Снятие и установка двигателя. Как снять двигатель из машины в гараже своими руками? Как снять двигатель на переднеприводном автомобиле

Рекомендуется двигатель и коробку передач снимать вместе как единый силовой агрегат и затем отсоединить двигатель от коробки передач. Нижеизложенные работы выполняются одинаково для двигателей всех типов, дополнительные указания даны для автомобилей с автоматической коробкой передач. При подъеме силового агрегата его нужно наклонить под углом 45° для обеспечения выхода из моторного отсека коробки передач. Силовой агрегат весит более 200 кг, поэтому при снятии требуется соблюдать особую осторожность и не повредить поверхности кузова или лакокрасочное покрытие.

  • Во избежание повреждений на крылья автомобиля положить защитные чехлы. Стопорный рычаг на левом кронштейне капота освободить и капот поднять вверх до выхода рычага из зацепления. Затем освободить стопорный рычаг на правом кронштейне капота. Капот перевести в вертикальное положение. На рисунке показано положение защелки.

Рис. Открыть капот в положение под углом 90°

  • Отсоединить минусовый провод от аккумуляторной батареи и снять батарею вместе с рамкой крепления.
  • Открыть пробку системы охлаждения. Температура охлаждающей жидкости не должна быть более 90°С.
  • Отвернуть пробку для слива охлаждающей жидкости на правой и левой сторонах блока цилиндров. При этом не путать пробки с болтами крепления крышек коренных подшипников коленчатого вала. На рисунках показаны пробки слива охлаждающей жидкости и стрелками показаны болты крепления крышек.
  • Снять радиатор и вентилятор. Для этого снять резиновые опоры и скобы крепления радиатора. Радиатор вынуть, затем снять масляный радиатор. В автомобилях с автоматической коробкой передач перед снятием радиатора снять шланги с радиатора охлаждения масла коробки передач и заглушить отверстия в шлангах.
  • Снять расширительный бачок.
  • Снять систему выпуска газов в сборе.
  • Отсосать масло из бачка рулевого усилителя и отсоединить шланги от насоса рулевого усилителя.
  • Отсоединить все шланги и трубопроводы системы охлаждения, системы смазки, системы питания и провода между кузовом автомобиля и двигателем. Желательно пометить трубопроводы.

Рис. Расположение пробки слива охлаждающей жидкости (1) на левой стороне блока цилиндров. Не отворачивать указанные стрелками болты

Рис. Расположение пробки для слива охлаждающей жидкости на правой стороне блока цилиндров. Не отворачивайте указанные стрелками болты

  • Отсоединить тягу управления подачей топлива.
  • В автомобилях с кондиционером необходимо слить хладагент. Работа должна проводиться очень осторожно. При отсутствии опыта необходимо обратиться за технической помощью и указаниями. Затем отсоединить шланги от сдвоенного трубопровода.
  • Отвернуть в нижней части кузова слева и справа болты крепления передних опор двигателя, для отворачивания использовать удлинитель с шарниром, который заводится снизу.
  • Закрепить на двигателе трос для подъема и надеть на крюк крана или другого грузоподъемного устройства. Трос слегка натянуть.
  • В автомобилях с регулируемой подвеской колес отвернуть четыре болта крепления насоса гидросистемы подвески вместе с соединительными трубопроводами, снять насос и отвести в сторону. Снять детали привода насоса.
  • Снять поперечину задней опоры двигателя вместе с опорой, перед снятием пометить расположение поперечины относительно кузова.
  • Отсоединить карданный вал от коробки передач и сдвинуть назад. Зажимную гайку на карданном валу не ослаблять.

