Тактико - техническая характеристика пожарных автомобилей. ЗИЛ пожарный: преимущества, технические характеристики, разновидности автоцистерны Лафетный ствол зил 131

Устройство АЦ-40(131)-137А и отличительные особенности в сравнении с АЦ-40(130)-63Б.

    Базовые шасси - ЗИЛ-131.

2. Двигатель с измененной системой выпуска газов дополнительного охлаждения.

3. Кабина водителя и боевого расчета.

4. Кузов с отсеками.

5. Цистерна для воды (Vв=2400л).

6. Бак для пенообразователя (Vп.о.=170л).

7. Насосная утановка:

Центробежный насос ПН-40УВ;

Пеносмеситель ПС-5;

Вакуумная система – ГВА;

    дополнительная трансмиссия на пожарный автомобиль с удленным карданным

валом и КОМ-68Б.

Водопенные коммуникации.

8. Дополнительные системы.

Отличия:

Ац-40(131)-137а ац-40(130)-63б

ЗИЛ – 131 ЗИЛ – 130

Vв=2400лVв=2360л

Vп.о.=170лVп.о.=150л

Теплообм. на дв. и Теплообм. на дв.

орошение топл. бака

Дист.упр. клапанами Ручное

Дистанционное управление клапанами водопенных коммуникации.

Дистанционное управление клапанами водопенных коммуникации предназначено для осуществления подачи огнетушащих средств через лафетный ствол в движении.

Пневмосистема управления состоит:

Калонка управления

Клапана: ДУ-32,ДУ-80(2шт),распределительный.

Разобщительный кран.

- ограничительный клапан

Рессивер тормозной системы

Гидрозамедлитель

Пневмовентиль Ду-32

Ду-32 предназначен для дистанционного (ручного) открывания линии с пенобака.

Устройство : 1- корпус; 2- золотник; 3- кольцо; 4- штуцер; 5- поршень; 6- маховик; 7- шпиндель; 8- пружина; 9- цилиндр; 10- кольцо; 11- шток.

Пневмовентиль Ду-80

Ду-80 предназначен для дистанционного (ручного) открывания линии из цистерны в насос.

Устройство : 1- корпус; 2- штуцер; 3,4- кольцо; 5- поршень; 6- цилиндр; 7- маховик; 8- крышка; 9- пружина; 10- шпиндель; 11- шток; 12- золотник.

Пневмовентиль Ду-80

Ду-80 предназначен для дистанционного (ручного) заполнения водой цистерны и подачи огнетушащего вещества к лафетному стволу.

Устройство : 1- маховик; 2- шпиндель; 3 - крышка;,4- пружина; 5, 9- гайка; 6- цилиндр; 7, 10- кольцо; 8- поршень; 11- проставка; 12- пробка; 13- шток; 14- золотник; 15- корпус коллектора насоса.

Чтобы избежать гидравлического удара на насосе управление пневмовентилем осуществляется черезгидрозамедлитель.

Устройство: 1- трубопровод; 2- золотник; 3- пружина; 4- седло; 5- обратный клапан в сборе; 6- щуп; 7- контргайка; 8- перегородка; 9- корпус; 10- пробка; 11- бачок масляный.

Распределительный клапан предназначен для подачи воды в цистерну или на лафетный ствол.

Устройство: 1- патрубок; 2,4- седло; 3- заслонка; 5- корпус; 6- манжета; 7- гайка; 8- цилиндр; 9- кольцо уплотнительное; 10- диск; 11- крышка; 12- пробка; 13- масленка.

Колонка управления с золотниками установлена в кабине боевого расчета для управления клапанами Ду-32, Ду-80 и распределительным, с целью подачи воды или ВМП через лафетный ствол, как в стационарном режиме так и при движении.

Разобщительный кран предназначен для отключения пневмосистемы управления клапанами (находится за сиденьем командира отделения).

Ограничительный клапан предназначен для поддержания необходимого давления в пневмосистеме тормозов (при не герметичности системы управления клапанами).

Схема водопенных коммуникаций.

Особенности эксплуатации пневмосистемы:

    давление в пневмосистеме тормозов не менее 5,5 атмосфер

    предварительная подготовка Ду-32 иДу-80 (выбор свободного хода)

    возможность ручного управления за исключением распределительного клапана

    особое внимание при техническом обслуживании уделять герметичности коммуникаций.

