Все в поля — обзор противобуксовочных устройств. Противобуксовочные приспособления Изучаем процесс: как сделать своими руками цепи противоскольжения для авто и видео рабочих моментов

Изобретение относится к автомобилестроению. Противобуксовочное устройство устанавливается на ведущем колесе автомобиля, покрывает часть рабочей поверхности шины и имеет на наружной поверхности зубья. Устройство состоит из металлического обода Г-образного поперечного сечения, изогнутого в продольном направлении по дуге окружности шины, соединенного неподвижно с радиально расположенной по отношению к нему полосой, имеющей со стороны свободного конца радиальный сквозной паз, и специального винта, один конец которого является копией винта, применяемого для крепления диска к полуоси, а в головке выполнено резьбовое отверстие для закрепления устройства на винте с помощью имеющегося в пластине паза и винта крепления колеса к полуоси. В результате облегчается установка противобуксовочного устройства на колесо в любых дорожных условиях. 1 ил.

Изобретение относится к автомобилестроению и предназначено для оснащения автомобилей с целью кратковременного применения в процессе эксплуатации для преодоления участков дороги, на которых происходит пробуксовывание ведущих колес и прекращение по этой причине движения автомобиля.

Известны устройства, предназначенные для устранения пробуксовывания , например противобуксовочные цепи, шипование или противобуксовочные манжеты , противобуксовочные приспособления, называемые грунтозацепами , резиновые цепи противоскольжения .

Шипы на шине неэффективны на дороге, покрытой грязью или снегом.

У всех вышеперечисленных устройств имеется общий недостаток: установка их невозможна в ситуациях, когда автомобиль остановился на подъеме в гору, на скользкой, неровной дороге, в углублениях дороги, в дождь, т.е. в тех ситуациях, когда противобуксовочные устройства абсолютно необходимы. При этом устройства по характеризуются небольшой длиной контакта с дорогой и поэтому малоэффективны.

Наиболее близким по технической сущности к данному изобретению является резиновая цепь противоскольжения , которая является прототипом данного изобретения. Общим признаком резиновой цепи противоскольжения с устройством по данному изобретению является большая длина непрерывного контакта устройства с дорогой и наличие поперечных зубьев-ребер, обеспечивающих надежное сцепление устройства с дорогой.

Существенным недостатком прототипа является то, что его затруднительно установить в дорожных условиях в ситуации остановки автомобиля из-за пробуксовки колес. Для его установки необходимо обязательно поднять машину домкратом, чтобы шина оказалась над поверхностью дороги, что часто невозможно на неровной дороге, имеющей канавы, уклоны и т.п. неровности.

Цель данного изобретения - обеспечить возможность и облегчить установку противобуксовочного устройства в любой ситуации остановки автомобиля на любой дороге из-за пробуксовывания колес.

Эта цель достигается тем, что противопробуксовочное устройство по данному изобретению представляет собой соединенный с радиально расположенной полосой обод, устанавливаемый на рабочую поверхность шины, занимающий значительную часть ее периметра, имеющий зубья, обеспечивающие надежное сцепление обода с любой дорогой. Возможность установки в любой ситуации обеспечивается тем, что обод устройства устанавливается на верхнюю часть шины, которая всегда свободна. Для установки, например, на шину автомобиля ВАЗ необходимо отвернуть верхний винт крепления диска, вместо него установить специальный винт и закрепить этим винтом диск на полуоси, плотно установить обод устройства на верхнюю часть шины так, чтобы полоса заняла радиальное расположение относительно шины, и закрепить полосу на головке специального винта винтом крепления диска, завернув его в резьбовое отверстие специального винта с определенным моментом затяжки. Далее можно выехать на автомобиле вперед или назад и преодолеть участок дороги, на котором возникла пробуксовка колес. Выехав на благоприятный участок дороги, противобуксовочное устройство следует снять.

На чертеже показано противобуксовочное устройство, установленное на шине.

Устройство состоит из обода 1, поперечное и продольное сечения которого имеют форму, соответствующую шине. На рабочей поверхности обода 1 имеются зубья-ребра 2 высотой 10...15 мм, обеспечивающие надежное сцепление обода с любой дорогой. К ободу 1 в радиальном направлении присоединена, например, посредством сварки полоса 3, в которой на противоположном к ободу конце имеется радиальный паз 4, служащий для закрепления устройства на диске с помощью специального винта 6, один конец которого представляет собой копию винта 5, служащего для закрепления диска на полуоси, а в головке имеется резьбовое отверстие для установки винта 5.

Для установки устройства на шину необходимо отвернуть верхний винт крепления диска к полуоси и завернуть с определенным моментом затяжки специальный винт 6, плотно установить обод устройства на верхнюю часть шины и закрепить посредством паза 4, имеющегося на полосе 3, винтом 5, закрутив его с определенным моментом затяжки в резбовое отверстие специального винта 6.

