Седьмая часть Временных правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в Российской Федерации.
УТВЕРЖДЕНЫ
Первым заместителем
Министра транспорта РФ
А.П.НАСОНОВЫМ
29 сентября 1997 года
160. Перевозки в режиме маршрутного такси организуются Перевозчиком по согласованию с органами местного самоуправления на всех видах сообщений (внутригородских, пригородных, междугородных) с использованием автобусов особо малой и малой вместимости , а также легковых автомобилей. Перевозки организуются с целью предоставления населению транспортных услуг повышенной комфортности за счет:
- перевозки пассажиров только на местах для сидения;
- повышенной скорости сообщения по сравнению с маршрутными перевозками автобусами общего пользования;
- остановок в пути следования по требованию пассажиров в любом месте маршрута с соблюдением Правил дорожного движения;
- приближения остановочных пунктов к местам скопления пассажиров и организации маршрутов по улицам и дорогам, местным проездам, позволяющим безопасно эксплуатировать автобусы малой и особо малой вместимости.
161. При наличии на маршрутах устоявшихся пассажиропотоков
движение организуется по расписаниям.
Если конечный пункт маршрута является основным по
пассажирообразованию, а на протяжении маршрута наблюдается
неустойчивый по интенсивности пассажиропоток, движение организуется по
оперативным интервалам по мере накопления пассажиров
.
162. Перевозки выполняются для обслуживания транспортных связей вокзалов, аэропортов, больничных комплексов, кладбищ с центральными районами города; торговых и культурных центров между собой и с жилыми массивами, жилых массивов с местами массового отдыха и т.п.
163. Перевозки осуществляются на направлениях, совмещенных с маршрутами других видов транспорта, дополняя их в часы "пик" и осуществляя основные перевозки в межпиковое время, а также для транспортных связей в ночное время как на самостоятельных, так и на совместных маршрутах.
164. На остановочных пунктах городских и пригородных маршрутов
для сведения населения вывешиваются указатели времени работы
автобусов.
На остановочных пунктах в междугородном сообщении вывешиваются
расписания движения.
165. На автовокзалах, автостанциях и автопавильонах (с кассовой продажей билетов на междугородные таксомоторные маршруты) вывешиваются расписания отправления автобусов по всем маршрутам, проходящим через данный остановочный пункт; таблицы стоимости проезда пассажиров ; основные извлечения из настоящих Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом .
Продажа билетов на проезд пассажиров в автобусах особо малой и малой вместимости
166. Билеты на проезд пассажиров
в автобусах особо малой и малой
вместимости
городских и пригородных маршрутов продаются водителями, а
в отдельных пунктах через специально уполномоченных на то лиц.
Для пассажиров
междугородных маршрутов продажу билетов производят
на остановочных пунктах в кассах, а где кассовая продажа билетов не
организована - через водителей непосредственно при посадке пассажиров
в автобус до отправления его от остановочного пункта.
На начальных и конечных остановочных пунктах междугородных
маршрутов производится предварительная продажа билетов на проезд в
.
167. Формы билетов для проезда в этих автобусах утверждаются Министерством финансов Российской Федерации по представлению Министерства транспорта РФ.
Условия проезда
168. В автобусах особо малой и малой вместимости городских, пригородных и междугородных маршрутов перевозчик обязан предоставить пассажирам места для сидения. Проезд пассажиров сверх количества мест для сидения запрещается.
169. Посадка пассажиров
в эти автобусы междугородных маршрутов на
автовокзалах и остановочных пунктах с кассовой продажей билетов
производится по предъявлении билетов, приобретенных в кассах. Билеты
действительны только на указанный день и рейс.
Посадка пассажиров
на междугородные маршруты в начальном пункте
отправления производится не позднее чем за 10 минут до отправления
автобуса.
170. Высадка пассажиров из автобуса производится по требованию пассажира в любом месте пути следования с соблюдением Правил дорожного движения.
171. Проезд лиц в нетрезвом состоянии не допускается.
172. В случае снятия автобуса с линии в связи с неисправностью, аварией и т.п. выданные пассажирам билеты действительны для проезда в другом автобусе того же маршрута.
