Проект по математическому развитию в старшей группе компенсирующей направленности «Занимательная математика вокруг. Проекты проект по математике (подготовительная группа) на тему Недельный математический проект в старшей подготовительной группе

МДОУ « Детский сад №21»

п. Удельная Раменского района

Проект по формированию элементарных математических представлений

Старшая группа

Известно, что с самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него все впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что пятилетних детей называют «почемучками». Познавательная активность детей в этом возрасте очень высокая. Каждый ответ на детский вопрос рождает новые вопросы.

Самостоятельно дошкольник еще не может найти ответы на все интересующие его вопросы - ему помогаем мы - педагоги. В своей группе, наряду с объяснительно - иллюстративным методом обучения, я использую методы проблемного обучения. (Вопросы, развивающие логическое мышление, моделирование проблемных ситуаций, экспериментирование, опытно-исследовательская деятельность и т. д.) . Однако такой подход носит фрагментарный, эпизодический характер: логические задания практикуются лишь на отдельных занятиях по математике, ознакомлению с окружающим, развитию речи или конструкторских заданий.

Для закрепления полученных знаний, умений и навыков я использую комплексные тематические занятия, на которых на основе эмоционального воздействия на ребенка осуществляется взаимосвязь одного из разделов программы с другими в сочетании разнообразных видов деятельности. В своей работе я широко использую разнообразные формы проведения подобных занятий: от путешествий до занятий с элементами драматизации.

Однако взаимосвязь между разделами программы не дает такой результативности в развитии познавательных творческих способностей детей и их коммуникативных навыков, как взаимопроникновение этих разделов друг в друга. Поэтому назрела необходимость во внедрении проектного метода обучения в развитии познавательной и творческой активности детей.

В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков дошкольников, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления, как раз то, что и требуется в нашем современном мире.

Проектная работа способствует развитию компетентностей, которые будут востребованы не только в будущей профессиональной деятельности, но и в социальной жизни человека.

К их числу относятся:

1. Умение решать проблемы

2. Умение работать в команде

3. Умение осуществлять деловую коммуникацию и участвовать в дискуссии

4. Умение критически относиться к проблемам

С.А.Захарова,

воспитатель МАДОУ ЦРР - детский сад № 104

Аннотация

Современному обществу нужны люди интеллектуально смелые, самостоятельные, оригинально мыслящие, творческие, умеющие принимать нестандартные решения. Все эти качества личности в дошкольном возрасте можно сформировать при помощи занимательной математики.

Краткосрочный проект в старшей группе

по теме: «Центр занимательной математики»

«Предмет математики настолько серьезен, что полезно не упустить случая, сделать его немного занимательным»
Б. Паскаль

Тип – практико-ориентированный.

Вид – творческий.

Сроки реализации: сентябрь - ноябрь 2015 г.

Участники проекта: воспитатели, родители, дети.

Актуальность работы:

ФГОС ДО устанавливает требования к развивающей предметно-пространственной среде, как одному из условий реализации основной образовательной программы дошкольного образования (далее Программа)

Инновационность подхода к организации развивающей предметно-пространственной среды развития ребенка определяется актуальностью интеграции не только образовательных областей, определенных ФГОС, но и необходимостью организации центров активности на принципах развития и интеграции.

Для реализации образовательной области «Познавательное развитие», через процесс формирования элементарных математических представлений в группах ДОУ, организуются центры занимательной математики .

Математика - это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей. Известно и то, что от эффективности математического развития ребенка в дошкольном возрасте зависит успешность обучения математике в начальной школе.

Обучение дошкольников началам математики преследует главную цель: вырастить детей людьми, умеющими думать, хорошо ориентироваться во всем, что их окружает, правильно оценивать различные ситуации, с которыми они сталкиваются в жизни, принимать самостоятельные решения.

Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений. Где роль несложного занимательного материала - активизировать умственную деятельность; увлекать и развлекать детей; расширять, углублять, математические представления; закреплять полученные знания и умения; упражнять в применении их в других видах деятельности, новой обстановке.

Именно через игры, как основной вид деятельности детей, процесс познания становится более интересным и занимательным, а значит, и успешным.

Цель проекта: создать условия для познавательного развития детей старшего дошкольного возраста, путем преобразования «Центра занимательной математики» в развивающей предметно-пространственной среде группы.

Задачи:

    проанализировать нормативно - методические требования к организации РППС, к содержанию центра занимательной математики в ДОУ;

    подобрать игры и игровой материал в центр занимательной математики, исходя из принципов доступности игр детям в данный момент, учитывая их возрастные особенности;

    приобщить родителей к активной предметно-преобразовательной деятельности в интерьере группы своими руками;

    участвовать в смотре-конкурсе на лучшее методическое обеспечение «Центра занимательной математики», на уровне ДОУ.

Ожидаемые результаты:

    повышение психолого-педагогической компетентности педагога в вопросах формирования РППС, оформления центра занимательной математики и использования его содержимого;

    наличие в центре таких игр и игрового материала, освоение которых детьми возможно на разном уровне, с учетом их возрастных особенностей;

    позитивное отношение родителей к вопросам преобразования центра занимательной математики, своими руками в группе;

    победить в смотре-конкурсе на лучшее методическое обеспечение «Центра занимательной математики» (положение о конкурсе от 28 августа 2015года), на уровне ДОУ и представить результаты педагогическому сообществу.

Описание проделанной работы

Подготовительный этап

В группе для центра занимательной математики необходимо было отвести специальное место , оснащенное играми, пособиями, обеспечив свободный доступ детей к находящимся там материалам. Этим самым, детям предоставляется возможность самостоятельно выбрать интересующую их игру, пособия математического содержания и играть индивидуально или совместно с другими детьми, небольшой подгруппой. Именно в ходе игры, возникающей по инициативе самого ребенка, он приобщается к сложному интеллектуальному труду.

    Разработку проекта решено начать с анкетирования родителей (Приложение №1), чтоб проанализировать насколько родители владеют информацией о занимательном математическом материале и, какую бы они хотели получить консультацию, информацию по формированию элементарных математических представлений у детей.

    После обработки анкет, была проведена родительская гостиная на тему: «Значение занимательной математики в дошкольном возрасте». Цель: повышение активности и интереса родителей к развитию у детей математических способностей; привлечение родителей к созданию центра занимательной математики в группе, главной идеей которого было сделать математическую игру каждой семье своими руками .

Каждой семье педагогом подобрана такая математическая игра, которую бы они смогли сделать своими руками в домашних условиях совместно со своими детьми.

    Также были подготовлены буклеты для родителей «Математика важна, математика нужна» (Приложение №2) Родители активно откликнулись, делились идеями, находили оригинальные решения, высказывались, кто какой вклад может внести в оформление математического центра и началась совместная творческая работа, которая доставила всем массу удовольствия.

Деятельный этап

За время реализации проекта, совместно с родителями, были проведены следующие мероприятия:

    освободили место, необходимое для центра занимательной математики (убрали ненужную мебель, полки);

    сделали небольшой косметический ремонт стены, после демонтажа мебели (обклеили обоями, покрасили в ярко желтый цвет);

    подобрали необходимую, новую мебель для математического центра (длинный стол вдоль стены, для математической деятельности детей; стулья; прозрачные полки из оргстекла, для создания объема на стене; небольшой шкаф с дверкой);

    оформили стену яркой, объемной композицией (жираф с воздушными шарами, обклеенный цифрами от 1 до 10);

    наполнили центр занимательной математики следующим материалом:

Наполнение математическим материалом

Наглядный демонстрационный материал

    комплекты цифр;

    демонстрационный материал «Поиграй и сосчитай»;

    картинки по временам года и частям суток;

