Урал 4320 для внутренних войск габаритный чертеж. Отечественное оружие и военная техника. Основные технические характеристики бронированного автомобиля «Урал-ВВ»

2005 год. Катастрофическое, небывалое по своим масштабам наводнение в южных штатах США. В частности – в городе Новом Орлеане. Спасательная операция на затопленных улицах самого крупного мегаполиса штата Луизиана проводится на грузовиках «Урал-4320» мексиканской армии. Автомобили из Миасса прошли по всем сложным хитросплетениям узких, охваченных наводнением улиц негритянских кварталов – там, где американские военные грузовики оказались бессильны. И это только один из многих эпизодов боевой работы «Урал-4320», в которых эти мощные машины наглядно показали свои возможности. Подробный обзор данной модели – в этой публикации.

«Урал-4320» – трёхосный полноприводной(формула 6х6) грузовой автомобиль повышенной проходимости Уральского автомобильного завода (город Миасс Челябинской области). В модельном ряде предприятия он в далёком 1977-м пришёл на смену грузовику «Урал-375».

По ряду элементов конструкции автомобиль «Урал-4320» унифицирован с предыдущей моделью –«Урал-375». Однако имеет более современную конструкцию, которая обеспечиваетрасширенные возможности и лучшие эксплуатационно-технические характеристики, чем у «Урал-375». 4320-й был основной моделью Уральского автозавода вплоть до осени 2015-го года (до его официальной замены на «Урал Некст».

Мексиканская «Марина-Армада» в период спасательной операции в Луизиане после урагана «Катрина» в 2005 году.

Но производство его для экспортных нужд всё ещё продолжается. Так как «Урал-4320» по-прежнему востребован, в качестве военного автомобиля, во многих странах Азии, Африки и Латинской Америки. Там он и по сей день продолжает вызывать своей харизмой подлинное уважение и настоящий восторг. И цена довольно доступная!

Грузовик не зря получил ироничное прозвище «Обжора». 50-70 литров высокооктанового бензина на 100 км пути – это очень много для массовой автомашины. Даже дешёвого и «казённого» бензина. Даже для многофункционального армейского автомобиля-«вездехода». Поэтому о замене на «Уралах» бензинового карбюраторного двигателя на более практичный– дизельный в Советском Союзе задумались ещё на рубеже 60-70х годов.

Однако от чёткого намерения до его конкретного воплощения в жизнь был пройден немалый путь: серийное производство семейства «Урал-4320» стартовало только в ноябре 1977 года. По решению Министерства автомобильной промышленности, разрабатывать и внедрять новый дизельный двигатель собственными силами миасского предприятия было признано нецелесообразными. Поэтому ремоторизацией «Уралов»: подбором подходящего двигателя и коробки передач, взаимной подгонкой силового агрегата и машины, – инженеры Уральского автозавода занимались вместе со специалистами флагмана советского моторостроения – Ярославского моторного завода.

«Урал-4320» «в своей стихии».

В течение 1970-1975 годов была проведена большая работа по испытанию новых образцов двигателей и КПП на опытных партиях грузовиков «Урал-375». Опытные партии прототипов, построенные в вариантах бортовых грузовиков и седельных тягачей, прошли многоэтапные испытания в 1973-1976 годах, и с февраля 1977 года начался этап подготовки конструкторской документации для серийного производства. Первые серийные автомобили с новым производственным индексом «Урал-4320» сошли с конвейера Уральского автозавода в ноябре 1977 года.

Но это ещё не было полной заменой «Урала-375»: «Обжора» ещё долгие годы продолжал выпускаться предприятием, параллельно с новой моделью. «Урал-4320» пробовали оснащать разными дизелями: для восьмицилиндрового «ЯМЗ-238» был даже предусмотрен более удлинённый моторный отсек, чем для шестицилиндрового «ЯМЗ-236», и для «КамАЗ-740». При этом машины с «ЯМЗ-236» можно было отличить от машин с «КамАЗ»овским двигателем по воздушному фильтру на правом крыле (из-за иной, более плотной компоновки моторного отсека). Начиная с 2000-го года, все «Уралы-4320» стали выпускаться с удлинённым моторным отсеком, вне зависимости от марки двигателя, который там установлен.

«Урал-4320» в Анголе (Юго-Западная Африка).

Регулярные заказы от Министерства обороны, постоянные поставки машин предприятиям нефтегазовой отрасли, хороший экспортный потенциал автомобиля способствовали тому, что уже менее чем через 10 лет после старта серийного производства – в 1986 году – количество выпущенных «Уралы-4320» перевалило за миллион единиц. К 4320-му семейству принадлежит также и облегчённый двуосный грузовик «Урал-43206», производство которого освоили в Миассе с 1996 года.

Осенью 2015 года на смену «Уралу-4320» пришёл в модельном ряде завода «Урал Некст» – его модернизированная версия, с оригинальным пластиковым оперением моторного отсека, с новым поколением современных кабин типа «ГАЗельНекст», и целым рядом усовершенствованных узлов и агрегатов. Ныне все гражданские версии «Урал-4320» для внутреннего гражданского рынка и частично для поставок силовым ведомствам заменены автомобилями семейства «Урал Некст».Но серия «Урал-М» (он же «Урал-4320») сохраняется специально для поставок на экспорт.

Непосредственное предназначение «Урал-4320» – это перевозка грузов, людей, буксировка прицепов и различной техники на всех типах дорог и на бездорожье (по пересечённой местности). Колёсная формула 6Х6, мощные дизельные двигатели и солидный дорожный просвет придают этому автомобилю значительный внедорожный потенциал. «Урал-4320» с лёгкостью преодолевает заболоченные места,1,6-метровые броды, 2-метровые канавы и рвы, въезжает на подъём в 60%.

Шасси «Урал-4320» использовалось в качестве базы для создания не только бортовых и тентованных автомобилей стандартной или удлинённой компоновки. Но и: для вахтовых автобусов (22- или 30-местных), седельных тягачей и трубовозов, автоцистерн и топливозаправщиков, установок и спецоборудования для нефте- и газодобычи, дорожной и коммунальной техники, пожарной охраны и, конечно, для нужд вооружённых сил.