Источники информации

1. Горнушкин Ю.Г. Практические советы владельцу автомобиля. - М.: Патриот, 1991, 207 с., ил.

ФОРМУЛА ИЗОБРЕТЕНИЯ

Противобуксовочное устройство, устанавливаемое на ведущее колесо автомобиля, покрывающее часть рабочей поверхности шины, имеющее на наружной поверхности зубья, отличающееся тем, что состоит из металлического обода Г-образного поперечного сечения, изогнутого в продольном направлении по дуге окружности шины, соединенного неподвижно с радиально расположенной по отношению к нему полосой, имеющей со стороны свободного конца радиальный сквозной паз, и специального винта, один конец которого является копией винта, применяемого для крепления диска к полуоси, а в головке выполнено резьбовое отверстие для закрепления устройства на винте с помощью имеющегося в пластине паза и винта крепления колеса к полуоси.

Если машина задумана не для штурма бездорожья, а для нормального движения требуется чистый асфальт, то обойтись без средств противоскольжения не получится.

В обозримой истории нет достоверных фактов первых случаев использования цепи противоскольжения для увеличения проходимости. Вероятнее всего, первые аналоги появились на грузовых автомобилях, работающих колонной в раскисшей грязи или снегу. А опытом применения цепей противоскольжения для грузовых автомобилей были попытки обматывать кусками цепей и тросов колеса тягачей и малотоннажных буксиров на дорогах Первой мировой войны. Разумеется, большинство того, что относилось к первым цепям противоскольжения, изготавливалось своими руками.

Сегодня немалая часть автолюбителей изготавливает различные варианты цепей противоскольжения своими руками, фиксирует процесс на видео и выкладывает в интернет.

Конструкции цепных приспособлений противоскольжения

Эффект увеличения проходимости автомобиля основан на увеличении сцепления шины колеса с грунтовым или снежным основанием, сделать его более надежным Звенья цепи выступают в качестве грунтозацепов с большой площадью охвата снежной или грязевой массы. С другой стороны, под весом колеса и машины давление звеньев цепи на поверхность дороги - лед, снег или раскисший грунт, возрастает в сотни раз, благодаря чему опорная поверхность уплотняется и сцепляется с колесом. Простое приспособление противоскольжения позволяет сделать движение автомобиля управляемым и увеличить тягу вдвое.

Рабочая зона цепи противоскольжения представляет собой ленту из соединенных между собой фрагментов по 15-20 звеньев, образующих ромбовидный, лестничный или диагональный рисунок. Более плотный рисунок может просто сделать приспособление неподъемным. В зависимости от конструкции, крепление ленты осуществляется двумя тросами или проволочными кольцами, стягивающими концы фрагментов по обе стороны колеса, тем самым обеспечивая крепление рабочей поверхности на протекторе шины. Для фиксации натяжения обычно используется рамочный замок или защелка. По-разному оценивается эффективность рисунка в противоскольжении.

Наиболее важные характеристики цепей противоскольжения:

  • прочность звеньев, высокое качество металла и сварки, наличие защитного покрытия, способного сделать коррозию минимальной;
  • сделать наименьшее количество манипуляций при монтаже, цепь нужно фиксировать закрытием одного или двух замков;
  • отсутствие элементов, способных вывести из строя узлы подвески, суппорта или резину шины колеса.

Иногда для увеличения эффекта противоскольжения звенья могут сделать из прутка или проволоки не круглого сечения, а квадратного или прямоугольного.

Самодельные цепи противоскольжения

Если присмотреться к цепи противоскольжения на фото и внимательно изучить систему натяжения, становится ясно, как сделать цепи противоскольжения своими руками, особенно, если есть видео процесса изготовления. Проще говоря, необходимо сделать своего рода сетку из цепных отрезков по размеру шины, с механизмом натяжения системы. Обычно для изготовления вымеряют размеры боковин и поперечных отрезков с запасом в 1 звено и определяют длину троса, с помощью которого предполагается натянуть цепи на колесе. В самом простом варианте цепи можно использовать обычную хозяйственную цепь, с диаметром прутка не менее 5-6мм, с надежно сваренными звеньями.

В качестве натягивающего устройства используется пара болтов М10 или М12. В качестве бокового крепления можно сделать проволочную арку, а можно использовать тросик от привода ручного тормоза автомобиля, предварительно выполнив на концах петли для продевания натяжного болта. Иногда самодельные цепи противоскольжения изготавливаются из разных материалов, например, для фиксации и натяжения используются ремни из кевларовых и полиамидных волокон.

Отличия устройств противоскольжения, изготовленных промышленным способом.

