Правила задержания транспортного средства, помещения его на стоянку, хранения, а также запрещения эксплуатации. Положение о специализированных муниципальных стоянках длязадержанных транспортных средств Чем регламентируется создание

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

КАБИНЕТА МИНИСТРОВ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Об организации деятельности

специализированных стоянок

для задержанных транспортных

средств на территории Чуваш-

ской Республики

В целях реализации Закона Чувашской Республики от 01.01.01 года «О порядке перемещения задержанных транспортных средств на специализированную стоянку, их хранения, оплаты расходов на перемещение и хранение, возврата транспортных средств» п о с т а н о в л я е т:

1.Утвердить прилагаемый порядок организации деятельности специализированных стоянок для задержанных транспортных средств на территории Чувашской Республики.

2. Министерству транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики по согласованию с Министерством финансов Чувашской Республики внести предложения о дополнительной штатной численности работников Минтранса Чувашии, финансируемых за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики.

3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на Министерство транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики.

4. Настоящее постановление вступает в силу через десять дней после дня его официального опубликования.

Председатель Кабинета Министров

Чувашской Республики И. Моторин

Утвержден

постановлением

Кабинета Министров

Чувашской Республики

ПОРЯДОК

организации деятельности специализированных стоянок

для задержанных транспортных средств

на территории Чувашской Республики

Настоящий Порядок определяет организацию деятельности специализированных стоянок для задержанных транспортных средств на территории Чувашской Республики, перемещения транспортных средств на специализированные стоянки, их хранения, оплаты расходов на перемещение и хранение, а также возврата транспортных средств, задержанных в соответствии со ст. 27.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях .

Статья 1. Основные понятия

Для целей настоящего Порядка используются следующие понятия:

1) уполномоченный орган – орган исполнительной власти Чувашской Республики в области организации транспортного обслуживания населения – Министерство транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики;

2) уполномоченная организация – учреждение (организация), заключившие договор с уполномоченным органом на выполнение работ по перемещению задержанных транспортных средств, их хранению на специализированной стоянке и возврату, обладающее необходимыми для выполнения данных работ материально-техническими ресурсами;

3) должностное лицо уполномоченной организации – лицо, ответственное за перемещение задержанных транспортных средств, их хранение на специализированной стоянке;

4) диспетчерский центр – структурное подразделение исполнительно-распорядительного органа муниципального образования или уполномоченное им учреждение, осуществляющее диспетчеризацию и мониторинг перемещения и хранения задержанных транспортных средств;

5) перемещение задержанного транспортного средства – транспортировка и помещение задержанного транспортного средства при помощи другого транспортного средства на специализированную стоянку;

6) эвакуатор – специализированное транспортное средство, предназначенное для погрузки, разгрузки и перевозки других транспортных средств.

Статья 2. Полномочия уполномоченного органа и органов местного самоуправления в области организации перемещения задержанных транспортных средств на специализированные стоянки на территории Чувашской Республики, их хранения, оплаты расходов на перемещение и хранение, а также возврата транспортных средств

1. Уполномоченный орган осуществляет следующие функции:

1.1. Заключает договор с уполномоченными организациями на выполнение работ по перемещению задержанных транспортных средств, их хранению на специализированной стоянке и возврату.

1.2. Публикует перечень уполномоченных организаций, номера телефонов диспетчерских центров на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

1.3. Осуществляет контроль за работой уполномоченных организаций. 1.4. Представляет органам местного самоуправления перечень уполномоченных организаций, с которыми заключены договоры на выполнение работ по перемещению задержанных транспортных средств, их хранению на специализированной стоянке и возврату.

2. Органы местного самоуправления в пределах своей компетенции осуществляют следующие функции:

2.1. Создают диспетчерский центр.

2.2. Обеспечивают взаимодействие между диспетчерским центром, уполномоченными организациями и органами внутренних дел Российской Федерации по перемещению задержанных транспортных средств на специализированные стоянки.

2.3. Размещают перечень адресов специализированных стоянок, расположенных в пределах муниципального образования, номера телефонов диспетчерского центра на официальном сайте органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

2.4. Представляют в уполномоченный орган перечень адресов специализированных стоянок, расположенных в пределах муниципального образования, номера телефонов диспетчерского центра и ссылку на раздел официального сайта органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащий соответствующую информацию.

3. Диспетчерский центр осуществляет следующие функции:

3.1. Координирует мероприятия по перемещению задержанных транспортных средств.

3.2. Организует взаимодействие между уполномоченными организациями в части использования специализированных стоянок.

3.3. Принимает заявки от должностных лиц органов внутренних дел на перемещение задержанных транспортных средств на специализированную стоянку.

3.4. Определяет местонахождение ближайшей к задержанному транспортному средству специализированной стоянки.

3.5. Уведомляет уполномоченную организацию о необходимости направления эвакуатора для перемещения задержанного транспортного средства на специализированную стоянку.