Без лесовозов на базе «Урал-4320» невозможно представить вырубку и заготовку леса во многих регионах нашей страны. Вместе с гидравлическими манипуляторами лесовозы УРАЛ позволяют погружать и разгружать лес, и прочий сортимент, без привлечения специальной техники. Технические возможности грузовиков«Урал-4320» позволяют их интенсивную эксплуатацию в диапазоне температур от -50°С до +50°С, в противоположных друг другу климатических условиях – от районов Крайнего Севера до песчаных южных пустынь.

Нещадно эксплуатируемый лесовоз «Урал-4320», год выпуска – 2007-й.

Технические возможности «Урал-4320» планировались с учётом армейской службы данного грузовика повышенной проходимости: огромный запас прочности, высокая ремонтопригодность, простота конструкции и готовность к эксплуатации в тяжёлых условиях.

  • Габаритные размеры шасси «Урал-4320»: Длина – 7,588 м;Ширина – 2,5 м, Высота– 2,785 м, База – 3,525+(1,4) м. Выпускаются также модификации с укороченной длиной – 7,388 м; и удлинённые – 7,921 м. и 9,545 м.
  • Масса в снаряжённом состоянии – от 8 до 8,7 тонн; масса перевозимого груза – 7, 10, 12 тонн, в зависимости от модификации.
  • Распределение нагрузки снаряжённого автомобиля: на переднюю ось – 4,550 тонны, на заднюю тележку– 3,500 тонны.
  • Распределение нагрузки автомобиля полной массы: на переднюю ось – 4,635 тонны, задняя ось – 10,570 тонн.
  • Внутренние размеры стандартного кузова – 5685х2330х1000 мм.
  • Радиус поворота – по внешнему колесу 10,8 м, габаритный 11,4 м.
  • Дорожный просвет – 400 мм.
  • Ширина колеи – 2 м (передней и задней – одинаковая).
  • Ёмкость топливного бака – 200 литров, с возможностью установки дополнительного на 60 литров.

  • «ЯМЗ-236НЕ2» –дизельный, четырехтактный, шестицилиндровый, с непосредственным впрыском топлива, V-образный. Рабочий объём – 11,15 литров. Номинальная мощность при 2100 оборотах в минуту – 169 кВт (230 лошадиных сил). Максимальный крутящий момент при 1100-1300 оборотах в минуту – 882 Н.м (90 кгс/м).

«Урал-4320» с двигателем «ЯМЗ-236» можно отличить по воздушному фильтру.

  • «КамАЗ-740» – V-образный 8-ми цилиндровый дизель рабочим объёмом 10,86 литров. Мощность – 210 лошадиных сил. Максимальный крутящий момент – 68 кгс/м. Номинальная частота вращения коленчатого вала – 2600 оборотов в минуту.
  • «ЯМЗ-238» – 14,86-литровый V-образный 8-ми цилиндровый дизельный мотор мощностью в 176 кВт (240 лошадиных сил). Максимальный крутящий момент: 883 Н·м (90 кгс·м).

На автомобилях «Урал-4320» использовалось сцепление модели«КамАЗ-14», двухдисковое, с механическим приводом выключения и пневматическим усилителем. Или сцепление «ЯМЗ-182» – фрикционное, сухое, однодисковое, диафрагменное, с диафрагменной пружиной вытяжного типа.

Коробка передач - модели«КамАЗ-141»: 5-ступенчатая, с синхронизаторами на II, III, IV и V передачах. Передаточные числа: I-5,62; II-2,89, III-1,64, IV-1,00; V-0,724; ЗХ-5,30. Количество передач (с раздаточной коробкой): вперёд - 10, назад - 2. Отбор мощности от коробки передач - до 26 кВт (35 л.с.). Либо схожая по техническим параметрам коробка передач марки «ЯМЗ-236У» – механическая, трёхходовая, пятиступенчатая, также с синхронизаторами на 2, 3, 4, 5 передачах.

Раздаточная коробка - 2-ступенчатая, с цилиндрическим блокируемым межосевым дифференциалом планетарного типа, распределяющим крутящий момент между постоянно включенным передним мостом и мостами тележки в отношении 1:2. Передаточные числа: высшая передача - 1,3; низшая - 2,15. Управление раздаточной коробкой осуществляется двумя рычагами. Отбор мощности от раздаточной коробки - до 40 процентов мощности двигателя.

Карданная передача – четыре карданных вала. Главная передача ведущих мостов - двойная, пара конических шестерён со спиральным зубом и пара цилиндрических косозубых шестерён; передаточное число (общее) - 7,32. Ведущие мосты – проходного типа, с верхним расположением ведущей шестерни главной передачи. Передний ведущий мост - с шарнирами равных угловых скоростей дискового типа (Тракта).

Рулевое и тормозное управление

Рулевой механизм - двухзаходный червяк и боковой зубчатый сектор, с встроенным гидравлическим распределителем разнесённого гидроусилителя. Передаточное число - 21,5, давление масла в гидроусилителе – 65-90 кгс/см. кв.

В рабочей тормозной системе используются тормоза с механизмами барабанной конструкции (диаметром 420 мм, шириной накладок 120 мм). Рабочая система двухконтурная, с пневмогидравлическим приводом, раздельная (по пневматической и гидравлической частям) на передний мост и тележку, с двумя пневматическими усилителями.

Стояночный тормоз – также барабанного типа, установленный на выходном валу раздаточной коробки, с механическимприводом. Запасной тормоз – один из контуров рабочей тормозной системы. Вспомогательный тормоз – моторный замедлитель, привод –пневматический. Привод тормозов прицепа – комбинированный (двух- и однопроводный).

Рама «Урал-4320» - клёпаная, состоящая из двух штампованных лонжеронов, соединённых между собой поперечинами (классическая «лесенка»). Передняя подвеска – на двух полу-эллиптических рессорах с задними скользящими концами, с амортизаторами. Задняя подвеска – балансирная, также на двух полу-эллиптических рессорах, с шестью реактивными штангами, концы рессор – скользящие.