Раздаточный материал

    комплекты геометрических фигур разных размеров, разного цвета;

    комплекты цифр и картинок с предметами;

    мелкие игрушки и предметы – матрешки, грибочки, рыбки и др.;

    счетные палочки;

Занимательный математический материал (картотеки)

    картотека математических загадок и пословиц;

    поговорок и считалок, задач-шуток;

    головоломок и лабиринтов;

    заданий на сообразительность;

    подвижных игр, игр на нахождение сходства и различия, занимательных примеров;

    сказок о цифрах, числах и других математических понятиях;

    картотека математических фокусов «Матемагия»;

Дидактические игры математического характера (по основным подразделам: «Количество и счет», «Величина», «Форма», «Ориентировка в пространстве», «Время» + различные математические лото, домино и др.).

    набор вкладышей по принципу матрешки;

  • объемная игра-головоломка на комбинаторику из кубиков, составленных из 2 частей различных конфигурации и цвета;

    рамки и вкладыши;

    тематические домино с цветными и теневыми изображениями;

    конструктор из элементов с логическими вкладышами на темы «Форма», «счет», «расположение»;

    настольно-печатные игры математического характера (по направлениям – величина, форма, счет, ориентировка в пространстве и т. п.);

    игры с цифрами, монетами;

    календарь, модель календаря;

    шашки, шахматы;

Интеллектуальные, логико – математические игры

    кубики Никитина;

    Рамки – вкладыши Монтессори;

  • математический планшет;

    блоки Дьенеша;

    палочки Кюизенера;

    игры Воскобовича.

А также математические игры, сделанные родителями своими руками (Приложение №3)

    на стене поместили название математического центра (дети группы придумали сами «Академия математики»);

    позаботились о том, в чем будет храниться математический материал, чтобы выглядело эстетично, не рвалось, не мялось, можно было использовать долгое время (сумочки, коробочки, баночки, конверты, папки с файлами, подставки).

Оценочный (заключительный) этап

    Реализуя проект, педагог активно взаимодействовала с родителями воспитанников, используя информационно-коммуникационную форму работы сними. В созданной интернет-группе «Солнышки-104» в «Контакте», где систематически ведется общение с родителями, обсуждались различные вопросы, касаемо преобразования «Центра занимательной математики», выкладывались фотоотчеты о проделанной работе и итогом всего мероприятия стало вручение благодарностей всем участникам проекта.

    Педагог приняла участие во всероссийской акции «Я люблю математику», разместив на площадке социальных сетей: «В контакте» фото, созданного «Центра занимательной математики», сопроводив его коротким текстом.

    18 декабря 2015 года состоялся смотр – конкурс лучшего методического обеспечения «Центра занимательной математики» на уровне ДОУ и после подведения итогов жюри конкурса, созданный математический центр, занял первое место. (Приложение №4)

И, как результат проделанной работы отмечено, что:

    у родителей появился интерес к жизни детского сада, также у них повысилась активность и интерес к развитию у детей математических способностей;

    у детей повысился интерес к элементарной математической деятельности;

    у детей появилась потребность занимать свое свободное время не только развлекательными, но и требующими умственного напряжения, интеллектуального усилия играми;

    у детей отмечается стремление к проявлению самостоятельности, развитие познавательных мотивов, что обеспечивает элементы самоорганизации в игровой и других видах деятельности;

    дети самостоятельно могут выбрать себе игру, занятие по интересам, целенаправленно действовать с материалом, объединятся в игре со сверстниками.

В дальнейшем, в течение года, по мере освоения детьми игр, следует разнообразить их виды, вводить более сложные игры с новым занимательным материалом.

Преобразовывая центр занимательной математики, педагог с родителями получили массу удовольствий от совместной творческой деятельности и вот, что получилось.




«Академия математики»


Заключение

«Природа формирует свои законы языком математики» - эти слова принадлежат Г. Галилею. Действительно, изменения, процессы, происходящие в мире видимых предметов и явлений, протекают одинаково для целых групп, классов, объектов.