3.6. Незамедлительно размещает информацию о перемещенных задержанных транспортных средствах на официальном сайте органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

3.7. Информирует органы внутренних дел Российской Федерации о невостребованных задержанных транспортных средствах.

3.8. Осуществляет мониторинг процесса перемещения задержанных транспортных средств и их хранения на специализированных стоянках.

Статья 3. Деятельность уполномоченных организаций

1. Деятельность по перемещению задержанных транспортных средств, их хранению на специализированных стоянках и возврату осуществляется уполномоченной организацией на основании договора с уполномоченным органом.

Для заключения договора с уполномоченным органом претенденты на осуществление деятельности по перемещению задержанных транспортных средств, их хранению на специализированных стоянках и возврату (далее – претенденты) представляют в уполномоченный орган следующие документы:

копии документов, подтверждающих наличие у уполномоченной организации на праве собственности или на иных законных основаниях транспортных средств, предлагаемых к использованию в качестве эвакуаторов;

копию документа, подтверждающего право собственности либо иное право на земельный участок, используемый в качестве специализированной площадки для хранения задержанных транспортных средств.

2. Основаниями для отказа в заключении договора с уполномоченным органом на осуществление деятельности по перемещению задержанных транспортных средств, их хранению на специализированных стоянках и возврату являются:

отсутствие перечисленных в части 1 настоящей статьи документов;

представление претендентом документов, содержащих недостоверные сведения.

3. Деятельность уполномоченных организаций осуществляется круглосуточно с применением сертифицированных на территории Российской Федерации транспортных средств - эвакуаторов и должна обеспечивать безопасность передвижения, гарантировать защиту перевозимого транспортного средства от пожара и аварий, а также обеспечивать безопасность дорожного движения. Уполномоченные организации осуществляют перемещение задержанных транспортных средств на ближайшую специализированную стоянку от места эвакуации задержанного транспортного средства.

Уполномоченная организация не имеет права отказать другой уполномоченной организации в приеме на хранение задержанного транспортного средства на своей специализированной стоянке в случае, если данное транспортное средство было направлено на данную стоянку диспетчерским центром.

Работы по перемещению задержанных транспортных средств, их хранению на специализированных стоянках и возврату должны осуществляться специалистами, отвечающими квалификационным требованиям, предъявляемым к работникам автомобильного транспорта.

Эвакуаторы должны быть оборудованы аппаратурой, позволяющей определять местонахождение эвакуатора, и средствами видеофиксации. Работы по перемещению задержанных транспортных средств должны проводиться с включенными средствами видеофиксации, срок хранения информации на которых должен составлять не менее 6 месяцев.

Статья 4. Порядок перемещения задержанных транспортных средств

1. Перемещение задержанных в соответствии частью 1 статьи 27.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях транспортных средств осуществляется на специализированные стоянки, предназначенные для хранения только задержанных транспортных средств и специальной техники уполномоченной организации.

2. Перемещение транспортных средств осуществляется уполномоченной организацией после составления протокола об административном правонарушении или протокола о задержании транспортного средства.

При отсутствии водителя протокол о задержании транспортного средства составляется в присутствии двух понятых, которые подписывают составленный протокол.

Копии протокола о задержании транспортного средства вручаются должностному лицу уполномоченной организации, осуществляющему перемещение задержанного транспортного средства на специализированную стоянку, и водителю, в отношении которого применена соответствующая мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении.

3. О месте, где будет храниться задержанное транспортное средство, сообщается водителю при вручении протокола об административном правонарушении или протокола о задержании транспортного средства.

4. В случае устранения причины задержания транспортного средства на месте выявления административного правонарушения до начала перемещения задержанного транспортного средства, помещение транспортного средства на специализированную стоянку не осуществляется.

5. В отсутствие водителя должностное лицо, осуществляющее перемещение задержанного транспортного средства на специализированную стоянку, сообщает в диспетчерский центр о задержании и перемещении транспортного средства на специализированную стоянку до начала перемещения транспортного средства.

6. Диспетчерский центр в оперативном режиме размещает информацию о перемещении транспортного средства на специализированную стоянку на официальном сайте органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» с указанием времени и места погрузки на эвакуатор, государственного номера эвакуатора, наименования уполномоченной организации, времени прибытия на специализированную стоянку и ее месторасположения.

Статья 5. Порядок приема и хранения задержанных транспортных средств на специализированной стоянке.

1. Хранение задержанных транспортных средств осуществляется на специализированной стоянке, которая должна быть оборудована:

1) контрольно-пропускным пунктом и ограждениями, обеспечивающими ограничение доступа на территорию специализированной стоянки посторонних лиц;

2) помещением для осуществления круглосуточных расчетов за перемещение и хранение задержанных транспортных средств, помещенных на специализированную стоянку;

3) техническими средствами видеофиксации;

Территория специализированной стоянки и подъездные пути должны иметь покрытие, пригодное для движения механических транспортных средств.

