Таможенная пошлина на электромобили в году. Пошлины на ввозимые в страны еаэс электромобили будут обнулены. Стоимость таможенного оформления электромобиля

Ввозные таможенные пошлины для электрокаров вновь отменены. Это решение одобрили на заседании совета Евразийской экономической комиссии () 12 июля. Как уточнили в пресс-службе ЕЭК, изменения вступят в силу со 2 сентября 2016 года. Льготный период продлится до 31 августа 2017 года и не затронет никакие другие виды автотранспорта, включая, к примеру, гибриды и плагин-гибридные автомобили. Об этом «Газете.Ru» сообщили в Минэкономразвития.

Как пояснили в ведомстве, с 15 до 5% снижены ставки ввозной таможенной пошлины на грузовые моторные транспортные средства массой не более 5 тонн, имеющие в качестве ходовых исключительно электродвигатели (один или несколько). Это, к примеру, небольшие коммерческие автомобили на электротяге.

Кроме того, установлена нулевая ставка ввозной таможенной пошлины в отношении легковых моторных транспортных средств с электрическим двигателем — до этого момента она составляла 17%.

Как напомнили в , с 1 февраля 2014 по 31 декабря 2015 года на электромобили уже действовала нулевая ставка ввозной таможенной пошлины. В итоге в 2015 году в страны ЕАЭС было ввезено 684 электромобиля преимущественно из США, Китая и Японии.

После истечения льготного периода в январе-апреле 2016 года было куплено только 28.

«Снижение пошлин призвано стимулировать использование экологически чистого транспорта в ЕАЭС и создать условия для формирования рынка электромобилей, — сказала «Газете.Ru» министр по торговле ЕЭК . — Широкое использование легковых и грузовых электромобилей должно стимулировать развитие объектов зарядной инфраструктуры. При этом пошлины снижаются на время. Продление этой меры в будущем году будет зависеть от развития рынка электромобилей, необходимой инфраструктуры, а также от того, будет ли в странах союза запущено серийное производство электромобилей».

Как уточнили в пресс-службе ЕЭК, льготный период представляет собой временную меру, которая позволяет оперативно реагировать на изменения ситуации на авторынке. Так, к примеру,

если в будущем в России будет организовано локальное производство этого вида транспорта, то, чтобы стимулировать местных производителей, льготный период вновь не будут продлевать и ввозная таможенная пошлина вновь будет взиматься.

Автопроизводители и участники рынка дождались

Как рассказали «Газете.Ru» в компании , решение об отмене ввозных пошлин направлено на создание рынка электромобилей и развитие зарядной инфраструктуры на территории России, а также на стимулирование импорта электромобилей.

«Renault Россия» планирует в ближайшем будущем начать поставку клиентам электромобилей Renault Kangoo Z.E. и Renault Twizy, которые сертифицированы и адаптированы к условиям эксплуатации в России», — отметили в пресс-службе.

Ранее в компании Mitsubishi «Газете.Ru» сообщали, что фактически прекратили поставки своих электрокаров i-MiEV в Россию из-за слишком высокой цены.

Ждали снижения ввозных пошлин и в компании Teslamuslce (поставщик автомобилей марки Tesla в Россию). Ранее представитель компании Ян Саваш рассказывал «Газете.Ru», что ввозить Tesla в Россию они не прекращали, но некоторые клиенты откладывали заказы, узнав, что машина обойдется им значительно дороже из-за необходимости уплаты пошлины.

В свою очередь в пресс-службе , специализирующейся на создании инфраструктуры для электрокаров по всей России, считают, что c точки зрения монетарных мер господдержки в России действуют теперь две самые важные. Это обнуление ввозных таможенных пошлин для электромобилей и введение для них бесплатной парковки.

«Снижение пошлин позволило снизить конечную цену на электромобиль, а бесплатная парковка позволит владельцу электромобиля за пять лет возместить больше половины стоимости электромобиля, — отметили в пресс-службе компании «Россети». — Помимо этого премьер-министр России подписал внесение изменений в закон, разрешающий оборудовать АЗС зарядными колонками для электромобилей».

Напомним, что ранее «Газета.Ru» первой сообщила о том, что двухлетний период беспошлинного ввоза электрокаров в страны Таможенного союза не был продлен на 2016 год. Компании, поставляющие электрокары в Россию, в ожидании решения чиновников фактически отказались от новых поставок.