173. При следовании в автобусах особо малой и малой вместимости
городских, пригородных и междугородных маршрутов пассажир
имеет право
провозить с собой бесплатно одного ребенка в возрасте до 5 лет
включительно, если он не занимает отдельного места.
Для занятия отдельного места ребенку в возрасте до 5 лет
приобретается билет по действующему тарифу.
При следовании вместе с пассажиром
нескольких детей в возрасте до
5 лет на каждого ребенка, кроме одного, провозимого бесплатно,
приобретаются билеты по действующему тарифу.
174. В случае опоздания, болезни или отказа пассажира от поездки в автобусе междугородного маршрута он имеет право вернуть билет и получить обратно стоимость проезда в порядке, установленном в п. п. 76 - 82.
Ключевые слова: пассажирские перевозки , правила пассажирских перевозок , правила перевозок пассажиров , перевозки пассажиров , проезд в маршрутках , перевозки пассажиров газелью , пассажирские перевозки газелью
В городе Коломна Московской области завершился девятый международный автотранспортный фестиваль «Мир автобусов» . В течении трёх дней, с 18 до 20 мая 2016 года специалисты знакомились с новинками и успешно зарекомендовавшими себя решениями в области автобусных перевозок. В этом году выставка оказалась достаточно компактной, однако от этого не менее интересной.
Сегодняшний фестиваль посвящён 90-летию главного перевозчика Московской области — ГУП МО «Мострансавто». На открытие выступили генеральный директор Александр Зайцев, два предыдущих директора «Мострансавто», глава города Коломна Валерий Шувалов, космонавт Елена Серова и другие почётные гости. Особое внимание было уделено приглашённым гостям — ветеранам предприятия. По традиции, торжественный старт фестивалю был дан гудком автобуса.
Междугородние автобусы
Хедлайнером выставки в классе междугородних перевозок по праву можно назвать автобус Setra TopClass S 516 HDH . Пожалуй, на данный момент — это самый фешенебельный автобус туристического класса, по уровню комфорта граничащий с автобусами для вип-персон.
Что же предлагают нам ведущий немецкий автопроизводитель за 0,5 млн евро? Комфорт поездки сопоставим с бизнес-классом лучших самолётов: в автобусе кожаный салон по схеме 2+1, сидения широкие, сзади расположен клубный уголок со столиком на 6 персон, индивидуальное освещение, зарядка для телефонов. Даже климат-контроль в автобусе «умный» — распределяет мощность в зависимости от наполненности салона. Но основная «фишка» данного автобуса — это прозрачная панорамная крыша из стекла со специальным покрытием, не пропускающим 98% энергии солнечного света, исключая таким образом нагрев салона лучами солнца.
Вместо ключа зажигания у этого автобуса пульт дистанционного управления с дисплеем. Даже на расстоянии до 100-150 метров водитель может контролировать все параметры автобуса, прогреть двигатель, охладить салон. Расход топлива такой махины сравнительно невысокий — около 25 л/100 км. Продумана и безопасность: помимо стандартного круиз-контроля, контроля движения по полосе, ABS, «умной» системы активного экстренного торможения АВА-3, представитель концерна продемонстрировал систему противоподкатной защиты, расположенной за передним бампером автобуса. Она позволяет существенно погасить силу удара при лобовом столкновении с низкими ограждениями и легковыми автомобилями, принеся минимальный урон автобусу и обьекту столкновения.
Другой представленный немцами автобус — Mercedes-Benz INTOURO (фото слева). Данный автобус позиционируется как бюджетный многоцелевой на 55 или 59 мест в зависимости от модификации. Пробег между ТО у него увеличен до 60 тыс. км, по сравнению с предыдущей линейкой автобусов Conecto у Intouro снижен уровень шума в салоне за счёт ведущего амортизирующего моста, снижен расход топлива. Традиционно на выставке свою продукцию предоставил и MAN (фото справа): туристический Lion’s Coach и бюджетный междугородный Lion’s Intercity:
Не отстают и отечественные производители. Российский автогигант Группа ГАЗ представилассортимент современных автобусов на шасси Scania, такие как пригородно-междугородний ЛиАЗ Вояж (фото справа) в двухосном и трёхосном (Вояж L) вариантах и двухосный туристический ЛиАЗ Круиз (фото слева). Модель Вояж уже хорошо известна пассажирам подмосковных пригородных маршрутов, модель Круиз же интересна нетипичным для таких автобусов газодизельным двигателем Scania и соответствием стандарту Евро-6.