Знакомство с математикой дает первое интуитивное ощущение, что мир не есть хаос, но скорее некая тонкая архитектура, которая имеет канон своего создания, и человек способен прикоснуться к этому канону.

Многие видные психологи и педагоги (П. Я. Гальперин, А. Н. Леушина, Т. В. Тарунтаева и др.) считают, что формирование у детей математических представлений должно опираться на предметно-чувственную деятельность, в процессе которой легче усвоить весь объем знаний и умений, осознанно овладеть навыками счета и измерения. С этой целью продумываются различные формы образовательной работы с детьми, т. е. обучение проводится не только во время непосредственной образовательной деятельности, но и во время других видов воспитательной работы (в игре, в процессе выработки трудовых навыков и др.). Именно игра, в процессе обучения дошкольников математике, непосредственно включается в занятие, являясь средством освоения новых знаний, уточнения, закрепления материала.

Играя, в центрах занимательной математики, дети, в самостоятельной деятельности, отрабатывают навыки, закрепляют уже имеющиеся знания, открывают для себя новое в области математики.

Список литературы

    Арапова-Пискарева Н.А. Формирование элементарных математических представлений в детском саду. – М.: «Мозаика-Синтез», 2008 г.

    Воронова В.Я. «Творческие игры для дошкольников»

    Карабанова О.А., Алиева Э.Ф., Радионова О.Р., Рабинович П.Д., Марич Е.М. Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста / О.А. Карабанова, Э.Ф. Алиева, О.Р. Радионова, П.Д. Рабинович, Е.М. Марич. – М.: Федеральный институт развития образования, 2014. – 96 с.Чеплашкина И.Н. и др. Математика – это интересно. – СПб.: «Акцидент», 1996 г.

    http://www.consultant.ru/ Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"

(Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384)

    http://www.maam.ru/obrazovanie/igry-po-matematike/page2.html

    http://www.maam.ru/obrazovanie/zanyatiya-po-matematike

    http://ped-kopilka.ru/blogs/tatjana-anatolevna-rodionova/konsultacija-dlja-roditelei-7128.html

    Математика - один из наиболее сложных предметов в школьном цикле, поэтому для успешного обучения ребенка в школе уже в детском саду необходимо способствовать математическому развитию дошкольника, расширять математический кругозор, повышать качество математической подготовки к школе. Это позволит детям более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активно использовать математические знания в повседневной жизни.

    Математические представления должны осваиваться дошкольником последовательно, равномерно и систематически. С этой целью необходимо организовать образовательную деятельность, осуществляемую как в процессе организации различных видов деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения художественной литературы), так и в ходе режимных моментов; а также самостоятельную деятельность детей с применением разнообразных игровых средств. Так же, математическое развитие детей будет более эффективно при взаимодействии с семьями детей.

    Дидактическая игра и игровые упражнения с использованием наглядного материала (с помощью схем, карточек, моделей, предметов) вызывают у детей интерес, облегчают и ускоряют процесс запоминания, формируют приемы работы с памятью и мышлением, которые в наглядной и доступной форме помогают детям запомнить сложный материал.

    Занимательность математическому материалу придают игровые элементы, содержащиеся в каждой задаче, логическом упражнении, развлечении, будь то шашки или самая элементарная головоломка. Включение занимательного материала в НОД по ФЭМП позволяет удерживать интерес детей к занятию, и это создает условия для повышения эмоционального отношения к содержанию учебного материала, обеспечивает его доступность и осознанность. Используемые математические приемы, сочетание практической и игровой деятельности, решение проблемно - игровых и поисковых ситуаций способствует развитию у детей элементарных математических представлений.

    Чтобы научить детей дошкольного возраста любить математику, поддерживать интерес к интеллектуальной деятельности, побуждать к решению поисковых задач, необходимо творчески и с интересом подходить к организации процесса обучения, использовать разнообразие и вариативность развивающих игр с математическим содержанием.

