Светоотражающие жилеты для водителей в России – теперь норма закона. Закон о светоотражающих жилетах для автомобилистов – что нужно знать? Правила дорожного движения года сигнальный жилет

В российских ПДД в ближайшее время почти наверняка появится новый пункт - 2.3.4, который будет требовать, чтобы водитель при остановке машины или вне населенных пунктов в темное время суток или при ограниченной видимости обязан был бы одевать «куртку, жилет или жилет-накидку с полосами световозвращающего материала, соответствующих требованиям ГОСТа». Именно так говорится в проекте правительственного постановления о соответствующей правке российских Правил дорожного движения.

По большому счету, законодательная инициатива не лишена логики и практического смысла. На что пешеход, что вышедший из авто водитель - «цель» практически невидимая для других шоферов. Сбить такого гражданина по неосторожности, просто вовремя не заметив - дело плевое. И в европах, как знают многие, путешествовавшие по тамошним шоссе, в большинстве стран ярко-желтая жилетка со световозвращающими полосками - такой же необходимый атрибут комплектации авто как и огнетушитель, знак аварийной остановки и т. п. Но самое главное - это штрафы.

В большинстве стран Европы либо за отсутствие такой жилетки в машине, либо за нахождение на трассе без этой одежды, с водителя обязательно , причем приличный. В Бельгии, например, за этот шоферский «грех» полагается кара размером более 1500 евро! Не сомневаемся, что и в России, вслед за введением «обязательных жилеток» в ПДД, в КоАПе немедленно появится соответствующая статья.

Все впечатление от добродетельного пафоса полицейской инициативы портит единственная строчка в официальном пресс-релизе, выпущенном ведомством по этому поводу. Оказывается, «за первую половину 2017 года произошло 66 штук , что почти на 5% больше аналогичного показателя прошлого года». Для справки: за те же 6 месяцев по стране произошло около 70 000 аварий с пострадавшими. По совершенной разным причинам. Полицейская инициатива, таким образом, охватывает меньше 0,001% аварий.

Неужели куча неглупых людей в погонах МВД не нашла для себя более полезного для обеспечения безопасности движения занятия, чем борьба с одной тысячной ото всех видов аварий? Возможно, этот «ларчик» открывается совсем с другой, так сказать стороны. Мы уже упоминали о драконовских штрафах для водителей в Европе за отсутствие жилетки. «Прелесть» аналогичных взысканий в России будет не в том, что их получат те 66 бедолаг-водителей, сбитых ночью на трассе другими шоферами. «без жилетки» будут выписывать вообще всем, кто посмел высунуть нос из машины ночью. Даже тем, кто привык выскакивать из-за руля навстречу инспектору ДПС, решившему остановить их авто на трассе для проверки документов. Ради вот такой дополнительной возможности «нагреть» тысячи водителей полицейские «законотворцы» вполне могли напрячься, это они с удовольствием.

– Новый проект постановления правительства РФ о внесении изменений в ПДД, согласно которому предлагается дополнить правила новым пунктом 2.3.4., подготовлен МВД России для профилактики ДТП на дорогах вне населенных пунктов в темное время суток, комментирует порталу «АвтоВзгляд» новацию генеральный директор «АвтоСпецЦентр Столица» Алексей Потапов. - Похожее постановление об изменениях ПДД было подписано Дмитрием Медведевым в 2014 году, но оно касалось в большей степени пешеходов - в темное время суток человек, передвигающийся по проезжей части вне населенного пункта, должен иметь на одежде светоотражающие элементы. Так как законопроект 2014 года был принят, то очевидно, что нововведение 2017 года будет рассмотрено и подписано в ближайшее время. Штраф за несоблюдение ПДД о передвижении пешеходов в темное время суток вне населенного пункта без светоотражающих вставок на одежде составляет 500 ₽ Предполагается, что штрафные санкции по новому проекту МВД будут аналогичными.

Правительство РФ 12 декабря 2017 года утвердило поправки в ПДД, которые обязывают водителей при выходе из машины одевать световозвращающий жилет. Каким должен быть жилет водителя, чтобы соответствовать ПДД?

