Танцевальное движение наш лексика. Классический танец. Словарик терминов(помощь ученикам). Русский народный танец «Калинка»

Лексика является одним из выразительных средств танца. Лексика- это совокупность условных выражений, это пластика, жест, поза, движение. Это танцевальный язык, который изменяется и, изменяясь, остается основанной на прежних позициях, введенных народом. Чтобы ярче выразить свои мысли балетмейстеру, как и писателю, приходится долго трудиться, чтобы найти то, что ему поможет. Все танцевальные движения должны следовать задуманному образу и соответствовать ему. Лексика должна соответствовать музыке. Зависит от темпа и рисунка, характеризует ту, или иную народность, зависит от внутреннего состояния человека, что он желает сказать и, что движет им.

Лексику можно разделить на 4 вида:

  1. традиционная то, что выработано народом веками
  2. имитационно- подражательная то, что выдумал народ или сам балетмейстер, подражая живому миру, природе, предметам
  3. ассоциативная то, что связано с воображением и мышлением человека
  4. техническая или пластическая то, что делает человек.

Лексика любой национальности состоит из 10 танцевальных групповых движений, которые отличаются или каким-то элементом, или приемом исполнения. Каждая группа развивается за счет 8 элементов:

  1. бросок
  2. подскок
  3. поворот
  4. перескок
  5. соскок
  6. пальцы

Группы простых движений народного танца:

1. ходовые движения

2. веревочки

3. ковырялочки

4. прыжковые движения

6. подбивки

7. моталочки

8. присядки

9. хлопушки

10. вращения.

Чем отличается танцевальное движение от комбинации?

Движение- сочетание головы, рук, ног, корпуса в определенном характере ритмического рисунка, в основе которого лежит прием. Это построение в стиле и манере данного народного танца, выполняемое на одном основном приеме и развивающееся за счет 8 элементов, не имеющее завершающей точки внутри.

Сочетание нескольких движений, имеющих законченную форму - называется комбинацией, которая может быть очень объемной и в конечном итоге перейти в танцевальный монолог.

Все комбинации строятся по законам драматургии. Принцип контрастности и неожиданности занимает важное место в комбинации, но все должно быть логично.

В сочетании комбинаций существует ряд балетмейстерских приемов:

  1. удвоение скорости
  2. ускорение
  3. замедление
  4. контраст
  5. смена музыки, характера и темпа
  6. момент наложения
  7. фон должен быть действующим
  8. момент сбивки (употребление паузы для перенесения точки восприятия с одной стороны на другую).
  9. момент замирания и угасания.

Комбинация, исполняемая артистами в ходе хореографического номера должна возникать органично из самого развития танца. Комбинация, существующая в массовом номере, должна быть выстроена в стилевом единстве, она предназначена для выявления образности монологового или диалогового характера. В сюжетных танцах комбинация может существовать самостоятельно уже в экспозиции. В основном комбинация появляется в развитии действия, в сольных кусках, подчеркивая характерную индивидуальность исполнителя. Кульминация строится в основном на массовых комбинациях.



Виды трюков:

  1. традиционный (бедуинский, арабский, самовар, бочонок и др.)
  2. комбинационный (акробатические и силовые)
  3. трюки, построенные на внешних данных

Отличительные особенности трюков: повышенная техническая сложность, броскость, яркость, необычность и виртуозность исполнения, артистические возможности, динамика построения. Трюк зависит от логики своего существования в смысловой ситуации, от балетмейстерского приема, применяемого в танце для усиления сольного куска, от эмоционального состояния исполнителя, от игрового эпизода, от развития мысли сюжета.

Приемы работы балетмейстера над хореографическим текстом.

Умение балетмейстера создавать ряд хореографических действий, свидетельствует о его высоком мастерстве овладения приемами лексического комбинирования. Принцип повторности, действующий на протяжении всего хореографического произведения, позволяет зрителю запечатлеть, воспринять и освоить танец. Приступая к сочинению танца балетмейстеру необходимо из множества движений отобрать основные, которые будут являться основой будущего образа, его пластическим решением.

Отбор- 1 этап деятельности балетмейстера. На этом этапе, выстраивая последовательность движения можно воспользоваться следующими способами комбинирования:

1) сочетание традиционных движений,

2) поиск новшества в традиционных движениях,

3) сочинение собственных движений,

4) использование всех предыдущих способов сразу.

Таким образом, отбор является самой трудной стадией работы балетмейстера над хореографическим текстом.

Вычисление- 2 этап. Способствует выявлению главных, важных элементов в хореографическом образе (повтор комбинации несколько раз без связующих деталей).

Дробление- деление комбинации на части (одна группа исполняет первую часть, другая - вторую и наоборот).

Варьирование- повтор основных движений, но в измененном виде, или показ движений от простого к сложному.

Обновление - помогает создать целостное драматургически завершенное произведение. Оно предполагает введение новых пластических мотивов из таких элементов, которые ранее не встречались. Обычно обновление лексики предвещает начало кульминации, так как новые движения должны быть ярче, зрелищнее предыдущих.

Усложнение - способствует созданию кульминации. Это демонстрация движений в самом сложном завершенном виде. Это большая лексическая насыщенность комбинации, сложность сочетания движений и усиления темпа ритма.

Контраст (противоположность)- смена темпа ритма, танцевальная фраза шепотом, сменяется громкостью, дробь быстрая с внезапной паузой. Резкая смена рисунка. Задача балетмейстера не механически, а обоснованно использовать этот прием.

Ритм и акцент- смена характера одного и того же движения (веревочка- акцент, дробь- ритм).


Лекция № 10

(продолжение лекции «Хореографический текст»).

Слово – носитель мысли, и отсутствие слова делает невозможным в танце прямое выражение мысли. Танец воплощает мысль косвенно, опосредованно, при этом мысль глубокую. Танец является главным носителем образного содержания номера. Танец имеет отдалённое, ассоциативное сходство с выразительными движениями человека в быту, в практической жизни. Танцевальный язык основан на концентрации и обобщении выразительных движений человека в жизни, а не на фиксации и копировании.

Сравнивая определение «танцевальная лексика» с человеческой речью либо проводя аналогию с музыкой, песней, можно вывести своеобразную условную формулу:

Слово=мотив=па (движения) или композиционная деталь;

Фраза=музыкальная фраза=а) танцевальная фраза, комбинация; б) коленце в народном танце;

Предложение= музыкальное предложение= композиционный характерный фрагмент.

