Радарный ассистент смены полосы движения. Электронные системы управления автомобилем, система помощи при перестроении, система кругового обзора, система распознавания дорожных знаков, система обнаружения пешеходов, система ночного видения Датчики перестро

Частой причиной аварий при перестроении в другой ряд является то, что водитель не замечает транспортные средства на соседних полосах.

Ассистент смены полосы движения (SWA) предназначен для наблюдения за ситуацией в соседних рядах и позади автомобиля, предупреждения водителя об опасности при обгоне и перестроении автомобиля. При обнаружении ситуации, угрожающей аварией при перестроении, ассистент смены полосы движения предупреждает об этом водителя. Для оповещения водителя в соответствующем наружном зеркале заднего вида, справа или слева, загорается сигнальная лампа. Если действия водителя создают угрозу аварии, сигнальная лампа начинает интенсивно мигать, предупреждая водителя об опасности.

В состав ассистента смены полосы движения входят два блока управления блок управления – задающий и подчиненный. Задающий блок объединен в один узел с правым радаром, а подчиненный блок – с левым радаром. Само слово «радар» является сокращением от английского Rаdio Detection And Ranging, что означает «обнаружение и определение дистанции с помощью электромагнитных волн». Эта технология используется для определения положения (расстояние и угол) неподвижных объектов или текущее положение, скорость и направление движения подвижных объектов путем излучения сверхвысокочастотных электромагнитных волн и оценки отраженного объектами излучения.

Задающий и подчиненный блоки управления имеют одинаковую конструкцию на основе электронной платы с цифровым процессором сигнала, выполняющим роль центрального вычислительного устройства.

Для передачи информации система включает плату электронную антенн с соединяющейся с ней передающими и приемными антеннами.

Рис. Электронная плата антенн:
1 – приемные антенны; 2 – передающие антенны

Антенны состоят из медных пластин (патчей). Отраженный сигнал передающей антенны принимается приемными антеннами и обрабатывается цифровым процессором сигнала, который оценивает его физические характеристики и рассчитывает по ним размер, местонахождение и скорость отражающего сигнал объекта.

Передающие антенны блоков управления излучают радиоволны, которые отражаются от встречающихся на их пути объектов. Интенсивность отраженного излучения зависит от физических свойств объекта. Отраженное излучение принимается приемными антеннами и измеряется в блоках управления. На основе физических характеристик отраженного излучения блоки управления получают информацию об отражающих радиоволны объектах. К физическим характеристикам относятся – временной интервал между передачей и приемом радиолокационного сигнала, сдвиг частоты у переданного и принятого сигналов и сдвиг фаз на приемных антеннах. Эти характеристики позволяют рассчитать текущее местонахождение, скорость и направление движения различных объектов.

Каждый из блоков управления в состоянии распознавать такие неподвижные объекты, как, например, разделительное ограждение, застройка вдоль дороги или неподвижные автомобили. Однако такие объекты не интересуют систему, поэтому слежение за ними не ведется. Слежение ведется только за теми объектами, которые система принимает за подвижные транспортные средства.

Ассистент смены полосы движения оповещает и предупреждает водителя о потенциальной опасности при перестроении в другой ряд с помощью встроенных в наружные зеркала заднего вида сигнальных ламп. При обнаружении помехи на одной из соседних полос в зеркале соответствующей стороны загорается сигнальная лампа. Если водитель не перестраивается в другой ряд, то сигнальная лампа горит непрерывным светом, сообщая этим о наличии помехи. Когда водитель включает указатели поворота, то есть хочет перестроится в занятый соседний ряд, сигнальная лампа предупреждает его об опасности четырехкратным миганием.

Ниже в качестве примера описываются две типичные дорожные ситуации, в которых ассистент смены полосы движения подает предупреждающий сигнал.

Рис. Типичные дорожные ситуации применения ассистента смены полосы движения:
SWA – автомобиль оборудованный ассистентом; а – ситуация 1; б – ситуация 2.