Рис. Стрелками показаны болты крепления насосаса гидросистемы регулируемой подвески колес

  • Отсоединить провода от коробки передач (провод выключателя света заднего хода). В автоматических коробках передач отсоединить провода устройства Kickdown. Отвернуть одну сторону крепления амортизатора рулевого управления и повернуть его.
  • Снять амортизаторы подвески двигателя.
  • Ослабить болты крепления коробки передач к двигателю.
  • Установить под коробку передач домкрат (между опорной площадкой домкрата и коробкой передач установить деревянную прокладку).
  • Снять защитный брызговик туннеля кузова.
  • Осторожно поднимать двигатель, наклоняя его под углом приблизительно 45°. Коробку передач приподнимать при помощи домкрата, следуя за перемещением двигателя. Работу по поднятию двигатепя проводить медленно при постоянном контроле, следить, не осталось ли присоединенных проводов или трубопроводов особенно, если на автомобиле установлено дополнительное оборудование. Особое внимание обратить на крепление троса.
1. Проверьте опоры двигателя, шланги охлаждающей жидкости и масла на наличие пор и повреждений. Если необходимо, замените их. 2. Проверьте легкость хода радиальных шарикоподшипников в коленчатом валу и подшипника выключения сцепления, а также рычаг выключения сцепления. 3. Проверьте, достаточна ли толщина накладок ведомого диска сцепления, а также состояние накладок. При большом сроке эксплуатации сцепления целесообразно его заменить. 4. Осторожно введите двигатель в двигательный отсек. При опускании следите за направлением двигателя, чтобы исключить повреждения первичного вала КПП, сцепления и кузова. 5. Наверните гайки крепления опор двигателя, не затягивая их. 6. Поднимите и установите автомобиль на подставки. 7. Установите РКПП, обратитесь к Разделу Снятие и установка РКПП и АТ. 8. Опустите автомобиль на колеса. 9. Покачайте двигатель для его самоустановки. После этого затяните гайки крепления опор моментом 45 Нм. Закрепите кабель массы на правой балке.

10. Если снимался компрессор охлаждения, закрепите его.
11. Закрепите насос гидроусилителя руля, обратитесь к Разделу Крепление гидронасоса.
12. Наденьте и натяните клиновой ремень, обратитесь к Разделу Снятие, установка и натяжение клинового ремня.
13. Состыкуйте штекерные соединения датчика распознавания цилиндра и импульсного датчика DME маховика. Состыкуйте штекерные соединения датчика температуры, дистанционного термометра, датчика указателя давления масла и клапана регулировки холостого хода, обратитесь к подразделу “Снятие”.
14. Установите впускной трубопровод, обратитесь к Разделу Снятие и установка впускного трубопровода.
15. Присоедините к головке цилиндров все электрические провода, вакуумные шланги и шланги охлаждающей жидкости и топливные шланги в соответствии с маркировками. Закрепите шланги и электрические провода хомутами.
16. Установите на головку цилиндров штекерную планку и закрепите ее.
17. Установите свечи зажигания.
18. Установите крышку подвода воздуха и закрепите ее винтами, обратитесь к Разделу Снятие и установка привода стеклоочистителя/крышки.
19. Закрепите на генераторе электрические провода, обратитесь к Разделу Снятие и установка генератора.
20. Закрепите крышку генератора.
21. Проверьте фильтрующий элемент воздушного фильтра. При необходимости выколотите его или замените, обратитесь к Разделу Снятие и установка корпуса воздушного фильтра и измерителя массы воздуха.
22. Наденьте шланги охлаждающей жидкости на кран отопителя и закрепите их хомутами.
23. Установите радиатор, обратитесь к Разделу Снятие и установка радиатора.
24. Установите вентилятор, обратитесь к Разделу Снятие и установка вентилятора и муфты вентилятора.
25. Установите капот, обратитесь к Разделу Снятие и установка капота.
26. Проверьте содержание антифриза в охлаждающей жидкости и залейте ее в систему.
27. Проверьте уровень масла в двигателе и РКПП. При необходимости долейте масло.
28. Присоедините кабель массы к аккумуляторной батарее. Установите часы. Запрограммируйте радиостанции радиоприемника.
29. Запустите двигатель и прогрейте его до рабочей температуры. Проверьте уровень охлаждающей жидкости. Проверьте герметичность всех соединений.
30. Закрепите нижний щиток двигательного отсека.