Напомним, портал сообщал, что 16 декабря 2017 года на сайте Правительства РФ было опубликовано Постановление от 12 декабря 2017 года №1524, подписанное председателем Правительства Дмитрием Медведевым. Согласно документу, ПДД дополнены новым пунктом 2.3.4 :

"В случае вынужденной остановки транспортного средства или дорожно-транспортного происшествия вне населенных пунктов в темное время суток либо в условиях ограниченной видимости при нахождении на проезжей части или обочине быть одетым в куртку, жилет или жилет-накидку с полосами световозвращающего материала, соответствующих требованиям ГОСТа 12.4.281-2014.

ГОСТ на световозврающий жилет для водителя

Как видно выше, в ПДД четко указано, что жилет, куртка или жилет-накидка должны соответствовать ГОСТ 12.4.281-2014. Он называется "Система стандартов безопасности труда (ССБТ). Одежда специальная повышенной видимости. Технические требования".

В стандарте содержится исчерпывающий перечень к спецодежде, к которой относятся и световозвращающие жилеты, куртки и жилеты-накидки, указанные в ПДД. Выделим основные требования ГОСТа:

  • Элементы из фонового материала должны горизонтально обхватывать торс, руки (рукава) для всех предметов одежды, исключая жилеты-накидки.
  • Полосы световозвращающего материала должны быть шириной не менее 50 мм; для плечевых лямок и поясов - не менее 30 мм.
  • Куртки, жилеты и жилет-накидки должны иметь две горизонтальные полосы световозвращающего материала вокруг торса на расстоянии не менее 50 мм друг от друга и полосы световозвращающего материала, соединяющиеся с верхней полосой на торсе спереди и сзади через плечи. Нижний край нижней полосы на торсе должен быть расположен на расстоянии не менее 50 мм от низа изделия.
  • Допускается, что куртки, жилеты и жилет-накидки могут иметь одну горизонтальную полосу световозвращающего материала вокруг торса и полосы световозвращающего материала, соединяющиеся с полосой на торсе спереди и сзади через плечи. Нижний край горизонтальной полосы должен быть расположен на расстоянии не менее 50 мм от нижнего края куртки, жилета или короткой куртки.
  • Альтернативный вариант - куртки, жилеты и жилет-накидки могут иметь две горизонтальные полосы световозвращающего материала вокруг торса на расстоянии не менее 50 мм друг от друга. Нижний край нижней полосы на торсе должен быть расположен на расстоянии не менее 50 мм от нижнего края куртки, жилета или жилета-накидки (при необходимости).
  • На длинных рукавах курток должны быть две охватывающие полосы световозвращающего материала, расположенные на том же уровне, что и полосы на торсе. Верхняя полоса должна обхватывать верхнюю часть рукава между плечом и локтевым сгибом, а нижняя полоса должна быть расположена на расстоянии не менее 50 мм от нижнего края рукава.
  • Жилет-накидка должна быть спроектирована таким образом, чтобы во всех размерах изделий боковой зазор между материалами составлял не более 50 мм.
  • Ширина крепежных элементов на фоновых, световозвращающих специализированных и комбинированных материалах должна быть не более 50 мм.
  • Плечевые лямки с поясом должны иметь световозвращающие полосы (из специализированного или комбинированного материала) по поясу и на лямках. Ширина полос должна быть не менее 30 мм.

Если купленная куртка, жилет или жилет-накидка соответствуют всем требованиям, то на этикетке должна быть маркировка с номером приведенного выше ГОСТ.

Российских автомобилистов обязали возить с собой светоотражающие жилеты. Спецодежду необходимо надевать, выходя из машины на обочине вне городов, сел, деревень и других населенных пунктов ночью или в условиях плохой видимости днем.

Такие изменения в Правила дорожного движения были внесены Постановлением правительства РФ от 12 декабря 2017 года N 1524, нововведения вступят в силу 18 марта 2018 г. – спустя 30 дней после официального опубликования в «Российской газете».