Ситуация 1. Оборудованный SWA автомобиль V1 движется по средней полосе трехполосной магистрали и опережает движущееся справа транспортное средство V2. Скорость автомобиля с SWA превышает скорость обгоняемого автомобиля меньше, чем на 15 км/ч. Обгон с такой скоростью требует времени, так что обгоняемый автомобиль в какой то момент попадает в мертвую зону. В этой ситуации сигнальная лампа в правом наружном зеркале сообщает водителю, что правая полоса движения занята. Если водитель автомобиля с SWA включает правый указатель поворота, то четырехкратное мигание сигнальной лампы в правом зеркале предупреждает его об опасности.

Ситуация 2. Автомобиль V3 с SWA движется со средней скоростью по правой полосе трехполосной магистрали. По средней полосе его быстро нагоняет другое транспортное средство V4. Ассистент смены полосы движения обнаруживает приближающийся автомобиль и зажигает сигнальную лампу в левом наружном зеркале. Если водитель включает левые указатели поворота, то сигнальная лампа начинает мигать и этим предупреждает водителя об опасности столкновения. Максимальное расстояние между двумя автомобилями, при котором включаются сигнальные лампы, зависит от разности скоростей движения. Чем выше разность скоростей, тем это расстояние больше. Но в любом случае оно не превышает 50 м, потому что 50 м – это предел обнаружения помехи радарами.

Перестроение автомобиля из одного ряда движения в другой часто становиться причиной аварий, т.к. водитель не замечает транспортные средства на других полосах. Система помощи при перестроении (другие названия – система мониторинга «слепых» зон , система информирования о «мертвой» зоне , система безопасного перестроения из ряда в ряд ) предупреждает водителя об опасности столкновения при смене полосы движения.

Известными разработчиками таких систем являются:

  • Audi, Volkswagen - система Side Assist ;
  • BMW - система Lane Change Warning ;
  • Mazda - система Rear Vehicle Monitoring , RVM ;
  • Mercedes-Benz - система Blind Spot Assist ;
  • Porshe - система Spurwechselassistent , SWA ;
  • Ford - система Blind Spot Infomation System , BLISTM ;
  • Volvo – система , BLIS .

Система Audi Side Assist признана Европейским комитетом независимой экспертизы безопасности автомобилей (Euro NCAP) одной из лучших систем безопасности 2010 года.

Принцип работы системы Side Assist основан на контроле зон движения рядом с автомобилем и позади него с помощью радара и включении предупреждающего сигнала при намерении водителя сменить полосу движения и наличии помехи на другой полосе.

Система включает следующие конструктивные элементы:

  • кнопка (клавиша) включения на рычаге переключателя указателя поворотов (на панели двери);
  • радары в наружных зеркалах заднего вида с правой и левой стороны;
  • электронные блоки управления;
  • сигнальные лампы (предупреждающие индикаторы) на наружных зеркалах заднего вида с правой и левой стороны;
  • контрольная лампа на панели приборов.

Система помощи при перестроении включается соответствующим переключателем, активируется при достижении автомобилем скорости 60 км/ч. Для определения объектов в "слепой" зоне в системе используется радар . Радарные датчики устанавливаются в наружных зеркалах заднего вида и излучают радиоволны в определенную область возле автомобиля. В ряде систем вместо радаров могут устанавливаться видеокамеры , ультразвуковые датчики .

Электронные блоки управления (по одному на каждую сторону) анализируют отраженные излучения радара, на основании которых:

  • производится слежение за подвижными объектами;
  • распознаются неподвижные объекты (припаркованные автомобили, дорожное ограждение, столбы и др.);
  • при необходимости включается сигнальная лампа.

Сигнальная лампа работает в двух режимах:

  1. информирования – горит непрерывно при нахождении объекта в «слепой» зоне;
  2. предупреждения – мигает при перестроении из ряда в ряд и при нахождении объекта в «слепой» зоне.

Намерение водителя перестроится из ряда в ряд, распознается по включенному переключателю указателя поворотов.

Система BLIS в отличие от Side Assist использует для отслеживания «слепой» зоны вместо радара цифровую камеру с режимом съемки 25 кадров/мин. Цифровая камера недостаточно эффективна в условиях плохой видимости (туман, снег).