Специализированные стоянки должны соответствовать требованиям противопожарной безопасности и иметь круглосуточную охрану.

2. Прием на специализированную стоянку задержанных транспортных средств осуществляется лицом, ответственным за хранение задержанных транспортных средств, при получении копии соответствующего протокола о задержании транспортного средства.

При приеме задержанного транспортного средства, транспортное средство должно быть осмотрено на соответствие данным, указанным в копии протокола, о чем должен быть составлен акт приема-передачи задержанного транспортного средства. Акт приема-передачи подписывается должностным лицом уполномоченной организации, осуществляющим перемещение задержанного транспортного средства и лицом, принявшим на хранение задержанное транспортное средство.

3. Прием задержанного транспортного средства на специализированную стоянку подтверждается регистрационной записью в Журнале учета задержанных транспортных средств (далее – Журнал учета), который должен быть пронумерован и прошнурован. На последнем листе производится запись о количестве пронумерованных листов. Журнал учета заверяется подписью ответственного лица и печатью уполномоченной организации.

Журнал учета должен содержать следующую информацию:

дату и время помещения задержанного транспортного средства на специализированную стоянку;

сведения о задержанном транспортном средстве (марка, модель, государственный регистрационный знак);

основания помещения задержанного транспортного средства на специализированную стоянку (номер и дата протокола);

сведения о лице, осуществившем транспортировку задержанного транспортного средства, его подпись;

сведения о лице, принявшем задержанное транспортное средство на хранение, его подпись;

сведения о лице, разрешившем выдачу задержанного транспортного средства (должность, фамилия, инициалы);

дата и время выдачи задержанного транспортного средства;

сведения о лице, получившем задержанное транспортное средство, его подпись.

Журнал учета ведет лицо, ответственное за хранение задержанных транспортных средств на специализированной стоянке.

Журнал учета хранится в диспетчерском центре в течение трех лет со дня внесения в него последней записи.

4. Прием на хранение задержанных транспортных средств осуществляется круглосуточно.

Срок хранения задержанных транспортных средств исчисляется в часах с момента помещения на специализированную стоянку до момента выдачи владельцу (представителю владельца).

5. В период хранения задержанного транспортного средства на специализированной стоянке должны быть приняты меры, исключающие допуск к задержанному транспортному средству третьих лиц.

Статья 6. Плата за перемещение и хранение задержанного транспортного средства.

1. Плата за перемещение и хранение задержанного транспортного средства на специализированной стоянке взимается с лица, совершившего административное правонарушение, повлекшее задержание транспортного средства.

2. Плата за хранение задержанного транспортного средства на специализированной стоянке взимается за каждый полный час его нахождения на специализированной стоянке с момента принятия на хранение по Журналу учета.

3. Размер платы за перемещение и хранение задержанного транспортного средства на специализированной стоянке устанавливается органом исполнительной власти Чувашской Республики в области государственного регулирования тарифов.

Статья 7. Порядок выдачи задержанного транспортного средства

1. Выдача задержанного транспортного средства владельцу производиться лицом, ответственным за хранение, на основании решения должностного лица органа внутренних дел о прекращении задержания транспортного средства после оплаты расходов, связанных с перемещением и хранением на специализированной стоянке.

2. При получении задержанного транспортного средства владелец (представитель владельца) в присутствии лица, ответственного за хранение задержанного транспортного средства, производит осмотр своего транспортного средства. О наличии либо отсутствии со стороны владельца (представителя владельца) претензий к обеспечению сохранности транспортного средства делается соответствующая запись в Журнале учета.

3. Выдача транспортных средств осуществляется круглосуточно.

Перед погрузкой транспортного средства должностное лицо уполномоченной организации, осуществляющее перемещение задержанного транспортного средства на специализированную стоянку, опечатывает конструктивно предусмотренные места доступа в задержанное транспортное средство.

ЛИСТ СОГЛАСОВАНИЯ

К ПРОЕКТУ ПОСТАНОВЛЕНИЯ
КАБИНЕТА МИНИСТРОВ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

«Об организации деятельности специализированных стоянок для задержанных транспортных средств на территории Чувашской Республики

(наименование (суть) проекта)

Проект вносится Министерством транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики

Руководитель органа исполнительной власти Чувашской Республики

Министр

(подпись) (ф. и.о.)

Проект согласован*:

I. В органах исполнительной власти Чувашской Республики, других органах и организациях

Дата получения

согласования**

Минэкономразвития Чувашии

Минфин Чувашии

Прокуратура Чувашской Республики

Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Чувашии

Минюст Чувашии

II. В Администрации Главы Чувашской Республики

Примечание: В органах исполнительной власти Чувашской Республики, других органах и организациях проект согласовывается в первоочередном порядке и в течение не более 3 дней, особо сложный – в течение не более 5 дней.

Дата получения проекта Администрацией Главы Чувашской Республики

2012 г. _________________ __________________

(подпись) (ф. и.о.)

* Заполняется органом исполнительной власти Чувашской Республики, вносящим проект.