Танцевальной лексикой в своём простейшем виде может быть фраза или равноценное по значению понятие «Танцевальная комбинация», которую можно определить как органическое сочетание движений, жестов, поз, мимики в определённом, периодически возобновлённом композиционном построении, драматургическом развитии, имеющим временную длительность. В её структуре должно присутствовать главное, доминирующее движение, второстепенное, связующее, и «завершающая точка», которая в соответствующих условиях может быть началом следующей танцевальной фразы.

Рассмотрим некоторые приёмы построения танцевальных комбинаций:

  1. Прямой , который строится по законам развития от простого к сложному, имеет начало и завершение, и обратный, зеркальный, который идёт с конца на начало.
  2. Приём переклички или повтора – используется для одного движения, нескольких или комбинаций.
  3. Приём сиквенции (лесенка) требует повтора не менее 3-х, 4-х раз.
  4. Приём «Волна» - более быстрые секвенции, повторяется один раз.
  5. Басо остинато – повторяющийся бас. Голоса (движения) аккомпанирующие и солирующие. Повтор одного и того же движения, либо позы, либо комбинации. Например, солист танцует, а кордебалет повторяет.
  6. Приём подголосочной полифонии состоит из элементов танца солистов, приобретает подголоски, повторы. Повторы могут быть чистые, унисонные и комбинированные.
  7. Гомофонический приём – идёт сольная партия, а аккомпанемент исполняет свою партию. Она не должна заглушать соло. Её движения не должны браться из партии солистов.
  8. Увеличение-уменьшение – происходит наращивание голосов от одного до множества и наоборот.
  9. Расширение-сжатие - одно движение (комбинацию)исполняют несколько человек (не менее трёх). Каждый делает в разных метроритмах.
  10. Имитация – повторение темы другими исполнителями.
  11. Вариантная имитация – повторение хореографической темы другими исполнителями с некоторыми изменениями.
  12. Ракохотное развитие – законченная по мысли комбинация, состоящая из 3-х или более движений, исполняемая одним или несколькими участниками (по очереди). Вторыми и третьими участниками комбинация может исполняться в обратном порядке.
  13. Задержание или запоздание – запоздание изложения хореографического материала на ¼ или 1/8 такта последюущими исполнителями. Применяется чаще всего в коротких комбинациях.
  14. Канон – одна комбинация исполняется разными группами с последовательным вступлением (когда первая группа доходит до середины комбинации, вступает вторая группа, которая исполняет комбинацию с начала).

15. Фуга (бег) – по принципу похожа на канон. Может выступать как законченная танцевальная форма, в которой имеются три голоса (три отдельных исполнителя или группы исполнителей). У каждого исполнителя строится свой вариант основного движения и его разработка при условии единства материала.

16. Контрапункт – точка против точки. Тема должна быть построена на очень контрастном материале. Тема разбивается на несколько коротких частей, и каждая часть последовательно исполняется разными исполнителями, затем они могут меняться частями в разном порядке. В заключении возможно исполнение участниками разных точек одновременно. Этот приём часто используется в переплясах.

17. Увеличение и уменьшение танцевального пространства – комбинация исполняется на маленькой площадке, а затем исполнители занимают движением большое пространство.

Танцевальное па неразрывно связано с музыкой:

Танец под музыку: ритмическая структура танцевального произведения и хореографии совпадают, но этот танец может исполняться на любую другую музыку данной ритмической структуры (например бальные танцы).

Танец на музыку: совпадают драматургия музыки и хореографии; интонационное (мелодика) и ритмическое совпадение. Этот танец исполняется на эту музыку, заменить которую нельзя.

Танец около музыки: полное несоответствие музыкальных и хореографических образов и драматургии.

Танец поперёк музыки: ритмический и мелодический образы не соответствуют хореографии, хотя могут совпадать в драматургии и в обобщённом образе.

Такое определение даёт Богданов – Березовский. Когда говорят, что танцевальные па связаны с музыкой, то под этим следует понимать синхронное взаимодействие 2-х эстетических категорий: движения и звука. Синкретизм (слияние, дополнение) движения и звука заложены в самой природе эстетического искусства. Одновременность или равномерность здесь определяются единым для движения и звука действием по времени. Любой жест ритмичен, он уже музыкален.

Не маловажным в создании лексики для определённого танца или героя являются интонация, художественная мера, художественная логика.

Интонация – это выразительное средство, а вернее совокупность выразительных средств. Например, одно и тоже движение, исполненное в разном темпе, будет выражать различное состояние. Малейшее изменение того или иного движения так же, как интонация в человеческой речи, изменит характер и содержание действия.

Художественная мера – должна быть в искусстве всегда. Она проявляется в длительности номера, в развитии рисунка, в лексике, в логике развития взаимоотношений и т.д. Больше – не значит лучше.

Художественная логика – это последовательное (логичное) развитие чувств, правды взаимоотношений, образа и темы посредством движений.


ЛЕКЦИЯ № 11

ПЛЯСКА, ПЕРЕПЛЯС.

Одним из жанров русского народного танца является пляска, состоящая из многочисленных и разнообразных видов. Это наиболее распространенный жанр народного танца. Пляска не является застывшей формой, она открывает большой простор для индивидуального и массового творчества. Пляска создавалась народом под влиянием окружающего мира и быта. В древности пляски в основном носили обрядовый характер, но со временем религиозное содержание стало уходить из плясок, и они приобрели бытовой характер.

Характерная особенность русской пляски - импровизация. Она окрашивает каждый элемент, расширяет лексику, создает неповторимость.

Для мужской пляски характерны: широта, размах, сила, удаль, виртуозность, ловкость и т. д. Женскую пляску отличает плавность, величавость, благородство, задушевность, однако часто исполняется живо и задорно.

Пляски отличаются и по географическому положению: северяне пляшут со свойственной им сдержанностью, а южане- с присущим им темпераментом и задором. Исполняются в различном темпе и с различным количеством исполнителей.