Система Blind Spot Information System включается специальной кнопкой на панели приборов и активируется на скорости свыше 10 км/ч.

Cистема Rear Vehicle Monitoring при нахождении в опасной зоне другого автомобиля, наряду с светодиодной индикацией, подает звуковой сигнал.

Система предупреждения о перестроении (SWW) – это новая системами помощи водителю, доступная в качестве дополнительного SA5AG оборудования. Система предупреждения о перестроении (SWW) помогает водителю при смене полосы движения. На скорости свыше 50 км/ч система предупреждения о перестроении (SWW) сообщает водителю о возможных столкновениях при смене полосы движения. Для этого 2 радиолокационных датчика системы предупреждения о перестроении (SWW) контролируют движение сзади и сбоку.

Система предупреждения о перестроении предлагает следующие преимущества:

  • Система предупреждения о перестроении (SWW) может распознавать дорожную ситуацию, которая может представить опасность во время смены полосы движения. При этом водитель получает информацию и предупреждение на 2 уровнях (, вибрация на рулевом колесе).
  • Подобные дорожные ситуации появляются, например, при быстром приближении удаленных автомобилей. Самостоятельно водителю сложно оценивать такие ситуации, особенно в темноте или при плохих погодных условиях. Радиолокационные датчики функционируют независимо от погодных условий и условий освещения.
  • Дополнительную опасность представляют автомобили, находящиеся в мертвом углу. Водитель может распознать опасность только в том случае, если он будет действовать с особенной осмотрительностью. Радиолокационные датчики системы предупреждения о перестроении (SWW) распознают другие автомобили, находящиеся на расстоянии от 60 метров от собственного автомобиля. Система распознает автомобили, находящиеся на соседних полосах движения в зоне до середины собственного автомобиля.

На следующем рисунке показана дорожная ситуация с оповещением системы предупреждения о перестроении (SWW).

Обозначение Пояснение Обозначение Пояснение
1 Левый указатель поворота включен 2 Сигнальная лампа в наружном зеркале со стороны водителя мигает с высокой интенсивностью
3 Сигнальная лампа в наружном зеркале со стороны переднего пассажира горит с меньшей интенсивностью 4 Рулевое колесо вибрирует
5 Автомобиль с системой предупреждения о перестроении 6 Автомобиль, движущийся с одинаковой скоростью по правой полосе движения в зоне смены полосы движения
7 Автомобиль, движущийся с большей скоростью по левой полосе движения в зоне смены полосы движения 8 Зона смены полосы движения
9 Зона мертвого угла для наружного зеркала

Краткое описание узла

Ниже описываются следующие узлы системы предупреждения о перестроении (SWW):
  • Сигнальная лампа в наружном зеркале

Задающий блок управления системы предупреждения о перестроении (SWW)

Блок управления системы предупреждения о перестроении (SWW) является одновременно радиолокационным датчиком и блоком управления. ЭБУ встроен сзади справа над опорной балкой бампера. Снаружи радиолокационный датчик не виден, он закрыт бампером.

Только правый радиолокационный датчик имеет адрес блока управления и адрес для диагностики. Поэтому только правый радиолокационный датчик является блоком управления.

Исполнительное устройство системы предупреждения о перестроении

Исполнительное устройство системы предупреждения о перестроении является исключительно радиолокационным датчиком, а не блоком управления. Однако, этот радиолокационный датчик обладает программируемой памятью и собственным процессором. Исполнительное устройство системы предупреждения о перестроении соединено с задающим блоком управления системы предупреждения о перестроении (SWW) по шине Local-CAN. Радиолокационный датчик установлен сзади слева над опорной балкой бампера. Снаружи радиолокационный датчик не виден, он закрыт бампером.

Радиолокационный датчик служит для генерирования и передачи радиолокационных лучей. Радиолокационные лучи являются пучками электромагнитных волн. В радиолокационном датчике интегрирован приемный модуль. Если на пути радиолокационного луча возникает препятствие, луч отражается от препятствия и принимается радиолокационным датчиком. За счет последовательного учета нескольких измерений производится вычисление расстояния и скорости. Передача и прием осуществляется через планарную антенну.