Стоит заметить, что Группа ГАЗ начинает выпускать свои автобусы под единым брендом, с единым шильдиком, что несколько стирает границы исторических мест происхождения автобусов. Так, скажем, модель Вояж, ранее бывшая ГолАЗом, почему-то стала ЛиАЗом.
Один из немногих междугородних автобусов на выставке на шасси собственной разработки (а не Scania) — это белорусский туристический МАЗ-251 (фото слева). Вместимость такого автобуса — 44 места, шаг сидений — 86 см, двигатель — 360 л.с. MAN или MB стандартов Евро-3 или Евро-5 по желанию заказчика. Цена такого автобуса — около $200000. На фото справа — Higer KLQ 6122 , ещё более недорогая китайская альтернатива ($170000-180000).
Городские автобусы большой вместимости
В этом году продолжается конкуренция по автобусам класса БВ между группой ГАЗ (в лице ЛиАЗа) и Минским Автозаводом.
Низкопольный ЛиАЗ-5292.65 — новейший вариант хорошо известной всем рабочей лошадки московского автобуса, созданный с учётом импортозамещения. Это первая модификация ЛиАЗа-5292 с отечественным двигателем стандарта Евро-5 (ЯМЗ-53633 мощностью 244 л. с.), что позволило данным автобусам уже с 9 мая уже начать работу на столичных маршрутах под брендом «Московский транспорт». Использование российского двигателя удешевило автобус на 500 тысяч рублей, не повлияв на его пассажирские и ходовые качества.
Пока существует только вариант автобуса в старом кузове и с бюджетным салоном, однако производитель обещал выпустить и вариант с рестайлинговым кузовом образца модификации 22-77. Кроме того, представитель Группы ГАЗ отметил, что планируется выпуск сочленённых автобусов ЛиАЗ-6213 с двигателем 536-й модели.
Вариант от МАЗа — хорошо зарекомендовавшая себя модель МАЗ-203.065 , эксплуатирующаяся во многих городах Беларуси, Украины и России. Помимо него, на выставке был и другой экземпляр МАЗ-203.088 - первый автобус из таможенного союза с двигателем Mercedes-Benz OM 936 LA класса Евро-6 мощностью 320 л.с. и АКПП ZF 6AP1400B со встроенным ретардером.
Другие представленные автобусы, увы, выглядели явными аутсайдерами гонки за место в столичных автопарках. Например, IVECO CROSSWAY LE City с не 100% низким полом:
Городские автобусы средней вместимости
Группа ГАЗ представила новинку Vector NEXT . По заверениям прозиводителя, это не просто ребрендинг и рестайлинг «пазика», а совершенно новая модель автобуса, оптимально сочетающая в себе современные технические решения и бюджетность. Автобус оснащён отечественным дизелем ЯМЗ-5344 стандарта Евро-5 мощностью 150 л. с., отечественной МКПП (что характерно для автобусов этого класса), гидроусилителем руля и комбинированной рессорно-пневматической подвеской. Салон рассчитан на планировки от 18 до 26 сидячих мест.
МАЗ-206 — уже давно зарекомендовавшая себя модель, в этом году отмечающая своё десятилетие. На автобусах последней модификации установлен двигатель Евро-5, топливный бак объёма 140 литров (вместо 105 у ПАЗика), современная светотехника Hella. Задняя дверь широкая и оборудована пандусом для колясок.
Рынок автобусов средней и малой вместимости в этом году испытывает большой бум из-за массовой закупки частными перевозчиками автобусов для работы на новых для себя маршрутах под брендом «Московский транспорт». Популярностью пользуются как условно средней вместимости с низкой задней накопительной площадкой с пандусом и вместимостью от 20 сидячих + 25 стоячих, так и традиционные «маршрутки» — автобусы малой вместимости с вместимостью 18 человек сидячих.