В каждой пляске есть содержание, сюжет. Пляска родилась в хороводе и вышла из него, разорвав хороводную цепь и предоставив простор фантазии и индивидуальному мастерству исполнителей, усложнив техническую основу, создав свои формы и рисунки, заменив хороводную песню плясовой, с различным музыкальным сопровождением. В пляске лексика усложняется, включая в себя технические дроби, присядки, хлопушки, вращения и т. д. Помимо обогащения лексики пляска дает возможность и для усложнения и разнообразия рисунка.

Наиболее распространенные музыкальные инструменты, характерные для сопровождения плясок: балалайка, домра, гармонь, баян, гусли, жалейка, рожок, дудки, свирель и др.

Одиночная сольная пляска.

В одиночной пляске наиболее полно отражается индивидуальность, мастерство, изобретательность и актерское дарование исполнителя. В ней раскрывается душа русского человека. Такая пляска основана на импровизации. Иногда в одиночную пляску исполнители привносят движения связанные с трудовыми процессами, создают образы птиц, животных. Начинаться одиночная пляска может с движения по кругу (проходка) или с выхода в круг. Оба выхода являются заявкой на пляску.

Женская одиночная пляска.

Такая пляска чаще начинается с проходки по кругу. Выход или зачин- всего лишь заявка на танец, на создаваемый образ. Шаг простой, мягкий и плывущий. Часто в руках - платок. Обычно к финалу исполнительница приберегает наиболее технически сложную и эффектную танцевальную комбинацию или движение.

Мужская одиночная пляска.

Чаще всего она начинается с исполнения, какого- либо движения на месте.

Парная пляска.

В основном исполняют мужчина и женщина. Содержание парной пляски - сердечный разговор, диалог влюбленных, такая пляска не имеет строго установленного рисунка.

Массовая пляска.

Начинается обычно с выхода всех исполнителей, либо сначала выходят мужчины, а затем женщины или наоборот, либо появляется солист, а затем другие исполнители. Такая пляска включает в себя в обязательном порядке сольные комбинации мужчин и женщин, парные комбинации, общие комбинации, а так же сольные трюковые комбинации. Массовые пляски могут быть мужские, женские и смешанные.

Перепляс.

Это соревнование в силе, ловкости, изобретательности, показ индивидуальности исполнителя, виртуозности и характера. Перепляс, как и массовая пляска, может быть мужским, женским и смешанным.


ЛЕКЦИЯ № 12

КАДРИЛИ.

Кадриль- танец парный, но в каждой области это композиция своя. Различные рисунки создают бесконечные варианты кадрилей. Кадрили исполнялись под песни. Своеобразную манеру кадрили отражают отличительные особенности жизни людей в каждой местности. Это своеобразная благородная форма русского танца. По количеству исполнителей кадриль можно отнести к групповым пляскам, но ее своеобразие построено на четком делении на фигуры. Кадриль пляшут по всей России, лишь в Курской и Белгородской областях она встречается очень редко. Кадриль берет свое происхождение от салонного французского танца, который в свою очередь восходит к английским контрдансам и является их разновидностью.

Контрданс - народный танец английских крестьян.

Французская кадриль получила большое распространение в России в н. 19 в. Танцевальная культура русского народа оказала огромное влияние на кадриль, она подчинила ее своей национальной манере, стилю и характеру исполнения. В народе кадриль видоизменялась и совершенствовалась, ее называли «кадрель», «кадрелка». Русский народ ввел в кадриль фигуры хороводов и плясок (корзиночка, звездочка, воротца, круг и т. д.). Изменилась и форма построения кадрили, она стала исполняться по линиям, квадрату, кругу. В кадрили принимают участие от 2 до 8 пар. Если в салонной кадрили 5-6 фигур, то в русской кадрили от 3 до 14. Название каждой фигуры ярко характеризуют эту фигуру. Содержание зависит от названия фигуры («погуляем», «задорная», «поменяемся» и т. д.). В некоторые фигуры вошли элементы таких видов плясок, как одиночная пляска и перепляс.

В к. 19 в. в кадриль вошли частушки. Во всех кадрилях в парах кружатся по часовой стрелке, а по кругу движутся против часовой стрелки.

Кадрили распределяются на 3 группы:

  1. Квадратная или угловая. Как правило, исполняют 4 пары, чаще встречается в центральной России.

Все пары сходятся к центру и возвращаются обратно,

2 противоположные пары идут навстречу, меняясь местами, 2 другие - кружатся,

Противоположные пары идут друг к другу, в центре образуют круг, движутся по кругу и, меняясь, возвращаются на места,

Противоположные пары меняются партнерами.

  1. Линейная. В ней могут участвовать от 4 до 15 пар. Ряд слева от зрителя - нечетный, справа - четный.

Линии сходятся и расходятся,

Пары одной и другой линии идут к другим парам, образуют круги, которые двигаются, затем пришедшие пары проходят в воротца и возвращаются на места,

Девочки образуют круг между двух линий мальчиков и наоборот,

2 линии встречаются и проходят в воротца.

Большинство кадрилей исполняется в умеренном темпе, подчеркивается взаимоотношения в парах.

  1. Круговая. Участвует четное количество пар, которые располагаются по кругу и движутся по часовой стрелке. Такая кадриль танцуется во всех областях России, но чаще встречается в Сибири и на Урале.

Мальчики стоят на месте, а девочки перемещаются по кругу,

Круг в круге, м. в одну сторону, а д. – в другую,

Сходятся в круг вместе, или отдельно и возвращаются обратно,

Делают «шен».

Разновидность кадрили- лансье (берет начало от английского контрданса). В России лансье появились спустя 60 лет после кадрили. В народе их называют «ланчик». В лансье чаще всего 5 фигур, каждая из которых сопровождается своей мелодией, но обязательной фигурой является « шен».


Лекция № 14

Адажио (от ит. adagio «спокойно, медленно») - медленный балетный танец, сольный или дуэтный, лирического характера.

Айлюли (от возгласа в припеве русских народных песен) - русский бальный танец семидесятых годов двадцатого века, двудольного размера, энергичного характера.

Алегриас (исп. alegrias «радости, веселья») - старинный испанский цыганский танец радостного характера, утонченный и полный достоинства. Разновидность фламенко. Обычно исполняет женщина-солистка. Движения боя с быком.

Аллегро (ит. «веселый, радостный») - классический танец, значительная часть которого основана на прыжковой и пальцевой технике.