** Дата согласования должна совпадать с датой визирования проекта (ставится на последней странице
под подписью).

_________________________________

Пояснительная записка

«Об организации деятельности специализированных стоянок для задержанных транспортных средств на территории Чувашской Республики

Настоящий проект постановления Кабинета Министров Чувашской Республики разработан Министерством транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики во исполнение Закона Чувашской Республики № 36 «О порядке перемещения задержанных транспортных средств на специализированную стоянку, их хранения, оплаты расходов на перемещение и хранение, возврата транспортных средств» от 01.01.01 года.

Данным проектом предусматривается организация деятельности специализированных стоянок для задержанных транспортных средств на территории Чувашской Республики, перемещения транспортных средств на специализированные стоянки, их хранения, оплаты расходов на перемещение и хранение, а также возврата транспортных средств, задержанных в соответствии со ст. 27.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, порядок взаимодействия между уполномоченным органом, диспетчерским центром, уполномоченными организациями и органами внутренних дел Российской Федерации по перемещению задержанных транспортных средств на специализированные стоянки, их хранению, оплате расходов на перемещение и хранение, возврату транспортных средств.

В целях выполнения Минтрансом Чувашии дополнительной функции уполномоченного органа в области организации деятельности специализированных стоянок для задержанных транспортных средств на территории Чувашской Республики необходимо увеличение штатной численности министерства на 2 единицы, финансируемых за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики.

Вступление в силу постановления Кабинета Министров Чувашской Республики не потребует принятия, изменения, приостановления или признания утратившими силу каких-либо федеральных законов, законов Чувашской Республики.

Чувашской Республики

Заключение

по результатам проведения антикоррупционной экспертизы

проект постановления Кабинета Министров Чувашской Республики

«Об организации деятельности специализированных стоянок

для задержанных транспортных средств на территории Чувашской Республики»

В проекте постановления Кабинета Министров Чувашской Республики «Об организации деятельности специализированных стоянок для задержанных транспортных средств на территории Чувашской Республики» не выявлены коррупциогенные факторы.

Проект постановления Кабинета Министров Чувашской Республики «Об организации деятельности специализированных стоянок для задержанных транспортных средств на территории Чувашской Республики» размещен на официальном сайте Министерства транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики в сети Интернет «_____»________________ 2012 года.

Дата окончания приема заключений по результатам проведения независимой антикоррупционной экспертизы «_____»________________ 2012 года.

Министр транспорта и дорожного хозяйства

Чувашской Республики

______________________________

29 мая 2017, 16:17

1. Настоящие Правила устанавливают порядок перемещения авто-, мото-транспортного средства с рабочим объемом двигателя более 50 см3 и максимальной конструктивной скоростью более 50 км/ч, тракторов, других самоходных дорожно-строительных и иных машин, прицепов к ним, подлежащих государственной регистрации в ГИБДД, на специализированную стоянку, а также его хранения, возврата транспортного средства.

2. Задержание транспортного средства осуществляется в случаях, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, а именно:

Статья 11.26. Незаконное использование зарегистрированных в других государствах автотранспортных средств для перевозок грузов и (или) пассажиров;

Статья 11.29. Осуществление международных автомобильных перевозок без разрешений;

Статья 12.3. Управление транспортным средством водителем, не имеющим при себе документов, предусмотренных Правилами дорожного движения;

Статья 12.5. Управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых эксплуатация транспортных средств запрещена;

Статья 12.7. Управление транспортным средством водителем, не имеющим права управления транспортным средством;

Статья 12.8. Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения;

Статья 12.16. Несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги;

Статья 12.19. Нарушение правил остановки или стоянки транспортных средств.

2.1. Задержанное транспортное средство перемещается на специализированную стоянку — специально отведённое охраняемое место хранения задержанных транспортных средств Штрафстоянка (далее — специализированная стоянка).

3. Задержанное транспортное средство перемещается на специализированную стоянку при помощи другого транспортного средства (автоэвакуатора, гидроманипулятора).

4. Водителю транспортного средства сообщается о месте хранения задержанного транспортного средства при вручении протокола о задержании транспортного средства, а также он может ознакомится о месте хранения ТС на сайте shtraf-stoyanka59.ru.

4.1. О задержании транспортного средства в отсутствие водителя уполномоченное должностное лицо незамедлительно сообщает в дежурную часть ОВД в целях информирования владельца (представителя владельца) о задержании транспортного средства и принятия мер, в случае необходимости, по установлению владельца (представителя владельца) транспортного средства.

5. Приём на стоянку задержанного транспортного средства осуществляется лицом, ответственным за хранение, при получении копии протокола о задержании транспортного средства.

5.1. Лицо, ответственное за хранение назначается приказом директора Штрафстоянки.

5.2. Транспортное средство визуально осматривается на предмет наличия повреждений (вмятин, царапин и т.п.), сверяется наличие оборудования и предметов, находящихся в салоне и багажнике, с указанными в протоколе задержания, проверяется опечатывание конструктивно предусмотренных мест доступа.