Пошлина на ввоз электромобилей в страны Таможенного союза была обнулена в феврале 2014 года на срок до 31 декабря 2015 года. Такое решение было призвано стимулировать спрос на автомобили с электрическими силовыми установками и развитие необходимой для их использования инфраструктуры.

По данным агентства «Автостат», в 2015 году продажи электромобилей в России упали из-за кризиса на 31% и составили 122 единицы. Почти половина от проданных электромобилей (58 машин) — модель Tesla Model S. Вторая по популярности модель — это недорогая (от 1 млн руб.) Mitsubishi i-MiEV (27 машин). Кроме того, в прошлом году было продано по 14 единиц Nissan Leaf и российской Lada Ellada, шесть единиц BMW i3 и три Renault Twizy. При этом в январе-феврале 2016 года из-за вновь вернувшейся пошлины электрокары в Россию, по сути, уже не ввозились и не продавались. В «Автостате» «Газете.Ru» рассказали, что за два месяца 2016 года в стране было зарегистрировано всего шесть машин: по одному Nissan Leaf, Renault Twizzy и Mitsubishi I-MIEV, а также три Tesla Model S.

Мировая тенденция, направленная на развитие производства экологичных автомобилей, работающих от альтернативного источника энергии, в частности, от электричества, привела к увеличению объема ввозимых из европейских и азиатских стран авто за последние пару лет число ввозимых в РФ электромобилей перевалило за несколько тысяч. Даже сам термин «Электромобиль» официально введён лишь 12.07.2017 Постановлением Правительства РФ от N 832, теперь электромобилем закон классифицирует транспортное средство, приводимое в движение исключительно электрическим двигателем и заряжаемое с помощью внешнего источника электроэнергии.

О том, какие документы понадобятся, как их заполнять, какие сборы и пошлины придется заплатить за ввоз в Россию транспортного средства с электрическим двигателем, пойдет речь в данной статье.

27 ноября 2018 в Минске на заседание Евразийского межправительственного совета страны-участницы Евразийского экономического союза (ЕАЭС) подписали план развития электромобильного транспорта в период с 2018 по 2020 год, информация об этом опубликована на официальном сайте правительства России. Этот план содержит тезисы на чем должны будут сфокусировать меры страны-участницы ЕАЭС для развития электротранспорта в 2019-2020 годах, в частности предлагается рассмотреть:

  • запуск бесплатных парковок с зарядками для электромобилей;
  • ввод права бесплатного проезда электромобилей по платным дорогам;
  • отмену транспортного налога на электромобили;
  • разрешить электромобилям двигаться по выделенным полосам для общественного транспорта.

Помимо этого подписанный план предлагает рассмотреть вопросы стимулирования лизинговых компаний выдавать дополнительные скидки для покупателей электромобилей; введение льготного режима для компаний, которые создают инфраструктуру для зарядки электромобилей; государственное субсидирование и льготы для производителей, выпускающих электромобили, их комплектующие, а также элементы инфраструктуры для транспорта на электродвигателях.

Подобные шаги объясняются стремлением правительства России позаботиться о непростой экологической обстановке в стране, в частности мерами, направленными на ее улучшение и восстановление. Увеличение числа электромобилей, перемещающихся по российским дорогам вместо обычных авто с двигателями внутреннего сгорания, а значит и вредными выбросами в атмосферу - одна из таких мер.

Странно, что популярность автомобилей, работающих на электрическом токе, стала расти только в последние 5-7 лет, хотя изобретены они были более в середине 19 века. Плюсы автомобилей такого типа вполне очевидны: экологичный автономный аккумулятор не является угрозой для окружающей среды (по крайней мере, пока механически не нарушена его целостность), а потому более приемлем в условиях развития современных мегаполисов. Привычный всем двигатель выбрасывают в атмосферу огромное количество канцерогенных вредных выхлопов, чего не скажешь о его электрическом собрате. В дополнение к сказанному, необходимо отметить тот факт, что электромобили более долговечны и менее пожароопасны в сравнении с привычными автомобилями с двигателями внутреннего сгорания. Приятным бонусом становится безотказная бесшумная работа и простота в техническом обслуживании. Страны, лидирующие в сфере передовых технологий, освоили производство этих привлекательных инновационных «лошадок». Среди них можно отметить Японию, Китай, Германию, Южную Корею, США, Францию, и Испанию.