Английская цепочка (фр. chaine anglaise) - фигура кадрили.

Английский вальс - английский национальный вид вальса.

Бал - большой танцевальный вечер.

«Сверкает ратуша в огнях... Сегодня бал! Великолепно все: вельможи, принц и зал (В. Гюго. «Бал в ратуше»). «Похолодели лепестки / Раскрытых губ, по-детски влажных - / И зал плывет в протяжных / Напевах счастья и тоски. / Сиянье люстр и зыбь зеркал / Слились в один мираж хрустальный - И веет, веет ветер бальный / Теплом душистых опахал» (И. Бунин. «Вальс»).

Балет - театральное представление, состоящее из танцев под музыку.

«Театр уж полон, ложи блещут... / В райке нетерпеливо плещут... / Блистательна, полувоздушна, Смычку волшебному послушна, / Толпою нимф окружена, стоит Истомина; она, / Одной ногой касаясь пола, / Другою медленно кружит. И вдруг прыжок, и вдруг летит, Летит, как пух от уст Эола; / То стан совьет, то разовьет / И быстрой ножкой ножку бьет». (А. Пушкин, «Евгений Онегин»).

Барыня (название от слова из песни) - русская народная пляска, сольная или парная, живая, задорная. Кружение, присядка и другие фигуры. Музыкальный размер 2/4.

«Бешено звенела гитара, дробно стучали каблуки, на столе и в шкафу дребезжала посуда, а среди кухни огнем пылал Цыганок, реял коршуном, размахнув руки, точно крылья, незаметно передвигая ноги; гикнув, приседая на пол и метался золотым стрижом, освещая все блеском шелка...» (М. Горький. «Детство»).

Бас-данс - разного рода старинные беспрыжковые придворные танцы XVI века (во Франции, Италии), основанные на хождении, скольжении по полу без рывков ноги вверх. Ритм был смешанный. Рисунок строился в виде хороводов или цепочки. Имели характер ритуального происхождения или прогулки под музыку.

Белорусская полька - белорусский парно-массовый танец веселого, задорного и легкого характера, с частым и быстрым изменением положений танцующих. Музыкальный размер 2/4, темп умеренно-быстрый.

Биг-бит (бит) - синоним музыки рок, поп-музыки; в узком смысле - танец в таком стиле (современный молодежный).

«Это бит ночного метро... / Этот бит улиц и площадей... / Над страною звучит / Московский бит... Этот новый танец - словно динамит! / Пусть танцуют с нами / Все, кто любит бит» (из песни).

Блюз (англ. blues, сокр. от blues devils «меланхолия, уныние») - первоначально сольная лирическая песня американских негров, позже парный бальный танец свободной композиции типа медленного фокстрота. Образец блюза - песня И. Дунаевского из фильма «Моя любовь» («Знать любовь не надо - явится нежданно...»); в опере Дж. Гершвина «Порга и Бесс», во французском кинофильме «Бал».

Болеро (во французской огласовке с ударением на последнем слоге; в испанской - на втором слоге) (по имени испанского танцовщика) - испанский парный танец с XVIII века. Умеренно быстрый, ритмичный, изящный, с характерными позами испанского танца, с использованием кастаньет, тамбурина и с прищелкиванием пальцами. Музыкальный размер 3/4. Образец болеро - «Испанская песня» Л. Делиба, песня из оперетты Лекока «Рука и сердце». Использован в опере С. Прокофьева «Дуэнья», в опере Дж. Верди «Бал-маскарад» (ариозо Ренато «Облеченный свыше властью»).

«В Севилье существует особое место, куда сходятся по вечерам танцоры и любители национальных танцев. Там только с полной непринужденностью во всем великолепии исполняется настоящий типический болеро» (Д.Григорович. «Ретвизан»).

Бостон (вальс-бостон) (от названия американского города) - американский бальный парный танец лирического, сентиментального характера; разновидность медленного вальса. Музыкальный размер 3/4. Характерна пауза на третьей доле аккомпанемента. Ритм прихотливый. Мелодическое начало преобладает над ритмическим. Скользящие движения танцоров без вращения. Темп то ускоряется, то замедляется. Образец - в балете Р. Глиэра «Красный мак».

Буги-вуги (англ. boogie-woogie, из американского жаргона) - современный бальный и бытовой танец, с афро-американскими танцевальными чертами, блюз, исполняемый музыкантами в быстром темпе, под который танцуют. Танцующий сближает колени, продвижение вперед с покачиванием бедрами из стороны в сторону.

«На улице стоит ужасная жара, / Но я буду танцевать буги-вуги до утра... / Я люблю буги-вуги каждый день» (Песня).

Вальс в обратную сторону - вальс с изменением направления вальсирования.

Вальс-гавот - танец начала XX века, представляет собой соединение различных танцев. Медленный гавот сменяет быстрый вальс. Мягкие плавные переходы. Первая, меньшая часть - гавот с размером 4/4, вторая часть, большая по длительности и более быстрая, - вальс.

Вальс-галоп - двушаговый вальс, который в конце XIX века вытеснил в европейских странах традиционный трехшаговый венский вальс. Образец - во французском кинофильме «Бал».

Вальс-мазурка - вальсообразный круговой бальный танец в темпе и размере мазурки (3/4) с характерным для нее пунктирным ритмом. Среди разновидностей популярен русский вариант: каждые четыре такта танцуются поочередно - то движениями вальса, то мазурки. Правой рукой кавалер держит даму за талию, она кладет левую руку на его плечо; ее левая и его правая руки соединены и отведены в сторону. При выполнении некоторых фигур (повороты и др.) это положение меняется. Образец - во французском кинофильме «Бал».

Вальс-миньон - разновидность вальса. По движениям упрощенный венский вальс, замедленный темп.

Вальс прыжковый - вальс начала XIX века, исполнявшийся в фуэте под веселый мотив. Музыкальный размер 2/4.

Вальс русский - разновидность вальса, исполнявшегося в русских салонах в конце XIX - начале XX века.

Венгерка (слово польского происхождения) - народный и бальный быстрый танец конца XIX века, вариант краквяка. В основу которого положены движения и мелодия, характерные для венгерских народных танцев; восходит к чардашу.