Пожарные автоцистерны выходят на основе самых различных серийных автомобилей. На их платформу на конвейере спецпредприятий устанавливается спецоборудование и необходимые инструменты. Однако самое широкое распространение в России получили шасси героя нашего рассказа - грузовика ЗИЛ.

Преимущества пожарного ЗИЛа

Итак, почему же на обеспечении в пожарных расчетах стоит именно ЗИЛ:

  • Автомобиль очень неприхотлив как в эксплуатации, так и в обслуживании.
  • Машину можно использовать в самых разных погодных и климатических условиях.
  • Пожарный ЗИЛ - весьма маневренный транспорт, что помогает поставить его в удобном для тушения месте.
  • Если сравнивать с другими автомобилями подобного класса, то сходу можно отметить компактность ЗИЛа. Отчего машина может заезжать даже в относительно узкие пространства.
  • Неприхотливость к типу и качеству заливаемого топлива. Доступны как бензиновые, так и дизельные вариации, которые возможно заменить на газобаллонное оборудование. Последнее предполагает большую экономию на обслуживании этого служебного транспорта.
  • Запчасти, как и ремонт этого авто - сравнительно незначительные растраты. Более того, починка ЗИЛа не требует обращения в специализированные сервисные центры - в большинстве случаев с ней справляется и штатная бригада автомехаников.
  • Разумное сочетание стоимости и качества, что не получается сказать о многих остальных пожарных машинах.
  • Продуманная конструкция шасси, адаптированная к работе в реальных условиях.

Средние технические характеристики

Самыми востребованными пожарными машинами ЗИЛ считаются модели:

  • 2,5/40;
  • 3/40;
  • 3,5/40;
  • 4/40.

Познакомимся поближе с техническими характеристиками спецтранспорта в таблице. Для примера будем использовать классику модельного ряда ЗИЛ-130 (пожарный) - А-40 (131).

Общие данные
Тип платформы ЗИЛ-131
Длина/ширина/высота 7,64/2,5/2,95 м
Масса 11 т
Наивысшая скорость 80 км/ч
Экипаж 7 человек
Колесная формула 6х6
Распределение общей массы
Передний мост/задняя тележка 2,98/8,17 т
Лафетный ствол
Наименование модели ПЛС-П20
Растрата воды 19 л в секунду
Кратность пены на выходе из лафетного ствола 6
Вместимость
Бака с пенообразователем 170 л
Цистерны с водой 2,4 т
Сигнал тревоги
Сирена Электрическая либо газовая
Пеносмеситель
Разновидность Эжектор водоструйный
Уровень производительности по пене по кратности десяти 4,7; 9,4; 14,1; 18,8; 23,5 м 3 /мин.
Всасывающее устройство
Тип Воздушный или газоструйный эжектор
Наибольшая высота всасывания 7 м
Временной промежуток заполнения насоса водой (при условии: высота всасывания - 7 м, длина/диаметр всасывающего рукава - 8 м/125 мм)

55 секунд - для эжектора,

30 секунд -для вакуумного струйного насоса

Пожарный насос
Вариация модели ПН-40УВ
Тип Одноступенчатый центробежный
Напор 100 м
Подача 40 л/сек.
Частота вращения 2700 оборотов/мин.
Максимальная/контрольная высота всасывания 7/3,5 м

Теперь поговорим конкретно о модельных рядах пожарных ЗИЛов.

Модель 130

Самая распространенная модель этой пожарной техники - ЗИЛ 130. Было выпущено более 10 вариантов автомобиля, самым популярным из которых стал ЗИЛ 130 АЦ 40 - 63Б.

Посмотрим на отличительные черты этого модельного ряда:


Модель 131

Разработанная в 1968 г., эта серия тоже была довольно популярной - выпускалась в 1970-1984 гг. Имелось два исполнения - 137 и 137А.

Пройдемся по особенностям:

  • Объем цистерны для воды - 2,4 т.
  • Бак для пены - 150 л.
  • Двигатель - 150 л.с.
  • Расход топлива - 40 л/100 км.
  • Уникальная система подогрева воды за счет выхлопных газов.
  • Управление лафетным стволом в ручном режиме. Дальность водной струи - 60 м, пены - 50 м.
  • Поворот лафетного ствола - +90... -20 градусов по вертикали.

Красно-белого цвета пожарный ЗИЛ, мчащийся на вызов или возвращающийся в гараж, наверное, видел каждый из нас. Как мы убедились по техническим характеристикам и выявленному ряду преимуществ данной машины, она еще долго будет состоять на службе у российских пожарных частей - из-за своей универсальности, неприхотливости и полного соответствия условиям выполняемой работы.