Несколько лет назад в России были приняты поправки к законодательству, которые делали ввоз и растаможивание электромобилей в РФ более выгодными. Так до конца 2017 года таможенные пошлины на электромобили были снижены с 17 до 0%, а на электрические грузовики массой до 5 тонн таможенные пошлины снижались с 15% до 5%. К сожалению, в 2018 году правила и цена растаможки легковых электромобилей изменились, так что в 2019 году придется платить за легковые 17%, а за электрические грузовики 15%.

Сколько стоит растаможка электромобиля в РФ?

И так, чтобы растаможить электромобиль вам необходимо будет внести следующие платежи:

  1. Таможенное оформление
  2. Таможенная пошлина
  3. ЕСН или НДС (в зависимости от того, кто ввозит электромобиль - физическое лицо или юридическое)
  4. Акциз (оплачивается, если растамаживает юрлицо, мощность до 90 л.с. включительно акцизными сборами не облагается)
  5. Утилизационный сбор

1. Стоимость таможенного оформления электромобиля

2. Таможенная пошлина

Таможенная пошлина на легковые автомобили с электрическим двигателем с 1 сентября 2017 года составляет 17%. Для грузовиков с электродвигателем таможенная пошлина составляет 15% от стоимости транспортного средства.

3. Ставка таможенного платежа: либо единая таможенная ставка (ЕТС), либо НДС+акциз

4. Ставка акциза на ввоз электромобиля в Россию

Ставка акциза для ввоза электромобилей в Российскую Федерацию.

5. Утилизационный сбор на электромобили

Считаем по формуле: УС = БС*РК , где БС – базовая ставка (в настоящий момент 20 тыс. рублей); РК – расчётный коэффициент

Расчетный коэффициент утилизационного сбора для электромобиля

Как правильно растаможить электромобиль?

Растаможка электромобиля будет происходить в несколько этапов:

1. Внесение залога

Залоговую сумму придется внести за несколько суток до того момента, как авто фактически пересечет таможню. Эти деньги нужно внести на счет таможенного органа тем лицом, которое сопровождает груз. Как вариант, эти деньги можно внести на таможне на депозит.

Документы, которые понадобятся для внесения залога:

  • Паспорт гражданина Российской Федерации (+ загранпаспорт);
  • Заявление, где указана дата, место (название таможенного пункта) и время, в которое автомобиль прибудет в РФ;
  • Копия техпаспорта на электромобиль, покупаемый за рубежом;
  • Если залог будет вносить не хозяин электромобиля, а его доверенное лицо, то еще потребуется нотариально заверенная доверенность, подтверждающая правомерность совершаемых действий.

Свидетельством получения таможенным органом депозитных средств станет выданная расписка. Ее необходимо предъявить при пересечении таможни владельцем с автомобилем, поэтому стоит сразу обратить внимание на правильность и корректность внесенных данных.

2. Пересечение пограничного пункта пропуска

Для регистрации на пограничном пункте пропуска необходимо предъявить все перечисленные в предыдущем пункте документы, включая расписку, гарантийный сертификат и оригинал техпаспорта на электромобиль.

На пропускном пункте будет сделана отметка в специальном журнале, присвоен персональный номер уведомления о том, что граница пересечена и выдан долгожданный пропуск, который откроет доступ в зону таможенного контроля для последующей регистрции.

3. Регистрация

Регистрация, после того, как вы пересекли пропускной пункт, включает в себя несколько процедур. Электромобилю присвоят код в соответствии с классификатором, действующим на территории ЕАЭС, в котором перечислены все товары, разрешенные для перевозки - «Единая Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности ЕАЭС» (ТН ВЭД ЕАЭС).

Лицо, сопровождающее электромобиль подает данные о его стоимости и дате, когда авто сошло с конвейера, таможенные платежи будут рассчитываться исходя из этой информации.