Венский вальс (нем. Wiener Walzer) - австрийский вид вальса, быстрого темпа. Боле утонченный, с более короткими шагами и более гладкими поворотами. Образец - «Дикие розы» Ф. Легара.

Веснянки - русский и украинский весенний женский хоровод, песни в таком хороводе. Древнего обрядового происхождения. Движения девушек медленные и плавные.

«Веснянки петь, кругами / Ходить всю ночь с зари и до зари - / Одна у них забота» (А. Островский. «Снегурочка»).

Галоп (фр. Galop, от франкск. wahl hlaup - «кельтская рысь») - парный батьный танец XIX века, стремительный и динамичный, с прыгающим ритмом. Музыкальный размер 2/4. Скачкообразные движения танцующих вперед и назад. Образцы - галоп комедиантов в опере Б. Сметаны «Проданная невеста»; дуэт Солохи и Беса «Оседлаю помело» в опере П. Чайковского «Черевички»; в оперетте К. Миллекера «Нищий студент», в опереттах Ж. Оффенбаха, произведения И. Штрауса, во французском кинофильме «Бал».

Гопак (от восклицания гоп, из польского hop) - украинский народный танец, парно-массовый. Стремительный, с высокими прыжками мужчин, которых подзадоривают своей пляской их партнерши. Движение пар по кругу, позже - танцуют отдельные пары; также есть и другие варианты танца.

Двудольный размер . Первоначально - воинский танец. Образцы - в операх Н. А. Римского-Корса-кова «Майская ночь», П. И. Чайковского «Черевички», М. Мусоргского «Сорочинская ярмарка».

Греческий танец - греческий танец по мотивам мифа о Тезее и Ариадне. Юноши и девушки танцуют отдельно, выполняя схожие движения и позы, затем, соединившись, танцуют вместе. Первая пара танцующих держится за концы ленты или шарфа, а остальные пары пробегают под этой лентой или шарфом, делают круг и возвращаются на свое место.

Казачок - русский и украинский (кубанский и терский) народный танец, веселый и живой. Музыкальный размер 2/4. Танец импровизированного характера. Теми вначале умеренный, затем ускоряется. Юноша, танцующий в паре с девушкой, повторяет ее движения. Образец - «Малороссийский казачок» А. Даргомыжского; пляска запорожцев в опере П. Чайковского «Черевички».

Камаринская - русский народный танец-песня задорного характера, исполняемый в довольно быстром темпе. Образец в произведении М. И. Глинки «Вариации на две русские народные темы».

Креольское танго (танго портеньо) - аргентинский парный танец, возникший в конце XIX века от смешения андалусийского танго и кубинской хабанеры, а также милонги; похож на контрданс.

Кукарача (ucn. cucaracha «таракан») - вид народной песни и танца в Латинской Америке (Мексика, Колумбия). Темп умеренный. Движения-имитация раздавливания тараканов. Образец - одноименная латиноамериканская танцевальная пьеса.

Лезгинка (хкадардай макъам - «прыгающий танец») - лезгинский народный быстрый танец, распространенный по всему Кавказу. Представляет собой соревнование танцующих, показывающих ловкость, виртуозность. Может исполняться как сольный мужской танец и как парный. Музыкальный размер 6/8, реже 2/4. Темп быстрый, мелодия четкая и динамичная. Образец - в опере М. Глинки «Руслан и Людмила».

Макарена - современный латиноамериканский танец. Помимо движений ног и корпуса, большое место занимают движения рук: их подъем, вытягивание перед собой, охватывание себя за плечи и др. Иногда исполняется сидя.

Метелица - русский и украинский народный парный танец. Обрядового происхождения, исполнялся зимой. Стремительного характера, с четким ритмом. Похож на русскую кадриль. Музыкальный размер 2/4. Танцующие парами идут за ведущей парой по кругу, по восьмерке и др.

Одисси - старинный индийский классический танец, религиозного назначения. Изображается любовь к Богу и преданность Ему. Плавные, мягкие движения и изящные позы. Исполняется танцовщицей под лирическую музыку. Совмещает многие черты других индийских танцев. Характерны притоптывание пятками, прыжки разных видов, подбрасывания ног, вращение на одной ноге, сложные сгибания тела. Танцовщица иногда замирает на несколько секунд в какой-то позе и становится похожей на статуэтку. Исполнялся в храмах и дворцах раджей.

Оле - испанский андалусийский танец чувственного характера. Сочетание быстрых движений руками и всем телом. Похож на фанданго.

Олень - русская хороводная и святочная игра; девушки ходят с песнями вокруг парня, который собирает с них по платочку и после берет выкуп.

Павана (от ucn. pavon - «павлин») - испанский торжественный бальный танец. Размер двудольный (реже трехдольный). Этим танцем открывали балы. Исполняется парой или большим числом участников. Исполняли с факелами или канделябрами в руках. Движения рук танцоров напоминают движения павлиньего хвоста, реверансы. Образцы - одноименная пьеса М. Равеля, в творчестве К. Сен-Санса, Р. Штрауса, А. Прокофьева (балет «Золушка»). Использован в «Балете цыганок» Франчески Каччини.

Падекатр (фр. pas de guatre «танец четырех») - бальный парный танец первой половины XX века, простой по исполнению. Партнеры по паре танцуют лицом к лицу, соединив обе руки и разведя их в стороны. Короткий скользящий шаг сочетается с вальсовым движением. Музыкальный размер 12/8,4/4.

Па-де-труа (фр. pas de trios «шаг, танец троих») - русский бальный парный танец конца XIX - начала XX века, состоящий из элементов менуэта, мазурки и вальса. Музыкальный размер 3/4.

Палоташ (венг. palotas, от palota «дворец») - венгерский бальный парный умеренно медленный танец XIX века, возникший на основе народной танцевальной музыки. Предшественник чардаша. Музыкальный размер 4/4 и далее 2/4. Образец в Венгерских рапсодиях Ф. Листа, в балете А. Глазунова «Раймонда».

Перепляс - русская народная парная или групповая пляска.

Пляска - танец, особенно народный; в узком смысле - русский хоровод (диалектное).

Регтайм (рэгтайм) (англ. ragtime, от rag «отрывок» и time «время, темп, такт», буквально «рваный такт») - американский салонный и бальный танец, возникший на основе танцевальной формы негритянского регтайма. Мелодия остро синкопирован -на, темп стремительный, аккомпанемент выдерживается в ритме стремительного шага. Послужил основой для танцев тустеп, уанстеп, фокстрот.