В отличие от домашних вариантов, сделанных собственными руками, промышленные образцы вынуждены конкурировать на рынке, а значит, из нужно сделать более удобными и надежными за счет применения:


В качестве иллюстрации можно привести продукцию - классические цепи противоскольжения фирмы Рewag, одной из старейших в Австрии, или трекеры - цепи противоскольжения Mita. Последние устанавливаются в желоб протектора, крепятся индивидуально, все операции можно сделать одним ключом. Эффективность не хуже классического варианта, но стоимость комплекта весом в 9 кг примерно втрое дороже.

Одним из известнейших брендов являлись цепи противоскольжения Thule в классическом исполнении. В конструкции использован ромбовидный рисунок с наружной асимметрией, что дает возможность эффективно обеспечивать сцепление на льду. Монтирование на колесо осуществляется с помощью специального арочного приспособления и центральной алюминиевой стойки, обеспечивающих автоматическое натяжение фрагментов и быстрое снятие в несколько движений. Для предупреждения возможного повреждения диска дополнительно устанавливается защита из синтетического износостойкого материала.

Что лучше - цепи или браслеты противоскольжения

Кроме необычной идеи трекеров Мита, среди устройств противоскольжения особняком стоят браслеты цепи противоскольжения. Идея унитарного устройства, более дешевого, универсального и простого в использовании, давно требовала своего воплощения. В чем преимущества браслетной схемы борьбы с пробуксовкой.

Во-первых - универсальность и гибкость применения. Браслет легче одеть на колесо, можно легко регулировать количество установленных устройств, значительно меньше страдает резина колеса.

Во-вторых, они изготавливаются на основе высокопрочной резины, кевларовых волокон, износостойких полимеров и, как результат, значительно легче стальных цепных устройств. Браслет легче ремонтировать и обслуживать, шипованную высокопрочными металлокерамическими или твердосплавными шипами резиновую накладку проще отремонтировать, чем, если бы речь шла о цельнометаллической конструкции.

Среди недостатков браслетов можно отметить более высокую стоимость и опасность сделать крутые повороты на скорости более чем 20-25 км/ч, в любом случае, после преодоления снежных или грязевых преград их необходимо демонтировать.

Классические цепные устройства имеют более высокий срок службы, дешевле и тяжелее в применении. Для классического бездорожья это лучший вариант.

Цепи противоскольжения для грузовых автомобилей своими руками

Все, что позволяет бороться с пробуксовкой грузового автотранспорта, сделает его работу более надежной. Широкое применение нашли как обычные классические цепные приспособления противоскольжения, так и оригинальные идеи - автоматические цепи противоскольжения для грузовых автомобилей. Один из представителей автоматических устройств, ONSPOT VBG, управляется дистанционно, конструкция позволяет сделать подключение с помощью пневмопривода, управляемого с пульта в кабине водителя. Используется на скорости не выше 50 кмч. Эффективность работы автомата и его надежность несколько ниже обычных цепей противоскольжения для грузовиков, но автомат сделает применение более безопасным.

Для того, чтобы сделать цепное устройство противоскольжения своими руками следует:

  • правильно измерить длину и ширину протектора колеса по окружности покрышки;
  • сделать две заготовки кольцевых креплений для колес. Они будут располагаться по обе стороны диска. Одно из креплений выполняется разъемными с замком - для натяжения и фиксации цепей с наружной части колес. Второе крепление тоже разъемное, но вместо замка на концах заготовки кольца выполняются крючки, позволяющие замкнуть крепление в кольцо;
  • нарезаем заготовки - 8-9 кусков цепей поперечных цепных сегментов и через последние звенья продеваем проволоку кольцевых креплений;
  • для облегчения монтажа цепи противоскольжения своими руками один из цепных отрезков заменяем отрезком проволоки диаметром 7-8мм, выгибаем его в виде арки и привариваем концы к кольцевым проволочным креплениям.

Как одеть цепи противоскольжения своими руками

Одеть ее не представляет особой сложности, но требует труда, аккуратности и внимания. Прежде всего, цепь раскладывается перед колесом, замками на внешнюю сторону и крючками задней части цепи на внутреннюю сторону колеса. Наезжаем на устройство так, чтобы от конца разложенного приспособления вдоль следа до точки опоры колеса на снег или грунт было примерно 20-25см. Забрасываем оставшуюся часть цепной системы на колесо и аккуратно расправляем все элементы. Далее зацепляется крючок с внутренней стороны колеса и замыкается наружный замок. Если на цепи есть устройство регулировки натяжения, необходимо сделать все, чтобы увеличить натяжение и выбрать слабину.

Видео как установить цепи противоскольжения:

Вешний, зимний и осенний периоды — томные времена для езды по грунту и заснеженным дорогам. Даже самый маленький подъем иногда становится неодолимым препятствием, в особенности, если протекторы шин мало лысоваты. Колеса пробуксовывают, автомобиль вносит. И шипованная резина помогает не всегда. Но есть приспособления, повышающие проходимость. Как сделать противобуксовочное устройство для автомобиля, скажет эта статья.