4. Таможенные платежи

В число взносов, которые обязательно нужно оплатить, относятся:

  • платеж за таможенное оформление техсредства. Данная сумма регламентирована Постановлением Правительства РФ от 28.12.2014 года № 863. Чем дешевле исходная стоимость транспорта, тем меньше будет эта сумма. Стоит отметить, что самым выгодным для покупателя вариантом, является ввоз электромобиля из Китая, где зафиксированы самые низкие цены;
  • стоимость в сочетании с возрастом определят сумму налога на добавочную стоимость;
  • мощность двигателя машины станет определяющим фактором для расчета акцизного взноса;
  • срок эксплуатации электромобиля составляет двадцать лет. Именно столько он может эффективно работать, сохраняя экологическую безопасность окружающей среды. Для того чтобы после окончания этого срока машина была утилизирована, придется заплатить соответствующий сбор, который предусмотрен Федеральным законом от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»;
  • таможенная пошлины, зависящей от назначения транспортного средства, его категории и вида - 17% для легковых авто, 15% для грузовых электромобилей. На авто с гибридным двигателем таможенная пошлина должна быть оплачена автомобилистами полностью.

На время, которое требуется для оформления всех формальностей, электромобиль помещается на таможенный склад, предназначенный для временного хранения, о чем лицо, его сопровождающее, уведомляется специальным документом.

5. Постановка растаможенного электромобиля на учет в ГИБДД

После того, как все документы оформлены и получено подтверждение предоставленных данных о транспортном средстве, в счет уплаты сборов и пошлин переводится сумма, отправленная ранее на депозитный счет. Эти действия подтверждаются квитанцией. Также на руки отдается приходный ордер и ПТС. Все они необходимы, чтобы получить разрешение и забрать авто со склада. Кроме того, оформленные документы позволят зарегистрировать ТС в ГИБДД.

Процедура оформления документов на таможне может занять почти весь день. Человеку, который ввозит электромобиль в Россию, нужно ответственно подойти к растаможке, тщательно контролировать соответствие всех данных, фиксируемых в регистрационных и таможенных документах, чтобы после не иметь проблем. Регистрационная и разрешительная документация должна быть заполнена безошибочно – обратите на это свое особое внимание.

Буквально пару дней назад портал «АвтоВзгляд» писал о том, что правительство хочет освободить владельцев электромобилей от уплаты транспортного налога, предоставить им право бесплатной парковки, разрешить проезд по « » и, наконец, не взимать с них денег за проезд по платным дорогам. Это помимо навязчивой идеи покрыть всю территорию России сетью зарядных станций.

Теперь же одобрен проект, по которому со 2 сентября 2016 года по 31 августа 2017 года установлена нулевая ставка ввозной таможенной пошлины в отношении легковых транспортных средств с электрическим двигателем. Но и это не все: на грузовые моторные транспортные средства массой не более 5 тонн, содержащих в качестве ходовых исключительно электродвигатели (один или несколько), снижены ставки ввозной таможенной с 15% до 5% от таможенной стоимости сроком на один год. На электрогрузовики, Карл! Покажите мне такой, но не где-нибудь на шахтных выработках, а здесь, на московских улицах!

То, что эти изменения одобрены не российским , а на вчерашнем заседании надгосударственного Совета Евразийской экономической комиссии, сути проблемы не меняет: почему-то не верится, что инициатором «полезной» инициативы выступил Кыргызстан или, не дай бог, Армения. Причем, танцы с саблями вокруг экологически бесполезного транспорта продолжаются не первый год. По сути, совет лишь возобновил в странах Таможенного союза льготы, прекратившие свое действие с начала 2016 года.

Оставим за скобками программу по созданию сети . Тут все кристально прозрачно — бабло валяется буквально на земле, да еще упрощенный порядок согласования и землеотвода под их строительство. Но кому выгодна (в хорошем смысле этого слова) вся эта мышиная возня вокруг электромобилей в то время, когда отечественный автопром буквально рушится на глазах — уму непостижимо.

По данным агентства «Автостат» на апрель 2016 года весь наличный парк «зеленых» машин составлял в России 647 единиц, причем треть приходилась на столицу. И это при том, что по просторам нашей родины бегает в общей сложности более 40 миллионов легковушек. Официально у нас продаются только и LADA Ellada по стартовой цене чуть выше 1 000 000 рублей за крохотный и плохо оснащенный автомобиль. Через непонятные «серые» каналы покупаются также запредельно дорогие и небезопасные Tesla — тут речь уже может идти в зависимости от модели о 6 000 000 рублях и выше.

