Современное программное обеспечение для автомобиля. Программное обеспечение и стандарты в современных автомобилях. Компьютеры, ноутбуки, смартфоны и полезные программы для них

С точки зрения инженера-электронщика автомобиль представляет собой передвигающуюся коробку, полную встраиваемых систем. Для тех, кто собрался посвятить свою жизнь автомобилестроению, а также для тех, кто просто хочет побольше узнать о внутреннем строении автомобиля, данный материал может оказаться полезным.



До начала текущего столетия в автомобилях было не так уж и много электронных систем. Некоторые дорогие модели имели электронное зажигание, круиз-контроль и климат-контроль, но это было довольно примитивные системы аналоговой электроники. С тех пор многое изменилось. Современные автомобили, даже базовые модели, имеют в своем составе десятки микропроцессоров и микроконтроллеров разной мощности, от крошечных 4-х битных устройств до 32-х или даже 64-х разрядных монстров.


Каждое из этих устройств содержит в себе определенную программу для выполнения определенных задач, поэтому программное обеспечение является одним из важнейших факторов качества и надежности автомобиля. Чтобы упорядочить разработку автомобильных встраиваемых систем и программного обеспечения для них, были введены специальные стандарты, и вот их основной (но не полный) список:

  • Шина CAN – средство для надежного соединения множества электронных систем вместе с минимальным количеством проводов.
  • MISRA C (и C ++) – подробный список правил по использованию языка C в системах критической безопасности, таких как автомобили.
  • OSEK / VDX – стандарт для операционных систем реального времени, используемых в автомобилях и прочих подобных системах.
  • Genivi – стандарт для систем на базе Linux, используемых для информационно-развлекательных систем в автомобиле.

Рассмотрим каждый из этих стандартов поподробнее.


Шина CAN


Проводка в автомобилях традиционно прокладывается по принципу «от точки к точке». Эта схема проста для понимания и технической поддержки, но быстро становится чрезмерно сложной, когда количество электронных систем увеличивается. В какой-то момент использование системной шины начинает иметь смысл. Пучок проводов направляется от одного устройства к другому, и каждое устройство имеет уникальный адрес шины и реагирует только тогда, когда оно видит этот адрес на шине. В автомобильных системах используются несколько систем шин, но шина CAN является наиболее хорошо известной и широко применяемой.



Разработчики встраиваемых систем часто сожалеют о том, что ни один язык программирования не идеально подходит для их конкретных потребностей. В некотором смысле, эта ситуация неудивительна, потому что, хотя очень многие разработчики работают над созданием встраиваемых приложений, они по-прежнему представляют собой лишь весьма небольшой коллектив в мире программирования сообщества. Тем не менее, некоторые языки были разработаны с учетом их использования во встраиваемых системах, например, PL/M, Forth и Ada. Но они не являются общепринятыми.


Компромиссом, который был принят почти повсеместно, является язык C. Язык C является компактным, выразительным и мощным. Он предоставляет программисту средства, позволяющие написать эффективный, читабельный и легко поддерживаемый код. Все эти особенности привели его к его популярности. К сожалению, этот язык также позволяет неосторожным разработчикам писать опасный код, который может вызвать серьезные проблемы на всех этапах разработки проекта. В автомобилях и прочих критических в плане безопасности системах это может быть большой проблемой.


Именно поэтому в конце 1990-х годов ассоциация Motor Industry Software Reliability Association (MISRA) представила ряд правил для использования языка C в системах транспортных средств. Этот стандарт стал известен под именем MISRA-C. Также был установлен аналогичный подход к использованию языка C++. Хотя эти принципы были написаны для разработчиков программного обеспечения, применяемого в автомобилях, вскоре они начали распространяться на другие области применения, где безопасность имеет важнейшее значение.


OSEK/VDX


OSEK/VDX является стандартом для ОСРВ, предназначенных для использования в системах управления автомобилями. Он был разработан с нуля для этой цели и включает в себя основные характеристики, необходимые для обеспечения безопасности критической системы. Ключевой особенностью является отсутствие динамических объектов; все создается статически во время сборки. Внутренняя простота этой реализации не ограничивает значительно разработчиков программного обеспечения, но устраняет значительный потенциальный источник сбоя системы. И это неудивительно, что другие отрасли проявляют интерес к данному стандарту. Операционные системы, поддерживающие OSEK/VDX, сегодня доступны от целого ряда поставщиков.