  • Автомобиль с велосипедной цепью.

В качестве противобуксовочного устройства для автомобиля можно использовать, изготовленные из старенькой велосипедной цепи, браслеты. Чтоб закрепить их на ведущих колесах (по три на каждом колесе), нужно к ободу колеса приварить три бобышки. В каждую из их заводите наконечник браслетного троса, захват цепляете за отбортовку обода и потом натягиваете браслет, завинчивая гайку ключом. Таковой набор из 6 штук весит совершенно малость — всего 980 г.

  • Цепи из шлангов.

Как сделать полезные во время езды по бездорожью противобуксовочные устройства для автомобилей? Можно использовать дюритовый шланг, поперечником 8-14 мм, и мягенькую контровочную проволоку (трос), поперечником 1,5 мм. Их пригодится от 2-ух до 4 на каждое ведущее колесо автомобиля. Устанавливая грунтозацепы на колесо, проденьте проволоку (трос) через «окна» в диске (а если таких нет, то отверстия необходимо просверлить), а концы ее скрепите хоть каким надежным методом.

  • Устройства против буксования автомобиля.

Полностью обыденная ситуация: одно из ведущих колес машины попадает на лед, прикатанный снег либо в ямку, заполненную водянистой грязюкой, и машина не двигается с места — колесо буксует. Приходится звать на помощь, чтоб двинуть автомобиль со скользкого места, или отчаливать на поиски каких-нибудь ветвей, досок, песка и подкладывать их под буксующее колесо, чтоб обеспечить его сцепление с дорогой. Застраховать себя от схожих занятий можно припасенным заблаговременно проволочным матом-ковриком. Положите таковой коврик-решетку под буксующее колесо, и вы просто проедете даже совсем гладкий лед, а сам коврик занимает в багажнике очень малость места.

  • Давление и проходимость.

Если вы опасаетесь завязнуть в песке либо в грязищи, советуем вам старенькый испытанный метод для увеличения проходимости автомобиля. Необходимо просто понизить давление в шинах до 0,5 кг/кв.см. Существует мировоззрение, что если двигаться на приспущенных шинах со скоростью 5-6 км/ч по мягенькому грунту на участках, протяженностью менее 100 — 150 м, покрышки не повреждаются, а при плотной их посадке — не проворачиваются, и, соответственно, не срезают вентиль камеры.

  • Веревкой и палкой.

Когда на лесной дороге ваша машина застревает в грязищи либо глубочайшей луже, а у вас в багажнике, не считая буксирного фала, нет никаких приспособлений, не нужно отчаиваться. Сделайте в центре фала петлю, закрепите фал на ближнем дереве и автомобиле. Вставив в петлю палку, длиной около полутора метров, крутите ее, и сразу оттягивайте скрученный фал. Таким методом вы можете вынуть автомобиль на сухое место.

  • Выход есть!

Бывает так, что машина буксует, а помощи попросить не у кого, и под колеса подсунуть нечего.А для того, чтоб выкарабкаться на относительно сухое место, необходимо совершенно малость посодействовать движку. Но как? Естественно, можно, включив первую передачу, установить неизменный газ ручкой регулировки воздушной заслонки, либо прижав чем-нибудь педаль акселератора и, выйдя из машины, подтолкнуть ее. Но здесь есть возможность, что выехав на сухое место, машина «удерет» в кювет, а злосчастный шофер окажется в еще худшем положении. Избежать этого поможет обычной и действенный метод — откройте капот, закрепите веревку длиной около 5 метров на центральном проводе высочайшего напряжения у распределителя, и протяните ее через крышу автомобиля вспять. Потом следует кропотливо обтереть движок сверху и убедиться, что бензин не подтекает из бензопровода либо карбюратора. Подготовив все таким макаром, попробуйте вытолкать машину. И если ваш автомобиль попробует от вас «удрать» после того, как ощутит твердую почву под колесами, то необходимо просто дернуть за веревку, выдернуть центральный провод из распределителя — машина остановится.

  • И аква преграда преодолима.

Если при переезде вброд через маленькую речку либо глубокую лужу заглох движок, и все пробы его запустить оказались напрасными, невзирая на то, что приборы зажигания сухие, не расстраивайтесь. Полностью возможно, что в глушитель попала вода (в таковой ситуации при работе стартера из выхлопной трубы идут пузыри). В данном случае вам пригодится шланг (подойдет шланг для перекачки бензина). Вставив конец шланга на двадцать-тридцать см в глушитель, другой конец нужно вывести наружу, и привязать его к бамперу — ваш движок запустится.

  • Узел троса в роли блока.