У нас нет достоверных данных о тех, кто покупает эти игрушки за подобную цену — есть лишь предположения, весьма похожие на истину. Их владельцами становятся либо корпоративные , тем или иным способом перекладывающие свои неразумные затраты на бюджет, или богатые любители автоэкзотики.

При неразвитости первичного рынка совершенно логично, что практически отсутствует и вторичный. Тому же агентству «Автостат», прошерстившему базу данных портала Авто.ру, удалось найти лишь 72 предложения о . В их числе кроме вышеупомянутых машин фигурировали еще более редкие Renault Twizy, Smart Fortwo II, Chevrolet Volt I и Nissan Leaf. Надо заметить, что не все из выставленных машин — подержанные. Так может работать и «серая» схема реализации новых транспортных средств.

Итак, новые электромобили не продаются, старые не покупаются. Денег на эти произведения экологического искусства у населения нет и не будет. Заправлять их по сути негде.

С сентября этого года пошлина на ввоз легковых электромобилей в страны Евразийского экономического союза (ЕАЭС), в том числе в Россию, снижается с 17 процентов до нуля, а на грузовые электрокары массой до пяти тонн - с 15 до пяти процентов.

Снижение пошлин - один из первых шагов к увеличению спроса на электрокары. Осталось как минимум снизить цену аккумуляторов и увеличить число "вилок" в регионах. Фото: Олеся Курпяева/ РГ

Об этом сообщила министр по торговле Евразийской экономической комиссии Вероника Никишина. Нулевые пошлины на экологически чистые машины сохранятся до сентября 2017 года. "Будет ли в будущем году продлена эта мера, зависит от развития рынка электромобилей, необходимой инфраструктуры, а также от того, будет ли в странах союза запущено серийное производство электромобилей", - пояснила министр.

Она также обратила внимание, что решение не затрагивает гибридные автомобили.

Обнуление пошлин на легковые электрокары автоматически приведет к падению их стоимости, что не может не радовать, так как подобные авто Россия импортирует (серийного производства внутри страны пока нет). Тем не менее рынок ЕАЭС, по оценке самого союза, пока остается крайне чувствительным к ценам, несмотря на то что нулевые пошлины уже действовали в период с февраля 2014-го по конец 2015-го. По итогам прошлого года в ЕАЭС ввезли 684 электромобиля, а в январе-апреле этого года - только 28 единиц.

В России показатели невелики: в 2015 году продажи составили 122 электромобиля, а их парк на 1 января 2016 года - 647 единиц шести иностранных марок, подсчитало агентство "Автостат". 235 штук в Москве, в Приморском крае - в четыре раза меньше, в Краснодарском крае, Самарской и Московской областях - по 40-50 штук.

Чтобы электрокары набрали популярность, нужны субсидии на их покупку и широкая сеть зарядных станций

По данным открытых источников, продажи гибридов несколько выше: ежегодный прирост автопарка составляет около 1200-1700 штук. Для сравнения: в США только за 2015 год продано более 116 тысяч электромобилей 27 марок (в 2014-м - 122 438 штук), следует из данных портала InsideEVs.

В последние полтора года интерес к электрокарам в мире поутих. Ездить на бензине вновь стало выгодно из-за низких цен на нефть, а инженеры вновь заговорили о явном недостатке электрокара - дорогостоящей аккумуляторной батарее. Компания Bernstein в 2014 году подсчитала, что цена батареи составляет около 38 процентов стоимости машины (для расчета брали модель Nissan Leaf в базовой комплектации за 29 тысяч долларов). Сам концерн оценивал долю аккумулятора в цене в 28 процентов. И все равно средняя рекомендованная производителем розничная цена (MSRP) бензинового автомобиля среднего класса примерно вдвое ниже электрического аналога.

В России камнем преткновения становится еще и география общественных "зарядок", которая пока очень мала. Большинство приходится на Москву - около 60 станций. К 2018 году власти планируют увеличить их число до тысячи, плюс сохранить на некоторое время такие льготы для владельцев электрокаров, как бесплатная стоянка в центре. Тюмень, Екатеринбург, Ростов-на-Дону, Борисоглебск, Казань и Белгород могут похвастаться одной-двумя зарядными станциями, как и Северная столица. В Сочи их около десятка, следует из базы данных портала Plafocha.

Сегодня самый простой способ сделать эксплуатацию электрокара в крупных городах России рентабельной - снизить цену аккумулятора. Но у нас подобные разработки пока не в приоритете - решением этой задачи занимаются в развитых странах.