Рассказываем подробнее, что представляет из себя закон о светоотражающих элементах на одежде 2017 года, каким требованиям должен соответствовать светоотражающий жилет, и грозят ли штрафы нарушителям.
Постановление Правительства РФ N 1524

Поводом для изменения ПДД стала с одной стороны печальная статистика дорожно-транспортных происшествий, с другой – положительный опыт многих европейских стран, где светоотражающие элементы на верхней одежде водителей и пассажиров транспортного средства являются таким же обязательным реквизитом загородной поездки как аптечка и огнетушитель.

На официальном сайте Правительства РФ (government.ru) вместе с постановлением о внесении изменений в ПДД одновременно была опубликована также и справка ГИБДД со статистикой ДТП за первые полгода 2017-го.

По данным дорожной полиции, возросло количество наездов на водителей на обочине в темное время суток – почти на 5% по сравнению с данными за 2016 год (всего 66 таких ДТП). А вот количество наездов на пешеходов, которых ранее (с 1 июня 2015 года) обязали передвигаться по обочинам в темное время суток в одежде со светоотражающими элементами, сократилось – на 10,2%.

В ГИБДД посчитали, что сокращение ДТП с пешеходами напрямую связано с внедрением новых требований, и решили распространить закон о светоотражающих жилетах на автомобилистов. В результате было выпущено Постановление Правительства РФ N 1524, которым правила ДД были дополнены новым пунктом – 2.3.4.

Новые требования к светоотражающей одежде

Новый закон о светоотражающих жилетах для водителей в части требований непосредственно к одежде ссылается на ГОСТ 12.4.281-2014 (пункт 4.2), которым установлены стандарты одежды повышенной видимости. Они применяются в основном к одежде дорожных рабочих, теперь их распространили и на светоотражающие жилеты для водителей. Закон, кстати, допускает использование не только жилетов, но также курток и жилетов-накидок.

Данные изделия должны иметь 1 или 2 горизонтальные полосы светоотражающего материала, находящиеся на расстоянии 5 см друг от друга. Полоски идут вокруг торса и соединяются с верхней полосой на торсе спереди и сзади через плечи (у этого требования есть исключения). Нижний край горизонтальной полосы должен находиться на расстоянии не менее 5 см от низа куртки, жилета или короткой куртки.

Светоотражающие элементы могут иметь три флуоресцентных цвета:

желтый;
красный;
оранжевый.

Покупая куртку, жилет или накидку для передвижения в условиях плохой видимости за городом, водитель должен ориентироваться на ГОСТ 12.4.281-2014. Если изделие соответствует стандартам, то на нем обязательно будет соответствующая пометка. Купить такое изделие можно за 300 рублей или немного дороже. Изготовить аналог можно и самому, использую ГОСТ в качестве инструкции.

Сигнальная одежда для пешеходов

Пешеходов обязали носить светоотражающие предметы одежды с 1 июля 2015 года. С этой даты вступила в силу новая редакция п. 4.1 ПДД, согласно которой вне населенных пунктов и в условиях плохой видимости (туман, снег, дождь) пешеходы обязаны иметь светоотражающие элементы:

когда они пересекают дорогу;
когда движутся по обочине или краю проезжей части.

В городе данное требование превращается в рекомендацию и не является обязательным.

Судя по статистике ГИБДД, внедрение соответствующего требования позволило спасти сотни человеческих жизней. За первые 6 месяцев 2017 года в тёмное время суток было зафиксировано более 7 500 наездов на пешеходов (1 321 погибших), что на 10,2% меньше по сравнению с аналогичным периодом 2016-го. В ГИБДД уверены, что сократить количество ДТП с наездом на пешеходов удалось благодаря новым требования к светоотражающей одежде, а значит – аналогичные требования к водителям также дадут результат.

А как в других странах?

В справке ГИБДД, которая была приложена к Постановлению правительства РФ, также указывалось на положительный европейский опыт. «Российская газета» уточняет, что во многих странах автомобилисты обязаны иметь светоотражающие жилеты для водителей – закон об этом есть в:

Венгрии;
Польше;
Португалии;
Испании;
Италии;
Франции;
Словении.