    Такая нужная модель машины, как Зил-131 имеет следующие основные параметры или показатели ТТХ.

    Следует отметить, что данная машина крайне полезна при любой степени пожара, поскольку может, как

    так и являться своего рода резервуаром, то есть

    Пожарный ЗИЛ-131 технические характеристики автомобиля такие:

    Более подробную информацию о АВТОЦИСТЕРНА ПОЖАРНАЯ АЦ-40(131)-137 можно найти, например, здесь: http://npcspasop.ru/Content/Imedg%20PA/ac-40.html

    Очнь много технических параметров для лестницы, цистерны

    Например, ТТХ автоцистерны ЗИЛ 131

    А для автолестницы тоже имеются свои технические параметры и в скорости они к примеру одинаковые с автоцистерной.

    Модель грузовика Зил-131 имеет довольно скромные скромные технические характеристики.У него всего 134 лошадиные силы в двигателе, всего 6 человек могут одновременно двигаться в автомобиле, ее вес 10280 кг, радует шасси оно полноприводное, производительность насоса 40 л/c.

    На базе шасси Зил-131 на данный момент в пожарной техники комплектуются два вида автоцистерн - это АЦ-3,0-40(131) и М9-АР-01. У автоцистерн свои характеристики, а шасси Зил-131 имеют такие технические параметры:

    Техические характеристики Зил-131 такие: вес составляет 10281 кг,кабина у него сдвоенная, шасси полноприводное, далее двигатель всего 150 л.с., мест внутри на 6 человек, высота всасывания у него 7.5 метров, а вот скорость максимальная 80 километров в час.

    Сложный однако вопрос. Те кто в этом разбираются без особых раздумий Вам ответят

    А те кто не разбираются - могут обратиться за помощью к интернету

    Масса - 10280 кг

    Сдвоенная Кабина

    Свыше 100 лошадиных сил

    В машине может находиться не больше 6 человек (хотя где то в интернете пишут что можно и до 8 человек)

    Плюс наличие сирены и шланга

    Более подробно про остальные характеристики читайте здесь

    модель-ПН-40Ув

    тип-центрабежный одноступенчатый

    подача-40л,с в сек.

    напор-100м

    частота вращения оборотов в менуту-2700

    Вместимость 2400 л. воды

    пенообразоватиля-170л

    Сигнал тривоги-Газовая или Электрическая сирена

    Лафетный Ствол модель-ПЛС-П20

    расход воды 19 литров в сек.

    Если вы хотите узнать технические характеристики такой пожарной машины, как Зила-131, то вы можете посмотреть е на картинке:

    Также следует упомянуть, что мотор имеет мощность на бензине 134 лошадиные силы.

    Пожарный ЗИЛ-131 имеет такие технические характеристики:

    привод 6Х6, моторы: бензин(134 лошадиные силы) и дизель(150 лошадиных сил).

    Цистерны ставят разные в зависимости от модификации - от 2000 и до 3000 литров, насос пожарный - в среднем дает около 50 литров в секунду. Вместительность бака для пены - около 200 литров.

Из четырёх купленных в последнее время наборов, эту симпатичную модель пожарной машины на базе ЗИЛ-131, решил собрать последней. Так как с ней предстоит повозиться несколько дольше чем с предыдущими моделями. Всё из-за этих белых полос на грузовике, которые придётся наносить краской с помощью малярного скотча. Если бы эти линии добавили в набор в виде отдельных декалей, то особых трудностей в сборке, думаю не возникло бы. Внешний вид и размер коробки стандартный, поэтому здесь особо можно не зацикливаться, достаточно взглянуть на предыдущие сборки в разделе "Хобби". Содержимое конструктора в полном порядке, никаких косяков не обнаружено, все детали на месте.

С декалями здесь тоже всё замечательно. Гос-номера, спидометры, тахометры продублированы. Такое бы рвение, производителям надо было проявить при комплектации этого полуприцепа . В котором зажали логотипы для дверей и узкий госномер на бампер.

Небольшой видеообзор этого конструктора.