Большинство информационно-развлекательных систем в автомобилях не имеют жестких требований по безопасности и не слишком привязаны к реальному времени, поэтому Linux является хорошим выбором, поскольку он предоставляет широкий выбор дополнительных программных компонентов. И Genivi является стандартом для реализации Linux в данном контексте.

А Вы знаете типы программного обеспечения для ремонта автомобилей?

Программное обеспечение для ремонта автомобилей

Два основных типа программного обеспечения для ремонта автомобилей используются для диагностики или для управления фронт-офисом. Диагностическое программное обеспечение для ремонта автомобилей может содержать множество функций, включая процедуры ремонта, инструкции по устранению неисправностей, известные «правильные» значения для датчиков и другую бесценную информацию. Это программное обеспечение часто доступно в отдельных зарубежных и отечественных сервисах по ремонту автомобилей, и может охватывать конкретные марки автомобилей. Специализированное программное обеспечение для ремонта автомобилей также доступно для современных диагностических инструментов, некоторые из которых могут быть довольно сложными вычислительными устройствами. Программное обеспечение на передней панели может включать в себя оценки, планировщики и генераторы рабочего порядка. Качественную настройку ПО, могут выполнить на http://savtom.com/ где ремонтируют автомобили Мерседес, Ауди и БМВ.

Механика исторически получала большую часть своей информации из руководств по ремонту и из опыта. Несколько издателей создали полезную информацию и предоставили ее в виде книги. Двумя основными типами этих книг были диагностические руководства и справочники с фиксированной скоростью. В руководствах по диагностике содержались спецификации и процедуры ремонта, а руководства по фиксированной скорости оценивали, как долго каждая конкретная работа должна быть выполнена. Благодаря широкому использованию персональных компьютеров на рабочем месте этот тип информации был переведен в программное обеспечение для ремонта автомобилей.

Большинство современных авторемонтных объектов имеют некоторую систему компьютеризированной информационной системы для оказания помощи в диагностике и ремонте. Простейшей формой этого является один компьютерный терминал с набором компакт-дисков (CD) или цифровых универсальных дисков (DVD), которые содержат процедуры ремонта, спецификации и другую информацию. Техник может ввести год, марку и модель транспортного средства в этот тип системы, чтобы найти конкретную информацию. Некоторые из этих программ также включают в себя множество схемных, проводных и разобранных диаграмм.

Существует несколько вариантов этого базового типа программного обеспечения для ремонта автомобилей. Некоторые поставщики услуг предоставляют всю эту информацию через интернет-соединение. Таким образом, техник или магазин платит ежемесячную плату за доступ к информации, которая всегда актуальна. Подобные услуги предлагают критические бюллетени и процедуры ремонта, которые были составлены настоящими специалистами в этой области. Программное обеспечение также обычно доступно для специализированного сканера и диагностического оборудования, а некоторые программы могут даже превратить ноутбук в сканирующий прибор.

Другой основной тип программного обеспечения для ремонта автомобилей обычно используется в передней части офиса. Справедливая оценка ставки является одной из важнейших функций этого программного обеспечения. Этот вид программного обеспечения позволяет разработчику технологии или службы вводить год, марку и модель автомобиля, чтобы узнать, как долго должен проходить любой ремонт. Эти номера с фиксированной скоростью затем могут быть объединены с ценой деталей для создания оценки. Этот тип программного обеспечения может также предлагать функциональность планирования, генерировать рабочие заказы и отслеживать продажи.

В век высоких технологических задумок нет ничего удивительного в том, что постоянно выходят различные умные программы, способные помочь человеку в его работе, связанной с различными сферами деятельности. Не исключением стала и стезя водителей-автомобилистов, для которых были придуманы полезные утилиты. Примечательно, что обычный смартфон сегодня способен заменить собой опытного советчика, а бесплатные программы для и различные сервисы помогут в создании важных заметок, оптимизации расходов и т. д.