Колёса дисковые, с ободом «254Г-508» или «330-533», в зависимости от модификации. Крепление колеса осуществляется на десяти шпильках. Шины пневматические, камерные - 1200х500х508 «14,00-20(370-508)», модели«ОИ-25», с регулируемым давлением в пределах 0,5-3,5 кгс/см2, в зависимости от дорожных условий.На«Уралах-43202-01» - 1100×400х533, модели«О-47А», широкопрофильные.

Электрооборудование

Система электрооборудования в «Урал-4320»–однопроводная, с номинальным напряжением 24Вольт. Аккумуляторных батарей «6СТ-190ТР»- 2 штуки, с ёмкостью по 190 Ампер/часов в каждой. Генератор переменного тока«Г-288Е»имеет мощность в 1000 Вт и работает совместно с бесконтактным регулятором напряжения «1112.3702». Стартер «CT-142-ЛС» – электромагнитного включения, с максимальной мощностью в 8,2 кВт.

Грузовики «Урал-4320»оснащались металлической двух-дверной кабиной, рассчитанной на водителя и двух пассажиров. Классическая, традиционная кабина «Уралов» выпускается на протяжении вот уже пятидесяти лет, и, конечно, показатели комфорта в ней бесконечно далеки от современных. Хотя: водительское сиденье имеет регулировку, присутствуют системы вентиляции и отопления, есть гидроусилитель руля, есть возможность комплектации кабины спальным местом. При желании на «Урал-4320» можно устанавливать кондиционер, независимый отопитель и предпусковой подогреватель «Вебасто».

Для создания более комфортных условий перемещения и лучшей безопасности с весны 2009 года были предприняты удачные опыты по оснащению вновь разработанных «Уралов» кабинами нового образца. Это изготовленная по лицензии компании «Ивеко» безкапотная кабина со стеклопластиковым оперением. В ней –три отдельных анатомических кресла с подголовниками, подлокотниками, ремнями безопасности.

Во внутренней отделке и облицовке – современные материалы, обеспечивающие хорошую шумо- и теплоизоляцию, рулевое колесо с нижним расположением спиц (не перекрывающее приборов). Все органы управления скомпонованы в непосредственной близости от водителя, привод стояночного тормоза и управления раздаткой–пневматический (что позволило убрать рычаги из салона). Новая кабина обеспечивает комфортные условия труда для водителя. Но харизматичность внешнего облика у автомобиля, конечно, отнимает напрочь.

Обзор серийных модификаций «Урал-4320»

В рамках семейства «Урал-4320», на конвейере Миасского завода изготавливались следующие модификации автомобиля:

  • Грузовик бортовой и тентованный «Урал-43202-0351-31» общего транспортного назначения с деревянной платформой;
  • Седельные тягачи «Урал-4420-10» и «Урал-4420-31», предназначенные для буксирования специальных полуприцепов по всем видам дорог и пересечённой местности;
  • Тягачи«Урал-44202-0311-31»,также предназначенные для буксирования полуприцепов по всем видам дорог и бездорожью;
  • Седельный тягач «Урал-44202-0612-30» предназначен для буксирования полуприцепов и различной техники по аэродромам и прочим ровным площадкам;
  • «Урал-4320-0911-30» – с удлинённой базой;
  • «Урал-4320-0611-10» и «Урал-4320-0611-31» – также с деревянной грузовой платформой и тентом.

На базе автомобилей «Урал-4320» указанных модификаций выпускались также шасси с аналогичными техническими характеристиками, под кузова-фургоны, вахтовые автобусы, разнообразную спецтехнику. В рамках одной и той же модификации, возможны различные варианты: по наличию лебёдки, или же без неё; по расположению держателя запасного колеса: за кабиной или в задней части рамы, с вертикальным или же с горизонтальным расположением; или без держателя (с временным технологическим креплением на раме); с отборами механической мощности от коробки передач (КОМ) и раздаточной коробки,либо без них; с наличием тягово-сцепного устройства для буксирования прицепов, либо без него.

На протяжении 2000-х годов на базе «Урал-4320»было построено четыре продемонстрированных широкой публике бронированных армейских модификации автомобиля. Это «Урал-4320-09-31»; «Урал-4320-0010-31» (или «Урал-Э4320Д-31»); «Урал-4320ВВ». А также бронированная машина «Касспир МК6», которую изготавливает на шасси «Урал-4320» индийская компания «Махиндра и Махиндра», на своём заводе в городе Притхла, штат Харьяна. Все эти машины обладают солидной баллистической и противоминной защищённостью.

Кабины, в том числе их задние стенки, крыши и пол, выполнены из цельных бронированных стальных листов, оборудованы бронированными стёклами с амбразурами для ведения огня; мощными дверями сейфового типа, имеющими замки с внутренней блокировкой. В крыше предусмотрен люк, который можно использовать в качестве пулемётного гнезда. Топливный бак и ящик с аккумулятором – также бронированные.

Бронемашина «Урал-4320ВВ».

Предусматривается использование в данных бронемашинах широкого спектра специального оборудования: приборов ночного видения, радиационной и химической разведки, армейских радиостанций различных типов, фильтро-вентиляционных установок и т.д. В кузове также возможна установка бронированного модуля для размещения личного состава (порядка 15-20 бойцов). Компоновка броневиков на базе «Урал-4320» свободная, что позволяет размещать на грузовой платформе самые разные типы спецмодулей.