Пока те заняты делом, логично было бы ввести субсидирование при покупке электромобиля по аналогии с европейским опытом.

Следствие субсидирования налицо: в 2015 году рост автопарка электрокаров и гибридов в Европе составил 48,5 процента, всего было продано 76,3 тысячи таких машин. В лидерах - Норвегия, Великобритания и Германия, сообщала Национальная ассоциация по развитию электротранспорта (Avere-France). Ассоциация автопроизводителей КНР заявляла, что в стране было куплено 331,09 тысячи электромобилей и гибридов, а в этом году показатель планируют довести до 700 тысяч штук.

Все перечисленные страны в стремлении перейти на экологичный вид транспорта объединяет одно: наличие субсидий на покупку электрокара и субсидий на установку зарядных станций. В итоге в Китае уже есть десять тысяч зарядных станций, в США - более 30 тысяч, в Нидерландах - около пяти тысяч, как и в Норвегии.

"Основное условие развития рынка - создание инфраструктуры для подзарядки таких автомобилей, - поддерживает начальник Управления по экономике отраслей ТЭК Аналитического центра при правительстве РФ Виктория Гимади. - Дополнительной и актуальной, например, для Москвы мерой могут служить льготные условия парковки, льготы по страхованию, кредитам и так далее. В первую очередь, такие меры имеет смысл реализовывать в крупных городах (по экологическим причинам)".

Цена вопроса

Электричество vs бензин

Какую финансовую выгоду за пять лет получит владелец электромобиля массового сегмента, если цена нефти продержится на уровне 30 долларов за баррель? Ответ - пока никакой, только убытки, говорится в исследовании VYGON Consulting.

Если сравнить лидера продаж среди электромобилей в США (Nissan Leaf) и его ближайший бензиновый аналог (Nissan Versa Note), взять в расчет льготы, которые полагаются владельцу экологичной машины в Калифорнии (7,5 тысячи плюс 2,5 тысячи долларов), то получится, что за пять лет владения электрокаром потребитель заплатит на 5,6 тысячи долларов больше, чем обладатель бензинового автомобиля.

Чтобы было одинаково выгодно передвигаться и на электрокаре, и на бензиновом автомобиле, бочка нефти WTI должна вырасти в цене до 160 долларов, говорят эксперты. В случае если стоимость аккумуляторной батареи снизится со среднего в 2015 году значения 460 долларов за киловатт-час до 250 долларов (на 57 процентов), то электрокар будет конкурентоспособным уже при цене нефти около 40 долларов за баррель, считают специалисты.

Как нефть переписывала историю электромобилей

2016 год для авторынка знаковый: исполняется 175 лет со дня создания электрокара, если брать изобретение первой тележки с электромотором, и 130 лет со дня изобретения бензинового автомобиля. На рубеже XIX и XX веков все говорило о том, что мир завоюет электрокар: именно на нем был поставлен первый рекорд скорости (в 1895 году - более 60 километров в час, в 1899-м - уже более ста километров в час), на нем же в США ездили таксисты, пожарные и врачи скорой помощи.

Тем не менее сердца потребителей к 1930-м завоевал бензиновый автомобиль благодаря открытию крупных месторождений нефти и выходу на рынок огромного количества дешевого топлива. В период с середины 1880-х по 1915 год баррель нефти практически все время держался ниже отметки в один доллар. Среди других факторов - развитие сети дорог, которое позволило путешествовать на дальние расстояния, быстрое совершенствование конструкции бензинового автомобиля и применение электрического стартера. Электрокар не мог похвастаться дешевизной и выносливостью, поэтому к 1920 году его доля на рынке упала примерно до одного процента, а затем вовсе дошла до нуля.

После этого на протяжении XX века об электрокарах вспоминали несколько раз: в 60-е годы, когда впервые был поднят вопрос о загрязненности воздуха, в 70-е, когда резко выросла цена нефти (за десять лет она подскочила с двух до 30 долларов за баррель), и в 90-е, когда в США ужесточили законодательство и призвали к переходу на экологически чистый вид транспорта. "Эпоха" продлилась до 2003 года: за это время в массы, в основном хорошо обеспеченные, ушло более пяти тысяч электрокаров, но аккумуляторы в них прослужили менее десяти лет, в связи с чем машины после эксплуатации решили уничтожить.