Ранее я писал что под пёстрые цвета, желательно наносить светлый грунт. К сожалению здесь такая тактика вышла боком, ибо из под красного слоя эмали, на швах виднелась белая основа. Пришлось наносить два слоя красной краски, что не всегда хорошо, так как с каждым лишним слоем, мы постепенно теряем детализацию на машине, да к тому же больше шансов насобирать пылевых крапинок на глянце. Хотя, все эти просвечивания возможно из-за используемой краски, так как грунтовал и красил модель, автомобильными аэрозолями в баллончиках. Мне бы, надо было грунтовать кирпичной грунтовкой, тогда хватило бы и одного слоя красной эмали.

Красил кабину и цистерну красной эмалью KUDO, в целом получилось всё довольно замечательно. Цвета деталей несколько малиновые (фото ниже), но это косяки освещения или мобильника, на который пришлось снимать в тот момент.

С колёсиков потихоньку начинаем сборку модели пожарки. Кстати, этот малиновый цвет, здесь уже больше похож на красный:-)

Просто красные колёсные диски смотрятся несколько уныло, поэтому решил сделать белую кромку на них. Слегка (чтобы не раздавить) зажимаем пластиковые диски в патрон шуруповёрта и используя его как токарный станок, рисуем кистью белые ободки на вращающихся дисках.

После сушки, надеваем на диски покрышки. Если краска ещё не полностью высохла, а собрать не терпится, то чтобы не содрать её довольно жёсткой резиновой шиной. Нужно нагреть эти покрышки в кипятке из под крана или чайника, после чего, резина становится несколько мягче, что позволяет натянуть их на диски без особых проблем. В итоге получаем вот такие пёстренькие колёса для пожарной машины.

Подготавливаем кабину и цистерну к нанесению белых линий. Заклеиваем всё малярным скотчем и тем самым формируем контуры будущих линий на цистерне и кабине. Здесь кстати, возможно следует плясать от обратного. То есть сначала покрасить машину белым, наклеить полоски скотча, затем покрыть красной эмалью, в завершении снять скотч, обнажив тем самым белые полосы.

Обвешиваем раму мостами, колёсами, карданами, и прочими элементами ходовой. Кстати, на нижних фотках видно что запасное колесо у меня уже приклеено к раме машины. Но на данном этапе, этого не следует делать, так как в последствии это колесо будет мешать прикручивать винтами цистерну пожарки к раме.

Аккуратно снимаем малярный скотч, стараясь при этом чтобы он не потянул за собой белую краску. Где это возможно, я старался оттягивать скотч от белых полос практически параллельно плоскости машины. Так как если тянуть его перпендикулярно плоскости, то в некоторых местах белая краска начинала слазить чулком. На фотках ниже хорошо видно что белая кромка получилась не идеальной, а с заусенцами на краях. Возможно надо было наносить слой как можно тоньше, но что-то не хотелось любоваться полупрозрачными линиями, как на некоторых журнальных моделях.

Не было времени ставить эксперименты, но думаю надо снимать скотч пока краска ещё сырая, тогда есть шанс что кромки сгладятся. Но этот способ хорош для эмали, ибо она долго сохнет и позволяет дольше возиться с моделью. Но у эмали есть один небольшой минус, она может поднять (разъесть) основной цвет модели. У акрила же другая проблема, он довольно быстро сохнет, поэтому все эти линии возможно надо красить акрилом по отдельности, чтобы успевать избавляться от скотча до высыхания краски.

После установки кабины и цистерны на свои места, обклеиваем модель лесенками, рукавами и прочей непонятной мелочёвкой:-)

В завершение несколько итоговых кадров АЦ-40 (ЗИЛ-131) с уже приклеенными декалями, фарами, мигалками и прочими элементами отделки. В целом, результат собранной модели мне понравился и это при всех своих косяках и недочётах в виде закрашенных оконных стоек (которые в последствии всё же были подкрашены кистью), кривых кромок у белых полос, толстого слоя красной эмали и т.д.

При тушении и локализации пожаров огромную роль играет своевременное прибытие пожарного расчета на место происшествия, а также возможность использования специфического оборудования и инструментов, которыми оснащено транспортное средство специального назначения.

Конструкция машин

Пожарные автомобили выпускаются на базе самых различных грузовых транспортных средств, которые поставлены на серийное производство. Одним из таких грузовых автомобилей является ЗИЛ.

На платформу стандартной модели устанавливается специализированное оборудование, а подобные работы осуществляются на профильных заводах и сборочных цехах. Готовая пожарная машина должна соответствовать всем требованиям, которые предъявляются для данной категории транспортных средств.