Причем законы некоторых государств обязывают водителей иметь несколько комплектов накидок – на себя и на пассажиров. Если потребуется в темное время суток передвигаться по обочине или переходить дорогу за городом, необходимым инвентарем пассажиров ТС должен обеспечить именно водитель.

Будут ли штрафовать нарушителей?

Несмотря на то, что на январь 2018 года штраф за отсутствие спецодежды для водителей в КоАП РФ отсутствует (в отличие от штрафа для пешеходов 500 рублей – ст. 12.29 КоАП РФ), пренебрегать данной нормой не следует.

Во-первых, это лишний способ защитить водителя, находящегося вне ТС, а также других участников дорожного движения. Стоит учитывать, что флуоресцентная спецодежда позволяет увеличить видимость на дороге в несколько раз.

Во-вторых, после 18 марта 2018 года, когда изменения в ПДД вступят в силу, сотрудники ГИБДД будут по иному трактовать причинно-следственную связь между действиями участников дорожного движения и наступившими последствиями, в частности, ДТП. И водитель, который не исполнил должным образом требования нового закона о светоотражающих жилетах, может не только стать жертвой автомобильной катастрофы, но и может быть признан ее виновником, потому что вовремя не одел куртку или жилет со световозвращающими элементами.

Очень часто на улицах города можно увидеть людей с надетыми яркими жилетами со светоотражающими полосами.

Как правило, это работники ремонтных предприятий, дворники, водители общественного транспорта, сотрудники ГИБДД и многие другие. Такая одежда дает возможность заметить издали человека.

Современными предприятиями выпускаются различные виды сигнальных жилетов, соответствующие определенному классу защиты.

Сигнальные жилеты относятся к средствам индивидуальной защиты, предназначены для обеспечения безопасности человека .

Их широко применяют различные предприятия: дорожно-транспортные, железнодорожные, строительные, коммунальные в любое время суток.

Очень востребованы изделия среди работников горнодобывающих, лесозаготовительных отраслей.

Сигнальная одежда надевается сотрудниками МЧС, полицией, ГИБДД . Это помогает существенно снизить риски травмирования во время работы в непосредственной близости от движущегося транспорта или при условиях ограниченной видимости (метрополитен, скоростные трассы, железнодорожные переезды).

Требования

Самыми распространенными материалами для изготовления данного вида одежды являются следующие:

  • Нейлон . Выпускается с центральной застежкой по типу завязки, нанесены две полосы из светоотражающего материала. Данная разновидность ткани относится к синтетическим, поэтому изделие не теряет своей первоначальной формы и цвета при многократных стирках, очень легкое, не стесняющее движений. Выпускается оранжевого и салатового цвета.
  • Диагональ . Материал долго держит изначальную форму и цвет при стирках за счет основных качеств ткани — прочность, плотность, высокая степень устойчивости к механическому воздействию. Очень долгий период эксплуатации, одежда из диагонали не рвется, не трется. Она не предназначена для контакта с сильно загрязненными поверхностями.
  • . Изделие из данного материала обладает такими преимуществами, как вентилируемость, впитываемость, сохранение формы, цвета при воздействии средств бытовой химии при стирках. Для всех видов хлопчатобумажных тканей характерна подверженность сильным загрязнениям, поэтому данный фактор следует учитывать, выбирая спецодежду.

Сигнальные жилеты производятся универсальных размеров, поэтому подходят на фигуру любого типа работников, свободно одеваются поверх основной одежды, не имеют различий по половым признакам, предназначены для всесезонного использования.

Каждое изделие снабжается светоотражающими полосами . При попадании на них лучей света происходит их возвращение к первоначальному источнику. Не имеет значения, под каким углом падает свет. Благодаря сигнальным светозащитным полосам человек, одевший защитную одежду, заметен в любое время суток издалека. Изделия выпускаются ярких цветов – оранжевого, желтого, салатового .