Снятие

Снимите капот.

Снимите аккумуляторную батарею, опоры двигателя и слейте охлаждающую жидкость.

Рис. 3.27. Последовательность снятия узлов и агрегатов при снятии двигателя с автомобиля:

1 – провод отрицательной клеммы аккумуляторной батареи; 2 – воздушный фильтр; 3 – топливопровод; 4 – возвратный бензопровод; 5 – трос привода дроссельной заслонки; 6 – трос привода спидометра;

7 – трос привода сцепления; 8 – провод соединения двигателя с «массой»; 9 – шланг вакуумного усилителя тормозов; 10 – трехходовой клапан гидроусилителя рулевого управления и кронштейн; 11 – шланги отопителя; 12 – вентилятор и радиатор; 13 – расширительный бачок и бачок омывателя; 14 – генератор; 15 – компрессор кондиционера; 16 – насос гидроусилителя; 17 – приводные валы; 18 – тяга переключения передач (механическая коробка передач); 19 – удлинитель тяги (механическая коробка передач); 20 – гибкие соединения системы выпуска отработавших газов, болты и гайки крепления; 21 – торсионный ограничитель подвески двигателя; 22 – силовой агрегат в сборе


Снимите воздушный фильтр (рис. 3.27 ).

Отсоедините от топливного насоса трубки подачи и выхода топлива.

Отсоедините приводы воздушной и дроссельной заслонок.

Отсоедините трос привода спидометра.

Отсоедините трос привода сцепления (механическая коробка передач) или трос управления (автоматическая коробка передач).

Отсоедините от коробки передач провод соединения с «массой» автомобиля.

Отсоедините шланг вакуумного усилителя тормозов.

Выньте заглушки из вакуумных переключателей и снимите кронштейн.

Отсоедините шланги от отопителя.

Достаньте заглушки из тягового реле и вакуумного датчика (если имеются) и выверните их из противопожарной перегородки.

Отсоедините разъемы проводки от двигателя.

Отсоедините все остальные электрические разъемы в моторном отсеке.

Отсоедините провод от катушки зажигания.

Отсоедините шланги испарителя от бачка (если они предусмотрены конструкцией).

Отсоедините шланги радиатора, отключите разъем от электродвигателя вентилятора радиатора.

Снимите радиатор.

Снимите расширительный бачок и бачок омывателя.

Снимите с кронштейна генератор и компрессор кондиционера (если предусмотрен конструкцией). Отведите компрессор в сторону, стараясь не повредить шланги (находятся под высоким давлением), и закрепите его отрезком провода.

Поднимите переднюю часть автомобиля и установите на подставки, снимите передние колеса и брызговики.

Снимите насос гидроусилителя (если предусмотрен конструкцией) вместе со шлангами, отведите в сторону и закрепите отрезком провода.

Слейте масло из коробки передач.

Отсоедините поперечную тягу стабилизатора передней подвески и вытолкните или вытяните приводные валы из коробки передач. Чтобы зафиксировать положение шестерен дифференциала, вместо приводных валов вставьте в коробку передач специальные заглушки или внутренние шарниры равных угловых скоростей приводных валов.

На моделях с механической коробкой передач отсоедините от коробки передач тягу переключения передач и удлинитель тяги.

Отсоедините приемную выхлопную трубу от глушителя.

Снимите резиновую заглушку и брызговик, отверните болт и снимите шарнирный узел. Снимите кожухи зубчатого ремня привода газораспределительного механизма.

Прикрепите к двигателю захваты подъемника.

Отсоедините двигатель от опор подвески.

Медленно и осторожно поднимите двигатель, во время подъема помощник должен смещать двигатель вперед со шпилек глушителя и отводить в сторону электропроводку.

