2-3). Катушка зажигания соединена со свечами высоковольтными проводами с несъемными наконечниками.

Элементы системы зажигания двигателя 21114:

1 - катушка зажигания; 2 - комплект высоковольтных проводов

Автомобили ранних годов выпуска с двигателями 2111 и автомобили с двигателями 2112 были оборудованы модулем зажигания (вместо катушки зажигания). Модуль представляет собой также сдвоенные двухвыводные катушки, установленные в общем корпусе. Дополнительно в корпусе расположена интегральная схема, управляющая работой катушек.

На двигателях 2112 и 21124 применяются свечи зажигания АУ17ДВРМ, где:

А - резьба М14х1,25;
У - шестигранная часть корпуса под ключ на 16 мм ;
17 - калильное число;
Д - длина резьбовой части 19 мм, с плоской посадочной поверхностью;

Р - встроенный резистор;

Свеча зажигания:

1 - боковой электрод; 2 - центральный электрод (в тепловом конусе изолятора); 3 - резьбовая часть корпуса; 4 - уплотнительное кольцо; 5 - шестигранная часть корпуса под ключ; 6 - изолятор (на нем нанесена маркировка свечи зажигания); 7 - контактный наконечник (съемный, установлен на резьбе)

На двигателях 2111 и 21114 применяются свечи зажигания А17ДВРМ, где:

А - резьба М14x1,25;
17 - калильное число;
Д - длина резьбовой части 19 мм (с плоской посадочной поверхностью);
В - выступание теплового конуса изолятора за торец резьбовой части корпуса;
Р - встроенный резистор;
М - биметаллический центральный электрод.

На двигатель можно установить свечи различных производителей аналогичного типа (см. табл. 16.2).

Форсунка - это электромагнитный игольчатый клапан, на выходном патрубке которого выполнен распылитель с четырьмя калиброванными отверстиями. Форсунка открывается по сигналу ЭБУ, при этом топливо под давлением впрыскивается непосредственно на впускной клапан. Количество топлива, поступающего в цилиндр, регулируется временем открытия форсунки. На двигателе установлено по одной форсунке на каждый цилиндр.

Форсунка двигателя 2111:

1 - распылитель; 2 - уплотнительное резиновое кольцо; 3 - выводы для подсоединения жгута проводов

Клапан продувки адсорбера установлен на крышке корпуса адсорбера (подробнее см. "Система питания").

Колодка диагностического разъема предназначена для подключения внешнего диагностического устройства (например, ДСТ-2М) к системе управления двигателем. Колодка установлена на панели приборов снизу со стороны водителя.

Расположение диагностического разъема