5.3. Учёт задержанных транспортных средств, принятых на хранение на специализированную стоянку, ведётся в журнале учёта задержанных транспортных средств, который содержит следующие данные:

дата, время помещения ТС на стоянку;

сведения о ТС (марка, модель, государственный регистрационный знак ТС, № кузова (VIN));

основание помещения ТС на стоянку — протокол (номер, дата протокола);

техническое состояние ТС;

должность, ФИО лица, принявшего ТС на стоянку, подпись;

владелец ТС, подпись;

отметка о предоставлении доступа к ТС, находящемуся на стоянке, дата и время;

ФИО лица, осуществившего доступ к ТС (владелец, представитель владельца), подпись;

примечание;

основание выдачи ТС — разрешение (ФИО, должность лица, разрешившего выдачу);

дата, время выдачи ТС;

ФИО лица, получившего ТС (владелец, представитель владельца), подпись;

ФИО должностного лица, осуществившего выдачу ТС (подпись).

5.4. Журнал учёта задержанных транспортных средств хранится в течение 3 лет и ведётся лицом, ответственного за хранение задержанных транспортных средств на специализированной стоянке.

5.5. Срок хранения транспортного средства исчисляется в часах с момента его помещения на специализированную стоянку.

5.6. Плата за хранение транспортного средства взимается за каждый полный час его нахождения на специализированной стоянке.

5.7. Первые 3 часа хранения задержанного транспортного средства на специализированной стоянке не подлежат оплате.

5.8. Стоимость 1 часа определяется согласно действующего законодательства.

5.9. Доступ водителя транспортного средства (представителя владельца) к находящемуся на специализированной стоянке транспортному средству осуществляется в присутствии лица, ответственного за его хранение.

6. Уполномоченное должностное лицо, убедившись в устранении причины задержания транспортного средства, находящегося на специализированной стоянке, даёт разрешение на его возврат, о чём делает отметку в протоколе о задержании транспортного средства, соответствующем журнале.

7. Возврат задержанного транспортного средства водителю, указанному в путевом листе (представителю владельца), производится на основании разрешения (в письменной форме) уполномоченного должностного лица после оплаты расходов, связанных с его хранением.

7.1. Лицо, получившее транспортное средство, расписывается в журнале учёта задержанных транспортных средств.

8. На специализированной стоянке ведётся учёт задержанных транспортных средств в порядке, устанавливаемом законодательством Российской Федерации.

9. Вред, причиненный задержанному транспортному средству и находящемуся в нём имуществу при его перемещении на специализированную стоянку или хранении на специализированной стоянке, возмещается в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Штрафстоянка не информирует владельца о том, что на специализированной стоянке хранится его транспортное средство, кроме размещения информации на сайте.

Показано только начало документа. Для просмотра всего текста необходимо оформить подписку на журнал АМБ-Экспресс :

Хочется узнать подробнее о специализированных стоянках.

1. В каких размерах взимается плата за перемещение транспортного средства на специализированную стоянку и плата за его хранение на специализированной стоянке, какими законодательными документами это регулируется?

2. На штрафстоянках используются эвакуаторы, под какое налогообложение они попадают?

3. Какие документы необходимо оформлять при перемещении, хранении арестованного транспорта, а также использовании эвакуатора при оказании данных услуг?

4. Может ли предприниматель оформить штрафстоянку как частную, не арендуя землю у муниципалитета и не выплачивая проценты местной полиции как это было 2011 году?

5. Бухгалтерский и налоговый учет при оказании данного вида услуг?

Порядок перемещения транспортных средств, задержанных при нарушениях правил эксплуатации транспортного средства и управления транспортным средством, на специализированную стоянку, хранения транспортных средств, оплаты расходов на их перемещение и хранение и возврата транспортных средств их владельцам, представителям владельцев или лицам, имеющим при себе документы, необходимые для управления данными транспортными средствами, в Свердловской области установлен Законом Свердловской области от 20.06.2012 г. № 57-ОЗ «О порядке перемещения транспортных средств на специализированную стоянку, их хранения, оплаты расходов на их перемещение и хранение и возврата транспортных средств в Свердловской области» .

Под специализированной стоянкой понимается специально отведенное охраняемое место, предназначенное для хранения транспортных средств, задержанных при нарушениях правил эксплуатации транспортного средства и управления транспортным средством.

Перемещение транспортных средств на специализированную стоянку осуществляется юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими на территории Свердловской области деятельность по перемещению транспортных средств на специализированную стоянку и (или) деятельность по хранению транспортных средств, помещенных на специализированную стоянку, включенными в перечень, утвержденный Правительством Свердловской области .

Порядок формирования перечня юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих на территории Свердловской области деятельность по перемещению транспортных средств на специализированную стоянку и (или) деятельность по хранению транспортных средств, помещенных на специализированную стоянку, утвержден постановлением Правительства Свердловской области от 29.06.2012 г. № 718-ПП .