Рэп (от англ. to rap «говорить резко, выкрикивать») - современный жанр поп-музыки с танцем и ритмическим рифмованным речитативом под музыку. Танцоры виртуозно двигают руками и ногами.

Свинг (англ. swing «качание, ритм») - современный бытовой и бальный танец, берущий начало от стиля джазовой музыки. В хореографии и музыке сочетаются несколько афро-американских и других танцевальных традиций - рэгтайм, блюз и др.

Сударушка -- русский народный танец, очень плавный, живой. Музыкальный размер 2/4. Темп умеренный. Создан на основе русских народных хороводных танцев. Движение парами по кругу.

Тамбурин (фр. tambourin, um. Tamburino, от названия музыкального инструмента - небольшого барабанчика) - старинный французский провансальский танец; веселый, оживленный. Музыкальный размер 2/2, 2/4. Темп быстрый. Множество скачков. Исполнялся в сопровождении флейты с тамбурином в руках.

Танец-прогулка - танец-игра в правление Петра Первого. Танцующие держались за носовые платки и пара за парой переходили из комнаты в комнату. Идущие в первой паре задавали то или иное танцевальное движение, и его повторяли все остальные пары.

Танец с мечами - древний вид танца, исполнявшийся у многих народов, как вид воинского танца. Исполнители имеют в руках холодное оружие (меч, саблю, кинжал и др.) и машут им.

Танец с шалью (перевод фр. pas de chale) - бальный женский танец в XIX веке. Две или три дамы изящно танцевали в середине зала, выполняя различные манипуляции с легкими шалями. В XIX веке танец с шалью обязательно изучался в институтах благородных девиц и исполнялся на выпускных балах лучшими воспитанницами.

Танбк, танки (вероятно от слова «танец») - хоровод, игровые пляски у русских и других славян. Также понимается как священная девичья пляска, призванная увеличивать плодородие земли, при которой первоначально мужчины не могли присутствовать. Позже и народная пляска в помещении. Темп от медленного к быстрому.

Тарантелла (um. Tarantella, от Taranto - город на юге Италии; также предполагают связь названия со словом «тарантул») - итальянский танец в быстром темпе, живой и страстный, сладострастный, обычно импровизационного характера. Музыка длительно развертывается, танцовщицы бьют в тамбурин, другие стучат кастаньетами. Аккомпанемент мандолины. Хореографическое изображение любовных чувств мужчины и женщины по отношению друг к другу: попытки обольщения, приближения, удаления друг от друга, объятия, поза на коленях одного и танец вокруг него партнера. Образцы - одноименные вокальные произведения Дж. Россини, ария Фигаро в опере «Свадьба Фигаро»; в произведении Ф. Листа «Венеция и Неаполь»; в опере Дж. Верди «Сицилийская вечерня»; в опере С. Прокофьева «Любовь к трем апельсинам».


Друзья! А давайте повторим термины классического танца? Готовы себя проверить? Со временем то, что не используется на практике забывается, поэтому стоит периодически делать вот такую интеллектуальную зарядку. А может кто-то из вас узнает и что-то новенькое!

Adajio [адажио] — Медленно, медленная часть танца.
Allegro [аллегро] — Прыжки.
Aplomb [апломб] — Устойчивость.
Arabesque [арабеск] — Ее называют позой полета, а название позы происходит от стиля арабских фресок. В классическом танце существует четыре вида позы «арабеск» № 1,2,3,4.
Assamble [ассамблее] — Соединять, собирать. Прыжок с собиранием вытянутых ног в воздухе. Прыжок с двух ног на две ноги.
Attitude [аттитюд] — Поза, положение фигуры. Поднятая вверх нога полусогнута.
Balance [балансе] — Качать, покачиваться. Покачивающееся движение.
Pas ballonne [па баллонэ] — Раздувать, раздуваться. В танце характерно продвижение в момент прыжка в различные направления и позы, а также сильно вытянутые в воздухе ноги до момента приземления и сгиба одной ноги на sur le coude pied.
Pas ballotte [па баллоттэ] — Колебаться. Движение, в котором ноги в момент прыжка вытягиваются вперед и назад, проходя через центральную точку. Корпус наклоняется вперед и назад, как бы колеблясь.
Balancoire [балансуар] — Качели. Применяется в grand battement jete.
Batterie [батри] — Барабанный бой. Нога в положении sur le coude pied проделывает ряд мелких ударных движений.
Pas de bourree [па де буррэ] — Чеканный танцевальный шаг, переступания с небольшим продвижением.
Brise [бризе] — Разбивать, раздроблять. Движение из раздела прыжков с заносками.
Pas de basque [па де баск] — Шаг басков. Для этого движения характерен счет ¾ или 6/8, т.е. трехдольный размер. Исполняется вперед и назад. Баски – народность в Италии.
Battement [батман] — Размах, биение.
Battement tendu [батман тандю] — Отведение и приведение вытянутой ноги, выдвижение ноги.
Battement fondu [батман фондю] — Мягкое, плавное, «тающее» движение.
Battement frappe [батман фраппэ] — Движение с ударом, или ударное движение.
Frappe [фраппэ] — Бить.
Battement double frappe [батман дубль фраппэ] — Движение с двойным ударом.
Battement developpe [батман девлоппэ] — Раскачивать, раскрывать, вынимать ногу на 90 градусов в нужное направление, позу.
Battement soutenu [батман сотеню] — Выдерживать, поддерживать, движение с подтягиванием ног в пятой позиции, непрерывное движение.
Cabriole [кабриоль] — Прыжок с подбиванием одной ноги другой.
Chain [шен] — Цепочка.
Changement de pieds [шажман де пье] — Прыжок с переменой ног в воздухе.
Changement [шажман] — Смена.
Pas chasse [па шассэ] — Гнать, подгонять. Партерный прыжок с продвижением, во время которого одна нога подбивает другую.
Pas de chat [па де ша] — Кошачий шаг. Этот прыжок по своему характеру напоминает мягкое движение кошачьего прыжка, что подчеркивается изгибом корпуса и мягким движением рук.
Le chat [ле ша] — Кошка.
Pas ciseaux [па сизо] — Ножницы. Название этого прыжка происходит от характера движения ног, выбрасываемых вперед по очереди и вытянутых в воздухе.
Coupe [купэ] — Отрывистый. Подбивание. Отрывистое движение, короткий толчок.
Pas couru [па курю] — Пробежка по шестой позиции.
Croisee [краузэ] — Скрещивание. Поза, при которой ноги скрещены, одна нога закрывает другую.
Degagee [дегаже] — Освобождать, отводить.
Developpee [девлоппэ] — Вынимание.
Dessus-dessous [десю-десу] — Верхняя часть и нижняя часть, «над» и «под». Вид pas de bourre.
Ecartee [экартэ] — Отводить, раздвигать. Поза, при которой вся фигура повернута по диагонали.
Effacee [эфасэ] — Развернутое положение корпуса и ног.
Echappe [эшаппэ] — Вырываться. Прыжок с раскрыванием ног во вторую позицию и собиранием из второй в пятую.
Pas emboite [па амбуатэ] — Вкладывать, вставлять, укладывать. Прыжок во время которого происходит смена полусогнутых ног в воздухе.
En dehors [ан деор] — Наружу, из круга.
En dedans [ан дедан] — Внутрь, в круг.
En face [ан фас] — Прямо, прямое положение корпуса, головы и ног.
En tournant [ан турнан] — Вращать, поворачивать корпус во время движения.
Entrechat [антраша] — Прыжок с заноской.
Fouette [фуэтэ] — Стегать, сечь. Вид танцевального поворота, быстрого, резкого. Открытая нога во время поворота сгибается к опорной ноге и резким движением снова открывается.
Ferme [фермэ] — Закрывать.
Pas faille [па файи] — Подсекать, пресекать. Ослабевающее движение. Это движение имеет мимолетный характер и часто служит для подготовки трамплина к следующему прыжку. Одна нога как бы подсекает другую.
Galloper [галоп] — Гоняться, преследовать, скакать, мчаться.
Glissade [глиссад] — Скользить, скольжение. Прыжок, исполняемый без отрыва носков ног от пола.
Grand [большой] — Большой.