Приподняв двигатель из моторного отсека, опустите его на площадку, пригодную для проведения дальнейших работ. Снимите с двигателя коробку передач в сборе с дифференциалом. Зафиксируйте двигатель в вертикальном положении или установите на стенд.

Установка

Установите на двигатель коробку передач в сборе с дифференциалом.

Передняя часть автомобиля должна находиться в поднятом положении, чтобы обеспечить доступ снизу при установке.

Вывесите двигатель точно над моторным отсеком, осторожно и медленно установив его в нужное положение.

Далее работы выполняются с двумя помощниками. Первый направляет силовой агрегат так, чтобы не повредить коробкой передач главный тормозной цилиндр и чтобы двигатель зашел на шпильки глушителя, а второй удерживает силовой агрегат так, чтобы при опускании не повредить насос гидроусилителя.

Дальнейшая установка проводится в последовательности, обратной снятию.

Отделение коробки передач от двигателя

Автоматическая коробка передач

Снимите стартер.

Отверните болты крепления кронштейна шарнирного вала. Шарнирный вал должен оставаться вставленным в коробку передач, в противном случае дифференциал может упасть в картер коробки.

Снимите коробку передач с двигателя. Попросите помощника придерживать шарнирный вал. Не допускайте, чтобы коробка передач опиралась на первичный вал, в противном случае возможно его повреждение.

При установке сначала убедитесь в правильности центрирования диска сцепления. На шлицы первичного вала нанесите смазку.

Установите коробку передач на двигатель, снова попросив помощника придерживать шарнирный вал. Если первичный вал не заходит в шлицевый фланец ведомого диска сцепления, то слегка проверните коленчатый вал или первичный вал коробки передач до совмещения шлицев. До полной посадки коробки опирайте ее на колодку, чтобы вес коробки не воспринимался первичным валом.

Затяните болты крепления коробки передач к двигателю и болты шарнирного вала, установите стартер.

Автомобили особо малого класса ВАЗ и СеАЗ «Ока» 1111 и 1113 были единственными моделями отечественного автопрома, оснащавшиеся двухцилиндровыми силовыми установками с водяным охлаждением. Эти моторы были очень компактны и конструктивно сделаны очень неплохо.

Но, как и любой силовой агрегат, двигатели «Оки» после длительной эксплуатации требовали капитального ремонта. Причем часть восстановительных работ, особенно кривошипно-шатунного механизма и цилиндропоршневой группы, значительно легче выполнять на снятом двигателе, поэтому обязательно нужно знать, как снять двигатель с «Оки».

В целом, снятие двигателя с «Оки» — операция не сложная, но нужно знать последовательность выполнения действий. Также потребуется наличие соответствующего оснащения.

Оснащение и инструменты

Для выполнения работ потребуется:

  • Набор рожковых ключей и головки с воротками;
  • Отвертки;
  • Монтировка;
  • Деревянные бруски;
  • Таль или любой другой подъемный механизм;


Имея все это, можно приступить к снятию двигателя с «Оки» своими руками.

Следует отметить, что существует два способа демонтажа силовой установки – опустить двигатель вниз или же вынуть его вверх.

Снятие навесного оборудования

Также для удобства выполнения работ автомобиль лучше загнать на смотровую яму. Сразу же после этого снимается «минусовая» клемма с АКБ.

Перед началом работ нужно слить с двигателя масло и жидкость с системы охлаждения.

Чтобы удобнее было производить снятие и отсоединение навесных элементов двигателя, разу же с авто нужно демонтировать капот. Это обеспечит лучший доступ к верхним навесным элементам.

Затем отсоединяются все патрубки и проводка с двигателя – патрубки системы охлаждения, идущие к двигателю от радиатора, патрубки, идущие на печку.

Что касается проводки, то потребуется отсоединение всех соединений, идущих к датчикам:

  • давления масла,
  • температуры ОЖ,
  • электромагнитного клапана карбюратора,
  • датчика момента искрообразования,

также понадобиться отсоединение проводов со свечей, стартера, генератора. В дальнейшем придется генератор и вовсе демонтировать.