Сигнальные светоотражающие жилеты отличаются определенными особенностями кроя , могут быть с застежками на контактные ленты, что позволяет регулировать их размер, или не иметь их вовсе, что немного затрудняет эксплуатацию, потому как приходится надевать через голову. Могут застегиваться на пуговицы, липучки, молнии. Допускается наличие накладных боковых карманов, или отсутствие таковых.

Защитные каски являются одним из самых распространенных средств спасения от удара. Если вы хотите узнать, всё про , мы для вас подготовили специальный обзор.

Как быстро и просто сшить рабочие рукавицы, читайте в этой .

А о том, какие бывают средства защиты для кожи, узнайте из этого .

Классификация и отличия

Существует три класса защиты сигнальных жилетов . Они нужны, чтобы определить целесообразность использования данного средства в определенных ситуациях. Образцы сигнальных жилетов представлены на этом фото:

Самый высокий третий класс . Изготовляются из флуоресцентных материалов, обладающих высокой плотностью и прочностью. Светоотражающая лента располагается так, чтобы можно было без проблем визуально определить человеческий силуэт, его параметры. Кроме двух горизонтальных лент, размещенных на расстоянии пяти сантиметров друг от друга, присутствуют еще вертикальные полосы на плечах.

Для сигнального жилета 2 класса защиты качество флуоресцентной ткани чуть ниже, светоотражающие полосы занимают меньшую площадь. Их ширина должна быть не менее пяти сантиметров. Расположение горизонтальное, расстояние между лентами составляет пять сантиметров.

Самый низкий, неэффективный класс, первый . Цвет одежды, расположение сигнальных полос редко соответствует установленному стандарту, поэтому изделие не является надежной гарантией защиты человека.

Чем больше площадь сигнального элемента на жилете, тем выше его класс защиты.

Если работы производятся в темное время суток, при различных условиях, где плохая видимость, предпочтительнее сигнальная одежда самого высокого класса защиты — третьего.

Особое внимание следует обращать на качество ткани . Когда оно низкое, жилет в течение короткого времени потеряет свои свойства из-за разрушения материала при стирках. Изделие перестает отражать свет, работник будет находиться в постоянной опасности.

На выбор влияет стоимость одежды, она разная для каждого класса. Изделие, имеющее низкую цену, будет справляться со своим основным назначением совсем недолго, уже через несколько стирок потеряет форму, первоначальный цвет, что сделает его непригодным к дальнейшему использованию.

Важной является ширина светоотражающих полос, она должна быть 50 миллиметров , иначе это сказывается на видимости работающего человека. Также следует обращать внимание на основу ленты. Лучше всего выбирать тканевую, она будет служить долго, светоотражающая поверхность не испортится при многократных стирках или обработке в химчистках.

Цвет ткани должен быть устойчивым к различным климатическим условиям. Это выгорание на солнце, вымывание от воздействия воды или снега. Блеклость флуоресцентного оттенка существенно снижает уровень защиты.

Уход

Защитные жилеты нуждаются в тщательном уходе , ведь их эксплуатация осуществляется на открытом воздухе при постоянном контакте с различными загрязнениями. В зависимости от видов ткани используются соответствующие средства бытовой химии при стирке.

Кроме того, следует придерживаться определенных правил по уходу за изделиями из синтетических, хлопковых и других материалов, использующихся при пошиве спецодежды.

Изготовление светоотражающего жилета регламентируется ГОСТом Р12.4.219-99.

Сигнальную спецодежду выполняют из тканей яркой, притягивающей взгляд расцветки - оранжевой и лимонной. Лимонный является традиционным цветом сигнальной экипировки сотрудников правоохранительных органов (МВД, ГИБДД), тогда как сотрудники ремонтных, строительных, дорожно-эксплуатационных, коммунальных служб и МЧС обычно выбирают оранжевый.

Помимо люминесцентного основного цвета, сигнальные жилеты оснащаются световозвращающими элементами, обычно это продольные и поперечные полос, четко выделяющие силуэт в ночное время суток и при плохой видимости. От количества, ширины и расположения этих СОП на сигнальных жилетах зависит, к какому классу защиты они относятся.