Для вытаскивания застрявшего в яме легкового автомобиля, подойдет морской метод обтягивания снастей. К буксирной проушине машины привяжите трос, а свободный конец троса обнесите вокруг опоры (вбитого в землю кусочка трубы, столба, дерева), и завяжите фургонным («кучерским») узлом. Потянув за свободный конец троса, вы получите практически двойное усилие. Потому что оно находится в зависимости от трения, лучше использовать гладкий трос, при этом, если пригодится, можно смазать его мылом. Если для вытаскивания машины усилия недостаточно, обнесите трос вокруг опоры снова, и завяжите очередной таковой узел. При всем этом усилие получится в четыре раза огромным (не беря во внимание трения), но в расстоянии вы проигрываете (трос выбираете на 1 м — машину продвинете только на 25 см).

  • Закрепить буксирный трос? Просто!

Нередко, неискусно закрепленный в проушине машины, буксирный трос самопроизвольно отвязывается, либо, напротив, затягивается так, что не отвязать. Если проушина огромного размера и дает возможность свободно продеть в нее петлю троса, вы сможете очень накрепко и стремительно его закрепить, а позже с легкостью отсоединить. Для этого используйте ключ, монтировку и т. п.

  • Болт сращивает трос.

Концы разорванного троса поможет стремительно и накрепко соединить специально приготовленный болт, шайба и гайка. Для этого возьмите болт подходящего поперечника, в его стержне просверлите отверстие и распилите по нему паз. В болт можно вставлять несколько концов троса (это находится в зависимости от его длины).

  • Якорь для лебедки.

Чтоб при помощи лебедки либо другого приспособления вынуть застрявший автомобиль, нередко в землю вбивают трубу либо кол. Часто такую опору нелегко установить, ну и нагрузка для нее оказывается очень большой. Предлагаем вам сделать разборный якорь, надежный и удачный. Он представляет собой отрезок трубы, в отверстия которой вставляются 5 штырей. Будучи вбитым в землю под наклоном, таковой якорь способен выдержать огромную нагрузку.

  • Обучаемся вязать узлы.

Нередко можно узреть, как страдают неопытные водители, стараясь накрепко привязать, а еще почаще - развязать, затянувшийся после буксировки машины узел троса либо веревки. Выше мы предлагали метод крепления троса с петлей. Если же петли нет, попытайтесь завязать обычной, но надежный узел. Он стремительно завязывается. А чтоб его развязать, просто потяните за свободный конец веревки.

Противобуксовочное устройство «Штурман»

Текст: Евгений КОНСТАНТИНОВ
Фото: Ирина КОРОЛЕВА

Так уж устроен этот мир, что преодолевать более или менее серьезное бездорожье время от времени вынужден практически каждый российский автомобилист. Для дачника внедорожные приключения и вовсе в порядке вещей. В помощь подобным «джиперам поневоле» придумано довольно много устройств повышения проходимости, но все равно новые приспособления «на эту тему» появляются на рынке с завидной регулярностью. Взять хотя бы... «переносную гусеницу для автомобиля». Данное устройство продается под именем «Штурман». Но навигация здесь совершенно ни при чем…

Урок чтения

В информации, размещенной на сайте производителя, утверждается, что «устройство очень просто в применении, однако реально имеет высокую эффективность при попадании колеса в яму, грязь, сугроб, песок, а также при прохождении бездорожья». Раз так, то это определенно «наш клиент», тем более что солидная цена (3600 рублей) и эффектные видеоролики убеждают в неординарности этого инструмента. Правда, интересен он будет в первую очередь водителям «легковушек». Причина такой избирательности проста: максимально допустимая ширина колеса составляет всего 215 мм. На что-то большее «Штурман» просто не налезет. Зато на что-то меньшее – легко. Излишки будут «съедены» за счет регулируемой ширины фиксирующей скобы.

Так способен ли «Штурман» приблизить задне- или переднеприводный автомобиль по проходимости к стандартному внедорожнику? Читаем описание дальше: «Колесо всегда наезжает не на жидкую или скользкую поверхность дороги, а на ленту. В этот момент лента создает эффект лыжи и поэтому не дает колесу проваливаться или пробуксовывать. Ленту не отбрасывает от колеса благодаря подковообразному замку крепления к шине и диску… Разработано для быстрого, легкого присоединения к колесу автомашины и эффективного вывода автомашины из бездорожья в снегу, грязи, на льду и на песке, а также из кюветов и ям… Устройство незаменимо в ситуации, когда водителю нужно не просто одномоментно выехать из расхлябанной колеи, а преодолеть некоторый протяженный участок бездорожья, например, проселочный участок от шоссе до дачи». Рядом приведены ограничения по применению: «Плоские диски (имеется в виду «литье» без выраженной ступеньки у закраины – прим. ред.) оно может вытянуть только на коротком расстоянии… Старайтесь не ездить по сильно рыхлому дорожному покрытию, например, в поле по пашне или по очень глубокому снегу».