    Вид проекта : познавательно - игровой.

    Срок реализации: краткосрочный (1 месяц).

    Состав участников: групповой (воспитатель, дети старшей группы, родители).

    Цель проекта: формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста через занимательный материал в организованной и самостоятельной деятельности детей.

    Задачи :

    1. Создать условия для усвоения дошкольниками математических представлений, обеспечить успешное развитие способностей и мышления детей.
    2. Содействовать развитию умения считать в пределах 10 в прямом и обратном порядке, правильно пользоваться порядковыми и количественными числительными.
    3. Способствовать закреплению умения узнавать и называть геометрические фигуры.
    4. Содействовать совершенствованию умения выделять совокупности предметов или фигур, обладающих общим свойством.
    5. Содействовать развитию мыслительных операций: логического мышления, смекалки, зрительной памяти, воображения, умения сравнивать и анализировать.
    6. Способствовать развитию интереса к играм, требующим умственного напряжения, интеллектуального усилия.
    7. Способствовать воспитанию самостоятельности, умения понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.
    8. Содействовать повышению уровня готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе.
    9. Побуждать родителей к участию в реализации проекта и заниматься с детьми дома.

    Предполагаемые результаты:

    1. Повышение уровня математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
    2. У детей выработан интерес к самому процессу познания математики.
    3. Дети самостоятельно находят способы решения познавательных задач, стремятся к достижению поставленной цели, преодолевают трудности, умеют переносить усвоенный опыт в новые ситуации.
    4. Активизация интереса родителей к использованию математических игр и упражнений.
    5. Осознание родителями важности формирования элементарных математических представлений у детей с помощью занимательного материала, расширение знаний родителей о занимательном материале.

    Подготовительный этап:

    • Определение темы проекта.
    • Постановка цели и задач проекта.
    • Подбор методической, художественной литературы по теме проекта.
    • Подбор дидактических, подвижных игр, физкультминуток по теме проекта.
    • Изготовление развивающих игр по математике.
    • Составление плана основного этапа проекта.
    • Разработка конспектов предполагаемой образовательной деятельности, викторин.
    • Привлечение родителей к совместной работе над проектом:
    • творческое задание: подобрать математические загадки, задачки, ребусы и красочно оформить этот материал;
    • помощь родителей в изготовлении дидактических игр по ФЭМП.
    • Проведение анкетирования родителей.
    • Оформление папки - передвижки «Математика для дошкольников».
    • Беседа с родителями «Как организовать игры детей дома с использованием занимательного материала»

    Основной этап:

    • НОД согласно календарно-перспективному планированию в старшей группе:
    • НОД по ФЭМП «Письма королевы математики», «Город математики»;
    • НОД по изобразительной деятельности: рисование «Забавные фигуры», аппликация из гороха «Волшебные цифры», лепка «Веселые цифры».
    • Чтение математических сказок, сказок с элементами счета: «Три медведя», «Два медвежонка», «Двенадцать месяцев» С.Маршака, «Цветик - семицветик» В. Катаева; рассказа К. Ушинского «Четыре желания».
    • Заучивание стихов про цифры, считалок, загадок о геометрических фигурах и цифрах.
    • Просмотр компьютерной презентации «Полет на планету Математика», «Забавные фигуры».
    • Раскрашивание математических раскрасок, рисование цифр.
    • Конструирование.
    • Работа со счетными палочками.
    • Рисование геометрических фигур на манке
    • Дидактические игры с математическим содержанием: «Крестики - нолики», «Математическое лото», «Божьи коровки и ромашки», «Лабиринты», «Какие цифры потерялись», «Веселые цифры», «Математические домики», «Мозаика из крышек», «Танграм», «Математический планшет «Геометрик», «Волшебные круги», «Домино», «Чудесный мешочек», «тренажер «Божьи коровки».
    • Отгадывание загадок, занимательных вопросов, шуточных задачек, головоломок.
    • Подвижные игры: «Сделай фигуру», «Море волнуется».
    • Пальчиковые гимнастики.
    • Физкультминутки «Зарядка», «Сделай фигуру».