БРОНИРОВАННЫЙ СПЕЦАВТОМОБИЛЬ «УРАЛ-ВВ»
ARMORED CAR «URAL-VV»

22.10.2015


Автомобильный завод «Урал» займется адаптацией под требования министерства обороны созданной в интересах внутренних войск МВД новейшей бронированной машины «Урал-ВВ», сообщил во вторник РИА Новости представитель завода на выставке «Интерполитех».
«Бронированная машина «Урал-ВВ» делалась по заказу внутренних войск. Она оказалась очень удачной, проведен и закончен весь цикл государственных испытаний. Идет процедура принятия на снабжение внутренних войск. Сейчас с Минобороны совместно прорабатывается ряд вопросов по адаптации машины под требования этого ведомства», - сказал представитель компании.
«Урал-ВВ» может выполнять задачи транспортировки личного состава, при этом машина обладает определенной степенью защиты от осколков, пуль стрелкового оружия и подрывов различных самодельных взрывных устройств и мин. Кроме того, машина может перевозить грузы, выполнять функции командно-штабной машины, санитарной машины, использоваться для монтажа оборудования и вооружения и так далее.
Полная масса автомобиля составляет 18,5 тонны. Максимальная скорость - 90 километров в час
РИА Новости

Новый .

создан по техническому заданию главного командования внутренних войск МВД России. Ходовая часть машины представляет собой хорошо известное шасси Урал-4320 с двигателем ЯМЗ Евро-4 мощностью 270 л.с., механической коробкой передач и двухступенчатой раздаточной коробкой с межосевым блокируемым дифференциалом.

Мосты задней тележки имеют также блокировку межколесных дифференциалов. Автомобиль полной массой 17300 кг способен развивать скорость 90 км/ч, контрольный расход топлива на скорости 60 км/ч равен 34,5 л/100км. Два топливных бака по 200 литров обеспечивают автомобилю запас хода в 1100 км.

Бронекорпус Урал-4320ВВ однообъемный, с двумя боковыми дверями в модуле управления,



боковой дверью обитаемого отсека с правой стороны

и двумя распашными дверями сзади.

Для удобства экипажа, сзади на машине установлены откидные трапы с гидравлическим приводом.

В крыше корпуса имеются люки, а стекла оснащены бойницами.



Слева на кузове, в специальной нише, размещено запасное колесо с талью для подъема.

Бронирование выполнено по ГОСТ Р 50963-96: периметр и крыша бронемодуля — 5 класс, остекление и передний лист — 6 класс, моторный отсек — 3 класс. Днище корпуса обеспечивает защиту от подрыва заряда массой 2 кг.

Экипаж машины составляет от 15 до 18 человек, в зависимости от экипировки бойцов (грузоподъемность УРАЛ-4320ВВ — 3000 кг).

Кроме того, автомобиль может буксировать прицеп полной массой 11,5 тонн.


Испытания нового бронеавтомобиля должны начаться в ноябре этого года, а в 2014 году планируется изготовить первую партию из 8 машин для внутренних войск МВД РФ. В перспективе Урал-4320ВВ должен стать основой для семейства бронированных транспортных автомобилей для силовых структур.

Одной из характерных особенностей боевых действий в локальных войнах и вооружённых конфликтах является активное вооружённое противоборство на коммуникациях. Для надёжного обеспечения безопасного прохождения колонн по маршрутам движения организуется и осуществляется большой и сложный комплекс организационных (прикрытие колонн боевыми машинами, боевыми вертолётами и огнём артиллерии, охрана «узких» мест маршрутов и т.п.) и технических мероприятий (повышение огневой мощи и защищённости боевых машин, совершенствование средств разведки, особенно инженерной и т.п.). Одним из них является повышение индивидуальной защищённости автотранспорта от огневого воздействия противника.

В ходе первой чеченской кампании (1994-1996) в воинских частях Вооружённых сил РФ появилось некоторое количество автомобилей «Урал-4320» с локальной бронезащитой. Несмотря на определённое несовершенство схемы и конструкции, их практическое применение получило положительную оценку.

Армейский (ВС РФ) «Урал 4320» с локальной бронезащитой, Чечня, Ханкала, сентябрь 2002 г.

Полученный опыт был учтён и в ходе второй чеченской кампании, т. е. контртеррористической операции в Северо-Кавказском регионе, продолжающейся с августа 1999 г. до настоящего времени. Бронированные «Уралы» в довольно больших количествах появились в войсках Министерства обороны и воинских частях и органах МВД РФ, входящих в состав Объединённой группировки войск (сил).

В группировке Вооружённых сил они поступили на вооружение как воинских частей, так и комендантских рот военных комендатур районов.
Бронирование этих машин было произведено по единому образцу и, как правило, включает:
- полное закрытие с трёх сторон (спереди и бортов) передней части автомобиля с находящимися в ней двигателем и другими агрегатами;
- полное закрытие бронелистами кабины водителя, причём вместо обычных стёкол в соответствующих бронелистах устанавливаются пуленепробиваемые стеклоблоки (но заметно меньшего размера, чем обычное остекление);
- прикрытие бронелистами топливного бака и некоторых агрегатов трансмиссии;
- установка на грузовой платформе (в кузове) открытого сверху «короба», собранного из стальных бронелистов. Для входа и выхода из этого «бронекороба» имеется двустворчатая, закрываемая изнутри дверь в кормовой части.





Армейский (ВС РФ) «Урал 4320»с локальной бронезащитой, вид с левого борта и сзади, Чечня, Ханкала, сентябрь 2002 г.

Для ведения огня из стрелкового в бортах и кормовом листе имеются бойницы, по конструкции такие же, как на БТР - 60ПБ. В случае необходимости, огонь по верхним этажам зданий или склонам гор можно вести поверх бортов.

Высота стенок этого бронекороба равняется примерно величине роста среднего человека. Размещается личный состав вдоль стен на обычных откидных скамейках. Более того, в целях защиты от непогоды такие машины часто укомплектовываются тентами, прикрывающими бронекороб сверху со специальными вырезами для бойниц (имеются и необходимые дуги). Толщина и качество бронелистов таково, что, по отзывам военнослужащих, выполнявших задачи на таких автомобилях, оно вполне обеспечивает защиту от огня стрелкового оружия и осколков мин.

Но с учётом того, что противник в последнее время очень часто использует в качестве фугасов (управляемых по проводам или по радио) такие мощные боеприпасы, как 152-мм и 122-мм артиллерийские снаряды, или 120-мм мины, устанавливаемые сбоку от полотна дороги, появилась настоятельная необходимость увеличить толщину брони и в целом защищённость этих грузовых автомобилей.

Да и вообще, по мнению автора и оценкам, услышанным им от множества военнослужащих, за семь (!) лет боевых действий в Северо-Кавказском регионе давным-давно уже можно и нужно было качественно усовершенствовать схему бронирования и увеличить её непробиваемость (автор имеет в виду, что прочность бронезащиты можно увеличивать не только за счёт утолщения стальных бронелистов). Но, по-видимому, на это как всегда нет финансовых средств, а что касается цены солдатских жизней... В какие времена в России они ценились выше всего?

Армейский бронезащищённый «Урал» одной из комендантских рот со смонтированным на нём умельцами-контрактниками 12,7-мм пулемётом НСВ. Очень грамотно и удобно, автор сам попробовал. Такие «доработки» на армейских машинах не были редкостью, октябрь 2002 г., Чечня

Другая версия бронезащищённого «Урала» одного из разведподразделений ВВ МВД РФ, ноябрь 2002 г., Чечня




Бронезащищённый «Урал» воинских формирований МВД РФ (с барбетом на крыше и тремя дверями), июнь 2000 г., Ханкала, Чечня


Эти бронезащищённые машины редко используют по прямому назначению - для перевозки материальных средств. В подавляющем большинстве случаев эти машины используются для перевозки личного состава (особенно в комендантских ротах военных комендатур) к месту выполнения служебно-боевых задач или для перевозки стрелковых подразделений непосредственного охранения автоколонн. В этих случаях организуется их тесное взаимодействие с машинами, вооружёнными ЗУ-23-2.
Но наиболее интересные, с технической точки зрения, образцы бронезащищённых машин были созданы для воинских формирований МВД и подразделений Внутренних войск МВД РФ. По всей видимости, их специалистами был тщательно изучен опыт применения таких автомашин в войсках Вооружённых сил и были сделаны соответствующие выводы. Поэтому они изготовлены более продуманно и хорошего качества.

Особенностью является то, что эти машины были изначально созданы именно в качестве защищенного транспорта для перевозки личного состава подразделений МВД (в т.ч. - ВВ МВД) в районы проведения специальных операций.

Передняя часть машин с водительской кабиной собрана сразу со встроенной и навесной бронезащитой, достаточно большими, для лучшего обзора, стеклопакетами бронестёкол.



Бронезащищенный «Урал» одного из разведподразделений ВВ МВД РФ. Антенны на кабине и дугах кузова принадлежат съемной системе РЭБ, Чечня, ноябрь 2002 г.

На крыше водительских бронекабин над местом командира машины имеется ещё и верхний люк. Это удобно и для наблюдения и, при необходимости, для ведения огня. При возникновении определённых, неблагоприятных обстоятельств, что вполне возможно в ходе выполнения служебно-боевых задач, через него можно и покинуть машину.

На грузовой платформе (в кузове) смонтирован бронекороб. В его бортах и кормовом листе имеются открывающиеся изнутри бойницы. Над каждой из них имеется достаточно большой стеклопакет из пуленепробиваемых стёкол, что обеспечивает лучшие условия для наблюдения и корректирования огня.
Толщина брони бронекоробов этих машин (МВД) почти втрое превосходит толщину бронелистов армейских «Уралов» с локальной защитой.
Следует отметить, что на многих бронезащищённых машинах устанавливается специальная аппаратура РЭБ, надёжно подавляющая радиоканалы управления радиоуправляемых фугасов.

В ходе своих командировок в Чеченскую Республику автор видел два вида бронезащищённых грузовых автомобилей, используемых в воинских частях ВВ МВД и воинских формированиях (органах) МВД РФ. Отличия, в целом, непринципиаль ные. У одних на крыше бронекороба имеются два широких круглых барбета, для ведения огня в верхней полусфере и поверх бортов, а также три двери - в кормовом листе и передней части каждого борта. У других значительно лучше защищена передняя часть с двигателем, а также водительская кабина, даже в бронестёклах которой имеются закрывающиеся небольшие бойницы для ведения огня командиром машины из личного оружия. На этом типе машин имеются две одностворчатые двери, побортно, но лишь только в кормовом листе, пакеты с бронестёклами смонтированы с наружной части бортов, бойницы в бортах - круглой формы.

Бронезащищённые «Уралы» воинских частей и подразделений Вооружённых сил (Российской армии) эксплуатируются, как правило, без тентов и имеют однотонную, выгоревшую на солнце тёмно-зелёную окраску. Часто умельцами-контрактниками из комендантских рот военных комендатур районов, на передней части их бронекоробов устанавливается пулемётное вооружение (12,7-мм крупнокалиберные пулемёты НСВ «Утёс» на станке или 7,62-мм ПКМ).
Бронированные «Уралы» воинских формирований МВД РФ (с круглыми барбетами на крыше бронекороба) окрашены в обычный, также выгоревший на солнце, тёмно-зелёный цвет. Но чаще всего и эти машины, и бронезащищённые «Тралы» подразделений ВВ МВД РФ окрашиваются в однотонный тёмно-жёлтый цвет.



Вид спереди на кабину и вид слева на бронекороб бронезащищенного «Урала» одного из разведподразделений ВВ МВД РФ, Чечня, ноябрь 2002 г.



Интерьер бронекороба этой машины, ноябрь 2002 г., Чечня

Никаких особенных надписей и рисунков, как правило, на этих машинах всех силовых ведомств не имеется. Исключение составляют лишь некоторые армейские машины, на дверях кабин которых могут быть нанесены большие белые буквы «К» произвольных размеров в белом круге или без него, что свидетельствует и их принадлежности к комендантским ротам военных комендатур.

Результаты применения этих машин при выполнении боевых и специальных задач в первой и второй чеченских кампаниях, в целом, оказались положительными.

Особенно широкое применение бронезащищённые автомобили находят в ходе выполнения служебно-боевых задач воинскими формированиями МВД РФ (ОМОНЫ, СОБРы и т.п.) и некоторыми подразделениями ВВ МВД РФ. Как правило, с одной целью - безопасной перевозки личного состава к месту выполнения задач и обратно.

Практически создалось положение, при котором эти машины фактически выполняют функции бронетранспортёров (БТР). Но они значительно дешевле в изготовлении и эксплуатации, хотя в необходимой мере обеспечивают защиту личного состава и своевременную его доставку в район специальных операций в сложных дорожных условиях. Более того, благодаря большому объёму бронекороба, в них можно в нормальных условиях транспортировать (при необходимости) относительно большое количество личного состава, необходимого военного имущества, а также перевозить захваченных в ходе операции пленных. В сверхстеснённых внутренних объёмах армейских, общевойсковых БМП и БТР такого не сделаешь.





Дообурудованный стальными листами, для большей защищённости, «УАЗ-469» Читинского ОМОНа, сентябрь 2002 г., Чечня

Данный факт является следствием того, что для выполнения специфических задач в условиях внутреннего вооружённого конфликта у воинских формирований МВД РФ не оказалось достаточно защищенной и мобильной, универсальной и простой (недорогой) машины для выполнения полицейских задач. БТР и БМП с их высокой огневой мощью, защищённостью и подвижностью, конечно, хороши, а при некоторых обстоятельствах (при некоторых! - Авт.) просто незаменимы, так же как и танки. Но для выполнения большинства служебно-боевых задач против бандформирований и диверсионных (террористических) групп нужна всё же более простая, недорогая и универсальная (многоцелевая) полицейская машина (транспортёр). Именно поэтому специалисты МВД РФ разработали бронезащищённые модификации «Уралов» с главной целью - обеспечить защищенную транспортировку личного состава. И, как показал боевой опыт, им это в значительной степени удалось.

В то же время, в группировке войск Вооружённых сил РФ бронезащищённые машины в качестве БТР нашли применение лишь комендантских ротах военных комендатур. Это произошло из-за недостаточного количества в них БТР-80 (70) и необходимости частого выполнения специальных задач, весьма сходных с задачами подразделений МВД.

Досмотр задержанного сотрудниками ОМОНа в Чечне. На снимке видно, что борта кузова штатного грузового автомобиля изнутри закрыты бревенчатыми экранами

Бронезащи-щённые автомашины с сотрудниками ОМОНа на спецоперации, июль 2001 г., Чечня

В воинских частях и боевых подразделениях Сухопутных войск, ВДВ и морской пехоты весь личный состав обеспечен штатными БТР, БМП или МТ-ЛБ. Поэтому основной проблемой для Вооружённых сил является создание именно бронезащищённого грузовика, для перевозки хотя бы наиболее важных и опасных грузов (например, боеприпасов). Поэтому здесь нельзя иметь «тяжёлую» бронезащиту. Тут надо искать пути создания достаточно «лёгкой» брони из лёгких сплавов и композитных материалов, или их сочетания. Это не должно быть дорого, так как грузовиков с такой навесной локальной бронезащитой должно быть достаточно много. Отдельной давно назревшей проблемой является создание защищенной машины для перевозки ГСМ («наливников»). Однако, по опыту боевых действий в Афганистане и Чечне, складывается впечатление, что эта острая проблема конкретно вообще никак не решается. И если отдельные опытные разработки может быть имеются, то в войсках нет ничего.

В настоящее время приходится констатировать, что в ближайшее время, из-за непонятно затянувшегося «сложного» экономического положения в стране, решения указанных проблем ждать не приходится.

След от бандитской пули, не пробившей боковое стекло кабины бронезащищённого автомобиля МВД РФ (вариант с барбетами на крыше и тремя дверьми), сентябрь 2002 г., Чечня



Пример доработки «УАЗ-469» сотрудниками одного из ОМОНа. Сняты передние двери, опущен и закреплён задний борт, верхняя часть грузовой кабины прикрыта стальными листами, июль 2001 г., Ханкала, Чечня

Вследствие этого и других причин командованием воинских частей и подразделений всех силовых министерств, входивших в состав Объединённой группировки войск (сил) в Северо-Кавказском регионе Российской Федерации, с самого начала боевых действий принимались меры по усилению защищённости личного состава и грузов, перевозимых на автомобильном транспорте. Кабины и кузова легковых и грузовых автомашин прикрывались самодельными металлическими щитами, экранами из деревянных брусьев, шпал и брёвен. Вариантов дооборудования, в зависимости от возможностей и умения, было очень много. У одних это получалось достаточно аккуратно, у других довольно-таки грубо. Опыт выполнения боевых и специальных задач подразделениями и воинскими формированиями всех министерств убедительно показал, что данные меры действительно повышали защищённость личного состава и грузов от воздействия огня стрелкового оружия противника и осколков его фугасов, устанавливаемых возле дороги.

Следует отметить, что такого рода «доработки» имели очень большое распространение. Более того, командование ОГВ(с) даже требовало от подчинённых командиров принимать максимально возможные меры по усилению защищённости автомобилей любыми средствами, на специальных занятиях офицерам показывались лучшие образцы. На снимках, представленных автором, показано несколько образцов такого самодельного усиления защиты и защитной окраски автомобилей. И это далеко не все варианты.

Кузов «Урала-4320», прикрытый спереди и бортов стальными листами. Малая высота прикрытия бортов в кормовой части кузова объясняется тем, что на этот автомобиль планировалось установить ЗУ-23-2. Комендантская рота военной комендатуры Курчалойского района, июль 2001 г., Чечня

Боевые действия в локальных конфликтах и войнах характеризуются вооруженным противоборством коммуникаций и техники. Комплекс технических и организационных мероприятий осуществляется для обеспечения безопасного прохождения колонн по установленным маршрутам движения. Повышение защиты автотранспорта от огневого воздействия противника является одной из таких мер.

Бронированные автомобили "Урал-4320"

Воинские части Вооруженных сил РФ во время первой чеченской кампании получили определенное количество бронированных автомобилей этой модификации с локальной защитой. Практическое использование автомобилей сразу же получило положительные оценки, несмотря на несовершенство конструкции.

В ходе второй чеченской кампании и проводимых в Северо-Кавказском регионе контртеррористических операций был учтен полученный опыт. Объединенная группировка войск, в том числе органы и воинские части МВД РФ и войска Министерства обороны, получила большое количество бронированных "Уралов-4320".

Одинаковая конструкция всех машин сказалась на методе бронирования, выполненном по единому образцу:

  • Передняя часть автомобиля полностью закрыта с трех сторон.
  • Кабина водителя защищена бронелистами. Обычные стекла заменяются на пуленепробиваемые стеклоблоки меньшего размера.
  • Топливный бак и основные элементы трансмиссии закрываются бронелистами.
  • В кузове устанавливается собранный из стальных бронелистов открытый сверху короб. В кормовой части располагается двустворчатая дверь, закрываемая изнутри.

Бронированные "Уралы" в Чечне эксплуатировались без тентов и окрашивались в однотонный темно-зеленый цвет, выгоревший на солнце. В передней части бронекоробов нередко устанавливалось пулеметное вооружение - крупнокалиберные пулеметы НСВ "Утес" или 7,62-миллиметровые ПКМ.

Бронированные автомобили "Урал", оснащенные круглыми барбетами и предоставленные в распоряжение воинских формирований МВД РФ, окрашивались в аналогичный темно-зеленый оттенок, выгоревший на солнце. Часто можно встретить машины, окрашенные в темно-желтый однотонный цвет.

Семейство "Тайфун"

Бронированные "Уралы" "Тайфун" - семейство бронеавтомобилей высокого уровня защиты, разработкой которого занимались 120 предприятий. В результате было выпущено три прототипа - КамАЗ-63968 "Тайфун-К", КамАЗ-63969 "Тайфун" и, собственно, "Урал"-63095 "Тайфун-У".

По уровню защиты бронемашины относятся к классу MRAP и обладают устойчивостью к воздействию мин и самодельных взрывных устройств на основе фугасных снарядов.

"Урал"-63095 "Тайфун"

Модульный многофункциональный бронеавтомобиль категории MRAP с защитой от бронебойных пуль крупного калибра 14,5 миллиметра, фугасов, самодельных взрывных устройств мощностью до 8 килограмм в тротиловом эквиваленте и стрелкового вооружения. Может применяться для биологической, химической, инженерной и радиационной разведки, перевозки личного состава (в зависимости от модификации бронированного "Урала" - от 12 до 16 человек, не считая трех человек экипажа), санитарных целей, разведки, радиоэлектронной борьбы.

Технические характеристики "Тайфуна"

Автомобиль возведен на базе трехосного, рамного, капотного, полноприводного шасси. Полная масса бронированного "Урала" по ТТХ составляет 24 тонны, мощность двигателя - 450 лошадиных сил. В паре идет шестиступенчатая автоматическая трансмиссия и двухступенчатая механическая раздаточная коробка. Установлена независимая гидропневматическая подвеска с возможностью регулировки клиренса. Шины оснащены системой автоподкачки и противовзрывными вставками. Рулевое управление с двухсторонним гидроусилителем.

Мощный двигатель и высокий клиренс обеспечивают отличную проходимость: "Урал" способен преодолеть брод глубиной 1800 сантиметров, подъем до 60 % и вертикальную стену высотой 0,6 метра. Запас хода - до 1800 километров благодаря двум топливным бакам по 300 литров. Броня комбинированная, выполнена из керамики и стали, навесная и разнесенная. Боевой модуль с дистанционным управлением выполняет роль вооружения. Бойницы позволяют вести огонь из стрелкового оружия.

Новая серия именуемых во время чеченской кампании "покемонами" бронированных "Уралов" выпущена Уральским автозаводом в 2014 году. Демонстрация техники была проведена на военном параде в Москве спустя год. На вооружение "Урал"-63095 должен был поступить в 2014 году, однако событие было перенесено на 2015 год по ряду причин, известных только военным.

Семейство "Торнадо"

Российская армия располагает модернизированными реактивными системами залогового огня "Торнадо-Г", разработанными на базе шасси "Урал-4320", созданного в 1977 году.

Неоднократно предпринимались попытки замены шасси от бронированного "Урала-4320" на современные конструкции. К примеру, в Беларуси на базе МАЗ-6317 был создан РСЗО БМ-21 "БелГрад". Оригинальное шасси, выпущенное Уральским автозаводом, обзавелось унифицированным наименованием "Торнадо-У" и специально разрабатывалось для систем "Торнадо-С" и "Торнадо-Г".

Новый "Торнадо-У"

Демонстрация бронированного автомобиля повышенной грузоподъемности "Урал"-63704-0010 "Торнадо-У" была проведена на Международном военно-техническом форуме "Армия-2015". В официальном каталоге автозавода "Урал" данная модель отсутствует ввиду ее изначальной разработки для военных целей - транспортировки специальной техники и вооружений.

Технические характеристики

Бронеавтомобиль оснащен все той же механической трансмиссией и двухступенчатой раздаткой с блокировкой межосевого дифференциала. В отличие от бронированного "Урала", подвеска на "Торнадо" зависимая, рессорного типа. Тормозная система двухконтурная, с системой ABS и пневматическим приводом. Конструкторы завода "Урал" подтверждают, что при сборке "Торнадо-У" используются только отечественные комплектующие. Так, завод-производитель бронированных стекол для "Урала Федерал" российский.

Основной особенностью бронемашины "Торнадо" является каркасно-панельная кабина, рассчитанная на трех человек и оборудованная системами кондиционирования, вентиляции и отопления. На кабину может устанавливаться дополнительная защита пятого класса согласно ГОСТ 50963-96.

Грузоподъемность бронированного "Урала" составляет 16 тонн, снаряженная масса - 30 тонн, масса прицепа - до 12 тонн. Комплектуется шестицилиндровым рядным дизельным двигателем мощностью 440 лошадиных сил. Клиренс - 400 миллиметров. Запас хода - 100 километров, возможность преодолевать броды глубиной 1,8 метра и подъемы до 60 %.

Уникальный "ВВ"

Разработкой "Урала-ВВ" занимался Уральский автозавод, в то время как кузов для автомобиля создавался в НИИ стали в Москве.

Машина построена на базе шасси "Урала-4320" с рядным двигателем ЯМЭ-536, выполненным в классическом стиле завода "Урал". Дизайн передней панели унифицирован с армейским "Тайфуном", передние двери обшиты пластиком.

Дифференцированное бронирование подразумевает защиту лобового стекла и окон по шестому классу ГОСТа, моторного отсека - по третьему. В отличие от "Федерала-М", броня "ВВ" слабее по уровню защиты от подрыва - выдерживает только два килограмма в тротиловом эквиваленте.

Особенности бронемашины

Необычным конструктивным решением "ВВ" является боковая запаска с лебедкой и откидывающаяся при помощи пневмоцилиндра задняя лестница, которая может раскладываться вручную. Двигатель и коробка передач закрыты стальной защитой, показавшей свою эффективность во время использования бронированных "Уралов" в Афганистане и Чечне.

Декоративный капот машины выполнен из стеклопластика и ограничивает обзор. Двигатель закрыт бронепанелями на болтах. Лобовое стекло весит 350 килограмм, что делает невозможной его замену в полевых условиях.

Технические характеристики "Урала-ВВ"

Появившиеся после Международно-технического форума фото бронированных "Уралов-ВВ" были прокомментированы представителями завода-изготовителя. Машина создавалась на базе шасси "Урала-4320", имеет грузоподъемность 3 тонны и массу 17,3 тонны. Максимальный вес буксируемого прицепа - не более 12 тонн. Предельная развиваемая скорость - 90 км/час.

Бронированный "Урал" оснащается дизельным двигателем ЯМЗ-6565 мощностью 270 лошадиных сил. Средний расход топлива - 34,5 литра на 100 километров при скорости 60 км/час. Запас хода составляет 1100 километров благодаря топливным бакам большого объема.

В паре с двигателем идет механическая трансмиссия и раздаточная двухступенчатая коробка с блокировкой межосевого дифференциала. Основные элементы оснащены системой герметизации.

Бронегрузовик "Федерал-М"

Модернизированное шасси высоконадежного автомобиля "Урал"-4320 и одной из его модификаций - "Урал"-55571 - послужило базой для создания новой защищенной машины "Федерал-М". Специалисты московского предприятия "Институт Спецтехники" провели испытания, подтвердившие эффективность защиты и заявленные технические характеристики автомобиля.

"Федерал-М" разработан для перевозки личного состава с высоким уровнем защиты от стрелкового оружия и взрывных устройств в условиях любого типа дорог.

Конструкционные особенности

Бронирование машины выполнено с использованием технологии ОДБ-капсулы (объемно-дифференцированной бронекапсулы), что обеспечивает защиту экипажа и устойчивость автомобиля. В зависимости от пожеланий заказчика количество дверей в корпусе может варьироваться от трех до шести. Двухстворчатая распашная дверь кормы обеспечивает быструю посадку и высадку личного состава. С целью удобства на раме "Федерала-М" установлена площадка и выдвижная лестница. Конструкция распашной двери не подразумевает наличие центральной балки, что упрощает погрузку и разгрузку транспортируемых грузов.

Баллистическая защита по 5 классу обеспечивается бронированием ОДБ-капсулы. Стекла корпуса автомобиля, в том числе лобовое, обеспечивают защиту по классу 6А согласно ГОСТ Р 50963-96. Уровень баллистической защиты может повышаться производителем до класса 6-6А за счет установки снаружи либо внутри корпуса дополнительных броневых защитных модулей. В зависимости от пожеланий заказчика моторный отсек "Федерала-М" может оснащаться скрытым бронированием, что связано со спецификой функционирования силовых структур. Одним из ее требований является отсутствие в дизайне и внешнем виде используемой спецтехники и транспортных средств пугающих или угрожающих элементов.

Бронирование салона

Специалисты "Института Спецтехники" специально для автомобиля "Федерал-М" разработали антиосколочную и антирикошетную защиту салона на основе арамидных тканей. Перевозимый личный состав может вести огонь из штатного оружия через расположенные в бронестеклах закрывающиеся бойницы. Аналогичные бойницы находятся в бортах бронекорпуса и кормовой двери. В общей сложности в автомобиле оборудовано 17 бойниц, что позволяет вести огонь на 360 градусов и дает возможность отразить атаку противника с любого направления.

Высокая концентрация пороховых газов во время стрельбы нивелируется благодаря системе газоудаления: в крыше расположены вентиляторы, функционирующие в режимах нагнетания и вытяжки. С аналогичной целью используются технологические и вентиляционные люки. По требованию заказчика на упомянутые люки может устанавливаться дополнительное вооружение. Боевой модуль с дистанционным управлением, представленный автоматическим гранатометом либо пулеметом, может размещаться на крыше машины.

Днище ОДБ-капсулы оснащено противоминными "сэндвичами" и выполнено в V-образной форме, что повышает противоминную защиту автомобиля. Поверхность пола расположена на высоте 1,3 метра от земли, что обеспечивает дополнительную защиту. В салоне установлены противоминные кресла, разработкой и испытанием которых занимались специалисты "Института Спецтехники". Дополнительный фальшпол, не контактирующий с днищем кабины, предотвращает травмирование ног перевозимого личного состава в случае подрывов на минах и взрывных устройствах.

В конструкции автомобиля "Федерал-М" используется широкий комплекс мер противоминной защиты, предоставляющий экипажу и личному составу возможность ведения огневых действий и продолжения выполнения боевой задачи при подрыве машины на взрывных устройствах мощностью от 3 до 10 килограмм в тротиловом эквиваленте.

Серия бронированных "Уралов" обеспечила высокий уровень защиты личного состава и экипажа во время ведения боевых действий в Чечне и Афганистане. Обновленная линия бронемашин эффективно используется военными силами России в горячих точках.