4. Снятие датчика ОЖ 5. Снятие электромагнитного клапана

8. Отключение проводов высокого напряжения

Также понадобится отсоединить:

  • топливный патрубок с бензонасоса,
  • шланг вакуумного усилителя тормозов,
  • корпус воздушного фильтра с карбюратора,
  • от самого карбюратора – тросики привода дроссельной и воздушной заслонок.

Вообще снятие двигателя «Ока» должно сопровождаться предварительным демонтажем КПП и привода, но можно этого и не делать.

Поскольку двигатель все равно будет разбираться, при способе извлечения мотора без КПП, потребуется снятие головки блока цилиндра до изъятия мотора из авто.

10. Снятие патрубка карбюратора 11. Снятие шланга вакуума тормозов и подогрева коллектора 12. Снятие корпуса воздушного фильтра
13. Снятие привода воздушной заслонки 14. Снятие привода дросселя

Затем нужно переместиться под авто

Снятие элементов подвески двигателя

Вначале нужно будет открутить все болты крепления картера сцепления от силовой установки.

16. Снятие картера сцепления

Затем следует приступать к элементам подвески двигателя.

Для этого придется выкрутить болты крепления опор мотора. Вначале скручивается гайка с болта на передней опоре. Поскольку на эту опору силовая установка продолжает опираться, то для того, чтобы была возможность вытянуть болт, при помощи монтировки двигатель следует несколько вывесить и извлечь болт. Далее, удерживая монтировкой агрегат, в зазор между ним и подрамником вставить деревянный брусок. После этого появиться возможность открутить болты крепления кронштейна двигателя.

17. Снятие передней опоры двигателя 18. Приподнимая двигатель монтировкой вынимаем болт 19. Что бы разгрузить кронштейн, подкладываем брусок
20. Головкой на «17» откручиваем 3 болта крепления кронштейна 21. Болты крепления кронштейна в снятом состоянии 22. Вынимаем кронштейн с опорой

Точно также разбалтывается задняя правая опора, с последующей установкой ее на деревянный брусок и снятием кронштейна.

23. Ключом на 17 отворачиваем и вынимаем болт 24. Отворачиваем 2 болта крепления кронштейна задней опоры 25. Снимаем заднюю опору

26. Снять болт заднего крепления картера сцепления возможно только после демонтажа задней опоры. На фото показано на снятом двигателе

Демонтаж левой опоры крепления двигателя
27. Подкладываем брусок 28. Ключом на «13» отворачиваем гайки крепежа

кронштейна левой опоры к КПП

30. Вынимаем опору

За эти рымы зацепляется подъемный механизм. Чтобы извлечь мотор, его нужно до упора сдвинуть влево, чтобы первичный вал КПП вышел из маховика. Вполне возможно, что для этого придется немного кантовать двигатель, и при этом сдвигая его влево.

После того, как вал выйдет из маховика и дисков сцепления, силовой агрегат подъемным механизмом аккуратно поднимается вверх. Это лучше делать вдвоем – один будет поднимать мотор, а второй направлять его, чтобы он нигде не цеплялся.

Другие методы


Это рассмотрен один из способов, как снять двигатель на «Оке». Он является одним из самых простых, поскольку не требует демонтажа КПП. Но если предполагается и проведение ремонтных работ с ней, тогда лучше производить снятие мотора с предварительным снятием КПП и приводов.

Еще существует метод полного совместного демонтажа элементов передка авто, при котором силовой агрегат пускается вниз вместе с КПП, приводом, колесами, подрамником и подвеской.

Видео — Как снять двигатель с Оки

Существуют два варианта снятия двигателя с автомобиля: с разборкой двигателя и без разборки двигателя. Снятие с автомобиля двигателя с разборкой рекомендуется при отсутствии механических или гидравлических приспособлений для подъема двигателя (тали с траверсой, «гуся» и т.п.). Работу по снятию двигателя рекомендуется проводить с одним или двумя помощниками.

Снятие двигателя без разборки

Поставьте автомобиль на подъемник или над смотровой канавой, установите упоры под передние колеса и вывесьте задний мост с одной или двух сторон.

Снимите капот, отсоедините провода от аккумуляторной батареи и от узлов электрооборудования, установленных на двигателе. Снимите аккумуляторную батарею и подкапотную лампу.

Слейте жидкость из радиатора, блока цилиндров и отопителя, для чего отверните пробки на левой стороне блока цилиндров и на нижнем бачке радиатора, верхний рычажок управления отопителем сдвиньте вправо (им открывается кран отопителя) и снимите пробки с расширительного бачка и радиатора.

ВНИМАНИЕ : Чтобы не повредить радиатор, отворачивая сливную пробку, вторым ключом придерживайте штуцер пробки, впаянный в радиатор. Пробку отворачивайте торцовым или накидным ключом, чтобы не сорвать грани пробки.

Отсоедините от двигателя шланги подвода и отвода охлаждающей жидкости и снимите радиатор вместе с термостатом, шлангами и электродвигателем вентилятора.

Снимите воздушный фильтр, предварительно отсоединив от него шланги, сняв крышку и фильтрующий элемент. Закройте карбюратор технологической заглушкой.

Накидным ключом отверните гайки крепления приемной трубы глушителей к выпускному коллектору.

Снимите коробку передач, действуя, как описано в главе "Коробка передач".

Отсоедините от двигателя тягу привода дроссельных заслонок карбюратора и трос управления воздушной заслонкой. Отсоедините от двигателя шланг подвода топлива и шланги, идущие к отопителю.

Повесьте на таль траверсу ТСО-3/379 и застропите двигатель с правой стороны за скобу, установленную на передней шпильке крепления выпускного коллектора, а с левой стороны - за отверстие крепления кожуха сцепления.

1 - кожух опоры; 2 - опора передней подвески двигателя; 3 - фланец блока цилиндров; 4 -кронштейн; 5 - промежуточная пластина; 6 - изолирующее пластмассовое кольцо; 7 - пружина опоры; 8 - буфер; 9 - подушка опоры; 10 - шайба; 11 - опора задней подвески двигателя; 12 - дистанционная втулка; 13 - поперечина задней подвески двигателя

Слегка натяните цепь тали, отверните гайки крепления подушек 9 передней подвески двигателя к поперечине передней подвески и выньте двигатель из отсека.

Снимите теплоизоляционный щиток стартера, стартер и заборник горячего воздуха вместе с подводящим шлангом. Снимите с блока цилиндров два боковых кронштейна с подушками передней подвески двигателя.

Отверните болты крепления сцепления и снимите его.

Устанавливайте двигатель на автомобиль в последовательности, обратной снятию. Особое внимание уделяйте соединению двигателя с коробкой передач: первичный вал должен точно войти в шлицы ведомого диска сцепления.

Вымойте двигатель на моечной установке, установите его на стенд для разборки и слейте из картера масло.

Снимите карбюратор, отсоединив от него шланги и тягу привода дроссельной заслонки.

Снимите топливный насос, распределитель зажигания, ключом 67.7812.9514 выверните свечи и датчик указателя температуры охлаждающей жидкости.

Снимите ремень привода генератора и насоса охлаждающей жидкости, снимите генератор и кронштейн генератора.

Снятие двигателя с автомобиля с разборкой


Установка двигателя на автомобиль

Сборка и установка двигателя автомобиля выполняется в обратной последовательности

Снятие инжекторного двигателя с автомобиля без разборки

Для снятия инжекторного двигателя с автомобиля необходимо подъемное устройство грузоподъемностью не менее 300 кг и стропы (цепь)


Установка инжекторного двигателя на автомобиль

Установка двигателя и всех снятых деталей выполняется в обратной последовательности