Jete entrelacee [жетэ антрэлясэ] — Перекидной прыжок.
Entrelacee [антрэлясэ] — Переплетать.
Jete [жэтэ] — Бросок. Бросок ноги на месте или в прыжке.
Jete ferme [жэтэ фермэ] — Закрытый прыжок.
Jete passé [жэтэ пассэ] — Проходящий прыжок.
Lever [левэ] — Поднимать.
Pas [па] — Шаг. Движение или комбинация движений. Употребляется как равнозначное понятию «танец».
Pas d’achions [па д’аксион] — Действенный танец.
Pas de deux [па дэ дэ] — Танец двух исполнителей, классический дуэт, обычно танцовщика и танцовщицы.
Pas de trios [па дэ труа] — Танец трех исполнителей, классическое трио, чаще двух танцовщиц и одного танцовщика.
Pas de quatre [па дэ катр] — Танец четырех исполнителей, классический квартет.
Passe [пассэ] — Проводить, проходить. Связующее движение, проведение или переведение ноги.
Petit [пти] — Маленький.
Petit battement [пти батман] — Маленький батман, на щиколотке опорной ноги.
Pirouette [пируэт] — Юла, вертушка. Быстрое вращение на полу.
Plie [плие] — Приседание.
Demi-plie [деми плие] — Маленькое приседание.
Pointe [пуантэ] — Носок, пальцы.
Port de bras [пор де бра] — Упражнение для рук, корпуса, головы; наклоны корпуса, головы.
Preparation [прэпарасион] — Приготовление, подготовка.
Releve [релевэ] — Приподнимать, возвышать. Подъем на пальцы или на полупальцы.
Releve lent [релевэ лян] — Медленный подъем ноги на 900.
Renverse [ранверсэ] — Опрокидывать, переворачивать. Опрокидывать корпус в сильном перегибе и в повороте.
Rond de jambe par terre [рон де жамб пар тер] — Вращательное движение ноги по полу, круг носком по полу.
Rond [ронд] — Круг.
Rond de jambe en l’air [рон де жамб ан лер] — Круг ногой в воздухе.
Soute [сотэ] — Прыжок на месте по позициям.
Simple [семпль] — Простой, простое движение.
Sissonne [сисон] — Прямого перевода не имеет. Означает вид прыжка, разнообразного по форме и часто применяемого.
Sissonne fermee [сисон ферме] — Закрытый прыжок.
Sissonne ouverte [сисон уверт] — Прыжок с открыванием ноги.
Sissonne simple [сисон семпль] — Простой прыжок с двух ног на одну.
Sissonne tombee [сисон томбе] — Прыжок с падением.
Saut de basque [со де баск] — Прыжок басков. Прыжок с одной ноги на другую с поворотом корпуса в воздухе.
Soutenu [сутеню] — Выдерживать, поддерживать, втягивать.
Sur le cou de pied [сюр лек у де пье] — Положение одной ноги на щиколотке другой (опорной) ноги.
Temps lie [тан лие] — Связанное во времени. Связующее, плавное, слитное движение.
Temps leve soutee [тан левэ сотэ] — Прыжок по первой, второй или пятой позиции на одну и туже ногу.
Tire-bouchon [тир бушон] — Закручивать, завивать. В этом движении поднятая нога находится в полусогнутом положении вперед.
Tour chainee [тур шенэ] — Сцепленный, связанный, цепь кружков. Быстрые повороты, следующие один за другим.
Tour en l’air [тур ан лэр] — Воздушный поворот, тур в воздухе.
Tour [тур] — Поворот.
Выворотность — Раскрытие ног в тазобедренном и голеностопном суставах.
Координация — Соответствие и согласование всего тела.

Язык танца. Танцевальная лексика

Мимика, жест, взгляд, поза - ярчайшие средства общения. Переход из одной позы в другую, смена положений тела производят движение. Движение - основа танца.

У каждого народа сформировалась своя традиционная пла­стика, свои приемы соотнесения движений с музыкой. Язык танца складывается из общепринятых жестов, положений го­ловы, рук, ног, корпуса, из приветствий, прощаний. Его опре­деляют особенности возрастных и социальных отношений. Воздействие, оказанное языком танца, намного ярче, эмоцио­нальнее, в случае если форма танца соответствует ᴇᴦο содержанию, а характер народа передан достаточно достоверно.