Наиболее эффективными и востребованными являются такие модели пожарных автомобилей ЗИЛ, как АЦ 2,5/40, 3/40, 3,5/40 и 4/40.

Предпочтительное использование в качестве базовой модели именно автомобилей марки ЗИЛ обусловлено неприхотливостью в использовании и обслуживании этих транспортных средств.

Их технические характеристики максимально адаптированы к эксплуатации в различных условиях, а маневренность грузового транспорта марки ЗИЛ позволяет выбрать наиболее подходящее положение автомобиля при тушении пожара.

Компактные габариты пожарного автомобиля ЗИЛ, по сравнению с другими марками грузовых транспортных средств, позволяют успешно использовать его при тушении пожаров в городских условиях даже при относительном дефиците пространства.

Среди дополнительных преимуществ пожарных машин марки ЗИЛ стоит отметить их неприхотливость к качеству или типу топлива. Более того, помимо дизельных версий доступны и бензиновые варианты силовых агрегатов автомобилей этих марок, которые при незначительных вложениях могут быть оборудованы газобаллонным оборудованием.

Такая модернизация позволит существенно сократить расходы на обслуживание пожарной техники, при условии монтажа ГБО на специализированных и сертифицированных станциях.

Также эти транспортные средства прекрасно зарекомендовали себя при эксплуатации в различных климатических условиях. Ремонт, как и запасные части к машине, относительно недороги, а для обслуживания не требуется обращаться в специальные сервисные центры. Многие работы по ремонту и обслуживанию пожарных автомобилей ЗИЛ выполняются силами штатных механиков.

Зил 130

Самым распространенным пожарным автомобилем можно по праву считать специализированное транспортное средство на базе модели Зил 130. Стоит отметить, что всего было выпущено и переоборудовано различными инженерными предприятиями порядка 10 вариантов этих автомобилей.

Наиболее популярной была модель пожарного автомобиля Зил 130 АЦ 40 – 63Б.

Это транспортное средство предназначалось для доставки к месту тушения пожара расчета, специальных средств, а также дополнительного оборудования для оперативной локализации и устранения возгорания.

В качестве основного вещества, которое применялось для тушения пожаров выступала либо вода, либо воздушно-механическое пенное вещество.

Описываемые автомобили оснащались вместительной цистерной, объем которой составляет 2360 литров, а также дополнительным баком, в который наполнялся пенообразователь в объеме 170 литров при общей массе в 187 кг.

Кабина, в которой размещается пожарный расчет, собрана в виде цельнометаллической конструкции и имеет два ряда посадочных мест. Четыре двери кабины обеспечивают быстрый выход пожарных из автомобиля. На крыше предусмотрены пеналы, где располагаются всасывающие рукава.

С каждой стороны кузова находятся металлические отсеки для размещения в них различных специализированных аксессуаров и оборудования. Кроме того, описываемый автомобиль оснащен центробежным насосом для тушения пожаров модели ПН 40УА. Насос расположен в задней части автомобиля и имеет одноступенчатый механизм работы.

Силовой агрегат у этой модели ЗИЛа оснащен 8 цилиндрами, четырехтактный с системой жидкого охлаждения. Номинальная задекларированная мощность силового агрегата этого автомобиля составляет 110 кВт.

Шасси автомобиля отличается повышенным уровнем надежности и выполнено в виде лонжеронной рамы. Сами лонжероны изготавливаются из низколегированной стали марки 30Т. Лонжероны усилены специальными вставками, которые обеспечивают целостность общей несущей конструкции при полной загруженности автомобиля.

Подвеска этой пожарной машины полностью зависима и предусматривает наличие рессор и телескопических амортизаторов. Двускатная комплектация задних колес пожарной машины Зил 130 обеспечивает устойчивое положение автомобиля и высокий уровень проходимости. Кроме этого, при использовании этого транспортного средства в сельской местности допускается установка на ведущую ось арочных шин.

Такая модернизация позволяет оперативно пребывать к месту тушения пожаров по дорогам с различным качеством и структурой поверхности. Также в подобных условиях допускается установка специальной лебедки на передний бампер автомобиля.

Механизм рулевого управления предусматривает наличие гидроусилителя. В качестве привода используется ременное соединение с коленчатым валом силового агрегата автомобиля. Тормозной механизм имеет конструкцию барабанного типа с двумя внутренними колодками для каждой из ступиц.