Крепление радиолокационного датчика не допускает механической настройки. Вместо механической настройки радиолокационного датчика (как, например, датчика активной системы поддержания заданной скорости), необходимо произвести запись угла коррекции через систему диагностики.

Радиолокационные датчики различаются точками своего крепления, благодаря чему их невозможно перепутать.

Панель управления систем помощи водителю

Система предупреждения о перестроении (SWW) включается и выключается с помощью клавиши (3) на панели управления систем помощи водителю.

При включении системы предупреждения о перестроении (SWW) над клавишей загорается зеленая функциональная подсветка.

Включенное состояние функции после отключения контакта 15 (персонально) сохраняется в используемом ключе автомобиля.

Панель управления соединена с передним электронным модулем (FEM) по шине LIN. Сигнал, поступающий по шине от переднего электронного модуля на блок управления интегрированной системы управления ходовой частью (ICM), сообщает о срабатывании клавиши. Интегрированная система управления ходовой частью (ICM) допускает включение системы предупреждения о перестроении (SWW) только в случае исправности системы. Только в этом случае он выдает положительное подтверждение посредством сигнала, передаваемого по шине на модуль FEM, для активизации функциональной подсветки клавиши. Если в системе имеется неисправность, функциональная подсветка остается выключенной несмотря на нажатие кнопки. На основании этого водитель понимает, что система предупреждения о перестроении недоступна (SWW).

Сигнальная лампа в наружном зеркале

Если указатель поворота установлен, а настигающий автомобиль в это время находится в критической зоне, сигнальная лампа в корпусе зеркала мигает (с различной интенсивностью).

В левом и в правом наружном зеркале расположено по одной треугольной сигнальной лампе. Сигнальная лампа может активизироваться с различной интенсивностью. Если радиолокационные датчики распознают автомобиль, посылается сигнал на передний электронный модуль (FEM). На основе сигналов о режиме движения и угле поворота рулевого колеса интегрированная система управления ходовой частью (ICM) рассчитывает команду и необходимую интенсивность. Команда передается по шине LIN от центрального модуля межсетевого преобразователя (ZGW) на электронику соответствующего наружного зеркала заднего вида. При активации широтно-модулированным сигналом светодиоды сигнальных ламп загораются.

Система предупреждения о перестроении (SWW) может выдать предупреждающий сигнал, начиная со скорости прим. 50 км/ч.

Виброгенератор в рулевом колесе

Если указатель поворота установлен, а настигающий автомобиль в это время находится в критической зоне, рулевое колесо вибрирует.

Вибропривод расположен в спице рулевого колеса. Задачей вибропривода является заставить рулевое колесо вибрировать. Системы помощи водителю: предупреждение о выходе за пределы полосы движения и система предупреждения о перестроении (SWW) используют эту вибрацию для предупреждения водителя об опасных ситуациях.

Расположенный внутри рулевого колеса электронный блок в рулевом колесе также управляет виброгенератором. Если радиолокационные датчики распознают автомобиль, посылается сигнал на передний электронный модуль (FEM). На основе сигналов о режиме движения и угле поворота рулевого колеса интегрированная система управления ходовой частью (ICM) рассчитывает команду и необходимую силу вибрации. Команда к активизации вибропривода передается по шине FlexRay от центрального модуля межсетевого преобразователя (ZGM) на коммутационный центр в рулевой колонке. Коммутационный центр в рулевой колонке передает это требование по шине LIN на электронику рулевого колеса.

Наряду с системой предупреждения о перестроении (SWW) также и предупреждение о выходе за пределы полосы движения (блок управления KAFAS) использует виброгенератор для генерирования сигнала предупреждения водителя. Системы используют при этом разные амплитуды вибрации. Система координации активизации виброгенератора встроена в интегрированную систему управления ходовой частью (ICM).