ТЕКСТ. Инфографика: РГ/Мария Пахмутова/Александра Воздвиженская

С марта 2002 года начался серьезный, практически непрерывный рост цен не нефть из-за дестабилизации на Ближнем Востоке, падения нефтедобычи в Великобритании и других странах, а также из-за продолжающейся автомобилизации населения и, как следствие, повышения спроса на нефтепродукты. По данным Международного энергетического агентства, транспорт и сегодня остается основным драйвером роста спроса на нефть: на эту сферу приходится более 60 процентов глобального потребления, в лидерах - США, Китай и Индия. Примечательно, что ни низкие цены на нефть, ни любовь к бензиновому транспорту не мешают первым двум странам оставаться лидерами по размеру парков электромобилей.

На период сверхвысоких цен на нефть (2007-2014 годы) пришелся расцвет электрокаров, которые должны были стать выгодной альтернативой бензиновому автомобилю на фоне технологического рывка. Популярность бензиновых машин при этом не упала: в августе 2011 года их количество в мире превысило миллиард единиц, сообщал портал Wards Auto. Электрокаров даже к октябрю 2015 года на дорогах ездило значительно меньше - около миллиона штук за пять лет продаж. Портал Hybrid Cars подсчитал, что для достижения таких показателей обычным гибридам, которые используют бензиновый двигатель наряду с аккумулятором, понадобилось девять лет.

Таможенная пошлина на ввоз электромобилей в страны Евразийского экономического союза (ЕАЭС), в том числе в Россию, будет снижена со 2 сентября этого года. Об этом сообщает "Российская газета" со ссылкой на решение совета Евразийской экономической комиссии (ЕЭК).

"Ставка таможенной пошлины на легковые электромобили снижается с 17% до 0%, а на грузовые с полной массой до 5 тонн - c 15% до 5%", - сообщила министр по торговле ЕЭК Вероника Никишина. Она отметила, что данное решение не касается автомобилей с гибридным двигателем и плагин-гибридных автомобилей.

Нулевые пошлины на экологически чистые машины сохранятся до сентября 2017 года. "Будет ли в будущем году продлена эта мера, зависит от развития рынка электромобилей, необходимой инфраструктуры, а также от того, будет ли в странах союза запущено серийное производство электромобилей", - пояснила министр.

В ЕЭК отмечают, что рынок электромобилей в странах ЕАЭС (Россия, Армения, Белоруссия, Казахстан и Киргизия) пока еще крайне чувствителен к цене. "Снижение пошлин призвано стимулировать использование экологически чистого транспорта в ЕАЭС и создать условия для формирования рынка электромобилей. Широкое использование легковых и грузовых электромобилей должно стимулировать развитие объектов зарядной инфраструктуры", - отмечается в сообщении.

Ранее нулевые пошлины на электрокары вводили в период с февраля 2014 года по конец 2015-го. По итогам прошлого года в ЕАЭС ввезли 684 электромобиля, преимущественно из США, Китая и Японии, а в январе-апреле этого года - только 28 единиц, отмечает РГ.

По данным агентства "Автостат" , в России показатели невелики: в 2015 году продажи составили 122 электромобиля. На 1 января 2016 года в стране было зарегистрировано 647 электромобилей шести моделей, треть из которых приходится на Москву. Такие же данные агентство публиковало в апреле.

Весной Министерство экономического развития России попросило Евразийскую экономическую комиссию ускорить процесс рассмотрения вопроса о продлении еще на год нулевой ставки пошлины на ввоз электромобилей. Как сообщала газета "Ведомости" , продлить льготы для электромобилей еще в конце 2015 года российское правительство попросил концерн Renault.

Минэкономики просьбу автоконцерна поддержало и вынесло ее на обсуждение в ЕЭК, в феврале предложения были поддержаны подкомитетом комиссии, но в марте коллегия ЕЭК отправила их на доработку. Это было сделано для того, чтобы проанализировать потенциал производства электромобилей в Евразийском экономическом союзе.

В июле газета "Коммерсант" писала, что правительство РФ подготовило программу развития электрического транспорта до 2025 года, которая, в частности, предусматривает отмену транспортного налога для электромобилей, а также бесплатные парковки в городах и разрешение ездить по полосам для общественного транспорта.