Дорога к даче

Условия теста напрашивались сами собой. Засыпанная свежим снегом полевая грунтовка с неглубокой колеей стала нашей «среднестатистической дорогой к даче», по которой предстояло проехать разным автомобилям… На роль «дачника-испытателя» мы назначили заднеприводную «Волгу» ГАЗ-3110 и переднеприводный Opel Meriva, ну а «эталонным дачником» на этот раз стала « Нива » ВАЗ-2121.

Методом проб и ошибок находим подходящую колею. В поле снега немного, и стандартная « Нива » хоть и с трудом (иногда с помощью лопаты), но пробивается. Все-таки для «легковушек» слишком глубоко. А вот на выбранной дорожке им будет в самый раз: « Нива » идет легко, а «Волгу» и Opel ожидают трудности.

Действительно, как только новенькая иномарка съезжает в припорошенный след, ее способностей и инерции хватает на пару метров. Затем машина «подвисает», вращая колесами на месте. Выталкиваем. Усилия двоих человек, выталкивающих автомобиль, составляют в среднем 150 кгс. Этой «тяги» хватает, чтобы заставить засевший Opel выскочить на твердую дорогу. При этом сам автомобиль развивает на снегу тягу не больше 200 кгс.

Теперь «Волга». Несмотря на больший дорожный просвет, она ведет себя в снегу не лучше: шинам не хватает сцепных свойств, из-за чего тяга едва достигает 150 кгс. Но эту беду у заднеприводного автомобиля легко исправить. Грузим в багажник 200 кг заранее припасенного балласта, и… ситуация сразу меняется. Несмотря на то, что корма визуально стала ниже, проходимость «Волги», равно как и управляемость на снежном накате, заметно улучшилась. Тяга на колесах превысила 200 кгс. Оставляя на снегу след от редуктора заднего моста, «баржа» лихо поплыла по колее. Но хватило ее ненадолго.

Делаем следующий шаг – сдуваем шины на ведущих колесах до одной атмосферы. Однако резкого улучшения тяги, как это бывает в подобной ситуации с внедорожниками, в нашем случае не произошло. Если верить динамометру, у Opel тяга выросла всего до 250 кгс, а у «Волги» до 300. Заметим, что на той же дороге « Нива » с двумя атмосферами в шинах развивает 400 кгс. Но как бы там ни было, но ехать по снегу на обеих «легковушках» стало заметно легче. Сказалось это и на результатах в колее. При первой посадке «Волга» даже смогла раскачаться и выехать самостоятельно. Еще одна попытка, и автомобиль застревает уже как следует.


Рожденные ползать

Несмотря на малый (всего 145 мм) дорожный просвет, Opel также обрел уверенность и прошел по «волговскому» следу как по шоссе, а затем с ходу выскочил на запорошенный участок. Какое-то время наш переднеприводный «дачник» продолжал движение, но скорость неумолимо падала, и в конце концов Opel остановился, превысив результат «Волги» метров на пятнадцать. Ну что, пора опробовать эффективность «Штурмана» для спасения уже засевшей машины. Для подгонки «гусениц» по размеру и установки их на оба ведущих колеса потребовались пять минут времени и самый немудреный инструмент. Задняя передача, плавный газ и… хруст. Левое колесо сразу же срывается в пробуксовку, «гусеница» слетает, а ее железная скоба выламывает кусок из подкрылка. Вот те раз! Хозяин машины тут же забирает назад свое согласие участвовать в тесте, и мы вытаскиваем Opel из снежного плена. Справедливости ради надо сказать, что сидела машина основательно – даже с помощью УАЗа эвакуация удалась не с первой попытки.

Установка «Штурмана» на севшую в колее «Волгу» также не дает положительного результата: каждый раз, едва колесо делает полный оборот, устройство слетает. Правда, в зависимости от условий, иногда оно помогает «прыгнуть» на пару метров вперед. Но это ведь не езда! Анализируя ситуацию, приходим к выводу, что скоба не может удержаться из-за недостаточного давления и мягкости покрышки.

Еще раз

Накачиваем «колеса» до двух атмосфер и начинаем тест «по науке». Теперь «Штурман» держится на колесах хорошо и позволяет неограниченно долго двигаться на первой передаче по заснеженной укатанной дороге, громко хлопая «гусеницами» по подкрылкам. Тяга на колесах составляет 300 кгс без балласта и 450 кгс с балластом. Со свежепереметенным участком дороги, где снега было не больше 10 см, «гусеницы» справились, но едва началась колея и «Волга» стала чиркать задним мостом, как возникла пробуксовка. В конце концов машина плотно уселась. А через какое-то время устройство снова слетело. К чести отечественной пластмассовой индустрии, подкрылки «Волги» оказались прочнее, чем на Opel. После серии испытаний они не полопались, а всего лишь покрылись глубокими царапинами…

К сожалению, нам так и не удалось досконально изучить поведение «Штурмана» на переднем ведущем мосту. Opel сошел по техническим причинам, а ждущий в резерве «Москвич-2141» оказался непригоден для «Штурмана» конструктивно, то есть из-за особенностей компоновки его передней подвески, в которой слишком много выступающих в сторону колеса элементов. Оставалась надежда на ВАЗ-2108, принадлежащий производителям «гусениц», однако и там из-за более широкой (нештатной) резины устройство начинало цеплять за подвеску. Что же до «Нивы», то у нее оказались… неподходящие диски.