Системные функции

Ниже описываются следующие функции системы предупреждения о перестроении (SWW):

Функциональное сетевое соединение

Для реализации системы предупреждения о перестроении (SWW) требуется сложная сеть с распределением функций по другим блокам управления. На следующем рисунке представлена комплексная система.

Обозначение Пояснение Обозначение Пояснение
1 Датчик дождя/освещения/солнца 2 Передний распределитель тока
3 Front Electronic Module (FEM) 4 Сигнальная лампа правого наружного зеркала заднего вида
5 Модуль подключения электрооборудования прицепа (AHM) 6 Задний токораспределитель
7 Задающий блок управления системы предупреждения о перестроении (SWW) 8 Встроенная система управления ходовой частью (ICM)
9 Исполнительный блок управления системы предупреждения о перестроении 10 блок переключателей в двери водителя;
11 Сигнальная лампа левого наружного зеркала заднего вида 12 Панель управления систем помощи водителю
13 коммутационный центр в рулевой колонке 14 Комбинация приборов (KOMBI)

Учет участников дорожного движения

Оба радиолокационных датчика системы предупреждения о перестроении (ведущее и исполнительное устройство) выполняют эту функцию в значительной степени независимо друг от друга в зоне своего действия. Сначала определяется положение учтенных участников дорожного движения в продольном и поперечном направлении.

На основании этого за участниками дорожного движения закрепляется полоса движения. При этом различают собственную полосу движения, левую или правую соседние полосы движения и расположенные дальше полосы движения. Если участники дорожного движения находятся в зоне смены полосы движения, учитываются также скорости приближения по отношению к собственному автомобилю. Если один участник дорожного движения находится в зоне мертвого угла, достаточно распознать его наличие. Точное положение или скорость не являются решающим фактором для подачи предупреждающего сигнала.

Необходимость подачи предупреждающего сигнала

Необходимость подачи предупреждающего сигнала определяется задающим блоком управления системы предупреждения о перестроении (SWW). При этом блок управления ведущего устройства (SWW) использует как данные об участниках дорожного движения, определенные им самостоятельно, так и данные исполнительного устройства системы предупреждения о перестроении.

На основании расстояния (в продольном направлении) и скорости приближения вычисляется время, оставшееся до отмены смены полосы движения. Если хотя бы для одного учтенного участника дорожного движения это время становится меньше порогового значения, принимается решение о подаче предупреждающего сигнала. Распознавание участника дорожного движения в мертвом углу сразу приводит к подаче предупреждающего сигнала.

Подача предупреждающего сигнала подавляется, если задающий блок управления (SWW) получает информацию о подсоединении прицепа от модуля подключения электрооборудования прицепа (AHM). Кузов прицепа значительно ограничивает зону действия радиолокационных датчиков.

Результат о том, существует ли необходимость подачи предупреждающего сигнала или нет, посылает задающий блок управления (SWW) на интегрированную систему управления ходовой частью (ICM).

Подача предупреждающего сигнала

Предупреждающие сигналы подаются сигнальной лампой на соответствующем наружном зеркале заднего вида или посредством вибрации рулевого колеса.

Сигнальная лампа на наружном зеркале заднего вида загорается, если автомобили находятся в критической зоне собственного автомобиля или приближаются сзади.

Если при включении указателя поворота распознается автомобиль в критической зоне, включается вибрация рулевого колеса и начинает мигать сигнальная лампа.

Подача предупреждающего сигнала прекращается при выключении указателя поворота или покидании другим автомобилем критической зоны.

Пределы функциональных возможностей системы

Указание! Личная ответственность!

Система не может заменить личную оценку дорожной ситуации.

Следующие примеры описывают ситуации, ограничивающие функционирование системы предупреждения о перестроении (SWW):

  • Крутые повороты или узкое дорожное полотно
  • Сильный дождь или снегопад
  • Загрязненный или обледеневший бампер
  • Если на бампере наклеены наклейки
  • При движении с прицепом
  • Намного превышающая скорость приближающегося автомобиля

При ограничении работы системы предупреждения о перестроении (SWW) отображается сообщение системы автоматической диагностики.

Указания для службы сервиса

Общие указания

Калибровка радиолокационных датчиков для системы предупреждения о перестроении не требуется. При замене радиолокационного датчика или работах на его креплении необходимо выполнить сервисную функцию. В результате этого угол коррекции записывается в радиолокационных датчиках системы предупреждения о перестроении.

Указания по диагностике

Указание! Обращать внимание на сервисные функции!

С помощью диагностической системы можно выполнить следующую сервисную функцию для системы предупреждения о перестроении (SWW):

  • Ввод в эксплуатацию датчиков SWW (= сигнализация перестроения)

Путь: Сервисные функции > Помощь водителю > Система предупреждения о перестроении

Оставляем за собой право на опечатки, смысловые ошибки и технические изменения.

Одной из частых причин ДТП служит перестроение автомобиля с одной полосы движения на другую. В большинстве случаев аварии происходят из-за того, что водитель, приняв решение сменить полосу, просто не замечает другие транспортные средства, движущиеся в параллельном направлении. Система помощи водителю при перестроении, как Side Assist у Ауди и Фольксваген, а также аналоги у автомобилей Мазда, Мерседес, БМВ, Форд (обеспечивающая мониторинг «слепых» зон, информирование о «мертвой» зоне, безопасное перестроение из ряда в ряд) предупреждает водителя о возможном столкновении при выполнении маневра.

У разных автомобильных марок есть свои аналоги данной системы:
Rear Vehicle Monitoring (или RVM) – система помощи водителю при перестроении Мазда;
Side Assist – у Фольксваген и Ауди;
Lane Change Warning – у БМВ;
Blind Spot Assist – система помощи при перестроении от Мерседес;
Spurwechselassistent (SWA) - Порше;
BLIS (или Blind Spot Information System) – у Вольво;
BLISTM (Blind Spot Infomation System) – на автомобилях Форд.

Система помощи водителю при перестроении от Аudi, которая получила название Side Assist, работает по принципу отслеживания участков движения, находящихся в непосредственной близости к автомобилю сбоку и сзади. С использованием радара и предупреждающего сигнала устройство информирует водителя об угрозе при попытке покинуть свою полосу.

Как работает система помощи водителю при перестроении

Система состоит из следующих автономных устройств:
1. Кнопки для включения системы, которая расположена на ручке переключения поворотов.
2. Радаров, вмонтированных в наружные зеркала заднего вида.
3. Электронные блоки управления по одному на каждую сторону.
4. Предупреждающие световые датчики (сигнальные лампочки), расположенные на наружных зеркалах заднего вида.
5. Лампочки контроля, расположенного на панели приборов.

Управление системой осуществляется с помощью переключателя в автоматическом режиме при превышении скорости движения 60 км/час. При этом для определения автомобилей в непосредственной близости начинает работать радар, датчики которого посылают радиоволны, облучающие «слепую» зону около автомобиля. Стоит заметить, что в некоторых системах возможна замена радаров установленными видеокамерами или датчиками ультразвукового излучения.

Установленные по одному на каждую сторону электронные блоки управления производят анализ отраженных лучей, служащий основанием для следующих показателей:
1. Контроль за движущимися автомобилями.
2. Определение неподвижных объектов, куда могут входить ограждения, столбы, автомобили на стоянке т. д.
3. Во время срабатывания системы загорается индикатор.
Индикатор контроля, расположенный на щитке приборов функционирует в двух режимах: информирования и предупреждения.

При информировании контрольная лампочка находится в режиме постоянного свечения при поиске автомобиля в невидимой зоне.
В режиме предупреждения при попытке изменения ряда движения лампочка начинает мигать, сигнализируя о присутствии постороннего объекта в невидимой зоне.

В отличие от Side Assist система от Volvo BLIS контролирует зону невидимости не радаром, а цифровой камерой, которая производит съемки со скоростью 25 кадров/мин. Особенно хороший результат показывает цифровая камера в условиях ограниченной видимости. А вот система RVM от Mazda при выявлении в слепой зоне другого автомобиля издает звуковой сигнал.