Согласно Порядку… претенденты на включение в Перечень представляют в уполномоченный орган заявление о включении в Перечень, которым подтверждает соответствие всем требованиям, изложенным в главе 4 Порядка (приложения № 1 и 2 к Порядку), с приложением определенных Порядком документов .

Так, в частности, претенденты, осуществляющие деятельность по хранению транспортных средств, должны представить копии документов, подтверждающих владение на любом законном основании охраняемым земельным участком , предназначенным для хранения транспортных средств, заверенные нотариусом.

Для включения в Перечень деятельность Претендента по перемещению транспортных средств на специализированную стоянку и (или) деятельность по хранению транспортных средств , перемещенных на специализированную стоянку, должна соответствовать следующим требованиям :

1) юридическое лицо (индивидуальный предприниматель), осуществляющее(ий) только перемещение транспортного средства на специализированную стоянку , должно(ен) осуществлять перемещение на условиях договора об оказании услуг с юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, осуществляющим хранение транспортного средства ;

2) юридическое лицо (индивидуальный предприниматель), осуществляющее(ий) перемещение транспортного средства должно(ен) владеть на праве собственности (ином вещном праве) или на условиях договора об оказании услуг транспортными средствами, подлежащими государственной регистрации, оснащенными специализированным оборудованием, предназначенным для погрузки и перемещения задержанного транспортного средства;

3) транспортные средства должны обслуживаться квалифицированным водительским составом, имеющим водительское удостоверение категории «C»;

4) юридическое лицо (индивидуальный предприниматель), осуществляющее(ий) хранение транспортных средств, должно(ен) владеть на любом законном праве специально отведенным охраняемым местом , предназначенным для хранения транспортных средств, задержанных по основаниям, предусмотренным ч. 1 ст. 27.13 КоАП РФ ;

5) специализированная стоянка должна работать в круглосуточном режиме и обеспечивать возможность внесения оплаты за оказанные услуги по хранению задержанных транспортных средств в порядке, установленном действующим законодательством.

Уполномоченный орган в течение 30 дней с момента подачи Претендентами документов рассматривает представленные документы и принимает одно из следующих решений:

1) включить Претендента в Перечень;

2) отказать Претенденту во включении в Перечень.

До перемещения транспортного средства на специализированную стоянку лицо, осуществляющее такое перемещение :

1) составляет ак...

Данный раздел/документ открыт только зарегистрированным пользователям, которые оформили

В практике муниципального управления иногда возникает вопрос, относится ли к компетенции органов местного самоуправления организация так называемых штрафстоянок – специализированных стоянок для хранения задержанных за нарушение правил дорожного движения транспортных средств. Для того чтобы ответить на него, необходимо провести обзор действующего законодательства.

В практике муниципального управления иногда возникает вопрос, относится ли к компетенции органов местного самоуправления организация так называемых штрафстоянок - специализированных стоянок для хранения задержанных за нарушение правил дорожного движения транспортных средств. Для того чтобы ответить на него, необходимо провести обзор действующего законодательства.

Подробнее разобраться в теме вы можете на наших курсах повышения квалификации:

С одной стороны, данная деятельность является коммерческой и по логике вещей должна приносить прибыль, так как расходы на перемещение и содержание транспортного средства на спецстоянке оплачивает владелец машины, причем с 1 июля 2012 г. за весь период пребывания автомобиля на стоянке, поскольку Федеральным законом от 21.04.2011 № 69-ФЗ из ч. 1 ст. 27.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) было исключено положение о том, что плата за перемещение транспортного средства за первые сутки его хранения на специализированной стоянке и за блокировку не взимается.

С другой стороны, как и в любой коммерческой деятельности, ее прибыльность зависит от востребованности услуг, т. е. в данном случае - от частоты помещения машин на штрафстоянку. При незначительном числе таких случаев спецстоянка может быть нерентабельным предприятием, когда неизбежные расходы на ее создание и эксплуатацию превышают доходы от ее функционирования.

В связи с этим на практике в зависимости от конкретных обстоятельств органами местного самоуправления ставятся два различных вопроса:

Обязаны ли органы местного самоуправления создавать или способствовать созданию спецстоянок;

Вправе ли они создавать муниципальные стоянки.

Правоприменительная, в т. ч. судебная, практика складывается в этом отношении противоречиво. В одних случаях создание спецстоянок признается обязанностью органов местного самоуправления, а в других отрицается не только такая обязанность, но даже их право заниматься данной деятельностью. Имеются даже случаи, когда такие противоположные выводы делаются одними и теми же судебными инстанциями.

Пример

Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в определении от 13.01.2001 пришла к выводу, что обеспечение дорог спецстоянками не относится к полномочиям органов местного самоуправления, и та же судебная инстанция в определении от 08.11.2012 обязала местную администрацию Отрадненского района Краснодарского края организовать на территории муниципального образования муниципальную специализированную стоянку .