Первый сигнальный класс наименее эффективен. Расположение и количество светоотражающих элементов произвольно, суммарная площадь их не менее 0,1 м2. Обычно это один широкий или два узких элемента. Тогда, когда видимость достаточно слабая, применение жилета нецелесообразно.

Второй сигнальный класс является самым востребованным, он обеспечивает видимость своего обладателя и в дневное, и в ночное время. Такой жилет должен отвечать следующим требованиям ГОСТа Р12.4.219-99: не менее 0,5 м2 световозвращающего материала, что обычно составляет по 2-3 СОП на каждой стороне. Ширина светоотражающей ленты не менее 50 мм, расстояние между лентами и от ленты до края изделия не превышает 5 см. Допустимо два варианта расположения полос: все горизонтальные или одна горизонтальная и две вертикальные на плечах, перекрещивающиеся на спине. К примеру, у сигнальных жилетов “Спектр” производства компании “СОЮЗСПЕЦОДЕЖДА” второй защитный класс.

Третий сигнальный класс выполняет максимальную светоотражающую функцию и потому используется в условиях, когда видимость минимальна и в местах наибольшей опасности: на дорогах в вечернее и ночное время, в метрополитене, на железной дороге, при выполнении шахтовых работ. Сигнальный жилет этого класса защиты имеет не менее 0,8 м2 светоотражающей ткани, что составляет 4-5 СОП на каждой стороне изделия. Ширина светоотражающей ленты 50-80 мм. Расположение полос комбинированное, несколько горизонтальных полос дополнены вертикальными. Жилеты “Спектр Плюс ” и “Спектр Премиум ” соответствуют всем требованиям, предъявляемым к данному классу защиты.

Кому нужен сигнальный жилет

Сигнальные жилеты со светоотражающими элементами находят применение в самых разных отраслях промышленности, сельского хозяйства и транспорта. Без них не обходятся ни дорожно-эксплуатационные, ни дорожно-монтажные организации. Наличие сигнальных жилетов необходимо для сотрудников полиции и медперсонала машин скорой помощи, рабочих лесозаготовительной и горнодобывающей промышленности. Работниками ЖКХ и коммунальными службами, как и сотрудниками автотранспортных, ремонтных и строительно-монтажных предприятий обычно используется оранжевый жилет со вторым классом защиты. Экипировка сотрудников МЧС, служащих ЖД и метрополитена, оперативных служб, ГИБДД диктуется временем суток и уровнем видимости. Использование спецодежды со светоотражающими элементами помогает значительно снизить риск случайного травмирования работника и уменьшить количество наездов на пешеходов.

Светоотражающие жилеты для автовладельцев и пешеходов

Сигнальные жилеты второго и третьего классов защиты рекомендуются всем участникам дорожного движения. В настоящее время на рассмотрении находится проект закона об обязательном наличии в автомобиле сигнального жилета оранжевого цвета второго класса защиты. На жилете не должно быть каких-либо знаков принадлежности к оперативным или дорожным службам, дабы не вводить в заблуждение других участников дорожного движения. Если водитель будет надевать жилет, выходя из автомобиля в случае аварийной остановки, это значительно снизит вероятность того, что другие автомобилисты не заметят его и совершат наезд. Сейчас это требование носит рекомендательный характер.

Подавляющее большинство аварий с участием пешеходов совершается в условиях ограниченной видимости - в темноте, сумерках или при осадках - потому, что водитель не заметил человека или увидел его слишком поздно. Флуоресцентный жилет, снабженный СОП, возвращает свет фар, и пешеход становится заметным издалека. Использование световозвращающих жилетов могло бы снизить число несчастных случаев на дорогах в десятки раз.

Сигнальные жилеты высокого качества выполняются из прочного износостойкого флуоресцентного полиэстера, не теряющего своей формы, цвета и светоотражающих характеристик даже после многократных стирок. Компания “СОЮЗСПЕЦОДЕЖДА” предлагает именно такие модели с застежкой на липучку, на пуговицы и на молнию. В жаркую погоду оптимальным будет жилет, выполненный из сетки. Такая модель прекрасно пропускает воздух, не допуская перегрева.