Зил 131

Пожарный автомобиль на базе грузового Зил 131 также считается одной из наиболее популярных и востребованных пожарных машин. Впервые эта модель была разработана в 1968 году, а серийный выпуск осуществлялся в промежуток с 1970 по 1984 год. Пожарные машины на базе Зил 131 выпускались в двух исполнениях модель 137 и модель 137А.

За весь период выпуска автомобили подвергались множеству модернизаций и усовершенствований, которые имели не только внешние отличительные черты при сравнении различных машин, но и в значительной степени улучшали эксплуатационные и операционные качества оборудования и автомобилей в целом.

Помимо тушения пожаров водой также предусмотрена возможность использования специальной пены. Цистерна для воды отличалась внушительной вместительностью, которая составляла 2400 литров.

Отдельный независимый бак для пены имеет меньший объем в отличие от предыдущей модели ЗИЛа, и составляет 150 литров. Общая масса пожарной модели Зил 131 составляет 11 тонн 50 кг.

Силовой агрегат у описываемой модели обладает мощностью в 150 л.с. или 110 кВт. Такие данные позволяют разгоняться автомобилю до максимального скоростного показателя в 80 км/ч. Расход топлива при этом составляет около 40 литров на каждые 100 км пробега.

Автомобиль оборудован уникальной системой подогрева воды, которая находится в основной цистерне . Это возможно благодаря работе системы частичного подогрева выхлопными газами. Колесная база насчитывает шесть односкатных колес, каждое из которых является ведущим.

Габаритные показатели следующие:

  • общая высота пожарной машины Зил 131 составляет 2950 мм;
  • длина – 7640 мм;
  • ширина - 2550 мм.

При этом показатель высоты автомобиля отмечен без учета полных цистерн и баков, а также экипажа пожарной машины. Вместе с водителем кабина машины рассчитана на экипаж в количестве 7 человек.

Лафетный ствол, установленный на автомобиле, обеспечивает дальность водяной струи в 60 метров и пенной до 50 метров, при этом управление лафетным стволом осуществляется в ручном режиме. Конструкция лафетного ствола предусматривает возможность его поворота в диапазоне от -20 до + 90 градусов по вертикальной плоскости.

В изначальной комплектации описываемые пожарные автомобили комплектовались пожарными насосами марки ПН 40У. Кроме того, предусмотрена система пеносмесителя – ПС5.

Пожарный Зил 131 подвергались модернизациям и улучшениям. Так в процессе эксплуатации этих автомобилей выявлялись множество недостатков и просчетов в конструкции.

В качестве примера можно привести недостаточную жесткость волнорезов внутри рабочей цистерны или качество и принцип крепления цистерны к раме автомобиля. Во многих случаях последний недостаток являлся причиной нарушения геометрии цистерны с последующей разгерметизацией и течью.

Источник: https://ProtivPozhara.com/oborudovanie/transport/pozharnyj-avtomobil-zil

Пожарная машина

Автоцистерна пожарная (пожарная машина АЦ-40) предназначена для тушения пожаров и служит для доставки к месту пожара боевого расчета, пожарно-технического вооружения, воды, пенообразователя, подачи на очаг пожара воды из цистерны, открытого водоема или водопроводной сети (гидранта). Подачи на очаг пожара воздушно-механической пены с использованием заправленного в пенный бак пенообразователя или с забором его из постороннего резервуара.

Пожарная машина ЗИЛ-131, может быть использована в различных климатических условиях с колебанием температуры воздуха от минус 40 до плюс 40ºС.

Состав и устройство пожарной машины (пожарной автоцистерны)

Автоцистерна состоит из следующих основных составных частей:

  • системы дополнительного охлаждения;
  • выхлопной и вакуумной системы;
  • системы управления двигателем и вакуумным струйным насосом;
  • бака для пенообразователя;
  • дополнительного электрооборудования;

Рисунок 1 (Габаритная схема пожарной машины АЦ.)

На рисунке 1 представлен общий вид пожарной автоцистерны.

На шасси в ложементах закреплена цистерна для воды, а на консольных кронштейнах ложементов закреплены кузова.

Автоцистерна пожарная оборудована семиместной цельнометаллической кабиной.

В задней части автоцистерны, за цистерной, на надрамнике крепится пожарный насос, привод которого осуществляется посредством карданных валов от коробки отбора мощности, установленной на коробке передач шасси.