На видео рассказано, как с толком использовать планшет или телефон в автомобиле:

Компьютеры, ноутбуки, смартфоны и полезные программы для них

Люди лет десять назад лишь мечтали о такой возможности, как иметь в автомобиле компьютер. В то время представить себе умный аппарат, делающий практически половину работы вместо водителя, было возможно, но это больше всего было похоже на фантастический фильм. Тогдашним автомобилистам было невдомёк, что умный компьютер способен осуществлять навигацию посредством специальных программ, самостоятельно проводить проверку мотора через разъём OBD2, следить за и даже вести особый дневник, где указаны все выезды водителя.

Вначале роль такого помощника выполняли громоздкие компьютеры, затем ноутбуки - лёгкие и производительные. Но и эти цифровые помощники стали ненужными с выходом смартфонов и планшетов.

На сегодняшний день смартфоны и планшеты с программами для автомобилистов являются такими же обыденными предметами, как или . Одновременно с обширным рынком удобных мобильных устройств стали развиваться и другие сегменты, не менее важные и предназначенные также для владельцев «железных коней» - различные полезные приложения для автомобилистов, так называемые онлайн-программы. В наш век, несмотря на массу полезных функций, которыми снабжают автомобиль производители, мобильные программы и онлайн-сервисы нужны так, как никогда. Мы попытались подобрать в этой статье самые полезные и нужные инструменты для автомобилиста, не обойдя вниманием различные платные и бесплатные навигационные приложения и программы, а также сервисы, способные решать сложные задачи.

Не секрет, что автомобиль, особенно в нашей стране, содержать было всегда трудно. Да, он не роскошь, а средство передвижения, но фразу эту придумали американцы, у которых другой взгляд на вещи. У нас в стране порой своего любимого «железного коня» уходит больше, чем на предмет роскоши. Такой уникальной ситуацией мы, автомобилисты, должны быть благодарны специалистам, работающим в автосервисах, которые тянут и тянут из кошелька попавшего к ним наивного водителя деньги; работникам , съевшим собаку в теме, касающейся качества бензина и его присадок и т. д.

Казалось бы, уследить за всеми расходами можно, если собраться и начать жить, как практичный немец. Но это удаётся не каждому россиянину и если бы не полезные приложения и программы, наподобие учётника расходов на топливо или программы по оценке стоимости владения автомобилем, туго пришлось бы нашим водителям.

Топливомеры и полезные сайты

На видео показано, как контролировать расход топлива при помощи GPS ГЛОНАСС:

Эти программы абсолютно бесплатны и относятся сегодня к простым инструментам, спасающим водителя от стресса и постоянных головных болей. Они вместо автомобилиста будут отслеживать постоянные и давать отчёт о проделанной работе. Программу Fuel Manager достаточно просто запустить, установив контрольную точку или же заправляясь регулярно до полного бака. Можно сделать иначе. Отмечать тот момент, когда загорается лампочка, указывающая на то, что топливо на исходе.

Fuel Manager - не единственная такая программа. Другое, не менее популярное приложение - это «Топливомер», который предназначен для рассчитывания среднего расхода на основе любых показателей. Кроме того, что программа сохраняет информацию об израсходованном топливе, она и позволяет одновременно устанавливать напоминание - утилиту, которая привязана к пробегу автомобиля. К примеру, таким способом можно будет запрограммировать напоминание о том, что пришла пора заменить масло, ведь автомобиль «пропахал» уже 10 тыс. км.

Другие программы, по сравнению с простыми топливомерами, отличаются набором больших функций. К примеру, такие популярные программы, как «Моя машина» или Beepster, предназначены уже для комплексного учёта расходов, связанных с периодическим обслуживанием и . Эти программы также дают возможность установки напоминаний. Главная задача таких цифровых записных книжек - это подсчёт условной стоимости 1 км пути. Кроме того, эти программы напоминают водителю о важных сервисных процедурах, таких как или тормозных колодок.

Видеообзор приложения Fuel Manager:

Мобильные утилиты прилагаются и к веб-серверам с целью облегчить обслуживание автомобилей. В частности, такой сервер, как drivernotes.net, даёт возможность, помимо основных функций, получать данные о стоимости обслуживания определённой модели автомобиля всеми владельцами, что пригодится в процессе .