Оковы тяжкие

По-настоящему действенным способом преодолеть зловредную колею оказались… цепи. На них проходимость всех машин улучшились значительно. Так, при применении стандартной 5-миллиметровой «лесенки» отечественного производства тяга у Opel составила 400 кгс, а у «Волги» (груженой) и «Нивы» – по 600 кгс. После установки цепей Opel наконец-то стал уверенно двигаться по снегу, а заднеприводная «баржа» и вовсе начала бороздить целину так, как будто ей только что «вкатили» второй ведущий мост. В какой-то момент она «подсела», но раскачалась и выехала самостоятельно. А еще через некоторое время слетела правая цепь (видимо, была недостаточно натянута). По счастью, колесо в этот момент было разгружено, и вновь надеть «оковы» оказалось довольно просто. Процесс занял минут пять. Обычно в таких случаях приходится доставать домкрат и вывешивать колесо, но тут обошлось без этого.

Вообще же главным неудобством при пользовании цепями (за исключением их градации по размерам) стал процесс надевания. Сначала цепи надо правильно расстелить и расправить перед колесами, затем наехать на них, перекинуть свободные концы вокруг колеса, застегнуть снаружи и изнутри, регулируя натяг и равномерность распределения. Чем выше дорожный просвет, тем удобнее. Но все равно, даже на «Ниве» надевание пары цепей заняло восемь минут. Для низкого Opel времени потребовалось вдвое больше.

Как правило, после нескольких метров пробега на цепях их требуется подтянуть. Только после этого они садятся как надо и гарантированно не слетают при преодолении глубокого снега. Именно поэтому цепи лучше надевать заранее. Лучше всего – стоя на хорошей дороге.

Весенний, зимний и осенний периоды - тяжелые времена для езды по грунту и заснеженным дорогам. Даже самый небольшой подъем порой становится непреодолимым препятствием, в особенности, если протекторы шин немного лысоваты. Колеса пробуксовывают, автомобиль заносит. И шипованная резина помогает не всегда. Однако существуют приспособления, повышающие проходимость. Как изготовить противобуксовочное устройство для автомобиля, расскажет эта статья.

  • Автомобиль с велосипедной цепью.

В качестве противобуксовочного устройства для автомобиля можно использовать, сделанные из старой велосипедной цепи, браслеты. Чтобы закрепить их на ведущих колесах (по три на каждом колесе), надо к ободу колеса приварить три бобышки. В каждую из них заводите наконечник браслетного троса, захват цепляете за отбортовку обода и затем натягиваете браслет, завинчивая гайку ключом. Такой комплект из шести штук весит совсем немного - всего 980 г.

  • Цепи из шлангов.

Как изготовить полезные во время езды по бездорожью противобуксовочные устройства для автомобилей? Можно использовать дюритовый шланг, диаметром 8-14 мм, и мягкую контровочную проволоку (трос), диаметром 1,5 мм. Их понадобится от двух до четырех на каждое ведущее колесо автомобиля. Устанавливая грунтозацепы на колесо, проденьте проволоку (трос) через «окна» в диске (а если таковых нет, то отверстия нужно просверлить), а концы ее скрепите любым надежным способом.

  • Устройства против буксования автомобиля.

Вполне обыденная ситуация: одно из ведущих колес машины попадает на лед, прикатанный снег или в ямку, заполненную жидкой грязью, и машина не двигается с места - колесо буксует. Приходится звать на помощь, чтобы сдвинуть автомобиль со скользкого места, либо отправляться на поиски каких-нибудь веток, досок, песка и подкладывать их под буксующее колесо, чтобы обеспечить его сцепление с дорогой. Застраховать себя от подобных занятий можно припасенным заранее проволочным матом-ковриком. Подложите такой коврик-решетку под буксующее колесо, и вы легко проедете даже совершенно гладкий лед, а сам коврик занимает в багажнике очень немного места.

  • Давление и проходимость.

Если вы опасаетесь завязнуть в песке или в грязи, рекомендуем вам старый проверенный способ для повышения проходимости автомобиля. Нужно попросту снизить давление в шинах до 0,5 кг/кв.см. Существует мнение, что если двигаться на приспущенных шинах со скоростью 5-6 км/ч по мягкому грунту на участках, протяженностью не более 100 - 150 м, покрышки не повреждаются, а при плотной их посадке - не проворачиваются, и, соответственно, не срезают вентиль камеры.