В насосном отсеке установлен бак для пенообразователя. Автоцистерна пожарная, оборудована системой управления насосной установки, расположенной в насосном отсеке, приборами, контролирующими работу насоса при тушении пожара.

Автоцистерна пожарная оборудована дополнительным электрооборудованием, обеспечивающим сигнализацию и освещение. Пожарное оборудование размещено в отсеках кузова, кабине и на крыше кузова.

Тушение пожара осуществляется водой и пеной, подаваемой через стволы и генераторы, подсоединяемые рукавными линиями к напорным патрубкам насоса.

Технические характеристики пожарной машины:

Наименование параметра Значение
Шасси автомобиля АМУР 531320 (или ЗИЛ-131)
Габаритные размеры, не более, мм:
— длина 7500
— ширина 2500
— высота в состоянии поставки 3500
Масса (с полной заправкой топливом, водой, пенообразователем,комплектацией, боевым расчетом), не более, кг 11200
Распределение полной массы, не более, кг: 3200
— на переднюю ось 8000
— на заднюю тележку
Масса автоцистерны в состоянии поставки, не более, кг 8330
Углы свеса при полной массе, рад(градус):
— передний 0,45(26)
— задний 0,26(15)
Число мест для боевого расчет а (включая место водителя), чел. 7
Время непрерывной работы автоцистерны при подаче насоса 0,04м3/с (40л/с), давлении (0,9±0,05)МПа ,геометрической высоте всасывания 3,5м (с дозаправкой топливом),не менее, ч: 6
Максимальная скорость движения с полной нагрузкой по дорогамс твердым покрытием, км/ч 80
Коробка отбора мощности:
— тип механическая, одноступенчатая
— место расположения на верхнем фланце коробки передач
— передаточное отношение 1:0,85
Насос пожарный:
— тип центробежный, одноступенчатый НПЦ-40/100-Р-Р-У2
— подача при номинальной частоте вращения вала 45с (2700об/мин), давлении (0,9±0,05)МПа , геометрической высоте всасывания 3,5м, л/с(м /с): 40 (0,04)
— место установки насосный отсек в задней части кузова
Дозатор пенообразователя:
— тип Водоструйный инжектор
— диапазон дозирования пенообразователя при давлении на входев насос не более 0,25МПа (2,5 кгс/см2) и на выходе из насоса неменее 0,8МПа (8 кгс/см2), л/с В пределах от 0,24 до 0,36 накаждый генератор ГПС-600
Агрегат всасывающий:
— тип газоструйный эжектор
— максимальная геометрическая высота всасывания, м 7,5
— время заполнения насоса водой (при высоте всасывания 7,5м,всасывающем рукаве Ø125мм, длиной 8м), сек 40
Ствол лафетный:
— марка СЛК-П20
— расход воды при работе лафетного стволас насадкой Ø28мм, л/с (м /с) 20 (0,02)
— рабочее давление перед лафетным стволом,не менее, МПа (кгс/см2) 0,6 (6)
— дальность струи при подаче лафетным стволом, не менее, м 50
— кратность пены при выходе из ствола, не менее
Гидроэлеватор:
— тип Водоструйный эжектор
— производительность, л/мин 600
— рабочее давление, МПа (кгс/см2) от 0,2 до 1,0 (от 2,0 до 10)
Сигнал звуковой
— тип СГУ-20 электрический
Вместимость сосудов
— цистерна для воды, не менее, м (л) 2,5 (2500)
— бак для пенообразователя, не менее, м (л) 0,15(150)
Кабина и кузов:
— кабина Закрытая,цельнометаллическая,двойная
— кузова (левый и правый) Закрытый,цельнометаллический,двери глухиепо две с каждой стороны
Электрооборудование дополнительное:
— система проводки Однопроводная,отрицательные клеммыисточников токасоединенные с корпусом(массой автомобиля)
— напряжение в сети, В 12

Таблица 1

Источник: http://spec-avtoteh.ru/index.php/pozharnayamenu.html

АА-40(131)-139

С появлением автомобиля повышенной проходимостиЗиЛ-131 возникла необходимость в созданиипожарного автомобиля на его базе.

Во второй половине 60-х годов ОКБ-8в Прилуках приступило к разработке сразу трёх унифицированных междусобой автомобилей: обычной автоцистерны ПМЗ-137, автоцистерны длясеверных районов ПМЗ-138 и аэродромного автомобиля ПМЗ-139.