Язык танца формировался в соответствии с образом жизни народа, ᴇᴦο социальным и историческим прошлым. Характер народа, особенности ᴇᴦο мышления нашли отраже­ние в языке танца.

Танцевальная лексика возникает на базе обобщения и специфически танцевального претворения выразительных движений человека. Из танцевальной лексики соткано хорео­графическое произведение как художественное целое. Сами по себе отдельные танцевальные движения не несут хорео­графической образности. Но в контексте определенного танца они представляют целый арсенал выразительных возможно­стей, воплощающих собирательный образ народа.

Танцевальная лексика наполняет содержанием рисунок танца, а рисунок танца, в свою очередь, оформляет лексику. Логика построения музыкальной фразы, образ, рожденный музыкой, позволяет найти необходимое хореографическое решение и создать соответствующую танцевальную лексику.

Логика развития движений от наиболее простых к наи­более сложным (с экспозицией, завязкой, ступенями перед кульминацией, собственно кульминацией и развязкой) под­сказывает использование принципа контраста (линейное по­строение сменяется круговым, танцевальная фраза из полутонов сменяется техничным пассажем)

Танец измеряется теми же длительностями, что и музы­ка. Выразительным и свежим может выглядеть развитие лек­сики при помощи усложнения ритма с использованием рит­мических акцентов, синкоп˸ дробное выстукивание простое -дробное выстукивание синкопированное. Большое значение имеет правильно выбранный ракурс исполнителя, помогаю­щий восприятию композиции танца, раскрытию образа. Для наибольшей выразительности хореографического образа ис­пользуется пластическое многоголосье, когда солистам ак­компанируют движения остальных исполнителей. Здесь важ­но не отвлекать внимание зрителя от основного образа, а сконцентрировать ᴇᴦο вокруг солистов усиливающими вос­приятие движениями и рисунками.

Танцевальная речь состоит из танцевальных комбина­ций - сочетаний нескольких танцевальных движений, рас­крывающих характер исполнителя. Танцевальные комбина­ции выстраиваются в танцевальную фразу, соответствующую музыкальной фразе, выражающую хореографический образ. Танцевальный этюд состоит из нескольких танцевальных фраз, имеет целью выработку технических навыков исполне­ния. Хореографический номер имеет идею, содержание, дей­ствие, подчинен законам драматургии, раскрывает хореогра­фический образ. Хореографическое полотно - это хореогра­фическое произведение крупной формы, поставленное балет­мейстером по всем канонам сценического действия.

Язык танца. Танцевальная лексика - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Язык танца. Танцевальная лексика" 2015, 2017-2018.

Русский национальный танец — это эмоциональное, художественное и довольно специфическое отображение его многообразной, многовековой жизни. Именно танец является высшим проявлением чувств русского народа и его фантазии. Русский танец во все времена был ярким и содержательным, и нельзя не уделить внимание рассмотрению его специфике.

Специфика народного танца

Сам танцевальный образ обычно воспринимается двумя способами – либо ассоциативным, либо непосредственным. Также нельзя не заметить, что танцевальные образы и то, как они выглядят в танце, определяются танцевальной лексикой и, конечно же, близкой связью с мелодией, темпом, ритмом и, конечно же, характером.

Хореография с течением времени и развитием общественного уклада постепенно развивалась, и вскоре русские национальные танцы приобрели самостоятельное значение, став одной из самых распространенных и развитых форм развития вкуса. Русскому народу удалось создать невероятно красивые танцы с потрясающими рисунками и таким же ярким содержанием. Сольные пляски, сложные кадрили, завораживающие хороводы, активные переплясы – всё это как нельзя лучше свидетельствует о многообразии национального танца русского народа.

Русский танец отличается особенными, сложившимися ещё множество лет тому назад признаками. У каждого танца есть национальные корни, лежащие в глубине истории, и многовековые традиции исполнения. Русский национальный танец — это настоящее искусство, высокохудожественное творчество. Все знают, что раньше в танцах был некий религиозный магический смысл и их исполняли в основном на праздниках, с какой-либо целью. Через некоторое время религиозные черты были утрачены, танец приобрел бытовой характер, выражавший настроение, эмоции и чувства. К тому же нарушилась традиция исполнения того или иного танца по временам года.

Классификация танцев

Следует отметить, что русский танец, к какому бы региону он не относился, отличается массой специфических черт:

  • Лексика;
  • Художественные приёмы;
  • Фигуры движения;
  • Стиль и манера исполнения;
  • Выразительные положения;
  • Ритм;
  • Рисунок и т.д.

Следует отметить, что национальные танцы русского народа классифицируются по хореографической структуре, а также устоявшимся признакам. Так, например, стилем являются характерные особенности и черты тех или иных выразительных средств, которым отличаются танцы друг от друга. А лексика – это самое важное выразительное средство в танце. И хореографы так утверждают недаром. Ведь она является синтезом таких составляющих, как мимика, движения тела, жесты и т.д.

Особенности лексики и её хореографическое значение

В русских народных танцах данный аспект является максимально сконцентрированной формой с отчетливо прослеживающимся русским колоритом, так что именно лексика позволяет определить, к какому именно району, региону относится танец. Есть несколько различных видов танцевальной лексики, и следует им уделить внимание.

Итак, образная лексика помогает возникнуть ассоциациям по отношению к тому или иному образу. Такая лексика ещё называется эмоционально-подражательной. Есть ещё естественно-пластическая – тут из названия можно понять, что её специфика заключается в пластике движений, развивающихся в танце. Традиционная лексика – это та, что вырабатывалась столетиями и которая развивается до сих пор. Даже современные танцы, созданные в наше время, или же трактовка древних русских народных являются примером традиционной лексики.

И напоследок несколько слов об интонации, которая в хореографии имеет немаловажное значение. Этим термином обозначается совокупность весьма выразительных средств. К примеру, исполняя одно и то же движение, только в изменённом темпе, получается передать зрителю состояние танцора. Исполнив в быстром темпе, можно передать радость, в медленном – задумчивость. Если хоть немного изменить ту или иную танцевальную фигуру, то получится изменить непосредственно содержание и характер всего танца и действия.