  • Веревкой и палкой.

Когда на лесной дороге ваша машина застревает в грязи или глубокой луже, а у вас в багажнике, кроме буксирного фала, нет никаких приспособлений, не надо отчаиваться. Сделайте посередине фала петлю, закрепите фал на ближайшем дереве и автомобиле. Вставив в петлю палку, длиной около полутора метров, вращайте ее, и одновременно оттягивайте скрученный фал. Таким способом вы сможете вытащить автомобиль на сухое место.

  • Выход есть!

Случается так, что машина буксует, а помощи попросить не у кого, и под колеса подложить нечего.А для того, чтобы выбраться на относительно сухое место, нужно совсем немного помочь двигателю. Но как? Конечно, можно, включив первую передачу, установить постоянный газ ручкой регулировки воздушной заслонки, или прижав чем-нибудь педаль газа и, выйдя из машины, подтолкнуть ее. Но тут есть вероятность, что выехав на сухое место, машина "удерет" в кювет, а несчастный водитель окажется в еще худшем положении. Избежать этого поможет простой и эффективный способ - откройте капот, закрепите веревку длиной около 5 метров на центральном проводе высокого напряжения у распределителя, и протяните ее через крышу автомобиля назад. Затем следует тщательно обтереть двигатель сверху и убедиться, что бензин не подтекает из бензопровода или карбюратора. Подготовив все таким образом, попытайтесь вытолкать машину. И если ваш автомобиль попробует от вас "удрать" после того, как почувствует твердую почву под колесами, то нужно просто дернуть за веревку, выдернуть центральный провод из распределителя - машина остановится.

  • И водная преграда преодолима.

Если при переезде вброд через мелкую речку или глубокую лужу заглох двигатель, и все попытки его запустить оказались тщетными, несмотря на то, что приборы зажигания сухие, не расстраивайтесь. Вполне вероятно, что в глушитель попала вода (в такой ситуации при работе стартера из выхлопной трубы идут пузыри). В этом случае вам понадобится шланг (подойдет шланг для перекачки бензина). Вставив конец шланга на двадцать-тридцать сантиметров в глушитель, другой конец необходимо вывести наружу, и привязать его к бамперу - ваш двигатель запустится.

  • Узел троса в роли блока.

Для вытаскивания застрявшего в яме легкового автомобиля, подойдет морской способ обтягивания снастей. К буксирной проушине машины привяжите трос, а свободный конец троса обнесите вокруг опоры (вбитого в землю куска трубы, столба, дерева), и завяжите фургонным ("кучерским") узлом. Потянув за свободный конец троса, вы получите почти двойное усилие. Так как оно зависит от трения, лучше использовать гладкий трос, причем, если понадобится, можно смазать его мылом. Если для вытаскивания машины усилия недостаточно, обнесите трос вокруг опоры еще раз, и завяжите еще один такой узел. При этом усилие получится вчетверо большим (не учитывая трения), но в расстоянии вы проигрываете (трос выбираете на 1 м - машину продвинете лишь на 25 см).

  • Закрепить буксирный трос? Легко!

Часто, неумело закрепленный в проушине машины, буксирный трос самопроизвольно отвязывается, или, наоборот, затягивается так, что не отвязать. Если проушина большого размера и дает возможность свободно продеть в нее петлю троса, вы можете очень надежно и быстро его закрепить, а потом с легкостью отсоединить. Для этого используйте ключ, монтировку и т. п.

  • Болт сращивает трос.

Концы разорванного троса поможет быстро и надежно соединить специально подготовленный болт, шайба и гайка. Для этого возьмите болт подходящего диаметра, в его стержне просверлите отверстие и распилите по нему паз. В болт можно вставлять несколько концов троса (это зависит от его длины).

  • Якорь для лебедки.

Чтобы с помощью лебедки или другого приспособления вытащить застрявший автомобиль, часто в землю вбивают трубу или кол. Зачастую такую опору нелегко установить, да и нагрузка для нее оказывается слишком большой. Предлагаем вам изготовить разборный якорь, надежный и удобный. Он представляет собой отрезок трубы, в отверстия которой вставляются пять штырей. Будучи вбитым в землю под наклоном, такой якорь способен выдержать большую нагрузку.

  • Учимся вязать узлы.

Часто можно увидеть, как мучаются неопытные водители, стараясь надежно привязать, а еще чаще - развязать, затянувшийся после буксировки машины узел троса или веревки. Выше мы предлагали способ крепления троса с петлей. Если же петли нет, попробуйте завязать простой, но надежный узел. Он быстро завязывается. А чтобы его развязать, просто потяните за свободный конец веревки.