Для упрощенияпроизводства конструкцию было решено сделать аналогичной пожарнойавтоцистерне ПМЗ-63 на шасси ЗиЛ-130. От ПМЗ-63 были заимствованыдвойная кабина, насос, рукавные пеналы. Кузов был доработан с учётомналичия у базового шасси двух задних мостов вместо одного.

Опытные образцы успешно прошли испытания и были рекомендованыв производство. Освоить одновременно все три машины Прилукскому заводу»Пожмашина» оказалось не под силу.

Первым в производство в 1969 годубыл запущен аэродромный автомобиль, так как такой техники остро нехватало для развивающейся сети аэродромов. Его разработка осуществляласьколлективом конструкторов под руководством Г.С.Бурдмана.

В соотвествиис новой системой обозначений автомобиль стал именоваться АА-40(131)-139.Производство автоцистерны АЦ-40(131)-137 было освоено в 1970 году,а северной автоцистерны АЦС-40(131)-42Б — в 1971 году.

Стартовый пожарный автомобиль АА-40(131)-139 применяется принесении службы на стартовой полосе аэродрома для тушения пожаравоздушных судов и эвакуации пассажиров и экипажа из аварийной зоны.Может использоваться в различных климатических зонах с температуройвоздуха от -35 до +35°C.

Кузов АА-40(131)-139 представлял собой две тумбы вдоль цистерныдля воды (2100 л). В задней части устанавливался насос ПН-40 (с 1973года ПН-40У) и бак для пенообразователя на 150 л.

Привод насосаосуществлялся от коробки отбора мощности, которая позволяет включатьнасос как на стоянке, так и при движении на I или II передаче. Дляобеспечения теплового режима двигателя при длительной работе насосаимеется дополнительная система охлаждения.

В целях предотвращениязамерзания воды в зимнее время цистерна покрыта войлоком и оборудованаэлектрической системой обогрева. Кроме того, цистерна и насосноеотделение могут дополнительно обогреваться выхлопными газами двигателя.

После опорожнения цистерны вода может подаваться насосом из водопроводнойсети или водоёма. Сзади стандартной кабины ЗиЛ-131 привариваласьчетырёхместная кабина боевого расчёта. На крыше кабины монтировалсястационарный лафетный ствол ПЛС-П20, управление которым осуществлялосьиз кабины через люк.

Для удобства работы оператора-ствольщика спинкасиденья в задней кабине откидывалась и образовывала площадку. На крышетакже монтировался пульт управления насосной установкой. Для подачипены имелся ещё один ствол, который мог устанавливаться вместо водяного.

От АЦ-40(131)-137 аэродромный автомобиль отличает уменьшенный на300 л объём цистерны для воды, наличие установок тушения бромэтиловымисоставами (стационарная СЖБ-150 и переносная СЖБ-50), дисковойбензопилы ПДС-400 для вырезания проёма в фюзеляже самолёта и 3пеногенераторов ГПС-200 под передним бампером для создания пенополосы.

Серийное проиводство АА-40(131)-139 продолжалось до 1987 года,когда на смену ему пришёл пожарный автомобиль АА-40(43101)-189на шасси КамАЗ-43101.

Технические харктеристики

Габариты, мм:длинаширинавысота 725024402855
База, мм 3350+1250
Колея, мм 1820
Дорожный просвет, мм 330/355
Радиус поворота, м 10,2
Масса с полной нагрузкой, кг 11000
Двигатель:типчисло цилиндроврабочий объём, см2степень сжатиямощность, л.с. ЗиЛ-131859966,5150
Число передач 5×2
Колёсная формула 6×6
Размер шин 12,00-20″
Запас топлива, л 150
Скорость максимальная, км/ч 80
Запас огнегасящей жидкости, м3 2,1
Производительность насоса, л/с 40
Боевой расчёт, чел. 7
Средний расход топлива на привод насоса, л/ч 23

Литература

  1. Говоруха А. Красный мундир «стотридцатьпервого» // Автомобильный моделизм. — 2003. — №1. — С. 9-13.
  2. Пожарная техника / Под ред. М.Д.Безбородько. — Изд. 2-е, перераб. и доп. — М.: ВПИТШ, 1989. — С. 138-145.
  3. Тимирязев О. АА-40(131) мод. 139 (СССР) // Биржа плюс авто. — 2003. — 23 мая.
  4. Яковенко Ю.Ф. Современные пожарные автомобили. — М.: Стройиздат, 1988. — С. 249-254.