    Заключительный этап:

    • Выставка развивающих игр, изготовленных вместе с детьми и родителями.
    • Беседа «Чем мне интересны математические игры».
    • Выставка книжек - малышек с математическими заданиями.
    • Самостоятельная деятельность детей в математическом уголке.
    • Использование дидактических игр по ФЭМП на НОД.
    • Итоговое мероприятие - викторина «Умники и умницы».
    • Обработка и оформление материалов проекта.

    Ход проекта.

    Работа над проектом проходила в несколько этапов. На подготовительном этапе был составлен план реализации основного этапа проекта, подобраны методическая и художественная литература, иллюстративный материал, компьютерные презентации «Полет на планету Математика», «Забавные фигуры», дидактические игры, физкультминутки, пальчиковые гимнастики. Были изготовлены развивающие игры математического содержания.

    К подготовке реализации проекта были привлечены родители: с ними было проведено анкетирование, для них была оформлена папка - передвижка «Математика для дошкольников». Также родители оказали помощь в изготовлении развивающих игр по математике. Родителям было дано задание: подобрать занимательный математический материал (задачки, загадки, головоломки, ребусы) и красочно его оформить.

    На основном этапе реализации проекта многие занятия были связаны с темой проекта. На занятиях по развитию речи и чтению художественной литературы мы с детьми:

    Читали математические рассказы и сказки с математическим содержанием: «Три медведя», «Два медвежонка», «Двенадцать месяцев» С.Маршака, «Цветик - семицветик» В. Катаева; рассказа К. Ушинского «Четыре желания»;

    Заучивали стихи про цифры, считалки, математические загадки.

    На занятиях по художественному творчеству дети создавали рисунки с помощью геометрических фигур, делали «волшебные» цифры из гороха и пластилина.

    На занятиях по математике и во время свободной деятельности дети работали с математическими прописями - раскрасками, делали постройки из конструктора, мозаики, блоков Дьеныша. Также дети работали со счетными палочками: собирали фигуры по образцу и по замыслу. Ребятам очень понравилось рисовать геометрические фигуры на манке.

    Мы много играли в самодельные дидактические игры математического содержания:

    • «Крестики - нолики». Задачи: способствовать развитию внимания, памяти, умения сосредотачиваться на определенном предмете длительное время, содействовать развитию умения различать такие понятия, как «по диагонали», «вертикально», «горизонтально».
    • «Математическое лото». Задачи: способствовать усвоению порядка следования чисел от 1 до 9; закреплению знаний о геометрических фигурах.
    • «Божьи коровки и ромашки». Цель: формирование умения сравнивать, сопоставлять числа и цифры, расставлять их в прямом и обратном порядке.
    • «Лабиринты». Задачи: способствовать развитию логического и пространственного мышления, многовариативности, умения достигать цели, содействовать развитию упорства и терпения.
    • «Какие цифры потерялись?». Цель: развитие умения определять место того или иного числа в ряду и отношение к предыдущему и последующему числу.
    • «Математические домики». Цель: формирование знаний о составе числа из двух меньших.
    • Головоломка «Танграм». Цель: формирование умения детей анализировать изображения, выделять в них геометрические фигуры, разбивать целый предмет на части, и наоборот - составлять из элементов заданную модель.
    • «Математический планшет «Геометрик». Цель: формирование умения создавать образы, развитие образного мышления, концентрации,
    • «Волшебные круги». Цель: развитие навыка счета и закрепление состава числа.
    • Тренажер «Божьи коровки». Цель: формирование умения ориентироваться на игровом поле с клеточками, передвигать божью коровку в указанном направлении, определять пространственное расположение предметов: «вверху», «внизу», «справа - налево», «слева - направо».
    • «Веселые цифры». Цель: формирование умения выкладывать цифры из разного подручного материала, развитие мелкой моторики.

    Решали шуточные задачки, головоломки, отгадывали математические загадки. В этой работе мы использовали книжки-малышки, сделанные родителями. Вместе с детьми мы разучили и освоили новые подвижные игры, физкультминутки и пальчиковые гимнастики математического содержания.

    На заключительном этапе проекта были оформлены: уголок занимательной математики, выставка совместных творческих работ родителей и детей. Также была проведена математическая викторина «Умники и умницы». Были обработаны и оформлены материалы проекта, создана презентация.

    Результаты проекта.

    Проект предлагает систему работы с детьми, родителями по внедрению в образовательный процесс развивающих игр с математическим содержанием с целью развития логического мышления и творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста. Формирование математических представлений и элементов логического мышления требует постоянной, планомерной и системной работы, как в совместной деятельности взрослого и ребенка, так и в самостоятельной деятельности. Развивающие игры математической направленности способствуют успешному обучению основам математики, формированию математического мышления, стимулирует развитие творческого воображения, воспитанию настойчивости, воли, усидчивости, целеустремленности.

    Екатерина Семиряжкина
    Проект для старшей группы «В мире Математики»

    Актуальность проекта

    Родителей и педагогов всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребёнка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе. Один из показателей интеллектуальной готовности ребёнка к школьному обучению - уровень развития математических и коммуникативных способностей.

    Среди учебных предметов, вызывающих повышенные трудности в усвоении, математика занимает одно из первых мест. Это обнаруживается уже в дошкольном возрасте, но особенно четко наблюдается в процессе обучения в начальной школе. Абстрактный характер математического материала, который необходимо анализировать, обобщать, делая определенные выводы, недостаточное владение математической памятью создают особые трудности в освоении математики. Содержание учебного материала по отдельным разделам программы для многих детей оказывается непосильным, а медленный темп продвижения не позволяет им полностью усваивать программу в установленные сроки.

    Математика для детей имеет наиболее важное значение, в плане развития памяти, и дальнейшего восприятия математической информации. Для более эффективного внедрения математики в сознание ребенка, изучение ее должно начинаться, безусловно, в детском саду. Причем не надо бояться серьезных геометрических фигур и прочего. В этом возрасте мозг ребенка улавливает все до мелочей, и если порой малыш не все понимает, это не страшно, все равно какая-то часть учебного процесса закладывается у него в памяти, мозг начинает привыкать к новым данным. Постепенно, после повторений, ребенок с легкостью уже будет различать геометрические фигуры, научиться прибавлять и вычитать.

    Очень важно в этом плане иметь правильный подход, заниматься с ребенком только в игровой форме, методом игр и подсказок, иначе строгие занятия быстро станут малышу скучным проведением времени, и он не захочет больше к этому возвращаться.

    Математика - это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей. Известно и то, что от эффективности математического развития ребенка в дошкольном возрасте зависит успешность обучения математике в начальной школе.

    Почему же многим детям так трудно дается математика не только в начальной школе, но уже сейчас, в период подготовки к учебной деятельности

    В современных обучающих программах важное значение придается логической составляющей. Развитие логического мышления ребенка подразумевает формирование логических приемов мыслительной деятельности, а также умения понимать и прослеживать причинно-следственные связи явлений и умения выстраивать простейшие умозаключения на основе причинно-следственной связи. Чтобы ребёнок не испытывал трудности буквально с первых уроков и ему не пришлось учиться с нуля, уже сейчас, в дошкольный период, нужно готовить ребенка соответствующим образом.

    В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления, как раз то, что и требуется в нашем современном мире.

    Проектная работа способствует развитию компетентностей, которые будут востребованы не только в будущей профессиональной деятельности, но и в социальной жизни человека.

    Цель проекта:

    создать условия для усвоения дошкольниками математических представлений, обеспечить успешное развитие способностей и мышления детей.

    Задачи проекта:

    Образовательные:

    Формирование умения применять математические знания в нестандартных практических задачах.

    Развивающие:

    Развитие мыслительных операций: аналогии, систематизации, обобщения, наблюдения.

    Воспитательные:

    Воспитание интереса к математике, формирование умения трудиться в коллективе.

    Участники проекта:

    Воспитатели

    Дети старшей группы

    Родители

    Ожидаемый результат:

    Использование в работе игровых ИКТ заданий;

    Создание в каждой группе математических уголков;

    Расширение математических знаний, умений и представлений при помощи мультимедиа;

    Срок реализации проекта:2 недели

    Реализация проекта:

    Первый день:

    1. Выставка литературы по теме «В мире Математики»

    2. Д/и «Подбери фигуру»

    Второй день:

    2. Д/и «Подбери игрушку»

    3. Чтение р. н. с. «Волк и семеро козлят»

    Третий день:

    1. Конкурс детских рисунков по мотивам сказки «Три поросёнка»

    2. П/и «Найди свой домик»

    3. НОД «Играем с Машей и Медведем»

    Четвёртый день:

    1. Д/и «Назови и сосчитай»

    2. Просмотр диска «Математика для дошкольников»

    3. НОД «Путешествие на Планету Радости»

    Пятый день:

    1. Чтение Ш. Перро «Дюймовочка»

    2. П/и «Куда пойдёшь и что найдёшь»

    Шестой день:

    1. Развивающая сказка «Четыре лебедя»

    2. П/и «Переправа»

    3. Просмотр мультфильма «Козлёнок, который считал до десяти»

    Седьмой день:

    1. НОД «Приключения Колобка в стране Математики»

    2. Конкурс поговорок на тему «Весёлые числа»

    Восьмой день:

    1. Развивающая сказка «Умная неделя»

    2. П/и «Сосчитай правильно»

    Девятый день:

    1. Д/и «Расскажи про свой узор»

    2. Конкурс на тему «Математические задачки – шутки»

    Десятый день:

    1. Досуг «В мире Математики»

    На протяжении всего проекта

    1. Разгадывание загадок

    2. Заучивание стихов

    3. Математические пословицы и поговорки

    Литература:

    1. Детская энциклопедия «Я познаю мир». Москва, издательство АСТ,1997

    2. Журнал «Ребёнок в детском саду» №3 2011

    3. Журнал «Дошкольное воспитание» №5 2012

    4. Интернетресурсы

    5. Лебеденко Е. Н. «Формирование представлений о времени» Санкт-Петербург «Детство-пресс» 2003

    6. «Математика для дошкольников» Выпуск №2

    7. Учебно-дидактический комплект «Игровая математика»

    8. Шорыгина Т. А. «Точные сказки» Москва 2004 развивающая сказка «Четыре лебедя»

    9. Шорыгина Т. А. «Точные сказки» Москва 2004 развивающая сказка «Умная неделя»

    Публикации по теме:

    Занятие по математике для старшей группы «Путешествие в страну Математики» Занятие по математике для старшей группы: «Путешествие в страну Математики» Цель: 1. Упражнять в количественном и порядковом счете, пространственной.

    Конспект НОД для детей старшей группы «В королевстве Математики» НОД с детьми старшей группы по теме: «В королевстве Математики» Цель:повышение уровня интеллектуального развития детей старшего дошкольного.

    Тема: «Путешествие в королевство Математики» Цели: Развитие интереса к математике, на основе познавательной активности и любознательности.

    Конспект НОД по ФЭМП с детьми старшей группы КВН «Мы – математики» Участвуют две команды детей: «Умники» и «Знатоки» Цель. Проверить.

    Математический проект «В мире форм» для старшей группы Пояснительная записка. Изучая геометрию, дети отвлекаются от реальной действительности: среди всех их свойств они рассматривают только размер,.