Другой сайт, под названием cars.auto.ru, поможет найти быстро любое объявление о продаже или покупке авто. Доступ к этому сервису-программе водитель получает как через браузер, так и через мобильное приложение. Объявления искать очень легко, ведь они открываются, если набрать в поиске марку, год выпуска или другие параметры. Также сайт даёт возможность получить контакты владельца или клиента.

Популярный и раскрученный портал avito.ru, мгновенно и методом телепортации, как показывает рекламный ролик, среди прочего предлагает провести и поиск продавцов/покупателей. Интересно, что у этого ресурса есть очень удобная мобильная программа для «Андроид».

Другой сервис называется «Из рук в руки» и также имеет своего представителя в мобильных программах Google Play.

Примечательно, что человеку при поиске машин нет надобности обращаться к нескольким сайтам. Достаточно воспользоваться услугами какого-нибудь агрегатора, например, такого как auto.yandex.ru. Этот ресурс предлагает, помимо клиентской программы, ещё и отменно оптимизированную мобильную версию сайта. «Железных коней» здесь можно подбирать по различным параметрам, в том числе и таким неоднозначным, как «семейный автомобиль для загородных прогулок». И это ещё не всё. Сервис даёт возможность отслеживать изменения цен. Кстати, схожий с этим сайт bezrulya.ru отличается от аналогов ещё и удобной функцией, моделей авто.

Если раньше было в моде общаться с друзьями посредством SMS-сообщений, то сегодня это в прошлом. Социальные сети и специальные программы позволяют делать это намного быстрее и получать больше комфорта.

Интересно, что в одно время были популярны приложения, которые содержали большое количество так называемых полезных точек. Они отображались на карте, и к ним относились не только , пункты шиномонтажа, автосервисы, но и бистро, отели и даже достопримечательности определённого города или страны. Сегодня такая информация перекочевала на страницы навигационных программ, таких как Яндекс. Полезны в этом плане и Гугл, и тот же «Городской гид», и другие программы.

Видеообзор полезного приложения для автомобилистов - «Парковка»:

Хотелось бы отметить, что «особняком» по-прежнему держатся сервисы, которые позволяют найти не только ближайшую заправку, но и их цены на топливо. Одной из таких программ, пользующихся уважением среди автомобилистов, является «Мультитопливо». Этот сервис представляет собой интерфейс поиска, а также карту с заправками, которая периодически обновляется базой АЗС. Сюда включены , информация о наличии туалетов, кафе и т. п. Данные могут быть обновлены и пользователями портала multigo.ru. Здесь можно не только получать нужную информацию, но и вносить изменения через приложение, если зарегистрироваться как пользователь.

Показать ваше местоположение на карте тоже можно. Этим занимается специальный сервис Гугл Плюс. Он позволяет прикреплять в таких социальных сетях, как Фейсбук и ВКонтакте, теги местоположения к фотографиям или публикациям. Хотя этим занимается не только он.

Существуют специальные сервисы, отображающие координаты водителя или даже его маршрут в режиме Live. К таким сервисам можно отнести и бесплатную программу Glympse. Программа позволит открыть своё местоположение на определённый промежуток времени, к примеру, пока вы доберётесь до места встречи. Делается это путём посылки другу или знакомому ссылки, пройдя по которой на карте можно увидеть ваше местоположение или маршрут.

Стоит отметить, что некоторые важные дела лучше привязывать не к определённому времени, а к некой точке в пространстве. К примеру, проезжая рядом с магазином, нужно не забыть купить хлеба. Вот и подключается своеобразная «напоминалка», когда автомобиль проезжает мимо магазина. Большинство мобильных программ содержат массу полезных опций, для которых напоминание по местоположению - единственная целевая функция. Хотя существуют и более сложные приложения, такие как «Карта напоминания». Программа абсолютно бесплатна и позволяет, кроме создания и хранения заметок, скачивать сопутствующую карту в телефон.

К таким же программам можно отнести и различные планировщики. К примеру, напоминание по месту есть у Remember The milk. Но чтобы её задействовать, придётся подключиться к платной версии продукта.

Что касается онлайн-карт, то их можно использовать для диагностики состояния дорог. Для многих водителей давно не секрет, что они ежеминутно рискуют во время езды по российским дорогам загубить подвеску своего автомобиля. Сами дорожные службы оповестить водителя оперативно о возникающих в разных местах дороги препятствиях не успевают или не желают. А вот сервис «РосЯма» не даст дорожникам времени расслабляться, ведь на этом портале всегда можно оставить заявление о проблемах на . Достаточно будет загрузить на сайт размеры ямы, координаты и фото. Жаль только, что сервис этот мобильных клиентов не имеет.

Почти все сервисы, помогающие искать парковочное место, стоило бы отнести к инструментам, берущим за основу методы GPS. Но во многих мегаполисах и крупных городах России за неправильно припаркованный автомобиль и дефицит свободных мест эту проблему переводят в разряд глобальных. Именно для решения такой задачи и была придумана программа под названием «Парковки Москвы».

Видеообзор мобильного приложения «Парковки Москвы»:

Что касается других городов, то для них можно задействовать схемы , приведённых на картах OpenStreetMap или других картографических порталах. Имеются и специальные базы, такие как «Паркопедиа», где имеются клиентские приложения практически для всех мобильных платформ.

Штрафы ПДД и справочник в цифровой версии

Отдельного внимания заслуживает программа под названием « 2014». Она специально предназначена для тех водителей, которые слабо знают правила ПДД. Да и если честно, кто сегодня назубок их знает? Опыт вождения нашего автомобилиста куётся не на знании правил дорожного движения, а на практике прохождения определённых ситуаций. Другими словами, все знают, что проезжать на «красных свет» нельзя. Но вот какой штраф за это придётся платить, знает один или два процента водителей.

Если раньше водители приобретали новые версии периодически на бумажных носителях и хранили всю эту макулатуру в бардачке, и без того тесном на некоторых моделях авто, то сегодня программа сама будет автоматически загружать обновления. Кроме программы «Штрафы ПДД 2014», аналогичные действия выполняет и программа «Справочник ПДД».

Теперь про те опции, которыми известен . Так вот, оказывается, теперь покупать его для записи дорожной обстановки вовсе не обязательно. Все функции самого крутого видеорегистратора способна выполнить бесплатная программа, установленная на обычный смартфон. Да-да, не удивляйтесь! К таким приложениям, к примеру, можно отнести DailyRoads Voyager. Как и стандартный видеорегистратор, эта опция позволит записать ролики в циклическом порядке. А по мере заполнения памяти предыдущие видеофайлы автоматически стираются. Вот и все дела.

На случай ДТП

Программа под названием «Памятка при ДТП» поможет и нестандартных ситуациях, которые могут произойти на дороге. Эта программа даёт полезные рекомендации относительно того, что предпринять водителю в конкретном случае. Но к сожалению, кроме советов, хотя и толковых, ничем другим утилита больше помочь не сможет. Так что соблюдать безопасную манеру езды никто не отменял.

Для создания современного, конкурентоспособного автомобиля, требуется программное обеспечение, которое в точности спроектирует продукт, испытает и укажет на возможные недостатки при эксплуатации. И все это в виртуальным мире, еще до схода продукта с конвейера.

Лидером в разработке программ для проектирования автомобилей является компания Dassault Systemes.

Корпорации принадлежит 11 брендов программного обеспечения, которые продаются в Азии, Америке и Европе. Эти продукты включают 3-D моделирование, создание производственных симуляторов, программы, изучающие динамику жидкостей и многое другое. Корпорация предлагает программное обеспечение не только для автопроизводителей, но и для геологов и горняков. Популярные продукты компании — это система автоматизированного проектирования - CATIA, САПР (системы автоматизированного проектирования) и программный комплекс для автоматизации работ промышленного предприятия на этапах конструкторской и технологической подготовки производства -SOLIDWORKS.

В механических САПР (системы автоматизированного проектирования) компания первая на рынке. 14 из 16 автопроизводителей используют CATIA. Примечательно, что первым клиентом, производящим автомобили у Dassault Systemes была компания Honda, еще в начале 1980-х годов. До этого Dassault Systemes имели дело только с аэрокосмической промышленностью.

Методы разработки и производства автомобилей кардинально изменились за последние 20 лет. До появления мощных компьютеров и 3-D САПР в 1970 году легионы рисовальщиков в отутюженных брюках и с тощими галстуками давили на карандаши и перемалывали тонны информации. Логарифмические линейки и рейсшины доминировали в процессе, что замедляло работу и увеличивало стоимость автомобиля.