Попробуем разобраться в правовом регулировании данной проблемы.

Задержание транспортного средства, т. е. исключение его из процесса перевозки людей и грузов путем перемещения при помощи другого транспортного средства и помещения в ближайшее специально отведенное охраняемое место (на специализированную стоянку), и хранение на спецстоянке до устранения причины задержания, предусмотрено ст. 27.13 КоАП РФ. Согласно ст. 27.1 КоАП РФ это является мерой обеспечения производства по делу об административном правонарушении, т. е. мерой, применяемой уполномоченными лицами в целях пресечения административного правонарушения, установления личности нарушителя, составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнения принятого по делу постановления.

Данная мера применяется при нарушениях правил эксплуатации и управления транспортным средством, предусмотренных ч. 1 ст. 11.8.1, ст. 11.9, 11.26, 11.29, ч. 1 ст. 12.3, ч. 2 ст. 12.5, ч. 1 и 2 ст. 12.7, ч. 1, 3 и 4 ст. 12.8, ч. 4 и 5 ст. 12.16, ч. 3, 4 и 6 ст. 12.19, ч. 1-3 ст. 12.21.1, ч. 1 ст. 12.21.2, ст. 12.26, ч. 3 ст. 12.27 КоАП РФ.

Таким образом, специализированные стоянки предназначены исключительно для хранения транспортных средств, задержанных в связи с совершением административного правонарушения в сфере дорожного движения.

Согласно ч. 10 ст. 27.13 КоАП РФ порядок перемещения транспортных средств на спецстоянку, их хранения, оплаты расходов на перемещение и хранение, возврата транспортных средств их владельцам, представителям владельцев или лицам, имеющим при себе документы, необходимые для управления данными транспортными средствами, определяется законами субъектов РФ.

При этом правовой статус и принадлежность самих стоянок остаются неопределенными. Из закона не ясно, кем именно должны или могут создаваться такие специализированные стоянки.

Постановлением Правительства РФ от 18.12.2003 № 759 «Об утверждении Правил задержания транспортного средства, помещения его на стоянку, хранения, а также запрещения эксплуатации» (далее - Постановление № 759) органам исполнительной власти субъектов РФ было рекомендовано организовать работу по созданию специализированных муниципальных стоянок. Это давало почву для трактовки, что стоянки находятся в муниципальной собственности, а значит, именно органы местного самоуправления уполномочены на создание таковых. Во всяком случае имеются прецеденты, когда, ссылаясь в т. ч. на эти положения, контролирующие органы требовали от органов местного самоуправления принимать меры по созданию стоянок. Руководствуясь этими же положениями, в некоторых субъектах РФ принимались правовые акты, предусматривавшие обращенные к органам местного самоуправления рекомендации либо требования осуществлять организацию таких стоянок.

Однако, как видно из текста, приведенное положение содержало лишь рекомендацию (а не обязательное к исполнению требование), причем обращенную к органам исполнительной власти субъектов РФ, а не к органам местного самоуправления.

В силу базового конституционного принципа самостоятельности органов местного самоуправления органы государственной власти субъектов РФ не обладают административными полномочиями в отношении органов местного самоуправления и не вправе создавать какие-либо объекты, принадлежащие муниципальным образованиям, но они вправе создавать собственные объекты, располагающиеся на территории муниципального образования. Следовательно, в приведенной норме слова «муниципальные стоянки» могут трактоваться не как «принадлежащие муниципальным образованиям», а лишь как «находящиеся на территории муниципальных образований». Иное толкование означало бы признание того факта, что Постановлением № 759 грубо нарушается Конституция РФ и федеральное законодательство. Кроме того, полномочия органов местного самоуправления могут устанавливаться только федеральными законами и не могут регулироваться постановлениями Правительства РФ в соответствии с ч. 1.1 ст. 17, ст. 18, 19 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ). Таким образом, нет оснований рассматривать Постановление № 759 (к тому же утратившее силу к настоящему моменту) как правовую базу закрепления за органами местного самоуправления полномочий по созданию специализированных стоянок для хранения задержанных транспортных средств.

В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения поселений относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Анализ положений ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 257-ФЗ) показывает, что специализированные стоянки не могут быть отнесены ни к одному из объектов, входящих в состав автомобильных дорог (земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог).