На фото справа и снизу — Нижегородец —VSN 700 на базе Iveco Daily 70C. Такие автобусы уже работают под брендом «Московский транспорт» в компаниях «Автолайн», «Автороуд» и других.
Свой автобус аналогичного класса уже не первый год представляет и другая нижегородская фирма ООО «Инновационные технологии» — это FoxBus , на этот раз с компановкой салона для городских перевозок: салон 2+2 и задняя низкопольная накопительная площадка с пандусом и откидными сиденьями.
Городские автобусы малой вместимости
Как было сказано выше, сегмент малой вместимости оказался весьма востребован из-за передачи части маршрутов частными перевозчикам. Уже под брендом «Московский транспорт» на выставке приняли участие Mercedes-Benz Sprinter 411 CDI (слева) и Ford Transit (справа). На первый взгляд, очень похожие машины, однако имеют принципиальное отличие: в Ford посадка проихсодит в среднюю дверь и имеются, помимо 18 сидячих (в том числе 1 справа от водителя) ещё и 4 стоячих места (два фото снизу). Ну а Mercedes-Benz — классический микроавтобус на 18 сидячих мест с посадкой через переднюю дверь. Оба автобуса оборудованы всем необходимым для работы на московских маршрутах: системой видеонаблюдения, автоинформатором с электротабло, навигационным оборудованием. Имеются специальные поручни для крепления валидатора:
Свой вариант в классе малой вместимости предоставила и группа ГАЗ. Газель NEXT — традиционный микроавтобус с цельнометаллическим кузовом, рассчитанный составить конкуренцию таким машинам как Ford Transit или Mercedes-Benz Sprinter, прежде всего по стоимости (на 20% дешевле). Однако всё же количество мест меньше, а салон теснее, чем у более длинных зарубежных аналогов, хотя, например, расход топлива выше.
Другие разделы выставки
Автобусные запчасти и атрибуты компактно расположились в одном павильоне, ничего лишнего, всё только самое нужно и интересное: обивка для сидений, кондиционеры, подшипники, транспортные карты и даже выставка детского рисунка, посвящённая 90-летию ГУП МО «Мострансавто»:
Во второй день в рамках фестиваля прошёл конкурс профессионального мастерства среди водителей автобусов ГУП МО «Мострансавто», приуроченный к 90-летию транспортного предприятия. Среди 64 водителей из 33 филиалов «Мострансавто» лучшими оказались Алексей Авдеев (Автоколонна №1417, Коломна), Сергей Максимов (Автоколонна №1417, Коломна) и Андрей Ванчарин (Автоколонна №1785, Щелково).
Что было на «Мире автобусов» в прошлых годах, можно посмотреть в наших репортажах: , . Ну а мы с нетерпением будем ждать следующего, юбилейного, десятого фестиваля «Мир Автобусов», который пройдёт в Коломне 17-19 мая 2017 года. До скорых встреч!
Морозов Артём, Долгополов Михаил
Наиболее приемлемой классификацией автобусов по назначению следует считать их деление на три класса: I - городские; II - междугородные; III - дальнего следования.
Для отечественных автобусов можно выделить еще дополнительный класс ведомственных автобусов, предназначенных для доставки людей к месту работы.
К автобусам класса I относят городские автобусы, обладающие наибольшей вместимостью (наличие большого числа стоячих мест) и высокими параметрами пассажирообмена (большие площадь пола и ширина дверей, низкий уровень пола и др.), и максимально
Характеристики легковых автомобилей с кузовами различных типов
Таблица 2.1
Внешний вид |
Название |
Характеристика |
Закрытый кузов |
||
Удлиненная база, четыре боковые двери, два (три) ряда сидений, застекленная перегородка за первым рядом |
||
Седан (хэтчбек, салун, берлина) |
Нормальная база, четыре или две боковые двери, два (три) ряда сидений |
|
Купе (берлинетта) |
Укороченная база, две боковые двери, один (два) ряда сидений |
|
Полностью открывающийся кузов |
||
Фаэтон (устаревшее - Торпедо) |
Удлиненная или нормальная база, число дверей и рядов сидений зависит от базы |
|
Родстер (слайдер) |
Укороченная база, две боковые двери |
|
Грузопассажирские кузова |
||
Универсал (стейшен вэгон, фамильяле, эстейст, бреак) |
Закрытый кузов со складывающимся задним рядом сидений, за счет чего можно увеличить помещение для груза |
|
Закрытая кабина с одним (двумя) рядами сидений и грузовая платформа |
||
Хэтчбек (комби, лиртбек, свинчбек) |
Занимает промежуточное положение между универсалом и седаном, имеет две (четыре) боковые двери и дверь в наклонной задней стенке |
с ними унифицированные пригородные автобусы, предназначенные для пассажирского сообщения города с ближним пригородом.
Автобусы класса II предназначены для обеспечения междугородных перевозок районного и областного масштабов, сообщения городов с дальним пригородом, местных перевозок в сельской местности. Они отличаются от автобусов класса I большей долей числа мест для сидения, наличием в основном четырехрядной планировки, отсутствием накопительных площадок с размещением стоящих пассажиров только в проходе, уменьшенным числом служебных дверей, повышенными параметрами геометрической проходимости, комфортабельностью для пассажиров и т.д.
Автобусы класса III предназначены для перевозки только сидящих пассажиров в условиях высокого комфорта на дальние расстояния и в туристических или экскурсионных целях. Они снабжены багажными отделениями и рядом дополнительного оборудования: радио- и телеустановками, местом для гида, гардеробом, баром, туалетом, индивидуальными освещением и вентиляцией, системой кондиционирования и т.д. Автобусы класса III могут быть выполнены повышенной этажности, с наклонно расположенным салоном для улучшения обзорности и иметь разнообразные компоновочные схемы.
По размерам автобусы подразделяют на особо малые, средней размерности, большие, особо большие или сочлененные.
Особо малые автобусы можно классифицировать следующим образом. К классу I могут быть отнесены особо малые автобусы, выполняющие функции маршрутных такси, т.е. осуществляющие перевозки на внутригородских коротких маршрутах.
К классам II и III можно отнести автобусы особо малой категории, предназначенные для перевозки сидящих пассажиров с различной степенью комфортабельности, определяемой планируемой продолжительностью поездки.
Большинство выпускаемых в мире малых автобусов относится к классам II и III. Малыми автобусами класса II являются отечественные ПАЗ-3205, имеющие в основном четырехрядную планировку салона, одну или две служебные двери, поручни для стоящих в проходе пассажиров и предназначенные для перевозок пассажиров на местных маршрутах. Малые автобусы в зависимости от класса назначения имеют полную вместимость 25-50 пассажиров и полную массу в наиболее характерных диапазонах: 5,3-6,5 и 8,2-8,8 т.
Автобусы средней размерности , как правило, унифицированы с большими автобусами, чему в значительной мере способствует приобретающая популярность модульная конструкция кузова. Средние автобусы производят многие европейские фирмы, но их выпуск относительно невелик. В отечественной промышленности средние автобусы классов II и III представлены семейством ЛиАЗ. Средние автобусы имеют вместимость 55-75 пассажиров и полную массу 9,5-13,5 т.
Большие автобусы составляют наибольшую долю в мировом производстве автобусов, кроме особо малых. Эта размерность автобусов характеризуется наибольшим разнообразием конструкций и компоновочных схем. Наибольшую часть выпуска составляют автобусы класса I с различными вариантами планировок салона. При наиболее типичных схемах планировки автобусов для внутригородских перевозок число пассажиров можно определить осредненно как произведение длины автобуса (м) на 10, т.е. при длине автобуса 9,5 м - 95 пассажиров. Большое число планировок салона, применяющихся ведущими автобусостроительными фирмами, приводит к определенному стиранию граней между автобусами классов I и II. Автобусы классов I и II имеют вместимость 80-120 пассажиров и полную массу 14-18,5 т. Большие автобусы класса III конструктивно представляют собой наиболее разнообразную группу: их выполняют двух- и трехосными, одно-, полутора- и двухэтажными, с большим ассортиментом дополнительного оборудования. Следует отметить, что европейская классификация распространяется лишь на одноэтажные автобусы.
Особо большие или сочлененные автобусы производятся на тех же предприятиях, что и большие автобусы, и максимально унифицированы с ними. В подавляющем большинстве они представляют собой автобусы класса I, за исключением единичных моделей сочлененных автобусов классов II и III. Особо большие автобусы выпускаются длиной 16,5-18 м, имеют вместимость 145-184 пассажира и полную массу 24-28 т. Эти автобусы предназначены для осуществления перевозок на наиболее напряженных городских, реже - на пригородных и междугородных маршрутах.
Троллейбусы выпускаются только большой и особо большой размерности для осуществления внутригородских перевозок большого числа пассажиров. Определилась тенденция в унификации троллейбусов с автобусами вплоть до применения полностью унифицированных кузовов, комплектуемых либо дизелем, либо тяговым электродвигателем в комплекте с управляющим и токопередающим электрооборудованием. В последнем случае троллейбус может дополнительно оснащаться дизелем для обеспечения автономного движения.
Описанная классификация автобусов предполагает возможность дальнейшего ее расширения по размерности и более мелкого деления по назначению, например категорией «сверхбольших» автобусов (троллейбусов), выполненных в виде трехсекционных сочлененных автобусов, таких как автобусы Х1Ъ1 (Франция), 280# (Германия), или типа «омнибус-бан».
Согласно «Положению об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами», автобус представляет собой автотранспортное средство с двигателем, предназначенное для перевозки пассажиров с числом мест для сидения (помимо сиденья водителя) более 8. Автобусы предназначены для перевозки пассажиров по установленному маршруту с посадкой и высадкой на предусмотренных остановках или по маршрутам, определяемым заказчиком - юридическим или физическим лицом.
По территориальному признаку: автобусные перевозки разделяются на:
- - городские
- - пригородные
- - междугородные
- - международные
К городским перевозкам относятся перевозки, осуществляемые в пределах черты города (одного населенного пункта).
К пригородным - перевозки, осуществляемые за пределы черты города на расстояние до 50км включительно.
К междугородным - перевозки, осуществляемые за пределы черты города более чем на 50км.
К международным - перевозки, осуществляемые за пределы или из-за пределов РФ. В связи с этим автобусы бывают городские, пригородные, международные и международные.
В зависимости от назначения перевозки: автобусы делятся на:
- - автобусы общего пользования
- - туристско-экскурсионные
- - специальные (школьные; вахтовые и т.д.)
Эти автобусы различаются по вместимости, уровню комфорта, внутреннему оборудованию салонов, внешнему виду.
По числу мест: автобусы бывают:
- - особо малой вместимости - микроавтобусы (с числом мест 9-11 человек), к которым относятся автобусы марок УАЗ, РАФ, «газель»
- - малой вместимости (с числом мест 21-26 человек)
- - средней вместимости (с числом мест 33-34 человека)
- - большой вместимости, рассчитанные на 41-45 человек
- - особо большой вместимости, в которых число мест может достигать от 54-56 до 80
К автобусам малой вместимости относятся отечественные машины марок КАВЗ и ПАЗ общего назначения и модификации для северных, горных и южных районов. Северная модификация предполагает теплоизоляцию кузова, изолированную от салона кабину водителя, двойное остекление, дополнительное отопление.
Горный автобус отличается наличием тормоза-замедлителя, противооткатного устройства и ремней безопасности для водителя и всех пассажиров. Южный вариант автобуса отличается установкой солнцезащитного экрана и теплоизоляцией кузова.
К автотранспортным средствам средней вместимости принадлежат определенные модификации автобусов марок ЛАЗ и МАРЗ (общего назначения и с откидными мягкими сиденьями).
Среди автобусов большой вместимости известны отечественные ЛАЗы, ЛиАЗы, венгерские «Икарусы».
В зависимости от количества этажей: автобусы бывают:
- - одноэтажные
- - полутораэтажные
- - двухэтажные
Большинство турфирм предпочитают работать с полутороэтажными автобусами, т.к. они имеют хороший обзор из-за того, что пол пассажирского салона поднят относительно кабины водителя. Нижнее помещение предназначено для перевозки багажа туристов. Нижние этажи двухэтажных автобусов могут использоваться как пассажирский салон при непродолжительных экскурсиях с целью увеличения вместимости транспортного средства или в качестве буфета, оборудованного небольшими столиками и стульями. Некоторые фирмы устраивают на первом этаже игровые комнаты или видеосалоны для детей. Существуют автобусы, в которых нижний этаж оборудован спальными местами.
Автотранспортные средства могут классифицироваться в зависимости от вида применяемого топлива: сейчас большинство автомобилей, предназначенных для пассажирских перевозок, работают на бензине, дизельном топливе или природном газе (сжиженном или сжатом). Однако в последнее время за рубежом и в нашей стране стали появляться автобусы, работающие на электрических батареях - электромобили (электробусы). Электробусы хорошо использовать для работы в парковых и пешеходных зонах, а также для экскурсионных поездок туристов по городу.
Во всем мире к автобусам, осуществляющим перевозки туристов, предъявляются высокие требования по их комфортабельности: в автобусах международного класса должны быть предусмотрены кондиционер, аудио-и видеосистемы, кухня, гардероб и биотуалет. Салоны многих автобусов оборудуются лампочками индивидуального освещения, подставками для ног, откидными столиками на спинках кресел. Сами кресла должны быть удобными и мягкими, иметь откидывающиеся спинки, наклон которых может регулироваться.
Классификационной комиссией при Международном Союзе автомобильного транспорта были разработаны конкретные требования для туристских автобусов различных категорий.
- - к автобусам категории «1 звезда» относятся автобусы международного класса, предназначенные для проведения обзорных городских и местных экскурсий
- - к автобусам категории «2 звезды» принадлежат транспортные средства высокого класса, участвующие в реализации внутреннего и международного туризма на небольшие расстояния
- - автобусы высшего класса и класса «люкс» характеризуются соответственно категорией «3 звезды», «4 звезды» и «5 звезд». Они используются для осуществления дальних и длительных туристских маршрутов
- - мощность двигателя
- - требования к тормозной системе и амортизации
- - вид вентиляции; способ обогрева
- - требования к окнам
- - внутреннее освещение
- - наличие громкоговорителя, микрофона, магнитолы
- - величина объема емкостей для багажного отделения и полок для ручной клади
- - оборудование автобусов холодильником, туалетом, видеосистемой, термонагревателем для напитков, подставкой для стаканов, складными столами и сборниками для отходов
- - оборудованное должным образом место для гида
Наличие последнего перечня атрибутов в полном объеме является обязательным для автобусов категорий «4 звезды» и «5 звезд».
Самым комфортабельным автобусным лайнером является автобус категории «5 звезд». Кроме вышеперечисленных удобств для туристов в таком автобусе есть гардероб, кухня с грилем, микроволновая печь и дозатор горячих и прохладительных напитков, а также термошкаф для заранее приготовленных блюд. Кабина водителя двухэтажного пятизвездного автобуса может быть снабжена видеокамерой для наблюдения за пассажирским салоном второго этажа.
Существуют и автобусы VIP-класса , рассчитанные на 26-28 человек. Они оборудованы комфортабельными креслами, в задней части нижнего этажа имеется комната отдыха с угловым диваном и раскладными столиками; тут же стоят два холодильника и миникухня.
Владельцы автобусов обязаны обеспечить проведение обязательного технического осмотра, технического обслуживания и ремонта автобусов в порядке и сроки, установленные действующими в различных странах нормативными документами. Необходимо также соблюдать правила эксплуатации автотранспортных средств. Для обеспечения безопасности перевозок регламентируются сроки эксплуатации автотранспортных средств, предназначенных для массовых перевозок туристов. В большинстве европейских государств срок эксплуатации туристских автобусов не должен превышать 8-10 лет.
Ужесточаются требования и по экологической безопасности автотранспортных средств: достаточно сказать, что нормы ЕС, касающиеся вредных выбросов выхлопных газов, за последние 20 лет уменьшились более чем в 20 раз. Такая политика в области ужесточения экологических стандартов способствует разработке более совершенных конструкций двигателей для автотранспортных средств, а также поиску новых видов топлива - биологического, газового и т.д.
Для автобусов, работающих на регулярных маршрутах, дополнительным обязательным требованием является наличие трафарета - таблички с указанием начального и конечного пунктов маршрута.