В те дни нужно было "вживую" испытать каждый компонент транспортного средства. С приходом 3-D моделирования и 3-D симуляторов делать это начали виртуально.

Для примера возьмем краш - тесты. Производство одной «живой» модели для одного краш-теста обойдется производителю в 25 тысяч долларов США. Затраты возрастают с каждым новым шагом в дизайне. Сделайте поправки на неудачные испытания и переработку некоторых параметров машины, на появление с каждым годом новых видов краш-тесов, наподобие « », и поймете, почему разорились некоторые автоконцерны. Снизить затраты помогают компьютеры и специальное программное обеспечение, которое прогнозирует поведение автомобиля, участвующего в краш-тесте, еще до посадки туда несчастных кукол.

Также помогают базы данных, хранящие в себе информацию по проектам прошлых лет, все успехи и неудачи команды разработчиков. Инженеру больше не требуется перечитывать уйму литературы и отчетов. Все хранится в одной базе в форме практичных таблиц и конспектов.

Последние разработки компании Dassault Syatemes

Компания Dassault Syatemes, в этом году, разработала программу Target Zero Defects, которая помогает автопроизводителям и компаниям-поставщикам воспрепятствовать попаданию потенциально дефектного компонента в собираемое транспортное средство до запуска на линию сборки.

Инженер закладывает в программу параметры нового транспортного средства и Target Zero Defects виртуально тестирует работу электрических и механических систем автомобиля, выявляя сбои и причины сбоев. В результате, когда автолюбитель включит дворники в транспортном средстве, сработают дворники, а не клаксон или фары.

Постоянная конкурентная борьба автоконцернов увеличивает вероятность ошибки при проектировании и производстве автомобиля. Теперь с подобными проблемами будет бороться новое программное обеспечение Target Zero Defects от компании Dassault Systeme.

На Женевском автосалоне, прошедшем буквально несколько недель назад, компания Apple официально заявила о запуске продукта CarPlay. Как стало известно, многие производители автомобилей уже купили права на данное программное обеспечение. Это означает, что, возможно, уже через несколько месяцев, обрутившись в любой салон, где ведется продажа иномарок в Москве, можно будет приобрести новый автомобиль с установленным CarPlay.
Что же принципиально нового содержится в ПО от Apple? На первый взгляд, это всего лишь компьютерная программа, которая обеспечивает интерфейс автомобильных новинок. Список возможностей: развлекательные функции, карты, обмен сообщениями, голосовое управление. И почему вообще производители автомобилей стали активно участвовать в разработке программного обеспечения?
Вероятнее всего, в предыдущие годы автомобильные компании осознали, что их традиционный подход к автоэлектронике в современном мире обречен. Когда все развлечения в автомобиле включали лишь радио и проигрыватель компакт-дисков, автомобильные компании чувствовали себя в пределах своей зоны комфорта. Но как только у водителей появились новые потребности, в ответ на которые приборные панели стали оснащаться программным обеспечением, автомобильные компании поняли, что они не способны создать интересный для потребителя продукт самостоятельно. Ведь до сих пор навигационные и развлекательные системы, установленные стандартно в автомобилях, остаются намного менее функциональными, чем приложения, доступные для смартфонов и планшетов.
Однако теперь времена меняются и автомобильное ПО просто должно стать сложнее и удобнее, в нем должны появиться такие функции как возможность хранения музыкальных файлов, возможность прослушивания радиостанций онлайн, навигация, напоминания, адресная книга, подключение к социальным сетям и многое другое. Однако это должно быть не устройство, автономно встроенное в автомобиль, а система, помогающая использовать имеющийся у нас девайс (планшет или смартфон) для управления развлекательными функциями автомобиля. Так вот именно такую функцию и будет выполнять CarPlay.
Вероятно, в США это изобретение вызовет всплеск спроса на новые автомобили, оснащенные новой функцией. А также все больше пользователей смартфонов будут производить обмен старого авто на новый, уже содержащий новейшее программное обеспечение.

Об авторе: Андрей Страшко

    Другие новости