Так, защитные дорожные сооружения - сооружения, к которым относятся элементы озеленения, имеющие защитное значение, заборы, устройства, предназначенные для защиты автомобильных дорог от снежных лавин, шумо- и ветрозащитные устройства и другие подобные сооружения; искусственные дорожные сооружения - сооружения, предназначенные для движения транспортных средств, пешеходов и прогона животных в местах пересечения автомобильных дорог иными автомобильными дорогами, водотоками, оврагами, в местах, которые являются препятствиями для такого движения, прогона (зимники, мосты, переправы по льду, путепроводы, трубопроводы, тоннели, эстакады и т. п.); производственные объекты - сооружения, используемые при капитальном ремонте, ремонте, содержании автомобильных дорог; элементы обустройства автомобильных дорог - сооружения, к которым относятся дорожные знаки, дорожные ограждения, светофоры и другие устройства для регулирования дорожного движения, места отдыха, остановочные пункты, объекты, предназначенные для освещения автомобильных дорог, пешеходные дорожки, пункты весового и габаритного контроля транспортных средств, пункты взимания платы, стоянки (парковки) транспортных средств, сооружения, предназначенные для охраны автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений, тротуары, другие предназначенные для обеспечения дорожного движения, в т. ч. его безопасности, сооружения, за исключением объектов дорожного сервиса. При этом дорожная деятельность в Федеральном законе № 257-ФЗ понимается как деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог как таковых.

Специализированные стоянки трудно отнести к каким-либо видам объектов в составе автомобильных дорог, включая «иные сооружения, предназначенные для безопасности дорожного движения», поскольку сами по себе, напрямую, они не влияют на уровень безопасности при движении по дороге в отличие, например, от освещения, пешеходных переходов и даже дорожных метеостанций (см. п. 4.1.13.7 Правил диагностики и оценки состояния автомобильных дорог (взамен ВСН 6-90). Основные положения. ОДН 218.0.006-2002, утв. распоряжением Минтранса России от 03.10.2002 № ИС-840-р). Соответственно создание штрафстоянок не может относиться к дорожной деятельности.

Понятие «использование автомобильной дороги» в законодательстве не определено, однако оно подразумевает применение дороги по прямому назначению, т. е. для движения транспортных средств (п. 1 ст. 3 Федерального закона № 257-ФЗ). Спецстоянки в отличие, например, от парковок (парковочных мест) по своему целевому назначению не связаны с организацией дорожного движения. Таким образом, создание специализированных стоянок не может быть включено в содержание деятельности по использованию автомобильных дорог.

Что касается безопасности дорожного движения, то в принципе спецстоянки в широком, профилактическом смысле могли бы рассматриваться как фактор, способствующий обеспечению таковой, в той мере, в какой пресечение дорожно-транспортных правонарушений создает условия для безопасности на дорогах. Ведь безопасность дорожного движения определяется как состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий (абз. 3 ст. 2 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»; далее - Федеральный закон № 196-ФЗ). Назначение спецстоянок, как указывалось выше, - это хранение транспортных средств, задержанных за определенные нарушения правил эксплуатации и управления транспортным средством, цель помещения на спецстоянку - исключение транспортного средства из процесса перевозки людей и грузов и хранение до устранения причины задержания (ч. 1 ст. 27.13 КоАП РФ). Установление административной ответственности за указанные нарушения направлено на обеспечение безопасности дорожного движения, а задержание транспортного средства нарушителя путем помещения на спецстоянку призвано пресечь правонарушающее и, следовательно, угрожающее безопасности поведение участника дорожного движения.

Вмеcте с тем, когда речь идет о полномочиях органов власти по обеспечению безопасности дорожного движения, то это понимается весьма конкретно, как меры по оборудованию самих дорог средствами обеспечения безопасности в процессе движения транспортных средств. Согласно ст. 6 Федерального закона № 196-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления поселения в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в т. ч. на объектах улично-дорожной сети, в границах населенных пунктов поселения при осуществлении дорожной деятельности. Как видно, обеспечение безопасности дорожного движения возлагается на органы местного самоуправлении исключительно в рамках их полномочий по осуществлению дорожной деятельности. Поскольку создание спецстоянок не относится к дорожной деятельности, оно не может быть отнесено и к обеспечению безопасности при осуществлении таковой.

Из изложенного следует, что создание специализированных стоянок для хранения задержанных транспортных средств выходит за рамки вопроса местного значения, предусмотренного п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ: дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу своего специфического назначения штрафстоянки не могут быть отнесены и к объектам благоустройства. Согласно ст. 2 Федерального закона № 131-ФЗ объекты благоустройства направлены на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, поддержание и улучшение санитарного и эстетического состояния территории. Спецстоянки предназначены для хранения задержанных за нарушение правил дорожного движения транспортных средств, что не имеет никакого отношения к указанным выше целям благоустройства. Соответственно нет оснований рассматривать создание специализированных стоянок для хранения задержанных транспортных средств в рамках вопросов местного значения по благоустройству территории поселения, городского округа (п. 19 ч. 1 ст. 14, п. 25 ч. 1 ст. 16 Федерального закона № 131-ФЗ).

Итак, исходя из указанного назначения специализированных стоянок полномочия по их созданию необходимо рассматривать в рамках законодательства об административных правонарушениях. Последнее находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ, органы местного самоуправления какими-либо собственными полномочиями в данной сфере не обладают и могут наделяться лишь отдельными государственными полномочиями (ст. 1.3, 1.3.1 КоАП РФ).

Материалы по обращению главы муниципального образования «Отрадненский район» А.В. Волненко // Архив Комитета Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления.